Советы психолога как пережить потерю мамы: 7 Стоящих Советов Психолога, Как Пережить Смерть Мамы

Советы психолога как пережить потерю мамы: 7 Стоящих Советов Психолога, Как Пережить Смерть Мамы

7 Стоящих Советов Психолога, Как Пережить Смерть Мамы

Природой так устроено, что одно поколение сменяет другое – каждому суждено пережить смерть родителей. Не все могут самостоятельно справиться с этим стрессом, поэтому советы психолога, как пережить смерть мамы, будут полезны всем, кто столкнулся с горечью утраты.

О личном…

Я настолько сильно была занята построением карьеры и обретением собственного личного счастья, что никогда не думала о том, что могу лишиться матери. Мне казалось, что мама вечна… Но жизнь вернула меня к суровой реальности: мамы нет со мной четвертый год. Она умерла от рака. И даже все три года, пока мы боролись с ее болезнью, у меня не укладывалось в голове, как самый близкий для меня человек может взять и куда-то исчезнуть…

Конечно, мне казалось, что я готова к этой потере. Я видела ее ужасные мучения в последние дни жизни и даже мысленно пыталась отпустить ее, потому что где-то читала, что в такие моменты лучше не удерживать своей эмоциональной любовью близких людей и дать им возможность со спокойной душой уйти в иной мир. Я понимала, что разлука неизбежна, но когда настал тот самый день, он был для меня шоком.

Настал момент, когда я почувствовала, что не знаю, как пережить смерть мамы, советы психолога были нужны мне как воздух. У многих это осознание необходимости помощи извне происходит не сразу, а через определенное время. У меня этот этап настал спустя полгода тоски.

Казалось бы, пора было смириться, но мне почему-то стало лишь тяжелее, и я начала собирать информацию, которая помогла бы мне выбраться из депрессии:

1. Не оставайтесь в одиночестве со своим горем. Даже если хочется закрыться дома и рыдать, ищите того, с кем можно поговорить по душам. Вы переживаете сложный эмоциональный период и искать поддержки у окружающих – это нормально. Возможно, собеседнику будет неловко поддерживать разговор из-за опасений причинения Вам дополнительных страданий. Не требуйте активного диалога. Ваша задача – высказаться, поделиться ощущением тоски, воспоминаниями. Нет ничего стыдного, если чувствуете, что требуется помощь профессионального психолога.

2. Не пытайтесь ускорить процесс скорби. Не торопитесь вернуть свою жизнь в прежнее русло, дайте себе достаточно времени для принятия ситуации. Не сравнивайте себя и не слушайте сравнений других о том, сколько времени у кого-то ушло на траур. Каждая ситуация и каждый человек индивидуальны: одни уже через неделю могут улыбаться, другие годами пребывают в апатии.

3. Храните память об умершей маме. Да, ее нет рядом, но она останется в вашем сердце. Записывайте теплые воспоминания о ней, храните ее любимые мелочи, научитесь печь пирог по ее фирменному рецепту. Собирайте истории, связанные с ней, от ее друзей и знакомых. Это поможет сменить боль утраты на чувство светлой грусти и установить связь с мамой на новом уровне.

4. Заботьтесь о своем физическом самочувствии. Горе сильно выматывает и накладывает отпечаток на здоровье. Выделяйте 7-8 часов на сон, нормально питайтесь, хотя бы изредка занимайтесь физически-активными делами.

5. Проанализируйте, какие моменты без мамы доставляют Вам боль сильнее всего. Возможно, раньше Вы всегда вместе ходили по магазинам. Или по воскресеньям посещали кинотеатр. Или каждый вечер устраивали чаепитие с любимыми печеньками. Составьте подобный список и старайтесь избегать таких ситуаций в одиночестве – приглашайте друзей, зовите родственников. Заполняйте пустоту общением!

6. Поменяйте привычное расписание дел и увлечения. Если раньше по выходным встречались с мамой, запишитесь в это время на занятия йогой. Найдите новое хобби, познакомьтесь с интересными людьми, посетите необычные места в городе.

7. Помните, что мама не хотела причинить вам боль своим уходом. Представьте, какие эмоции бы она испытала, глядя на счастье своего ребенка! Живите полноценной жизнью так, будто она наблюдает за Вами сверху!

