Юнг карл основные идеи: Вопрос 21.Основные идеи глубинной психологии к.Г.Юнга
Вопрос 21.Основные идеи глубинной психологии к.Г.Юнга
Карл Густав Юнг (1875-1961) — швейцарский психиатр, основатель аналитической психологии, в основе которой лежит концепция о коллективном бессознательном и архетипах.
В начальный период своей творческой деятельности Юнг являлся активным сторонником психоанализа Зигмунда Фрейда, несколько лет был председателем международного психоаналитического сообщества. Впоследствии их пути разошлись. В 1911 году он покинул психоаналитическую ассоциацию и создал собственную теорию аналитической психологии.
В 1921 году Юнг предложил новую типологию личности, выделяя два основных качества: экстравертность и интровертность, и четыре дополнительных: ощущение, мышление, чувство и интуиция. Впоследствии эта типология была преобразована его последователями и представлена отдельным направлением — соционикой.
За свою жизнь Карл Густав Юнг оставил богатое творческое наследие работ по психиатрии, психологии, культурологии и философии.
Согласно теории, предложенной Юнгом, существует наследуемая часть психики, которая формировалась в течение сотен тысяч лет, и посредством которой мы воспринимаем окружающую среду и свой жизненный опыт вполне определённым образом. Эта особенность восприятия зависит от наших архетипов, которые оказывают влияние на наши ощущения, мысли, чувства и нашу интуицию. Бессознательная часть психики человека, по Юнгу, состоит из врождённых рефлексов (инстинктов), приобретённых (условных — авт.) и интуиции. Под интуицией понимается неосознанная часть нашего сознания, которая, в свою очередь, также имеет врождённую и приобретённую составляющую. Архетипы — являются врождённой частью интуиции, влияющей на способы восприятия и понимания человека.
Инстинкты и архетипы, вместе взятые, образуют коллективное бессознательное.
Основной задачей аналитической психологии Юнг считал разбор и толкование архитепических образов, возникающих у пациентов.
Осмысление составляющих коллективного бессознательного, посредством изучения сновидений человека, элементов фольклора и мифов, с которыми он сталкивается в повседневной жизни в виде символов и образов.«Многие кризисы в нашей жизни имеют долгую неосознанную предысторию. Мы приближаемся к ним шаг за шагом, не ведая о накапливающихся опасностях. Однако то, что мы упускаем из виду, часто воспринимается подсознанием, которое может передать нам информацию посредством сновидений»,- писал Юнг.
Идея архетипа имела место в средневековой религиозной философии Августина Блаженного (354-430). В XI—XIII веках предполагалось, что архетипы являются естественными образами, врезанными в человеческий разум и помогающие ему приходить к тому или иному суждению.
«Архетипы оказывают огромное воздействие на личность, формируя её чувства, мораль, миропонимание, оказывая влияние на взаимоотношения индивида с другими людьми и, таким образом, на всю его судьбу».
Архетипов существует столь же много, как и типичных ситуаций в жизни. В течение многих сотен лет они формировались и собирались народами в своём фольклоре, сказках, легендах и мифах. Передавались из уст в уста, оттачивая свои образы. Архетипы проявляют себя в наших сновидениях в виде образов и символов.
Иногда сны имеют элементы, не принадлежащие личности сновидца. Это элементы, являющиеся врождёнными и унаследовавшими от первобытных людей формами разума. Они выражают новые мысли, никогда ранее не переступавшие порог его сознания. Своеобразность концепции аналитической психологии заключается в том, что выдвинутые ею положения зачастую имеют расплывчатые формулировки, не обозначены ясными и конкретными определениями. Их невозможно опровергнуть в принципе, а стало быть, она (согласно критерию фальсифицируемости К. Поппера) не может быть отнесена к научным теориям.
Ряд терминов являются одними из ключевых понятий в аналитической психологии и концепции о коллективном бессознательном.
Самость — это архетип, характеризующий бессознательный образ жизненной цели человека, определяющий его индивидуальность.
По подсчётам самого Юнга, им было изучено около 80 000 снов. Определённые образы с годами всплывают, исчезают и повторяются вновь. Постепенно они заметно изменяются в зависимости от процесса индивидуального духовного роста человека.
Иногда будущее в символической форме предвещается не сном, а каким-то очень ярким и незабываемым реальным событием, и это событие (например, сказку) мы в виде образов и символов несём с собой по жизни, «следуя» ему.
Персона — это архетип, представляющий собой образ социальной роли человека в его повседневной жизни по отношению к другим людям. Понятие социальной роли включает в себя навыки и развитие в детском возрасте и соответствующие этому общественные ожидания.
Тень — это архетип, символы и образы, под которыми подразумевают подавленные, вытесненные или отчуждённые свойства личности. Она (тень) проявляется в необдуманных высказываниях, поступках, спонтанно принятых решениях.
Анима — архетип, представляющий внутренний образ женщины в мужчине, характеризующий его бессознательную женскую составляющую.
Анимус — архетип, внутренний образ мужчины в женщине, олицетворяющий ее бессознательную мужскую сторону.
Карл Юнг | PSYERA
Карл Густав Юнг родился 26 июля 1875 г. в Швейцарии в семье лютеранского пастора. В нем рано развилась страсть к познанию, однако в школе учился посредственно.
Поступил в университет на медицинский факультет. Позже он увлекся психиатрией (парапсихологическими феноменами) и написал диссертацию «О психологии и патологии так называемых оккультных феноменов». В 1900 г. Юнг был принят интерном в руководимый Э. Блеклером Бюрккельцевский госпиталь (Цюрих), который в те годы был одним из наиболее прогрессивных психиатрических центров Европы. Несомненное влияние на Юнга как на ученого оказал в эти годы известный французский психиатр Пьер Жане, у которого он учился.
В 1904 г. Юнг организовал по существу первую в мире психологическую лаборатории} на базе психиатрической клиники, где разработал и применял с диагностической целью свой ассоциативный тест. В 1905 г. в возрасте тридцати лет он стал профессором Цюрихского университета.
Работы Фрейда оказали несомненное влияние на научное мышление Юнга — помогли Юнгу найти свой подход к анализу сновидений и символики, прийти к мысли об «архетипах», «коллективном бессознательном», «индивидуации». В 1911 г. Юнг и Фрейд основали Международное психоаналитическое общество, первым председателем которого стал Юнг.
Вскоре обнаружились существенные расхождения во взглядах этих двух выдающихся ученых: Юнг не мог полностью принять фрейдовский нансексуализм, а Фрейд отрицательно относился к юнговскому пониманию мифологии и оккультных феноменов. Окончательный разрыв произошел в 1912 г., после того как Юнг опубликовал свою работу «Символы трансформации», в которой его разногласия с Фрейдом обозначились более резко. Юнг тяжело переживал, но пошел своим путем, так как во всем, что касалось научных убеждений, он был так же непримирим, как и Фрейд.
Круг научных интересов Юнга был достаточно широк: он увлекался алхимией, парапсихологией, мифологией, восточной культурой.
..С этой целью совершил два путешествия в Африку, ездил в Нью-Мехико к индейцам пуэбло, был в Индии. Он серьезно изучал индийскую, китайскую и тибетскую философию.
В 1944 году в возрасте 69 лет Юнг перенес тяжелый инфаркт,но постепенно выздоровел и после этого прожил долгую и плодотворную жизнь.
Именно этот период (с 70 до 85 лет) был самым высокопродуктивным в его творческой жизни. В это время он написал наиболее интересные работы, ряд которых был издан уже после его смерти: «Воспоминания, сны, размышления» (1961), «Подход к бессознательному» (1964), «Аналитическая психология» (1968) и др.
Умер Карл Юнг 6 июня 1961 г., оставив глубокий след в философии, психологии и психотерапии.
Основные положения учения Юнга
Понятие об интроверсии и экстраверсии. Каждый индивидуум может быть обращен преимущественно к своему внутреннему Я (интроверсия) или, наоборот, к внешнему миру (экстраверсия). Обычно человек не бывает чистым интро- или экстравертом, хотя и склонен к той или иной ориентации.
Психические функции. Юнг выделяет четыре основные психические функции: мышление, чувствование, ощущение и интуицию. Мышление и чувствование Юнг расценивал как способы принятия решения, ощущение и интуицию — как способы получения информации. Мыслительный тип — способность к обобщениям, абстрагированию, логическим построениям. Чувственный тип — предпочтение эмоциям. Ощущение основано на конкретных фактах, на том, что можно увидеть, понюхать, потрогать руками. Интуиция — способ обработки информации, накапливаемой преимущественно в бессознательном. Гармоничная оценка внешнего и внутреннего мира, по Юнгу, возможна при гармоничном сочетании всех четырех психических функций.
Коллективное бессознательное. Помимо личного бессознательного существует еще и коллективное бессознательное, которое содержит в себе опыт развития всего человечества и передается от поколения к поколению. Психика ребенка при рождении содержит в себе определенные структуры (архетипы), которые в дальнейшем влияют на развитие ребенка, на формирование его Я и его взаимодействия с внешней средой.
Архетипы. Основу коллективного бессознательного составляют архетипы. Архетип — это форма без собственного содержания (отпечаток), которая организует и направляет психические процессы. Архетипы проявляют себя в виде символов: в образах героев, мифах, фольклоре, обрядах, традициях и т.д. Архетипов много, так как это обобщенный опыт наших предков. Главные из них: архетип Я, архетип матери, архетип отца.
Структура личности: персона, Эго, тень, Анима (у мужчин), Анимус (у женщин) и самость. Персона — это характер, социальная роль, способность самовыражаться в обществе. Эго — центр сознания, играет основную роль в сознательной жизни. Эго, находясь на грани с бессознательным, ответственно за связь (слияние) сознательного и бессознательного. Тень — центр личного бессознательного ( желания, тенденции, переживания, которые отрицаются индивидуумом как несовместимые с существующими социальными стандартами, понятиями об идеалах и т.д.). Анима и Анимус — это представления о себе как о мужчине или женщине, вытесненные в бессознательное как нежелательные для данного индивидуума. Анима (у мужчин) имеет обычно феминистическое, а Анимус (у женщин) — маскулинистическое содержание. Самость архетип целостности личности. Самость объединяет сознательное и бессознательное, она является центром целостности Я, как Эго — центром сознания.
Индивидуация и аналитическая психотерапия. Способность человека к самопознанию и саморазвитию, слияние его сознательного и бессознательного Юнг назвал процессом индивидуации. 1 этап инди-видуации — это анализ персоны. 2 этап — осознание тени. 3 этап -встреча с Анимой и Анимусом. 4 этап — анализ самости. В процессе индивидуации сознание расширяется и «комплексы» из бессознательного переводятся в сознательное.
Согласно Юнгу, сознательное и бессознательное находятся в постоянном взаимодействии, а нарушение баланса между ними «проявляется неврозом». Исходя из этого, аналитическая психотерапия направлена в основном на уравновешивание сознательного и бессознательного, оптимизацию их динамического взаимодействия.
Карл Юнг и концепция коллективного сознания
Стивен Гимбел, доктор философии, Геттисбергский колледж
В 20
-м -м веке было разрушено наше представление о себе как о людях. Мы были не разделительной линией Великой Цепи Бытия, а не чем иным, как продуктом наших детских травм, предложенным трехчастной теорией разума Зигмунда Фрейда.Согласно Фрейду, подсознание человека формируется через его отношения с определенными людьми в его жизни. Он также считал, что организованная религия, подобно государству и культуре, работает как коллективное суперэго, которое контролирует и подавляет человеческое стремление быть собой. Это понятие коллективного суперэго было расширено Карлом Густавом Юнгом.
Понятие коллективного сознания было выдвинуто Карлом Густавом Юнгом (Изображение: Lightspring/Shutterstock)Теории Юнга о коллективном бессознательном
Карл Юнг был лучшим учеником и ближайшим учеником Фрейда, продолжившим психоаналитическое движение Фрейда. Юнг не соглашался с Фрейдом в отношении понятия организованной религии. Он считал религиозный импульс естественной и универсальной частью человеческого сознания. Его вера в универсальное сознание была центральным различием между ним и Фрейдом, которое навсегда разделяло их.
Зигмунд Фрейд не принимал концепцию коллективного бессознательного. (Изображение: Max Halberstadt/Public domain)В то время как Фрейд не терпел никаких идей, противоречащих его, Юнг придерживался других взглядов. Он соглашался с Фрейдом в отношении подсознания как хранилища первичных желаний. Он также верил в концепцию Фрейда о том, что многие формы неврозов являются результатом конфликтов между сознательным и бессознательным. Но он считал, что Фрейд не принял во внимание то, что он называл «коллективным сознанием» как расширение Оно. Человеческое подсознание является хранилищем не только личных переживаний и воспоминаний, но и всего человечества. Все люди имеют общее подсознание, в котором хранятся воспоминания обо всех людях, живых и мертвых.
Согласно Юнгу, мы храним воспоминания о наших предках в нашем подсознании. Мы используем это коллективное бессознательное, чтобы придать миру структуру и смысл.
Это стенограмма из серии видеороликов «Переосмысление реальности: интеллектуальные последствия современной науки». Смотрите прямо сейчас, на Вондриуме.
Что такое юнгианские архетипы?
Юнг наблюдал аналогичные закономерности в образах, персонажах и событиях, повторяющихся в мифах, религиях и культурных верованиях. Эти сообщества и общества вряд ли были в контакте друг с другом, но в их центральных историях фигурировали одни и те же элементы с одинаковыми ролями.
Юнг называет эти центральные элементы архетипами. Также он называл синхронистичностью повторные появления этих архетипов в культурах, изолированных друг от друга.
Карл Юнг обнаружил закономерности среди культур и обществ и назвал их архетипами. Мы получаем набор расплывчатых паттернов или архетипов. Наш разум интерпретирует мир и события, используя эти архетипы, и придает миру смысл.Различия, которые мы видим в специфических чертах каждой культуры, связаны с тем, что каждая культура применяет эти общие архетипы на основе своих географических и исторических особенностей. Но центральные ценности необычайно общие, настолько, что мы не можем поверить, что эти культуры независимы друг от друга.
Согласно Юнгу, эти закономерности видны как в человеческом уме, так и во всем мире. Он называет их коллективными бессознательными ноуменами.
Узнайте больше о мудрости толпы.
Ноумены и феномены
Ноумены были выделены Иммануилом Кантом в 18 веке от феноменов. Согласно этому немецкому философу, феномены — это опыт вещи человеком, а ноумены — реальная вещь.
Например, когда мы смотрим на ручку, мы получаем ее изображение и думаем, что знаем что-то о ручке. Но образ не имеет физического проявления; это только в нашем уме. Нет никакого способа узнать, что то, что находится в уме, похоже на реальную вещь, создающую этот образ. Действительно ли он имеет те же функции, или мы просто думаем, что функции одинаковы? Согласно Канту, метафизика бесполезна, поскольку мы имеем доступ только к явлениям. Мы никогда не можем выйти за пределы нашего разума. Поэтому мы не можем быть уверены в реальности.
Но у Юнга была другая идея. Для него коллективное бессознательное связывает разум с миром. Мы можем добраться до реальности через коллективное бессознательное, с которым связаны все человеческие виды. Юнг утверждал, что существуют любопытные совпадения, которые невозможно объяснить, пока они не являются полностью случайными. Они не могут происходить случайно и должны иметь какое-то объяснение. Мы воспринимаем их как сигналы, посланные нам Вселенной. Юнг считал, что эти синхронности показывают, что это коллективное бессознательное связывает нас.
Другое сходство между идеями Фрейда и Юнга заключается в том, что они оба изучают людей не в вакууме, а в отношении к другим существам. Для Фрейда отношения между отцом и ребенком определяют характер человеческого разума и поведения.
Последний шаг Юнга состоит в том, что он отвергает объект как индивидуальность и рассматривает его как единое целое. Объект не имеет значения сам по себе; это просто модус более широкой коллективной реальности.
Узнайте больше о том, откуда берутся характеры людей?
Общие вопросы о Карле Юнге и концепции коллективного сознания
В: Что такое теория Карла Юнга?
Теория Карла Юнга — это коллективное бессознательное. Он считал, что люди связаны друг с другом и со своими предками через общий набор переживаний. Мы используем это коллективное сознание, чтобы придать смысл миру.
В: В чем разошлись мнения Фрейда и Юнга?
Фрейд и Юнг расходились во мнениях по некоторым ключевым аспектам. Например, Юнг считал религию естественной частью человеческого сознания, а Фрейд рассматривал религию как форму коллективного невроза. Кроме того, Юнг верил в коллективное сознание, которое постоянно разделяло их.
В: Какое определение архетипа лучше всего?
Согласно Юнгу, архетипы — это сходные образы, персонажи и события, которые повторяются в мифах, религиях и культурных верованиях разных сообществ, которые вряд ли были в контакте друг с другом.
В: Что такое синхронизмы?
Юнг рассматривает синхронистичности как повторяющиеся появления архетипов. Поскольку эти явления наблюдаются в изолированных культурах без связи между ними, Юнг заключает, что люди связаны через коллективное бессознательное.
Продолжайте читать
Что делает нас людьми — выявление универсального набора эмоций
Нейротизм: объяснение пяти основных типов личности
Эволюция и психология: взаимные отношения
Карл Юнг: архетипы и аналитическая психология
) и Карл Юнг (спереди справа) в Университете Кларка в 1909 году.
Швейцарский психиатр Карл Юнг (1875-1961) интересовался тем, как символы и распространенные мифы проникают в наше мышление как на сознательном, так и на подсознательном уровнях.
Личность
- Фрейдистский тест типа личности
- Авторитарная личность
Первоначально Юнг работал с коллегой-психоаналитиком Зигмундом Фрейдом, чья работа 1899 года «Толкование сновидений» придавала значение мотивам и снам в повторяющихся темах и снах людей, понять их отношение к психике субъектов и их психическому благополучию. 1
Родственные
- Зигмунд Фрейд
Однако позже Юнг и Фрейд пошли разными путями, причем первый не согласился с акцентом Фрейда на влиянии биологических факторов, таких как либидо, на поведение и личность.
Вместо этого Юнг рассматривал области разума, составляющие психику , и то, как они влияют друг на друга. Он отличал персону или образ самих себя, который мы представляем миру, от нашей тени , которая может состоять из скрытых тревог и подавленных мыслей. Юнг также отметил взаимосвязь между нашими личное бессознательное , которое содержит личные воспоминания и идеи человека, и коллективное бессознательное , набор воспоминаний и идей, общих для всего человечества. Общие концепции, которые Юнг описал как архетипов , пронизывают коллективное бессознательное и проявляются как темы и персонажи в наших снах и проявляются в нашей культуре — например, в мифах, книгах, фильмах и картинах.
Юнг чувствовал, что разобщенность мыслей в личном подсознании и сознании может создать внутренние конфликты, которые могут привести к определенным личностным чертам или тревогам. Юнг утверждал, что такие внутренние конфликты можно разрешить, позволив вытесненным идеям выйти в сознание и приспособив (а не разрушив) их, тем самым создав состояние внутренней гармонии посредством процесса, известного как 9.0102 индивидуализация .
В этой статье мы рассмотрим теории психоанализа Юнга и наиболее значимые из его архетипов, а также увидим, как его идеи повлияли на современную психологию.
Личное бессознательное
Идея Юнга о личном бессознательном сравнима с бессознательным , на которое ссылались Фрейд и другие психоаналитики. Для Юнга оно является личным, в отличие от коллективного бессознательного , которое является общим для всех людей.
Личное бессознательное содержит воспоминания, о которых мы даже не подозреваем, часто в результате вытеснения.
Поскольку мы существуем в сознательном состоянии, у нас нет прямого доступа к нашему личному бессознательному, но оно возникает в наших снах или в гипнотическом состоянии регрессии.
Коллективное бессознательное
Коллективное бессознательное является ключом к теориям разума Юнга, поскольку оно содержит архетипов .
Вместо того, чтобы родиться девяткой0102 tabula rasa («чистый лист» на латыни) и находясь исключительно под влиянием окружающей среды, как считал английский философ Джон Локк, Юнг предположил, что каждый из нас рождается с коллективным бессознательным. Он содержит набор общих воспоминаний и идей, с которыми мы все можем себя идентифицировать, независимо от культуры, в которой мы родились, или периода времени, в котором мы живем. Мы не можем передавать через коллективное бессознательное, но мы врожденно распознаем некоторые из тех же самых идей, включая архетипы.
Например, многие культуры независимо друг от друга культивировали схожие мифы, в которых фигурируют схожие персонажи и темы, такие как сотворение вселенной.
Архетипы
Юнг отметил, что в коллективном бессознательном существует ряд архетипов которые мы все можем распознать. Архетип — это модельный образ человека или роли, который включает в себя, среди прочего, фигуру матери, отца, мудрого старика и клоуна/шутника. Фигура матери, например, обладает заботливыми качествами; она надежная и сострадательная. Мы все придерживаемся схожих представлений о фигуре матери, и мы видим ее в разных культурах и в нашем языке — например, в термине «мать-природа».
Архетипы часто воплощаются в образы персонажей мифов, романов и фильмов — в шпионском сериале о Джеймсе Бонде буква «М» олицетворяет архетип матери, которой шпион доверяет и к которой возвращается. Подобные архетипы пронизывают карты колоды Таро: архетип матери проявляется в качествах карты Императрица, а Отшельник воплощает архетип мудрого старика.
Персона
В отличие от нашего внутреннего «я», Юнг отмечал, что у каждого из нас есть персона — личность, которую мы хотим проецировать на других. Он использовал латинский термин, который может относиться либо к личности человека как к маске актера, намеренно, поскольку личность может быть сконструирована из архетипов в коллективном бессознательном, либо находиться под влиянием представлений о социальных ролях в обществе. Например, отец может перенять черты, которые он считает типичными для отца — серьезные или дисциплинирующие, например, — а не те, которые отражают его настоящую личность.
Исследование Филипа Зимбардо социальных ролей в тюремной ситуации (1971) еще раз продемонстрировало влияние нашей роли на нашу личность. Получив роль, например тюремного надзирателя, люди часто ведут себя так, как они ожидали бы от кого-то в их роли. 2
Родственные
- Стэнфордский тюремный эксперимент Зимбардо
Поскольку персона не является истинным отражением нашего сознания, а скорее идеализированным образом, к которому люди стремятся, слишком сильное отождествление с персоной может привести к внутренним конфликтам и подавление нашей собственной индивидуальности, которое, как утверждал Юнг, может быть разрешено с помощью индивидуализация .
Архетип тени
«В своем глубочайшем смысле тень представляет собой невидимый хвост ящера, который человек все еще тащит за собой. Тщательно ампутированная, она становится исцеляющей змеей тайн.» Карл Юнг в «Интеграции личности» (английский перевод). 3
Архетип тень состоит в основном из элементов нас самих, которые мы считаем негативными. Мы не показываем эту сторону себя внешнему миру, так как это может быть источником беспокойства или стыда. Тень может содержать вытесненные идеи или мысли, которые мы не хотим интегрировать в нашу внешнюю среду.0102 персона , но они должны быть решены для достижения индивидуации . Однако он также может включать в себя положительные черты, такие как предполагаемые слабости (например, эмпатия), которые могут не вписываться в «крутизну», которую человек хочет представить как часть своей личности.
В литературе тень часто представлена как злодейский персонаж, например, как змея в Эдемском саду или Книга джунглей . Юнг также наблюдал, как Хайд, в которого превращается доктор Джекил, представлял тень персонажа в новелле Роберта Льюиса Стивенсона 1886 года 9.0102 Странная история доктора Джекила и мистера Хайда
.Архетипы Анима/Анимус
Анима (у мужчин) или Анимус (у женщин) представляет пол, противоположный человеческому я. По мере того, как человек развивает гендерную идентичность, например, как мужчину, он подавляет аспекты своей личности, которые можно было бы считать женскими, например, эмпатию в социальных ситуациях. Хотя эти черты составляют часть истинного, объединенного я , они скрыты от нашей личности и представлены в форме женского архетипа анима у мужчин или мужской архетип анимус у женщин.
Анима и Анимус — это идеализированные представления о мужчине или женщине, которые возникают из коллективного бессознательного во сне и формируют наши представления о противоположном поле. С возрастом они приводят нас в соприкосновение с теми аспектами нашей личности, которые были подавлены во время формирования гендерной идентичности. Например, мужчина может позволить своей эмпатии проявляться больше после того, как разовьется его мужественная личность.
Анима и Анимус встречаются во всей нашей культуре — например, в романе Джейн Остин « Гордость и предубеждение » архетип анимы представлен как идеализированный мистер Дарси.
Архетип Мудрого Старца
Несмотря на свой возраст и слабость, Мудрый Старец олицетворяет силу мирного созерцания при отсутствии физической силы. Мудрый старец тихим размышлением предвидит будущее и дает руководство в бурные времена.
Мудрый старик — пророческий архетип, и его часто можно увидеть в историях как волшебника, например, Гэндальфа в Дж.Р.Р. Толкиена Властелин колец .
Великая Мать
Архетип Великой Матери воплощает в себе идеализированные качества образа матери. Она заботливая, сострадательная, надежная и любящая, и, как Мудрый Старик, она может дать совет, если его об этом попросят.
Стандартный образ «феи-крестной» часто олицетворяет Великую Мать в литературе.
Другие архетипы
Архетипы, которые мы рассмотрели в этой статье, — это лишь некоторые из тех, которые, по мнению Юнга, населяют наше коллективное бессознательное.
Можно распознать гораздо больше архетипов, обладающих неисключительными качествами, которые могут быть присущи множеству архетипов в разной степени. Другие архетипы включают, среди прочего, мага, ребенка, создателя и опекуна.
Индивидуация
Юнг считал, что приобретая качества архетипа из коллективного бессознательного, мы вытесняем те атрибуты нашего истинного «я», которые не соответствуют архетипу. Он утверждал, что для достижения индивидуации и реализации нашего истинного «я» вместо того, чтобы подавлять эти черты, мы должны «интегрировать» их, позволив им выйти из тени и сосуществовать с теми, что находятся в 9-м мире.0102 эго , или истинное я. Психологи-аналитики могут поощрять эту интеграцию или индивидуализацию с помощью терапии, включающей свободные ассоциации.
Личности интровертов и экстравертов
Помимо теорий работы психики, описанных выше, Юнг также считал, что людей можно разделить по типу их личности.