Вина психология: Вина как психологический феномен

Вина психология: Вина как психологический феномен

Стыд и вина — Психологический центр «Новый Взгляд»

Часто  в процессе работы с клиентами приходится сталкиваться с их чувствами стыда и вины. Особенно часто с этими чувствами сталкиваются зависимые и созависимые люди. Стыд и вина – очень личные темы, и поэтому терапия, вторгающаяся в эту область, затрагивает эмоции обоих участников — и клиента, и терапевта.

Все общество пронизано стыдом и виной. Эти два понятия в нашем сознании зачастую перемешаны.

Чувство вины вызывается центральным конфликтом между нашими эгоистическими побуждениями и противостоящими им силами внутри нас, которые пытаются контролировать и перенаправлять эту энергию на социально приемлемые цели. Чувство вины наказывает индивида изнутри, когда он хотя бы задумывается о том, чтобы повести себя асоциальным образом. Стыд  появляется всякий раз, когда люди чувствуют себя глубоко смущенными, униженными или ничего не стоящими. И хотя и стыд, и вина имеют и позитивные функции, чаще всего приходится иметь дело с клиентами, которые сталкиваются с избыточными количествами этих чувств.

Такие «связанные стыдом» и «связанные виной» люди часто вырастают в семьях, излишне использующих стыд или вину в своем повседневном обиходе.

Самый простой способ различить эти два чувства – это помнить, что стыд затрагивает центральную идентичность клиента, его целостную структуру. В противоположность этому, вина относится к поведению человека. Стыдящийся человек думает: «Как Я мог совершить это?», а виновный – «Как я мог совершить Это?» Можно сказать, что стыд – это болезненное состояние осознания своей базовой дефективности как человеческого существа, тогда как вина – это болезненное состояние осознания, которое сопровождает свершившееся или замысленное попрание человеком общественных ценностей и правил.

При переживании неудачи стыдящимся человеком это событие ощущается как полный провал, конец жизни. Кризис стыда – духовный. Человек задается вопросом стоит ли ему жить дальше.

Часто он чувствует несоответствие своим ожиданиям, которые в раннем возрасте были тем или иным способом внушены ему родителями. Например, с детства ему внушали, что он должен учиться только на «отлично», иначе его не будут любить.  И такой ребенок старается учиться на одни «пятерки». И вот если вдруг он получает «четыре» он испытывает огромный стыд. Он может быть уверен, что другие люди презирают его за его глупость.

Чувство вины – это реакция на этическое преступление, оно может быть сильно развито у некоторых людей и только минимально представлено у других. Чувство вины наиболее сильно у тех, кто вырос в высокоморальном окружении.

Отличительной особенностью стыда является то, что совершенно тривиальное и мелкое событие может вызвать непропорционально большую интенсивность этого чувства. Стыд ставит под сомнение базовую идентичность человека.

Виновного человека заботит в первую очередь то, что он совершил, а не его идентичность. Он может действительно удивляться, как он мог «пасть так низко», и ожидать сурового наказания за свое преступление, но обычно не станет задаваться вопросами о своем праве на существование. Чувство вины вызывается тем, что человек нарушает или собирается нарушить важные семейные или общественные нормы. Некоторые из них могут быть практически универсальными («Не убий», «Не укради»), другие – характерными для специфической субкультуры («Нельзя закладывать своих товарищей по группировке») или родительской семьи («Всегда слушайся своего отца»). Эти нормы описывают поведение, считающееся моральным: человек может уважать себя как моральную личность, если он им соответствует. Он может ожидать наказания, пропорционального тяжести вреда, нанесенного им сообществу, в случае, если он решает не подчиниться его командам.

Одной из причин, по которой стыд и вину можно спутать, является то, что человек может испытывать их одновременно. Тем не менее, определенные личности склонны больше к стыду или к вине. Одно и то же поведение может пробудить стыд в одном человеке, вину в другом и оба чувства в третьем.

Стыд и вина закладывается в период раннего развития ребенка. Стыд чаще всего ассоциируется с ранними эпизодами осознания ребенком, на стадии автономии, когда он осознает, что он – отдельный человек, который нуждается в родительском принятии и может легко его потерять. Основной страх развивающегося ребенка – это страх оставления. Он обнаруживает, что мир не вращается вокруг него, что есть желания и потребности, которые он не может удовлетворить сам. Оставление может быть физическим, когда ребенок не уверен, что мама вернется домой или эмоциональным, когда ребенок не чувствует заботы матери о себе; в виде пренебрежения  или злоупотребления. В результате  ребенок осознает, что любовь и привязанность, получаемая им в семье, может быть отобрана, возможно, неожиданно и несправедливо. Ребенок может прийти к выводу, что его невозможно любить. Часто родители прямо говорят: «Ты поступил нехорошо, ты  плохой, я не люблю тебя».

Страх оставления, который он ощущает, невозможно уменьшить, потому что он больше не спрашивает себя, покинут ли его, а только когда и как это произойдет. Оставление становится несомненным для глубоко стыдящегося человека. Так или иначе, он, возможно, будет продолжать добиваться любви. Это может привести к погоне за эмоционально неподходящим партнером, чья любовь и принятие остаются недостижимыми или внезапно прекращаются. Строить близкие отношения может быть небезопасно, ведь всегда присутствует воображаемый страх отвержения. Взрослый стыдящийся человек будет испытывать сложности в интимных отношениях – ему стыдно доверить близкому свои мысли и чувства – ведь они ужасны.

Чувство вины развивается, когда ребенок начинает осознавать, что у него есть обязанности перед обществом или другими людьми, и поэтому он должен сдерживать свои эгоистические желания. Чувство вины связано с формированием совести.

Часто происходит перекрывание этих двух последствий развития. Например, когда ребенок демонстрирует агрессию, он, скорее всего, будучи наказан, услышит оба родительских комментария, как стыдящий («Посмотри на себя, как ты выглядишь? Тебе должно быть стыдно!»), так и обвиняющий («Не смей бить сестру, мальчики не должны бить девочек!»). Простое  критическое послание родителя: «Это плохо!» — может интерпретироваться ребенком и как стыдящее (что он в сущности своей дефектен), и как обвиняющее, если пресекается неприемлемое поведение. 

Стыд часто выражается в виде  мощных физических реакций: лицо вспыхивает, глаза опускаются вниз, в животе бурчит, колени слабеют. Жертва стыда может ощущать отсутствие контроля над своим собственным телом, что делает стыд еще более глубоким. Человек чувствует себя целиком видимым, как если бы каждый, кто смотрит на него, мог видеть его насквозь. Переживание стыда – это двойной удар: человек расстроен и тем, что он такой некчемный, и тем, что его дефективность всем очевидна.

Первичные же реакции на чувство вины – когнитивные и поведенческие. Человек непрерывно думает скорее о том, что он натворил, чем о том, кто он после этого. Боль виновности стимулирует его сделать что-нибудь, что улучшит ситуацию или компенсирует причиненный вред.

Умеренные чувства вины и стыда несут позитивные функции. Чувство вины служит сигналом, что человек находится в опасной зоне.  Его совесть, принявшая традиционные ценности, требует  отказа от своей агрессии или других неприемлемых в обществе проявлений. Основная ценность умеренного стыда в том, что он помогает  отслеживать наши отношения с миром. Когда мы оступаемся, теряя благосклонность мира, стыд говорит нам, что что-то всерьез не так —   такой стыд скорее активизирует, чем парализует.

Часто за помощью к специалисту обращаются люди, которым  излишний стыд или вина мешают функционировать на том уровне, на который они были бы способны, обладая оптимальным количеством этих чувств. Стыд часто «парализует» человека, и он как бы застывает в своем эмоциональном развитии.

Причем, часто эти чувства не осознаются клиентом, с помощью тех или иных психологических защит человек пытается избежать той боли, которую приносит стыд. Люди жалуются на неудачу в  личных отношениях, неуспешность в карьере, излишнюю агрессивность, склонность к зависимому и созависимому поведению.  В результате психотерапии происходит осознание клиентом своих чувств стыда и вины, природы их происхождения, снижение чувств до переносимого уровня и освобождение от уничижающего их влияния на личность. Так же становится возможным принятие себя с этими чувствами. Взамен избытку вины и стыда появляется  здоровая гордость и чувство ответственности, способствующие улучшению качества жизни и в том числе преодоление зависимостей.

Анна Павлушкова


Чувство вины и откуда оно берется

Есть три чувства, которые во многом похожи и часто возникают вместе. Это вина, обида и стыд. Об этом – статья «Обида. Вина. Стыд». Здесь поговорим конкретно о чувстве вины: о том, что это такое, откуда берется и что в нем плохого.

Что такое вина?

Вина – сложное чувство, которое возникает при нарушении долженствований по отношению к себе. У каждого из нас есть набор ожиданий, «каким я должен быть»: хорошим, сильным, храбрым, умным, приятным окружающим, трудолюбивым или еще каким-то. Если мы нарушаем эти ожидания, возникает негативное и болезненное чувство – вина. Ее часто путают со стыдом, но, в отличие от стыда, вина не связана напрямую с мнением окружающих о вас, она направлена внутрь себя, это механизм самонаказания. Стыдимся мы обычно перед кем-то, а вину испытываем за что-то и сами по себе. Чтобы стыдиться, нужно, чтобы кто-то знал о наших поступках, в то время как вину можно испытывать в полном одиночестве. Яркий пример чувства вины – вина за прокрастинацию, о которой никто, кроме вас не знает. Если вы планировали посвятить день спорту, а сами целый день лежали на диване и ели булочки, внутри возникает совершенно определенная эмоция.

Другой пример – когда вы совершили что-то, что никто не осуждает, но все равно испытываете вину. Скажем, женщина считает, что должна всегда радовать мужа. И если в какой-то момент она его расстраивает, то, даже если он не обиделся и не обвиняет ее, возникает чувство вины.

Механизм воспитания чувства вины

Хотя испытывать вину можно и в одиночестве, изначально она возникла под давлением окружения. Вину нас приучили испытывать в детстве.

Обычно, когда ребенок сделал не то, что хотели и ожидали родители, его начинают ругать и наказывать. Это продолжается до тех пор, пока он не продемонстрирует раскаяние. В таком случае родители могут даже отменить наказание или похвалить его за то, что он понял, как себя правильно вести, дать ему любовь и принятие. А если он, наоборот, долго упирается, не боится или, хуже того, злится, они возмущаются: «Какой наглый! Как тебе не стыдно? Встань в угол!»

Родителям кажется, будто таким образом они приучают ребенка хорошо себя вести и отличать хорошее от плохого, а в реальности ребенка в этот момент волнует совсем другое.

Дети мыслят гораздо проще, и в то же время реальнее, чем взрослые. Кроме того, они полностью зависимы от родителей и для них недовольство, неприятие и нелюбовь родителей – это страшная угроза, ассоциирующаяся с угрозой жизни. Ребенка мало волнует в этот момент, хорошо он поступил или плохо, для него важно вернуть безопасность и любовь. Поэтому он готов продемонстрировать все, что от него потребуют. Речь здесь об «адаптивных» детях, хотя есть и «протестные», которые будут, наоборот, упираться и злиться, но во-первых, они обычно и не склонны к чувству вины, а во-вторых, даже самый сильный ребенок все равно слабее родителей и зависит от них. И большинство детей приходят к тому, что показать свою вину проще, чем протестовать.

Так как ребенок пока не умеет притворяться, он не может демонстрировать вину, не чувствуя ее на самом деле. В итоге он приучается испытывать вину как защитное чувство. Так формируется «сценарная» вина». Ее испытывают и показывают не потому, что осознают свою ответственность за действия, а чтобы предотвратить агрессию, получить любовь и принятие, почувствовать себя в безопасности и избежать ответственности.

С чем мы путаем вину?

Воспитание, основанное на навязывании вины, закладывает в психику ребенка сразу несколько негативных механизмов.

· Ребенок решает, что показать вину – лучший способ защититься от наказания, ругани и недовольства взрослых, то есть улучшить ситуацию в данный момент.

· Ребенок начинает ассоциировать вину и любовь. То есть считать, что если ты сделал что-то не так, тебя не будут любить, но если при этом продемонстрировать вину, любовь вернется. Как в стихах «вот таким тебя люблю я…»

· Ребенок начинает ассоциировать вину и безопасность. Потому что только после того, как он испытал чувство вины, его принимают обратно, «под родительское крыло».

· Ребенок начинает путать вину и ответственность. Потому что, как только он испытал и показал вину, ответственность могут с него и снять. Например, разрешить то, что запретили в связи с наказанием «Ладно, пойдешь в гости, раз понял, как надо себя вести».

Родители поступали так, чтобы было легче нас воспитывать: ребенок, который умеет испытывать чувство вины, лучше поддается манипуляциям, а значит, более управляем. Родители делают это неосознанно и большинство из них не понимают разницы между «воспитывать» и «манипулировать». Такие методы воспитания порой уходят далеко вглубь семейной истории и искать виноватых смысла нет. Тем не менее, в итоге большинство людей, вырастая, остаются легко управляемы при помощи чувства вины. Только этим уже могут воспользоваться не родители, а любой человек, который понимает или чувствует, как правильно надавить на эту внутреннюю «виноватость» и умеет применять эмоциональный шантаж.

Вина как «рэкетное чувство»

Это часто оборачивается тем, что в психологии называется «рэкетное чувство». Это базовое чувство, обычно негативное, которое возникает у человека при любом удобном и неудобном случае. Человек может постоянно фоново ощущать вину, либо в целом чувствовать себя нормально, но если он устал, расстроился, вступил в конфликт – сразу возникает сильное чувство вины.

Такая «рэкетная» вина возникает даже в ситуациях, где винить себя не за что: вплоть до того, что женщина может чувствовать вину за то, что мужчина в ссоре ударил ее.

Привычка испытывать вину

Интересно, что многие люди, которые начинают работать над собой и становятся внимательнее к своим эмоциям, в какой-то момент замечают: чувство вины иногда возникает даже просто так, как будто без всякой причины. Это тоже рэкетное чувство.

Взрослый человек продолжает испытывать вину как бы по привычке. Ему кажется, что вина помогает в отношениях с другими людьми, что она сопровождает любовь и так далее. В реальности чувство вины только причиняет боль и заставляет его вести себя неадекватно: слишком уступчиво или слишком агрессивно, мешая строить счастливую семейную жизнь, работать и добиваться своих целей.


Обсессивно-компульсивное расстройство, депрессия, физические симптомы и преодоление чрезмерной вины

Автор: WebMD Editorial Contributors

В этой статье

  • Что такое вина?
  • Признаки вины
  • Работа с чувством вины

Что такое чувство вины?

Вину трудно определить, но мы все ее чувствуем. Вы можете чувствовать вину за мысли, которые у вас были, или за что-то, что вы сделали. Вы также можете чувствовать вину за то, что ваши мысли и действия не совпадают с вашей культурой, вашей семьей или вашими убеждениями. Хотя ваши ассоциации с чувством вины могут быть негативными, у него есть и положительная функция.

Зачастую чувство вины призвано помочь вам принять морально правильное решение. Если ваши поступки вызывают негативные последствия или эмоции, чувство вины позже сообщит вам, что это было неправильно, и повторение этого заставит вас чувствовать себя виноватым. Вы часто будете видеть вину и стыд в одном и том же разговоре, потому что они помогают вам принимать моральные решения.

Чрезмерная вина, однако, когда чувство вины становится кислым. Если с этим не бороться, это может привести к тревожным навязчивым идеям, депрессивным тенденциям и физическим симптомам. В то время как большая часть вины является внутренней, она часто обусловлена ​​внешними факторами, а это значит, что при правильных привычках от нее можно отучиться. Чтобы отучиться от чрезмерной вины, вы должны знать признаки.

Чувство вины переплетается с другими расстройствами, и их разделение может оказаться непростой задачей. Понимание роли чувства вины при таких расстройствах, как обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) и депрессия, наряду с его физическими симптомами, может помочь вам заметить его признаки и научиться преодолевать чрезмерное чувство вины.

Признаки вины

Связь чувства вины с обсессивно-компульсивным расстройством, тревогой и депрессией часто сопровождается множеством симптомов. Некоторые из физических симптомов вины — это проблемы со сном, желудком и пищеварением, а также мышечное напряжение.

Социальные и эмоциональные симптомы вины часто скрыты в ваших повседневных действиях. Вы можете найти оправдание определенным мыслям, но причиной вполне может быть чувство вины. Некоторые симптомы вины включают в себя:

  • Чувствительность к последствиям каждого действия
  • Перегруженность возможным принятием «неправильного» решения
  • Низкая самооценка
  • Ставить других выше себя, пока это не станет вредным эмоции

Чувство вины и ОКР

Связь чувства вины с другими расстройствами двусторонняя. Это может либо вызвать расстройство, либо увековечить его. Обсессивно-компульсивное расстройство и депрессия — два важных дополнения к чувству вины. ОКР — это повторяющиеся мысли (навязчивые идеи) и действия (компульсии), которые не поддаются контролю. Чувство вины может действовать как предшественник или фактор, способствующий ОКР.

Если вы чувствуете вину за какую-либо мысль или действие, это может надолго остаться в вашем уме. Это чувство вины может вызвать навязчивую идею относительно действия, которое вы предприняли, или мысли, которая пришла вам в голову. Затем, чтобы загладить свою вину, вы начинаете возмещать ущерб. Однако постоянное сосредоточение на чувстве вины и принуждение к исправлению может никогда не закончиться.

Альтернативой является уже укоренившаяся обсессивно-компульсивная тенденция. Например, если вы зациклены на чистоте дома и моете посуду каждый вечер, вас может мучить чувство вины, если вы забываете мыть посуду. Этот вид вины возникает из-за того, что вы нарушили код, который диктует ваши убеждения.

Вина и депрессия

Как и вина и ОКР, вина и депрессия подпитывают друг друга. Чувство вины способствует депрессивным симптомам. Он проявляется в виде плохого самочувствия по поводу депрессии и со временем усугубляется. Эти отношения, называемые «мета-эмоциями», не всегда негативны. Иногда вы можете чувствовать себя виноватым, потому что чувствуете себя хорошо.

Эмоции вины обычно иррациональны. Вы создаете эти представления о собственных неудачах, которые бродят в вашем уме. Затем ваши действия отражают эти эмоции, которые заставляют эти восприятия продолжаться.

Связь между виной и депрессией образует водоворот негативного мышления. Они часто могут выйти из-под контроля, питаясь друг другом, пока не съедят. Выявление этих паразитических отношений — первый шаг к освобождению от порочного круга.

Работа с чувством вины

Не существует волшебного лекарства от чрезмерного чувства вины. Преодоление этого требует много последовательной эмоциональной работы, как и с любой сильной эмоцией. Частое признание и размышление — два критерия преодоления вины. Задайте себе такие вопросы, как: «Что заставляет меня чувствовать себя виноватым?» и «Какие действия или мысли происходят из-за моей вины?»

Кроме того, позитивное мышление и подкрепление могут помочь преодолеть чувство вины. Изменение формулировки ваших мыслей может изменить ваш взгляд на источник вашей вины. Измените «я должен» или «я мог бы» на что-то более положительное, например, «я могу», «я заслуживаю» или «я могу», когда это применимо.

Кроме того, попробуйте составить список того, за что вы чувствуете себя виноватым. Используя этот список, рассмотрите следующее:

  • Напишите письмо тому, кто является источником вашей вины.
  • Вызовите исправление того, в чем вы чувствуете себя виноватым.
  • Превратите чувство вины во что-то позитивное, извлекая из этого урок и как двигаться дальше.

Вина каждого человека уникальна, но вы не одиноки в своем чувстве вины. Говоря о своей вине, вы можете открыть двери к прощению и исцелению.

Вина | Психология Вики | Фэндом

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Клинический: Подходы · Групповая терапия · Методы · Типы проблем · Области специализации · Таксономии · Терапевтические проблемы · Способы доставки · Проект перевода модели · Личный опыт ·


Эта статья нуждается во внимании психолога/академического эксперта по предмету .
Пожалуйста, помогите нанять одного из них или улучшите эту страницу самостоятельно, если вы квалифицированы.
Этот баннер появляется на слабых статьях, к содержанию которых следует подходить с академической осторожностью.

Эмоции
Артикул
  • Аффективные расстройства
  • Эмоциональное образование
  • Эмоциональная неврология
  • Животная эмоциональность
  • Эмоционально-ориентированная терапия
  • Эмоциональное насилие
  • Эмоциональная адаптация
  • Эмоциональное содержание
  • Эмоциональный контроль
  • Эмоциональная отстраненность
  • Эмоциональное развитие
  • Эмоциональные расстройства
  • Эмоциональная незрелость
  • Эмоциональная неполноценность
  • Эмоциональная нестабильность
  • Эмоциональный интеллект
    • Эквалайзер
  • Эмоциональная грамотность
  • Эмоциональная зрелость
  • Эмоциональная регуляция
  • Эмоциональная сдержанность
  • Эмоциональная безопасность
  • Эмоциональная стабильность
  • Эмоциональные состояния
  • Эмоциональное превосходство
  • Эмоциональная травма
  • Эмоциональность (личность)
Списки
  • Категория: Эмоции
  • Эмоциональные темы
  • Список эмоций
  • Теории эмоций

Это поле: просмотреть • обсудить • редактировать

Вина — это когнитивное или эмоциональное переживание, которое возникает, когда человек осознает или полагает — точно или нет — что он или она скомпрометировал свои собственные стандарты поведения или нарушил моральный стандарт, и несет значительную ответственность за это нарушение. [1] Это тесно связано с понятием раскаяния.

Содержание

  • 1 Психология
    • 1.1 Защита
    • 1.2 Отсутствие чувства вины у людей с психопатией
    • 1.3 Причины (этиология)
      • 1.3.1 Эволюционные теории
      • 1.3.2 Теории социальной психологии
      • 1.3.3 Другие теории
  • 2 Коллективная вина
  • 3 Культурные взгляды
    • 3.1 Этимология
  • 4 Работа с чувством вины
  • 5 См. также
  • 6 Каталожные номера
  • 7 Библиография
  • 8 Ключевые тексты
    • 8.1 Книги
    • 8.2 Документы
  • 9 Дополнительный материал
    • 9.1 Книги
    • 9.2 Документы
  • 10 Внешние ссылки

Психология

Чувство вины является важным фактором сохранения симптомов обсессивно-компульсивного расстройства. [2] Вина и связанные с ней причины, достоинства и недостатки являются общими темами в психологии и психиатрии. Как на специальном, так и на обычном языке вина — это аффективное состояние, в котором человек испытывает конфликт из-за того, что сделал что-то, что, по его мнению, он не должен был делать (или, наоборот, не сделал что-то, что, как он считает, должен был сделать). Это порождает чувство, которое не проходит легко, движимое «совестью». Зигмунд Фрейд описал это как результат борьбы между Эго и Супер-Эго — родительского импринтинга. Фрейд отвергал роль Бога как карателя во время болезни или вознаграждающего во время выздоровления. Снимая с пациентов один источник вины, он описал другой. Это была бессознательная сила внутри человека, которая способствовала болезни, и Фрейд фактически пришел к выводу, что «препятствие бессознательного чувства вины … как самое сильное из всех препятствий на пути к выздоровлению». [3] Для его более позднего экспликатора, Лакана, вина была неизбежным спутником означающего субъекта, признавшего нормальность в форме Символического порядка. [4]

Элис Миллер утверждает, что «многие люди всю жизнь страдают от этого гнетущего чувства вины, от чувства, что они не оправдали ожиданий своих родителей… никакие аргументы не могут преодолеть это чувство вины, ибо они берут свое начало в самом раннем периоде жизни и отсюда получают свою интенсивность». [5] Это может быть связано с тем, что Лес Парротт назвал «болезнью ложной вины… В основе ложной вины лежит идея о том, что то, что вы чувствуете, должно быть правдой». [6] Если вы чувствуете себя виновным, вы должны быть виновными!

Философ Мартин Бубер подчеркнул разницу между фрейдистским понятием вины, основанным на внутренних конфликтах, и экзистенциальной виной , основанной на реальном вреде, причиненном другим. [7]

Чувство вины часто связано с беспокойством. При мании, согласно Отто Фенихелю, пациенту удается применить к чувству вины «защитный механизм отрицания путем сверхкомпенсации… воспроизводит себя человеком без чувства вины». [8]

В психологических исследованиях вина может быть измерена с помощью опросников, таких как шкала дифференциальных эмоций (DES Изарда) или голландский инструмент измерения вины. [ ссылка необходима ]

Защита

Фенихель указывает, что «овладение чувством вины может стать всепоглощающей задачей всей жизни человека. .. «контрвиной»». [9] Возможны различные техники, в том числе вытеснение. Фрейд указывал, что «как правило, Эго осуществляет вытеснение на службе и по велению своего Сверх-Эго, но это тот случай, когда оно обратило то же самое оружие против своего сурового надсмотрщика». [10] Проблема, по словам Эрика Берна, заключается в том, что, поскольку суперэго является «ревнивым хозяином, наказания которого трудно избежать», можно (при возвращении вытесненного) «начать чувствовать себя виноватым много лет спустя и возможно, сломается… под длительными упреками Суперэго». [11]

Проекция — еще один защитный инструмент с широким применением. Это может принимать форму обвинения жертвы: жертве чьего-то несчастного случая или неудачи может быть предложена критика, теория состоит в том, что жертва может быть виновата в том, что вызвала враждебность другого человека. [12] В качестве альтернативы, по словам Фенихеля, «супер-эго перепроецируется на внешние объекты с целью избавления от чувства вины. .. использование внешних объектов в качестве «свидетелей» в борьбе с супер-эго». [13] Здесь опасность заключается в создании идей ссылки.

Еще одна форма проекции — самоповреждение или самообвинение. «Виновные люди наказывают себя, если у них нет возможности компенсировать проступок, вызвавший у них чувство вины. Было установлено, что самонаказание не происходило, если у людей была возможность компенсировать жертве своего проступка». [14] Некоторыми формами самонаказания являются отказ в удовольствии или неспособность воспользоваться возможностями или выгодами из-за чувства вины, которое не может быть разрешено с помощью компенсации.

Отсутствие чувства вины у людей с психопатией

У людей с высоким уровнем психопатии отсутствует истинное чувство вины или раскаяния за вред, который они могли причинить другим. Вместо этого они рационализируют свое поведение, обвиняют кого-то еще или прямо отрицают это. [15] Человек с психопатией склонен причинять вред себе и другим. У них мало возможностей планировать будущее. Человек с психопатией никогда не обнаружит себя виноватым, потому что он сделает все возможное, чтобы принести себе пользу безоговорочно. У человека, который не чувствует вины или раскаяния, не будет причин обвинять себя в том, что он сделал с намерением причинить вред другому человеку. Для человека с высоким уровнем психопатии их действия всегда можно объяснить ошибкой другого человека. [16] Психологи считают это недостатком морального мышления (по сравнению с большинством людей), неспособностью оценивать ситуации в моральных рамках и неспособностью развивать эмоциональные связи с другими людьми, отчасти к низкому эмоциональному интеллекту. Эмоциональный интеллект — это способность понимать и оценивать эмоции других. Некоторые исследования показывают, что способность читать и работать с эмоциями других людей может быть лучшим предиктором профессионального успеха, чем общий интеллект. [17] Распространенной ошибкой является путаница антисоциального расстройства личности с психопатией. Антисоциальное расстройство личности подпадает под кластер B оси DSM, который включает расстройства личности, которые считаются эмоциональными, неустойчивыми и драматическими. Люди с антисоциальным расстройством личности проявляют мало заботы о других, не умеют планировать будущее и проявляют лживость. Антисоциальное расстройство личности и психопатия схожи в том, что люди с этими состояниями не проявляют чувства раскаяния, вины или уважения к другим. Однако эти условия не взаимозаменяемы. Люди с психопатией обладают эмоциональной устойчивостью и бесстрашным темпераментом, которых нет у людей с антисоциальным расстройством личности. [18] [19] Антисоциальное расстройство личности также можно найти в Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам как психическое заболевание; психопатия не может.

Сильное чувство эгоцентричной импульсивности и отсутствие угрызений совести у людей с психопатией привели к сильной корреляции между преступным поведением и психопатией. Благодаря отсутствию чувства вины человек с признаками психопатии сможет без стеснения в небрежной манере пересказывать подробности своих насильственных преступлений и фиксировать каждую деталь дня совершения преступления; включая то, что они ели на завтрак в то утро. [20]

Некоторые люди с высоким уровнем психопатии не совершают преступных действий. Многие успешные руководители компаний по всему миру проявляют признаки психопатии. Людей с высоким уровнем психопатии также привлекает работа, требующая небольших эмоциональных вложений, например, должности в юриспруденции и в средствах массовой информации. Те, у кого проявляются признаки психопатии, могут быть очень успешными, потому что у них есть способность быть добрыми и очаровательными, чтобы получить то, что они хотят. Из-за отсутствия чувства вины людей с психопатией не беспокоит причинение вреда другим людям в процессе получения того, чего они хотят. Люди с психопатией не откладывают и настойчиво добиваются желаемого. [21]

Причины (этиология)

Эволюционные теории

Некоторые эволюционные психологи предполагают, что чувство вины и стыда помогает поддерживать благотворные отношения, такие как взаимный альтруизм. [22] Если человек чувствует себя виноватым, когда причиняет вред другому, или даже не отвечает взаимностью на доброту, он, скорее всего, не причинит вреда другим или не станет слишком эгоистичным. Таким образом, он снижает вероятность возмездия со стороны членов своего племени и тем самым увеличивает свои шансы на выживание, а также шансы на выживание племени или группы. Как и любой другой эмоцией, виной можно манипулировать, чтобы контролировать или влиять на других. Как высокосоциальное животное, живущее большими группами, которые относительно стабильны, нам нужны способы справляться с конфликтами и событиями, в которых мы непреднамеренно или намеренно причиняем вред другим. Если кто-то причиняет вред другому, а затем чувствует вину и демонстрирует сожаление и сожаление, пострадавший, скорее всего, простит. Таким образом, чувство вины позволяет прощать и помогает удерживать социальную группу вместе.

Теории социальной психологии

Когда мы видим страдания другого человека, это также может причинить нам боль. Это составляет нашу мощную систему эмпатии, которая заставляет нас думать, что мы должны сделать что-то, чтобы облегчить страдания других. Если мы не можем помочь другому или терпят неудачу в наших усилиях, мы испытываем чувство вины. С точки зрения группового отбора группы, состоящие из высокого процента кооператоров, превосходят группы с низким процентом кооператоров в межгрупповой конкуренции. Люди, которые более склонны к высокому уровню вины, основанной на сочувствии, могут страдать от беспокойства и депрессии; однако они также более склонны к сотрудничеству и ведут себя альтруистично. Это говорит о том, что склонность к вине не всегда может быть полезной на уровне индивидуума или внутригрупповой конкуренции, но весьма полезной в межгрупповой конкуренции. 9

Другие теории

Другое распространенное представление состоит в том, что вина определяется социальными процессами, такими как суд присяжных (т. е. что это строго юридическое понятие). Таким образом, решение присяжных о том, что О.Дж. Симпсон или Юлиус Розенберг были «виновны» или «невиновны» воспринимаются всем обществом как фактическое суждение о том, что они должны действовать так, как если бы они были таковыми. Как следствие, решение о том, что такое лицо «невиновно», может не приниматься таковым из-за асимметрии в предположении, что человек считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана, и предпочитает рискнуть освободить виновного, а не осудить невиновных. . Третьи — часто, но не всегда теисты того или иного типа — считают, что происхождение вины происходит от нарушения универсальных принципов добра и зла. В большинстве случаев люди, которые верят в это, также признают, что, несмотря на то, что существует надлежащее чувство вины за то, что они делают «неправильно», а не за то, что они «правильно», люди испытывают все виды чувства вины, которые не проистекают из нарушения универсальных моральных принципов.

Коллективная вина

Шаблон:Эссе Коллективная вина (или групповая вина) — это неприятная и часто эмоциональная реакция, возникающая среди группы людей, когда считается, что эта группа неправомерно причинила вред членам другой группы. Часто это результат «разделения социальной идентичности с другими, чьи действия представляют угрозу для позитивности этой идентичности». [23] Различное межгрупповое неравенство может привести к коллективной вине, такой как получение незаслуженных благ и привилегий или причинение более крайних форм вреда чужой группе (включая геноцид). Люди обычно мотивированы избегать коллективной вины, чтобы поддерживать позитивную социальную идентичность. Есть много способов уменьшить коллективную вину, например, отрицание причинения вреда или оправдание действий. Коллективная вина также может привести к положительным результатам, таким как содействие межгрупповому примирению и снижение негативного отношения к чужой группе. [ необходима ссылка ]

Существует несколько причин коллективной вины: ярко выраженная групповая идентичность, коллективная ответственность и восприятие несправедливых внутригрупповых действий. Чтобы человек испытал коллективную вину, он должен идентифицировать себя как часть своей группы. «Это вызывает перцептивный сдвиг от мышления о себе в терминах «я» и «меня» к «нас» или «мы». [23] Только тогда, когда индивидуум занимает видное место в своей группе, он или она может осознать ответственность за вредные действия группы, прошлые и настоящие. В дополнение к значимости своей группы человек будет чувствовать коллективную вину только в том случае, если он или она считает свою группу ответственной за вредные действия, совершенные по отношению к внешней группе. Например, в двух исследованиях американского проекта «Мозаика» расовое неравенство в Соединенных Штатах было сформулировано либо как «черное неблагополучие», либо как «белая привилегия». Когда термин «неблагополучие чернокожих» использовался для описания расового неравенства, белые участники чувствовали меньшую коллективную ответственность за вред, причиненный чужой группе, что уменьшало коллективную вину. Для сравнения, когда использовалась «белая привилегия», белые участники чувствовали большую коллективную ответственность за причиненный вред, что усиливало коллективную вину. [ ссылка необходима ] .

Наконец, человек должен верить, что действия, совершенные группой, были неоправданными, непростительными и непростительными. Если человек может оправдать действия своей группы, это уменьшит коллективную вину. Только когда человек считает групповые действия предосудительными, он будет чувствовать коллективную вину. Коллективная вина — это не только результат сочувствия к чужой группе. Это также может быть вызвано эмоциями самосознания, возникающими из-за сомнения в морали своей группы. [ ]

Существуют различные методы уменьшения коллективной вины. Некоторые из этих методов включают отрицание вредных действий своей группы, отрицание ответственности, заявление о том, что действия своей группы были справедливыми, сосредоточение внимания на положительных аспектах, вызванных вредными действиями, и указание положительных моментов в других областях, чтобы уравновесить вред. Во-первых, отрицая вредные действия своей группы или преуменьшая серьезность вреда, эффект коллективной вины уменьшается. Если человек или группа могут не обращать внимания на вред, причиняемый их действиями, сознательно или бессознательно, тогда человек не будет чувствовать коллективной вины. Если человек не чувствует, что его группа несет ответственность за вред, причиненный действиями, коллективная вина уменьшится. Кроме того, если человек считает, что ответственность за свои действия несут только отдельные лица, а не коллективная группа, то он может отрицать существование коллективной ответственности, тем самым уменьшая чувство коллективной вины. Человек может рационализировать действия своей группы. Если человек считает, что для причинения вреда были справедливые причины, коллективная вина, вероятно, будет уменьшена. Например, внегрупповая дегуманизация является одним из эффективных средств оправдания действий своей группы. Сосредоточив внимание на положительных аспектах действий своей группы, а не на вредных последствиях, можно уменьшить коллективную вину. Например, отдельный человек или группа могут сосредоточиться на преимуществах высокого уровня производства и потребления, а не на его вредном воздействии на окружающую среду. [ необходима ссылка ]

Культурные взгляды

Традиционное японское общество, корейское общество и китайская культура [24] последствия «попадания» считаются более важными, чем индивидуальные чувства или переживания агента (см. работу Рут Бенедикт). То же самое было сказано о древнегреческом обществе, культуре, в которой, по словам Бруно Снелла, «если уничтожается честь, моральное существование проигравшего рушится». [25]

Это может привести к большему вниманию к этикету, чем к этике, как она понимается в западной цивилизации, в результате чего некоторые [ необходима атрибуция ] в западных цивилизациях задаются вопросом, почему слово этос было адаптировано из Древнегреческий с такими огромными различиями в культурных нормах. Христианство и ислам унаследовали большинство представлений о вине от иудаизма, персидских и римских идей, в основном в интерпретации Августина, который адаптировал идеи Платона к христианству. Вина на латыни — 9.0278 culpa , слово, которое иногда встречается в юридической литературе, например, в mea culpa , означающем «моя вина (вина)».

Этимология

Вина, от др.-э. gylt «преступление, грех, вина, штраф, долг», производное от др.-э. gieldan «оплата долга». Ошибочное употребление слова «чувство вины» впервые упоминается в 1690 году. «Вина по ассоциации» впервые упоминается в 1941 году. «Виновен» происходит от О.Е. gyltig , из gylt .

Работа с чувством вины

Вина иногда может быть исправлена ​​наказанием (обычное действие, рекомендуемое или требуемое во многих юридических и моральных кодексах), прощением (как в трансформационном правосудии) или искренним раскаянием (как при исповеди в католицизме или восстановительном правосудии). Вина также может быть устранена посредством познания, понимания того, что источник чувства вины был нелогичным или неуместным. Закон обычно не допускает самонаказания агента, но некоторые древние кодексы допускали это: в Афинах обвиняемому разрешалось предлагать свое собственное средство правовой защиты, которое на самом деле могло быть наградой, в то время как обвинитель предлагал другое, а присяжные выбирали. между. Это заставило обвиняемого сделать ставку на свою поддержку в обществе, как это сделал Сократ, когда предложил своей судьбе «комнату и стол в ратуше». Он проиграл и выпил болиголов, яд, как советовал его обвинитель.

См. также

  • Беспокойство
  • Тревожные расстройства
  • Виноват
  • Совесть
  • Эмоциональный шантаж
  • Общество вины
  • Виновный тест знаний
  • Отсрочка признания вины
  • Жертва
  • Позор
  • Социальные эмоции
  • Социопатия
  • Вина выжившего

Ссылки

  1. ↑ «Вина». Энциклопедия психологии. 2-е изд. Эд. Бонни Р. Стрикленд. Gale Group, Inc., 2001. eNotes.com. 2006. 31 декабря 2007 г.
  2. Лесли Дж. Шапиро, LICSW. Патологическая вина: стойкий, но игнорируемый фактор лечения обсессивно-компульсивного расстройства. Aacp.com. URL-адрес по состоянию на 27 ноября 2012 г. .
  3. ↑ Зигмунд Фрейд, О метапсихологии (PFL 11) с. 390-1
  4. ↑ Кэтрин Белси, Шекспир в теории и практике (2008) с. 25
  5. ↑ Элис Миллер, Драма детства (1995) с. 99-100
  6. ↑ Парротт, с. 158-9
  7. Бубер М (май 1957 г.). Вина и чувство вины. Психиатрия 20 (2): 114–29.
  8. ↑ Отто Фенихель, Психоаналитическая теория невроза (Лондон, 1946) с. 409-10
  9. ↑ Фенихелп. 496
  10. ↑ Фрейд, с. 393
  11. ↑ Эрик Берн, Руководство для неспециалистов по психиатрии и психоанализу (Penguin 1976) p. 191
  12. ↑ В погоне за здоровьем, Джун Бингем и Норман Тамаркин, доктор медицины, Walker Press
  13. ↑ Фенихель, с. 165 и с. 293
  14. ↑ Нелиссен, Р. М. А., и Зеленберг, М. (2009). Когда вина вызывает самонаказание: доказательства существования эффекта Добби. Эмоции, 9(1), 118-122. дои: 10.1037/a0014540
  15. Мортен Биркет-Смит; Миллон, Теодор; Эрик Симонсен; Дэвис, Роджер Э. (2002). «11. Психопатия и пятифакторная модель личности, Видигер и Лайнам» Психопатия: антисоциальное, преступное и насильственное поведение , 173–7, Нью-Йорк: The Guilford Press.
  16. Коссон, Д.С., К.С., Форт, А.Е., Салекин, Р.Т., Хэйр, Р.Д., Кришер, М.К., и Севеке, К. (2013). Факторная структура контрольного списка психопатии зайца: молодежная версия (PCL: YV) у девочек-подростков.. Психологическая оценка .
  17. Заяц, Р.Д., Т.Дж. Заяц (1991). Психопатия и критерии DSM-IV антисоциального расстройства личности. Журнал Аномальной Психологии .
  18. Нил, Т.С., М. Селлбом (2012). ). Изучение факторной структуры Шкалы психопатии Зайца. Журнал оценки личности, .
  19. Заяц, Р.Д., С.Д. Харпур (1991). Психопатия и критерии DSM-IV антисоциального расстройства личности. Журнал Аномальной Психологии .
  20. Заяц, Р.Д., С.Д. Харпур (1991). Психопатия и критерии DSM-IV антисоциального расстройства личности. Журнал Аномальной Психологии .
  21. Коссон, Д.С., Нойманн, К.С., Форт, А.Е., Салекин, Р.Т., Хэйр, Р.Д., Кришер, М.К., и Севеке, К. (2013). ). Факторная структура контрольного списка психопатии зайца: молодежная версия (PCL:YV) у девочек-подростков.. Психологическая оценка, .
  22. Палланти С., Кверчоли Л. (август 2000 г.). Стыд и психопатология. ЦНС Спектр 5 (8): 28–43.
  23. 23,0 23,1 Бранскомб, Найла Р.; Бертьян Доосье (2004). Коллективная вина: международные перспективы , издательство Кембриджского университета.
  24. ↑ Билл Брюггер, Китай, Освобождение и трансформация (1981) с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *