Виды соц власти: понятие, назначение, виды, система. Государственная власть как вид социальной власти.

Виды соц власти: понятие, назначение, виды, система. Государственная власть как вид социальной власти.

Содержание

Власть как социальное явление — Научные и учебные работы

метки: Общество, Человек, Отношение, Подчинение, Жизнь, Познание, Политический, Социальный

Содержание 1. Введение 2. Власть как социальное явление 3. Теория власти и властных отношений 4. Особенности политической власти 5. Заключение 6. Список использованной литературы 14 Введение Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение понятия власти, её сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.

Разгадка феномена власти, приращение всякого нового знания о природе власти и механизмах властвования является едва ли не самой главной задачей политологии. Первые попытки разобраться в парадоксах и механизмах политической власти были предприняты ещё в ранний период политической истории Индии, Китая и Греции.

Например, то, что древнегреческое «архе», обозначавшее «власть» или «главенство», имело и другое значение – первоначало или первопричина, по-видимому, было не случайным совпадением, но смутной догадкой о природе власти.

Парадокс политической власти, способной оборачиваться для человека одновременно и целесообразной силой, и злой волей, во все времена занимал умы философов и писателей. Аристотель и Шекспир, Гете, Ницше и Достоевский, Фуко и Кафка в философских категориях или художественных образах пытались приоткрыть завесу над этим, далеко еще не познанным, феноменом жизни общества и человека.

Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Власть необходима, прежде всего, для воспроизводства человеческого рода Семейно-родовая форма власти наблюдалась у кочевых народов Казахстана. С развитием оседлости постепенно утверждалась племенная власть Формирование власти территориальной обусловлено необходимостью организации общественного производства, которое немыслимо без подчинения всех участников единой воле, а также потребностью регулирования социальных отношений между людьми.

С появлением классов и государства кровные родовые связи были разрушены, моральный авторитет старейшины рода сменился авторитетом публичной власти, которая отделилась от общества и встала над ним. 1.

Власть как социальное явление

Понятие «власть» в обыденной жизни и в научной литературе употребляется в самых разных смыслах.

Философы говорят о власти над объективными законами общества, социологи — о власти социальной, экономисты — о власти хозяйственной, юристы — о государственной власти, политологи — о политической власти, естествоиспытатели — о власти над природой, психологи — о власти человека над самим собой, родители — о семейной власти, богословы — о власти от Бога и т. д. и т.п. Используется понятия законодательной, исполнительной и судебной власти.

11 стр., 5046 слов

Познание мира, общества, человека

… все существующее — мир в целом, общество, человек и само познание. Источником и способом … определенном экономическом базисе. Например, современная политическая структура общества не могла возникнуть в … познания и его специфику по отношению к другим видам познания. К … власть, благо, идеал, совесть и т.д. Следует также отметить, что в плане сугубо биологическом органы чувственного отражения у человека …

Одни считают, что власть означает реальную способность одного из элементов существующей системы реализовать собственные интересы в ее рамках, и в этом смысле власть есть осуществление влияния на процессы, происходящие внутри системы. Другие считают властью результаты, продукт некоторого целенаправленного влияния. Третьи полагают, что власть представляет собой такие взаимные отношения между людьми или группами людей, сущность которых заключается во влиянии, воздействии, что это стремление к достижению равновесия.

Власть есть присущее обществу волевое отношение между людьми. Власть необходима, подчеркивал Аристотель, прежде всего, для организации общества, которое немыслимо без подчинения всех участников единой воле, для поддержания его целостности и единства. Можно ли в таком случае дать научное определение власти? Ряд социологов и политологов за говорят о ее таинственности, о том, что в своей политической форме «власть ставит наиболее грозную загадку», само понятие власти смутно и неопределенно и т. п. Исторический опыт показывает, что там, где появляется необходимость в согласованных действиях людей (будь то отдельная семья, группа, социальный слой, нация или общество в целом), там происходит подчинение их деятельности достижению определенных целей.

В этом случае определяются ведущие и ведомые, властвующие и подвластные, господствующие и подчиненные. Мотивы подчинения весьма разнообразны. Они могут быть основаны на заинтересованности в достижении поставленной цели, на убеждённости в необходимости выполнения распоряжений, на авторитете властвующего и, наконец, просто на чувстве страха перед нежелательными последствиями в случае неподчинения.

Сами мотивы имеют большое значение для эффективности власти и ее долговечности. Здесь важно подчеркнуть, что властные отношения объективно присущи общественной жизни. Это своеобразная плата за жизнь в обществе, ибо жить в обществе и быть свободным от его правил невозможно. Другими словами, без отношений власти человеческая цивилизация невозможна.

6 стр., 2817 слов

Современная власть и философия управления

СОДЕРЖАНИЕ Введение……………………………………………………………………………….3 Глава 1. Природа политической власти и концепции теорий власти…………….11 1.1. Теория власти: методология, традиции и современное состояние…………..11 1.2. Различные концепции теорий власти………………………………………….18 1.3. Современная теория власти в свете теоретико-методологических исследова-ний………………………………………………………………………..26 Глава 2. Особенности …

Любое общество не может нормально существовать, если любому представляется беспрепятственно творить произвол. Как отмечал Вл. Соловьев: «Требование личной свободы, чтобы оно могло осуществиться, уже предполагает стеснение этой свободы в той мере, в какой она в данном состоянии человечества несовместима с существованием общества или общим благом. Эти два интереса, противоположные для отвлеченной мысли, но одинаково обязательные нравственно, в действительности сходятся между собой.

Из их встречи рождается право». Власть вовсе не является непременно результатом только насилия, подавления одной личности другой. Замечено, например, что в сложной натуре человека есть несомненное искание над собой власти, которой он мог бы подчиниться. Это своего рода потребность воздействия одного человека на другого, сила, соединяющая людей в общество. Таким образом, подчеркивает Соловьев, власть неизбежно оказывается следствием самой социальной природы человека.

Однако как только проявление власти приобретает общественный характер, главной ее целью становится создание и поддержание порядка, важнейшим средством чего и выступает власть. В связи с этим людям вовсе не нужно создавать власть. Им достаточно ее принять и подчиниться ей, тем самым устанавливается известный порядок. Искание порядка, как правило, сопровождается исканием власти. Да, власть требует подчинения. Но люди, подчиняясь ей, не должны жертвовать своей свободой.

Исходя из вышесказанного, можно дать следующее определение власти. Власть в общем смысле есть способность и возможность оказывать определенное воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств — воли, авторитета, права, насилия Отсюда можно сделать следующий вывод: власть — это один из важнейших видов социального взаимодействия, специфическое отношение, по крайней мере, между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжением другого, в результате этого подчинения властвующий субъект реализует свою волю и интересы. Власть иногда отождествляют с ее орудиями — государством, с ее средствами — управлением, например, с ее методами — принуждением, убеждением, насилием.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

22 НФО «Мир через Культуру» Для группы первого года обучения, № 016 Человек. Его строение. Тонкий Мир. Семеричное строение человека. Сон – малая смерть… Подготовка к переходу в Тонкий Мир… Сотрудничество с Тонким Миром. Сотрудничество с Дальними Мирами… «Memento mori…»* Что буду делать «там»?.. Психология внетелесных переживаний Роберта Монро, США… Литература. Могут спросить – почему люди не …

Некоторые авторы проводят знак равенства между властью и авторитетом, который имеет много общего с ней, но и отличается от власти принципиально. Сама власть выступает в виде управления, управление — в виде власти. Но управление не есть функционирование власти. Управление, подчеркивал Б. Краснов, шире, чем власть.

Власть — элемент управления, источник силы управления. Процесс управления представляет собой процесс реализации властной воли для достижения цели властителя. Управление же является средством, при помощи которого целенаправленное воздействие власти из возможности превращается в действительность. Одно из наиболее распространенных представлений о власти — понимание ее как принуждения. Как считает М. Байтин, власть безотносительно от форм своего внешнего проявления, в сущности, всегда принудительна, ибо, так или иначе, направлена на подчинение воле членов данного коллектива, господствующей или руководящей в нем единой воле.

Отрицать то, что власть проявляется в процессе подчинения, принуждения воли какого-либо субъекта, было бы нелепо.

Вместе с тем считаю, что сводить сущность властных отношений только к насилию и принуждению было бы неправильно. К сожалению, это свойственно было марксистской традиции политической мысли. Марксова констатация — «насилие является повивальной бабкой всякого старого общества, когда оно беременно новым» — превратилась в императив революционного мышления, и действия.

Свести властные отношения к насилию не позволяют, на мой взгляд, следующие основания. Дело в том, что власть оказывается неполной, когда субъект не достиг поставленных целей. Если желаемые результаты не достигнуты, то колоссальные трудности, связанные с преодолением сопротивления других людей, свидетельствуют не о триумфе власти, а о ее ущербности.

Кроме того, неясно, почему мобилизация людей на достижение общественно значимых целей должна осуществляться только на основе принуждения и насилия. Ведь существует множество других способов влияния. Сказанное позволяет принять позицию тех авторов, которые исходят из того, что понятие «власть» означает право и возможность одних повелевать, распоряжаться и управлять другими; способность и возможность одних осуществлять свою волю по отношению к другим, оказывать определяющее влияние на их поведение и деятельность, используя при этом авторитет, право, насилие и другие средства. 2. Теория власти и властных отношений.

6 стр., 2590 слов

2.Органы исполнительной власти – основной субъект социальной защиты населения

… называется субъектом; сторона, на которую направлено познание или деятельность, называется объектом. Объектом социальной работы служат люди, нуждающиеся … интересов клиента, содействия в применении мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении … рационально. Очень важна деятельность местных органов власти, которые изыскивают за счет внутренних ресурсов …

Власть (Power) — возможность воздействовать или способность воздействовать на ситуацию или поведение других людей. Власть – одна из основных функций социальной организации общества, авторитетная сила, обладающая реальной возможностью управлять действиями людей, согласовывать противоречивые индивидуальные и групповые интересы, подчинять их единой воле с помощью убеждения или принуждения С философских позиций власть есть способность и возможность субъекта (личности, партии, класса, государства и т.д.) осуществлять свою волю, оказывать определенное воздействие на деятельность людей с помощью авторитета, права, насилия и других средств.

В рамках философского подхода наиболее полно раскрываются и основные методы осуществления власти: организация, убеждение, воспитание, контроль и принуждение. Философский подход включает в себя следующие положения: — власть – категория общественная, это волевое отношение между людьми; — истоки власти лежат в условиях материальной жизни общества, в системе его экономических отношений; — политическая власть является особой разновидностью власти, одним из ее наиболее важных элементов; — сущность политической власти образует господствующая воля того или иного класса или социальной группы; — ядром политической власти служит власть государственная, определенным образом организованная и закрепленная в правовых и иных социальных нормах.

Цель власти состоит в том, чтобы посредством прямого или косвенного воздействия, объединения или разъединения людей: а) противодействовать деструкции, кризису, упадку, нейтрализовывать напряжение, конфликты; б) стремиться к максимуму стабильности общественного целого, его совершенствованию и прогрессу.

Средством власти выступает весь арсенал тактики – от администрирования, устрашения до применения силы для подавления возможного противостояния субъекта власти и его объекта – народа.

Субъект власти заинтересован в наращивании и продлении господства, в то время как объект власти жаждет увеличения свободы, стремится к независимости, достоинству и достатку. В философской, психологической, социологической и политологической литературе проводится структурный анализ категории «власть», выявляющий следующие аспекты: – социальный аспект. Власть есть силовое отношение, выражающее реальное доминирование. Власть означает способность проявлять свободу действий согласно своим целям и своей воле, что в отношении объектов власти создает определенную систему ущемлений; – психологический аспект. Власть есть отношение лидерства, оно устанавливается в межличностном взаимоотношении и взаимодействии, при котором обосабливаются ведущая и ведомая стороны, субъект и объект власти; – гносеологический аспект.

10 стр., 4712 слов

Деятельность заместителя командира полка охраны важных государственных объектов и специальных грузов по работе с личным составом по организации морально-пс

… действия полка по охране важных государственных объектов и специальных грузов достигается; своевременной … сообщений социально-политического, военно-технического и бытового характера. Информирование бывает: боевым; политическим. б) … актами, поддержания взаимодействия с органами государственной власти и управления в целях решения … государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и …

Власть есть целенаправленный способ проявления и реализации знаний. Основой власти служат знание и воля. В знании проявляется сознательный расчет действий и всех возможных последствий в заданных обстоятельствах.

В воле оформляется жесткая подчиненность действий целям, целеустремленность и настойчивость. Знание и воля являются непременными атрибутами власти. Знание наделяет власть осмотрительностью, предсказуемостью и обоснованностью, а воля обеспечивает необходимую для достижения поставленных целей активность; – организационный аспект. Власть есть ресурс, воплощающийся в наращивании порядка, уровня организации, организованности и регламентации жизни по всем параметрам.

Порядок сковывает творчество и инициативу людей. Инициатива, не утвержденная властью, ищет собственные обходные пути, не получая на это санкции власти; – политический аспект. Власть есть способ осуществления влияния, подчинения, принуждения в соответствии с фактическим или предполагаемым балансом сил в обществе, направленным на сохранение существующего положения вещей или его изменение. Формулируя критерии власти и раскрывая ее многозначность, В.Ф.Халипов выделяет четыре специфических признака власти: 1) способность, право и возможность распоряжаться кем-либо и/или чем-либо; 2) оказание решающего воздействия на судьбы, поведение и деятельность, нравы и традиции людей с помощью различного рода средств – закона, права, авторитета, воли, суда, принуждения; 3) политическое господство над людьми, их общностями, организациями; над странами и группировками; создание системы государственных органов; 4) лица, органы, облеченные соответствующими государственными и административными полномочиями или обладающими разного рода влиянием, полномочиями по обычаю и/или присвоившие их себе. Для возникновения властных отношений необходимо, чтобы субъект обладал рядом качеств.

8 стр., 3917 слов

Личные и социально-психологические потребности во власти и подчинении

… во власти и подчинении Личные и социально-психологические потребности во власти и подчинении Та или иная власть … или несколько противостоящих друг другу государственных блоков, тем самым раем, о … того, как ее воспринимает потенциальный объект управления. Возьмем крайние и потому … власти. (А.Г. Конфисахор, Психология власти). Приведённая цитата совершенно справедливо указывает на всеобщий характер …

Прежде всего, это желание властвовать, проявляющееся в приказах или распоряжениях.

Большинство людей не испытывает психологического удовольствия от обладания властью, власть сама по себе не является для них ценностью, многие вообще предпочли бы уклониться от руководящих должностей и связанных с ними психологической и социальной ответственностью, если бы власть не открывала широкие возможности для получения различного рода благ. Для них стремление к власти имеет инструментальный характер, т.е. служит средством достижения других целей.

Помимо желания руководить и готовности брать на себя связанную с этим ответственность, субъект власти должен быть компетентным, знать суть дела, состояние и настроение подчинённых, уметь использовать ресурсы, обладать авторитетом. Конечно, в реальной жизни власть имущие наделены всеми вышеперечисленными качествами в разной степени.

Субъекты политической власти имеют сложный, многоуровневый характер: её первичными факторами являются индивиды, вторичными — политические организации, субъекты наиболее высокого уровня, непосредственно представляющими во всех властных отношениях различные общественные группы и весь народ политические элиты и лидеры. Связь между этими уровнями может нарушаться, лидеры нередко отрываются от масс и даже от приведших их к власти партий.

Отражением первостепенной роли субъекта в отношениях власти является широко распространённое отождествление власти с её носителем. Так, говорят о решениях власти, о действиях властей и т.п подразумевая под властью управленческие органы. Субъект определяет содержание властного отношения через приказ (распоряжение, команду).

В приказе предписывается поведение объекта власти, указываются (или подразумеваются) санкции, которые влекут за собой выполнение или невыполнение данного распоряжения.

От приказа, характера содержащихся в нём требований во многом зависит отношение к нему объекта, исполнителей — второго важнейшего элемента власти. Власть никогда не является свойством или отношением лишь одного действующего лица (органа).

Власть — всегда двустороннее, асимметричное, с доминированием воли властителя взаимодействие её субъекта и объекта. Она невозможна без подчинения объекта. Если такого подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект обладает ярко выраженной волей властвования и даже мощными средствами принуждения.

В конечном счёте у объекта властной воли всегда есть пусть крайний, но всё же выбор — погибнуть, но не подчиниться. Осознание зависимости власти от покорности населения нашло своё практическое политическое выражение в акциях гражданского неповиновения, что широко используется во всём мире. Масштабы отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточённого сопротивления до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения.

В принципе, подчинение так же естественно присуще человеческому обществу, как и руководство. Готовность к подчинению зависит от ряда факторов: от собственных качеств объекта, от характера предъявляемых к нему требований, от ситуации и средств воздействия, которыми располагает субъект, а также от того, как исполнитель воспринимает субъект в зависимости от наличия у него авторитета. Качества объекта властвования определяются его политической культурой.

Наибольшую покорностью обеспечивают патриархальный и подданнический типы политических культур. Преобладание в обществе людей, привыкших повиноваться, жаждущих «твёрдой руки», является благоприятной питательной средой авторитарных и тоталитарных режимов. Мотивация подчинения достаточно сложна. Она может основываться на страхе, на привычке к повиновению, на убеждении в необходимости подчинения, на авторитете, на заинтересованности в повиновении и т.д. Все эти мотивы влияют на силу власти. 3. Особенности политической власти Выделяют следующие особенности политической власти : 1. Социально-необходимый характер государственной власти, вытекающий из логики человеческого общежития и выражающиеся в постоянном повышении уровня организации, степени упорядоченности в социальном сообществе и пространстве.

Власть осуществляет в данном случае примерно те же функции в общественном организме, которые выполняет естественный отбор в живой природе.

Социальность государственной власти проявляется на том, что, формируясь, «вырастая» для защиты интересов определенной социальной группы или слоя (класса), она вынуждена защищать интересы всего общества в пределах его территориальной организации и даже вне ее. 2. Организационно-волевой характер отражает активные, деятельные, управленческие аспекты власти. Одной из главных целей государственной власти является управление людьми, регулирование отношении, осуществление контроля за социальными процессами.

Организующий характер власти позволяет учитывать интересы различных социальных групп, вырабатывать механизм разрешения социальных противоречии, аккумулировать и реализовать через систему властных отношений и учреждений общую волю граждан государства. 3. Информационно-интеллектуальный характер государственной власти означает: а) любые процессы организации требуют информационного обеспечения, наличия полных и достоверных сведений об объекте и среде, и которой тот находится; б) информация обеспечивает жизнеспособность власти, ее устойчивость, «кто обладает информацией, тот обладает властью»; в) информация выступает в качестве эффективного средства формирования интеллектуального потенциала государства; г) интеллект (разум, знание) является главным основанием процесса реализации власти, без знаний нельзя рационализировать и целенаправленно осуществлять политику. 4. Организационно-силовой характер государственной власти дает ей возможность концентрировать интеллектуальные и материальные ресурсы, силу и мощь специальных государственных учреждений (чиновничьего аппарата, армии, полиции и т. и.) для достижения поставленных целей.

Потребность в силовых способах регулирования общественных отношений обусловлена бесконечным многообразием социальных ситуаций, противоречивым характером развития общества, наличием противоположных социальных интересов, девиантных стереотипов поведения людей. 5. Психолого-идеологический характер власти отражает специфику отношений между властвующим субъектом и подвластным объектом, обозначая способность одного подчинять, организовывать и подавлять и способность другого покоряться чужой воле, понимать необходимость подчинения, видеть бесполезность сопротивления силе и мощи властвующего.

Идеологический аспект раскрывает стремление властвующего подготовить подвластного к принятию того или иного решения, оправдать сделанное, объяснить необходимость и цели принуждения.

Важное значение здесь имеют энергия и навыки управленцкв, лояльность и профессионализм аппарата, а также прогрессивные теории и культурные традиции, религиозные и нравственные ценности. 6. Системный характер государственной власти проявляется двояко: во-первых, власть выступает мощным системообразующим фактором, связывая и объединяя различные социальные структуры, устанавливая иерархию взаимоотношений, гася социальные конфликты и т. д.; во-вторых, государственная власть сама но своей природе — явление системное, целостное.

Это обусловлено объектом власти — социальной системой, совокупностью способов и методов осуществления управленческих функции, системным характером планетарных взаимоотношении. 7. Политический характер государственной власти означает ее публичность, возвышение над обществом и выступление от имени общества, осуществление специальным аппаратом профессиональных управленцев, обеспеченность принудительной силой.

Государственная власть — всегда политическая власть. 8. Правовой характер государственной власти означает то, что: а) в обществе сложился такой уровень правовой культуры и правосознания, при котором естественно-правовые устремления властвующих и подвластных в основном совпадают; б) население осознанно принимает власть, оказывает ей определенное доверие, кредит которого может возрастать и может уменьшаться в зависимости от реальных дел властных государственных структур; в) государство издает законы и иные нормативные акты в соответствии с естественными правами человека, конституционными требованиями и само подчиняется им. Вышеприведенные характеристики, раскрывающие особенности политической власти, показывают объективную необходимость государственной власти в обществе, ее сложность и специфичность, многообразие проявлении. Власть определяют как свойство государства, как его мощь и силу, как отношение подчинения и господства, как организацию и руководство обществом, как волю, способную подчинять других, и т. д. и т. п.

Заключение

В своей работе я попытался раскрыть феномен политической власти в некоторых ее основных проявлениях.

Власть и есть та основа, которая определяет политику; власть существует везде, где есть совместная деятельность; это необходимый атрибут общественных отношений, суть которого заключается в переводе материальных и духовных интересов и сил в совместное действие.

Для того чтобы обеспечить совместность в любом деле, кто-то должен взять на себя инициативу распоряжения.

Эта инициатива либо принимается, либо оспаривается.

Такова абстрактная модель функционирования власти: господства, доминирования и согласия и подчинения. В реализации же действительного властного акта дело обстоит гораздо сложнее. Подчинение и сопротивление оказываются переплетенными между собою весьма сложным и для каждого отдельного случая специфическим образом. Так же я хотел подчеркнуть и то обстоятельство, что классическая постановка вопроса о власти исходит из того, что она представляет собою совокупность политических институтов, посредством функционирования которых одни социальные группы получают возможность навязывать свою волю другим и действовать в соответствии с так называемыми общими (общенародными общегосударственными) интересами. Нельзя не согласиться с позицией А. Здравомыслова, что власть является центром, своего рода, силового поля, напряжение в котором распространяется неравномерно.

Можно сказать, что сама власть представляет собой определенную совокупность средств организации социального пространства через соответствующие точки напряжения, через линии искривления пространства.

Там, где сопротивление власти минимально, наименьшим является и напряженность самого поля. Там, где появляются или существуют точки нелояльности, несогласия, неподчинения и протеста, возникает напряженность и необходимость концентрации властных усилий различного рода. Если напряженность накапливается в центрах, жизненно значимых для всей системы доминирования и подчинения, а не в периферийных областях, то возникает непосредственная угроза самим основаниям властных отношений.

Список использованной литературы

1. Краснов. Б. И. Власть как явление общественной жизни. Социально-Политический журнал. 1991. №11 2. Аристотель. Соч. В 4 Т. М 1984. Т 4. 3. Соловьёв. В. С. Соч. В 2 Т. М 1990. Т. 1 4. Краснов. Б. И. Теория власти и властных отношений. Социально-Политический журнал. 1994. №3-6 5. Байтин. М. И. Государство и Политическая Власть.

Саратов, 1972, 6. Маркс К Энгельс Ф. Соч Т. 23. 7. Политология. Учебное пособие для Высших Учебных Заведений. Под ред Г. В. Полуниной. М «Акалис» 1996 8. М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. Основы менеджмента М.: «Дело» , 1994 г 9. Философский словарь. – М.: Политиздат, 1980 г, 10. Халипов В.Ф.Власть. Основы кратологии М 1995 11. Перевалов В.Д. Политология. – М.: НОРМА, 2001. – 12. Здравомыслов. А. Г Социология конфликта. М Аспект пресс 1996.

Виды государственной власти

Определение 1

Государственная власть представляет собой форму политической власти, которая является руководящим началом общества, осуществляет деятельность от имени народа на всей государственной территории.

Для получения власти статуса государственной необходимо наличия аппарата управления, функционала по изданию и доведению до общества норм поведения.

О видах государственной власти и ее разновидностях размышляют ученые теоретики права. Существуют сторонники теории, что государственная власти представляет собой социальную власть в особом ее проявлении. Особый характер социального проявления государственной власти складывается при наличии двух составляющих:

  • во-первых, наличием особых органов управления;
  • во-вторых, социально неоднородного общества, требующего единения.

Государственная власть всегда проявляется в условиях обозначенных и принятых границ в территориальном смысле. Считается, что именно государственная власть в своих видах способна привнести развитие в общественные институты.

Другие ученые отмечают, что государственная власть в своем проявлении отлична от социальной власти, имеет свои специфические признаки:

  • Только у государственной власти имеются полномочия на принятие общеобязательных правил поведения, границ дозволенного поведения;
  • Только государственная власть имеет механизмы государственного принуждения.

Основная классификация видов государственной власти

После того, как мы определили основные границы государственной власти, следует указать на виды власти (некоторые ученые отмечают, что под видами государственной власти следует понимать виды органов государственной власти):

  1. Законодательная власть.

    Она представляет собой совокупность органов, в компетенцию, которых входит издание нормативно-правовых актов по всем аспектам общественных отношений, проявляющихся как в дозволении, так и в запретах поведения общества.

  2. Исполнительная власть.

    Она представляет собой совокупность органов, в компетенцию которых входит правоприменительная деятельность. Органы исполнительной власти дополняют законодательную в части соблюдения принятых норм. Они являются своего рода «блюстителями» порядка.

  3. Судебная власть.

    Она представляет собой совокупность органов, которые, в случае нарушения дозволенных правил поведения, имеют полномочия по пресечению дальнейших нарушений.

Данные виды государственной власти являются гарантом сохранения стабильности в обществе. Однако выделяют также и прочие виды государственной власти, давая им несколько иную характеристику:

  • Верховная власть. В соответствии с данной классификацией видов государственной власти, к верховной власти относят – аристократию, монархию и демократию.
  • Управленческая власть. Здесь также дается обобщенное понятие о возможности и полномочиях власти воздействовать и контролировать общества (как в целом, так и в частности – на каждого индивида).
  • Публичная власть. Она как бы выделяется из общества. Данный вид власти обозначен для того, чтобы отграничить гсударственную власть от общественного строя.
  • Символическая власть. Она тесно связана с социальным аспектом, формируя восприятие и оценку происходящих в государстве событий.

Пожалуй, следует выделить и еще одну классификацию видов власти, которую по некоторым основаниям приравнивают к государственной.

Дополнительная классификация видов государственной власти

Так, к законодательной, исполнительной и судебной видам власти общество добавляет еще две:

  • Средства массовой информации, которые действуют независимо от иных органов государственной власти, при этом освещают и обозначают проблемы общества, призывая государственную власть обратить на данные проблемы внимание или осуждают государственную власть за отсутствие достаточного внимания к тем или иных проблемам общества.
  • Церковь. Ее также называют ветвью власти, поскольку помимо правил поведения устанавливаемых в нормативно-правовых актах, существует мораль общественного поведения. Трактовку такой морали осуществляет церковь. Она также призвана обращать внимание государства на те или иные проблемы общества.

Оговоримся, что данная классификация наличествует только в доктрине государства и права, нормативно данное деление видов государственной власти нигде не обозначено.

Замечание 1

Рассмотрев вопрос видов государственной власти отметим, что органы государственной власти представляют собой лишь коллектив, которому общество делегировало осуществлять государственные функции в законодательной, исполнительной и судебной сферах.

Власть — Вики-КОБ (Концепция общественной безопасности)

Материал из Вики-КОБ (Концепция общественной безопасности)

Власть — это не вывеска на кабинете, а реализуемая на практике способность управлять процессами в обществе.

1. Концептуальная власть — власть идей (концепций) и группы людей, которые, анализируя историческое прошлое на самую большую глубину, выбирают ту концепцию управления, которая обеспечивает наивысшую устойчивость развития по предсказуемости. Она автократична (самовластна) и является высшим уровнем иерархии власти в обществе. Её главный принцип:

Каждый в меру своего понимания общего хода вещей работает на себя, а в меру непонимания — на того, кто понимает больше.

Термин «концептуальная власть» вбирает в себя два смысла:

  • во-первых, это — личностная власть людей, которые в состоянии выработать концепцию организации жизни общества и внедрить её в реальный процесс общественного самоуправления;
  • во-вторых, это — власть самой концепции над обществом, не обусловленная персонами тех или иных людей.
В первом значении — это власть конкретных людей, чьи личностные качества позволяют увидеть возможности, избрать цели, найти и выработать пути и средства достижения избранных ими по их произволу целей, внедрить всё это в алгоритмику коллективной психики общества, а также и в устройство государственности.

Если люди необходимыми для концептуального властвования личностными качествами не обладают, то они концептуально безвластны — они заложники концептуальной власти в обоих значениях этого термина. Именно по этой причине в обществе концептуально безвластных людей невозможны ни демократия, ни права человека.

2. Идеологическая власть представлена людьми, которые доносят концепцию управления до общества в понятных обществу стереотипах (образах). Одна из специализированных отраслей концептуальной власти. Представляет собой пятый этап полной функции управления.

Идеологическая власть — концептуально безвластна, поскольку она только приспосабливает концепцию к конкретным исторически сложившимся обстоятельствам и не способна к разработке концепции.

3. Законодательная власть подводит под концепцию строгие юридические формы.

Всякое законодательство создаётся под определённую концепцию, порождаемую и проводимую в жизнь носителями концептуальной власти. Соответственно в законодательство любого общества можно выделить следующие составляющие:
  • обеспечение нормального управления по господствующей над обществом концепции;
  • разрешение конфликтов частных управлений в пределах господствующей концепции;
  • защита управления по господствующей концепции от проявлений в этом обществе концепций, не совместимых с господствующей;
  • «юридические шумы» — управленчески бессмысленные законы, которые в зависимости от обстоятельств могут быть как полезными, так и вредными для общества, а большей частью служат для прокорма юристов на основе принципа «закон — что дышло: куда повернул — туда и вышло».

4. Исполнительная власть проводит концепцию в жизнь структурно и безструктурно, опираясь на общественные традиции и законодательство.

5. Следственно-судебная власть — следит за соблюдением «законности» в жизни общества.

Самостоятельной из 5 видов власти является только концептуальная. Остальные виды власти самостоятельными не являются по причине того, что управление в них ведётся не по полной функция управления, то есть отсутствуют первые 2 (а возможно и 3) пункта ПФУ — они получают информацию извне уже искажённой, и на основе этой ложной информации предпринимают ложные действия, формируя ложную реальность. Например, в Российской Федерации суды и законодательная система есть, но все понимают, что справедливости в них нет, потому как выстроены они были не под защиту интересов граждан, а законы в ней формируются на основе враждебной русской цивилизации библейской концепции, поэтому они не выполняются и в стране царит «правовой нигилизм» (в лексике Д.А.Медведева). Страна находится в состоянии концептуального двоевластия.

См. также

Источники

17 самых популярных форм правления в человеческой истории

Как только в школе начинается изучение истории, нам рассказывают о разнообразных формах государственного правления. И чаще всего используются сложные и скучные формулировки, которые напрочь отбивают желание ознакомиться с темой подробнее, хотя это весьма интересный раздел истории и политологии.

Формы правления разделяются по множеству параметров — экономической политике, политическим структурам, философским идеологиям и так далее. Некоторые из них схожи друг с другом, другие же полностью отличаются.

Сегодня мы расскажем обо всех наиболее часто встречающихся в истории человечества формах правления, а также приведём примеры государств, где они использовались.

1. Анархия

Анархия — это, по сути, отсутствие правительства, когда нация действует без центрального руководства. А это значит, что нет коммунальных служб, государственных услуг, регулирующего контроля, дипломатических связей, а также присутствует разобщённость общества. В этом случае страна как бы поделена на маленькие группы людей, объединённых по определённым признакам.

Пример анархии был сравнительно недавно в Сомали — после начала гражданской войны в 1991 году. Сомали раскололось на множество автономий, в которых управляли вожди. Только в начале 2000-х годов в стране было установлено переходное правительство с подачи международного сообщества, а к 2012 году — принята конституция, сделавшая Сомали чем-то вроде конфедерации.

2. Аристократия

Аристократ — это представитель высшего сословия, человек из знатного рода. Аристократия — это форма правления, при которой знать управляет всеми теми, кто находится ниже по статусу. Любые руководящие должности занимают только представители высшего сословия, тогда как простым смертным уготована судьба быть слугами господ.

В этой форме правления сильные мира сего — личности образованные, воспитанные, имеющие определённые генетические особенности (по крайней мере, так подаётся остальной массе людей). Аристократия продвигает классовую систему и не позволяет людям выходить за рамки своего класса.

Аристократия была, например, в Древней Греции, где узкий круг высших сословий вершил судьбы народа. Платон считал аристократию одной из лучших форм правления, где интеллектуально развитые и сильные люди ведут за собой тех, кто не может быть не ведомым.

3. Бюрократия

В отличие от аристократии, в бюрократии нет такого жёсткого классового ценза по праву рождения. В бюрократии невыборные правительственные чиновники выполняют общественные обязанности, продиктованные политическими группами. Бюрократия стремится к формализации всего и вся, а также к предотвращению возвышения одного из членов группы над другим. По сути, эта форма правления подразумевает, что все граждане — винтики в системе, а вместе они представляют собой огромный механизм.

Бюрократия редко является самостоятельной формой правления, и её элементы могут прослеживаться как в демократии, так и в диктатуре.

Бюрократический строй хорошо прослеживался в Великобритании в XVIII веке, когда, ввиду необходимости более точного контроля за растущей империей, был создан аппарат всеобъемлющего административного управления, повысившего эффективность сбора налогов и распределения благ. Эта система постоянно улучшалась, и в настоящее время она превратилась в государственную службу Её Величества (пример современного бюрократизма).

4. Демократия

Демократия, в отличие от многих других форм правления, несёт в себе лишь общественное устройство и лишена экономической составляющей. Здесь во главу угла становится форма правления, при которой народ путём голосования избирает своё правительство. Демократия отрицает классовое неравенство в плане руководства государством и предоставляет равные возможности для избираемых.

При демократии проводятся дискуссии, дебаты, ищутся компромиссы — и всё для того, чтобы удовлетворить потребности широкого круга населения. Но без чёткого надзора демократия может достаточно быстро переходить в диктатуру, особенно при появлении харизматичного лидера.

Наиболее ярким примером демократического общества можно назвать страны Западной Европы, а также США, где избираемые лица ограничены как во временных рамках правления, так и в обязанностях и привилегиях.

5. Диктатура

Диктатура — это общественно-политический строй, где нация управляется одним человеком и отсутствуют демократические процессы. Как правило, диктатором является харизматичный лидер, «вождь», власть которого, в отличие от монархии, не идёт от Бога, а берётся им благодаря определённым заслугам и качествам. Чаще всего диктатуре предшествует демократия с чередой непопулярных у народа правителей.

Одним из самых ярких ответвлений диктатуры является военная диктатура, где вся власть находится в руках военной элиты. Чаще всего в военных диктатурах закон и порядок ставятся выше надлежащих правовых процедур, а также гражданских и политических свобод, а оппозиция подавляется жёсткими методами.

Примером диктатуры является современный Таиланд, где в 2014 году после массовых протестов против правительства были аннулированы выборы, и начался хаос в политической власти. Создавшийся вакуум власти позволил генералу Праюту Чан-Оча объявить военное положение, распустить сенат и взять контроль над страной в свои руки. После этого были урезаны некоторые свободы, к примеру: введён общенациональный комендантский час, наложен запрет на политические собрания, взяты под контроль СМИ.

Чем отличается жизнь в развитом государстве от жизни в развивающемся

6. Капитализм

Про капитализм не знает только самый ленивый, ведь почти вся планета в наше время живёт при этом экономическом строе. Его главный постулат — сосредоточение производства в частных руках. Капитализм продвигает идею открытой конкуренции и того, что свободная рыночная экономика с ограниченным регулированием со стороны государства является самой эффективной формой экономической организации.

Сторонники капитализма отмечают постоянный экономический рост при этом строе, рост уровня жизни, а также более высокий, по сравнению с другими экономическими моделями, уровень производительности. Противники капитализма утверждают (и небеспочвенно), что он способствует социальному расслоению, эксплуатации рабочего класса, а также нерациональному использованию ресурсов и сверхпотреблению.

В качестве примера ты можешь выбрать практически любую страну на карте, в том числе Китай, где смешались элементы госкапитализма и слабо регулируемой либеральной рыночной экономики в случае с частными компаниями, не представляющими стратегического интереса.

7. Клептократия

Клептократия — это извращённая форма демократии, при которой правящая партия пришла к власти (либо сохранила её) с помощью коррупции. Этим термином обычно описывают коррупционные правительства, которые присваивают государственные ресурсы, пуская их не на благо нации, а на удовлетворение частных интересов узкого круга лиц.

Ближайший пример — наша страна. Клептократический режим начал строиться примерно в конце 90-х — начале 2000-х годов, и в настоящий момент он плотно закрепился во властных кругах. Так называемые распилы и откаты — это неотъемлемая часть клептократического строя, направленного исключительно на сохранение существующего режима.

8. Колониализм

Колониализм, так же как и бюрократия, не является основной формой государственности и может присутствовать как в демократиях, так и в монархиях (приобретая новую форму — империализм).

При колониализме страна стремится расширить своё влияние на другие территории — как правило, на более слабые в технологическом развитии цивилизации. Чаще всего это приводит к оккупации территорий, радикальной эксплуатации её ресурсов, в том числе и коренного населения, а также к навязыванию своих ценностей другим народам для укрепления власти.

Примером колониализма можно назвать практически любую великую державу XV–XX века, начиная с открытия Нового Света и заканчивая деколонизацией в середине прошлого столетия. Любые примитивные народы, особенно в колониальной политике Испании и Великобритании, считались ресурсом на уровне древесины, поэтому они либо уничтожались, либо эксплуатировались в качестве рабов.

9. Коммунизм

В нашей стране старшими поколениями принято считать, что в СССР был коммунизм, но это совершенно не так. Коммунизм является идеей, пропагандирующей общественную собственность, включая всю инфраструктуру, а также средства производства. Коммунизм подразумевает отсутствие разделения на классы и, как следствие, классовой борьбы. Этот общественный и экономический строй является прямой противоположностью экономическому и социальному расслоению, которое лежит в основе капитализма.

В отличие от демократических режимов, коммунистические ограничивают доступ к управлению страной тем, кому чужды ценности общественной собственности или кто может внести капиталистические элементы.

Примера коммунизма пока что не было. Некоторые признаки этого строя присутствовали в СССР, особенно в ранние периоды, до прихода к власти Хрущёва и переориентации на госкапитализм. Что касается Северной Кореи, то это диктатура с госкапитализмом.

10. Меритократия

Меритократия — это ещё одна общественная система, лишённая собственной экономической модели. При ней власть принадлежит тем, кто продемонстрировал достоинства, считающиеся подходящими для государственного управления. То есть власть даётся самым лучшим членам общества, и, как правило, это звание подтверждается успехами в учёбе, работе или других сферах деятельности, где человек может показать свой талант и доказать превосходство над остальными.

Другими словами, в меритократии присутствует социальная иерархия, где выше всех находятся самые достойные члены общества.

Примером меритократии является Сингапур, где достижения в учёбе определяют судьбу человека. Однако, несмотря на экономический успех и престиж Сингапура, некоторые эксперты бьют тревогу по поводу того, что в этой стране наблюдается всё большее иерархическое разделение между интеллектуальной элитой и остальными участниками общества.

6 самых влиятельных людей в мире, которые не имеют отношения к политике и власти

11. Монархия

Монархия является социально-политическим строем, при котором власть принадлежит одному члену королевской династии. Чаще всего считается, что монарх получает власть напрямую от Бога или по божественному праву, что подразумевает полную неоспоримость действий правителя и беспрекословное подчинение его воли.

В монархии власть передаётся по линии преемственности и по порядку рождения. Первыми на трон претендуют старшие члены монархической династии, потом — младшие.

Монархии можно условно разделить на абсолютные и конституционные. Первые представляют собой классическую схему авторитарного управления, когда в руках одного человека сосредоточена вся власть. Вторые более демократичны и порой настолько ограничивают привилегии монарха, что тот выполняет скорее декоративную функцию.

На данный момент в мире насчитывается 45 стран с монархией. Так, к примеру, в Саудовской Аравии и Брунее правители являются абсолютными монархами, тогда как в Великобритании и Японии они практически не влияют на политику государств.

12. Олигархия

Элементы олигархии так или иначе присутствуют во многих авторитарных и даже демократических строях. Если обобщить, то олигархия является формой правления, при которой государством управляет определённый круг лиц, объединённых по какому-либо признаку (например, по родословной, расе или финансовому положению). Поэтому к олигархическим формам правления можно причислить аристократию, тоталитаризм и любые другие общественно-политические строи, ограничивающие права и свободы большинства.

Одним из примеров олигархии является правительство ЮАР в период с 1948 по 1991 годы, называвшееся апартеидом. В ЮАР тех времён чётко прослеживалась расовая олигархия, где белое меньшинство управляло чернокожим большинством и контролировало политику, правоохранительные органы, социальную сферу и другие субъекты государственного устройства.

13. Плутократия

Плутократия является общественно-политическим строем, где главенствуют финансы. Только обеспеченный человек может получить доступ к власти, и это серьёзно отличает плутократию от той же аристократии, где, помимо финансового ценза, были ещё наследственность и квалификация в определённых областях для более эффективного управления.

Плутократия является ещё одним строем, который не существует отдельно от других и чаще всего проявляется в капиталистической формации при демократиях, когда у обеспеченных кандидатов выше шанс выиграть выборы, так как они могут позволить себе вложить большие средства в предвыборную кампанию и обойти более квалифицированных, но менее обеспеченных кандидатов.

Элементы плутократии прослеживаются во многих странах, и ярко они проявляются в современных США и России, где избранная группа миллиардеров владеет внушительным объемом национальных богатств и может без труда вытеснять менее обеспеченных оппонентов.

14. Социализм

Социализм является социально-политической и экономической моделью, в которой люди владеют основными средствами производства. Социализм отличается от капитализма отсутствием неравноправного разделения благ в обществе и более размытыми классами. Некоторые эксперты сходятся во мнении, что социализм являет собой строгую политику совместного владения и равного распределения ресурсов и тесно переплетается с госкапитализмом.

Другие считают, что социализм может вполне логично существовать со свободным рыночным капитализмом, внедряя в него элементы, уменьшающие классовый разрыв.

Одним из самых известных примеров эффективного социализма является так называемая скандинавская модель, где свободная рыночная экономика сочетается с обширными общественными инициативами, такими как бесплатная медицина и образование, сильное влияние профсоюзов, защита прав и свобод рабочих и так далее.

Что касается СССР, то в нём прослеживался симбиоз госкапитализма и социализма, где вместо свободной рыночной экономики было чёткое плановое разделение благ. В остальном же советский социализм мало чем отличался от скандинавского.

15. Теократия

Теократия — это общественно-политический строй, при котором главенствует определённая религиозная идеология. Она диктует не только законы, но и обычаи нации, и по большей части в законодательстве повторяются постулаты определённого Священного Писания. Руководящие посты чаще всего занимает духовенство.

В теократии навязываются практики, которые не соответствуют современным социальным и этическим стандартам, ввиду того что основной закон — Священное Писание — был создан в те времена, когда данных свобод не существовало, и руководители, связанные рамками, не могут выйти за пределы постулатов. Общественная жизнь в теократии также регулируется Священным Писанием.

Одним из самых известных теократических государств является Иран после исламской революции. Страной правит аятолла — духовный лидер, который распределяет полномочия между другими религиозными лидерами. Несмотря на наличие демократических институтов, таких как выборы, президент должен подчиняться аятолле.

16. Тоталитаризм

Тоталитаризм — это развитие диктатуры, при которой правящая партия не ограничена ничем и может как угодно вмешиваться в общественную и частную жизнь нации. Власть, как и в случае диктатуры, находится в руках авторитетной и харизматичной фигуры, вокруг которой строится значительная часть пропаганды, ещё больше расширяющей культ личности. Чаще всего при тоталитаризме государство имеет полный контроль над СМИ и применяет элементы террора против своего же населения для подавления малейшего недовольства.

Ещё одним признаком тоталитаризма является желание построить утопическое государство.

Примеров тоталитаризма было много — от фашистских и коммунистических режимов XX века до современной Северной Кореи, где вся власть находится в руках диктатора, обладающего исключительной и неоспоримой властью, а практически вся пропаганда строится вокруг личности правителя. Любая критика действий правителя является преступлением и карается без надлежащих на то правовых процедур.

5 историй о том, как государство уничтожало своих граждан во имя «благих целей»

17. Феодализм

Феодализм — это социальный строй, при котором основной властью являлись дворяне и землевладельцы. При феодализме наблюдалось резкое иерархическое разделение на дворянство, духовенство и крестьянство, и для любого из классов было практически невозможным перемещение вверх или вниз по социальной лестнице. В этой системе крестьяне являлись рабочей силой и воинами, а в обмен получали возможность работать на земле лорда и защиту от внешних сил.

Феодализм был резко децентрализованным и аграрным политическим строем, о чём говорит известная фраза «Вассал моего вассала — не мой вассал».

Ярким примером является Франция образца XI века, когда страна, по сути, была разделена на множество княжеств и уделов, где барон или любой другой землевладелец был единоличным правителем.

Ошибка в запросе БД:

Диск заполнен. (/var/tmp/#sql_db8_0). Ожидаем, пока кто-то не уберет после себя мусор…

SELECT i.*, s.title as s_title, s.slug as s_slug, s.avt as s_avt, s.time as s_time, u.nickname as user_nickname, f.title as folder_title
FROM cms_con_term i
FORCE INDEX (date_pub)
LEFT OUTER JOIN cms_con_slovari as s ON s.oldid = i.slovar
INNER JOIN cms_users as u FORCE INDEX (PRIMARY) ON u.id = i.user_id
LEFT JOIN cms_content_folders as f ON f.id = i.folder_id
WHERE (i.slug = ‘vlast’) AND (i.is_private = ‘0’) AND (i.is_approved = ‘1’) AND (i.is_deleted IS NULL) AND (i.is_pub = ‘1’)
ORDER BY i.date_pub desc
LIMIT 1000

Последние вызовы:

  • get() @ /var/www/www-root/data/www/voluntary.ru/system/controllers/content/model.php : 2312
  • getContentItems() @ /var/www/www-root/data/www/voluntary. ru/system/controllers/content/hooks/content_before_item.php : 44
  • run()
  • call_user_func_array() @ /var/www/www-root/data/www/voluntary.ru/system/core/controller.php : 521
  • runExternalHook() @ /var/www/www-root/data/www/voluntary.ru/system/core/controller.php : 483
  • runHook() @ /var/www/www-root/data/www/voluntary.ru/system/core/eventsmanager.php : 37
  • hook() @ /var/www/www-root/data/www/voluntary. ru/system/controllers/content/actions/item_view.php : 305
  • run()
  • call_user_func_array() @ /var/www/www-root/data/www/voluntary.ru/system/core/controller.php : 453
  • runExternalAction() @ /var/www/www-root/data/www/voluntary.ru/system/core/controller.php : 371
  • runAction() @ /var/www/www-root/data/www/voluntary.ru/system/controllers/content/frontend.php : 20

Власть как социальное явление. Ресурсы, функции, принципы, типология власти

Политология лекция 

Власть как  социальное явление. Ресурсы, функции, принципы, типология власти.

Власть — важнейшая категория политики как отношений и политологии как науки.

Власть прежде всего  – это взаимодействие как минимум  двух субъектов. Это отношения подчиненности, зависимости. Власть «кратос» греч.

Источником власти является неравенство (физическое, политическое, социальное и т.д.)

Мы рассматриваем  власть как социальное явление.

Власть —  1)это социальное взаимодействие, отличительной чертой которого является возможность одного или группы людей оказывать влияние на других в соответствии со своими интересами. 2)Это вид социального взаимодействия, когда один подчиняется воле другого.  3)Это право и возможность одних повелевать, управлять другими, используя авторитет, нормативные акты, насилие и др. средства.

Ресурсы власти  – это совокупность средств и методов, применение которых обеспечивает возможность субъекту власти осуществлять влияние на объект.

 

По структуре субъектов власти ресурсы бывают:

— индивидуальными(опора на личность, монарха ит.д.)

-институциональными(организация  учреждение, власть опирается на  какую-либо структуру)

-групповые( опирается  на возможности различных социальных  групп)

 

По применяемым средствам и методам ресурсами являются:

-убеждение

-принуждение

-насилие

-право

-традиции

-страх

-мифы

— поощрения 

И др.

 

По сферам общественных отношений ресурсы бывают:

-политические (правовые, военные и др.)

-экономические (финансы,  кредиты, производство)

-социальные (статусно-ролевые  позиции субъектов в обществе)

-духовно-идеологические (информационные, религиозные, научные  и др.)

 

Комплексный подход к ресурсам власти:

-принудительные  ресурсы (основаны на насилии,  наказании, страхе, ограничении)

-утилитарные   ресурсы (в основе преимущества(материальные, политические) субъектов общества)

-нормативные ресурсы  (социальные нормы: мораль и  нормативные акты)

 

Зарождение и развитие власти можно проследить через ее исторические формы.

Разновидности форм власти

-Аномальная («ненормативная»;  распыленная среди членов первичного общества власть)

-Индивидуализированная  ( расширение процессов в обществе  привели к тому, что позиции  вождя или лидера становится  более влиятельным)

-институализированная (властелин, вождь начинает опираться  на специальный орган, а именно государство как политический институт. Образуется в период рабовладельчества)

-надгосударственная  власть (политическая власть, она  признает власть над несколькими  странами.  Например, Европарламент,  ООН)

Функции власти

  • Господство
  • Руководство
  • Регулирование
  • Контроль
  • Коррекция
  • Организации
  • Мобилизация
  • И др.

Принципы осуществления и реализации власти

  • Надежность
  • Легитимность(законность)
  • Единоначалие
  • Демократический централизм ( меньшинство подчиняется большинству, но учитываются интересы меньшинства)
  • Толерантность
  • Сохранение власти
  • Коллегиальность (обсуждение и коллегиальное решение)
  • Самокритичности
  • Принуждения
  • Меры и др.

Типология власти

Критерии

По субъектам власти

  • Индивидуальной
  • Групповой (партийная, классовая, группа по возростам)
  • Институциональной

По отношению к закону, формам существования власть может быть

  • Официальной (Легитимной)
  • Неофициальной (нелегитимной)

По уровню проявления власть может быть

  • Микроуровня (семья,коллекив,малая группа до 40 человек
  • Среднего уровня (власть района, области и т.д.)
  • Макроуровня (высшие органы власти, гос-во как полит. Институт, ООН и др.)

По сферам общественных отношений

  • Политическая власть (через институты политеческой власти)
  • Экономическая власть ( это влияние с помощью собственности, материальных благ и т.п.)
  • Социальная власть  (повышение или понижение соц. статуса, роли, человека, группы людей в обществе)
  • Духовно-Идеологическая власть (влияние на мировоззрение человека через воспитиние, науку,культуру, искусство,идеологию и т.д.)

По формам или режиму правления

  • Монархическая
  • Республиканская
  • Демократическая
  • Тоталитарная
  • Авторитарная и др.

Структура власти:

  1. Источники власти (авторитет, сила, традиции, закон, харизма, тайна, интерес и др.)
  2. Субъект власти (носитель власти, кто властвует)
  3. Объект власти (те, на кого направлена власть)
  4. Функции власти
  5. Ресурсы власти
  6. Типология власти

Полит. Власть – это способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан общества исходя их общенациаональных, общегосударственных задач.

Она всегда связана  с использованием государственного аппарата власти как политического  института а также других субъектов  политики

Политическая  власть (более широкое понятие, чем гос. власть)

Государственная власть (не власть в гос-ве как в стране, а осуществление власти на основе государственного аппарата власти, государства как политического института)

  Неполитическая власть ( отношения, которые связанны между субъектами гражданского общества, не опираясь на государство как полит. институт)

 

Признаки  политической власти

  1. Верховенство полит.власти над другими видами власти ( обязательность выполнения её решения для всего общества. Нормативно-правовое регулирование)
  2. Всеобщность, публичность (осуществление власти на основе права и от имени всего общества)
  3. Моноцентричность ( наличии единого центра принятия и реализации полит. решений с учетом разделения полномочий федерального и регионального уровней власти)
  4. Легальность (открытое использование ресурсов власти, закрепленное законами)
  5. Легитимность

    ( легитимность политической власти предполагает 3 необходимых элемента:

    -наличие власти общественное её признание и поддержка, признание авторитета.

           — законность формирования ,

              -способность властных структур реально властвовать)

 

Президентская и парламентская  системы власти. Институт президентства в России

Парламентская или президентская республика

  1. Парламентская республика (Австрия, ФРГ, Италия, Финляндия и др.)

-Верховенство власти  принадлежит парламенту, правление  носит партийный характер

-Правительство формируется  парламентом, министр назначается  парламентом. Участие главы государства  в формировании правительства  номинальное в большинстве стран.

-Правительством  руководит премьер-министр. 

-Власть президента  представительская. Президент избирается парламентом.

-Премьер имеет  право роспуска парламента и  назначения новых выборов.

    2) Президентская (США 1787 г., была принята конституция, где было сказано, что США — федеративное гос-во, Бразилия, Мексика, Франция, Россия)

-Власть в руках  главы исполнительной власти, т.е. президента.

-Должности премьер-министра  нет, её выполняет президент.

-Президента выбирает  электорат, всё население

-Правительство формирует  президент, оно подотчетно ему.

-Конгресс не может  отправить в отставку правительство. Президент не может распустить конгресс (т.е. парламент), потому что существует очень мощный институт разделения ветвей власти.

 

Глава правительства назначается правительством

Президент может издавать указы, может не согласиться с новыми законами. Президент назначает судей с одобрением совета федерации и т.д.

Типы обществ

  • Мои предпочтения
  • Мой список чтения
  • Литературные заметки
  • Подготовка к тесту
  • Учебные пособия

!

  • Дом
  • Учебные пособия
  • Социология
  • Типы обществ
Все предметы
  • Социологическая перспектива
    • Социология в Америке
    • Три основных перспективы в социологии
    • Дополнительные перспективы в социологии
    • Комплексная перспектива в социологии
    • Вывод с помощью социологического воображения
    • Социология и здравый смысл
    • Основоположники социологии
  • Социологические методы исследования
    • Научный метод социологии
    • Основные концепции социологических исследований
    • Социологические исследования: разработки, методы
    • Этика в социологических исследованиях
    • Оценка социологических исследований
    • Социология как наука
  • Культура и общества
    • Культурные ценности
    • Культурные нормы
    • Культурное разнообразие
    • На пути к глобальной культуре
    • Типы обществ
    • Определение культуры и общества
    • Корни культуры: биологические или социальные?
    • Материальная и нематериальная культура
    • Символы и язык в человеческой культуре
  • Социализация
    • Модель когнитивного развития Пиаже
    • Когнитивное развитие: возраст 0–6
    • Когнитивное развитие: 7–11 лет
    • Когнитивное развитие: 12–19 лет
    • Социальный и личностный рост: возраст 0–2
    • Социальный и личностный рост: 3–6 лет
    • «Несоциализированные» дети
    • Социальный и личностный рост: 7–11 лет
    • Социальный и личностный рост: 12–19 лет
  • Социальные группы и организации
    • Организационные модели
    • Плюсы и минусы бюрократии
    • Социальные группы
    • Общественные организации
  • Девиантность, преступность и социальный контроль
    • Определение преступления
    • Преступления против людей
    • Преступления против собственности
    • Система уголовного правосудия
    • Теории девиантности
  • Социальная и глобальная стратификация
    • Типы социальных классов людей
    • Социальная мобильность
    • Причины и последствия бедности
    • Что нас разделяет: стратификация
  • Раса и этническая принадлежность
    • Меньшинства
    • Предрассудки и дискриминация
    • Коренные американцы
    • Афроамериканцы
    • Американцы латиноамериканского происхождения
    • Американцы азиатского происхождения
    • Определение расы и этнической принадлежности
  • Пол и пол
    • Сексизм в высшем образовании
    • Сексизм на рабочем месте
    • Сексизм в политике
    • Пол и гомосексуализм
    • Распространенность гомосексуализма,

Типы социальных классов людей

  • Мои предпочтения
  • Мой список чтения
  • Литературные заметки
  • Подготовка к тесту
  • Учебные пособия

!

  • Дом
  • Учебные пособия
  • Социология
  • Типы социальных классов людей
Все предметы
  • Социологическая перспектива
    • Социология в Америке
    • Три основных перспективы в социологии
    • Дополнительные перспективы в социологии
    • Комплексная перспектива в социологии
    • Вывод с помощью социологического воображения
    • Социология и здравый смысл
    • Основоположники социологии
  • Социологические методы исследования
    • Научный метод социологии
    • Основные концепции социологических исследований
    • Социологические исследования: разработки, методы
    • Этика в социологических исследованиях
    • Оценка социологических исследований
    • Социология как наука
  • Культура и общества
    • Культурные ценности
    • Культурные нормы
    • Культурное разнообразие
    • На пути к глобальной культуре
    • Типы обществ
    • Определение культуры и общества
    • Корни культуры: биологические или социальные?
    • Материальная и нематериальная культура
    • Символы и язык в человеческой культуре
  • Социализация
    • Модель когнитивного развития Пиаже
    • Когнитивное развитие: возраст 0–6
    • Когнитивное развитие: 7–11 лет
    • Когнитивное развитие: 12–19 лет
    • Социальный и личностный рост: возраст 0–2
    • Социальный и личностный рост: 3–6 лет
    • «Несоциализированные» дети
    • Социальный и личностный рост: 7–11 лет
    • Социальный и личностный рост: 12–19 лет
  • Социальные группы и организации
    • Организационные модели
    • Плюсы и минусы бюрократии
    • Социальные группы
    • Общественные организации
  • Девиантность, преступность и социальный контроль
    • Определение преступления
    • Преступления против людей
    • Преступления против собственности
    • Система уголовного правосудия
    • Теории девиантности
  • Социальная и глобальная стратификация
    • Типы социальных классов людей
    • Социальная мобильность
    • Причины и последствия бедности
    • Что нас разделяет: стратификация
  • Раса и этническая принадлежность
    • Меньшинства
    • Предрассудки и дискриминация
    • Коренные американцы
    • Афроамериканцы
    • Американцы латиноамериканского происхождения
    • Американцы азиатского происхождения
    • Определение расы и этнической принадлежности
  • Пол и пол
    • Сексизм в высшем образовании
    • Сексизм на рабочем месте
    • Сексизм в P

Социальная стратификация: типы, характеристики и примеры

Социальная стратификация — это иерархия людей или групп.Вот представление о типах, характеристиках и примерах социальной стратификации.

Что такое социальная мобильность?

Перемещение людей или категорий людей через иерархическую систему стратификации; например, от низшего класса к среднему классу. Горизонтальная мобильность — это когда происходит смена профессии или должности человека, но не сопровождается сменой класса.

Говорят, что человек — социальное животное. Это относится к взаимозависимому поведению людей. Несмотря на то, что человечество живет группами, у него есть тенденция к формированию новых подразделений в данной группе. Эта склонность к дальнейшей категоризации внутри группы наблюдается в разных культурах. Что бы ни было основанием; разделение труда, особые навыки группы, роль в осуществлении власти, престиж или любой другой критерий, социальное расслоение существует как основополагающий принцип в работе общества.Давайте сначала поймем его значение, а затем посмотрим на его типы, характеристики и примеры.

Определение и значение

Социальная стратификация — это разделение общества на слои или слои, которые накладываются друг на друга.

Социальная стратификация — это разделение членов общества на разные категории класса, касты или иерархии на основе таких факторов, как доход, богатство, статус, род занятий или даже этническая принадлежность. Социология заимствовала понятие стратификации из науки геологии (Земли на разные слои).Однако в отличие от геологии, где все слои Земли одинаковы, в социологии существует неравное распределение прав и привилегий по социальным слоям.

Типы социальной стратификации

Социальное расслоение подразделяется на четыре основные формы: рабство, сословие, каста и класс. В племенных системах тоже существовала иерархия. Описанный как форма первобытного коммунизма, ресурсы, как правило, распределялись поровну между всеми племенами. Общество было разделено на вождей, шаманов и других членов племени.Основываясь на навыках некоторых племен в выполнении определенных задач, они имели право быть главами клана благодаря своим навыкам. Помимо древнего человеческого образа жизни, социальное расслоение можно увидеть в следующих социальных системах.

Согласно Карлу Марксу, стратификация разделила общество на две противоположные категории, в которых одна эксплуатирует другую (буржуазия выигрывает за счет пролетариата). Таким образом, термин «класс» возник в контексте собственности на средства производства.Макс Вебер добавил еще два аспекта стратификации: «статус» и «власть». Статус относится к социальному положению человека.

Социальная стратификация определяет иерархические структуры классов и статуса в обществе. Он формирует более крупную структуру власти, которая влияет на всю социальную деятельность в данном конкретном сообществе.

1. Рабство : Отношения господина и раба были пиком неравенства в истории человечества. Раб был определен Л.Т. Хобхаус как человек, которого закон и обычай считают собственностью другого. Рабы сталкивались с бесчеловечным насилием, безжалостными условиями труда, без идентичности людей, без каких-либо прав. Естественно, жизнь рабов резко контрастировала с жизнью их хозяев или землевладельцев.

2. Феодальные системы : Это началось примерно в 8 веке в Средней Европе и продолжалось до 15 века. Имущество было юридически определено вместе с правами, обязанностями и привилегиями.Иерархия, которая вращалась вокруг собственности на поместье, имела три уровня.

Феодалы или дворяне были владельцами поместий и несли военную службу короне. Они также легально владели крепостными.
Рыцари или вассалы защищали земли как арендаторы.
Крепостные или крестьяне составляли низший слой. Им приходилось отдавать часть своей продукции верхним слоям населения.

3. Кастовая система : понятие касты связано с этнической принадлежностью или расой и, как полагают, имеет религиозную санкцию.Первоначально существуя на основе профессионального разделения, как это давала система варн в древнеиндийский ведический период, она была связана с рождением человека в определенной касте. Это связано с принципом эндогамии и наследственности, которые определяют образ жизни людей в рамках одной касты или подкасты.

Каста: Существует четыре основных касты: браминов, кшатриев, вайшй и шудр.
Подкаста: Это относится к дополнительным подразделениям или сообществам, существующим в каждой касте.

4. Классовая система : Наиболее распространенным во всем мире делением является классовая система. Он основан на экономических факторах и связан с концепцией статуса. Марксистская теория объясняет противостоящие классы общества как пролетариат и буржуазию. Марксистская концепция применительно к капитализму состоит из двух классов:

Капиталисты: были владельцами капитала или классом капиталистов.
Рабочие: составляли рабочих или рабочий класс.

Класс

, однако, по-прежнему определяется на основе владения критически важными ресурсами (экономическими или политическими) и определяет статус человека или группы.

Характеристики социальной стратификации

1. Универсальный : Стратификация применима почти ко всем человеческим цивилизациям прошлого и настоящего. Организация сообщества предполагает упорядоченную структуру, не лишенную иерархии. Таким образом, разделение общества является характерной чертой характера или поведения людей как объединенной группы. Это следствие структурных различий, которые определяют каждого человека как часть целого.

2. Пол : Различие между мужчинами и женщинами — неотъемлемая черта всех видов стратификации. В патриархальном обществе к женщинам и мужчинам обращаются иначе, чем к мужчинам. Вид взаимодействия с миром вне дома и степень их независимости зависят от систем убеждений и культуры общества. Кроме того, женщины, принадлежащие к разным слоям в одном обществе, придерживаются разных норм. Таким образом, гендер играет очень динамичную роль в формировании характеристик данного слоя независимо от систем стратификации и культурных различий внутри него.

3. Неравенство : Преимущества и возможности, которые получают люди, не одинаковы для всех, как для равноправного члена общества. Разные награды и вознаграждения сами по себе знаменуют разницу в том, кто что и как легко получает. Статус и престиж — две стороны любого стратифицированного общества, которые устанавливают неравенство среди его членов. Богатые и богатые пользуются множеством льгот и привилегий. Интеллигенты заслуживают уважения благодаря своему таланту. Более высокое социальное положение в иерархии (достигнутое справедливыми или несправедливыми средствами) ведет к неравному обращению с людьми.

4. Бедность и стратификация : Избыточное богатство или ресурсы, оставшиеся у людей, становятся источником любого дальнейшего экономического порядка или расслоения. Нижнее основание пирамиды связано с бедностью и максимальной численностью. Несмотря на несколько оснований для классификации масс, богатство или доход сообщества — единственный критерий, который сохранился со времен бартерного обмена до нынешних времен бумажных денег. Однако доход — это лучший способ измерить производительность страны.Таким образом, формируется объективная стратификация, генерирующая статистику по всему населению.

5. Мобильность : Способность человека перемещаться между разными слоями общества определяет социальную мобильность. Вертикальная мобильность означает изменение социального положения человека по отношению к классу или статусу. Если обычный фабричный рабочий попадает в высшее руководство отрасли, его статус меняется, показывая, что он поднимается вверх. Системы стратификации делятся на открытые и закрытые в зависимости от наличия у них такой мобильности.Кастовая система Индии не позволяет человеку переключаться между вертикальными слоями или кастовой структурой (то есть приписываемым статусом) в социальной иерархии, что делает ее закрытой системой. Классовая система, напротив, является открытой системой, допускающей вертикальную и горизонтальную мобильность.

Статус может быть достигнут или приписан. Приписываемый статус определяется как социальное положение человека в связи с его / ее рождением (как в случае касты), полом, расой, унаследованным богатством и т. Д. Процесс аскрипции определяет социальное положение или даже образ жизни человека.Хотя традиционно в этом нет ничего необычного, в современных обществах считается, что социальный статус или положение приобретаются посредством достижений и поведения.

Точка зрения функционализма или гипотеза Дэвиса-Мура

В социологии функционалистская перспектива (структурный функционализм) приписывается Герберту Спенсеру. Он утверждает, что общество — это сумма различных частей системы, работающих для управления всей системой. Он проводит параллели из биологической концепции человеческого тела в целом и органов как его частей.

Функционалисты считают, что социальное расслоение необходимо для функционирования и стабильности общества. Гипотеза Дэвиса-Мура, выдвинутая Кингсли Дэвисом и Уилбертом Э. Муром в 1945 году, утверждает, что неравное распределение вознаграждений служит определенной цели в обществе. На самом деле неравенство и иерархия идут на пользу. Функционалисты считают, что есть определенные функции, такие как очистка и техническое обслуживание, которые могут выполняться кем угодно или многими людьми. Однако есть определенные работы, которые могут выполняться только несколькими членами общества и, следовательно, за них высокооплачиваются, что является мотивирующим фактором для этих немногих.Вклад талантливых и высококвалифицированных людей очень важен для общества, и поэтому их поощряют более высокие вознаграждения и более высокая оплата. Есть несколько аргументов против этой точки зрения, поскольку неравенство или иерархия не всегда считаются полезными для общества и не являются рациональными.

Примеры социальной стратификации

1. В странах с развитой экономикой общества подразделяются на три широкие категории.

Низший класс : относится к необразованным, безработным или с низким уровнем дохода.Те, кто живет за чертой бедности, борются даже за предметы первой необходимости, такие как еда и жилье.

Средний класс : Большинство населения, известного как белые воротнички, составляют средний класс. Они лежат между богатыми и бедными. Этот класс обычно составляет большинство населения страны. У них достойная работа и стандартный достойный образ жизни.

Высший класс : Богатые или высокодоходные группы и отдельные лица известны как высший класс общества.Престиж, статус, а иногда и власть — все факторы совпадают с этим слоем.

Существуют также дополнительные подразделения этих широких категорий, такие как «верхний средний класс» и «нижний средний класс». Это происходит в основном из-за различий в одном из атрибутов престижа, статуса, заработанного дохода или богатства. Работа профессора в известном университете более престижна, чем работа учителя начальной школы. Оба человека являются учителями, поэтому один тип занятости приводит к различиям в их классе и соответствующем статусе.

2. Термин социально-экономический означает сочетание социальных и экономических факторов. Сам этот термин обозначает стратификацию в современных обществах, переплетающуюся между социальными и экономическими условиями человека. Таким образом, социальный слой, к которому принадлежит человек, определяется его профессией, богатством, доходом, активами, местом жительства, образом жизни, престижем и т. Д. Если у богатого человека есть какая-то политическая принадлежность или политическое прошлое, это добавляет другой аспект авторитетной власти. к его статусу.

Экономист

Пол Самуэльсон описал неравенство доходов в Америке следующими словами: «Если бы мы составили пирамиду доходов из детских кубиков, где каждый слой отражал бы 500 долларов дохода, пик был бы намного выше, чем Mt. Эверест, но большинство людей будет в пределах нескольких футов от земли ».

Эти слова подчеркивают наиболее характерную черту любой формы социальной стратификации, когда основание пирамиды отождествляется с более или менее похожими людьми.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *