Значение полигамный самец: Полигамность у мужчин и женщин: виды и причины полигамии

Значение полигамный самец: Полигамность у мужчин и женщин: виды и причины полигамии

Значение слова «полига́мия»

и, только ед., ж.

[

1. Форма семейных отношений, при которой мужчина или женщина могут состоять одновременно в нескольких браках с лицами противоположного пола; многобрачие (1 зн.).

Сторонники, противники полигамии. Пропагандировать отказ от полигамии. Полигамия распространена у мусульман.

2. Зоол.Спаривание самца с несколькими самками или самки с несколькими самцами в период размножения.

Полигамия самцов обеспечивает быстрое нарастание численности сайгаков.

3. Бот.Наличие у растений, кроме обычных обоеполых цветков, также и однополых (пестичных и тычиночных).

Полигамия характерна для многих видов клена. Полигамия — приспособление растений к перекрестному опылению.

неправильно! полигами́я

Данные других словарей

Большой толковый словарь русского языка

Под ред. С. А. Кузнецова

полига́мия

-и; ж.

[от греч. polýs — многочисленный, обширный и gámos — брак]

Книжн.

1. Форма группового брака, при которой каждый может состоять в браке одновременно с несколькими супругами; многобрачие (ср. единобра́чие, монога́мия).

2. У животных: спаривание самца в течение одного сезона с несколькими самками.

     

     П-ая семья. П-ые птицы.

Толковый словарь иноязычных слов

Л. П. Крысин

полига́мия

и, мн. нет, ж.

[

1. Антр., Этн. Многобрачие (многоженство или многомужие).

—Термин п. чаще употребляется в значении многоженства.

Ср. агамия (в 1-м знач.), бигамия, монандрия, моногамия (в 1-м знач.), моногиния, полиандрия, полигиния.

2. Биол. У животных: отношения между полами, характеризующиеся тем, что самец в течение одного сезона спаривается с несколькими самками.

     Ср. моногамия (во 2-м знач.).

Словарь трудностей русского произношения

М. Л. Каленчук, Р. Ф. Касаткина

полига́мия

[по]ли- и [пъ]ли- Многобрачие

Наши представления о половых различиях, возможно, в корне неверны

  • Дэвид Робсон
  • BBC Earth

Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.

Автор фото, Sergey Gorshkov

Представления о моногамности самок и полигамности самцов безнадежно устарели, уверен обозреватель

BBC Earth.

Когда-то считалось, что у животных процесс ухаживания выглядит примерно как в романе английской писательницы Барбары Картленд. Дерзкие самцы сражаются за благосклонность целомудренной самки, которая выбирает лучшего отца для своего потомства.

Когда же отпрыски появляются на свет, самец может сколько угодно грешить на стороне, пока самка будет терпеливо заботиться о них.

  • Существуют ли гомосексуальные животные
  • Откуда у животных чувство прекрасного
  • Зверские страсти: «50 оттенков серого» в мире животных
  • Почему люди целуются, а большинство животных — нет

Считалось, что роли самок и самцов, за редкими исключениями, практически одинаково распределены во всем животном мире.

Ученые полагали, что самцы полигамны, доминантны и агрессивны, в то время как самки — моногамны и пассивны. Для многих людей это было естественным порядком вещей.

Но, возможно, мы смотрели на мир животных сквозь призму собственных культурных предрассудков, приписывая животным те роли, которые видели в человеческом обществе.

Именно такого мнения придерживаются некоторые биологи, и их взгляды находят все большую поддержку в научном сообществе.

«Все сводилось к конкуренции между самцами, по аналогии с мужчинами, которые меряются своими достоинствами в раздевалке», — говорит Джоан Рафгарден из Гавайского института морской биологии.

Пропустить Подкаст и продолжить чтение.

Подкаст

Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

эпизоды

Конец истории Подкаст

Рафгарден и ее сторонники заявляют, что в данном случае имел место классический случай необъективного подтверждения своей точки зрения.

Многие биологи видели то, что хотели видеть, а результаты своих исследований использовали для подкрепления существующих культурных норм.

«Это взаимовыгодное сотрудничество: наука поддерживает моральные устои общества, а те, в свою очередь, придают убедительности выводам ученых», — говорит Зулейма Танг-Мартинес из Университета Миссури в Сент-Луисе.

Танг-Мартинес и Рафгарден сходятся во мнении, что из-за этого ученые часто игнорировали невероятно разнообразные модели сексуального поведения, встречающиеся в животном мире.

В настоящее время выявлено множество примеров, полностью опровергающих эту теорию — от особей-гермафродитов среди кенгуру до рыб, одновременно имеющих четыре отдельных «пола».

Если они правы, нам придется пересмотреть свои взгляды на половые различия.

Как и в случае с людьми, граница между самкой и самцом может быть расплывчатой или легко преодолимой.

Автор фото, Axel Gornille

Подпись к фото,

Павлин (Pavo cristatus) и его шикарный хвост

Современное представление о половых различиях во многом основано на выводах, сделанных Чарльзом Дарвином относительно происхождения роскошного хвоста павлина.

Каким образом такое громоздкое и яркое украшение могло способствовать выживанию этого вида?

В 1860-м году в письме коллеге Эйсе Грею он написал: «Всякий раз, когда я вижу павлиньи перья, мне становится дурно!»

В конце концов Дарвину все же удалось сформулировать ответ на этот вопрос.

Результатом его работы стала теория «полового отбора»: формы эволюции, непосредственно связанной с борьбой за возможность размножения.

Когда за одну самку сражается несколько самцов, каждый из них должен показать себя в лучшем свете — либо выиграть прямую схватку с конкурентом, либо продемонстрировать, что он будет лучшим отцом для будущего потомства.

Из-за этой непрекращающейся гонки у самцов определенных видов развились выдающиеся признаки, позволяющие им хвастаться своим здоровьем перед самками. Примером тому может служить тот самый павлиний хвост.

Дарвин заметил схожие модели поведения во всем животном мире: для самцов характерна «страстность», а для самок — «скромность».

Позже эволюционный биолог Ангус Джон Бейтман заявил, что это может быть обусловлено практической выгодой.

Автор фото, Denis-Huot

Подпись к фото,

Сомалийский страус (Struthio molybdophanes), вылупившийся из яйца. Чтобы это произошло, его матери пришлось потратить немало сил

По мнению Бейтмана, яйцеклетка обладает внушительными размерами и содержит множество питательных веществ, и для ее создания требуются существенные затраты энергии.

Сперматозоиды, напротив, настолько малы, что могут вырабатываться миллионами.

Это означает, что в брачных играх для самки ставки намного более высоки, и ей нужно тщательно подходить к вопросу выбора партнера.

Самец же может вступать в эту игру, когда ему вздумается, ведь его запас генетического материала намного богаче.

Еще больший вклад в процесс размножения вносит самка, которая вынашивает и выращивает потомство. Именно поэтому ей необходимо выбрать партнера, который передаст потомству лучшие гены, тем самым повысив вероятность выживания отпрысков.

«Напрашивается вывод: в результате эволюции самцы стали более распущенными, а самки — более разборчивыми, так как должны спариваться только с лучшим самцом», — говорит Танг-Мартинес.

Автор фото, Solvin Zankl

Подпись к фото,

Спаривание плодовых мушек (Drosophila melanogaster)

Первые научные доказательства этой теории Бейтману удалось получить в 1948 году в результате эксперимента на плодовых мушках.

Он обнаружил, что вероятность передать свои гены у самцов увеличивалась, если они спаривались с несколькими самками, в то время как самки, спарившись лишь однажды, больше не давали потомства.

С тех пор ученые стали использовать его выводы, чтобы объяснить поведение представителей различных видов: от стрекоз и тетеревов до павианов и морских слонов.

Так, фундаментальный труд Роберта Трайверса на эту тему, опубликованный в 1972 году, на сегодня был процитирован 11 тысяч раз, что свидетельствует о том, насколько сильно эти убеждения повлияли на развитие эволюционной биологии.

Конечно же, не обошлось без исключений. Например, у некоторых видов морских игл самка активно ухаживает за самцом, а выбрав партнера, приклеивает к нему свои икринки.

Затем она отправляется на поиски нового партнера, в то время как самец заботится о потомстве.

В этом случае родительский вклад самца больше, чем у самки. Тем не менее подобные случаи смены половых ролей считались редкими.

Доминировало мнение, что эти исключения только подтверждают правило. Подобно павлинам, в результате полового отбора самки морских игл приобрели яркую окраску. Они также крупнее самцов, а внутри популяций существует строгая иерархия подчинения, определяющая порядок доступа к «гарему».

Тем не менее за самцами подавляющего большинства видов прочно закрепился образ мачо, а за самками — образ пассивного существа.

В настоящее время некоторые биологи оспаривают эту точку зрения, считая, что она сформировалась под воздействием культурных предпочтений.

Автор фото, Tim Laman

Подпись к фото,

Самец желтополосой морской иглы (Dunckerocampus pessuliferus)

Особое беспокойство вызывает использование теории полового отбора для объяснения поведения людей.

Например, некоторые исследователи заявляют, что у многих мужчин чувство юмора более развито, чем у женщин, и может служить таким же выдающимся признаком, как и яркое оперение.

При этом они упускают из виду то, что эти кажущиеся различия между полами — скорее результат сексистских стереотипов, а не эволюции.

Возможно, биологи никогда толком не пытались понять, насколько сложным может быть взаимодействие между самцами и самками.

«Мы никогда не задавались вопросом о влиянии полового отбора на самок, — говорит Патриция Говати из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. — Мы практически ничего не знаем о конкуренции между самками. Даже те, кто интересуется этой темой, думают, что на самок половой отбор оказывает такое же воздействие, как и на самцов».

Даже самый первый эксперимент на плодовых мушках — этот краеугольный камень теории родительского вклада — был подвергнут сомнению.

В 2012 году Говати попыталась воспроизвести его результаты, однако не нашла убедительных доказательств тому, что полигамное поведение самцов дает им определенное преимущество.

Автор фото, Anup Shah

Подпись к фото,

Львицы (Panthera leo) спариваются очень часто

В своей работе, опубликованной в апреле 2016 года, Танг-Мартинес приводит множество примеров того, как самки нарушают правила, установленные теорией полового отбора.

Например, считалось, что самки многих видов птиц исключительно моногамны и хранят верность одному партнеру в течение всей жизни. Однако на деле оказалось, что это очень далеко от правды.

Самки птиц часто заводят интрижки на стороне, даже имея постоянного партнера.

Среди расписных малюров, например, от одного партнера рождаются не более 5% птенцов.

В качестве еще одного доказательства Танг-Мартинес приводит тот факт, что львицы могут спариваться с разными партнерами до ста раз в день.

Такие же, казалось бы, неразборчивые половые связи характерны и для многих приматов: не только для бонобо, известных своей сексуальной активностью, но и для лангуров, лемуров и капуцинов.

И это не считая результатов многочисленных исследований жуков, сверчков, саламандр, змей, гекконов и мышей. Все они показали, что самки не сидят и не ждут прекрасного принца, как когда-то предположил Бейтман.

Но вряд ли стоит полагать, что эти выводы однозначно опровергают утверждения Бейтмана.

Автор фото, Andy Sands

Подпись к фото,

Битва самцов обыкновенной гадюки (Vipera berus)

Трайверс признает, что был удивлен некоторыми данными, полученными в ходе исследований певчих птиц.

Тем не менее он утверждает, что собранные им материалы в совокупности все же свидетельствуют в пользу теории родительского вклада.

«Нет никаких сомнений в том, что общая теория имеет веские основания», — говорит он.

В исследовании, увидевшем свет в феврале 2016 года, ученые сравнили поведение 60 различных видов, и его результаты подтверждают выводы Трайверса.

«Согласно полученным нами данным, это верно для подавляющего большинства видов», — говорит один из авторов научной работы Нильс Антес из Тюбингенского университета (Германия). Тем не менее он признает, что существует множество исключений.

Но, как отмечает Танг-Мартинес, даже по результатам этого масштабного исследования общие различия между полами оказались недостаточно ярко выраженными: по некоторым меркам, они даже не были статистически значимыми.

Более того, она считает, что количество изученных видов было относительно небольшим.

В исследовании также не был учтен тот факт, что половые различия могут меняться в зависимости от обстоятельств (например, соотношения количества самцов и самок в популяции), которые могут влиять на половое поведение особей.

Как бы то ни было, Танг-Мартинес не утверждает, что нужно отказаться от всей теории. Вне всякого сомнения, она способна объяснить поведение некоторых животных.

Вместо этого ученый предлагает избегать широких обобщений, когда речь идет о поведении самок и самцов.

«Простые объяснения поведения всех видов могут привести к опасным последствиям», — говорит она.

Автор фото, Anup Shah

Подпись к фото,

Спаривание бонобо (Pan paniscus)

Джоан Рафгарден полностью разделяет ее точку зрения. Когда-то ее звали Джонатаном, и она впервые задумалась об эволюции полов на гей-параде в Сан-Франциско, незадолго до смены пола.

