Виды взаимодействия и их характеристика психология: Вопрос 2. Типы взаимодействия людей

Виды взаимодействия и их характеристика психология: Вопрос 2. Типы взаимодействия людей

Вопрос 2. Типы взаимодействия людей

По результатам направленности обычно выделяют несколько типов вза­имодействия.

Наиболее распространенным явля­ется дихотомическое деление: коопе­рация и конкуренция (согласие и кон­фликт, приспособление и оппозиция).

Кооперация — это такое взаимо­действие, при котором его субъекты достигают взаимного соглашения о пре­следуемых целях и стремятся не нару­шать его, пока совпадают их интересы.

Конкуренция — это взаимодей­ствие, характеризующееся достижени­ем индивидуальных или групповых це­лей и интересов в условиях противо­борства между людьми.

В обоих случаях как тип взаимо­действия (сотрудничество или сопер­ничество), так и степень выраженнос­ти этого взаимодействия (успешное или менее успешное сотрудничество) определяет характер межличност­ных отношений между людьми.

В процессе осуществления этих ти­пов взаимодействия, как правило, про­являются следующие

ведущие страте­гии поведения:

1. Сотрудничество, направленное на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей (реализуется либо мотив кооперации, либо мотив конкуренции).

2. Противодействие, предполагаю­щее ориентацию на свои цели без учета целей партнеров по общению (индивидуализм).

  1. Компромисс, реализующийся в частном достижении целей партнеров ради условного равенства.

  1. Уступчивость, предполагающая жертву собственных интересов для до­стижения целей партнера (альтруизм).

5. Избегание, которое представляет собой уход от контакта, потерю собственных целей для исключения выигрыша другого.

В основу деления на типы могут быть положены также намерения и действия людей,

которые отражают понимание ими ситуации общения. Тог­да выделяют три типа взаимодействий: дополнительное, пересекающееся и скрытное.

Дополнительным называется та­кое взаимодействие, при котором парт­неры адекватно воспринимают пози­цию друг друга.

Пересекающееся — это такое вза­имодействие, в процессе которого парт­нер, с одной стороны, демонстрирует неадекватность понимания позиций и действий другого участника взаимодей­ствия, а с другой, ярко проявляет свои собственные намерения и дей­ствия.

Скрытое взаимодействие включа­ет в себя одновременно два уровня: явный, выраженный словесно, и скры­тый, подразумеваемый. Оно предпола­гает либо глубокое знание партнера, либо большую чувствительность к не­вербальным средствам общения — тону голоса, интонации, мимике и жес­там, поскольку именно они передают скрытое содержание.

  • теория обмена;

  • символический интеракционизм;

  • теория управления впечатлениями;

  • психоаналитическая теория.

Теория обмена: люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможные вознаграждения и затраты. Мы стремимся их уравновесить, чтобы взаимодействие было устойчивым и приятным. Принципы: чем больше вознаграждается определенный тип поведения, тем чаще он будет повторяться; если вознаграждение за определенный тип поведения зависит от каких-либо условий, человек стремится воссоздать их; если вознаграждение велико, человек готов затратить больше усилий; когда потребности человека близки к насыщению, он меньше прилагает усилий для их удовлетворения.

Символический интеракционизм: поведение людей по отношению друг к другу и предметам окружающего мира определяется тем значением, которое они им придают. Взаимодействие рассматривается как непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них. Особенно важны слова.

Теория управления впечатлениями: ситуации социального взаимодействия подобны драматическим спектаклям, в которых актеры стремятся создавать и поддерживать благоприятные впечатления. Люди сами создают ситуации, чтобы произвести хорошее впечатление на других.

Психоаналитическая теория: межличностное взаимодействие, в основном, определяется представлениями и конфликтами раннего детства. Например, лидеры в социальных группах – это олицетворение наших родителей.

По мнению Е.В. Руденского, взаимодействие – это процесс, который складывается из физического контакта, совместного перемещения в пространстве, совместного группового (массового) действия, духовного вербального контакта, невербального информационного контакта.

Особенности взаимодействия субъектов с позиций диалогической методологии: психологическая поддержка друг друга; равное признание активной коммуникативной роли друг друга; равенство психологических позиций субъектов независимо от социального статуса.

Контрольные вопросы

        1. Что лежит в основе взаимодействия людей?

        1. От чего зависит выработка стратегии поведения?

        1. Проанализируйте теории взаимодействия людей и назовите достоинства и недостатки каждой теории.

Типы взаимодействия

В психологии такое понятие как взаимодействие раскрывается, как действия людей, направленные друг на друга. Такие действия могут рассматриваться как совокупность некоторых поступков направленных на достижение своих целей, решение практических задач и реализацию ценностных ориентиров.

Основные типы взаимодействия людей

Выделяются различные типы взаимодействия в зависимости от вызвавшей его ситуации. Именно это и послужило поводом к возникновению их различных классификаций.

Наиболее распространённой является классификация, основанная на результативной направленности.

Типы взаимодействия в процессе общения

  1. Кооперация — это такое взаимодействие, при котором его участники достигают взаимного соглашения о том, как необходимо действовать для достижения общих целей и стараются не нарушать его, пока совпадают сферы их интересов.
  2. Конкуренция — это взаимодействие, которое характеризуется достижением своих личных или общественных целей и интересов в условиях противостояния интересов между людьми.

Типы межличностного взаимодействия зачастую определяют характер взаимоотношений между людьми. В основу деления на типы, можно положить намерения и действия людей, которые указывают на то, как каждый из участников взаимодействия понимает смысл происходящего. В таком случае выделяют ещё 3 типа.

Типы и виды взаимодействия

  1. Дополнительное. Такое взаимодействие, при котором партнеры спокойно и объективно относятся к позиции друг друга.
  2. Пересекающееся. Взаимодействие, во время которого участники, с одной стороны, демонстрируют нежелание понимать позицию и мнение других партнёров по взаимодействию. При этом с другой стороны активно проявляют свои собственные намерения по этому поводу.
  3. Скрытое взаимодействие. Такой тип включает в себя сразу два уровня: внешний, выраженный словестным образом, и скрытый, проявляющийся в помыслах человека. Оно предполагает либо очень хорошее знание участника взаимодействия, либо вашу восприимчивость к невербальным средствам общения.
    К ним можно отнести тон голоса, интонацию, мимику и жесты, в общем, всё то, что может придать разговору скрытый смысл.

Стили и типы взаимодействия их особенности

  1. Сотрудничество. Оно направленно на полное удовлетворение партнёрами по взаимодействию своих потребностей и стремлений. Здесь реализуется один из мотивов приведённых выше: кооперация, либо конкуренция.
  2. Противодействие. Такой стиль предполагает ориентацию на свои цели, без учета при этом каких- либо интересов другой участвующей стороны. Проявляется принцип индивидуализма.
  3. Компромисс. Реализуется в частичном достижении целей и интересов обеих сторон.
  4. Уступчивость. Предполагает принесение в жертву собственных интересов для достижения целей партнера или же отказ от мелких потребностей для достижения какой-либо более значимой цели.
  5. Избегание. Такой стиль представляет собой уход или избегание контакта.
    При этом возможна потеря собственных целей для исключения выигрыша.

Иногда деятельность и общение рассматриваются как две составляющие социального бытия общества. В других случаях общение обозначается как определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность и является её частью. Сама же деятельность представляется нам в виде условия и основания общения. Более того в психологии понятие «взаимодействие» «общение» находятся на том же уровне что и «личность» « деятельность» и являются основополагающими.

Типы взаимодействия в психологии играют огромную роль не только при межличностной коммуникации, но и в процессе развития человека и как следствие, общества в целом. Без общения человеческое общество не смогло бы полноценно функционировать, и мы бы никогда не достигли таких высот социально- экономического развития как сейчас.

 

Статьи по теме:

Коммуникативная компетенция

О многих людях сегодня мы можем услышать, что они не умеют общаться. И дело здесь не только в их поведении или неправильности речи. Чтобы эффективно общаться с окружающими, важно обладать целым набором разнообразных качеств. Именно их принято называть коммуникативной компетенцией. Давайте рассмотрим, что же это за качества.

Невербальная коммуникация

Всем нам известно, что между людьми существует два вида общения — вербальное и невербальное. В первом случае речь идет живом языковом взаимодействии. Во втором случае — о жестах и мимике. Как происходит невербальная коммуникация и можно ли ей научиться? Об этом мы расскажем далее.

Структура общения

Здороваясь и прощаясь, спрашивая о погоде или просто молча глядя на собеседника, мы даже не предполагаем, что наши действия давно поделены и ранжированы. У общения есть своя структура, которая существует уже не первый десяток лет. Из чего же состоит банальный, как казалось, обмен информацией? Это мы и решили выяснить.

Барьеры общения

В жизни каждого человека встречаются такие знакомые, с которыми никак не удается найти общий язык. И часто возникает ощущение, что при общении с такими людьми словно стоит стена. Подобные преграды принято называть барьерами общения. В чем их причина и как разрушить эти барьеры? Подробности читайте далее.

Понимание взаимодействий

Понимание взаимодействий

 

Находка Взаимодействия

Концепция взаимодействие может быть трудным для студентов, плохо знакомых с областью психологии исследований, тем не менее взаимодействия являются часто встречающимся и важным аспектом поведенческих наука. Следующий урок познакомит вас с концепцией статистического взаимодействия, предоставить примеры взаимодействий и показать вам, как обнаружить взаимодействие.

Что является взаимодействием?

Когда два или более независимые переменные участвуют в дизайне исследования, есть еще что рассмотреть чем просто «главный эффект» каждой из независимых переменных (также называемые факторами). То есть влияние одной независимой переменной интересующая зависимая переменная может быть неодинаковой на всех уровнях другая независимая переменная. Другой способ выразить это состоит в том, что эффект одна независимая переменная может зависеть от уровня другой независимой переменной.

Для того, чтобы найти взаимодействия, вы должны иметь факторный план, в котором два (или более) независимые переменные «скрещиваются» друг с другом так, что являются наблюдениями при каждой комбинации уровней двух независимых переменных.

Например, если вы интересовались влиянием практики и уровня стресса на выполнение задач памяти, вы можете решить использовать факторный план. Вы манипулируете практикой попросив участников прочитать список слов один или пять раз . Вы также манипулируете уровнем стресса , используя два условия: в одном (низкий стресс) , участникам сообщают, что количество слов, которые они вспоминают, неважно, а в другом (высокий стресс) участникам говорят что большинство людей могут вспомнить все слова в списке, и что они ожидается, что он тоже сможет это сделать. Ваша зависимая переменная — это число слов, воспроизведенных из списка из 30 слов.

В этот дизайн, вам нужно было бы иметь участников в каждой из четырех ячеек конструкции : низкий уровень стресса и одна практика, низкий уровень стресса и пять методов, высокий стресс и одна практика, и высокий стресс и пять практик. скажем вот что у вас было 25 участников в каждой из этих четырех ячеек.

Сейчас, если два фактора в исследовании (практика и стресс) взаимодействуют, это означает что влияние одного фактора зависит от уровня другого фактора. Давайте вставьте некоторые данные, чтобы увидеть, есть ли взаимодействие в этом исследовании.

В приведенной выше таблице указаны средние значения ячеек, а также предельные средние значения и большое значение, для исследования. Например, среднее количество воспоминаемых слов при низком уровне стресса одно практическое условие равно 8. Это среднее значение ячеек . Однако среднее количество слов, вспоминаемых во всех условиях с низким уровнем стресса (независимо от практики) равно 16. Это предельное среднее .

Итак, есть ли у нас доказательства взаимодействия в этом исследовании? Один из способов ответить на это Вопрос заключается в том, чтобы начать с описания основных эффектов: , если нам нужно пройти квалификацию наши заявления об основных эффектах, говоря «это зависит», тогда у нас есть доказательства того, что может быть взаимодействие . Оказывается, там может быть основным следствием стресса. В условиях сильного стресса вспоминается меньше слов, чем в условиях низкого стресса. Также представляется, что существует основная эффект практики: пять практик приводят к лучшему запоминанию слов, чем всего одна практика. Однако эффект практической переменной зависит на уровне стресса (и наоборот): в условиях низкого стресса, практика, кажется, имеет существенный положительный эффект (в среднем 8 слов вспоминается с одной практикой и 24 слова вспоминается с пятью практиками), но в условиях сильного стресса практика дает лишь небольшой эффект (4 против 6 слова в двух условиях практики соответственно).

Следовательно, у нас есть доказательства взаимодействия в этом исследовании. Конечно, вам понадобится провести соответствующий статистический тест, прежде чем вы сможете сделать вывод, что ваши доказательства достаточно убедительны, чтобы поддержать утверждение о наличии взаимодействия среди населения. Возможно, вы захотите узнать, есть ли другие способы обнаружения это взаимодействие помимо изучения клеточных средств.

Использование графики для обнаружения возможных взаимодействий

Визуально проверка данных с помощью гистограмм или линейных графиков — еще один способ поиска для доказательства взаимодействия. Каждый из приведенных ниже графиков (графики 1-8) изображает иная ситуация в отношении основных эффектов двух независимых переменные и их взаимодействие. Вы можете визуализировать основные эффекты и эффекты взаимодействия (если они есть) на обоих линейных графиках, как нарисовано и на гистограммах, которые становятся видимыми при наведении курсора на «Просмотр В качестве гистограммы « кнопка.


Упражнение

Изображение данные из примера задачи (влияние практики и ударения на слово вспомнить) как гистограмму, так и линейный график. Есть ли доказательства возможного взаимодействие? Откуда вы знаете?

Социальное взаимодействие | Психология Вики

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Социальная психология: Альтруизм · Атрибуция · Отношения · Соответствие · Дискриминация · Группы · Межличностные отношения · Послушание · Предрассудки · Нормы · Восприятие · Индекс · Контур


Социальное взаимодействие — это динамичная изменяющаяся последовательность социальных действий между людьми (или группами), которые изменяют свои действия и реакции в результате действий своего партнера (партнеров) по взаимодействию. Другими словами, это события, в которых люди придают значение ситуации, интерпретируют то, что имеют в виду другие, и реагируют соответствующим образом.

В социальных науках социальное отношение , отраженное в социальном взаимодействии , относится к отношениям между двумя (т. е. диадой), тремя (т. е. триадой) или более индивидуумами (например, социальной группой). Социальные отношения, производные от индивидуальной деятельности, составляют основу социальной структуры.

Социальные взаимодействия можно разделить на:

  • случайный (также известный как социальный контакт) — незапланированный и, вероятно, не повторяющийся. Например, спросить у незнакомца дорогу или у продавца о наличии товара.
  • повторяется — не запланировано, время от времени должно происходить. Например, время от времени случайно встречая соседа во время прогулки по своей улице;
  • регулярный — не запланированный, но очень распространенный, может вызвать вопросы при пропуске. Каждый рабочий день встречаться со швейцаром или охранником на рабочем месте, каждый день обедать в одном и том же ресторане и т. д.
  • регламентировано — запланировано и регламентировано таможней или законом, обязательно вызовет вопросы при пропуске. Взаимодействие на рабочем месте (приход на работу, собрания персонала и т. д.), в семье и т. д.

В социологической иерархии социальное взаимодействие более развито, чем поведение, действие, социальное поведение, социальное действие и социальный контакт, и, в свою очередь, затем следует более продвинутая концепция социальных отношений. Другими словами, социальные взаимодействия, состоящие из социальных действий, составляют основу социальных отношений.


Итак, формы социальных отношений и взаимодействия в [[[социальной психологии]], социологии и антропологии можно описать следующим образом: первое и самое основное — это звероподобное поведение, т. е. различные физические движения тела. Затем идут действия — движения со смыслом и целью. Кроме того, есть социальное поведение или социальные действия, направленные (прямо или косвенно) на других людей и требующие ответа от другого агента. Далее идут социальные контакты, пара социальных действий, формирующих начало социальных взаимодействий. Социальные взаимодействия, в свою очередь, составляют основу социальных отношений. Это представлено графически ниже:

Эти подразделения показаны в таблице ниже:

Физическое движение Значение Направлено на других Ждать ответа Уникальное/редкое взаимодействие Взаимодействия Случайное, не запланированное, но повторное взаимодействие Обычный Взаимодействия, описанные законом, обычаем или традицией Схема социальных взаимодействий
Поведение Да
Действие Да Да
Социальное поведение Да Да Да
Социальная акция Да Да Да Да
Социальный контакт Да Да Да Да Да
Социальное взаимодействие Да Да Да Да Да Да
Повторное взаимодействие Да Да Да Да Да Да Да
Регулярное взаимодействие Да Да Да Да Да Да Да Да
Регулируемое взаимодействие Да Да Да Да Да Да Да Да Да
Социальные отношения Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да

== Формы социального взаимодействия, представляющие интерес для психологов, включают:

  • Агрессивное поведение
  • Запугивание
  • Разрешение конфликта
  • Поощрение
  • Прощение
  • Физический контакт
  • Ненасилие
  • Виктимизация
Основная статья: Аспекты социального взаимодействия, связанные с развитием

Содержание

  • 1 См. также
  • 2 Ссылки и библиография
  • 3 Ключевые тексты
    • 3.1 Книги
    • 3.2 Бумаги
  • 4 Дополнительный материал
    • 4.1 Книги
    • 4.2 Бумаги
  • 5 Внешние ссылки

См. также

  • Формы деятельности и межличностные отношения
  • Межличностное взаимодействие
  • Взаимодействие#Социология
  • Межличностное влечение
  • Мир
  • Психодинамика
  • Самоконтроль (личность)
  • Социальная тревожность
  • Социальное познание
  • Социальные сети
  • Анализ социальных сетей
  • Сети социальной поддержки
  • Символический интеракционизм

Ссылки и библиография

Ключевые тексты

Книги

  • Барон, Р.А. и Бирн, Д. (1984) Социальная психология: понимание человеческого взаимодействия, 4-е изд., Бостон, Массачусетс: Allyn & Bacon.
  • Гахаган, Дж.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *