Адаптация к доу детей раннего возраста: Учебно-методический материал (младшая группа): «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения». – Адаптация ребенка раннего возраста к условиям в ДОУ
Адаптация ребенка раннего возраста к условиям в ДОУ
Адаптация ребенка раннего возраста к условиям ДОУ
Детский сад — новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие — соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать.
С момента поступления ребенка в детский сад у него начинает процесс адаптации к новым условиям. Что такое адаптация? Адаптация – это процесс вхождения ребенка в новую для него среду и приспособления к условиям этой среды (социальному окружению, режиму дня, нормам и правилам поведения и т. д.)
Выделяют 3 стадии адаптационного процесса:
Острая фаза – сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе (снижение веса, заболевания, снижение аппетита, плохой сон, регресс в речевом развитии, обиды на родителей…) – 1 месяц
Подострая фаза – характеризуется адекватным поведением ребенка, все сдвиги уменьшаются, все психические и физические процессы приходят в норму – 2-3 месяца.
Фаза компенсации – характеризуется убыстрением темпа развития.
Адаптационный период к новым условиям у каждого ребенка протекает по-разному. В среднем этот период занимает от 2 до 5 недель. Выделяют три степени адаптации: лёгкую, средней тяжести и тяжёлую.
При лёгкой адаптации поведение ребёнка нормализуется в течение двух недель. Аппетит восстанавливается уже к концу первой недели, через 1-2 недели налаживается сон. На строение бодрое, заинтересованное, в сочетании с утренним плачем. Отношения с близкими взрослыми не нарушаются, ребенок поддается ритуалам прощания, быстро отвлекается, его интересуют другие взрослые. Отношение к детям может быть как безразличным, так и заинтересованным. Интерес к окружающему восстанавливается в течение двух недель при участии взрослого. Речь затормаживается, но ребенок может откликаться и выполнять указания взрослого. К концу первого месяца восстанавливается активная речь. Заболеваемость не более одного раза, сроком не более десяти дней, без осложнений. Вес без изменений. Признаки невротических реакций и изменения в деятельности вегетативной нервной системы отсутствуют.
Средняя степень адаптации. Нарушения в общем состоянии выражены ярче и продолжительнее. Сон восстанавливается лишь через 20 — 40 дней, качество сна тоже страдает. Аппетит восстанавливается через 20 — 40 дней. Настроение неустойчивое в течение месяца, плаксивость в течение всего дня. Поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в ДОУ. Отношение его к близким — эмоционально-возбужденное (плач, крик при расставании и встрече). Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным. Речь либо не используется, либо речевая активность замедляется. В игре ребенок не пользуется приобретенными навыками, игра ситуативная. Отношение к взрослым избирательное. Заболеваемость до двух раз, сроком не более десяти дней, без осложнений. Вес не изменяется или несколько снижается. Появляются признаки невротических реакций: избирательность в отношениях со взрослыми и детьми, общение только в определенных условиях. Изменения вегетативной нервной системы: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щечки, шелушение кожи (диатез) — в течение полутора-двух недель.
Тяжелая степень адаптации. Ребенок плохо засыпает, сон короткий, вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами; аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, функциональные нарушения стула, бесконтрольный стул. Настроение безучастное, ребенок много и длительно плачет, поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в ДОУ. Отношение к близким — эмоционально-возбужденное, лишенное практического взаимодействия. Отношение к детям: избегает, сторонится или проявляет агрессию. Отказывается от участия в деятельности. Речью не пользуется или имеет место задержка речевого развития на 2 — 3 периода. Игра ситуативная, кратковременная.
Длительность адаптационного периода зависит от индивидуальных — типологических особенностей каждого малыша. Один активен, коммуникабелен, любознателен. Его адаптационный период пройдёт довольно легко и быстро. Другой медлителен, невозмутим, любит уединяться с игрушками. Шум, громкие разговоры сверстников раздражают его. Он если и умеет есть сам, одеваться, то делает это медленно, отстаёт от всех. Эти затруднения накладывают свой отпечаток на отношения с окружающими. Такому ребёнку необходимо больше времени, чтоб привыкнуть к новой обстановке.
Исследования педагогов, медиков показывают, что характер адаптации зависит от следующих факторов:
возраст ребенка. Труднее адаптируются к новым условиям дети в возрасте до 2-х лет. После 2-х лет дети значительно легче могут приспосабливаться к новым условиям жизни. Это объясняется тем, что к этому возрасту они становятся более любознательными, хорошо понимают речь взрослого, у них более богатый опыт поведения в разных условиях.
состояния здоровья и уровня развития ребенка. Здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит трудности социальной адаптации.
сформированности предметной деятельности. Такого ребенка можно заинтересовать новой игрушкой, занятиями.
индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста по разному ведут себя в первые дни пребывания в детском саду. Одни дети плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого реагируют бурным протестом. Но проходит несколько дней, и поведение ребенка меняется: аппетит, сон восстанавливаются, ребенок с интересом следит за игрой товарищей. Другие, наоборот в первый день внешне спокойны. Без возражения выполняют требования воспитателя, а в последующие дни с плачем расстаются с родителями, плохо едят, спят, не принимают участия в играх. Такое поведение может продолжаться несколько недель.
условий жизни в семье. Это создание режима дня в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями, формирование у детей умений и навыков, а также личностных качеств (умение играть с игрушками, общаться со взрослыми и детьми, самостоятельно обслуживать себя и т.д.). Если ребенок приходит из семьи, где не были созданы условия для его правильного развития, то, естественно, ему будет очень трудно привыкать к условиям дошкольного учреждения.
уровня тренированности адаптационных механизмов, опыта общения со сверстниками и взрослыми. Тренировка механизмов не происходит сама по себе. Необходимо создавать условия, которые требуют от ребенка новых форм поведения. Малыши, которые до поступления в детский сад неоднократно попадали в разные условия (посещали родственников, знакомых, выезжали на дачу и т.п.), легче привыкают к дошкольному учреждению. Важно, чтобы в семье у ребенка сложилось доверительные отношения со взрослыми, умение положительно относится к требованиям взрослых.
Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ
Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.
Наличие у ребенка своеобразных привычек.
Неумение занять себя игрушкой.
Несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков.
Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми.
глубокий сон;
хороший аппетит;
бодрое эмоциональное состояние;
полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение;
соответствующая возрасту прибавка в весе.
Рекомендации для родителей перед посещением ДОУ
Поступая в детский сад, ребенок переживает стресс. Любой стресс, особенно длительный, приводит к снижению иммунных резервов организма, повышается восприимчивость к различным заболеваниям. Немаловажно и то, что организм ребенка в детском коллективе сталкивается с чужеродной для него микрофлорой, к большинству он не имеет иммунитета. Именно с этим связано увеличение случаев заболеваний в первый год посещения ребенком детского сада. Для повышения иммунитета применяются лекарственные средства, проконсультируйтесь со своим врачом.
Так же ребенку необходимы мероприятия по профилактике нарушений деятельности желудочно-кишечного тракта, в первую очередь – дисбактериоза кишечника. Дисбактериоз – качественные и количественные изменения в видовом составе микроорганизмов, в норме заселяющих кишечник. Нарушение нормального состава микрофлоры кишечника приводит не только к неполному усвоению питательных веществ, но и разнообразным нарушениям нормальной жизнедеятельности организма. Профилактику дисбактериоза у детей необходимо проводить не только после острых кишечных инфекций, но и при резких изменениях бытовых условий, при поступлении в детский сад. Обычно такие препараты надо давать длительно, а родителям всегда хочется дать волшебную таблетку, после которой ребенок не будет болеть никогда. Таких чудес не бывает. Каждый родитель должен помнить, что поддержание здоровья на хорошем уровне – это кропотливый, напряженный и обязательно регулярный труд.
Нужно помнить, что питание в детском саду может отличать от предпочтений ребенка и к этому ему тоже придется привыкнуть. А родителям лучше перед поступлением ребенка в детский сад скорректировать его питание.
Советы, как укрепить здоровье вашего ребенка:
здоровое, сбалансированное питание;
пребывание на улице не менее 2-3 часов ежедневно;
занятия спортом в соответствии с возрастными возможностями ребенка;
благоприятный микроклимат в семье – любовь обоих родителей.
Прежде всего, ребенку нужно создать дома такой режим и условия жизни, которые были бы максимально приближены к режиму и условиям детского сада.
Примерный режим дня для детей до 3 лет:
7.00 – 7.30– подъем, утренний туалет.
до 8.00 – прием детей в детский сад.
8.00 – 9.00 – утренняя гимнастика, умывание, подготовка к завтраку, завтрак.
9.00 – 9.20 – игры, организация образовательной деятельности.
9.45 – 11.00 – прогулка.
11.00 – 11.20 – возвращение с прогулки, игра.
11.20 – 12.00 – обед.
12.00 – 15.00 – дневной сон.
15.00 – 15.25 – постепенный подъем, полдник.
15.25 – 15.45 — самостоятельная игровая деятельность.
15.45 – 16.00 – организация образовательной деятельности.
16.00 – 17.00 – прогулка.
17:00 – 17.20 – возвращение с прогулки, игры.
17.20 – 17.50 – подготовка к ужину, ужин.
17.50 – 19.30 – самостоятельная деятельность, уход домой.
19.00 – 20.00 – прогулка после детского сада.
20.00 – 20.30 – возращение с прогулки, гигиенические процедуры, спокойные игры.
20.30 – 7.00 – подготовка ко сну, ночной сон
Если в семье дети спят, едят, гуляют в разное время, они с трудом привыкают к распорядку дня в детском саду. Несовпадение домашнего режима с режимом дошкольного учреждения отрицательно влияет на состояние ребенка, он становится вялым, капризным, безразличным к происходящему.
Приводя ребенка в детский сад впервые, не рекомендуется оставлять его сразу на целый день. Самый щадящий вариант, если ребенок в первые дни будет находиться в группе 2-3 часа, а обедать и спать будет дома, в привычной обстановке. Лучше согласовать время с воспитателем и приходить с ребенком в часы прогулок. Давая постепенно привыкнуть, можно оставить ребенка на дневной сон, забирая сразу же после пробуждения. Когда увидите, что аппетит и сон нормализовались, можно оставлять на целый день. Но не форсируйте события, Вам нужно быстрее выйти на работу, хочется, чтобы ребенок уже начал ходить в детский сад целый день, вы настаиваете, а ребенок еще не адаптировался, и начинаются психосоматические заболевания. Все дети индивидуальны и привыкают к детскому саду по-разному.
В первый день посещения детского сада не оставляйте сразу ребенка одного, лучше всего прийти на прогулку и провести ее вместе, у вас будет возможность познакомиться с воспитателем, понаблюдать за поведением ребенка, настроить ребенка на позитивное отношение к садику. Когда вы расстаетесь, оставляя ребенка в детском саду – расставайтесь с ребенком легко и быстро. Конечно же, вы беспокоитесь о том, как будет вашему ребенку в детском саду, но долгие прощания с обеспокоенным выражением лица, у ребенка вызовут тревогу, и он долго не будет вас отпускать.
Не забудьте заверить ребенка, что непременно вернетесь за ним.
Если ребенок с трудом расстается с матерью, первые несколько недель пусть отводит в детский сад его отец.
Дайте ребенку в детский сад его любимую игрушку, пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно и знакомится там с другими ребятами, вечером можно расспросить, что с игрушкой происходило в детском саду. Таким образом, вы узнаете, как вашему малышу удается привыкнуть к садику. Поиграйте с ребенком домашними игрушками в детский сад, где какая-то из них будет самим ребенком. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что говорит, помогите вместе с ребенком найти ей друзей и порешайте проблемы вашего ребенка через нее, ориентируя игру на положительный результат.
Многие дети в первые дни очень устают в детском саду от новых впечатлений, новых друзей, новой деятельности, большого количества народа. Если ребенок приходит домой уставшим и нервным, это не значит, что он не в состоянии привыкнуть к детскому саду. Необходимо такого ребенка раньше забирать домой. В период привыкания исключите лишние раздражители – телевизор, громкую музыку (в крайнем случае, не включайте их очень громко), громкие разговоры, большое скопление народа.
Ребенку сейчас важно как можно больше быть вместе с вами, быть уверенным, что вы его любите. Занимайтесь дома спокойными играми, чтение, рассматривание картинок, рисование, лепка, прогулки перед сном. Не ходите с ним в гости, на праздники, так как это создает дополнительную нагрузку на нервную систему. Не принимайте пока гостей, все наверстаете потом, когда ребенок привыкнет. Обязательно говорите ребенку, что вы его любите, что непременно придете за ним. Когда берете ребенка домой, поговорите с воспитателем и выясните, как ребенок кушал, спал. При необходимости компенсируете дома недоедание или недосыпание.
Немаловажное значение в период привыкания ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения имеет наличие необходимых культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания. Нередко дети, приходя в детский сад, не умеют самостоятельно есть, не просятся на горшок, не умеют одеваться и раздеваться, пользоваться носовым платком. Ребенка надо приучить: мыть руки, пользоваться ложкой, есть самостоятельно, есть суп с хлебом, хорошо пережевывать пищу, соблюдать во время еды чистоту за столом, пользоваться салфеткой, участвовать в раздевании, снимать расстегнутые и развязанные взрослым одежду и обувь, снимать колготы, знать свою одежду, уметь попросить взрослого о помощи.
Для формирования этих навыков необходимы соответствующие условия: единые, обдуманные требования к детям со стороны всех взрослых в семье, постоянство требований, конкретность правил и постепенное увеличение их объема. При формировании навыков большое значение имеют упражнения в действии, поощрение за выполненное действие в виде похвалы, одобрения.
Иногда при поступлении в детский сад наблюдается временная утрата уже приобретенных навыков и привычек. Чтобы этого не произошло, важно не только упражнять детей в применении сформированных навыков, но и контролировать их выполнение в разных ситуациях, пояснять их значение. Дети, у которых сформированы необходимые навыки, связанные с едой, умыванием, одеванием, раздеванием, укладыванием, спокойнее и увереннее чувствуют себя в группе.
Итак, поступление ребенка в детский сад может проходить безболезненно для него, если заранее подготовить малыша к этому. Для этого нужно:
своевременно расширять круг его общения с взрослыми и сверстниками и тем самым способствовать формированию потребности в общении и развитии;
правильно построить всю систему семейного воспитания, чтобы у ребенка сложился положительный опыт общения, выработались необходимые для данного возраста навыки и умения;
ребенок должен быть уверен, что любим родителями, что в сад его отдают не в наказание, а потому что он вырос и родители гордятся тем, что их ребенок стал большим, многое может сделать самостоятельно и может ходить в детский сад.
И каким бы ни был детский сад хорошим, не допускайте непоправимую ошибку – не считайте, что он заменяет семью!
Игры в период адаптации ребенка к детскому саду
Чтобы снизить напряжение необходимо переключить внимание ребенка на деятельность, которая приносит ему удовольствие. Это, в первую очередь, игра.
Игра «Наливаем, выливаем, сравниваем»
В таз с водой опускаются игрушки, поролоновые губки, трубочки, бутылочки с отверстиями. Можно заполнить миску с водой пуговицами, небольшими кубиками и т.д. и поиграть с ними:
· взять как можно больше предметов в одну руку и пересыпать их в другую;
· собрать одной рукой, например, бусинки, а другой – камушки;
· приподнять как можно больше предметов на ладонях.
После выполнения каждого задания ребенок расслабляет кисти рук, держа их в воде. Продолжительность упражнения – около пяти минут, пока вода не остынет. По окончании игры руки ребенка следует растирать полотенцем в течении одной минуты.
Игра «Рисунки на песке»
Рассыпьте манную крупу на подносе. Можно насыпать ее горкой или разгладить. По подносу проскачут зайчики, потопают слоники, покапает дождик. Его согреют солнечные лучики, и на нем появится рисунок. А какой рисунок, вам подскажет ребенок, который с удовольствием включится в эту игру. Полезно выполнять движения двумя руками.
Игра «Разговор с игрушкой»
Наденьте на руку перчаточную игрушку. На руке ребенка тоже перчаточная игрушка. Вы прикасаетесь к ней, можете погладить и пощекотать, при этом спрашиваете: «Почему мой … грустный, у него мокрые глазки; с кем он подружился в детском саду, как зовут его друзей, в какие игры они играли» и т.д. Побеседуйте друг с другом, поздоровайтесь пальчиками. Используя образ игрушки, перенося на него свои переживания и настроения, ребенок скажет вам, что же его тревожит, поделится тем, что трудно высказать.
Адаптация детей раннего возраста детскому саду для воспитателей
Содержание статьи
ОБУЧЕНИЕ “ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ”Детский сад – серьёзный вызов в жизни ребёнка, большое испытание для малыша. Любое испытание делает человека сильнее, продвигает вперед в развитии или наоборот, отбрасывает назад. Поэтому на сегодняшний день актуальна тема организации педагогического процесса в период адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения. Адаптация рассматривается как приспособление организма к новой обстановке, которая включает широкий спектр индивидуальных реакций, зависящих от психологических и личностных особенностей ребенка, конкретного характера семейных отношений и воспитания, условий пребывания в саду. От того, как взрослые подойдут к малышу в период адаптации, как смогут организовать его жизнь в группе, зависит многое в его поведении.
Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для всей семьи: и для ребенка, и для родителей. Для малыша – это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Ему предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Четкий режим дня, отсутствие родителей, как правило, иной стиль общения, необходимость общения со сверстниками, новое помещение – все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию. Эти новые факторы вызывают у малыша защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, сна, общения с окружающими.
И педагоги, и родители должны понимать, насколько ответственен момент адаптации ребенка к условиям детского сада и насколько серьезные последствия для здоровья ребенка он может спровоцировать.
Выделяют три степени адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада – легкую, среднюю и тяжелую.
В основе данной градации лежат такие показатели как:
- Быстрота нормализации эмоционального самочувствия ребенка;
- Проявление положительного отношения к педагогам и сверстникам;
- Наличие интереса к предметном миру;
- Частота и длительность острых вирусных заболеваний.
Легкая адаптация проходит в течение 1—2 недель. Переживания ребенка наблюдаются не более 14 дней.
Малыш быстро начинает проявлять интерес к окружающим:
- Воспитателям и детям, наблюдаются незначительные нарушения сна и аппетита.
- Ребенок не болеет, к концу второй недели он уже легко расстается с родителями, нормализуется его эмоциональное состояние.
При адаптации средней тяжести у детей наблюдаются значительные нарушения сна и аппетита, которые приходят в норму к концу месяца. Малыш обычно пассивен, капризничает, раздражителен, часто плачет, его не интересуют игрушки, он перестает пользоваться активным словарем. Часто происходят нарушения в работе вегетативной нервной системы – это выражается в появлении бледности кожных покровов, потливости, появляются тени под глазами, фиксируется изменение стула. Ребенок подвержен инфекционным заболеваниям, которые протекают в тяжелой форме. Обычно описанная симптоматика начинает проходить через месяц, после первого посещения детского сада.
Наиболее опасна для здоровья малыша тяжелая степень адаптации к дошкольному учреждению. Ребенок трудно привыкающий к детскому саду как правило подвержен длительным и тяжелым заболеваниям. Иммунная система малыша не справляется с инфекциями, и они начинают сменять одна другую. Он эмоционально истощен, капризничает, часто наблюдаются невротические состояния. Родителей и педагогов беспокоит аппетит крохи – он отказывается от еды, попытки накормить могут заканчиваться рвотой. Нарушается сон, ребенок спит очень чутко, часто просыпается, плачет во сне, долго не может заснуть. Малыша не радует окружающая обстановка. Он отказывается играть с любимыми игрушками, почти не общается с другими детьми, пассивен в общении с взрослыми. В зависимости от индивидуально-типологических особенностей (типа высшей нервной деятельности, вида темперамента) ребенок может быть или тихим и подавленным, или наоборот агрессивным и истеричным. Такое состояние может наблюдаться в течение нескольких месяцев, при этом угнетаются все жизненные силы малыша, замедляются темпы физического и психического развития.
Своеобразие адаптации малыша к новым условиям обусловлены специфическими особенностями раннего возраста. Этот период является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются основные умения малыша, так необходимые для его успешного развития. В это время складываются такие доминантные качества как познавательная активность, самостоятельность, инициативность, коммуникабельность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности. Но их формирование требуют адекватных действий со стороны взрослых, определенных форм общения и активного взаимодействия с ребенком.
Основными линиями развития детей раннего возраста являются:
- развитие предметной деятельности;
- развитие эмоционально-действенного общения с взрослыми.
Ведущая роль предметной деятельности в развитии малыша очевидна. Включение в предметную деятельность позволяет ребенку развивать культурно нормативные, специфические и орудийные действия. Использовать в своей повседневной деятельности окружающие предметы (есть ложкой, копать лопаткой, пользоваться расческой и т.д.) в соответствии с их социальным назначением.
В раннем детстве происходит интенсивное развитие наглядно-действенного мышления и познавательной активности, формирование целенаправленности и настойчивости действий ребенка. Для развития действий используют конструктивные игры и игрушки.
Особенностью раннего детства становится и специфичный режим жизнедеятельности малыша. Как правило, этот важный период своего развития ребенок проводит в семье. Семейная обстановка является оптимальной для ребенка – любовь близких взрослых, их чуткое и гибкое отношение, индивидуальное общение являются необходимым условием его нормального развития и хорошего эмоционального самочувствия. В современных условиях семья очень часто вынуждена прервать гармонию развития малыша в условиях дома и воспользоваться услугами детского сада.
Главная задача, которую решают в это время работники детского сада и родители – сделать детский сад для ребёнка желанными. Необходимо чтобы отрыв от дома, от близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми сверстниками не стали для ребёнка серьезной психологической травмой.
Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает и вовремя просыпается в бодром настроении, играет один или со сверстниками.
Рекомендации воспитателям по организации деятельности детей в период адаптации к детскому саду
Психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей к условиям ДОО
Адаптация детей в детском саду всегда была и остается психологически наиболее сложным периодом как для ребенка и его родителей, так и для педагогов. Учет специфики адаптационного периода поможет не только найти правильный подход к ребенку, но и заложить предпосылки для его успешной социализации в новом коллективе.
Основные особенности нормально текущего периода адаптации
Нарушения настроения
Слезливость, капризность, подавленное состояние у некоторых детей; возбудимость, гневливость, агрессивные проявления у других (продолжительность – от недели до 1,5 месяца).
Нарушения сна
Дети очень часто начинают хуже спать, с трудом засыпают вечером, могут плакать перед сном; утром же их бывает очень трудно разбудить в нужное время, Некоторые дети не могут заснуть днем в детском саду, переутомляются и быстро засыпают вечером. Другие, перевозбужденные, не могут успокоиться до 22-23 ч. Недостаток сна сказывается на самочувствии детей практически сразу и оказывает комплексное негативное влияние на нервную систему (продолжительность – от 1 до 2 месяцев).
Нарушения аппетита
Дети начинают плохо есть (причем и дома, и в саду) по той причине, что им предлагают непривычную пищу, новые блюда, незнакомые на вкус. Для детей, привыкших к приему протертой пищи в домашних условиях, может оказаться неожиданной консистенция блюд в детском саду. В сочетании с повышенной нервной возбудимостью некоторых детей это может привести к кратковременным желудочно-кишечным расстройствам – рвоте, болям в животе, икоте, иногда – к пищевой аллергии (продолжительность – от 1 недели до 1 месяца).
Понижение иммунитета
Вследствие стресса у маленьких детей страдает иммунная система, они начинают часто болеть (обычно ОРВИ), реагируют на переохлаждение, перегревание, сквозняки гораздо чаще, чем в обычном состоянии; легко заражаются друг от друга (продолжительность – от 2 до 10 месяцев, у некоторых еще дольше).
Нарушение поведения
Дети как бы возвращаются на более ранние ступени развития, хуже играют, игры становятся более примитивными, не могут оторваться от мамы даже дома, начинают бояться чужих людей. У некоторых наблюдается утрата навыков самообслуживания, гигиенических навыков (они не просятся на горшок, испытывают затруднения при необходимости помыть руки и т. д.) (продолжительность – от 1 недели до 2 месяцев).
Рекомендации по адаптации детей в детском саду
Большинство детей начинают посещать детское учреждение в возрасте 2,5 —3 лет. Для некоторых из них переход от домашней обстановки, знакомых и любимых игрушек, близких взрослых дается более или менее легко, и через 2—3 месяца они привыкают к детскому саду. Для других же он превращается в трагедию, чреватую нарушениями поведения, резким ухудшением здоровья, постоянными дисфориями (пониженный эмоциональный фон, плохое настроение), а в дальнейшем даже ранней невротизацией, ведущей к появлению множественных психологических и неврологических нарушений.
В возрасте 2 —3 лет ребенок не в состоянии играть с игрушками, даже очень привлекательными, он еще не умеет общаться с другими детьми, не понимает их и не может выразить свои желания, мысли, чувства так, чтобы его поняли. Посторонних же взрослых некоторые дети просто могут испугаться.
Для любого педагога период, когда в группу приходит много новичков, является большим испытанием. Особенно важно в это время заложить основы благожелательных отношений между детьми в группе, создать предпосылки эмоционального комфорта для каждого ребенка. Все дальнейшие задачи, связанные, например, с обучением, самообслуживанием и т. д., являются вторичными, так как их реализация может быть возможна чуть позже, когда дети успокоятся и пойдут на контакт.
Работа с родителями детей, поступающих в детский сад, должна начинаться задолго до того, как они приведут ребенка. Еще при записи малыша в учреждение мама должна получить четкую информацию о периоде адаптации и о том, что лично она может сделать для того, чтобы этот период прошел для ребенка как можно легче. Родители и воспитатели должны знать о специфике адаптационного периода, его стрессогенном влиянии на ребенка, продолжительности (1,5—3 месяца), о возможных нарушениях.
Деятельность воспитателя в период адаптации детей к детскому саду.
Воспитателю необходимо предупредить родителей об особенностях адаптации детей к новым условиям и попросить их обязательно рассказывать о том, как ведет себя ребенок дома. Если малыша заранее приучили к режиму дня, который ждет его в детском саду, если он умеет проситься в туалет, готов к непротертой и разнообразной пище, умеет играть с игрушками, интересуется ими, способен хотя бы к кратковременному контакту с другими детьми, не боится их, доверяет воспитателю, то большинство проблем, связанных с адаптационным периодом, его минует. С ним будет легко и родителям, и педагогу.
Если же родители не подготовили ребенка к дошкольному учреждению, если он имеет те или иные нарушения со стороны нервной системы (перинатальная энцефалопатия, минимальная мозговая дисфункция и т. п.), что, к сожалению, встречается все чаще, или страдает хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, то его адаптация к детскому саду будет затруднена.
Воспитатель группы в первую очередь сталкивается с тем, что дети, начавшие посещать детский сад, очень разные по своим умениям, уровню физического и психического развития. Приходится в сжатые сроки организовать более или менее однородную группу, где все хотя бы понимают, что происходит вокруг и что от них требуется.
Известно, что наиболее легко приспосабливаются к детскому саду те дети, которые, во-первых, не боятся сверстников и взрослых, т.е. доступны контакту, а во-вторых, умеют играть или хотя бы заниматься игрушками самостоятельно или с другими детьми.
С первых дней пребывания ребенка в ДОУ педагог должен стараться обеспечить, прежде всего, психологический и физический комфорт для детей, смягчить трудности перехода от домашнего (разного у всех) к общественному (одинаковому для всех) образу жизни. Это определяет возможность решить самые заметные проблемы, которые возникают в первый месяц, когда адаптация малышей к новым условиям доставляет им столько неприятных моментов.
Обращаться к детям раннего и младшего дошкольного возраста, которые только начали ходить в сад, надо, с одной стороны, индивидуально, по имени: “Катенька, пойдем мыть ручки”, а с другой — подчеркивать принадлежность ребенка к группе, учить реагировать на обращение “Ребята” и т.п.: “Ребята, теперь все садимся за столики! И ты, Катя, садись, и ты, Витя, — вот сюда”. Все непривычные детям действия надо проговаривать, объяснять, многократно повторять: “Сейчас мы все оденемся, подойдем к своим, шкафчикам — это у нас Мишин шкаф, а это — Машин, а это — твой. А ты, Соня, молодец, сама свой шкаф нашла”.
Если дети понимают воспитателя — их легко обучить тем вещам, с которыми дома они не сталкивались или привыкли делать по-другому. Важно сохранять индивидуальный подход — надо помнить, кто что умеет, у кого какие затруднения.
Одновременно воспитатель старается обратить внимание детей друг на друга, добиться, чтобы они запомнили, как кого зовут, по возможности могли обращаться по имени друг к другу и воспитателю. Для этого существуют специальные игры, направленные на знакомство, запоминание имен, а также ритуалы приветствия и прощания с каждым ребенком: “Вот, ребята, Леночка пришла. Здравствуй, Леночка! Давайте все вместе с ней поздороваемся!..”, “Виталик пошел домой. Давайте попрощаемся: пока-пока, Виталик! До завтра!” В играх, например “Паровозик”, дети — это вагончики, и у каждого свое имя. “Первый вагончик — Саша, к нему прицепился второй — Илюша, третий вагончик — Верочка, а паровозом сегодня будет Анюта!”
Постоянные повторения помогают детям быстро запомнить, как кого зовут, а игры (под руководством воспитателя) способствуют возникновению первых контактов, физических и игровых.
Большое внимание надо уделять руководству детской игрой, показывать простые действия с игрушками, доступные сюжеты, проигрывать их с разными игрушками. Постепенно малыши начинают повторять их, дополнять, вносить изменения — возникают первые игры. А ребенок, который в состоянии занять себя игрушками, находится в хорошем настроении, не плачет, легче входит в контакт с другими детьми, сначала повторяя за ними те или иные действия, затем — общаясь уже вне игровых ситуаций.
Есть дети, которым очень трудно есть и спать в незнакомой обстановке. Может пройти несколько дней, прежде чем ребенок согласится остаться в группе один, без мамы. Хорошо посоветовать маме дать ему с собой игрушку (не новую, но и не самую любимую — во избежание конфликтов), просто чтобы с ним оставалось что-то родное, “кусочек дома”. Кроватку такому ребенку надо показать заранее, продемонстрировать, как другие ложатся, пообещать, что кроватка его подождет, а завтра он уже сможет спать на ней.
Исходя из типичных для адаптационного периода сложностей со сном, аппетитом, нестабильностью гигиенических навыков и т. д., воспитателю и помощнику воспитателя важно максимально учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Если ребенок плохо ест, недопустимо его кормить насильно и даже просто настаивать на “доедании” всей порции: в этом возрасте легко возникает и закрепляется невротическая рвота. Если не засыпает, надо дать игрушку, посидеть с ним, успокоить, разрешить не спать, а просто закрыть глазки и тихо полежать. Детей с неустойчивыми гигиеническими навыками следует чаще приглашать в туалет. Напоминать им об этом надо и на прогулке. Они должны иметь запас сменной одежды и белья. Обычно эти проблемы снимаются к концу первого месяца посещения детского сада, но после длительного отсутствия (например, из-за болезни) могут ненадолго возникнуть вновь.
Если воспитатели и родители вместе доброжелательно, но твердо направят жизнь малыша в новое русло, никаких особых проблем с ребенком (если он физически и психически здоров) не будет.
Памятка по организации педагогического процесса в период адаптации (для воспитателей и помощников воспитателя групп раннего возраста)
- В период адаптации устанавливается индивидуальный режим для каждого вновь поступающего малыша с учетом рекомендаций врача, педагога-психолога, старших воспитателей. Со временем все дети переводятся на общий режим.
- Во время адаптационного периода необходимо учитывать все индивидуальные привычки ребенка, даже вредные, и ни в коем случае не перевоспитывать его.
- Взрослому следует чаще ласкать ребенка, особенно во время укладывания на сон: гладить ему ручки, ножки, спинку (это обычно нравится детям). Хороший эффект засыпания дает поглаживание головки ребенка и бровей, при этом рука должна касаться лишь кончиков волос.
- Не мешает уже в первые дни показать ребенку детское учреждение с тем, чтобы дать понять ребенку: его здесь любят.
- В психологически напряженной, стрессовой ситуации помогает переключение на древнюю, сильную пищевую реакцию. Необходимо чаще предлагать ребенку попить, погрызть сухарики.
- Затормаживает отрицательные эмоции монотонные движения руками или сжимание кистей рук, поэтому ребенку предлагаются игры: нанизывать шарики на шнур, соединять детали крупного конструктора “Лего”, играть резиновыми игрушками-пищалками, игры с водой.
- Периодически включать негромкую, спокойную музыку, но строгая дозировка и определение во время звучания обязательны.
- Лучшее лекарство от стресса – смех. Необходимо создавать такие ситуации, чтобы ребенок больше смеялся. Используются игрушки-забавы, мультфильмы, приглашаются необычные гости – зайчики, клоуны, лисички.
- Необходимо исключить однообразие жизни детей, т. е. определить тематические дни.
- Исключить интеллектуальные и физические перегрузки.
- Необходимо присматриваться к индивидуальным особенностям каждого ребенка и стараться вовремя понять, что стоит за молчаливостью, спокойствием, пассивностью некоторых детей.
- Непреложное правило – не осуждать опыт ребенка, никогда не жаловаться на него родителям. Все проблемы ребенка становятся для педагога профессиональными проблемами.
- Ежедневно беседовать с родителями, вселять в них уверенность, рассеивать беспокойство и тревогу за своего ребенка.
Консультация (младшая группа): Адаптация детей раннего возраста к детскому саду
Консультация для родителей
Подготовил воспитатель КУ Урайский специализированный Дом ребенка Веселова Н.С
«Адаптация детей раннего возраста к детскому саду»
Адаптация детей раннего возраста
Закончился до ясельный патронаж. И вот малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – период адаптации.
Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям.
У детей в период адаптации могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние. У некоторых малышей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков. Например, дома просился на горшок – в детском саду этого не делает, дома ел самостоятельно, а в детском саду отказывается. Понижение аппетита, сна, эмоционального состояния приводит к снижению иммунитета, к ухудшению физического развития, потере веса, иногда к заболеванию.
Выделяют три степени адаптации: лёгкую, средней тяжести и тяжёлую.
При легкой адаптации отрицательное эмоциональное состояние длится недолго. В это время малыш плохо спит, теряет аппетит, неохотно играет с детьми. Но в течение первого месяца после поступления в детский сад по мере привыкания к новым условиям все нормализуется. Ребенок как правило не заболевает в период адаптации.
При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние ребенка нормализуется более медленно и на протяжении первого месяца после поступления он болеет, как правило, острыми респираторными инфекциями. Заболевание длится 7-10 дней и завершается без каких-либо осложнений.
Самой нежелательной является тяжелая адаптация, когда эмоциональное состояние ребенка нормализуется очень медленно (иногда этот процесс длится несколько месяцев). В этот период ребенок либо переносит повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями, либо проявляет стойкие нарушения поведения. Тяжелая адаптация отрицательно влияет как на состояние здоровья, так и на развитие детей.
От чего же зависит характер и длительность адаптационного периода?
Исследования педагогов, медиков показывают, что характер адаптации зависит от следующих факторов:
· возраст ребенка. Труднее адаптируются к новым условиям дети в возрасте от 10-11 месяцев до 2-х лет. После 2-х лет дети значительно легче могут приспосабливаться к новым условиям жизни. Это объясняется тем, что к этому возрасту они становятся более любознательными, хорошо понимают речь взрослого, у них более богатый опыт поведения в разных условиях.
·состояния здоровья и уровня развития ребенка. Здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит трудности социальной адаптации.
· сформированности предметной деятельности. Такого ребенка можно заинтересовать новой игрушкой, занятиями.
· индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста по разному ведут себя в первые дни пребывания в детском саду. Одни дети плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого реагируют бурным протестом. Но проходит несколько дней, и поведение ребенка меняется: аппетит, сон восстанавливаются, ребенок с интересом следит за игрой товарищей. Другие, наоборот в первый день внешне спокойны. Без возражения выполняют требования воспитателя, а в последующие дни с плачем расстаются с родителями, плохо едят, спят, не принимают участия в играх. Такое поведение может продолжаться несколько недель.
· условий жизни в семье. Это создание режима дня в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями, формирование у детей умений и навыков, а также личностных качеств (умение играть с игрушками, общаться со взрослыми и детьми, самостоятельно обслуживать себя и т.д.). Если ребенок приходит из семьи, где не были созданы условия для его правильного развития, то, естественно, ему будет очень трудно привыкать к условиям дошкольного учреждения.
· уровня тренированности адаптационных механизмов, опыта общения со сверстниками и взрослыми. Тренировка механизмов не происходит сама по себе. Необходимо создавать условия, которые требуют от ребенка новых форм поведения. Малыши, которые до поступления в детский сад неоднократно попадали в разные условия (посещали родственников, знакомых, выезжали на дачу и т.п.), легче привыкают к дошкольному учреждению. Важно, чтобы в семье у ребенка сложилось доверительные отношения со взрослыми, умение положительно относится к требованиям взрослых.
Объективными показателями окончания периода адаптации у детей являются:
· глубокий сон;
· хороший аппетит;
· бодрое эмоциональное состояние;
· полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение;
· соответствующая возрасту прибавка в весе.
Игры в период адаптации ребенка к детскому саду
Чтобы снизить напряжение необходимо переключить внимание малыша на деятельность, которая приносит ему удовольствие. Это, в первую очередь, игра.
Игра «Наливаем, выливаем, сравниваем»
В таз с водой опускаются игрушки, поролоновые губки, трубочки, бутылочки с отверстиями. Можно заполнить миску с водой пуговицами, небольшими кубиками и т.д. и поиграть с ними:
· взять как можно больше предметов в одну руку и пересыпать их в другую;
· собрать одной рукой, например, бусинки, а другой – камушки;
· приподнять как можно больше предметов на ладонях.
После выполнения каждого задания ребенок расслабляет кисти рук, держа их в воде. Продолжительность упражнения – около пяти минут, пока вода не остынет. По окончании игры руки ребенка следует растирать полотенцем в течении одной минуты.
Игра «Рисунки на песке»
Рассыпьте манную крупу на подносе. Можно насыпать ее горкой или разгладить. По подносу проскачут зайчики, потопают слоники, покапает дождик. Его согреют солнечные лучики, и на нем появится рисунок. А какой рисунок, вам подскажет ребенок, который с удовольствием включится в эту игру. Полезно выполнять движения двумя руками.
Игра «Разговор с игрушкой»
Наденьте на руку перчаточную игрушку. На руке ребенка тоже перчаточная игрушка. Вы прикасаетесь к ней, можете погладить и пощекотать, при этом спрашиваете: «Почему мой … грустный, у него мокрые глазки; с кем он подружился в детском саду, как зовут его друзей, в какие игры они играли» и т.д. Побеседуйте друг с другом, поздоровайтесь пальчиками. Используя образ игрушки, перенося на него свои переживания и настроения, ребенок скажет вам, что же его тревожит, поделится тем, что трудно высказать.
Уважаемые родители чаще играйте со своими детьми! Они будут окружены любовью, заботой и легче перенесут адаптацию к детскому саду!
Статья: Статья на тему: «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»
Ногородцева О.С., воспитатель
ГБДОУ детский сад № 85 Приморского района
Санкт-Петербург
Статья на тему:
Адаптация – это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для ребенка детский садик, несомненно, является новым, но еще неизвестным пространством, с новым окружением и новым отношениями.
Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении.
С приходом в детский сад изменяется и социальное положение, ребенка. В семье он был в центре внимания, общался с ограниченным кругом людей, чаще всего с членами семьи. В дошкольном учреждении он становится членом детского коллектива, равным среди других детей. В связи с этим ребенку необходимо психологически перестроиться, изменить свое поведение, вступать в контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками. Всё это приводит к нарушениям сложившихся стереотипов в деятельности и поведении ребенка, требует биологической и социальной адаптации к новым условиям.
Под биологической адаптацией в узком смысле понимается перестройка физиологических систем организма, обеспечивающая целесообразное приспособление к новым условиям жизни. Эта перестройка осуществляется на основе врожденных механизмов. Уже новорожденный ребенок быстро приспосабливается к условиям жизни, которые специально создаются в семье после его рождения.
Биологическая перестройка происходит и в период первоначального пребывания ребенка в детском учреждении. Он должен привыкнуть к новому воздушному и световому режиму, установленному распорядку дня, к изменению в питании.
Наряду с биологической, осуществляется и социальная адаптация, т.е. способность изменить своё поведение в зависимости от новых социальных условий.
Период адаптации – тяжёлое время для ребёнка, его родителей и персонала группы.
В период привыкания могут быть обнаружены следующие нарушения:
- Снижается или вовсе пропадает аппетит.
- Может быть нарушен как дневной, так и ночной сон.
- Забываются умения, полученные дома. Малыш перестанет самостоятельно переодеваться, готовиться ко сну, умываться, кушать ложкой.
- Откатываются назад речевые навыки. Если раньше в активном словаре присутствовали сложные слова, то в стрессовой ситуации они могут пропасть.
- Снижается иммунитет, велик риск подхватить простуду.
- Происходит дисбаланс активности. Движения ребенка могут стать как медленными и апатичными, так и гиперактивными, чересчур резкими.
- Проявляется зажатость в поведении, нежелание делиться переживаниями: ранее общительные детки могут стать молчаливыми.
- Нарушается эмоциональный фон. Поход в садик может вызвать новые чувства: гнев, возбуждение, раздражение.
Все эти изменения не зависят от прихоти малыша, каждый переживает по-своему, поэтому взрослые могут только поддержать свое чадо и помочь ему заблаговременно адаптироваться.
В среднем адаптация у детей раннего возраста длиться 2-3 недели. В детском саду дети болеют чаще, чем дома. Это и понятно т.к. в группе может быть заболевший ребёнок, который становиться источником инфекций для других детей. В период адаптации возможность заболевания ребёнка, особенно трудно привыкающего к новым условиям, возрастает, поскольку под влиянием эмоционального напряжения снижаются защитные силы организма.
Большие трудности в этот период испытывают дети, привыкшие к общению только с родителями. Замкнутый образ жизни семьи, причины, тормозящие образованию у малыша умений контактировать с незнакомыми взрослыми. А это значит, что в первые, дни он будет негативно относиться к воспитателям и няне.
Плохо приспосабливаются дети к коллективной жизни, которых чрезмерно опекают в семье, которые не знают родительского «нельзя».
Общая задача воспитателей и родителей – помочь ребёнку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Для этого нужна подготовительная работа в семье. Прежде всего, необходимо максимально приблизить домашний режим к распорядку дня в детском саду.
В первые дни лучше оставлять ребёнка на 1-2 часа увеличивая постепенно время пребывания до обеда, до полдника, а затем и до вечера. Чем быстрее ребёнок почувствует доверие к воспитателям, няне, установит контакт с ними, тем спокойнее он перенесёт перемены в своей жизни разлуку с вами.
Ваше вежливое и приветливое отношение к воспитателям расположит ребёнка к общению с ними.
Выработка единых требований к поведению ребёнка, в детском саду и дома важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию к перемене в образе жизни.
Психолого-педагогическими условиями успешной адаптации должны стать:
организация процесса адаптации, включающая: правильно организованный приём детей, создание эмоционально — благоприятной атмосферы в группе, работа с семьёй, организацию предметно-развивающей среды и игровой деятельности. Индивидуально-личностный подход в воспитании и обучении детей с учетом всех действующих факторов адаптации.
Критериями успешной адаптации считаются:
внутренний комфорт, заключающийся в эмоциональной удовлетворённости; внешняя адекватность поведения, которая заключается в способности легко и точно выполнять новые требования.
Готовим ребенка к детскому саду
Хотя бы раз в неделю меняйте с ребенком место для прогулок – это может быть соседский двор, парк, центр города, просто прогулка пешком. Не обсуждайте при малыше волнующие вас проблемы, связанные с детским садом. Ходите с ребенком в гости и приглашайте гостей к себе, желательно с детьми разного возраста – учите ребенка общаться, вместе играть, давать играть свои игрушки, просить чужие и т.п. – показывайте, как это надо делать. Самое главное – положительный настрой на детский сад, если вы верите, что детский сад самое лучшее место на земле для вашего ребенка, так же будет считать и ваш ребенок. Заранее узнайте все моменты в режиме дня в детском саду и введите их в режим дня ребенка дома. Учите ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания. Планируйте свой отпуск или выход на работу так, чтобы в первый месяц посещения ребенком детского сада у вас была бы возможность оставлять его там не на целый день. Недопустимо угрожать ребенку детским садом как наказанием за детские грехи, а также за непослушание. Не нервничайте и не показывайте свою тревогу накануне поступления ребенка в детский сад.
Как вести себя родителям с ребенком, когда он начал посещать детский сад?
Обязательно соблюдайте график адаптации, т.е. режим кратковременного пребывания ребенка в детском саду, начиная с 2-х часов. Дайте ребенку возможность постепенно привыкнуть к новым условиям, к новым людям, к новым правилам, к отсутствию мамы. Можете дать ребенку с собой игрушку или книжку, словом «кусочек» дома. Ежедневно общайтесь с воспитателем, пусть воспитатель станет вашим помощником в воспитании ребенка. Настраивайте ребенка на положительный лад. Внушайте ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим. Создайте спокойный, бесконфликтный климат для него в семье. Щадите его ослабленную нервную систему. На время можно прекратить походы в цирк, в театр, в гости; сократите просмотр телевизионных передач. Поддерживайте ребенка в период адаптации, меньше обращайте внимания на его капризы, дарите ему свое тепло и любовь. Постарайтесь не менять ничего в жизни ребенка в этот период (не отучайте от соски, груди – это лучше сделать заранее, не ездите надолго в гости, не приглашайте к себе незнакомых малышу людей и т.п.). Берегите нервную систему ребенка! Наблюдайте за своим ребенком, прислушивайтесь к нему, и он вам сам подскажет наиболее оптимальные для него воспитательные методы и приемы! Внимание- никогда не пугайте ребенка детским садом! Подготовьте к садику себя. И еще один очень важный момент, про который, тем не менее, часто забывают. Дети очень тонко чувствуют настроение родителей. Если мама боится оставлять ребенка в садике, естественно, ребенок будет бояться там оставаться. Если вы хотите, чтобы ребенок поверил, что ему в садике ничего не угрожает – поверьте в это сами!
Рекомендации для родителей. «Адаптация детей раннего возраста к детскому саду»
Есть особый сад на свете,
Не деревья в нем, а дети,
Он для маленьких ребят
И зовется «Детский сад!»
Это просто добрый дом
Где мы весело живем
Воспитатели и няни
Целый день конечно с нами
Здесь красиво и светло,
И уютно и тепло,
И вокруг друзья- подружки
Есть и книжки и игрушки.
Мы играем и рисуем,
Сказки слушаем, танцуем,
А из глины на дощечке
Лепим разных человечков.
К нам друзья вы приходите
Посмотрите, оцените,
А понравится у нас,
ОСТАВАЙТЕСЬ СЕЙ ЖЕ ЧАС!
.
Детский сад — новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагирует на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, капризничают и плачут перед входом в группу.
Ваш малыш пришёл в детский сад. Для него началась новая жизнь- это новое окружение, новая обстановка, новые люди, одним словом адаптация. Слово «Адаптация» означает приспосабливаться на новые для ребёнка условия. Процесс часто проходит с напряжением и перенапряжением психических и физических сил детского организма. В привычную, сложившуюся жизнь ребенка буквально врываются такие изменения как:
- Четкий режим дня;
- Отсутствие родных рядом;
- Постоянный контакт со сверстниками;
- Необходимость слушаться незнакомого до этого человека;
- Резкое уменьшение персонального внимания.
Адаптационный период- серьёзное испытание для ребёнка 2-3 года жизни. Как помочь малышу в период адаптации? Эти проблемы решают в детском саду все вместе : воспитатели, младшие воспитатели и родители. Самая главная задача создать эмоционально благоприятную атмосферу в группе, оберегая нервную систему детей от стрессов и перегрузок. Каждый малыш привыкает по- своему, у кого-то адаптация проходит в легкой форме три — четыре недели, у кого-то в средней форме до двух месяцев, у кого-то тяжёлая адаптация до шести месяцев.
Для того, чтобы адаптация к детскому саду стала максимально безболезненной для ребенка, нужно сделать её постепенной, так как каждый ребенок привыкает по своему. Я для вас подготовила некоторые рекомендации.
Уважаемые родители:
- Постарайтесь быть терпеливыми к себе и к своему ребёнку. Прислушивайтесь к советам и просьбам воспитателей.
- Обучайте ребёнка дома всем необходимым навыкам самообслуживания: умываться, вытирать руки, одеваться и раздеваться; самостоятельно кушать, пользуясь во время еды ложкой; проситься на горшок.
- Одежда в группе для данного возрастадолжна быть удобна шорты, брючки без застёжек и лямочек, носочки хлопчатобумажные, ребёнку проще будет самостоятельно одевать.
- Сократите просмотр взрослых телепередач, а больше уделяйте внимание своему малышу читайте: сказки, стихи, потешки, пойте детские песенки. Проявляйте с малышом творческую деятельность (рисуйте, лепите). У ребёнка сформируется усидчивость.
- Расширяйте «социальный горизонт» ребёнка, пусть он привыкает общаться со сверстниками на детских игровых площадках, ходить в гости к товарищам, оставаться ночевать у бабушки, гулять по городу. Имея такой опыт, ребёнок не будет бояться общаться со сверстниками и взрослыми.
- Необходимо сформировать у ребёнка положительную установку, желание идти в детский сад. Малышу нужна эмоциональная поддержка со стороны родителей: чаще говорите, ребёнку, что вы его любите, обнимайте, берите на руки. Помните, чем спокойнее и эмоционально положительно родителибудут относиться к такому важному событию, как посещение ребёнком детского сада, тем менее болезненно будет протекать процесс адаптации. Не скупитесь на похвалу, говорите малышу какой ты молодец , хороший, смелый.
- В первый день лучше прийти на прогулку, так как на прогулке (в игре)малышу проще найти себе друзей, познакомиться с воспитателем.
- В детскийсад можно брать с собой любимую игрушку, мамин платочек, книжку, ребёнку будет легче находиться в группе связь с домашним домом.
- Планируйте своё время так, чтобы в первый месяц посещения ребёнка детскогосада у Вас была возможность не оставлять его там на целый день. Первые недели посещения детскогосада должна быть ограничены двумя часами, позже можно оставить малыша до обеда, в конце месяца (если рекомендует воспитатель) приводить малыша на целый день.
- Ребёнок должен приходить в детский сад здоровым. Для профилактики ОРЗ и ОРВИ необходимо принимать витамины.
Чего нельзя делать ни в коем случае:
— Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», тоже абсолютно неэффективно. Дети этого возраста пока не умеют держать слово. Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.
— Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
— Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад — нехорошее место и там его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
— Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу,
например, предстоит оставаться в садике полдня или даже на полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет нескоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.
Способы уменьшить стресс ребенка:
- Необходимо заранее создавать дома для ребенка режим дня (сон, игры, прием пищи), соответствующий режиму ДОУ.
- В первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше 2-х часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По прошествии 2-3 недель, учитывая желание малыша, можно оставлять на целый день.
- Каждый день необходимо спрашивать у ребенка о том, как прошел день, какие он получил впечатления. Обязательно нужно акцентировать внимание на положительных моментах, так как именно родители такими короткими замечаниями способны сформировать позитивное отношение к ДОУ.
- Желательно укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмет с собой в садик, вместе решить, какую одежду он наденет утром.
- В выходные дни придерживаться режима дня, принятого в ДОУ, повторять все виды деятельности.
- Желательно дать ребенку пару дней отдыха, если он категорически отказывается идти в детский сад. Все это время надо рассказывать о садике, о том, как много интересного его ждет там.
Будьте терпеливы, проявляйте понимание и проницательность. И тогда скоро детский сад превратится для малыша в уютный, хорошо знакомый и привычный мир!
«Результаты адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения».
«Результаты адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения».
Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста, является важным условием их полноценного развития. Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Каждое перенесённое заболевание, отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому в период адаптации к детскому саду, необходимо создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду.
Набор детей в группу проходил с 1 июня 2017 года, группа набиралась постепенно, не более двух малышей в неделю.
Прием детей в группу осуществлялся по индивидуальному графику, с постепенным увеличением времени пребывания ребенка в ДОУ- с 2 часов до перехода на полный день.
Во время адаптационного периода использовала гибкость в режимных процессах: постепенно удлиняла время пребывания с учётом того, как быстро ребёнок привыкает.
К детям проявляла индивидуальный подход, особенно к чувствительным, замкнутым, сильно плачущим.(брала на руки, прижимала к себе, говорила ласковые слова).Близкий контакт с воспитателем благотворно и успокаивающе действует на детей.
Дети, которые комфортно себя чувствовали в первой половине дня, оставались на сон и вечернее время.
При зачислении детей в группу родителям предлагалось заполнить индивидуальные «Анкеты знакомства»- характеристика родителями состояния своих детей в семье. В анкете родители описывали как их ребенок кушает, засыпает, владеет элементарными навыками самообслуживания, какие игрушки предпочитает. Некоторые дети, со слов родителей предпочитают игрушкам другие предметы (молоток, плоскогубцы, ложки ,поварешки, прищепки).
Также в анкете родители указали, чего ждут от пребывания детей в детском саду(развить навыки самообслуживания, речь, приобретения новых друзей, всестороннего развития.)
По результатам проведенного анкетирования родителей обозначаю для себя семьи воспитанников с повышенной тревожностью. В дальнейшем данные анкетирования позволяют грамотно построить профилактическую и консультативную работу с родителями. Основная задача здесь — не просто проинформировать родителей об особенностях протекания периода адаптации у их ребенка, но и дать рекомендации, как общаться с ним в этот период.Во время адаптационного периода вела «Индивидуальный лист адаптации ребенка»- оценка психоэмоционального состояния детей .
Методы , используемые во время адаптационного периода.:
1. Индивидуальный подход к ребенку:
а) использование игрушек-забав, игрушек-сюрпризов;
б) учет домашних привычек;
в) использование колыбельных при укладывании детей спать.
2. Игры с воспитателем.(пальчиковые ,подвижные, дидактические)
3. Игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки.
4. Побуждение ребенка к общению со сверстниками:
а) игры ребенка рядом со сверстниками;
б) приучение к объединению в игре с другим ребенком;
в) ситуации, общение;
г) использование фольклора;
д) элементы театрализованной деятельности;
5. Учет и использование в период адаптации привычек и стереотипов поведения ребенка.
6. Контроль за физическим состоянием ребенка.
Для комфортного пребывания детей в группе создала атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация.
Практически любой малыш в первое время испытывает дискомфорт от размеров групповой комнаты и спальни — они слишком большие, не такие, как дома.
Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно «одомашнить» группу. Создать эмоционально благоприятную атмосферу в группе.
Прежде всего помещение группы было разделено на несколько секторов:
— в игровой зоне поместили игрушки, конструктор, который можно использовать для конструирования;
— в уголке природы – различные комнатные растения, аквариум с рыбками для наблюдений(наблюдение за рыбками успокаивает и отвлекает малыша)
— дидактические пособия: пирамидки, кубики, вкладыши расположились на
полках, которые доступны детям.
— спортивный уголок , который удовлетворяет потребность двух-трех-летних детей в движении.
Особое удовольствие прослушивание музыки на магнитофоне, дети с удовольствием в дальнейшем подпевали некоторые слова песен. Так же используем музыкальный коврик, на котором дети прыгают под веселую музыку.
Правильная организация игровой деятельности в адаптационный
период, направленной на формирование эмоциональных контактов «ребенок-
взрослый», «ребенок-ребенок» и обязательно включающей игры и упражнения. В период адаптации надо временно сохранить привычные для ребенка приемы воспитания, даже если они противоречат установленным в детском саду правилам. Перед сном малыша можно покачать, если он к этому привык, дать игрушку, пустышку, посидеть рядом, рассказать сказку.
Ни в коем случае нельзя насильно кормить или укладывать спать, чтобы не
вызвать и не закрепить на долгое время отрицательного отношения к новой
обстановке. Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым. Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках дает ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться.
Первоначальная задача дошкольного учреждения — согласованность действий
родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным
особенностям ребенка в семье и детском саду. Родители, отдавая ребенка в детский сад, испытывают тревогу за его судьбу. Чутко улавливая состояние и настроение своих близких, особенно мамы ребенок тоже тревожится.
Поэтому задача воспитателя — успокоить, прежде всего, взрослых. Пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.(были несколько случаев ,когда родители хотели увидеть спальное место ребенка ,его кроватку, я проводила родителей в спальню, и они с умилением осматривали где спит их ребенок.)
Родители должны быть уверены в том, что воспитатель выполнит их просьбы относительно питания, сна и одежды ребенка. В свою очередь родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания.
Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими
родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой
обстановке. Таким образом, если контакт педагога с родителями будет налажен, то адаптация к ДОУ проходит более безболезненно и быстро.
По окончании периода адаптации на сегодняшний день выявлены следующие результаты:
На 2017-2018 учебный год списочный состав составляет 16 ребенка. Отмечается наличие легкой, средней и тяжелой степени адаптации к детскому саду.
Различают три степени тяжести прохождения адаптационного периода:
1. Легкая адаптация – поведение нормализуется в течение 10-15 дней, ребенок прибавляет в весе соответственно возрастной норме, адекватно ведет себя в коллективе, не более в течение первого месяца посещения дошкольного учреждения.
2. Адаптация средней тяжести – сдвиги нормализуются в течение месяца,
ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить однократное заболевание длительностью 5 – 10 дней без осложнений, есть признаки психического стресса.
3. Тяжелая адаптация – длится от 2 до 6 месяцев; ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма, могут проявиться стойкие нарушения поведения (старается спрятаться, уйти куда – то, сидит в приемной, зовет маму и т. д.)
Объективными показателями окончания периода адаптации у детей является глубокий сон, хороший аппетит, бодрое эмоциональное состояние, восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение, соответствующая возрасту прибавка в весе.
В легкой форме к условиям ДОУ адаптировалось 9 детей, что составляет 62,5% от общего числа детей. Они почти не болели, адекватно вели себя в коллективе. В общении с взрослыми и сверстниками активны и эмоциональны. Для таких детей характерен высокий уровень навыков самообслуживания.
Со средней степенью адаптации 3 ребенка, что составляет 18,7%, дети переболели по 1 – 2 раза; у них наблюдались признаки тревожности: плаксивость, упрямство, капризность, боязливость, не желание общаться и играть как с детьми, так и с взрослыми, отказ от сна или приема пищи. Но в течении примерно месяца показатели физического и психического здоровья нормализовались. Общий эмоциональный фон и поведение детей улучшилось. (Акульша Артем,Давыдов Артем, Ласточкин Валера).
У троих детей (18,7%) адаптация прошла тяжело. Это связанно с сильной привязанностью к маме, частыми заболеваниями, особенностями нервной системы, неподготовленностью к режимным моментам детского сада, отсутствием единства требования в воспитании ребенка в семье. По сей день эти дети очень часто болею: по две недели, месяцу, и посетив детский сад в течении примерно трех –четырех дней вновь уходят на больничный. Это связано со слабым иммунитетом детей. (Голубчук Саша, Тулупова Милана, Соловьев Дима).
Для того чтобы дети быстрее привыкали к новым условиям и с удовольствием посещали детский сад, к детям осуществлялся индивидуальный подход. Мной было проведено анкетирование с целью того, чтобы ребенок успешнее адаптировался к новым создавшимся условиям. С родителями налажен тесный контакт.
В ходе адаптационного периода с родителями проводились индивидуальные беседы, давались рекомендации. Подготовлена стендовая информация для родителей «Ваш ребенок идет в сад», «Кризис трех лет», «Что делать родителям, чтобы пережить кризис трех лет?». Проведены родительское собрания на тему «Адаптация ребёнка к условиям детского сада»
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в целом процесс адаптации в нашей группе проходит успешно. Дети чувствуют себя раскованно, легко идут на контакты друг с другом, взрослыми, хорошо кушают, спят, легко расстаются с родителями – все это показатели успешной адаптации.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский №51 р.п. Сенной Вольского района Саратовской области».
Доклад
Тема: «Результаты адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения».
Подготовила воспитатель: Сайгушева Ольга Владимировна
Дата: 1 ноября 2017г