Рафгарден задалась вопросом: как с биологической точки зрения объяснить наличие столь большого количества людей, которых ученые-теоретики считают всего лишь досадным исключением из правил?

«Если научная теория утверждает, что со всеми этими людьми что-то не так, возможно, проблема в самой теории, а не в людях», — заключила она.

Результатом ее размышлений стала книга «Радуга эволюции», опубликованная в 2004 году. В ней Джоан исследует многочисленные формы проявления полов, встречающиеся в природе, отказавшись от однозначных определений «самка» и «самец».

«Для биолога логично предположить, что существует несколько — возможно, около десятка — случаев отклонения от гетеронормативной бинарной гендерной модели, — говорит Рафгарден. — Но, углубившись в исследования, я была просто поражена тем разнообразием, которое мне удалось обнаружить».

Автор фото, Matthew Maran

Подпись к фото,

Черный медведь (Ursus americanus), обитающий в Северной Америке

Согласно общепринятому мнению ученых, пол определяется наличием или отсутствием определенных хромосом. У человека это X- и Y-хромосомы.

Тем не менее соответствующие гены могут выражаться по-разному, в результате чего в рамках любого вида у многих особей могут развиваться признаки обоих полов.

Гермафродитизм встречается у целого ряда беспозвоночных. Большой придорожный слизень — лишь один из многочисленных тому примеров.

Рафгарден также обнаружила, что это явление также распространено среди млекопитающих, в том числе больших рыжих кенгуру, кенгуру Евгении, свиней, обитающих на островах Вануату, а также североамериканских черных и бурых медведей.

Согласно исследованию 1988 года, от 10 до 20% самок медведей вместо обычных женских гениталий имеют орган, по своему строению схожий с гениталиями самца.

«Этот орган участвует и в процессе спаривания, и в процессе родов», — говорит Рафгарден.

Это скорее исключение, чем правило.

Однако многих других животных нельзя просто разделить на «самцов» и «самок» с характерным внешним видом и поведением.

Автор фото, Alex Mustard

Подпись к фото,

Синежаберный солнечник (Lepornis macrochirus)

В книге «Радуга эволюции» Рафгарден приводит примеры многих видов, представители которых имеют три, четыре или даже пять отдельных «полов».

Это означает, что животные могут принадлежать к одному и тому же биологическому полу, но иметь различия во внешнем виде и половом поведении.

Например, у синежаберных солнечников есть три мужских пола, у каждого из которых своя стратегия размножения.

Наиболее крупные и агрессивные самцы имеют яркую оранжевую окраску и активно ухаживают за самками, чтобы те отложили икру на их территории.

Самые мелкие самцы, напротив, не могут похвастаться ярким цветом чешуи и не имеют собственной территории. Они быстро проникают на территорию доминантного самца, чтобы оплодотворить икру его самки.

Однако наибольший интерес представляют самцы среднего размера. Они активно ухаживают за крупными самцами, исполняя танец в воде.

Если крупный самец принимает их предложение, они могут образовать тройной союз с приближающейся самкой. При этом оба самца оплодотворяют ее икру.

Зачем же крупному самцу объединяться с более слабым конкурентом?

Возможно, его присутствие показывает самке, что крупный самец не слишком агрессивен. По этой причине Рафгарден называет самцов среднего размера «брачными посредниками».

У других видов наличие нескольких «полов» способствует возникновению различных моделей воспитания потомства.

Автор фото, Gerrit Vyn

Подпись к фото,

Белошейная воробьиная овсянка (Zonotrichia albicollis)

Например, у белошейных воробьиных овсянок можно выделить два вида самцов и два — самок.

Каждый из них определяется цветом полосок на перьях, относительным доминированием или агрессией, а также степенью заботы о потомстве. Кроме того, наблюдаются существенные различия в структуре их мозга.

Как следствие, возникает несколько вариантов взаимодействия полов, каждый из которых предусматривает разные способы разделения обязанностей по воспитанию потомства.

В книге Рафгарден описано много схожих примеров разделения особей более чем на два пола, обнаруженных ей среди колибри, губанов и древесных ящериц.

Кроме того, растет количество видов, представители которых были замечены в гомосексуальном поведении.

Учитывая существующее в природе разнообразие, обсуждение поведения самок и самцов теряет смысл, ведь для отдельных видов и даже особей внутри одного вида это не одно и то же.

Автор фото, Yukihiro Fukuda

Подпись к фото,

Японские макаки (Macaca fuscata) во время спаривания

Рафгарден говорит, что теория эволюции не уделяет должного внимания столь широкому спектру моделей полового поведения.

Даже если биологи замечают эти исключения, для их описания они используют термины с отрицательным подтекстом.

Так, например, самца, обладающего более женственными чертами, в литературе часто называют «обманщиком».

«Здесь прослеживается та же логика, что и в примере с мужской раздевалкой: вы приходите в бар, видите симпатичную девушку, а в итоге она оказывается парнем, и вы чувствуете, что вас одурачили», — говорит она.

Тем не менее Рафгарден признает, что подходы к изучению этой темы пусть медленно, но меняются.

Ученые все чаще обращают внимание на гомосексуальное поведение животных, и она надеется, что вскоре то же самое можно будет сказать и о сексуальных и гендерных ролях в целом.

«Вопрос о существовании небинарных гендерных систем лишь недавно стал обсуждаться научным сообществом», — говорит она.

Игнорируя разнообразие половых ролей, мы упрощаем историю эволюции и не уделяем должного внимания столь удивительным механизмам приспособления.

«Живой мир состоит из множества пересекающихся между собой радуг», — подытоживает Рафгарден.

Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Earth.

мест, где у женщин больше одного мужа — Guardian Life — The Guardian Новости Нигерии — Нигерия и мировые новости 9:00 утра

Мужчины нередко имеют более одной жены со многими культурными обычаями и религиями мира, даже поддерживая эту привычку. Однако слышать о женщине с несколькими мужьями необычно. Полиандрия – это форма полигамии , при которой женщина берет двух или более мужей в…

Нередко мужчины имеют более одной жены со многими культурными обычаями и религиями мира, даже поддерживая эту привычку. Однако слышать о женщине с несколькими мужьями необычно. Полиандрия — это форма полигамии , при которой женщина берет двух или более мужей одновременно.

Например, среди тибетцев в Непале, некоторых частях Китая и части северной Индии практикуется братская полиандрия, когда два или более братьев женаты на одной и той же жене, причем жена имеет к ним равный «сексуальный доступ».

Мы собрали пять известных стран с племенами, практикующими полиандрию, и они перечислены ниже:

Нигерия

Хотя в Нигерии это редкость, в Нигерии есть племена, допускающие полиандрию. У иригве в Северной Нигерии женщины традиционно заводят многочисленных супругов, которых называют «со-мужьями». Народ иригве в Нигерии практиковал, чтобы женщина имела сожителей, пока их совет не проголосовал за запрет этого в 1968 году. До этого женщины переезжали из дома в дом, брали нескольких супругов, а отцовство детей переходило к мужу, в чьем доме жила женщина. жил в то время.

Индия

Индия как страна имеет более одного племени, практикующего полиандрию. Полиандрия преобладает в некоторых частях Северной Индии у пахари в регионе Джаунсарбавар, в то время как в Киннауре, Химачал, меньшинство людей оправдывает и практикует полиандрию. Как потомки Пачи Пандавов (пяти братьев, которые были мужьями женщины по имени Драупади, дочери царя Панчалы), они считают, что должны продолжать традицию.

Помимо них, племя Тода из Нилгриса, Наджанад Веллала из Траванкора и некоторые кастовые системы Наир в Южной Индии также практикуют полиандрию.

Опрос 753 тибетских семей, проведенный Тибетским университетом в 1988 году, показал, что 13 % практиковали полиандрию.

Кения

В августе 2013 года кенийцы стали свидетелями полиандрии, когда двое мужчин решили стать мужьями женщины, которую они оба любят. Примечательно, что кенийские законы прямо не запрещают многомужество, и против людей, которые его практикуют, не может быть возбуждено уголовное дело. Сообщалось также о случаях полиандрии среди народа масаи в Кении.

Китай

Практика братской полиандрии распространена среди жителей Тибета в непальских частях Китая и Индии. Он основан на убеждении, что у ребенка может быть более одного отца, и обычно, когда два или более братьев женятся на одной женщине, все они имеют равный сексуальный доступ к ней.

Практика поощряется, если семья бедна и не может разделить свое имущество между потомками разных отцов. Таким образом, они сохраняют свои небольшие сельскохозяйственные угодья и имущество большими, женившись на одной и той же женщине.

Южная Америка

Полиандрия также существовала среди племен в Южной Америке, поскольку бороро практиковали полиандрию, в то время как до 70 процентов амазонских культур, возможно, верили в принцип множественного отцовства. «Тупи-кавахибы также практикуют братскую полиандрию.

Многоженство и обязательства Канады по международному праву прав человека

Сентябрь 2006 г.

  • Содержание
  • Следующая страница

I. ВВЕДЕНИЕ

Термин «полигамия» может относиться к одновременному союзу мужа или жены с несколькими супругами. Таким образом, в качестве общего термина полигамия включает практики двоеженства, полиандрии и многоженства.

Термин «двоеженство» обычно используется во внутреннем законодательстве, запрещающем вступление в брак более чем с одним лицом одновременно. Хотя в этом отчете не рассматривается внутренний правовой запрет Канады на двоеженство или полигамию, внутреннее законодательство полезно для уточнения терминологии. Согласно Уголовному кодексу, двоеженство имеет место, когда лицо, уже состоящее в браке, снова женится, женится более чем на одном человеке одновременно или женится на ком-то, о ком уже известно, что он женат. [1] Примечательно, что Уголовный кодекс не дает четкого определения полигамии. Однако принципиальное различие между двоеженством и полигамией, как описано в Уголовном кодексе, заключается в том, что для двоеженства требуется «форма брака», как она определена в статье 214, тогда как для полигамии этого не требуется[2]. В свои 1985 доклад о двоеженстве, Комиссия по правовой реформе Канады также предоставил собственное определение полигамии:

… полигамия заключается в поддержании супружеских отношений более чем двумя лицами. Когда результатом таких отношений является образование единого супружеского или семейного союза с супругами, это считается полигамным браком.[3]

Сосредоточив внимание на формировании «единого супружеского или семейного образования», не требуя фактической юридической силы формы многоженства (как это обычно бывает в случае двоеженства), Комиссия по реформе законодательства, таким образом, включила те полигамные союзы, в которых брачные церемонии могут носить исключительно религиозный или традиционный характер. Именно этот акцент на последующие де-факто религиозных или культурных браков, что играет центральную роль в юридическом запрете полигамии. Запрещение одного только двоеженства с его требованием о заключении нескольких де-юре браков не сможет отразить реальную реальность этих де-факто брачных союзов.

В контексте Канады нет свидетельств полиандрической полигамии, когда жена одновременно состоит в браке с несколькими мужьями.[4] Напротив, есть свидетельства полигамных союзов, когда у мужа несколько жен. Для точности в этом отчете в основном будет использоваться термин «многоженство». Учитывая, что полиандрические союзы не разрешены в системах, регулируемых исламским правом, учениями мормонов-фундаменталистов и вообще нормами обычного права, термин «многоженство» более точно отражает большинство полигамных союзов и международные нормы прав человека, которым они противоречат.

При анализе обязательств Канады по международному праву прав человека в этом отчете будут рассмотрены обязательства Канады уважать свободу религии, а также гарантировать равенство между мужчинами и женщинами. Хотя многоженство, практикуемое в Канаде и других странах, связано с аргументами в пользу свободы вероисповедания, важно отметить юридическое различие между религиозными убеждениями и религиозной практикой . Хотя в соответствии с международным правом Канада не имеет права ограничивать религиозные убеждения, она имеет право и фактически обязана при некоторых обстоятельствах ограничивать религиозную практику, которая ущемляет права и свободы других лиц. Суды постановили, что право исповедовать свою религию может быть ограничено в законных целях, включая охрану здоровья[5], продвижение секуляризма и защиту гендерного равенства[6]. Даже в Канаде конституционные рамки, как отметила Лоррейн Вейнриб, хотя «Толкование Хартии должно соответствовать «сохранению и приумножению мультикультурного наследия канадцев», толкование всех гарантий Хартии должно обеспечивать их равную гарантию мужчинам и женщинам». [7]

На фоне этой приверженности международному и национальному законодательству гендерному равенству в этом отчете будет показано, как практика многоженства нарушает право женщин на равенство в браке и семье, среди прочих прав, с использованием источников международного права, указанных в статье 38 Статута Международный Суд (МС) в качестве руководящей основы:

Арт. 38.1. Суд, функция которого заключается в разрешении в соответствии с международным правом переданных ему споров, применяется:

  1. Международные конвенции, общие или частные, устанавливающие правила, прямо признанные спорящими государствами;
  2. Международный обычай как свидетельство общепринятой практики, признанной законом;
  3. Общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;
  4. В соответствии с положениями статьи 5, судебные решения и учения самых высококвалифицированных публицистов различных стран в качестве вспомогательных средств для определения норм права.

В соответствии с международным законодательством о правах человека растет понимание того, что многоженство нарушает право женщин на свободу от всех форм дискриминации. Там, где многоженство разрешено религиозными или обычными правовыми нормами, оно часто основывается на кодексах послушания, скромности и целомудрия, которые лишают женщин возможности действовать как полноправных граждан и пользоваться своими гражданскими и политическими правами. [8] В этих рамках женщины часто могут социализироваться в подчиненных ролях, которые препятствуют их полному участию в семейной и общественной жизни. Физический, психический, сексуальный и репродуктивный, экономический и гражданский вред, связанный с этой практикой, нарушает многие из основных прав человека, признанных в международном праве. Государственная практика показывает, что полный юридический запрет многоженства является нормой в большинстве национальных систем, включая всю Америку, Европу, страны бывшего Советского Союза, Непал, Вьетнам, Китай, Турцию, Тунис, и Кот-д’Ивуар, среди прочих[9].] Кроме того, наблюдается заметная тенденция к ограничению этой практики в других местах, в частности, с помощью требований судебного и/или супружеского разрешения. Эти ограничения отражают не только социально-экономические проблемы, связанные с многоженством, но и растущее признание права женщин на равенство.

Право на гендерное равенство занимало центральное место в эволюции международного права прав человека после Второй мировой войны. Первоначально декларации и конвенции по правам человека приняли негативное значение гендерного равенства, считая пол запрещенным основанием для дискриминации. 1948 Всеобщая декларация прав человека (Всеобщая декларация),[10] Международный пакт о гражданских и политических правах (Политический пакт)[11] и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Экономический пакт)[12]. ] все полагались на норму недискриминации по признаку пола. В рамках этой недискриминационной основы существуют варианты, которые могут налагать позитивные обязательства на государства-участники. Статья 23(4) Политического пакта, например, требует от государств-участников «взять надлежащие меры по обеспечению равенства прав и обязанностей супругов в отношении вступления в брак, во время брака и при его расторжении». Термин «обеспечить» обычно толкуется в контексте договора как возложение на государства-участники позитивной обязанности по достижению заявленной цели.

В дополнение к этим международным документам различные региональные договоры по правам человека также действуют в рамках общей недискриминационной системы. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (Европейская конвенция),[13], Американская конвенция о правах человека[14] и Арабская хартия прав человека[15] запрещают дискриминацию по признаку пола, но не расширяйте это, чтобы гарантировать де-факто равенство в семейной и общественной жизни.

Напротив, объект и цель Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (Женская конвенция)[16] демонстрируют четкую приверженность преобразующему равенству. В своей Общей рекомендации №. 25 о временных специальных мерах КЛДЖ отметил, что Женская конвенция направлена ​​на:

ликвидировать все формы дискриминации в отношении женщин с целью достижения женских де-юре и де-факто равенство с мужчинами в осуществлении их прав человека и основных свобод.[17]

В этом смысле Конвенция о правах женщин выходит за рамки недискриминационных рамок, которые защитят как мужчин, так и женщин от дискриминации по признаку пола, признавая особую дискриминацию, с которой сталкиваются женщины. Его положение статьи 16 о равенстве в браке и семейных отношениях призывает государства-участники «принять все надлежащие меры для ликвидации дискриминации в отношении женщин во всех вопросах, касающихся брака и семейных отношений» , чтобы обеспечить «основу равенства мужчин и женщин». При этом Женская конвенция не только формулирует приверженность правам женщин в семье, но и выражает трансформирующее чувство равенства, определяя взаимные супружеские обязанности, которые мужчины и женщины должны разделять.

Среди региональных документов по правам человека Африканская (Банжульская) хартия прав человека и народов[18] и Протокол к Африканской хартии прав человека и народов о правах женщин в Африке[19] оба разделяют схожий преобразующий подход к равенству. Африканская хартия не только запрещает дискриминацию по признаку пола[20], но также требует от государств-участников:

обеспечить ликвидацию любой дискриминации в отношении женщин, а также обеспечить защиту прав женщин и детей, как это предусмотрено в международных декларациях и конвенциях. [21]

Основываясь на этом, преамбула к Протоколу к Африканской хартии прав человека и народов о правах женщин в Африке подтверждает:

приверженность африканских государств обеспечению всестороннего участия африканских женщин в качестве равноправных партнеров в развитии Африки.

Таким образом, и в Африканской хартии, и в Протоколе к ней выражена приверженность ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и обеспечению их эффективного участия в семейной и общественной жизни.

Конвенция о правах ребенка (Конвенция о детях) включает положение о недискриминации (статья 2) и расширяет руководящий принцип наилучших интересов ребенка. Статья 3 гласит, что:

1.   Во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются ли они государственными или частными учреждениями социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, в первую очередь должны учитываться наилучшие интересы ребенка.

Это положение требует, чтобы «наилучшие интересы ребенка» всегда были «главным соображением». В этом смысле на государства-участники возлагается позитивное обязательство отдавать наилучшим интересам детей приоритет, помимо простого недискриминации 9.0003

Для достижения этих целей несколько ведущих международных договоров по правам человека создали комитеты, которые следят за соблюдением государствами их соответствующих договорных обязательств. Женская конвенция учредила Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин (CEDAW) для контроля за тем, чтобы законы, политика и практика штатов были приведены в соответствие с Женской конвенцией. Точно так же Политический пакт учредил Комитет по правам человека (КПЧ), Экономический пакт учредил Комитет по экономическим, социальным и культурным правам (КЭСКП), а Конвенция о детях учредила Комитет по правам ребенка (КПР).

Эти комитеты, которые собираются от одного до трех раз в год, оценивают отчеты государств-членов о том, что они сделали для приведения своих законов, политики и практики в соответствие со своими договорными обязательствами. После рассмотрения и обсуждения отчетов стран с представителями государств-докладчиков комитеты выпускают Заключительные замечания по этим отчетам, которые помогают странам в выполнении их будущих обязательств по отчетности.

Комитеты также разработали полезные Общие комментарии или Общие рекомендации по конкретным статьям, разъясняющие содержание и значение конкретных прав. В тех случаях, когда комитеты могут выслушивать жалобы от отдельных лиц или групп из стран, давших согласие (КПЧ, КЛДЖ), или проводить расследования предполагаемых нарушений в государствах, давших согласие (КЛДЖ), мнения, формируемые комитетами в ответ, также вносят свой вклад в содержание и значение прав путем показывая, как право или группа прав применимы к конкретным фактам.

Некоторые из этих договорных органов, включая КЛДЖ[22], КПЧ[23], КЭСКП[24] и КПР[25], прямо заявили в своих заключительных замечаниях, что многоженство нарушает права, закрепленные в их соответствующих договорах. Кроме того, и CEDAW, и КПЧ осудили эту практику в своих Общих комментариях и рекомендациях. В своем Общем замечании №. 28 о равенстве прав мужчин и женщин, КПЧ заявил:

Следует также отметить, что равенство обращения в отношении права на брак подразумевает, что полигамия несовместима с этим принципом. Полигамия оскорбляет достоинство женщины. Это недопустимая дискриминация женщин. Следовательно, он должен быть обязательно упразднен везде, где он продолжает существовать.[26]

Вторя этому заявлению о том, что многоженство нарушает равенство и достоинство женщин в браке, КЛДЖ отметил в своей Общей рекомендации №. № 21 о равенстве в браке и семейных отношениях, что:

Полигамный брак нарушает право женщины на равенство с мужчиной и может иметь такие серьезные эмоциональные и финансовые последствия для нее и ее иждивенцев, что такие браки следует пресекать и запрещать. Комитет с обеспокоенностью отмечает, что некоторые государства-участники, конституции которых гарантируют равные права, разрешают полигамные браки в соответствии с личным или обычным правом. Это нарушает конституционные права женщин и нарушает положения статьи 5(а) Конвенции[27].

В то время как существует растущее мнение о том, что многоженство, таким образом, нарушает право женщин на свободу от всех форм дискриминации, это мнение несколько расшатывается в отношении понятия немедленного запрета, учитывая пагубное влияние, которое это может иметь на существующие полигамные браки и те союзы, которые, возможно, помогли бедные женщины и в меньшей степени дети полигамных браков.

В этом отчете утверждается, что эти переходные проблемы могут быть решены с помощью мер семейного законодательства, предусматривающих обязательные алименты и доступность помощи в отношении истории отношений, независимо от того, существует ли юридически признанный брак. Стремясь достичь консенсуса в отношении запрета многоженства, важно учитывать место женщин в их конкретном контексте и признавать важность, которую религия и культура могут иметь в их индивидуальной жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *