Подростковый возраст переходный: Переходный возраст и кризис у подростков — советы психолога – Подростковый возраст — Википедия

Подростковый возраст переходный: Переходный возраст и кризис у подростков — советы психолога – Подростковый возраст — Википедия

Содержание

Подростковый возраст — Википедия

Запросы «Подросток» и «Отрочество» перенаправляются сюда; см. также другие значения терминов Подросток и Отрочество.

Подростко́вый во́зраст[1] — период в развитии человека, переходный этап между детством и взрослостью.

Бразильские подростки

Культурно-историческая природа подросткового возраста[править | править код]

Подростковый возраст как отдельно рассматриваемая стадия в развитии человека существовал не всегда.

Филипп Ариес пришёл к выводу, что в Европе до XIX века отсутствовало понятие той возрастной категории, которую сегодня принято называть отрочеством. Ариес полагал, что это понятие появляется лишь в конце XIX века, когда юность становится основной темой в литературе, к ней проявляют внимание моралисты и политики[2].

Причиной возникновения подросткового возраста стала необходимость этапа подготовки к взрослому возрасту. Социальная и технологическая организация общества настолько усложнилась, что для успешного вхождения в мир взрослых необходим ещё один возрастной период

[3][уточнить].

Периодизация подросткового возраста[править | править код]

Советский психолог Д. Б. Эльконин[4] выделял два периода в эпохе подростничества: младший подростковый возраст (12—14 лет) и старший подростковый возраст (ранняя юность) (15—17 лет).

Современная наука определяет подростковый возраст в зависимости от страны (региона проживания) и культурно-национальных особенностей, а также пола (от 12[5] до 17[5] лет).

Согласно терминологии Фонда Организации Объединенных Наций в области народонаселения (ЮНФПА), подростки — лица в возрасте 10—19 лет (ранний подростковый возраст — 10—14 лет; поздний подростковый возраст — 15—19 лет)[6]. По данным ООН, на 2011 год в мире насчитывалось более миллиарда подростков[7].

Распространённое сейчас слово тинейджер[8] происходит от англ. teen — составной части в названиях чисел от 13 до 19, и англ. age — возраст, то есть тинейджер — буквально, лицо в возрасте 13—19 лет.

Задачи развития в подростковом возрасте[править | править код]

Подростковый возраст[9] полон противоречий. Д. Б. Эльконин выделял возникающее у подростков чувство взрослости и тенденцию к взрослости. Однако желание быть взрослым вызывает сопротивление со стороны окружающих. Ребёнком он уже себя не ощущает, а взрослым пока тоже не может стать.[4]

Также существует разрыв между половым созреванием и социокультурным развитием. По множеству психологических и физиологических характеристик подросток соизмерим, но не равен взрослому[10].

В этот период перед подростком стоит задача самосознания и самоопределения в системе ценностей и отношений между людьми.

Р. Хевигхерст выделяет следующие направления развития:[11]

  1. В связи с половым созреванием и физическими изменениями подростку необходимо построить новый телесный образ «Я», сформировать полоролевую идентичность;
  2. Важно развить навыки межличностного общения, вхождения в группу сверстников;
  3. Построить новые отношения в семье на основе эмоциональной независимости и автономии при сохранении материальной и психологической поддержки
  4. Развитие абстрактного мышления;
  5. Формирование системы ценностей и жизненной философии;
  6. Самоопределение в области образования и профессии;
  7. Подготовка к семейной жизни.

Физические изменения и половое созревание[править | править код]

В 12—17 лет у подростков усиливаются вторичные половые признаки. У девочек появляются менструации. К 12—15 годам у мальчиков начинается рост волос на лице, теле, подмышечных впадинах, возникают поллюции — первый признак полового созревания юношей.

В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, лёгких, кровоснабжении головного мозга. В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным.

Благодаря бурному росту и перестройке организма в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я»[2].

Психическое развитие в подростковом возрасте[править | править код]

Согласно Д. Б. Эльконину, каждый возрастной период характеризуется социальной ситуацией развития, ведущей деятельностью и психическими новообразованиями.[4]:42

Социальная ситуация развития[править | править код]

В этом возрасте на первый план выходит общение со сверстником. Именно в общении формируются основные новообразования: возникновения самосознания, переосмысление ценностей, усвоение социальных норм. В этом возрастном периоде оценка сверстника становится важнее оценки учителей и родителей

[10]. Повышаются требования как в школе, так и в семье. Однако часто подросток продолжает восприниматься в семье как ребёнок[12]. От этого многие конфликты. У подростка возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым[13].

Ведущая деятельность[править | править код]

В период раннего подросткового возраста общение со сверстниками становится источником развития[13].В общении со сверстниками подросток учится строить отношения и начинает анализировать себя. Появляется интерес к собственной личности.

Поворот на себя происходит также в учёбе. Подросток учится обращать внимание на собственные качества, сопоставляя себя с другими.

В старшем подростковом возрасте в качестве ведущей деятельности Д. Б. Эльконин выделял учебно-профессиональную деятельность как усвоение системы научных понятий в контексте предварительного профессионального самоопределения.

[4]

Новообразования[править | править код]

В отечественной психологии центральное новообразование подросткового возраста — самосознание — внутреннее ощущение себя индивидуальностью[14].

Д. Б. Эльконин говорил о чувстве взрослости как о центральном новообразовании.[4]:18

Согласно Л. И. Божович, в этот период жизни происходит изменение отношений подростка к миру и к себе. Подросток формирует своё мировоззрение, свои жизненные планы, что в конечном счёте позволит ему жить самостоятельно.[14]

Еще одно новообразование — самоопределение. Подросток начинает понимать себя и свои возможности, а также своё место в человеческом обществе и своё назначение в жизни.

В этом возрасте формируется формально-логический интеллект, дивергентное и гипотетико–дедуктивное мышление, рефлексия.[12][15][16]

Подростковые страхи[править | править код]

У подростков имеются детские (возрастные) страхи. Детский психолог А. И. Захаров отмечал, что по данным специального опроса среди подростков в возрасте 10—12 лет абсолютно преобладали природные страхи, а затем доминировали социальные страхи (их пик пришёлся на возраст 15 лет)

[17]. Выделяют 5 видов социальных страхов у подростков в возрасте от 10—11 лет до 15 лет (или в возрасте от 11—12 лет до 16—17 лет)[18]:

  1. Страх «быть не собой», то есть стать кем-то другим;
  2. Страх провала, осуждения, наказания. Причина — перфекционизм или максимализм подростка, который склонен из единичного факта делать общие выводы без учёта индивидуальных особенностей человека и наклеивать «ярлык» «поражения» или «успеха» вне зависимости от затраченных усилий;
  3. Страх физических уродств. Подросток очень сильно переживает из-за постоянных изменений своей внешности в связи с половым созреванием и гормональными всплесками;
  4. Страх одиночества;
  5. Страх бесперспективности и невозможности самореализации.

Исследование, проведённое среди подростков в возрасте 13—14 лет (Костромская область) показало, что на возникновение социального страха у них большое влияние оказывает такой фактор, как место проживания (город или сельская местность)[19]. У городских подростков небольшой по численности жителей Костромы гораздо чаще встречались гелотофобия, страхи буллинга и одиночества, чем у их ровесников из малокомплектных сельских школ

[19]. Зато сельские подростки Костромской области намного чаще испытывали страхи осуждения, общения с незнакомыми людьми и наказания[20].

Страх будущей самостоятельной жизни силён у российских подростков, воспитывавшихся в детском доме. Исследование, которое проводилось в детском доме № 4 города Комсомольск-на-Амуре показало, что воспитанники подросткового возраста боятся повторения судьбы своих «неблагополучных» родителей[21].

Подростковый возраст в различных концепциях развития[править | править код]

Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона[править | править код]

Э. Эриксон в своей концепции выделяет подростковый возраст как ключевой в развитии эго-идентичности. По мнению автора, идентичность — это чувство непрерывной самотождественности, целостности, последовательности и уникальности собственной личности.

Молодые люди в период подросткового возраста осуществляют выбор в некоторых жизненных сферах: профессиональное самоопределение, формирование мировоззрения, принятие определённой гендерной и социальной роли. Они активно ищут и экспериментируют, формируя некую целостность, которую Эриксон назвал «первой истинной идентичностью»

[22].

Операциональная концепция развития интеллекта Ж. Пиаже[править | править код]

В подростковом возрасте продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Ж. Пиаже выделяет в этом возрасте стадию формальных операций. Постепенно умственные операции превращаются в единую целостную структуру.

Подросток, абстрагируясь от конкретного, наглядного материала, рассуждает в чисто словесном плане. Подросток может оперировать гипотезами, анализировать абстрактные идеи. В этом возрасте развивается логическое мышление[15].

Концепция Л. И. Божович[править | править код]

По мнению Л. И. Божович, все прежние отношения ребёнка к миру и к самому себе перестраиваются. У подростка развивается самосознание и самоопределение.

Формирование самосознания происходит через анализ подростком своей деятельности и своих поступков, в первую очередь анализ учебной деятельности и взаимоотношений со сверстниками.

К концу школы происходит самоопределение подростка, связано оно в первую очередь с выбором профессии. Самоопределение основывается на сложившихся интересах и стремлениях, с учётом возможностей и внешних обстоятельств, опирается на мировоззрение подростка

[14].

Авторы доклада ЮНИСЕФ «Положение детей в мире» (2011) отмечают[23], что подростковый возраст — важный этап развития человека. Ведь именно во втором десятилетии жизни ярко проявляются бедность и неравенство. У молодых людей из бедных слоев общества меньше шансов на получение образования. Они чаще подвергаются насилию. Они привлекаются к тяжёлому труду, их принуждают к ранним бракам. В развивающемся мире у девушек вероятность выйти замуж в возрасте до 18 лет в три раза выше, чем в развитых странах. Ранние браки сопровождаются высокой материнской и детской смертностью, а также нищетой и бедностью. Большинство сегодняшних подростков — 88 % — живут в развивающихся странах. Многие из них сталкиваются с огромными трудностями.

Согласно отчёту Всемирной организации здравоохранения о состоянии здоровья подростков в разных странах мира[24], молодые люди из этой возрастной категории чаще всего сталкиваются с депрессиями, именно поэтому третьей наиболее распространённой причиной смерти подростков является суицид, который опережают только ДТП и ВИЧ/СПИД. Депрессия также является ведущей причиной подростковой заболеваемости и нетрудоспособности. В отчёте отдельно отмечается, что в тех странах, где наиболее развит Интернет, выявлена прямая связь между самоубийствами подростков и так называемым кибербуллингом — жёсткой травлей в интернете, которая регулярно уносит жизни все большего числа школьников и студентов

[источник не указан 18 дней].

  1. ↑ ГРАМОТА.РУ — справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» | Словари | Проверка слова
  2. 1 2 I. Отрочество: исторический подход / Кле М. Психология подростка // Психология подростка. Хрестоматия / Сост. Фролов Ю. И.. — М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — С. 103—140.
  3. Карабанова О. А. Возрастная психология. Конспект лекций.. — Москва: Айрисс-пресс, 2005. — 238 с.
  4. 1 2 3 4 5 Д. Б. Эльконин. Избранные психологические труды. — Москва: Педагогика, 1989.
  5. 1 2 Большой толковый словарь русского языка подросток // / С. А. Кузнецов. — 1-е. — СПб.: Норинт, 1998.
  6. ↑ Возрастные границы отрочества и юности не жестки
  7. ↑ Информационный центр ООН в Москве — Пресс-бюллетень Архивировано 20 сентября 2012 года.
  8. ↑ ГРАМОТА.РУ — справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» | Словари | Проверка слова
  9. ↑ Портрет современного подростка XXI века (на материалах СМИ) (неопр.). www.metodichka.org. Дата обращения 29 января 2017.
  10. 1 2 Л. С. Выготский. Педология подростка. — Москва, 1929.
  11. R. J. Havighurst. Developmental tasks and education. — 3rd. — New York: Longman, 1953.
  12. 1 2 А. А. Реан. Психология человека: от рождения до смерти. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. — С. 319—396. — 656 с.
  13. 1 2 Л. Ф. Обухова. Детская Психология. — Москва: Юрайт, 2013. — С. 359—390. — 460 с.
  14. 1 2 3 Л. И. Божович. Личность и её формирование в детском возрасте. — СПб.: Питер Пресс, 2009. — С. 275—304. — 400 с.
  15. 1 2 Ж. Пиаже. Избранные психологические труды. — Москва: Просвещение, 1969. — С. 659.
  16. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. — 9-е издание. — Спб: Питер, 2012. — С. 492—556. — 940 с.
  17. ↑ Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. — СПб.: Союз, 2000. — С. 90 — 91
  18. ↑ Петрова М. В. Ресурсы социально-культурной деятельности детских общественных организаций в преодолении социальных страхов у подростков // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 6. — С. 712
  19. 1 2 Самохвалова А. Г. Социальные страхи как фактор затрудненного общения городских и сельских подростков // Ярославский педагогический вестник. — 2016. — № 2. — С. 149—150, 152
  20. ↑ Самохвалова А. Г. Социальные страхи как фактор затрудненного общения городских и сельских подростков // Ярославский педагогический вестник. — 2016. — № 2. — С. 154
  21. ↑ Опевалова Е. В., Ишутинова Т. М. Страхи и опасения воспитанников детского дома // Проблемы психологической безопасности человека в социально нестабильной среде. — 2007. — № 1. — С. 118—119
  22. Э. Эриксон. Идентичность: юность и кризис. — 1968.
  23. ↑ Положение детей в мире. 2011 // ЮНИСЕФ, 2011
  24. ↑ Социальные детерминанты здоровья и благополучия подростков. Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья. // Отчёт ВОЗ, 2009—2010.

Переходный возраст — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Переходный возраст — это психологически сложный для подростков переход из детства во взрослую жизнь. В разных странах, в зависимости от культурного и религиозного наследия, годы переходного возраста определяются по-своему. Такой переход может осуществляться как простая юридическая формальность (возраст получения паспорта, совершеннолетие), так и сопровождаться религиозными ритуалами. Этот возраст ассоциируется с наступлением половой зрелости, юридической ответственности за свои поступки, получением прав, которыми обладает в обществе взрослый человек (к примеру, права на вождение автотранспорта, право голоса на выборах, разрешение на заключение брака и т. д.). В разных странах и религиях этот возраст определяют по-своему: в 14 лет, 16, 18, 21. С психологической точки зрения, время наступления переходного возраста индивидуально.

С психологической точки зрения, переходный возраст проявляется у подростков в стремлении к независимости в поведении, стремлении найти своё место в обществе (позиционировать себя), иногда — переиначить своё окружение под свои вкусы. Это является первопричиной возникновения молодёжных субкультур. К примеру, субкультура модов возникла в Англии потому, что подростки протестовали против того, чтобы носить такие же серые плащи, как их родители, которым около 40 лет, и слушать такую же музыку — начались поиски более молодёжного стиля в одежде и более энергичного стиля музыки, которым был рокабилли, ранний этап развития рок-музыки. Дальнейшие молодёжные субкультуры создавали ещё более дерзкий и оригинальный стиль одежды и ассоциировали себя с модными в их среде стилями музыки, проявляя всё больший нон-конформизм в поисках себя и своём позиционировании в молодёжном обществе.

Также в переходном возрасте у подростков появляются политические воззрения (для таких большинство политических партий создают «молодёжное крыло») и необходимость их выразить — поэтому часто можно увидеть подростков на политических митингах (вплоть до стычек, где они проявляют себя как самые активные участники) или занимающихся политической агитацией. Притом политические воззрения подростков могут как совпадать с симпатиями их родителей, так и не совпадать с ними, что зачастую приводит к ссорам в семье. Часто в политических, общественных и религиозных взглядах проявляется юношеский максимализм.

С родительской точки зрения переходный возраст является тревожным периодом, сопряжённым с агрессивным и зачастую неконтролируемым поведением подростка (в большинстве, родители нервничают из-за самого факта потери контроля над своим ребёнком, а не из-за конкретных недопустимых поведенческих проявлений), началом его половой жизни, его желанием к самостоятельному принятию решений и отрицанию того, что для него психологически дискомфортно. Бунтарское поведение иногда выливается в акты хулиганства, сопряжённые с употреблением алкоголя или наркотиков — в стремлении выработать собственный (а не продиктованный родителями или обществом) взгляд на вещи, подросток старается «попробовать всё», что зачастую приводит к тяжёлым последствиям. Также для переходного возраста характерны романтические отношения, которые, в случае неблагоприятного исхода, являются причиной многих подростковых самоубийств (среди других причин — неудача при позиционировании себя в обществе, «травля» сверстниками и т. д.).

Таким образом, в целом переходный возраст является едва ли не самым драматичным периодом в биографии каждого человека, наряду с кризисом среднего возраста или выходом на пенсию, воспринимаемый как «период дожития».

советы психолога / Новости города / Сайт Москвы

ПЕРИОД БУРИ И НАТИСКА

— Татьяна Романовна, какие изменения происходят с ребенком в переходном возрасте?

— Переходный возраст — трудное время и для детей, и для их родителей. Настроение и поведение подростка часто меняются, он то возбужден, то апатичен, то открыт, то замкнут. Подросток пытается освоиться в бурном мире отношений за пределами семьи. Ему необходимо чувствовать, что родители его поддерживают. Если же нет принятия и чувства безопасности, то результатом может стать агрессия, обращенная на самого себя или вовне.

Подростковый возраст часто называют отроческим, переходным, периодом «бури и натиска», «гормонального взрыва» и пубертата (от лат. Pubertas — половая зрелость). Сложное время. Происходит переход ребенка к взрослому во всех сферах: физической, физиологической, личностной (нравственной, умственной, социальной).

— Могут ли родители заметить, что с ребенком происходит что-то неладное?

— В этом возрасте дети редко откровенничают с родителями. Так что даже если что-то происходит с ребенком, взрослые видят привычную уже картину: их сын или дочь в плохом настроении, закрывается в своей комнате, на расспросы отвечает: «Все нормально, отстань». Здесь важно не упустить момент, если подросток из обычного взрослеющего превращается в «трудного».

В период формирования личности происходит коренная ломка поведения, прежних интересов, отношений. Изменения быстрые, бурные, скачкообразные. Это вызывает сильные переживания, которые подросток не может объяснить. Многое непонятно во взрослом мире. Как в него вписаться? Лев Толстой описал эти метания «пустынями отрочества», их суть — в огромной энергии, рвущейся наружу, чтобы заявить о себе.

ЯБЛОКО ОТ ЯБЛОНИ?

— Многие родители переживают: «Мы неправильно воспитали ребенка, если сейчас он ведет себя таким образом! Мы — плохие родители!» Как им быть?

— Для ребенка родители — самые главные и важные люди. Личный пример мамы и папы больше всего остального влияет на детей. Не имея своего опыта и знаний, ребенок копирует взрослых. Ребенок видит, насколько родители внимательно и уважительно друг к другу относятся, как решают проблемы.

Вспомните себя в переходном возрасте, и будет легче понять сына или дочь. Совместный с родителями труд, досуг, увлечения помогают ребенку формировать ответственность, самостоятельность, внимательность. Взрослые должны показывать подростку, что его мнение имеет значение, что с ним считаются.

Отношения подростка с родителями перестраиваются. Тинейджеры часто критикуют образ жизни родителей, их установки, ценности. Общаться с ребенком становится все труднее, возникают конфликты. Подросток ориентируется на авторитетных для него взрослых, но далеко не всегда его идеал — это отец или мать.

— Как правильно реагировать, если родители застукали ребенка с сигаретой или узнали, что он употребляет наркотики?

— Первое правило: ведите себя достойно. Несмотря ни на что. Вы — взрослый человек и не имеете права на панику и истерику. Не надо кричать, демонстративно пить валокордин и хвататься за ремень. Для начала разберитесь в ситуации. Иногда бывают случаи, когда ребенка сверстники заставляют употреблять психоактивные вещества (ПАВ) — возможно, ему угрожали, били.

Очень важно сохранить доверие. Если будете истерить, ребенок просто замкнется в себе и оттолкнет вас. Найдите в себе силы и постарайтесь стать союзником, а не врагом.

Дальше: перестаньте винить во всем себя. Ваш ребенок уже достаточно взрослый человек и употребление запрещенных веществ — его выбор и ответственность. Он по собственной глупости и самонадеянности начал употреблять ПАВ, зная о вреде.

Ограничьте финансовую поддержку. Ребенок должен понимать, что ваши деньги —это не его деньги. Никогда не поддавайтесь на шантаж и манипуляции со стороны ребенка. Не занудствуйте. Бесконечные разговоры, обвинения, нравоучительные беседы абсолютно бесполезны, могут дать только обратный эффект. Любые, даже отрицательные разговоры о наркотиках вызывают воспоминания о них.

Не злоупотребляйте угрозами. Если вы что-то обещаете — делайте. Не угрожайте впустую. Ребенок прекрасно осознает, что многие угрозы вы не выполните, и пропускает их мимо ушей.

Разрешите ребенку прекратить употребление ПАВ самостоятельно. И если он решился, поддержите его и найдите квалифицированного специалиста.

— Как родителям справиться с переходным возрастом?

— Несколько важных советов, которые реально могут помочь:

  • Не балуйте ребенка.
  • Не бойтесь быть твердым.
  • Будьте последовательны.
  • Не давайте обещаний, которые не сможете выполнить.
  • Не поддавайтесь на провокации.
  • Не обижайтесь, когда ребенок говорит, что ненавидит вас.
  • Не заставляйте ребенка чувствовать себя младше, чем он есть на самом деле.
  • Не поправляйте ребенка в присутствии посторонних людей.
  • Не читайте нотации.
  • Не старайтесь строить из себя идеальных родителей, будьте самими собой и старайтесь стать лучше.
  • Самое главное — любите своего ребенка, несмотря ни на что. Будьте ему настоящим другом.

«МНОГО ЗАВИСИТ ОТ УСТАНОВОК В СЕМЬЕ»

— Как вы оцениваете вред для подростков от негатива в СМИ, соцсетях, фильмах, агрессивных компьютерных играх?

— Проводить прямую связь между каким-либо явлением культуры и поведением ребенка значит сильно упрощать дело. На ребенка влияет множество факторов: семья, школа, друзья и родители, случайные разговоры вокруг, его наблюдения. Разные люди на одну и ту же передачу по ТВ реагируют совершенно по-разному. Многое зависит от того, какие ценности он усвоил в раннем детстве — в первую очередь, от своих родителей.

— Стоит ли опасаться подростковых деструктивных групп в соцсетях?

— Современные дети живут в Сети. Формат виртуального общения многим привычнее, чем беседа с глазу на глаз. Проблема деструктивных групп в соцсетях вполне реальна. Такие сообщества популярны, потому что подростки ищут в них удовлетворение своих интересов. Все, от чего веет тайной, угрозой, привлекает подростков. Часто дети зависают в этих группах из-за недостатка внимания со стороны родителей.

Многие мамы и папы думают, что они работают, обеспечивают семью, а уделять время своему чаду — это необязательно. В итоге дети ищут способы развлечься в сети.

Родителям нужно отслеживать, что ищут их дети в интернете, какие сетевые сообщества посещают. Но главное — больше проводить времени с ребенком, организовывать совместный интересный ему досуг. Стараться понимать его, уметь слушать, искренне интересоваться его жизнью.

— Как родителям справиться с переходным возрастом? Чем тут могут помочь психологи?

— Подростковый период можно назвать вторым рождением личности, когда появляется склонность к самостоятельности, самоанализу, стремление к общению, самовоспитанию. Это положительные характеристики выхода из подросткового кризиса. Психологи социально-реабилитационного центра «Возрождение» оказывают подросткам психологическую, профилактическую, профориентационную и коррекционную помощь. Мы консультируем, как наладить отношения с семьей. Это большая работа по выработке терпимости, поиску точек соприкосновения, взаимопонимания с родителями, избавлению от чрезмерной опеки или, наоборот, попустительства, завышенных требований и ожиданий.

Справочно 
ГБУ СРЦ «Возрождение» — единственное учреждение в Москве, которое специализируется на реабилитационной и профилактической помощи несовершеннолетним и их семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию вследствие употребления наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, либо употребляющих одурманивающие вещества или алкоголь. Кроме того, с 2018 года психологи Центра работают с несовершеннолетними, у которых возник конфликт с законом.

Переходный возраст: как понять подростка

Как относиться к подростку? Быть с ним строгим или заигрывать? Считать его ребенком или спрашивать как со взрослого? Что он думает о нас? Что ценит в этом мире? А главное, невероятно сложно узнать, как он относится к нам — старшему поколению. Наталия Мишанина, практический психолог, специалист в области детско-родительских отношений, руководитель психологической службы Благотворительного фонда «Арифметика добра».

Когда заканчивается детство?

Пубертатный кризис. Так его называют в возрастной психологии. В переводе с латинского языка означает половую зрелость. Однако изменения, происходящие в этот период, невозможно свести лишь к физиологическому и половому воспитанию. У каждого ребенка переходный возраст проходит по-разному. Один ребенок может провести эти годы вполне мирно и спокойно, другой будет совершать дикие выходки, то и дело подвергая себя опасности.

Общим для всех — и детей, и родителей — будет одно: волнующий, напряженный и необратимый процесс превращения беспомощного ребенка во взрослого человека.

Несмотря на индивидуальные различия, в этот период развитие ребенка имеет общие черты:

— путь к обособлению,

— поиск своего «Я»,

— обретение своего «Я» и примирение с родителями.

Со мною что-то происходит…


— Я не понимал, что со мной тогда происходило. Мне казалось, что все люди с интересом разглядывают меня. В моей внешности я искал странности и находил их. Меня и моих родителей пугало мое изменчивое настроение. Порой я боялся выходить на улицу из-за того, что считал себя уродом…

— Самым страшным для меня в школе был урок физкультуры. Учитель требовал от наc, девочек, ношения белой майки и черных трусиков. Эта одежда подчеркивала выпуклости моего тела, особенно грудь, чего я ужасно стеснялась. Я первая из класса стала носить бюстгальтер. Это стало темой обсуждения у одноклассниц и причиной насмешек наших глупых мальчишек.

— Лет в 12 я посмотрела на себя в зеркало и… горько заплакала. Все лицо было покрыто ужасными прыщами. Я сразу попыталась избавиться от них: терла жесткой губкой, прижигала одеколоном, выдавливала, и от этого делалось еще хуже. К маме я потом боялась подойти и услышать упрек, что во всем виновата сама. А как страшно было показаться друзьям в таком виде.


Важной задачей взросления подростка является его психологическое совладание с собственным телесным и сексуальным созреванием. Он впервые осознает ограниченную способность контролировать и регулировать происходящие в нем физические изменения (рост тела, появление вторичных половых признаков и т.д.). Тесная связь биологических и психологических изменений во многом определяет специфику данного возрастного кризиса.

Основные признаки пубертатного периода

• Начинается все с отчетливого ускорения роста. Такой скачок у девочек наступает 2 годами раньше, чем у мальчиков, поэтому в 5-6 классе все мальчишки значительно ниже ростом, чем девочки. Для подростков типична неравномерность физического созревания.

• Двигательная система также развивается своеобразно. Можно отметить изменение в моторике, результатом которого является временное нарушение координации движений. Этим объясняется некоторая неуклюжесть подростков.

• Изменения происходят и в развитии внутренних органов. Внутренние органы развиваются с разной скоростью. Возникают трудности в работе сердца, легких, кровоснабжения головного мозга. Поэтому для подростка характерны периоды сосудистого и мышечного тонуса, вызывающие быструю смену физического состояния и настроения.

• Особо хочется обратить внимание на гормональную регуляцию, происходящую в этот период. Она проходит на различных уровнях: эндокринных желез и координации их работы с гипофизом.

Удлинение тела стимулируется гормоном роста — соматотропином. За половое созревание отвечают гормоны эстроген и гонадотропин. Андрогены отвечают за сексуальное влечение и половое созревание подростков.

Сильные гормональные изменения оказывают влияние на психику, особенно на такие явления, как депрессивные и эйфорические состояния, проявление агрессивности.

Стоит задуматься, что ни в какой иной период своей жизни человек не испытывает столь бурных и быстрых изменений, какие происходят с ним в подростковый период. В это время буквально рушится вся

Когда начинается переходный возраст у мальчиков и его признаки

Переходный возраст у мальчиков – это резкий скачок в физиологическом и психологическом развитии, который связан с внешними и внутренними изменениями мальчика. В этот период мальчики постепенно превращаются в мужчин, и этот непростой процесс связан с появлением многочисленных вопросов и проблем во взаимоотношениях со взрослыми и ровесниками. В этой статье мы расскажем, как уберечь ребёнка от кризисов, связанных с переходным возрастом, и как помочь вашему сыну справиться с появляющимися переменами.

переходный возраст у мальчиков

Когда начинается переходный возраст у мальчиков?

Первые признаки переходного периода у мальчиков начинают проявляться в 9-13 лет. На то, в каком возрасте мальчик столкнётся с физическими изменениями, влияет множество генетических, внутренних и внешних факторов. Среди этих факторов можно выделить: генетику, климат, общее здоровье, национальность, наличие патологий и пр.

В связи с обилием различных условий, сложно определить конкретно, когда стартует и закончится переходный возраст у мальчиков в целом. Одно можно сказать точно, если вы достаточно внимательны и тесно общаетесь с ребёнком, то вы этот период не пропустите.

Признаки переходного возраста у мальчиков

Переходный возраст у мальчиков также называют пубертатным, это связано с тем, что именно в это время у мальчишек начинается половое созревание. Первые явные признаки переходного возраста проявляются именно в связи с акцентуацией вторичных мужских половых признаков, и только потом изменения затрагивают психологическую составляющую личности. Давайте разберёмся с общими проблемами, возникающими в разные этапы переходного периода, а затем перейдем к конкретным возрастным признакам и вопросам, связанным с ними.

переходный возраст у мальчиков

Период переходного возраста у мальчиков

Жизнь каждого мальчика в плане физиологических и психологических изменений можно разделись на три этапа, на каждом из которых родители столкнутся со своим набором типичных проблем. Первый этап – подготовительный, на этом этапе организм мальчика накапливает необходимые материалы для дальнейшего развития. Наличие этого этапа обуславливает довольно распространённую ситуацию, когда мальчик к 10-11 годам сильно набирает в весе, становится спокойнее, а к 14 годам резко «вытягивается» и становится более резким в общении.

Второй этап – пубертатный, это тот самый переходный возраст, который характеризуется многочисленными изменениями, происходящими с организмом. Повышенная возбудимость и раздражительность характерна для этого периода в основном потому, что физиологические изменения неизменно влекут за собой психологические, которые требуют своеобразной «обкатки», перед тем как начать функционировать в полную силу и без перебоев. На этом этапе родителям нужно проявить заботу и терпение, ведь многие черты характера, которые могут казаться вам резкими или неподобающими воспитанному сыну могут быть вызваны именно физиологическими изменениями, продираться через которые в одиночку не так-то просто.

Третий и финальный этап – постпубертатный. Этап характеризуется в первую очередь появлением влечения к противоположному полу и осознанием собственного сексуального начала. Связано это с тем, что изменения, произошедшие с мальчиком в пубертатный период, уже встроились в системы работы всего организма и начали функционировать, а одним из главных изменений было окончание формирования половых признаков и репродуктивной системы. Поэтому на этом этапе мама и папа мальчика столкнутся с повышенным вниманием к девочкам и вытекающими из этого проблемами. Возвращаясь к переходному периоду у мальчиков, давайте рассмотрим конкретные изменения, которые происходят с их организмом.

Переходный возраст в 10-12 лет

В этот период у мальчиков увеличиваются в размерах яички и половой член, начинает появляться растительность на лобке, организм ещё только «раскачивается», уже запустив процесс изменений, но ещё не в полную силу.

Именно в этом возрасте детям становится интереснее проводить время с ровесниками, чем с семьей. Можно заметить проявления первой агрессии и детской жестокости.

когда проходит переходный возраст у мальчиков

Переходный возраст в 13-14 лет

В это время у мальчиков начинает ломаться голос из-за роста хрящей, увеличения голосовых связок и мускулов в горле. Продолжается активный рост волос по всему телу, формируются волосы над верхней губой. Именно в этот период происходит скачок в росте, становятся шире плечи. На коже появляется сыпь, это связанно с тем, что в силу вступают разные гормональные комплексы. Это абсолютно нормальное явление, и о нём стоит рассказать ребёнку, чтобы это его не пугало и не стыдило.

когда проходит переходный возраст у мальчиков

Переходный возраст в 15-16 лет

Примерно в это время проходит ломка голоса и тембр становится ниже. Этот период характеризуется активным самоопределением подростка, желанием проявить и похвастаться собственными силами, ловкостью, скоростью. Именно в этот этап начинает активно происходить изменение нравственных ориентиров, системы оценки. Строится фундамент самостоятельной личности, которой необходима определенная жизненная цель и стремления. Этот этап развития особенно сложный с психологической точки зрения, у подростка частые перепады настроения, нежелание учиться, чрезмерное желание к самостоятельной жизни без вмешательства извне.

Особенности переходного возраста в 17-18 лет

Это финальный этап изменений: половое созревание постепенно завершается, темп роста позвоночника и тканей заметно уменьшается, особенно усиливается тяга к противоположному полу, т.к. это уже постпубертатный период развития. Этот период совпадает с окончанием школы, появлением новых обязанностей и необходимости к самоопределению и выбору своего пути в будущем. Именно сейчас подросток начинает осознавать себя как юноша, как один из двигателей общества. На этом этапе особенно важно умение родителей беседовать с ребёнком и уметь направлять его мысли в нужное русло.

Советы родителям

Родители часто думают, что переходный возраст должен протекать с минимальным вмешательством с их стороны, доказывая это тем, что иначе ребёнок не сможет развить собственную точку зрения на окружающий его мир и подготовиться к жизни в нём. Это утверждение крайне опасно для ваших детей и вас самих. Если вы хотите, чтобы они выросли полноценными личностями, благодарными за хорошее воспитание. Вмешательство родителей в процесс становления подростка, как личности – необходимо, главное не переступать границы обоюдного доверия.

  1. Общение с отцом. В пубертатный период для мальчика очень важную роль играет отец. Именно папа обладает необходимым авторитетом и опытом, чтобы объяснить мальчику, что происходит с ним на данном этапе и почему это важно. Таким образом, общаясь с отцом, мальчик не только будет увереннее себя чувствовать в процессе всех изменений, происходящих с ним, но и будет перенимать социальную модель отца, мудрого человека, который всегда может обсудить с сыном любую проблему.

    когда проходит переходный возраст у мальчиков

  2. Найдите ребёнку хобби. Этим стоит заняться ещё до наступления пубертатного возраста, чтобы в ключевые моменты физического и психологического развития у мальчика всегда была возможность выместить излишек энергии в благоприятное русло, а не в криминал или зависимость от компьютера или наркотиков. Правильно и своевременно выбранная спортивная секция поможет вашему ребёнку не только вести более здоровый образ жизни, но и сформирует его тело и дух таким образом, что он будет вам благодарен ещё долгое время.
  3. Вовремя определите уровень свобод для мальчика. Одним из ключевых параметров становления настоящего мужчины является сила воли и умение самостоятельно принимать решения. Если вы вовремя разграничите для себя те области жизни, в которые вы не будете вмешиваться, и предоставите ребёнку возможность самому решать те или иные задачи, то вы поможете ему в развитии вышеперечисленных мужских качеств. Например, выдавая карманные деньги ребёнку, решите, будете ли вы контролировать то, куда он их тратит, или не будете. Обговорите семьей, может ли ваш ребёнок приводить домой гостей и на каких условиях и т.д. Главное – не забывайте, что доверие очень легко разрушить, и обещая ребёнку что-либо, вы тем самым заключаете с ним доверительное соглашение, которое обязуетесь выполнять. Нарушая его, не удивляйтесь, что отношение ребёнка к вам меняется в худшую сторону.

12 советов, как помочь ребенку пережить подростковый возраст

Подростковый период в жизни ребенка, как правило, серьезное испытание для семьи. Дети начинают хуже учиться, забывают о гигиене, устраивают в комнате беспорядок, многие врут, а иногда и воруют. Родители не выдерживают. Мамы бьются в истерике, а папы пытаются достичь подчинения любой ценой!

Приводят подростков на прием к психологу: просят, чтобы им вернули прежнего, послушного ребенка. И хотят получить инструкцию «Что сделать, чтобы ребенок снова стал нормальным?».

Конечно, каждый случай индивидуален, но вот что нужно знать о подростковом возрасте.

1. Этот период закончится, он не навсегда!

Многие взрослые, вспоминая свой подростковый возраст, искренне сочувствуют своим родителям, не понимая, как те выдержали их закидоны.

2. Подростки не ощущают истинной значимости слов. Они могут выкрикивать вам оскорбления, давать невыполнимые обещания, обманывать и искренне удивляться, почему это вас возмущает. Конечно, это не значит, что вы должны прощать грубость и хамство. Но точно не стоит принимать сказанное слишком близко к сердцу.

3. Не опекайте подростка как маленького, относитесь к нему как ко взрослому. Дайте больше самостоятельности и определите его зоны ответственности. У подростка, помимо уроков, должны быть обязанности. Четко формулируйте поручения и фронт работ, дети не способны угадать сами, чем вам помочь. Приучите чадо самостоятельно ходить в поликлинику, оплачивать свой телефон, покупать продукты, готовить. При этом не надо устраивать скандалы с перечислением того, что он не выполнил, особенно если вы эти пункты не оговаривали. И обязательно хвалите, даже за малое, поощряйте инициативу.

4. Позвольте подросткам совершать ошибки. Не надо повторять, что «вы, мол, говорили, а он вас не послушал». Это только вызовет раздражение и желание сделать назло.

5. Ребенок не должен быть таким, каким вы были в его возрасте, или таким, каким вы хотите его видеть.

6. Предоставьте подростку возможность спорить с вами, высказывать свое мнение. Пусть отрабатывает навык ведения дискуссии и учится отстаивать свои границы. Если аргументы убедительны - уступайте. Часто родители без объяснения причины запрещают, не пускают, отбирают, сопровождая свои действия комментариями: «Я даже не хочу это слушать, я так решил и все». Поставьте себя на место детей: что бы вы почувствовали в подобной ситуации?

7. Помните, что в этот период вы не являетесь для подростка авторитетом. Сейчас у вашего ребенка в авторитете успешные сверстники, блогеры и прочие яркие представители молодежной субкультуры. Обесценивание пройдет, но, увы, не у всех и не до конца.

8. Не задавайте вопрос: о чем ты думал, когда это делал? Это бессмысленно, так как подросток часто сам не знает ответа. У него другие приоритеты и мозг работает иначе, но точно работает. В этом возрасте главная задача - самоопределение. Детей волнуют серьезные жизненные проблемы: я не красивая, я не самый крутой, почему у меня нет парня и тому подобное. И претензии родителей по поводу учебы и уборки стоят в этом списке на последнем месте…

9. Воспитывайте финансовую грамотность и обсуждайте материальные вопросы. Подростки должны понимать, откуда берутся деньги и как они вам достаются. Приучайте детей к планированию своих расходов: начните выдавать карманные деньги единовременно на неделю или на месяц, пусть ребенок учится самостоятельно распределять бюджет.

10. Если подросток говорит вам неправду, это может быть сигналом вашей авторитарности и чрезмерного контроля. Ребенок таким образом устанавливает защиту от вашего вмешательства на его территорию. Поэтому не стоит впадать в истерику, лучше проанализируйте ваше отношение.

11. Давайте ребенку почувствовать, что вы на его стороне. Он всегда должен ощущать вашу поддержку и любовь, даже если вы с ним в ссоре.

12. Отстаивайте свои границы. Вы не обязаны по первому требованию бежать к ребенку, у вас могут быть свои дела. А если вы что-либо запретили или озвучили правила, не стоит их нарушать и закрывать глаза, если это делает ребенок. Подростки постоянно проверяют вас на прочность и выдержку. Они лучше вас знают, где вы можете дать слабину. Поэтому, если вы не уверены, что сможете сдержать свои запреты, лучше не пугайте, это даст обратный эффект.

НАПОСЛЕДОК

Помните, подростку во много раз тяжелее, чем вам. Он учится быть взрослым, привыкает к изменениям в своем теле и внешности. Преодолевает гормональные скачки и трудности первых отношений. Ему надо понять, кто он и кем станет. В общем, ему не позавидуешь. Минимизируйте бесконечные упреки и недовольство ребенком. Постарайтесь оказать максимальную поддержку и принятие, сейчас он в этом нуждается как никогда.

И самое главное: займитесь в первую очередь собой, мужем (женой) или еще чем-нибудь интересным и отстаньте от ребенка!

Теперь теорию - в практику. Терпения вам, терпения и еще раз терпения. И любви!

Подростковый психолог рассказал, как пережить переходный возраст своего ребенка 

Подростковый психолог рассказал, как пережить переходный возраст своего ребенкаНаступления у ребёнка подросткового возраста многие родители ждут со страхом — конец взаимопониманию с любимым чадом, его уважению к папе с мамой и вообще потребности в них. На смену придут подростковые истерики, отчуждение и наплевательское отношение к родителям.

Но, оказывается, сохранить контакт и взаимопонимание с подростком всё же возможно. Так как же поладить со взрослеющим ребенком?

Об этом мы разговариваем с московским подростковым психологом Ольгой СМЫСЛОВОЙ.

— Ольга, действительно ли подростковая пора таит в себе столько опасностей и проблем, как принято считать? И можно ли пережить переходный возраст ребенка без каких-либо потрясений?

— Для начала нужно чётко уяснить, что ваш вчера ещё милый и покладистый ребёнок сегодня становится колючим и взрывным вовсе не потому, что он вдруг разлюбил и поставил себе целью испортить вам жизнь. Просто он вступил в пору тяжелейших и сложнейших перемен. Специалисты уверяют, что подростковый возраст по степени тяжести ни с одним другим кризисом жизни и рядом не стоял. Даже знаменитый кризис середины жизни отступает. Но к метаниям 40-летних, переживающих этот период, мы привыкли относиться с пониманием и даже сочувствием. А к тяготам подросткового возраста — значительно реже. Основной посыл — ребёнок отбился от рук. А он и сам себе не рад.

Резкий рост, увеличение мышечной массы и изменения скелета влекут нагрузки на сердечно-сосудистую систему, которая часто не поспевает за этими изменениями. Отсюда быстрая утомляемость. Плюс гормональная перестройка. Всё это объясняет перепады настроения подростка, нервные срывы. Организм таким образом просто защищается от перенапряжения. А родители принимают это за распущенность.

И чтобы поставить на место своё, как им кажется, зарывающееся чадо, родители включают «строгача». Ну ведь надо же ставить ребёнка на место. В итоге постоянные скандалы, обиды, которые только усиливают нарастающее недопонимание. И вот уже вы со своим ещё вчера милым и внимательным ребёнком находитесь по разные стороны жизненных баррикад. Вернётесь ли вы когда-нибудь с них друг к другу, большой вопрос.

— И как же вести себя родителям, если сын или дочь хамит — делать вид, что ничего не замечаешь, гладить по головке?

— Ну, для начала просто понять, что психика ребёнка сейчас находится в крайне подвижном состоянии. И он страдает от этого ничуть не меньше, чем вы.

Старайтесь не отвечать агрессией на его агрессию. Она появляется у подростка как вторичная эмоция.

Если подросток позволяет в ваш адрес хамский выпад, обязательно обозначьте своё неудовольствие. Но не ответным хамством, не демонстрацией возмущения, а спокойно объясните, что вас это обижает. Если вы раньше сами не позволяли хамства в адрес ребенка, вам будет легче. Всегда можно спросить: «Я когда-нибудь позволяла себе так с тобой разговаривать? А почему ты считаешь возможным себя вести со мной так?» Поверьте, это срабатывает.

Другое дело, если вы раньше придерживались авторитарного стиля воспитания и не считали зазорным кричать на ребёнка и даже унижать его, вам будет сложнее бороться с подростковым хамством. Тем более что оно отчасти будет являться бунтом против вашей манеры общения.

Поэтому специалисты рекомендуют с самого раннего возраста стараться относиться к ребенку как к полноценной личности. Ну а уж в подростковом возрасте это просто необходимо.

Необходимо принять, что ваш ребёнок взрослеет, и учитесь уважать его, проявлять это уважение.

Как можно чаще демонстрируйте понимание и сочувствие к своему взрослеющему чаду. И даже если он позволил себе резкий выпад, попробуйте ласково погладить его или просто улыбнуться.

Конечно, это не значит, что надо во всём попустительствовать подростку, чтобы он чувствовал себя личностью. Но даже если вы ему в чём-то отказываете, делайте это уважительно и доброжелательно. — С возрастом ребёнок всё менее и менее охотно посвящает родителей в свои дела, проблемы. А ведь именно в этом возрасте мамам и папам, как никогда, нужно держать руку на пульсе жизни своего взрослеющего чада. Ну и как в таких условиях установить доверительные отношения?

— Ну по большому счёту устанавливать доверительные отношения с ребенком нужно ещё до того, как он вступил в подростковый период.

Но в любом случае помните, что подросток считает себя взрослым. Поэтому и общайтесь с ним, как с таковым, — уважительно, без приказного тона, не поучая.

Что касается ухода от общения — пугаться этого не стоит. У подростка в большей степени существует потребность в уединении — послушать любимую музыку, попереписываться в сети с друзьями, посмотреть то, что он хочет. Таким образом он часто испытывает свою способность отделиться от семьи. Не стремитесь нарушать это уединение, если ребёнок этого сам не захочет.

— Что же, совсем перестать общаться? Но так ведь до того самого опасного отчуждения недалеко…

— Нет, общаться-то как раз очень нужно! Вопрос в том — о чём и как.

У многих родителей главная тема бесед с детьми — это оценки в школе, их поведение и т.д. Согласитесь, не самая увлекательная тема. И понятно, что по мере взросления ребёнок будет стараться её избегать. А если других тем вы не наработали, то и окажется, что вам с подростком и разговаривать не о чем. Вы можете только контролировать — а ему это как раз меньше всего нужно.

Искренне интересуйтесь проблемами и мнением ребёнка. Откажитесь от ежедневных бесед о школе. Разговаривайте о жизни в целом. Дайте ребёнку возможность рассказывать вам о том, о чём ему хочется. Даже, если он пересказывает вам серию какого-нибудь молодёжного сериала, внимательный родитель за этим сможет услышать отношение подростка к той ли иной проблеме, его точку зрения на тот или иной аспект. Очень важно в этот период уметь слушать и слышать.

Не перебивайте его, дайте выговориться до конца. И ни в коем случае не критиковать то, что он вам говорит. Все эти «что за глупости у тебя на уме», «что за ерунду ты несёшь» и уж тем более «рановато тебе об этом рассуждать» оставьте для кого-нибудь другого. Хотя и с мужчиной настоятельно не рекомендую беседовать подобным образом.

Если подросток влюбился и он делится с вами этим, ни в коем случае не лезьте с критикой, даже если избранник вам и не нравится. А если вы видите что ребёнок не настроен сейчас откровенничать — не напирайте. Если вы близки, придёт время, и сам всё равно расскажет. А если доверия нет, хоть иголки под ногти засовывайте — всё равно ничего не узнаете.

Откажитесь от контроля…

— Хорошенькое дело — откажитесь от контроля. И это в тот период, когда он как раз и необходим. Так, глядишь, ребёнок школу забросит, будет балбесничать — а на носу поступление. А угроза наркотиков? А ранняя половая жизнь? Столько опасностей и соблазнов, а вы говорите — откажитесь от контроля.

— Конечно, контроль в подростковом возрасте необходим. Но только не тотальный и откровенный. И если вы установите с ним те самые доверительные отношения, о которых мы сейчас говорили, то вам вернее удастся контролировать ситуацию, поскольку вы будете видеть её изнутри.

Признайте его право быть самостоятельным. Дайте ему определённую зону свободы. Ребёнок должен чувствовать, что вы ему доверяете.

Разумеется, вы должны были к этому времени позаботиться о том, чтобы он понимал, какие последствия влечёт тот или иной поступок (употребление алкоголя, курение, незащищенный секс и т. д.), и знал, как правильно нужно себя вести в этих случаях и реагировать.

А если вы не будете ему доверять и будете пытаться контролировать каждый шаг, то таким образом только приучите подростка к вранью.

Вообще, люди врут, как правило, из-за страха или из-за выгоды. Выстраивайте ваши отношения с подростком так, чтобы у него этих поводов просто не было. Страх, выгода и психопатология — две из них вы в силах исключить, третью — вылечить.

Учитесь доверять и отпускать ребёнка, принимать то, что у него появляется своя жизнь.

Ну и, конечно, как бы тяжело ни приходилось, и какие бы ссоры ни приключались у вас — подросток должен всегда чувствовать, что мама с папой его любят и будут продолжать любить всегда.

«Новое дело»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *