Возрастная психология кризисы: Кризисы возрастного развития

Возрастная психология кризисы: Кризисы возрастного развития

Кризисы возрастного развития

Возрастные кризисы – особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психическими изменениями. Относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального поступательного хода личностного развития (Эриксон).

Форма и длительность этих периодов, а также острота протекания зависят от индивидуальных особенностей, социальных и микросоциальных условий. В возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов, их места и роли в психическом развитии. Часть психологов считает, что развитие должно быть гармоничным, бескризисным. Кризисы – ненормальное, «болезненное» явление, результат неправильного воспитания. Другая часть психологов утверждает, что наличие кризисов в развитии закономерно. Более того, по некоторым представлениям в возрастной психологии, ребенок, не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться дальше. К этой теме обращались Божович, Поливанова, Гейл Шихи.

Л.С. Выготский рассматривает динамику переходов от одного возраста к другому. На раз-ных этапах изменения в детской психике могут происходить медленно и постепенно, а могут – быстро и резко. Выделяются стабильные и кризисные стадии развития, их чередование – закон детского развития. Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в Личности ребенка. По продолжительности долгие. Незначительные, минимальные изменения накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии: появляются возрастные новообразования, устойчивые, фиксирующиеся в структуре Личности.

Кризисы длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет. Это краткие, но бурные стадии. Значительные сдвиги в развитии, ребенок резко меняется во многих своих чертах. Развитие может принять в это время катастрофический характер. Кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы. Обострение наступает в середине периода. Для окружающих ребенка людей оно связано с изменением поведения, появлением «трудновоспитуемости». Ребенок выходит из-под контроля взрослых. Аффективные вспышки, капризы, конфликты с близкими. У школьников падает работоспособность, ослабляется интерес к занятиям, снижается успеваемость, иногда возникают мучительные переживания, внутренние конфликты.

В кризисе развитие приобретает негативный характер: распадается, исчезает то, что образовалось на предыдущей стадии. Но создается и что-то новое. Новообразования оказываются неустойчивыми и в следующем стабильном периоде трансформируются, поглощаются другими новообразованиями, растворяются в них, и, таким образом, отмирают.

Д.Б. Эльконин развил представления Л.С. Выготского о детском развитии. «К каждой точке своего развития ребенок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений человек – человек, и тем, что он усвоил из системы отношений человек – предмет. Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которых идет развитие той стороны, котарая отставала в предшествующий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой».

Кризис новорожденности. Связан с резким изменением условий жизни. Ребенок из комфортных привычных условий жизни попадает в тяжелые (новое питание, дыхание). Адаптация ребенка к новым условиям жизни.

Кризис 1 года. Связан с увеличением возможностей ребенка и появлением новых потребностей. Всплеск самостоятельности, появление аффективных реакций. Аффективные вспышки как реакция на непонимание со стороны взрослых. Главное приобретение переходного периода – своеобразная детская речь, называемая Л.С. Выготским автономной. Она значительно отличается от взрослой речи и по звуковой форме. Слова становятся многозначными и ситуативными.

Кризис 3 лет. Граница между ранним и дошкольным возрастом – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я», по Д.Б. Эльконину. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Появление феномена «Я сам», по Выготскому это новообразование «внешнее Я сам». «Ребенок пытается установить новые формы отношения с окружающими – кризис социальных отношений».

Л.С. Выготский описывает 7 характеристик кризиса 3 лет. Негативизм– негативная реакция не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Главный мотив действия – сделать наоборот.

Меняется мотивация поведения ребенка. В 3 года он впервые становится способен поступать вопреки своему непосредственному желанию. Поведение ребенка определяется не этим желанием, а отношениями с другим, взрослым человеком. Мотив поведения уже находится вне ситуации, данной ребенку. Упрямство. Это реакция ребенка, которая настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания.

Ярко проявляется тенденция к самостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам. В принципе это положительное явление, но во время кризиса гипертрофированная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию, она часто неадекватна возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.

У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными, они как бы постоянно находятся в состоянии войны со взрослыми. В этих случаях говорят о протесте-бунте. В семье с единственным ребенком может появиться деспотизм. Если в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность: та же тенденция к власти здесь выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зрения юного деспота.

Обесценивание. 3-летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т.п. У ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых.

Кризис 3 лет связан с осознанием себя как активного субъекта в мире предметов, ребенок впервые может поступать вопреки своим желаниям.

Кризис 7 лет. Может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам. Открытие значения новой социальной позиции – позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы. Формирование соответствующей внутренней позиции коренным образом меняет его самосознание. Как считает Л.И. Божович – это период рождения соц. «Я» ребенка. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. Происходят глубокие изменения в плане переживаний – устойчивые аффективные комплексы. Проявляется то, что Л.С. Выготский называет обобщением переживаний. Цепь неудач или успехов (в учебе, в широком общении), каждый раз примерно одинаково переживаемых ребенком, приводит к формированию устойчивого аффективного комплекса – чувства неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия или чувства собственной значимости, компетентности, исключительности. Благодаря обобщению переживаний, появляется логика чувств. Переживания приобретают новый смысл, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний.

Это приводит к возникновению внутренней жизни ребенка. Начавшаяся дифференциация внешней и внутренней жизни ребенка связана с изменением структуры его поведения. Появляется смысловая ориентировочная основа поступка – звено между желанием что-то сделать и разворачивающимися действиями. Это интеллектуальный момент, позволяющий более или менее адекватно оценить будущий поступок с точки зрения его результатов и более отдаленных последствий. Смысловая ориентировка в собственных действиях становится важной стороной внутренней жизни. В то же время она исключает импульсивность и непосредственность поведения ребенка. Благодаря этому механизму утрачивается детская непосредственность; ребенок размышляет, прежде чем действовать, начинает скрывать свои переживания и колебания, пытается не показывать другим, что ему плохо.

Чисто кризисным проявлением дифференциации внешней и внутренней жизни детей обычно становятся кривляние, манерность, искусственная натянутость поведения. Эти внешние особенности так же, как и склонность к капризам, аффективным реакциям, конфликтам, начинают исчезать, когда ребенок выходит из кризиса и вступает в новый возраст.

Новообразование – произвольность и осознанность психических процессов и их интеллектуализация.

Пубертатный кризис (от 11 до 15 лет) связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Появляются вторичные половые признаки. Подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом. В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным.

Эмоциональная нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания.

Половая идентификация достигает нового, более высокого уровня. Отчетливо проявляется ориентация на образцы мужественности и женственности в поведении и проявлении личностных свойств.

Благодаря бурному росту и перестройке организма в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Из-за его гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые.

На образ физического «Я» и самосознание в целом оказывает влияние темп полового созревания. Дети с поздним созреванием оказываются в наименее выгодном положении; акселерация создает более благоприятные возможности личностного развития.

Появляется чувство взрослости – ощущение себя взрослым человеком, центральное новообразование младшего подросткового возраста. Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними. Кроме стремления к эмансипации, подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущей Деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Появляются подростковая дружба и объединение в неформальные группы. Возникают и яркие, но обычно сменяющие друг друга увлечения.

Кризис 17 лет (от 15 до 17 лет). Возникает точно на рубеже привычной школьной и новой взрослой жизни. Может сместиться на 15 лет. В это время ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни.

Большинство 17-летних школьников ориентируются на продолжение образования, немногие – на поиски работы. Ценность образования – большое благо, но в то же время достижение поставленной цели сложно, и в конце 11 класса эмоциональное напряжение может резко возрасти.

Для тех, кто тяжело переживает кризис 17 лет, характерны различные страхи. Ответственность перед собой и своими родными за выбор, реальные достижения в это время – уже большой груз. К этому прибавляется страх перед новой жизнью, перед возможностью ошибки, перед неудачей при поступлении в вуз, у юношей – перед армией. Высокая тревожность и на этом фоне выраженный страх могут привести к возникновению невротических реакций, таких как повышение температуры перед выпускными или вступительными экзаменами, головные боли и т.п. Может начаться обострение гастрита, нейродермита или другого хронического заболевания.

Резкая смена образа жизни, включение в новые виды Деятельности, общение с новыми людьми вызывают значительную напряженность. Новая жизненная ситуация требует адаптации к ней. Помогают адаптироваться в основном два фактора: поддержка семьи и уверенность в себе, чувство компетентности.

Устремленность в будущее. Период стабилизации Личности. В это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем – мировоззрение. Известны связанные с этим юношеский максимализм в оценках, страстность в отстаивании своей точки зрения. Центральным новообразованием периода становится самоопределение, профессиональное и личностное.

Кризис 30 лет. Приблизительно в возрасте 30 лет, иногда несколько позже, большинство людей переживают кризисное состояние. Оно выражается в изменении представлений о своей жизни, иногда в полной утрате интереса к тому, что раньше было в ней главным, в некоторых случаях даже в разрушении прежнего образа жизни.

Кризис 30 лет возникает вследствие нереализованности жизненного замысла. Если же при этом происходит «переоценка ценностей» и «пересмотр собственной Личности», то речь идет о том, что жизненный замысел вообще оказался неверным. Если же жизненный путь выбран верно, то привязанность «к определенной Деятельности, определенному укладу жизни, определенным ценностям и ориентациям» не ограничивает, а, наоборот, развивает его Личность.

Кризис 30 лет нередко называют кризисом смысла жизни. Именно с этим периодом обычно связаны поиски смысла существования. Эти поиски, как и весь кризис в целом, знаменуют переход от молодости к зрелости.

Проблема смысла во всех своих вариантах, от частных до глобального – смысла жизни – возникает тогда, когда цель не соответствует мотиву, когда ее достижение не приводит к достижению предмета потребности, т.е. когда цель была поставлена неверно. Если речь идет о смысле жизни, то ошибочной оказалась общая жизненная цель, т.е. жизненный замысел.

У части людей в зрелом возрасте бывает еще один, «внеплановый» кризис, приуроченный не к границе двух стабильных периодов жизни, а возникающий внутри данного периода. Это так называемый кризис 40 лет. Это как бы повторение кризиса 30 лет. Оно происходит тогда, когда кризис 30 лет не привел к должному решению экзистенциальных проблем.

Человек остро переживает неудовлетворенность своей жизнью, расхождение между жизненными планами и их реализацией. А.В. Толстых отмечает, что к этому добавляется изменение отношения со стороны коллег по работе: время, когда можно было считаться «подающим надежды», «перспективным», проходит, и человек чувствует необходимость «оплаты векселей».

Помимо проблем, связанных с профессиональной Деятельностью, кризис 40 лет нередко вызывается и обострением семейных отношений. Потеря некоторых близких людей, утрата очень важной общей стороны жизни супругов – непосредственного участия в жизни детей, каждодневной заботы о них – способствует окончательному осознанию характера супружеских отношений. И если кроме детей супругов ничто значимое для них обоих не связывает, семья может распасться.

В случае возникновения кризиса 40 лет человеку приходится еще раз перестраивать свой жизненный замысел, вырабатывать во многом новую «Я-концепцию». С этим кризисом могут быть связаны серьезные перемены в жизни, вплоть до смены профессии и создания новой семьи.

Кризис ухода на пенсию. Прежде всего негативно сказывается нарушение привычного режима и уклада жизни, нередко сочетающееся с острым ощущением противоречия между сохраняющейся трудоспособностью, возможностью принести пользу и их невостребованностью. Человек оказывается как бы «выброшенным на обочину» текущей уже без его деятельного участия общей жизни. Снижение своего социального статуса, потеря сохранявшегося десятилетиями жизненного ритма иногда приводят к резкому ухудшению общего физического и психического состояния, а в отдельных случаях даже к сравнительно быстрой смерти.

Кризис ухода на пенсию часто усугубляется тем, что примерно в это время вырастает и начинает жить самостоятельной жизнью второе поколение – внуки, что особенно болезненно отражается на женщинах, посвятивших себя в основном семье.

С уходом на пенсию, нередко совпадающим с ускорением биологического старения, часто связано ухудшение материального положения, иногда более уединенный образ жизни. Кроме того, кризис может осложниться смертью супруга (супруги), утратой некоторых близких друзей.

ВОЗРАСТНОЙ КРИЗИС • Большая российская энциклопедия

ВОЗРАСТНО́Й КРИ́ЗИС (кри­зис раз­ви­тия), пе­ре­ход к ка­че­ст­вен­но но­во­му эта­пу жиз­ни, свя­зан­ный с оп­ре­де­лён­ным воз­рас­том че­ло­ве­ка. В. к. – мо­мент на­ру­ше­ния рав­но­ве­сия, по­яв­ле­ния но­вых по­треб­но­стей, пе­ре­строй­ки мо­ти­ва­ци­он­ной сфе­ры лич­но­сти и воз­ник­но­ве­ния свя­зан­ных с лич­но­ст­ны­ми но­во­об­ра­зо­ва­ния­ми про­блем адап­та­ции. Вы­де­ля­ют кри­зис но­во­ро­ж­дён­но­сти (до 1 мес), кри­зис од­но­го го­да, кри­зис 3 лет, кри­зис 7 лет, под­ро­ст­ко­вый кри­зис (11–12 лет), юно­ше­ский кри­зис, кри­зис се­ре­ди­ны жиз­ни (35–45 лет) и др.

Со­глас­но Л. С. Вы­гот­ско­му, у ре­бён­ка В. к. воз­ни­ка­ют при сме­не од­но­го ста­биль­но­го воз­рас­тно­го пе­рио­да дру­гим и обу­слов­ле­ны пре­ж­де все­го раз­ру­ше­ни­ем при­выч­ной со­ци­аль­ной си­туа­ции раз­ви­тия и воз­ник­но­ве­ни­ем но­вой си­туа­ции, со­от­вет­ст­вую­щей но­во­му уров­ню пси­хич. раз­ви­тия ре­бён­ка. В. к. про­яв­ля­ют­ся в по­ве­де­нии как не­по­слу­ша­ние, уп­рям­ст­во, не­га­ти­визм. По Э. Эрик­со­ну, пе­ре­ход к но­вой фа­зе раз­ви­тия воз­мо­жен толь­ко на ос­но­ве раз­ре­ше­ния гл. про­ти­во­ре­чия, свой­ст­вен­но­го пре­ды­ду­щей фа­зе, и про­те­кает в фор­ме «нор­ма­тив­но­го кри­зи­са», ко­то­рый внеш­не на­по­ми­на­ет па­то­ло­гич. яв­ле­ния, но фак­ти­че­ски вы­ра­жа­ет нор­маль­ные труд­но­сти рос­та. Эрик­сон раз­де­лил че­ло­ве­че­скую жизнь на 8 эта­пов, ка­ж­до­му из ко­то­рых со­от­вет­ст­ву­ет свой нор­ма­тив­ный кри­зис.

Пси­хо­ло­гия раз­ви­тия 1-й пол. 20 в., за­ни­мав­шая­ся пре­им. дет­ст­вом и юно­стью, обыч­но мо­де­ли­ро­ва­ла про­цесс раз­ви­тия по об­раз­цу он­то­ге­не­за, счи­тая его фа­зы и В. к. бо­лее или ме­нее все­об­щи­ми, ин­ва­ри­ант­ны­ми. Изу­че­ние со­ци­аль­ных фак­то­ров раз­ви­тия и воз­ник­но­ве­ние пси­хо­ло­гии взрос­ло­сти вне­сло в эту схе­му су­ще­ст­вен­ные кор­рек­ти­вы. Напр., кри­зис се­ре­ди­ны жиз­ни, изу­чен­ный Д.  Ле­вин­со­ном и Г. Ши­хи, ко­ре­нит­ся не в пси­хо­фи­зио­ло­гии, а в из­ме­не­нии ро­ле­вой сис­те­мы лич­но­сти, свя­зан­ном с дос­ти­же­ни­ем пи­ка профессиональной карь­е­ры, воз­ник­но­ве­ни­ем но­вых про­блем в се­мей­ной жиз­ни, пе­ре­смот­ром жиз­нен­ных це­лей и др.

По­ня­тие В. к. в совр. пси­хо­ло­гии раз­ви­тия свя­за­но с по­ня­ти­ем сен­зи­тив­но­го пе­рио­да, ко­гда че­ло­век от­ли­ча­ет­ся по­вы­шен­ной чув­ст­ви­тель­но­стью (сен­зи­тив­но­стью) к фак­то­рам, воз­дей­ст­вие ко­то­рых имен­но в дан­ный мо­мент раз­ви­тия име­ет важ­ные не­об­ра­ти­мые по­след­ст­вия, а так­же с по­ня­ти­ем «со­ци­аль­но­го пе­ре­хо­да» ин­ди­ви­да или груп­пы лю­дей из од­но­го со­ци­аль­но­го со­стоя­ния в дру­гое (напр., из уча­щих­ся в ра­бо­таю­щих). Не­ред­ко это оформ­ля­ет­ся спе­ци­аль­ны­ми «об­ря­да­ми пе­ре­хо­да». Струк­ту­ра жиз­нен­но­го пу­ти и вре­мя на­сту­п­ле­ния важ­ней­ших жиз­нен­ных со­бы­тий и со­от­вет­ст­вую­щих им со­ци­аль­ных пе­ре­хо­дов, а сле­до­ва­тель­но и В.  к., ме­ня­ют­ся из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние, от куль­ту­ры к куль­ту­ре. В. к. кон­крет­но­го че­ло­ве­ка не за­да­ны жё­ст­ко, а за­ви­сят от его жиз­нен­но­го пу­ти, по­во­рот­ных со­бы­тий в раз­ви­тии лич­но­сти.

Кризис среднего возраста: возраст 45–65 лет

Эриксон заявил, что основная психосоциальная задача среднего возраста — в возрасте от 45 до 65 лет — заключается в развитии продуктивности, или желании расширить свое влияние и приверженность семье, обществу, и будущих поколений. Другими словами, средний взрослый занимается формированием и руководством следующим поколением. Средний взрослый, которому не удается развить генеративность, испытывает застой, или эгоцентризм, с сопутствующим ему потворством своим слабостям и инвалидностью.

Возможно, взрослый возраст лучше всего известен своим печально известным кризисом среднего возраста: временем переоценки, которое приводит к сомнению давних убеждений и ценностей. Кризис среднего возраста может также привести к разводу человека с супругом, смене работы или переезду из города в пригород. Кризис обычно начинается в начале или середине 40-летнего возраста и часто возникает в ответ на чувство смертности, когда люди среднего возраста осознают, что их молодость ограничена и что они не достигли всех желаемых целей в жизни. Конечно, не все испытывают стресс или расстройство в среднем возрасте; вместо этого они могут просто пройти

переход среднего возраста, или изменение, а не эмоциональные потрясения кризиса среднего возраста. Другие взрослые среднего возраста предпочитают переформулировать свой опыт, думая о себе как о находящемся в расцвете сил, а не о преклонном возрасте.

Во время мужского кризиса среднего возраста мужчины могут попытаться восстановить свою мужественность, участвуя в более молодежном мужском поведении, например одеваясь в модную одежду, занимаясь такими видами деятельности, как подводное плавание, езда на мотоцикле или прыжки с парашютом.

Во время женского кризиса среднего возраста женщины могут попытаться восстановить свою женственность, одеваясь в молодежном стиле, делая косметические операции или становясь более социально активными.

Некоторые женщины среднего возраста пытаются выглядеть так же молодо, как и их маленькие взрослые дети, крася волосы и надевая более молодежную одежду. Такие действия могут быть реакцией на чувство изоляции, одиночества, неполноценности, бесполезности, неутверждения или непривлекательности.

Мужчины среднего возраста могут испытывать снижение интереса к сексуальности во время и после мужского климактерического периода (мужской менопаузы). Страх потерять свою сексуальную способность заставляет многих мужчин оставлять своих жен ради более молодых женщин, чтобы доказать другим (и себе), что они все еще сексуально способны и желанны. Напротив, женщины среднего возраста могут испытывать повышенный интерес к сексуальности, что может вызвать проблемы в их основных отношениях, если их вторая половинка теряет интерес к сексуальной активности. Это приводит к тому, что некоторые женщины среднего возраста вступают во внебрачные связи, иногда с более молодыми половыми партнерами.

Область развития продолжительности жизни, кажется, уходит от модели нормативного кризиса к модели времени событий для объяснения таких событий, как переход среднего возраста и кризис среднего возраста. Первая модель описывает психосоциальные задачи как возникающие в определенной возрастной последовательности, тогда как вторая описывает задачи как возникающие в ответ на определенные жизненные события и их время. Другими словами, в то время как нормативно-кризисная модель определяет переход среднего возраста как точно между 40 и 45 годами, модель времени событий определяет его как происходящий, когда человек начинает подвергать сомнению жизненные желания, ценности, цели и достижения.

Восемь психосоциальных кризисов Эриксона – основы образовательных технологий

Социальное развитие относится к долгосрочным изменениям в отношениях и взаимодействиях с участием себя, сверстников и семьи. Он включает в себя как положительные изменения, такие как развитие дружеских отношений, так и отрицательные изменения, такие как агрессия или запугивание. Одна из самых известных теорий социального развития — «Восемь психосоциальных кризисов» Эрика Эриксона. Как и Пиаже, Эриксон разработал теорию социального развития, которая опирается на стадии, за исключением того, что Эриксон рассматривал стадии как серию психологических или социальных (или психосоциальных) кризисов — поворотных моментов в отношениях человека и его чувствах к себе. Каждый кризис состоит из дилеммы или выбора, который несет в себе как преимущества, так и риски, но в котором один выбор или альтернатива обычно считается более желательной или «здоровой».

То, как разрешается один кризис, влияет на то, как будут разрешаться последующие кризисы. Разрешение каждого кризиса также помогает создать развивающуюся личность человека. Эриксон предложил восемь кризисов, которые продолжаются от рождения до старости. Четыре стадии происходят в школьные годы, и здесь им уделяется особое внимание, но также полезно знать, какие кризисы, как считается, наступают как до, так и после кризисов в школьные годы.

Восемь психосоциальных кризисов по Эриксону

Психосоциальный кризис Приблизительный возраст Описание
Доверие и недоверие От рождения до года Развитие доверия между опекуном и ребенком
Автономия и стыд Возраст 1-3 Развитие контроля над функциями и деятельностью организма
Инициатива и вина Возраст 3-6 лет Проверка пределов самоутверждения и целеустремленности
Трудолюбие и неполноценность Возраст 6-12 лет Развитие чувства мастерства и компетентности
Идентичность и смешение ролей Возраст 12-19 лет Развитие идентичности и признание идентичности другими
Близость и изоляция Возраст 19-25+ Формирование интимных отношений и обязательств
Генерация и

застой

Возраст 25-50+ Развитие творческой или производственной деятельности, способствующей развитию будущих поколений
Целостность и отчаяние Возраст 50+ Принятие истории личной жизни и прощение себя и других

Кризисы младенцев и дошкольников: доверие, автономия и инициатива

Почти со дня рождения младенцы сталкиваются с кризисом (по Эриксону) доверия и недоверия. Они наиболее счастливы, если могут есть, спать и испражняться в соответствии со своим физиологическим графиком, независимо от того, удобен ли их график для лица, осуществляющего уход. Однако, к сожалению, маленький младенец не в состоянии контролировать или влиять на составление графика потребностей опекунами, поэтому ребенок сталкивается с дилеммой о том, насколько доверять или не доверять услужливости опекуна. Это как если бы ребенок спрашивал: «Если я сейчас потребую еды (или сна, или чистого подгузника и т. д.), сможет ли моя мама действительно помочь мне удовлетворить эту потребность?» Будем надеяться, что опекун и ребенок решают этот выбор между ними двумя в пользу доверия ребенка: опекун оказывается, по крайней мере, «достаточно хорош» в внимательности, и ребенок рискует довериться мотивации и навыкам опекуна.

Однако почти сразу после разрешения этого кризиса возникает новый, связанный с проблемой автономии и стыда. Ребенок (теперь он совсем малыш) теперь может доверять своему опекуну, но само это доверие способствует желанию утвердить автономию, заботясь об основных личных потребностях, таких как кормление, туалет или одевание. Однако, учитывая отсутствие у ребенка опыта в этих видах деятельности, уход за собой поначалу сопряжен с риском — малыш может есть (или пользоваться туалетом, или одеваться и т. д.) неуклюже и неэффективно. Таким образом, опекун ребенка рискует чрезмерно защитить ребенка и без необходимости критиковать его ранние усилия, тем самым вызывая у ребенка чувство стыда даже за попытку. Будем надеяться, что, как и в случае с предыдущим кризисом доверия, новый кризис разрешится в пользу автономии благодаря совместным усилиям ребенка по утверждению независимости и опекуна по поддержке усилий ребенка.

В конце концов, примерно в то время, когда ребенок достигает дошкольного возраста, автономия, проявленная в предыдущий период, становится более сложной, расширенной и сосредоточенной на объектах и ​​людях, отличных от ребенка, и его основных физических потребностях. Ребенок в детском саду, например, теперь может взять на себя обязательство построить «самый большой город в мире» из всех доступных блоков, даже если другие дети хотят некоторые из блоков для себя. Планы и желания ребенка создают новый кризис инициативы и вины, потому что ребенок вскоре осознает, что действие в соответствии с импульсами или желаниями иногда может иметь негативные последствия для других — большее количество блоков для одного ребенка может означать меньше для другого. Как и в случае кризиса автономии, опекуны должны поддерживать инициативы ребенка, когда это возможно, но они также должны следить за тем, чтобы ребенок не чувствовал себя виноватым за желание иметь или делать что-то, что влияет на благополучие других. Ограничивая поведение там, где это необходимо, но не ограничивая внутренние чувства, лица, осуществляющие уход, будут поддерживать развитие устойчивой способности проявлять инициативу. В терминах Эриксона кризис разрешается в пользу инициативы.

Несмотря на то, что только последний из этих трех кризисов совпадает со школьными годами, все три относятся к проблемам, с которыми сталкиваются ученики любого возраста и даже их учителя. Например, ребенок или юноша, изначально недоверчивый, испытывает серьезные проблемы со школьной жизнью. Если вы студент, для вашего выживания в долгосрочной перспективе важно верить, что учителя и школьные чиновники заботятся о ваших интересах и что они не навязывают задания или не устанавливают правила безвозмездно. Несмотря на то, что учащиеся уже не младенцы, учителя функционируют подобно заботливым родителям Эриксона в том смысле, что им нужно доказать, что они достойны доверия учащихся своей первоначальной гибкостью и внимательностью.

Параллели с классной комнатой также существуют для кризисов автономии и инициативы. Чтобы учиться эффективно, учащиеся должны делать выбор и предпринимать академические инициативы, по крайней мере, время от времени, даже если не каждый выбор или инициатива могут быть практичными или желательными. Учителя, со своей стороны, должны сделать правильный выбор и инициативы возможными и воздерживаться от критики, даже случайной, выбора или намерения, стоящего за инициативой, даже если учитель про себя считает, что она «обречена на провал». Поддержка выбора и инициативы должна быть сосредоточена на предоставлении ресурсов и направлении усилий учащегося к более вероятному успеху. Таким образом, учителя действуют как родители малышей и дошкольников в теории развития Эриксона, независимо от возраста их учеников.

Кризис детства: трудолюбие и неполноценность

Попав в начальную школу, ребенок впервые сталкивается с необходимостью стать компетентным и достойным в глазах всего мира, а точнее в глазах одноклассников и учителей. Чтобы заслужить их уважение, он или она должны развивать навыки, которые требуют постоянных и до некоторой степени сосредоточенных усилий. Вызов порождает кризис трудолюбия и неполноценности. Например, чтобы заслужить уважение учителей, ребенок должен научиться читать и вести себя как «настоящий ученик». Чтобы его уважали сверстники, он должен научиться сотрудничать и быть дружелюбным, среди прочего. Работа над этими навыками и качествами сопряжена с риском, потому что с ними нельзя заранее гарантировать успех. Следовательно, если ребенок преуспевает, он или она испытывает удовлетворение от хорошо выполненной работы и усвоенных навыков — чувство, которое Эриксон назвал трудолюбием. В противном случае, однако, ребенок рискует чувствовать длительную неполноценность по сравнению с другими. Таким образом, учителя играют прямую и явную роль в том, чтобы помочь учащимся разрешить этот кризис в пользу промышленности или успеха.

Они могут ставить перед учащимися реалистичные академические цели, ведущие к успеху, а затем предоставлять материалы и помощь учащимся в достижении их целей. Учителя также могут выражать свою уверенность в том, что учащиеся действительно могут достичь своих целей, если и когда учащиеся разочаровываются, и избегать намеков (даже случайных), что учащийся просто «неудачник». Как это ни парадоксально, эти стратегии будут работать лучше всего, если учитель также будет терпим к несовершенной успеваемости учеников. Слишком большое внимание к совершенству может подорвать уверенность некоторых студентов, способствуя тому, что Эриксон называл неполноценностью, из-за того, что академические цели кажутся недостижимыми.

Кризис подросткового возраста: путаница в идентичности и роли

По мере того, как дети развивают прочные таланты и взгляды в результате кризиса производства, они начинают сталкиваться с новым вопросом: во что в сумме складываются все таланты и взгляды? Кто является «я», включенным в этот профиль качеств? Эти вопросы — кризис идентичности и смешение ролей. Определение идентичности более рискованно, чем может показаться, потому что некоторые таланты и взгляды могут быть плохо развиты, а некоторые могут быть даже нежелательными в глазах других. Чтобы еще больше усложнить проблему, некоторые ценные таланты и взгляды могут ускользнуть от внимания окружающих. Конфликты в разрешении кризиса идентичности и смешения ролей могут привести к личному непониманию своих взглядов и талантов или путанице в отношении того, кем другие ожидают, что этот человек будет. С точки зрения Эриксона, результатом является смешение ролей.

Учителя могут свести к минимуму смешение ролей несколькими способами. Один из них — предлагать учащимся разнообразные образцы для подражания, например, определяя образцы в материалах для чтения учащихся или приглашая в школу разных гостей. Суть этих стратегий состоит в том, чтобы выразить ключевую идею: существует много разных способов добиться уважения, успеха и удовлетворения жизнью. Еще один способ поддержать развитие идентичности учащихся — быть внимательными к замешательству учащихся в отношении своего будущего и направлять их к консультантам или другим службам за пределами школы, которые могут помочь разобраться в этом. Еще одна стратегия заключается в том, чтобы терпеть изменения в целях и приоритетах учащихся, например, внезапные изменения во внеклассной деятельности или в личных планах после выпуска. Поскольку учащиеся все еще «примеряют» на себя разные роли, препятствование экспериментированию может быть не в их интересах.

Кризисы взрослой жизни: близость, продуктивность и честность

Согласно Эриксону, после школьных лет люди продолжают психосоциальное развитие, сталкиваясь с дополнительными кризисами. Молодые люди, например, сталкиваются с кризисом близости и изоляции. Этот кризис связан с риском установления близких отношений с избранным числом других людей. Независимо от того, являются ли отношения гетеросексуальными, гомосексуальными или вообще несексуальными, их определяющими качествами являются глубина и устойчивость. Без них человек рискует почувствовать себя изолированным.

Однако, если предположить, что человек разрешает этот кризис в пользу близости, он или она сталкивается с кризисом продуктивности и стагнации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *