Ведущая деятельность в школьном младшем возрасте: Ведущая деятельность младшего школьника

Ведущая деятельность в школьном младшем возрасте: Ведущая деятельность младшего школьника

Содержание

Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте. Психология развития человека [Развитие субъективной реальности в онтогенезе]

Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте

С приходом в школу дети начинают осваивать новую сферу жизни; происходит перестройка всей системы взаимоотношений ребенка с другими – взрослыми и сверстниками. Основой построения новых связей и отношений ребенка с действительностью становится учебная деятельность; она ставит его в совершенно новую позицию по отношению ко всем окружающим.

Существенная особенность школьного обучения заключается в том, что при переходе к нему ребенку приходится радикально менять всю систему отношений с воспитывающими его взрослыми. Система отношений из непосредственной становится опосредствованной, т. е. для полноценного общения учителя с учениками и учеников с учителем необходимо овладеть особыми средствами. Это относится прежде всего к умениям правильно воспринимать образцы действий, показываемые учителем во время объяснения, и адекватно воспринимать оценки, которые дает учитель действиям, производимым учениками, и их результатам.

Как отмечает Д. Б. Эльконин, переход к систематическому обучению в школе, к усвоению научных знаний представляет собой подлинную революцию в представлениях ребенка об окружающих его предметах и явлениях действительности. Это прежде всего новая позиция ребенка в оценке вещей и изменений, происходящих в них. На донаучной стадии развития мышления ребенок судит о вещах и их изменениях со своей непосредственной точки зрения, а при переходе к усвоению научной картины мира ему необходимо судить об этом с объективно-общественной позиции, – с той, с которой судят об этом другие люди.

Учебная деятельность отличается от всех остальных одной очень важной особенностью. В ней ребенок под руководством учителя оперирует научными понятиями. Однако при этом никаких изменений в саму систему научных понятий он не вносит.

Результат учебной деятельности, в которой происходит освоение научных понятий, – прежде всего изменение самого ученика, его развитие. Предметом изменений в учебной деятельности впервые становится сам ребенок – как субъект, осуществляющий эту деятельность. Учебная деятельность есть такая деятельность, которая поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки самого себя. Процесс собственного изменения выделяется для самого ребенка как новый предмет.

Учебная деятельность – это деятельность, в которой усвоение знаний выступает как основная цель и главный результат. При поступлении ребенка в школу учебная деятельность еще не сформирована; он должен научиться учиться. В освоении детьми учебной деятельности заключается одна из основных задач начального обучения в школе.

Формирование учебной деятельности младших школьников тесно связано с содержанием и способами обучения.

Учебная деятельность – это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере теоретических знаний. Такая деятельность должна иметь адекватные побудители; ими могут быть только мотивы приобретения обобщенных способов действия, собственного роста и самосовершенствования.

Таким образом, структура учебной деятельности включает следующие элементы:

1. Учебно-познавательные мотивы; их формирование – важнейшая задача начального обучения, и от того, насколько уже в первых классах будут сформированы такие мотивы, во многом зависит успешность дальнейшего обучения.

2. Учебная задача; это не просто конкретное задание, которое выполняет ученик на уроке или дома, а целая упорядоченная система заданий. В результате их выполнения открываются и осваиваются наиболее общие способы решения класса задач определенной научной области. Самое главное при формировании учебной деятельности – преодолеть ориентацию ученика на получение правильного результата при решении конкретной задачи и сформировать ориентацию на правильность применения усвоенного общего способа действий.

3. Учебные действия, посредством которых школьники воспроизводят и усваивают образцы общих способов решения задач и общие приемы определения условий их применения.

4. Контроль, функция которого состоит в отслеживании правильности и полноты выполнения учебных действий.

5. Оценка, смысл которой состоит в том, чтобы определить, сколь полно освоен заданный способ действий, соответственно – оценка относится как к выполнению конкретной учебной задачи, так и к учебной деятельности в целом.

Формирование учебной деятельности осуществляется в совместной работе с учителем. Ребенок, пришедший в школу, не умеет учиться. Сначала все делает учитель: ставит задачу, демонстрирует образцы выполнения учебных действий, контролирует процесс выполнения каждого действия и оценивает, выполнена ли учебная задача каждым учеником. Лишь постепенно учитель включает учащегося в структуру учебной деятельности для самостоятельного выполнения ее отдельных элементов. В этом смысле вначале субъектом учебной деятельности является учитель, который учит главному – умению учиться.

Отношения между детьми в классе строятся преимущественно через учителя. Учитель выделяет кого-то из учеников как образец для подражания, он комментирует их суждения друг о друге,

он организует их совместную деятельность и общение. Учитель выступает для учащихся носителем общественного мнения, его требования и оценки принимаются и усваиваются учащимися.

Оценка учителем качества учебной работы и поведения школьника влияет на отношение к нему взрослых. Основной вопрос, который задают взрослые младшему школьнику: «Как ты учишься?» Хорошие отметки и примерное поведение выступают положительной основой построения взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками. Ребенка, небрежно относящегося к своим учебным обязанностям, взрослые (родители, близкие, знакомые) не одобряют и побуждают к добросовестному выполнению школьных требований.

Следует заметить, что младшие школьники, особенно на начальном этапе обучения, чрезвычайно чувствительны к выполнению правил. Они сами стараются соблюдать правила и требуют этого от своих товарищей. Известно, чем более строг и требователен учитель в отношении выполнения правил поведения всеми детьми, тем более он авторитетен в глазах учеников.

Если учитель по отношению к правилам допускает непоследовательность, то они перестают выполняться детьми.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Развитие психических функций в младшем школьном возрасте

Развитие психических функций в младшем школьном возрасте Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.Школьное обучение строится

Самостоятельная деятельность детей

Самостоятельная деятельность детей Структурные компоненты прогулки (наблюдения, дидактические игры-задания, первые трудовые действия, подвижные игры) проходят на фоне самостоятельной игровой деятельности, которая занимает основную часть времени пребывания детей на

Культурно-досуговая деятельность

Культурно-досуговая деятельность Зацепина М. Б. Культурно-досуговая деятельность. – М.: Педагогическое общество России, 2004.Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском

Игровая деятельность

Игровая деятельность Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада – М.: Мозаика-Синтез, 2007.Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система

Исследовательская проектная деятельность

Исследовательская проектная деятельность Своеобразие исследовательской проектной деятельности определяется ее целью: исследование предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного

Творческая проектная деятельность

Творческая проектная деятельность В ходе творческой проектной деятельности создается новый творческий продукт. Если исследовательская проектная деятельность, как правило, носит индивидуальный характер, то творческий проект чаще осуществляется коллективно или

Нормативная проектная деятельность

Нормативная проектная деятельность Проекты по созданию норм являются чрезвычайно важным направлением в педагогической деятельности, поскольку они развивают позитивную социализацию детей. Эти проекты всегда инициируются педагогом, который должен четко понимать

Предметно-игровая деятельность детей[2]

Предметно-игровая деятельность детей[2] У детей первых лет жизни предметно-игровая деятельность является ведущей (Л. С. Выготский) не только потому, что ребенок большую часть свободного времени занят с предметами (игрушками), но и потому, что он постепенно овладевает

Самостоятельная деятельность детей

Самостоятельная деятельность детей Самостоятельная деятельность детей занимает большую часть бодрствования. Самостоятельные игры детей возникают по их собственной инициативе. Малышей не ограничивают ни в выборе игрового материала, ни во времени. Ребенок волен сам

Глава 6. Учебная паутина

Глава 6. Учебная паутина В предыдущей главе я обсуждал, почему все недовольны школой. Это недовольство, в частности, нашло свое выражение в недавнем докладе комиссии Карнеги: зарегистрированные в школе ученики подчиняются сертифицированным учителям для того, чтобы

1.2.1. Опытно-экспериментальная деятельность

1.2.1. Опытно-экспериментальная деятельность Два раза в неделю после занятий – в соответствии с техническим заданием, в школьной библиотеке собираются школьники и их родители, и по программе, предложенной библиотекарем и его помощником (чаще всего это школьный психолог,

2.

2. Учебная деятельность учащегося младших классов в процессе фенологической работы

2.2. Учебная деятельность учащегося младших классов в процессе фенологической работы Учебную деятельность обучающегося в процессе фенологической работы удобнее рассматривать, анализируя присущие ей особенности.А. М. Новиков выделяет семь особенностей учебной

Последовательность движений, ведущая к освоению ползания

Последовательность движений, ведущая к освоению ползания Выстройте на старте в линию 10 начинающих ползунков и смотрите, как они будут продвигаться по дорожке каждый своим путем. Они все придут к финишной черте, но по-разному и с разной скоростью. И все это нормально. Хотя

Учебная программа (также см. Пролог)

Учебная программа (также см. Пролог) Учебная программа (учебный план) описывает содержание, то, что преподают. В содержание учебной программы вносят свою лепту госчиновники, профессиональные ассоциации и школы.В программу входят такие навыки, как чтение, письмо,

1. Учебная деятельность как ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте. Понятие ведущей деятельности

Психическое развитие человека на всех возрастных ступенях осуществляется в процессе различных видов деятельности. Именно в деятельности он овладевает общественно историческим опытом, накопленным человечеством — усваивает знанияумения и навыки и приобретает свойственные человеку психические свойства и способности. Однако не все виды деятельности имеют одинаковое значение для психического развития. Как указывает А.Н. Леонтьев, деятельность в целом не складывается механически из отдельных видов деятельности. Одни виды деятельности на данном этапе играют главную роль в развитии, другие — второстепенную роль.

          Главным видом человеческой деятельности, определяющим само возникновение и историческое развитие человека, становление его сознания является труд; он представляет собой деятельность, направленную на производство определенных общественно полезных (или, по крайней мере, потребляемых обществом) продуктов — материальных или идеальных. Другие виды деятельности, такие как игра, учение, общение возникли в ходе истории в тесной связи с трудом. В современном обществе, наряду с трудом, основными видами деятельности являются игра и учение.

          Эти основные виды деятельности не на всех возрастных ступенях имеют одинаковое значение.          

Ведущая деятельность, по определению А.Н. Леонтьева, — это не просто деятельность, наиболее часто встречающаяся на данном этапе развития, деятельность, которой человек отдает больше всего времени. Она характеризуется тремя главными признаками.

          1. Внутри ведущей деятельности появляются и развиваются другие, новые виды деятельности, которые сами могут приобрести ведущее значение в дальнейшем, на следующей возрастной ступени. Так, учение первоначально появляется в форме игры: ребенок начинает учиться, играя.

          2. В ведущей деятельности формируются и развиваются отдельные психические процессы. В частности, в игре складываются образное мышление, активное воображение, а в учении активно формируется отвлеченное логическое мышление.

          3. От ведущей деятельности зависит формирование личности ребенка, ее основные изменения в данный период. Например, именно в игре дошкольник, с одной стороны, осваивает общественные функции и соответствующие нормы поведения взрослых людей («каким бывает рабочий, учитель и т.п.») а, с другой стороны, учится устанавливать взаимоотношения со сверстниками, согласовывать с ними свои действия.          

В начале своего формирования учебная деятельность возможна только на основе постановки учебных задач, которые ставит учитель обучающимся. Учитель осуществляет также функции контроля и оценки. Развитые формы учебной деятельности предполагают переход контроля и оценки в самоконтроль и самооценку.

Структура учебной деятельности формируется у детей младшего школьного возраста (у дошкольников имеются только ее предпосылки, одной из которых выступает дошкольный познавательный интерес). В этом возрасте учебная деятельность является главной и ведущей среди других видов деятельности (художественной, игровой, спортивной и др.).

Систематическое осуществление младшими школьниками учебной деятельности способствует возникновению и развитию у них психологических новообразований данного возраста:

субъекта этой деятельности;

основ теоретического мышления;

произвольности учебно-познавательных действий.

Первичной формой учебной деятельности служит ее коллективно-распределенное осуществление всем классом или отдельными его группами. В процессе интериоризации формируется индивидуальная учебная деятельность, показателями которой являются:

умение субъекта деятельности (ученика) инициативно и самостоятельно различать в осваиваемом предмете известное и неизвестное теоретическое знание;

умение задавать содержательные вопросы сверстникам и учителям;

умения не только постоянно участвовать в дискуссиях, но и быть их инициатором, организатором.

Психолого-педагогические исследования показывают, что при существующей системе начального образования в России учебная деятельность к моменту окончания начальной школы (т.е. к 9-10 годам жизни ребенка) еще не приобретает подлинно индивидуальной формы. Возникает проблема его пролонгирования на один — два года с тем, чтобы в конце младшего школьного возраста у ребенка формировалось желание и умение учиться, т.е. потребность в учебной деятельности и возможность ее индивидуального осуществления.

          В последующих возрастах, которым соответствуют определенные ступени образования (подростковый возраст — основная школа; ранняя юность — старшие классы школы; юность — высшая школа), учебная деятельность претерпевает качественные изменения по содержанию теоретических знаний, усваиваемых учащимися, по характеру ее осуществления ими, по способам организации.

10 мероприятий для учителей по развитию лидерских навыков у детей

Среда, 25 мая 2016 г.

Лидерство — это не титулы, должности или блок-схемы. О том, как одна жизнь влияет на другую. Джон С. Максвелл

В то время как некоторые дети по своей природе являются хорошими лидерами, других учеников необходимо поощрять, подражать им и развивать лидерские качества. Будучи лидером, ребенок разовьет такие качества, как честность, вера в одного, преданность делу, умение слушать и позитивное отношение. Учителя, опекуны, родители и другие члены семьи могут способствовать развитию этих качеств в раннем возрасте.

Формирование лидерских качеств у детей – роль учителя

Давайте рассмотрим школьную среду. Учителя могут дать детям возможность занять руководящие должности. Они могут научить детей навыкам, необходимым для того, чтобы они могли взять на себя роль лидера сейчас и в будущем

  1. 1. Лидерская деятельность может помочь детям:
  2. 2. Проверьте положительные и отрицательные стороны их поведения
  3. 3. Определите области, в которых им не хватает мужества, и улучшите их
  4. 4. Повысить уверенность в себе
  5. 5. Правильно выражать себя другим
  6. 6. Развивать организаторские способности

Некоторые способы развития лидерских качеств у детей включают в себя помощь им в обучении видеть разные точки зрения в ситуации, что поможет управлять несколькими мнениями в групповой обстановке, обучение их ставить цели и стараться изо всех сил во всем, помогая им поддерживать позитивное отношение, даже когда другие усложняют ситуацию или говорят им, что они не могут чего-то достичь, и обучение их тому, что ошибки всегда случаются и являются естественной частью жизни, и не позволять ошибкам сломить их.

Занятия, которые могут использовать учителя

1. « Создай нового себя» –  Для игры требуются такие материалы, как цветные карандаши, доска для плакатов/строительная бумага, журналы, ножницы и газеты. Попросите детей нарисовать себя на доске или бумаге. Скажите им, чтобы они опознали себя, чтобы ясно показать, что это их фотография.

Они могут использовать вырезки из журналов или газет, на которых указаны их любимые занятия и еда, домашние животные, все, что делает их особенными и где они живут. После завершения дети могут представить плакат другим детям. Эта художественная деятельность повысит уверенность ребенка в лидерстве.

2. » Такой же или другой» –  Эта простая игра не требует никаких материалов. Попросите детей сесть в круг. Выберите одного ребенка, который будет ходить первым. Малыша нужно попросить указать на кого-то в кругу, похожего на него внешне, прической или даже цветом одежды. Когда ребенок выберет один, попросите его указать, какие различия и сходства у них есть друг с другом. Игра поможет учителю объяснить, что у всех есть отличия и у всех есть что-то одинаковое.

3. «Перенеси яйцо»  – Разделите учащихся на группы по четыре или пять человек. Студенты должны выбрать лидера для своей команды. Предоставьте ложки и яйца каждому участнику. Лидер должен найти эффективный способ передачи яиц из одной точки в другую. Пока один ребенок выстраивается в очередь, чтобы передать яйцо, другой ребенок может бросить ложки и просто приказать членам команды бежать за ним. Побеждает та команда, которая творчески перенесет яйца к финишу. Игра помогает научить детей вести за собой своих сверстников.

4.  «Веди с завязанными глазами» —  Игра раскрывает важность коммуникативных навыков у лидера. Выберите для этого занятия большую крытую или открытую площадку. Разделите детей на две группы и дайте им достаточное количество повязок на глаза. Разместите команды на противоположных сторонах площадки и попросите всех, кроме одного члена каждой команды, надеть повязку на глаза. Один участник, у которого нет повязки на глазах, должен вести свою команду через поле, отдавая четкие команды. Убедитесь, что каждый член команды получает возможность возглавить команду через равные промежутки времени. Команда, которая успешно ведет своих участников через финишную черту, побеждает.

5. « Благотворительная помощь» –  Учитель может поддержать благотворительную деятельность, помогая детям спланировать сбор средств. Дайте каждому ребенку разные задания. В то время как один студент находит достойную благотворительность для поддержки, другой должен найти место для сбора средств. А другие должны получать пожертвования. Наряду с обучением тому, как важно быть лидером, это мероприятие также помогает узнать о поддержке достойных благотворительных организаций.

Вам также может понравиться: 12 лучших советов по управлению классом

6. »  Стратегии планирования»   – Планирование стратегий, выделение времени на обсуждение и создание стратегий являются очень важными лидерскими навыками. Научите ученика разбивать большое задание на небольшие группы. Назначьте им большую задачу, как проведение классного мероприятия. Покажите им план, как сделать это шаг за шагом. Можно привлечь много детей, чтобы они могли разделить свою задачу. Оценивайте каждую работу детей и давайте предложения по улучшению.

7. ”  Волонтерские роли”  –  Волонтерство является ключом к лидерским ролям. Поговорите с детьми о том, как они хотели бы помочь любому нуждающемуся. Заинтересованных детей можно направить в организации в вашем районе, которым может понадобиться помощь. Например, если бедной семье нужен дом, вы можете предложить учащимся собрать средства, которые помогут бедной семье в любом случае. Учителя должны обязательно выбирать волонтерские возможности, которые дают детям возможность руководить и работать с другими детьми.

8. «Распутать человеческий узел» —  Попросите учащихся объединиться в группы и попросить их вытянуть одну руку и взять другую за руку. Как только это будет сделано, попросите всех вытянуть другую руку и взять чью-то руку. Цель состоит в том, чтобы выяснить, как распутать клубок и создать большой круг, не отпуская их хватки. Также назначьте нескольких детей, чтобы помочь всем распутаться.

9. «Просто слушай» — Это тест на прослушивание. Договоритесь, что вы и ваш(и) ученик(и) целый день не будете рассказывать о себе. Попросите их только слушать других, а если и говорить, то только о том человеке, с которым вы разговариваете. Игра заставит их стать совершенно чужими. Также появятся навыки слушания. Упражнение поможет научиться способности сосредотачиваться на других, а не на себе, что является основой лидерства в отношениях

10. « Быстрая викторина» — Это занятие по формированию хороших привычек. Подготовьте учащихся к общению с другими людьми во время поездки. Просто попросите их быть готовыми оценить свой опыт, когда он закончится. Задайте им такие вопросы, как «Помните ли вы имя собаки, которую мы видели?» Что это было? Ты трогал эту собаку? Как зовут этих владельцев? и более.

Другие творческие занятия по изучению лидерства включают написание стихотворения о лидерстве, рисование карикатур и создание рецепта того, как придумать лидерство.

Я могу быть лидером! Удовольствие от лидерства для детей — Better Kid Care — Penn State Extension

Среди ученых ведутся споры о том, учатся ли дети быть лидерами на собственном опыте или лидерство — это то, с чем человек рождается. Мы знаем, что у всех детей есть потенциал для развития лидерских качеств. Став взрослыми, мы можем научить детей навыкам, необходимым для того, чтобы они могли взять на себя лидерские роли сейчас и в будущем. Вовлечение детей в лидерскую деятельность может помочь детям:

  • Повысить их самооценку
  • Улучшить навыки публичных выступлений и общения в дальнейшей жизни
  • Научить их определять свои сильные и слабые стороны
  • Помочь им развить организационные навыки
  • Научить их работать с другими мероприятия помогают детям развивать лидерские навыки и качества?

    Многие внеклассные мероприятия, в которые вовлечены дети школьного возраста, часто предоставляют возможности для развития лидерских навыков, включая организованные виды спорта, танцы, театр, кемпинг, рыбалку и боевые искусства. Многие из этих видов спорта и занятий помогают развивать командную работу и уверенность в себе, качества хорошего лидера.

    Общественные работы — отличный способ развить лидерские качества и дать детям возможность поделиться своими лидерскими качествами с остальной частью сообщества.

    Общественные работы могут помочь детям укрепить уверенность в себе и научить их тому, что нужно отдавать другим. Организуйте возможность взять детей под свою опеку, чтобы помочь и стать волонтером. Убедитесь, что у вас есть разрешение родителей и что вы устранили любые проблемы безопасности с волонтерским сайтом.

    • Приюты для животных — сбор еды, одеял и игрушек для животных
    • Благотворительные магазины — сбор и раздача старой одежды и игрушек
    • Центры престарелых — посещение пожилых людей, обед, чтение с ними
    • Уборка сообщества — сбор мусора или сгребание листьев

    Существует множество способов помочь детям развить лидерские качества, например:

    • Сопоставьте интересы ребенка с возможными возможностями лидерства.
    • Найдите примеры лидеров в местном сообществе или в новостях, чтобы обсудить их с детьми. Если возможно, пригласите их в свою программу, чтобы рассказать о своей работе.
    • Поговорите о том, в каких руководящих ролях вы, взрослый, участвуете.

    Ищите возможности руководства для детей в рамках программы по уходу за детьми.

    Поговорите с родителями о том, как они могут поощрять лидерство, предоставляя детям руководящую роль в семейном мероприятии или проекте. Не так важно, в каких видах деятельности участвуют дети, важно найти руководство и занятия, которые понравятся детям и принесут им пользу.

    Меры предосторожности при удушье:

    Маленькие дети могут подавиться маленькими предметы и детали игрушек. Все предметы, используемые для детей в возрасте до трех лет возрасте и всем детям, которые тянут игрушки в рот, должно быть не менее 1¼ дюйма в диаметре и от 1 дюйма до 2¼ дюймов в длину. Овальные шары а игрушки должны быть не менее 1¾ дюйма в диаметре. Игрушки должны соответствовать Федеральные стандарты на мелкие детали. Любые игрушки или игры, помеченные как неподходящие для детей младше трех лет не следует использовать.

    Другие предметы, которые представляют угрозу безопасности и не должны быть доступны для детей младше трех лет. включают, но не ограничиваются: батарейки-таблетки, магниты, пластик сумки, предметы из пенопласта, монеты, воздушные шары, латексные перчатки и блестки.

    Занятия по развитию лидерских качеств и навыков

    Эти занятия хорошо подходят для детей старшего дошкольного и школьного возраста.

    «Это я»

    Материалы: Плакатный картон или плотная бумага, мелки, ножницы, журналы и газеты

    Описание: Уверенность в лидерстве — важная часть лидерства. Предложите детям нарисовать себя на доске для плакатов или цветной бумаге. Попросите детей вырезать из журнала или газеты картинки, которые лучше всего показывают, кто они. Они могут включать свои любимые продукты и занятия, домашних животных, место жительства и все, что делает их особенными. После того, как они создадут свой плакат, дети могут представить его другим детям.

    «Как мы одинаковы и разные?»


    Материалы: Нет необходимости.

    Описание: Попросите ребенка указать на кого-то в кругу, у которого есть такие же характеристики, как у него, например, цвет волос. Затем этот ребенок может найти кого-то с другими характеристиками, например, с таким же цветом рубашки. Дети должны сравнить сходства и различия между собой.Объясните, что у всех есть различия, и у всех есть что-то похожее.

    «Чем мы можем помочь?»

    Материалы: Не требуются.

    Описание: Когда дети становятся волонтерами, они могут взять на себя роль лидеров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *