Когда у мальчиков начинается подростковый возраст: Мальчики-подростки на старте переходного возраста – Центр Знаний
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Менделеевская средняя общеобразовательная школа»
Как научиться дружить со своим подростком?
Трудный подросток, переходный возраст, проблема отцов и детей и тому подобное… в последнее время эти словосочетания встречаются всё чаще и чаще. однако вместе с тем, за время работы в школе, я часто слышу от родителей детей и другие высказывания, такие как: «что ещё за переходный возраст? Мы сами были подростками и ничего подобного с нами не происходило!», «придумали ещё проблему: трудный подросток, слишком уж много им внимания, строгости не хватает!» и другие из этого же стиля.
Интересно задаться вопросом: какие же из этих высказываний отражают суть ситуации и имеют право на истину? ответ будет таким: правы и те, кто утверждает, что проблема есть, как правы и те, кто заявляет о её надуманности. Как такое может быть? ответ прост. не все подростки равнозначны в своём проявлении, одни отличаются от других.
Вообще, следует особо отметить тот факт, что проблеме подросткового возраста посвящена львиная доля всех научных работ и исследований в рамках возрастной психологии. ни один возраст так не описан, как подростковый. начинается подростковый возраст с 11-12 и продолжается до 15-16 лет. Конечно, существуют индивидуальные различия: кто-то взрослеет раньше, кто-то позже, но в среднем – картина похожая.
Всё связано с тем, что в организме ребенка происходят серьезные физиологические изменения. начинают вырабатываться новые гормоны, отвечающие за половую функцию организма.
Под их воздействием происходят изменения в сердечно-сосудистой системе подростков. изменяются уровни артериального и венозного давления, ритм сердечных сокращений. это приводит к ослаблению иммунной системы, поэтому подростки чаще болеют, проявляются различные хронические заболевания.
Гормоны влияют и на эмоциональное состояние подростков. их поведение становится непредсказуемым. неуёмная жажда деятельности сменяется апатией. повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях сменяются ранимостью и неуверенностью. развязность в поведении сочетается с застенчивостью. нежность, ласковость сменяются недетской жестокостью. у подростка появляется ранее не свойственное ему чувство взрослости.
Именно это чувство и заставляет его совершать многие отрицательные поступки и занимать по отношению к родителям оборонительную позицию. дело в том, что за двенадцать лет родители привыкают относиться к своему ребёнку как к маленькому и несмышлённому.
Однако ситуация меняется, подросток начинает чувствовать себя взрослым, со всеми вытекающими последствиями, такими, как притязания на определённые права и освобождение от обязанностей. вот и возникает нечто вроде «революционной ситуации» когда «верхи не могут править по-старому, а низы не хотят жить по-старому». Требования родителей начинают восприниматься подростками как подавление их личности, нежелание родителей считаться с их мнением, тогда как родители всё это видят несколько иначе, а именно как то, что дети пытаются вырваться из-под контроля.
Очевидно, что в этой борьбе не может быть победителя, проиграют все: и родители, и дети. родители рискуют тем, что утратят авторитет для своих детей или, наоборот, полностью сломят их волю, что впоследствии приведёт к тому, что их дети вырастут неуверенными в себе людьми.
Дети же вдобавок к этому рискуют оставить себя без ценного совета взрослого, который по определению обладает большим опытом и знаниями.
В такой ситуации возникает другая, не менее опасная реальность, когда подросток начнёт искать информацию у тех, кто, по его мнению, хорошо его понимает. очень часто такими людьми выступают другие подростки с такими же проблемами. именно в среде ровесников, в кругу единомышленников и начинает происходить усвоение сложных жизненных уроков. Знания, полученные в таких группах, не могут претендовать на истинность и глубину. нередко такие группы попадают под внимание более старших лиц с криминальной направленностью, которые стремятся завоевать положение лидера в группе и использовать несмышлёных подростков в своих корыстных целях.
Нередки случаи ухода из дому, кражи денег, лжи и открытого противостояния. многие родители чуть ли не с ума сходят из-за того, что не могут найти общий язык со своими детьми, жалуются на то, что их сын или дочь вдруг стали неуправляемыми. у детей появляются собственные секреты, они занимают оборону при попытке воздействовать на них.
Подростковый возраст не зря называют трудным: пережить это время бывает непросто как самому подростку, так и его близким, в первую очередь родителям. видя такие изменения в своих чадах, родители порой не знают, как поступить, и совершают, по мнению психологов, три главные ошибки:
— стремление «задавить» ребенка своей властью, запрещая всяческую самостоятельность,
— ужесточение системы наказаний за непослушание, невыполнение родительских просьб и наставлений.
— выбор родителями тактики «игра в молчанку», объявляя бойкот ребенку за то, что тот не рассказывает о своей жизни и проблемах.
Чтобы таких ошибок родителям не совершать, хочется предложить несколько советов для налаживания хорошего контакта с детьми.
— прежде всего, займите правильную позицию. родители должны доверять ребенку, при этом самостоятельность предоставляется в разумных пределах.
— каждый подросток нуждается в признании – ему хочется знать, видеть и чувствовать, что его таланты ценят, его способностями и навыками гордятся.
— не скупитесь на похвалу. поощряйте и вдохновляйте своего ребенка.
— не оставляйте без внимания какие фильмы смотрит Ваш подросток, в какие компьютерные игры играет.
– постепенно нужно учить подростка справляться со своими трудностями. Пусть он самостоятельно ставит цели и определяет пути их достижения.
— учите ребенка выстраивать собственный жизненный путь, помогите ему сориентироваться в мире профессий.
– подросток должен понять, как зарабатываются деньги, как создается и распределяется семейный бюджет. научите своего ребёнка ценить деньги, расскажите о своих профессиях.
— приобщайте ребёнка к участию в делах семьи. если что-то, к примеру, решили изменить в доме, то очень хорошо об этом посоветоваться с ребёнком или хотя бы спросить его мнение. это непременно даст ему почувствовать собственную ответственность за происходящее, даст ощущение того, что его видят и слышат. начните признавать в своём подростке его право быть значимым и тогда, в ответ, он признает это право и за вами.
— оглянитесь в свое собственное подростковое прошлое – воспоминания могут стать хорошим помощником в понимании ребенка, его поступков и переживаний.
– не опускайте руки, не теряйте любви и уважения к своему ребенку.
Все, что происходит с ребенком, начинается с семьи. можно много говорить о школе, о различных контролирующих службах, которые должны проводить профилактику, воспитывать, но всё – же модель своего поведения дети копируют со своих близких.
Семья и родительский дом должны стать для подростков местом, где он чувствует себя в полной безопасности, принятым и защищенным. родители должны проявить мудрость и терпение, чтобы принять своего ребенка в случае любой неудачи. от того, как ребенок переживeт этот период, зависит его успешность или неуспешность во взрослой жизни.
А ещё хочется напомнить одну народную пословицу: «Дочь идет материнской дорогой, сын – отцовской». Каждый родитель должен знать, что его жизнь, его поведение – это пример для ребенка. Хотите иметь хороших детей – будьте не только хорошими воспитателями, но честными, порядочными людьми.
Педагог – психолог МБОУ «Менделеевская средняя общеобразовательная школа»
Пономарёва Марина Викторовна
Общая характеристика подросткового возраста
Подростковый возраст охватывает период от 10-11 лет до 13-14 лет и является одним из самых сложных и ответственных в жизни ребенка и его родителей. Этот возраст считается кризисным, поскольку происходят резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития и жизни. Кризис подросткового возраста связан с изменением социальной ситуации развития и ведущей деятельности.
Социальная ситуация развития — это особое положение ребенка в системе принятых в данном обществе отношений. В подростковом возрасте она представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью.
Ведущая деятельность — эта та деятельность, которая определяет возникновение основных изменений в психическом развитии ребенка на каждом отдельном этапе. Если у младших школьников такой деятельностью является учебная, то в подростковом возрасте она сменяется на интимно-личностное общение. Именно в процессе общения со сверстниками происходит становление нового уровня самосознания ребенка, формируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права. Кроме того, общение является для подростков очень важным информационным каналом.
В результате такой резкой смены интересов в подростковом возрасте часто страдает учебная деятельность, снижается школьная мотивация. Пытаясь вернуть прежние школьные успехи, родители стараются ограничить детей в общении со сверстниками. Однако важно помнить, что именно общение со сверстниками является наиболее важной для подростков деятельностью и оно необходимо для полноценного психического развития ребенка.
Многие особенности поведения подростка связаны не только с психологическими изменениями, но и с изменениями, происходящими в организме ребенка. Половое созревание и неравномерное физиологическое развитие подростка обуславливают многие его поведенческие реакции в этот период. Подростковый возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Поведение подростков зачастую бывает непредсказуемым, за короткий период они могут продемонстрировать абсолютно противоположные реакции:
целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью;
неуемная жажда деятельности может смениться апатией, отсутствием стремлений и желаний что-либо делать;
повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяются ранимостью и неуверенностью в себе;
развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;
романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;
нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости;
потребность в общении сменяется желанием уединиться.
Наиболее бурные аффективные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек — на 13-15 лет.
В подростковый период возникает ряд важнейших личностных задач. Основные линии развития подростков связаны с прохождением личностных кризисов: кризиса идентичности и кризиса, связанного с отделением от семьи и приобретением самостоятельности.
Кризис идентичности.
Что касается первого кризиса, то кратко можно сказать, что в это время происходит поиск и выбор новой взрослой идентичности, новой целостности, нового отношения к себе и к миру. Внешне это проявляется в активном интересе к себе: подростки постоянно что-то доказывают друг другу и самому себе; они общаются на темы, затрагивающие моральные и нравственные вопросы, межличностные отношения; появляется интерес к исследованию себя, уровня развития своих способностей через прохождение тестов, участие в олимпиадах.
Бурное развитие сознания и самосознания обуславливает интерес к себе, поэтому ребенок в подростковом возрасте склонен к уходу в себя, чрезмерно самокритичен и чувствителен к посторонней критики. Поэтому любая оценка со стороны значимых взрослых может вызвать бурную и непредсказуемую реакцию.
Становление нового уровня самосознания, Я-концепции выражается также в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие — уникальность и неповторимость. Познание себя через отличие зачастую происходит через противопоставление себя миру взрослых. Отсюда может идти негативизм в отношении норм и ценностей взрослых, их обесценивание. «Я не такой как вы! Я никогда не стану таким!», — вот достаточно характерные для подросткового возраста фразы.
Как следствие, в этом возрасте наблюдается резкое понижение ценности общения в семейном кругу: самыми большими авторитетами становятся друзья, а не родители. Требования, идущие со стороны родителей, в этот период сохраняют свое влияние на подростка лишь при условии, что они значимы и за пределами семьи, в противном случае они вызывают протест.
Познание себя через сходство с другими происходит у подростков при общении со сверстниками. Подростки имеют свои собственные нормы, установки, специфические формы поведения, которые образуют особую подростковую субкультуру. Для них очень важно чувство принадлежности, возможность занять свое место в референтной группе. Внешне это противоречит бунту против норм взрослых, но именно в такой ситуации формируется самосознание – социальное сознание, перенесенное вовнутрь.
Таким образом, можно сказать, что в подростковом возрасте резко падает авторитет взрослого и возрастает значимость мнения сверстников. И не удивительно, что родители жалуются на то, что их ребенок «совсем от рук отбился… не слушает моего мнения, хотя я желаю ему только добра… для него важны только друзья…». Их попытки «достучаться» до внутреннего мира ребенка, как правило, ни к чему не приводят, а лишь усугубляют ситуацию. Здесь важно помнить, что подросток вряд ли будет обсуждать со взрослыми личностно значимые вещи, но зато с удовольствием поговорит о социальных явлениях.
Кризис, связанный с отделением от семьи и приобретением самостоятельности.
Отечественные психологи выделяют еще одну важную особенность подросткового возраста – чувство взрослости. Внешне это выглядит как стремление к самостоятельности и независимости. Он стремиться расширить свои права, делать так, как он сам хочет, знает, умеет. Такое поведение часто провоцирует запреты. Но это необходимо, т.к. именно подобном противостоянии со взрослыми подросток исследует свои границы, пределы своих физических и социальных возможностей, рамки дозволенного. Через такую борьбу за независимость он удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении, узнает свои возможности и учиться действовать самостоятельно.
Важно, чтобы эта борьба происходила в безопасных условиях и не принимала крайних форм. Ведь для подростка важна не столько сама возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности. В этом возрасте они считают, что между ними и взрослым нет принципиальной разницы. Однако не нужно путать безопасные условия с попустительством и вседозволенностью. Как уже говорилось выше, подросткам необходимы ограничения для того, чтобы познать свои границы. Кроме того, еще одной характерной чертой подросткового возраста является несоответствие представлений о своих желаемых и реальных возможностях. Вседозволенность в этой ситуации может привести к непоправимым последствиям, вплоть до криминальных действий.
Очень часто родители, уже прошедшие период становления и самоутверждения в жизни, но, имея в своем жизненном опыте ошибки и трудности, стараются оградить от них своих детей. Забывая при этом, что человек не может учиться только на положительном опыте. Чтобы «познать, что такое хорошо и что такое плохо» подросток должен все это пропустить через себя. Роль родителей в этом процессе заключается в том, чтобы ребенок не допускал фатальных и неисправимых ошибок, смягчая и не допуская до крайности процесс жизненного познания.
Итак, для подросткового возраста характерны следующие особенности:
половое созревание и неравномерное физиологическое развитие, обуславливающие эмоциональную неустойчивость и резкие колебания настроения;
изменение социальной ситуации развития: переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости;
смена ведущей деятельности: учебную деятельность вытесняет интимно-личностное общение со сверстниками;
открытие и утверждение своего «Я», поиск собственного места в системе человеческих взаимоотношений;
познание себя через противопоставление миру взрослых и через чувство принадлежности к миру сверстников. Это помогает подростку найти собственные ценности и нормы, сформировать свое представление об окружающем его мире;
появление «чувства взрослости», желание подростка признания своей «взрослости». В этом возрасте подростки стремятся освободиться от эмоциональной зависимости от родителей.
Это далеко не все изменения, происходящие в этот период. Но именно они, в первую очередь и наиболее ярко, сказываются на взаимоотношениях «родитель-ребенок».
Рекомендации родителям
— Разработайте систему последовательных требований, правил и санкций за их нарушение, а также поощрений. Необходимо, чтобы ребенок принимал участие в обсуждении, был в курсе этих правил и согласился с мерами наказаний. Требования и правила должны быть хорошо аргументированы и понятны ребенку. Наказания должны применяться последовательно, а не быть угрозой только на словах.
— При установлении каких-либо запретов желательно соблюдать следующую последовательность в процессе диалога:
Объясните ребенку, что именно вас не устраивает в его действиях (но не в нем самом!), выразить свои чувства по поводу происходящего в форме «Я-посланий». Например: «Я очень испугалась, когда увидела, что ты прыгаешь с такой высоты».
Аргументируйте свой запрет. Например: «Я не могу тебе позволить так прыгать, поскольку это опасно для жизни».
Выясните, какую цель преследует ребенок своими действиями, и совместно найдите иные пути достижения цели или поставьте более реальную цель. Важно, чтобы ребенок тоже вносил свои предложения. Например: «Но если очень хочешь прыгать, то можно записаться в секцию прыжков на батуте. Или, может быть, у тебя самого есть идеи, как реализовать твои желания безопасным способом?».
— Проявляйте свою заботу о ребенке не только в форме требований и ограничений, но и в форме эмоциональной поддержки, тепла, искреннего интереса к жизни ребенка. Больше и чаще демонстрируйте свои чувства. Важно, чтобы интерес не был навязчивым, так как в этом возрасте дети, как правило, неохотно допускают взрослых в свой внутренний мир. Однако сам факт проявления внимания к их жизни может оказаться очень значимым.
— Правил (ограничений, требований, запретов) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.
— Предмет разговора с ребенком должен быть конкретным, затрагивающим суть дела. При этом нельзя касаться личности («ты такой, сякой»), т.к. возникает «круговая оборона», защита своей чести, своего «Я», особенно это касается ситуаций конфликтов, споров, ссор. Разбирая конфликтные ситуации, оценивайте только действия, демонстрируя, что не нравятся именно они, а не сам ребенок как личность.
— Общение должно быть в виде диалога, где существует равенство позиций взрослого и подростка.
— Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от ПЕРВОГО ЛИЦА. О СЕБЕ, О СВОЕМ переживании, а не о нем, не о его поведении. И не стесняйтесь предлагать помощь. Например, вместо того, чтобы сказать «Ты опять получил в «двойку» («тройку») по русскому языку! Ты меня расстраиваешь», лучше сформулируйте свое послание следующим образом: «Я очень переживаю за твои оценки, мне кажется, что ты можешь учиться гораздо лучше. Может быть, я могу тебе чем-то помочь?».
— Помните, что подросток — личность, претендующая на равные со взрослыми отношения и права. Уважайте его право выбора, в том числе право на совершение ошибки.
— Принимая самостоятельность ребенка, не сводите ее к вседозволенности. Пусть он определит время возвращения домой, объем задания. Тогда вам легче будет контролировать принятое самим ребенком решение.
— Будьте более внимательным к проблемам ребенка, ведь в его восприятии они имеют не меньшую значимость, чем проблемы взрослых.
— Старайтесь осознавать, что мир взрослого и мир ребенка — два разных мира, что система их ценностей может отличаться. Нужно, чтобы он чувствовал, что взрослые уважают его как личность.
— Постепенно учите ребенка самого справляться со своими трудностями. Пусть самостоятельно ставит цели и определяет пути их достижения.
— Помогайте ребенку выстраивать собственный путь, а не ведите его за собой.
— Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным», ответственным за свои решения и поступки.
— Чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка.
— Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.
— Старайтесь никогда не сравнивать ребенка с окружающими (даже в сердцах), особенно если это сравнение не в его пользу.
— Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь.
В случае конфликтной ситуации предлагаем родителям применить следующий алгоритм действия:
1. Прояснение конфликтной ситуации.
Сначала родитель выслушивает ребенка. Уточняет, в чем состоит его проблема, а именно: что он хочет или не хочет, что ему нужно или важно, что его затрудняет и т.д. Делает он это в стиле активного слушания, то есть обязательно озвучивает желание, потребность или затруднение ребенка.
После этого родитель говорит о своем желании или проблеме, используя форму «Я-сообщения». Например: «Знаешь, я очень ждала этой передачи» (вместо: «Ты что, не знаешь, что я смотрю ее каждый день?!»).
2. Сбор предложений.
Этот этап начинается с вопроса: «Как же нам быть?», «Что же нам придумать?» или «Как нам поступить?». После этого надо обязательно подождать, дать возможность ребенку первому предложить решение (или решения), и только затем предлагать свои варианты. При этом ни одно, даже самое неподходящее, с точки зрения взрослого, предложение, не отвергается. Сначала предложения просто набираются «в корзинку». Если предложений много, их можно записать на листе бумаги.
3. Оценка предложений и выбор наиболее приемлемого.
На этом этапе проходит совместное обсуждение предложений. «Стороны» к этому времени уже знают интересы друг друга, и предыдущие шаги помогают создать атмосферу взаимного уважения. Когда в обсуждении участвует несколько сторон, наиболее приемлемым считается предложение, которое устраивает всех участников.
4. Детализация решения.
После того, как был выбран путь разрешения конфликтной ситуации, необходимо продумать его реализацию вплоть до малейших деталей.
Рекомендуемая литература:
Байярд Р.Т., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток. – М.: Семья и школа, 1995.
Безруких М. Я и другие, или Правила поведения для всех. – М., 1991.
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: Сфера, 2003.
Кэмпбелл Росс. Как на самом деле любить детей. – М., 1998.
ЛеШан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. – М., 1990.
Млодик И.Ю. Книга для неидеальных родителей, или Жизнь на свободную тему. – М.: Генезис, 2006.
Савина Е.А., Смирнова Е.О. Родители и дети. Психология взаимоотношений. – М.: Генезис, 2003.
Спиваковская А.С. Как быть родителями. – М., 1986.
Фромм А. Азбука для родителей. – М., 1991.
Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. – М., 1989.
Главная / МБОУ «Менделеевская средняя общеобразовательная школа» / Родителям / Страничка психолога / Подростковый возраст
Пубертатный возраст: проблемы и решения
Каждый человек проходит этот нелегкий, но важный этап своей жизни – пубертатный возраст. Родители с волнением ожидают этого момента, гадая, что он принесет, и чего ожидать от своего взрослеющего ребенка. В этот период в детском организме происходят сложные физические и психические процессы. Гормоны, вырабатываемые половыми железами, начинают поступать в кровь, перестраивается вся иммунная система. Происходит активный рост всех органов, а в первую очередь – мозга. Темпы роста в пубертатный возраст у каждой части тела различные, например, руки и ноги вытягиваются быстрее, чем туловище, поэтому любой подросток кажется угловатым и неловким, иногда из-за этого даже временно нарушается координация движений.
Периодизация Выготского: раннее детство, подростковый…
Периодизация Выготского, известного психолога начала 20 века, до сих пор не теряет своей…
Пубертатный возраст у девочек обычно наступает в 10-12 лет. До этого времени девочки очень плохо набирают в росте и весе, иногда – всего по 2-3 см и паре килограмм за год. Зато с начала полового созревания у них появляется «зверский аппетит», ежегодная прибавка в весе составляет 6-7 кг, а тело растет примерно на сантиметр в месяц. В большинстве случаев у девочек пубертатный возраст начинается с роста молочных желез. Сначала увеличивается сосок, потом постепенно начинает расти и сама грудь. Одновременно с этим начинают расширяться бедра, появляется талия. Через полгода-год начинается активный рост волос, а примерно через два года с момента появления первых симптомов у девушки появляются первые менструации. Конечно, все это индивидуально и зависит от множества факторов, начиная с предрасположенности на генетическом уровне, заканчивая экологией местности, где она проживает, и пищей, которую она употребляет.
Преждевременное половое созревание: возможные причины,…
Нет ничего хорошего в ситуациях, когда ребёнок значительно отстаёт в развитии. Но и преждевременное…
Немного позднее наступает пубертатный возраст у мальчиков. Стартует он в 12-13 лет и проявляется в бурном росте всего организма, начиная с половых органов. Голосовые связки удлинняются, происходит «ломка» голоса, понижение его на одну октаву. Начинается усиленный рост волос: сначала в подмышечных впадинах и паху, а чуть позже и на лице. В это же время появляются первые поллюции, что говорит о созревании семенных пузырьков. Юношеское тело становится более мускулистым, увеличивается масса скелета и мышечная масса. В отличие от девочек, в пубертатный возраст нервная система мальчиков более неустойчива, они подвержены частой смене настроений и недовольством собой. В этот момент очень важно понять своего ребенка, потому что именно сейчас у него закладывается характер и нрав будущего мужчины.
Для родителей пубертатный возраст их детей проходит не менее тревожно. Сын или дочка, которых они привыкли видеть маленькими детьми, становятся взрослыми и самостоятельными. Теперь они сами планируют свое время, сами принимают решения. У них появляются свои секреты, они уединяются в компаниях сверстников. Важно в этот период не «потерять» ребенка. Для этого необходимы доверительные отношения с ним, понимание и уважение его как личности. Необходимо много разговаривать с подростком, обсуждать и поощрять его решения, тактично корректируя и направляя в нужное русло. Только таким образом можно стать другом своему ребенку и укрепить эти отношения на всю оставшуюся жизнь.
Возраст 9 или 10 лет для среднего американского мальчика
Растущий разрыв между физической, умственной и эмоциональной зрелостью
Автор Дэниел Дж. ДеНун , показывают новые данные.
Мальчики достигают половой зрелости в среднем в 10 лет у белых и латиноамериканцев и в среднем в 9 лет у афроамериканцев. Около трети мальчиков начинают половозрелость на два года раньше, чем в среднем.
Результаты получены в результате исследования 4131 мальчика, обследованного в кабинетах врачей в США Марсией Херман-Гидденс, доктором медицинских наук, и ее коллегами. Та же команда обнаружила сдвиг первого полового созревания у девочек на год раньше.
«Вопреки распространенному мнению медицинских работников и родителей, мальчики меняются раньше, как и девочки», — говорит Херман-Гидденс, адъюнкт-профессор общественного здравоохранения Университета Северной Каролины в Чапел-Хилл.
В то время как более раннее половое созревание в настоящее время является обычным явлением, Герман-Гидденс не считает, что это обязательно здорово.
«Раннее половое созревание — очень важный показатель общественного здоровья. Это как канарейка в угольной шахте», — говорит она. «Теперь возраст первого полового созревания снижается, и мы должны задаться вопросом, почему. И очевидно, что по медицинским, а также социальным и психологическим причинам родителям и поставщикам услуг важно знать, что происходит».
Непонятно, почему произошел сдвиг в сторону более раннего полового созревания. Новое исследование не дает ответов на этот вопрос.
«Я подозреваю, что это сочетание факторов окружающей среды: избыточный вес, нездоровая пища, слишком много времени за компьютером и экранами», — предполагает Герман-Гидденс. «Я хочу, чтобы были вопросы о том, является ли это здоровым и почему это происходит».
Первые признаки полового созревания
Herman-Giddens и коллеги искали два признака начала полового созревания мальчиков: редкий рост волос на лобке и увеличение размера яичек до 4 миллиметров (при полной половой зрелости размер яичек составляет 25 миллиметров). ).
Отдельные мальчики (и девочки) сильно различаются по времени, которое требуется им для развития от самой ранней стадии полового созревания до полной половой зрелости. Герман-Гидденс говорит, что, хотя некоторые мальчики полностью созревают всего за два с половиной года, другим может потребоваться до шести лет. Те, у кого половое созревание начинается раньше всех, не всегда заканчивают его первыми.
В исследовании Herman-Giddens средний возраст полной половой зрелости для мальчиков всех рас и национальностей был примерно одинаковым — в конце 15-го года. Около трети этих мальчиков достигли полной зрелости на два года раньше. Но те, кто начинал раньше всех, не всегда первыми полностью созревали.
Родители, мальчики и половое созревание
Как только начинается половое созревание, мальчик начинает меняться.
«Большинство родителей считают, что половое созревание наступает в возрасте 12 или 13 лет. Но для белых мальчиков это 10 лет — это пятый класс», — говорит Герман-Гидденс. «Сейчас им приходится бороться с изменениями в своем теле и с тем, что вскоре у них разовьются сексуальные чувства в более молодом возрасте. И они совсем не готовы к этому».
Джулия А. Грабер, доктор философии, доцент кафедры психологии Университета Флориды, является одним из немногих исследователей, изучавших половое созревание у мальчиков. Она говорит, что раннее половое созревание может быть как хорошим, так и плохим для социальной и психологической адаптации мальчика.
Положительным моментом является то, что мальчики становятся выше и сильнее по мере полового созревания. Они более спортивны и выглядят более мужественно.
«Но поскольку мальчики в более молодом возрасте выглядят старше, они могут попадать в ситуации, более подходящие для пожилых людей», — говорит Грабер. «И в хронологическом возрасте, когда они не готовы к этому, когда у них нет психологических навыков, они могут подвергаться повышенному риску».
У девочек начало полового созревания очевидно: у них начинают развиваться груди, а позже у них начинаются менструации. У мальчиков более тонкие признаки, такие как редкие волосы на лобке и незначительное увеличение размера яичек, легко пропустить — как для родителей, так и для самих мальчиков.
Однако с нормальным половым созреванием происходят изменения в поведении. Поскольку мальчики достигают половой зрелости раньше, чем ожидают их родители, говорит Грабер, их поведение «не соответствует тому, к чему, по мнению родителей, учителей и других взрослых, им нужно подготовиться». Эти взрослые могут считать нормальное поведение мальчика проблематичным.
«Мы должны помочь родителям понять, что это происходит раньше, и что им следует поговорить со своими детьми раньше, чем они планировали», — говорит Грабер. «Если родители просматривают статьи WebMD и думают: «О, черт возьми, мой ребенок может испытывать такие вещи», тогда они могут подумать о том, что им, возможно, нужно сделать, чтобы помочь своему ребенку справиться с этим. Такие вещи, как ночные поллюции или мастурбация. Возбуждение увеличивается по мере увеличения этих гормонов, и это может сбивать с толку, если дети не готовы психологически к понятию сексуальности».
Задержка полового созревания у мальчиков: Медицинская энциклопедия MedlinePlus
Задержка полового созревания у мальчиков — это когда половое созревание не начинается к 14 годам.
При задержке полового созревания эти изменения либо не происходят, либо не развиваются нормально. Задержка полового созревания чаще встречается у мальчиков, чем у девочек.
В большинстве случаев задержка полового созревания просто связана с изменениями роста, начавшимися позже, чем обычно, иногда называемыми поздним цветением. Когда начинается половое созревание, оно протекает нормально. Это называется конституциональной задержкой полового созревания и передается по наследству. Это самая распространенная причина позднего созревания.
Задержка полового созревания также может произойти, когда яички вырабатывают слишком мало гормонов или вообще не производят их. Это называется гипогонадизм.
Это может произойти, когда яички повреждены или развиваются не так, как должны.
Это также может произойти, если есть проблема в частях мозга, связанных с половым созреванием.
Определенные медицинские состояния или методы лечения могут привести к гипогонадизму:
- Целиакия спру
- Воспалительное заболевание кишечника (ВЗК)
- Гипофункция щитовидной железы
- Диабет -сахарный. в гипофизе, синдром Клайнфельтера, генетическое заболевание
- Отсутствие яичек при рождении (анорхия)
- Повреждение или травма яичек вследствие перекрута яичка
Половая зрелость у мальчиков начинается в возрасте от 9 до 14 лет и завершается в возрасте от 3,5 до 4 лет.
Изменения полового созревания происходят, когда организм начинает вырабатывать половые гормоны. Следующие изменения обычно начинают проявляться у мальчиков в возрасте от 9 до 14 лет:
- Увеличиваются яички и пенис
- Вырастают волосы на лице, груди, ногах, руках, других частях тела и вокруг гениталий
- Рост и вес увеличить
- Голос становится глубже
При задержке полового созревания:
- Яички меньше 1 дюйма к 14 годам
- Пенис маленький и незрелый к 13 годам
- Волос на теле очень мало или почти нет к 15 годам
- Голос остается высоким
- Тело остается коротким и худым
- Жировые отложения могут возникать вокруг бедер, таза, живота и груди
Задержка полового созревания также может вызвать стресс у ребенка.
Лечащий врач вашего ребенка изучит семейный анамнез, чтобы узнать, имеет ли место в семье задержка полового созревания. Поставщик проведет медицинский осмотр. Другие экзамены могут включать:
- Анализ крови для проверки уровня определенных гормонов роста, половых гормонов и гормонов щитовидной железы
- Реакция ЛГ на анализ крови на ГнРГ
- Хромосомный анализ или другое генетическое исследование
- МРТ головы на наличие опухолей яички
Рентгенологическое исследование левой руки и запястья для оценки костного возраста может быть сделано при первом посещении, чтобы увидеть, созревают ли кости. При необходимости его можно повторить через какое-то время.
Лечение будет зависеть от причины задержки полового созревания.
Если в семье есть случаи позднего полового созревания, лечение часто не требуется. Со временем половое созревание начнется само по себе.
Если задержка полового созревания вызвана таким заболеванием, как недостаточная активность щитовидной железы, его лечение может способствовать нормальному развитию полового созревания.
Гормональная терапия может помочь начать половое созревание, если:
- Половое созревание не развивается
- Ребенок очень расстроен из-за задержки каждые 4 недели. Изменения роста будут отслеживаться. Медицинский работник будет медленно увеличивать дозу до достижения половой зрелости.
Вы можете получить поддержку и узнать больше о росте вашего ребенка по телефону:
The MAGIC Foundation — www.magicfoundation.org
Задержка полового созревания, возникающая в семье, пройдет сама собой.
Лечение половыми гормонами может вызвать половое созревание. Гормоны также могут быть назначены, если это необходимо для улучшения фертильности.
Низкий уровень половых гормонов может вызвать:
- Проблемы с эрекцией (импотенция)
- Бесплодие
- Низкая плотность костей и переломы в более позднем возрасте (остеопороз)
- Слабость
Обратитесь к врачу, если:
- У вашего ребенка наблюдается медленный темп роста
- Половое созревание не начинается к 14 годам
- Половое созревание начинается, но не прогрессирует нормально эндокринолог может быть рекомендован мальчикам с задержкой полового созревания.
Задержка полового развития — мальчики; Задержка полового созревания — мальчики; Гипогонадизм
Allan CA, McLachlan RI. Андрогендефицитные расстройства. В: Джеймсон Дж. Л., Де Гроот Л. Дж., де Крецер Д. М. и др., ред. Эндокринология: взрослая и детская. 7-е изд. Филадельфия, Пенсильвания: Эльзевир Сондерс; 2016: глава 139.
Хаддад Н.Г., Югстер Э.А. Задержка полового созревания. В: Jameson JL, De Groot LJ, de Kretser DM, et al. ред. Эндокринология: взрослая и детская. 7-е изд. Филадельфия, Пенсильвания: Эльзевир Сондерс; 2016: глава 122.
Крюгер С., Шах Х. Подростковая медицина. В: Больница Джона Хопкинса; Клейнман К., Макдэниел Л., Моллой М., ред. Больница Джона Хопкинса: Справочник Гарриет Лейн.
21-е изд. Филадельфия, Пенсильвания: Elsevier; 2021: глава 5.Стайн ДМ. Физиология и нарушения полового созревания. В Melmed S, Auchus RJ, Goldfine AB, Koenig RJ, Rosen CJ eds. Учебник Уильямса по эндокринологии. 14-е изд.