Если подросток не хочет учиться советы психолога: Подросток не хочет учиться, что делать: лайфхаки от психолога — Поиск
Подросток не хочет учиться, что делать? |
С таким вопросом к нам в центр психологической помощи обращаются довольно часто. И в большинстве своём это родители учащихся 6-7 классов, то есть ребятам по 12-13 лет. Что происходит, почему в большинстве своём в прошлом послушные и успешные ученики, добрые и отзывчивые сыновья и дочери перестают выполнять домашние задания, на уроках не слушают учителей, а на справедливое возмущение родителей огрызаются или уходят, хлопнув дверью. Причин тому несколько, самая глобальная из которых – начавшаяся гормональная перестройка организма. Учитывая этот фактор необходимо обратить внимание на режим: достаточный сон (9 часов), прогулки, питание, витамины. Как правило, это первое, что грамотные родители стараются обеспечить столкнувшись с данной проблемой. Но результата либо нет, либо он недолог. Вторая из причин нежелания учится – изменение отношений к учителям. Вещательно-назидательная позиция учителей еще встречает отклик в младших классах, когда у детей ведущая деятельность именно учебная. Но в 5-6-х дети уже другие, а учителя – нет. Скучно – не то слово. Скучно, это когда один-два-три-десять занудных уроков. А теперь представьте несколько лет в такой атмосфере – хочется учиться? В общем, не списывайте бесталанность преподавателя на лень ребенка. Не готовы сменить школу – заинтересуйте этим предметом сами, покупайте дополнительную литературу, используйте интернет-ресурсы, организуйте экскурсии в тематические места — все в ваших руках. На вашей стороне интерес ребенка к практической деятельности — сейчас для него это как воздух. Не сидеть, слушать, записывать и воспроизводить, а двигаться, искать, производить самому что-то интересное.Следующая немаловажная причина понижения интереса к учебной деятельности в том, что в подростковом возрасте общение становится ведущей деятельностью. Сама природа устроила все так, что именно сейчас человек узнает себя как личность и осваивает способы жизни в коллективе. Как вести себя в разных ситуациях, как реагировать на разных людей, как вызывать к себе симпатию, как выходить из конфликтных ситуаций и строить свою самооценку. Родителям остаётся только признать тот факт, что ребёнок ходит в школу общаться, это для него сейчас важнее выполненного домашнего задания. У части детей здесь обнаруживаются проблемы, когда именно из-за несложившихся отношений с одноклассниками подросток отказывается посещать школу. Как часто выясняется, проблема с общением со сверстниками была у ребёнка и раньше, да на неё внимания не обращали: учится хорошо, дома послушен, в школе со взрослыми вежлив и предупредителен. Что делать в этом случае? Учить ребёнка общению: посещать тренинги общения, мероприятия с участием сверстников, спортивные секции и кружки. Главный совет, который можно дать родителям на этот момент: будьте рядом и помогайте утолять возрастную жажду ребенка — познания себя и общения со сверстниками. Пока она не утолена – ему действительно не до учебы. Что здесь поможет? Книжки о современных подростках, которые говорят на одном с ним языке и об интересных ему вещах. Рассказы о собственном подростковом периоде – о том, как странно и глупо мы себя чувствовали в их возрасте, какие с нами приключались истории, как мы на них реагировали, что чувствовали. По мере сил поучаствуйте в построении отношений со сверстниками – не препятствуйте общению, не запрещайте видеться и переписываться, и главное не очерняйте друзей вашего подростка, ведь сейчас он отождествляет себя не с вами, а со сверстниками, поэтому все, что против друзей, – это о его собственной самооценке. В интернете общаться – тоже надо! Посидите пару вечеров за компьютером, помогите найти ресурсы, где есть полезное общение, где обсуждаются важные для подростков вещи. Приглашайте домой его друзей, и будет очень здорово, если вы поможете всей компании увлечься чем-то положительным. Предложите им полезное объединяющее начало – хоть мыло варить (вот вам и химия в самом интересном, практическом аспекте). Помните, подросток любит учиться! Но чему-то действительно интересному и конечно — в компании.» Татьяна Черноситова
|
Что делать, если ребенок не хочет учиться: советы психолога
Для большей части родителей, однозначно, важен успех ребёнка: его развитие и движение вперёд. Но, как известно, не всегда всё бывает так гладко, как хотелось бы. В этой статье мы разберём причины плохой успеваемости и способы решения данной проблемы.
Контроль
Вступление ребёнка в первый класс – это новый этап взросления, на котором, ваше чадо учится самостоятельности. И один из частых капканов – стремление родителя облегчить борьбу с трудностями: собрать портфель, сделать за него уроки. Это одна сторона вопроса.
Вторая возможная ситуация, из-за которой ребёнок не хочет учиться – когда родитель устанавливает жёсткий контроль. Беспрекословное выполнение требований от родителей, воспитательная ругань по поводу новой двойки не только отбивают желание учиться, но и оставляют обиду в душе.
Будьте примером – показывайте добросовестное отношение к своим обязанностям.
Режим
Ранние подъемы, терпеливо и внимательно проведённые часы за партой, обязанность делать домашние задания: даже если этот процесс становится привычным, всё равно он требует определённых затрат энергии. Составьте для своего сыни или дочери удобный режим дня. По завершении учебного дня позвольте отдохнуть своему ребёнку пару часов: пусть он займётся тем, чем ему хочется (погулять, поиграть, порисовать и т.д.). И обратите его внимание на то, что после выполнения уроков его будет ждать какое-нибудь развлечение.
Самооценка
Наиболее частая ошибка родителя – завышенные требования к своему юному учащемуся: родитель разочарован, а ребёнок ощущает себя неуверенным в себе. Какой бы работа не была, не давайте ей негативную оценку. Преподнесите это, как то что на данный момент вы расстроены неудачей, но верите, что в следующий раз обязательно всё получится. Объясните, что плохая оценка не делает человека глупым или менее достойным. Плохая оценка – это то, как преподаватель оценил информацию, усвоенную учеником. Грустное явление, когда родители ругают своих детей за плохие отметки, а хорошие результаты принимают за должное. Старайтесь делать как можно меньше негативных замечаний и больше хвалить. Называйте ребёнка «умным», «шустрым», «аккуратным», но не наоборот. Даже если не внешне, то внутренне это запоминается и откладывается в сознании. Помните: знание и уверенное понимание предмета намного важнее отметки.
Не бойтесь рассказывать о своих неудачах. Дайте ему понять, что для живого человека ошибки — это нормально.
Часто комплексы могут возникнуть и просто из-за того, что ребёнок имеет отличительные черты: необычная внешность, дефекты речи и т. д.
Важно, оставаясь для него авторитетом, давать ему свою поддержку.
Гиперактивность
Качественному усвоению информации необходимы сосредоточенность и усидчивость. С этими аспектами возникают проблемы, когда ваш ребёнок непоседа и ему крайне сложно усидеть на одном месте продолжительное время. В классе такие дети мешают остальным учащимся; часто хотят встать во время урока и много двигаются; привлекают, чаще всего, негативное внимание учителей.
Зависимость
Если раньше дети пользовались планшетами и телефонами в более взрослом возрасте, то сейчас родители используют гаджеты для включения мультика своему чаду с самых пелёнок. Здесь задача родителя вовремя ограничить использование устройства.
Ещё одним фактором, влияющим на обучение могут быть чрезмерно длительные прогулки вашего ребёнка с друзьями. Но не загоняйте домой слишком рано. Найдите середину.
Не соответствие уровню школьной программы
Умное дитя не погодам, с малого возраста уже умеет читать и писать… А учиться лень. Зачем мне учёба, если я и так всё знаю? Если ребёнок не хочет учиться по этой причине, в этом случае следует объяснить, что процесс развития безграничен. Век живи, век учись. Если ему на самом деле скучно, то тут стоит подумать о более сложной углублённой программе обучения.
Что же делать если ситуация обратная и причина в трудности усвоения информации? В этом случае психологи советуют подобрать для ребёнка коррекционный класс.
«Нудная» программа
Не хочет учиться из-за нудной программы…
Сегодня сложно найти такую школу, в которой каждый учебный предмет был бы интересным, а преподаватель не менее творческим. И не редко у учеников «учитель» и «предмет» сливаются в одно целое – какое отношение к учителю, такое отношение и к предмету. Если вы попали в подобную ситуацию, и ваш ребёнок не хочет учиться по данной причине, покажите на своём примере, как общеобразовательные предметы помогли вам реализовать себя в жизни. Чтобы помочь своему чаду в этой непростой ситуации, следует знать его интересы. Отталкиваясь от того, чем хочется заниматься вашему ребёнку, поговорите с ним, какие предметы ему нужны и почему.
Талант
Не существует ни одного человека без таланта. Бывают люди, чей талант не раскрыт. Присмотритесь к своему ребёнку. Чем бы он хотел заниматься в неучебное время? Запишите его на внешкольные занятия по предмету, который ему нравится (математика, биология, рисование, музыкальная школа, рисование и т. д.).
Переходный возраст
Во всём мире, и Россия не исключение, распространена проблема, когда у детей в 12-13 лет пропадает желание учиться. Это связано с новым этапом становления личности. Происходит половое созревание. В этот период важно не наседать по поводу того, что чадо не учится и вообще не хочет ничего делать, а содействовать в преодолении проблем. Можете нанять репетитора, но так, чтобы нагрузка оставалась равномерной. Любой человек, в любом возрасте нуждается в отдыхе.
Темперамент
Особенности темперамента так же влияют на работоспособность вашего домочадца.
Как известно, в психологии всего 4 вида темперамента
- Холерик
- Сангвиник
- Меланхолик
- Флегматик
Каким типом нервной системы обладает ребёнок, такой и будет его работоспособность.
Учащимся со слабой нервной системой нужно больше перерывов для восстановления работоспособности.
Люди с сильной нервной системой способны делать намного больше. Им проще даётся совмещение основной учёбы и дополнительных занятий.
Болезненный ребёнок
Дети, имеющие целый букет отрицательных медицинских диагнозов, часто получают поблажки от учителей. Такого ребёнка часто жалеют и помогают ему. А зачем учиться, если многого не требуют?
Бывают и обратные ситуации: на первый взгляд с ним всё хорошо, а потом выясняется, что причина низкой успеваемости в плохом самочувствии. Каждому хочется думать, что со здоровьем все впорядке, поэтому о возможности именно такой причины родители часто забывают.
Натянутые отношения с одноклассниками или учителем
Когда отношения вашего ребёнка с остальными учащимися или учителем на низком уровне, энергия уходит не на учёбу, а на, в лучшем случае, разрешение конфликта. Чтобы быть проинформированным о ситуации между ним, учителем и остальными детьми, старайтесь меньше читать лекций по воспитанию и больше поддерживать дружеские отношения. При доверительных отношениях вам будет проще и быстрее узнать, что в школе что-то не так.
Обстановка в семье
Частые конфликты дома, постоянное раздражение родителей из-за усталости после работы так же отражаются на ребёнке. Даже если вы кинули раздражённый взгляд не на него, а на собаку, всё равно этот негатив будет ощутим. Каждому взрослому, а тем более ребенку, нужен дом, в котором будут уют, радость и гармония.
Может ли помочь подростковая психология?: Психология Wellness Road: Психологи
Мой ребенок не хочет со мной разговаривать: Может ли помочь подростковая психология?: Wellness Road Психология: Психологи Принимаю заявки на телемедицину. Запланируйте виртуальный визит.Подростковый возраст может быть трудным как для подростков, так и для родителей. Этот переходный период от детства к взрослой жизни отмечен быстрыми изменениями, поскольку у вашего ребенка развивается чувство идентичности.
В это время подростки, как правило, отдаляются от родителей и основных опекунов и больше полагаются на своих сверстников. Это может привести к тому, что родители будут чувствовать себя закрытыми и разочарованными в своих усилиях помочь своему ребенку преодолеть неровности на пути роста.
От академической тревоги и межличностных трудностей до перепадов настроения и стресса у всех подростков есть проблемы. В подростковом возрасте дети часто чувствуют себя более комфортно, обсуждая сложные темы с людьми, не являющимися членами семьи. Если вы заметили, что у вашего подростка есть некоторые трудности, но он не хочет говорить с вами об этом, вам может помочь подростковая терапия.
Подросткам может быть полезна встреча с терапевтом для работы над различными проблемами, которые могут возникнуть. Вот несколько распространенных причин, по которым подростки обращаются к психотерапевту:
Социальные проблемы
Подростки сталкиваются с рядом проблем, связанных с общением, включая хулиганов, приспособление и давление сверстников. Рост социальных сетей может усугубить ситуацию, поскольку подростки пытаются раскрыть свою личность и занять свою нишу. Терапия может помочь вашему ребенку почувствовать себя понятым, справиться с проблемами и предоставить инструменты для решения возникающих проблем, чтобы ваш ребенок обрел уверенность и почувствовал себя лучше.
Депрессия
Расстройства настроения могут возникнуть в подростковом возрасте. Если ваш подросток кажется замкнутым, раздражительным или грустным, терапия может помочь вашему ребенку определить мысли и ситуации, которые способствуют его депрессии. Лечение заключается в том, чтобы помочь вашему ребенку переосмыслить образ его мышления и изменить поведение, которое усиливает депрессивные чувства.
Стресс
Подростки могут испытывать непреодолимый стресс. Академический и социальный стресс — это лишь два примера того, как подростки должны научиться ориентироваться. Терапия может помочь вашему ребенку научиться эффективно справляться со стрессом, чтобы он не сказывался на его жизни.
Низкая самооценка
Многие подростки в какой-то момент испытывают трудности с уверенностью в себе. Оставленные без внимания подростки, испытывающие серьезные проблемы с самооценкой, подвергаются более высокому риску злоупотребления психоактивными веществами, депрессии и неуспеваемости. Под низкой самооценкой скрываются негативные суждения и мнения, которые ваш ребенок испытывает о себе. Цель терапии — помочь подростку понять, откуда берутся эти мнения, и бросить вызов этим самокритичным суждениям, чтобы повысить самооценку.
Травма
Травматические события могут оказывать влияние на подростков на всю жизнь. И родители, и подростки могут чувствовать себя подавленными травмой, и это встречается гораздо чаще, чем вы думаете. Примерно 61% подростков сообщают, что пережили хотя бы одно травмирующее событие в своей жизни. Терапия помогает подросткам научиться справляться с пережитой травмой. Этот процесс помогает вашему ребенку повысить устойчивость и оправиться от травматического события.
Беспокойство
Большинство подростков время от времени испытывают беспокойство. Но некоторые переживания настолько интенсивны, что мешают различным аспектам жизни ребенка. Тревожные расстройства являются наиболее распространенными психическими расстройствами, диагностируемыми у подростков.
Независимо от того, борется ли ваш подросток с социальной тревожностью или постоянно беспокоится о том, что произойдет что-то плохое, терапия может помочь вашему ребенку научиться справляться с симптомами. Эффективные стратегии лечения включают когнитивно-поведенческую терапию и экспозиционную терапию.
В Wellness Road Psychology доктор Филип Гликман и лайф-коуч Джейми Кариа предлагают полный спектр эффективных терапевтических процедур для детей, подростков и взрослых. Терапия может помочь вашему ребенку пройти по иногда ухабистой дороге подросткового возраста. Чтобы записаться на прием, позвоните в наш офис в Бруклине или Boss Ferry, Нью-Йорк, или оформите заявку онлайн.
Знакомства 101
Свидания могут быть как захватывающими, так и сложными, особенно для людей с проблемами психического здоровья или травмами в анамнезе. В этом сообщении блога мы предлагаем советы и стратегии для успешных свиданий, уделяя особое внимание своему психическому здоровью.
Все, что вам нужно знать о рационально-эмоциональной поведенческой терапии
Эмоциональное расстройство, такое как депрессия, тревога или эмоциональное выгорание, сдерживает вас? Может помочь рационально-эмоционально-поведенческая терапия РЭПТ. В этом блоге мы объясняем, что это такое и как вы можете применить его, чтобы положительно изменить свои модели мышления.
Стадии изменения в терапии
КПТ-терапия состоит из нескольких этапов, которые проходят люди, пытаясь изменить свою жизнь к лучшему. В этой статье они разбиты на части, чтобы люди могли лучше понять, как работает терапия и где они могут упасть, чтобы понять, подходит ли им терапия.
Что делать, если ваш ребенок/подросток не хочет с вами разговаривать, и когда обращаться за помощью: взгляд детского психолога
Когда дети становятся старше и переходят в подростковый возраст, для них естественно хотеть проводить больше времени со своими друзьями и открываться им больше, чем своим родителям. Тем не менее, для родителей по-прежнему очень важно участвовать в жизни своих подростков и продолжать устанавливать границы. Исследования показывают, что даже будучи подростками, дети по-прежнему ценят вклад своих родителей больше, чем кого бы то ни было.
Некоторые идеи для развития общения между родителями и детьми в любом возрасте включают в себя моделирование хороших коммуникативных навыков для ваших детей, уделение времени открытому общению в рамках вашей обычной рутины и наличие более позитивных, чем негативных взаимодействий.
1. Продемонстрируйте хорошие коммуникативные навыки
Чтобы продемонстрировать хорошие коммуникативные навыки, расскажите своим детям о том, как прошел день, включая информацию, соответствующую их возрасту. Когда они разговаривают с вами, уделяйте им все свое внимание, чтобы развить в них навыки слушания.
2. Находите время для общения
Старайтесь хотя бы один раз в день есть вместе всей семьей, запрещая пользоваться электроникой во время еды, чтобы способствовать открытому общению. В некоторых семьях есть «карточки для начала разговора» или стандартные вопросы, которые все задают друг другу, чтобы убедиться, что у каждого есть возможность поделиться своими идеями или опытом.
Если вы обнаружите, что ваша семья очень занята, и вы изо всех сил пытаетесь найти время, когда вы можете быть вместе, регулярно назначайте «встречи» друг с другом и относитесь к ним так же серьезно, как к визитам к врачу или рабочим встречам.
3. Сосредоточьтесь на позитивном общении
В своей повседневной деятельности обязательно ищите способы позитивного общения со своими детьми. Вам обоим будет веселее, и вам обоим будет больше нравиться общаться, если вы не будете постоянно ссориться друг с другом. Хорошим соотношением, к которому нужно стремиться, является 5 положительных комментариев на каждый 1 отрицательный комментарий, который вы оставляете.
4. Распознайте симптомы подростковой депрессии
Однако иногда подросток уходит в себя далеко за пределы «нормального», и родители могут делать все это и многое другое и все еще не достигать своего подростка. В этих обстоятельствах ваш подросток может страдать от депрессии и/или беспокойства. Распознать, когда ребенок или подросток находится в состоянии депрессии или беспокойства, может быть сложно, потому что симптомы малозаметны, и все люди время от времени испытывают грусть и беспокойство. Для детей, как и для взрослых, может быть нормальным чувствовать грусть в связи с трудными обстоятельствами, даже в течение нескольких дней.
Тяжелая депрессия, однако, включает симптомы, сохраняющиеся с течением времени. У детей симптомы депрессии могут включать:
- Чувство грусти
- Повышенная раздражительность
- Мысли о самоубийстве
- Озабоченность смертью или умиранием
- Понижение оценок
- Нарастающие физические симптомы (например, боли в животе, головные боли)
- Уход от семьи и друзей
- Потеря интереса к вещам, которыми они раньше наслаждались
Существует множество тревожных расстройств, и симптомы конкретных тревожных расстройств могут сильно различаться. Однако в целом дети с клинически значимым уровнем тревожности часто беспокоятся об успеваемости в школе, здоровье или безопасности членов семьи или самих себя, факторах окружающей среды (например, погоде) и будущем. Это беспокойство может, как и депрессия, повлиять на социальные отношения, привести к снижению успеваемости и вызвать физическую боль.
Знайте, когда обращаться за помощью
Если ваш ребенок или подросток страдает депрессией или тревожным расстройством, важно понимать, что он или она не может просто «выйти из себя» или «перестать беспокоиться». Хотя это может разочаровывать, одна из лучших вещей, которую можно сделать как родителю, — это попытаться проявить терпение, понимание и поддержку. Прислушивайтесь к тому, что говорит ваш ребенок, даже если это не имеет смысла для вас. Постарайтесь помочь своему ребенку увидеть вещи с другой точки зрения, но постарайтесь не говорить ребенку, что он или она «не правы» из-за своих чувств. Если вам кажется, что вашему ребенку становится хуже, а не лучше, или вы не знаете, как помочь своему ребенку, обратитесь за профессиональной помощью к терапевту или врачу.
Без лечения депрессия и тревога у молодых людей могут оказывать долгосрочное вредное воздействие на развитие ребенка различными способами. Поэтому для взрослых важно распознавать симптомы депрессии и тревоги и действовать быстро, чтобы лечить детей или подростков с этими состояниями. Научные исследования показали, что и терапия, и лекарства могут быть полезны при лечении беспокойства и депрессии. Некоторые семьи предпочитают один подход к лечению другому, в то время как другие семьи считают наиболее полезным комбинированный подход.
Вот два примера пациентов, с которыми я работал в психотерапии, состояние которых со временем улучшилось благодаря лечению. (Имена изменены.)
История Джо (Беспокойство)История Салли (Депрессия)«Джо» и его мать всегда были очень близки, и его мать знала, что Джо беспокоился о вещах немного больше, чем другие дети его возраста. . Однако, будучи маленьким мальчиком, он все еще играл с друзьями и довольно хорошо перешел в школу. Пока он учился в начальной школе, его мать заметила, что Джо начал отказываться от приглашений на дни рождения и ночевки, говоря, что он предпочел бы просто остаться дома и тусоваться с ней. Он становился более раздражительным, а временами даже злым, когда она заставляла его делать что-то отдельно от нее.
Когда он начал терапию, Джо сказал, что он часто беспокоился о том, что с его мамой может случиться что-то плохое. Он боялся, что она может попасть в автокатастрофу, заболеть или что кто-то может ворваться в их дом и причинить ей вред. Рядом с ней он чувствовал себя в большей безопасности и мог «присматривать» за ней.
В ходе терапии мы определили ситуации, из-за которых он меньше всего боялся разлуки с мамой (например, она шла к почтовому ящику без него), и ситуации, из-за которых он больше всего боялся разлуки с мамой (например, ночевка). Изучив некоторые навыки выживания, которые помогут ему расслабиться, когда он начнет бояться, и более реалистично думать о вероятности того, что с его матерью что-то случится, Джо постепенно начал практиковаться в том, чтобы быть вдали от матери на короткие, а затем на более длительные периоды времени.
К концу терапии он смог провести ночь с друзьями, не звоня матери, чтобы она забрала его. Хотя он все еще иногда беспокоится о своей маме, он смог расслабиться и не позволил тревоге помешать ему делать то, что он действительно хотел сделать.
Когда «Салли» исполнилось 14 лет, ее родители заметили, что она стала проводить больше времени в своей комнате и меньше времени с семьей. Она сказала, что у нее все еще есть друзья, но ее родители не слышали, чтобы она много о них говорила, и она больше не просила пойти с ними что-нибудь сделать. Ее оценки начали падать, и Салли, которая когда-то была отличницей и отличницей, провалила пару уроков. У нее снизился аппетит, и она все время казалась уставшей. Она также начала жаловаться на головные боли и большую часть времени проводила в постели, чтобы отдохнуть. Когда ее родители спросили, что случилось, Салли просто сказала, что устала и хочет, чтобы ее оставили в покое.
Во время терапии Салли рассказала, что чувствует себя подавленной из-за школьных занятий и беспокоится о том, что она не такая умная, как ее друзья. Она считала себя глупой и что она будет чувствовать себя так всегда. Со временем Салли узнала, что часто трактует ситуации негативно и предполагает, что должно произойти самое худшее.
Как только она определила эти негативные модели мышления, она смогла напомнить себе, что обычно существует более одного взгляда на ситуацию. Она практиковалась в поиске нескольких решений своих проблем и составила список нескольких вещей, которые она могла бы сделать, чтобы помочь себе почувствовать себя лучше, когда она расстроена. Депрессия Салли стала менее интенсивной, и она реже грустила. Она начала заниматься тем, что раньше ей нравилось, и ее оценки улучшились.
По данным Национального института психического здоровья, депрессия затрагивает около 11% молодых людей, а тревога затрагивает около 8% молодых людей. Показатели как депрессии, так и тревоги одинаковы у мальчиков и девочек в детстве, но в подростковом возрасте девочки чаще, чем мальчики, испытывают симптомы каждого . Существуют также различия в распространенности в зависимости от возраста, при этом депрессия и тревога чаще возникают у подростков старшего возраста.
При отсутствии лечения дети и подростки с депрессией и тревогой подвергаются более высокому риску низкой самооценки, злоупотребления психоактивными веществами, самоубийства, проблем с психическим здоровьем во взрослом возрасте и физических состояний, таких как болезни сердца и диабет во взрослом возрасте.