Задачи на креативное мышление: 49 упражнений для развития креативности – Задачи для развития нестандартного мышления
49 упражнений для развития креативности
Автор Алексей Шаполов На чтение 12 мин. Обновлено
Какие упражнения для развития креативности используют успешные люди? Я прочитал большое количество статей и книг в поисках нужной информации. Теперь хочу поделиться с вами упражнениями, которые нашёл за время поисков.
Самые лучшие упражнения для развития креативности
№1. Ассоциации
Берёте любое слово и подбираете к нему 5-10 ассоциаций. Например, ассоциации к слову арбуз — зелёный, спелый, сочный, красный, косточки, семечки, вкусный, сладкий.
Чем больше ассоциаций вы придумаете, тем лучше.
№2. Два слова
Откройте словарь на первой попавшейся странице. Возьмите одно слово и запишите его. Откройте другую страницу и выпишите ещё одно слово.
Выявите 3 сходства и 3 различия этих слов. Составьте с ними несколько предложений. Не бойтесь, если придётся поломать голову. Иногда попадаются такие слова, которые, кажется, невозможно связать вместе.
№3. Нестандартные способы применения
Возьмите любой предмет и придумайте необычные способы его использования. К примеру, зубной пастой можно очищать изделия из серебра, лечить мозоли и отбеливать ногти.
№4. Противоположное полушарие
Привыкли писать правой рукой? Начните писать левой. Если вы держите ложку в левой руке, научитесь держать её в правой.
Смена руки позволяет развивать оба полушария головного мозга.
№5. Безмолвный час
В течение часа вы должны отвечать на все вопросы: «Да» или «Нет». Нельзя использовать никаких других ответов. Попытайтесь, чтобы никто не заметил перемены в вашем поведении.
№6. Один ответ
Более сложный вариант предыдущего упражнения. Теперь на все вопросы вам нужно отвечать только «Да» или только «Нет».
№7. Два в одном
Возьмите два слова и придумайте способы их совместного применения. Клубника + сумка = сумка в форме клубники.
№8. Фантазёр, реалист и скептик
Это упражнение для развития креативности лучше выполнять с напарником.
Вы должны взять проблему, которую нужно решить. Сначала вы предлагаете самые безумные и фантастические варианты её решения. Потом думаете, как реализовать идеи, предложенные мечтателем. После этого становитесь скептиком и стараетесь указать все ошибки, допущенные реалистом и фантазёром.
№9. Журналист
В городе Y работает компания X. Она решила в рамках благотворительности построить для местного детдома спортзал.
Официальная городская газета создаст такой заголовок: «Компания X бесплатно строит спортзал для детского дома». Журналисты из «жёлтой прессы» в погоне за читателями составят заголовок так: «Компания X пиарится за счёт сирот».
Ваша цель — стать журналистом обеих газет и придумать как можно больше вариантов заголовков. Только вместо компании X и детского дома вы должны выбрать свою компанию и свой проект. Подумайте, что могут написать о вас СМИ.
№10. Расшифровка египетских иероглифов
Найдите в интернете надписи из египетских иероглифов. Подумайте, что они означают. На основе этих догадок составьте историю. Главное, не подсматривайте, что эти иероглифы на самом деле значат.
№11. Рассказ из 100 слов
Одно из самых интересных упражнений на креативность. Вам нужно составить рассказ из ограниченного количества слов. В данном случае — из 100 слов.
Если хотите можете написать рассказ из 75 или 50 слов. Только помните, что чем жёстче ограничения, тем труднее в них уложиться.
№12. Слова наоборот
Это упражнение для развития креативности можно выполнять везде — на улице, в метро, на работе. Когда вы видите надпись, старайтесь прочитать её задом наперёд. Кассир — «риссак». Вокзал — «лазков». После того, как вы потренируетесь на отдельных словах, переходите к фразам и предложениям.
№13. Зеркальный рисунок
Возьмите по карандашу в каждую руку. Начните рисовать какие-нибудь фигуры одновременно двумя руками, чтобы они были зеркальными отображениями друг друга. Когда вы освоите простые геометрические фигуры, начинайте рисовать более сложные предметы.
№14. Составление биографий
Когда вы будете ехать в автобусе, обратите внимание на первого попавшегося человека, дайте ему характеристику и придумайте биографию.
Это очень интересное упражнение на креативность мышления. Оно помогает развивать воображение и придумывать истории.
№15. 250 идей
Представьте, что вам дали годовой отпуск. Целый год вы можете не работать, не учиться, а делать всё, что захотите. Придумайте себе 250 занятий. Запишите на листе или в текстовом редакторе, что вы будете делать весь год.
№16. Друдлы
Друдлы — это картинки, которые могут быть интерпретированы по-разному. Кому-то может показаться, что картинке изображены горы, а кому-то — деревья. Найти друдлы вы можете здесь.
№17. Слова
№18. Цифры и ассоциации
Подберите к каждой цифре ассоциацию: 1 — карандаш, 2 — лебедь, 3 — часть косточки, 4 — флаг и т.д.
№19. Придумайте название книги по описанию
Прочитайте следующие описания книг и придумайте им названия.
№20. Хамелеон
Возьмите какое-нибудь утверждение. К примеру: «инопланетян не существует». Приведите доводы за и против.
№21. Писатель-юморист
Это, скорее, шуточное упражнение. Оно хорошо развивает креативность. Суть его состоит в следующем — сочинить:
- историю жизни спички во время Великой Отечественной войны;
- 5 правил покраски волос с помощью бензина;
- автобиографию Крокодила Гены.
№22. Поэт
Откройте стихотворение любимого поэта. Возьмите его последнюю строчку и начните ей собственное стихотворение.
Это упражнение для развития креативности в особенности пригодится тем, чья профессия связана с придумыванием слоганов и написанием текстов.
№23. Роль
Когда вы будете смотреть телевизор, старайтесь ставить себя на место героев и думать, как бы вы поступили в данной ситуации. Пытайтесь находить креативные способы решения проблем.
№24. Без звука
Снова включите телевизор. Выключите звук и постарайтесь представить, о чём говорят герои.
Теперь попробуйте другой вариант упражнения. Включите звук и закройте глаза. Представляйте картинки происходящего в голове и ни коем случае не открывайте глаза, как бы вам не хотелось.
№25. Метод Леонардо да Винчи
Этим упражнением пользовался Леонардо да Винчи. Он считал, что даже на забрызганной красками стене можно разглядеть сходство с рекой, лесом, долиной, утёсами.
Учитесь видеть в обыденных вещах необычные образы. Наблюдайте за облаками. Что они вам напоминают?
№26. Придумать нереальное
Что было бы, если бы у медведя были копыта? Как выглядел бы пингвин с зубами? Придумайте 10 видов новых животных и порассуждайте, какую пользу они могли бы принести Земле.
№27. Сочинение анекдотов
Все юмористы — творческие люди. Сочините и сами несколько анекдотов. Потренируйтесь в остроумии.
Сочинять смешные шутки не так легко, как кажется на первый взгляд. У вас получится не сразу, но продолжайте тренировать навык сочинительства.
№28. Буриме
Эта игра возникла во Франции. Её суть следующая: вы должны придумать стихотворение на заранее заданные рифмы. Например, «кот — огород», «собака — заплакал», «лёд — мёд».
Выбежала из-за угла собака,
Мальчик испугался и заплакал.
Сначала будут получаться практически бессмысленные сроки, но потом вы научитесь.
№29. Анаграммы
Анаграммы — это слова из одинаковых букв, расположенных в разном порядке. Кот — ток, ломоть — молоть, кулон — клоун — колун и т.п.
Слова для практики: города, верность, растение, лепесток, лесопромышленность.
№30. Одна буква
Составьте 5-10 предложений, в котором все слова начинаются на одну и ту же букву. Пример — рядом росло разительного роста растение.
Буквальный смысл не важен. Важно составить предложения.
№31. Старые новые понятия
Придумайте новые определения старым словам. Для примера можете взять «Энтимологический словарь» Б.Ю. Нормана. Вот выдержки из этого словаря:
АБОРДАЖ — количество абортов за отчетный период
БАЙКЕР (неол.) — рассказчик баек
БАЛОВАТЬ — посещать балы БУКАШКА — 1. (уменьш.) маленькая буква; 2. (разг.) букинистический магазин
ВЕЛИКОЛЕПИЕ (архитект.) — обилие лепных украшений
№32. Дорисуй
В эту игру лучше всего играть в компании друзей. Первый человек рисует какую-нибудь фигуру. Второй дорисовывает ещё несколько линий. Третий подрисовывает свои детали
И так по порядку, пока не получится целостная картина. Это упражнение — хороший способ развить креативное мышление.
№33. Пантомим
Ведущий загадывает одному игроку слово, которое тот должен изобразить. Говорить нельзя, зато можно использовать движения и мимику лица. Остальные игроки должны отгадать слово. Тот, кто отгадал слово первым, становится ведущим. Старый ведущий играет роль пантомима.
№34. Визуализация
Загадайте какой-нибудь предмет. Например, тетрадь. Теперь представьте её в воображении до мельчайших подробностей. Полистайте, посмотрите, что написано на страницах.
Сначала образы будут нечёткими. Когда вы сможете легко представлять простые предметы, переходите к чему-нибудь посложнее.
№35. Новые слова
Придумывайте новые слова, которых до этого никогда не было. Пыхтеблок — двигатель, странномаркет — магазин антиквариата.
№36. Новый маршрут
Вы каждый день ходите на работу, в магазин, парк или просто на прогулку. Старайтесь менять свой маршрут как можно чаще.
№37. Название для блюда
Если вы любите готовить, то поэкспериментируйте с созданием необычных блюд. Придумывайте им названия.
№38. Семь раз отмерь…
Почти каждая проблема имеет несколько способов решения. Когда вы в следующий раз столкнётесь с трудной задачей, перечислите хотя бы 2 варианта решения.
Это упражнение можно выполнять с любыми задачами — со строительством дома, с написанием текста, с походом в магазин.
№39. Логические задачи
Чтобы решить логическую задачу, нужно отказаться от решения, которое видно при поверхностном взгляде, и найти что-то оригинальное и необычное.
Начать тренироваться можете с решения следующих задач.
№40. Классификации
Вы берёте список первых попавшихся слов и придумывайте, как их можно классифицировать по общему признаку.
Упражнение развивает умение искать оригинальные и неочевидные критерии.
Для тренировки даю вам три списка слов.
№41. Иностранец
Вообразите себя в роли иностранца, который плохо понимает русский язык. Когда вы говорите «не вешай нос», он представляет средневековую казнь — повешение за нос. Когда вы говорите «метать бисер перед свиньями», он воображает такую картину.
Предложите варианты того, что он может подумать, если услышит следующие фразы.
Упражнение учит рассматривать знакомые вещи с необычного ракурса. Это очень важное умение для творческого человека.
№42. Только со мной
Вам нужно ответить на несколько вопросов:
- Что может случиться только с маленькими детьми?
- Что может произойти только с миллионерами?
- Что может случиться исключительно с гражданами России?
- Что может произойти с людьми в возрасте старше 40 лет?
Выполняя это упражнение, вы научитесь генерировать идеи и оценивать, подходят ли они для решения проблемы или нет.
№43. Безумный архитектор
Запишите 10 существительных, которые первыми придут на ум. К примеру: клавиатура, тетрадь, ананас, диван, слон, тигр, Африка, лист, колонки, телефон.
Теперь возьмите лист бумаги и нарисуйте дом, чтобы в нём присутствовали все эти предметы. Слон может быть изображён на обоях, а Африка на карте.
№44. Послание в будущее
Вы должны составить письмо к себе в будущем, примерно через 10 лет. Спросите себя, чем вы занимаетесь, как проводите свой день, с кем общаетесь, как всего достигли.
№45. Любимое место
Достаньте ручку и подробно опишите место, которое вы любите посещать. Напишите, где оно находится, что вы там делаете, что там есть, почему вы любите туда ходить.
№46. Философский рассказ
Напишите рассказ на философскую тему — в чём смысл жизнь, что будет после смерти, почему большинство людей не достигает своей мечты и т.д.
№47. Описание картин
Опишите, что вы видите на картине. Можете использовать картины Пабло Пикассо
№48. Хокку
Хокку — это японские стихотворения-трёхстишья. Обычно они описывают природные явления и жизнь человека. На русском языке у них нет рифмы.
Например, хокку Мацуо Басё:
В небе такая луна,
Словно дерево спилено под корень:
Белеет свежий срез.
Придумайте своё хокку. Я вот придумал такое:
С неба каплют капельки дождя,
Словно кем-то гонимый:
Я иду тропинкою домой.
№49. Дайте новую жизнь старым вещам
Сделайте что-нибудь новое из старых вещей. Кресла из автомобильных шин. Поделки из бутылок. Зеркала из теннисных ракеток.
Новая жизнь стаканам из-под сметаныКак использовать эти упражнения?
Нужно ежедневно уделять 10-15 минут для выполнения упражнений на развитие креативности. Не зацикливайтесь на чём-то одном. Периодически меняйте упражнения.
Однако если вам сильно понравилось какое-то из них, то можете практиковать только его. Прогресс будет заметен через 2-3 недели.
Дополнительные советы
Одними упражнениями не обойтись. Следующие занятия также повышают креативность мышления:
- Чтение.
- Просмотр фильмов.
- Путешествия.
- Посещение художественных выставок.
- Рисование.
- Знакомство с новыми людьми.
- Физическая активность.
- Сочинение стихов.
- Писательство.
- Общение.
Как повышали креативность известные люди?
Ёсиро Накамацу, величайший изобретатель Японии, использовал кислородное голодание. Он опускался под воду, задерживал дыхание и всплывал за несколько секунд до того, как утонуть и задохнуться.
Томас Эдисон спал 3 часа в сутки, чтобы у него оставалось время для изобретений. Иногда он не спал по 72 часа подряд. Именно в такие «дни бодрствования» он изобрёл батарейки, лампочку, фонограф и ещё более 1000 изобретений.
Чарльз Диккенс упражнялся в отгадывании причин смерти людей в морге. Чем-то это напоминает упражнение «Составление биографий»
Напишите в комментариях, какие упражнения для развитие креативности используете вы!
До скорого!
Ваш Шаполов Алексей
Задачи для развития нестандартного мышления
Один мой коллега из компании Usabilitylab при отборе кандидатов тестирует их логику с помощью загадок с подвохом. Они помогают понять, как кандидат думает сталкиваясь с нестандартными задачами и ситуациями.
Стори из жизни
Пару недель этими загадками мучила своих подчиненных и руководителей др.отделов, даже пыталась добиться ответов от таксистов по пути на работу.
Из этого квеста поняла, что если загадки и не всегда «раскрывают» логическое мышление человека, то настроение поднимают точно. А если человек еще и правильно отвечает хотя бы на несколько подряд, то самооценка у него взлетает до небес.
В общем, хедхантеры и им подобные!
В то время, когда кандидат уже пришел, а начальство «задерживается», юзайте эти загадки вместо банальных вопросов типа «почему решили поменять работу?»
На заметку:
- задавайте первыми легкие загадки — когда несколько раз попаешь в точку, веришь в свои силы;
- мучайте коллег по утрам — тогда мозг лучше варит даже у заядлых сов;
- не больше 4 загадок за раз дабы не быть занудой.
Что ж, Очередной ВЫЗОВ вашему Интеллекту брошен
Осмелитесь его принять не прибегая к помощи Гугла?
- Сколько раз можно вычесть 6 из 30?
- Сколько кирпичей понадобится, чтобы полностью построить дом?
- На тарелке лежало пять яблок для пятерых детей. Каждый ребёнок взял по яблоку. Однако одно яблоко осталось на тарелке. Как такое возможно?
- Французский писатель ужасно не любил Эйфелеву башню, но постоянно там обедал (на первом уровне башни). Как он это объяснял?
- К реке подходят два человека. У берега лодка, которая может выдержать только одного. Оба человека переправились на противоположный берег. Как?
- Знакомый однажды зашел к Уинстону Черчиллю (помните этого британского премьер-министра, который не выпускал из рук сигару?), и тот отправил своего дворецкого сказать, что его нет дома. Что предложил Черчилль сделать дворецкому, чтобы убедить зануду, что его действительно нет дома?
- Почему Иоганн Себастьян Бах не закончил «Неоконченную симфонию»?
- Два молодых казака, оба лихие наездники, часто спорили между собой, кто кого перегонит. Не раз то тот, то другой был победителем, наконец это им надоело. Тогда они решили поспорить на то, что приз выиграет тот, чей конь придет в назначенное место вторым, а не первым. Казаки выехали на своих конях в степь. Собралось множество зрителей. Досчитали до трех, но спорщики естественно не тронулисьс места. Тода зрители стали говорить, что спорщики естественно не тронутся с места и стали расходиться. В это время один из стариков сказал, что он скажет что-то спорщикам и они поскачут как ошпаренные. И действительно, старик что-то сказал двум казакам и уже через полминуты казаки неслись по степи в назначенному месту на конях во всю прыть. И приз выиграл тот, чья лощадь пришла второй. Что же сказал им старик?
Получилось ответить правильно на все вопросы без серфинга по нету? Респект.
Пишите письмо с темой «я умный, я вам нужен» нашему хедхантеру.
Один
Один (последний)
Последний ребёнок взял яблоко вместе с тарелкой
Это единственное место в Париже, откуда ее не видно
Они были на разных берегах
Черчилль приказал дворецкому открыть дверь, покуривая одну из его лучших сигар.
«Неоконченную симфонию» создал Франц Шуберт.
Предложил поменяться лошадьми.
12 заданий для школьников на развитие творческого мышления
Лиана Хазиахметова
На новогодних каникулах родителям сложно усадить школьников позаниматься. Дети хотят отвлечься от школы и проводить время интересно и необычно. Предлагаем 12 упражнений на творческое мышление из книги «Рисовый штурм». Попробуйте выполнить задания вместе с ребенком. Интересно, кто из вас быстрее справится? Думайте над каждым вопросом минимум две минуты и не спешите заглядывать в ответы, которые вы найдете в конце статьи.
Задание № 1
Разделите торт на восемь частей, делая не более трех разрезов. Подсказка: для решения нужно изменить свое представление о торте, о его куске и о том, как вообще резать торт. Есть несколько вариантов ответов.
Задание № 2
Кто изображен на картинке? Дайте два варианта ответа.
Задание № 3
Взгляните на картинку. Что вы видите? Этот рисунок с двойным смыслом, попробуйте абстрагироваться от первого образа и найти второе изображение.
Задание № 4
Представьте себе, что вы — тот человек, который изображен на рисунке. Ваша задача состоит в том, чтобы соединить концы двух веревок, свисающих с потолка. Веревки расположены так, что, держа одну, невозможно, как ни тянись, достать другую. Комната совершенно пуста, в карманах у вас нет ничего особенного — только то, что лежит в них обычно.
Задание № 5
Что изображено на картинке?
Задание № 6
Как от шести спичек отнять три, чтобы получилось четыре?
Задание № 7
Вот арифметическое выражение, записанное римскими цифрами, которые выложены десятью спичками. Выражение это неправильное. Можете ли вы его исправить, не прикасаясь к спичкам, не добавляя и не убирая их?
Задание № 8
Посмотрите на жука. Как посадить его внутрь коробки? На первый взгляд, кажется, что это невозможно. Не спешите, подумайте над ответом хотя бы одну-две минуты.
Задание № 9
Запишите все ассоциации, которые у вас возникают в связи с этим рисунком.
Задание № 10
Какая линия на рисунке самая короткая?
Задание № 11
Вглядитесь в эти пятна. Что вы видите?
Задание № 12
На рисунке буквы А, П, Г находятся внутри круга, буквы Б, Э, С — снаружи. Как вы думаете, где расположатся остальные буквы алфавита? Будут ли они придерживаться какой-то закономерности?
Ответы
Задание № 1
Когда вы отказываетесь от укоренившихся шаблонов, сразу выясняется, что решений множество. Одно из них — разрезать торт пополам и водрузить одну половину на другую. После этого нужно последовательно еще дважды разрезать куски и нагромоздить их друг на друга. Или же можно разделить торт на четыре части, а потом разрезать их горизонтально. Или же можно резать торт так, как показано на рисунках ниже.
Задание № 2
Изображенное животное можно воспринять и как утку, и как кролика. Если нос справа — перед вами кролик; если нос слева — то это утка. В зависимости от того, на что настроитесь, вы увидите или кролика, или утку. Очень трудно видеть обоих животных одновременно.
Задание № 3
На рисунке одновременно изображено лицо мужчины и крыса. Вглядитесь: очки — это уши, нос — мордочка, ухо — задние лапки, а подбородок — хвостик.
Задание № 4
Первая формулировка может быть такой: «Как можно дотянуться до другой веревки?» После этого вы, скорее всего, потратите достаточно много сил, но все безрезультатно, потому что дотянуться до второй веревки просто невозможно. Если же сформулировать вопрос иначе: «Каким образом я и веревки можем соединиться?» — то это уже приближает к решению.
Привяжите к концу одной веревки какой-нибудь мелкий предмет (ключ, брелок, кольцо и т. п.) и качните ее, как маятник. А затем, держа рукой вторую веревку, подхватите свободной рукой качающуюся.
Задание № 5
Это буква Е. Ее сложно идентифицировать за счет растянутого и жирного шрифта. Некоторые люди обладают способностью видеть в сюрреалистических картинках некие символы. Кажется, что это возникает из ниоткуда, но на самом деле здесь тоже есть своя логика. Такое построение образов называется гипнагогическим. Эту способность можно натренировать: пытаться видеть в привычных образах нечто оригинальное. Интерпретация абстрактных рисунков рождает новые мысли и идеи.
Задание № 6
Спросите: «Как еще можно получить четыре?» или: «Что такое четыре?» — и головоломка разгадана. Уберите спички сверху, справа и снизу — вот вам и ответ (получится римская цифра 4 — IV).
Задание № 7
Чтобы решить эту задачу, надо отказаться от привычного взгляда на вещи. Всегда придерживаясь одной перспективы, вы сами очерчиваете тот круг, внутри которого блуждают ваши мысли. Чтобы решить задачу, надо посмотреть на нее по-новому.
Переверните книгу вверх ногами — тогда все будет правильно.
Задание № 8
В самом задании есть подсказка: стоит одну-две минуты смотреть на рисунок, жук неведомым образом окажется в коробке! А клетчатая стена превратится в пол. Иногда решить какую-то проблему мешает наша поверхностность, к которой приводит спешка. Если несколько минут сесть и подумать над задачей, она может решиться самой собой.
Задание № 9
Варианты ответов: веревка, паутина, пролитый кофе, логотип компании «Макдоналдс». И любой ваш ответ!
| ||||||||||||||
Задачи на нестандартное мышление – Развитие ребенка
Рейтинг Десять задач, решая которые, ребенок будет практиковаться использовать нестандартное мышление |
В статье предлагаются десять задач, думая над решением которых, дети и подростки будут задействовать нестандартное мышление, т. е. стремиться к поиску новых подходов и необычных решений предложенных им ситуаций.
Задачи:
1. Человек живет на верхнем этаже очень высокого здания. Каждый день он спускается на лифте вниз на первый этаж, выходит из здания и идет на работу. Возвращаясь с работы, человек поднимается на лифте только до половины здания, а остальной путь проходит пешком. Хотя, когда идет дождь, человек поднимается на лифте на свой этаж. Почему он так поступает?
2. Человек и его сын попадают в автомобильную аварию. Отец умирает на месте, а ребенка доставляют в больницу. Когда его кладут на операционный стол, хирург говорит: «Я не могу оперировать этого мальчика, он мой сын!». Как такое может быть?
3. Человек одет во все черное: в черные туфли, носки, брюки, пальто, перчатки и лыжную маску. Он идет по глухой улице, на которой выключены все фонари. Черный автомобиль едет ему на встречу с выключенными фарами, но каким-то образом вовремя останавливается. Как водитель разглядел человека?
4. Однажды Полина праздновала свой день рождения. Через два дня ее старший брат-близнец, Иван, отмечал свой день рождения. Как такое могло произойти?
5. Почему круглые крышки канализационных люков лучше, чем квадратные?
6. Человек пошел на вечеринку и выпил пунш (коктейль, который подается в больших чашах). Затем он сразу покинул вечеринку. Все остальные участники вечеринки, которые пили пунш, впоследствии умерли от отравления. Почему не умер этот человек?
7. У женщины было двое сыновей, которые родились в один и тот же час, в один и тот же день одного года. Но они не были двойняшками. Как это могло быть?
8. Есть два пластиковых кувшина (фляги), наполненных водой. Как переместить воду в бочку без кувшинов или любых разделительных перегородок и определить, какая вода из какого кувшина?
9. Можете ли вы назвать три дня подряд, не используя слова «понедельник», «вторник», «среда», «четверг», «пятница», «суббота» и «воскресенье»? (И названия дней на любом языке).
10. Это необычный текст. Интересно, быстро ли вы можете выяснить, что в нем необычного. Он выглядит обычно, и можно решить, что с ним все в порядке. Но с текстом действительно все в порядке! Просто он необычный. Изучите его и выясните, что в нем может быть чудного. Если вы помыслите хорошо, то сможете прийти к ответу.
Ответы:
1. Этот человек очень, очень маленького роста и достает только до половины кнопок лифта. Но когда идет дождь, человек берет с собой зонтик и с его помощью нажимает в лифте кнопку своего этажа.
2. Хирургом была его мать.
3. Дело происходит днем.
4. Во время родов мама близнецов плыла на корабле. Старший близнец Иван родился первым в начале дня 1 марта. Затем корабль пересек часовой пояс, и Полина, младший близнец, родилась 28-го февраля. Таким образом, младший близнец празднует свой день рождения за два дня до своего старшего брата.
5. Квадратная крышка люка может перевернуться по диагонали. Круглая крышка не может перевернуться. Таким образом, для безопасности и практичности все крышки люков должны быть круглыми.
6. Яд попал в пунш из кубиков льда, которые плавали в нем. Когда человек пил пунш, лед был полностью замороженным. Постепенно он растаял, отравив пунш.
7. Они были двумя из тройни (или четверни и т. д.) Над этой головоломкой ломают головы многие люди. Они пытаются придумывать диковинные решения, используя младенцев из пробирки или суррогатных матерей. Почему мозг ищет сложные решения, когда существует гораздо более простое?..
8. Сначала воду необходимо заморозить. Затем лед нужно вынуть из кувшинов и положить в бочку. Так вы сможете определить, какая вода, из какого кувшина.
9. Конечно, можете: вчера, сегодня, завтра!
10. В тексте необычно то, что достаточно распространенная буква «а» не встречается в нем ни разу.
Оцените публикациюРейтинг статьи: 4 из 5 на основе 1 оценки.
Ссылки по теме:
Мир
ОК
Вконтакте
Развитие ребенка
29.02.2016
8 упражнений для тренировки творческого мышления
Часть 1: немного теории
Если верить словарям – а если не им, то кому вообще остается верить в этой стране? – слово «креативность» означает способность сознания создавать а) нечто новое и б) обладающее ценностью. Вторая часть определения очень важна. Потому что ясно же, что практически любой человек может придумать виниловый слезопромокатель или слово «калиплюк» – но эти новинки никому не будут нужны. В латыни есть глагол creare («создавать, производить»), но применяли его только к богам. Считалось, что человек ничего не придумывает сам: стихи, дизайн туники и чертеж катапульты ему нашептывают духи, которых греки называли демонами, а римляне – гениями. Впервые назвать «креативной» козявку по имени человек дерзнул в XVII веке польский поэт Мацей Казимир Сарбевский. Это была история – сдать и забыть. Дальше пойдет информация, без которой нашим учебником нельзя будет воспользоваться.
Сегодня есть множество теорий, объясняющих, почему одни умники могут сочинять шутки, песни и нанороботов, а другие – нет. Трое самых известных теоретиков креативности – Алекс Осборн (создатель мозгового штурма), Эдвард де Боно (придумавший латеральное мышление) и наш, несмотря на фамилию, соотечественник Генрих Альтшуллер (автор ТРИЗ, теории решения изобретательских задач). Все они писали о разном и породили массу школ в практической психологии, но в целом мысли их сводились примерно к одному и тому же. Мы воспользуемся метафорами де Боно.
1. Мышление человека можно сравнить с песочницей. Если лить воду на песок, то сначала она растечется по небольшой площади, а потом начнет углублять ямку и собираться там. То же самое и с головой. Проблемы (и вообще данные) – это вода, которая оставляет следы. Ямка – это мыслительный шаблон.
2. Шаблоны помогают распознавать ситуацию и быстро реагировать на нее. Достаточно один раз уколоться о кактус, чтобы перестать их покупать.
3. Собравшись вместе, шаблоны образуют вертикальное мышление («поле проб и ошибок»). Оно помогает при решении повседневных рутинных задач. Попадая в ямку-шаблон, информация стекает вниз, углубляя ее.
4. Вертикальное мышление убивает креативность. Человек, мыслящий шаблонами, не может придумать ничего нового. Потому что для этого нужно выйти за рамки привычной трактовки, сломать шаблон, освоить новые горизонты данных.
Все вышеперечисленные исследователи разработали свои методики развития нестандартной, творческой мысли. Де Боно учил пускать «воду» вбок, отсюда и название его метода – латеральное мышление (от латинского слова «боковой»). Альтшуллер создал 76 протоколов для того, чтобы вывести мысль за пределы привычного. Осборн полагался на коллективный разум, считая, что группа людей, выкрикивающих разную фигню, в итоге оказывается умнее каждого из ее членов, всерьез размышляющего над проблемой.
Но довольно уже об этом. Готовьте мозг, будем его тормошить.
Часть 2: много практики
А вот и обещанные упражнения. Каждое из них направлено на развитие определенного аспекта мышления. Если прочесть и исчеркать карандашом не только статью, но и указанные в ней книги, можно стать умнее и даже, в частности, научиться рисовать. Кроме шуток.
Рисунок 1Аспект 1: отсуствие самокритики
Де Боно считал, что люди становятся глупее с возрастом. Происходит это потому, что взрослые начинают вводить ограничения для мысли. Многие варианты решения проблемы отметаются как «глупые» или «детские». Вот, например, знаменитый тест с фигурой (рис. 1). Когда Эдвард показывал ее детям и просил сказать, что это, любой школьник называл около40 вариантов: домик без трубы, заготовка для бумажного самолетика, обкусанная плитка шоколада. Взрослые называли максимум 10 вариантов. Они, как правило, загоняли себя в шаблон геометрии и описывали фигуру как квадрат с треугольником наверху или усеченный прямоугольник.
Представляете? Человек способен отсечь три четверти вариантов решения задачи (а любой образ – это уже задача, материал для интерпретации) просто потому, что они несерьезные и якобы недостойны мыслящего человека! Взрослые даже не произносят эти варианты, опасливо глядя по сторонам и ожидая удара степлером. Люди критикуют сами себя заранее! Де Боно говорил, что от этого комплекса нужно избавляться в первую очередь.
Упражнение 1
Попробуйте соединить девять точек четырьмя отрезками (рис. 2). Отрывать карандаш от бумаги нельзя. При этом линия может проходить через каждую из точек всего один раз.
Упражнение 2
А вот этим можете заниматься всю жизнь. Возьмите за правило смотреть на картинки (например, рекламу в журнале) и придумывать один-два варианта происходящего в кадре. Вот, например, женщина, у которой на лице выложена буква «Т» из таблеток. Почему? Она пыталась спрятать синяк от столкновения с чугунной вывеской «Товаров для дома»? Она – одна из участниц (третья слева) марша «Мы требуем увеличения срока беременности!»? А может быть… Впишите свои три варианта. Пусть получается глупость. Но ваша задача – научиться думать именно «глупо», непривычно, как ребенок. И не чувствовать вину за это. Это – начало креативности.
Рисунок 2Аспект 2: сдвиг точки входа
Еще один тест де Боно (рис. 3) выглядит так: участникам предлагается нарисовать фигуру, которую можно одним движением разрезать на четыре равные части. 35% участников тут же сдаются, выдвигают идею креста, очень узкого в центральной части, около 3% выдают уникальный результат (Эдвард их коллекционирует). В среднем 12% оставшихся решают задачу не запредельно творческим, но все же интересным способом – потому что подходят к решению с конца. То есть сначала вырезают из бумаги четыре одинаковых куска, а потом пытаются совместить их в фигуру. Это и есть сдвиг точки входа. Кто сказал, что проблему нужно решать последовательно? А что если сразу представить себе результат? Или попытаться связать ее со случайным словом? Или с картинкой?
Упражнение 3
Откройте www.dzen.yandex.ru. Найдите кнопку «Найти». Задумайте какую-нибудь проблему: муж играет в покер, на каблуках-шпильках порвалась кожа, никак не придумываются сюжеты для корпоративного календаря. Нажмите на кнопку. Поисковая машина выдаст вам случайный результат: слово и картинку. Попробуйте связать ее с вашей проблемой. Как соотносятся проблемы с результатом поиска? Например, вам выпала «оплетка руля». Может быть, опасное хобби мужа можно заменить на безопасное, подарив (или сломав) ему машину? А каблуки оплести? И так далее. Спросите совета у «Дзен-Яндекса» (только не вслух, чтобы не чувствовать себя совсем ребенком). Чем бредовее будет ответ, тем сильнее он станет разрушать шаблон мышления. И помните, никакой самокритики!
Рисунок 3Аспект 3: бесконечность вопросов
Еще один навык творческого мышления, которым дети владеют лучше взрослых, это ниспровержение основ. Почему гром гремит? Потому что тучи сталкиваются друг с другом. А почему они сталкиваются? Потому что наверху дует ветер. А почему они не могут разъехаться? Задача ребенка – не столько утомить вас (он может и не понимать, какое удовольствие приносят издевательства над взрослым), сколько докопаться до шаблона. Дети не выносят ответов вроде «так всегда было» или «так надо». «Кому надо?» – продолжают они свой допрос. Это и позволяет им выдавать по сто абстрактных и парадоксальных суждений в день, типа «мама пришла пьяная, потому что боится ездить в лифте». Вы тоже так можете.
Упражнение 4
Задачка для тех, кто умеет играть в шахматы, – ну или хотя бы знает, как ходят фигуры и что пешка превращается в любую фигуру, дойдя по последней линии. Условие: черные начинают и в один ход ставят мат белому королю. Вертикальный перебор ходов не поможет (рис. 4).
Упражнение 5
Вам наверняка знакома такая игра: ведущий рассказывает ситуацию. Например, человек приходит в бар и просит стакан воды. Бармен наставляет на него пистолет. Человек говорит «спасибо» и уходит. Или: муж с женой останавливаются на пустынной дороге, муж идет за бензином, жена запирается. Когда муж возвращается, она мертва, рядом с ней в машине незнакомец, двери закрыты изнутри. Задавая однозначные вопросы (на «да» и «нет»), участники игры должны восстановить картину событий. Этих задач полно в интернете – они называются «данетки». Они учат задавать вопросы до последнего, не сдаваясь. Если компьютерная игра не увлекает, тренируйтесь на живых людях, до последнего обсуждая проблему с коллегами или родными. Отказывайтесь принимать в качестве ответов «нельзя» и «так принято».
Рисунок 4И довольно об этом
В то время как ТРИЗ, годящаяся в основном для решения инженерных задач, стала забываться после смерти ее создателя, метод мозговых штурмов получил развитие. Сегодня существует масса методик (например, процедура Янга или метод 3-6-5 – они есть в Google) для творческого решения проблем в коллективе. Де Боно и вовсе жив и продолжает писать по книге в год. Его учебники можно купить на сайте www.debono.ru. Особенно хороши «Серьезное творческое мышление» и «Нестандартное мышление. Самоучитель».
До и послеАспект 4: правополушарное мушление
Эта статья была бы еще более неполной, если бы мы не упомянули, что некоторые специалисты связывают креативность с правым полушарием мозга. До 50-х годов XX века оставалось неясным, зачем человеку носить в голове грецкий орех – и почему бы мозгу не быть идеальным шаром или кубом. Первые ответы получил Р. Сперри из Калифорнийского технологического института. В результате опытов над животными он выяснил, что полушария работают независимо друг от друга. Потом подтянулись и другие ученые, в частности Дж. Леви, работавший с эпилептиками, перенесшими комиссуротомию – операцию по разделению полушарий. Леви выяснил, что левое полушарие – вербальное, временное, аналитическое. Правое – образное, вневременное, синтетическое. Задним числом его работы объяснили случай Ловиса Коринта – профессионального художника, который разучился рисовать, когда в его правом полушарии выросла опухоль.
Но довольно сопутствующей теории. Профессор Б. Эдвардс еще в 60-х годах разработала метод обучения рисованию, основанный на правополушарном мышлении. Ее курс позволяет человеку научиться рисовать за пару месяцев. А также улучшить почерк, научиться радоваться красоте и посмотреть на своего мужчину свежим незамутненным взглядом. А еще улучшить память и видеть связи между явлениями.
Если вы хотите научиться рисовать хотя бы как автор этой статьи, купите книгу Эдвардс «Откройте в себе художника». К счастью, ее недавно выпустили заново, так что совсем незачем скачивать старое издание с сайта www.booksgid.com.
Упражнение 6
Вам наверняка попадались картинки-иллюзии: два лица образуют вазу (рис. 5, но в интернете их гораздо больше). Рисование подобных парадоксов помогает найти связь со своим правым полушарием и понять разницу между двумя типами мышления. На левой стороне листа нарисуйте лицо, проговаривая про себя его части: лоб, глаза, нос, губы. Соедините крайние точки горизонтальными линиями с правой стороной листа. А теперь – внимание! Вам нужно нарисовать зеркальное отражение лица. Теперь попробуйте не вести с собой мысленный диалог, а просто медленно проводить линию, повторяя в зеркальном отражении все изгибы. Эта техника включит ваше правое полушарие.
Рисунок 5(1) Рисунок 5(2)Упражнение 7
Самый простой способ освоить правополушарное рисование – копировать перевернутые вверх ногами контурные рисунки (поиграйте с рис. 6). Проблема людей, думающих, что они не умеют рисовать, в том, что они рисуют символы, а не образы. То есть пользуются левым полушарием для рисования (а это грубейшая ошибка). Садясь рисовать лицо, они на самом деле рисуют схему: кружок, два глаза, палочка-нос, палочка-рот. Поэтому и копировать рисунки в режиме работы левого полушария не получается: мозг подгоняет каждую линию под готовый символ. Но стоит перевернуть рисунок – и у мозга пропадают ассоциации. Включается правая половинка – и все начинает получаться. Попробуйте сами!
Рисунок 5(3)Упражнение 8
Ну а если вы хотите всерьез встряхнуть мышление, улучшить обмен электроимпульсами между полушариями – попробуйте следующий трюк. Возьмите две ручки (лучше, если одна из них будет карандашом) в разные руки. Попробуйте, не торопясь, рисовать одной рукой треугольник, а другой – круг. Первые минуты три у вас будут получаться кругольники или треукруги, но потом руки найдут нужный ритм и смогут обособиться. Если в этот момент заболит голова – бросайте это дело и возвращайтесь к нему спустя час-другой или день. Когда освоите рисование двумя руками, попробуйте писать слова. Они должны быть разными, но состоять из одного и того же количества букв.
Рисунок 6Ну вот и все. Точнее, все только начинается. Растормаживайте мышление, не критикуйте себя, сдвигайте точку входа, рисуйте! Мы не знаем, как это поможет вам быть хорошим бухгалтером или женой, – но для чего-то же вы начали читать эту статью, узнав о том, что она повышает либидо и креативность.
Источник фото: Getty Images, архивы пресс-служб
Задачи на креативное мышление)) » Женский Мир
- Главная
- Форум
- Помощь новичкам
- Картинки Аватарки Картины и картинки Открытки Смайлики Узоры и орнаменты Шаблоны и трафареты
- Администрация
- Обратная связь
☰ Меню
- Помощь новичкам
- Досуг
- Игры и загадки
Тесты
- Живой мир
- Дикая фауна
Домашние любимцы
Обитатели морей и рек
Природа
Фотовыставка живности
Болезни животных
Птицы
- Звёзды
- Гороскопы, нумерология
Мистика, гадания, приметы
- Красота
- Мода
Волосы. Прически
Секреты красоты
Худеем!
- Кулинария
- Выпечка. Тесто
Десерты
Заготовки на зиму
Закуски и салаты
Мясо
Овощи
Рыба
Супы
Напитки
Новогодние блюда
Пасхальные блюда
Праздничные блюда
Для микроволновки
Для мультиварки
- Отношения
- О любви
Семья и дети
Советы для родителей
- Поэзия и проза
- Притчи и сказки
Рассказы и истории
Русский язык. Наша
речь
Стихи
Цитаты, афоризмы,
пословицы
- Рукоделие
- Бисер
Бросовый материал
Букеты и цветы
Вышивка
Вязание и плетение
Идеи для дома
Декупаж
Детские поделки
Канзаши
Копилка творческих идей
Куклы и игрушки
Лепка
Новогоднее рукоделие
Пасхальное рукоделие
Поделки из бумаги
Похвастушки
Природный материал
Роспись
Шитьё
Костюмы
Самоделкин
- Сад-огород
- Дачный дизайн
Советы дачникам
Овощи на грядке
Цветы комнатные
Цветы садовые
Ягоды и фрукты
- Советы
- Компьютеры и телефоны
Осторожно, мошенники
Советы для дома
Советы по кулинарии
Советы на все случаи
Советы для водителей
Советы для фотографов
Чистка и стирка
- Это интересно
- Искусство и ремёсла
Уникальные места
Интересные факты
- Юмор
- Анекдоты, байки, приколы
Говорят дети
Прикольные картинки
Юмор в стихах
- Вера и религия
- Приметы и суеверия
Вера
Церковные праздники и
посты
Церковные обряды
Иконы и молитвы
- Знаменитости
- Великие люди
Великие истории любви
Из жизни известных
- Праздники
- Все праздники
Народные праздники
Новый год и Рождество
Пасха
Церковные праздники
Церковные посты
- Здоровье
- Народная медицина
Советы от доктора
Полезные и вредные продукты
- Для детей
- Детские сказки и рассказы
Игры для детей
Занятия с детьми
Стихи и загадки для детей
- Картинки
- Аватарки
Винтажные к