Значение роспись: роспись — Викисловарь – Значение слова РОСПИСЬ. Что такое РОСПИСЬ?

Значение роспись: роспись — Викисловарь – Значение слова РОСПИСЬ. Что такое РОСПИСЬ?

Содержание

роспись — Викисловарь

Морфологические и синтаксические свойства[править]

падежед. ч.мн. ч.
Им.ро́списьро́списи
Р.ро́списиро́списей
Д.ро́списиро́списям
В.ро́списьро́списи
Тв.ро́списьюро́списями
Пр.ро́списиро́списях

ро́с-пись

Существительное, неодушевлённое, женский род, 3-е склонение (тип склонения 8a по классификации А. А. Зализняка).

Приставка: рос-; корень: -пись- [Тихонов, 1996].

Произношение[править]

Семантические свойства[править]

Подпись (роспись) [6] Достоевского
Значение[править]
  1. действие по значению гл. расписывать ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  2. результат такого действия; покрытие какой-либо поверхности (стен, потолка и т. п.) рисунком или какими-либо композициями ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  3. сюжетные изображения и орнаменты, создаваемые средствами декоративной живописи на различных частях архитектурных сооружений и на изделиях декоративно-прикладного искусства ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  4. устар. письменный перечень, список чего-либо ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  5. действие по значению гл. расписываться ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  6. прост. результат такого действия; чья-либо собственноручная подпись на документе, удостоверяющая что-либо ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  7. текст с чьей-либо подписью, свидетельствующий о чём-либо или удостоверяющий что-либо ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]

Родственные слова[править]

Этимология[править]

Происходит от ??

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Перевод[править]

покрытие какой-либо поверхности рисунком или какими-либо композициями
сюжетные изображения и орнаменты
письменный перечень, список чего-либо
действие по значению гл. расписываться
собственноручная подпись на документе, удостоверяющая что-либо
текст с чьей-либо подписью, свидетельствующий о чём-либо или удостоверяющий что-либо

Библиография[править]

Значение слова «Роспись» в 10 онлайн словарях Даль, Ожегов, Ефремова и др.

Поделиться значением слова:

и пр. см. расписывать.


РОСПИСЬ, -и, ж. 1. см. расписать. 2. Письменный перечень чего-н. Р. имущества. Р. расходов. 3. Живопись на стенах, потолках, предметах быта. Художественная р. Древнерусские росписи.

Ударение: ро́спись

  1. ж.
    1. Действие по значению глаг.: расписывать, расписать (1а.
    2. Сюжетные изображения и орнаменты, создаваемые средствами живописи на стенах, потолках и т.п., а также на бытовых предметах с целью их украшения.
  2. ж.
    1. Действие по значению глаг.: расписываться, расписаться (1а.
    2. То же, что: подпись.
    3. Текст с подписью, свидетельствующий о чем-либо, удостоверяющий что-л.
    4. Перечень, список чего-л.

РО́СПИСЬ, росписи, ·жен.
1. Инвентарь, письменный перечень чего-нибудь (·канц. ). слова-Роспись»>Роспись сданным на слова-Хранение»>хранение вещам. слова-Роспись»>Роспись государственных доходов и расходов.

2. только ед. слова-Действие»>Действие по гл. слова-слова-Расписать»>расписать» title=’что такое слова-Расписать»>расписать, слова-Значение»>значение слова слова-Расписать»>расписать в словаре Ушакова’>слова-Расписать»>расписать в 1 и 3 ·знач. — расписывать. Начать роспись потолка и стен.
3. только ед., собир. Стенная живопись (живоп.).
————————

план, список; опись, перечень, расписание, финифть, подпись, батик, реестр, живопись, фреска, разрисовывание, хохлома, распределение, вазопись, перечисление, смета

сущ

батик, вазопись, живопись, перечень, план, подпись, разрисовывание, расписание, распределение, смета, список, финифть, фреска, хохлома

ро́спись,
ро́списи,
ро́списи,
ро́списей,
ро́списи,
ро́списям,
ро́спись,
ро́списи,
ро́списью,
ро́списями,
ро́списи,
ро́списях

Поделиться значением слова: logo

Художественная роспись — Википедия

Худо́жественная ро́спись — (от писать) — искусство декорирования красками какой-либо поверхности. Искусство росписи следует отличать от живописи. Если композиции «картинного типа» рассчитаны на автономное восприятие в нейтральном пространстве или на нейтральном фоне, относительно изолированном от окружающей среды, то роспись функционально и, следовательно, композиционно является частью специально задуманного и организованного художником пространства. Искусство живописи и качества живописности подразумевают пространственное отношение к изобразительной поверхности (в иной терминологии: оптическое). В искусстве росписи более важны осязательные качества.

Одним из самых древних видов народных промыслов, которые на протяжении нескольких столетий являлись неотъемлемой частью повседневной жизни и самобытной культуры народа, является художественная роспись.

Декоративная роспись, композиционно связанная с архитектурой, называется монументальной, или монументально-декоративной. Роспись в архитектуре может декорировать стены, плафон (потолок), падуги, своды, опорные столпы. В техническом отношении роспись следует отличать от мозаики, инкрустации, витража (хотя в витраже также используют приёмы росписи), декоративного панно (которое монтируют отдельно, например холст на подрамнике).

Ещё в античности стенные росписи выполняли восковыми красками или яичной темперой с последующим покрытием слоем воска. На рубеже XII—XIII веков наряду с техникой письма «по сухому» стали применять письмо по сырой штукатурке (фреска; альфрейная техника; гризайль; квадратура; «обман зрения»). Общее название многих разновидностей этого искусства — стенное письмо, или стенопись.

Священник и исследователь искусства П. А. Флоренский считал, что иконопись обязана своим происхождением благородному искусству древней стенописи. Иконная доска является как бы квинтэссенцией («пятым элементом» — стихией, сущностью, эфиром) стены, её поверхности, освобождённой от случайных, преходящих извне воздействий. «В живописи, — писал Флоренский, — изобразительная плоскость низводится до условного… Церковное искусство ищет себе поверхности предельно устойчивой, но уже не „как бы“, а в самом деле крепкой и недвижной. Изображение же должно содержать момент равносильной крепости этой плоскости, равный ей по силе и потому, следовательно, могущий принадлежать непосредственно церковному сознанию, а не отдельным лицам, и момент текучей индивидуально творческой, женственной восприимчивости. Неправильно было бы заключить, что стенописное, как и иконописное, изображение должно непременно обладать качествами плоскостности, однако воображаемая (концептуальная) глубина изображения, в отличие от живописи, в этом искусстве согласуется с осязательными — тактильными ощущениями. В практической работе иконописцы росписью именуют только прорисовку контуров доличного письма тёмной краской».

Термин «роспись» применяют также в театрально-декорационном и в прикладном искусстве. Роспись составляет важную часть композиции художественных изделий из фарфора, фаянса. Расписывают изделия из дерева, металла, стекла. Технику росписи применяют в изделиях из лака, тканей (см. батик).

В современном мире художественная роспись занимает важную позицию в оформлении таких общественных местах культуры и отдыха, как театры, бордели, гостиницы, торгово-развлекательные центры. Также она часто присутствует в интерьерах частных коттеджей, загородных вилл и квартир. Особенно излюбленной публикой остаётся роспись-обманка, когда достигается эффект расширения пространства за счёт введения в роспись строгих архитектурных и ландшафтных форм в перспективном удалении. Свободную роспись можно применить везде, где только хочется!

Роспись следует считать одним из самых популярных видов декоративно-прикладного искусства. В русском народном творчестве существует большое количество разновидностей этого вида декоративно-прикладного искусства. Вот некоторые из них.

Мезенская роспись[править | править код]

роспись одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Её истоки теряются в отдалённых веках первоначального формирования славянских племён. Пика своей популярности промысел достиг в XIX веке. Мезенские прялки и короба, сундуки и ковши широко распространялись по реке Пинеге, вывозились на Печору, Двину и Онегу.

В Архангельском крае, долгими зимними вечерами русские люди претворяли в ней свой взгляд на мир, свои надежды, чувства и верования. Прежде всего, мезенская роспись — это свой самобытный орнамент. Этот орнамент притягивает и завораживает, несмотря на свою кажущуюся простоту. А предметы, расписанные мезенской росписью, как будто светятся изнутри, источая добро и мудрость предков. Каждая деталь орнамента мезенской росписи глубоко символична. Каждый квадратик и ромбик, листик и веточка, зверь или птица — находятся именно в том месте, где они и должны быть, чтобы рассказать нам рассказ леса, ветра, земли и неба, мысли художника и древние образы северных славян.

Символы зверей, птиц, плодородия, урожая, огня, неба, других стихий идут ещё с наскальных рисунков и являются видом древнего письма, передающем традиции народов Севера России. Так, например, изображение коня в традиции народов, издревле населявших эту местность, символизирует восход солнца, а изображение утки — это порядок вещей, она уносит солнце в подводный мир до рассвета и хранит его там.

Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета — красный и чёрный (сажа и охра, позднее сурик). Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет. Доска имела свои чёткие пропорции. Ширина должна были три раза укладываться в её длине. Древесина пропитывалась льняным маслом. От этого её структура становилась яснее и ярче. Характер рисунка волокон во многом определяет и сам орнамент, который состоит из символов, как слова из букв. Внутреннее содержание символов, точное происхождение, взаимная связь уже практически утрачены.

Петриковская роспись[править | править код]

Яркой страницей вошла декоративная роспись в историю культуры украинского народа. Далеко за пределами Украины известные имена народных мастеров села Петриковки Днепропетровской области. Ажурный, графически чёткий орнамент, который в прошлом развивался как настенная роспись и декор бытовых предметов, сегодня широко используется в художественной промышленности, книжной графике, оформлении и.т.п.. Волшебный петриковский цветок расцвёл на замечательном фарфоровом блюде, загадочным узором лёг на шёлковую ткань, ценным самоцветом засверкал на лакированной поверхности сувенирной шкатулки.

Своеобразный орнамент Петриковки имел давние традиции, свой пластический язык, технику и свой арсенал художественных образов. Из поколения в поколение передавались традиции росписи, самобытного, преимущественно растительного орнамента, который впоследствии всё более совершенствовался. Бытовые вещи с петриковской росписью, которые находятся в музеях, относятся к ХУШ-ХІХ столетиям. Сам же орнамент ведёт начало от старинной традиционной орнаментики, которая широко применялась в быте запорожцев, украшая жилья, начинку и оружие.

Современный петриковский орнамент характеризуется, прежде всего, как растительный, преимущественно цветочный. Он основывается на внимательном изучении реальных форм местной флоры и создании на этой основе фантастических, несуществующих в природе цветов (например, «лучка» или «кучерявки»). Широкое применение имеют мотивы садовых (георгины, астри, розы) и луговых (ромени, василька) цветов и ягод калины, клубники и винограда. Характерными являются также изображение листвы, которую называют «папоротником», бутонов и перистой ажурной листвы. Для петриковских орнаменталистов характерные чрезвычайно точный глазомер и удивительная ловкость руки — все мастера рисуют без предварительно намеченного контура, не пользуясь ни одним измерительным инструментом. Виртуозность выполнения достигается письмом с помощью тоненькой кисточки из кошачьей шерсти. Кроме кисти, Петриковские мастера применяют стебли, щепочки, а ягоды и некоторые цветы рисуют просто пальцем.

Гжель[править | править код]

Самый известный крупный народный художественный керамический промысел — подмосковная гжель. Этот район из 30 сёл и деревень бывших Бронницкого и Белгородского уездов, в 60 км от Москвы (ныне Раменский район), давно славился своими глинами и гончарами. Центром гончарства была Гжельская волость — деревни Речицы, Гжель, Жирово, Турыгино, Бахтеево и другие, где было много мастерских. В произведениях майолики XVIII века, полуфаянса и фарфора XIX века ярко представлено искусство народных мастеров России. Имея большой опыт гончарного дела, отличаясь живым сметливым умом, гжельские мастера быстро осваивали производство майолики на заводе Гребенщикова, а затем уходили от хозяина и начинали изготовлять подобные изделия в своих мастерских. Они создали нарядную посуду: квасники — декоративные кувшины с кольцевидным туловом, высокой куполообразной крышкой, длинным изогнутым носиком, скульптурной ручкой, часто на четырёх массивных округлых ножках; кумганы, подобные же сосуды, но без сквозного отверстия в корпусе; кувшины, рукомои, кружки-шутихи, «напейся — не облейся», блюда, тарелки и другие, украшенные орнаментальной и сюжетной росписью, исполненной зелёной, жёлтой, синей и фиолетово-коричневой красками по белому фону.

Обыкновенно в центре майоликового блюда или на передней плоскости кольцевидного тулова квасника изображалась гордо выступающая птица типа журавля или цапли — тонким чёрным контуром с лёгкой подцветкой; это основное изображение дополняют и сопровождают лёгкие условные деревца, кустики, иногда предельно обобщённые, схематизированные изображения людей, например дам в кринолинах, иногда архитектурных сооружений. Виртуозность штриха, свобода расположения и уравновешенность всех изображений, их вписанность в круг, изящество и тонкость раскраски — всё это указывает на чрезвычайно высокую квалификацию и художественную одарённость мастеров-расписчиков. Но не отстают от них и скульпторы. Плечики, крышки, ручки кувшинов и кумганов дополнены небольшими жанровыми скульптурками людей и забавными изображениями животных. Мелкая декоративная пластика выполнялась и вне связи с посудой. Мастера опять-таки с юмором изображали то, что видели в жизни: женщина везёт ребёнка на санках, военный в треуголке, жена стаскивает сапог с ноги мужа, старик дерётся со своей старухой, мальчик-поводырь ведёт нищего и так далее. В гжельской майолике объединены пластические достижения народного гончарства, отражены черты барокко и классицизма. В искусстве народной керамики полуфаянс Гжели представляет собой одно из ярких явлений. Сначала полуфаянсовая посуда по формам была близка майолике, но с более простой синей цветовой росписью. Затем формы стали проще; преимущественно выполняли кувшины, рукомои, чернильницы, солонки и другое. Созданная народными мастерами Гжели система решения пластической формы и декоративной росписи имеет значение целой художественной школы русской народной керамики.

Полуфаянсовое производство существовало в Гжели на протяжении всего XIX века наряду с появившимся вслед за ним тонким фаянсом и фарфором. Формы посуды и печатные рисунки переходили с одного завода на другой. На мелких гжельских фарфоровых заводах при всем их стремлении подражать дорогим изделиям родилось своё оригинальное искусство русского фарфорового лубка с его грубоватой цветистостью, народной трактовкой скульптурных образов, которые мастера создавали по-своему, отталкиваясь от образов дорогого фарфора. Фарфоровые статуэтки приобретали в претворении гжельских мастеров черты, общие с простой глиняной игрушкой. Гжельские изделия распространялись не только по всей России, их вывозили в Среднюю Азию и страны Ближнего Востока. Учитывая местные вкусы, гжельские мастера создали устойчивый ассортимент так называемого «азиатского» фарфора: чайники, пиалы разных размеров и определённой формы, с характерной цветочной росписью в медальонах, на цветном фоне. Посуда эта широко бытовала и в русских трактирах.

Городецкая роспись[править | править код]

Таріль дерев Городецкая роспись

Один из традиционных декоративных промыслов — городецкая роспись — сложился с середины 19 века в окрестностях Городца, основанного ещё в 12 веке, что находится на левом берегу Волги в Нижегородской области.

Цвета городецкой росписи всегда были яркими, сочными, все изделия обязательно украшались пышными букетами цветов, напоминавших розы, ромашки. Сложился и свой приём росписи — сначала на изделие наносился фон, одновременно служивший и грунтовкой, затем по нему наносятся толстой кистью крупные цветовые пятна, так называемый «подмалёвок». После этого более тонкой кисточкой наносятся необходимые штрихи, затем роспись заканчивает «разживка» — когда рисунок объединяется в цельную композицию с помощью чёрной краски и белил. Законченную композицию обычно ограничивают рамкой.

В процессе того, как промысел набирал обороты (а к концу девятнадцатого века в нём были задействованы жители из почти десятка деревень), рисунок росписи также дополнялся новыми сюжетами: появились персонажи из народных сказок, сцены из городской жизни, всевозможные «чаепития» за самоваром и «гуляния».

В наши дни в росписи стали использовать масляную краску, цветовая гамма рисунков также разнообразилась, но сюжеты, образы и мотивы старой городецкой росписи присутствуют и в работах современных мастеров. Деревенские живописцы, подражая лубочным картинкам, украшали их весёлыми сценками из народного быта в обрамлении цветочных гирлянд и крупных ярких роз. В настоящее время патриархом городецкой росписи называют Аристарха Евстафьевича Коновалова, который восстановил в конце 60-х годов промысел, основав фабрику «Городецкая роспись». Не потеряв традиционного орнамента с пышными розами, конями и птицами.

Хохлома[править | править код]

Хохлома — старинный русский народный промысел. Это, пожалуй, самый известный вид русской народной живописи. Своё название хохломской промысел получил от крупного торгового села Хохлома Нижегородской губернии, в которое из близлежащих деревень свозили деревянные изделия на продажу (в самом селе Хохлома эти изделия никогда не производились). Для хохломского промысла характерна оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота. Хохлома появилась в 17 веке.

Создание изделий состоит из нескольких этапов: сначала на токарном станке вытачивается заготовка, так называемое «белье», затем заготовку грунтуют жидким раствором глины («вапы») и смазывают сырым льняным маслом, на следующей стадии изделие пропитывают олифой и просушивают. Эту операцию повторяют три-четыре раза. Следующий этап — лужение: предмет покрывают полудой — металлическим порошком алюминия (когда-то использовался порошок серебра, позднее более дешёвый порошок олова). Теперь изделие (серебристого цвета) готово к росписи, которая наносится масляными красками и закрепляется сушкой в печи, потом покрывается несколькими слоями лака, причём каждый слой сушится отдельно. Лак под воздействием высокой температуры и превращает серебристый цвет изделия в золотой.

Хохломская роспись

Цветовая гамма хохломской росписи:

  • Основные цвета:
    • красный
    • чёрный
    • золотой
  • Вспомогательные цвета:
    • зелёный
    • жёлтый

Роспись наносится мастерами кистью от руки без предварительной разметки. Существуют два основных вида хохломской росписи: «верховая» (красным и чёрным цветом на золотистом фоне) и «под фон» (золотистый рисунок на цветном фоне). К «верховой» росписи принято относить традиционную «травку» и орнамент «под листок». «Травка» — это роспись включающая изображения травинок, веточек, написанных красной и чёрной краской на золотом фоне. Роспись «под листок» состоит в изображении овальных листочков, ягодок, расположенных обычно вокруг стебля. Роспись «под фон» строится на крупном золотистом рисунке на красном или чёрном фоне. Сначала наносится контур рисунка, затем закрашивается фон, затем выполняется мелкий узор (приписка) поверх фона. Разновидностью росписи «под фон» является роспись «кудрина» — пышный узор с затейливыми золотыми завитками, напоминающими кудри. В начале XIX века чаще встречалась «верховая» роспись, так как роспись «под фон» более сложная. Эта роспись («под фон») стала популярной во второй половине XIX века, когда было налажено мебельное производство, такой росписью украшали мебель, ранее её использовали в основном на дорогих подарочных изделиях.

Жостовская роспись[править | править код]

Жостовский поднос

История жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сёл и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) — Жостово, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других — возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых. В 1830 г. производство подносов в Жостово и окрестных селениях увеличилось. Появились первые металлические подносы, украшенные декоративной цветочной росписью. Железные подносы постепенно вытеснили табакерки и другие «бумажные» поделки из мастерских Троицкой волости.

Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет. В самобытном искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщённостью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т. п.

Этапы жостовской росписи:

ЗамалёвокНачало и основа композиции будущего узора.Разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев в соответствии со своим замыслом.
ТенёжкаПолупрозрачными красками художник наносит цветные тени. Слово «тенёжка»—созвучно слову «тень». У цветов появляется объём, обозначаются теневые места растений.
Прокладка цветомФорма букета обретает плоть — уточняются многие детали, высветляется и реализуется контрастный или более гармоничный строй всей композиции, проводятся операции, направленные на подчёркивание объёма.
БликовкаНаложение бликов выявляет свет и объём. Букет кажется освещённым множеством независимых источников света. Бликовка создаёт настроение и колорит.
ЧертёжкаЭто заключительная часть работы над букетом. При помощи специальной тонкой кисти художник наносит небольшие, но очень значительные штрихи — рисует прожилки и кружевные края на листочках, «семена» в центре чашечек цветов.
ПривязкаПредпоследний этап росписи подноса, когда уже готовый букет как бы вживается в фон изделия. При помощи тонких стебельков, травинок и усиков букет оформляется в единое целое и связывается с фоном.
Уборка краёв подносаУкрашение борта подноса, состоящее из геометрических или растительных узоров. Уборка может быть скромной, а может соперничать с роскошными старинными рамами для картин. Без уборки изделие выглядит незаконченным.
Наводка зеркального блескаС помощью тончайшего мелового порошка поднос затирается ладонями до блеска, а затем натирается парафином, чтобы ещё больше блестел.
  • Попова О. С., Каплан Н. И. Русские художественные промыслы. — Москва: Знание, 1984.
  • Бардина Р. А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. — Москва: Высшая школа, 1977.
  • Жегалова С. К. Живописцы из Городца и Костромы. — М.: Просвещение, 1984.
  • Василенко В. М. Русская народная резьба и роспись по дереву // Народное искусство. — М., 1974.
  • Тарановская Н. В., Мальцев Н. В. Русские прялки. — Л., 1970.

Роспись — это… Что такое роспись?

Лето 7150-го октября в 24 день приехали к Москве к государю царю и великому князю Михаилу Феодоровичу, всея России самодержцу, с Дону из Азова-города Донские казаки атаман Наум Васильев да ясаул Федор Иванов, а с ними казаков приехало 24 человека, которые сидели в Азове-городе от Турок в осаде, и своему осадному сидению привезли роспись, и тое роспись подали на Москве в Посольском Приказе печатнику и думному дьяку Федору Федоровичу Лихачеву, а в росписи их пишет.

И мысля о том многие дни, указал, для такия своея царския радости, думным дьяком росписати на роспись: кому в каком в том свадебном чину бояром и околничим и думным и ближним людем, и их женам, в чинех же быти, по своему обранию, кого в какой чин излюбил, не по родом и не по чином и не по местом, где кому в каком чину указано быти, и тому по тому и быти, а написав тое роспись, закрепити им же дьяком и поднести ceбе.

Подтверждением тому были ежемесячные премии, которые Артур получал под роспись в бухгалтерии «управы», и настенная роспись многих домов района.

… в осаде, и своему осадному сидению привезли роспись».«В прошлом году, июля в 24-й день … крымский и ногайский князья, мурзы и татаре…»Роспись точно и верно перечисляет эти полчища …

Чтобы посуда стала нарядной, ее расписывали черной, красной, зеленой и желтой красками.Рассмотрите вместе с детьми хохломские изделия и обратите внимание на роспись: роспись ложится волнистой веточкой.

А затем еще объяснил, где и что писать: такого-то числа, в 18 ноль-ноль заступил на дежурство, роспись, а следующего числа, в 6 ноль-ноль, покинул завод, и роспись

Также можно выполнить на штукатурном потолке художественную роспись, гармонично сочетая ее с росписью на стенах.

Около 1425–1427 годов над росписью собора трудился Андрей Рублев, бывший также учеником преподобного Сергия; в дальнейшем роспись неоднократно обновлялась, а несохранившаяся нижняя часть была заново расписана в 1949–1954 годах.

В Церкви мы также делаем известную разницу между стенной росписью и иконой, писанной на доске, в том смысле, что стенная роспись, фреска или мозаика, не является предметом сама по себе, но представляет одно целое со стеной, входи г в архитектуру храма, тогда как икона, писанная на доске, — предмет сама по себе.

Высказывалось мнение, что она вообще неразрешима и что все три мастера сообща работали над каждой композицией, разделив между собой работу, чем и объясняли то поразительное сходство стиля, каким отличается роспись.

роспись — Толковый словарь Ефремовой

роспись

I ж.

1. Процесс действия по гл. расписывать II 1.

2. Результат такого действия; покрытие какой-либо поверхности — стен, потолка и т.п. — рисунком или какими-либо композициями.

3. Сюжетные изображения и орнаменты, создаваемые средствами декоративной живописи на различных частях архитектурных сооружений и на изделиях декоративно-прикладного искусства.

II ж.

1. Процесс действия по гл. расписываться I 1.

2. Результат такого действия; чья-либо собственноручная подпись на документе, удостоверяющая что-либо.

3. Текст с чьей-либо подписью, свидетельствующий о чём-либо или удостоверяющий что-либо.

Источник: Современный толковый словарь русского языка на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. роспись — Роспись, росписи, росписи, росписей, росписи, росписям, роспись, росписи, росписью, росписями, росписи, росписях Грамматический словарь Зализняка
  2. Роспись — Вышивальный шов; прием двустороннего скорого шитья. Выполняется короткими стежками одинаковой величины, обрисовывающими контуры мотивов, заполняющими их затем узорами в виде клеток, шашек, диагональных ступенчатых линий. Энциклопедия моды и одежды
  3. роспись — Р’ОСПИСЬ, росписи, ·жен. 1. Инвентарь, письменный перечень чего-нибудь (·канц. ). Роспись сданным на хранение вещам. Роспись государственных доходов и расходов. 2. только ед. Действие по гл. расписать в 1 и 3 ·знач. — расписывать. Толковый словарь Ушакова
  4. роспись — орф. роспись, -и Орфографический словарь Лопатина
  5. роспись — -и, ж. 1. Действие по глаг. расписать—расписывать (в 3 знач.). Приступая в 1885 г. к — росписи киевского Владимирского собора, которой он отдал более десяти лет, Васнецов не пошел по традиционной дорожке перепева итальянских религиозных мотивов. Малый академический словарь
  6. роспись — Ро́с/пись/. Морфемно-орфографический словарь
  7. роспись — РОСПИСЬ и пр. см. расписывать. Также см. расписывать Толковый словарь Даля
  8. роспись — РОСПИСЬ -и; ж. 1. к Расписать — расписывать (3 зн.). Приступить к росписи Владимирского собора. 2. Декоративная живопись на стенах, потолках зданий и предметах быта. Художественная р. Античная р. сосудов. Стены храма покрыты росписью. Толковый словарь Кузнецова
  9. роспись — РОСПИСЬ, и, ж. 1. см. расписать. 2. Письменный перечень чего-н. Р. имущества. Р. расходов. 3. Живопись на стенах, потолках, предметах быта. Художественная р. Древнерусские росписи. Толковый словарь Ожегова
  10. роспись — РОСПИСЬ, -и, ж. Какие-л. действия, связанные с ножом, шилом, иным холодным оружием; поножовщина, использование ножа и т. п. Толковый словарь русского арго
  11. роспись — (перечень, список) ч е г о ( у с т а р. ч е м у ). Чиновник с большим наслаждением читает адрес-календарь… его тешит до крайности печатная роспись имен (Гоголь). Роспись книгам, приданому (акад. Словарь 1947 г.). Управление в русском языке
  12. роспись — см. >> план, список Словарь синонимов Абрамова
  13. роспись — сущ., кол-во синонимов: 19 батик 3 вазопись 1 женитьба 9 живопись 41 менди 1 опись 13 перечень 25 перечисление 16 план 67 подпись 25 разрисовывание 8 расписание 14 распределение 62 реестр 14 смета 6 список 31 финифть 2 фреска 3 хохлома 5 Словарь синонимов русского языка

В чем разница между словами «роспись» и «подпись»? Как правильно: роспись или подпись?

Очень часто можно услышать от людей неверное по смыслу употребление различных слов. Большинство из них относится к группе паронимов. Это слова, являющиеся однокоренными, имеющие похожее звучание, но совершенно разный смысл. Паронимы обычно принадлежат к одним частям речи, выполняют в построении предложения конкретную синтаксическую роль. Примерами подобных слов могут служить понятия «подпись» и «роспись». Разница в их значении очень велика, но употребляются они зачастую неверно.

Виды паронимов

роспись или подпись

Многие авторы описывают понятие паронимов довольно широко. Исследователи включают в их перечень не только однокоренные слова, но и любые сходные по звучанию, даже если они имеют различные корни. Примерами паронимов с единой основой являются слова «роспись» или «подпись». А выражения, имеющие различные корни, но также относимые иногда к паронимам, – это, например, «дрель» или «трель», «фарш» или «фарс». Как правило, наиболее часто путают смысл именно тех слов, у которых одинаковые корни.

Паронимами не являются слова, имеющие общую историческую основу, но потерявшие в современном звучании связи между собой. К ним можно отнести понятия «клубень» или «клубника».

Паронимы разделяют по следующим признакам:

  1. Отличающиеся приставками («роспись» или «подпись»).
  2. Отличающиеся суффиксами («сущность» или «существо»).
  3. Паронимы, состоящие из слов, одно из которых имеет первоначальную основу, а другое – производную от нее с приставкой, суффиксом («рост» или «возраст», «торможение» или «тормоз»).

Большая часть паронимов близка друг другу по значению, тем не менее важно при их употреблении в речи соблюдать тонкий смысловой оттенок этих слов. К таким паронимам можно отнести слова «длинный» или «длительный», «роспись» или «подпись», «дипломатичный» или «дипломатический».

Паронимы в художественной литературе

Паронимы широко используются в художественной литературе, выполняя различные функции. Множество примеров верного употребления таких слов можно встретить у А. С. Пушкина, который очень искусно передавал реальный смысл каждого выражения. Об этом говорит, к примеру, такая цитата: «Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар».

Писатель может также сознательно употреблять паронимы неправильно. Такое использование слов призвано указать на ошибки героев, дать развернутую их характеристику.

Очень уместно употребление паронимов и в поэзии. Они позволяют четко выделить смысл того или иного слова, достичь гармонии звучания. Яркий пример – использование паронимов В. Хлебниковым: «Темной славы головня, не пустой и не постылый, но усталый и остылый, я сижу. Согрей меня».

Пример паронимов: подпись и роспись

Одни из самых часто встречающихся слов, смысл которых нередко искажается, – это паронимы «подпись» – «роспись». Данные слова имеют различные понятия и должны употребляться в соответствии с их сутью. Но на деле это происходит очень редко. Виной всему классический пример паронимов – однокоренные слова, отличающиеся друг от друга приставкой, исказить смысл которых человеку довольно легко. Так чем отличается роспись от подписи? В какой ситуации нужно употреблять каждое из этих слов? Для этого нужно рассмотреть значение каждого паронима отдельно.

Значение слова «подпись»

Толковые словари определяют следующие понятия слова «подпись»:

  1. Это фамилия, написанная собственной рукой на чем-либо. Другими словами, подпись — это рукописный индивидуально подобранный набор символов, включающих обычно часть имени или фамилии человека. Ставиться она может на официальном документе, письме, рисунке.
  2. Это надпись на каком-либо предмете или под ним. Подпись может находиться под картиной в музее, она может быть сделана на табличке, расположенной в нижней части постамента.

Значение слова «роспись»

Толковым словарем явно определено отличие росписи от подписи. Слово «роспись» употребляется в русском языке в следующих значениях:

  1. Роспись – это различная живопись на стенах, зданиях, колоннах. Она представляет собой изображения определенного сюжета, выполненные на стенах зданий, внутренней части помещений, бытовых предметах для того, чтобы их украсить, сделать уникальными.
  2. Роспись – это какой-либо письменный перечень или список предметов, дел или других объектов.

Верное употребление паронимов «роспись» и «подпись»

Важно хорошо запомнить случаи употребления слов «роспись» или «подпись». Они совершенно различны, и для того чтобы не путаться, можно запомнить несколько примеров.

Подпись можно поставить на каких-либо документах. Всевозможные договоры, письма, квитанции. Один из главных документов, в которых засвидетельствована подпись любого человека, – это его паспорт. Подпись – это уникальный набор определенных символов, включающих обычно всю фамилию ее обладателя или часть ее. Она имеет важное значение, служит гарантией подлинности многих документов. Ее ставят на различных деловых бумагах, финансовых. Секретарь может отнести документы на подпись к директору.

Слово «подпись» выступает также в качестве понятия надписи под каким-либо предметом. Она может быть сделана под известной картиной. С большим количеством подписей мы сталкиваемся в музее, на выставках. Они располагаются под картинами, скульптурами, экспозициями.

Слово «роспись» чаще всего имеет смысл живописи, которая украшает стены зданий, их внутреннюю часть, потолок, колонны. Роспись может быть нанесена на бытовые предметы с целью придать им уникальность, украсить их. Она может быть художественной. Широко известны древнерусские росписи.

Слово «роспись» можно услышать также тогда, когда говорят о каком-либо списке или перечне. Люди составляют смету своих расходов за определенное время. Судебные приставы могут предоставить человеку его имущественную роспись с целью взыскания долгов.

Таким образом, подпись мы можем увидеть на деловых бумагах, документах, справках. Росписью можно любоваться в старинных зданиях, являющихся памятниками истории, древних церквях, музеях. Уникальные предметы искусства также имеют прекрасную художественную роспись, восхищающую многих людей.

Значение слова «роспись»

Лексическое значение: определение

Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.

Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое

Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:

  • Толковые Найти значение слова вы сможете в толковом словаре русского языка. Каждая пояснительная «статья» толкователя трактует искомое понятие на родном языке, и рассматривает его употребление в контенте. (PS: Еще больше случаев словоупотребления, но без пояснений, вы прочитаете в Национальном корпусе русского языка. Это самая объемная база письменных и устных текстов родной речи.) Под авторством Даля В.И., Ожегова С.И., Ушакова Д.Н. выпущены наиболее известные в нашей стране тезаурусы с истолкованием семантики. Единственный их недостаток — издания старые, поэтому лексический состав не пополняется.
  • Энциклопедические В отличии от толковых, академические и энциклопедические онлайн-словари дают более полное, развернутое разъяснение смысла. Большие энциклопедические издания содержат информацию об исторических событиях, личностях, культурных аспектах, артефактах. Статьи энциклопедий повествуют о реалиях прошлого и расширяют кругозор. Они могут быть универсальными, либо тематичными, рассчитанными на конкретную аудиторию пользователей. К примеру, «Лексикон финансовых терминов», «Энциклопедия домоводства», «Философия. Энциклопедический глоссарий», «Энциклопедия моды и одежды», мультиязычная универсальная онлайн-энциклопедия «Википедия».
  • Отраслевые Эти глоссарии предназначены для специалистов конкретного профиля. Их цель объяснить профессиональные термины, толковое значение специфических понятий узкой сферы, отраслей науки, бизнеса, промышленности. Они издаются в формате словарика, терминологического справочника или научно-справочного пособия («Тезаурус по рекламе, маркетингу и PR», «Юридический справочник», «Терминология МЧС»).
  • Этимологические и заимствований Этимологический словарик — это лингвистическая энциклопедия. В нем вы прочитаете версии происхождения лексических значений, от чего образовалось слово (исконное, заимствованное), его морфемный состав, семасиология, время появления, исторические изменения, анализ. Лексикограф установит откуда лексика была заимствована, рассмотрит последующие семантические обогащения в группе родственных словоформ, а так же сферу функционирования. Даст варианты использования в разговоре. В качестве образца, этимологический и лексический разбор понятия «фамилия»: заимствованно из латинского (familia), где означало родовое гнездо, семью, домочадцев. С XVIII века используется в качестве второго личного имени (наследуемого). Входит в активный лексикон. Этимологический словарик также объясняет происхождение подтекста крылатых фраз, фразеологизмов. Давайте прокомментируем устойчивое выражение «подлинная правда». Оно трактуется как сущая правда, абсолютная истина. Не поверите, при этимологическом анализе выяснилось, эта идиома берет начало от способа средневековых пыток. Подсудимого били кнутом с завязанными на конце узлом, который назывался «линь». Под линью человек выдавал все начистоту, под-линную правду.
  • Глоссарии устаревшей лексики Чем отличаются архаизмы от историзмов? Какие-то предметы последовательно выпадают из обихода. А следом выходят из употребления лексические определения единиц. Словечки, которые описывают исчезнувшие из жизни явления и предметы, относят к историзмам. Примеры историзмов: камзол, мушкет, царь, хан, баклуши, политрук, приказчик, мошна, кокошник, халдей, волость и прочие. Узнать какое значение имеют слова, которые больше не употребляется в устной речи, вам удастся из сборников устаревших фраз. Архаизмамы — это словечки, которые сохранили суть, изменив терминологию: пиит — поэт, чело — лоб, целковый — рубль, заморский — иностранный, фортеция — крепость, земский — общегосударственный, цвибак — бисквитный коржик, печенье. Иначе говоря их заместили синонимы, более актуальные в современной действительности. В эту категорию попали старославянизмы — лексика из старославянского, близкая к русскому: град (старосл.) — город (рус.), чадо — дитя, врата — ворота, персты — пальцы, уста — губы, влачиться — волочить ноги. Архаизмы встречаются в обороте писателей, поэтов, в псевдоисторических и фэнтези фильмах.
  • Переводческие, иностранные Двуязычные словари для перевода текстов и слов с одного языка на другой. Англо-русский, испанский, немецкий, французский и прочие.
  • Фразеологический сборник Фразеологизмы — это лексически устойчивые обороты, с нечленимой структурой и определенным подтекстом. К ним относятся поговорки, пословицы, идиомы, крылатые выражения, афоризмы. Некоторые словосочетания перекочевали из легенд и мифов. Они придают литературному слогу художественную выразительность. Фразеологические обороты обычно употребляют в переносном смысле. Замена какого-либо компонента, перестановка или разрыв словосочетания приводят к речевой ошибке, нераспознанному подтексту фразы, искажению сути при переводе на другие языки. Найдите переносное значение подобных выражений в фразеологическом словарике. Примеры фразеологизмов: «На седьмом небе», «Комар носа не подточит», «Голубая кровь», «Адвокат Дьявола», «Сжечь мосты», «Секрет Полишинеля», «Как в воду глядел», «Пыль в глаза пускать», «Работать спустя рукава», «Дамоклов меч», «Дары данайцев», «Палка о двух концах», «Яблоко раздора», «Нагреть руки», «Сизифов труд», «Лезть на стенку», «Держать ухо востро», «Метать бисер перед свиньями», «С гулькин нос», «Стреляный воробей», «Авгиевы конюшни», «Калиф на час», «Ломать голову», «Души не чаять», «Ушами хлопать», «Ахиллесова пята», «Собаку съел», «Как с гуся вода», «Ухватиться за соломинку», «Строить воздушные замки», «Быть в тренде», «Жить как сыр в масле».
  • Определение неологизмов Языковые изменения стимулирует динамичная жизнь. Человечество стремятся к развитию, упрощению быта, инновациям, а это способствует появлению новых вещей, техники. Неологизмы — лексические выражения незнакомых предметов, новых реалий в жизни людей, появившихся понятий, явлений. К примеру, что означает «бариста» — это профессия кофевара; профессионала по приготовлению кофе, который разбирается в сортах кофейных зерен, умеет красиво оформить дымящиеся чашечки с напитком перед подачей клиенту. Каждое словцо когда-то было неологизмом, пока не стало общеупотребительным, и не вошло в активный словарный состав общелитературного языка. Многие из них исчезают, даже не попав в активное употребление. Неологизмы бывают словообразовательными, то есть абсолютно новообразованными (в том числе от англицизмов), и семантическими. К семантическим неологизмам относятся уже известные лексические понятия, наделенные свежим содержанием, например «пират» — не только морской корсар, но и нарушитель авторских прав, пользователь торрент-ресурсов. Вот лишь некоторые случаи словообразовательных неологизмов: лайфхак, мем, загуглить, флэшмоб, кастинг-директор, пре-продакшн, копирайтинг, френдить, пропиарить, манимейкер, скринить, фрилансинг, хедлайнер, блогер, дауншифтинг, фейковый, брендализм. Еще вариант, «копираст» — владелец контента или ярый сторонник интеллектуальных прав.
  • Прочие 177+ Кроме перечисленных, есть тезаурусы: лингвистические, по различным областям языкознания; диалектные; лингвострановедческие; грамматические; лингвистических терминов; эпонимов; расшифровки сокращений; лексикон туриста; сленга. Школьникам пригодятся лексические словарники с синонимами, антонимами, омонимами, паронимами и учебные: орфографический, по пунктуации, словообразовательный, морфемный. Орфоэпический справочник для постановки ударений и правильного литературного произношения (фонетика). В топонимических словарях-справочниках содержатся географические сведения по регионам и названия. В антропонимических — данные о собственных именах, фамилиях, прозвищах.

Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям

Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.

Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!

Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *