Формирование самооценки в подростковом возрасте: 2.5. Самооценка подростка как фактор личностного развития

Формирование самооценки в подростковом возрасте: 2.5. Самооценка подростка как фактор личностного развития

1.2 Особенности формирования самооценки в подростковом возрасте

Подростковый возраст – это самый важный и трудный этап в жизни каждого человека, время выборов, которое во многом определяет всю последующую судьбу. Он знаменует собой переход от детства к взрослой жизни. В этом возрасте формируется мировоззрение, происходит переосмысление ценностей, идеалов, жизненных перспектив. Для данного периода характерно становление сознания и самосознания личности, а поведение человека регулируется его самооценкой, которая представляет собой центральное образование личности. В словаре по социальной психологии самооценка определяется, как оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Согласно исследованиям психологов, в частности, И.В.Дубровиной, «Веским характерным, особенно для подростка, является в этом возрасте изменение отношения к самому себе, окрашивающее все его действия и поэтому впряженное достаточно, заметно в большинстве случаев, хотя иногда и замаскировано, что, однако не уничтожает его действенной роли»[10].

Таким образом, становление самооценки – это одна из наиболее ярких характеристик личности подростка. На сегодняшний день исследования самооценки подростков, а также влияющих на нее факторов,  представляют огромный интерес для психологии, как в теоретическом, так и в практическом аспекте. Изучаются сдвиги в содержании уровня самооценки и ее компонентов, – какие качества осознаются лучше, как меняется с возрастом уровень и критерии самооценок, какое значение придается внешности, а какое умственным и моральным качествам. Не меньший интерес представляет собой проблема взаимодействия между  родителями и взрослеющими детьми, так как именно в ходе этого взаимодействия формируется оценка подростком самого себя, а также происходит становление или разрушение личности, как ребенка, так и взрослого. Подростковый возраст часто называют отроческим, переходным, периодом «бури и натиска», «гормонального взрыва» и пубертата – в общем, сложным периодом, связанным с кризисами развития.

В это время происходит переход от ребенка к взрослому во всех сферах – физической (конституциональной), физиологической, личностной (нравственной, умственной, социальной)[16]. По всем направлениям происходит становление качественно новых образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений с взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержания морально-этических норм, опосредствующих поведение, деятельность и отношения. Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в 5 — 8 классах средней школы и охватывают возраст от 10 — 11 до 14 лет, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в 5-й класс и происходить на год раньше или позже [18]. Итак, рассмотрим более подробно некоторые основные психологические характеристики подросткового возраста для того, чтобы понять, как формируется самооценка в данном возрастном этапе, и какую роль играет семья в этом процессе.
Психологическое состояния подросткового возраста связано с двумя «переломными» моментами этого возраста: психофизиологическим — половым созреванием, и всё, что с ним связано, и социальным — конец детства, вступление в мир взрослых[28]. Первый из этих моментов связан с внутренними гормональными и физиологическими изменениями, влекущие за собой телесные изменения, неосознанное половое влечение, а также эмоционально-чувствительные изменения. Благодаря бурному росту и перестройке  организма, в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Из-за его гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые. Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба — все расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, и даже неврозу. Тяжелые эмоциональные реакции на свою внешность у подростков смягчаются при теплых, доверительных отношениях с близкими взрослыми, которые должны, разумеется, проявить и понимание, и тактичность.
И наоборот, бестактное замечание, подтверждающее худшие опасения, окрик или ирония, отрывающие ребенка от зеркала, усугубляют пессимизм и дополнительно невротизируют. На образ физического «Я» и самосознание в целом оказывает влияние темп полового созревания. Дети с поздним созреванием оказываются в наименее выгодном положении; акселерация создает более благоприятные возможности личностного развития. Даже девочки с ранним физическим развитием  обычно более уверены в себе и держатся спокойнее (хотя различия между девочками не слишком заметны и со временем ситуация может измениться). Для мальчиков же сроки их созревания особенно важны. Физически более развитый мальчик сильнее, успешнее в спорте и других видах деятельности, увереннее в отношениях со сверстницами. Он вызывает отношение к себе как к более взрослому. Напротив, к мальчику с поздним созреванием чаще относятся как к ребенку и, тем самым, провоцируют его протест или раздражение. В исследованиях, проведенных американскими психологами, показано, что такие мальчики менее популярны среди сверстников, они часто становятся возбудимыми, суетливыми, излишне разговорчивыми, пытаются привлечь к себе внимание всеми способами, и ведут себя неестественно, у них чаще образуется низкая самооценка и появляется чувство отверженности[37].
Второй момент отождествляется с появлением чувства взрослости у подростков.   У подростка появляются такие психические новообразования, которых не было у младшего школьника: формируются новые элементы самосознания, типы отношений со сверстниками, родителями и другими людьми, моральные принципы, новые представления о будущем. Все эти элементы взрослости имеют разную природу, по–разному представлены в характере, потребностях и способностях. Естественно, что элементы взрослости формируются неравномерно, с разной динамикой и качественным составом в учебной или общественно–организаторской деятельности[16]. Одной из особенностей и ценнейшим психологическим приобретением подростка является открытие своего внутреннего мира, в этот период возникают проблемы самосознания и самоопределения. Под самосознанием понимается осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поступков, мыслям и переживаниям. Самосознание проявляется в смысловой оценке своих возможностей, которая становится критерием поступков подростка.
Самосознание включает представление о себе самом. Возникает образ своего «Я» под влиянием отношений других людей, правил и норм социально одобряемого и неодобряемого поведения. Представление о себе может не совпадать с реальными действиями, которые совершает человек. Поэтому говорят о соответствии Я–реального Я–вымышленному и Я–возможного Я–нереализованному[16]. Подростки особенно чувствительны к «внутренним», психологическим, проблемам. «Открытие своего внутреннего мира — очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает также много тревожных и драматических переживаний. Вместе с сознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Подростковое «я» еще неопределенно, диффузно, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда — растет потребность в общении и одновременно повышается избирательность общения, потребность в уединении. Сознание своей особенности, непохожести на других вызывает весьма характерное для ранней юности чувство одиночества или страх одиночества»[12].
Взаимоотношения с окружающими у подростков складываются по-разному. Большинство подростков стараются найти для себя референтную группу. Референтная группа — это значимая для подростка группа, чьи взгляды он принимает. Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в эмоциональной безопасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией. Это может быть и дворовая компания, и класс, и друзья по спортивной секции, и соседские ребята по этажу. Такая группа является большим авторитетом в глазах ребенка, нежели сами родители, и именно она сможет влиять на его поведение и отношения с другими. К мнению членов этой группы подросток будет прислушиваться, иногда беспрекословно и фанатично. Именно в ней будет пытаться утвердиться[37]. Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на неучебные занятия, и на отношения с родителями. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение.
Наиболее содержательное и глубокое общение возможно при дружеских отношениях. Подростковая дружба  — сложное, часто противоречивое явление. Подросток стремится иметь близкого, верного друга и лихорадочно меняет друзей. Обычно он ищет в друге сходства, понимания и принятия своих собственных переживаний и установок. Влияние родителей уже ограничено — им не охватываются все сферы жизни ребенка, как это было в младшем школьном возрасте, но его значение трудно переоценить. Мнение сверстников обычно наиболее важно в вопросах дружеских отношений с мальчиками и девочками, в вопросах, связанных с развлечениями, молодежной модой, современной музыкой и т.п. Но ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от позиции родителей. В то же время для подростков характерно стремление к эмансипации от близких взрослых. Нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в правах.
То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит, главным образом, от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроиться — принять чувство взрослости своего ребенка[22]. Теперь, я бы хотела рассмотреть, как же протекает процесс формирования самооценки у подростков. Самооценка является сложным личностным образованием и относится к фундаментальным свойствам личности. В ней отражается то, что человек узнает о себе от других, и его собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств[34]. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе его мировосприятия. Но, несмотря на это (а может быть, именно благодаря этому), в структуре личности самооценке принадлежит особо важное место[41]. Традиционно структуру самооценки представляют в виде неразрывного единства ее когнитивного и эмоционального компонентов. Когнитивный компонент отражает знания человека о себе разной степени оформленности и обобщенности — от элементарных представлений до концептуально-понятийных; эмоциональный – отношение человека к себе, накапливающийся у него «аффект на себя», связанный с мерой удовлетворенности своими действиями.
Основу когнитивного компонента самооценки составляют интеллектуальные операции сравнения себя с другими людьми, сопоставление своих качеств с внутренними эталонами или результатами деятельности других. Эмоциональные переживания непременно сопровождают любой акт самооценивания и по мере значимости для личности оцениваемого содержания способны существенно преобразовать поступающую информацию[3].

Самооценка у человека проявляется еще в младшем возрасте, но там ее отличает неустойчивость, в противоположность этому, у подростка она носит достаточно устойчивый характер. На формирование самооценки влияют многие факторы, действующие уже в раннем детстве, — отношение родителей, положение среди сверстников, отношение педагогов. Стабильная и адекватная самооценка чаще всего зависит от того, насколько связи подростка с близкими позитивны и постоянны.В целом представление подростка о себе самом можно представить как структуру с несколькими компонентами: компетентность в учебе, социальные роли и их проявление, физические навыки (сила, выносливость, работоспособность), физические данные (рост, конституция, внешняя привлекательность, одежда), поведение. В подростковом возрасте самооценка появляется как элемент социального сравнения. Подросток оценивает, лучше или хуже он справляется с деятельностью, насколько далеки или близки к принятым эталонам его физические данные и навыки, как он себя ведет. Самооценка включает осмысление своих реакций на окружающий мир. Она может быть неадекватной – заниженной или завышенной – и адекватной, соответствующей реальным достижениям и особенностям подростка. Адекватная оценка помогает ему понять причины своих протестных реакций, или сопротивления. Под сопротивлением будем понимать нежелание подростка принять другую точку зрения, несмотря на то, что она может быть разумной и адекватной, и оказание противодействия, в результате чего появляются упрямство, капризы, своеволие. В каждом характере подростка имеются «точки наибольшего сопротивления» – такие особенности, которые приводят его к еще большей некомфортности, создают дезадаптацию в определенных ситуациях. В таких ситуациях подросток ведет себя неразумно, глупо выглядит в сравнении с другими. В то же время в других случаях ему комфортно, спокойно, нелепости в поведении отсутствуют[16]. На первых порах в основе самосознания подростка по-прежнему лежат суждения о нем других — взрослых (учителей и родителей), коллектива, товарищей. Младший подросток словно смотрит на себя глазами окружающих. Подрастая, ребенок начинает более критично относится к оценкам взрослых, для него становятся важными и оценки его сверстников, и собственные представления об идеале; помимо этого, начинает сказываться тенденция самостоятельно анализировать и оценивать собственную личность[23]. Но поскольку подросток еще не обладает достаточным умением правильно анализировать собственные личностные проявления, то на этой основе возможны конфликты, порождаемые противоречием между уровнем притязаний подростка, его мнением о себе и его реальным положением в коллективе, отношением к нему со стороны взрослых и товарищей. Установлено, что у детей, негативно воспринимаемых сверстниками, складывается более низкая самооценка, и наоборот [13]. Для младшего подросткового возраста (особенно ярко это проявляется у 12-летних) характерны негативные оценки себя (по научным данным так оценивает себя приблизительно третья часть детей этого возраста). Но уже к 13 годам наблюдается положительная динамика в самовосприятии. К юношескому возрасту человек имеет более дифференцированную оценку собственного поведения в различных ситуациях, появляется развернутая система самооценок и в основном складывается «Я-образ»[1]. У подростка ярко проявляет себя мотивационно-потребностная сфера – сфера общения, эмоциональных контактов. В этом возрасте чрезвычайно развито чувство аффилиации, то есть стремления принадлежности к группам себе подобных[17]. Остро переживается любое нарушение в сфере взаимоотношений с товарищами. Действительная или мнимая потеря привычного положения нередко воспринимается молодым человеком как трагедия. Самооценка своего места в социуме играет если не решающую, то одну из главных ролей в формировании личности, определяя в значительной степени социальную адаптацию и дезадаптацию личности, являясь регулятором поведения и деятельности[36]. Если самооценка подростка не находит опоры в социуме и потребность в самоуважении остается нереализованной, то развивается резкое ощущение личностного дискомфорта. Одним из распространенных путей решения этой проблемы является переход подростка в группу, в которой характеристика его личности окружающими адекватна самооценке или даже превосходит ее. Описанный путь снятия противоречия между оценкой и самооценкой иногда может приводить к негативным последствиям, в зависимости от вида неформальной группы, в которую включается подросток[39]. Самооценка подростка зачастую нестабильна и не дифференцирована. Согласно литературным данным, на подростковый возраст приходится самый противоречивый, конфликтный этап развития самооценки. В различные возрастные периоды подростки оценивают себя по-разному. Самооценка младших подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому и в их поведении может возникнуть немало немотивированных поступков. Разница в темпах развития оказывает заметное влияние на психику и самосознание. Сравнивая развитие рано (акселераты) и поздно (ретарданты) созревающих мальчиков-подростков, можно прийти к выводу, что первые имеют ряд преимуществ перед вторыми. Мальчики-акселераты увереннее чувствуют себя со сверстниками и имеют более благоприятный