До какого возраста формируется личность согласно теории фрейда: что происходит с людьми в период от 20 до 30 лет — T&P

До какого возраста формируется личность согласно теории фрейда: что происходит с людьми в период от 20 до 30 лет — T&P

Содержание

что происходит с людьми в период от 20 до 30 лет — T&P

Многочисленные исследования, которые проводились в разных странах мира, говорят о том, что в возрасте от двадцати до тридцати лет жить становится легче. Но большинство перемен, которые происходят в этот период, связаны с обязательствами, которые необходимо начать брать на себя. T&P публикуют отрывок из бестселлера «Важные годы» американского психолога Мэг Джей, в котором она описывает, что происходит с личностью в это время и подтверждает эти перемены жизненным примером.

На протяжении многих лет ученые, изучающие развитие личности, ведут оживленные дискуссии по поводу того, меняются ли люди после тридцати. Многочисленные исследования показали, что вообще-то мы не меняемся. После тридцати наши мысли, чувства и поступки невероятно устойчивы. Экстраверт остается экстравертом; человек добросовестный — таким же добросовестным.

Русскоязычная версия книги «Важные годы: Почему не стоит откладывать жизнь на потом» вышла в издательстве «Манн, Иванов, Фербер» в 2014 году.

Тем не менее в отношении того, в какой именно степени люди не меняются, существуют разногласия. Одни исследователи утверждают, что «за исключением случаев вмешательства извне и трагических событий, после тридцати лет личностные качества остаются, по существу, неизменными». Другие настроены более оптимистично, оставляя человеку шанс измениться, хотя и незначительно. Но независимо от того, можем ли мы меняться после тридцати хотя бы немного или нет, все участники дискуссий пришли к выводу, о котором клинические психологи знают уже давно: в возрасте от двадцати до тридцати лет личность человека меняется в гораздо большей степени, чем в любой период до или после.

В средствах массовой информации юность подается как шанс стать новым человеком

Это очень важный вывод, поскольку общепринятая точка зрения гласит, что личностные качества формируются в детстве и юности. У иезуитов есть такой афоризм: «Дайте мне ребенка до семи лет — и я сделаю из него человека». Согласно теории Фрейда, развитие личности завершается в период полового созревания. А в средствах массовой информации юность подается как шанс стать новым человеком. Клиническим психологам известно, что из всех этапов жизненного пути возраст от двадцати до тридцати лет — лучший для того, чтобы измениться. Мне приходилось видеть, как эти молодые люди переходят от социальной тревоги к социальной уверенности или преодолевают последствия несчастливого детства за относительно короткий промежуток времени. А поскольку такие изменения происходят как раз в тот период, когда делается выбор в плане долгосрочной карьеры и отношений, жизнь этих юношей и девушек может сложиться совсем по-другому. В возрасте от двадцати до тридцати лет человек и его личность больше всего готовы к трансформации.

Однажды я была научным руководителем студентки психологического факультета, которая заявила, что ей не нравится работать с молодыми людьми от двадцати до тридцати лет. Она пояснила это тем, что общаясь со старшим поколением, чувствует себя врачом, осматривающим больных, — как будто ее работа заключается в том, чтобы обнаружить сбой в жизни человека и найти решение проблемы. Она считала, что изучает своего рода смертельные случаи, выявляя проблемы, приводящие к разводам, неудачам в карьере и другим личным трагедиям. Когда эта студентка работала с двадцати-тридцатилетними, у нее возникало больше трудностей. Она беспокоилась о том, что может сделать их лучше или хуже. Она говорила, что чувствует, будто «на кону стоит нечто большее». Возможно, она не понимала чего-то в терапии людей старшего возраста, но была права в одном: возраст от двадцати до тридцати — это не время для анализа причин произошедшего. Жизнь продолжается. Еще не поздно что-то изменить.

Сэм узнал о разводе родителей в воскресенье утром, за тарелкой хлопьев. В то время ему было двенадцать, и через две недели он собирался на учебу в седьмой класс. Мама объяснила ему, что купила дом на той же улице, и пообещала, что он будет жить, как и раньше, но только на два дома. Пытаясь подбодрить сына, она попросила его помочь с переездом. Ей казалось, что ребенку его возраста должно быть интересно перевозить вещи на тележке из одного дома в другой. Теперь Сэм пришел к такому горькому выводу: «Моя мама слишком вовлекла меня в процесс и позволила мне получить от него слишком большое удовольствие». Он чувствовал себя обманутым. Каждый из родителей хотел быть частью жизни Сэма, поэтому, когда начался учебный год, мальчик через день жил то в одном, то в другом доме. Утром он складывал в рюкзак те вещи и книги, которые могли понадобиться ему в этот день и часть следующего. Наутро он просыпался и делал все это снова. На протяжении шести лет единственное, что оставалось в его жизни неизменным, — это беспокойство о том, что он что-то забыл, и злость из-за того, что ему приходится метаться туда-сюда. По мнению Сэма, «дурацкий принцип “через день” отвечал интересам родителей, а не его». Для родителей это был способ отрицать тот факт, что их жизнь действительно изменилась, а об остальных они не сильно задумывались, особенно о Сэме.

Сэм начал ходить на сеансы психотерапии потому, что с момента развода родителей он постоянно испытывал чувство тревоги и гнева. Он рассчитывал, что со временем ему станет лучше, а я знала, что на разговорах о прошлом далеко не уедешь. Я решила, что необходимо направить наше с Сэмом внимание на его настоящее, с которым, как оказалось, у него тоже проблемы. Каждый раз на сеанс Сэм приходил с рюкзаком. Там было немного одежды и, может, даже зубная щетка, поскольку Сэм никогда не знал, где будет ночевать и где вообще его дом. Он сказал, что живет в пяти разных местах. Формально он жил в доме матери и отчима, но часто ночевал у друзей, особенно если после вечеринки было проще остаться в том районе города. Резюме Сэма было таким же неупорядоченным, как и его жизнь с ночевками в разных местах. После окончания колледжа он менял работу почти ежегодно. В тот период, когда Сэм ходил ко мне на сеансы, он был «беззаботным безработным». Предполагалось, что он должен получать удовольствие от жизни, живя на пособие по безработице. Однако его существование становилось все менее беззаботным. Сэм жаловался на жизнь «без определенной работы». Ему больше не нравилось ходить на вечеринки, как раньше. Он с таким волнением ждал вопроса «Чем ты занимаешься?», что выпивал пару глотков ликера, прежде чем выйти из дома в пятницу или субботу вечером. Когда на вечеринках заходил разговор о работе, Сэм смущался и уходил выпить что-нибудь покрепче.

Мы с Сэмом поговорили об исследовании Pew Research Center, по результатам которого были сделаны выводы, противоположные тому, в чем нас пытаются убедить фильмы и блоги: те молодые люди от двадцати до тридцати лет, у кого есть работа, более счастливы по сравнению с теми, у кого ее нет. Я порекомендовала Сэму, чтобы помимо посещения сеансов психотерапии он нашел работу и место для постоянного проживания. После этих слов скептицизм быстро вернулся, а Сэм сказал, что скучная работа только усугубит ситуацию, а ответственность за квартиру прибавит ему лишней головной боли. А еще он заявил, что стабильная работа и квартира, о которой он должен заботиться, — это последнее, что ему нужно. Сэм был неправ.

Цели, которые вы ставите перед собой сейчас, определяют то, кем вы будете в возрасте от тридцати до сорока лет и старше

Многочисленные исследования, которые проводились в разных странах мира, говорят о том, что в возрасте от двадцати до тридцати лет жить становится легче. Мы становимся эмоционально устойчивее и не так болезненно переносим превратности судьбы. Мы становимся более ответственными и социально грамотными. Мы охотнее принимаем жизнь такой, какая она есть, и готовы сотрудничать с другими людьми. В целом мы превращаемся в людей, более довольных жизнью и уверенных в себе, а также меньше испытываем, как сказал Сэм, чувство тревоги и гнева. Однако такие изменения происходят не с каждым человеком. Сэм не мог просто ждать, что ему станет лучше, и дальше скитаясь с рюкзаком на спине.

По утверждению психологов, в возрасте от двадцати до тридцати лет положительные изменения личности происходят благодаря способности «продолжать жить и двигаться дальше». Попытки избежать взрослой жизни не помогут почувствовать себя лучше; это может произойти только благодаря инвестициям во взрослую жизнь. Двадцать с лишним лет — это период, когда мы переходим от учебы к работе, от случайных связей к настоящим отношениям или, как в случае Сэма, от ночевок на чужих диванах к своей квартире. Большинство подобных перемен требует, чтобы мы взяли на себя взрослые обязательства (перед руководителями, партнерами, арендодателями, соседями по комнате). Эти обязательства коренным образом меняют как наше положение в обществе, так и то, кто мы есть на самом деле. Инвестиции в любовь и работу запускают процесс созревания личности. Статус сотрудника компании или успешного партнера способствует ее трансформации, а постоянное проживание на одном месте помогает вести более размеренный образ жизни. Напротив, юноши и девушки двадцати с лишним лет, которые не стремятся жить полной жизнью и двигаться дальше, испытывают такие чувства, как подавленность, гнев и отчужденность.

Существует множество способов взять на себя такие обязательства перед окружающим миром. В двадцать с лишним лет порой приходится мириться с тем, что означает быть остепенившимся или успешным. Большая любовь или работа, которой вы будете гордиться, — такая цель может показаться труднодостижимой, но мы становимся счастливее, просто двигаясь в этом направлении. Молодым людям после двадцати, которые добиваются пусть незначительных, но успехов в работе или более-менее устойчивого финансового положения, в большей степени свойственны такие качества, как уверенность в себе, позитивный настрой и ответственность. Уже само наличие целей способно сделать нас счастливее и увереннее в себе — как сейчас, так и впоследствии. Во время одного из исследований, объектом которого стали молодые люди с момента окончания колледжа и до тридцати с лишним лет, было установлено, что активная постановка целей в возрасте от двадцати до тридцати лет способствует повышению целеустремленности, мастерства, умения действовать и благосостояния в возрасте от тридцати до сорока лет. Наши цели показывают, кто мы есть и кем хотим стать. Они говорят о том, как мы организуем свою жизнь. Цели называют структурными элементами личности взрослого человека, поэтому стоит обратить особое внимание на следующее: цели, которые вы ставите перед собой сейчас, определяют то, кем вы будете в возрасте от тридцати до сорока лет и старше.

Обязательства перед другими людьми вне работы тоже способствуют переменам и благополучию. По результатам исследований, которые проводились в США и Европе, было установлено, что формирование устойчивых отношений помогает молодым людям двадцати с лишним лет чувствовать себя увереннее и ответственнее, независимо от того, будут ли эти отношения развиваться или нет. Устойчивые отношения снижают уровень социальной тревоги и подавленности, поскольку позволяют нам чувствовать себя менее одинокими и дают возможность отработать навыки межличностного общения. Мы учимся управлять эмоциями и решать конфликты. Отношения с возлюбленными помогают нам найти новые способы подготовиться к жизни в мире взрослых. А в те дни, когда нам становится действительно трудно пережить происходящее, они могут стать источником уверенности и более надежным убежищем, чем то, которое мы можем найти у своих родителей.

У тех, кто ведет одинокий образ жизни в двадцать с лишним лет, к тридцати годам существенно падает самооценка

Хотя средства массовой информации превозносят холостяцкую жизнь, на самом деле мало приятного в том, чтобы остаться одному в двадцать с лишним лет. В ходе исследования, в рамках которого анализировалась жизнь молодых людей в период от немногим более двадцати до почти тридцати лет, выяснилось, что 80 процентов одиночек (юношей и девушек, которые ходили на свидания и заводили случайные связи, но не брали на себя серьезных обязательств) недовольны такой жизнью и только 10 процентов действительно не хотят иметь партнеров. Постоянное отсутствие пары способно губительно сказаться на жизни мужчин, поскольку у тех, кто ведет одинокий образ жизни в двадцать с лишним лет, к тридцати годам существенно падает самооценка.

Сэм понимал все наоборот. Он считал, что не может стать частью окружающего мира, пока не почувствует себя взрослым человеком, но на самом деле нельзя почувствовать себя взрослым, не приобщившись к их миру. Сэму казалось, что реальный мир лишь усугубит его проблемы, но для того чтобы избавиться от чувства тревоги и гнева в двадцать или даже в тридцать с лишним лет, существовал только один надежный способ: поставить цели и взять на себя определенные обязательства.

Сэм занялся поиском квартиры. До этого он снимал их на непродолжительный период. На протяжении нескольких месяцев он чувствовал себя спокойнее, но затем снова начинал собирать рюкзак. Сэм не видел никакой необходимости в наличии постоянного места жительства, пока не осознал, что больше всего на свете хочет завести собаку. Когда Сэм нашел квартиру и купил собаку, он вернулся к жизни. Необходимость ухаживать за ней и выгуливать придала жизни Сэма тот ритм, которого в ней не хватало. Во время сеансов он рассказывал забавные истории о своей собаке и показывал фотографии. Я видела, как его личность и жизнь меняются прямо на глазах. Сэм начал выгуливать собак за деньги. Он работал помощником инструктора по дрессировке собак. Вскоре он накопил достаточно средств, чтобы открыть небольшой бизнес — службу присмотра за собаками под названием Dog Days. По словам Сэма, это был его шанс сделать все иначе. Вскоре после того как служба Dog Days начала работу, Сэм прекратил посещать сеансы психотерапии. Работа отнимала много времени, и ему стало трудно встречаться со мной регулярно. Через пару лет Сэм написал мне электронное письмо, в котором говорилось, что он чувствует себя гораздо счастливее и увереннее.

Фотографии: © iStock.

Читайте нас в Facebook, VK, Twitter, Instagram, Telegram (@tandp_ru) и Яндекс.Дзен.

Психоаналитическая теория психического развития Фрейда

Основы психоаналитической теории психического развития заложены 3. Фрейдом (1856—1939). Психическое развитие в психоанализе отождествляется с процессом усложнения сферы влечений, мотивов и чувств, с развитием личности, с усложнением ее структур и функций. Фрейд выделял три уровня психики человека (по критерию принципиальной возможности осознания психических процессов) — сознание, предсознание и бессознательное. В центре его научных интересов был бессознательный уровень психики — вместилище инстинктивных потребностей организма, влечений, в первую очередь сексуальных и агрессивных. Именно бессознательное изначально противостоит обществу. Фрейд рассматривал развитие личности как адаптацию (приспособление) индивида к внешнему социальному миру, чуждому ему, но совершенно необходимому. Личность человека, по Фрейду, включает в себя три структурных компонента — Оно, Я и Сверх-Я, которые возникают неодновременно.

Оно (Ид) — примитивное ядро личности; оно имеет врожденный характер, находится в бессознательном и подчиняется принципу удовольствия. Ид содержит врожденные импульсивные влечения (инстинкт жизни Эрос и инстинкт смерти Танатос) и составляет энергетическую основу психического развития.

Я (Эго) — рациональная и в принципе осознаваемая часть личности. Она возникает по мере биологического созревания между 12 и 36 месяцами жизни и руководствуется принципом реальности. Задача Эго — объяснить происходящее и построить поведение человека так, чтобы его инстинктивные требования были удовлетворены, а ограничения общества и сознания не были бы нарушены. При содействии Эго конфликт между индивидом и социумом в течение жизни должен ослабевать. Сверх-Я (Супер-Эго) как структурная составляющая личности формируется последней, между 3 и 6 годами жизни.

Супер-Эго представляет собой совесть, эго-идеал и строго контролирует соблюдение норм, принятых в данном обществе. Тенденции со стороны Ид и Супер-Эго, как правило, имеют конфликтный характер, что порождает тревогу, нервозность, напряженность индивида. В ответ Эго создает и использует ряд защитных механизмов, таких, как вытеснение, рационализация, сублимация, проекция, регрессия и др. Однако пока Эго ребенка еще слабо, не все конфликты могут быть разрешены. Переживания становятся длительными, «фиксируются», образуя определенный тип характера, т. е. фундамент личности закладывается переживаниями раннего детства. Необходимо отметить, однако, что Фрейд не изучал детскую психику специально, а пришел к формулированию основных положений своей теории развития личности, анализируя невротические нарушения взрослых пациентов. Подходы к пониманию детской сексуальности изложены Фрейдом еще в начале XX в. в «Трех очерках по теории сексуальности» (1905). Он исходил из идеи, что человек рождается с неким количеством сексуальной энергии (либидо), которая в строго определенной последовательности перемещается по разным областям тела (рот, анус, гениталии). Фрейд наметил порядок развертывания психосексуальных стадий по мере созревания организма (биологический фактор развития) и считал, что стадии универсальны и присущи всем людям, независимо от их культурного уровня. Периодизацию возрастного развития 3. Фрейда называют психосексуальной теорией личности, поскольку центральная линия его теории связана с сексуальным инстинктом, понимаемым широко как получение удовольствия. Названия стадий личностного развития (оральная, анальная, фаллическая, генитальная) указывают на основную телесную (эрогенную) зону, с которой связано ощущение удовольствия в этом возрасте.

Стадии развития по Фрейду

Стадии — это своего рода ступени на пути развития, и существует опасность «застрять» на той или иной стадии, и тогда компоненты детской сексуальности могут стать предпосылками невротических симптомов последующей жизни.

1. Оральная стадия продолжается от рождения до 18 месяцев. Главный источник удовольствия на начальной стадии психосексуального развития соединяется с удовлетворением основной органической потребности и включает действия, связанные с кормлением грудью: сосание, кусание и глотание. На оральной стадии складываются установки в отношении других людей — установки зависимости, опоры или независимости, доверия. Мать пробуждает в ребенке сексуальное влечение, учит его любить. Именно оптимальная степень удовлетворения (стимуляции) в оральной зоне (грудного вскармливания, сосания) закладывает основы здоровой самостоятельной взрослой личности.

Крайности материнского отношения в первые шесть месяцев жизни (чрезмерная или, напротив, недостаточная стимуляция) искажают личностное развитие, происходит фиксация оральной пассивности. Это означает, что взрослый человек будет использовать в качестве способов адаптации к окружающему миру демонстрации беспомощности, доверчивости, будет нуждаться в постоянном одобрении своих действий со стороны. Слишком много родительской нежности ускоряет половую зрелость и делает ребенка «избалованным», зависимым. Во второй половине первого года жизни, с прорезыванием зубов, когда акцент смещается на действия кусания и жевания, наступает орально-садистическая фаза оральной стадии. Фиксация на орально — садистической фазе приводит к таким чертам взрослой личности, как любовь к спорам, цинично-потребительское отношение к другим, пессимизм. Область рта, по мнению Фрейда, остается важной эрогенной зоной в течение всей жизни человека. Привязанность либидо к оральной зоне иногда сохраняется и у взрослого и дает о себе знать остаточным оральным поведением — обжорством, курением, грызением ногтей, жеванием резинки и т.
п.

2. Анальная стадия развития личности, связанная с возникновением Эго, приходится на возраст от 1 —1,5 до 3 лет. Анальная эротика связана, по Фрейду, с приятными ощущениями от работы кишечника, от выделительных функций, с интересом к собственным фекалиям. На этой стадии родители начинают приучать ребенка пользоваться туалетом, впервые предъявляя ему требование отказаться от инстинктивного удовольствия. Способ приучения к туалету, практикуемый родителями, определяет будущие формы самоконтроля и саморегуляции ребенка.

Правильный воспитательный подход опирается на внимание к состоянию ребенка, на поощрение детей к регулярному опорожнению кишечника. Эмоциональная поддержка опрятности как проявления самоконтроля имеет, по Фрейду, долговременный позитивный эффект в становлении аккуратности, личностного здоровья и даже гибкости мышления.

При неблагоприятном варианте развития родители ведут себя чрезмерно строго и требовательно, добиваются опрятности как можно раньше, ориентируясь в основном на формальные режимные моменты. В ответ на эти неадекватные требования у детей возникают своего рода протестные тенденции в виде «удерживания» (запоров) или, напротив, «выталкивания». Эти фиксированные реакции, распространившись позже на другие виды поведения, приводят к складыванию своеобразного типа личности: анально-удерживающего (упрямого, скупого, методичного) или анально-выталкивающего (беспокойного, импульсивного, склонного к разрушению).

3. Фаллическая стадия (3—6 лет) — стадия психосексуального развития с участием уже собственно генитальной зоны. На фаллической стадии психосексуального развития ребенок часто рассматривает и исследует свои половые органы, проявляет интерес к вопросам, связанным с появлением детей и половыми отношениями. Именно в этот возрастной период в индивидуальном развитии каждого человека возрождается некий исторический конфликт — комплекс Эдипа. У мальчика обнаруживается желание «обладать» матерью и устранить отца. Вступая в бессознательное соперничество с отцом, мальчик испытывает страх предполагаемого жестокого наказания с его стороны, страх кастрации, в трактовке Фрейда.

Амбивалентные чувства ребенка (любовь/ненависть к отцу), которые сопровождают Эдипов комплекс, преодолеваются между пятью и семью годами. Мальчик подавляет (вытесняет из сознания) свои сексуальные желания в отношении матери. Идентификация себя с отцом (подражание интонациям, высказываниям, поступкам, заимствование норм, правил, установок) способствует возникновению Супер-Эго, или совести, последнего компонента структуры личности.

У девочек Фрейд подразумевает аналогичный доминирующий комплекс — комплекс Электры. Разрешение комплекса Электры также происходит путем идентификации себя с родителем своего пола — матерью и подавления тяготения к отцу. Девочка, увеличивая сходство с матерью, получает символический «доступ» к своему отцу.

4. Латентная стадия — сексуальное затишье, от 6—7 лет до 12 лет, до начала подросткового возраста. Запас энергии направляется на несексуальные цели и занятия — учебу, спорт, познание, дружбу со сверстниками, в основном своего пола. Фрейд особо подчеркивал значение этого перерыва в сексуальном становлении человека как условия для развития высшей человеческой культуры.

5. Генитальная стадия (12 — 18 лет) — стадия, обусловленная биологическим созреванием в пубертатный период и завершающая психосексуальное развитие. Происходит прилив сексуальных и агрессивных побуждений, комплекс Эдипа возрождается на новом уровне. Аутоэротизм исчезает, ему на смену приходит интерес к другому сексуальному объекту, партнеру противоположного пола. В норме в юности происходит поиск места в обществе, выбор брачного партнера, создание семьи. Одна из самых значительных задач этой стадии — освобождение от авторитета родителей, от привязанности к ним, что обеспечивает нужную для культурного процесса противоположность старого и нового поколений.

Генитальный характер — это идеальный тип личности с психоаналитической позиции, уровень зрелости личности. Необходимое качество генитального характера — способность к гетеросексуальной любви без чувства вины или конфликтных переживаний. Зрелая личность характеризуется Фрейдом гораздо более широко: она многогранна, и ей присущи активность в решении жизненных проблем и способность прикладывать усилия, умение трудиться, умение откладывать удовлетворение, ответственность в социальных и сексуальных отношениях и забота о других людях. Таким образом, детство интересовало 3. Фрейда как период, который преформирует взрослую личность. Фрейд был убежден, что все самое существенное в развитии личности происходит до пятилетнего возраста, а позже человек уже только «функционирует», пытается изжить ранние конфликты, поэтому каких-либо особых стадий взрослости он не выделял. При этом само детство отдельного индивида преформировано событиями из истории развития человеческого рода (эта линия представлена возрождением Эдипова комплекса, аналогией оральной стадии в развитии личности и каннибальской стадии в истории человеческого сообщества и т.п.). Самые значимые факторы становления личности в классическом психоанализе — это биологическое созревание и способы общения с родителями.

Неудачи приспособления к требованиям среды в раннем детстве, травматические переживания в детские годы и фиксация либидо предопределяют глубокие конфликты и болезни в будущем.

Основные понятия
Уровни психики (сознание, предсознание, бессознательное), структура личности (Ид, Эго, Супер-Эго), психологическая защита, сексуальная энергия (либидо), сексуальный инстинкт, инстинкт жизни, инстинкт смерти, стадии психосексуального развития, эрогенные зоны, принцип удовольствия, принцип реальности, Эдипов комплекс, комплекс Электры, идентификация, конфликт, остаточное поведение, фиксация, генитальный характер.

Основные идеи
Изначальный антагонизм ребенка и внешнего мира, развитие личности как адаптация индивида к социальному миру. Развитие личности = психосексуальное развитие. Развитие личности наиболее интенсивно в первые 5 лет жизни, завершается с окончанием полового созревания. Стадии развития личности в неизменной, заданной биологическим созреванием последовательности: оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная.

Факторы развития
Внутренний (биологическое созревание, преобразования количества и направленности сексуальной энергии) и внешний (социальный, влияние общения с родителями).

Ценное
Динамическая концепция развития, показано единство душевной жизни человека, значимость детства, важность и долговременность родительского влияния. Идея чуткого внимания по отношению к внутреннему миру ребенка

Направления Критики

  • Мифологичность
  • Отсутствие строгих формализованных методов исследования, статистических данных
  • Трудность проверки
  • Пессимистический взгляд на возможности развития за пределами подросткового возраста.

Ценность психоаналитической концепции в том, что это динамическая концепция развития, в ней показана сложная гамма переживаний, единство душевной жизни человека, ее несводимость к отдельным функциям и элементам. Хотя эти представления в большой степени мифологичны, тем не менее, они обнаруживают значимость детства, важность и долговременностъ родительского влияния. Общение с родителями в ранние годы, их влияние на способы решения типичных возрастных противоречий, конфликты и срывы адаптации сказываются впоследствии, проявляются характерными проблемами уже у взрослого человека. Психоаналитики настаивали на том, что негативный детский опыт приводит к инфантилизму, эгоцентричности, повышенной агрессивности личности и такой взрослый будет испытывать значительные трудности с собственным ребенком, в реализации родительской роли. Важнейшей стороной психоаналитического подхода можно считать идею чуткого внимания к ребенку, стремление разглядеть за внешне обычными словами и поступками вопросы, по-настоящему беспокоящие или смущающие его. Так, К.Г. Юнг, анализируя «конфликты детской души», критически замечает: «Ведь обычно к детям совсем не прислушиваются, обычно их (в любом возрасте) опекают, точно невменяемых, чуть только дело коснется чего-нибудь существенного, все же остальное сводится к дрессировке, ведущей к автоматоподобному совершенству». Такой подход, по мнению Юнга, неприемлем: «Надо брать детей такими, каковы они в действительности, надо перестать видеть в них только то, что мы хотели бы в них видеть, а воспитывая их, надо сообразоваться не с мертвыми правилами, а с естественным направлением развития».

Дальнейшее развитие психоаналитического направления в психологии связано с именами К. Юнга, А. Адлера, К. Хорни, А. Фрейд, М. Кляйн, Э. Эриксона, Б. Беттельгейма, М. Малер и др.

Психосексуальная теория Фрейда и 5 стадий человеческого развития

Зигмунд Фрейд предположил, что развитие личности в детстве происходит в течение пяти психосексуальных стадий: оральной, анальной, фаллической, латентной и генитальной.

На каждой стадии сексуальная энергия (либидо) выражается по-разному и через разные части тела.

Они называются психосексуальными стадиями, потому что каждая стадия представляет собой фиксацию либидо (грубо говоря, как сексуальные влечения или инстинкты) на различных участках тела.

По мере того, как человек физически растет, определенные области его тела становятся важными источниками потенциальной фрустрации (эрогенные зоны), удовольствия или того и другого.

Фрейд (1905) считал, что жизнь строится вокруг напряжения и удовольствия. Фрейд также считал, что всякое напряжение возникает из-за накопления либидо (сексуальной энергии) и что все удовольствия приходят от ее разрядки.

Описывая развитие человеческой личности как психосексуальное, Фрейд имел в виду, что то, что развивается, — это способ накопления и высвобождения сексуальной энергии Ид по мере того, как мы взрослеем биологически. (Н. Б. Фрейд использовал термин «сексуальный» в очень общем смысле для обозначения всех доставляющих удовольствие действий и мыслей).

Фрейд подчеркивал, что первые пять лет жизни имеют решающее значение для формирования взрослой личности. Ид должен контролироваться, чтобы удовлетворить социальные требования; это создает конфликт между неудовлетворенными желаниями и социальными нормами.

Эго и Суперэго развиваются, чтобы осуществлять этот контроль и направлять потребность в удовлетворении в социально приемлемые каналы. Центры удовлетворения находятся в разных частях тела на разных стадиях роста, что делает конфликт на каждой стадии психосексуальным.

Роль конфликта

Каждая из психосексуальных стадий связана с определенным конфликтом, который необходимо разрешить, прежде чем человек сможет успешно перейти к следующей стадии.

Разрешение каждого из этих конфликтов требует затрат сексуальной энергии, и чем больше энергии затрачивается на определенной стадии, тем более важные характеристики этой стадии сохраняются у индивидуума по мере его психологического взросления.

Чтобы объяснить это, Фрейд предложил аналогию с войсками на марше. По мере продвижения войск они встречают сопротивление или конфликт. Если они добьются больших успехов в победе в сражении (разрешении конфликта), то большая часть войск (либидо) сможет перейти к следующему сражению (этапу).

Но чем больше трудностей, с которыми приходится сталкиваться в какой-либо конкретной точке, тем выше потребность в войсках, которые должны оставаться позади для сражения, и, следовательно, тем меньше войск смогут перейти к следующему столкновению.

Вы можете запомнить порядок этих стадий, используя мнемонику : «старый (оральный) возраст (анальный) пенсионеры (фаллический) любят (латентный) виноград (генитальный).

Содержание

Оральная стадия

(от рождения до 1 года)

На первой стадии психосексуального развития центр либидо сосредоточен во рту ребенка. На оральных стадиях младенец получает большое удовольствие от того, что кладет в рот всевозможные предметы, чтобы удовлетворить либидо и, следовательно, требования Ид.

Которые на данном этапе жизни ориентированы на рот или рот, например, сосание, кусание и грудное вскармливание.

Фрейд говорил, что оральная стимуляция может привести к оральной фиксации в дальнейшей жизни. Мы повсюду видим вокруг себя оральных личностей, таких как курильщики, кусающие ногти, жующие пальцы и сосущие большой палец. Оральные личности участвуют в таком оральном поведении, особенно в состоянии стресса.

Анальная стадия

(от 1 до 3 лет)

На анальной стадии психосексуального развития

либидо фокусируется на анусе, и ребенок получает большое удовольствие от дефекации. Теперь ребенок полностью осознает, что он самодостаточная личность и что его желания могут привести его в конфликт с требованиями внешнего мира (т. е. его эго развилось).

Фрейд полагал, что этот тип конфликта достигает апогея при приучении к горшку, когда взрослые налагают ограничения на то, когда и где ребенок может испражняться. Природа этого первого конфликта с властью может определить будущие отношения ребенка со всеми формами власти.

Раннее или резкое приучение к горшку может привести к тому, что ребенок станет анально-сохраняющей личностью, которая ненавидит беспорядок, одержимо опрятна, пунктуальна и уважает власть. Они могут быть упрямыми и скупыми со своими деньгами и имуществом.

Все это связано с удовольствием, полученным от удержания своих фекалий, когда они были малышами, а затем их мама настаивала на том, чтобы они избавились от этого, посадив их на горшок, пока они не выступят!

Не так глупо, как кажется. С другой стороны, анальная экспульсия подвергалась либеральному режиму приучения к туалету во время анальной стадии.

Во взрослом возрасте анальный экспульсив — это человек, который хочет поделиться с вами вещами. Им нравится раздавать вещи. По сути, они «делятся своим дерьмом»!» Анально-экспульсивная личность также неряшлива, неорганизованна и непокорна.

Фаллическая стадия

(от 3 до 6 лет)

Фаллическая стадия — это третья стадия психосексуального развития, охватывающая возраст от трех до шести лет, когда либидо (желание) младенца концентрируется на его гениталиях как эрогенной зоне.

Ребенок осознает анатомические половые различия, что приводит в движение конфликт между эротическим влечением, обидой, соперничеством, ревностью и страхом, который Фрейд назвал Эдиповым комплексом (у мальчиков) и комплексом Электры (у девочек).

Это решается в процессе идентификации, в ходе которого ребенок перенимает характеристики родителя того же пола.

Эдипов комплекс

Наиболее важным аспектом фаллической стадии является Эдипов комплекс. Это одна из самых противоречивых идей Фрейда, которую многие люди категорически отвергают.

Название комплекса Эдипа происходит от греческого мифа, в котором молодой человек Эдип убивает своего отца и женится на своей матери. Обнаружив это, он выкалывает себе глаза и ослеп. Этот эдипальный термин является родовым (то есть общим) термином как для Эдипова комплекса, так и для комплекса Электры.

У маленького мальчика Эдипов комплекс или, правильнее сказать, конфликт возникает из-за того, что у мальчика появляются сексуальные (приятные) желания к матери. Он хочет обладать исключительно своей матерью и избавиться от отца, чтобы иметь возможность сделать это.

Иррационально мальчик думает, что если его отец узнает обо всем этом, его отец заберет то, что он любит больше всего. На фаллической стадии больше всего мальчик любит свой пенис. Отсюда у мальчика развивается страх кастрации .

Затем маленький мальчик решает эту проблему, имитируя, копируя и присоединяясь к мужскому поведению папы. Это называется отождествлением , и именно так мальчик в возрасте от трех до пяти лет разрешает свой Эдипов комплекс.

Идентификация означает внутреннее принятие ценностей, взглядов и поведения другого человека. Следствием этого является то, что мальчик берет на себя мужскую гендерную роль и принимает идеал эго и ценности, которые становятся суперэго.

Фрейд (1909) предложил случай Маленького Ганса как доказательство Эдипова комплекса.

Комплекс Электры

Для девочек комплекс Электры менее чем удовлетворительный. Короче говоря, девушка желает отца, но понимает, что у нее нет пениса. Это приводит к развитию зависть к пенису и желание быть мальчиком.

Девушка решает эту проблему, подавляя свое желание отца и заменяя желание пениса желанием ребенка. В своем «кастрированном состоянии» девочка винит мать, и это создает большое напряжение.

Затем девочка подавляет свои чувства (чтобы снять напряжение) и идентифицирует себя с матерью, чтобы взять на себя женскую гендерную роль.

Латентная стадия

(6 лет до полового созревания)

Латентная стадия — это четвертая стадия психосексуального развития, охватывающая период от шести лет до полового созревания. На этой стадии либидо бездействует 90,119 и никакого дальнейшего психосексуального развития не происходит (латентное означает скрытое).

Фрейд считал, что большинство сексуальных импульсов подавляется на латентной стадии, а сексуальная энергия может быть сублимирована на учебу, хобби и дружбу.

 

Большая часть энергии ребенка направляется на развитие новых навыков и получение новых знаний, а игра в основном ограничивается другими детьми того же пола.

Генитальная стадия

(от полового созревания до взрослой жизни)

Генитальная стадия является последней стадией психосексуальной теории развития личности Фрейда и начинается в период полового созревания.

Это время юношеских сексуальных экспериментов, успешное завершение которых заключается в установлении любовных отношений один на один с другим человеком в возрасте 20 лет.

Сексуальный инстинкт направлен на гетеросексуальное удовольствие, а не на самоудовлетворение, как на фаллической стадии.

Для Фрейда надлежащий выход полового влечения у взрослых был через гетеросексуальный половой акт. Фиксация и конфликт могут помешать этому, что может привести к развитию сексуальных извращений.

Например, фиксация на оральной стадии может привести к тому, что человек будет получать сексуальное удовольствие прежде всего от поцелуев и орального секса, а не от полового акта.

Разочарование, баловство и навязчивость

Кажется, что некоторые люди не могут оставить одну стадию и перейти к следующей. Одной из причин этого может быть то, что потребности развивающегося индивидуума на каком-либо конкретном этапе могут быть неудовлетворены должным образом, и в этом случае возникает разочарование.

Или, возможно, потребности человека могут быть настолько хорошо удовлетворены, что он/она не хочет отказываться от психологических преимуществ определенной стадии, на которой наблюдается чрезмерное потворство своим желаниям.

И фрустрация, и чрезмерное баловство (или любое их сочетание) могут привести к тому, что психоаналитики называют фиксацией на определенной психосексуальной стадии.

Фиксация относится к теоретическому представлению о том, что часть либидо человека постоянно «инвестируется» в определенную стадию его развития.

Критическая оценка

Поддерживается ли психология Фрейда доказательствами? Теория Фрейда хороша для объяснения, но не для предсказания поведения (что является одной из целей науки).

По этой причине теория Фрейда нефальсифицируема — ее нельзя ни доказать, ни опровергнуть. Например, либидо трудно объективно проверить и измерить. В целом теория Фрейда крайне ненаучна.

Фрейд, возможно, также продемонстрировал исследовательскую предвзятость в своих интерпретациях – возможно, он обратил внимание только на информацию, которая поддерживала его теории, и проигнорировал информацию и другие объяснения, которые им не соответствовали.

Однако Фишер и Гринберг (1996) утверждают, что теорию Фрейда следует оценивать с точки зрения конкретных гипотез, а не в целом. Они пришли к выводу, что существуют доказательства, подтверждающие концепции Фрейда об оральной и анальной личности.

 

Фрейд против Эриксона

Психодинамическая теория | Продолжительность жизни Развитие

Результаты обучения

  • Описать теорию психосексуального развития Фрейда

Психодинамическая перспектива: фокус на внутреннем человеке

Фрейд и психоанализ

Рисунок 1 . Зигмунд Фрейд.

Начнем с Зигмунда Фрейда, одного из самых известных пионеров и первых основателей психологии, оказавшего очень влиятельное влияние в области развития. Его психодинамическая точка зрения на развитие и психопатологию доминировала в области психиатрии вплоть до роста бихевиоризма в 1930-х годах и позднее. Его предположения о том, что личность формируется в течение первых нескольких лет жизни и что способы взаимодействия родителей или других опекунов с детьми оказывают долгосрочное влияние на эмоциональное состояние детей, на протяжении многих лет направляли родителей, педагогов, клиницистов и политиков. . Мы только недавно начали осознавать, что опыт раннего детства не всегда приводит к определенным чертам личности или эмоциональным состояниям. Растет объем литературы, посвященной жизнестойкости детей, выросших в суровых условиях, но при этом развивающихся без повреждения эмоциональных шрамов (O’Grady and Metz, 19).87). Фрейд стимулировал огромное количество исследований и породил множество идей. Согласие с теорией Фрейда в целом вряд ли необходимо для оценки вклада, который он внес в область развития.

Предыстория

Зигмунд Фрейд (1856-1939) был венским врачом, получившим образование в области неврологии и приглашенным для работы с пациентами, страдающими истерией, состоянием, характеризующимся неконтролируемыми эмоциональными вспышками, страхами и тревогой, которое веками ставило врачей в тупик. Его также попросили поработать с женщинами, страдающими физическими симптомами и формами паралича, не вызванными органическими причинами. В то время многие люди считали, что некоторые люди генетически неполноценны и, следовательно, более подвержены психическим заболеваниям. Считалось, что женщины генетически неполноценны и, следовательно, подвержены таким заболеваниям, как истерия, которая ранее приписывалась отделенной матке, путешествующей по телу (слово «hyster» означает «матка» на греческом языке).

Однако после Первой мировой войны многие солдаты вернулись домой с проблемами, похожими на истерию. Это поставило под сомнение представление о генетической неполноценности как причине психических заболеваний. Фрейд начал работать с истерическими пациентами и обнаружил, что, когда они начинают рассказывать о некоторых своих жизненных переживаниях, особенно о тех, которые имели место в раннем детстве, их симптомы исчезают. Это привело его к первому чисто психологическому объяснению физических проблем и психических заболеваний. Он предположил, что нашими действиями управляют бессознательные мотивы, желания, страхи и тревоги. Когда в наше сознание начинают проникать расстраивающие воспоминания или мысли, мы вырабатываем защитные механизмы, чтобы оградить себя от этих болезненных реальностей, называемые защитными механизмами. Фрейд считал, что многие психические заболевания являются результатом неспособности человека принять реальность.

Фрейд подчеркивал важность опыта раннего детства в формировании нашей личности и поведения. В нашем естественном состоянии мы биологические существа. Нами движут в первую очередь инстинкты. Однако в детстве мы начинаем становиться социальными существами, когда учимся управлять своими инстинктами и преобразовывать их в социально приемлемое поведение. Тип воспитания, который получает ребенок, оказывает очень сильное влияние на развитие личности ребенка. Мы будем исследовать эту идею дальше при обсуждении психосексуального развития, но сначала мы должны определить части «я» в модели Фрейда, или, другими словами, то, что составляет личность человека и делает нас теми, кто мы есть.

Теория Личности/Я

Рисунок 2 . Согласно модели психики Фрейда, Ид — это примитивная и инстинктивная часть разума, которая содержит сексуальные и агрессивные влечения и скрытые воспоминания, Супер-Эго действует как моральная совесть, а Эго — это реалистическая часть, которая является посредником между желаниями ид и суперэго.

Во взрослом возрасте наша личность или я состоит из трех основных частей: id , эго, и суперэго . Ид, основная, первичная часть личности, является частью самости, с которой мы рождаемся. Он состоит из биологически обусловленного «я» и включает в себя наши инстинкты и побуждения. Это часть нас, которая хочет немедленного удовлетворения. В более позднем возрасте он становится домом для наших самых сокровенных, часто неприемлемых желаний, таких как секс и агрессия. Он действует в соответствии с принципом удовольствия, что означает, что критерием для определения того, хорошо это или плохо, является то, хорошо это или плохо. Младенец — это все id.

Далее эго начинает развиваться в течение первых трех лет жизни ребенка. Наконец, суперэго. Суперэго , последний компонент личности, который должен развиться, начинает проявляться примерно в возрасте пяти лет, когда ребенок все больше и больше взаимодействует с другими, изучая социальные правила, определяющие правильное и неправильное. Суперэго действует как наша совесть; это наш моральный компас, который говорит нам, как мы должны себя вести. Он стремится к совершенству и оценивает наше поведение, вызывая чувство гордости или — когда мы не в идеале — чувство вины.

В отличие от инстинктивного ид и суперэго, основанного на правилах, эго является рациональной частью нашей личности. Это то, что Фрейд считал самостью, и это часть нашей личности, которую видят другие. Его работа состоит в том, чтобы сбалансировать требования ид и суперэго в контексте реальности; таким образом, он действует на основе того, что Фрейд называл «принципом реальности». Эго помогает Ид реалистично удовлетворять свои желания.

Ид и Суперэго находятся в постоянном конфликте, потому что Ид хочет мгновенного удовлетворения независимо от последствий, но Суперэго говорит нам, что мы должны вести себя социально приемлемым образом. Таким образом, задача эго состоит в том, чтобы найти золотую середину. Это помогает удовлетворить желания Ид рациональным способом, который не приведет нас к чувству вины. Согласно Фрейду, человек с сильным эго, способным уравновесить потребности Ид и Супер-Эго, обладает здоровой личностью. Фрейд утверждал, что дисбаланс в системе может привести к0034 невроз  (склонность испытывать негативные эмоции), тревожные расстройства или нездоровое поведение. Например, человек, над которым доминирует его Ид, может быть самовлюбленным и импульсивным. Человек с доминирующим Супер-Эго может находиться под контролем чувства вины и отказывать себе даже в социально приемлемых удовольствиях; и наоборот, если суперэго слабое или отсутствует, человек может стать психопатом. Чрезмерно доминирующее супер-эго можно увидеть у чрезмерно контролируемого человека, чье рациональное понимание реальности настолько сильно, что он не осознает своих эмоциональных потребностей, или у невротика, который чрезмерно обороняется (чрезмерно использует защитные механизмы эго).

Попробуйте

Теория психосексуального развития

Фрейд считал, что личность развивается в раннем детстве и что детские переживания формируют нашу личность, а также наше поведение во взрослом возрасте. Он утверждал, что в детстве мы развиваемся через ряд стадий. Каждый из нас должен пройти через эти этапы детства, и если у нас не будет надлежащего воспитания и воспитания на каком-то этапе, мы застрянем или зациклимся на этом этапе даже во взрослом возрасте.

В каждом 9На 0034 психосексуальной стадии развития стремления ребенка к получению удовольствий, исходящие из Ид, фокусируются на другой области тела, называемой эрогенной зоной. Стадии: оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная (табл. 1).

” The fourth row contains “latency; 6–12; none; none; and none.” The fifth row contains “genital; 12+; genitals; none; and none.”»>
Таблица 1. Стадии психосексуального развития Фрейда
Сцена Возраст (лет) Эрогенная зона Крупный конфликт Пример фиксации для взрослых
Оральный 0–1 Рот Отлучение от груди или бутылочки Курение, переедание
Анал 1–3 Анус Приучение к туалету Аккуратность, беспорядок
Фаллический 3–6 Гениталии Комплекс Эдипа/Электры Тщеславие, чрезмерное честолюбие
Задержка 6–12 Нет Нет Нет
Генитальный 12+ Гениталии Нет Нет

Примерно в течение первого года жизни младенец находится на оральной стадии психосексуального развития. Младенец удовлетворяет потребности прежде всего за счет орального удовлетворения. Ребенок хочет сосать или жевать любой предмет, который приближается ко рту. Младенцы исследуют мир через рот и также находят утешение и стимуляцию. Психологически младенец полностью Ид. Младенец ищет немедленного удовлетворения своих потребностей, таких как комфорт, тепло, еда и стимуляция. Если опекун последовательно удовлетворяет оральные потребности, ребенок отойдет от этой стадии и продвинется дальше. Однако, если опекун непоследователен или небрежен, человек может застрять на оральной стадии. Во взрослом возрасте человек может чувствовать себя плохо, если он не участвует в какой-либо оральной деятельности, такой как еда, питье, курение, кусание ногтей или навязчивые разговоры. Эти действия приносят утешение и безопасность, когда человек чувствует себя неуверенно, боится или ему скучно.

Во время анальной стадии , которая совпадает с детским возрастом и приучением к горшку, ребенка учат, что некоторые побуждения необходимо сдерживать, а некоторые действия откладывать. Существуют правила, касающиеся определенных функций, а также того, когда и где они должны выполняться. Ребенок учится самоконтролю. Эго развивается. Если опекун очень внимательно относится к приучению к горшку (стоит над ребенком, ожидая малейшего признака того, что ему, возможно, нужно пойти на горшок, и сразу же подхватывает ребенка и сажает его, например, на горшок), ребенок может взрослеть, боясь потерять контроль. Он может зациклиться на этой стадии или «анально цепляться» — бояться отпустить ситуацию. Такой человек может быть чрезвычайно опрятным и чистым, организованным, надежным и контролирующим других. Если опекун пренебрегает обучением ребенка контролю над побуждениями, он может вырасти «анальным экспульсивным» или взрослым, неряшливым, безответственным и неорганизованным.

Фаллическая стадия происходит в дошкольном возрасте (3-5 лет), когда перед ребенком стоит новая биологическая задача. Ребенок будет испытывать Эдипов комплекс, который относится к бессознательному сексуальному желанию ребенка к родителю другого пола, чем они, и ненависти к родителю того же пола. Например, мальчики, испытывающие Эдипов комплекс, бессознательно захотят заменить отца в качестве компаньона своей матери, но затем осознают, что отец гораздо сильнее. Какое-то время мальчик опасается, что, если он будет преследовать свою мать, отец может его кастрировать (кастрационная тревога). Таким образом, вместо того, чтобы рисковать потерять свой пенис, он отказывается от своей привязанности к матери и вместо этого учится становиться больше похожим на своего отца, подражая его действиям и манерам, тем самым изучая роль мужчин в своем обществе. Из этого опыта мальчик учится чувству мужественности. Он также узнает, что, по мнению общества, он должен делать, и испытывает чувство вины, если не подчиняется. Так развивается суперэго. Если он не решит эту проблему успешно, он может стать «фаллическим самцом» или мужчиной, который постоянно пытается доказать свою мужественность (в чем он неуверен), соблазняя женщин и избивая мужчин.

На фаллической стадии девочки переживают аналогичный конфликт — комплекс Электры. Комплекс Электры, хотя его часто приписывают Фрейду, на самом деле был предложен современником Фрейда Карлом Юнгом (Jung & Kerenyi, 1963). Маленькая девочка испытывает комплекс Электры, в котором она испытывает влечение к своему отцу, но понимает, что не может конкурировать со своей матерью, поэтому отказывается от этой привязанности и учится становиться больше похожей на свою мать. Однако это не без некоторого сожаления. Фрейд считал, что девушка чувствует себя неполноценной, потому что у нее нет пениса (испытывает «зависть к пенису»). Но она должна смириться с тем фактом, что она женщина, и ей просто нужно узнать свою подчиненную роль в обществе как женщины. Однако, если она не разрешит этот конфликт успешно, она может иметь слабое чувство женственности и вырасти «кастрирующей самкой», пытающейся конкурировать с мужчинами на работе или в других сферах жизни. Формирование Супер-Эго происходит во время растворения комплекса Эдипа и Электры.

В среднем детстве (6-11 лет) ребенок вступает в латентную стадию, сосредотачивая свое внимание не на семье, а на дружеских отношениях. Биологические влечения временно затихают (латентно), и ребенок может направить внимание на более широкий мир друзей. Если ребенок сможет завести друзей, он обретет чувство уверенности. В противном случае ребенок может продолжать быть одиночкой или сторониться других даже во взрослом возрасте.

Заключительная стадия психосексуального развития называется генитальная стадия . С подросткового возраста на протяжении всей взрослой жизни человек озабочен сексом и размножением. У подростка повышается уровень гормонов, половое влечение и влечение к голоду становятся очень сильными. В идеале подросток будет полагаться на свое эго, чтобы помочь логически мыслить в этих побуждениях, не предпринимая действий, которые могут нанести ущерб. Подросток может научиться перенаправлять свои сексуальные побуждения на более безопасное занятие, например, на бег. Успокоение ид с помощью суперэго может привести к чувству чрезмерной застенчивости и вины из-за этих побуждений. Будем надеяться, что на этом этапе укрепляется эго, и подросток использует разум для управления побуждениями.

Теория психосексуального развития Фрейда весьма противоречива. Чтобы понять истоки теории, полезно ознакомиться с политическим, социальным и культурным влиянием эпохи Фрейда в Вене на рубеже 20-го века. В ту эпоху атмосфера сексуального подавления в сочетании с ограниченным пониманием и образованием человеческой сексуальности сильно повлияла на точку зрения Фрейда. Учитывая, что секс был табуированной темой, Фрейд предположил, что негативные эмоциональные состояния (неврозы) возникают в результате подавления бессознательных сексуальных и агрессивных побуждений. Для Фрейда его собственные воспоминания и интерпретации переживаний и сновидений пациентов были достаточным доказательством того, что психосексуальные стадии были универсальными событиями в раннем детстве.

Смотреть

Посмотрите это видео, чтобы лучше понять теорию психосексуального развития Фрейда.

Вы можете просмотреть стенограмму «Психосексуальное развитие Фрейда» здесь (откроется в новом окне).

Попробуйте

Защитные механизмы

Фрейд считал, что чувство тревоги возникает из-за неспособности Эго опосредовать конфликт между Ид и Супер-Эго. Когда это происходит, Фрейд полагал, что эго стремится восстановить равновесие с помощью различных защитных мер, известных как 9.0034 защитные механизмы . Когда определенные события, чувства или стремления вызывают тревогу, человек хочет уменьшить эту тревогу. Для этого подсознание человека использует механизмы защиты эго, бессознательное защитное поведение, направленное на уменьшение беспокойства. Эго, обычно сознательное, прибегает к бессознательным усилиям, чтобы защитить эго от подавления тревогой. Когда мы используем защитные механизмы, мы не осознаем, что используем их. Кроме того, они действуют различными способами, которые искажают действительность. Согласно Фрейду, все мы используем защитные механизмы эго.

Рисунок 3 . Защитные механизмы — это бессознательные защитные действия, направленные на уменьшение беспокойства.

Появляются защитные механизмы, помогающие человеку искажать реальность, чтобы правда была менее болезненной. К защитным механизмам относятся:

  • Отрицание — неприятие правды или ложь самому себе. Например, такие мысли, как «со мной этого не случится», или «ты не уйдешь», или «у меня нет проблем с алкоголем».
  • Перемещение — вынос разочарований на более безопасную цель. Человек, который злится на начальника, может вымещать свое раздражение на других, когда едет домой, или на супруге по прибытии.  
  • Проекция — защитный механизм, при котором человек приписывает свои неприемлемые мысли другим. Например, если кто-то напуган, они обвиняют кого-то другого в том, что он боится.
  • R национализация — защитный механизм, предложенный Анной Фрейд (дочерью Фрейда, которая продолжила путь своего отца в психоанализе). Рационализация включает когнитивное искажение «фактов», чтобы сделать событие или импульс менее угрожающим. Мы часто делаем это на достаточно сознательном уровне, когда придумываем себе оправдания.
  • Формирование реакции — защитный механизм, при котором человек внешне сопротивляется тому, чего он внутренне желает, но считает неприемлемым. Примером этого может быть кто-то, кто не любит или боится людей другой расы, которые ведут себя слишком хорошо по отношению к людям этой расы.
  • Регрессия — возвращение в то время, когда мир казался более безопасным местом, возможно, возвращение к поведению из детства.
  • Вытеснение — вытолкнуть из сознания болезненные мысли (иными словами, подумать о чем-то другом).
  • Сублимация — преобразование неприемлемых побуждений в более социально приемлемое поведение. Например, подросток, испытывающий сильное сексуальное влечение, использует физические упражнения, чтобы перенаправить эти влечения в более социально приемлемое поведение.

ПОСМОТРЕТЬ

В этом видео подробно рассказывается о каждом из защитных механизмов.

Вы можете просмотреть стенограмму «ПСИХОТЕРАПИЯ — Анна Фрейд» здесь (откроется в новом окне).

Попробуйте

Оценка психодинамической точки зрения

Психодинамическая точка зрения, зародившаяся в работах Зигмунда Фрейда, подчеркивает бессознательные психологические процессы (например, желания и страхи, о которых мы не до конца осознаем) и утверждает, что детские переживания имеют решающее значение для формирования взрослой личности. . Читая теории Фрейда, важно помнить, что он был врачом, а не психологом. В то время, когда он получил образование, не было такой вещи, как степень в области психологии, что может помочь нам понять некоторые споры по поводу его теорий сегодня. Тем не менее, Фрейд был первым, кто систематически изучал и теоретизировал работу бессознательного в той манере, которую мы связываем с современной психологией. Психодинамическая точка зрения претерпела значительные изменения со времен Фрейда, охватив все теории психологии, рассматривающие человеческое функционирование на основе взаимодействия сознательных и бессознательных побуждений и сил внутри человека, а также между различными структурами личности (ид, эго, суперэго). .

Теория Фрейда подверглась резкой критике по нескольким причинам. Во-первых, это очень трудно проверить с научной точки зрения. Как воспитание в младенчестве может быть прослежено до личности во взрослой жизни? Существуют ли другие переменные, которые могли бы лучше объяснить развитие? Поскольку трудно доказать ошибочность психодинамических теорий, оценка этих теорий в целом затруднена, поскольку мы не можем делать определенные прогнозы о поведении данного человека, используя теории. Эта теория также считается сексистской, поскольку предполагает, что женщины, которые не принимают подчиненное положение в обществе, имеют психологические недостатки. Фрейд сосредоточился на темной стороне человеческой природы и предположил, что многое из того, что определяет наши действия, нам неизвестно. Другие критикуют психодинамический подход за то, что он слишком детерминистский, относящийся к идее о том, что все события, включая человеческое действие, в конечном счете определяются причинами, рассматриваемыми как внешние по отношению к воле, тем самым оставляя мало места для идеи свободы воли. [1]

Работа Фрейда оказала огромное влияние, и ее влияние выходит далеко за пределы психологии (несколько лет назад журнал Time назвал Фрейда одним из самых важных мыслителей 20-го века). Работа Фрейда была не только влиятельной, но и весьма противоречивой. Как вы можете себе представить, когда в 1900 году Фрейд предположил, что многое в нашем поведении определяется психологическими силами, о которых мы в основном не подозреваем, — что мы буквально не знаем, что происходит в нашем собственном уме, — люди были (мягко говоря, ) недоволен (Фрейд, 1900/1953а). Когда в 1905 году он предположил, что мы, люди, испытываем сильные сексуальные чувства с самого раннего возраста и что некоторые из этих сексуальных чувств направлены на наших родителей, люди были более чем недовольны — они были возмущены (Freud, 1905/1953b). Немногие теории в психологии вызвали такую ​​бурную реакцию со стороны других профессионалов и представителей общественности.

Так зачем же мы изучаем Фрейда? Как упоминалось выше, несмотря на критику, предположения Фрейда о важности переживаний раннего детства для формирования нашего психологического «я» нашли свое применение в практике детского развития, образования и воспитания. Теория Фрейда имеет эвристическую ценность, поскольку обеспечивает основу для разработки и модификации последующих теорий развития. Многие более поздние теории, особенно бихевиоризм и гуманизм, бросали вызов взглядам Фрейда. Несмотря на разногласия, ни один компетентный психолог или изучающий психологию не может игнорировать психодинамическую теорию. Это просто слишком важно для психологической науки и практики и продолжает играть важную роль в самых разных дисциплинах внутри и вне психологии (например, в психологии развития, социальной психологии, социологии и неврологии; см. Борнстейн, 2005, 2006; Солмс). и Тернбулл, 2011).

Глоссарий

анальная стадия:
стадия развития, когда дети учатся контролировать импульсы; совпадает с детством и посещением туалета
защитных механизмов:
психологические стратегии, которые неосознанно используются для защиты человека от тревоги, возникающей из-за неприемлемых мыслей или чувств
эго:
часть личности, которая помогает сбалансировать ид и суперэго, удовлетворяя желания ид рациональным способом
генитальная стадия:
заключительная стадия психосексуального развития, когда у индивидов появляются сексуальные интересы; начинается в подростковом возрасте и продолжается на протяжении всей взрослой жизни
идентификатор:
часть личности, которая управляется биологически, включает в себя наши инстинкты и побуждения и хочет немедленного удовлетворения
стадия задержки:
четвертая стадия психосексуального развития, охватывающая средний детский возраст, во время которой сексуальное развитие и сексуальные импульсы находятся в состоянии покоя
невроз:
склонность испытывать негативные эмоции
оральная стадия:
первая стадия психосексуального развития, когда потребности младенцев удовлетворяются преимущественно за счет орального удовлетворения
фаллическая стадия:
третья стадия психосексуального развития, охватывающая возраст от 3 до 6 лет, когда либидо (желание) маленького ребенка концентрируется на его гениталиях как эрогенной зоне
психодинамическая перспектива:
точка зрения, согласно которой поведение мотивируется внутренними силами, воспоминаниями и конфликтами, которые обычно находятся за пределами осознания и контроля людей
психосексуальных стадий:
Оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная стадии Фрейда
суперэго:
часть личности, которая действует как наша совесть, говорящая нам, как мы должны себя вести

Поддержите!

У вас есть идеи по улучшению этого контента? Мы будем признательны за ваш вклад.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *