Влияние музыки на мозг: Польза музыки: выводы ученых
Польза музыки: выводы ученых
Ангелина Токмаджян
погрузилась в исследования
Профиль автора
Денис Шлянцев
добавил важных деталей
Профиль автора
Исследования показывают, что некоторые треки помогают снизить стресс, облегчить боль и работать продуктивнее.
Когда человек слушает музыку, активируются почти все области мозга: например, слуховая кора, зоны, ответственные за эмоции, движения и память. Это помогает сохранить мозг в рабочем состоянии и укрепить разнообразные нейронные сети, в том числе те, которые задействованы в обучении, исполнении когнитивных функций и обработке позитивных эмоций.
Собрали еще несколько выводов ученых о том, почему музыка важна для психики.
Что нужно знать о работе мозга
Главное о действенных способах не поддаваться стрессу и ошибкам мышления — в вашей почте дважды в месяц по пятницам. Бесплатно
ВЫВОД № 1
Любимая музыка помогает бороться со стрессомМногие люди включают любимые песни, когда грустят. И это действительно помогает почувствовать себя лучше.
Авторы метаанализа 104 научных работы выяснили, что прослушивание музыки уменьшает симптомы стресса — уровень кортизола снижается, пульс замедляется, а люди начинают чувствовать себя спокойнее. Причем в тех работах, где респондентам включали медленные композиции, положительные эффекты были более заметными.
Влияние музыкальных вмешательств на последствия стресса: систематический обзор и метаанализ — Health Psychology ReviewPDF, 2,6 МБ
Исследователи посчитали, что лучше всего расслабляет музыка с темпом 60—80 ударов в минуту. К примеру, это может быть классическая музыка вроде «Адажио» Альбинони, спокойные поп-песни или легкий джаз.
Расслабляющая музыка как премедикация перед операцией: рандомизированное контролируемое исследование — PubMed
Пример трека, который может помочь бороться со стрессом. Источник: ютуб-канал Jirapa B.Тем не менее быстрая музыка тоже может позитивно влиять на психологическое состояние. Австралийские исследователи спросили 400 первокурсников о том, как они борются со стрессом во время пандемии и карантина и насколько действенна эта стратегия. Оказалось, что музыка — самый популярный способ расслабиться и поднять себе настроение, к тому же довольно эффективный.
При этом исследователи пришли к выводу, что универсального плейлиста для борьбы со стрессом нет: чтобы почувствовать себя лучше, важнее слушать музыку, которая вам по вкусу. Студенты признавались, что им помогала самая разная музыка: от треков Канье Уэста и Билли Айлиш до композиций Клода Дебюсси и Рихарда Вагнера.
ВЫВОД № 2
Музыканты чаще находятся в состоянии «потока»Еще большую пользу психике могут приносить занятия музыкой. В одном исследовании изучали психологическое состояние 70 человек: половина из них была музыкантами, а вторая не занималась музыкой.
Утешение в трудные времена: занятие музыкой и ее влияние на стресс, состояние потока и удовлетворенность жизнью среди музыкантов и немузыкантов — ResearchGate
Всех участников попросили оценить, насколько сильный стресс они испытывали за последний месяц, как часто и долго они пребывали в состоянии потока — когда работа вдохновляет и приносит удовольствие. Кроме того, у них спрашивали, насколько они удовлетворены жизнью.
Оказалось, музыканты испытывают меньше стресса и чувствуют себя более удовлетворенными жизнью. Видимо, это результат того, что они чаще находятся в состоянии потока: во время исполнения музыкальных произведений люди максимально концентрируются на своей деятельности и испытывают вдохновение. Редкий офисный работник может похвастаться такими эмоциями в работе.
Похожие результаты показало исследование с участием 346 музыкантов духового оркестра. Участники этого исследования сообщали о хорошем ментальном и физическом самочувствии, а также подчеркивали, что возможность исполнять музыку вместе с другими помогает им укреплять социальные связи и чувствовать поддержку коллег.
/list/productivity-according-to-science/
Как больше успевать: 5 способов стать продуктивнее
Но ментальное благополучие не единственный плюс занятий музыкой. Метаанализ, включающий в себя 29 исследований, показал, что у музыкантов зачастую лучше память. Как предполагают ученые, это может быть связано с особенностями обучения игре на музыкальных инструментах. Поначалу это требует огромных усилий и внимания: необходимо запоминать звуки, ноты, которыми они обозначаются, а также движения, необходимые для исполнения музыкального произведения. Однако со временем и благодаря практике запоминать новые мелодии — а вместе с тем и другую информацию — становится все проще.
У музыкантов память лучше, чем у немузыкантов: метаанализ — PLOS
ВЫВОД № 3
Музыка помогает работать продуктивнееПриятная музыка улучшает производительность труда: она вызывает позитивные эмоции, а в приподнятом настроении люди работают лучше. По крайней мере так было у ИT-специалистов, которых пригласили поучаствовать в эксперименте ученых из Университета Виндзора в Канаде.
Влияние прослушивания музыки на производительность — SAGEPDF, 162 КБ
В течение пяти недель они то работали в тишине, то слушали музыку, которую выбирали сами. Параллельно они заполняли опросники о настроении и о результатах работы: успевали ли они заканчивать свои задачи в срок или, наоборот, выполняли их дольше, чем рассчитывали.
Оказалось, что без музыки респонденты чаще пребывали в плохом настроении и реже успевали закончить свою работу вовремя. А в те периоды, когда участники слушали свои плейлисты, их настроение улучшалось и они работали наиболее эффективно.Музыка не только поднимает настроение, но и помогает сосредоточиться. Об этом американским ученым рассказали 130 разработчиков, которые перешли на удаленный формат из-за пандемии. Опрос показал, что ИT-специалисты чувствовали себя более продуктивными и креативными, если работали, слушая музыку. А еще они заявили, что музыка помогает не отвлекаться на шум, который мешает сосредоточиться на работе. Так что, если у вас под окнами находится шумная дорога или ваши соседи затеяли ремонт, вы знаете, что делать.
Более эффективно под музыку работают и сотрудники из других сфер. Об этом свидетельствуют результаты британского эксперимента 1940 года. Тогда на фабриках начали включать музыкальные радиопередачи и, по словам некоторых менеджеров, производительность труда выросла на 12,5—15%.
Но не любая музыка одинаково полезна при работе. Исследователи из Тайваня изучили, как разные треки — со словами и без — влияют на внимательность. Выяснилось, музыка с текстом заставляет людей отвлекаться сильнее, поэтому при работе лучше включать инструментальные композиции.
Фоновая музыка: влияние на внимательность — IOS PressPDF, 246 КБ
ВЫВОД № 4
Музыка может облегчать больПифагор говорил, что музыку можно использовать для восстановления гармонии разума, души и тела. Современные исследователи находят подтверждения его идеи.
В одном из крупнейших метаанализов рассмотрели 97 исследований о влиянии музыки на уровень боли. Оказалось, что приятная музыка в среднем снижает интенсивность боли на 1,13 балла по десятибалльной шкале. Кроме того, снижение пульса, кровяного давления и частоты дыхания во время прослушивания музыки свидетельствует о том, что человек успокаивается.
Влияние музыки на боль: метаанализ — PubMed
Есть несколько гипотез, почему у музыки бывает обезболивающий эффект. Как объясняют американские ученые, при болевых ощущениях электрохимические сигналы передаются от поврежденного места к спинному мозгу, а далее к головному мозгу — там сигналы обрабатывают сразу несколько областей. Но приятная мелодичная музыка — например, вальс Штрауса «На прекрасном голубом Дунае» — может предотвращать передачу болевых сигналов от спинного мозга к головному.
Вероятно, так происходит благодаря дофамину: этот нейромедиатор вырабатывается, когда с нами происходит что-то приятное, такое, как прослушивание приятной мелодии. А вот немелодичная современная музыка приводит к противоположному эффекту — от нее боль усиливается.
Согласно другой гипотезе, музыка просто отвлекает человека: если не концентрироваться на болевых ощущениях, они становятся чуть менее интенсивными. В одном исследовании участников били электрическим током, причем половину из них просили параллельно найти ошибки в исполнении музыки, а другую — пассивно слушать. Те, кто был занят поиском ошибок, оценивали уровень боли ниже.
Влияние прослушивания музыки на реакцию на болевые стимулы — PubMed
Кроме того, исследователи полагают, что особенности личности могут влиять на то, насколько эффективно музыка снижает боль. Люди с низкой тревожностью и с развитым навыком управления вниманием, почувствуют более сильный эффект.