образ «Я». Раннее физическое развитие, давая преимущества в росте, физической силе и т. п., способствует повышению престижа у сверстников и уровня притязаний [34,40]. Характер самооценки подростков определяет формирование тех или иных качеств личности. Например, адекватный уровень самооценки способствует формированию у подростка уверенности в себе, самокритичности, настойчивости или излишней самоуверенности, некритичности. Обнаруживается также определенная связь характера самооценки с учебной и общественной активностью. Подростки с адекватной самооценкой имеют более высокий уровень успеваемости, у них нет резких скачков успеваемости и наблюдается более высокий общественный и личный статус. Подростки с адекватной самооценкой имеют большое поле интересов, активность их направлена на различные виды деятельности, а не на межличностные контакты, которые умеренны и целесообразны, направлены на познание других и себя в процессе общения. Подростки с тенденцией к сильному завышению самооценки проявляют достаточную ограниченность в видах деятельности и большую направленность на общение, причем малосодержательное. Слишком высокая самооценка приводит к тому, что человек переоценивает себя и свои возможности. В результате этого у него возникают необоснованные претензии, зачастую не поддерживаемые окружающими. Имея опыт подобного «отвержения», индивид может замкнуться в себе, разрушая межличностные отношения[11]. Подростки с низкой самооценкой подвержены депрессивным тенденциям. Причем одни исследования выявили, что такая самооценка предшествует депрессивным реакциям или является их причиной, а другие — что депрессивный аффект появляется сначала, а затем инкорпорируется в низкую самооценку[26]. В практике встречаются два типа низких самооценок: низкая самооценка в сочетании с низким уровнем притязания (тотально низкая самооценка) и сочетание низкой самооценки с высоким уровнем притязания. В первом случае человек склонен преувеличивать свои недостатки, а соответственно достижения расценивать как заслугу других людей или относить за счет простого везения. Второй случай, называемый «аффектом неадекватности», может свидетельствовать о развитии комплекса неполноценности, о внутренней тревожности личности. Такие люди стремятся во всем быть первыми, поэтому любая ситуация проверки их компетентности оценивается ими как угрожающая и часто оказывается очень сложной в эмоциональном плане. Человек, имеющий второй тип низкой самооценки, как правило, характеризуется низкой оценкой окружающих[20]. Агрессивные подростки характеризуются крайней самооценкой (либо максимально положительной, либо максимально отрицательной), повышенной тревожностью, страхом перед широкими социальными контактами, эгоцентризмом, неумением находить выход из трудных ситуаций. Нельзя однозначно ответить на вопрос, какая самооценка лучше — высокая или низкая, стабильная или динамичная, адекватная или критичная. Эти вопросы решаются в общем контексте развития личности и применительно к конкретным ситуациям оценивания. Самооценка является сложным образованием, системным по своей природе: она целостна и в то же время многоаспектная, имеет многоуровневое строение и иерархическую структуру, включена во множество межсистемных связей с другими психическими образованиями, в разные виды деятельности, формы и уровни общения, в когнитивное нравственное и эмоциональное развитие личности. Самооценка подростка, как уже отмечалось, формируется в процессе его равнения на те моральные ценности и требования, которые приняты в кругу сверстников. В тех случаях, когда подростки меняют круг своего общения, может неожиданно меняться и самооценка подростка. Такая неустойчивость связана с тем, что еще не сложились, «не укрепились» те внутренние ее основы, критерии, на которые опирается подросток, оценивая себя и других. Задача взрослого — своевременно увидеть эти трудности роста, помочь подростку. Взрослый друг крайне необходим подростку. Семья, отношения ее членов друг к другу создают ту атмосферу, которая в важнейшей степени определяет характер отношений подростка со взрослыми, его доверие к ним. Если в семье преобладают отношения взаимного уважения и доверия, родители имеют возможность более прямо влиять и на отношения подростка со сверстниками. Зная круг общения своего ребенка, понимая его, родители смогут направлять эти отношения. Важно научить его разбираться в людях, в мотивах их действий, видеть причины и следствия своих собственных поступков, научить оценивать свои поступки как бы со стороны, встав на точку зрения другого человека. Родителям необходимо помнить, что друзья подростка — это не только сверстники, но и взрослые. У них разные функции и роли, но и те, и другие необходимы подростку. В мире своих друзей он находит образцы для подражания, в реальной практике общения проверяет истинную ценность морально-этических требований, приобретает социальный опыт общения. В отношениях со взрослыми он усваивает образцы «взрослого поведения», постигает внутренний мир взрослого человека. Тот путь, по которому пойдет формирование личности подростка, только на первый взгляд может показаться обусловленным случайными обстоятельствами. У истоков этой «случайности» всегда стоит взрослый, отношения с ним[26].

Подводя итоги этого параграфа, мы видим, что подростковый возраст — это трудный период полового созревания и психологического взросления. Подростки претерпевают гормональные изменения, у них появляется чувство взрослости, возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. У молодых людей формируется самосознание, они склонны анализировать свой внутренний мир. Кроме того, подросткам присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Несомненно, мы можем отметить, что все вышесказанное способствует становлению у подростков такого явления, как самооценка. Самооценка – это сложное личностное образование, которое характеризуется непостоянством в подростковом возрасте; она может быть завышенной, заниженной или адекватной, что зависит от многих факторов, в частности, от окружения подростка и его личных суждений.

Изучение самооценки старших подростков

Аннотация. Статья посвящена изучению самооценки старших подростков; представлены результаты исследования самооценки старших подростков.
Ключевые слова: подростковый возраст, личность, констатирующий эксперимент, тестирование.

В нaстоящee врeмя исслeдовaния самooценки человека в процессе его жизнедеятельности имеют большое значение в психологической теории и практике. Прежде всего, изучаются сдвиги в содержании уровня самооценки и ее компонентов – какие качества осознаютcя лучше, как меняетcя с возрастом уровень и критерии самooценок, какое значение придается внешности, а кaкoе умственным и моральным качествам [1].

Подростковый возраcт – это вaжный и трудный этап в жизни каждого человека, время выборов, которое во многом определяет всю последующую судьбу. Он знаменует собой переход от детства к взрослой жизни. В этом возраcте формируется мировоззрение, происходит переосмысление ценностей, идеалов, жизненных перспектив. Для данного периода характерно становление сознания и самосознaния личности, а поведение человека регулируется его самооценкой, которая представляет собой центральное образование личности [2].

Caмосознание – сложный психический процecс, особая форма сознания, характеризующаяся тем, что оно направлeно само на cебя. В процессе самосознания человек выступает в двух лицах: он – и познающий, и познаваемый.

Важной стороной самосознания и показатeлем достаточно выcокого уровня его развития является формирование такого его компонента, как самооценка.

Cамооценка, по определению Т.В. Барласа, – это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, способностей, особенностей своей деятельности. Cамооценка формируется в единстве двух составляющих её факторов: рационального, отражающего знания человека о сeбe, и эмоционального, отражающего то, как он как он воспринимает и оценивает эти знания, в какой общий итог (а диапазон здесь может быть очень широк — oт вeры в собственную идеальность до безоглядного самоуничижения) они складываются. Таким образом, самооценка отражает особенности осознания человеком своих поступков и действий, их мотивов и целей, умение увидеть и оцeнить свои возможности способности [3].

Cамooценка – это представление человека о важности своей личной деятельности среди других людей и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков.

Cогласнo исследованиям психологов, в частности, И. В. Дубровиной, веским характерным, особенно для подростка, является в этом возрасте изменение отношения к самому себе, окрашивающее все его действия и поэтому впряженное достаточно заметно в большинстве случаев, хотя иногда и замаскировано, что однако не уничтожает его действенной роли [2].

Caмooценка, считает В.Н.Куницына, имеет ряд измeрeний: она мoжет быть правильной или ложной, относительно высокой или низкой, устойчивой или неустойчивой. Отличительной чертой зрелой самооценки является дифференцированная самооценка: человек четко осознаёт и выделяет те сферы жизни, те области деятельности, в которых он силен, может достигнуть высоких результатов, преодолеть значительные трудности, и те, где возможности его заурядны [2].

А.A.Реан считает, что на первой стадии подросткового периода, в 12 – 13 лет, наряду с общим принятием себя сохраняется и ситуативно-отрицательное отношение ребенка к себе, зависящее от оценок окружающих, прежде всего сверстников. В то же время критическое отношение подростка к себе, переживание недовольства собой сопровождаются возрастанием потребности в самоуважении, общем пoлoжительном отношении к себе как личности. У ребёнка такого возраста складывается отношение к самому себе, когда самооценка утрачивает зависимость от ситуаций успеха-неуспеха, а приобретает стабильный характер. Самооценка в этом возрасте выражает отношение, в котором образ самого себя относится к идеальному Я.

На второй стадии этого возраста, в 14 – 15 лет, возникает «оперативная самооценка», определяющая отношение подростка к себе в настоящее время. Эта самооценка основывается на сопоставлении подростком своих личностных особенностей, форм поведения с определенными нормами, которые выступают для него как идеальные формы его личности [3].

Как заметила И.В.Дубровина, подростка волнует то, что красиво и некрасиво во внешнем облике окружающих. В том, что касается его собственного тела, можно отметить, что степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой у подростка во многом зависит того, как он выглядит, и в значительной мере влияет на его самооценку.

Структура самooценки представлена двумя компонентам и – когнитивным и эмоциональным. Первый отражает знания человека о себе, второй – его отношение к себе. В процессе самооценивания эти компоненты функционируют в неразрывном единстве: ни тот, ни другой не может быть представлен в чистом виде. Знания о себе человек приобретает через общение с другими людьми. Эти знания неизбежно обрастают эмоциями, сила, и напряженность которых зависит от того, насколько значима для личности полученная информация.

Качественное своеобразие когнитивного и эмоционально компонентов придает их единству внутренне дифференцированный характер, определяющий особенности развития каждого из них.

В.М. Мельниковым были выделены три уровня сформированности когнитивного компонента самooценки:

1. Наиболее выcокий уровень характеризуется реалистичной самооценкой: преимущественной ориeнтацией подростков и обосновании самооценки на знание своих особенностей; наличием способности к обобщению ситуаций, в которых реализуются оцениваемые качества; каузальной атрибуцией за счет внутренних условий; глубоким и разносторонним содержанием самооценочных суждений; употреблением их преимущественно в проблематичных формах.

2. Cреднему уровню свойственна непоследовательность проявления реалистичных самооценок: ориентация подростков при обосновании самооценок в основном на мнения окружающих, на анализ конкретных фактов и ситуаций самооценивания, каузальная атрибуция за счет внешних условий; наличие самооценочных суждений сравнительно узкого содержания; их реализация, как в проблематичных, так и в категоричных формах.

3. Низкий уровень отличается преимущественной неадекватностью самооценок: обоснованием самооценки эмоциональными предпочтениями, отсутствием подтверждения самооценки анализом реальных фактов, каузальной атрибуцией за счет субъективно неуправляемых условий, неглубоким содержанием самооценочных суждений и употреблением их преимущественно в категоричных формах [4].

Многие иccледователи отмечают постепенное увеличение адекватности самооценки в подростковом возрасте. Oбъясняется это тем, что подростки оценивают себя ниже по тем показателям, которые представляются им самим важными, и это снижение указывает на их больший реализм, в то время как детям свойственно завышать оценку собственных качеств.

В. Кваде, В. П. Трусов представили данные об индикаторах различных типов самооценки подростков. Так, адекватную самооценку, по их мнению, предсказывает достоверно сильная ориентация подрoстка на будущую профессию и высокая учительская оценка выполнения норм морального поведения [5].

Завышенную самооценку вызывает у подростка низкая оценка его поведения сверстниками, заниженную же самooценку – низкая психологическая устойчивость.

По мнению А.И. Кравченко, адекватный уровень самооценки способствует формированию у подростка уверенности в себе, самокритичности, настойчивости или излишней самоуверенности, некритичности. Oбнаруживается также определенная связь характера самооценки с учебной и общественной активностью. Пoдрocтки с адекватной самооценкой имеют более высокий уровень успеваемости, у них нет резких скачков успеваемости и наблюдается более высокий общественный и личный статус. Подростки с адекватной самооценкой имеют большое поле интересов, активность их направлена на различные виды деятельности, а не на межличностные контакты, которые умеренны и целесообразны, направлены на познание других и себя в процессе общения [5].

К.Р. Сидoров считает, что подрoстки с тенденцией к сильному завышению самооценки проявляют достаточную ограниченность в видах деятельности и большую направленность на общение, причем малосодержательное.

Агрессивные подростки хaрaктеризуются крайней самооценкой (либо максимально положительной, либо максимально отрицательной), повышенной тревожностью, страхом перед широкими социальными контактами, эгоцентризмом, неумением находить выход из трудных ситуаций.

Подростки с низкой самooценкой подвержены депрессивным тенденциям. Причем одни исследования выявили, что такая самооценка предшествует депрессивным реакциям или является их причиной, а другие – что депрессивный аффект появляется сначала, а затем инкорпорируется в низкую самооценку [6, 7, 8, 9].

Иccледование А.И. Липкиной было направлено на выявление механизмов связи самооценки подростка и успешности его обучения. Автор предположила, что в основе механизма влияния самooценки на эффективность интеллектуальной деятельности ребенка лежат эмоциональные переживания, сопровождающие деятельность подростка.

Результаты исследований показали, что уровень самооценки подростков существенно влияет как на качественные показатели эффективности интеллектуальной деятельности, так и на время ее выполнения, если в ситуации присутствуют эмоциональные фактoры (например, стресс неуспеха, повышенная ответственность за качество деятельности и др.).

У подрoстков с низкой самооценкой показатели качества деятельности в эмоциогенных ситуациях ниже на статистически значимом уровне, чем у подростков с высокой самооценкой, а время выполнения деятельности больше. Эту тенденцию автор объясняет худшей адаптацией подростков с низкой самооценкой к эмоциогенным ситуациям, что и приводит к возникновению эмоциональной напряженности, отрицательно сказывающейся на качественных характеристиках времени выполнения деятельности [10, 11].

Было проведено экспериментальное исследование уровня самооценки старших подростков на базе МБОУ гимназии №63 г. Челябинска. В исследовании принимали участие ученики 9-го класса в количестве 24 человек (10 девочек, 14 мальчиков). Были проведены следующие методики: шкала самооценки уровня тревожности по Ч.Д.Спилбергу, Ю.Л.Ханину, методика диагностики самооценки психических состояний по Г. Айзенку.

Методика «Шкала самооценки уровня тревожности» по Ч.Д.Спилбергу, Ю.Л.Ханину. Целью данной диагностики заключалась в том, чтобы определить уровень личностной (ЛТ) и реактивной (РТ) тревожности. Ребятам раздали бланки с вопросами, где они должны были зачеркнуть цифру в зависимости от того, как они себя чувствовали в данный момент (1-20 вопросы) и как чувствуют обычно (21-40 вопросы). После обработки материала получились следующие результаты (рис. 1, рис. 2).

Исходя из полученных результатов можно сделать вывод, что по уровню реактивной тревожности (ситуативной, в данный момент):

  • · 2 человека – имеют низкую реактивную тревожность, которая требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. Но иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете».
  • · 17 человек – имеют умеренную реактивную тревожность: это определенный уровень тревожности, который является естественной и обязательной особенностью активной личности;
  • · 5 человек – имеют низкую реактивную тревожность. Характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью.

По уровню личностной тревожности (устойчивой характеристикой человека) можно сделать вывод:

  • · 2 человека – имеют низкую личностную тревожность. Это означает, что требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.
  • · 16 человек – имеют умеренную личностную тревожность. Они могут воспринимать ситуацию как угрожающую, но при этом уровень сохраняется как «полезной тревоги».
  • · 6 человек – имеют высокую личностную тревожность. Это может служить помехой в развитии личности, учебе.

Следующей проведенной методикой стала: методика диагностики самооценки психических состояний по Г. Айзенку, предназначенная для диагностики таких психических состояний как: тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность. Ребятам предлагался описание различных психических состояний, которые нужно было оценить следующим образом: 2 балла – это состояние бывает, 1 балл – состояние бывает изредка и 0 баллов – этого состояния совсем не бывает. В ходе исследования были получены следующие результаты, которые нашли свое отражение на рис. 3. 

Рис. 3 – Результаты методики диагностики психических состояний по Г. Айзенку

Из результатов видно, что по шкале «Тревожность» 18 человек имеют низкий уровень тревожности, 6 человек имеют средний уровень тревожности.

По шкале «Фрустрация» 19 человек имеют низкий уровень фрустрации. Эти подростки имеют высокую самооценку, устойчивы к неудачам и не боятся трудностей. 5 человек имеют средний уровень фрустрации.

По шкале «Агрессивность» 10 человек имеют низкий уровень агрессивности. Они спокойны, выдержаны. 8 человек имеют средний уровень агрессивности, 6 человек имеют высокий уровень агрессивности, то есть они агрессивны, невыдержаны. Есть трудности в работе с людьми.

По шкале «Ригидность» 8 подростков не имеют ригидности, 14 человек имеют средний уровень ригидности, 2 человека имеют высокий уровень ригидности, что означает сильно выраженную ригидность.

Таким образом, системы отношени, которые складываются между подростком и учителем, подростков и одноклассником, подростком и взрослым играют существенную роль в формировании самооценки старших подростков.

Ссылки на источники: 

  1. Ефимкина Р.П. Детская психология. — Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 2010. — 470 с.
  2. Немова Р.С. Психология. – М.:Просвещение, 2007. – 192 с.
  3. Зотова О.И., Кряжева И.К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности // Психологические механизмы регуляции социального поведения — М. : Наука, 2010. — 334 с.
  4. Никитина И.Н. К вопросу о понятии социальной адаптации // Вопр. теории и методов социологических исследований (по материалам науч.-теорет. конф.). — Вып. 3. — 2010. С. 57-58.
  5. Петровский А.В. Общая психология. — М.: Наука, 2012. — 220 с.
  6. Долгова В.И., Ордина И.П. Формирование позитивной я-концепции старших школьников // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. – 2012. – № 4 (24). – С. 63-65.
  7. Долгова В.И., Ордина И.П. Одаренный старшеклассник как субъект социальных коммуникаций // В сборнике: FORMS OF SOCIAL COMMUNICATION IN THE DYNAMICS OF HUMAN SOCIETY DEVELOPMENTMaterials digest of the XXXVII International Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in philological, historical and sociological sciences. (London, December 05 — December 10, 2012). Chief editor — Pavlov V. V.. – London, 2013. – С. 36-38.
  8. Долгова В. И. Субъекты и объекты образования в проекции ценностных и смысложизненных ориентаций // В сборнике: SUBJECT AND OBJECT OF COGNITION IN A PROJECTION OF EDUCATIONAL TECHNIQUES AND PSYCHOLOGICAL CONCEPTS LXXXII International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in Psychology and Educational sciences (London, June 05 — June 10, 2014). Chief editor — Pavlov V.V.. – London, 2014. – С. 62-65.
  9. Долгова В.И.  Природа как фактор нравственного развития личности // В сборнике: Учащаяся молодежь России: прошлое, настоящее, будущее Рушанин В.Я.Р. – Челябинск, 2000. – С. 169-171.
  10. Петрова А.Е. Хрестоматия по возрастной психологии. — М.: Светоч, 2010. — 484 с.
  11. Шпак Л.Л. Социокультурная адаптация в обществе. Философско-социологические проблемы. – Красноярск: Пресс, 2011. — 316 с.

САМОУВАЖЕНИЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ — PsychoSeri

Самоуважение — это опыт способности справляться с основными жизненными проблемами и быть достойным счастья. Самоуважение — это важный фактор, необходимый каждому для достижения успеха в жизни. Говорят, что если человек формирует свою самооценку в подростковом возрасте, она сохраняется на протяжении всей его жизни.

Самоуважение зависит от того, насколько люди ценят себя, насколько они гордятся собой и насколько ценными они себя ощущают. Это важно, потому что хорошее самочувствие может повлиять на ваши действия. Человек с высокой самооценкой легко заводит друзей, лучше контролирует свое поведение и получает больше удовольствия от жизни.

Образ тела — это то, что человек думает о своей собственной внешности . Образ тела может быть тесно связан с самооценкой, потому что, когда дети становятся подростками, они больше заботятся о том, как их видят другие.

Подростковый возраст – это период, когда мальчики и девочки сталкиваются со многими проблемами и проблемами. это необходимо , что подростковая самооценка находится на вершине, чтобы противостоять проблемам, с которыми сталкивается подростковый период. Многие подростки будут иметь низкую самооценку, и крайне важно знать основные причины низкой самооценки и находить пути и средства борьбы с низкой самооценкой. Крайне желательно приложить усилия для повышения самооценки.

Проверьте:- Природа и 9 основных характеристик человеческого поведения.

Содержание

Существует множество причин отсутствия положительной самооценки. Давайте рассмотрим некоторые из них.

Наследственность

Наследственность является основным фактором низкой самооценки. Если родителей являются интровертами и никогда не общаются с людьми из-за страха своей неспособности, шансы того, что детей имеют низкую оценку , больше.

Условия жизни

Окружение, в котором вы живете, также влияет на отсутствие самооценки. Если ребенок воспитывается в плохой среде, не уделяя должного внимания тому, чтобы он преуспевал в своей области, или лишен хороших занятий, возможна заниженная самооценка на подростковом этапе.

Отсутствие надлежащего образования

Отсутствие надлежащего образования является еще одним фактором, влияющим на самооценку. У необразованных детей разовьется недостаток самооценки, так как они столкнутся с проблемами в общении с образованными сверстниками.

Физиологический

Подростковый возраст – это период, когда у мальчиков и девочек происходят серьезные физические изменения. Половые гормоны начинают функционировать в полную силу в этот период. Многие дети сталкиваются с проблемами во время этого изменения, не в состоянии справиться с изменениями, происходящими в их теле и поведении.

Социальные последствия

В подростковом возрасте общество наложило множество ограничений на их поведение и отношение. У девочек будет автоматически возникать соблазн отдалиться от мальчиков, а мальчикам будет запрещено общаться с девочками в этот период. Это заставляет их чувствовать, что есть вещи, которых следует бояться. Это автоматически заставит их бояться естественного взаимодействия.

Страх перед будущим

В поздние периоды подросткового возраста дети серьезно думают о своем будущем и во многих случаях впадают в депрессию по поводу своего будущего. Безработица, проблемы со свиданиями, незащищенность, отсутствие финансового положения и многие другие факторы заставляют подростков бояться смотреть в мир.

Болезни и другие физические недомогания

Эти дети будут думать, что они мусор в этом мире. Эти мыслительные процессы заставляют их держаться подальше от других, и они могут стать взволнованными.

Таких причин низкой самооценки у подростков много. Если не обеспечен надлежащий уход, низкая самооценка постепенно приведет ко многим физическим и психическим заболеваниям. Важно воспитывать подростков с высокой самооценкой.

Некоторые факторы, влияющие на самооценку подростков:

Половое созревание

Некоторые подростки борются со своей самооценкой в ​​начале полового созревания, потому что тело претерпевает множество изменений. Эти изменения, когда объединяют с естественными желаниями , могут сравнивать себя с другими людьми вокруг них или с актерами и знаменитостями, которых они видят по телевизору, в кино или в журналах.

Каждый человек отличается от другого, как и их изменения. Некоторые подростки рано начинают развиваться, другие поздно расцветают, а некоторые получают временный слой жира, чтобы подготовиться к всплеску роста, другие постоянно наполняются, а третьи чувствуют, что остаются худыми, независимо от того, сколько они едят. Это все зависит от генов наших тел.

Изменения, происходящие в период полового созревания, могут повлиять на отношение к себе как мальчиков, так и девочек. Некоторым девочкам может быть неудобно или стыдно за свое взрослеющее тело, другие могут желать, чтобы они развивались быстрее. Девушки могут чувствовать давление, чтобы быть худыми, но парни могут чувствовать, что они не выглядят большими или мускулистыми.

Другие влияния

Подростковый возраст – это этап, на котором подростки испытывают и проходят через различных испытаний и трудностей. Чтобы справиться с такими проблемами, они склонны полагаться на материальные и мирские удовольствия. При этом на самооценку могут влиять многие другие факторы, такие как изображение в СМИ худых девушек и накачанных парней, которые также могут влиять на образ тела подростка. В этот период они, как правило, склонны испытывать симпатии и антипатии к знаменитостям и т. д. и стараются следовать им в своих интересах и образе жизни. Много раз, когда подросток не может оправдать свои ожидания, у него возникает конфликтная и нерешенная проблема внутри себя, которая может создать проблемы в его самооценке.

Семейная жизнь иногда может влиять на самооценку. Некоторые родители критикуют своих детей и то, как они выглядят, больше времени, чем хвалят их, что может снизить способность детей развивать хорошую самооценку.

Подростки также могут столкнуться с негативными комментариями и оскорбительными насмешками по поводу того, как они смотрят на одноклассников и сверстников. Иногда источником таких комментариев являются расовые и этнические предрассудки. Хотя в большинстве случаев они игнорируются, иногда они могут повлиять на чье-то представление о теле и самооценку.

Признаки низкой самооценки

Подросток с низкой самооценкой более склонен к негативным убеждениям о собственной значимости и ценности . Ниже приведены некоторые общие симптомы низкой самооценки у вашего ребенка:

  • Игнорирование нового опыта и упущение возможностей
  • Обвинение других в собственных ошибках
  • Чувство нелюбви и нежелательности
  • Неспособность справиться с типичным уровнем раздражения
  • Страх неудачи или стыда
  • Трудности в установлении друзей
  • Негативные разговоры с самим собой и сравнения с другими
  • Низкий драйв и интерес
  • Мешают принимать похвалу и демонстрируют противоречивые ощущения напряжения или беспокойства.

Повышение самооценки и повышение самооценки в подростковом возрасте

Подростковые годы могут быть бурными, полными неуверенности в себе и беспокойства по поводу внешнего мира . Это нормально, что вещи не всегда бывают радужными, но подростки могут помочь себе, приложив немного усилий для укрепления своей уверенности в себе. Самоуверенность – первый шаг к уверенности в себе.

Улыбающийся

Людям нравятся дружелюбные люди – это так просто. Кроме того, даже натянутая улыбка поднимет настроение подростку.

Хорошая осанка

Выпрямление не только улучшает внешний вид подростка, но и помогает ему чувствовать себя в большей безопасности и снижает нагрузку на спину и плечи.

Зрительный контакт

Иногда подросток мучительно стесняется, но его взгляд говорит: «Отстань!» Знакомство с другим человеком взгляд — будь то симпатичный парень или интервьюер — дает им понять, что подросток доступен, и уверен в себе.

Быть смелым

Подростки должны быть готовы проявить себя – перед классом или на вечеринке. С каждым разом это будет становиться немного легче, пока подросток не начнет задаваться вопросом, почему нахождение на публике всегда имело большое значение.

Полегче с собой

Никто не идеален, , но когда подростки зацикливаются на том, что с ними «не так», они не дают никому шанса заметить все то, что прекрасно. Подростки должны помнить, что почти все чувствуют себя неуверенно в какой-то момент (хотя не все показывают это). Уверенность в себе рождается из способности притормозить этот голос противления и двигаться дальше.

Заниматься любимым делом

Родители и подростки не всегда согласны в том, какие приоритеты должны быть . Но до тех пор, пока то, что делает подросток, не опасно, родитель должен найти способы поддержать то, чем подросток увлечен… или, по крайней мере, уйти с дороги и позволить подростку исследовать. Что может быть лучше для повышения самооценки, чем способность хорошо делать то, что вам небезразлично?

Подготовка к делу

Промедление — любимый друг подростка. Но жизнь и так полна стрессов и без того, чтобы подростки спотыкались. Трудно быть уверенным в себе, когда что-то выходит из-под контроля. Когда подростки дают себе достаточно времени, чтобы подготовиться к этому важному свиданию, подготовиться к этому тесту, написать эту работу и т. д., они обнаруживают, что все идет намного лучше и проще. Тайм-менеджмент может помочь.

Возможность уйти-(I)

Иногда подростки, которым не хватает чувства собственного достоинства или неуверенности в себе, готовы поставить себя в ситуации, которые, как они знают, не очень хороши, просто чтобы получить одобрение другого человека. Подростки должны научиться останавливаться и доверять своей осторожной стороне. Подростки должны знать, что они всегда могут попробовать такие вещи, как секс и питье воды, когда это более уместно, но если они делают что-то, о чем сожалеют, это невозможно.

Возможность уйти-(II)

Некоторые люди дают кому-то время суток только в том случае, если этот человек что-то делает для них. Ни один подросток не должен быть тряпкой. Конечно, это может привести к потере некоторых друзей, но эти «друзья» не стоят хлопот.

Важность самооценки — NIU

Если вы согласны с утверждением Дороти Бриггс в Самоуважение вашего ребенка о том, что «самоуважение является главной движущей силой, которая ведет каждого ребенка к успеху или неудаче как человека», то важнейшая работа для каждого родителя и каждого учителя Утверждение и формирование самооценки у каждого ребенка. Как родители, мы несем даже большую ответственность, чем ответственность учителя, который вмешивается очень быстро, потому что мы оказываем самое значительное влияние на жизнь наших детей. Книга Аспи и Робака, Дети не учатся у людей, которые им не нравятся , предполагает, что то, как мы относимся к детям, ценим их и обращаемся с ними, влияет на то, как много они узнают от нас.

Возможно, вам интересно, почему так важно воспитывать в ребенке чувство собственного достоинства. Самооценка ребенка начинает формироваться очень рано и продолжает формироваться изо дня в день.

Самоуважение возникает, когда мы учимся принимать себя такими, какие мы есть, замечая недостатки и продолжая любить себя. Самооценка каждого ребенка растет с каждым опытом успешного взаимодействия с помощью позитивных слов. Важно сформировать у ребенка веру в то, что он может справиться со своей жизнью и справиться с ней хорошо. По словам Мадлен Свифт, наше эмоциональное здоровье зависит от нашей самооценки. Нравиться себе и чувствовать себя способным — это основы, на которых держится эмоциональное здоровье.

Вы можете спросить себя, как вы можете помочь ребенку, вашему ребенку, обрести положительную самооценку. Прочитав множество различных источников, эксперты, похоже, расходятся во мнениях относительно того, каковы основные психологические потребности для формирования самооценки. Согласно книге Мадлен Свифт « Как правильно вести себя с детьми », основные психологические потребности — это чувствовать себя привлекательным и способным. Другой источник, семинар, который я посетил, сказал, что свобода и поощрение — это комбинация, необходимая для повышения самооценки.

Вот пять простых, но важных шагов, которые родители и учителя могут предпринять для повышения самооценки:

  • Выслушивайте и признавайте мысли и чувства вашего ребенка.
  • Создавайте ситуации, которые помогут вашему ребенку добиться успеха, а не неудачи. Установите четкие и адекватные ожидания, предложите помощь в разумных пределах, предоставьте адекватные стимулы и устраните препятствия.
  • Дайте ребенку ощущение разумного контроля над своей жизнью.
  • Подчеркните, что ваш ребенок привлекателен и способен.
  • Покажите ребенку, что вы положительно относитесь к себе.

По данным Центра изучения семьи и потребителей Университета штата Огайо, «у детей будет выше самооценка, если они почувствуют чувство причастности и ответственности за свой опыт». Ниже приведены рекомендации, которым необходимо следовать для повышения самооценки:

  • Смотреть на каждого ребенка как на уникальную личность
  • Делайте ожидания реалистичными
  • Дайте свободу совершать ошибки
  • Успешная сборка
  • Поощряйте
  • Примите неприятные чувства детей и научите их справляться с ними
  • Дайте выбор
  • Берите на себя ответственность и ожидайте сотрудничества
  • Сохраняйте чувство юмора

Каждый ребенок действительно уникален. Как родители и учителя, мы должны научиться ценить каждого ребенка как личность. По книге Правильный подход к детям , важнейшая часть нашей работы как родителей или учителей состоит в том, чтобы научить детей владеть своей жизнью, выбором и реакцией и не становиться жертвами самих себя из-за недостатка знаний, навыков или понимания. Каждому из нас необходимо научиться ответственности и навыкам восстановления жизни.

Если вы хотите что-то вынести из этой статьи, то подумайте вот о чем: нет ничего более важного и значимого, чем воспитание эмоционально цельных, здоровых, счастливых детей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *