До какого возраста формируется характер: До какого возраста формируется характер ребенка?

До какого возраста формируется характер: До какого возраста формируется характер ребенка?

Содержание

Поздно ли воспитывать после трех лет? — журнал



Зигмунд Фрейд писал: «Покажите мне трехлетнего ребенка, и я скажу, кем он вырастет». «В детском саду воспитывать уже поздно», — убежден автор книги «После трех уже поздно» Масару Ибука. Миф ли, что характер закладывается, пока ребенок еще не начал как следует говорить? Семейный психолог Елена Любченко рассказала о том, формирует ли ребенка воспитание в первые 144 недели жизни.

Раннее развитие — совсем не так полезно, как считали в «нулевые» годы, доказывают нейронауки. Мода на него проходит. Но миф, что раннее воспитание фатально влияет на характер и судьбу человека — очень живуч. Может потому, что доля правды в этом есть. Идеи раннего воспитания дошли до нас лишь недавно. И уже появляются даже в радикальном варианте: мол, мама должна вкладываться в ребенка только во время декретного отпуска, а дальше уже мало что можно изменить в сыне или дочери. Пусть воспитывают садик и школа. В таких семьях часто говорят: что мы можем сделать с чадом, вот такой у него характер.

Традиционно самых маленьких ласкали и все им позволяли, а вот когда ребенок шел в садик или просто хорошо говорил и бегал, начинали прививать «нельзя» и «надо». Новое веяние — делать наоборот. Наказывать, особенно шлепками, вообще можно до года. Только тогда ребенок не воспринимает это как оскорбление. Он еще не осознает, что это — действие человека, а не естественные последствия (как ожог от утюга).

Впрочем, приучать к правилам вообще стоит до трех лет. А потом дать больше свободы и уважать волю ребенка. То есть относиться к нему, как к маленькому другу. Масару Ибука говорит об этом категорично: «Родительское влияние должно прекратиться до начала посещения детского сада». И предлагает методы воздействия, напоминающие раннее развитие: читать поэзию, вместе рисовать, слушать классическую музыку, проговаривать правила поведения, требовать соблюдать дисциплину, учить терпению. Мол, все это сделает ребенка впоследствии более целеустремленным, инициативным и послушным. Ведь, по его мнению, 80% нейронных связей в мозгу возникают до трех лет. Когда каналы уже созданы, чрезвычайно сложно стирать их, чтобы прокладывать новые. Именно поэтому до трех лет — воспитание, а после — перевоспитание. Так ли это?

Научные теории — это не аксиомы, они рождаются и умирают, когда появляются новые данные. Трудно поверить, что в 1940-50-е врачи советовали мамам кормить детей смесями, а не молоком. В 1970-е побуждали отучать от рук как можно раньше. Либо то же развитие с пеленок. В первой половине прошлого века считали, что лишние впечатления и информация могут перегрузить незрелую нервную систему. Во второй половине — что ребенок «сканирует» все это, «впитывает» и демонстрирует знания позже. Ежеминутно у него формируется 1 миллион нейронных связей.

Сейчас доказано, что возможности развития мозга не прекращаются так резко. Новый всплеск «перестройки мозга» начинается в подростковые годы под влиянием гормонов. К тому же есть немало видов нейросвязей, о которых ранее ученые не подозревали. А вот перегрузка информацией не дает развиваться эмоциям и координации движений ребенка. Произвольность психических процессов созревает сейчас значительно позже, чем у предыдущего поколения. Одна из гипотез, почему так происходит, — слишком активное «кормление» малыша знаниями.


Что касается воспитания, то у психотерапевтов более-менее общие взгляды на это. За первый год жизни формируется базовое доверие или недоверие к миру, развивается привязанность или зависимость. Главным условием положительного настроя к миру является способность матери так организовать жизнь малыша, чтобы у него возникло ощущение последовательности, стабильности. Если раньше родители об этом не знали и ребенка считали существом, которое мало что понимает, то сейчас немало молодых мам загоняют себя в депрессию, пытаясь выполнить все желания младенца. Лишь бы он не вырос в недоверчивого пессимиста.

Но все это не так фатально. Даже психологи Гарвардского университета, исследующие именно зарождение привязанности, доказали: мамины промахи не отбивают у ребенка доверие к миру. Не стоит тут же переживать о будущем характере ребенка, если мама не сразу заметила, что он хочет есть. И пусть даже это случилось не по весомой причине (переутомление, болезнь), а из-за телефонного разговора или гаджетов. Никто не идеален. Если всего лишь в трети случаев мама правильно считывает потребности ребенка и удовлетворяет их, здоровая привязанность гарантирована. А вот если мать всегда тревожна и испугана, ребенок будет расти таким же.

Другой вариант — прекрасно удовлетворять физические потребности младенца, но игнорировать эмоциональные (приласкать, взять на ручки, поиграть, ответить на улыбки и гуление). Тогда человек будет доверять только себе, несколько избегать близости. Но и такой мужчина или женщина могут быть успешными, самодостаточными, гуманными людьми. Все это не сравнить с детством в асоциальных семьях, где ребенка забывают кормить, орут на него и делают больно на пьяную голову. Это может сделать человека импульсивным, безответственным, агрессивным и автоагрессивным (наносящим вред себе). И даже такой негативный багаж можно исправить после трех лет воспитанием, психотерапией и работой уже взрослого человека над собой.

Еще один опыт, который получает ребенок с одного до трех лет, — самостоятельные действия и последствия, переживание собственной силы. Неудивительно, что вопросы воли закладываются именно в это время. То, «ломают» ли ее родители, приучают к вседозволенности или находят «золотую середину», — действительно влияет на формирование характера. Но и здесь родители далеко не всесильны.

Свежее исследование руководителя центра нейронаук Университета Пенсильвании Марты Фарах это доказало. 600 детей обследовали и исследовали мозг в течение 15 лет: с 4 до 19. Также изучали различные факторы воздействия: благоприятная среда, занятия по раннему развитию, детсад, школа, отношения между родителями, стиль воспитания, забота и тепло от мамы и папы.

Выяснилось, что на развитие центров воли в мозгу и на степень ответственности человека после совершеннолетия мало повлияли интеллектуальное развитие, правильные воспитательные слова и даже «количество любви». Важна была лишь степень свободы в 3-4 года и интересная среда, способствующая развитию. Но речь идет не о специальных игрушках и пособиях, а о, например, спортивном уголке, инструментах на работе у родителей, природных материалах в лесу и т.д.

Даже если взять крайности и сделать наиболее категоричные предположения, получим четыре «варианта характера»:

  • тот, кто склонен опираться только на себя, при этом активно действовать;
  • тот, кто верит в себя и предпочитает избегать ответственности;
  • открытый миру, лидер по натуре, потому что уверен, что должен отвечать и за себя, и за близких;
  • доверчивый, склонный к инфантильности, ищет поддержки у других.

Разве этого достаточно, чтобы описать характер взрослого человека? Десятки, а то и сотни нюансов формируются уже после трех лет.

Согласно возрастной периодизации Эрика Эриксона, дошкольник приобретает опыт быть инициативным, умелым, успешным, планировать и достигать, предвидеть результаты, принимать социальные роли, стремиться к изменениям («стану похожим на папу (сестру и т. д.)»), отвечать за свои поступки. Если малыш бессознательно решает, все ли в порядке с миром, то дошкольник начинает смотреть на себя глазами посторонних и оценивать, все ли в порядке с ним.

Исследователи считают, что именно в это время ребенок проигрывает сценарий будущей жизни, начинает ставить долгосрочные цели, принимает фактор времени, учится ранжировать желания и фантазирует о том, что будет для него важно. Слишком по-взрослому, как для пятилетки? Но это и есть целая революция: переход от «хочу конфету немедленно» до «хочу на Новый год кукольный домик», а тем более — «хочу стать врачом и всех вылечить».


Младшие школьники — новый прорыв развития мозга: они подсознательно стремятся все знания свести в единую модель мира. Поэтому воспитание может помочь или помешать в этом, подсказать, что мир в целом — это «добрый океан», «площадка развлечений», «поле битвы», «пустыня», «стадион для соревнований» или множество других образов.

Подростки практически перестраивают мозг по-своему, если учитывать количество новых нейронных связей. И при этом опираются на собственные ценности, которые обычно отличаются от родительских. Но и в этом возрасте опыт отношений со взрослыми помогает или загоняет в тупик.

Поэтому у каждого периода детства — свои задачи. Воспитывать поздно только того, кто уже начал сам себя воспитывать: кто-то — в 14 лет, кто-то — в 25. Опускать руки после трех лет или списывать все на характер ребенка не стоит. Как и переживать, что нанесли непоправимый вред из-за невнимательности или нехватки времени. У родителей всегда есть время исправиться, пока ребенок остается ребенком.

Поділитися цією статтею

    что происходит с людьми в период от 20 до 30 лет — T&P

    Многочисленные исследования, которые проводились в разных странах мира, говорят о том, что в возрасте от двадцати до тридцати лет жить становится легче. Но большинство перемен, которые происходят в этот период, связаны с обязательствами, которые необходимо начать брать на себя. T&P публикуют отрывок из бестселлера «Важные годы» американского психолога Мэг Джей, в котором она описывает, что происходит с личностью в это время и подтверждает эти перемены жизненным примером.

    На протяжении многих лет ученые, изучающие развитие личности, ведут оживленные дискуссии по поводу того, меняются ли люди после тридцати. Многочисленные исследования показали, что вообще-то мы не меняемся. После тридцати наши мысли, чувства и поступки невероятно устойчивы. Экстраверт остается экстравертом; человек добросовестный — таким же добросовестным.

    Русскоязычная версия книги «Важные годы: Почему не стоит откладывать жизнь на потом» вышла в издательстве «Манн, Иванов, Фербер» в 2014 году.

    Тем не менее в отношении того, в какой именно степени люди не меняются, существуют разногласия. Одни исследователи утверждают, что «за исключением случаев вмешательства извне и трагических событий, после тридцати лет личностные качества остаются, по существу, неизменными». Другие настроены более оптимистично, оставляя человеку шанс измениться, хотя и незначительно. Но независимо от того, можем ли мы меняться после тридцати хотя бы немного или нет, все участники дискуссий пришли к выводу, о котором клинические психологи знают уже давно: в возрасте от двадцати до тридцати лет личность человека меняется в гораздо большей степени, чем в любой период до или после.

    В средствах массовой информации юность подается как шанс стать новым человеком

    Это очень важный вывод, поскольку общепринятая точка зрения гласит, что личностные качества формируются в детстве и юности. У иезуитов есть такой афоризм: «Дайте мне ребенка до семи лет — и я сделаю из него человека». Согласно теории Фрейда, развитие личности завершается в период полового созревания. А в средствах массовой информации юность подается как шанс стать новым человеком. Клиническим психологам известно, что из всех этапов жизненного пути возраст от двадцати до тридцати лет — лучший для того, чтобы измениться. Мне приходилось видеть, как эти молодые люди переходят от социальной тревоги к социальной уверенности или преодолевают последствия несчастливого детства за относительно короткий промежуток времени. А поскольку такие изменения происходят как раз в тот период, когда делается выбор в плане долгосрочной карьеры и отношений, жизнь этих юношей и девушек может сложиться совсем по-другому. В возрасте от двадцати до тридцати лет человек и его личность больше всего готовы к трансформации.

    Однажды я была научным руководителем студентки психологического факультета, которая заявила, что ей не нравится работать с молодыми людьми от двадцати до тридцати лет. Она пояснила это тем, что общаясь со старшим поколением, чувствует себя врачом, осматривающим больных, — как будто ее работа заключается в том, чтобы обнаружить сбой в жизни человека и найти решение проблемы. Она считала, что изучает своего рода смертельные случаи, выявляя проблемы, приводящие к разводам, неудачам в карьере и другим личным трагедиям. Когда эта студентка работала с двадцати-тридцатилетними, у нее возникало больше трудностей. Она беспокоилась о том, что может сделать их лучше или хуже. Она говорила, что чувствует, будто «на кону стоит нечто большее». Возможно, она не понимала чего-то в терапии людей старшего возраста, но была права в одном: возраст от двадцати до тридцати — это не время для анализа причин произошедшего. Жизнь продолжается. Еще не поздно что-то изменить.

    Сэм узнал о разводе родителей в воскресенье утром, за тарелкой хлопьев. В то время ему было двенадцать, и через две недели он собирался на учебу в седьмой класс. Мама объяснила ему, что купила дом на той же улице, и пообещала, что он будет жить, как и раньше, но только на два дома. Пытаясь подбодрить сына, она попросила его помочь с переездом. Ей казалось, что ребенку его возраста должно быть интересно перевозить вещи на тележке из одного дома в другой. Теперь Сэм пришел к такому горькому выводу: «Моя мама слишком вовлекла меня в процесс и позволила мне получить от него слишком большое удовольствие». Он чувствовал себя обманутым. Каждый из родителей хотел быть частью жизни Сэма, поэтому, когда начался учебный год, мальчик через день жил то в одном, то в другом доме. Утром он складывал в рюкзак те вещи и книги, которые могли понадобиться ему в этот день и часть следующего. Наутро он просыпался и делал все это снова. На протяжении шести лет единственное, что оставалось в его жизни неизменным, — это беспокойство о том, что он что-то забыл, и злость из-за того, что ему приходится метаться туда-сюда. По мнению Сэма, «дурацкий принцип “через день” отвечал интересам родителей, а не его». Для родителей это был способ отрицать тот факт, что их жизнь действительно изменилась, а об остальных они не сильно задумывались, особенно о Сэме.

    Сэм начал ходить на сеансы психотерапии потому, что с момента развода родителей он постоянно испытывал чувство тревоги и гнева. Он рассчитывал, что со временем ему станет лучше, а я знала, что на разговорах о прошлом далеко не уедешь. Я решила, что необходимо направить наше с Сэмом внимание на его настоящее, с которым, как оказалось, у него тоже проблемы. Каждый раз на сеанс Сэм приходил с рюкзаком. Там было немного одежды и, может, даже зубная щетка, поскольку Сэм никогда не знал, где будет ночевать и где вообще его дом. Он сказал, что живет в пяти разных местах. Формально он жил в доме матери и отчима, но часто ночевал у друзей, особенно если после вечеринки было проще остаться в том районе города. Резюме Сэма было таким же неупорядоченным, как и его жизнь с ночевками в разных местах. После окончания колледжа он менял работу почти ежегодно. В тот период, когда Сэм ходил ко мне на сеансы, он был «беззаботным безработным». Предполагалось, что он должен получать удовольствие от жизни, живя на пособие по безработице. Однако его существование становилось все менее беззаботным. Сэм жаловался на жизнь «без определенной работы». Ему больше не нравилось ходить на вечеринки, как раньше. Он с таким волнением ждал вопроса «Чем ты занимаешься?», что выпивал пару глотков ликера, прежде чем выйти из дома в пятницу или субботу вечером. Когда на вечеринках заходил разговор о работе, Сэм смущался и уходил выпить что-нибудь покрепче.

    Мы с Сэмом поговорили об исследовании Pew Research Center, по результатам которого были сделаны выводы, противоположные тому, в чем нас пытаются убедить фильмы и блоги: те молодые люди от двадцати до тридцати лет, у кого есть работа, более счастливы по сравнению с теми, у кого ее нет. Я порекомендовала Сэму, чтобы помимо посещения сеансов психотерапии он нашел работу и место для постоянного проживания. После этих слов скептицизм быстро вернулся, а Сэм сказал, что скучная работа только усугубит ситуацию, а ответственность за квартиру прибавит ему лишней головной боли. А еще он заявил, что стабильная работа и квартира, о которой он должен заботиться, — это последнее, что ему нужно. Сэм был неправ.

    Цели, которые вы ставите перед собой сейчас, определяют то, кем вы будете в возрасте от тридцати до сорока лет и старше

    Многочисленные исследования, которые проводились в разных странах мира, говорят о том, что в возрасте от двадцати до тридцати лет жить становится легче. Мы становимся эмоционально устойчивее и не так болезненно переносим превратности судьбы. Мы становимся более ответственными и социально грамотными. Мы охотнее принимаем жизнь такой, какая она есть, и готовы сотрудничать с другими людьми. В целом мы превращаемся в людей, более довольных жизнью и уверенных в себе, а также меньше испытываем, как сказал Сэм, чувство тревоги и гнева. Однако такие изменения происходят не с каждым человеком. Сэм не мог просто ждать, что ему станет лучше, и дальше скитаясь с рюкзаком на спине.

    По утверждению психологов, в возрасте от двадцати до тридцати лет положительные изменения личности происходят благодаря способности «продолжать жить и двигаться дальше». Попытки избежать взрослой жизни не помогут почувствовать себя лучше; это может произойти только благодаря инвестициям во взрослую жизнь. Двадцать с лишним лет — это период, когда мы переходим от учебы к работе, от случайных связей к настоящим отношениям или, как в случае Сэма, от ночевок на чужих диванах к своей квартире. Большинство подобных перемен требует, чтобы мы взяли на себя взрослые обязательства (перед руководителями, партнерами, арендодателями, соседями по комнате). Эти обязательства коренным образом меняют как наше положение в обществе, так и то, кто мы есть на самом деле. Инвестиции в любовь и работу запускают процесс созревания личности. Статус сотрудника компании или успешного партнера способствует ее трансформации, а постоянное проживание на одном месте помогает вести более размеренный образ жизни. Напротив, юноши и девушки двадцати с лишним лет, которые не стремятся жить полной жизнью и двигаться дальше, испытывают такие чувства, как подавленность, гнев и отчужденность.

    Существует множество способов взять на себя такие обязательства перед окружающим миром. В двадцать с лишним лет порой приходится мириться с тем, что означает быть остепенившимся или успешным. Большая любовь или работа, которой вы будете гордиться, — такая цель может показаться труднодостижимой, но мы становимся счастливее, просто двигаясь в этом направлении. Молодым людям после двадцати, которые добиваются пусть незначительных, но успехов в работе или более-менее устойчивого финансового положения, в большей степени свойственны такие качества, как уверенность в себе, позитивный настрой и ответственность. Уже само наличие целей способно сделать нас счастливее и увереннее в себе — как сейчас, так и впоследствии. Во время одного из исследований, объектом которого стали молодые люди с момента окончания колледжа и до тридцати с лишним лет, было установлено, что активная постановка целей в возрасте от двадцати до тридцати лет способствует повышению целеустремленности, мастерства, умения действовать и благосостояния в возрасте от тридцати до сорока лет. Наши цели показывают, кто мы есть и кем хотим стать. Они говорят о том, как мы организуем свою жизнь. Цели называют структурными элементами личности взрослого человека, поэтому стоит обратить особое внимание на следующее: цели, которые вы ставите перед собой сейчас, определяют то, кем вы будете в возрасте от тридцати до сорока лет и старше.

    Обязательства перед другими людьми вне работы тоже способствуют переменам и благополучию. По результатам исследований, которые проводились в США и Европе, было установлено, что формирование устойчивых отношений помогает молодым людям двадцати с лишним лет чувствовать себя увереннее и ответственнее, независимо от того, будут ли эти отношения развиваться или нет. Устойчивые отношения снижают уровень социальной тревоги и подавленности, поскольку позволяют нам чувствовать себя менее одинокими и дают возможность отработать навыки межличностного общения. Мы учимся управлять эмоциями и решать конфликты. Отношения с возлюбленными помогают нам найти новые способы подготовиться к жизни в мире взрослых. А в те дни, когда нам становится действительно трудно пережить происходящее, они могут стать источником уверенности и более надежным убежищем, чем то, которое мы можем найти у своих родителей.

    У тех, кто ведет одинокий образ жизни в двадцать с лишним лет, к тридцати годам существенно падает самооценка

    Хотя средства массовой информации превозносят холостяцкую жизнь, на самом деле мало приятного в том, чтобы остаться одному в двадцать с лишним лет. В ходе исследования, в рамках которого анализировалась жизнь молодых людей в период от немногим более двадцати до почти тридцати лет, выяснилось, что 80 процентов одиночек (юношей и девушек, которые ходили на свидания и заводили случайные связи, но не брали на себя серьезных обязательств) недовольны такой жизнью и только 10 процентов действительно не хотят иметь партнеров. Постоянное отсутствие пары способно губительно сказаться на жизни мужчин, поскольку у тех, кто ведет одинокий образ жизни в двадцать с лишним лет, к тридцати годам существенно падает самооценка.

    Сэм понимал все наоборот. Он считал, что не может стать частью окружающего мира, пока не почувствует себя взрослым человеком, но на самом деле нельзя почувствовать себя взрослым, не приобщившись к их миру. Сэму казалось, что реальный мир лишь усугубит его проблемы, но для того чтобы избавиться от чувства тревоги и гнева в двадцать или даже в тридцать с лишним лет, существовал только один надежный способ: поставить цели и взять на себя определенные обязательства.

    Сэм занялся поиском квартиры. До этого он снимал их на непродолжительный период. На протяжении нескольких месяцев он чувствовал себя спокойнее, но затем снова начинал собирать рюкзак. Сэм не видел никакой необходимости в наличии постоянного места жительства, пока не осознал, что больше всего на свете хочет завести собаку. Когда Сэм нашел квартиру и купил собаку, он вернулся к жизни. Необходимость ухаживать за ней и выгуливать придала жизни Сэма тот ритм, которого в ней не хватало. Во время сеансов он рассказывал забавные истории о своей собаке и показывал фотографии. Я видела, как его личность и жизнь меняются прямо на глазах. Сэм начал выгуливать собак за деньги. Он работал помощником инструктора по дрессировке собак. Вскоре он накопил достаточно средств, чтобы открыть небольшой бизнес — службу присмотра за собаками под названием Dog Days. По словам Сэма, это был его шанс сделать все иначе. Вскоре после того как служба Dog Days начала работу, Сэм прекратил посещать сеансы психотерапии. Работа отнимала много времени, и ему стало трудно встречаться со мной регулярно. Через пару лет Сэм написал мне электронное письмо, в котором говорилось, что он чувствует себя гораздо счастливее и увереннее.

    Фотографии: © iStock.

    Читайте нас в Facebook, VK, Twitter, Instagram, Telegram (@tandp_ru) и Яндекс.Дзен.

    5 личностных черт, которые у вашего 3-летнего ребенка, вероятно, будет иметь навсегда

    Life

    Monkey Business/Fotolia

    по Jackeline Burt Cote

    Вы, наверное, слышали, что эксперты считают, что личность ребенка полностью формируется довольно рано. Хотя это не жесткое и быстрое правило — предпочтения и мнения людей будут меняться со временем — исследования показали, что действительно существуют «значительные связи между нашими поведенческими тенденциями, когда нам всего несколько месяцев, и нашей более поздней личностью». как сообщает Би-би-си. Согласитесь, ничего не гарантировано. Тем не менее, согласно одному исследованию, опубликованному в журнале 9, «корни» того, кем мы являемся, восходят к младенчеству, и большинство наших самых сильных качеств прочно закрепляются примерно к первому классу.0008 Социальная психология и наука о личности .

    «Мы остаемся узнаваемо одними и теми же людьми», — сказал Live Science автор исследования Кристофер Нэйв, доктор философии. «Это говорит о важности понимания личности, потому что она следует за нами, куда бы мы ни отправились, во времени и в разных контекстах».

    Другое исследование, опубликованное в Journal of Personality , показало, что черты характера 3-летнего ребенка могут предсказать его или ее личность в возрасте 26 лет, как сообщает Фонд потребителей образования, с некоторыми чертами, известными как особенно упрямые.

    Но на всякий случай, если вы начинаете беспокоиться о том, что ваш 3-летний ребенок все еще будет закатывать истерики из-за того, что ему придется носить штаны, когда он учится в колледже, стоит отметить, что ни один ребенок не является на 100 процентов высеченным в камне.

    «Некоторые аспекты темперамента ребенка в значительной степени запрограммированы», — сказал Джонатан Почили, доктор философии, детский психолог Детской мемориальной больницы в Чикаго, Parents . «Многие предрасположены, скажем, к застенчивости. Но это не значит, что вы не можете направлять и влиять на поведение своего ребенка».

    Психологи когда-то считали, что существует девять различных граней темперамента младенцев, но с тех пор они были «сведены всего к трем широким измерениям», согласно BBC: «усиленный контроль», «негативная аффективность» и «экстраверсия». Затем эти параметры были «сгруппированы» в пять типов детей, как объяснила ECF.

    Интересно, что трехлетние дети, которых можно отнести к одному из следующих типов, сохраняли связанные с ними черты и во взрослой жизни. Так что, если какая-либо из этих категорий применима к вашему малышу… что ж, возможно, вы захотите привыкнуть к определенному поведению.

    1

    Уверенный

    Fotolia/soupstock

    Исследование Journal of Personality показало, что уверенные в себе дети вырастают раскованных взрослых. Это имеет смысл, если подумать; уверенность в себе на протяжении всей жизни, вероятно, приведет к чувству торможения. Возможно, все это чувство свободы объясняет, почему уверенные в себе малыши также имеют низкие баллы в области «самоконтроля», будучи взрослыми.

    2

    Хорошо приспособленный

    Дети, считающиеся «хорошо приспособленными» типами, сохранили эту тенденцию во взрослом возрасте, набрав более высокие баллы в областях приятности, экстраверсии, добросовестности и открытости к новому опыту.

    3

    Импульсивность

    Черта из категории «недостаточно контролируемая» (наряду с беспокойными и легко отвлекаемыми), дети, которые были импульсивными в возрасте 3 лет, «выросли и получили наивысшие баллы по черте «отрицательная эмоциональность», согласно результатам исследования, и были описаны как напряженные, тревожные и неприятные.

    4

    Заторможенный

    В отличие от уверенных в себе детей, которые выросли раскрепощенными людьми с проблемами самоконтроля, «заторможенные дети, с другой стороны, во взрослом возрасте демонстрировали самый высокий уровень ограничений и низкие баллы по иметь положительный эмоциональный настрой».

    5

    Зарезервировано

    Fotolia/AntonioDiaz

    Дети, которые были «сдержанными» (показывая больше самоконтроля и стремления избегать вреда в 3 года), выросли более покладистыми и добросовестными, чем их сверстники, без склонности к быть открытыми для новых ситуаций, которые были у уверенных в себе детей (ставших взрослыми).

    Если бы мы только могли смешать все лучшее из этих типов вместе…

    6

    Развитие личности детей, 5 различных стадий развития личности у детей

    Хотя развитие личности представляет собой постепенный процесс, его основы закладываются в течение первых пяти лет жизни. Читайте дальше, чтобы узнать больше об этом интересном процессе.

    Мозг ребенка при рождении составляет одну четвертую от размера мозга среднего взрослого человека. Тем не менее, он удваивается в размере в первый год и вырастает почти до 90% к пяти годам. У новорожденного есть все клетки мозга (называемые нейронами), которые будут у него до конца жизни. Но связи между этими нейронами (называемые синапсами) — это то, что заставляет мозг работать, и эта «проводка», или связь, развивается быстрыми темпами в течение первых пяти лет благодаря взаимодействию ребенка с окружающей средой.

    То, как устроен мозг ребенка, определяет его убеждения, ценности, эмоции, мысли и поведение, что, в двух словах, и есть его личность. В то время как генетика (определяющая темперамент и физиологию) играет значительную роль, качество опыта ребенка в первые несколько лет жизни также помогает сформировать его личность. Таким образом, этот опыт оказывает длительное влияние на здоровье ребенка, его счастье и способность учиться и добиваться успеха в жизни.

    Зигмунд Фрейд, известный психоаналитик, подробно объяснил важность первых пяти лет в формировании личности человека. Его ученик Эрик Эриксон выделил восемь стадий развития человеческой личности, три из которых приходятся на первые пять лет. На каждом этапе ребенку необходимо справиться и успешно преодолеть экзистенциальный кризис, чтобы способствовать формированию всесторонней личности. Давайте рассмотрим каждый из этих этапов и то, как они формируют личность ребенка.

    1. Младенчество: (0-18 месяцев)

    Это возраст доверия против недоверия. Основной потребностью младенца является пища. Родитель/опекун, своевременно предвосхищающий и удовлетворяющий потребности ребенка, помогает ему научиться доверять другим, что также развивает его уверенность в себе и помогает младенцу стать счастливым малышом. Однако, когда родитель/опекун не реагирует на потребности ребенка, это вызывает у ребенка тревогу и наполняет ее сомнениями и недоверием.

    Таким образом, родитель/опекун должен тепло относиться к ребенку и всегда оперативно удовлетворять его потребности.

    2. Раннее детство: (1,5-3 года)

    Второй этап социально-эмоционального развития – автономия против сомнения или стыда. Ребенок готов самостоятельно исследовать окружающую среду, так как его нервные и моторные навыки заметно развиваются к этому времени, хотя его суждение все еще находится в стадии разработки. На этом этапе следует наблюдать за ребенком и при необходимости направлять его. Предоставление ребенку права голоса при принятии решений, связанных с ним, повысит его уверенность и независимость. Тем не менее, «вертолетное воспитание» или отсутствие соответствующей возрасту свободы делать что-то самостоятельно может подорвать уверенность ребенка и наполнить его чувством неуверенности в себе.

    Безопасный срединный путь для родителей — быть внимательными и вовлеченными, а также направлять ребенка по мере необходимости. Пусть малыш испытает управляемое исследование и выработает собственное суждение.

    3. Среднее детство: (3-5 лет)

    Третий этап – инициатива против вины. За это время ребенок учится действовать самостоятельно. Она становится более напористой и стремится больше исследовать и пробовать новые вещи. Ребенок также пытается наладить отношения с другими детьми и делать что-то вместе. Эти занятия воспитывают в ребенке инициативу и уверенность в себе. Это также помогает ребенку направить свою энергию в конструктивное русло и вызвать у него чувство счастливой вовлеченности.

    Либо критика инициатив ребенка, либо запрет ей проявлять инициативу (при условии, что вы ее защищаете) могут задушить ее развитие и помешать успешному завершению третьей стадии. Это может наполнить ребенка чувством вины.

    4. Позднее детство: (5-12 лет)

    Трудолюбие против неполноценности – четвертая стадия развития. По мере того, как объем внимания и сила ребенка увеличиваются, он хочет приобретать новые навыки. Он начинает сравнивать себя с другими, чтобы понять, на каком он месте. Его переполняет чувство гордости за успешное выполнение задачи. На этом этапе, если ребенку дать почувствовать себя компетентным, он будет демонстрировать дальнейшее трудолюбие и стремиться к достижению поставленных перед ним целей.

    Но, если не поощрять трудолюбие, у ребенка может начать развиваться комплекс неполноценности и неуверенность в себе. Это может помешать ему реализовать свой истинный потенциал.

    5. Подростковый возраст: (12-18 лет)

    Пятая стадия – идентичность против путаницы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *