Википедия значение имени игорь: Игорь — Викисловарь – Игорь (значения) — Википедия

Википедия значение имени игорь: Игорь — Викисловарь – Игорь (значения) — Википедия

Игорь Ольгович — Википедия

И́горь О́льгович (в крещении — Георгий; в иночестве — Гавриил[1]; в схиме — Игнатий[2]; ? — 9 (по другим сведениям, 19) сентября 1147) — сын Олега Святославича, князя черниговского. Святой Русской православной церкви; память: 5 (18) июня (перенесение мощей) и 19 сентября (2 октября). Представитель династии Ольговичей — ветви Рюриковичей, происходящей от Олега Святославича. Князь Новгород-Северский (1139—1146), Великий князь Киевский (1146)[3].

По летописи, князь Игорь был муж храбрый и великий охотник к ловле птиц и зверей, был читатель книг и в книгах церковных учён; роста он был среднего, сухощав, лицом смугл, сверх обычая носил длинные волосы и небольшую узкую бороду.

Перед своей смертью Всеволод Ольгович (внук среднего Ярославича — Святослава) созвал киевлян в Вышгород и объявил младшего брата Игоря своим наследником. 1 августа 1146 года Всеволод умер. Неприязнь к Всеволоду, по всей видимости, послужила для возбуждения ненависти к его брату Игорю и всем Ольговичам.

Игорь, по завещанию покойного брата, вступил на великокняжеский престол, и киевляне на Угорском целовали ему крест (присягнули на верность). Новый князь обещал сменить тиунов — управителей дружины Всеволода, согласовывать с киевлянами назначение новых тиунов, а самих киевлян «имети в правде и любити». Но вскоре из-за нежелания Игоря сместить тиунов в городе началось недовольство. Киевляне тайно предложили престол переяславскому князю Изяславу Мстиславичу (внуку Владимира Мономаха и правнуку младшего Ярославича — Всеволода)[4].

Под Киевом у Надова озера произошла битва между войсками князя Игоря и Изяслава Мстиславича, и киевские войска в разгар сражения перешли на сторону Изяслава. «И розъграбиша кияне с Изяславом дружины Игоревы и Всеволожи: и села, и скоты, взяша именья много в домех и в монастырех»

[5]. Четыре дня Игорь Ольгович скрывался в болотах около Киева, прежде чем был взят в плен 13 августа 1146 года; был привезён в Киев и посажен в «поруб» (холодный бревенчатый сруб, без окон и дверей)[6][7][8]. Его княжение продолжалось две недели. В порубе князь тяжело заболел и был близок к смерти. В этих условиях противники князя разрешили «вырубить» его из заточения и согласно его воле постричь в схиму в Киевском Феодоровском монастыре (постриг совершил Переяславский епископ Евфимий). Но князь выздоровел, оставшись иноком монастыря.

В 1147 году князь Изяслав с митрополитом и тысяцким созвал киевлян на вече к святой Софии. Киевское вече, желая отомстить роду Ольговичей в связи с раскрывшимися планами захватить или убить Изяслава, решило расправиться с князем-иноком. Митрополит и духовенство, особенно брат великого князя — Владимир Мстиславич — старались остановить бессмысленное кровопролитие. Восставшие ворвались в храм во время литургии, схватили молившегося пред иконой Божией Матери (впоследствии — «Игоревский» образ; празднование — 5 июня) Игоря и повлекли его на расправу. Владимиру Мстиславичу удалось отбить Игоря у разъярённой совершенно неуправляемой толпы и довести до двора своей матери, но киевляне выломали ворота, вырвали Игоря из рук защитников, убили, а его обнажённое тело, привязав к ноге верёвку, выволокли и бросили на торговой площади

[4]. Даже мёртвое тело князя подвергли избиению и поруганию. На другое утро князь был погребён в монастыре святого Симеона, на окраине Киева[9][10][11][12][13].

Л. В. Черепнин видел в расправе над Игорем борьбу горожан против складывающейся вотчинной системы наследования столов — киевляне не хотели быть «аки задничи» (принадлежащими заднице — наследству) у Ольговичей[14].

С точки зрения Б. А. Рыбакова, убийство князя Игоря, помимо общей нелюбви широких слоёв населения Киева к Ольговичам, было связано также с тем, что даже в куколе схимника он представлял реальную опасность для нового великого князя Изяслава Мстиславича. Так, спустя полвека племянник Изяслава Мстиславича — Рюрик Ростиславич был пострижен в монахи своим зятем Романом Мстиславичем (внуком Изяслава), но при повороте судьбы расстригся и снова стал князем. Игорь же прошёл все коронационные формальности и даже заключил «ряд» (договор) с киевлянами; была у князя и своя великокняжеская печать, на одной стороне которой был изображён святой Георгий, патрон Игоря, а на другой — святая София, покровительница Киева

[12].

По мнению В. Я. Петрухина, киевляне предпочли одну ветвь княжеского рода — «володимерово племя», потомков Владимира Мономаха и Всеволода Ярославича — другой, черниговским Ольговичам. Поводом поддержать Изяслава против Игоря для киевлян послужило нарушение Игорем «поряда» с киевлянами, нежелание сместить старых тиунов. После вокняжения Изяслава князь и киевляне подозревали Игоря в сговоре с другими Ольговичами с целью возвращения на княжеский стол. Киевляне для оправдания своих деяний обращаются к предшествующему прецеденту — Киевскому восстанию 1068 года. Себя они считают поборниками законной княжеской власти, поскольку расправляются с Игорем как с врагом Изяслава Мстиславича, в отличие от восставших в 1068 году «злых людей», которые, напротив, освободили и возвели на престол противника законного князя, отчего «много зла бысть граду»

[15]. Игоря живым дотащили до княжьего двора и убили там, что имитировало княжий суд. Гибель Игоря Ольговича учёный сравнивает с гибелью двумя столетиями раньше его тёзки и предка — Игоря Старого (Игоря Рюриковича), тоже нарушившего «ряд»[4].

Детей князь после себя не оставил.

Альтернативные мнения[править | править код]

И. Я. Фроянов считает, что «убийство Игоря произошло не на социальной почве, хотя привкус социальности в нем есть несомненный. Нельзя… относиться к нему и как к политическому убийству». Оно носило магический ритуализованный характер, соответствующий языческому сознанию. Убить Игоря и покончить с Ольговичами – одно и то же. Убийство Игоря имело «магический знак пресечения каких бы то ни было попыток Ольговичей сесть на киевском столе…»

[16].

В 1150 году князь Новгород-Северский Святослав Ольгович перенёс мощи своего брата в Чернигов и положил в Спасо-Преображенском соборе.

Во время монголо-татарского нашествия на Русь (1237—1240 гг.) мощи князя Игоря вместе с ракой во избежание их поругания были спрятаны черниговцами под фундамент собора, где пребывают и поныне[17]. Все попытки поднять раку с мощами наверх не принесли желаемого результата в связи с опасностью обрушения несущей стены собора. Рака с мощами святого Игоря находится под спудом, вероятно, возле северной стены.

История в христианском государстве обретала провиденциальный смысл, а государственная власть — сакральную санкцию, поэтому летописцы относились к убийству Игоря Ольговича иначе в сравнении с его языческим тёзкой Игорем Рюриковичем. Деяния киевлян, несмотря на их «оправдательные» отсылки к прецеденту 1068 года, объявляются «беззаконными». Толпа расправилась с князем-монахом без видимой опоры на правовые нормы. Более того, толпа, по летописи, «рүгающесѧ цр҃ьскомо и сщ̑еномү тѣлоу» («надругалась над царским и священным телом»)

[18]. Игорь уподоблялся «святым правоверным царям»[4].

Именем святого Игоря был назван его родной племянник — князь новгород-северский и черниговский Игорь Святославич, будущий герой памятника литературы Древней Руси «Слово о полку Игореве», который, как и его святой дядя, был похоронен в Спасо-Преображенском соборе города Чернигова.

Князь Игорь был канонизирован в родном Чернигове и почитается православии в лике благоверного, а также страстотерпца.

Дни памяти Игоря Ольговича:

  • 19 сентября (2 октября) — день мученической кончины святого благоверного великого князя Игоря Черниговского и Киевского (1147 г.)
  • 5 (18) июня — перенесение мощей святого благоверного великого князя Игоря Черниговского и Киевского (1150 г.). Игоревской иконы Божией Матери (1147 г.)[19]
  • 22 сентября (5 октября) — в соборе Тульских святых (с 1987 года)[20].

Князь Игорь почитается также и в католичестве — он занесён в католические святцы как святой Игорь II, князь Московский[21][22].

Игоревская икона Божией Матери, перед которой молился в последние минуты своей жизни святой страстотерпец великий князь Черниговский и Киевский Игорь Ольгович 19 сентября 1147 года, была помещена в приделе святого Иоанна Богослова в Успенском соборе Киево-Печерской лавры. Икона эта древнего греческого письма с надписью о принадлежности святому Игорю

[19][23][24].

Самые ранние из известных списков иконы — две иконы 2-й половины XVI века (обе в Государственной Третьяковской галерее: одна происходит из собрания Павла Третьякова, другая поступила из Государственного исторического музея). Обе выполнены в Москве, возможно, во времена митрополита Макария (1542—1563), когда в его мастерских создавались повторения древних чтимых икон с точным соблюдением их иконографии и размеров.

Святой Игорь Ольгович. Икона
Тропарь, глас 4:

Наста днесь всечестная память страстотерпца благоверного князя Игоря, созывающая люди в пречестный храм Спасов, идеже радостно сошедшася благочестивых множество молитвенно празднуют святую память твою, и с верою взывают ти: молися, святе, стране Российстей, граду Чернигову и всем православным христианом в мире и благоденствии спастися.

[25]

Другой тропарь, глас 4:

Просветився Божественным крещением, Духа Святаго светлостьми озаряем, Евангелие Христово в сердце твое восприял еси, делом слово Сына Божия исполняя, благоверный княже Игоре, моли всеблагаго Спасителя нашего даровати нам мир, и милость, и спасение душ наших, чтущих честную память твою.

Кондак, глас 6:

Изменил еси земнаго княжения славу во иночества образ смиренный, и страдальчески земное житие скончав, ныне на небесех радуешися, усердне моляся о чтущих тя, Игоре, страдальцев похвало.

Другой кондак, глас 8:

Княжескую диадему обагрил еси кровию твоею, богомудре страстотерпче Игоре, за скиптр крест в руку приим, явился еси победоносец и жертву непорочну Владыце принесл еси себе. Яко бо агнец незлобив от раб убиен был еси, и ныне радуяся предстоиши Святей Троице, молися спастися душам нашим.

Величание:

Величаем тя, страстотерпче святый княже Игоре, и чтем святую память твою, ты бо молиши о нас Христа Бога нашего.

Церковь Святого Игоря Черниговского (Ново-Переделкино), памятник князю Игорю Черниговскому и святителю Филиппу
  1. Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Выбор имени у русских князей в X—XVI вв. С. 561—562.
  2. ↑ По предположению М. Н. Бережкова и Р. В. Зотова. (См. Зотов Р. В. О черниговских князьях по Любецкому синодику. — С. 264.). Предположение подвергли критике Б. А. и Ф. Б. Успенские. По их мнению, в Древней Руси не практиковался обычай давать новые, отличные от иноческих, имена постригающимся в Малую или Великую Схиму, а сведения о христианских именах Игоря недостоверны, поскольку основаны только на сличении данных синодиков позднего происхождения (Успенский Б. А., Успенский Ф. Б. Экскурс III. // Иноческие имена на Руси / Отв. ред. Д.Г. Полонский (Архив РАН). — М.; СПб.: Нестор-История, 2017. — С. 248).
  3. ↑ Игорь Ольгович. Большая биографическая энциклопедия, 2009 (неопр.). Энциклопедии & Словари. Дата обращения 29 октября 2013.
  4. 1 2 3 4 Петрухин В. Я. Древняя Русь: Народ. Князья. Религия // Из истории русской культуры. — М.: Яз. рус. культуры, 2000. — Т. I: (Древняя Русь). — С. 13—410. — (Язык. Семиотика. Культура).
  5. ↑ Полное собрание русских летописей. — 1-е изд.. — СПб., 1843. — Т. 2. Ипатьевская летопись. Стб. 328.
  6. Татищев В. Н. Собрание сочинений: В 8 тт. — Репринт с изд. 1963, 1964 гг. — М.: Ладомир, 1995. — Т. 2. История Российская. Ч. 2-4. — 434 с. — ISBN 5-86218-158-X. — ISBN 5-86218-160-1.
  7. Соловьёв С. М. История России с древнейших времён. — СПб.: Изд. Т-ва «Общественная польза», 1896. — 512 с.
  8. Карамзин Н. М. История государства Российского. — М.: АСТ, 2003. — Т. 2. — 879 с. — ISBN 5-22404-058-2. — ISBN 978-5-2240-4058-2. Архивная копия от 31 октября 2013 на Wayback Machine
  9. ↑ Полное собрание русских летописей. — 1-е изд.. — СПб., 1843. — Т. 2. Ипатьевская летопись.
  10. ↑ Полное собрание русских летописей. — 1-е изд.. — СПб., 1846. — Т. 1. Летопись по Воскресенскому списку.
  11. ↑ Полное собрание русских летописей. — 1-е изд.. — СПб., 1904. — Т. 13. Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновской летописью. Ч. I.
  12. 1 2 Рыбаков Б. А. Пётр Бориславич. Поиск автора «Слово о полку Игореве». — М.: Молодая гвардия, 1991. — 286 с.
  13. В. В. Богуславский. Славянская энциклопедия. Киевская Русь — Московия: в 2 т. — М.: Олма-Пресс, 2003. — 814 с. — ISBN 5-224-02251-7. — ISBN 978-5-2240-2251-9.
  14. ↑ Древнерусское государство и его международное значение / А. П. Новосельцев, В. Т. Пашуто, Л. В. Черепнин, В. П. Шушарин, Я. Н. Щапов. — М. : Наука, 1965. С. 255.
  15. ↑ Полное собрание русских летописей. — 1-е изд.. — СПб., 1843. — Т. 2. Ипатьевская летопись. Стб. 349.
  16. Фроянов И. Я. Древняя Русь IX-XIII веков. Народные движения. Княжеская и вечевая власть. — М.: Русский издательский центр, 2012. — С. 243, 245. — 1088 с. — ISBN 978-5-4249-0005-1.
  17. Поселянин Е. Н. Сказание о святых вождях Земли Русской. — М.: Паломник, 2003. — 400 с. — ISBN 5-37305-125-X. — ISBN 978-5-3730-5125-5.
  18. ↑ Полное собрание русских летописей. — 1-е изд.. — СПб., 1843. — Т. 2. Ипатьевская летопись. Стб. 352—353.
  19. 1 2 Гусева Э. К. Игоревская икона Божией Матери // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2009. — Т. XXI. — С. 159—160. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-038-7.
  20. ↑ Собор Тульских святых (неопр.). Официальный календарь Русской православной церкви. Дата обращения 28 августа 2014.
  21. Cергей Дыбов. День Святого Игоря Черниговского (неопр.) (5 июня 2005). Дата обращения 5 декабря 2017.
  22. ↑ Saint Igor II (фр.), Nominis. Дата обращения 5 декабря 2017.
  23. ↑ Игоревская икона Божией Матери (неопр.). Православный церковный календарь. Дата обращения 5 декабря 2017.
  24. ↑ Игоревская икона Божией Матери (рус.), Церковно-научный центр «Православная энциклопедия». Дата обращения 5 декабря 2017.
  25. ↑ Церковно-славянские шрифты (неопр.). Ирмологий. Дата обращения 5 декабря 2017.
  26. ↑ Храм святого благоверного князя-страстотерпца Игоря Черниговского (Владивосток)
  27. ↑ Храм святого благоверного князя-страстотерпца Игоря Черниговского (Киев)
  28. ↑ Храм святого благоверного князя-страстотерпца Игоря Черниговского (Одесса) (недоступная ссылка)
  29. ↑ Храм святого благоверного князя-страстотерпца Игоря Черниговского (Днепродзержинск)
  30. ↑ Храм во имя Святого князя Игоря Черниговского (Нижний Новгород)
  • Полное собрание русских летописей: Т. 1. Лаврентьевская и Троицкая летописи. — СПб., 1846.
  • Полное собрание русских летописей: Т. 2. Ипатьевская летопись. — СПб., 1843.
  • Полное собрание русских летописей: Т. 7. Летопись по Воскресенскому списку. — СПб., 1856
  • Полное собрание русских летописей: Т. 13. Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновской летописью. Ч. I. — СПб., 1904.

  • Бережков М. Н. Блаженный Игорь Ольгович, князь Новгородсеверский и великий князь Киевский. — М., 2012. — 46 с. — ISBN 978-5-458-14984-6.
  • Богуславский В. В. Славянская энциклопедия. Киевская Русь — Московия: в 2 т. — М.: Олма-Пресс, 2003. — 814 с. — ISBN 5-224-02251-7. — ISBN 978-5-2240-2251-9.
  • Игорь Ольгович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Карамзин Н. М. Гл. XI. Великий князь Игорь Ольгович // История государства Российского : в 3 кн. / изд. И. Эйнерлинга. — 5-е изд. — СПб.: Тип. Э. Праца, 1842. — Т. 1. — С. 89—97.
  • Кузьмин А. В., Пятнов А. П., Э. П. И. Игорь (Георгий) Ольгович // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2009. — Т. XXI. — С. 162—166. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-038-7.
  • Поселянин Е. Н. Сказание о святых вождях Земли Русской. — М.: Паломник, 2003. — 400 с. — ISBN 5-37305-125-X. — ISBN 978-5-3730-5125-5.
  • Пчелов Е. В. Рюриковичи. История династии. — М.: Олма-Пресс, 2003.
  • Рыбаков Б. А. Пётр Бориславич. Поиск автора «Слово о полку Игореве». — М.: Молодая гвардия, 1991.
  • Соловьёв С. М. Гл. IV. События при правнуках Ярослава I, борьба дядей с племянниками в роде Мономаха и борьба Святославичей с Мономаховичами до смерти Юрия Владимировича Долгорукого (1125—1157) // История России с древнейших времён. — СПб.: Изд. Т-ва «Общественная польза», 1896. — 512 с.
  • Татищев В. Н. Собрание сочинений : В 8 т. — Репринт с изд. 1963, 1964 гг. — М.: Ладомир, 1995. — Т. 2. История Российская. Ч. 2—4. — 434 с. — ISBN 5-86218-158-X. — ISBN 5-86218-160-1.
  • Фроянов И. Я. Древняя Русь IX-XIII веков. Народные движения. Княжеская и вечевая власть. — М.: Рус. издат. центр, 2012. — С. 217, 218, 220—222, 224, 226—247, 442. — 1088 с. — ISBN 978-5-4249-0005-1.
  • Экземплярский А. В. Черниговские, князья // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.М., 1896—1918.

Обсуждение:Игорь — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Убрал ничем не подтверждённые измышления анонима на этот счёт, где явно перепутаны Игорь и Георгий. Добавил в соответствии с найденными иноязычными Игорями:

  • испанские: Игор Гонзалес де Гальдеано, en:Igor Astarloa, es:Igor Saavedra Valenzuela, es:Igor Saavedra Gatica…
  • польские: en:Igor Mitoraj
  • словацкие: en:Igor Bališ
  • словенские: sk:Igor Bukovský, sk:Igor Kapišinský, sk:Igor Žofčák, sk:Igor Šemrinec, en:Igor Benedejčič…
  • хорватские: Игор Штимац, de:Igor Sekić, en:Igor Vori
  • чешские: cs:Igor Němec (politik), cs:Igor Němec (lingvista), cs:Igor Chaun

— Worobiew 01:24, 21 октября 2012 (UTC)

Хочу подметить один момент где говорится о скандинавском происхождении от слов Инг, бога плодородия, а он же Ингви и сам Фрейр. Вторая часть имени «Вар», что значит воинственный как говорится у вас, но все упускают нюанс «Вар», так же скандинавская богиня верности и любовных клятв. Если оно и действительно берет скандинавские корни от имени Ингвар, то не кажется ли вам более реальным факт слияния двух богов в одно имя? —37.78.147.199 21:44, 11 ноября 2014 (UTC)

Хочу заметить, что про имя «Игорь» не везде пишется, что оно Скандинавского происхождения. Во многих книгах и источниках я читал, что имя Игорь — Германского происхождения, а некоторые пишут, что оно Славянского происхождения. Так как быть тогда? Может в вики-статье про имя «Игорь» лучше написать, что происхождение имени — «Спорное» ? Russiche Deutscher 17:44, 12 ноября 2014 (UTC)

Скандинавское происхождение имени сомнительно, так как слово Ингви невозможно объяснить из древнескандинавского. Такого слова там просто нет. Не указаны другие предположения. Например, от имени Егор, Угорь, Угор, Икар, и прочие…

92.255.228.66 06:59, 29 июля 2018 (UTC)MuturUtin

  • Ингви(-Фрейр) зафиксирован в древнеисландской (древнескандинавской) литературе. Объяснять ничего не надо. Он просто факт, в отличие от Угря или Угоря. С Икаром — сильная версия в стиле Чудинова. Имеет право на существование, если укажете на аналоги заимствования имён из древнегреческого эпоса до крещения Руси. Сугубо вторичный Егор, извините, абсолютно мимо. Savonarola (обс.) 01:19, 15 августа 2018 (UTC)

Скандинавская этимология[править код]

Если имя скандинавское, то этимология указана однобоко. V принадлежит первому корню, а не второму. Поэтому версия второго корня -varr маловероятна. Скорее второй компонент -arr, который скандинависты выводят из трёх вариантов. Наиболее вероятный из которых прагерманский *harjaz == скандинавский herr

…скандинавского Бога плодородия… …охраняющий имя Бога… Слово «бог» в этом контексте 100% пишется с маленькой буквы. 95.78.28.127 04:02, 17 сентября 2018 (UTC)

Хотелось бы увидеть хоть какой-то источник, подтверждающий даже не версию кельтского происхождения, а хотя бы «В кельтской Бретани имена с «инговым» корнем (Inger, Inge) были широко распространены — известен целый ряд их форм, а также связанных с ними топонимов.»

Кстати, почему значение кельтского «ингова корня» не приведено? Оно известно: https://en.wiktionary.org/wiki/ingen#Old_Irish. Не стыкуется с мужским именем? Нафантазируйте что-нибудь. Простор открывается огромный.

Первая часть имени — Ing — отсылает к одному из имён скандинавского Бога плодородия Фрейра

Вообще-то, Ингви и Фрейр отождествились довольно поздно. В некоторых сагах, имеющих в основе более древнюю традицию — это разные персонажи. Savonarola (обс.) 18:47, 18 января 2019 (UTC)

Ссылки на другие языки[править код]

Почему в этой статье нет ссылок на статьи на других языках? Например, https://en.wikipedia.org/wiki/Igor. Azzimuth (обс.) 11:44, 8 апреля 2019 (UTC)

  • Сейчас уточним, спасибо—Apr1 (обс.) 08:45, 14 апреля 2019 (UTC)

Игорь Википедия

Игорь
Ингвар (др.-сканд. Yngvarr)
Происхождение древнескандинавское
Род мужской
Этимологическое значение «Хранимый Фрейром»
Отчество
  • Игоревич
  • Игоревна
Женское парное имя В скандинавских языках: Инга, Ингрид, Ингеборга; в русском языке: нет.
Производ. формы Игорька, Игорка, Игорёк, Игоряша, Игораша, Игорюха, Игорюша, Горя, Гора, Игоша, Гоша, Гога, Готя, Игуля, Гуля, Игуся, Гуся, Ира[1].
Иноязычные аналоги
Связанные статьи

И́горь — мужское русское личное имя скандинавского происхождения.

По одной из версий, имя Игорь (как и имя Ингвар (Инъгварь), которое летописи отличают от первого, см. Ингвар) произошло от скандинавского имени Ingvarr[4]. Первая часть имени — Ing — отсылает к одному из имён скандинавского Бога плодородия Фрейра, а вторая — Varr — значит «охранять»[5] Таким, образом, дословно имя Ингвар означет «Хранимый Фрейром». Существуют и женские скандинавские имена с тем же корнем: Инга, Ингрид и Ингеборга, которые могут происходить от имени скандинавской богини Фрейи.

По другой, менее распространённой версии, имя Игорь имеет кельтские корни и связано с кельтскими именами Iger, Inger, Ingar, Ingereld, Ingerard. В кельтской Бретани имена с «инговым» корнем (Inger, Inge) были широко распространены — известен целый ряд их форм, а также связанных с ними топонимов. Наличие в Скандинавии большого количества мужских и женских имён с компонентом Ing- в эпоху, предшествующую контактам скандинавов с кельтами, делает эту версию абсолютно безосновательной. Кельтский корень «инг», имеющий значение «дочь, девушка» никакого отношения к образованию скандинавских имён с созвучным корнем не имеет.

Данное имя относится к первым заимствованиям имён в древнерусском языке (дохристианскому периоду истории русских имён), а также к династии Рюриковичей. В связи с тем, что это было одно из имён, употреблявшихся знатью, оно имело в то время ограниченное употребление.

Имя Игорь никак не связано со словом иго[6].

Частотность имени Игорь заметно увеличивалась на протяжении 1899—1969 годов от 0,06 % до 6,1 %[7].

У разных народов имени Игорь соответствуют имена: Iggors, Ingvar, Yngvar, Ігор, Ігар и др.

Чествование имени по церковным правилам: 5 (18) июня (перенесение мощей), 19 сентября (2 октября) (именины).

Русские князья[ | ]

Что означает имя Игорь — значение имени, толкование, происхождение, совместимость, характеристика, перевод

Формы имени Игорь

Часто встречаемые варианты имени: Игорёк, Игоряша, Игорюха, Игорюша, Горя, Игоша, Гоша, Гога, Готя, Игуля, Гуля, Игуся, Гуся, Ира, Игорька, Игорка. Синонимы имени Игорь. Игор, Ингар, Ингвар.

Краткие и уменьшительно-ласкательные варианты: Игорек, Игоряша, Игорюша, Гора, Горя, Игоша, Игорша.

Отчества: Игоревич, Игоревна.

Имя Игорь на разных языках

Рассмотрим написание и звучание имени на китайском, японском и других языках: Китайский (как написать иероглифами): 伊戈爾 (Yī gē ěr). Японский: イゴール (Igōru). Армянский: Իգոր (Igor). Хинди: इगोर (Igōra). Украинский: Ігор. Гуджарати: આઇગોર (Ā’igōra). Английский: Igor (Igor).

Происхождение имени Игорь

Имя Игорь имеет несколько версий происхождения. По самой распространенной версии имя Игорь скандинавское и произошло от имени Ингвар, означающего «воин бога Инга», «хранитель бога-громовержца», «воинственный». Имя на Русь привезли варяги и оно существовало в двух похожих формах: Игорь и Ингварь. В дальнейшем осталось только имя Игорь.

По другой версии, наименее распространенной, имя Игорь произошло от старославянского «игрь», означающего «игра, забава, веселье». Также есть вероятность, что имя образовалось из слова «иго», но она является маловероятной.

Характер Игоря

В детстве Игорь старается найти себе компанию, в которой он бы постоянно играл. Менять эту компанию ему не с руки, потому что хочет быть лидером, но вот необходимыми для этого качествами он не обладает. Игорь может отлично разбираться в проблемах, никогда не паникует, он уравновешен, но предъявляет завышенные требования к окружающим.

С положительной стороны Игоря характеризуют такие черты характера, как энергичность, активность, оптимистичность. Но его гордость и самолюбие не позволяют ему общаться на одном уровне с людьми. Игорю представляется, что они должны быть чуточку лучше, чем есть сейчас, чтобы иметь шанс стать его друзьями.

Тайна имени Игорь

Игорь нередко является талантливым человеком, который способен раскрыть свои способности уже после тридцати. Он горд, любит добиваться всего собственным трудом, не прося ни у кого помощи. Игорь презирает необязательных людей, хотя сам таким же является. 

В семейной жизни такой мужчина ревнив до самозабвения. Игорь стремится занять лидирующие позиции и требует от жены послушания. Она должна делать только так, как хочет он. 

Игорь имеет противоречивый характер. Он может легко приспособиться к обстоятельствам, но является очень упрямым человеком. Он быстро сходится с новыми людьми, но и легко с ними расстается. Игорь расчетливый в поступках и делах. Он любит фантазировать. Он легок на подъем. 
Для Игоря подходят такие профессии, как инженер, токарь, юрист, актер, водитель, журналист, педагог, музыкант.

Астрологические характеристики имени:

Зодиакальность: Близнецы
Цвет имени: серо-голубой
Излучение: 97%
Планеты: Марс
Каменьталисман: берилл
Растение: маргаритка
Тотемное животное: снегирь
Основные черты характера: воля, возбудимость, интуиция

Дополнительная характеристика имени:

Вибрация: 114 000 колеб/с.
Самореализация (характер): 99%
Психика: эгоцентрик
Здоровье: нужно беречь кости и печень

Нумерология имени Игорь

Пока ты молод, чти того, кто немощен и сед,
Чтобы уважали самого тебя на склоне лет.

АттарФарчд-ад-дин

Игорь — славянское имя, заимствованное из скандинавского языка.

Дней поминовения несколько, в том числе 18.06, 02.10.

Личность. Посвященный в князья.

Характеристика имени Игорь по буквам:

И — любовь ко всему прекрасному;

Г — умение жертвовать собой;

О — миссия;

Р— профессионализм;

Ь — мягкость, колебательные тенденции.

Что оначает имя Игорь по нумерологии:

ИГОРЬ = 14793 = 6(Венера).

Цель жизни — обретение гармонии, любви. Проявлены часть линии прошлого, учет прошлого в настоящей жизни. Задействована линия связи с прошлым, с корнями. Нет родового проклятия.

Часть линии будущего задействована также; поиски гармонии уравновешивают эту линию. Она задействуется полностью.

Характеристика имени Игорь с учетом анализа

Игорь ведом свыше, но вероятность верного поиска себя в данном воплощении велика. Он справедлив, умен, но часто теряется в суете земного бытия. Осознавая тщетность выбранного поприща, может резко поменять мировоззрение, являясь по природе духовным лидером, провидцем, победителем.

Он стремится в целом к благополучию, богатству, но покоряет свою плоть высшим духом, и это ему удается!

Сексуальность очень высока. Он великолепный любовник, щедрый, нежный. Семью чтит как наивысшую ценность. Жену обожает. Имена его женщин: Ярослава, Светлана, Герда, Раиса, Руфина, Анна, Ирина, Ираида, Кристина.

Сексуальность имени Игорь

Игорь — очень сложная натура, в сексе идеалистичен и романтичен, ценит постоянство. В сексуальных отношениях ищет совершенство и мечется от одной любовницы к другой.

«Декабрьский» Игорь страстен, он очень отличается, например, от «июльского», который более умерен в своих сексуальных потребностях. «Декабрьский» Игорь эмоционален, может иметь двух—трех любовниц одновременно, назначая каждой разные дни недели для интимных встреч.

«Октябрьский» Игорь любит роскошь, блеск, он способен отправиться в путешествие, завести там роман, нередко с симпатичной иностранкой, зная, что это не может иметь последствий, но домой он всегда возвращается вовремя, голову не теряет.

Игорь, рожденный в августе, непритязателен, не любит усложнять себе жизнь, партнершу подбирает осторожно, стремление к гармонии у него перерастает в сильный порыв. Он умеет делать подарки своим возлюбленным. В чувствах страстен, пылок. Обладает достаточно здравым рассудком и прекрасным чувством юмора, что спасает его в момент разочарований. Он очень искренен и непосредствен в своих желаниях, женщине нетрудно одержать над ним верх. В первом браке интимные отношения с женой складываются не всегда благополучно.

«Всенний» Игорь не выносит непорядочности. Всегда строго придерживается норм морали и требует того же от других. Сексуален, но никогда не становится рабом своих чувств. Для него важно, чтобы женщина его понимала, поддерживала и хвалила.

В сексе Игорь весьма дипломатичен, может склонить женщину к половому контакту так искусно и незаметно, что она и сама не поймет, как это случилось.

«Зимнему» Игорю в любви необходим определенный уровень комфорта, он чувствителен к внешней обстановке, различным запахам (в большей мере это справедливо по отношению к «февральскому» Игорю). Нередко он страдает от неразделенной, безответной любви и вступает в брак, стремясь избавиться от потрясений.

Жена должна быть сильной, волевой, умеющей его озадачить и ставить перед ним цели. Внешне она непремено должна быть привлекательна, но совершенно холодная, умеющая взять на себя быт и материальные проблемы.

Влияние имени Игорь на судьбу

Он свято верит в то, что является единственным, кто знает правду о прошлом, будущем, а значит имеет право на лидерство, которое, по его мнению, будет основано на справедливости, честности и его опыте. Но сюда можно добавить и шантаж, которым он умело пользуется в случае необходимости.

С одной стороны, он правдоискатель, жаждущий справедливости, с другой — величайший страдалец и отчасти мазохист, ищущий для себя переживаний, преодолевая которые чувствует себя настоящим человеком, обладающим такими добродетелями как честность, всепрощение, доброта и терпимость. Он обидчив, раним, завистлив и мстителен, но именно страдания, которые он сам ищет, помогают скрывать свои истинные качества. Надо заметить, что подобная «душевная чистота» даёт ему больше поводов для шантажа тех, кто «проштрафился». Именно среди таких он находит своих друзей, над которыми парит в своей показной чистоте.

Игорь ленив; работа, быт, денежные проблемы, семья, стабильность волнуют его периодически, короткими всплесками, когда заставят близкие или случай подвернётся. 

Ключ к общению с Игорем

Игорь имеет чувство долга и отвественности, а так же чувствителен к похвале, ради этого готов сделать многое.

Характеристика имени Игорь по П.Руже

Характер: 99%

Излучение: 97%

Вибрация: 114 000 колеб./с

Цвет: красный.

Основные черты: воля — активность — нравственность — деятельность.

Тип: мужчины, носящие имя Игорь, всегда идут вперед, не останавливаясь ни перед чем. Напоминают слона, который продирается сквозь чащу, сминая все на своем пути и не обращая внимания на крики ужаса.

Психика: им необходима четко поставленная цель, но предпочитают идти напролом. Не прощают людям их слабости. Это эгоцентрики, которые тем не менее могут посвятить себя служению идее.

Воля: родственники очень рано начинают узнавать, что такое воля этих мальчиков.

Возбудимость: сдерживают свои эмоции.

Скорость реакции: им удается контролировать себя, чтобы не проявить своих чувств, чем, как они считают, могут воспользоваться их враги. Им всегда требуются враги, так как их жизнь — борьба, они признают только одного настоящего друга, и этим другом являются они сами.

Активность: их активность очень велика. В этом отношении они значительно превосходят обычных людей.

Интуиция: могут обходиться без нее.

Интеллект: способны как к анализу, так и к обобщениям. Их умственные способности не бросаются в глаза, так как они не коммуникабельны и не стараются блистать в обществе.

Восприимчивость: очень сдержанны в выражении своих чувств, даже если внутри них бушует вулкан.

Нравственность: с одинаковой строгостью относятся и к себе, и к другим. Не выносят непорядочности.

Здоровье: ведут напряженную жизнь, работают не щадя себя. Их слабые места — кости и печень.

Сексуальность: несмотря на некоторую холодность, очень сексуальны, однако никогда не становятся рабами своих чувств.

Поле деятельности: с юных лет встают на тропу войны, позднее всегда занимают руководящие должности — то ли в торговле, то ли в армий.

Общительность: не любят окружать себя толпой.

Дополнительно: сколько достоинств у таких мужчин — настоящие супермены! Однако жизнь рядом с этими людьми требует огромной смелости и отваги и совсем не выглядит в розовом свете…

Значение имени Игорь для жизни

Игорь — человек упрямый и противоречивый. Вместе с тем он очень общителен, находит общий язык со всеми, обаятелен.

Легко дает обещания, которые потом не выполняет. Склонен к переоценке своих возможностей. Игорь словно соткан из противоречий: он упрям; нов то же время легко приспосабливается к обстоятельствам, быстро сходится с людьми и так же быстро расстается, расчетлив в делах и поступках, хотя может и пофантазировать. Легок на подъем. Много времени уделяет своей внешности, галантен, имеет хороший вкус. Ревнив, устраивает скандалы без всяких на то причин. Не прощает измен. Лидер в семье, самолюбив и раним. От супруги требует полного повиновения, беспрекословного подчинения. Однако он не жесток, умеет платить за добро добром, благороден в поступках, честен и искренен в дружеских отношениях. Игорь ревнив в высшей степени, в браке всегда стремится быть лидером и требует от жены, чтобы та все делала так, как считает нужным делать он. В браке бывает не один раз. Несмотря на развод, продолжает поддерживать близкие отношения с детьми, заботится о них, принимает участие в их жизни, не забывает и о родителях. Особенно близок по духу с матерью. Обожает красивых женщин, не слишком хранит верность супруге, однако и героем-любовником его не назовешь. Игорю не всегда удается реализовать свои способности полностью, поэтому к старости он становится капризным, несговорчивым, вечно чем-то недовольным, ворчливым. Любит поучать, давать советы, назойлив и занудлив.

Значение имени Игорь для секса

Игорь в сексе — идеалист и романтик, ценит постоянство. В интимных отношениях ищет совершенств и мечется от одной любовницы к другой. «Декабрьский» Игорь страстен, он очень отличается, например, от «июльского», который более умерен в сексуальных потребностях.

«Зимнему» Игорю в любви необходим определенный уровень комфорта, он чувствителен к внешней обстановке, различным запахам (в большей мере это справедливо по отношению к «февральскому» Игорю).

Совместимость имени Игорь и отчества

Игорь Алексеевич, Андреевич, Артемович, Валентинович, Васильевич, Викторович, Витальевич, Владимирович, Евгеньевич, Иванович Ильич, Михайлович, Петрович, Сергеевич, Юрьевич идеалист и романтик. Горд и великодушен, положительно настроен к окружающим. Сексуален, любит женщин, из них выбирает наиболее статную, яркую, мечется от одной к другой — ему нравятся многие. Эмоционален, энергичен. Обожает комфорт, роскошь, дорогие вещи, элегантен и умеет пускать пыль в глаза, изображая из себя не того, кто он есть на самом деле Однако умело избегает конфликтов, не любит осложнять ими свою жизнь. Хороший дипломат, знает, где и как себя вести. Любит искусство, природу, восхищается всем прекрасным. Женится в зрелом возрасте, серьезно подходит к выбору супруги, учитывает при этом не только ее внешний вид, но и внутреннее содержание. В семье — независим, неуправляем, властен, руководит супругой. Не придерживается общепринятых правил, живет по своим законам. Превыше всего ценит свои принципы. Рождаются чаще мальчики.

Игорь Александрович, Аркадьевич, Борисович, Вадимович, Григорьевич, Кириллович, Максимович, Никитич, Павлович, Романович, Тарасович, Тимофеевич, Федорович, Эдуардович, Матвеевич, Яковлевич очень раним, тактичен, корректен, предупредителен с женщинами. Умеет ухаживать. Спокоен и умерен в проявлениях чувств на людях, в сексуальных отношениях — страстен и необуздан. Скрывает свою чувственность, считая это слабостью. Ненавидит сцены и скандалы, стремится установить в семье ровные, гармоничные отношения. Коммуникабелен, легко приспосабливается к новым обстоятельствам, может жить в доме супруги вместе с ее родителями и становится для них любимым зятем. Не стремится к богатству, но заботится о благосостоянии семьи, ее будущем. Бережлив и экономен. Непритязателен. В первом браке интимные отношения с женой складываются не всегда благополучно. Второй раз Игорь женится не скоро. От первого брака остается ребенок, которого он любит не меньше, чем детей от второго брака, уделяет ему много внимания. Второй раз женится более удачно, в супруги берет женщину намного младше себя. В первом браке обычно имеет сына, во втором- разнополых детей.

Игорь Богданович, Виленович, Вячеславович, Владиславович, Геннадьевич, Георгиевич, Данилович, Егорович, Константинович, Робертович, Святославович, Янович, Ярославович остроумен, эмоционален, энергичен. Характер у него бойцовский, воинственный. Часто вступает в различного рода полемику, азартен, упрямо отстаивает свое мнение, даже если понимает, что не прав. Слишком независим, восстает против любых ограничений. Испытывает глубокую привязанность к семье, к дому. Поведение и поступки всегда согласовывает с супругой, с близкими людьми. Легко адаптируется в любой обстановке. Прекрасно разбирается в людях, беспристрастен, не придирается к их недостаткам. Влюбчив, нередко страдает от неразделенных чувств, но если женится по любви, то становится самым нежным и преданным супругом. В браке покладист и уступчив, но супругу ревнует, хотя именно у жены бывают основания ревновать его. Имеет сыновей.

Игорь Антонович, Артурович, Валерьевич, Германович, Глебович, Денисович, Игоревич, Леонидович, Львович, Миронович, Олегович, Русланович, Семенович, Филиппович, Эммануилович тщеславен, самолюбив, эгоистичен. Остро нуждается в друге, который поддерживал бы его во всем. Таким человеком чаще всего становится его супруга. В семейных отношениях больше всего ценит стабильность. Он должен быть уверен в том, что у него надежный тыл, что семья его не предаст. Такой Игорь повышенно сексуален, придает большое значение интимным отношениям в семейной жизни, может иметь связи на стороне, но чисто физиологические. Второй брак у этого Игоря более удачен, он старается подавить жену авторитетом, но совершенно не догадывается, что всем в доме, и им в том числе, руководит супруга. В отличие от тезок с другими отчествами, заниматься с детьми не любит. Он обращает на них внимание только в подростковом возрасте, начинает поучать, напутствовать. Рождаются у Игоря разнополые дети, но чаще Дочери.

Игорь Аланович, Альбертович, Анатольевич, Вениаминович, Владленович, Дмитриевич, Николаевич, Ростиславович, Станиславович, Степанович, Феликсович, как правило, интеллектуал, остроумен, находчив. Суетлив, непоседа. Не терпит однообразия. У него золотые руки, но заставить его сделать что-то по хозяйству невозможно — ленив. Зато когда он сам в чём-то заинтересован, делает это быстро и ловко. Слишком независим, поэтому у него часто возникают конфликты с родителями, затем с супругой. Жену выбирает в чем-то похожую на мать. К власти в семье не стремится, полностью зависит от супруги, воспитанием детей не занимается, но привязан к ним. Игорь весел и жизнерадостен, однако очень вспыльчив и эмоционален. Любит утром подольше поспать, злится, когда ему мешают. Игорь не ищет любовных приключений на стороне, но представившейся возможностью воспользуется. Жену ревнует, однако скрывает это чувство, считая его проявлением своей слабости. Очень любит дочь.

Игорь и домашние животные

Игорь как правило с удовольствием заведет в доме собаку, терпеливо и тщательно будет за ней сам ухаживать. Наравне с детьми он радуется успехом своего воспитанника, водит его на выставки, посещает занятия по дрессировке, участвует в соревнованиях. Игорям подходят декоративные собаки средних размеров: колли, сенбернар, цвергшнауцер, шетли.

Собакам Игоря очень подходят клички: Цезарь, Барон, Гарольд, Геофен, Аида, Сиди, Симон.

Популярность и статистика имени

Имя Игорь, которое родители давали сыну при рождении, довольно популярно. На 1000 новорожденных мальчиков это имя получали (в среднем по периодам, Москва):
1900-1909 годы: (не в десятке)
1924-1932 годы: (не в десятке)
1950-1959 годы: 37 (9 место)
1978-1981 годы: (не в десятке)
2008 год: (не в десятке)

Положительные черты имени

Игорь растет неугомонным и подвижным ребенком. Он любит спорт, путешествия, туризм. Игорь одарен острым и проницательным умом, чувством юмора. Он легко сходится с людьми, располагает к себе своим веселым нравом. Игорь может «загореться» любимым делом, стараться быстро достичь нужного результата. Игорь мало подвержен депрессии, унынию. Его психика устойчива.

Отрицательные черты имени

Самолюбие, тщеславие, эгоизм, корыстолюбие. У Игоря противоречивый характер: замкнутость, упрямство и жесткость в общении сочетаются со способностью быстро приспосабливаться к новой обстановке и располагать к себе людей. Игорь ищет общения с сильными и влиятельными людьми. В делах он не всегда достигает успеха из-за неусидчивости и недостатка упорства. Игорь не придает большого значения отношениям с окружающими, может с легкостью расстаться с когда-то любимым человеком.

Выбор профессии по имени

У Игоря деятельная натура. Он пробует свои силы во многих сферах деятельности: предпринимательстве, политике, юриспруденции, военном деле. Его привлекает работа с людьми. Игорь очень честолюбив и любыми средствами готов подняться над своим окружением, чтобы первенствовать во всем и над всеми.

Влияние имени на бизнес

Игорь добивается благополучия находчивостью и смекалкой. У него могут быть большие финансовые проблемы, но в зрелые годы благодаря своей яркой индивидуальности он достигнет успеха в той области деятельности, где требуются оригинальные идеи, и даже разбогатеет, если организует «свое» дело. 

Влияние имени на здоровье

В детстве Игорь часто страдает заболеваниями простудного и вирусного характера, ларингитом и тонзиллитом. Возможны внезапные желудочные колики, воспаления легких с высокой температурой. Игорю могут угрожать несчастные случаи.

Психология имени

Игорь требует к себе внимания и поклонения. Он нуждается в похвале, не терпит явного противостояния, но способен ужиться с человеком, который не выражает открыто своего несогласия с действиями Игоря. Его раздражают те люди, которые медлительны в словах и поступках. Маленького Игоря нужно учить уважать желания и мнения окружающих. 

Известные люди с именем Игорь

Игорь, Ингвар ((ок.878 — 945) великий князь Киевской Руси, по летописи — сын Рюрика, первый русский князь, известный по синхронным византийским и западноевропейским источникам)
Игорь Святославич ((1151—1202) князь новгород-северский, князь черниговский, из рода Ольговичей, сын Святослава Ольговича; главный герой «Слова о полку Игореве»)
Игорь Стравинский (русский композитор, дирижёр и пианист, один из крупнейших представителей мировой музыкальной культуры XX века)
Игорь Бриль (джазовый пианист)
Игорь Северянин (русский поэт «серебряного века»)
Игорь Кио (цирковой артист-иллюзионист)
Игорь Курчатов (советский физик, «отец» советской атомной бомбы; основатель и первый директор Института атомной энергии с 1943 г. по 1960 г., главный научный руководитель атомной проблемы в СССР, один из основоположников использования ядерной энергии в мирных целях. Академик АН СССР (1943))
Игорь Тальков (певец, автор песен, киноактер)
Игорь Кваша (актёр театра и кино, телеведущий, народный артист РСФСР)
Игорь Сорин (поэт, музыкант, артист)
Игорь Грабарь ((1871—1960)русский и советский художник, выдающийся искусствовед, просветитель, музейный деятель)
Игорь Сикорский ((1889–1972)русский и американский авиаконструктор, учёный, изобретатель, философ; создатель первых в мире: четырёхмоторного самолёта «Русский витязь», трансатлантического гидроплана, серийного вертолёта (США, 1940 год))
Игорь «Гарик» Сукачёв (российский музыкант, поэт, композитор, актёр, режиссер, лидер групп «Бригада С» (1986—1994) и «Неприкасаемые»)
Игорь Безродный (выдающийся скрипач, дирижер, педагог)
Игорь Крутой (композитор, певец, продюсер)
Игорь Гусев (российский художник-график)
Игорь Малков (советский конькобежец, Заслуженный мастер спорта СССР (1984))
Игорь Ойстрах ((род.1931) советский и российский скрипач, дирижёр, более десяти лет преподавал в Королевской консерватории в Брюсселе (Бельгия). Обладатель звания Народный артист СССР 1989 года, а также многочисленных музыкальных премий и наград.)

Знаменитые носители имени

Игорь Олегович — великий князь черниговский и киевский; Игорь Святославич — князь новгород-северский, черниговский, его поход на половцев послужил темой для «Слова о полку Игореве»; Игорь Шкляревский — поэт; Игорь Грабарь — живописец; Игорь Стравинский — композитор; Игорь Северянин — поэт; Игорь Ильинский — актер; Игорь Сикорский — авиаконструктор; Игорь Курчатов — физик-ядерщик, основатель Института атомной энергии; Игорь Волк — космонавт. 

Игорь и домашние животные

Игорь как правило с удовольствием заведет в доме собаку, терпеливо и тщательно будет за ней сам ухаживать. Наравне с детьми он радуется успехом своего воспитанника, водит его на выставки, посещает занятия по дрессировке, участвует в соревнованиях. Игорям подходят декоративные собаки средних размеров: колли, сенбернар, цвергшнауцер, шетли.

Собакам Игоря очень подходят клички: Цезарь, Барон, Гарольд, Геофен, Аида, Сиди, Симон.

Популярность и статистика имени

Имя Игорь, которое родители давали сыну при рождении, довольно популярно. На 1000 новорожденных мальчиков это имя получали (в среднем по периодам, Москва):
1900-1909 годы: (не в десятке)
1924-1932 годы: (не в десятке)
1950-1959 годы: 37 (9 место)
1978-1981 годы: (не в десятке)
2008 год: (не в десятке)

Православные именины Игорь празднует

18 июня, 2 октября

Католические именины Игорь празднует

1 октября, 5 октября

Совместимость имени Игорь

Игорь пользуется успехом у женщин и сам уделяет им много внимания. Он любит делать дорогие подарки, умеет эффектно ухаживать. Игорь часто заключает брак по расчету. В семье стремится к лидерству, ревнив. Благоприятен союз с Ангелиной, Вероникой, Еленой, Ириной, Любомилой, Милоликой, Натальей, Оксаной, Ольгой, Томилой.

Несовместимость имени Игорь

Неудачным брак может быть с Анной, Брониславой, Варварой, Дарьей, Сбыславой, Тамарой, Яной. 

Олег — Википедия

Оле́г — мужское русское личное имя, предположительно, восходящее к скандинавскому Hélgi (от др.-сканд. heilagr — «святой», «священный»)[2]. Одно из дохристианских династических имён Рюриковичей[3].

Гипотезы о происхождении имени

По наиболее распространённой версии, имя произошло от древнескандинавского имени Hælgi (Хе́льги) образованного от прилагательного др.-сканд. heilagr — «святой»; в языческие времена — «посвящённый богам»[4][с 1]; его перевод на древнерусский язык — Ольгъ.

Польский языковед Станислав Роспонд в своей работе «Структура и классификация восточнославянских антропонимов»[5] относит имя Олег в ряду других восточнославянских антропонимов «к именным архетипам, не встречающимся где-либо в другом месте». «Некоторые из этих архетипов — пишет Роспонд, — подтверждаются античными источниками… Сюда же следует отнести неправильно признаваемые нордическими формы Олегъ, Ольга, Игорь, Гълѣбъ, Улѣбъ, Дулѣбъ»[6].

История имени

В древнерусской истории имя Олег отождествлялось прежде всего с Вещим Олегом, преемником Рюрика, первым Великим князем Киевским. У последующих Рюриковичей оно стало одним из династических имён, закрепившись у черниговских и новгород-северских князей (ветвь Ольговичей). В период раздробленности русских земель Ольговичи часто выступали противниками и соперниками ветви Мономаховичей, представители которой прочно закрепились на Киевском Великом княжении, а позднее — во Владимиро-Суздальском княжестве и Великом княжестве Московском. Имя Олег, как писал В. А. Никонов, стало одиозным в Киеве, а позднее во Владимире и Москве, но было частым в черниговских владениях и связанных с ними уделах (рязанское и муромское княжества). Носителями имени среди Великих князей Рязанских, например, были Олег Ингваревич Красный и Олег Иванович. К XV веку, после утраты независимости этими княжествами, имя окончательно вышло из именника Рюриковичей[7].

Имя оказалось забытым до второй половины XIX века, когда на волне массового интереса к древнерусской истории, сформировавшегося в русском обществе, оно попало в поле повышенного к нему внимания. Однако оно не использовалось в качестве реального личного имени вплоть до конца XIX века, поскольку Русская православная церковь его не признавала. Имя упоминалось в святцах: ещё в Средние века церковь канонизировала преподобного князя Олега Романовича Брянского, но его крестильным именем являлось Леонтий, а постриг он принял под именем Василий, поэтому церковь не считала мирское имя князя подлинно христианским. Священники, как правило, отказывались крестить новорождённых именем Олег, лишь иногда уступая особо настойчивым родителям. Алла Кторова рассказывала о казусе, случившемся в 1910-е годы в семье высокопоставленного русского военного, настоявшего на крещении своего сына входящим в моду именем Олег. Когда новость о факте крещения дошла до церковных властей, один из иерархов, выражая своё недовольство, резюмировал: «Перекрещивать не потребую, но взыскание на священника наложу» (Парадоксально, но в это время в императорской фамилии уже был носитель имени Олег: так звали одного из сыновей великого князя Константина Константиновича)[8]. Сходная ситуация на рубеже XIX—XX веков была и с другими именами, связанными с русской историей (например, с Игорем, Всеволодом) или с русской литературой (см. Светлана)[9].

После Октябрьской революции отпали ограничения в именовании людей, обусловленные православными канонами: стало возможным давать новорождённым любые имена, невзирая на святцы. Имя Олег, таким образом, вернулось в русский именник.

Распространённость имени

В первые годы советской власти имя оставалось редким, однако оно быстро набрало популярность. Так, по сведениям, собранным А. В. Суперанской и А. В. Сусловой об именах новорождённых ленинградцев в течение нескольких десятилетий, имя Олег в 1920-е—1930-е годы имело частотность 4 ‰ (то есть выявлялись 4 носителя имени в 1000 учтённых). В дальнейшем отмечался рост частотности: у родившихся в 1940-е—1950-е она составляла 25 ‰, в 1960-е—1970-е — 28 ‰. В 1980-е годы частотность снизилась до 15 ‰; Суперанская и Суслова относили имя к категории имён, получивших ограниченное распространение[10].

Статистика, подготовленная В. А. Никоновым по именам новорождённых в 1961 году в нескольких регионах центральной России, показывает, что в начале 1960-х годов горожане отдавали предпочтение имени Олег значительно чаще сельчан. Его частотность в областных центрах колебалась от 27 ‰ (в Костроме) и 29 ‰ (во Владимире) до 48 ‰ (в Пензе) и 56 ‰ (в Курске). На селе обнаруживались значительно более скромные цифры. Лишь в сельских районах Костромской области (15 ‰) частотность была сопоставима с городскими значениями. В сёлах других обследованных областей частотность колебалась от 3 ‰ (в Калужской и Курской областях) и 6 ‰ (в Тамбовской и Ульяновской областях) до 8 ‰ и 9 ‰ (в сельских районах Ярославской и Пензенской областей соответственно)[11].

Именины

20 сентября (3 октября) — день памяти Олега Брянского[12].

См. также

Примечания

Сноски

Использованная литература

  1. Петровский Н.А. Олег (неопр.). Словарь русских личных имён. Грамота.ру (2002). Дата обращения 7 декабря 2017.
  2. Суперанская, А. В. Словарь русских личных имён. — М.: Эксмо, 2006. — (Библиотека словарей). — ISBN 5-699-10971-4.
  3. Тупиков Н.М. Словарь древнерусских личных собственных имён. — М.: Русский путь, 2004. — ISBN 5-85887-199-2.
  4. Lena Peterson. Nordiskt runnamnslexikon (англ.) (pdf) p. 54. Uppsala: Institutet för språk och folkminne (2002). Дата обращения 26 июля 2011. Архивировано 26 августа 2011 года.
  5. С. Роспонд. Структура и классификация восточнославянских антропонимов // Вопросы языкознания. — М.: Наука, 1965. — Вып. 3. — С. 12—18.
  6. Кондратьева Т. Н. Собственные имена в русском эпосе. — Казань: Казанский университет, 1967. — P. 60.
  7. Никонов, В. А. Личное имя — социальный знак // Имя и общество. — М.: Наука, 1974.
  8. Кторова, Алла. Курьёзы имён и фамилий в разных странах мира // «Минувшее…» Язык. Слово. Имя. — М.: Минувшее, 2007. — ISBN 978-5-902073-54-3.
  9. Душечкина, Е. В. Борьба за имя // Светлана. Культурная история имени. — СПб.: Европейский университет в Санкт-Петербурге, 2007. — ISBN 978-5-94380-059-7.
  10. Суперанская, А. В., Суслова, А. В. Статистика имён // О русских именах. — 5-е изд., перераб. — СПб.: Авалонъ, 2008. — ISBN 978-5-90365-04-0.
  11. Никонов, В. А. Личные имена у русских сегодня // Имя и общество. — М.: Наука, 1974.
  12. ↑ Святой с именем Олег (неопр.). Православный календарь. Православие.ру. Дата обращения 28 июля 2011.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *