Виктор франкл человек в поисках: Человек в поисках смысла — Виктор Франкл

Виктор франкл человек в поисках: Человек в поисках смысла — Виктор Франкл

Виктор Франкл — Человек в поисках смысла читать онлайн

12 3 4 5 6 7 …114

Виктор Франкл. Человек в поисках смысла

Об авторе

Я видел смысл своей жизни в том, чтобы помогать другим увидеть смысл в своей жизни.

В. Франкл

Широко известно суждение Зигмунда Фрейда, которое он высказал в письме к своей последовательнице и поклоннице Марии Бонапарт: «Если человек задумался о смысле жизни, значит, он серьезно болен». Не менее известно и другое его высказывание: «В своих исследованиях огромного здания человеческой психики я остановился в подвале». Попытки его последователей подняться на «верхние этажи» неизбежно приводили к критической переоценке классического наследия.

Виктор Франкл, увлекшись психоанализом еще в юности, не удовольствовался блужданиями по «подвалу» и создал в итоге собственную теорию, собственную школу, диаметрально противостоящую фрейдистской. В отличие от скептической позиции венского патриарха, именно поиск смысла жизни Франкл назвал путем к душевному здоровью, а утрату смысла — главной причиной не только нездоровья, но и множества иных человеческих бед.

Самая известная книга Франкла так и называется «Человек в поисках смысла». Наверное, именно так можно было бы охарактеризовать и ее автора.

Между Фрейдом и Адлером

Виктор Эмиль Франкл родился 26 марта 1905 года в Вене, где уже в ту пору на квартире доктора Фрейда собирался по средам психологический кружок — прообраз Венского психоаналитического общества. Членов кружка еще можно было пересчитать по пальцам, но в него уже входил ироничный скептик Альфред Адлер, который 6 лет спустя со скандалом покинет ряды фрейдистов, чтобы основать собственную школу. Уже было издано «Толкование сновидений», но почти половина первого тиража еще пылилась на прилавках невостребованной, а в адрес Фрейда и его последователей сыпались критические стрелы.

Впрочем, к тому времени, когда Франкл достиг юношеского возраста и перед ним остро встали проблемы профессионального и личностного самоопределения, психоанализ уже оформился во влиятельное течение и получил широкое признание. Еще школьником Франкл заинтересовался идеями Фрейда, вступил с ним в личную переписку.

Фрейд благоволил к юноше, по его протекции статья 19-летнего Виктора Франкла была в 1924 году опубликована в «Международном журнале психоанализа». Однако молодого человека в не меньшей мере интересовали идеи «отступника» Адлера, создавшего Вторую венскую школу психотерапии (первой по праву считалась фрейдистская).

Еще не получив законченного образования, Франкл примкнул к адлерианцам. Этот этап его научной биографии был отмечен публикацией в «Международном журнале индивидуальной психологии». Впрочем, сотрудничество длилось недолго. В 1927 году на почве очевидных разногласий с коллегами Франкл покинул Общество индивидуальной психологии. Однако эти годы не прошли бесследно. Они наложили отпечаток на все последующее творчество Франкла: практически во всех его трудах присутствуют и Фрейд, и Адлер — как явные и неявные оппоненты.

Фрейд и Адлер уже принадлежат истории, последующее развитие оставило их далеко позади… Штекель удачно определил положение дел, когда заметил, поясняя свое отношение к Фрейду, что карлик, стоящий на плечах гиганта, может видеть дальше, чем сам гигант. В конце концов, хотя индивид может восхищаться Гиппократом и Парацельсом, нет никакой необходимости, чтобы он следовал их предписаниям или методам хирургии.

Психоанализ говорит о принципе удовольствия, индивидуальная психология — о стремлении к статусу. Принцип удовольствия может быть обозначен как воля к удовольствию; стремление к статусу эквивалентно воле к власти. Но где же то, что является наиболее глубоко духовным в человеке, где врожденное желание человека придать своей жизни так много смысла, как только возможно, актуализировать так много ценностей, сколь это возможно, — где-то, что я назвал бы волей к смыслу?

Эта воля к смыслу — наиболее человеческий феномен, так как животное не бывает озабочено смыслом своего существования. Однако психотерапия превращает эту волю к смыслу в человеческую слабость, в невротический комплекс. Терапевт, который игнорирует духовную сторону человека и, следовательно, вынужден игнорировать волю к смыслу, отрицает одно из самых ценных его достоинств.

Пройдя Первую и Вторую венские школы психотерапии, Франкл встал на путь создания собственной — Третьей. Именно так впоследствии назовут созданное им учение. Но должны были пройти еще годы накопления опыта, годы тяжелейших жизненных испытаний, прежде чем юношеские идеи оформились в стройную концепцию.

Иммунитет против нигилизма

О своем юношеском мироощущении Франкл писал: «Будучи молодым человеком, я прошел через ад отчаяния, преодолевая очевидную бессмысленность жизни, через крайний нигилизм. Со временем я сумел выработать у себя иммунитет против нигилизма. Таким образом я создал логотерапию».

Термин «логотерапия» Франкл предложил еще в 20-е годы, впоследствии в качестве равноценного использовал термин «экзистенциальный анализ». «Логос» для Франкла — это не просто «слово», как это обычно понимается в отечественной традиции. (Так, основоположником отечественной психотерапии К.И. Платоновым термин «логотерапия» использовался в значении «лечение словом» — в противовес медикаментозному и хирургическому лечению, то есть как синоним психотерапии; в этом значении термин распространения не получил. В некоторых отечественных работах по коррекционной педагогике термином «логотерапия» обозначается совокупность психотерапевтических методов и приемов, направленных на преодоление речевых нарушений.)

Франкл опирается на более широкое понимание греческой основы: «логос» — это «слово» не просто как вербальный акт, а как квинтэссенция идеи, смысла, то есть это и есть сам смысл. Такая трактовка проясняет многие недоразумения при толковании евангельского текста: «В начале было слово…»

Получив в 1930 году степень доктора медицины, Франкл продолжил работать в области клинической психиатрии, и уже к концу 30-х годов в статьях, опубликованных им в разных медицинских журналах, можно найти формулировки всех основных идей, на основе которых впоследствии выросло здание его теории — логотерапии и экзистенциального анализа.

Еще в 1928 году Франкл основал Центр консультирования молодежи в Вене и возглавлял его до 1938 года. С 1930 по 1938 год он входил в штат Нейропсихиатрической университетской клиники.

В практической сфере он с 1929 года разрабатывал технику «парадоксальной интенции» — психотерапевтического инверсионного метода, ориентированного на подкрепление опасений пациента и достижение лечебного эффекта по принципу «от противного». В 1933 году им было выполнено интересное исследование «невроза безработицы», имеющее (к сожалению!) непреходящее значение, однако упоминаемое ныне редко. «ЕСЛИ ЕСТЬ ЗАЧЕМ…»

Читать дальше

12 3 4 5 6 7 …114

Виктор Франкл «Человек в поисках смысла»

Франкл в качестве аналитика — далеко не для всех. Не каждый читатель потянет такую «трёхэтажную» философию. Да, соб-но, не каждому читателю это и нужно.

Это достаточно сложный автор, — и по умолчанию цельная разносторонняя личность. И он как талантливый «напёрсточник» играет в том числе с классикой Достоевского и Толстого, когда виртуозно вплетает их доктрины в базис своего экзистенциального психоанализа.

Именно по этой причине могу от себя сказать: в некоторых статьях сборник кажется очень размытым и водянистым в контексте основной профессии Франкла непосредственно.

Но в этой туго накрученной сложности смыслов и мотиваций цельного человека заложен свой особый «динамит».

***

Соб-но, что же такое Логотерапия (основная суть его направления) в базисе того что предлагает от себя Франкл?..

Здесь стоит сделать маленькое отступление. Ключевая идея развернуть иную вертикаль психоанализа, — открыть «третью венскую школу психотерапии», — пришла к этому талантливому учёному-практику именно тогда когда ни у Фрейда (с его концептом о подавлении сексуальных желаний) / ни у Адлера (с его индивидуальной психологией) Франкл не нашёл ответы на свои профессиональные вопросы: чем (какими ресурсами и резервами) включать волю уставшему от всех потерянных смыслов пациенту? -Состояние такой глобальной утери в его психотерапии изначально получило термин «экзистенциальный вакуум». И соб-но, именно в таком состоянии приходили к нему с тяжёлыми экзистенциальными кризисами взрослые и подростки, — потенциальные суициденты, — с потерянными ориентирами и выбитой опорой оставшегося существования (ибо Жизнью подобное времяпровождение было в их случае назвать большим преувеличением).

***

Тот логотерапевт (много позже в нулевых нашего века эту прочную проверенную базу подхватили нейролингвисты), который умеет на сессии грамотно выдержать виртуозный философский дискурс, — стоит многого. Франкл, объездив со своими лекциями пол мира (и в профессиональном контексте везде встреченный искренними аплодисментами, — ибо это учение он волею судьбы сначала проверил на крови, боли и отчаянии концентрационных лагерей; сам будучи каторжным заключённым он потерял в этом аду всех своих родных), — Франкл сам много раз пояснял, что его логотерапия разработана далеко не для каждого терапевта. В этом условном уравнении, (он распишет тезисно)

Z = X + Y,

где Z это разработанная им логотерапия; а X и Y — это отношения пациента и врача, — по своей глубокой сути здесь очень важно то обстоятельство, насколько они по своему ментальному уровню подходят друг другу. Во многих статьях Франкл много раз подробно распишет: в моей психотерапии нет статичного алгоритма действий.

Ведь логотерапия — это не столько техника, сколько философия. И в отличие от столь любимых многими манипуляторских ухваток, его концепция не содержит директивных рекомендаций и приемов. На вопрос, существуют ли таковые, Франкл любил отвечать: «Это все равно, что спрашивать гроссмейстера, какой шахматный ход самый лучший». Ведь смысл своей жизни каждый человек открывает для себя сам. Причём данную задачу оба (и пациент, и врач) обязаны решить именно по состоянию на настоящий момент конкретных личных обстоятельств обратившегося за необходимой помощью человека.

Франкл во многих своих статьях, — причём эту тему он разворачивал в своей книге «Психолог в концлагере», — не единожды раскроет совсем не банальную инверсию привычных смыслов. То есть когда человек задаётся вопросами (часто не находя вменяемых ответов): Чего я жду от жизни?.. -На самом деле это ведь путь тупикового ущербного мышления… В своей психотерапии Франкл настойчиво предлагает уметь задавать иной (обратный) вопрос: Чего (решения каких задач и преодоление каких трамплинов) жизнь ждёт от тебя?. .

Точно так же на своих талантливых сессиях он виртуозно находил «ключи» к тем суицидентам, которые апеллируя своей «врождённой свободой» хотели включить зелёный свет всем своим не завершенным действиям. Выставляя как главный адекватный ориентир Ответственность за все свои поступки, — этот аналитик всегда говорил что есть два вида свободы:

«свобода от…» и «свобода для…»

По сути, ничего сложного в этом понимании нет. И главная сложность ведь и состоит в том: умеет ли человек брать ответственность за свою жизнь и свои поступки? Или не умеет?.. (А главное не хочет уметь, — потому что так якобы «проще» рулить в сложных жизненных ситуациях)

***

Право на выбор есть у всякого человека. И каждый день мы делаем тысячу мелочей, — складываем оригинальный конструктор своей уникальной неповторимой жизни, — которые незримо подталкивают к тому или иному исходу. Частица «или» здесь обязательна, — ведь важно учитывать все возможные альтернативы развития событий того или иного человека именно на данный момент его проживания в определенной сетке событий.

В учении Франкла реальность — это открытая система. И Вектор направления «заточен» в обе возможные стороны потенциального развития желаемого сценария.

Да, безусловно, сегодня это закономерно вещают от себя коучи, нлп-спецы и приверженцы когнитивно-поведенческой терапии.

Однако глубокую суть и основной базис этому заложил Франкл в своей логотерапии, — методе свободного открытого разговора с тем пациентом, для которого эта самая свобода потеряла свои привычные ориентиры. И он истово делает всё для того, чтобы освободить себя от жизни и всего груза ответственности и решения задач, которые по умолчанию возложены на взрослого человека.

Да, на своих лекциях Франкл не раз скажет и подробно развернёт этот метод инверсии: «Важно не то, что мы хотим от этой жизни. Важно то, что хочет она от нас». -Какие ставит задачи и с чем мы вынуждены бороться и побеждать в своих каждодневных страхах и сомнениях. И важно здесь помнить ещё один глубокий сакрал, — не раз потверждённый «эмпирическим» путём и жизнью самого Франкла: «Чем труднее нам кажется выбранный путь и чем больше невыносимых препятствий мы вынуждены на нём преодолевать, — тем явственнее и пронзительнее осознание того, — что эта уникальная дорога именно твоя». И, да, безусловно отовсюду можно свернуть и смягчить себе трудности, — но будешь ли после этого «ты» именно тем, кем должен быть?..

***

Во многих статьях этого сборника Франкл пишет, — отчётливо нажимая на эти самоповторы, — что именно в таких страданиях и трудностях есть особый Смысл. Именно так закаляется цельность души и формируются личные Смыслы. Смыслы, не навязанные обществом, — в ключе притёртого и удобного конформизма, — а именно извлечение из всего пережитого своего личного опыта, своих переживаний, своих болей… И своих побед и взлётов.

PS В своей пронзительной книге «Психолог в концлагере» Франкл в самом финале очень тяжёлых откровений выплаканной им души щедро оставил для своего читателя бесценные вещи (и это так или иначе ключевые мысли его экзистенциальной аналитики в контексте уникальности значимого момента, — каким бы он не был): «То, что ты переживаешь, не отнимут у тебя никакие силы в мире».

***

Завершая отзыв на этот ёмкий и очень удачно подобранный сборник статей, здесь следует резюмировать следующее.

Экзистенциальный кризис — это не патология. Ничего необратимо страшного в этом естественном процессе взросления души нет. Это всего лишь естественные вехи адекватного взросления, — и не более того. Правда, проходит зачастую такое взросление под «крышесносящим» надрывом тела и души, — которые ни в коем случае нельзя принижать и обесценивать.

И соб-но, трагический оптимизм Франкла (который так или иначе сквозит в его размышлениях по всему сборнику): мудрое понимание значимости настоящего момента (каким бы он не был по своей силе тяжести) и мудрое понимание возможного выбора из многих альтернативных вариантов. Увы, «мы» порой выбираем не самый лучший из всех возможных…

PS Грамотная визуализация воли, — сегодня (используя в том числе базу Франкла) на этом фундаменте работают все проективные техники, — и возможность собрать себя заново возле нового «Я» из прежних «осколков» разлетевшейся вдребезги личности — это то, чему хотел научить Франкл.

PPS Возможно, у многих по умолчанию талантливых ребят, это получится (в ключе осмысления прочитанного) самостоятельно / без посторонней помощи «извне». И в этом контексте мои личные рекомендации: читать этого автора обязательно. Благо, список (и стилистика) его наследия богат и обширен.

Краткое изложение книги, ключевые уроки и лучшие цитаты

Мудрость

В сентябре 1942 года молодой психиатр оказался в очереди прямо перед нацистским концентрационным лагерем. В то время никто не знал масштабов зверств, совершенных нацистским режимом. Заключенные, которые поначалу думали, что попали в лагерь временного содержания, быстро осознали безнадежность своего положения. У них отобрали личные вещи, головы обрили, на руках вытатуировали порядковый номер — все, что касалось их прошлой жизни, стало неактуальным и, казалось бы, утерянным. Молодой психиатр, несмотря на свое состояние безысходности и нищеты, сумел найти смысл в страданиях.

Это история, которую мы имеем честь прочитать в книге Виктора Франкла «: Человек в поисках смысла ». На протяжении всей книги Франкл рассказывает читателю о том, какой была жизнь обычного заключенного во время Холокоста, и добавляет свой собственный экзистенциальный анализ. Франкл пережил одно из самых ужасных событий в истории человечества. Однако это не помешало ему написать мемуары о своем опыте и разработать новый вид терапии под названием логотерапия. Если жизнь — это страдание, логотерапия Франкла и анализ смысла — это противоядие, в котором мы все нуждаемся. С момента выхода книги в 1947, было продано более 10 миллионов копий и переведено более чем на 24 языка. Вот наши любимые ключевые выводы, примеры и цитаты из вечной классики Man’s Search For Meaning .

Человек в поисках смысла — это исследование того, как человек может найти смысл в самых необычных местах, даже в ужасающих условиях, характерных для концлагерей нацистской Германии. Франкл описывает уроки, которые он усвоил, пережив холокост, и то, как его опыт сформировал его понимание смысла. Воля к смыслу, его культовая логотерапия и истинный смысл жизни мастерски объяснены Франклом. Вот три наших любимых блюда из Человек в поисках смысла .

Воля к смыслу

За три года заключения Франкл обнаружил, что смысл жизни можно найти тремя способами: через работу, через любовь или через страдание. Он назвал эту концепцию Воля к смыслу .

Размышляя о работе, которой он хотел заниматься после освобождения, Франкл терялся в фантазиях о публикации своей книги, развитии своих теорий, связанных с логотерапией, и дальнейшем вкладе в область психологии. Например, когда Франкл впервые прибыл в Освенцим, у него забрали его почти полную рукопись. Он часто представлял себе, как выглядела эта рукопись, и снова и снова писал ее в своей голове. Это был лишь один из способов, которым он нашел некоторый смысл, несмотря на обстоятельства.

Один из самых душераздирающих примеров, которые упоминает Франкл, — это значение его жены. Франкл был разлучен со своей женой, когда они добрались до лагеря. Он понятия не имел, где она и когда увидит ее снова. Мысль о воссоединении с женой постоянно занимала его разум. В некоторые моменты он мог поклясться, что физически ощущал ее присутствие. Он узнает, что его жена умерла в Освенциме, вероятно, менее чем в нескольких милях от того места, где располагались его собственные бараки. Несмотря на это, Франкл выстоял.

Мыслительный процесс Франкла дал ему смысл и помог ему преодолеть невзгоды повседневной жизни в лагерях, в которых он был заключен, Освенциме и Дахау. Вместо того, чтобы думать о жизни, которую он оставил позади, он сосредоточился на поиске смысла в каждом маленьком моменте. Будь то мысль о воссоединении с женой или постоянные размышления об идеях логотерапии, Франкл проводил время, размышляя о том, что имело для него значение . Он нашел смысл в своем состоянии страдания, которое является самим человеческим состоянием.

Логотерапия

Можно утверждать, что Человек в поисках смысла почти полностью посвящен логотерапии Франкла, сначала в демонстрации применения, а затем в книге, объясняющей истинную науку, стоящую за ней. Логотерапия — это школа психологии, которая сосредоточена на том, чтобы помочь людям найти смысл в своей жизни. Эту концепцию также называли «Третьей венской школой психотерапии» в честь предыдущих работ Зигмунда Фрейда и Альфреда Адлера. В отличие от Фрейда и Адлера, Франкл считал, что поиск экзистенциального смысла является главной движущей силой в жизни человека.

Таким образом, Франкл утверждал, что нам нужна терапия, которая фокусируется на экзистенциализме, в первую очередь потому, что мы сильно страдаем, когда наш смысл полностью нам неизвестен. Франкл называл это экзистенциальной фрустрацией — своего рода тревогой, которая причиняет нам большие душевные страдания. Затем это приводит, согласно Франклу, к экзистенциальному отчаянию, то есть к депрессивному состоянию, когда мы вообще сомневаемся в смысле жизни. Франкл подтверждает эту теорию собственным опытом пребывания в концентрационном лагере, повторяя, как часто он видел, как те, кто жил бессмысленно, боролись за выживание.

Цель Франкла при разработке логотерапии заключалась в расширении психоаналитических и индивидуалистических идей, выдвинутых Фрейдом и Адлером. Франкл заметил, что существует центральная сила, которая движет всеми нами, и ни один из психологов до него не касался ее по-настоящему. С тех пор как книга была опубликована в 1947 году, логотерапия помогла тысячам людей преодолеть различные формы психологических страданий. Школа мысли в конечном итоге способствовала созданию когнитивно-поведенческой терапии (КПТ), которая до сих пор используется психологами.

Смысл жизни

Обычное представление о смысле жизни обычно включает в себя неизменную задачу на всю жизнь. Если человек находит смысл стать музыкантом, предполагается, что он занимается изо дня в день. То же самое касается писателей, художников и предпринимателей. Но представление Франкла о значении немного отличается. Франкл утверждает, что вместо того, чтобы придерживаться одного объективного значения, значение не только субъективно, но и постоянно меняется. Чтобы жить осмысленной жизнью, мы должны определить, что имеет для нас значение в каждый момент времени. Существует своего рода внимательность к смыслу — уровень сфокусированного внимания, когда мы должны сосредоточиться на определении того, что мы находим значимым.

Так как же найти смысл? По словам Франкла, это просто изменение точки зрения. Обдумывая наше значение, говорит Франкл, мы часто задаем себе вопрос смысла. Проблема смысла решается гораздо легче, когда мы переворачиваем вопрос, как если бы вместо этого его задавали нам. Фрэнк пишет в последних главах книги «Человек в поисках смысла »: «В конечном счете, человек не должен спрашивать, в чем смысл его жизни, а скорее должен признать, что он он смысл своей жизни.0008 кого спрашивают. Одним словом, каждый человек подвергается сомнению жизнью; и он может ответить на жизнь только тем, что ответит на своей собственной жизнью; на жизнь он может реагировать, только будучи ответственным. Таким образом, логотерапия видит в ответственности саму суть человеческого существования».

Наши цели и стремления со временем меняются, и это нормально. Если жизнь действительно состоит из страданий, мы должны принять те цели, ради которых стоит страдать. И по мере того, как мы боремся с ними и боремся с присущими жизни трудностями, мы находим смысл, который ищем. Франкл развивает именно эту мысль, когда пишет: «Человеку на самом деле нужно не состояние покоя, а скорее стремление и борьба за какую-то достойную его цель».

Если условием жизни является страдание, смысл жизни состоит в том, чтобы делать то, что важно для нас, несмотря на это состояние. Это , что просто.

Возможно, самым шокирующим аспектом работы Франкла является количество деталей, которые он использует, чтобы вспомнить свое пребывание в лагерях. Как можно себе представить, Франкл претерпел много лишений за три года своего пребывания в заключении. Тем не менее, за это время Франкл сумел извлечь максимальную пользу из этой ситуации и использовать ужас, свидетелем которого он стал, чтобы найти что-то большее внутри себя. Вот несколько наших любимых примеров из Человек в поисках смысла .

Выбери свой собственный путь

Когда Виктор Франкл прибыл в Освенцим, он понятия не имел, что происходит и что с ним делать. Он был не одинок в своем замешательстве, так как многие заключенные также не понимали, что они больше не вольны поступать так, как им заблагорассудится. Франкл даже вспоминает, как люди спрашивали, могут ли они взять с собой свои личные вещи, как если бы они путешествовали в отпуск, а не находились в заключении. Только когда им приказали выстроиться в очередь, люди начали осознавать весь ужас своего положения.

Офицеры СС начали выкрикивать приказы, крича на всех, чтобы они выстроились в две шеренги: женщины в одну шеренгу, мужчины в другую. В начале каждой очереди стоял офицер СС, указывающий влево и вправо после беглого осмотра каждого человека. Что он делает? Оценка пригодности каждого заключенного к работе. Послать налево означало конфисковать личные вещи, сбрить волосы и немедленно приступить к работе. Направление направо означало непригодность к работе и смерть в газовой камере. Когда Франкл пишет это, можно представить полную беспомощность ситуации. Однако на протяжении всего этого Франкл оставался спокойным. Он выбрал , чтобы он сохранял сдержанное поведение — его реакция на обстоятельства была единственной вещью, которую он мог контролировать. Франкл блестяще резюмирует это, когда пишет: «У человека можно отнять все, кроме одного: последней из человеческих свобод — выбирать свое отношение к любому данному стечению обстоятельств, выбирать свой собственный путь».

Когда настала очередь Франкла идти впереди очереди, он сделал все возможное, чтобы выглядеть сильным и выносливым. Это сработало, и его отправили на работу. Его готовность принять свое положение вызывает не только восхищение, но и принятие. После этого первого дня, не зная, пошлют ли его направо или налево, убьют ли его или заставят на каторгу, Франкл научился оставаться равнодушным к своим обстоятельствам. Он выбрал свою позицию и двинулся вперед по-своему. Когда представляешь Франкла в таком невозможном положении, на ум приходят слова Эпиктета:

«Обстоятельства не создают человека, они раскрывают его самому себе».

Сила духовности

Несмотря на физические и душевные муки, которым подвергался каждый заключенный, они все же могли испытать глубокое чувство духовности. Излишне чувствительные люди, привыкшие к насыщенной интеллектуальной жизни, сильно страдали внешне, так как обычно были менее выносливы. Однако их внутреннее «я», по словам Франкла, было повреждено гораздо меньше. Есть причина, по которой заключенные меньшего роста все еще могли выжить в лагерях. По этой причине они смогли уйти внутрь себя к жизни внутреннего богатства и духовной свободы.

Сам Франкл делал это, чтобы выжить, и это было единственное, что сохраняло ему жизнь во время особенно трудного марша по снегу. Франкл описывает читателю чистую агонию того дня, когда он маршировал по морозу, на него постоянно кричали нацистские солдаты, которые били людей за медлительность или за то, что они натягивали шапки на уши, чтобы согреться. В этот момент человек, который шел рядом с Франклом, прошептал: «Если бы наши жены могли видеть нас сейчас! Надеюсь, им лучше в своих лагерях и они не знают, что с нами происходит».

Комментарий немедленно заставил Франкла погрузиться в свое воображение. Он представил свою жену, как она разговаривала с ним и улыбалась ему. Такая мысль была простым отвлечением от реальности, но это было прекрасное отвлечение. То, что привело его к открытию, было любовью, которая действительно позволяла тем, кто страдает, выстоять, несмотря на обстоятельства. Даже тогда, в том ужасном марше посреди зимы, Франкл продолжал двигаться вперед, потому что он был способен уйти в себя. Он быстро понял, что, хотя тело можно бить, ломать и заставлять стоять на коленях, дух остается непобедимым. Это была единственная причина, по которой Франкл и немногие другие смогли выжить.

Освобождение ждет всех нас

В течение трех лет Виктор Франкл оставался узником Холокоста. Вскоре после того, как его лагерь был освобожден, Франкл рассказывает историю о прогулке по палаточным лагерям всего через несколько дней после освобождения. Сельская местность вокруг лагеря, в котором он был заключен, была свободной и открытой — вид, который когда-то казался ему безнадежным. В этом состоянии благодарности Франкл не выдержал и упал на колени. Он снова и снова повторял следующую строку:

«Я воззвал к Господу из моей узкой темницы, и Он ответил мне в свободном пространстве».

Эта финальная сцена в фильме «Человек в поисках смысла » не только трогательна, но и иллюстрирует важную мысль. В каждой жизни есть страдание. В нашей карьере, в нашей семейной жизни, в нашем взаимодействии с другими — во всем есть страдание. В жизни каждого человека наступает время, когда Франкл стоял на коленях, глядя на лагерь, который когда-то угрожал лишить его жизни, где мы освобождаемся от своих страданий. Падение Франкла на колени было моментом в его жизни, когда он перестал страдать как физически, так и морально. Он пережил худшее, что могла преподнести ему жизнь, и, пережив это, он освободил себя.

Человек в поисках смысла — это книга о многих вещах. Помимо своего исторического значения, книга представляет собой размышление о смысле и о том, как найти смысл в самых безлюдных местах. Когда Франкл сошел с поезда и попал в лагерь, он сделал выбор. Сам Франкл прекрасно сказал: «Между стимулом и реакцией есть пространство. В этом пространстве наша сила выбирать наш ответ. В нашем ответе лежит наш рост и наша свобода».

Мы сами выбираем, и степень наших страданий полностью зависит от нашей реакции на врожденное состояние страдания. Мы можем выбрать страдание, или мы можем выбрать процветание, несмотря на состояние страдания. Выбор, как говорит Франкл, зависит от нас.

«Когда мы больше не в состоянии изменить ситуацию, перед нами стоит задача изменить себя».

«У человека можно отнять все, кроме одного: последней из человеческих свобод — выбирать свое отношение при любом стечении обстоятельств, выбирать свой путь».

«Не стремитесь к успеху. Чем больше вы стремитесь к нему и делаете его мишенью, тем больше вы будете упускать его. За успехом, как и за счастьем, нельзя гнаться; это должно произойти, и это происходит только как непреднамеренный побочный эффект личной преданности делу, более важному, чем он сам, или как побочный продукт подчинения человеку другому, чем он сам. Счастье должно случиться, и то же самое относится и к успеху: вы должны позволить этому случиться, не заботясь о нем. Я хочу, чтобы вы послушались того, что приказывает вам делать ваша совесть, и продолжали выполнять это в меру своих знаний. Тогда вы доживете до того, чтобы увидеть, что в конце концов — в конце концов, я говорю! — успех будет следовать за вами именно потому, что вы забыли об этом думать» 9.0008

«Но не нужно было стыдиться слез, ибо слезы свидетельствовали о том, что человек обладает величайшим мужеством, мужеством страдать».

«Любовь — это единственный способ постичь другого человека в сокровенном ядре его личности. Никто не может полностью осознать саму сущность другого человека, если он не любит его. Благодаря своей любви он может видеть в любимом человеке существенные черты и черты; и более того, он видит в себе то потенциальное, что еще не осуществилось, но еще должно осуществиться. Кроме того, своей любовью любящий человек позволяет любимому человеку реализовать эти возможности. Заставив его осознать, кем он может быть и кем он должен стать, он реализует эти потенциальные возможности».

«Ненормальная реакция на ненормальную ситуацию — это нормальное поведение».

«В конечном счете, человек не должен спрашивать, в чем смысл его жизни, а скорее должен признать, что спрашивают именно его. Одним словом, каждый человек подвергается сомнению жизнью; и он может ответить на жизнь только тем, что ответит за свою жизнь; на жизнь он может ответить только ответственностью».

«В некотором роде страдание перестает быть страданием в тот момент, когда оно обретает смысл, например, смысл жертвы».

«То, что дает свет, должно выдержать горение».

«Так живите так, как будто вы живете уже во второй раз и как будто вы в первый раз поступили так же неправильно, как собираетесь поступить сейчас!»

«Единственное, чего ты не можешь у меня отнять, — это то, как я реагирую на то, что ты делаешь со мной. Последней свободой человека является выбор своего отношения к любым данным обстоятельствам».

«Впервые в жизни я увидел истину, воспетую многими поэтами, провозглашенную столькими мыслителями как высшую мудрость. Истина в том, что Любовь – это конечная и высшая цель, к которой может стремиться человек. Тогда я уловил значение величайшей тайны, которую должна открыть человеческая поэзия, человеческая мысль и вера: спасение человека — через любовь и в любви».

Read To Lead: ежедневный вызов стоическому чтению

«Размышления» Марка Аврелия: краткое содержание книги, ключевые уроки и лучшие цитаты

«Письма стоика» Сенеки: краткое содержание книги, ключевые уроки и лучшие цитаты и лучшие цитаты

Беседы Эпиктета: краткое изложение книги, ключевые уроки и лучшие цитаты

Энхиридион (Эпиктет): краткое изложение книги, ключевые уроки и лучшие цитаты , Ключевые уроки и лучшие цитаты

«Эго — враг» Райана Холидея: краткое изложение книги, ключевые уроки и лучшие цитаты Массимо Пильуччи: Краткое изложение книги, ключевые уроки и лучшие цитаты

Стоицизм и искусство счастья Дональда Робертсона: Краткое изложение книги, ключевые уроки и лучшие цитаты

Рецензия на книгу: Человек в поисках смысла (Виктор Франкл)

Люди в страдании склонны чувствовать себя безнадежно с глубоким чувством неудачи. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОИСК СМЫСЛА (Frankl, 1984) — полезная книга в такие времена: весьма вероятно, что можно найти решение их депрессивным чувствам, если книгу активно читать.

Написанная австрийским неврологом-психиатром Виктором Франклом, пережившим Холокост, эта книга проста, но насыщенна и полна размышлений. Франкл является основателем логотерапии, формы экзистенциальной психологии. Его книги и выступления, отмеченные несколькими наградами, больше всего вдохновляют на поиск смысла жизни и страданий.

Книга необычайно выделяется тем, что Франкл, рассказывая о случаях из своей жизни в концентрационном лагере Освенцим, представляет замечательную идею о том, как мы можем выбрать, чтобы увидеть цель или смысл в любой ситуации, включая самые тяжелые условия. Он описательно иллюстрирует свой личный опыт и наблюдения за мельчайшими человеческими изменениями, которые вселяют надежду в читателя.

С богатыми первичными и вторичными данными Франкл излагает свои идеи в трех разделах. Используемая качественная методология плавно объединила его мысли в этих трех частях, прояснив слова Ницше: «Тот, у кого есть

почему жить может почти любой как ». В этой книге собраны личный опыт и истории Франкла, ссылки на других экзистенциальных предшественников, цитаты из гуманистических и психоаналитических школ и превосходные образные примеры. В книге использовано много патологических терминов, которые хорошо объяснены автором.

Первый раздел описывает жестокость, с которой сталкивался каждый заключенный в концентрационных лагерях, Франкл был одним из них в течение трех лет. Поняв их «голое существование», Франкл начинает с объяснения того, как заключенный проходит через три основные фазы в лагере, а также как каждая фаза преображает заключенных по сравнению с их прошлой жизнью и как у них развиваются различные патологии. Заключенный находился сначала в состоянии шока, за которым следовала фаза развития апатии, и, наконец, после освобождения заключенные сначала чувствовали себя деперсонализированными, а затем дифференцированно проявляли сильные симптомы.

Здесь Франкл медленно излагает свои первые мысли об этом опыте. Хотя он смягчил язык жестокости, сообщение звучит громко, что это, безусловно, было худшее страдание, которое можно себе представить.

В конце первого раздела активный читатель осознает истинный смысл жизни, любви (изрядно обезличенной в последние десятилетия), а также насколько мы стали неблагодарны к маленьким жизненным благам.

Активный читатель также узнает о «Логотерапии», которую автор пытается объяснить во втором разделе. Характер, смысл и цели хорошо детализированы. Даже тончайшие различия между психоанализом и логотерапией четко определены. Франкл широко вводит каждую концепцию логотерапии (например, экзистенциальный вакуум, ответственность за выживание, экзистенциальную фрустрацию). Он также описывает терапевтический процесс и методы с некоторыми замечательными образными примерами и конкретными случаями. Начинающий терапевт может найти их полезными. Однако он не может объяснить, как можно интегрировать эти техники в традиционный психотерапевтический процесс.

Тем не менее, его настойчивая просьба о регуманизации психотерапии вдохновляет нас на новое направление мысли и практики.

Третий аспект книги предназначен для читателей, желающих применить принципы логотерапии к себе (для начала): его развивает раздел о трагическом оптимизме. Триада боли, вины и смерти хорошо обоснована, хотя практикующему терапевту необходимо дальнейшее интенсивное чтение.

Этот раздел также полезен для терапевта, чтобы понять, как с помощью логотерапии можно эффективно справляться с тревогой ожидания, депрессией, навязчивым поведением, агрессией, неврозом безработицы (и даже воскресным неврозом). Франкл пытается объяснить, почему бессмысленность жизни может быть не патологической, а патогенной. Тем не менее, этот раздел является исчерпывающим для понимания данной информации и, следовательно, предлагает дальнейшее чтение «Трагической триады» для практикующего.

Обосновав идею поиска смысла жизни, эта книга последовательно объясняет, где и как можно найти свое предназначение в жизни — чтение этого раздела книги наверняка подскажет решение каждому отчаявшемуся читателю. Франкл решительно игнорирует конкретную возрастную группу, которой может быть полезна эта книга, потому что он разъясняет, что старость и смерть следует рассматривать не как «конец возможностей и возможностей», а как репертуар всех «актуализированных потенциалов, реализованных смыслов и реализованные ценности».

Он также объясняет, что «страдание не обязательно, чтобы найти смысл». Если бы страдания можно было избежать, смысл заключался бы в нападении на причину страдания; но если это невозможно, осмысленность будет заключаться в изменении нашего взгляда на ситуацию и раскрытии фактического смысла, лежащего «спящим» в этом страдании! Это очень хорошо относится к « Молитва о безмятежности ».

Читатели, знакомые с индийской философией, могут легко связать идеи этой книги с Бхагавад-Гитой (Бхактиведанта Свами Прабхупада, 1978), где Господь Кришна объясняет Арджуне (и, таким образом, всему человечеству) о том, как он может найти смысл в своей ужасной ситуации, как можно по-другому смотреть на его страдания и как можно подняться над безнадежностью и страданием, осознание цели своего существования на земле.

Клинически, как ограничение, в книге отсутствует описание достоверности, процедуры и практики логотерапии. Терапия не позволяет легко проводить количественные исследования: это философский подход к внутреннему миру человека (как его описывает Франкл). Несмотря на недостатки, дух идеи заслуживает внимания.

Недавние исследования также подтвердили идеи Франкла. Thagard (2012) в The Brain and The Meaning of Life утверждает, что наука о мозге имеет значение для фундаментальных вопросов о смысле жизни.

Были обнаружены положительные корреляции между поиском смысла и другими переменными, такими как положительный аффект (King et al., 2006), благополучие (Mascaro and Rosen, 2005) и самооценка (To et al., 2014) . Стегер и др. (2008) обнаружили, что людям не хватает поиска смысла жизни с точки зрения продолжительности жизни (Steger et al., 2007).

Я настоятельно рекомендую эту книгу как первый шаг в экзистенциальную психологию и призываю читателя продолжать читать другие книги Франкла.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *