Задача психологии это: Задачи психологии теоретические и практические, связь с науками – Тема 1.1. Психология как наука
Задачи психологии теоретические и практические, связь с науками
Самые важные задачи психологии — планомерное изучение различных психологических свойств личности и специфики деятельности индивида, связанных с психическими процессами. Выведение, на основании этого, объективных закономерностей. К этим целям должна стремиться общая психология. Она исследует функциональные возможности психики и мозга, связанные с субъективным отражением и восприятием объективного мира. Современные исследования отличаются многообразием подходов к психическим явлениям и становлением прикладных областей с выраженным практическим направлением.
Но кроме основной задачи психологии — масштабного изучения законов, которым подчиняется психическая деятельность человека, перед наукой стоят и другие:
- Исследование психических процессов, особенно их качественных и структурных особенностей, в свете отражения объективной реальности.
- Оценка текущих психических явлений, их свойств и развития. А также взаимосвязь с поведением человека и его деятельностью, обусловленными реальными условиями жизни.
- Детальное изучение действующих механизмов, которые являются основой всех протекающих психических процессов. Овладение практическими средствами, позволяющими их формировать и развивать.
Общую психологию можно назвать базовой или основополагающей наукой. Она раскрывает закономерности человеческой психики и сознания, исходя из основных положений диалектического материализма — первичности материального мира и вторичности идеального (мыслимого или субъективного).
Практические задачи психологии как науки
На всем протяжении истории человеческой цивилизации, психологию и ее направления понимали по-разному. Особенно это касается познавательных процессов и определения их закономерностей, а также мыслительных способностей, системы ценностей, памяти, воображения.
Наука рассматривает не только подходы к теоретическим задачам психологии. Она рассматривает целый ряд практических задач, например таких как:
- понимание сущности особенностей поведения человека, его психической жизни и других проявлений психики, взаимосвязанных и взаимообусловленных;
- умение управлять психическими процессами и явлениями;
- научиться использовать полученные во время наблюдения данные, для того, чтобы качественно повысить эффективность отдельных практических направлений психологии;
- предоставлять теоретическую часть для различных видов психологических служб.
Конечная цель психологии — найти практическое применение всех знаний, полученных опытным путем, с помощью наблюдений или других исследовательских методов.
Связь психологии с другими науками
Лишь в середине XIX века психология смогла стать самостоятельной наукой и «размежевалась» с философией. Однако есть ряд современных научных проблем, которые по-прежнему рассматриваются ими совместно. Это такие вопросы, как определение цели жизни, основные моральные ценности, особенности мировоззрения. Одной из причин обращения психологов к философии является особенность предложенных ими гипотез. Которые не всегда могут быть проверены экспериментальным путем.
Много общего у задач психологии и социологии. Социальная психология предоставляет социологии эффективные методы изучения взаимоотношений между людьми и личностных качеств отдельных индивидов. В психологии также используют опросы и анкетирования, которые считаются традиционными социологическими способами исследований.
Связь многих отраслей медицины с психологией переоценить невозможно. Уже давно доказано, что психическое состояние оказывает заметное влияние на физическое. Но, в то же время, многие заболевания серьезно ухудшают состояние психики. Неврологию и психиатрию также нельзя рассматривать отдельно от психологии.
Исследование психиатрами и неврологами заболеваний нервной системы, позволило им:
- выявить особенности функционирования психики и ее структуры;
- связать их со структурой и функциями нервной системы.
Психология является достаточно «терпимой» наукой. В ней не существует особых границ между научными или псевдонаучными знаниями, как нет и четкого разделения с парапсихологией или житейской психологией.
Задачи психологии — видео-лекция
Предмет и задачи общей психологии
Психология – это наука о закономерностях развития и функционирования психики, как особой формы жизнедеятельности. Взаимодействие живых существ с окружающим миром реализуется посредством качественно-отличных от физиологических, но неотделимых от них психических процессов, актов состояния. В течение столетий явления изучаемые психологией обозначались общим термином душа и считались предметом одного из разделов философии, названного в 16 веке психологией. Сведения об указанных явлениях накапливались и в других науках – педагогике, медицине. Психология – это наука о фактах, закономерностях и механизмах психики как складывающегося в мозгу образа действительности, на основе и при помощи которого осуществляется управление поведением и деятельностью, и имеющим у человека личностный характер.
Объектом психологии выступает психика, предметом – основные закономерности порождения и функционирования психической реальности. Предмет психологии – это конкретные факты психической жизни (Гиппенрейтер), психические явления, характеризуемые качественно и количественно, что породило и различие подходов к их изучению. Под психическими явлениями понимаются субъективные переживания или элементы внутреннего опыта субъекта. Под психологическими фактами подразумевается гораздо более широкий круг проявлений психики, в том числе их объективные формы (в виде актов поведения, телесных процессов, продуктов деятельности людей, социально-культурных явлений), которые используются психологией для изучения психики – ее свойств, функций, закономерностей.
Развитие научно-категориального аппарата психологии и подъем экспериментальных исследований, свободных от редукционизма (биологического, медицинского, кибернетического, философского, литературного), позволило психологии обособиться в самостоятельную науку, поскольку экспериментально выявленные закономерности психики не совпадали с анатомо-физиологическими. Было выявлено, что психические явления, будучи продуктом взаимодействия индивида со средой, сами являются активным причинным фактором (детерминантой) поведения. Будучи внешне обусловленной и внутренне детерминируемой, человеческая деятельность входит в область исследования психологии (в ее психологические аспекты), наряду с психическими процессами и сознанием. Будучи порождением и функцией социальных (надиндивидуальных) процессов, сознание индивидуального субъекта имеет свою системную и смысловую организацию. Но сознание не исчерпывает психического. Неосознанные психические процессы также входят в область ислледования психологии.
Предмет психологии заключается в исследовании именно ориентировочной стороны любого психического процесса.
Задачи психологии: 1. Изучение психологических фактов и их закономерностей (то есть объяснение фактов, раскрытие законов, которым подчиняются эти явления), а также установление механизмов психической деятельности (то есть установление порядка и взаимодействия в работе конкретных психических и психофизиологических структур, осуществляющих тот или иной психических процесс). 2. Психология ставит своей задачей установить основные законы психической деятельности, проследить пути ее развития, вскрыть лежащие в ее основе механизмы и описать те изменения, которые происходят в этой деятельности.
Вконтакте
Одноклассники
Похожие материалы в разделе Общая психология:
Задачи психологии
Основной задачей психологии как науки является изучение объективных психологических закономерностей (психических процессов, психологических свойств личности и психологических особенностей деятельности человека).
Эта задача разрешается прежде всего общей психологией, изучающей самые общие закономерности психики как свойства мозга, выражающегося в субъективном отражении объективного мира.
При этом психология ставит перед собой следующие взаимно связанные задачи:
1. Изучение качественных (структурных) особенностей психических процессов, как отражений объективной действительности. «Психология, как изучение отражения действительности, как субъективный мир, известным образом заключающийся в общие формулы,— это, конечно, необходимая вещь. Благодаря психологии я могу себе представить сложность данного субъективного состояния» (И. П. Павлов).
2. Анализ становления и развития психических явлений в связи с обусловленностью психики объективными условиями жизни и деятельности человека.
3. Изучение физиологических механизмов, лежащих в основе психических процессов, поскольку без знания механизмов высшей нервной деятельности нельзя ни правильно понять существо психических процессов, ни овладеть практическими средствами их формирования и развития.
Общая психология имеет большое теоретическое значение, так как она призвана раскрыть свойства, особенности и закономерности психики и человеческого сознания в соответствии с основными положениями диалектического и исторического материализма.
Вместе с тем, как и всякая истинная наука, психология имеет своей конечной целью не просто теоретическое изучение своего предмета, но обязательно приложение добытых научных знаний к практике. Задача советской психологии — содействие построению на научных основах методики обучения и воспитания, рационализации процесса труда в различных видах производства, а также и других видов деятельности людей.
В связи с этим возникли и развиваются отдельные ветви психологии, или частные психологические дисциплины:
1. Педагогическая психология, изучающая психологические особенности и закономерности процессов обучения и воспитания подрастающего поколения. В задачи педагогической психологии входит изучение процессов усвоения знаний и формирования навыков и умений в связи с потребностями школьного обучения, психологическое обоснование методов, приемов и способов обучения и воспитания, вопросы воспитания личности учащихся в школьном коллективе, психологические вопросы, связанные с политехническим обучением и подготовкой учащихся к практической деятельности, и т. д.
2. Детская психология, изучающая особенности психики детей разных возрастов. Задачей детской психологии является изучение процесса формирования личности ребенка, умственного развития детей, возрастных психологических особенностей процессов восприятия, мышления, памяти, интересов, мотивов деятельности и т. д.
3. Психология труда, имеющая своей задачей изучение психологических особенностей трудовой деятельности в целях рационализации процессов труда и улучшения постановки производственного обучения. Серьезного психологического изучения требуют такие вопросы, как организация места рабочего, психологические особенности рабочих операций (в том числе и навыков) в различных видах производственной деятельности, изучение психологических факторов повышения производительности труда, изучение способностей к той или другой детальной профессии и закономерностей их развития и воспитания и т. д.
4. Инженерная психология, усиленно развивающаяся в последнее время в связи с совершенствованием техники трудовых процессов. Большое значение в этой отрасли психологии приобретает проблема соотношения технических требований современных машин и психических возможностей человека — быстроты и точности процессов восприятия, объема и распределения внимания и т. д.
5. Психология искусства, изучающая психологические особенности творческой деятельности в различных видах искусств (в музыке, живописи, пластике и т. д.) и особенности восприятия произведений искусства, психологический анализ их влияния на развитие личности человека.
6. Патопсихология, изучающая нарушения и расстройства психической деятельности при различных заболеваниях и тем содействующая разработке рациональных методов лечения.
7. Психология спорта, изучающая психологические особенности спортивной деятельности. В задачи этой отрасли психологии входит психологическая характеристика различных видов спорта, анализ процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоциональных процессов и волевых действий в связи с задачами обучения физическим упражнениям и спортивной тренировки; психологическая характеристика спортивных соревнований, вопрос о значении спорта в формировании морально-волевых черт личности человека и др.
8. Психология космонавта, изучающая особенности психических процессов человека в условиях космического полета, в том числе влияние на психику человека больших физических перегрузок, необычных условий среды во время космического полета, состояния невесомости, особенностей работоспособности во время полета, в частности при необходимости действовать в условиях крайнего недостатка времени, и т. д.
Таким образом, психология имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение в связи с задачами рационализации различных видов человеческой деятельности.
Нельзя, однако, рассматривать эти практические отрасли психологии как простое применение теоретически обоснованных психологических закономерностей к тем или другим случаям практической жизни. Практика не только обогащается теорией, но и сама помогает теории стать на правильный путь. Только в процессе разрешения конкретных практических задач, выдвигаемых жизнью, могут быть правильно поставлены и осознаны теоретические проблемы психологии и раскрыты психологические закономерности.
Всякое научное психологическое исследование может быть успешным лишь тогда, когда оно строится не абстрактно, а в связи с разрешением практических задач в тех или других видах человеческой деятельности. Изучая закономерности психики, психология делает это не в отрыве от тех или других видов человеческой деятельности, а в связи с ними и со специальной целью: использовать данные психологического исследования для улучшения этих видов деятельности.
Основные задачи современной психологии — Психология закономерностей
Выделение задач в науке, это дело не простое. Поскольку они могут быть общими и частными, узкими и широкими. Но все же, главной задачей в психологии является изучение психологических явлений и их закономерностей.
Исходя из главной задачи современной психологии, вытекают второстепенные
- Понимание — необходимо разобраться, как именно работают те или иные психологические явление и закономерности;
- Управление — по мимо понимания принципа работы, необходимо найти им практическое применение, то есть научиться управлять ими;
- Теоретическая база — полученные знания необходимо обработать, для дальнейшего развития науки психология.
Изучение психологических явлений и закономерностей, помогает пониманию процессов отражения объективного мира в мозгу человека, так же помогает выяснить чем и как регулируются действия человека, а так же в целом, как развивается человек в течении всей своей жизни. Сознание и психика это объективная реальность человека, изучая психологические закономерности, устанавливается взаимосвязь между психическими явлениями и деятельностью человека. Однако на деятельность человека влияют не только объективные факторы, но и субъективные, поэтому современная психология ставит задачи выявить эти факторы.
Изучение психических процессов таких как: ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь, внимание, воля, эмоции дает возможность разработать эффективные методики обучения. Что в свою очередь, положительно влияет на будущих специалистов.
Решение задач психологии имеет ряд проблем. Так для решения некоторых задач, требуется знания из других наук, что в свою очередь усложняет процесс поиска ответов. На этой почве, как раз и создаются новые отрасли психологии, которые призваны решать те или иные задачи современной психологии.
ТАКЖЕ РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ СЛЕДУЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ:
Задачи психологии
Задачи психологии в основном сводятся к следующим:
научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;
научиться управлять ими;
использовать полученные знания с целью повышения эффективности тех отраслей практики, на пересечении с которыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли;
быть теоретической основой практики психологической службы (7).
Важнейшая задача психологической науки — раскрытие психологических закономерностей формирования человека как личности.
Формы сотрудничества:
А) Научный и житейский психолог совпадают в одном лице
Б) Житейское знание – основа для научных понятий и методов
В) Научное знание становится средством для понимания людьми своих житейских проблем.
Основные методологические принципы научной психологии
Психология — наука о закономерностях развития и функционирования психики как — особой формы жизнедеятельности.
Выделяют два типа методологических проблем:
1. Собственно-методологические (проблема предмета психологии).
2. Содержательно-методологические:
• Проблемы личности;
• Проблемы мышления:
• Проблемы деятельности;
• Проблема средств.
1) Проблема соотношения биологического и социального
2) Проблема соотношения обучения и развития
3) Проблема развития знаковых функций сознания
4) Проблема ведущей деятельности
5) Проблема предмета психологии
6) Проблема личности
7) Проблема мышления (Чужой реферат)
Основные методологические принципы психологии:
признание детерминированности (причинной обусловленности) психических явлений материальной действительностью;
генетический подход к психическим явлениям — исследование их в развитии;
признание неразрывной взаимосвязи психики и деятельности;
изучение психики человека с учетом взаимосвязи биологических и cоциальных факторов.
Современная научная психология исходит из принципа психофизиологического единства — сохраняя свое качественное своеобразие, психика имеет материальную, нейрофизиологическую основу.
Но отражение мира в психике выходит за пределы явлений, происходящих в структурах мозга. Психика человека опосредствуется внешними взаимосвязями, характером деятельности человека, образом его жизнедеятельности. Психическая деятельность — не пассивный продукт мозга, а результат его активного взаимодействия с миром на социально-культурной основе. С переходом от биологической к общественно-исторической форме жизнедеятельности психика человека принципиально преобразуется, приобретает черты сознания и начинает опосредоваться общественно-историческим опытом человечества. Основным средством психической саморегуляции становится социально выработанная человеческая знаковая система — речь. Сознание человека, его психика становятся не биологическим, а историческим, социально обусловленным продуктом (9).
Методология науки — это система знаний о принципах построения, формах и способах организации научного познания, а также о способах установления степени достаточной обоснованности и верифицированности знаний, получаемых в процессе научного исследования естественных (природных) и социальных явлений.
Когда рассматриваются методологические основания современной научной психологии, часто собственно методологические проблемы смешиваются с проблемами теоретическими, с одной стороны, и с проблемами методическими, с другой стороны. Эти две группы проблем полезно разводить.
Методологические проблемы психологии, как правило, связываются с поиском ответов на два центральных для психологии вопроса:
• Что выступает предметом исследования в психологии? Что такое психика?
• Как добиться научной достоверности и объективности знаний, получаемых в процессе исследования психических явлений?
Теоретические проблемы психологии, как и любой другой науки, возникают в связи с построением конкретных психологических теорий, направленных на объяснение определенной группы психических явлений, и с ответами на вопросы:
• Как объяснить особенности состава, структуры, функций, происхождения, формирования и развития различных психических явлений?
• Какие закономерные, причинно-следственные связи лежат в основе формирования, развития психических явлений?
Методические проблемы связаны с планированием, организацией и анализом конкретных способов получения новых научных результатов, с ответами на вопросы:
• Какие существуют конкретные способы (методы) получения новых научных данных?
• Как могут быть организованы конкретные условия и какие средства могут быть использованы для получения новых научных данных?
Как правило, выделяется три уровня методологического анализа научных исследований и получаемых результатов — научных знаний: общефилософский, общенаучный и конкретно-научный.
Общефилософский уровень методологической ориентировки определяется теми философскими позициями, которые занимает ученый по отношению к изучаемым явлениям. Диапазон возможных стихийных или осознаваемых философских позиций достаточно широк, и их последовательный анализ или обоснование требует от исследователя высокой философской культуры.
Общенаучный уровень методологической ориентировки обеспечивает обоснование тех критериев, в соответствии с которыми организация исследований и получаемые результаты признаются научными и относительно верными для данного уровня развития познавательной деятельности.
Конкретно-научный уровень методологии обеспечивает ориентировку в организации научной деятельности и в анализе научных знаний в рамках каждой конкретной науки (8).
Практическая психология | Блог 4brain
Практическая психология – раздел психологии, занимающийся практическим применением ее знаний. Она применяется во всех сферах человеческой деятельности: спорте, здравоохранении, образовании, производстве, праве. Широкую популярность приобрела благодаря развитию Интернета и интересу многих людей к самой науке. Это имело следствием появление многочисленных работ по практической психологии, которые на самом деле отношение к ней имели весьма отдаленное.
Задачи практической психологии
Областями практической психологии являются:
- Психологическая коррекция: целенаправленное воздействие на психику человека, благодаря которым она приводится в соответствие с возрастной группой или иной нормой.
- Психодиагностика: получение психологической информации о человеке или группе.
- Психотерапия: оказание помощи в продуктивном изменении личности в случае серьезных психологических проблем.
- Психологическое консультирование: создание условий для преодоления жизненных трудностей и продуктивного существования в конкретных обстоятельствах.
Основой является то, что человек предстает целостно, в единстве своих специфических способностей, качеств, процессов, психолог-практик должен использовать совокупность различных методов, сложившихся в разных школах и направлениях психотерапевтической практики.
Практическая психология объединяет все области психологии, которые нацелены на практику. Ее главной задачей является помощь людям, переживающим сложности. К примеру, в психологической помощи могут нуждаться:
- Супруги, чей брак распадается из-за постоянных конфликтов.
- Больной человек, который испытывает психологические проблемы.
- Школьник, стоящий на пороге выбора профессионального пути.
- Человек в ситуации внутреннего конфликта и кризиса.
- Подростки с нарушением поведения.
- Группы людей и коллективы, связанные родственными или профессиональными связями.
- Лидеры, которые управляют другими людьми и хотят это делать эффективно.
Помимо этого, практическая психология решает три уровня задач:
- Прикладные задачи: разработка методических материалов по практической психологии, специальных обучающих программ, создание проектов нормативных документов такой деятельности.
- Научно-исследовательские задачи: изучение закономерностей формирования и развития личности с целью разработки методов, технологий и способов применения психологических знаний.
- Практические задачи: определяются непосредственно по месту профессиональной деятельности психолога-практика.
Если вы решили самостоятельно изучать практическую психологию, то для вас начало ее изучения должно сводится к решению следующих трех задач:
Первая задача: научиться понимать сущность своих психических явлений и их закономерности.
Вторая задача: научиться управлять своими психическими явлениями.
Третья задача: использовать полученные знания для решения психологических проблем.
С чего начать изучение практической психологии?
Если не принимать во внимание очевидный совет «поступите в ВУЗ», то окажется, что это достаточно сложный вопрос.
Профессиональные психологи-практики очень критично относятся к популярной психологической литературе, называя ее «поп-психологией», что звучит довольно уничижительно. И достается не только заправским знатокам истинного предназначения женщин или специалистам по психологии отношений, но и известным авторам, таким как Дейл Карнеги, Эрик Берн, Джон Грэй.
Но если у вас нет 5-6 лет на то, чтобы получить высшее образование в этой области, а изучить практическую психологию с целью самопомощи хочется, то нужно много читать, причем не только академические учебники. Зачем?
Тони Роббинс в книге «Разбуди в себе исполина» писал, что до того, как начать помогать людям, он прочел около 500 книг по психологии. Он читал и тут же применял теорию на практике. Роббинс советует НЛП, потому что эта область дает огромное количество методик для коррекции. Верить этому или нет? Дело ваше, но у Роббинса огромное количество почитателей по миру, которым он по их же словам помог, так что как минимум интерес его работы вызывают.
Поэтому главный совет один – читайте как можно больше, но при этом всегда проверяйте все рекомендации, которые находите в книгах, поддавайте информацию критическому анализу, сопоставляйте.
Вы можете найти свой собственный путь. Учтите, что многие великие мотиваторы, люди, которые влияют на жизни тысяч других, на самом деле самоучки. Они выбрали свою дорогу, читали и учились хаотично, и это в итоге создало их уникальные личности с оригинальными идеями. Так, конечно, вы не получите академических знаний, но все зависит от изначальных целей, с которыми вы принимаетесь за изучение.
Это же касается и тех, кто хочет получить высшее образование – не ограничивайтесь учебниками по программе, изучайте новое, потому что это очень динамичная область, в которой едва ли не каждый день совершаются удивительные открытия.
При этом раз в неделю задавайте себе следующие вопросы, чтобы не сбиться с курса:
- Чего я в действительности хочу добиться, изучая психологию?
- Как повлияет ее изучение на меня и мое окружение?
- Как изменится моя жизнь, когда я буду обладать необходимыми знаниями?
- Действительно ли это та цель, на которую я готов потратить часть драгоценной жизни?
Не становитесь теоретиком в худшем понимании этого слова. Бросайте в бой изученные методики, проверяя их эффективность. Но с этим связано еще одно предостережение: некоторые техники являются слишком сложными для человека неподготовленного. Поэтому прежде чем что-то сделать, хорошо подумайте о том, готовы ли, о последствиях и рисках. Не бросайтесь с головой в омут, следуя первому и самому популярному совету выходить за рамки зоны комфорта.
Психология личности
Психология личности – это раздел науки, позволяющий понять суть человеческой натуры и индивидуальности с психологической точки зрения. Она тесно связана с практической психологией, поэтому интересоваться одним направлением невозможно не затронув другое.
Например, чтобы лучше понимать людей, вам понадобится ознакомиться со свойствами личности:
Характер. Это структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Однако целостность характера не абсолютна и может меняться со временем. Очень сильно зависит от темперамента.
Темперамент. Без понимания темперамента вы не сможете составить полную карту личности человека. Он составляет основу формирования и развития характера, а также обусловлен типом высшей нервной деятельности человека. Если какой-то человек медлителен, а его эмоции вяло перетекают из одной в другую, можете быть уверены, что это либо флегматик, либо меланхолик. Разумеется, в каждом человеке есть что-то от каждого типа темперамента, однако один из них всегда преобладает.
Способности. Это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Они не сводятся к навыкам, умениям и знаниям, а обнаруживаются в глубине, быстроте и прочности овладения способами и приемами некоторой деятельности. Существуют физические, литературные, музыкальные, конструктивно-технические, математические, учебные и умственные способности.
Мотивация. Это психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость. Если вы не научитесь мотивировать других или хотя бы себя, это может убить всякое желание развиваться как личность, работать, менять мир, влиять на окружающих.
Все эти черты личности тесно связаны друг с другом. Психология – очень сложная и развивающаяся наука, поэтому ее изучение – это процесс длиною в жизнь. Если вы полюбите учиться, то сможете сделать ее частью своей жизни или даже профессией.
Книги по практической психологии
Тема практической психологии чрезвычайно обширна, поэтому если вы хотите изучить ее глубже, ознакомьтесь с книгами из этого списка.
- «Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день» Николай Козлов.
- «Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом» Джанетт Рейнуотер.
- «Книга для тех, кому нравится жить, или Психология личностного роста» Николай Козлов.
- «На пределе. Неделя без жалости к себе» Эрик Бертран Ларссен.
- «Психология о личности» Алексей Бодалев.
- «Игры, в которые не играют успешные люди. Мастер-класс практической психологии» Пия Билунд, Коре Кристиансен.
- «Рабочая книга практического психолога: пособие для специалистов, работающих с персоналом» Алексей Бодалев.
- «Практическое консультирование» Галина Колесникова.
- «Дар психотерапии» Ирвин Ялом.
- «Учебник по системной терапии и консультированию» Арист фон Шлиппе.
- «Книга о власти над собой» Тони Роббинс.
- «Из лягушек – в принцы» Ричард Бэндлер и Джон Гриндер.
Желаем вам удачи!
Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
TelegramВконтактеFacebook
Раздел № 1. Тема № 2. «Структура, предмет, цели и задачи общей психологии»
Структура общей психологии
Общая психология рассматривает характерные фактически для всех людей проявления психических процессов, состояний, свойств личности, а также общие характеристики человеческой деятельности и общения.
Дисциплина «Общая психология» подразделяется на три важнейших, теснейшим образом взаимосвязанных между собой содержательных элемента: 1) «введение в общую психологию» (см. учебно-тематический план раздела), 2) «психология познавательных процессов», 3) «психология личности».
В психологию познавательных процессов входят семь психических познавательных процессов: ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь.
В психологию личности входят семь личностных качеств, свойств личности: потребности, темперамент, характер, способности, эмоции, воля и мотивация.
Предмет общей психологии
Предмет общей психологии – это психика человека, – её общие, повсеместные, присущие абсолютно всем людям явления, феномены, параметры. В дисциплине «Общая психология» изучаются те психические явления, которые, во всей психологической норме, имеют практически абсолютный характер для всех людей без исключения, — без различия возраста, пола, социального статуса, имущественного положения, образовательного уровня, культурного уровня и других характеристик. Итак, предмет научной и учебной дисциплины «Общая психология» – это целостный комплекс (система) нескольких психологических частей (компонентов), составляющих собою психику человека: 1) психические процессы; 2) психические состояния; 3) психологические свойства; 4) психические образования, 5) психическая деятельность.
Психика – это системное свойство высокоорганизованной материи, изначально (первично) заключающееся (выражающееся) в отражении (способности, возможности отражать) субъектом (человеком) объективного (окружающего) мира, в построении субъектом неотделимой от него (своей) картины этого мира и в саморегуляции субъекта, осуществляемой им на основе своего поведения и собственной деятельности. Психика – это субъективное отражение объективной реальности. Психика – это единая функциональная система.
Под понятием «высокоорганизованная материя» первично понимается головной мозг. Понятие высокоорганизованной материи физиопсихически определяется в широком смысле как ЦНС1 и в узком смысле как головной мозг.2
Психическое отражение – это уникальное свойство психики, проявляемое людьми в процессе осуществления жизнедеятельности и заключающееся в принципиальной возможности, уникальной способности психики запечатлевать, сохранять, трансформировать и воспроизводить в форме субъективных образов, с различной степенью адекватности, признаки, структурные характеристики и разнообразные феноменальные отношения объектов. Человек отражает, чувствует и осознаёт объективную (внешнюю) реальность и производит отражение субъективной (внутренней) реальности3 посредством (с помощью) психических познавательных процессов и психических эмоциональных процессов.
Психика человека делится на четыре базовые психические сферы (области): познавательную, мотивационную, волевую и эмоциональную.
Компоненты (части) психики человека
Компоненты (части) психики любого человека следующие: 1) психические процессы, – познавательные, волевые, эмоциональные, мотивационные; 2) психические состояния; 3) психологические свойства; 4) психические образования и 5) психическая деятельность.
Психические процессы и психические состояния это, в большей степени, – филогенетические, психофилогенетические, врождённо обусловленные качества каждого человека; психологические свойства это, по преимуществу, онтогенетические, психоонтогенетические, приобретаемые в процессе жизни содержательные качества человека. Поэтому, когда мы говорим (пишем) «психические» — подразумеваем «психофилогенетические», когда говорим (пишем) «психологические» — подразумеваем «психоонтогенетические».
I. Психические процессы – это формы психического системного отражения окружающей действительности, активного взаимодействия с нею и формирования личностного отношения к ней, осуществляющиеся человеком в ходе психической познавательной, эмоциональной, волевой и мотивационной деятельности. Эти процессы происходят не только по отношению к внешней действительности, но и по отношению к собственному внутреннему миру, содержание которого и составляют данные процессы. Под «внешней действительностью» мы понимаем, в данном смысловом контексте, природную среду, социальную среду, информационную среду, психологическое содержание других людей, окружающих субъекта, составляющих его микросоциум. Через психические процессы человек познаёт себя и окружающий мир. Течение психических процессов обусловлено условиями жизнедеятельности человека, конкретными задачами и требованиями деятельности, выполняемой человеком, и объективно имеющимися социальными условиями и ситуациями его взаимодействия с другими людьми.
Психические процессы человека делятся на четыре вида: 1) Познавательные, — ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь.; 2) Эмоциональные, — эмоции, чувства, аффекты; 3) Волевые, — воля, волевые действия и 4) Мотивационные, — мотивация и мотивы.
II. Психические состояния – это целостные проявления личности, они характеризуют активность личности: творческое вдохновение и утомление, подъём и спад настроения, уверенность и сомнения в своих силах и пр. Примеры психических состояний: сосредоточение внимания, страх, тревожность, мотивационный конфликт и пр. Психические состояния всегда причинно обусловлены, имеют временный характер, служат фоном, на котором протекает психическая деятельность человека, и несут на себе отпечаток личности человека. Психические состояния обязательно имеют эмоционально-чувственную компоненту, более того, она выступает в качестве базовой фактически в любом психическом состоянии. Психические состояния, например, стресс, фрустрация, аффект, – практически повсеместно эмоциональны по своей природе, и имеют место, преимущественно, в эмоционально-чувственной сфере психики личности.
III. Психологические свойства – это присущие всем людям аспекты психики, имеющие свои устойчивые психические особенности в каждой конкретной личности. Психологические свойства, – это потребности, темперамент, характер, способности, эмоции, воля и мотивация. Психологические свойства личности понимаются сквозь призму базового качества любой личности, – психической активности, обусловливающей собой психическую деятельность.
Психические процессы, состояния и свойства человека, особенно в их высших проявлениях, целесообразно рассматривать в зависимости от условий жизни конкретного человека, от системы его взаимодействий с природой и обществом.
IV. Психические образования – это системные части психики, состоящие из взаимосвязанных между собою компонентов психических процессов, психических состояний и психологических свойств личности. Примерами психических образований являются такие психологические структуры личности как Я-концепция, образ Я, самосознание, иерархия мотивов, самооценка, уровень притязаний, локус контроля и пр.
Психические процессы, психические состояния, психологические свойства, психические образования, – реализуются, функционируют, выражаются и активизируются в такой целостной форме психической активности человека как психическая деятельность. Общие закономерности и повсеместные проявления психической деятельности человека образуют собою широкую психологическую норму разнообразных проявлений психики людей, которая определяется согласно подавляющему большинству людей, выказывающих именно такие, а не другие реакции.
V. Психическая деятельность – это базовая форма внутренней психологической жизнедеятельности человека, это активность его внутреннего мира, это полиаспектное движение его психической интрасреды. Главным параметром психической деятельности человека, её интегральной единицей, является интрасубъектное, мотивационное, эмоционально-когнитивное переживание-отношение к собственному внутреннему миру и к окружающей среде. Выделяется познавательная, эмоциональная, волевая и мотивационная психическая интрадеятельность. Таким образом, психическая деятельность осуществляется в рамках познавательной, эмоционально-чувственной, волевой и мотивационной сфер психики личности.
Виды психической деятельности.
1. Познавательная психическая деятельность – формирует знания об окружающем мире и о себе в этом мире.
2. Эмоциональная психическая деятельность – выражает внутреннее отношение человека к тому или иному познанию, явлению, феномену, объекту, предмету, субъекту.
3. Волевая психическая деятельность – активное долговременное воздействие на окружающий мир; во внутреннем плане, — это волевая сознательная регуляция психической активности и поведения.
4. Мотивационная психическая деятельность отображает собою осознание каждым человеком в процессе жизни наиболее важных для него устремлений, желаний, побуждений, т.е. – актуальной мотивации. Мотивация в целом, как квинтэссенция психической активности, задаёт направления жизнедеятельности и цели деятельности для каждой личности. Осознание своих доминирующих мотивов ставит главные жизненные цели для любого человека (скажем, по А. Адлеру это работа, дружба, любовь). Мотивационная психическая деятельность – это борьба мотивов, разрешение мотивационных конфликтов, когда мотивы иерархизируются, сменяют друг друга на ведущих позициях в иерархии мотивов и т.п.
Цели и задачи общей психологии
Глобальная цель общей психологии состоит в том, чтобы найти ответы на принципиальные вопросы, встающие перед психологией в целом как наукой, выработать теоретические и методологические принципы психологии, обосновать методы психологического познания, сформулировать основные закономерности существования, формирования и развития психики человека как личности и как представителя вида homo sapiens.
Две основные цели общей психологии.
Изучение законов психической жизни. Исследование представлений человека о себе и окружающем его мире с научной точки зрения. Обнаружение, изучение и понимание сил, оказывающих влияние на поведенческие процессы, на умственные и другие психические процессы.
Совершенствование работы и взаимодействия людей в различных, соответствующих их личностной направленности видах деятельности. Применение знаний о поведении, а так же об умственных, эмоциональных и других психических процессах людей на практике, – в совместной трудовой деятельности и в межличностном общении.
Главной содержательной частью процесса достижения цели является задача.
Две основные задачи общей психологии.
I. Описательная, объяснительная задача: изучить то, почему произошло явление, что послужило толчком к нему. Эта задача заключается в том, чтобы определить причинно-следственные связи психического явления, изучить логику его протекания. Смысл этой задачи в том, чтобы выявить и обозначить причину какого-либо психологического явления.
II. Прогнозирующая задача. Данная задача состоит в том, чтобы заранее предопределить психическое явление, чтобы на основе анализа причины явления определить его следствие, чтобы прогностически влиять на события, видеть следствие за причиной психологического явления.