В советах психолога, как пережить смерть мамы, нет ничего нового и необычного. Но бывает, что именно рекомендация, мнение или подсказка, полученные со стороны, открывают для тебя путь душевного исцеления, заставляют по-новому проанализировать ситуацию и свое состояние и найти силы жить дальше.

📽 Как пережить смерть близкого человека

Каролина Кораблёва

Об авторе: Привет! Я — Каролина Кораблёва. Живу в Подмосковье, в городе Одинцово. Люблю жизнь и людей. Стараюсь быть реалистом и оптимистом по жизни.
В людях ценю умение себя вести. Увлекаюсь психологией, в частности — конфликтологией. Закончила РГСУ, факультет «Психология труда и специальная психология».

Мы в телеграм канале! Присоединяйся!

Как пережить смерть мамы? 3 совета психологов, консультации

Здравствуйте Акерке!

Примите соболезнования… у вас тяжелое горе…… Горе требует уважения и времени. Сейчас я вам расскажу что с вами будет происходить в ближайшие 3 года после смерти мамы, и тогда вам будет немного спокойнее  — потому что вы будете знать что так и должно быть…

Этапы горя при потере близкого.

 1.Шок (7-10 дн) «Я не здесь!»

 Рыдание, ступор, отсутствие реакций, неадекватное реагирование не окружающий мир.

2.Отрицание (10-40 дн.) «Не верю!»

 Умерший воспринимается как живой. Бред, галлюцинации. Нарушение сна и аппетита. Кажется, что сходишь с ума…Равнодушие ко всему что не связано с горем.

 Выход на 2 стадии идет через рутину. Важно дать побыть человеку одному не долго. Список телефонов куда он может позвонить (больницу, священник, друзья)

 3.Страдание и дезорганизация (Принятие потери) (1,5 — 6 мес.)

 Ощущение пустоты, потеря смысла жизни. Психо-соматика (обострение хронических заболеваний на нервной почве).  Нарушение сна, памяти (на самом деле внимания).

 На этой стадии возможно близкие начнут избегать горюющего.

 4.Стадия остаточных толчков и реорганизации (возвращение) (6-12) (переход от ПОЧЕМУ? к КАК ДАЛЬШЕ?)

 Иногда бывают обострения. Восстанавливаются отношения с окружающими. Появляются светлые воспоминания.

 5.Этап одиночества (12-24 мес. ) (погулял бы … а не с кем)

 Важно принять право на жизнь по новому!

Миф «Если горюет долго – значит сильно любил»

Правда: «Чем лучше были отношения, тем быстрее произойдет восстановление»

Появляется  необоснованное чувство вины. На самом деле мы не можем предугадать события… Нам это не дано…..

 Подумайте: Если бы вы умерли, то хотели бы чтобы ваш близкий мучился как вы?

 6.Завершающий (24-36мес.) (жизнь по новому)

 Принятие своей жизни без умершего. Горе превращается в печаль…

Акерке, лучший способ почтить память мамы — это сделать что-то что ее бы радовало….. Думаю н была бы счастлива если бы у вас с братом и его семьей стали очень теплые и тесные отношения. Думаю ей бы было приятно, если бы ы вместо нее баловали ее внуков….. Думаю ей так же было бы приятно если бы вы составили свое женское счастье… и просто были радостной! И уж тем более если вы выгоните из своего сердца эти чувства по отношению к оставшимся живым людям ее возраста. Когда умерла моя бабушка….. я стала часто готовить что она любила, а потом поняла…. нет! я должна готовить то что я люблю!!!! и тогда ей будет там от этого хорошо!

Сил вам!

Троценко Наталья Юрьевна, психолог Владикавказ

Здравствуйте Акерке, внимательно прочла ваше письмо и хочу выразить свое соболезнование по поводу потери самого близкого и дорогого вам человека. Ваша фраза:

А еще я злюсь на всех людей маминого возраста или старше, спрашивая почему мама, а не они. Маме было всего 61. К чувству утраты прибавляется чувство одиночества.

одна из ключевых и вот почему:

Вы чувствуете не только утрату,но и одиночество, которое скорее у вас было и до смерти мамы. Вы с мамой были близки и общение с ней заменяло вам другие отношения с окружающим миром. То есть, ваша близость с ней была такой же крепкой,как и в детстве и вы эмоционально были с  ней связаны. В возрасте 17-18 лет необходимо ,чтобы произошла сепарация-отделение от родителького дома и родителей на географическом, эмоциональном и психологичском уровнях и это помогает повзрослеть детям и приобрести навыки самостоятельности.

Вы ,по возрастной категории уже довольно Взрослый человек ( сужу по возможностям покупать маме дорогие подарки) ,но … ваше внутренее состояние продолжает оставаться  состоянием Ребенка , нуждающегося в поддержке более старших и авторитетных людей. Отсюда и ваше ощущение полного одиночества после ухода мамы и ваша неподготовленность ко Взрослой и самостоятельной жизни полностью сейчас проявилась.

Терять близких очень сложно,несмотря на то,что это закон Вселенной и он для всех одинаков. Но… именно умение жить самостятельной и полноценной жизнью,помогает эту утрату смячить и пережить ее намного менее травматично для себя.

Вам необходимо проработать сам факт потери близкого человека  с психологом, при этом, вы сможете и увидеть свои слабые стороны, над которыми вам следует поработать и уже принять какие то действия к их изменению. Вы правильно сказали — глупо хотеть умереть вместе с близким человеком, ведь ваша мама продолжается в вас и в этом и есть великая суть продолжения рода человеческого ,а значит, пока живы вы ,ваша мама продолжает проявляться в вас в полную силу и вы это должны и понимать и хотеть еще лучше и качественно прожить свою жизнь. Всего хорошего.

Бекежанова Ботагоз Искракызы, психолог Астаны

Акерке, здравствуйте!

Приймите соболезнования…

К сожалению, в жизни есть необратимые процессы…

Все, что с Вами происходит — это вполне адекватная реакция. Горе потери близкого человека именно так себя и проявляет. 

У Вас есть прекрасный пример Вашей мамы, которая после потери своего мужа все свои силы направила на то, чтобы ее дети были счастливы. Она дала своим дочери и сыну максимум любви и ей было бы очень больно видеть Вас несчастной в настоящее время.

Мобилизуйтесь и верьте в то, что на каком-то очень тонком (необъяснимом материальным языком) уровне она «наблюдает» за тем, как Вы живете.  

Безусловно, Вам стоит поработать над своим состоянием в формате очных встреч с психологом.

Обращайтесь.

Всего Вам доброго!

С уважением,

Снегирева Инна Владимировна, психолог Астана

Потеря матери или отца

Прощание с родителем — одна из самых тяжелых вещей, с которыми мы сталкиваемся в жизни. Это также то, через что проходят почти все. В идеале, когда родители доживают до старости, у человека есть время подготовиться к утрате. В других случаях родители могут умереть неожиданно или слишком рано, оставив после себя детей и других близких.

Потерять родителя означает потерять детство, невинность и часть себя. Ни одна другая связь не существует, как связь с родителем.

«Теперь вы вынуждены справляться с потерей родительской любви и внимания, которые давались исключительно вам и от которых вы зависели и, возможно, даже принимали как должное». — говорит Кэрол Штаудакер, педагог по вопросам горя, консультант и автор книги «По ту сторону горя».

Будучи молодыми людьми, мы зависим от своих родителей. Родители – опекуны. Обычно они предоставляют нам информацию об окружающем мире и моральную поддержку. Они также формируют наше представление о самих себе.

Обстоятельства смерти родителя влияют на интенсивность горя человека. Эти факторы включают текущие и прошлые отношения с родителем, а также возраст человека на момент смерти родителя. Время смерти также влияет на реакцию выживших. Смерть была внезапной? Были ли вовлечены длительные страдания?

Горе взрослых из-за потери родителя

Когда родитель умирает, будь то в старости, неожиданно или из-за болезни, у детей остается целый ряд эмоций, от пустоты и одиночества до вины и гнева. К наиболее распространенным эмоциям и нормальным реакциям относятся:

Узнав о смерти родителя, у человека начинают проявляться симптомы пяти стадий горя. Несмотря на то, что это считается «нормальным горем», важно, чтобы друзья и семья выжившего взрослого ребенка знали о горе человека, оказывали поддержку и были готовы побудить человека обратиться за помощью при длительных или тяжелых симптомах горя, таких как как неконтролируемый плач или длительная депрессия.

Когда смерть происходит в решающий момент жизни взрослого человека, например, во время свадьбы, выпускного, рождения ребенка или в другие важные моменты, принять и справиться с этой потерей может быть еще труднее. Например, если взрослый сам борется с проблемами со здоровьем, смерть родителя поднимает вопросы о его или ее собственной смертности.

Даже когда человек отчужден от умершего родителя, потеря этого родителя вызывает сильные эмоции. Если у человека не было связи с родителем или в случаях жестокого обращения или оставления, смерть может быть временем для закрытия.

Смерть родителя, вероятно, вызовет все неприятные эмоции, которые он испытал во время жестокого обращения. Неразрешенный гнев является наиболее распространенной эмоцией для людей в этой ситуации. Даже если этот родитель уже был «мертв» для ребенка, эмоции нельзя игнорировать. Это оставляет людей с чувством незавершенного дела, упущенной возможности, амбивалентности, сожаления; а также чувства облегчения и свободы. Единственный способ справиться с этими эмоциями — встретиться с ними лицом к лицу в психотерапии или терапии горя.

Если выживший взрослый был опекуном родителя, у него возникнут аналогичные чувства вины и амбивалентности. Чувство облегчения — как для себя, так и для родителя, который страдал, — это нормально. Потеря родителя также иногда превращает выживших братьев и сестер в опекунов младших братьев и сестер. Такое давление может задержать процесс скорби.

Как и все скорби, особые события, такие как дни рождения и праздники, особенно трудны, когда человек переживает потерю родителя. Возобновление горя в таких случаях известно как реакция на годовщину, и хотя эти реакции могут повторяться в течение многих лет, они наиболее распространены в течение первых трех-двух месяцев. Эти типы юбилейных реакций еще более выражены у детей.

Детское горе в связи с потерей родителя

Психологические исследования показали, что возраст человека влияет на его или ее способность справиться со смертью родителя. По словам клинического психолога Максин Харрис, доктора философии, в ее книге «Влияние ранней смерти матери или отца на всю жизнь», потеря родителя до достижения совершеннолетия оказывает глубокое влияние на всю оставшуюся жизнь этого человека. Потеря влияет на развитие взрослой личности, чувство безопасности и отношения с оставшимся в живых родителем и другими значимыми людьми.

Было показано, что потеря родителя в раннем возрасте приводит к долговременному психологическому ущербу у детей, особенно когда потерянным родителем является мать. Чтобы предотвратить это, психологи предлагают ребенку терапию горя, позволяющую ребенку выражать свои чувства и обеспечивающую обратную связь и действия, которые необходимо предпринять, когда горе снова всплывает на поверхность.

По мнению психолога Дж.В. Уорден и Гарвардское исследование детской утраты (HCBS), у детей есть четыре «задачи» скорби, которые они должны выполнить, чтобы пережить смерть родителя:

Согласно исследованию 1999 года, опубликованному в Журнале молодежи и подростков под названием «Детский психологический стресс после смерти родителя», девочки чаще, чем мальчики, испытывают депрессивные симптомы после потери родителей. Кроме того, младшие дети были более подвержены риску депрессивных симптомов, чем дети старшего возраста.

Детям нужна соответствующая возрасту поддержка, т. е. консультация и поддержка, соответствующие тому, как человек переживает смерть в определенном возрасте, чтобы справиться с последствиями потери родителя и последующим горем. Поскольку люди по-разному понимают смерть на разных этапах развития, эмоциональная поддержка, которую они получают, должна отражать способность ребенка обрабатывать информацию. Дети почти всегда демонстрируют некоторый тип регрессивного поведения, когда умирает родитель. Важно признать такое поведение частью скорби и не наказывать ребенка за него. Дети могут вернуться к поведению, которое они оставили позади, например, к сосанию пальца, мочеиспусканию в постель или неконтролируемому плачу.

Подростковая скорбь является областью постоянного интереса и исследований. Подростки испытывают такой разнообразный и динамичный диапазон эмоций, иногда реагируя на психологические тесты как взрослые, иногда избегая или маскируя эмоции, а иногда реагируя как дети. Однако мы знаем, что подростки восприимчивы к краткосрочным и долгосрочным эмоциональным травмам из-за потери родителей. Подростки могут действовать через рискованное поведение, а отсутствие интереса к школе и занятиям является обычным явлением после потери родителя.

В дополнение к эмоциональным реакциям дети всех возрастов страдают от физических симптомов горя. Физические симптомы, с которыми сталкиваются как дети, так и подростки, включают слабость, упадок сил, сухость во рту и одышку.

Для того, чтобы успешно справиться с горем смерти родителя, люди должны быть готовы полностью разобраться со своими эмоциями, честно выразить их и обсудить их с кем-то, кто может оказать поддержку. Только благодаря этому процессу человек сможет разрешить свое горе.

Изучение и лечение проблем с психическим здоровьем является растущей областью в Соединенных Штатах. Люди, заинтересованные в изучении человеческого поведения и в помощи другим, найдут карьеру в консультировании по вопросам психического здоровья чрезвычайно полезной. Если вы заинтересованы в оценке и помощи людям, переживающим горе, вам следует подумать о карьере консультанта по психическому здоровью. Образование и опыт работы в области психологии могут привести к карьере в области консультирования и терапии или в других областях, связанных с психологией. Запросите информацию в школах, предлагающих программы на получение степени в области психологии или консультирования, чтобы узнать больше.

Когда горе/потеря приходят близко к дому: советы лицам, осуществляющим уход

Характер потери (т. е. ожидаемая или внезапная) влияет на то, как лица, осуществляющие уход, реагируют на потерю члена семьи. В то время как горе часто характеризуется грустью, эмоциональной болью и самоанализом у взрослых, реакции горя у детей будут варьироваться в зависимости от уровня их развития. В частности, среди дошкольников можно было наблюдать регрессивное поведение, снижение вербализации и повышенную тревожность. Среди детей младшего школьного возраста можно наблюдать снижение успеваемости, внимания/концентрации и посещаемости; раздражительность, агрессия и деструктивное поведение; соматические жалобы; нарушения сна/пищевого поведения; социальная изоляция; чувство вины, депрессия и тревога; и повторный рассказ о событии. А среди молодежи среднего и старшего школьного возраста можно наблюдать снижение успеваемости, внимания/концентрации и посещаемости; избегание, уход в себя, поведение с высоким риском или злоупотребление психоактивными веществами, трудности в отношениях со сверстниками, ночные кошмары, воспоминания и эмоциональное онемение или депрессия. Смерть члена семьи может быть дополнительно осложнена отношениями ребенка с умершим, а также с оставшимся в живых родителем (например, если мама и папа разведены). Культурные факторы важно учитывать при работе с членами семьи после потери. Некоторые семьи будут более открыты для обсуждения потери, в то время как другие, основываясь на культурных/религиозных убеждениях, могут выбрать и потребовать, чтобы потеря «вообще не рассматривалась».

Стратегии для семей, переживающих предчувствие утраты (например, неизлечимое заболевание)

  • Детям, пережившим предчувствие утраты, возможно, придется терпеть недели, месяцы или даже годы, наблюдая, как состояние их любимого человека ухудшается, в некоторых случаях как физически, так и психически , что может значительно нарушить академическую, поведенческую и социально-эмоциональную деятельность детей. Таким образом, члены семьи должны быть особенно бдительны к таким изменениям. Вместо того, чтобы быть карательным, попытайтесь устранить изменения, посоветовавшись со школьным или общественным консультантом или психологом. Обычно существует четыре фазы упреждающего горя: депрессия, крайняя забота об умирающем человеке, подготовка к смерти и приспособление к изменениям, вызванным смертью. Но опять же, не каждый ребенок проходит через эти четыре фазы в линейном процессе, как в случае с горем в целом.
  • Неоднозначная потеря часто также является фактором упреждающего горя. По мере того, как дети наблюдают за изменениями в своих родителях и потерей физических/когнитивных способностей, им необходимо постоянно адаптироваться как к своей «новой роли в семье» (например, стать опекуном), так и к изменившимся ролям в семье. вся семейная система (например, финансовые изменения из-за того, что родитель не может работать; скомпрометированная способность родителя заботиться о повседневных потребностях детей).
  • Стратегии преодоления «неясной утраты», когда любимый человек еще физически жив, но психологически изменился или отсутствует, часто включают в себя адаптивную творческую терапию, чтобы побудить детей больше рассказывать о своем опыте. Хотя большинство из этих стратегий применимы в терапевтических условиях, некоторые из них могут быть адаптированы для использования родителями и членами семьи в домашних условиях.
  • Может быть полезна нарративная терапия или помощь детям в том, чтобы они «рассказывали свою собственную историю» о своем опыте. Этого можно добиться, помогая детям рассмотреть «два варианта» окончания рассказа и предложить им выбрать тот, который представляет собой более адаптивный способ справиться с его или ее чувствами. В качестве альтернативы, если дети не могут рассказать свою историю, вы можете использовать животных или неодушевленные предметы, чтобы олицетворять людей, так как они могут быть менее опасными.
  • Некоторые мероприятия, подходящие для недержания мочи в домашних условиях, включают «библиотерапию»; например, чтение таких книг, как:
    • Паутина Шарлотты (Э. Б. Уайт, 1952), посвященная «жизненному циклу»
    • «Последняя лекция» (Рэнди Пауш, 2007 г.) — это и книга, и видео на YouTube, в котором неизлечимо больной профессор передает свою родительскую мудрость своим детям посредством «лекции» с жизненными уроками. Это может помочь вовлечь детей в семейную дискуссию об упреждающем горе.
    • Также может быть полезно использовать художественные проекты, в которых вы просите своих детей «нарисовать» свои чувства к неизлечимо больному члену семьи.
  • При обращении за психиатрической помощью в связи с неоднозначной потерей рекомендуется включать всю семью; по возможности включать в свою жизнь братьев и сестер, родителей и/или других важных людей.
  • Рекомендуется поощрять детей к принятию решений, например, хотят ли они участвовать в похоронных службах (в зависимости от возраста).

Стратегии для семей, переживающих внезапную потерю близкого человека

  • Реакция детей на случаи внезапной неожиданной смерти или утраты может быть очень разной. Часто это зависит от характера «внезапной потери» (например, если внезапная потеря была вызвана насильственной смертью или смертью, связанной с болезнью). Обычно выделяют четыре фазы горя, но не каждый ребенок проходит через эти четыре фазы в линейном процессе.
    1. Шок и онемение (ошеломление, трудности с ясным мышлением)
    2. Тоска и поиск (беспокойный, злой, виноватый, сбитый с толку)
    3. Дезориентация и дезорганизация (крайняя грусть, возможная постоянная вина и гнев)
    4. Реорганизация и разрешение (признание убытка)
  • Самоубийство или передозировка наркотиками, которые являются внезапными и неожиданными потерями, часто могут быть особенно трудными для членов семьи из-за стигмы, связанной с такими видами смерти. Особенно в таких случаях важно побуждать детей открыто говорить о смерти дома. Слова «мы не будем об этом говорить», скорее всего, помешают процессу скорби. Родители должны обратиться к общественным ресурсам за специализированными группами поддержки, в которые входят другие люди, переживающие аналогичную потерю.
  • «Вина выжившего» может быть реакцией на внезапную утрату. Важно, чтобы это осознавалось и признавалось, когда мы слышим такие заявления, как «Я бы хотел, чтобы это был я». Вина оставшегося в живых может также проявляться в чрезмерном самобичевании. Важно признать и попытаться понять эти чувства, но также дать понять пострадавшему члену семьи, что это не его вина. Например, после самоубийства оставшимся в живых членам семьи следует сообщить, что в конечном итоге единственным лицом, ответственным за смерть, был умерший.

Ссылки

Боулби, Дж. (1980). Потеря: Печаль и депрессия. (Том 3). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Основные книги.

Босс, П. (2010). Травма и осложненное горе неоднозначной утраты. Пастырская психология , 59(2), стр. 137-145. doi: 10.1007/s11089-009-0264-0.

Браун, Дж. А., Джимерсон, С. Р., и Комерчеро, В. А. (2014). Соображения по когнитивному развитию для поддержки осиротевших учащихся: практические приложения для школьных психологов. Современная школьная психология . Предварительная онлайн-публикация. doi:10.1007/s40688-014-0018-6

Доган-Атес, А. (2010). Различия в развитии реакции детей и подростков на последствия стихийных бедствий. Вопросы ухода за психически больными , 31, 470-476. doi:10.3109/01612840903582528

Персонал клиники Мэйо. (2014). Сложное горе. Получено с: http://www.mayoclinic.org/diseases-conditions/complicated-grief/basics/definition/con-20032765


© 2015, Национальная ассоциация школьных психологов, 4340 East West Highway, Suite 402, Bethesda, MD 20814, 301-657-0270, www.nasponline.org

Пожалуйста, указывайте этот документ следующим образом:

NASP School Safety and Crisis Response Committee. (2015). Когда горе и потеря приближаются к дому: советы для тех, кто ухаживает за больным. Bethesda, MD: Национальная ассоциация школьных психологов. Bethesda, MD: Национальная ассоциация школьных психологов.

Авторы: Бенджамин С.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *