Как пережить смерть близкого человека советы священника: Как пережить смерть близкого человека? / Православие.Ru
Как пережить смерть близкого человека?
Статья подготовлена по материалам вебинара ректора Института христианской психологии протоиерея Андрея Лоргуса «Ненормативные кризисы семьи: болезнь и больной в семье», проведенного Институтом христианской психологии.
Очередная тема — смерть одного из членов семьи. Разумеется, что мы говорим о смерти преждевременной. Смерть члена семьи до того, как семья прошла основные этапы жизненного цикла. То есть до того, как дети выросли и обрели самостоятельность, создали свои семьи, имеют работу, живут самостоятельно и так далее. Преждевременная смерть — это не смерть в каком-то возрасте, а смерть до того, как семья, в общем и целом, завершила свой семейный цикл. Например, отец умирает, когда еще дети не завершили образование, не вступили в самостоятельную жизнь, или еще раньше, или умирает хозяйка, мать, пока дети еще маленькие.
Протоиерей Андрей Лоргус
Прежде всего, важно понять, что семья и каждый член семьи по отдельности переживает смерть примерно так же, как переживает человек принятие диагноза или состояние горя. Здесь те же самые стадии по Кюблер-Росс: оцепенение или шок, отрицание смерти, гнев, сострадание, острая скорбь, дезорганизация семьи, потому что нарушается функциональность семьи, нарушается распределение ролей. Затем происходит какая-то реорганизация, сопровождающаяся уменьшением интенсивности скорби, принятием утраты члена семьи. Затем происходит восстановление — семья горюет. Горевание может растянуться, как мы увидим дальше, достаточно надолго.
Первый симптом выхода семьи из шока — некоторая реорганизация семьи, сопровождающаяся уменьшением интенсивности скорби. Здесь имеется в виду то, что как только семья принимается перераспределять функции и роли, которые каждый член в семье имеет, как только семья приспосабливается к новому образу жизни, тотчас происходит снижение ощущения подавленности, растерянности, беспомощности. Это происходит потому, что включаясь в активную работу, человек открывает для себя выход из создавшегося положения, что дает ощущение собственной силы. Такая активность, деятельное участие, уменьшает или преодолевает чувство беспомощности и бессилия. То есть здесь в обратной пропорции — как только люди начинают каким-то образом менять состояние отношения к утрате, тотчас же снижаются и эти отрицательные качества. Но это не означает вовсе, что исчезает горевание. Горе здесь есть практически на всех стадиях, и мы дальше рассмотрим, что представляет из себя горе с психологической точки зрения.
Симптомы «нормального» горя
Эрих Линдеманн (1900 — 1980) выделил симптомы «нормального» горя, то есть горя, которое в норме развивается у каждого человека. Это можно применить и к семье. Давайте посмотрим, прежде всего, на симптоматику «нормального горя» с тем, чтобы потом ответить на вопрос, как с горем работать.
Прежде всего, физические симптомы. Это то, что мы наблюдаем у человека, в семье которого произошла смерть. Прежде всего, это периодические приступы физического страдания — это слезы, рыдания, обмороки, сердечные приступы и так далее. Кроме того, такой человек может чувствовать пустоту в груди, пустоту в животе, слабость, потерю мышечной силы: человек просто сидит, руки его буквально лежат на коленях или висят вдоль туловища, не может их поднять, голова опрокинута, человек или лежит, или положил голову на руки. Ему трудно дышать, он задыхается, может быть отдышка, острая повышенная чувствительность к шуму, сильная раздражительность на шум, сухость во рту, спазмы в горле, затрудненное дыхание, сердечные приступы и так далее, и так далее.
Тут может быть один из этих симптомов, а могут быть все сразу вместе. Но надо понимать, что тот, кто находится рядом с человеком в остром горе, должен, прежде всего, на первой стадии работы с горем заботиться о физических симптомах. То есть, чтобы человек, переживающий острое горе, и у которого наблюдаются подобные симптомы, первое: чтобы дышал, и дышать надо принудительно, то есть буквально делать дыхательную гимнастику, чтобы дышать; во-вторых, чтобы человек спал, для этого, может быть, надо давать ему снотворное; далее: чтобы человек ел — обязательно, через силу, сколько-нибудь, но он должен есть; и чтобы у него была возможность отдыхать в тишине, чтобы ему дали некоторый покой, то есть не звать к телефону, и, конечно, он не должен ходить на работу. Да, человека можно занять какой-то физической работой, то есть что-то делать по дому, но очень ограничено, потому что, как мы уже отмечали здесь, у него скорее всего присутствует потеря мышечной силы.
Поведенческие составляющие. Прежде всего, это заметно в речи: прерывающаяся речь, торопливость или наоборот замедленность речи, такое впечатление, что человек принимает наркотик. Или застывание на одной фразе. Конечно же, спутанность, непоследовательность речи. Отсутствие интереса к делам, всё как бы валится из рук. Изменение пищевого поведения, например, отсутствие аппетита, и с этим надо бороться — аппетит вызвать невозможно, это внутреннее желание, поэтому нужно принуждать человека понемножечку есть, понемножечку. И это требует постоянной работы — нужно готовить человеку, нужно следить. Обычно человек говорит: «Ну ладно, идите-идите, я потом поем». Нет. Надо обязательно следить, чтобы он пил и ел. Если кто-то хочет помогать человеку в остром горе, то он должен оставаться с ним.
В когнитивной сфере, то есть в сфере интеллекта, человек в остром горе теряет доверие к себе, он думает: «А я не справлюсь. У меня не получится. А мне не верьте, я ничего не знаю». Спутанность мыслей — да, это может быть, трудности с концентрацией, с вниманием — это тоже бывает. Но, как правило, человек это в себе замечает.
Эмоциональная сфера — чувства и переживания. Гнев. Прежде всего, гнев на то, что произошло с ним, с его семьей, с его близким. Этот гнев, кстати говоря, чаще всего люди подавляют, но подавленный гнев оборачивается депрессией, потому что депрессия — это подавленная агрессия, мы должны это помнить. Чувство беспомощности, чувство вины, очень острое чувство вины. Чем ближе был человек, который умер, тем более острое чувство вины. Почему? «Если бы я был, я бы не допустил этого несчастного случая. Если бы я постарался, если бы я нашел врачей, если бы я достал лекарства, если бы, если бы, если бы…», — очень часто близкие так себя обвиняют в том, что они виноваты в смерти. Или чувство вины, что вот «я был невнимателен», «я не поговорил», «я уехал», «я оставил его одного» и так далее, и так далее.
Кстати говоря, что очень важно, часто у близких людей после смерти близкого и не очень близкого человека возникает как резонанс страх и тревога за свое здоровье и свое будущее. Я нередко наблюдаю на консультациях, когда приходит человек и говорит, что у него возникли панические атаки, и очень часто в прошлом, в недавнем прошлом такого человека возникает факт смерти близкого или не очень близкого родственника. Например, бабушки, дедушки, тёти, дяди, двоюродных, троюродных сестер, братьев. Особенно, конечно, родителей. Когда в семье кто-то умирает, и человек, близко знавший его, участвует, как бы близок к кончине, к этой утрате, у него возникает как резонанс страх за собственную жизнь, за собственное здоровье.
И очень часто этот страх, подавленный страх превращается в острую бессознательную тревогу, которая может вырастать в такие симптомокомплексы как панические атаки. Поэтому именно здесь, в этой сфере переживания семьи очень важно выражать тревогу за свое здоровье. Это реакции нормальные. Это нормальное горе. Обратите внимание, это очень важно понимать, что очень часто обостренные страхи, тревоги, панические атаки, депрессии могут быть результатом смерти в недавнем прошлом близкого человека.
Как выражать тревогу? Вообще говоря, все чувства, которые только есть у человека, надо выражать. Что значит выражать? По крайней мере, две вещи это означает: во-первых, признавать, отдавать себе отчет, и во-вторых, проговаривать или выражать как-то по-другому. Но, по крайней мере, если вы признаете в себе тревогу, гнев, вы можете их в себе осознать, это первый очень важный факт, и второй — вы можете сказать об этом. С кем и как, когда это выразить, когда это озвучить, это уже надо смотреть по ситуации. Для этого и существуют близкие люди, друзья.
Что делать с чувством вины? Чувство вины — это отдельная работа. Но надо понимать, что очень часто, когда умирает близкий, у нас есть частично мнимая вина, невротическая вина, частично подлинная вина. И мы должны понимать разницу между ними, это работа уже со специалистом, но она требует длительного времени. Во всяком случае, в момент острого горя с чувством вины работать очень трудно или лучше не стоит.
Время горевания
Здесь изображено время горевания, когда горе касается семьи.
Первая стадия, от суток до двух — это шок и отрицание утраты. Что значит отрицание утраты? Например, когда родственникам сообщают о смерти, они не верят в это. Буквально не верят в это. То есть они начинают продолжать обращаться к врачам, к близким с тем, чтобы те подтвердили им, что это на самом деле не так. На этой стадии отрицания утраты некоторые члены семьи могут застревать на долгие годы или на всю оставшуюся жизнь. Я знаю таких женщин, которые не верят в кончину их ребенка, например, и продолжают сохранять всю обстановку в доме, вещи умершего ребенка, поддерживая для себя призрачный иллюзорный миф, что вот ребенок вернется в свой дом, где ждут его вещи, где ждет его комната и всё прочее.
Застревание на этой отрицающей стадии очень болезненно, может привести к такой дисфункции семьи, что она может в буквальном смысле развалиться. Многие члены семьи просто покинут такую семью, они не могут дальше оставаться в ней, потому что нельзя жить рядом с тем, кто продолжает ожидать давно усопшего, погребенного и похороненного, отпетого члена семьи.
В течение первой недели, конечно, наблюдается истощенность, потому что были похороны, было погребение, было отпевание, встречи, поминки и так далее. Эмоциональная и физическая истощенность семьи здесь очень ярко выражена. И, конечно же, здесь нужно проявить заботу друзьям и знакомым, близким и самим членам семьи о том, что семья нуждается в отдыхе, в уединении, в тишине, в покое.
Две-пять недель, то есть что-то вроде месяца: многие члены семьи возвращаются к повседневности — к работе, к обычному образу жизни, к своим делам, которые были прерваны на неделю, быть может, у кого-то меньше, у кого-то больше. И тогда самые близкие чувствуют больше утрату, потому что гости разъехались, а дальние родственники вернулись к своей жизни. Они остаются с этой пустотой утраты. И у них более остро возникает тоска, гнев, горе. Шок проходит, наступает время острого горевания, которое может продолжаться очень долго — от полутора месяцев до трех месяцев, наступает переходная стадия из тоски и гнева.
Три месяца и до года длится траур, можно сказать, ощущение беспомощности, регрессивное поведение членов семьи. Например, кто-то из членов семьи может вдруг превратиться в подобие маленького ребенка, за которым нужен дополнительный уход и наблюдение. Возможно, кого-то затронет в большей степени депрессия. А кто-то будет искать заместителя этого поведения — того, кто как бы возьмет на себя функцию умершего. Это могут быть самые разные члены семьи. Дети замещают ушедшего родителя, родитель иногда играет в погибшего умершего ребенка и так далее. То есть здесь происходят удивительные приключения с заместителем поведения. Конечно же, с патологическим поведением, с поведением, которое вносит в семью еще большую дисфункцию, кроме самого горя.
Наконец, происходит годовщина. Это очень важный момент, когда семья, по сути дела, имеет возможность совершить эту годовщину. Годовщина — это некоторое очень важное событие, когда частное горе возвышается до семейного символического горя, когда совершается ритуальное завершение. То есть это поминовение, это поминки, это богослужение, это молитва, это поездка на кладбище, может быть, даже в другой город, в другой район. Но, во всяком случае, родственники вновь собираются, и общее горе облегчает горе самых близких родственников. Если не происходит застревание, потому что нередко самые близкие родственники не готовы расстаться со своим трауром, не готовы расстаться со своим горем.
Что означает застревание? Застревание — это когда семья не может преодолеть определенную стадию горевания, и человек не может преодолеть. А это означает, что он не возвращается к обыденной жизни, он продолжает жить в патологической жизни, где его психическое состояние вновь и вновь разрушает его здоровье.
Наконец, от полутора до двух лет после утраты семья имеет возможность вернуться к своей прежней жизни. Разумеется, к прежней, но уже без того, кто ушел навсегда. То есть к этому времени функции семьи тем или иным образом перераспределены. Структура вновь пришла в некоторое равновесие в силу новых ролей: роли замещены, функции перераспределены, структура вновь продолжает пребывать в каком-то равновесии. Разумеется, в новом равновесии.
Если семья теряет нерожденного ребенка, то в чем будет специфика стадий? Стадии не те же. Здесь тоже горе, и здесь очень важно, чтобы мать и отец нерожденного ребенка совместно переживали, проживали это горе. Здесь, как правило, не участвуют посторонние люди, которые могут быть просто не посвящены в это. Поэтому здесь очень важно, чтобы родители этого ребенка — мать и отец, муж и жена, — чтоб они вместе, не порознь, а вместе переживали это горе, чтобы они помогали себе пройти эти стадии. Но в какой-то степени это похоже на потерю ребенка, только здесь нет контакта, здесь нет визуальной памяти, слуховой памяти, сопереживания с этим ребенком. Здесь всё немножко по-другому, и тут еще очень важны обстоятельства, при которых погиб ребенок. Если обстоятельства каким-то образом связаны с образом жизни супружеской пары или конкретно матери, которая вынашивала этого ребенка, тогда здесь будет, конечно же, очень серьезная проблема с чувством вины. И если здесь была какая-то непредвиденная проблема со здоровьем или еще с чем-то, то здесь тоже будет чувство вины от того, что не всё сделали, или от чего-то это зависело, могут быть взаимные обвинения в наследственности и так далее, тут есть своя специфика.
Что означает работа с горем семьи и близких? Прежде всего, важно помочь семье пройти все стадии. Каким образом? На каждой стадии есть своя симптоматика поведения. Скажем, на стадии тоски и гнева очень важно помочь близким воспоминанием жизни усопшего, переживанием вновь всей его жизни, начиная с самых ранних лет его жизни, просматривать его архивы, его дела, его фотографии. И на этой стадии, кстати говоря, рождаются определенные мифы, что неплохо, потому что семья таким образом справляется с горем. Рождаются определенные замыслы, возникают какие-то мемориальные идеи памятника, составления альбома и так далее. То есть здесь есть много очень важных вещей, которые помогают пережить. И если кто-то помогает семье пережить, значит, он выслушивает, много раз выслушивает одно и то же об усопшем — о том, как он болел, о том, как он умирал, о том, что переживали члены семьи в этот момент, это всё очень важно.
Помощники
Собственно говоря, работа помощников семьи, друзей, близких — это и есть быть, присутствовать в семье и слушать бесконечно эти рассказы, эти повторения, которые меняются раз от разу, и это отчасти помощь в преодолении горя. И, конечно же, надо заботиться о близких, которые переживают горе, чтобы они спали, ели, отдыхали и возвращались потихонечку к жизни, которая их продолжает ждать.
Разумеется, еще раз я должен сказать, что работа с острым горем, работа с людьми, которые пережили тяжелое положение, — это серьезная работа, и она начинается, прежде всего, с ресурсов самих помощников. То есть помощники нуждаются в диагностике, помощники нуждаются в подготовке, прежде чем они берутся за это. Естественно, если это речь идет о родственниках — их никто не спрашивает. Родственники встречаются с горем потому, что они родственники, а вовсе не потому, что они взялись помогать. Но если это волонтеры, если это близкие знакомые, то они должны понимать, что помочь они могут только в том случае, если они сами умеют регулировать свое эмоциональное поведение, сами могут быть достаточно эмоционально устойчивы. И тут еще одна очень важная вещь: всем помогающим в остром горе нужно пройти курс исцеления от суеверий и магизма.
Вопросы
Есть ли риск, когда близкие не разъезжаются, а остаются поддерживать самого горюющего члена семьи, что этим они замедлят прохождение этапа переживания горя и наоборот продлят процесс?
Нет, наоборот. Если они задерживаются, остаются в семье, где произошла смерть, они помогают преодолеть горе. Потому что, еще раз говорю, заново проживается жизнь усопшего, повторяется, рассказывается. Это всё важные психотерапевтические ритуалы, которые помогают, и близкие — как раз именно те люди, которые могут помогать семье.
Какая помощь может быть оказана, если в семье проявляется заместительное поведение?
Если члены семьи принимают это заместительное поведение и не хотят от него избавляться, едва ли можно помочь. Например, нередко бывает, в течение года или двух после смерти одного из членов семьи рождается ребенок. И иногда его называют именем усопшего. Или даже еще больше того, как бы назначают его заместить того, особенно если это старший ребенок умер, то родившегося младшего назначают как бы быть ему заместителем. Или если, например, умер отец, старшая дочь берет на себя функции отца, чтобы маме и другим детям заместить отца.
К сожалению, в таких случаях семья неохотно идет на осознание этой действительно патологической ситуации, потому что её устраивает такое положение. И очень часто и самого «заместителя», и тех, кто принимает эту заместительную помощь, может устраивать такое положение. Но когда семья или эти члены семьи готовы будут осознать, что с ними происходит, вот тогда можно помочь им осознать, почему произошло так, и что произошло в семье в этой ситуации. Поэтому не всегда можно помочь.
Если очевидно, что человек застрял на какой-то стадии горевания, но не признает это, как ему помочь?
Если человек не хочет с этой стадии уходить, нельзя его насильно тащить куда-то. Но, по крайней мере, можно быть рядом и не участвовать в его мифах. Например, мать, глядя на фотографию сына, обращается к нему, как к живому, пытается с ним говорить, с ним советоваться. Вы не обязаны в этом участвовать. И вы можете не объяснять и не выводить на чистую воду мать, но вы можете в этом мифе не участвовать. Вы можете совершенно трезво и однозначно говорить о человеке, как об усопшем, молиться о нем, поминать его и не делать вида, что вы тоже думаете, что человек не умер. Вот это уже будет достаточной помощью. В любом случае, человек, страдающий таким застреванием, может обратить внимание, может попросить у вас помощи, и ему, может быть, рядом с вами будет легче. А, может быть, он с агрессией вас оттолкнет, прогонит прочь. Но, по крайней мере, у него будет шанс узнать правду от того, кто был рядом с ним.
Надо понять, что там, где человек хочет обманываться, хочет жить в нереальном мире, хочет жить с мифом, мы не можем его переубедить, мы не можем насильно заставить его жить в реальности. Но мы сами, рядом живущие, можем продолжать жить в реальности, не подыгрывая мифологии другого.
Подготовила Тамара Амелина
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
советы священников и церкви как пережить и смириться
- Научный подход
- Советы священства
- Если потеряли мать
- Если потеряли мужа
- Как помочь близкому справиться с горем
При потере близкого болит обычно не сердце, а душа. В ней поселяется тоска, она чахнет и грустит. Невозможно найти такое средство, которое поможет утихнуть боли. Скорее всего, потеря близкого никогда не забудется, лишь покроется налетом времени. Важно знать, как пережить смерть близкого человека по православному правильно, чтобы она не стала жизнеутверждающей.
Научный подходМногие люди, потеряв близкого, обращаются к психологу или психотерапевту, чтобы те помогли им преодолеть это трудное время в жизни. И это совершенно нормально, ведь часто горе становится тем препятствием, которое не только мешает продолжать нормально жить, но и толкает человека на опасные поступки.
Траур в жизни человекаПсихолог Эрих Линдеманн еще в позапрошлом веке выделил симптомы естественного горя, которое нормально для каждого человека, пережившего утрату. Оно имеет несколько симптомов, которые могут проявляться по одиночке или сразу несколько:
- Физические — слезы, рыдания, обмороки, сердечные приступы и прочее. Кроме этого может ощущаться пустота в желудке, груди, общую слабость и проблемы с дыханием. Часто человек становиться равнодушным или наоборот, крайне раздражительным и чувствительным.
- Поведенческие — прерывающаяся речь, спутанность речи и сознания, изменения в манере речи. Начинается апатия, отсутствие аппетита, теряется уверенность в собственных силах, человек становиться аморфным.
- Эмоциональные — первым проявляется гнев на произошедшее, человек начинает искать виноватого. Позже гнев перерастает в депрессию, а после появляется чувство вины перед умершим.
- Также может проявляться страх и тревога за собственное будущее. Если вовремя не обратиться к специалисту, то можно допустить превращение этих «нормальных» симптомов в разрушающие.
Также, существует научно обозначенное время горевания. Обычно это время переживают семьи, которые потеряли члена, и оно разделяется на несколько этапов:
- Сутки-двое — первая стадия, которая характеризуется шоком и отрицанием. Родственники сначала не верят сообщению о потери, начинают искать подтверждения, подозревают обман, буквально отрицают и не верят в произошедшее. Некоторые люди могут остаться на этой стадии навсегда и никогда не принять утрату, они продолжают сохранять вещи, обстановку и миф о том, что человек жив.
- Первая неделя — истощенность всех, поскольку обычно в это время проходят похороны и поминки. Семья еще не может до конца осмыслить происходящее и часто люди двигаются и выполняют дела чисто машинально.
- Вторая-пятая неделя — члены семьи возвращаются в буднюю рутину. Начинается работа, учеба, привычные дела. Теперь утрата чувствуется крайне остро, ведь поддержки стало меньше, чем на прошлой стадии. Остро проявляется тоска и гнев.
- Месяц — два — стадия острого горевания, время окончания которой у каждого свое. Обычно она занимает от 1,5 до 3 месяцев.
- От 3 месяцев до 1 года — стадия траура, которая характеризуется чувством беспомощности и апатии.
- Годовщина — это последняя стадия, которая как-бы завершает цикл горевания. Она сопровождается поминками, поездкой на кладбище, заказ панихиды и прочими ритуалами, которые помогают вспомнить умершего и почтить его память.
О загробной жизни:
- Испытания души после смерти
- Дмитриевская поминальная суббота
- Панихида по умершим
Главная проблема сегодня — это страх перед смертью. Люди боятся умереть или потерять кого-либо из близких. Предки современного православного верующего воспитывались в атеизме и не имеют правильного понятия смерти, поэтому многие из них не могут справиться с горем, когда оно приходит.
Советы Православной церкви после потери близкихНапример, человек может постоянно сидеть на могиле умершего или даже ночевать там, он сохраняет все вещи и обстановку как она была при жизни усопшего. Это оказывает разрушительное действие на личность и происходит из-за того, что человек не понимает, что произошло и как с этим жить.
На это непонимание наслаиваются суеверия и возникают острые проблемы, часто суицидального характера. Рождение, жизнь и смерть — это звенья одной цепи и нельзя этот факт игнорировать.
Важно! Необходимо как можно раньше осознать, что смерть — неизбежна. И только приняв ее человек сможет справиться с утратой и не получить невроз.Необходимо удалить от себя все суеверия. Православие не имеет ничего общего с завешиванием зеркал или оставлением рюмки водки на могиле усопшего. Эти суеверия придумывают люди, которые были в храме пару раз в жизни и пытаются превратить смерть в некое представление, в котором каждое действие имеет сакральный смысл. На самом деле смерть имеет лишь один смысл — это переход от мирской жизни на Земле в вечность. И важно заранее подумать, где эту вечность человек будет проводить, чтобы пересмотреть всю свою мирскую жизнь.
Нельзя делать какие-то выводы и искать причину случившегося, тем более нельзя такое говорить горюющим. Нельзя говорить, что Бог забрал ребенка из-за грехов родителей или отнял мать, потому что ребенок вел себя неправильно. Этими словами можно травмировать человека и навсегда отвратить его от церкви.
Если потеряли матьМать — это важная личность в жизнь каждого. Важно понимать, что для христиан смерть — это временная разлука, после которой будет долгожданная встреча с близкими. Поэтому, когда приходит время человека, он отправляется к Небесному Отцу и там будет встречать своих близких.
Утратив маму на этой земле, следует помнить, что она не исчезла, а лишь перешла в другую часть своего путешествия, завершив свою миссию тут. И теперь она с небес будет заботиться о своих детях и ходатайствовать перед Богом о них.
Совет! Лучший способ пережить эту утрату — больше времени проводить в храме и в домашних молитвах. Необходимо заказать поминание в литургии, панихиду, чтобы должным образом почтить усопшего родителя, а также раздать милостыни, чтобы люди помолились о нем также.Как пережить смерть близкого человека?Если потеряли мужаОставшаяся в одиночестве жена переживает все стадии горя, которые проходят все горюющие. Однако ей важно помнить, что она не осталась одна — с ней ее любящий Господь и Он поможет ей пережить все трудности и испытания.
Не стоит отчаиваться, следует понимать, что Господь не дает сверх сил и обязательно помогает в тех испытаниях, что посылает.
Если в семье остались дети, то вдова должна собраться и вернуться к нормальной жизни ради них, ради того, чтобы помочь им преодолеть эту утрату. Обычно, семья возвращается к нормальной жизни в течение одного года, поэтому вдове придется взять на себя двойную роль мамы и папы, чтобы их дети могли преодолеть утрату и нормально жить.
Рекомендованный срок траура для вдов 1-3 года, по истечению которого ей советуют снова выйти замуж.
Как помочь близкому справиться с горемОчень важно для человека и целой семьи иметь кого-то, кто поможет им преодолеть все стадии горя и вернуться к нормальной жизни, приняв и пережив утрату близкого.
Молитвы об усопших:
- Молитва святому архангелу Михаилу об усопших родственниках
- Молитва Пресвятой Богородице об усопших
- Молитва детей за усопших родителей
Что означает помочь семье пережить горе? Это, прежде всего, означает пройти вместе с ними все эти стадии горя. Как сказал апостол Павел «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» (Рим.12:15).
Каждая стадия горя имеет свои симптомы, поэтому важно следить за поведением горюющего человека и не дать ему зациклиться или совершить опасный и эмоциональный поступок. Очень важно помочь семье или отдельному человеку найти тот способ, который поможет ему справиться с утратой.
Кроме этого, важно следить за человеком и помогать ему переходить от стадии тоски и горевания к грусти и нормальной жизни. Важно следить за тем, чтобы он вовремя кушал, достаточно спал, отдыхал и высвобождал свою тоску. Люди часто в своем горе забывают про себя, семьи начинают разрушаться из-за постоянного стресса, в котором себя держат.
Важно! Помощники должны мягко направлять горюющих от разрушения к созиданию, к Богу и помогать им смириться с утратой.Протоиерей Дмитрий Смирнов. Как пережить смерть близких
Кто пастырь пастора? 5 способов справиться с личным горем
Горе — это слово, которое пасторы слишком хорошо знают. У пасторов есть уникальное призвание — помогать другим справляться с трудностями, конфликтами и трагедиями. За 25 лет пасторства меня много раз призывали скорбеть вместе с отдельными людьми и семьями, которые потеряли любимого человека, пережили развод или пережили трагедию. Хотя я познакомился с потерями, сердечной болью и горем, служа другим в качестве пастора, ничто не могло подготовить меня к испытаниям, с которыми я столкнулся из-за личной утраты.
За последние шесть лет я столкнулся со своим собственным горем – потерей сестры, отца, а недавно и брата. Двум из этих потерь было особенно тяжело переносить их относительную молодость. Меня осенило, что, хотя пасторы оснащены инструментами для служения другим в периоды потерь, они часто плохо подготовлены к тому, чтобы эмоционально справляться со своим личным горем.
Так кто же пастырь пастора во время утраты? Как на самом деле скорбят пасторы? Вот пять стратегий, которые могут помочь пасторам пережить периоды потерь и горя:
1. Будь человеком, а не пастором
Когда мой отец скончался, моя семья решила провести похороны в церкви, где я был старшим пастором более семи лет. Я провел часы, дни, а иногда и недели, скорбя со многими присутствовавшими семьями. Разделение их душевной боли, боли и уязвимости после потери создало между нами уникальную связь.
Увидев эти семьи, я понял, что должен поставить себя на их место. Для меня было нормально поменяться ролями, быть уязвимым из-за того, что скорблю как личность, помимо моей роли пастора. Свободное признание своей человечности, своих слабостей и собственных эмоций боли, печали и вопросов — все это естественные реакции на потерю — позволило мне начать процесс исцеления. Мне нужно было время, чтобы просто быть собой — сыном, потерявшим отца. Процесс исцеления начался, когда я преодолел свои нереалистичные ожидания, что я должен быть чем-то другим, кроме самого себя.
Пасторы не сверхчеловеки и точно не Иисус Христос. Он тот, кто наставляет нас всех в периоды потерь.
2. Возьмите отпуск
Многие пасторы постоянно заняты; служение никогда не прекращается. Легко поддаться мышлению, что нам, как пасторам, не позволено тратить время на скорбь, потому что наша роль сосредоточена на служении другим. Но как пасторы, мы должны уделить время , чтобы побыть с нашими семьями и самыми близкими нам людьми. Перед смертью мой отец поделился со мной несколькими мудрыми словами, которые помогли мне сохранить свою роль пастора в перспективе. Он сказал: «Сынок, ты знаешь, если ты умрешь в субботу, у нас все еще будет церковь в воскресенье!»
Мой отец был прав; мы все взаимозаменяемы. Здесь, в Вандерблумене, мы подчеркиваем, что каждый пастор является временным пастором. Это нормально — отойти на некоторое время и позволить кому-то другому заменить вас на время, чтобы вы могли заняться личными делами. Как пасторы, мы должны понимать, что, когда мы переживаем личную утрату, можно отойти в сторону, чтобы погоревать. Это будет полезно не только вам, но и вашим родным и близким.
3. Обратитесь к своему сообществу
Я заметил, что многим пасторам трудно участвовать в настоящей общине. Может быть трудно быть уязвимым среди вашей церковной общины; однако мы должны окружать себя людьми, которые любят нас как личность, а не только как пастора.
Часто пасторы изолируют себя от общества, поэтому, когда случается трагедия, им трудно найти поддержку у других. Изоляция вредна для любого, кто переживает личное горе. Найдите людей, которым вы можете доверять и которые любят вас такими, какие вы есть. Большинству близких вам людей не нужно, чтобы вы были их пастором, они просто хотят, чтобы вы были их другом. Безвоздмездно. Окружите себя настоящими друзьями, и когда придет время горевать, они будут рядом с вами. Они будут там, чтобы пасти пастора.
4. Найдите время поплакать
Один из моих любимых стихов в Библии также самый короткий: «Иисус плакал» (от Иоанна 11:35). Когда Иисус испытал личную утрату из-за смерти своего друга, он заплакал. Да и сам Иисус не просто плакал, он плакал. Это важный урок для тех, кто ежедневно служит людям. Жизнь Иисуса была сосредоточена на служении другим, но когда он получил известие о смерти друга, он заплакал.
Иисус Христос, пастырь всех пастырей, позволил себе быть уязвимым перед близкими.
Слезы являются частью любого процесса исцеления. Утешайтесь тем фактом, что с Иисусом в качестве нашего образца нам всем позволено плакать из-за личной утраты.
5. При необходимости обратитесь за консультацией
Консультация иногда может быть связана со слабостью или личной нестабильностью. Верно и обратное; требуется большая сила и мужество, чтобы признать борьбу и активно обратиться за помощью. Нам всем нужна помощь в какой-то момент, и больше, чем когда-либо, во время горя.
Будучи пасторами, мы много времени посвящаем консультированию других, но когда приходит время получить душепопечение, мы его избегаем. Нам может быть интересно, что подумают о нас члены нашей церкви, если мы обратимся за советом. Правда в том, что большинство людей будут уважать вас еще больше за то, что вы сделаете шаг, чтобы получить дополнительную помощь и поддержку, потому что они относятся к вашим чувствам. Найдите консультанта, которому вы доверяете и который пережил потерю. Хотя это может быть трудным шагом, 9Консультации по номеру 0015 могут быть полезным выходом , чтобы помочь вам, когда вы скорбите.
Большинство из нас в какой-то момент испытают утрату и горе. Важно ориентироваться в эти времена, позволяя себе быть человеком и уязвимым, и находить точки поддержки.
Как вы справлялись с потерей? Какие уроки, которые вы извлекли, помогли вам справиться с горем?
Ресурсы для католиков в случае утраты: помощь католикам в горе
20 июня 2022 г.
Назад к The Burial Advisor
Нет ничего более личного, чем то, как вы справляетесь с горем и потерей. Мы все по-разному реагируем, когда сталкиваемся со смертью любимого друга или члена семьи. Но хотя горе и тяжелая утрата — это личные путешествия, вам не обязательно идти по этому пути в одиночку.
В трудную минуту может помочь обращение к вере и друзьям — и в римско-католической общине есть десятки различных ресурсов, которые ваш приходской священник, да и вся епархия, могут предоставить, чтобы помочь справиться с вашей утратой. Вот некоторые важные католические системы поддержки горя, которые всегда к вашим услугам, когда бы они вам ни понадобились.
Доверие и утешение в церковных традициях
Римский католицизм, возможно, самая древняя ветвь христианства, предлагает множество традиционных способов оплакивать потерю близкого человека. Для многих опора на эти традиции может помочь вам пережить смерть друга или члена семьи так, как вы, возможно, не смогли бы сделать это самостоятельно, и настоятельно рекомендуется, чтобы вы участвовали в этих традициях, но только если вы чувствуете, что они будет полезно.
Если вы решите позволить им это сделать, эти традиции помогут вам на каждом этапе пути, в значительной степени сняв с ваших плеч обязанности по планированию и предоставив вам пространство для скорби, когда вы сочтете это необходимым. В Римско-католической церкви существуют прочные, хорошо зарекомендовавшие себя традиции на случай смерти одного из верующих, начиная с:
- Бдение: , также известное как поминки, католическое бдение — это поминальная служба по умершему, которая проводится в католической церкви, похоронном бюро или даже в вашем собственном доме.
- Похоронная месса: часто называемая Реквиемной мессой, поминальная месса представляет собой полную мессу, проводимую священником и посвященную увековечиванию памяти усопших. В дополнение ко всем обычным атрибутам мессы, таким как Святая Евхаристия, на заупокойной мессе также обычно присутствует гроб с умершим, где его окропляют святой водой при переносе в церковь.
- Погребение: также известный как обряд посвящения, захоронение происходит на католическом кладбище, которое считается святой землей. В место последнего упокоения можно положить либо гроб, либо кремированную урну, а семья и близкие друзья почти всегда готовы попрощаться, пока священник читает Священное Писание.
Преодоление горя после похорон
Ответственность Римско-католической церкви перед верующими не заканчивается, когда ваш близкий достигает места своего последнего упокоения. В последующие дни, недели, месяцы и даже годы ваш священник и местный приход также готовы помочь вам справиться с горем утраты. Ваш приход может предложить вам способы найти католическую поддержку в скорби в молитве и общении, предлагая рекомендации о том, как долго вы должны «официально» оплакивать, например, с супругами, поощряемыми проводить до года и дня, бабушками и дедушками, братьями и сестрами, тратящими до три месяца, а другие члены семьи проводят до 30 дней.
Кроме того, вы можете поговорить с вашим священником в роли служителя паствы. Вы можете поделиться с ним своими чувствами, и он может провести вас через совместную молитву, чтобы помочь вам обрести утешение, когда вы выполняете сложную и запутанную задачу смириться со смертью любимого друга или члена семьи. И хотя ваш священник всегда рядом с вами в трудную минуту, он также часто может направить вас к невероятно полезным католическим ресурсам, посвященным тяжелой утрате, которые помогут вам справиться с ситуацией, когда вы не можете проводить с ним время.
- Предоставление вам духовной литературы для чтения . Ваш священник может сказать вам, какие места Писания, по его мнению, могли бы принести вам наибольшую пользу, если бы вы читали их и размышляли над ними. Кроме того, он может порекомендовать другие ресурсы, такие как книги, которые помогут справиться с тяжелой утратой. Прекрасным примером является «Наблюдаемое горе», написанное К. С. Льюисом, известным христианским писателем, которого вы, возможно, лучше знаете по серии детских книг « Нарния ». Льюис, который был близким другом набожного католика Дж. Р. Р. Толкина, написал книгу после смерти своей жены.
- Знакомство с местными группами поддержки. Иногда вам нужна компания других людей, которые пережили аналогичные потери и также находятся в процессе выхода с другой стороны. Ваш священник может подсказать, где можно найти группы поддержки в случае горя и тяжелой утраты, либо те, которые создаются непосредственно вашим приходом, либо основанные на надежных источниках, и часто помогает познакомиться с одной из этих групп.
- Рекомендации веб-сайтов и организаций, которые могут помочь. То, что у вашего священника или прихода нет под рукой ресурсов, которые могли бы помочь вам, не означает, что он может не знать, куда вы можете обратиться. Одним из замечательных ресурсов является Open to Hope, национальная некоммерческая организация, миссия которой — помогать людям обрести надежду после потери. Она предлагает вам читать, слушать и делиться историями о надежде и сострадании, которые могут утешить вас и других.
Помните, вы не одиноки
Находите ли вы утешение в совете своего священника, в общении с другими людьми, пережившими утрату, или в католических ресурсах, посвященных утрате, таких как книги, веб-сайты или другие средства массовой информации, помните что вы можете и переживете эту потерю. Хотя жизнь может никогда не стать для вас прежней, вы можете положиться на свою веру и ресурсы, которые она предлагает, чтобы помочь справиться со своим горем.