Кризисы возрастная психология: Возрастные психологические кризисы

Кризисы возрастная психология: Возрастные психологические кризисы

ВОЗРАСТНОЙ КРИЗИС • Большая российская энциклопедия

ВОЗРАСТНО́Й КРИ́ЗИС (кри­зис раз­ви­тия), пе­ре­ход к ка­че­ст­вен­но но­во­му эта­пу жиз­ни, свя­зан­ный с оп­ре­де­лён­ным воз­рас­том че­ло­ве­ка. В. к. – мо­мент на­ру­ше­ния рав­но­ве­сия, по­яв­ле­ния но­вых по­треб­но­стей, пе­ре­строй­ки мо­ти­ва­ци­он­ной сфе­ры лич­но­сти и воз­ник­но­ве­ния свя­зан­ных с лич­но­ст­ны­ми но­во­об­ра­зо­ва­ния­ми про­блем адап­та­ции. Вы­де­ля­ют кри­зис но­во­ро­ж­дён­но­сти (до 1 мес), кри­зис од­но­го го­да, кри­зис 3 лет, кри­зис 7 лет, под­ро­ст­ко­вый кри­зис (11–12 лет), юно­ше­ский кри­зис, кри­зис се­ре­ди­ны жиз­ни (35–45 лет) и др.

Со­глас­но Л. С. Вы­гот­ско­му, у ре­бён­ка В. к. воз­ни­ка­ют при сме­не од­но­го ста­биль­но­го воз­рас­тно­го пе­рио­да дру­гим и обу­слов­ле­ны пре­ж­де все­го раз­ру­ше­ни­ем при­выч­ной со­ци­аль­ной си­туа­ции раз­ви­тия и воз­ник­но­ве­ни­ем но­вой си­туа­ции, со­от­вет­ст­вую­щей но­во­му уров­ню пси­хич. раз­ви­тия ре­бён­ка. В.  к. про­яв­ля­ют­ся в по­ве­де­нии как не­по­слу­ша­ние, уп­рям­ст­во, не­га­ти­визм. По Э. Эрик­со­ну, пе­ре­ход к но­вой фа­зе раз­ви­тия воз­мо­жен толь­ко на ос­но­ве раз­ре­ше­ния гл. про­ти­во­ре­чия, свой­ст­вен­но­го пре­ды­ду­щей фа­зе, и про­те­кает в фор­ме «нор­ма­тив­но­го кри­зи­са», ко­то­рый внеш­не на­по­ми­на­ет па­то­ло­гич. яв­ле­ния, но фак­ти­че­ски вы­ра­жа­ет нор­маль­ные труд­но­сти рос­та. Эрик­сон раз­де­лил че­ло­ве­че­скую жизнь на 8 эта­пов, ка­ж­до­му из ко­то­рых со­от­вет­ст­ву­ет свой нор­ма­тив­ный кри­зис.

Пси­хо­ло­гия раз­ви­тия 1-й пол. 20 в., за­ни­мав­шая­ся пре­им. дет­ст­вом и юно­стью, обыч­но мо­де­ли­ро­ва­ла про­цесс раз­ви­тия по об­раз­цу он­то­ге­не­за, счи­тая его фа­зы и В. к. бо­лее или ме­нее все­об­щи­ми, ин­ва­ри­ант­ны­ми. Изу­че­ние со­ци­аль­ных фак­то­ров раз­ви­тия и воз­ник­но­ве­ние пси­хо­ло­гии взрос­ло­сти вне­сло в эту схе­му су­ще­ст­вен­ные кор­рек­ти­вы. Напр., кри­зис се­ре­ди­ны жиз­ни, изу­чен­ный Д. Ле­вин­со­ном и Г.  Ши­хи, ко­ре­нит­ся не в пси­хо­фи­зио­ло­гии, а в из­ме­не­нии ро­ле­вой сис­те­мы лич­но­сти, свя­зан­ном с дос­ти­же­ни­ем пи­ка профессиональной карь­е­ры, воз­ник­но­ве­ни­ем но­вых про­блем в се­мей­ной жиз­ни, пе­ре­смот­ром жиз­нен­ных це­лей и др.

По­ня­тие В. к. в совр. пси­хо­ло­гии раз­ви­тия свя­за­но с по­ня­ти­ем сен­зи­тив­но­го пе­рио­да, ко­гда че­ло­век от­ли­ча­ет­ся по­вы­шен­ной чув­ст­ви­тель­но­стью (сен­зи­тив­но­стью) к фак­то­рам, воз­дей­ст­вие ко­то­рых имен­но в дан­ный мо­мент раз­ви­тия име­ет важ­ные не­об­ра­ти­мые по­след­ст­вия, а так­же с по­ня­ти­ем «со­ци­аль­но­го пе­ре­хо­да» ин­ди­ви­да или груп­пы лю­дей из од­но­го со­ци­аль­но­го со­стоя­ния в дру­гое (напр., из уча­щих­ся в ра­бо­таю­щих). Не­ред­ко это оформ­ля­ет­ся спе­ци­аль­ны­ми «об­ря­да­ми пе­ре­хо­да». Струк­ту­ра жиз­нен­но­го пу­ти и вре­мя на­сту­п­ле­ния важ­ней­ших жиз­нен­ных со­бы­тий и со­от­вет­ст­вую­щих им со­ци­аль­ных пе­ре­хо­дов, а сле­до­ва­тель­но и В. к., ме­ня­ют­ся из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние, от куль­ту­ры к куль­ту­ре. В. к. кон­крет­но­го че­ло­ве­ка не за­да­ны жё­ст­ко, а за­ви­сят от его жиз­нен­но­го пу­ти, по­во­рот­ных со­бы­тий в раз­ви­тии лич­но­сти.

Что необходимо знать каждому о возрастной психологии — Екатерина Могунова на vc.ru

​Возрастная Психология Екатерина Могунова​

1901 просмотров

Для улучшения взаимодействия людей, для более эффективной коммуникации и понимания друг-друга, необходимо обладать и применять базовые знания в области возрастной психологии. Это даст вам возможность понять, что происходит с вами в конкретный период времени и что происходит с окружающими вас людьми.

Возрастная психология изучает развитие и динамику психики человека на протяжении всей жизни. Существует понятие паспортный возраст. Это понятие подразумевает ответ на вопрос сколько вам лет, констатация факта и биологический возраст, это то на сколько вы выглядите, например, на сколько ваша личность сформирована. Всё это связанно с развитием человека. Некоторые отстают, а некоторые уходят вперёд и развиваются с опережением. В связи с биологическим существованием человека на земле, он проходит определённые кризисы, а именно возрастные кризисы.

Кризисот латинского слова «krisis» — решение, поворотный пункт, исход. В зависимости от того, как человек проходит возрастные кризисы, будет строиться вся его дальнейшая жизнь. Есть очень важная особенность прохождения данных кризисов. Если человек не справился с кризисом на одном из этапов, например, с кризисом ранней юности, то он останавливается в своём психическом развитии и остаётся на том же уровни психики, к примеру на уровне 15-16 летнего подростка.

Для того чтобы двигаться по жизни уверенно и успешно, каждому необходимо знать эти возрастные периоды и стадии развития психики человека. Согласно жизненному циклу человека, можно представить стадии кризиса в виде ступенек: по Э.Эриксону:

1 стадия: до года. Доверчивость и подозрительность ко всему.

2 стадия: 1-3 года.

Автономия ли стыд и сомнение.

3 стадия: 3-5 лет. Инициативность и чувство вины.

4 стадия: 6-11 лет. Научение, работа или чувство неполноценности.

5 стадия: 10-20 лет. Ключевая для развития личности. Идентификация или спутанность ролей.

6 стадия: 21-25лет. Близкие отношения или изоляция.

7 стадия: 25-50 лет. Взрослость. Генеративность или застой.

8 стадия: 55-65 лет. Завершение жизненного пути. Цельности личности или отчаяние.

Кризисы возраста, приводят либо к личностному развитию, либо к личностной деградации. Это связанно с тем, что человека изнутри раздирают внутренние противоречия, и он сними не может справиться, а к ним ещё добавляются различные неблагоприятные обстоятельства, может привести к болезням и печальным последствиям.

Есть несколько поведенческих признаков кризисов в детском возрасте, которые необходимо знать родителям, а также что им следует делать и как вести себя с ребенком.

Затем следует возраст 15-20 лет — это кризис четверти жизни.

Человек задаётся вопросом: А зачем я здесь? И это абсолютно нормально, ведь это свидетельствует о том, что вы не робот. Противоречие между тем, что вы хотите отделиться, и уже наконец, стать самостоятельным, оторваться от родительской опеки и страхом, а также не желанием брать ответственность на себя.

Вы как-бы находитесь на середине, не понимаете заводить ли вам серьёзные отношения. Вроде и работа есть, но не любимая, карьерный рост вроде бы есть, а вроде бы и не повышают, авось через 10 лет повысят.

В этом кризисе чаще всего сталкиваются с депрессией. Стоит вопрос выбора, или выйди из зоны комфорта и стать самостоятельным хозяином своей жизни, или плыть по течению, получая от жизни то, что получают все.

Следующий кризис — это кризис 25-30 лет, такое состояние переживают на сегодня примерно 72% человек в возрасте от 25 до 30 лет. Это связывают их с «очень сытым» детством, а также с вседозволенностью и с полной неготовностью к ответственности. Возможно, причиной послужили завышенные ожидания их родителей.

Кризис данного возраста характерен тем, что вы снова спорите сами с собой и с мамой, доказывая родителям, что вы правильный, и сами мучаетесь от своего непостоянства (расстались с близким вам человеком, а потом снова с ним сошлись, 5 раз за год сменили место работы и т.д).

Из-за этого, большинство молодых людей предпочитают проводить свое свободное время в интернете, отрываясь от настоящих ценностей.

Вы всё ещё пытаетесь покупать только брендовые вещи, чтобы всем показать, что у вас есть деньги. Сначала грузите человека своими проблемами, получаете от него советы, а потом стараетесь его избегать. Надоедает…

НО самое главное вы мечетесь, и перед вами совершенно чётко стоит выбор: остаться в зоне комфорта или рискнуть. Тем не менее вы всё ещё не можете понять, куда именно следует двигаться.

Следующий кризис 40-50:

Потеря вкуса к жизни, снижение эмоционального статуса, апатия, сонливость, вспышки раздражительности, высокая обидчивость. Внезапные увлечения, хобби с обесцениванием всего другого, потеря интереса к профессии, реализация деятельности через «не хочу». Отсутствие ответа на вопрос «что и почему со мной происходит». Видимые окружающим изменения в поведении. Осознание утраты молодости, сомнения в правильности прожитой жизни.

Кризис 50 летних, так называемый «пустого гнезда». Взрослые дети покидают родную семью и начинают активную жизнь, супружеские пара теряет смысл существования. Угасание физической привлекательности и сексуальности.

55 — 65 лет, кризис нравственного смысла жизни, в качестве значимых отношений в жизни рассматриваются нравственные принципы.

Необходимо знать и то, что у мужчин и женщин эти кризисы протекают по-разному, в связи с физиологий организма. Важно знать и осознавать, что происходит с вами в тот или иной отрезок времени.

Кризис среднего возраста | Encyclopedia.com

БИБЛИОГРАФИЯ

Психологу Эллиоту Жаку приписывают введение термина кризис среднего возраста , в настоящее время прочно укоренившегося в психодинамической теории, в статье 1965 года под названием «Смерть и кризис среднего возраста», написанной для International Journal. психоанализа . Жак предположил, что средний возраст , аналогичный вершине «холма» в поговорке «за холмом», — это время, когда взрослые ретроспективно анализируют свою жизнь, проецируют будущую автономию, функциональность и продолжительность жизни и осознают свою смертность. как интимная реальность.

Эта первоначальная концепция выявила два важных подразумеваемых момента. Во-первых, кризис среднего возраста является частью продолжающегося процесса взросления и адаптации, который характеризует старение. Это говорит о том, что факторы, которые предшествуют кризису среднего возраста, провоцируют его и следуют за ним, могут повторяться. Второй момент заключается в том, что предполагаемая близость к снижению функциональности или смертности может быть более заметным инициатором ретроспективного анализа, чем возраст сам по себе. Например, в популяциях, где продолжительность жизни сокращается из-за болезни, есть данные о том, что факторы, связанные с кризисом среднего возраста, могут проявиться гораздо раньше в жизни.

Карл Юнг (1875–1961) в своих обширных работах выделил пять стадий, связанных с врожденным, нормальным и ожидаемым переходом среднего возраста: аккомодация, сепарация, лиминальность, реинтеграция и индивидуализация. На аккомодации , предпереходной стадии, индивидуумы проявляют адаптивные характеристики (personae), основанные на требованиях и ожиданиях окружающей среды, и приобретают определения себя, основанные на том, что является наиболее адаптивным. Затрачивая огромную умственную энергию, люди постоянно пытаются сбалансировать свою личность с фундаментальными предпочтениями и желаниями. Этот этап обычно характерен для младших лет, когда ожидания окружающих оказывают более существенное влияние на предпочтения и поведение.

Для многих то, что необходимо для функционирования в конкретном окружении, находится в существенном противоречии с фундаментальными предпочтениями. В период переоценки, часто происходящий в середине жизни, люди начинают бросать вызов и медленно разбирать личность и упорядочивать свою жизнь на основе фундаментальных предпочтений. Этот процесс, известный как разделение , наполнен вопросами об основных предпочтениях и о том, насколько близко они совпадают с тем, что было представлено миру ради адаптации. Чем больше дистанция между этими врожденными мотивами и внешним персонажем, тем больше вероятность того, что этот период будет определен как «кризис» и произойдут резкие изменения в явном поведении и предпочтениях.

В лиминальности , следующей стадии в случаях, когда существует значительная дистанция между адаптивной личностью и личными предпочтениями, ранее адаптивная личность полностью отвергается, хотя бы на короткий период, а определенные социальные и культурные требования в значительной степени игнорируются. Люди часто сомневаются в своей сущности, им не хватает самоощущения, и они гораздо больше полагаются на новые внешние источники — как на собственность, так и на людей — для определения того, кто они есть, поскольку они работают над созданием новой личности.

Примечательно, что этапы разделения и лиминальности больше всего связаны с современностью и с развитыми странами. Симптомы кризиса среднего возраста в западных культурах могут включать повышенную скуку и неуверенность в себе, компульсивность, серьезные изменения в либидо и сексуальных предпочтениях, изменение людей, мест и вещей, которые определяют личный успех, усиление неуверенности, усиление размышлений о прошлых отношениях. и личные / профессиональные решения, беспокойство и сильное желание внести изменения без четкого понимания направления. Для тех, у кого личность и личные предпочтения тесно связаны, умеренные изменения в восприятии, приоритетах и ​​поведении не обязательно могут быть негативными и могут быть связаны с продуктивной перестройкой ресурсов и поведения в соответствии с возрастом.

На этапе реинтеграции люди принимают новую личность. Для некоторых новая личность соответствует прежним ролям и обязанностям; для других он находится в конфликте. Неуверенность в себе уменьшается, но не всегда устраняется, и устанавливается уверенность в направлении жизни. Люди часто достигают нового уровня стабильности и функционирования, что отражает лучший баланс между персоной и личными предпочтениями.

На заключительном этапе перехода к среднему возрасту, известному как индивидуализация , люди все больше переосмысливают социальные и культурные требования и приходят к более ясному пониманию своего недавнего выбора. Часто именно на этом этапе реализуются финансовые, межличностные, личные и профессиональные последствия предыдущих этапов. Этот этап также характеризуется новыми попытками сохранить минимальную дистанцию ​​между персоной и фундаментальными предпочтениями.

Существует огромная индивидуальная вариабельность частоты и последовательности стадий, связанных с кризисом среднего возраста. Пятистадийная схема Юнга обеспечивает концептуальный контекст для понимания переходов среднего возраста, но не подразумевает определенной последовательности или времени событий. Индивидуумы, в зависимости от ряда внутренних и внешних факторов окружающей среды, могут в течение длительного периода времени двигаться вперед и назад от разделения к лиминальности. Кроме того, успешное прохождение этапа не исключает повторного посещения предыдущих этапов на основе последующих событий. Например, интроспекция, вызванная продвижением по службе или изменением карьеры, может ускорить последовательность сепарации, лиминальности и, наконец, индивидуации в течение периода не более нескольких дней. Напротив, смерть супруга или близкого друга может привести к возвращению к разлуке и лиминальности, длящейся месяцы или даже годы. В других случаях последовательные жизненные изменения могут привести к здоровой и безболезненной переоценке приоритетов и ресурсов, а также к быстрому и успешному переходу к новой функциональной и хорошо интегрированной личности.

Со времени ранних психодинамических попыток справиться с переходами среднего возраста и, конечно же, после того, как Эллиот Жак ввел понятие кризиса среднего возраста, было выдвинуто несколько других концепций. Например, кризис среднего возраста был концептуализирован более когнитивно ориентированными профессионалами как эмоциональное состояние, характеризующееся сильной неуверенностью в себе и тревогой, обычно возникающее в возрасте от тридцати до сорока лет. Считается, что кризис либо возникает естественным образом, либо его провоцируют внезапные и серьезные изменения в статусе или жизненных обстоятельствах (повышение по службе, появление внуков и т. д.), либо период интенсивного самоанализа (вызванный потерей работы, сужением межличностных сетей и т. в результате заболеваний или смертности и др.). Другие факторы, которые, как считается, провоцируют кризисы, включают финансовые проблемы, смерть супруга, родителя, брата, сестры или друга, а также диагнозы потенциально опасных для жизни или изменяющих образ жизни возрастных заболеваний (половая импотенция, гипертония, ожирение, диабет и т. д.). ).

Не все культуры реагируют на переход среднего возраста как на кризис, отчасти из-за их более позитивного восприятия старения. Например, во многих восточных культурах, где пожилой возраст приравнивается к опыту и мудрости, а старение повышает статус в семье и обществе, переходный возраст считается временем праздника, а не кризиса. Напротив, в западных культурах пожилой статус часто приравнивается к инвалидности и отсутствию самостоятельности, поэтому неудивительно, что кризис среднего возраста гораздо более распространен на Западе. В дополнение к различиям в восприятии старения было высказано предположение, что культурные различия в эпидемиологии кризиса среднего возраста могут также отражать большую дистанцию ​​между личностью и фундаментальными предпочтениями в западных культурах.

Хотя кризис среднего возраста часто ассоциируется в первую очередь с мужчинами, и мужчины, и женщины переживают потенциально трудные переходные периоды среднего возраста. У тех мужчин и женщин, у которых переход достигает уровня кризиса, процесс длится примерно от трех до десяти лет у мужчин и от двух до пяти лет у женщин. Женщины, которые, по-видимому, чаще всего испытывают кризис среднего возраста, — это представительницы Запада детородного возраста, активно занимающиеся своей карьерой и в течение многих лет представлявшие собой личность, несовместимую с их фундаментальными предпочтениями. В этих случаях, а иногда и в других, вызванных менопаузой или изменением репродуктивного статуса, женщины часто испытывают скуку и вовлекаются в процесс саморефлексии, посредством которого переоцениваются профессиональные и личные достижения и устанавливаются новые приоритеты. Женщины могут внезапно предпочесть более молодых сексуальных и межличностных партнеров, могут обесценивать установленные и продолжающиеся личные и профессиональные отношения, стремиться к переменам в своей карьере, испытывать повышенные аффективные расстройства, добиваться значительных изменений своей внешности, включая пластические и косметические операции (грудные имплантаты, подтяжки лица, изменения в макияже и т. д.), или испытывают внезапное проявление материнских инстинктов, включая желание иметь ребенка.

Кризис среднего возраста у мужчин чаще всего характеризуется сложным и напряженным переходным процессом , включающим переоценку ожидаемого долголетия, осознание смерти как близкого и неизбежного события будущего, переоценку жизненных приоритетов, ценностей и целей, и попытки спроецировать будущую функциональность и качество второй половины жизни. Начало чаще всего вызвано снижением либидо или проблемами, связанными с работой. Мужчины могут начать беспокоиться о своей внешности и начать программу упражнений и диеты; они могут рассмотреть возможность имплантации волос при облысении и окрашивание волос при появлении седины; они могут злоупотреблять алкоголем и запрещенными веществами, участвовать в домашнем насилии или искать внимания младших друзей, коллег и сексуальных партнеров, чтобы подтвердить свою жизнеспособность и молодость. Поскольку мужчины часто определяют себя через свою карьеру и до недавнего времени в основном занимались только одной карьерой на протяжении всей своей жизни, чувство застревания в одной карьере с ограниченными перспективами продвижения часто ускоряет кризис среднего возраста. Можно только догадываться, какое влияние недавнее увеличение количества профессий на протяжении всей жизни, которые работник должен иметь до выхода на пенсию, окажет на частоту кризиса среднего возраста в Соединенных Штатах.

Имеются данные о том, что только от 8 до 25 процентов американцев старше тридцати пяти лет переживают кризис среднего возраста, что предполагает, по меньшей мере, то, что кризис среднего возраста не является неизбежным и естественным процессом. Действительно, некоторые исследователи предполагают, что кризис среднего возраста — это химера, возникающая по корыстным причинам, а не потому, что это настоящий кризис. Это дает белым представителям среднего класса в Северной Америке и Европе, которые ценят свободное время, процветание и потакание своим слабостям, разрешение действовать, игнорировать традиции и следовать новым направлениям потакания своим желаниям в более позднем возрасте. Переживание кризиса среднего возраста позволяет им обойти социальные ожидания относительно соответствующего возрасту поведения и этапов жизни.

Для меньшинства людей, которые переживают кризис среднего возраста — «настоящий» или нет, и какими бы ни были причины — управление поведенческими симптомами и дистрессом становится важным. Этого можно достичь с помощью процесса самоанализа — в одиночку или с помощью друзей или родственников, — но в более крайних случаях может потребоваться помощь специалистов по психическому здоровью и других профессиональных медицинских работников.

Таким образом, кризис среднего возраста, возможно, лучше всего рассматривать как особое проявление нормального с точки зрения развития перехода среднего возраста, который дает людям время переоценить ожидания и внести соответствующие возрасту корректировки в роли и ресурсы. Для многих этот переход очень продуктивен и приводит к необходимым решениям и изменениям, а также к сосредоточению внимания на ценности межличностных и интимных отношений. Это также может быть возможностью выйти за рамки ранее принятых границ и социальных ограничений.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ Психология развития; Юнг, Карл; Созревание; Психотерапия; Социальная психология

Беккер, Даниэль. 2006. Терапия среднего возраста: актуальность экзистенциальных проблем. Американский журнал психотерапии 60 (1): 87–99.

Эпперли, Тед Д. и Кевин Э. Мур. 2000. Проблемы со здоровьем у мужчин: Часть II: Общие психосоциальные расстройства. Американский семейный врач 62 (1): 117–124.

Крюгер, Арнольд. 1994. Переход среднего возраста: кризис или химера? Психологические отчеты 75: 1299–1305.

Олесь, Петр К. 1999. К психологической модели кризиса среднего возраста. Психологические отчеты 84 (3, ч. 2): 1059–1069.

Samuels, S.C. 1997. Кризис среднего возраста: помощь пациентам в преодолении стресса, беспокойства и депрессии. Гериатрия 52 (7): 55–56; 59–63.

Шек, Даниэль Т. Л. 1996. Средневековье. В Академической американской энциклопедии 13:390–391. Дэнбери, Коннектикут: Гролье.

Вудс, Нэнси Фьюгейт, Энн Мариэлла и Эллен Салливан Митчелл. 2002. Модели депрессивного настроения в период менопаузального перехода: подходы к изучению моделей в продольных данных. 2002. Acta Obstetricia et Gynecologia Scandinavica 81 (7): 623–632.

Вудс, Нэнси Фьюгейт и Эллен Салливан Митчелл. 1997. Пути к депрессивному настроению у женщин среднего возраста: наблюдения Сиэтлского исследования здоровья женщин среднего возраста. Исследования в области сестринского дела и здравоохранения 20 (2): 119–129.

Вудс, Нэнси Фьюгейт и Эллен Салливан Митчелл. 1997. Образы женщин среднего возраста: наблюдения Сиэтлского исследования здоровья женщин среднего возраста. Health Care for Women International 18 (5): 439–453.

Кристофер Л. Эдвардс

Голди Берд

Психосоциальное развитие | Психология развития

Кризис среднего возраста?

Помните теорию Левинсона из нашего прошлого урока? Левинсон обнаружил, что мужчины, с которыми он беседовал, иногда с трудом согласовывали свои «мечты» о будущем с реальностью, которую они переживали сейчас. «Что я действительно получаю и даю своей жене, детям, друзьям, работе, сообществу и себе?» — спросит мужчина (Левинсон, 19 лет).78, с. 192). Задачи перехода среднего возраста включают 1) окончание раннего взросления; 2) переоценка жизни в настоящем и внесение изменений, если это необходимо; и 3) примирение «полярностей» или противоречий в самоощущении 90–114 . Возможно, ранняя взрослость заканчивается, когда человек уже не стремится к взрослому статусу, а чувствует себя полноправным взрослым в глазах окружающих. Это «разрешение» может привести к другому выбору в жизни; выбор, который делается для самореализации, а не для общественного признания. В то время как люди в возрасте 20 лет могут подчеркивать, насколько они стары (чтобы завоевать уважение, чтобы их считали опытными), к тому времени, когда людям исполняется 40 лет, они, как правило, подчеркивают, насколько они молоды. (Немногие 40-летние ругают друг друга за то, что они такие молодые: «Тебе всего 43? Мне 48!!»)

Этот новый взгляд на время вызывает новое ощущение безотлагательности жизни. Человек становится сосредоточенным больше на настоящем, чем на будущем или прошлом. Человек становится нетерпеливым, находясь в «зале ожидания жизни», откладывая дела, которые он всегда хотел сделать. Сейчас самое время. Если это когда-нибудь произойдет, то лучше сделать это сейчас. Прежняя сосредоточенность на будущем уступает место акценту на настоящем. Neugarten (1968) отмечает, что в среднем возрасте люди больше не думают о своей жизни с точки зрения того, как долго они прожили. Скорее, жизнь мыслится с точки зрения того, сколько лет осталось. Если взрослый человек не удовлетворен в среднем возрасте, у него появляется новое чувство срочности, чтобы начать вносить изменения сейчас.

Изменения могут включать прекращение отношений или изменение ожиданий от партнера. Эти модификации легче, чем изменение себя (Levinson, 1978). Средний возраст — это переходный период, когда человек сохраняет прежние образы себя, формируя новые представления о себе будущего. Ощущение молодости сопровождает большее осознание старения. И вред, который, возможно, был нанесен ранее в отношениях, преследует новые мечты о содействии благополучию других. Эти полярности представляют собой более тихую борьбу, которая продолжается после исчезновения внешних признаков «кризиса».

Левинсон охарактеризовал средний возраст как время кризиса развития. Тем не менее, исследования показывают, что большинство людей в Соединенных Штатах сегодня не испытывают кризиса среднего возраста и что, по сути, многие женщины считают средний возраст периодом свободы и удовлетворения. Результаты 10-летнего исследования, проведенного Исследовательской сетью Фонда Макартуров по успешному развитию среднего возраста и основанного на телефонных интервью с более чем 3000 взрослых людей среднего возраста, показывают, что годы между 40 и 60 годами отмечены чувством благополучия. Только 23 процента их участников сообщили, что пережили кризис среднего возраста. Кризис, как правило, возникал среди высокообразованных людей и был вызван важным жизненным событием, а не страхом старения (Research Network on Successful Midlife Development, по состоянию на 2007 г. ). Может быть, только более богатые и образованные могут позволить себе роскошь (или бремя) такого самоанализа. Тем не менее, в изобилии продаются товары, предназначенные для того, чтобы чувствовать себя моложе, и дни рождения «за бугром» с черными шарами и транспарантами.

Жизнь без цели

Одна из причин, по которой мужчины в исследовании Левинсона стали беспокоиться о своей жизни, заключалась в том, что она не пошла по намеченному ими пути. Шапиро (2006) предлагает альтернативу линейному мышлению о будущем и карьере. Многие планируют свое будущее с помощью карты. У них есть чувство, где они находятся и где они хотят быть, и формируют стратегии, чтобы добраться из точки А в точку Б. Хотя это кажется совершенно логичным, Шапиро предполагает, что следование карте закрывает возможности для будущего и обеспечивает стандарт которого могут не хватить все реальные события. Таким образом, жизнь оценивается по тому, насколько близко реальные жизненные события следовали за картой. Если да, то все хорошо. Если нет, закрадывается чувство разочарования и неудачи. Шапиро предлагает использовать в качестве ориентира компас, а не карту. Компас указывает направление, но не указывает пункт назначения. Таким образом, человек, который живет «без цели», имеет направление и сферы интересов, которыми руководствуется при принятии решений, но не знает результата. (Многие из нас не знают исхода, даже если мы следуем по карте!) Такой подход открывает человеку возможности, которые часто возникают случайно, и освобождает его от стресса или опустошения, если заданная цель не достигнута к определенному времени. . И что более важно, бесцельная жизнь (или жизнь по компасу) сосредотачивает внимание человека на процессе путешествия и помогает ему оценить весь свой опыт на этом пути. Что вы думаете? Сколько из ваших планов было намечено ранее? Могли бы вы быть счастливы, зная, что не знаете, где будете через 5 лет?

Четкое ощущение себя, идентичности и контроля может быть важным для решения проблем среднего возраста (Lachman and Firth, 2004). Рассмотрим эту историю преодоления гендерной идентичности в среднем возрасте.

Обретение личности в зрелом возрасте: история Эрики

В конце 40-х годов в жизни Эрики произошли кардинальные перемены. Эрика — транссексуал, который начал процесс перехода от мужчины к женщине примерно в 48 лет. Примерно с 8 лет Эрика (тогда Ричард) чувствовала, что он больше женственный, чем мужской. Импровизированная игра «наряжаться» с девушкой, которая жила по соседству, вызвала у Ричарда чувство связи и «правильности», которых он раньше не испытывал. На протяжении многих лет переодевание и ношение макияжа приносили утешение и облегчение, а также беспокойство о возможном обнаружении. Ричард женился и начал карьеру в армии, а затем в качестве геолога, две очень мужские карьеры, но все это время чувствовал себя неуместным в мужском мире.

С годами дискомфорт породил депрессию и мысли о самоубийстве. «Я чувствовал себя каким-то больным, странным человеком». Не знать, что случилось, и не иметь никого, с кем можно было бы поговорить, было очень трудно. Эрика наконец узнала, что не так после поиска в Интернете. Сначала она искала слово «трансвестит». — Это я? — спросила она. Но эти описания не применялись. Наконец, она узнала о расстройстве гендерной идентичности, которое характеризуется чувством дискомфорта и несоответствием между ощущением себя и биологическим полом. В конце концов, Ричард набрался смелости, чтобы рассказать об этом своей жене. Ее ответ был: «Вы убиваете моего мужа», на что он ответил: «Он все равно бы умер». Пара рассталась после 24 лет брака. Однако через несколько месяцев пара снова сошлась. «Мы были слишком хорошими друзьями, чтобы расстаться». Но ее жена не хотела этого видеть поначалу. «Я одевался в гараже или одевался как мужчина выше пояса, а затем останавливался за продуктовым магазином и заканчивал переодеваться, прежде чем я добирался до места назначения».

Эрика нашла в телефонной книге психолога и начала лечение по стандарту Гарри Бенджамина. Эта уход требует, чтобы человек был идентифицирован как транссексуал двумя психологами и полностью жил как представитель другого пола в течение одного года, прежде чем начать хирургическое и гормональное лечение. Операция Эрики стоила около 30 000 долларов. Гормональная терапия и электроэпиляция стоят намного дороже.

Сейчас, на 30 лете совместной жизни, Эрика и жена живут под одной крышей, но больше не делят спальню. Эрика теперь имеет полный статус женщины в штате и правительстве. А ее жена – теплая, гостеприимная соседка по комнате. «День, когда она кричала из своей спальни: «У тебя есть колготки?», был важным днем». И вид ее помады на краю винного бокала вызвал у Эрики чувство конгруэнтности. Теперь Эрика могла быть Эрикой.

 

Теория Эриксона

Согласно Эриксону, взрослые люди среднего возраста сталкиваются с кризисом генеративности и стагнации. Это включает в себя взгляд на свою жизнь и вопрос: «Делаю ли я что-нибудь стоящее? Кто-нибудь узнает, что я был здесь? Чем я помогаю другим?» В противном случае может возникнуть ощущение застревания или застоя. Этот дискомфорт может побудить человека перенаправить энергию на более значимые действия. Здесь важно внести изменения, чтобы в дальнейшей жизни человек мог испытывать чувство гордости и достижения и быть довольным сделанным выбором.

Продуктивность дома

Семейные отношения

Молодые и пожилые люди, как правило, испытывают больше стресса, связанного с супругом, чем взрослые среднего возраста. Взрослые люди среднего возраста часто испытывают перегрузочные стрессоры , например, слишком много требований, предъявляемых к ним детьми, или из-за финансовых проблем. В это время родители привыкают запускать своих детей в собственную жизнь. Некоторые родители, которые чувствуют себя некомфортно из-за того, что их дети уходят из дома, могут на самом деле спровоцировать кризис, чтобы этого не произошло, или слишком рано вытеснить своего ребенка (Anderson and Sabatelli, 2007). Но даже долгожданный и ожидаемый отъезд все же может потребовать корректировки со стороны родителей, поскольку они привыкают к своему пустому гнезду.

Взрослые дети обычно поддерживают частые контакты со своими родителями, хотя бы по какой-либо другой причине, за деньгами и советом. Отношение к родителям может стать более терпимым и снисходительным, поскольку родители рассматриваются более объективно — как люди со своими достоинствами и недостатками. И, став взрослыми, дети могут продолжать подвергаться критике, насмешкам и оскорблениям со стороны родителей. До каких пор мы «взрослые дети»? Пока живы наши родители, мы остаемся в роли сына или дочери. (У меня была соседка лет девяноста, которая говорила мне, что ее «мальчики» придут навестить ее на этих выходных. Ее мальчикам было за 70, но они все еще были ее мальчиками!) Но после того, как родители ушли, взрослый перестал дольше ребенок; как объяснил один 40-летний мужчина после смерти своего отца: «Я никогда больше не буду ребенком». А взрослые дети, известные как дети-бумеранги, могут временно вернуться домой после развода или в случае потери работы.

Быть ребенком среднего возраста иногда означает  родство ; организация мероприятий и общение с целью поддержания семейных связей. Родственники часто являются дочерьми среднего возраста (это люди, которые говорят вам, какую еду принести на собрание, или договариваются о воссоединении семьи), но родственники могут быть и сыновьями среднего возраста.

Уход за ребенком-инвалидом, супругом или другим членом семьи является частью жизни некоторых взрослых среднего возраста. В целом, одним из основных источников стресса является попытка совместить уход с выполнением требований работы вдали от дома. Уход может иметь как положительные, так и отрицательные последствия, которые частично зависят от пола лица, осуществляющего уход, и лица, получающего уход. Мужчины и женщины испытывают больший стресс при уходе за супругом, чем при уходе за другими членами семьи. Мужчины, которые заботятся о супруге, с большей вероятностью будут испытывать большую враждебность, но также и более высокий личностный рост, чем не заботящиеся мужчины. Мужчины, ухаживающие за детьми-инвалидами, выражают более позитивные отношения с окружающими. Женщины испытывают более позитивные отношения с другими и большую цель в жизни, когда заботятся о родителях как дома, так и за его пределами. Но женщины, которые ухаживают за детьми-инвалидами, в результате могут испытывать более слабое здоровье и большие страдания (Маркс, 19 лет).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *