Влюбленность это что такое: «Что такое влюблённость?» — Яндекс Кью

Влюбленность это что такое: «Что такое влюблённость?» — Яндекс Кью

Влюбленность – это кризис! — Азбука супружества

Оглав­ле­ние
  • Осто­рож­нее со словами!
  • Бла­жен­ная болезнь
  • Куда она зовет
  • Изоб­ре­те­ние влюбленности
  • Ука­за­тель­ный знак

14 фев­ра­ля – день всех влюб­лен­ных. Цер­ковь очень мало гово­рит о влюб­лен­но­сти, у свя­тых отцов про это прак­ти­че­ски ниче­го не напи­са­но, а мне­ние неко­то­рых совре­мен­ных духов­ни­ков ино­гда зву­чит слиш­ком кате­го­рич­но: «Влю­би­лась — кай­ся!» Что же это такое — влюб­лен­ность? Страсть, грех, с кото­ры­ми нуж­но бороть­ся, или Божий дар, кото­рый есть пер­вая сту­пень­ка на пути к любви?

Осторожнее со словами!

«На меня сва­ли­лась Вели­кая Любовь… Любовь ушла — и жизнь ста­ла совер­шен­но пустой». Подоб­ные раз­го­во­ры про «любовь» окру­жа­ют нас со всех сто­рон: они есть в рома­нах, пес­нях и рекла­ме — а так­же в реаль­но­сти. Хуже того, и девоч­ка-тиней­джер, влюб­лен­ная в Брэ­да Пит­та, и совер­шен­но трез­вый хри­сти­а­нин могут ска­зать: «Любовь — самое глав­ное в нашей жиз­ни». Тут преж­де все­го хочет­ся разо­брать­ся со сло­ва­ми. Ведь за ними сто­ят опре­де­лен­ные пред­став­ле­ния, вли­я­ю­щие на наши поступ­ки. Лож­ные пред­став­ле­ния об отно­ше­ни­ях чре­ва­ты серьез­ны­ми ката­стро­фа­ми. Так что чет­кость и ясность тут жиз­нен­но необходимы.

Серьез­ные пси­хо­ло­ги, сво­бод­ные от идео­ло­гии мас­со­вой куль­ту­ры (такие, напри­мер, как Эрик Фромм, Рол­ло Мей и Скотт Пек), напо­ми­на­ют нам о том, что «влюб­лен­ность» или «роман­ти­че­скую любовь» не сто­ит без­дум­но отож­деств­лять с любо­вью. О том же твер­дят хри­сти­ане — ска­жем, К. С. Лью­ис, — и это неуди­ви­тель­но: для хри­сти­ан сло­во «любовь» слиш­ком доро­го сто­ит. Так что нам тут не поме­ша­ет вдум­чи­вое исполь­зо­ва­ние слов, а пока поста­вим попу­ляр­ную «любовь» в кавычки.

Блаженная болезнь

В XI веке вели­кий врач Ави­цен­на писал: «Любовь — забо­ле­ва­ние, вро­де нава­жде­ния, похо­жа на мелан­хо­лию» (надо пони­мать, что он имел в виду «влюб­лен­ность»). И хотя влюб­лен­ные с него­до­ва­ни­ем отверг­нут столь цинич­ную мысль, тут есть зер­но исти­ны. Влюб­лен­ность в ее острой фор­ме — это преж­де все­го уди­ви­тель­но нетрез­вое состо­я­ние. Это поток неуправ­ля­е­мых мыс­лей и фан­та­зий, рез­кие пере­па­ды эмо­ций, от эйфо­ри­че­ско­го поле­та до депрес­сив­но­го мра­ка и тре­во­ги. Хуже того — влюб­лен­ный слеп (ска­зать точ­нее, осо­бен­но слеп) отно­си­тель­но само­го пред­ме­та сво­ей «люб­ви». Это уди­ви­тель­ный пара­докс: влюб­лен­ный жела­ет смот­реть толь­ко на одно­го чело­ве­ка в мире — и при том имен­но его в упор не заме­ча­ет за сво­и­ми фан­та­зи­я­ми и про­ек­ци­я­ми. Он щед­ро пре­уве­ли­чи­ва­ет в дру­гом все хоро­шие каче­ства и закры­ва­ет гла­за на все его недо­стат­ки. Это состо­я­ние дале­ко от реа­лиз­ма — и неда­ром роман­ти­ка пред­по­чи­та­ет полу­мрак днев­но­му свету.

Мож­но вполне обос­но­ван­но назвать такое состо­я­ние пре­хо­дя­щим пси­хи­че­ским рас­строй­ством — пусть и при­ят­ным субъ­ек­тив­но. Аме­ри­кан­ская иссле­до­ва­тель­ни­ца роман­ти­че­ской люб­ви Доро­ти Тен­нов спра­вед­ли­во отно­сит влюб­лен­ность к кате­го­рии навяз­чи­вых мыс­лей. Даже при отсут­ствии вся­кой реак­ции со сто­ро­ны объ­ек­та обо­жа­ния влюб­лен­ный сно­ва и сно­ва, поми­мо сво­ей воли, дума­ет о нем, про­кру­чи­ва­ет в голо­ве вооб­ра­жа­е­мые раз­го­во­ры и сце­ны (кото­рые в 99% слу­ча­ев не про­ис­хо­дят) и не в силах от это­го отклю­чить­ся — даже в четы­ре часа утра.

Кро­ме того, влюб­лен­ность созда­ет устой­чи­вую иллю­зию: это навсе­гда, это веч­но. Хотя объ­ек­тив­но любой чело­век пре­крас­но зна­ет, что это пре­хо­дя­щий фено­мен, кото­рый кон­чит­ся через год-дру­гой или, в луч­шем слу­чае, через три года. Но влюб­лен­ные сно­ва и сно­ва уве­ря­ют: «Это будет длить­ся веч­но!» — и сно­ва и сно­ва узна­ют, что это кон­ча­ет­ся. Так влюб­лен­ность несет в себе невы­пол­ни­мое обещание.

Похо­же ли это состо­я­ние на насто­я­щую любовь, когда один, жерт­вуя собой и «не ища сво­е­го», забо­тит­ся о дру­гом? Сход­ство тут есть, но оно поверх­ност­ное. Ско­рее нере­а­ли­стич­ное и нестой­кое состо­я­ние влюб­лен­но­сти сто­ит где-то на гра­ни эго­из­ма и под­лин­ной любви.

Куда она зовет

Влюб­лен­ность — это свое­об­раз­ный кри­зис. Любой кри­зис ост­ро ста­вит вопро­сы: чего я хочу, зачем живу и куда иду. Кри­зис может раз­ру­шать, может воз­рож­дать и менять к луч­ше­му. Чело­век не выби­ра­ет, забо­леть ему влюб­лен­но­стью или нет, но он чет­ко зна­ет чего хочет (и чего не хочет), у него боль­ше шан­сов пре­вра­тить свою влюб­лен­ность во что-то хоро­шее. Кого-то влюб­лен­ность окры­ля­ет, зовет на подви­ги и дела­ет сме­лее, так что чело­век неожи­дан­но для себя дела­ет новые вещи и пере­се­ка­ет барье­ры. Она про­буж­да­ет от при­выч­но­го сна, вынуж­да­ет поста­вить под вопрос свою само­до­ста­точ­ность и вый­ти за рам­ки эго­из­ма. Она при­гла­ша­ет жить для дру­гих. Но влюб­лен­ность оста­ет­ся толь­ко лишь при­зы­вом, ука­за­те­лем на потен­ци­аль­ное будущее.

В част­но­сти, в нашей куль­ту­ре с нее, как пра­ви­ло, начи­на­ет­ся аван­тю­ра бра­ка. Может быть, если бы не безу­мие влюб­лен­но­сти, мало бы кто осме­лил­ся на такой риск.

Изобретение влюбленности

Мы при­вык­ли думать, что «любовь» (то есть влюб­лен­ность) — един­ствен­ное достой­ное осно­ва­ние заклю­че­ния и сохра­не­ния бра­ка. Исто­ри­ки, зани­ма­ю­щи­е­ся куль­ту­рой, ска­жут, что это нов­ше­ство срав­ни­тель­но недав­не­го вре­ме­ни. Разу­ме­ет­ся, пере­жи­ва­ние влюб­лен­но­сти встре­ча­лось — но оно не было осно­ва­ни­ем для бра­ка. В Евро­пе об этом заго­во­ри­ли в лите­ра­ту­ре в Сред­ние века (мож­но вспом­нить Дан­те или исто­рию Абе­ля­ра), но бра­ки все рав­но заклю­ча­лись семья­ми роди­те­лей. Затем такие цен­но­сти, как сво­бо­да выбо­ра, инди­ви­ду­а­лизм и авто­но­мия, плюс бур­жу­аз­ная эко­но­ми­ка сде­ла­ли эту кон­цеп­цию попу­ляр­ной, так что на Запа­де в XIX веке она ста­ла все­об­щим досто­я­ни­ем (хотя рус­ские кре­стьяне еще сто лет назад ее не зна­ли). Нако­нец, XX век, дав­ший жен­щине эко­но­ми­че­скую само­сто­я­тель­ность, сде­лал роман­ти­че­скую любовь чуть ли не един­ствен­ным пово­дом для бра­ка. Так влюб­лен­ность обре­ла закон­ный ста­тус. Хотя во мно­гих стра­нах, напри­мер в Индии, бра­ки до сих пор заклю­ча­ют пре­иму­ще­ствен­но роди­тель­ские семьи. При такой ситу­а­ции у людей суще­ству­ют совер­шен­но иные ожи­да­ния, кото­рые могут пока­зать­ся вар­вар­ски­ми и бес­че­ло­веч­ны­ми людям нашей куль­ту­ры: сна­ча­ла брак, потом «любовь». Так ли уж это бес­че­ло­веч­но на самом деле? Индий­ские пси­хо­ло­ги Гуп­та и Син­гх, на про­тя­же­нии деся­ти лет иссле­до­вав­шие несколь­ко брач­ных пар, нашли, что в бра­ках запад­но­го типа, начав­ших­ся с влюб­лен­но­сти, роман­ти­че­ские чув­ства посте­пен­но убы­ва­ют, тогда как за тот же пери­од в бра­ках, заклю­чен­ных роди­те­ля­ми, они рас­тут, так что через пять лет сов­мест­ной жиз­ни ста­но­вят­ся силь­нее, чем в бра­ках наше­го типа. Тут есть над чем задуматься.

Указательный знак

В нашей куль­ту­ре пред­став­ле­ние о «люб­ви» при­об­ре­ло куль­то­вый (даже в рели­ги­оз­ном смыс­ле сло­ва) ста­тус — это спа­се­ние от оди­но­че­ства, яркие пере­жи­ва­ния, пол­но­та и един­ствен­ное достой­ное осно­ва­ние для жиз­ни вдво­ем. Такая «любовь» пада­ет на тебя с неба, как снег и дождь. Ты ниче­го не можешь с ней поде­лать, раз­ве что радо­вать­ся ее при­хо­ду и опла­ки­вать ее исчез­но­ве­ние. Это про­сто чув­ство, чудес­ное состо­я­ние серд­ца. Если эта «любовь» кон­ча­ет­ся, ты обя­зан разо­рвать отно­ше­ния и искать сле­ду­ю­щую. Попыт­ка соот­вет­ство­вать тако­му мифу обре­ка­ет совре­мен­но­го чело­ве­ка на круп­ные непри­ят­но­сти, пото­му что этот миф не соот­вет­ству­ет дей­стви­тель­но­сти. Одна­ко почти все филь­мы, рома­ны, жур­на­лы и пес­ни повест­ву­ют имен­но о такой «люб­ви».

Да, нра­вит­ся нам это или нет, в нашей куль­ту­ре боль­шин­ство пар обра­зу­ют­ся в пери­од влюб­лен­но­сти. Но это толь­ко пер­вый, мла­ден­че­ский этап потен­ци­аль­ной люб­ви. Если на этом поста­вить точ­ку в отно­ше­ни­ях, ты рис­ку­ешь нико­гда не узнать, что быва­ет с отно­ше­ни­я­ми даль­ше. Во-вто­рых, пас­сив­ное отно­ше­ние к «люб­ви» пара­ли­зу­ет. Влюб­лен­ность дей­стви­тель­но «пада­ет с неба», но насто­я­щая любовь стро­ит­ся при уча­стии воли и целе­на­прав­лен­ных поступ­ков.

Когда ане­сте­зия влюб­лен­но­сти про­хо­дит, оста­ют­ся два ужа­са­ю­ще раз­ных чело­ве­ка, кото­рым — если они хотят быть вме­сте — пред­сто­ит тяже­лая рабо­та. Тот, кто пони­ма­ет, что это не про­сто состо­я­ние серд­ца, и чув­ству­ет себя не пас­сив­ным полу­ча­те­лем, а аген­том люб­ви, име­ет вели­кие преимущества.

Есть нема­ло ситу­а­ций, напри­мер при­зва­ние к без­бра­чию, когда кри­зис влюб­лен­но­сти может слу­жить путем к «рас­ши­ре­нию серд­ца». Влюб­лен­ность, кото­рая порож­да­ет брач­ную пару, это нечто вро­де аван­са перед нача­лом дол­го­го пути. В бра­ке есть сверх­за­да­ча, на кото­рую влюб­лен­ность с ее иллю­зор­ным «навсе­гда» толь­ко наме­ка­ет и ука­зы­ва­ет. И у любо­го при­зва­ния есть своя сверх­за­да­ча, боль­шая, чем про­сто роман­ти­че­ские отно­ше­ния. Влюб­лен­ность — это ука­за­тель­ный знак, но не место назна­че­ния. На зна­ке напи­са­но сло­во «любовь», но знак не есть любовь. Тут есть куда дви­гать­ся, нам пред­сто­ит боль­шой путь.

Миха­ил ЗАВАЛОВ, пуб­ли­цист, психолог

Жур­нал «Нескуч­ный сад»

К оглавлению

  • 290 0