Значение слова полигамный и моногамный: Полигамность у мужчин и женщин: виды и причины полигамии
Что значит моногамный? Правда ли люди
Автор:
Ньютон
22 марта 2019 15:05
Метки: Полиандрия биология знания значение слов многоженство многомужество) полигамия полигиния русский язык
Моногамия и полигамия — что это? Значение термина простыми словами. Что означает слово «моногамный»? Кто такой моногамный человек? Свойственна ли людям моногамия или они обречены изменять друг другу? Что такое полигамия и какая она бывает? Многоженство и многомужество в мировых культурах.
Моногамия в биологии — это образование устойчивых пар самцов и самок. У людей моногамия — это единобрачие, то есть форма брака, позволяющая иметь только одного супруга.
Происходит от древнегреческого слова μονογαμία — однобрачие.
Иногда слово «моногамия» используют как синоним выражений «супружеская верность», «однолюбие».
Моногамный — это связанный с единобрачием. Например, моногамная семья — это семья, в которой двое супругов.
В обиходе моногамными называют людей, которых отличает супружеская верность, склонность жениться один раз и на всю жизнь, неприятие измены. Например: «моногамный мужчина», «моногамная женщина».
«Неравный брак». Картина Василия Пукирева. 1862
Анотонимы к слову «моногамия» — полигамия, многоженство, многобрачие, бигамия, неверность, распутство, промискуитет.
Многоженство и многомужество. Что такое полигамия
Полигамия — это многобрачие, то есть форма брака, при которой у мужчины либо у женщины более одного супруга. Р
азличают два вида полигамии: многоженство (оно же полигиния) и многомужество (оно же полиандрия).
Бигамия — это то же самое, что двоебрачие или двоеженство.
Товарищ Сухов размышляет о полигамии. Кадр из фильма «Белое солнце пустыни» (1969)
А вот если человек развелся с одним супругом и создал семью с другим — это уже не полигамия, а множественная моногамия, многократный брак.
В России и в большинстве других стран полигамия запрещена: вступить в брак можно одновременно лишь с одним человеком. Зато в ряде исламских стран многоженство разрешено — например, в Саудовской Аравии. Распространено многобрачие и в Африке — там есть целый «пояс многоженства», протянувшийся от Танзании до Сенегала. У президента ЮАР Джейкоба Зумы пять жен, у короля Свазиленда Мсвати III — пятнадцать.
Многомужество (полиандрия) встречается значительно реже. Например, оно принято у жителей Тибета. Там распространена так называемая фратернальная полиандрия — родные братья вступают в брак с одной женщиной.
Ученые связывают этот обычай с тем, в условиях нехватки ресурсов несколько отцов лучше позаботятся о детях, обеспечат их выживание. Мужьями одной женщины становятся братья, потому что для передачи своих генов будущим поколениям выгоднее заботиться о племянниках, чем о совсем чужих детях.
Актеры в ролях индийской богини Драупади и ее пяти мужей, которые приходятся друг другу братьями
Читайте также: Гаремы в России и на Западе. Как живут современные многоженцы (25 ФОТО)
Любовь и верность. Моногамия у животных
В зоологии моногамией называют образование у животных устойчивых пар на длительный период — на сезон, несколько лет или даже на всю жизнь. Моногамные самцы обычно принимают участие в воспитании потомства.
Моногамия встречается у насекомых. Она широко распространена у птиц. Так, аисты, орлы, грифы образуют пары на несколько лет или на всю жизнь, гуси — на один сезон. Лебединая верность вошла в поговорку.
У млекопитающих моногамия встречается значительно реже, чем полигамия (моногамны лишь 3-5% видов). Сравнительно устойчивые пары формируют волки, лисы, барсуки — обычно на один сезон.
У человекообразных обезьян моногамные пары образуют гиббоны. Их семьи занимают территорию в 12-40 га и никого туда не пускают. Гиббоны могут тратить на поиски подходящего партнера несколько лет.
Детеныш гиббона с матерью. Фото: Reuters
Инстинкт к спариванию с одной самкой иногда теряется при одомашнивании. Например, лисица в природе моногамна, но на звероферме самец может спариваться с несколькими самками, сообщает «Биологический энциклопедический словарь.» (М., 1986).
Зачем нужна моногамия? В чем ее плюсы?
Моногамия у животных — это результат эволюции. Моногамным видам оказалось выгоднее хранить верность партнеру по следующим соображениям:
Устойчивой паре проще заботиться о потомстве, выживает больше детенышей.
Самцу проще защитить и обеспечить всем необходимым отдельную самку, а не целый «гарем».
Самка становится единственной, о ком заботится самец, его ресурсы не приходится делить с другими самками.
Выбирая лучшего самца и не уступая его другим, самка передает его гены только своему потомству, повышая шансы детенышей на успех.
Свойственная ли людям моногамия?
Из всех животных только люди способны формировать принципиально разные семьи — и моногамные, и полигамные, с одним или несколькими мужьями или женами. В этом смысле человек — животное «ультрасоциальное», отмечает А.В. Марков, заведующий кафедрой биологической эволюции биологического факультета МГУ.
В 1980 году ученые исследовали отношения в 1231 человеческом обществе. Выяснилось, что в 186 обществах принята только моногамия, в 453 полигиния встречается изредка, в 588 обществах многоженство встречается часто, а в 28 — распространено многомужество, в 4 обществах полиандрия встречалась изредка (по данным «Я завела второго мужа.
Признания людей, ударившихся в многобрачие (ФОТО)Таким образом, людей нельзя назвать моногамными или полигамными от природы. Точно так же нельзя сказать, что «все мужчины полигамны, а все женщины моногамны». Моногамия и полигамия — разные стратегии выживания и размножения, и люди умеют использовать обе.
По-видимому, склонность к единобрачию или многобрачию зависит от культуры и исторических традиций, а также от личных особенностей человека. Порой индивидуальные предпочтения побеждают традицию: кто-то становится многоженцем в России, а многие и в мусульманских странах живут с одной супругой.
Так, турецкий султан Сулейман Великолепный (1494-1566) имел к своим услугам огромный гарем, но в итоге оказался однолюбом. Он женился на своей наложнице Роксолане (Хюррем-султан) и завещал престол рожденному от нее сыну. Рассказывали, что после смерти любимой супруги Сулейман не притрагивался к другим женщинам.
Сулейман Великолепный с супругой Роксоланой. Картина Антона Хикеля
Читайте также: Что такое полиамория? Как живут сторонники свободной любви
Метки: Полиандрия биология знания значение слов многоженство многомужество) полигамия полигиния русский язык
Моногамия или многоженство: анализ мусульманских высказываний о семейной жизни — протоиерей Димитрий Полохов
протоиерей Димитрий Полохов
Скачать
epub fb2 pdf Оригинал: pdf9Мб
Обычным правилом для мусульман стали попытки апологии многоженства, особенно в свете разговор о демографической ситуации в России. В своих высказываниях мусульманские деятели и публицисты пытаются апеллировать не только к своему священному писанию – Корану, но и активно ищут доводы в поддержку полигамии в Библии. 1
Однако Священное Писание Церкви Христовой – Библия не содержит в себе аргументов в пользу многоженства. В Ветхом Завете, как отмечают исследователи, несмотря на многочисленные примеры полигамии, большая часть браков у израильтян была моногамной.2 Идеальной формой семейной жизни признается только моногамный брак об этом свидетельствует повествование о сотворении человека Богом (Быт. 1:27–28; 2:22–24) и закон о браке первосвященника (Лев.21:14). Более того, само появление многоженства в истории человечества несет на себе отпечаток греха и противления Богу, т.к. первый случай полигамии связан с потомками Каина: «И взял себе Ламех две жены: имя одной: Ада, и имя второй: Цилла [Селла]» (Быт.4:19).
Примеры ветхозаветных праведников не дают однозначных и положительных примеров в пользу полигамии.3 Многоженство хотя и упоминается в ветхозаветном законодательстве (Вт. 21:15–17), однако пророки осуждают подобную практику. Они считали единобрачие единственно возможной «в нравственном отношении формой брачного союза».
Следует сказать, что к периоду монархии в еврейском народе моногамия стала правилом, хотя царь вроде Соломона не следовал в этом вопросе еврейским традициям5 (См.: Втор.17:17). По мнению исследователей, в период после плена браки у иудеев были преимущественно моногамные, а в новозаветные времена «моногамия была правилом, хотя такие личности, как Ирод Великий, могли иметь много жен». 6
В Новом Завете никаких указаний в пользу многоженства не имеется. Более того, в Евангелии Спаситель повторяет первое благословение Божие человеческому роду, в котором однозначно содержится указание на единобрачие: «Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью» (Мф.19:4,5. Ср.: Быт.2:24).
Речь идет, как мы видим, об очень важном библейском термине. Моногамия здесь уподобляется одной плоти, возвращая нас к повествованию о сотворении человека Богом (Быт.1;27; 2:21–22). Ведь выражение «взял одно из ребр его» (Быт.2:21), которое описывает процесс сотворения женщины, должно быть переведено более корректно: от природы Адама берется часть, половина, бок, или грань и создается жена. В еврейском варианте в тексте стоит выражение wyAtOvülaFcim («миццалота») производное от vAlãÐc (цела) – ребро, сторона, бок, что подтверждает и Септуагинта mi/an tw_n pleurw_n aútou_ (pleura – бок).
Поэтому брак, в таком смысле, есть восполнение и единение человеческой природы, естественно, что никакого единства и никакой одной плоти не может быть между одним мужем и несколькими женами или наоборот. Смысл слов откровения Божьего однозначен: одна плоть в браке – это один муж и одна жена, никакой второй, третьей и четвертой плоти для человека не предусмотрено Творцом, как одно тело у человека, так и один брак. Об этом, в частности, мы найдем у апостола Павла: «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь» (Еф.5:28,29).
Само учение Господа Иисуса Христа и его разъяснение святыми апостолами ставит отношения супругов в браке на высшую нравственную высоту. Господь запрещает развод супругов и уравнивает мужчину и женщину в плане ответственности за распад семьи (Мф.19:3–12; Мк. 10:2–12) чего, кстати, не было в Ветхом Завете (См. Втор.24:1).
В апостольских посланиях также единственно возможной для христиан формой брака провозглашается моногамия, что однозначно следует из текстов посланий апостола Павла (См. , напр.: 1Кор. 6:9; 7:1–11; Еф.5:22–23; Евр.13:4). Вдовы, которые получают помощь от Церкви, должны быть «женою одного мужа» (1Тим.5:9). В отношении епископов, пресвитеров и диаконов утверждается установление «муж одной жены» (1Тим. 3:2,12; Тит.1:6). Поэтому никаких иных вариантов, кроме как допущение только одного брака в отношении христиан в Новом Завете не существует.
Мусульманские доводы относительно брачной жизни человека достаточно хорошо известны, все они сводятся к тому, что лучше современному, далекому от религии человеку иметь несколько жен, как это разрешается в шариате (до 4-х), чем иметь одну жену и несколько любовниц или пользоваться услугами проституток.7 В данном случае в исламском вероучении провозглашается сомнительный принцип: вместо борьбы с греховной страстью и похотливостью, как причинами греха, предлагается ограничить действие греховной страсти не духовными, а юридическими средствами: определенным количеством жен. Именно поэтому действие греха в исламе регулируется посредством многоженства, что нельзя назвать собственно борьбой с грехом, а в этой борьбе полумеры не эффективны и даже опасны. Для православного христианина, очевидно, что в данном случае исламские методы борьбы с грехом или, если так это можно назвать, исламская духовность, свидетельствуют о фундаментальном незнании основ духовной безопасности и есть однозначный путь духовного самообольщения – прелести духовной.
Всегда в подобных дискуссиях одной из центральных тем становится обсуждение семейной жизни основателя ислама – Мухаммада. Попытаемся и мы рассмотреть аргументацию мусульман в пользу многоженства своего пророка. В одном из современных жизнеописаний Мухаммада – «Ар-рахик аль-махтум» («Запечатанный Нектар») составленным профессором Сафи ар-Рахманом аль-Мубаракфури8 содержатся некоторые апологетические высказывания по поводу оправдания всем известных историй из семейной жизни основателя ислама. Для человека мало знакомого с мусульманскими первоисточниками и трудами светских авторов по истории ислама, аргументы исламских апологетов могут показаться убедительными. Однако если серьезно заняться историей рассматриваемой проблемы, то мы сделаем для себя удивительные открытия: оказывается, все, что так убедительно излагают мусульмане в оправдание своего пророка, при близком знакомстве оказывается либо надуманными и очень натянутыми умозаключениями, либо откровенным обманом и подтасовкой исторического материала.
Приступим к разбору и проверке наиболее интересных аргументов мусульман.9 Уважаемый исламский богослов в своей работе, посвященной Мухаммаду, вступает в полемику с теми, кто сомневается в непорочности основателя ислама в сфере семейных отношений, в частности в отношении многоженства.
Он пишет: «Каждому из тех, кто поразмыслит о жизни посланника Аллаха станет совершенно ясно, что заключение браков с таким большим количеством женщин в конце его жизни после того, как он в расцвете своей молодости прожил почти тридцать лет, довольствуясь лишь одной уже пожилой женой, Хадиджей, а после неё – Саудой, объяснялось не тем, что он внезапно был охвачен сладострастием, удовлетворить которое можно было только таким способом. Нет, поступая так, он преследовал более крупные цели, чем те, к достижению которых обычно стремятся люди при заключении брака».
Среди прочих целей, которые преследовал Мухаммад заключая такое большое количество браков приводиться следующая: «Заключая браки с некоторыми женщинами, посланник Аллаха стремился преодолеть враждебность и ненависть отдельных племён по отношению к исламу». На первый взгляд звучит весьма убедительно, но кого же имеет в виду исламский богослов? Далее перечисляются имена жен Мухаммада, которые якобы успешно послужили для этой цели.
Первой упоминается, Умм Салама, которая происходила из племени курейшитов и принадлежала к роду (батн) бану махзум, к которому относились также Абу Джахль и Халид бин аль-Валид, известные противники арабского проповедника. Известно, что Амр бин Хишам он же Абу Джахль («отец глупости» – это прозвище ему дал Мухаммад) погиб в битве с мусульманами при Бадре в 624 г.10 С Халидом бин аль-Валидом ситуация складывалась интереснее. По словам мусульманского профессора, он «уже не занимал такую непримиримую позицию по отношению к мусульманам во время битвы при Ухуде. Более того, прошло не так уж много времени, и он добровольно принял ислам».
Во-первых, говорить об особой враждебности этого рода по отношению к Мухаммада не вполне корректно, т.к. известно, что в числе первых, кто принял ислам, были и представители рода махзум. Например, знаменательной вехой в истории распространения ислама, считается время, когда небольшая община первых мусульман (30–32 человека) выбрала для проведения молитвенных собраний дом ал-Аркама бин Абу-л-Аркама из рода махзум.11 В первой общине мусульман представителей этого рода было больше, чем из некоторых других курейшитских родов (таких как, напр., сахм, асад и харис).12
Теперь относительно того, что касается Халида бин аль-Валида. Здесь явно мусульманский автор пытается обмануть читателей. Ни о каком смягчении позиции этого противника Мухаммада во время битвы при Ухуде (625 г.) не было! Более того, именно решительные действия мекканской конницы, возглавляемой Халидом, привели к решающему повороту в сражении и победе над мусульманами.13
Во всех остальных битвах с мусульманами Халид выступал на стороне язычников, более того, он был одним из самых активных и серьезных полководцев мекканцев. В «битве у рва» (627 г.) Халид предпринял дерзкую атаку на мусульманское охранение, когда сторонники Мухаммада ушли на вечернюю молитву. 14 А в 628 году, когда Мухаммад вместе со своими сторонниками хотел совершить малое паломничество в Мекку (умру), именно Халид бин аль-Валид со своей конницей преградил ему дорогу, вынудив основателя ислама изменить маршрут.15
Что касается принятия ислама этим противником Мухаммада и впоследствии талантливом мусульманским военачальником, то оно произошло накануне окончательной победы ислама, после демонстрации силы мусульман во время «предрешенного малого паломничества» в 629 г. Именно тогда Халид, как талантливый полководец, понял бесперспективность военной победы над Мухаммадом и решил заранее перейти на сторону победителей.16
Еще большее удивление вызывают исламские аргументы в защиту основателя ислама, когда речь заходит о женитьбе Мухаммада на дочери самого стойкого противника ислама Абу Суфьяна. Якобы после свадьбы Мухаммада на Умм Хабибе, Абу Суфьян «больше не сражался с посланником Аллаха», т.е. можно подумать, что этот противник ислама стал лучше относиться к основателю новой арабской религии.
Умм Хабиба Рамла бинт Абу Суфьян была среди тех мусульман, которые в 615 г. бежали в Эфиопию. Там ее супруг – Убайдуллах бин Джахш познал свет истинной веры и стал христианином.17 После его смерти и накануне возвращения беженцев из изгнания в 628 г. вдову заочно, еще в Эфиопии, сосватали Мухаммаду. Однако никакого намерения умирить самого последовательного и упорного противника ислама этот шаг Мухаммада не носил. По мнению профессора О.Г. Большакова, подобная свадьба носила единственную цель – бросить вызов Абу Суфьяну и досадить ему! Узнав об этом поступке своего врага, Абу Суфьян очень нелестно отозвался о «посланнике Аллаха», дав ему такую характеристику: «Вот необузданный жеребец!».18
Следует сказать, что и Мухаммад никогда не скрывал своих откровенно недружелюбных намерений в отношении Абу Суфьяна. Об этом, в частности, свидетельствует попытка убийства последнего по приказу мусульманского пророка. По свидетельству Ибн Хишама в Мекку были посланы Амр ибн Умаййя и Джаббар ибн Сахра, которым «посланник Аллаха» приказал убить Абу Суфьяна ибн Харба. 19 Попытка не увенчалась успехом, однако посланные Мухаммадом киллеры во время своей миссии убили нескольких совершенно невинных человек: случайного прохожего, старика – пастуха и одного курейшита, заподозренного в шпионаже.20
Не менее интересен сам факт принятия ислама Абу Суфьяном в 630 г. Оно произошло фактически под страхом смерти, и было единственным способом для него избежать убийства и потери имущества, когда мусульмане уже готовились к захвату Мекки.21 Хотя и здесь возникают серьезные проблемы с правоверием этого курейшита. Вот как об этом событии повествует Ибн Хишам: «Пророк воскликнул: «Горе тебе, о Абу Суфьян! Не пора ли тебе знать, что я Посланник Аллаха?»». На что глава язычников-курейшитов ответил: «Ей-богу, в отношении этого у меня до сих пор есть сомнение». Тогда свидетель этого разговора Аль-Аббас приводит последний весомый аргумент: «Горе тебе! Покорись и признай, что нет божества кроме Аллаха, что Мухаммад – Посланник Аллаха, пока не отрубили голову!». После чего и произошло обращение этого противника Мухаммада в ислам.22
Другой, якобы дипломатический успех Мухаммада, был связан с женитьбой на Джувайрийе бинт аль-Харис (Барра – имя до замужества), дочери вождя покоренного в 626 г. мусульманами племени бану аль-мусталик из группы племён хуза́а. Попавшая в плен женщина пыталась найти защиту у Мухаммада, прося у него содействия в освобождении за выкуп. Однако, основатель арабской религии, увидев ее красоту, предложил ей выйти за него замуж. О том, что здесь речь идет не о дипломатии, а о сластолюбии Мухаммада, свидетельствуют слова его любимой жены Аиши: «Клянусь Аллахом, как только я увидела ее в дверях моей комнаты, тут же возненавидела. Я поняла, что он (Мухаммад) заметит ее красоту так же, как и я».23
По свидетельствам мусульманских источников, в результате этой свадьбы арабский пророк отпустил на свободу 100 ее родственников. Хотя следует заметить, что такой шаг особой любви у соплеменников этой жены «пророка» навряд ли мог вызвать, т. к. конфискованного у них имущества им не возвратили!24
Последний пример успешной политики посредством браков связан, как считается, с восьмой женой арабского проповедника – Сафийей бинт Хуйайй бин Ахтаб. Здесь мы сталкиваемся просто с непостижимым для нормального человеческого рассудка пониманием исламской мирной политики и дипломатии.
Как утверждают мусульмане, Мухаммед посредством подобных браков пытался «преодолеть враждебность и ненависть отдельных племён по отношению к исламу». Что же было на самом деле? Племя бану надир, к которому принадлежала, Сафийя исповедовало иудаизм и стало объектом ненависти Мухаммада, т.к. он последовательно избавлялся от всех, кто не принимал его миссию.
В 625 г., после продолжительной осады, во время которой мусульмане активно разоряли окрестности вокруг поселения иудеев, было подписано соглашение. По этому договору членам племени бану надир сохранялась жизнь, однако, все их имущество доставалось мусульманам. Иудеи могли вывести с собой все вещи, кроме оружия, из расчета 1 верблюд на трех человек. Все дома их были разрушены, а деревья вырублены. Часть беженцев вместе с их вождем перебрались в Хайбар, а другие ушли в Палестину.25 Эти события нашли отражение в Коране (К. 59:2–5; 11–14).
Но на этом попытки Мухаммада в деле преодоления враждебности со стороны иудеев в отношении ислама не закончились. Вероятно, для усиления положительного образа своей религии, накануне договора с мекканцами в Худайбии (628 г.), Мухаммад посылает в Хайбар группу мусульман для убийства главы племени бану надир – Саламы бин Абу-л-Хукайка. Убийство его вызвало большой переполох, за ним такой же участи последовал и его преемник.26
Наконец в 628 г. последовало завоевание оазиса Хайбар, в котором нашло свое прибежище часть племени бану надир. После военной победы защитники единобожия не погнушались применить пытки для благородной цели – поиска припрятанных иудеями сокровищ. Пыткам как раз подвергся супруг Сафийи – Кинана бин Абу-л-Хукайка, один из вождей племени, после чего ему отрубили голову. 27 При этом конвоируемая по дороге к Мухаммаду несчастная женщина видела обезображенный труп своего мужа.28
Любому разумному человеку совершенно очевидно, что остатки племени бану надир после всех описываемых событий никогда не испытывали добрых чувств ни к исламу, ни к Мухаммаду. Что же касается причин женитьбы основателя ислама на Сафийи, то они были обычны для этого человека. По словам достоверного хадиса, Мухаммад просто прельстился ее красотой. Увидев ее у одного из участников похода, которому она досталась в качестве трофея, арабский проповедник произнес: «Возьми себе любую невольницу из пленных, кроме нее»29 (Бухари 235).
Что же касается других попыток объяснить сомнительное с нравственной точки зрения поведение Мухаммада, то и они оказываются слабыми и натянутыми. Например, утверждается, что многоженство было необходимо для воспитания душ людей, и этим как раз и занимался основатель ислама в браке.
Пожалуй, с этим отчасти можно согласиться, т. к. известный всем случай женитьбы пятидесятилетнего Мухаммада на девятилетней девочке Аише, подразумевал, что такого малолетнего ребенка еще многому предстоит научить30 (Бухари 1515).
О другом браке, который якобы был заключен «с целью искоренения давней традиции эпохи джахилийи (язычества), а именно – традиции усыновления» написано и так достаточно много. Речь идет о браке с Зайнаб бинт Джахш, бывшей жене приемного сына Мухаммада Зайда бен ал-Хариса.31 (т.е. Мухаммад женился фактически на своей снохе). Но случай подобного инцеста однозначно осуждается Библией (Ср. Лев.18:15).
Таким образом, никаких серьезных аргументов и доводов, которые могли бы оправдать сомнительное поведение Мухаммада, а именно его многоженство, мы не находим. Все рассмотренные нами предположения мусульман при подробном их разборе так и не достигли предполагавшейся цели: они не упраздняют оснований для сомнений в чистоте намерений арабского пророка, когда речь заходит о его многоженстве.
Поэтому остается сделать единственно возможный вывод: многоженство не является Божиим установлением и единственной формой семейной жизни для человека является моногамный брак.
* * *
1
См., напр.: Глава ХII. Полигамия. Аспект полигамии в других священных писаниях // http://www.islam.ru/woman/wali_muslima/part_12/
2
См.: Брак, свадебные обычаи // Большой библейский словарь / под ред. У. Элуэлла, Ф. Камфорта. – СПб., 2005. С.201.
3
У Ноя была одна жена (Быт. 6:18). Авраам имел одну жену (Быт.11:29), хотя были и наложницы (Быт. 25:6). Инициатива взять вторую жену была от Сарры, хотя это была не жена, а рабыня – наложница (Быт.16:3). Бог женой Авраама называет только одну женщину – Сарру (Быт. 17:15,19). После смерти Сарры Авраам берет себе еще одну жену (Быт.25:1). Исаак имел лишь одну жену (Быт.24.) Иакову была дана заповедь от отца взять только одну жену (Быт. 28:1–2). Библия повествует о том, что многоженство не было инициативой Иакова, а следствием обмана со стороны Лавана (Быт.29:21–28).
4
Ринекер Ф., Майер Г. Брак // Библейская энциклопедия Брокгауза. – Paderborn, 1999. С.108.
5
Брак, свадебные обычаи // Большой библейский словарь / под ред. У. Элуэлла, Ф. Камфорта. – С.201.
6
Там же.
7
См., напр.: Глава ХII. Полигамия. Полигамия в Исламе. Смысл разрешенного многоженства // http://www.islam.ru/woman/wali_muslima/part_12/2/
8
Книга заняла первое место среди ста семидесяти работ на всемирном конкурсе жизнеописаний Мухаммада, объявленном Лигой исламского мира в 1979 году. Полный текст книги можно найти здесь: http://www.islamru.com/haber_detay.asp?haberID=98 . Нас интересует глава «Семья пророка» // http://rasim. my1.ru/load/4–1–0–6
9
Все цитаты из труда шейха Сафи ар-Рахмана аль-Мубаракфури приводятся по источнику: «Семья пророка» // http://rasim.my1.ru/load/4–1–0–6
10
См. Ибн Хишам. Жизнеописание пророка Мухаммада. М., 2005. С.297–298.
11
Большаков О.Г. История Халифата. В 4т. М., 2002. Т.1. С.75.
12
Там же.
13
Там же. С114–115.
14
Там же. С.132.
15
Ибн Хишам. С.430; Большаков О.Г. Указ. соч. С.144.
16
См.: Большаков О.Г. Указ. соч. С.151–152.
17
См.: Ибн Хишам. С.88.
18
Большаков О. Г. Указ. соч. С.150–151.
19
Ибн Хишам. С.615.
20
Там же. С.615–616.
21
См.: Большаков О.Г. Указ. соч. С.157–159.
22
Ибн Хишам. С.485.
23
Ибн Хишам. С.419.
24
Там же. С.420; Большаков О.Г. Указ. соч. С.125–126.
25
См.: Большаков О.Г. Указ. соч. С.120.
26
Там же. С.147.
27
Ибн Хишам. С.452.
28
Там же. С.451.
29
Сахих аль-Бухари. Достоверные предания. М., 2005. С.113.
30
См.: Сахих аль-Бухари. С.591.
31
См., напр.: Петров Сергей. Мухаммад и Коран с точки зрения христианского Божественного Откровения // http://www.weren.ru/texts/03_other/03_islam/quran2.html
Источник: Полохов Димитрий, прот. Моногамия или многоженство: анализ мусульманских высказываний о семейной жизни // Труды Саратовской Православной Духовной семинарии. 2009. Вып. 3. С. 40-52.
Разница между моногамией и полигамией
Автор: Admin
Ключевое отличие — моногамия против полигамии
Во всем мире существует множество форм браков, практикуемых людьми из разных слоев общества. Этими формами являются моногамия и полигамия. Моногамия относится к практике иметь только одного мужа или жену одновременно. С другой стороны, полигамия относится к практике иметь более одного мужа или жены одновременно. Ключевое различие между моногамией и полигамией заключается в том, что в то время как при моногамии у человека есть только один супруг, при полигамии одновременно бывает более одного супруга . В этой статье давайте рассмотрим различия между этими двумя практиками на некоторых примерах.
Что такое моногамия?
Согласно Оксфордскому словарю английского языка, моногамия означает наличие только одного мужа или жены одновременно. Это наиболее знакомая модель брака для большинства из нас. Если мы посмотрим на наше сегодняшнее общество, то увидим, что моногамия является популярной и более приемлемой формой брака. При моногамии после выбора партнера человек всю жизнь живет с одним супругом. Однако существует еще одна концепция, известная как серийная моногамия. В этом случае человек проживает одновременно с одним супругом.
Когда мы исследуем понятие семьи, большинство социологических определений принимают за норму идею моногамии. Чтобы быть более точным, определения семьи подчеркивают существование двух взрослых, состоящих в моногамных отношениях. Например, даже в определениях Мердока видно, что различные социальные, экономические, сексуальные роли исполняются двумя супругами. Вот почему мы можем констатировать, что моногамия очень прочно утвердилась в современном обществе. Кроме того, во многих обществах есть законы, поддерживающие эту практику.
Что такое полигамия?
Полигамия означает наличие более одного мужа или жены одновременно. В прошлом полигамия была довольно распространена в большинстве обществ. Например, в древние времена у многих королей было несколько королев, и эта практика считалась нормальной, хотя сейчас она запрещена в большинстве стран. Говоря о полигамии, можно выделить два основных типа. Они,
- Многоженство
- Полиандрия
Многоженство — это когда мужчина женат более чем на одной жене. Полиандрия – это когда женщина замужем более чем за одним мужем. Хотя полигамия практикуется в некоторых частях мира, существуют различные организационные органы, выступающие против этой практики. Если посмотреть на эту концепцию с религиозной точки зрения, большинство религий не одобряют полигамию. Хотя следует подчеркнуть, что мусульманам разрешено иметь более одного супруга.
В чем разница между моногамией и полигамией?
Определения моногамии и полигамии:
Моногамия: Моногамия означает наличие только одного мужа или жены одновременно.
Полигамия: Полигамия означает наличие более одного мужа или жены одновременно.
Характеристики моногамии и полигамии:
Количество супругов:
Моногамия: При моногамии одновременно может быть только один супруг.
Полигамия: При полигамии одновременно может быть более одного супруга.
Законодательная база:
Моногамия: В настоящее время моногамия считается официальной формой брака.
Полигамия: Полигамия считается незаконной в большинстве обществ, хотя есть и исключения из этого правила.
Популярность:
Моногамия: Моногамия — распространенная практика брака.
Многоженство: Хотя многоженство было довольно распространенным явлением в прошлом, теперь оно допустимо.
Изображение предоставлено:
1. «Старый брак на площади Кашубского», автор Starscream — собственная работа. [CC BY-SA 3.0] через Commons
2. «Семья мормонов (многоженство Рассела в бедности)» Чарльза Роско Сэвиджа [общественное достояние] через Commons
В чем разница? – The Word Counter
ЭтимологияСогласно этимологическому онлайн-словарю , полигамия происходит от греческого префикса поли-, означающего «много», и греческого корня гамета/гаметы, означает «жена/муж». Последние слова произошли от протоиндоевропейского корня gem(e)-, «жениться». Греческое слово polygamos, означающее «часто женатый», приняло значение, которое мы используем сегодня, в позднегреческий период ( polygamia). К 1590-м годам это слово вошло в английский лексикон. В 1610 году последовало прилагательное «Полигамный». В данном случае греческий корень gynē, «женщина, жена», произошло от корня PIE gwen-, также означает «женщина». Слово «многоженство» используется в английском языке с 1780 года.
ОпределенияMerriam-Webster определяет слово «многоженство» как существительное.
Это означает:
- брак, в котором супруг любого пола может иметь более одного супруга одновременно «Состояние или практика иметь более одной жены или подруги одновременно».
В то время как в полигамных отношениях может участвовать более двух супругов любого пола, в полигамных отношениях участвуют только один мужчина и несколько женщин.
СинонимыСогласно TheSaurus. com , синонимы для многоженства включают:
- Baging
- Полиандри
- полиандрия
Полигамия имеет несколько определений, в том числе «наличие обоеполых и однополых цветков на одном растении», «относящихся к полигамии или практикующих ее» и наличие более одного партнера одновременно.
Polyandrous — прилагательное, описывающее сексуальные отношения или брак между одной женщиной и несколькими мужчинами.
Моногамия относится к сексуальным или брачным отношениям между двумя людьми любого пола.
Полиамория — это практика одновременного участия в нескольких открытых романтических отношениях.
Двоеженство описывает акт вступления в брак с одним человеком, который все еще находится в законном браке с другим. Человек может быть двоеженцем только в стране, где многоженство запрещено.
Слова в контексте«Юта и раньше подавала заявку на получение статуса штата, но только когда Церковь Иисуса Христа Святых последних дней опубликовала Манифест 1890 года, запрещающий полигамию, перед Ютой открылись ворота, чтобы стать государство. »
— The Standard-Examiner , «Юта готовится отпраздновать…»«Новое исследование показало, что лягушка в тропических лесах Бразилии является первым известным видом земноводных, проявляющим полигинию, имея гарем из одного самца с двумя преданными самками. друзья».
— Nature World News , «В Бразилии найден самец лягушки…»«Мусульманские сторонники полигамии часто цитируют стих Корана 4:3, который предписывает мужчинам брать столько жен, сколько они могут заботиться, до четырех, и они также указывают, что у Пророка Мухаммеда было несколько жен. Историки отмечают, что исламское руководство по полигамии было издано во время войн в Аравии в седьмом веке, когда было много вдов и сирот, нуждающихся в финансовой поддержке, и что полигамия создала систему заботы о них».
— Pew Research Center, « Полигамия — редкость во всем мире…»«Попытки легализации потерпели неудачу в 2010 году, когда женщины-законодатели потребовали, чтобы, если многоженство было узаконено, то полиандрия, позволяющая женщине иметь нескольких мужей, также должно быть разрешено».
— Журнал Politico , «Почему полигамия вредна для страны…»«Лидер полигамии Уоррен Джеффс был во вторник приговорен к пожизненному заключению за сексуальное насилие над несовершеннолетней последовательницей, которую он взял в жены в том, что его церковь считала «духовный брак».
— The New York Times , «Техас: лидер полигамии приговорен к пожизненному заключению»webster.com/dictionary/polygyny
- https://www.thesaurus.com/browse/polygamy?s=t
- https://www.thesaurus.com/browse/polygyny?s=t
- https:/ /www.etymonline.com/search?q=polygamy
- https://www.etymonline.com/search?q=polygyny
- https://www.standard.net/news/state/utah-prepares-to -праздновать-125-летие-государственности-с-фейерверком-музыкой/article_112f7d1b-5d92-5a10-96e3-78850854c42f.html
- https://www.natureworldnews.com/articles/44241/20200813/male-frog-brazil-found-practice-polygyny-harem-two-loyal-females.htm
- https://www. pewresearch.org/fact-tank/2020/12/07/polygamy-is-rare-around-the-world-and-mostly-confined-to-a-few-regions/
- https: //www.politico.com/magazine/story/2015/07/polygamy-national-security-putin-120234
- https://www.nytimes.com/2011/08/10/us/10brfs-POLYGAMISTLE_BRF.html
Кари Лиза Джонсон
Я отмеченный наградами драматург со склонностью к игре слов. Получив высший балл за SAT по письму, я прошел свой путь через Университет Брауна, подрабатывая репетитором по подготовке к экзаменам Kaplan. Я получил степень бакалавра с отличием в области литературного искусства (драматургия), что дало мне возможность учиться у лауреата Пулитцеровской премии Паулы Фогель. В своих предыдущих должностях в качестве продюсера новых медиа в Rosetta Stone, директора по маркетингу глобальных предприятий в Джульярдской школе и вице-президента по цифровой стратегии в Up & Coming Media я помогал развивать голос международных брендов. Из моего домашнего офиса на Мауи, Гавайи, в настоящее время я работаю над проектами фрилансеров и гострайтеров.