Виктор франкл теория личности: Теория личности Франкла
Теория личности Франкла
19.07.2012
После краткого увлечения в юности психоанализом, Виктор Франкл начинает с конца 1930-х гг. работу над собственной концепцией. Окончательное ее оформление произошло в экстремальных условиях фашистских концентрационных лагерей, узником которых Франкл был в 1942—1945 гг. Таким образом, его теоретические и психотерапевтические взгляды и технологии прошли серьезную апробацию как собственным опытом, так и опытом его пациентов, психолого-философскими воззрениями его коллег и учеников.
Теория личности Франкла была изложена в нескольких книгах, самой известной из которых является, пожалуй, «Человек в поисках смысла», вышедшая в конце 1950-х гг. и неоднократно переизданная во всем мире. Эта теория состоит из трех частей — учение о стремлении к смыслу, учение о смысле жизни и учение о свободе воли. При этом стремление к осознанию смысла жизни он считает врожденным, и именно этот мотив является ведущей силой развития личности.
Теория личности Франкла центрирует свою позицию на учении о ценностях, т.е. понятиях, несущих в себе обобщенный опыт человечества о смысле типичных ситуаций. Он выделяет три класса ценностей, которые позволяют сделать жизнь человека осмысленной: ценности творчества (например, труд), ценности переживания (например, любовь) и ценности отношения, сознательно принимаемого по отношению к тем критическим жизненным обстоятельствам, которые мы не в состоянии изменить.
Смысл жизни можно найти в любой из этих ценностей и поступках, порождаемых ими. Из этого следует, что нет таких обстоятельств и ситуаций, в которых человеческая жизнь утратила бы свой смысл. Нахождение смысла в конкретной ситуации Франкл называет «осознанием возможностей действия по отношению к данной ситуации». Именно на такое осознание и направлена логотерапия, которая помогает человеку увидеть весь спектр потенциальных смыслов содержащихся в ситуации, и выбрать тот, который согласуется с его совестью. При этом смысл должен быть не только найден, но и реализован, так как его реализация связана с реализацией человеком самого себя.
В этой реализации смысла деятельность человека должна быть абсолютно свободной. Не соглашаясь с идеей всеобщего детерминизма, Франкл, как и другие психологи и философы (Хайдеггер, Сартр, Маслоу), разделяющие его позицию, стремится вывести человека из под действия биологических законов, которые этот детерминизм постулируют. В таких попытках ученые обращались и к разуму человека, и к его нравственности, творчеству и т.
Признавая, что наследственность и внешние обстоятельства задают определенные границы возможностей поведения, он подчеркивает наличие трех уровней существования человека: биологического, психологического и поэтического, или духовного, уровня. Именно в духовном существовании и находятся те смыслы и ценности, которые играют определяющую по отношению к нижележащим уровням роль. Таким образом он формулирует идею о возможности самодетерминации, которая связана с существованием человека в духовном мире. В этом плане понятие Франкла «ноэтический уровень» можно рассматривать как более широкое по отношению к тем, что связывают свободу воли с каким-то одним видом духовной жизни.
Ключевые слова: Франкл, Личность
Источник: Григорович Л.А., Педагогика и психология
Материалы по теме |
---|
Особенности формирования личности ребенка в неполной семье Целуйко В. М. Психология современной семьи. – М.: ГИЦ «ВЛАДОС», 2004 |
Диспозициональная теория личности Тертель А.Л., Психология. Курс лекций |
Личностные причины конфликтов Анцупов А.Я., Конфликтология |
Личность как субъект общественных отношений Занковский А.Н., Психология деловых отношений |
Методики определения личностной зрелости Е. П. Ильин: Психология взрослости, 2012 |
Особенности личности подростков Умнова Т.А., Конспект лекций по возрастной психологии |
Развитие личности младшего школьника. Мотивационная сфера младшего школьника Абдурахманов Р.А., Возрастная психология |
История исследований личности Мельник С. Н., Психология личности |
Логотерапии теория Виктора Франкла » Социология молодежи. Электронная энциклопедия
Логотерапии теория В. Франкла — совокупность теоретических положений, обоснованных известным австрийским психологом Виктором Франклом (1905–1997), представляющая собой сложную систему философских, психологических и медицинских воззрений на природу и сущность человека, механизмы развития личности в норме и патологии, а также на пути и способы коррекции аномалий в развитии личности.
Психолог В. Франкл, ставший доктором медицины, практиковал в клинической психиатрии. В годы второй мировой войны он длительное время пребывал в нацистских концлагерях и пережил все их ужасы. В концлагерях прошли проверку и нашли подтверждение его взгляд на человека и философская и психологическая теория личности, которая была лично им выстрадана. По оценке Д. А. Леонтьева (Леонтьев, 1990), никому не удалось столь глубоко, как Франклу, понять психологические корни широко распространенного в современном обществе явления утраты людьми смысла собственной жизни и дать ответы на многие вопросы.
Как отмечает Франкл, «чем более специфичен человек, тем менее он соответствует норме как в смысле средней нормы, так и в смысле идеальной. Свою индивидуальность люди оплачивают отказом от нормальности, а случается и отказом от идеальности. Однако значимость этой индивидуальности, смысл и ценность человеческой личности всегда связаны с сообществом, в котором она существует».
По Франклу, отдельный человек не детерминирован своим происхождением; его поведение нельзя вычислить, исходя из его типа. Такой расчет никогда не будет точным, никогда не «сойдется нацело» обязательно будет какой-то остаток. Этот остаток и выражается в свободе человека избегать ограниченных рамок собственного типа. Истинно человеческое начинается в человеке там, где он обретает свободу противостоять зависимости от собственного типа. Ибо только там, именно в этой свободе, в ощущении своего свободного и ответственного бытия возникает подлинный человек. Чем больше стандартизирована некоторая машина и устройство, тем они лучше, но чем больше стандартизирована личность, чем больше она «растворяется» в своем классе, национальности, расе или характерологическом типе, тем больше она соответствует некоему стандартному среднему и тем ниже она в нравственном отношении.
В современных обществах немалым числом людей ощущается бессмысленность той жизни, которую им приходится вести, нередко без возможности какого-либо реального выбора. Это происходит по самым разным обстоятельствам, когда для человека становится невозможным найти позитивный смысл в жизни. Одной из причин такой ситуации может стать разрушение старых ценностей и традиций, дискредитация «новых» и отсутствие культуры мировоззренческой рефлексии, позволяющей прийти к уникальному смыслу своим, неповторимым путем. Этим во многом объясняются и те социальные патологии, которые широко распространяются в модернизируемом обществе. Франкл предупреждал, что у каждого времени свои неврозы — и каждому времени требуется своя психотерапия. Жизнь никогда и ни для кого не перестает иметь смысл. Человек в состоянии даже безвыходную ситуацию превратить в победу.
Лит.: Ковалева, А. И., Луков, В. А. (1999) Социология молодежи : Теоретические вопросы. М. : Социум. 351с.; Леонтьев, Д. А. (1990) Виктор Франкл в борьбе за смысл // Франкл, В. Человек в поисках смысла. М. : Прогресс. C. 5–22; Франкл, В. (1990а) Общий экзистенциальный анализ // Франкл, В. Человек в поисках смысла. М. : Прогресс. C. 130–283; Франкл, В. (1990b) Основы логотерапии // Франкл, В. Человек в поисках смысла. М. : Прогресс. C. 284–359; Frankl, V. (1979) Der Mensch vor der frage nach dem Sinn. Munchen–Zurich : Piper. 292 S.; Frankl, V. (1987) Logoterapie und Existenzanalyse. Munchen–Zurich : Piper. 302 S.
А. И. Ковалева
Глава 24, часть 2: Теоретические основы логотерапии — PSY321 Текст курса: Теории личности
Когда Франкл учился в медицинском институте, он собирался специализироваться на дерматологии или акушерстве. Однако однокурсник, который знал о широких интересах Франкла, познакомил Франкла с работами Кьеркегора. Этому другу напомнили об акценте Кьеркегора на подлинной жизни, и он убедил Франкла продолжать интересоваться психиатрией. Еще учась в медицинской школе, Франкл прочитал лекцию в Академическом обществе медицинской психологии, вице-президентом которого Франкл был основателем, и впервые употребил термин логотерапия (несколько лет спустя он впервые использовал альтернативный термин экзистенциальный анализ). ; Франкл, 19 лет95/2000). Слово «логос» в переводе с греческого означает «смысл», и эта третья венская школа психотерапии фокусируется на значении человеческого существования и поиске человеком такого смысла. Таким образом, логотерапия фокусируется на человеческой воле-к-смыслу , в отличие от воли к удовольствию Фрейда (стремление удовлетворить желания Ид, принцип удовольствия) или воли к власти Адлера . (стремление преодолеть неполноценность и достичь превосходства; заимствовано у Ницше) (Франкл, 1946/1986, 1946/1992).
Воля к смыслу, по Франклу, является основным источником жизненной мотивации. Это не вторичная рационализация инстинктивных влечений, а смысл и ценности — не просто защитные механизмы. Как красноречиво указывает Франкл:
…что касается меня, то я не хотел бы жить только ради своих «защитных механизмов» и не был бы готов умереть только ради своих «реактивных образований». Однако человек способен жить и даже умереть во имя своих идеалов и ценностей! (стр. 105; Франкл, 19 лет)46/1992)
К сожалению, поиск смысла может потерпеть неудачу. Эта экзистенциальная фрустрация может привести к тому, что Франкл определил как ноогенный невроз (невроз ума или, другими словами, специфически человеческое измерение). Франкл предположил, что когда неврозы возникают из-за неспособности человека найти смысл в своей жизни, ему нужна логотерапия, а не психотерапия. Точнее, им нужна помощь, чтобы найти какой-то смысл в своей жизни, какую-то причину быть. Когда читаешь примеры Франкла о том, как он помогает таким людям, а Франкл приводит множество таких примеров в своих трудах, это кажется таким простым. Но следует помнить, что требуется большой опыт, знания и зрелость, а также способность поставить себя на место другого, чтобы творчески подумать о том, как другой человек может найти смысл в своей жизни. Можно с уверенностью сказать, что многим из нас трудно найти смысл в собственной жизни, и исследования действительно показали, что воля к смыслу вызывает серьезную озабоченность во всем мире (Frankl, 19).46/1992). Чтобы разобраться в этой проблеме, Франкл предложил не спрашивать, чего мы ожидаем от жизни, а скорее понять, что жизнь чего-то ожидает от нас:
Ко мне обратился коллега, пожилой терапевт, потому что не мог смириться с потерей жены, которая умерла два года назад. Его брак был очень счастливым, и теперь он был крайне подавлен. Я спросил его довольно просто: «Скажи мне, что было бы, если бы ты умер первым, а твоя жена тебя пережила?» «Это было бы ужасно», — сказал он. «Как бы пострадала моя жена?» «Ну, видишь ли, — ответил я, — твоя жена избавилась от этого, и это ты пощадил ее, хотя, конечно, теперь ты должен заплатить тем, что выжил и оплакиваешь ее». В этот самый момент его скорби придали смысл — смысл жертвы. (стр. xx; Франкл, 1946/1986)
Последний пункт возвращает нас к рассуждениям Франкла о том, как можно найти смысл жизни: через создание произведения или совершение поступка; переживая что-то или сталкиваясь с кем-то, особенно когда речь идет о любви; или путем выбора своего отношения к неизбежному страданию. Те из нас, кто потерял дорогого человека, знают, как легко это приводит к глубоким страданиям. Франкл уже написал первую версию «Доктор и душа », когда он попал в концлагерь Терезиенштадт, поэтому его взгляды на то, как человек должен выбирать свое отношение к неизбежным страданиям, были подвергнуты испытанию, на которое не мог рассчитывать ни один исследовательский протокол. . Его наблюдения легли в основу большей части Человек в поисках смысла . И его наблюдения за другими, и его собственные реакции в этой невообразимо ужасной и трагической ситуации весьма увлекательны:
…пока мы спотыкались на многие мили, скользя по обледенелым местам, снова и снова поддерживая друг друга, волоча друг друга вверх и вперед, ничего не было сказано, но мы оба знали: каждый из них думал о своей жене… образ жены… Реальный или нет, но взгляд ее был тогда лучезарнее солнца… Меня пронзила мысль: впервые в жизни я увидел истину, воспенную многими поэтами, провозглашенную последней мудростью столько мыслителей. Истина в том, что любовь — это конечная и высшая цель, к которой может стремиться человек. Тогда я уловил смысл величайшей тайны, которую должны передать человеческая поэзия, человеческая мысль и вера: Спасение человека через любовь и в любви . (стр. 48-49; Франкл, 1946/1992)
…Однажды вечером, когда мы уже отдыхали на полу нашей хижины, смертельно уставшие, с суповыми тарелками в руках, вбежал товарищ по заключению и попросил нас выбежать на сборную и увидеть чудесный закат. Стоя снаружи, мы увидели зловещие облака, сияющие на западе, и все небо, полное облаков постоянно меняющихся форм и цветов, от стального синего до кроваво-красного… Затем, после нескольких минут трогательной тишины, один заключенный сказал другому: «Как красиво мир может быть !» (стр. 51; Франкл, 1946/1992)
…Опыт лагерной жизни показывает, что у человека есть выбор действия. Было достаточно примеров, часто героического характера, которые доказывали, что можно преодолеть апатию, подавить раздражительность. Человек может сохранить остатки духовной свободы, независимости ума даже в таких ужасных условиях психического и физического напряжения.
Мы, жившие в концлагерях, помним мужчин, которые ходили по баракам, утешая других, отдавая последний кусок хлеба. Пусть их было немного, но они служат достаточным доказательством того, что у человека можно отнять все, кроме одной вещи: последней из человеческих свобод — выбирать свое отношение в любом данном стечении обстоятельств, выбирать свой собственный путь. (стр. 74-75; Франкл, 19 лет).46/1992)
Франкл считал самым важным аспектом выживания способность находить смысл в своей жизни. Вы нашли смысл в своей жизни? Есть ли у вас цели, которые, по вашему мнению, могут добавить смысла в вашу жизнь? Знаете ли вы лично кого-нибудь, чья жизнь кажется наполненной смыслом, и если да, то как это влияет на них?
Логотерапия как техника
К сожалению, как заметил Франкл, не каждый может успешно осуществить волю к смыслу. Те, кто быстро склонялись к самой смерти, утратили способность верить в будущее; они не могли определить ни одной цели, которая придавала бы смысл их будущему. Такие люди существуют в том, что Франкл назвал экзистенциальным вакуумом. У нас нет инстинктов, которые говорят нам, что мы должны делать, все меньше и меньше традиций, которые говорят нам, что мы должны делать, и мы часто даже не знаем, что мы хотим делать. В этом и заключается необходимость логотерапии. Как метод логотерапия опирается прежде всего на парадоксальное намерение и дерефлексия (Франкл, 1946/1986, 1946/1992). Парадоксальное намерение основано на простой ловушке, в которую часто попадают невротики. Когда человек думает или приближается к ситуации, провоцирующей невротический симптом, такой как страх, он испытывает предвосхищающую тревогу . Эта предвосхищающая тревога принимает форму симптома, усиливающего их тревогу, и так далее. Чтобы помочь людям вырваться из этого негативного цикла, Франкл рекомендует сосредоточить их внимание на том самом, что вызывает их симптомы, даже пытаясь проявить свои симптомы сильнее, чем когда-либо прежде. В результате пациент способен отделить себя от собственного невроза, и в конце концов невроз теряет свою силу.
Подобно тревоге ожидания, люди часто испытывают навязчивую склонность наблюдать за собой, что приводит к гиперрефлексии. Например, люди, страдающие бессонницей, сосредотачиваются на своих попытках заснуть, или люди, которые не могут получать удовольствие от сексуальных отношений, часто сосредотачиваются на своих физических, сексуальных реакциях. Из-за этого интенсивного сосредоточения на сне или оргазме эти самые вещи недостижимы. При дерефлексии пациентов учат не обращать внимания на то, чего они желают. Человек, который не может спать, может читать в постели, и в конце концов он заснет. Человек, который не может наслаждаться интимной сексуальностью, может сосредоточиться на своем партнере, и в результате он должен испытать удовлетворение, которого не ожидал. В сущности, в то время как парадоксальное намерение учит пациента высмеивать свои симптомы, дерефлексия учит пациента игнорировать свои симптомы (Frankl, 19).46/1986).
Логотерапия опирается на парадоксальное намерение и дерефлексию, чтобы сломить упреждающую тревогу, которая часто приводит к неудаче (а затем и к еще большей тревоге). Бывают ли ситуации, когда вы начинаете волноваться или нервничать еще до того, как ситуация начинается? Какие шаги вы предприняли, чтобы вырваться из этого шаблона?
Дополнительные материалы
Виктор Франкл: Логотерапия и поиск смысла человеком
В этом видео [6:46] исследуется школа мысли, основанная Виктором Франклом, называемая логотерапией, которая утверждает, что основной мотивацией человека является актуализация смысла своей жизни. В этом видео рассказывается о его знаменитой работе под названием «9».0027 Человек в поисках смысла .
Источник: https://youtu.be/okJ3KQ4S-ts
Виктор Франкл. Почему самоактуализация — это ерунда
В этом видео [11:42] Виктор Франкл дает одно из своих последних телеинтервью. В этом видео д-р Франкл объясняет, как концепции смысла и самопреодоления логотерапии контрастируют с детерминистскими взглядами современной психотерапии.
Источник: https://youtu.be/OL8DyVusLeE
Ссылки
Текст: Келланд, М. (2017 г.). Теория личности. ООР Commons. Получено 28 октября 2019 г. с https://www.oercommons.org/authoring/22859-personality-theory. Лицензия CC-BY-4.0.
Академия идей. (2016, 26 июля). Виктор Франкл: Логотерапия и поиск человеком смысла. [Видео файл]. Получено с https://youtu.be/okJ3KQ4S-ts. Стандартная лицензия YouTube.
Ноэтические фильмы. (2019, 2 сентября). Виктор Франкл: Почему самоактуализация — это нонсенс. [Видео файл]. Получено с https://youtu.be/OL8DyVusLeE. Стандартная лицензия YouTube.
Глава 24, часть 3: Поиск высшего смысла — PSY321 Текст курса: Теории личности
Кьеркегор считал, что человек никогда не сможет по-настоящему соприкоснуться с бесконечным и абсолютным Богом. Точно так же Франкл говорил о сверхзначении жизни, о чем-то, что идет гораздо глубже, чем логика. Когда Франкл сказал своей дочери, что добрый Господь вылечил ее от кори, его дочь напомнила ему, что добрый Господь дал ей корь в первую очередь. Поскольку детям может быть не так полезно страдание, как взрослым, и даже взрослым трудно найти смысл в действительно ужасных ситуациях, таких как концлагеря нацистской Германии или гулаги бывшего Советского Союза, смысл жизни в более широком смысле контекст человеческого общества часто не очевиден. Но, как говорит Франкл:
Этот высший смысл необходимо превосходит и превосходит конечные интеллектуальные способности человека; в логотерапии мы говорим в этом контексте о сверхсмысле. От человека требуется не терпеть бессмысленность жизни, как учат некоторые экзистенциальные философы, а скорее терпеть свою неспособность понять ее безусловную осмысленность в рациональных терминах. Логос глубже логики. (стр. 122; Франкл, 1946/1992)
Обсуждая значение логотерапии, Франкл подверг критике другие популярные области психологии и психиатрии. Его самая серьезная критика касалась детерминистской природы психоанализа. Франкл горячо верил в свободу человека превзойти самого себя и сделать выбор в любой ситуации. И у него было достаточно опыта, чтобы подкрепить свое мнение: «…Я пережил четыре лагеря — то есть концлагеря — и как таковой я также свидетельствую о том, до какой неожиданной степени человек способен бросить вызов и бросить вызов даже наихудшие условия, какие только можно представить» (стр. 47; Франкл, 19 лет).78). Однако он не отвергал детерминизма полностью. Вместо этого он приписывал детерминизм психологическому измерению, тогда как свобода существует в ноологическом измерении. Он поблагодарил Фрейда и Адлера за то, что они научили нас «разоблачать невротика». Что касается бихевиоризма, Франкл признал, что он помог «демифологизировать» невроз, указав, что не каждая психологическая проблема возникает из-за бессознательных сил раннего детства, и он назвал Павлова, Уотсона и Скиннера великими пионерами. Тем не менее, и психоанализ, и бихевиоризм игнорируют сущностную человечность человека.
Несмотря на свой акцент на отдельном человеке, Франкл не считал логотерапию частью гуманистической психологии (или, по крайней мере, не частью того, что он называл псевдогуманизмом; Frankl, 1978). Он считал, что гуманистическая психология настолько сосредоточена на человечности отдельных людей, что не совсем понимает уникальность каждого человека. Недостаточно просто встретить другого человека. Чтобы быть тронутым на личностном уровне, должен быть элемент любви (любовь к другому человеку, если не более интимная и личная любовь к супругу или ребенку). Как мы увидим, Ролло Мэй также считал, что любовь имеет большое значение в нашей жизни. Акцент, который Франкл делал на любви, может иметь какое-то отношение к его глубокой духовности. Франкл верил в духовное бессознательное, отдельное от инстинктивного бессознательного, описанного Фрейдом (Frankl, 19).48/2000). Чтобы человек испытал подлинное существование, он должен определить, является ли данное явление (мысли, чувства, импульсы и т. д.) инстинктивным или духовным, а затем свободно выбирать, как вести себя или реагировать. Франкл вернулся к хайдеггеровской концепции Dasein, живя согласно пониманию того, что человек связан с Бытием. Хотя эта концепция может показаться напоминающей коллективное бессознательное Юнга, ничто не может быть дальше от истины:
…Невозможно подчеркнуть достаточно сильно, что бессознательное не только не является ни божественным, ни всеведущим, но, прежде всего, бессознательное отношение человека к Богу является глубоко личным. «Бога бессознательного» не следует ошибочно принимать за безличную силу, действующую в человеке. Такое понимание было большой ошибкой, жертвой которой стал К. Г. Юнг. Юнгу следует отдать должное за то, что он обнаружил отчетливо религиозные элементы в бессознательном. И все же он неуместен в этой бессознательной религиозности человека, не поместив бессознательного Бога в личную и экзистенциальную область. Вместо этого он отнес ее к области влечений и инстинктов, где бессознательная религиозность больше не оставалась вопросом выбора и решения. Согласно Юнгу, что-то во мне религиозно, но тогда религиозен не я; что-то во мне влечет меня к Богу, но не я делаю выбор и беру на себя ответственность. (стр. 70; Франкл, 19 лет)48/2000)
Согласно Франклу, наиболее человеческим из всех человеческих явлений является воля к смыслу. Религия или духовность ищет волю-к-конечному смыслу . И снова Франкл полагал, что фрейдистский психоанализ и адлерианская индивидуальная психология не смогли в достаточной мере признать самотрансцендентное качество людей, живущих подлинной жизнью. Именно в изучении аутентичных жизней «психология высоты», как назвал ее Франкл, может обратиться к высшим устремлениям человеческой психики. Другими словами, помимо поиска удовольствия и/или власти, человек ищет смысл (Frankl, 19).48/2000).
Теория личности в реальной жизни: применение теорий Франкла на рабочем месте и в повседневной жизни
В 1989 году Стивен Кови опубликовал книгу «7 навыков высокоэффективных людей» . Книга Кови стала очень популярной, продав миллионы экземпляров и став бестселлером № 1 по версии New York Times. Если бы вы сейчас прочитали первую главу этой книги, она показалась бы вам очень знакомой. Кови представляет очень экзистенциальный подход к пониманию нашей жизни, особенно в отношении проблем, с которыми мы сталкиваемся каждый день. Возможно, поэтому неудивительно, что в главах, описывающих первые две из этих семи привычек, он неоднократно цитирует Виктора Франкла. Действительно, Кови цитирует первые две книги Франкла, оказавшие глубокое влияние на его собственную жизнь, и говорит о том, какое впечатление на Кови произвела встреча с Франклом незадолго до его смерти (см. предисловие Кови в Pattakos, 2004).
Первые две привычки, согласно Кови, таковы: 1) быть активным и 2) начинать с конца. Он кратко описывает опыт Франкла в концентрационных лагерях и ссылается на наиболее часто цитируемое высказывание Франкла о том, что Франкл сам может решить, как его опыт повлияет на него, и что никто не может отнять у Франкла эту свободу. Люди, решившие развить этот уровень личной свободы, безусловно, проявляют инициативу, а не пассивно реагируют на события, происходящие вокруг них и с ними. Не обязательно, конечно, терпеть такие трагические обстоятельства, чтобы стать активным в собственной жизни:
…Именно в обычных повседневных событиях мы развиваем способность справляться с чрезвычайными жизненными трудностями. Это то, как мы берем на себя обязательства и выполняем их, как справляемся с пробками, как реагируем на разгневанного клиента или непослушного ребенка. Это то, как мы смотрим на свои проблемы и на что направляем свою энергию. Это язык, который мы используем. (стр. 92; Кови, 1989)
Кови сравнивает свою привычку начинать, думая о конце, с логотерапией, помогающей людям осознать смысл своей жизни. Кови занимается в основном обучением бизнес-лидеров, поэтому ценность работы для достижения более высокой цели, чем просто поддержание компании в рабочем состоянии изо дня в день, очевидна, особенно для тех, кто заботится о моральном духе сотрудников и контроле качества (см. также 9).0027 Лидерство, основанное на принципах ; Кови, 1990). Когда сотрудники разделяют чувство цели в своей работе, они, вероятно, будут иметь более высокую внутреннюю мотивацию. Подумайте об этом на мгновение. У вас когда-нибудь была работа, которую вы не очень понимали и которая вас не волновала? Вам когда-нибудь задавали такое домашнее задание в школе или колледже? Итак, сколько усилий вы действительно вложили в эту работу или задание?
Оставшиеся привычки Кови: 3) ставить главное на первое место, 4) думать о выигрыше/выигрыше, 5) сначала стремиться понять, а затем быть понятым, 6) синергировать и 7) затачивать пилу. На первый взгляд эти принципы кажутся достаточно прямыми, подчеркивая практические и ответственные действия. Однако что значит «заточить пилу»? Заточка пилы относится к поддержанию наших инструментов в хорошем рабочем состоянии, и мы являемся нашим самым важным инструментом. Кови считает важным регулярно и последовательно, мудро и сбалансированно тренировать четыре измерения нашей природы: физическое, умственное, социальное/эмоциональное и духовное. Инвестируя в себя, мы заботимся о том, чтобы жить настоящей жизнью.
Совсем недавно Кови исследовал свои принципы за пределами делового мира. В 1997 году он опубликовал «7 навыков высокоэффективных семей », книгу, в которой он применяет те же самые 7 привычек к семейной жизни. Кови, безусловно, имеет солидную репутацию семейного человека, отца 9 детей и дедушки 43 детей, и в 2003 году он получил награду за отцовство от Национальной инициативы отцовства. Опираясь в значительной степени на свой обширный личный опыт, Кови использует множество историй, анекдотов и примеров из реальных жизненных ситуаций, чтобы помочь представить контекст проблем, связанных с воспитанием семьи, и то, как мы могли бы лучше всего с ними справиться. Но сначала он вводит простой процесс: иметь четкое представление о том, чего вы хотите достичь, иметь план того, как вы могли бы этого достичь, и использовать компас (ваши собственные уникальные дары, которые позволяют вам быть агентом изменений в вашей жизни). семья). По сути, Кови рекомендует вам подготовиться к развитию семи привычек.
Вместе с семьями меняется и мир, в котором мы живем. Недавно Кови обратился к этому изменению, предложив восьмую привычку (Covey, 2004). Он говорит, что это была не просто важная привычка, которую он раньше упускал из виду, а привычка, которая приобрела новое значение, когда мы полностью вошли в век информации и технологий в двадцать первом веке. Поскольку общение стало намного проще (например, электронная почта), оно также стало менее личным и значимым. Таким образом, потребность в восьмой привычке: найти свой голос и вдохновить других найти свой. По словам Кови, «голос имеет уникальное личное значение». По сути, это то же самое, что найти смысл в своей жизни, а затем помочь другим найти смысл в их собственной жизни. Именно через поиск миссии или цели в жизни мы можем перейти «от эффективности к величию» (Covey, 2004).
В то время как Кови представил подход к личной и профессиональной эффективности (а позже и к величию), который параллелен принципам, изложенным Виктором Франклом, Алекс Паттакос очень прямо применяет теории Франкла как к рабочему месту, так и к повседневной жизни в узниках наших мыслей. : Принципы Виктора Франкла в действии (с предисловием Стивена Кови; Паттакос, 2004). Сам Франкл убеждал Паттакоса опубликовать свою книгу во время встречи в 1996 году. Паттакос, как и Кови, находился под сильным влиянием сочинений Франкла на протяжении всей карьеры Паттакоса. По словам Паттакоса, мы — существа привычки и предпочитаем предсказуемую жизнь в пределах нашей зоны комфорта. Как мир меняется в двадцать первом веке, так и условия, в которых мы работаем, меняются. Паттакос считает, что работа должна быть гуманизирована. Гуманизация работы — это не просто баланс между личной жизнью и карьерой, это попытка почтить нашу собственную индивидуальность и полностью задействовать наш человеческий дух в работе. Проще говоря, это попытка применить воля к смыслу Франкла на нашем рабочем месте (Pattakos, 2004).
Как и Кови, Паттакос представляет семь основных принципов. Они похожи на семь привычек Кови, но в соответствии с намерениями Паттакоса они более тесно связаны с принципами логотерапии и экзистенциальной психологии, описанными Франклом. Семь основных принципов таковы: 1) пользоваться свободой выбора своего отношения, 2) осознавать свою волю к смыслу, 3) определять смысл жизненных моментов, 4) не работать против себя, 5) смотреть на себя со стороны. расстояние, 6) сместить фокус внимания и 7) выйти за пределы себя. Эти принципы включают в себя не только идеи личной свободы и воли к смыслу, но и дерефлексию (принципы 4 и 6) и волю к конечному смыслу (принцип 7). Очевидно, что Паттакос достиг своей цели, применив логотерапию на рабочем месте, но насколько хорошо это приложение работает в реальной жизни?
Паттакос описывает дело офицера службы пробации Государственного департамента исправительных учреждений. Рик, как его называет Паттакос, вырос в приемных семьях и приютах. Однако вместо того, чтобы развивать чувство заботы и беспокойства о других, у которых есть трудности в жизни, Рик называет своих клиентов «личинками». Рик стал бесчувственным и неумолимым, он также впал в глубокую депрессию и тревогу. В целом он чувствует себя потерянным, несчастным и неудовлетворенным и не знает, что с этим делать. По словам Паттакоса, он стал пленником собственных мыслей, и только у него есть ключ к собственной свободе. Проще говоря, ему нужно найти новую работу или найти смысл в той, которую он имеет сейчас. Одна из возможностей для Рика — рассмотреть свои жизненные обстоятельства по отношению к своим клиентам:
… Всякий раз, когда мы останавливаемся на достаточно долгое время, чтобы соединиться с собой, с окружающей средой, с теми, с кем мы работаем, с задачей, стоящей перед нами, с необычайной взаимозависимостью, которая всегда является частью нашей жизни, мы ощущаем смысл. Смысл — это то, кто мы есть в этом мире. И именно мир наполняет нас смыслом. (стр. 157; Паттакос, 2004 г.)
Сделав ответственный выбор искать смысл в своей жизни, не работать против себя, мы можем поставить себя на путь, которого раньше не видели:
Когда мы живем и работаем со смыслом, мы можем создавать смысл, видеть смысл и делиться смыслом. Мы можем выбирать свое отношение к жизни и работе; мы можем выбирать, как реагировать на других, как реагировать на нашу работу и как извлечь максимальную пользу из трудных обстоятельств. Мы можем превзойти самих себя и преобразиться смыслом. Мы можем найти связь со смыслом на работе, в самых необычных местах и с самыми неожиданными людьми. Смысл полон сюрпризов. (стр. 159; Паттакос, 2004)
И, наконец, неважно, какая у нас работа. Это наш выбор, наша свобода:
Какой бы ни была наша конкретная работа, именно работа, которую мы делаем, представляет нас. Когда мы встречаем нашу работу с энтузиазмом, признательностью, щедростью и честностью, мы встречаем ее со смыслом. И какой бы приземленной работа ни казалась в то время, мы можем преобразовать ее со смыслом. Смысл — это наследие жизни, и он доступен нам на работе так же, как и в наших самых глубоких духовных поисках. Мы дышим, следовательно, мы – духовны. Жизнь это; следовательно, это – осмысленно. Делаем, значит работаем.
Наследие Виктора Франкла было наполнено надеждами и возможностями. Он видел человеческое состояние в худшем его проявлении и поведение людей, невыносимое для воображения. Он также видел, как человеческие существа поднимаются до высот сострадания и заботы способами, которые можно описать только как чудесные акты бескорыстия и трансцендентности. В нас есть что-то, что может возвышаться над всем, что мы считаем возможным… (стр. 162; Pattakos, 2004)
Стивен Кови и Алекс Паттакос применили теории Франкла как к работе, так и к нашей повседневной жизни. Как вы думаете, насколько хорошо принципы экзистенциальной психологии могут решить проблемы, с которыми вы сталкиваетесь на работе, дома, в школе и т.