ВЫВОД № 5
Музыка может благотворно влиять на беременных женщин и их детейМузыка, возможно, формирует связь между беременными и их будущими детьми, а еще успокаивает будущих матерей. К такому выводу пришли ученые из Германии. Поскольку предыдущие исследования показали, что музыка помогает расслабиться и снять стресс, они предположили, что прослушивание песен и пение благотворно скажется на самочувствии матери и ребенка.
Влияние музыки и пения во время беременности на материнское благополучие и связь между матерью и младенцем: рандомизированное контролируемое исследование — PubMed
Немецкие исследователи попросили 172 женщин на седьмом месяце беременности принять участие в эксперименте. Участниц разделили на три группы.
Первой группе выдали диски с музыкой Моцарта, Вивальди и других классических композиторов. Участницы должны были слушать классическую музыку дома не менее 10—15 минут в день до момента рождения ребенка. Вторую группу попросили выучить несколько колыбельных и детских песенок и напевать их своему нерожденному ребенку также по 10—15 минут ежедневно. Третья группа не получила специальных указаний от исследователей.
До начала эксперимента у участниц измерили уровень кортизола и окситоцина — «гормона привязанности». Также женщины рассказали, как часто они испытывают тревогу, стресс и негативные эмоции. После родов замеры повторили.
Результаты показали, что и музыка, и пение положительно сказываются на эмоциональном состоянии беременных: уровень кортизола у них был ниже, чем у контрольной группы, а уровень окситоцина — выше. Но, конечно, требуются дальнейшие исследования, чтобы подтвердить благотворное воздействие музыки на беременных. Пока для того, чтобы это утверждать наверняка, не хватает данных.
ВЫВОД № 6
Музыка, возможно, улучшает пространственное мышлениеВ 1993 году было опубликовано исследование американских психологов, которое показало, что в течение 10—15 минут после прослушивания Моцарта люди лучше справляются с тестами на пространственное мышление. Скромная научная работа благодаря американским медиа превратилась в сенсацию: за пару лет в массовом сознании закрепилась идея, что музыка этого композитора повышает уровень IQ в целом — это назвали «эффектом Моцарта».
Музыка и выполнение задач на пространственное мышление — PubMed
Идея оказалась очень живучей: даже спустя пять лет губернатор американского штата Джорджия предлагал выделить из бюджета 100 000 $, чтобы дарить каждому новорожденному диск с классической музыкой. Правда, идею не поддержали, а дальнейшие исследования не подтвердили значительного влияния сонат на интеллект.
Но все же вероятность того, что музыка улучшает когнитивные способности, сохраняется. В другом исследовании с участием 8000 школьников сравнивали эффект, который оказывает музыка Моцарта и группы Blur на интеллект. На этот раз оказалось, что именно Blur ненадолго — на 10—15 минут — улучшает пространственное мышление.
Прослушивание музыки и когнитивные способности у детей 10 и 11 лет: эффект Blur — PubMed
А еще в одном эксперименте студентам давали послушать Моцарта и короткую аудиоисторию авторства Стивена Кинга. Кинг оказался эффективнее.
Исследователи считают, что эффект может быть связан не с самими мелодиями, а с эмоциями. При прослушивании любимой музыки или захватывающей истории улучшается настроение и человек чувствует прилив энергии. Это приводит к кратковременному повышению концентрации внимания. Но, чтобы говорить наверняка, нужны дополнительные исследования.
Больше доказательств можно найти о позитивном влиянии музицирования на когнитивные способности. Причем независимо от возраста: игра на музыкальных инструментах и пение полезны для мозга и детей, и пожилых.
Знания о психологии и работе мозга, которые помогут выжить в этом безумном мире — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_dopamine.
Влияние музыки на человека: память, концентрацию и интеллект
Чем мозг профессиональных музыкантов отличается от мозга музыкантов-любителей и что не так с «эффектом Моцарта» — в главе из книги «Музыка и мозг»
Прослушивание музыки — это не только приятно, но еще и полезно. Музыка способна влиять на наши эмоции, поэтому пение и даже простое прослушивание композиций может облегчить борьбу с нарушениями настроения, депрессией, тревожными расстройствами и другими психическими проблемами. Многие исследователи считают, что музыка может воздействовать на различные отделы мозга и благодаря нейропластичности улучшать отдельные его функции. Норвежские преподаватели нейробиологии музыки Аре Бреан и Гейр Ульве Скейе рассказывают, действительно ли она оказывает эффект на память, силу воли и другие когнитивные способности.
РБК Тренды публикуют главу из книги «Музыка и мозг. Как музыка влияет на эмоции, здоровье и интеллект». Материал подготовлен в коллаборации с издательством «Альпина Паблишер».
Исполнительные функции
Исполнительные функции — это процессы, протекающие в мозге и отвечающие за когнитивный контроль (то есть за внимание, концентрацию, способность противостоять искушению), рабочую память и ментальную гибкость (способность быстро переключать внимание между разными задачами). Этими способностями управляют лобные доли — благодаря им мы способны фокусироваться на целях и средствах и менять поведение с помощью силы воли, исходя из изменений во внешней среде.
Обучение игре на музыкальном инструменте требует развития именно таких качеств, как фокусировка внимания, рабочая память, умение переключать внимание между разными задачами (чтение нот, взаимодействие с другими музыкантами, решение сложных технических проблем), а также выносливость. На эти качества музыкальное образование действительно оказывает эффект. Например, одно из исследований продемонстрировало улучшение исполнительных функций у детей уже на 20-й день занятий. Еще одно исследование показало, что объем рабочей памяти у детей, занимавшихся музыкой в течение 18 месяцев, увеличился, если сравнивать с данными контрольной группы, где испытуемые в тот же самый период обучались по общей научной программе (исследование под руководством Родена, 2012). Но опять же, очень сложно отличить эффект, который оказывает именно музыка, от общего эффекта, который достигается благодаря систематической практике.
Интеллект и образование
Существуют задокументированные свидетельства того, что в среднем люди, которые учились музыке, имеют более высокий уровень образования и IQ. Но чем вызвана эта связь? Может ли один общий скрытый фактор (например, социально-экономическое положение родителей) объяснить оба явления — или есть прямая связь между интеллектом и музыкальностью, не зависящая от других факторов? Ответов на эти вопросы по-прежнему нет.
Канадский психолог профессор Э. Гленн Шелленберг в нескольких исследованиях пытался сделать поправку на социально-экономическое положение родителей. Он обнаружил положительную корреляцию между обучением музыке и IQ у детей 6‒11 лет, а также связь между обучением музыке в детстве, IQ и академическими успехами молодых людей. Был проведен целый ряд длительных исследований, во время которых детей наблюдали в течение долгого времени. Эти исследования показали те же результаты. По всей видимости, обучение музыке все-таки оказывает положительный эффект на общий уровень IQ, а также на академические успехи. Большинство исследователей полагает, что обучение музыке напрямую влияет на исполнительные функции. Этому есть разумное объяснение: обучение музыке предъявляет серьезные требования к ребенку и развивает координацию рук, а также способность концентрироваться на чем-то в течение долгого времени, внимание и рабочую память. Благодаря этому в организме ребенка происходят изменения, поддающиеся измерениям, например, увеличивается размер мозолистого тела, что улучшает связь между полушариями. Кроме того, вероятно, раннее обучение музыке дает ребенку опыт того, что интеллектуальный труд, требующий концентрации, выдержки и постоянной практики, приносит радость и положительные результаты. Этот опыт повышает вероятность того, что ребенок будет упорнее трудиться в школе и в будущем решит уделить как можно больше внимания обучению.
Эффект от игры на музыкальном инструменте в детстве и юности сохраняется на долгое время. В исследовании Ханны-Плэдди и Маккей приняли участие люди в возрасте от 60 до 83 лет. Оказалось, что у тех, кто в детстве и юности более 10 лет играл в оркестре, в среднем лучше память, кроме того, они также зрительно лучше воспринимают пространство — по сравнению с людьми, у которых не было такого опыта. Музыканты не теряют своих способностей. Но начать учиться музыке никогда не поздно — даже если в детстве вы ей не занимались. Исследование людей в возрасте от 65 до 80 лет, которые только в этом возрасте начали учиться играть на фортепиано, показало, что через шесть месяцев у них значительно улучшилась рабочая память, моторные навыки и темп восприятия. Их результаты сравнивали с результатами группы тех, кто занимался другими видами деятельности (например, физическими упражнениями и рисованием). В 2014 году группа шведских ученых под руководством Бальбага исследовала 157 возрастных пар близнецов. Оказалось, что у тех, кто играл на музыкальном инструменте всю жизнь, вероятность развития деменции в старости была намного ниже, чем у их братьев и сестер, никогда не занимавшихся музыкой.
Возраст мозга можно определить с помощью МРТ. Ученые исследовали МРТ мозга пациентов, хранившиеся в базе данных, выведя некие средние показатели, характерные для разных возрастов. А потом сравнили эти показатели с хронологическим возрастом испытуемых. Это слегка напоминает калькулятор возраста: необходимо ввести пульс в состоянии покоя, рост, вес, объем талии и так далее, и вы получите свой биологический возраст, который может сильно отличаться от хронологического. В 2018 году группа исследователей под руководством Рогенмосера сравнила мозг профессиональных музыкантов, музыкантов-любителей и тех, кто никогда не занимался музыкой. Выяснилось, что в среднем мозг музыкантов был моложе (то есть выглядел моложе на МРТ-снимках) настоящего возраста испытуемого. Однако по результатам исследования вовсе не была выявлена зависимость вида молодости мозга от количества занятий музыкой. Оказалось, что моложе всего именно мозг музыкантов-любителей. У профессиональных музыкантов мозг в среднем был моложе — но в меньшей степени. Результаты вызвали дискуссию: может, профессиональный музыкант испытывает такой сильный стресс, что он снижает положительный эффект от занятий музыкой? И приносит ли музыканту-любителю пользу наличие других интеллектуальных задач, возникающих в течение рабочего дня? Исследование показало, что для стимуляции работы мозга разнообразие видов деятельности полезнее, чем однообразие. И к музыке это тоже относится.
Эффект Моцарта
В 1993 году в журнале Nature Фрэнсис Раушер опубликовала результаты одного эксперимента. Его часто ставят в пример, когда говорят, что музыка теоретически способна оказывать эффект дальнего переноса. Одна группа молодых людей слушала Сонату ре мажор для двух фортепиано (K. 448) Моцарта в течение 10 минут. Вторая группа слушала расслабляющую музыку, а третья сидела в тишине. Группы менялись местами, и каждый испытуемый в итоге оказывался во всех трех вариантах условий. После каждого этапа эксперимента испытуемые получали задание мысленно сложить и разрезать лист бумаги, а затем представить, объект какой формы получится, если снова сложить этот лист. Задания такого рода проверяют способность к пространственному восприятию и входят во все тесты на проверку уровня интеллекта. Раушер обнаружила, что лучше всего молодые люди выполняют задание после прослушивания Моцарта — рост IQ составил примерно 8 баллов. Полученные результаты тут же были опубликованы в СМИ под заголовками вроде «Моцарт сделает вас умнее» — и вот уже словосочетание «эффект Моцарта» стало термином.
Но давайте не будем торопиться и подумаем, нет ли ничего странного в самой форме исследования? Выбранное произведение Моцарта способно развеселить и взбодрить человека и, конечно, весьма отличается от расслабляющей музыки или полной тишины (от нее мы становимся вялыми). Кроме того, подобные задания считаются одними из самых сложных в тестах на определение уровня интеллекта. Необходим также высокий уровень концентрации и интеллектуальных усилий, и есть множество свидетельств тому, как сильно уровень возбуждения и настроение влияют на способность выполнять сложные интеллектуальные задачи. Положительные эмоции увеличивают количество дофамина в префронтальной коре. Согласно относительно новой теории именно этот факт объясняет, почему многие когнитивные задачи испытуемые выполняют гораздо быстрее и успешнее при наличии стимуляции умственной деятельности. Может, решающим фактором в вопросе, как все группы справятся с заданием, был именно уровень возбуждения, а также связанная с ним способность приложить некое усилие?
В последующие годы бесчисленное количество исследователей пыталось проверить и оспорить результаты Фрэнсис Раушер. В 1999 году во время эксперимента Нантаис и Шелленберг давали трем группам задания на определение уровня IQ после прослушивания того же самого произведения Моцарта, фортепианного произведения Шуберта и аудиозаписи с голосом диктора. По результатам этого эксперимента не было обнаружено никакой разницы в результатах, полученных от разных групп. Кроме того, когда испытуемых спросили, что им понравилось больше — Моцарт, Шуберт или рассказанная диктором история, была выявлена удивительная закономерность. Те, кому нравился Моцарт, лучше справлялись с заданием после прослушивания Моцарта, а те, кому больше нравились Шуберт или история, рассказанная диктором, соответственно, лучше справлялись после их прослушивания.
Еще одно испытание было проведено исследовательской группой под руководством Томпсона (2001). Ученые выбрали для работы «Адажио» Альбинони, медленное и печальное произведение. Испытуемые лучше справлялись после сонаты Моцарта, чем после сидения в тишине, а после Альбинони и тишины не было обнаружено никакой разницы в том, насколько качественно выполнено задание. А как только исследователи начали следить за уровнем возбуждения и настроением испытуемых, эффект Моцарта полностью исчез. Проводились эксперименты и на детях 10‒12 лет. На них больший эффект оказывали популярные мелодии, а не Моцарт, но лишь ненадолго. В итоге во всех подобных исследованиях эффект и от Моцарта, и от другой музыки был весьма кратковременным. Ни один эксперимент так и не доказал, что музыка может оказывать длительный эффект на способность решать интеллектуальные задачи.
В целом можно опровергнуть факт наличия особого влияния музыки на интеллект человека. Однако неудивительно, что все указанные исследования подчеркивали необычную способность музыки влиять на наши эмоции. А ведь многим из нас музыка нужна именно того, чтобы взбодриться или успокоиться, расслабиться или развеселиться, порадоваться или погрустить. В этом и заключается магия музыки — и, возможно, это и есть тот самый эффект Моцарта.
Поддержите свой мозг молодым с помощью музыки
Если вы хотите укрепить свое тело, отправляйтесь в спортзал. Если вы хотите тренировать свой мозг, слушайте музыку.
Мало что стимулирует мозг так, как музыка. Если вы хотите, чтобы ваш мозг работал на протяжении всего процесса старения, прослушивание или воспроизведение музыки — отличный инструмент. Это обеспечивает полную тренировку мозга.
Исследования показали, что прослушивание музыки может уменьшить тревогу, кровяное давление и боль, а также улучшить качество сна, настроение, умственную активность и память.
Связь мозга с музыкой
Эксперты пытаются понять, как наш мозг может слышать и воспроизводить музыку. Стереосистема излучает вибрации, которые распространяются по воздуху и каким-то образом проникают в слуховой проход. Эти вибрации щекочут барабанную перепонку и передаются в виде электрического сигнала, который проходит через слуховой нерв к стволу мозга, где он снова собирается во что-то, что мы воспринимаем как музыку.
Исследователи Университета Джона Хопкинса попросили десятки джазовых исполнителей и рэперов импровизировать под музыку, лежа внутри аппарата фМРТ (функциональной магнитно-резонансной томографии), чтобы посмотреть, какие области их мозга загораются.
Музыка является структурной, математической и архитектурной. Он основан на отношениях между одной нотой и другой. Вы можете этого не осознавать, но вашему мозгу приходится выполнять множество вычислений, чтобы понять это.
Попробуй Изучите инструмент
Когда 13 пожилых людей брали уроки игры на фортепиано, у них улучшились внимание, память и способность решать проблемы, а также настроение и качество жизни. Вам не обязательно становиться профессионалом, просто возьмите несколько уроков.
Ежедневная зарядка мозга от музыки
Сила музыки не ограничивается интересными исследованиями. Попробуйте эти методы, чтобы привнести в свою жизнь больше музыки и пользы для мозга.
Дайте волю своему творчеству.
Слушайте то, что слушают ваши дети или внуки, советуют эксперты. Часто мы продолжаем слушать те же песни и жанры музыки, что и в подростковом возрасте и в 20 лет, и обычно избегаем слушать что-либо, что не относится к той эпохе.
Новая музыка бросает вызов мозгу так, как не старая. Сначала это может показаться неприятным, но эта непривычность заставляет мозг изо всех сил пытаться понять новый звук.
Вспомните давние воспоминания.Включите знакомую музыку, особенно если она относится к тому же периоду времени, который вы пытаетесь вспомнить. Например, прослушивание «Битлз» может вернуть вас к тому моменту, когда вы впервые увидели своего супруга.
Слушайте свое тело.
Обратите внимание на то, как вы реагируете на различные формы музыки, и выберите ту, которая подходит именно вам. То, что помогает одному человеку сконцентрироваться, может отвлекать кого-то другого, а то, что помогает одному человеку расслабиться, может заставить другого нервничать.
Определения
Магнитно-резонансная томография (МРТ) : Большой аппарат, который использует мощные магниты и радиоволны, чтобы заглянуть внутрь вашего тела. В отличие от рентгена, МРТ не использует радиацию. Если вы пройдете этот тест, вы будете лежать на узком столе, который скользит внутри сканера в форме туннеля, примерно от 30 до 60 минут, пока медицинские работники наблюдают за вами из другой комнаты. Если вы чувствуете тревогу в небольших закрытых помещениях, попросите своего врача сделать МРТ на открытом воздухе, не так близко к телу.
Что происходит, когда вы слушаете музыку
Популярный урок показывает, как наш мозг реагирует на музыку.
С 2006 года два профессора UCF — нейробиолог Киминобу Сугая и всемирно известная скрипачка Аяко Йонетани — преподают один из самых популярных курсов в The Burnett Honors College. «Музыка и мозг» исследует, как музыка влияет на функцию мозга и поведение человека, в том числе путем уменьшения стресса, боли и симптомов депрессии, а также улучшения когнитивных и двигательных навыков, пространственно-временного обучения и нейрогенеза, то есть способности мозга производить нейроны. . Сугая и Йонетани учат, что люди с нейродегенеративными заболеваниями, такими как болезнь Альцгеймера и Паркинсона, также положительно реагируют на музыку.
«Обычно на поздних стадиях пациенты с болезнью Альцгеймера не реагируют, — говорит Сугая. «Но как только вы надеваете наушники, в которых играет [их любимая] музыка, их глаза загораются. Они начинают двигаться и иногда петь. Эффект длится минут 10 или около того, даже после выключения музыки».
Это можно увидеть на МРТ, где «загорается множество разных частей мозга», — говорит он. Мы сели с профессорами, которые также являются мужем и женой, и попросили их объяснить, какие части мозга активируются музыкой.
Как мозг реагирует на музыку
< Назад
Начать >
Исследуйте
Щелкните область мозга справа, чтобы узнать больше о том, как она влияет на ваше восприятие музыки.
Лобная доля
Что
Используется в мышлении, принятии решений и планировании
Как
«Лобная доля является наиболее важной для человека. У нас большая лобная доля по сравнению с другими животными. Слушая музыку, мы можем улучшить ее функции», — говорит Сугая.
Височная доля
Что
Обрабатывает то, что мы слышим
Как
и звуки интерпретируются в правом полушарии», — говорит Йонетани.
Зона Брока
Что
Позволяет нам воспроизводить речь
Как
«Мы используем эту часть мозга для выражения музыки», — говорит Йонетани. «Игра на музыкальном инструменте может улучшить вашу способность общаться».
Зона Вернике
Что
Понимает письменную и устную речь
Как
«Мы используем эту часть мозга, чтобы анализировать музыку и наслаждаться ею, — говорит Йонетани.
Затылочная доля
Что
Обрабатывает то, что мы видим
Как
— слуховой и языковой центр. Это говорит о том, что [музыканты] могут визуализировать партитуру, когда слушают музыку», — говорит Сугая.
Мозжечок
Что
Координирует движения и хранит физическую память
Как
«Пациент с болезнью Альцгеймера, даже если он не узнает свою жену, все еще может играть на пианино, если он научился этому в молодости, потому что игра стала мышечной памятью. Эти воспоминания в мозжечке никогда не исчезают», — говорит Сугая.
Прилежащее ядро
Что
Стремится к удовольствию и награде и играет большую роль в развитии зависимости, так как высвобождает нейромедиатор дофамин
Как
«Музыка может быть наркотиком — наркотиком, вызывающим сильную зависимость, потому что он действует на ту же часть мозга, что и запрещенные наркотики», — говорит Сугая. «Музыка увеличивает дофамин в прилежащем ядре, подобно кокаину».
Миндалевидное тело
Что
Обрабатывает и вызывает эмоции
Как
«Музыка может контролировать ваш страх, готовить вас к борьбе и увеличивать удовольствие», — говорит Йонетани. «Когда вы чувствуете, как мурашки бегут по вашему позвоночнику, активируется миндалевидное тело».
Гиппокамп
Что
Воспроизводит и извлекает воспоминания, регулирует эмоциональные реакции и помогает нам ориентироваться. Считается центральным процессором мозга, это одна из первых областей мозга, которая поражается болезнью Альцгеймера, что приводит к спутанности сознания и потере памяти.
Как
«Музыка может усиливать нейрогенез в гиппокампе, позволяя производить новые нейроны и улучшая память», — говорит Йонетани.
Гипоталамус
What
Поддерживает статус-кво организма, связывает эндокринную и нервную системы, производит и высвобождает основные гормоны и химические вещества, которые регулируют жажду, аппетит, сон, настроение, частоту сердечных сокращений, температуру тела, обмен веществ, рост и половое влечение — и это лишь некоторые из них
Как
Если вы играете, например, Моцарта, «сердечный ритм и кровяное давление снижаются», — говорит Сугая.
Мозолистое тело
Что
Обеспечивает взаимодействие левого и правого полушарий, обеспечивая скоординированные движения тела, а также сложные мысли, требующие логики (слева) и интуиции (справа)
How
«Как музыкант, вы хотите, чтобы правое и левое полушария мозга были согласованы друг с другом, чтобы они общались друг с другом, — говорит Сугая. Это позволяет пианистам, например, переводить ноты на листе в клавиши, на которые нажимают их пальцы, для создания музыки.
Путамен
Что
Обрабатывает ритм и регулирует движения и координацию тела
Как
«Музыка может увеличить дофамин в этой области, а музыка усиливает нашу реакцию на ритм», — говорит Йонетани. «При этом музыка временно останавливает симптомы болезни Паркинсона. Ритмичная музыка, например, использовалась, чтобы помочь пациентам с болезнью Паркинсона функционировать, например, вставать и опускаться и даже ходить, потому что пациентам с болезнью Паркинсона нужна помощь в движении, и музыка может помочь им вроде трости. К сожалению, после прекращения музыки патология возвращается».
Области головного мозга
- Лобная доля
- Височная доля
- Зона Брока
- Зона Вернике
- Затылочная доля
- Мозжечок
- Прилежащее ядро
- Амигдала
- Гиппокамп
- Гипоталамус
- Мозолистое тело
- Путамен
Какая музыка самая лучшая?
Оказывается, будь то рок-н-ролл, джаз, хип-хоп или классика, ваше серое вещество предпочитает ту же музыку, что и вы. «Это зависит от вашего личного опыта, — говорит Йонетани. Некоторое время исследователи считали, что классическая музыка увеличивает активность мозга и делает слушателей умнее — явление, называемое эффектом Моцарта. Не обязательно правда, говорят Сугая и Йонетани. В недавних исследованиях они обнаружили, что люди с деменцией лучше реагируют на музыку, которую они слушали в детстве. «Если вы включаете чью-то любимую музыку, активизируются разные участки мозга, — объясняет Сугая. «Это означает, что воспоминания, связанные с музыкой, — это эмоциональные воспоминания, которые никогда не исчезают — даже у пациентов с болезнью Альцгеймера».
Музыкальная банка…
- Измените свою способность воспринимать время
- Прикоснитесь к первобытному страху
- Уменьшить припадки
- Сделайте вас лучшим коммуникатором
- Сделай тебя сильнее
- Укрепите свою иммунную систему
- Помощь в устранении повреждения головного мозга
- Сделайте вас умнее
- Вызовите воспоминания
- Помощь пациентам с болезнью Паркинсона
Знаете ли вы?
Используй или потеряй Мы все рождаемся с большим количеством нейронов, чем нам на самом деле нужно. Как правило, к 8 годам наш мозг делает большой сброс нейронов, удаляя все нейроны, которые воспринимаются как ненужные, поэтому младших детей легче учить языку и музыке. «Если вы учитесь музыке в детстве, ваш мозг становится предназначенным для музыки», — говорит Сугая.