Стадии возрастного развития по фрейду: Периодизация возрастного развития Зигмунда Фрейда
Периодизация возрастного развития Зигмунда Фрейда
Зигмунд Фрейд считал главным источником, двигателем человеческого поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. Сексуальное развитие, следовательно, определяет развитие всех сторон личности и может служить критерием возрастной периодизации. Детская сексуальность понимается Фрейдом широко, как все, приносящее телесное удовольствие, поглаживания, сосания, освобождение кишечника и т. д. Стадия развития связаны со смещением эрогенных зон — тех областей тела, стимуляция которых вызывает удовольствие. Фрейд выделил 5 стадий личностного развития.
На оральной стадии (до 1 года) эрогенная зона — слизистая рта и губ. Ребенок получает удовольствие, когда сосет молоко, а в отсутствие пищи — собственный палец или какой-нибудь предмет. Поскольку абсолютно все желания младенца не могут быть немедленно удовлетворены, появляются
первые ограничения, впоследствии ведет к возникновению таких «пороков» как курение, гурманство, словесная агрессия.
На анальной стадии (1-3 года) эрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника. Ребенка в это время приучают к опрятности, возникает много требований и запретов, в результате чего в личности ребенка начинает формироваться последняя инстанция — «Сверх — Я» как воплощение социальных норм, внутренняя цензура, совесть. Развивается аккуратность, пунктуальность, упрямство, агрессивность, скрытность, чрезмерная чистоплотность, скупость, накопительство и некоторые другие черты.
Фаллическая стадия (3-5 лет) характеризует высшую ступень детской сексуальности. Ведущей эрогенной зоной становятся гениталии. Если до сих пор детская сексуальность была направлена на себя, то сейчас дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям, мальчики к
матери (Эдипов комплекс), девочки к отцу (комплекс Электры) – Суть любого из комплексов – ребенок испытывает нежные чувства к родителю противоположного пола и агрессию по отношению к родителю своего пола, которого ребенок считает соперником и подсознательно хочет «устранить». Конфликт, связанный с Эдиповым комплексом разрешается путем отказа ребенка от нежных чувств к родителю противоположного пола и отождествление себя с родителем того же пола, что представляется меньшим злом для ребенка, чем агрессивные чувства. Становление полового сознания предполагает представление не только о своем поле, но и другом, т.е. должно быть, представление не только о мужском, но и о женском. Возникшая нежная любовь к родителю противоположного пола выполняет функцию освоения представления, форм поведения, ролей, выражения чувств другого пола (не как Я). Возврат к отождествлению с родителем своего пола позволяет перевести половое развитие на новый уровень биполярной ориентации, где ребенок учится не только ценностям, ролям и стереотипам свойственных его полу, но и сравнивает их с другим. Это время наиболее строгих запретов и интенсивного формирования «Сверх — Я». Дети интересуются своими половыми органами и половыми органами других детей. Интересуются отличиями. Зарождаются новые черты личности — самонаблюдение, благоразумие и др.
Латентная стадия (5-12 лет) как бы временно прерывает сексуальное развитие ребенка. Само название этого периода указывает на скрытый характер проявления либидо. Ребенок осваивает формы поведения, свойственные данному полу. Влечения, исходящие из «Оно», хорошо контролируются. Детские сексуальные переживания вытесняются, и интересы ребенка направляются на общение с друзьями, школьное обучение и т. д.
Генитальная стадия (12-18 лет) соответствует собственно половому развитию ребенка. Объединяются все эрогенные зоны, появляется стремление к нормальному сексуальному общению. Биологическое начало — «Оно» — усиливает свою активность, и личности подростка приходится бороться с его агрессивными импульсами, используя механизмы психологической защиты.
Периодизации, основанные на одном признаке, субъективны: авторами произвольно выбирается одна из многих сторон развития. Кроме того, в них не учитывается изменение роли выбранного признака в общем развитии ребенка на протяжении детства.
5.5.Стадии возрастного развития человека по теориям и воззрениям з. Фрейда и э. Эриксона.
Стадии возрастного развития, выделенные З. Фрейдом, являются сутью психоаналитической концепции периодизации возрастного развития индивида. Периодизация возрастного развития в психоанализе основана на интерпретации сущности личностной и возрастной динамики сексуальности. Разделение периодов жизни человека на этапы, в психоанализе связывается с последовательно активизирующимися зонами, в которых находит свое удовлетворение сексуальная энергия — либидо. При этом, З. Фрейд считал, что при «нормальном» развитии каждый человек проходит определенные стадии развития либидо именно в выделенной им последовательности. Наиболее широкое распространение на Западе и мировое признание получила также и теория стадий возрастного развития Э. Эриксона. Э. Эриксон развил теорию З. Фрейда, выделил и обосновал социальный аспект развития людей, как основной культурно-личностный критерий периодизации возрастного развития.
В основание возрастной периодизации им были положены процессы психофизического созревания человека, процессы социализации личности и процессы развития индивидуальной сознательности («развитие сознательного Я»). Э. Эриксон придавал большое значение наличию или отсутствию родительской любви, как фактору положительного психологического развития личности, особенно в младенческом, раннем и дошкольном возрасте ребенка.Сравнительную совокупность взглядов З. Фрейда и Э. Эриксона на возрастное развитие людей мы отражаем в таблице № 1.
Таблица № 1. Взгляды З. Фрейда и Э. Эриксона на возрастное развитие людей.
№ ста- дии | СТАДИЯ (этап, фаза развития) | ПО Э. ЭРИКСОНУ — ВЫДЕЛЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИВЫХ (амбивалентных) ПЕРЕЖИВАНИЙ (чувств) | |
I | 0 — 1/1,5: младенчество | оральная стадия — сосание, кусание, захват предмета ртом, удержание предмета ртом | доверие/недоверие к окружению, к среде (к людям, к миру вокруг) |
II | 1/1,5 – 3: раннее детство | анальная стадия — интерес к физическим отправлениям организма (к потребностям выделения) | индивидуально обусловленная выработка автономии Я, появление сомнения, стыда, формирование уверенности/неуверенности в себе |
III | 3 — 6/7: дошкольное детство | познавательный интерес к своим гениталиям и гениталиям других | инициативность/чувство вины, развитие, или ослабление, укрепление или размывание потребности в родительской любви |
IV | 6/7 — 10/11: младший школьный возраст | латентная стадия — нет ярко выраженной эрогенной направленности, зарождение сексуальности | достижение/неполноценность, преимущественное формирование мотивации на достижения или мотивации на избегание неудач |
V | 10/11 — 15/16: подростковый возраст | латентная стадия развития либидо, с проявлениями общетелесной сексуальности в общении с окружающими | кризис личности, диффузия личностной идентичности, психологическое (мотивационное) осмысление индивидуальных жизненных приоритетов, формирование социальной (деятельностной) личностной направленности |
VI | 15/16 — 20/21: юность, 20/21 — 29/30: молодость | генитальная стадия, — наступление половой зрелости, формирование индивидуальной эрогенности | интимность/изоляция, нахождение своего места в мире, формирование и развитие социальной зрелости, становление профессиональной направленности, культурологический (мировоззренческий) кризис личности, переосмысление жизненных целей |
VII | 29/30 — 40/42: взрослость, 40/42 — 53/55: зрелость | не дает характеристик данных возрастов в своей концепции | творчество/застой, качественное развитие или угасание креативности, профессиональное развитие, занятие места в обществе, культурно-религиозное становление и развитие |
VIII | 53/55 — 63/65: пожилой возраст, 63/65 — 73/75: старость, 73/75 — 83/85: преклонный (дряхлый) возраст | в своей концепции не дает характеристик для данных возрастов | интеграция/разочарование, приобретение нового социального статуса, или потеря своего «социального Я». Для женщин — уход в семью, творчество и рукоделие, для мужчин — политическая жизнь, наука, развлечения |
Психосексуальная теория Фрейда и 5 стадий человеческого развития
Зигмунд Фрейд предположил, что развитие личности в детстве происходит в течение пяти психосексуальных стадий: оральной, анальной, фаллической, латентной и генитальной.
На каждой стадии сексуальная энергия (либидо) выражается по-разному и через разные части тела.
Они называются психосексуальными стадиями, потому что каждая стадия представляет собой фиксацию либидо (примерно переводимого как сексуальные влечения или инстинкты) на различных участках тела.
По мере того, как человек физически растет, определенные области его тела становятся важными источниками потенциальной фрустрации (эрогенные зоны), удовольствия или того и другого.
Фрейд (1905) считал, что жизнь строится вокруг напряжения и удовольствия. Фрейд также считал, что всякое напряжение возникает из-за накопления либидо (сексуальной энергии) и что все удовольствия приходят от ее разрядки.
Описывая развитие человеческой личности как психосексуальное, Фрейд имел в виду, что то, что развивается, — это способ накопления и высвобождения сексуальной энергии Ид по мере того, как мы взрослеем биологически. (Н. Б. Фрейд использовал термин «сексуальный» в очень общем смысле для обозначения всех доставляющих удовольствие действий и мыслей).
Фрейд подчеркивал, что первые пять лет жизни имеют решающее значение для формирования взрослой личности. Ид должен контролироваться, чтобы удовлетворить социальные требования; это создает конфликт между неудовлетворенными желаниями и социальными нормами.
Эго и Суперэго развиваются, чтобы осуществлять этот контроль и направлять потребность в удовлетворении в социально приемлемые каналы. Центры удовлетворения находятся в разных частях тела на разных стадиях роста, что делает конфликт на каждой стадии психосексуальным.
Роль конфликта
Каждая из психосексуальных стадий связана с определенным конфликтом, который необходимо разрешить, прежде чем человек сможет успешно перейти к следующей стадии.
Разрешение каждого из этих конфликтов требует затрат сексуальной энергии, и чем больше энергии затрачивается на определенной стадии, тем более важные характеристики этой стадии сохраняются у индивидуума по мере его психологического взросления.
Чтобы объяснить это, Фрейд предложил аналогию с войсками на марше. По мере продвижения войск они встречают сопротивление или конфликт. Если они добьются больших успехов в победе в сражении (разрешении конфликта), то большая часть войск (либидо) сможет перейти к следующему сражению (этапу).
Но чем больше трудностей, с которыми приходится сталкиваться в какой-либо конкретной точке, тем выше потребность в войсках, которые должны оставаться позади для сражения, и, следовательно, тем меньше войск смогут перейти к следующему столкновению.
Вы можете запомнить порядок этих стадий, используя мнемонику : «старый (оральный) возраст (анальный) пенсионеры (фаллический) любят (латентный) виноград (генитальный).
Содержание
Оральная стадия
(от рождения до 1 года)На первой стадии психосексуального развития центр либидо сосредоточен во рту ребенка. На оральных стадиях младенец получает большое удовольствие от того, что кладет в рот всевозможные предметы, чтобы удовлетворить либидо и, следовательно, требования Ид.
Которые на данном этапе жизни ориентированы на рот или рот, например, сосание, кусание и грудное вскармливание.
Фрейд говорил, что оральная стимуляция может привести к оральной фиксации в дальнейшей жизни. Мы повсюду видим вокруг себя оральных личностей, таких как курильщики, кусающие ногти, жующие пальцы и сосущие большой палец. Оральные личности участвуют в таком оральном поведении, особенно в состоянии стресса.
Анальная стадия
(от 1 до 3 лет)На анальной стадии психосексуального развития
либидо фокусируется на анусе, и ребенок получает огромное удовольствие от дефекации. Теперь ребенок полностью осознает, что он самодостаточная личность и что его желания могут привести его в конфликт с требованиями внешнего мира (т. е. его эго развилось).
Фрейд полагал, что этот тип конфликта достигает апогея при приучении к горшку, когда взрослые налагают ограничения на то, когда и где ребенок может испражняться. Природа этого первого конфликта с властью может определить будущие отношения ребенка со всеми формами власти.
Раннее или жесткое приучение к горшку может привести к тому, что ребенок станет анально-сохраняющей личностью, которая ненавидит беспорядок, одержимо опрятна, пунктуальна и уважает власть. Они могут быть упрямыми и скупыми со своими деньгами и имуществом.
Все это связано с удовольствием, полученным от удержания своих фекалий, когда они были малышами, а затем их мамы настаивали на том, чтобы они избавились от этого, посадив их на горшок, пока они не выступят!
Не так глупо, как кажется. С другой стороны, анальная экспульсия подвергалась либеральному режиму приучения к туалету во время анальной стадии.
Во взрослом возрасте анальный экспульсив — это человек, который хочет поделиться с вами вещами. Им нравится раздавать вещи. По сути, они «делятся своим дерьмом»!» Анально-экспульсивная личность также неряшлива, неорганизованна и непокорна.
Фаллическая стадия
(от 3 до 6 лет)Фаллическая стадия — это третья стадия психосексуального развития, охватывающая возраст от трех до шести лет, когда либидо (желание) младенца концентрируется на его гениталиях как эрогенной зоне.
Ребенок осознает анатомические половые различия, что приводит в движение конфликт между эротическим влечением, обидой, соперничеством, ревностью и страхом, который Фрейд назвал Эдиповым комплексом (у мальчиков) и комплексом Электры (у девочек).
Это решается в процессе идентификации, в ходе которого ребенок перенимает характеристики родителя того же пола.
Эдипов комплекс
Наиболее важным аспектом фаллической стадии является Эдипов комплекс. Это одна из самых противоречивых идей Фрейда, которую многие люди категорически отвергают.
Название комплекса Эдипа происходит от греческого мифа, в котором молодой человек Эдип убивает своего отца и женится на своей матери. Обнаружив это, он выкалывает себе глаза и ослеп. Этот эдипальный термин является родовым (то есть общим) термином как для Эдипова комплекса, так и для комплекса Электры.
У маленького мальчика Эдипов комплекс или, правильнее сказать, конфликт возникает из-за того, что у мальчика появляются сексуальные (приятные) желания к матери. Он хочет обладать исключительно своей матерью и избавиться от отца, чтобы иметь возможность сделать это.
Иррационально мальчик думает, что если его отец узнает обо всем этом, его отец заберет то, что он любит больше всего. На фаллической стадии больше всего мальчик любит свой пенис. Отсюда у мальчика развивается страх кастрации .
Затем маленький мальчик решает эту проблему, имитируя, копируя и присоединяясь к мужскому поведению папы. Это называется отождествлением , и именно так мальчик в возрасте от трех до пяти лет разрешает свой Эдипов комплекс.
Идентификация означает внутреннее принятие ценностей, взглядов и поведения другого человека. Следствием этого является то, что мальчик берет на себя мужскую гендерную роль и принимает идеал эго и ценности, которые становятся суперэго.
Фрейд (1909) предложил случай Маленького Ганса как доказательство Эдипова комплекса.
Комплекс Электры
Для девочек комплекс Электры менее чем удовлетворительный. Короче говоря, девушка желает отца, но понимает, что у нее нет пениса. Это приводит к развитию зависть к пенису и желание быть мальчиком.
Девушка решает эту проблему, подавляя свое желание отца и заменяя желание пениса желанием ребенка. В своем «кастрированном состоянии» девочка винит мать, и это создает большое напряжение.
Затем девочка подавляет свои чувства (чтобы снять напряжение) и идентифицирует себя с матерью, чтобы взять на себя женскую гендерную роль.
Латентная стадия
(6 лет до полового созревания)Латентная стадия — это четвертая стадия психосексуального развития, охватывающая период от шести лет до полового созревания. На этой стадии либидо бездействует 90,119 и никакого дальнейшего психосексуального развития не происходит (латентное означает скрытое).
Фрейд считал, что большинство сексуальных импульсов подавляется на латентной стадии, а сексуальная энергия может быть сублимирована на учебу, хобби и дружбу.
Большая часть энергии ребенка направляется на развитие новых навыков и приобретение новых знаний, а игра в основном ограничивается другими детьми того же пола.
Генитальная стадия
(от полового созревания до взрослой жизни)Генитальная стадия является последней стадией психосексуальной теории развития личности Фрейда и начинается в период полового созревания.
Это время подростковых сексуальных экспериментов, успешное завершение которых заключается в установлении любовных отношений один на один с другим человеком в возрасте 20 лет.
Сексуальный инстинкт направлен на гетеросексуальное удовольствие, а не на самоудовлетворение, как на фаллической стадии.
Для Фрейда надлежащий выход полового влечения у взрослых был через гетеросексуальный половой акт. Фиксация и конфликт могут помешать этому, что может привести к развитию сексуальных извращений.
Например, фиксация на оральной стадии может привести к тому, что человек будет получать сексуальное удовольствие прежде всего от поцелуев и орального секса, а не от полового акта.
Разочарование, баловство и навязчивость
Кажется, что некоторые люди не могут оставить одну стадию и перейти к следующей. Одна из причин этого может заключаться в том, что потребности развивающегося человека на каком-либо конкретном этапе могут быть неудовлетворены должным образом, и в этом случае возникает фрустрация.
Или, возможно, потребности человека могут быть настолько хорошо удовлетворены, что он/она не хочет отказываться от психологических преимуществ определенной стадии, на которой наблюдается чрезмерное потворство своим желаниям.
И фрустрация, и чрезмерное баловство (или любое их сочетание) могут привести к тому, что психоаналитики называют фиксацией на определенной психосексуальной стадии.
Фиксация относится к теоретическому представлению о том, что часть либидо человека постоянно «инвестируется» в определенную стадию его развития.
Критическая оценка
Поддерживается ли психология Фрейда доказательствами? Теория Фрейда хороша для объяснения, но не для предсказания поведения (что является одной из целей науки).
По этой причине теория Фрейда нефальсифицируема — ее нельзя ни доказать, ни опровергнуть. Например, либидо трудно объективно проверить и измерить. В целом теория Фрейда крайне ненаучна.
Фрейд, возможно, также продемонстрировал исследовательскую предвзятость в своих интерпретациях – возможно, он обратил внимание только на информацию, которая поддерживала его теории, и проигнорировал информацию и другие объяснения, которые им не соответствовали.
Однако Фишер и Гринберг (1996) утверждают, что теорию Фрейда следует оценивать с точки зрения конкретных гипотез, а не в целом. Они пришли к выводу, что существуют доказательства, подтверждающие концепции Фрейда об оральной и анальной личности.
Фрейд против Эриксона
5 Психосексуальные стадии согласно Зигмунду Фрейду
Роль конфликта в психосексуальных стадиях Фрейда
Согласно Фрейду, каждая стадия психосексуального развития сопровождается определенной степенью конфликта и фрустрации. Он предположил, что то, насколько полно человек способен перейти к следующему этапу, зависит от степени конфликта и воспитания человека.
В теории Фрейда конфликт является частью каждой стадии, и способность разрешать конфликт и двигаться дальше является важной частью развития здорового взрослого человека. Но что вызывает такой конфликт? Фрейд считал, что Ид, примитивная, инстинктивная часть нашей личности, всегда находится в конфликте с ожиданиями как со стороны авторитетных фигур, так и со стороны общества в целом.
Фрейд предположил, что каждая психосексуальная стадия включает конфликт между Ид и внешними силами (развивающийся в Эго и Супер-Эго в возрасте от трех до шести лет). Чтобы проиллюстрировать свою мысль о том, как конфликт разыгрывается на каждой стадии, Фрейд использовал метафору битвы. Во время войны войска отправляются сражаться против своих противников. Если им удается успешно выиграть битву, они могут перейти к следующей битве или конфликту. Однако, если они встречаются с большими трудностями, они будут менее успешными в продвижении к следующему противостоянию. Больше войск будет вынуждено остаться позади, фактически оставаясь «застрявшими» на этой стадии боя. Тот же процесс, утверждал Фрейд, происходит на психосексуальных стадиях развития. Фрейд полагал, что если конфликт вызывает сильную фрустрацию или если ребенок чрезмерно балуется, он, скорее всего, застрянет на этой стадии развития. Они будут менее способны к прогрессу, и признаки этого будут очевидны позже, во взрослом возрасте.
Что такое фрустрация, баловство и фиксация по Фрейду?
Фрейд считал, что фрустрация, излишество и последующая фиксация могут возникнуть, если конфликт на психосексуальной стадии не разрешен.
Фрейд описывает фиксацию как то, что происходит, когда некоторая часть либидо (или ид) сильно инвестируется в определенную психосексуальную стадию. Согласно структурной теории Фрейда, Ид состоит из бессознательных, инстинктивных сексуальных/агрессивных побуждений и первичного процессного мышления.
Фрейд утверждал, что чрезмерное потакание потребностям детей на каждом этапе может привести к тому же результату. Если потребности ребенка чрезмерно потворствуют (чрезмерно удовлетворяются), это может привести к тому, что этот человек застрянет.
Фрейд описывает фиксацию как то, что происходит, когда некоторая часть либидо (или ид) сильно инвестируется в определенную психосексуальную стадию.
Разочарование и потакание своим слабостям могут возникать по отдельности или одновременно. Теория Фрейда заключалась в том, что оба опыта приводят к одному и тому же результату: фиксации. Фиксации могут широко варьироваться в зависимости от стадии. Например, Фрейд считал, что зацикленность на оральной стадии может привести к зависимости от форм оральной стимуляции, таких как курение, еда или питье.
Фрейд утверждал, что взрослые, борющиеся с фиксациями, могут найти решение с помощью терапии. Во время терапии некоторые люди проецируют чувства по поводу кого-то важного на своего терапевта, этот процесс известен как перенос. Иногда перенос может быть негативным, но Фрейд считал, что любой перенос — это ворота, которые могут привести человека от болезни к выздоровлению.
Психосексуальное развитие Фрейда
Теория психосексуального развития Фрейда состоит из пяти основных стадий. Каждый из них характеризуется определенным видом конфликта и эрогенной зоной. Фрейд считал, что люди могут испытывать излишество, разочарование или и то, и другое на одной или нескольких стадиях.
Оральная стадия
Согласно теории Фрейда, оральная стадия начинается с рождения и обычно продолжается до достижения ребенком возраста одного года. Оральная стадия характеризуется центром удовольствия и либидо, сосредоточенным вокруг рта.
Поскольку основной способ взаимодействия младенцев с миром — через рот, Фрейд считал, что именно здесь сосредоточено либидо. С рефлексами укоренения и сосания, грудным вскармливанием, откусыванием и дегустацией различных продуктов оральная стадия связана с удовлетворением потребностей Ид через рот.
Поскольку основной способ взаимодействия младенцев с миром — через рот, Фрейд считал, что именно здесь сосредоточено либидо.
Фрейд считал, что если ребенка в этом возрасте неправильно отлучать от груди (он меньше зависит от опекунов), может возникнуть фиксация. На этом этапе также может произойти фиксация, если потребность младенца в безопасности, в основном удовлетворяемая за счет кормления, не удовлетворяется. Фрейд полагал, что фиксация на оральной стадии может проявиться позже как агрессия или зависимость, выражающаяся в навязчивых привычках, таких как курение, переедание и чрезмерное употребление алкоголя.
Анальная стадия
Фрейд охарактеризовал анальную стадию как смещение эрогенных зон от рта к анусу и сосредоточение внимания на успешном приучении к туалету.
Анальная стадия, которая, как считал Фрейд, имеет место в возрасте от одного до трех лет, смещает центр удовольствия от рта к анусу, где дети получают удовольствие от дефекации. Фрейд также считал, что это период независимости. Ребенок осознает, что он отдельная от родителей личность, с растущим списком индивидуальных потребностей и желаний. Фрейд также считал, что на этой стадии развивается эго, ощущение себя по отношению к внешнему миру.
Анальная стадия, которая, как считал Фрейд, имеет место в возрасте от одного до трех лет, смещает центр удовольствия от рта к анусу, где дети получают удовольствие от дефекации.
Всеобъемлющая борьба на этой стадии идет между желательными импульсами Ид и Эго. Фрейд считал, что эго является посредником между первичными побуждениями Ид и реалиями внешнего мира. Однако более специфический конфликт анальной стадии вращается вокруг приучения к туалету.
Детям необходимо научиться контролировать свои телесные потребности, и родители играют важную роль на этом этапе. Приучение к туалету, основанное на системе вознаграждения и похвалы, может привести к успешной навигации и продвижению на следующий этап. Дети гордятся своими достижениями и начинают считать себя компетентными и способными. Однако Фрейд считал, что чрезмерно снисходительные или слишком суровые родительские реакции могут привести к противоположному результату. Он считал, что излишняя строгость, будь то критика или наказание ребенка за то, что он не достигает целей приучения к туалету, может вызвать анальную цепкость личности. Фрейд описывал эту личность как чересчур строгую, одержимо опрятную или крайне скупую на деньги. Он думал, что у детей, которых снисходительно приучают к туалету, может развиться противоположное, анально-экпульсивная личность. Это проявляется как беспорядочный, неорганизованный и мятежный взрослый.
Фаллическая стадия
Следующей стадией психосексуального развития по Фрейду является фаллическая стадия, характеризующаяся изменением полового влечения с ануса на гениталии. Фрейд считал, что фаллическая стадия начинается, когда детям около трех лет, и продолжается до шести лет. Теория Фрейда заключалась в том, что на фаллической стадии развиваются противоречивые комплексы Эдипа и Электры.
Мастурбация и сосредоточение внимания на гениталиях являются источниками удовольствия на фаллической стадии. Помимо удовольствия от мастурбации, дети могут впервые узнать о противоположном поле. Фрейд считал, что это осознание половых различий может вызывать влечение и соперничество, а также ревность и страх. Его теория заключалась в том, что это может привести к эдипальному комплексу у мальчиков и комплексу Электры у девочек.
Эдипов комплекс, считающийся самой противоречивой из теорий Фрейда, описывает, когда ребенок мужского пола желает свою мать. Комплекс Электры описывает детей женского пола, которые желают своего отца. Следуя мифу об Эдипе, в Эдиповом комплексе мальчики хотят жениться на своей матери, но, понимая, что их отец слишком сильный враг, вместо этого присоединяются к нему. В комплексе Электры Фрейд думал, что девочки, желающие выйти замуж за своего отца, присоединяются к своей матери, чтобы косвенно обладать своим отцом. Фрейд также считал, что у девочек на этом этапе развивается зависть к пенису, и, в отличие от мальчиков, они остаются хотя бы частично фиксированными на этом этапе на протяжении всей жизни.
Мастурбация и сосредоточение внимания на гениталиях являются источниками удовольствия на фаллической стадии.
Фрейд считал, что неразрешенная фаллическая фиксация может иметь негативные последствия в более позднем возрасте для мужчин и женщин. Эгоцентризм, низкое чувство собственного достоинства и застенчивость — вот некоторые черты, которые, по мнению Фрейда, характеризуют тех, кто застрял на фаллической стадии. Он считал, что это может проявляться у женщин как кокетство, беспорядочное поведение и отношения с нелюбящими мужчинами.
Латентная стадия
Фрейд описал период между шестью годами и половым созреванием детей как латентный период, когда Ид подавляется эго. Он охарактеризовал эту стадию как отношение ребенка к сообществу путем принятия ценностей, развития социальных навыков и установления отношений с людьми, не входящими в ближайшую семью. Эго и Суперэго играют важную роль на этом этапе, направляя сексуальную энергию в разные стороны. Хобби, школьные занятия и обучение — все это занимает центральное место. Фрейд считал, что именно тогда дети развивают самые прочные отношения с другими людьми того же пола, сосредотачивают свою энергию на этих дружеских отношениях и приобретают новые знания и опыт.
Как и на других стадиях, Фрейд считал, что на этой стадии возможна фиксация, приводящая к незрелости и неспособности развивать близкие межличностные отношения с другими во взрослом возрасте.
Генитальная стадия
В пятой и последней психосексуальной стадии своей теории Фрейд полагал, что генитальная стадия начинается в начале полового созревания и продолжается во взрослом возрасте.
Фрейд считал, что с началом полового созревания пробуждается активное либидо и половое влечение. Фрейд предположил, что в отличие от фаллической стадии, которая была сосредоточена на самоудовлетворении, удовольствие на генитальной стадии сосредоточено на гетеросексуальном удовольствии. Фрейд считал, что правильное выражение сексуального инстинкта происходит через гетеросексуальные отношения и половые сношения. В более широком смысле, если фиксация или конфликт развились на этой или более ранней стадии, Фрейд полагал, что могут развиться извращения, препятствующие этим сексуальным отношениям. Тот, кто зациклен на оральной стадии, например, найдет больше удовольствия в поцелуях и оральном сексе, чем в половом акте.
Эта фаза отличается от других тем, что Фрейд чувствовал, что к этому моменту эго и суперэго уже полностью развиты. В отличие от того времени, когда они были моложе и контролировались в основном Ид, в период полового созревания подростки могут сдерживать свои желания, удерживая их в рамках стандартов и ожиданий общества.
За что критикуют психосексуальные стадии Фрейда?
Несмотря на свою распространенность и влияние, теория психосексуальных стадий Фрейда подверглась многочисленной критике. Научные исследователи и теоретики феминизма критиковали его теорию по разным причинам. Во-первых, теории Фрейда трудно проверить с научной точки зрения, и некоторые исследования показали, что эти теории не вполне правдоподобны. Сам Фрейд никогда не проводил эмпирических исследований, полагаясь вместо этого на анекдотические рассказы своих взрослых пациентов. Наконец, его внимание к мужскому развитию, а также теория зависти к пенису побудили ряд ученых-феминисток объявить его теории необоснованными и совершенно неверными.
Статус теории психосексуальных стадий Фрейда
Хотя некоторые особенности его психосексуальной теории не подтверждаются, теория психосексуальных стадий Фрейда оказала глубокое влияние на изучение человеческого развития.