В подростковом возрасте самооценка: 2.5. Самооценка подростка как фактор личностного развития

В подростковом возрасте самооценка: 2.5. Самооценка подростка как фактор личностного развития

Содержание

Самооценка подростка

Самооценка подростка
Подросток — Личностное развитие

Самооценка — компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков (Психологический словарь, 1983).
Несмотря на имеющиеся многочисленные исследования самооценки в детском возрасте, некоторые исследователи склонны считать ее новообразованием подросткового периода. Они утверждают, что самооценка является довольно поздним образованием и начало ее реального действия нередко датируется лишь подростковым возрастом.
Исследователи единодушны в описаниях особенностей самооценки детей этого возраста, отмечая ее ситуативность, неустойчивость, подверженность внешним воздействиям в младшем подростковом возрасте и большую устойчивость, многосторонность охвата различных сфер жизнедеятельности в старшем

подростковом возрасте.
С. Л. Рубинштейн, характеризуя процесс развития самосознания у подростков, проводит его через ряд ступеней — от наивного неведения в отношении себя к все более определенной и иногда резко колеблющейся самооценке.

В процессе развития самосознания центр внимания подростков все более переносится от внешней стороны личности к ее внутренней стороне, от более или менее случайных черт — к характеру в целом. С этим связаны осознание — иногда преувеличенное — своего своеобразия и переход к духовным, идеологическим масштабам самооценки. В результате человек самоопределяется как личность на более высоком уровне (Рубинштейн С. Л., 1989).
Самооценка представляет собой центральное образование личности. Она в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором ее поведения и деятельности. Хотя, конечно, следует отдавать себе отчет в том, что самооценка не есть нечто данное, изначально присущее личности. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия.

Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе отношений человека к миру. Но несмотря на это (а может быть, именно благодаря этому) в структуре отношений личности самооценке принадлежит особое место.

Адекватность самооценки

Многие исследователи отмечают постепенное увеличение адекватности самооценки в подростковом возрасте. Р. Берне объясняет это тем, что подростки оценивают себя ниже по тем показателям, которые представляются им самим важными, и это снижение указывает на их больший реализм, в то время как детям свойственно завышать оценку собственных качеств.

Половые различия.
В некоторых исследованиях обнаружено, что нет значимых различий между девочками и мальчиками в способности адекватного самооценивания.
Однако способность адекватного оценивания других у девочек выше, что объясняется их большим интересом к другим людям. Но следует заметить, что перенос знаний об окружающих на свое Я у девочек не превышает, а может быть, несколько отстает от аналогичной способности у подростков-юношей.
Адекватная самооценка — реалистичная оценка человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков. Адекватная самооценка позволяет субъекту отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих.
Завышенная самооценка
— неадекватное завышение в оценивании себя субъектом. Заниженная самооценка — неадекватное недооценивание себя субъектом. Психологическая устойчивость — устойчивость личности к воздействиям социальной среды, в том числе к воздействиям субъектов межличностного взаимодействия.

В. Кваде, В. П. Трусов представили данные об индикаторах различных типов самооценки подростков. Так, адекватную самооценку, по их мнению, предсказывает достоверно сильная ориентация подростка на будущую профессию и высокая учительская оценка выполнения норм морального поведения.
Завышенную самооценку вызывает у подростка низкая оценка его поведения сверстниками, заниженную же самооценку — низкая психологическая устойчивость (Кваде В., Трусов В. П., 1980).

Динамика самооценки.

Наиболее очевидны изменения в содержательной стороне самооценки


подростков. Это объясняется тем, что именно в этот период, достаточно краткий по своей продолжительности, наблюдается резкий переход от фрагментарного и недостаточно четкого видения себя к относительно полной, всеобъемлющей Я-концепции. Так, количество качеств, которые осознает в себе старший подросток, в два раза больше, чем у младших школьников. Старшеклассники при оценке себя уже способны охватить почти все стороны собственной личности — их самооценка становится все более обобщенной. Кроме того, совершенствуются также и их суждения относительно своих недостатков.
Суждения подростков о себе передают светлый фон их настроения, ощущение радости бытия. Подростки раскрывают себя в категориях, отражающих их учебную деятельность, любимые занятия, интересы, увлечения. Они ориентированы на идеальную самооценку, но разрыв между их реальной и идеальной самооценкой для многих из них не является травмирующим.
В различных исследованиях подмечено, что в содержании самооценки подростков превалируют основные моральные черты — доброта, честность, справедливость. Довольно высокий уровень самокритичности подростков позволяет им признавать в себе много отрицательных качеств и осознавать необходимость от них избавиться.

Пограничные расстройства — инициальные (начальные) формы психических аномалий, при которых нет патологической деформации личности.
«Пограничное сознание» — изменения сознания, связанные с пограничными расстройствами психики.
Амбивалентность — внутренне противоречивое эмоциональное состояние или переживание, связанное с двойственным отношением к чему-либо, характеризующееся одновременным принятием и отвержением.
Так, наиболее значимыми и хорошо осознаваемыми качествами своего

» Я?» для юноши-старшеклассника выступают коммуникативные, волевые и интеллектуальные качества, что позволяет рассматривать их как основания ценностного отношения подростка к себе. В таком случае познание себя, формирование самооценки, самоуважения осуществляется у него прежде всего под влиянием тех людей из круга ближайшего общения, которые понимаются им как носители именно этих качеств, развитых на эталонном уровне.
Содержание самооценок девочек касается в большей степени осознания и оценки их взаимоотношений с другими людьми.
Динамика оценочных суждений от подросткового возраста к юношескому состоит в том, что оценочные суждения подростков, определяемые ожидаемой оценкой со стороны сверстников, направлены в первую очередь на нахождение ответа на вопрос, каков он среди других, насколько он похож на них.
У юношей оценочные суждения, определяемые собственным идеалом, направлены на нахождение ответа на вопрос, каков он в глазах окружающих, насколько он отличается от них и насколько он близок к своему идеалу.

Позже самооценочные суждения молодых людей определяются уже синтезом различных видов оценок окружающих, результатами деятельности и направлены на поиск своей значимости для других и для самого себя.

Физический облик и самооценка

Необходимость реконструкции телесного образа Я, построение мужской или женской «родовой» идентичности и постепенный переход к взрослой генитальной сексуальности являются одними из основных задач периода пубертатного развития.
Этими задачами во многом и определяется развитие Я-концепции подростков, и в частности их самооценка.
В этот возрастной период другой человек начинает занимать в жизни подростка совершенно особое место. С этим связана специфика восприятия подростками физического облика других людей. И уже посредством восприятия и понимания другого подросток приходит к пониманию себя. При этом сохраняется та же последовательность, что и в познании качеств другого, т. е. вначале выделяются чисто внешние, физические характеристики, затем качества, связанные с выполнением каких-либо видов деятельности, и наконец личностные качества, более скрытые свойства внутреннего мира.

Мнение ученых
Поданным В. Н. Кунициной, в образе воспринимаемого человека любого возраста главными для подростка являются физические особенности, элементы облика, затем одежда и прическа и выразительное поведение.
С возрастом увеличиваются объем и адекватность оцениваемых признаков; расширяется круг используемых категорий и понятий; снижается категоричность суждений и появляется большая гибкость и разносторонность; в физическом облике другого человека, его одежде, прическе начинают отмечаться признаки, отражающие характер, своеобразие, индивидуальность, неповторимость.

Восприятие подростком других людей может быть обусловлено как объективными, так и субъективными факторами: характером эмоционального отношения к воспринимаемому человеку, степенью развития познавательных способностей подростка, его умственным развитием, эмоционально-психическим состоянием и прошлым опытом. Установка воспринимать других людей определенным образом может быть обусловлена также индивидуальными особенностями подростка, влиянием на него группового мнения и сложившихся в обществе стереотипов (Куницина В. Н., 1968).
Экспериментально доказано, что восприятие физического облика другого человека в сознании подростка затем переносится и на восприятие подростком самого себя. Так, именно в этот возрастной период, когда происходят важнейшие преобразования в организме, когда внешний облик подростка и его физические черты начинают сильно волновать подростка, тогда соответствие физического развития ребенка стандартам, принятым в группе его сверстников, становится определяющим фактором в его социальном признании, положении в группе.
Осознание особенностей своей внешности также влияет на формирование у подростка многих важных качеств личности (например, уверенности в себе, жизнерадостности, замкнутости, индивидуализма).
Половые различия.
Начиная с подросткового возраста общая самооценка у девочек существенно ниже, чем у мальчиков, и эта тенденция напрямую связана с самооценкой внешности.
В ряде исследований было обнаружено, что Я-концепция девушек сильнее коррелирует с оценкой привлекательности своего тела, чем с оценкой его эффективности. У юношей, наоборот, ведущим критерием самооценки является эффективность тела.
Эта зависимость во многом объясняется социально-ролевыми функциями мужчин и женщин. Но вместе с тем необходимо принимать в расчет и механизмы социального подкрепления, производные от бытующих стереотипов, которые поддерживаются и средствами массовой информации.

Характер самооценки и качества личности

Характер самооценки подростков определяет формирование тех или иных качеств личности. Например, адекватный ее уровень способствует формированию у подростка уверенности в себе, самокритичности, настойчивости или излишней самоуверенности, некритичности. Обнаруживается также определенная связь характера самооценки с учебной и общественной активностью. Подростки с адекватной самооценкой имеют более высокий уровень успеваемости, у них нет резких скачков успеваемости и наблюдается более высокий общественный и личный статус.
Подростки с адекватной самооценкой имеют большое поле интересов, активность их направлена на различные виды деятельности, а также на межличностные контакты, которые умеренны и целесообразны, направлены на познание других и себя в процессе общения.
Подростки с тенденцией к сильному завышению самооценки проявляют достаточную ограниченность в видах деятельности и большую направленность на общение, причем малосодержательное.
Агрессивные подростки характеризуются крайней самооценкой (либо максимально положительной, либо максимально отрицательной), повышенной тревожностью, страхом перед широкими социальными контактами, эгоцентризмом, неумением находить выход из трудных ситуаций.
Данные многочисленных исследований показывают, что подростки с низкой самооценкой подвержены депрессивным тенденциям. Причем одни исследования выявили, что низкая самооценка предшествует депрессивным реакциям или является их причиной, а другие — что депрессивный аффект проявляется сначала, а затем инкорпорируется в низкую самооценку.
Известно, что начиная примерно с 8 лет дети активно проявляют способность к оценке своей успешности в разных областях. Наиболее значимыми из них оказались пять: школьная успеваемость, внешность, физические способности, поведение и социальное принятие. Однако в подростковом возрасте школьная успеваемость и поведение становятся важны для оценки родителей, а три другие — для сверстников.
Подростки с адекватной самооценкой имеют большое поле интересов, активность их направлена на различные виды деятельности, а также на межличностные контакты, которые умеренны и целесообразны, направлены на познание других и себя в процессе общения.
Подростки с низкой самооценкой подвержены депрессивным тенденциям.
Подростки с тенденцией к сильному завышению самооценки проявляют достаточную ограниченность в видах деятельности и большую направленность на общение, причем малосодержательное.

Эмансипация самооценки

Одной из основных особенностей, характеризующих самооценку подростков, является все более углубляющаяся эмансипация их самооценки, т. е. стремление подростков формировать свою самооценку независимо от оценок других людей. Не оспаривая это положение, все-таки следует признать, что человек всегда находится в различного рода социальных взаимодействиях и ему невозможно избежать определенной зависимости от оценки ближайшего окружения.
Развитие самооценки в процессе общения
Неоднократно доказанная теория «зеркального Я» Ч.Кули о позитивном отношении значимых других как одной из основных детерминант уровня самооценки справедлива и для самооценки подростков.

Среди четырех источников социальной поддержки: родители, учителя, одноклассники, близкие друзья — родительская поддержка и отношение одноклассников наиболее полно влияют на самооценку подростка.

Влияние родителей на самооценку подростка.

Результаты многочисленных исследований подросткового периода, представленных как отечественной, так и зарубежной литературой, показывают заметное снижение влияния родителей и повышения влияния сверстников как референтной группы на самооценку подростков.
Специфическим новообразованием подросткового возраста является способность к рефлексии родительского мнения и последующей отстройке от него, к выработке собственной позиции по отношению к родительской оценке. Смысл этой отстройки состоит в том, что родительская точка зрения начинает восприниматься лишь как некоторая возможная точка зрения на «себя».
Специфическим новообразованием подросткового возраста является способность к рефлексии родительского мнения и последующей отстройке от него, к выработке собственной позиции по отношению к родительской оценке.
Однако при всем этом нельзя сказать, что у подростков происходит отчуждение от родителей. На вопрос, где они чувствуют наибольшую защищенность, ответ «в семье» встречается почти так же часто, как и ответ «среди друзей».
Опираясь на выводы исследований Розенберга, Куперсмита и Бахмана, направленных на установление зависимости между формированием Я-кон-цепции и взаимодействием внутри семьи, Гекас исследовал степень влияния, контроля и поддержки со стороны родителей на самооценку подростков. И в результате исследователь сделал вывод, что оба эти фактора, как общее выражение заинтересованности родителей в ребенке, положительно влияют на его самооценку. Данное предположение полностью подтверждается и практикой (Берне Р.).
Другие исследования выявили при этом, что поддержка семьи и принятие ребенка и его устремлений родителями в наибольшей степени влияют на уровень его общей самооценки, а школьные успехи и некоторые факторы, связанные с учителями (например, когнитивно-эмоциональное принятие учителем подростка), значимы лишь для самооценки способностей.
В исследованиях также отмечается, что теплое, внимательное отношение родителей является основным условием формирования и дальнейшего подкрепления положительной самооценки подростков. Жесткое, негативное отношение родителей имеет обратное действие: такие дети, как правило, сфокусированы на неудачах, они боятся рисковать, избегают участия в соревнованиях, кроме того, им присущи такие черты характера, как агрессия и грубость, а также высокий уровень тревожности.
Кроме непосредственного влияния родительской оценки и их эмоционального отношения к ребенку, большое значение на формирование самоотношения имеет стиль общения в семье.
Так, два выделенных вида стиля общения, «симметричный» и «асимметричный», различным образом влияют на самооценку подростков.

Симметричный стиль предполагает общение членов семьи, основанное на партнерских началах. Такое общение способствует формированию у ребенка системы собственных критериев самооценивания, поскольку самоуважение подростка поддерживается не только уважительным отношением родителей, но также оценкой эффективности его деятельности. В дальнейшем это является фактором, способствующим эмансипации самооценки подростка.
Асимметричный же стиль общения в семье предполагает ограничение участия ребенка в подготовке и принятии решений, что ведет в дальнейшем к формированию у него неблагоприятного самоотношения и образа Я.
Таким образом, рассматривая процесс формирования самосознания и самооценки как результат усвоения молодым человеком определенного жизненного опыта, мы видим, что влияние семьи и родительского отношения на формирование самооценки подростков имеет не меньшую значимость, чем в более младших возрастных группах. При этом необходимо отметить, что формирование самоотношения подростка определяется не столько реальной родительской оценкой и отношением, сколько тем, как подросток субъективно отражает и переживает родительское отношение и свое место в семье, т. е. ожидаемой оценкой.

Взаимосвязь самооценки с социально-психологическим статусом.

Социально-психологический статус — понятие, обозначающее положение человека в системе межличностных отношений и меру его психологического влияния на членов группы.
Социальная перцепция — область социально-психологических исследований, в которой изучаются процессы и механизмы восприятия и оценки людьми различных социальных объектов, событий, других людей.
Низкий статус — «незаметная» роль субъекта в межличностных отношениях; личность не имеет влияния или оказывает незначительное влияние на динамику отношений в группе.
Высокий статус — значимое положение в группе и активное влияние на динамику отношений в группе.
Известная тенденция подростков к группированию и своеобразная, зачастую жесткая, внутригрупповая статусная дифференциация, присущая не только неформальным группам, но и школьному классу, делает необходимым рассмотреть взаимосвязь самооценки подростка с его социально-психологическим статусом. Данные ряда исследований отечественных психологов показывают на наличие этой взаимосвязи, которая прежде всего положительно коррелирует с уровневой характеристикой самооценки подростков.
Я. Л. Коломинский (1976) установил ряд интересных закономерностей социальной перцепции у подростков:

  1. тенденция к завышенной самооценке социометрического статуса у низкостатусных учащихся и к заниженной у высокостатусных;
  2. эгоцентрическая нивелировка — тенденция приписывать другим членам группы статус либо равный своему, либо более низкий;
  3. ретроспективная оптимизация — тенденция более благоприятно оценивать свой статус в прежних группах.

Последующие исследования в этой области подтверждают влияние особенностей самооценки подростка на его социально-психологический статус в классе: чем критичнее к себе подросток и чем выше его самооценка, тем выше его положительный социометрический статус. И далее, чем выше самооценка и чем выше уровень притязаний, тем ниже положительный социометрический статус или выше отрицательный статус, в зависимости от поведенческих особенностей человека, проявляющихся по отношению к группе: склонные к рациональному конформизму попадают в группу «пренебрегаемых», склонные к нонконформизму попадают в группу «отвергаемых».
Причину подобной зависимости некоторые авторы находят в росте критичности подростков к себе. При этом они указывают на то, что неправильное осознание подростком своего положения в коллективе нередко является одной из главных причин возникновения конфликтных ситуаций.
Отклонение в адекватности осознания подростком своего положения в коллективе, как в сторону переоценки, так и в сторону недооценки, может привести к нежелательным результатам. Если, например, ученик переоценивает свое положение, то он, как правило, отрицательно относится к товарищам, проявляя пренебрежение, недооценка же приводит к возникновению неуверенности, отчужденности у подростка.

Самооценка и педагогическая оценка

Представляет также интерес вопрос влияния педагогической оценки на самооценку подростков.
В отечественной психологии этот вопрос был всесторонне исследован Б. Г. Ананьевым, который выделил две основные функции педагогической оценки: ориентирующую (воздействие на интеллектуальную сферу) и стимулирующую (воздействие на аффективно-волевую сферу личности). Сочетание этих функций формирует знание ребенка о самом себе и переживание им собственных качеств, т. е. самосознание и самооценку.
Оценочное воздействие воспитателя влияет также на складывающиеся взаимоотношения детей в классе, их взаимооценку, выражающуюся, например, в популярности и репутации каждого отдельного ученика .
Исследование Э. Л. Носенко было направлено на выявление механизмов связи самооценки подростка и успешности его обучения.
Исследователь не ограничилась общим тезисом о влиянии самооценки на снижение эффективности деятельности подростка с низкой самооценкой за счет меньшей его уверенности в своих силах. Автор предположила, что в основе механизма влияния самооценки на эффективность интеллектуальной деятельности ребенка лежат эмоциональные переживания, сопровождающие деятельность подростка.
Результаты исследований показали, что уровень самооценки подростков существенно влияет как на качественные показатели эффективности интеллектуальной деятельности, так и на время ее выполнения, если в ситуации присутствуют эмоциональные факторы (например, стресс неуспеха, повышенная ответственность за качество деятельности и др.).
У подростков с низкой самооценкой показатели качества деятельности в эмоциогенных ситуациях ниже на статистически значимом уровне, чем у подростков с высокой самооценкой, а время выполнения деятельности больше. Эту тенденцию автор объясняет худшей адаптацией подростков с низкой самооценкой к эмоциогенным ситуациям, что и приводит к возникновению эмоциональной напряженности, отрицательно сказывающейся на качественных характеристиках времени выполнения деятельности .

Источник: Реан А.А. «Психология человека от рождения до смерти»

Самооценка подростка: повысить нельзя понизить

Несмотря на то что место родителей в этот период занимают новые авторитеты, их поддержка крайне необходима подростку. Совместно с психологом, автором серии книг «Ленивая мама» Анной Быковой разберемся, как родители могут помочь ребенку сформировать здоровую, адекватную самооценку.

Самооценка подростка

Как только ребенок начинает осознавать себя как отдельную личность (примерно в возрасте двух-трех лет), у него появляется чувство «Я», формируется знание о себе, например: «Я Миша, я мальчик». Вместе с этим появляется вопрос: «А какой я?»

Восприятие ребенком себя: «Я хороший. Я умный. Я любимый» или «Я плохой. Я вредный. Я всем мешаю» — зависит от того, какую оценку окружающих он слышит. В подростковом возрасте происходит смещение фокуса внешней оценки. Если в дошкольном возрасте на самооценку преимущественно влияют родители, в младшем школьном возрасте — учителя, то в подростковом возрасте ответ на вопрос «А какой я?» ищут у сверстников.

Авторитет родителей падает, и их возможность влиять на самооценку ниже, чем была раньше

Если сверстники признают его красивым, веселым, умным, его самооценка растет. Если реакция сверстников негативная или вовсе отсутствует (никто не замечает ребенка), самооценка ползет вниз.

Авторитет родителей падает, и их возможность влиять на самооценку ниже, чем была раньше. Сколько бы мама ни убеждала дочь, что она красивая, сомнения в привлекательности у девочки все равно остаются, если ни один мальчик в школе не обращает на нее внимания. Но это не значит, что не нужно пытаться помогать ребенку.

Что делать родителям

1. Не усугублять и не критиковать. Подросток и без того не уверен в собственной привлекательности, а если сомнения подтвердят родители, то самооценка упадет окончательно. Нельзя критиковать даже из благих побуждений: «Какая красивая у тебя подружка. Зато ты у меня умная. Зря ты с ней все время проводишь. Она с такой внешностью замуж быстро выскочит. Ей, может, учеба и не к чему, а тебе в университет поступать. Ты, дочка, лучше учись». Что при этом слышит девочка? Только то, что она некрасивая.

2. Помогать ребенку почувствовать себя красивым. В подростковом возрасте значимость внешности возрастает. Родители могут предложить пойти к стилисту, подобрать прическу, одежду, привести в порядок зубы и кожу. Бывает, что мальчики сильно переживают из-за высыпаний на коже, но стесняются сказать о своей проблеме. А родители уверены, что все в порядке, что их сын выше того, чтобы переживать из-за таких «пустяков». Пристального внимания этому уделять не стоит, но предложить вместе сходить к косметологу — идея хорошая.

3. Поддерживать подростка. Не забывать хвалить, а если повода для похвалы пока нет, можно выдавать кредит доверия: «Я вижу твой потенциал. Я знаю, что ты способный. Я в тебя верю». Особенно важна поддержка родителя того же пола. Только папа или другой авторитетный для мальчика мужчина может дать совет, как общаться с девушками или вести себя в «стае».

Родитель должен транслировать две важные идеи: «Я классный» и «Ты тоже классный. Даже чуть-чуть лучше меня»

4. Обращать внимание на свою самооценку. Ребенок часто идентифицирует себя с родителями, поэтому взрослый должен транслировать две важные идеи: «Я классный» и «Ты тоже классный. Даже чуть-чуть лучше меня».

5. Создавать возможности для новых знакомств: кружки, секции, лагерь отдыха, путешествия. Попадая в новый коллектив, ребенок может по-новому раскрыться. Люди увидят другую его сторону, а он посмотрит на себя их глазами. Бывает так, что в школе у ребенка не сложились отношения с одноклассниками, он ни с кем не общается. Но при этом в театральном кружке все в восторге от его таланта и чувства юмора. Чем шире круг общения, тем больше разных граней личности раскрывается и тем объемнее становится представление о себе.

При этом надо научить его разбираться в людях. Когда подростки меняют круг общения, самооценка может измениться не в лучшую сторону: например, из заниженной или адекватной — в завышенную.

Неадекватно завышенная самооценка — следствие сильной внутренней уязвимости

На первый взгляд может показаться, что чем выше самооценка, тем лучше. Но у неадекватно завышенной самооценки могут быть негативные последствия. Такому подростку бывает сложно устанавливать дружеские связи. Другим рядом с ним некомфортно, они чувствуют себя неполноценными и стремятся избежать общения.

Корректировать такую самооценку, как ни странно, можно так же, как завышенную, ведь «корона» — следствие сильной внутренней уязвимости. Из страха, что другие сочтут его никчемным, ребенку хочется непременно стать круче, проявить себя самым лучшим образом, доказать всем свою замечательность. При здоровой самооценке такой потребности обычно не возникает. Формирование здоровой самооценки — процесс небыстрый и достаточно трудоемкий, и важно, чтобы пройти этот путь ребенку помог уверенный в себе и неравнодушный взрослый.

Об авторе

Анна Быкова – психолог, автор серии книг «Ленивая мама». Подробнее на сайте.

Текст:Яна ВерзунИсточник фотографий:Getty Images

Новое на сайте

«У меня как будто 23 личности: я меняю их в зависимости от того, кто находится рядом»

«Когда девочке пора носить бюстгальтер?»

Говорите о себе с иронией? Вот что может скрываться за этим

Почему мужья и жены хотят, чтобы их поймали на измене?

Почему в Москве болит голова? Объясняет врач-невролог

Как и что говорить на поминках: советы актрисы и психолога

Как управлять стрессом — своим и ребенка: советы родителям

Падение доходов и мобилизация: как изменится рождаемость в России после 2022 года?

Подросток и самооценка: 12 советов, которые помогут поверить в себя


Елена Исупова

Подростки бывают неразговорчивыми, колючими, раздражительными. Часто не могут понять, что им действительно нравится, сомневаются в своих способностях и пасуют перед успешными сверстниками. В общем, страдают из-за низкой самооценки. Вот несколько полезных советов из наших книг: они успокоят, научат быть добрее к себе, подскажут, как раскрыть свой потенциал. Попробуйте пересказать их детям.

1. Вести список достижений

Нужно ежедневно находить и записывать пять поводов быть довольным собой. Делать это в будни и в выходные, в учебные дни и на каникулах. Поначалу будет трудно. Главное — не сдаваться: писать можно не только о великих свершениях (получении Нобелевской премии или восхождении на Эверест). В списке могут быть такие пункты: навел порядок дома без напоминаний, помог сестре с домашним заданием, сходил на просмотр в молодежный театр, хорошо подготовился к контрольной.

Важно помнить о своих сильных сторонах. Список достижений дает повод каждый день ощущать собственное достоинство. Когда покажется, что самооценка падает, нужно заглянуть в него. Вспомнить, что чувствуешь, когда совершаешь хорошие поступки. И снова лучше относиться к себе.

2. Записывать случаи, когда удалось превзойти свои ожидания

Можно не верить, что сдашь экзамен на «отлично», но справиться с волнением, записаться в футбольную команду за компанию, но стать хорошим игроком, быть на взводе, но сдержать эмоции и не начать ссору.


Никогда не поверили бы, что будете играть на гитаре, но решились на первый урок? Похвалите себя! — Источник

Такие мелочи стоит учитывать. Они помогут осознать, что мы можем больше, чем мы думаем. Даже когда не особенно верим в себя.

3. Избавиться от шума

От каждого человека многого ожидают. Мы постоянно слышим тех, кто дает нам советы, это могут быть друзья и соперники, члены семьи и посторонние люди, соцсети и даже наш внутренний голос. Весь этот шум заглушает нашу индивидуальность. А еще он дает возможность спрятаться от страхов и неуверенности. Мы слышим, что нам «следует сделать», и нам кажется, будто у нас появляется запасной парашют, это создает иллюзию безопасности.

Фишка в том, чтобы отличить шум от полезных советов. Нужно решить, справедливо ли то, что говорят окружающие. Если да, подумать серьезнее над этими словами. Если нет, отойти в сторону от шума.


Эта схема поможет отличить конструктивную критику от шума

4. Говорить с собой уважительно

Иногда мы становимся для себя самыми беспощадными критиками. В голове могут крутиться такие мысли: «Все как-то странно смотрят на меня», «Меня все ненавидят» — хотя на самом деле это не так. Можно внушить себе, что недостаточно хороша (или хорош), и жалеть, что не родилась (родился) кем-то еще. Но правильнее научиться говорить с собой как с человеком, которого уважаешь.

Когда появятся негативные мысли, нужно нажать на «Стоп»:

  • Запишите грубые и жестокие слова, которые говорите себе, или обидные замечания, которые не выходят из головы.
  • Когда в следующий раз старая пластинка заиграет, мысленно нажмите на «Стоп». Скажите себе: «Я не буду разговаривать с собой в таком тоне».
  • Затем «отмотайте назад» и замените негативные утверждения на позитивные. «Моя семья любит меня», «Я забила гол на прошлой неделе, и вся команда мной восхищалась». Можно записать на «пластинку» простые фразы: «Я верю в себя», «Я заслуживаю уважения». Позитивные мысли придадут сил и наполнят оптимизмом.
  • Проигрывайте в голове новые мысли и возвращайтесь к ним каждый раз, когда захочется заняться самобичеванием.

5. Найти внутреннего наставника

У каждого есть свой внутренний критик. А что, если найти ему оппонента — внутреннего наставника? Это может быть человек, который подбадривал вас в прошлом. Или люди, которые благодарны вам за доброту и помощь. Или личность, которой вы восхищаетесь (актер, благотворитель, спортсмен).

Когда внутренний критик поднимает голову, нужно позвать внутреннего друга. Спросить себя: «Что на это ответил бы мой добрый наставник?». Простой совет поднимет настроение и поможет справиться со страхами.

6. Провести время с теми, кто тебя любит

Постепенно для большинства подростков друзья становятся интереснее, чем семья. Но родные дают то, чего не могут дать другие люди: безусловную любовь и принятие. Такое отношение отлично укрепляют самооценку.


Любовь близких придает нам сил. — Источник

Если на улице к нам подойдет незнакомец и скажет: «Ты самый луч-

ший, самый умный, самый замечательный человек в мире», мы постараемся убежать. Но если это скажет мама, улыбнемся, обнимем ее и, конечно, поверим ей.

7. Делать добро

Когда помогаешь кому-то, чувствуешь себя полезным, значимым, нужным. С чего начать? Оглянуться вокруг, поговорить с друзьями, соседями, родственниками. Спросить совета у родителей, учителей, местных активистов.


Можно помогать приюту для бездомных животных. — Источник

Чтобы приносить пользу, необязательно вступать в организацию. Достаточно посвящать один час в неделю сбору мусора в своем районе. Или читать вслух пожилой соседке. Или присматривать за маленькими детьми, пока их родители делают домашние дела. И не забывать помогать по дому собственной семье.

8. Найти взрослого, с которым можно поговорить

Быть подростком иногда страшно и сложно. Заботливые взрослые помогут взглянуть в лицо страхам, ответить на вопросы. Стоит выбрать несколько человек, с которыми чувствуешь себя спокойно. Тех, кто заботится, может выслушать и попытаться понять. Это один из самых действенных способов улучшить свою жизнь.

9. Определить жизненные ценности

Почти все решения мы принимаем исходя из собственных ценностей. То, во что верим (или не верим), помогает определить, как и с кем проводить время, сколько сил тратить на то или иное занятие. Жизненные ориентиры могут быть связаны с другими людьми и с разными сферами жизни. Например:

  • семья
  • вера
  • друзья
  • культура
  • образование
  • спорт
  • город
  • музыка
  • животные
  • искусство
  • окружающая среда

Иногда жизненные ценности отражают качества, которые человек хотел бы иметь и проявлять:

  • доброта
  • надежность
  • трудолюбие
  • верность
  • мастеровитость
  • энергичность
  • нежность
  • независимость
  • готовность помочь
  • творческая жилка
  • честность

Назвать свои ценности непросто, но уже сейчас стоит спросить себя: «Что или кто имеет значение для меня? Что больше всего меня заботит?».

10. Нарисовать свои мечты

Порой желания кажутся неосуществимыми. Но к ним важно прислушиваться,чтобы начать конструировать будущее. Вот несколько идей, которые помогут найти вдохновляющие мечты:

  • Напишите про трех своих знакомых, которыми восхищаетесь. Это может быть человек из числа друзей, членов семьи, учителей, тренеров, соседей или кто-то еще. Чем они занимаются? Почему вы считаете их особенными?
  • Напишите о трех людях, которыми восхищаетесь, но лично вы не встречались. Например, об известных личностях, политических лидерах, спортсменах, художниках или исторических героях. За какие заслуги вы считаете их великими?
  • Представьте себя на выпускном вечере. Перед тем как вы войдете в праздничный зал, вас просят предположить, кем вы однажды станете и чего добьетесь. Что вы ответите?


Может быть, настало время сделать шаг навстречу мечте? — Источник

11. Определить источники вдохновения

Черпать энергию и уверенность стоит из собственных источников вдохновения. Анкета поможет их определить.


Скачать

12. Ставить маленькие цели и достигать их

Чтобы развить в себе смелость и уверенность, лучше действовать тогда, когда есть серьезные шансы на успех (например, понимание, что наверняка получится выполнить два шага из трех). Допустим, подросток решил устроиться на работу после школы — стоит искать вакансию, для которой есть подходящие навыки. Если он обладает опытом присмотра за младшими детьми и умеет организовывать игры — значит, ему по силам стать организатором детских чтений в библиотеке. Достигнув этой цели, можно сделать следующий шаг — начать учить дошкольников читать. Преодолевая маленькие трудности, пробуя понемногу, можно «накопить» смелость на более серьезные вещи. Каждая решенная проблема добавит уверенности.

Еще больше вдохновения и сил в наших книгах: «Дыши. Списки на все случаи жизни», «Дыши. Практики счастья», «Дорожная карта», «Ты сильнее, чем ты думаешь», «Чего ты по-настоящему хочешь», «Ты имеешь значение!»

Обложка поста pexels. com

Подростковый возраст и самооценка | Psychology Today

Понятие самооценки очень американское, особенно в нашей культуре в столетие после его изобретения психологом Уильямом Джеймсом.

Возможно, оправданная как часть нашего права на стремление к счастью и самореализации, коренящаяся в нашем акценте на индивидуализме и питаемая нашей верой в самосовершенствование и материальный успех, самооценка — это понятие, которое, кажется, останется здесь навсегда. .

Кроме того, в нем есть определенная привлекательность и обоснованность здравого смысла, хотя и не поддающаяся научной проверке. Если бы у них был выбор, большинство людей предпочли бы иметь высокую самооценку, а не низкую, потому что они связывают ее с личным благополучием и эффективностью.

С моей точки зрения семейного консультирования, самооценка может иметь значительное влияние на отношения. Обычно кажется, что члены семьи более склонны плохо относиться друг к другу, когда плохо относятся к себе. Чем хуже они относятся к себе, чем хуже они часто относятся к другим, тем хуже с ними обращаются в ответ, тем хуже они в конечном итоге относятся к себе, тем хуже они относятся к другим, и цикл несчастья повторяется по кругу. В семьях с низким уровнем уважения отношения могут стать взаимно разрушительными.

Однако в высокоуважаемых семьях чаще происходит обратное. Чем лучше члены семьи относятся к себе, чем лучше они относятся друг к другу, чем лучше к ним относятся в ответ, тем лучше становится каждый. В высокоуважаемых семьях отношения могут стать взаимоутверждающими. Участники кажутся более склонными выявлять лучшее друг в друге, а не худшее.

Итак, положительная самооценка — это не какое-то популярное увлечение или модная причуда. От его существования частично зависит счастливое и здоровое функционирование отдельных людей и семей, особенно в подростковом возрасте.

Во время нормального течения подросткового возраста я наблюдал два серьезных падения самооценки.

Первое падение происходит в самом начале, в раннем подростковом возрасте (в возрасте 9-13 лет), когда молодой человек отделяется от детства, что приводит к потере удовлетворенности от того, что его больше определяют как ребенка и обращаются с ним как с ребенком. В этом процессе многие компоненты самоопределения, которые сейчас считаются «детскими» — любимые интересы, занятия и отношения, которые поддерживали самооценку, — могут быть принесены в жертву ради будущего роста и поведения старше. Многие «детские штучки», имеющие психологическую ценность, можно выбросить. От старых игрушек и увлечений можно отказаться, и даже заветных бабушек и дедушек поставить на расстоянии.

Второе падение самооценки происходит в конце подросткового возраста, в пробной независимости (возраст 18-23 лет), когда молодой человек сталкивается с пугающей реальностью независимости и чувствует себя ошеломленным и подавленным будущим потрясением, упомянутым в моем предыдущем блог. Чувствуя себя не готовым к этому вызову и иногда действуя таким образом, легко разочароваться в себе, обидеться на себя и даже наказать себя, падая при этом уважение. «Вот мне 22 года, я все еще лажаю и не могу наладить свою жизнь!»

Так что же такое самооценка? Оно не реально в том смысле, что его можно визуально исследовать, физически потрогать или непосредственно наблюдать. Подобно таким понятиям, как «интеллект» или «совесть», самооценка — это абстрактное психологическое понятие, созданное для описания части человеческой природы человека. О его существовании и полезности можно судить по действиям и выражениям, которые считаются свидетельством его присутствия.

Точно так же, как решение проблемы может считаться свидетельством интеллекта или действие в соответствии с этическими убеждениями может считаться свидетельством совести, настаивание на справедливом или уважительном отношении может рассматриваться как свидетельство чувства собственного достоинства, молодой человек, действующий как будто они заслуживают хорошего отношения.

Точнее, «самоуважение» — это два слова, сложенные в одно. Разделите их, и станет ясным значение большего термина. «Я» — это описательное понятие: по каким конкретным характеристикам я идентифицирую себя? «Уважение» — это оценочное понятие: как мне судить о ценности того, кто я есть?
Самоуважение связано с тем, как человек идентифицирует и оценивает свое определение себя.

Начните с самооценки как отождествления. Когда подросток связывает свою идентичность только с одной частью жизни — наличием друзей, спортивными состязаниями, высокими академическими достижениями, — тогда, когда друзья теряются, когда из-за травмы заканчиваются занятия спортом, когда падает успеваемость, уважение рушится. «Я ничто без моих друзей!» «Я ничего не стою без моего спорта!» «Я неудачник, если не получу пятерку!» Чтобы поддерживать относительное постоянство благополучия во время обычных взлетов и падений подросткового возраста, очень полезно иметь несколько столпов самооценки.

Воспринимайте самооценку как оценку. Когда подросток постоянно суров к себе — настаивая на совершенстве, критикуя недостатки, наказывая за ошибки, — тогда, когда ожидания не оправдываются, когда становятся очевидными несовершенства, когда случаются человеческие ошибки, уважение рушится. «Я такой тупой!» «Что со мной не так!» «Я ничего не могу сделать правильно!» Чтобы сохранить постоянство благополучия во время испытаний подросткового возраста, очень помогает, когда жизнь идет плохо, относиться к себе терпимо и с пониманием.

В частности, в ответ на неудачный опыт, когда импульсивное или неразумное принятие решений привело к ошибке, разочарованию или неприятностям, подросток может впасть в довольно резкую самооценку, спускаясь по обычным шагам, которые систематически снижают самооценку.

Это:

  1. Сделай неверный выбор
  2. Страдать обиженными чувствами
  3. Взять на себя бремя вины
  4. Самокритика или обвинение
  5. Наказать себя за плохое поведение
  6. Отнеситесь к этому жестокому обращению как к заслуженному
  7. Тратьте больше энергии на покаяние, чем на восстановление

Если ваш сын или дочь продолжат корить себя за неразумный выбор или неудачную жизнь, вы можете предложить им следующее: «Если вы причиняете себе боль, когда вам уже больно, это только усугубляет боль. время относиться к себе не плохо, а хорошо. Так вы сможете мотивировать себя работать лучше».

Итак, что вы можете сказать своему подростку о самооценке? «Чем более узко вы определяете себя и чем более негативно вы себя оцениваете, тем большему риску снижения самооценки вы, вероятно, подвергаетесь. В этом несчастливом состоянии вы также можете подвергаться большему риску плохого отношения к себе и другим. Поэтому , сделайте себе одолжение. Чтобы поддерживать положительную самооценку, определяйте себя широко и оценивайте себя доброжелательно, и большую часть времени вы будете ценить ценность и получать удовольствие от компании того, кто и как вы ».

Существует ли слишком высокая самооценка? Да. Люди, которые слишком высоко ценят себя, часто верят, что они выше других, всегда правы, заслуживают особого внимания и обращения, не должны допускать разногласий, знают все (или, по крайней мере, все, что стоит знать), заслуживают того, чтобы к ним относились по-своему, и им следует позволять управлять жизнями других. Многие тираны, мелкие и великие, от законного ребенка до жестокого деспота, имели чрезвычайно высокую самооценку — за счет других людей.

Я считаю, что в матрице понятий, объясняющих психологическое функционирование, самооценка занимает полезное место. Однако, как ни важно, сильная самооценка — это еще не все.

Например, не зависит от морали. Сильная самооценка не предотвращает проступков. Люди, которые очень позитивно относятся к тому, кто они и каковы они, все же могут стать хулиганами, преступниками и даже фанатиками разрушения. Зло может претендовать на высокую самооценку так же легко, как и добро.

Самооценка также не зависит от результата. Это не гарантирует достижения. Люди, уверенные в своих силах, все же способны на недопонимание, просчеты и ошибки. Сильная самооценка может привести человека как к неудаче, так и к успеху.

Мой любимый рецепт сохранения высокой самооценки был опубликован в New York Times несколько лет назад (28 сентября 1999 г., стр. C31). «В наши дни много говорят о самооценке… Мне она кажется довольно простой. Если вы хотите гордиться собой, вы должны делать то, чем вы можете гордиться. Чувства следуют за действиями».

Это заявление сделал Осеола Маккарти, прачка, которая пожертвовала свои сбережения в размере 150 000 долларов на финансирование стипендий в Университете Южного Миссисипи.

Дополнительную информацию о воспитании подростков см. в моей книге «Выжить в подростковом возрасте» (Wiley, 2013).

Подростковая самооценка. Исследование своего сознания

4 минуты

Последнее обновление: 19 августа 2019 г.

Подростковый возраст — это этап, полный перемен.  Это этап нашего развития, когда мы постоянно ищем свое место в мире. Мы чувствуем необходимость попробовать себя в разных ролях и поэкспериментировать. Вот почему высокая самооценка особенно важна для подростков. В противном случае они могут пойти по ложному пути.

Именно в подростковом возрасте мы чувствуем сильную потребность глубоко задуматься о себе. В то же время мозг подростка взрослеет и учится новому. Все это является частью поиска нашей идентичности. И только тогда, когда мы разработаем связную самооценку, мы сможем построить нашу самооценку.

Самоуважение основано на самооценке

Наша самооценка — это общее представление о себе. Это подпитывает наше самопознание. Например, самооценка проявляется в таких идеях, как «Я очень импульсивно принимаю решения», «Я люблю гулять с собакой в ​​парке» или «Я очень конкурентоспособен в спорте».

В первые годы жизни наша самооценка более гибкая. Поэтому в это время мы более ответственны за то, чтобы включить в него ценности, оценки и ожидания наших образцов для подражания. Но в подростковом возрасте они более произвольны и могут измениться. Они также гораздо менее последовательны.

Как только мы осознаем, кто и что мы есть, наша самооценка также определяет нашу ценность. Вот почему я-концепция включает в себя самооценку. Это зависит от нашей оценки собственной ценности. Подростковая самооценка включает в себя мысли, чувства, ощущения и переживания, которые у них были на протяжении всей жизни. Они судят обо всем этом. Затем они оценивают, видят ли они себя положительно или отрицательно.

Когда мы формируем нашу самооценку?

Мы начинаем формировать нашу самооценку в самом начале жизни, как и наше представление о себе. Это продукт взаимодействия различных факторов. Один фактор — генетика (темперамент), а другой — окружающая среда (личная, социальная и культурная). Мы усваиваем и усваиваем их по мере взросления. Эта оценка также может варьироваться в зависимости от возраста.

Как подросток оценивает себя?

Когда вы просите подростка описать себя, обычно он говорит о внешних, физических качествах (привлекательность, черты лица, фигура) и о деятельности, которую он выполняет (интеллектуальные способности и то, как он относится к другим). Точно так же их представление о себе будет вращаться вокруг их представлений о ценности и компетентности. Это тесно связано с успехами в школе, социальной компетентностью и эмоциональным балансом.

Самооценка подростков несколько различается в зависимости от пола:

  • У девочек-подростков, как правило, более низкая и уязвимая самооценка. Они, как правило, больше беспокоятся о внешности, социальном успехе и успеваемости.
  • Самооценка юношей-подростков в большей степени определяется их способностью соответствовать мужским стереотипам; быть уверенным в себе, сильным и бесстрашным.

Самооценка подростка

Многие аспекты жизни подростка будут зависеть от уровня его самооценки: школа, семья, отношения и т. д. Эти факторы, в свою очередь, будут влиять на его личность и счастье в дальнейшем.

Подростки с высокой самооценкой…

  • Чувствовать себя любимыми и принятыми окружающими.  Кроме того, они мотивированы учиться, пробовать что-то новое и знакомиться с новыми местами.
  • Склонен оптимистично смотреть в будущее и может видеть проблемы с разных точек зрения.
  • Ставьте перед собой краткосрочные и долгосрочные цели. Они способны взять на себя ответственность за свое поведение и решения.
  • Знайте их сильные и слабые стороны.  Так же, как они знают, как принимать критику, они могут медленно самокритиковать и решать свои проблемы.  
  • Иметь эмоциональную стабильность  и проявлять сочувствие.
  • Чуткие к нуждам других.  Они легко общаются и имеют здоровый круг общения.

Подростки с низкой самооценкой…

Однако поведение, указывающее на начало низкой самооценки у подростков, основано на неуверенности в себе и своих способностях. Подростки с низкой самооценкой…

  • Считают себя ниже других, неуважаемыми и недооцененными. Они могут отказываться от групповой деятельности, предполагающей сотрудничество.
  • Чувство неуверенности и парализующий страх неудачи.
  • Часто не хватает дисциплины, целеустремленности и способности брать на себя ответственность.
  • Старайтесь выделяться, а из-за их постоянной потребности во внимании, могут лгать и лгать.
  • Обвинять других и вести себя агрессивно, жестоко, регрессивно, вызывающе или антиобщественно.

Для чего нужна самооценка?

Согласно Эриксону, подростковый возраст — это поиск идентичности и смысла. Хотя это период, отмеченный кризисами и гормональным хаосом, он здоров и приведет к более сильной личности во взрослой жизни. Когда мы думаем о будущем, важно найти свою идентичность.

Таким образом, самооценка помогает нам принять себя и оценить свои уникальные качества. Мы должны знать свои слабости, но мы также должны знать о своих сильных сторонах и позволять им сиять.

Дело не в эгоизме; речь идет о том, чтобы быть реалистом и подпитывать нашу самооценку.  Самоуважение – это признак уважения к себе и другим . Уважающий себя человек — это человек, который уважает других. А человек, который ценит себя, ценит и других.

 

Это может вас заинтересовать…

Уверенность — помощь ребенку в раннем подростковом возрасте

Уверенность — помощь ребенку в раннем подростковом возрасте

Как я могу помочь своему ребенку стать более уверенным в себе?

Подростки часто чувствуют себя неполноценными. У них новые тела и развивающиеся умы, а их отношения с друзьями и членами семьи постоянно меняются. Они впервые понимают, что не во всем хороши. Изменения в их жизни могут происходить быстрее, чем их способность приспосабливаться к ним.

Плохая самооценка часто достигает пика в раннем подростковом возрасте, а затем улучшается в среднем и позднем подростковом возрасте по мере того, как идентичность набирает силу и фокусируется. Однако в любом возрасте неуверенность в себе может стать серьезной проблемой. Подростки с низкой самооценкой могут быть одинокими, неловкими с другими и чувствительными к критике и тому, что они считают своими недостатками. Подростки с низким уровнем уверенности в себе с меньшей вероятностью будут участвовать в мероприятиях и заводить дружеские отношения. Это еще больше изолирует их и замедляет их способность развивать лучшую самооценку. Когда они заводят друзей, они более уязвимы для негативного давления со стороны сверстников.

Некоторые подростки, которым не хватает уверенности, сдерживаются в классе. Другие действуют, чтобы привлечь внимание. В худшем случае неуверенность в себе часто связана с саморазрушающим поведением и привычками — например, с курением, употреблением наркотиков или алкоголя.

Девочки чаще испытывают более глубокие сомнения в себе, чем мальчики (хотя есть много исключений). Это может быть по многим причинам:

  • Общество посылает девушкам сигнал о том, что для них важно ладить с другими и быть очень, очень худыми и красивыми. Однако жизнь может быть такой же тяжелой для мальчика, который думает, что он должен соответствовать ожиданиям общества, что мальчики должны хорошо заниматься спортом и другими видами физической активности.

  • Девочки физически взрослеют примерно на два года раньше, чем мальчики, что требует от девочек решения вопросов внешности, популярности и сексуальности до того, как они станут достаточно зрелыми для этого эмоционально.

  • Девочки могут получать сбивающие с толку сообщения о важности достижений. Хотя девочкам говорят, что достижения важны, некоторые также опасаются, что они не понравятся, особенно мальчикам, если будут казаться слишком умными или слишком способными, особенно в области математики, естественных наук и технологий.

  • Если ваш подросток страдает от серьезной неуверенности в себе в течение длительного периода времени, ей может быть полезно обратиться к консультанту или другому специалисту. Это особенно верно, если у нее также есть проблемы с наркотиками или алкоголем, неспособность к обучению, расстройство пищевого поведения или тяжелая депрессия. (См. раздел «Проблемы» для получения информации, которая может помочь вам решить, относится ли ваш ребенок к одной из этих категорий.) Большинство подростков справятся с трудностями при наличии достаточного времени и поддержки.

    В настоящее время большинство психологов считают, что самооценка и уверенность в себе представляют собой диапазон чувств, которые ребенок испытывает к себе во многих различных ситуациях. Психолог Сьюзен Хартер разработала теорию самооценки, которая учитывает как чувство уверенности ребенка в области деятельности, так и то, насколько важна эта область для ребенка. Например, подростки могут думать о ряде ситуаций: соревнования в команде по легкой атлетике, изучение математики, свидания, уход за младшими братьями или сестрами и так далее. Подросток, скорее всего, будет чувствовать себя более уверенно, выполняя одни из этих действий, чем другие. Она может очень хорошо относиться к своим спортивным способностям и навыкам в математике, но плохо относиться к своей личной жизни. У нее также могут быть смешанные чувства по поводу того, насколько хорошей сестрой она является для своего младшего брата. То, насколько хорошо этот подросток относится к себе, зависит от того, насколько важна для него каждая из этих областей. Если очень активная жизнь на свиданиях является самой важной сферой ее жизни, эта девушка будет плохо себя чувствовать. Если быть ученым-спортсменом — это самое главное, то она будет чувствовать себя очень хорошо. Основываясь на этой теории, лучшие способы помочь ребенку развить уверенность включают следующее:

  • Предоставьте вашему ребенку возможность добиться успеха . Как отмечает учитель Дайан Крим: «Лучший способ вселить в кого-то уверенность — дать ему успешный опыт. Вам нужно настроить его на успех — дайте ему опыт, в котором он сможет увидеть, насколько он силен. Дети могут создать этот опыт. Частью уверенности является знание того, что делать, когда вы не знаете, что делать».

  • Помогите своему ребенку укрепить уверенность в своих способностях, поощряя его посещать уроки рисования, участвовать в спектакле, вступать в футбольную или бейсбольную команду, участвовать в научных ярмарках или компьютерных клубах или играть на музыкальном инструменте — все, что ему нравится делать. пробуждает в нем лучшее. Не навязывайте ребенку какую-либо конкретную деятельность. Большинство детей, будь то 3 или 13 лет, сопротивляются попыткам заставить их делать то, что им не нравится. Подталкивание детей к участию в деятельности, которую они не выбрали для себя, может привести к разочарованию. Постарайтесь сбалансировать опыт вашего ребенка между занятиями, в которых он уже хорошо разбирается, новыми занятиями или действиями, в которых он не так хорош.

    Вы также можете помочь ребенку обрести уверенность, назначив ему семейные обязанности, в которых он сможет преуспеть: разгрузить посудомоечную машину, убраться в комнате или покосить газон.

  • Помогите подросткам почувствовать себя в безопасности и поверить в себя . Способность подростков доверять себе происходит от получения безусловной любви, которая помогает им чувствовать себя в безопасности и развивать способность решать собственные проблемы. Ваш ребенок, как и все дети, будет сталкиваться с ситуациями, требующими, чтобы он опирался на вас и других. Но постоянно полагаться на то, что вы выручите ее из трудных ситуаций, может затормозить ее эмоциональный рост. «Мы должны учить наших детей, как справляться с вещами, с которыми они сталкиваются, вместо того, чтобы облегчить путь», — говорит учитель Энн Джолли.

  • Расскажите о тревогах, связанных с насилием в школе и глобальным терроризмом . Многие дети видели ужасающие картины смерти и разрушения по телевидению и в Интернете. Вы можете помочь своему ребенку понять, что, хотя страна пережила ужасные террористические акты, мы сильные люди, которые могут объединиться и поддержать друг друга в трудные времена. Кроме того, вы можете:
    • Своим поведением создать в своем доме спокойную обстановку. Это может оказаться невозможным, если ваша семья непосредственно пострадала от акта террора или насилия. Если вы беспокоитесь, вам нужно объяснить ребенку, что вы чувствуете и почему. Дети получают эмоциональные сигналы от тех, кого они любят.
    • Слушайте, что говорит ваш ребенок. Убедите его, что взрослые работают над тем, чтобы сделать дома и школы безопасными.
    • Помогите ребенку отличить правду от вымысла. Обсуждайте факты со своим ребенком и избегайте догадок, преувеличений или чрезмерной реакции.
    • Контролируйте активность вашего ребенка на телевидении, радио и в Интернете. Помогите ей избежать чрезмерного воздействия изображений насилия, которые могут усилить ее тревогу.
    • Используйте исторические примеры (например, Перл-Харбор или взрыв космического корабля «Челленджер»), чтобы объяснить ребенку, что с невинными людьми случаются плохие вещи, но люди продолжают жить своей жизнью и разрешают даже ужасные ситуации.
    • Продолжайте заниматься своими обычными семейными делами.
  • (Дополнительную информацию о том, как говорить с детьми о насилии или террористических актах, можно найти на веб-сайте Министерства образования США.

    Веб-сайт по адресу www.ed.gov/inits/september11/.)
  • Хвалите и поощряйте . Похвала имеет смысл для подростков, когда она исходит от тех, кого они любят и на кого больше всего рассчитывают, — от родителей и других важных взрослых в их жизни. Похвала вашего ребенка поможет ему обрести уверенность. Однако комплименты, которые вы ей делаете, должны быть искренними. Она распознает, когда это не так.

  • Наберитесь терпения . Во взрослом возрасте большинство людей уверены в себе. Эта уверенность приходит с годами опыта успеха, а также с годами изучения сильных и слабых сторон и выбора акцента в разных сферах нашей жизни. Большинство из нас были бы несчастливы, если бы нам приходилось делать только то, в чем мы не очень хороши. Став взрослыми, мы склонны находить свои сильные стороны и – насколько это возможно – развивать эти области больше, чем другие. Однако подростку трудно преуменьшить те области, в которых он менее уверен. Например, подростку с академическими способностями очень трудно сосредоточиться на школе, а не на свиданиях, когда все ее друзья встречаются и говорят ей, как важны свидания.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *