Виды соц власти: понятие, назначение, виды, система. Государственная власть как вид социальной власти. – 34)Понятие и виды социальной власти

Виды соц власти: понятие, назначение, виды, система. Государственная власть как вид социальной власти. – 34)Понятие и виды социальной власти

Содержание

Виды социальной власти. Лидерство и руководство. Основные подходы в изучении лидерства. Модели лидерства и руководства (к. Левин, ф. Фидлер, д. Граен).

План ответа

  1. Виды социальной власти.

  2. Лидерство и руководство.

  3. Подходы к пониманию лидерства.

    1. Личностные черты.

    2. Поведенческий подход.

    3. Верроятностный подход.

    4. Трансформационное руководство и харизматическое лидерство.

  4. Структурный и личностный аспекты лидерства.

    1. Структурные аспекты.

    2. Личностные аспекты.

  5. Модели лидерства и руководства.

    1. К. Левин.

    2. Ф. Фидлер.

    3. Д. Граен.

Ответ:

  1. Виды социальной власти.

Существует пять видов социальной власти, которые испытывает на себе каждый человек.

Власть вознаграждения – заключается в возможности вознаграждать за поведение, которое соответствует ожидаемому. Этой властью пользуются родители, учителя и начальство на работе. Власть принуждения (наказания) – эта власть основывается на практике угроз и наказаний. Но, чтобы удержать человека в подчинении в этой форме власти, необходим постоянный контроль, даже за самыми незначительными действиями.

Власть эксперта – основывается на знаниях в какой-либо области или на обладании информацией, необходимой для успешного ведения какого-либо дела; такой властью располагают ученые, профессионалы, а также политики. Но все же обладают узостью влияния, в связи со специфичностью знаний.

Власть авторитета (референтная) – состоит в уважении или преклонении перед человеком, знаменитостью или важным общественным деятелем, поступки которого служат образцом для других людей.

Власть закона (легитимная) – она имеется в распоряжении каждого человека, представляющего установленный социальный порядок, и ее поддерживают, используя другие формы власти.

  1. Лидерство и руководство.

И лидерство, и руководство – управленческий феномен, но имеют различную природу:

  • руководство имеет социальную природу,

  • лидерство имеет природу психологическую.

Между ними есть различия, но не сильно дифференцированные (отечественная трактовка).

Сравнение в отечественном подходе.

Лидерство

Руководство

Возникает стихийно

Назначают

Психологическое наказание

Санкции

Нестабилен

Стабилен

Малая группа

Выходит за рамки малой группы

Руководство групповыми интересами.

Отступление: лидер организации, политические лидеры.

Интересы свои и компании

Сходство:

  1. Оба феномена сходны функционально и представляют собой по сути две стороны единого процесса управления людьми.

  2. Они тождественно в своем элементарном управленческом выражении: лидерство описывается «вертикальным» отношением «лидер-последователь», руководство – аналогичным отношением «руководитель – подчиненный».

  3. Для обоих феноменов характерна, хотя и в различной степени, реализация влияния в системе неформальных (собственно психологических) отношений.

Хотят объединить в одну науку «лидерологию» из-за схожести процессов.

Западные авторы различают лидеров и менеджеров. Лидеры могут находиться на любой ступени иерархии. Лидерство увязывается с влиянием и видением. Видение предполагает умение строить стратегию и наличие стратегического мышления, устремленность в будущее. Руководство – достижение организационных целей.

Сравнение в западном подходе.

Лидерство

Руководство

Влияние

Достижение целей

Новаторство

Рутинная работа

Поиск пути

Следование пути

ЕГЭ. Обществознание. ПОЛИТИКА. 4.1. Понятие власти |

Власть — это организованная сила, способная подчинить своему влиянию и воле людей, используя разные методы, в том числе и принуждение.

Вла́сть — возможность и способность осуществлять свою волю , воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению.

Признаки власти:

  • Власть – общественное явление
  • Власть – компонент общества на всех этапах его развития
  • Может осуществляться только в рамках общественных отношений, между людьми
  • Властные отношения всегда двусторонние: есть, кто подчиняется и кто руководит
  • Власть всегда базируется на силе ( физической, силе интеллекта, авторитета, на силе закона и т.д.)

Источники власти ( то, что даёт власти силу, возможность властвовать над другими):

  • авторитет — влияние, которое человек, группа людей, организация получают в результате признания их опыта, знаний, высоких нравственных достоинств)
  • сила
  • закон
  • богатство
  • харизма ( от лат. дар- исключительная одарённость, привлекательность)

Виды власти с точки зрения ее социального уровня

  • власть в масштабе всего общества;
  • власть внутри того или иного коллектива ;
  • власть в отношении между двумя индивидами.

Виды власти  по степени воздействия:

  • демократическая
  • недемократическая

Виды власти по сферам общественной жизни:

  • духовная
  • социальная
  • экономическая
  • политическая
  • информационная
  • семейно-бытовая
  • религиозная и другие

Методы власти:

  • демократические и авторитарные
  • честные и нечестные( насилие, месть, обман, провокация, вымогательство и т.д.)

Элементы власти:

Субъекты власти: государство, парламент, политический лидер, партия.

Объекты власти: человек, масса, социальный слой, группа, народ в целом.

Ресурсы власти – то, что властвующий субъект может использовать для подчинения объекта

Функции власти:

  • господство
  • координация
  • руководство политическими процессами
  • управление делами общества и государства
  • организация политической жизни и политических отношений
  • Контроль

Специфической разновидностью является политическая власть  — способность определённой  социальной группы или класса осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность других социальных групп или классов.

 В отличие от иных видов власти (семейной, общественной и др.), политическая власть оказывает своё влияние на большие группы людей, использует в этих целях специально созданный аппарат и специфические средства.

Основные признаки политической власти:

  • Публичность — решения политической власти обязательны для всех людей и для всех видов власти
  • Всеобщность — политическая власть осуществляется на основании права от имени всех людей
  • Легальность использования силы — закрепленность в законах и Конституции использовать силу
  • Моноцентричность – у политической власти может быть только один центр принятия решений.
  • Институциональность – наличие специальных органов власти, политических институтов
  • Регламентированность – определённость властных полномочий традициями, законом

 

Типы политической власти

  • Государственная власть – это система властных отношений, реализующая функции государства, основанная на аппарате принуждения. Она опирается на специальный аппарат управления и принуждения. Располагает монопольным правом издавать законы и иные нормативные акты, обязательные для всех. Обладает монополией на применение легитимного (поддерживаемого, одобряемого населением)
    насилия
    .
  • Общественная власть — партийная, профсоюз­ная, средств массовой информации) – осуществляется организациями преимущественно через неформальное влияние на общественное мнение

По широте распространения власти:

  • международные организации (мегауровень),
  • центральные органы государства (макроуровень),
  • региональ­ные организации (мезоуровень),
  • власть в первичных организациях и малых группах (микроуровень).

Принципы устойчивости власти:

  • легитимность ( поддерживается основной частью населения)
  • легальность ( законность)
  • результативность

 

Типы легитимности:

  • Традиционная легитимность основана на традициях, вере в незыблемость и священность существующих порядков.
  • Харизматическая легитимность основана на вере в исключительные качества, чудесный дар, т.е. харизму, руководите­ля, которого иногда даже обожествляют, создают культ его лич­ности.
  • Рационально-правовая (демократическая) легитимность основана законности её формирования, подчинении не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти.

Разделение властей предполагает деление власти на три ветви:

  • законодательную;
  • исполнительную;
  • судебную.

Система разделения властей — это неотъемлемый признак демократии.

Суть разделения властей       заключается в ограничении (предотвращении) абсолютизма власти монарха, президента, парламента и других политических институтов.

В политической теории принцип разделения властей был впервые обоснован в работах Дж. Локка («Опыт о человеческом разуме», «Два трактата о правительстве»). Дальнейшее развитие теория разделения властей получила в трудах Ш. Монтескье («О духе законов»).

Принцип разделения властей наиболее характерен для демократической республиканской формы правления.

Создается система сдержек и противовесов, которая не позволяет ни одной из ветвей власти узурпировать всю полноту власти в стране.

Суть разделения властей:

— все три ветви власти представлены разными людьми и органами согласно Конституции

-никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными Конституцией другим ветвям власти

Разделение властей в РФ:

  • законодательная (Федеральное Собрание)- издаёт законы, представляя интересы граждан
  • исполнительная власть (Правительство) – управляет государственными  делами
  • судебная (Конституционный Суд, Верховный Суд, суды разных уровней)- следит за соблюдением законов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

 

 

 

1.Государственная власть как разновидность социальной власти. Её суверенные свойства.

2.Единство государственной власти и её разделение на ветви.

3.Законодательная, исполнительная и судебная власти.

4.Способы и формы осуществления государственной власти.

5.Понятие государственного суверенитета.

6.Эволюция и формы российского государства.

1.Государственная власть как разновидность социальной власти. Её суверенные свойства.

Государство в современном понятии — это такая форма организации общества, которая объединяет людей под единой властью, координирующей разнообразные интересы членов общества, это объединяющая, организующая и принуждающая сила в обществе. Государственная власть возникает с возникновением государства, не совпадает с интересами населения и осуществляет управление всем обществом. Государственную власть как разновидность социальной власти признавали еще в древности. Гегель признавал социальную направленность государственной власти, ее глубокое нравственное содержание, разумность и полезность для общества. Аристотель считал справедливой государственность, если государственная власть признает право и одновременно ограничена им. Государственная власть обладает механизмами и средствами своей реализации. Через целую систему государственных органов и учреждений осуществляется непосредственное руководство обществом, закрепляется и реализуется определенный политико-правовой режим. Именно государственной власти присущи правовые формы организации жизни общества. Только законодательная ветвь государственной власти создает законодательство, без которого невозможно эффективно руководить обществом. Исполнительная ветвь выполняет эти законы, а судебная власть гарантирует их выполнение. В современном понимании государственная власть должна быть направлена на организацию нормальной жизни и развития общества в целом, защиту прав, свобод и законных интересов граждан, социальных групп и народов. Государственная власть решает вопросы внутренние и внешние с помощью своих органов и средств, предоставленных ей обществом, решает споры и конфликты как внутри общества, так и за его пределами. Государственная власть — особый вид социального управления, характеризующийся тем, что обладает наряду с колоссальными организационными возможностями еще правом применения насильственного принуждения для исполнения своих решений, т.е. выполняет карательно-репрессивные функции в отношении узкого круга лиц, нарушающих права и свободы граждан или против государств-агрессоров. Но цивилизованная государственная власть применяет их лишь в крайних случаях в рамках закона. С развитием общества государственная власть все больше становится институтом, одна из основных функций которого — преодоление социальных противоречий в обществе, учет и координация интересов различных граждан, групп и слоев населения, проведение в жизнь таких решений, которые бы поддерживались различными общественными силами. Поэтому на первый план в деятельности государственной власти выходят такие принципы, как верховенство закона, гласность принятия решений, плюрализм взглядов. То есть деятельность государственной власти, прежде всего, исходит из социального компромисса.

Государственная власть обладает территориальным верховенством в данном обществе. Это означает единство и полноту законодательной, исполнительной и судебной властей государства в данном обществе, исключающее вмешательство иностранной власти. Суверенитет государственной власти — это ее свойство, которое выражается как в верховенстве и независимости по отношению к другим властям (например, к власти местного самоуправления) внутри страны, так и в сфере международных отношений, но при соблюдении общепринятых норм права.

Верховенство государственной власти не исключает возможности ее взаимодействия с негосударственными организациями при решении вопросов государственной и общественной жизни.

1.2 Власть как социальное явление

По своей природе власть — явление социальное (общественное), поскольку возникает в обществе. Общество без власти — это хаос, дезорганизация, саморазрушение социальных связей. Потребность во властных механизмах обусловлена рядом причин, и прежде всего необходимостью придать взаимодействиям между людьми целесообразность, разумность, организованность, создав общие для всех правила поведения. Кроме того, наличие власти вызвано объективной потребностью в регуляции социальных отношений, согласовании и интеграции многообразия несовпадающих интересов и потребностей людей с помощью различных средств, в том числе и принуждения. Дело в том, что общество представляет собой совокупность индивидов, возможности которых заметно различаются. Люди занимают неодинаковое социальное положение в обществе, имеют различный уровень жизни, материального богатства, образования, заняты разными видами труда, общественные оценки которого также различаются. Наконец, одни люди талантливы, другие — не очень, одни активны, другие пассивны и т. д. Все эти проявления естественного и социального неравенства людей в обществе порождают несовместимость, а подчас противоположность их интересов и потребностей. Если бы не власть, то общество погибло бы под грузом бесконечных внутренних противоречий и борьбы. Власть же согласовывает эти несовпадающие интересы, регулирует взаимоотношения между их носителями, обеспечивает взаимодействие социальных субъектов и тем самым предохраняет общество от анархии и распада.

Социальная функция власти по обеспечению целостности и упорядочению разнообразных интересов и отношений между людьми может достигаться различными способами, что определяет социальное содержание власти. Властное начало может быть конструктивным, созидающим, а может иметь разрушительные последствия. Так, властное управление может осуществляться вопреки интересам управляемых путем манипулирования массовым сознанием. Скажем, длительная идеологическая обработка населения, создание атмосферы массового психоза и подозрения с помощью пропагандистских мифов о «военной угрозе» или наличии «внутреннего врага» заметно снижают уровень рациональности в поведении людей, ведут к их социальной и культурной деградации. Функция упорядочивания социальных взаимосвязей может быть реализована и путем гармонизации человеческих интересов и потребностей, реализации интересов большинства населения. Но нередко целостность общества достигается прямым подавлением интересов одной группы (управляемых) другой группой (управляющих). Следовательно, социальное содержание власти неоднозначно.

Существуют различные подходы к определению власти, отражающие сложную природу этого явления:

1. Подход телеологический (с точки зрения цели). Характеризует власть, как способность достижения определенных целей, получение намеченных результатов. Представители этого направления, среди которых видное место занимает Бертран Рассел, трактуют власть довольно широко распространяя ее и на взаимодействие человека с природой.

2. Подход бихевиористский. Его представители: Лассуэлл, Мерриам и др., трактуют власть как особый тип поведения, при котором одни люди командуют, а другие подчиняются. Бихевиористский подход индивидуализирует понимание власти, сводит ее к взаимодействию реальных личностей, обращая особое внимание на субъективную мотивацию власти.

3. Подход системный. Он возник в противовес бихевиористскому видению власти и исходит из производности власти не от индивидуальных отношений, а от социальной системы. Некоторые представители системного подхода (К. Дойч, Н. Луман) рассматривают власть как способность системы обеспечивать исполнение ее элементами принятых обязательств, направленных на реализацию ее коллективных целей. Это во многом обусловливает относительность власти, т.е. распространенность на определенные системы.

4. Подход структурно — функционалистский. Власть рассматривается как способ самоорганизации человеческой общности, основанный на целесообразности разделения функции управления и исполнения. Без власти невозможны коллективное существование человека, совместная жизнедеятельность многих людей.

5. Подход реляционистский (от французского слова «relation» — отношение) рассматривает власть как межличностное отношение, при котором один из участников оказывает определяющее влияние на второго. В этом случае власть предстает как взаимодействие ее субъекта и объекта, при котором субъект с помощью определенных средств контролирует объект.

Все подходы в своей сущности сходятся на том, что власть начинается там, где возникает подчинение. Иначе говоря, власть — это один из сложнейших видов социального взаимодействия, проявляющегося в возможности и праве одного субъекта или группы принимать решение, приобретающее обязательный характер для другого субъекта или группы.

Тема 3. Власть, как социально-политическое явление.

  1. Ресурсы социального превосходства.

  2. Трактовки и структура власти.

  3. Политическая власть, её черты и механизмы осуществления.

  4. Система разделения властей.

  5. Легитимность власти, её виды и причины делигитимации.

1 Формирование социальных отношений неизбежно сопровождается углублением социального неравенства. При этом одни индивиды и группы приобретают превосходство в обществе, наделяются властью, а другие попадают в зависимость от их воли.Социальное превосходствов основном осуществляется в таких формах: сила, власть, авторитет. Они взаимосвязаны, но принципиально отличаются .

Сила– проявление физического превосходства, принудительное влияние . ей всегда рано или поздно сопутствует сопротивление.

Авторитет – способность влиять на людей с их добровольного согласия , основан на личных качествах и достижениях определённых людей.

Авторитет, сила – две противоположности .

Власть– наиболее ценный ресурс, который помогает занять привилегированное положение в обществе, а значит обеспечить возможность доступа по всем другим ресурсам . Власть также не соответствует авторитету и гораздо чаще выдающиеся люди, обладающие реальным авторитетом , не стремятся к власти.

В наиболее общем смысле власть — способность и возможность осуществлять свою волю. Способность и возможность осознанно влиять на окружающую действительность , будь то природная среда или человеческое сообщество.

Ролевая трактовкаговорит, что причина возникновения власти – социальная, необходимость упорядочивания отношений и деятельности той или иной социальной группы в ходе совместной жизни. С развитием производственных сил и отношений возникает необходимость в разделении выполняемых функций и ролей, А одни из них более, а другие менее значимы. Из разницы в значимости ролей и проистекает власть.

Структурно — функциональная трактовкаинтерпретирует власть как свойство социальной организации в плане управления и подчинения. Здесь власть связана со статусами, с занятием руководящих должностей, с воздействием на людей с помощью соответствующих санкций: поощрения, наказания.

Психологические трактовкираскрывают субъективные мотивации власти, где выделяют следующие мотивы:

— Стремление к самореализации в политической деятельности , направленной на благо общества.

— Стремление к самореализации в политическую деятельность, но направленной на реализацию личных или узкогрупповых интересов и потребностей.

— Власть как самоцель, позволяющая наслаждаться её обладанием , что в итоге сводит стремление власти к компенсации физической, духовной или интеллектуальной неполноценности.

Кроме того психологический подход рассматривает власть, как особый тип поведения , когда одни командуют, а другие – подчиняются. Предметом исследования здесь также является воля к власти одних и предрасположенность к подчинению других. Мотивы подчинения могут быть основаны на чувстве страха перед нежелательными последствиями; на заинтересованности в достижении поставленной цели; на авторитете властвующего или просто на убеждённости в необходимости выполняемых распоряжений.

Реляционистская трактовка рассматривает власть какотношение между двумя партнёрами, где первый — субъект власти, с помощью определённых средств контролирует второго — объект власти.

СТРУКТУРА ВЛАСТИ:

1. Субъект власти – активное, властное начало. Определяет содержание властных отношений. Им может быть отдельный человек, организация, общность, мировое сообщество и т.д.

2. Объект власти – тот на кого распространяется воля субъекта, то есть, объект приложение власти. Так же может быть представлен от индивида до общества.

3. Ресурсы власти- все те потенциальные средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Могут быть материальные средства; средства, влияющие на внутренний мир, мотивацию поведения либо средства принуждения, наказания, лишения. Специфически особым ресурсом власти является сам человек, так называемый демографический – универсальный многофункциональный ресурс , который создаёт другие ресурсы.

4. Процесс – механизмы и способы взаимодействия субъекта и объекта власти.

ВИДЫ ВЛАСТИ:

— В соответствии с ресурсами:

1. экономическая власть – контроль над экономическим ресурсом, над материальными ценностями.

2. социальная власть – основана на сложившихся определённых нормах общественной жизни, распределяет положение в обществе, статусы , льготы, должности, привилегии.

3. духовно- информационная власть и власть культурных традиций, и религиозной власти. Власть, осуществляемая с помощью знаний, информации, связь с СМИ.

4. принудительная власть – опирается на силовые ресурсы.

5. политическая власть – способность субъекта власти проводить свою волю, опираясь на законы и другие нормативные документы, а также на праве публичного принуждения. Политическая власть характеризуется верховенством над всяким другим видом власти, так как, она может ограничить влияние других властей или даже ликвидировать , задействовать любые мыслимые виды ресурсов.

— В зависимости от субъекта власть бывает:

государственная, партийная, армейская, профсоюзная и др.

— В зависимости от способа взаимодействия субъекта и объекта власти:

демократическая, авторитарная, демократическая.

— По широте её распространения:

1. мегауровень- власть международных организаций.

2. макроуровень – власть центральных органов государства.

3. мезауровень – областные, районные, городские органы власти.

4. микроуровень – сельсоветы, власть в организациях, предприятиях, малых группах и т.д.

Американские политологи Фрэнч и Рэйвен выделяют 7 оснований власти:

1) власть принуждения : определяется угрозой наказания.

2) власть связей : здесь одна страна может воздействовать на другую используя власть третьего лица.

3) власть- эксперт: зависит от объема определённых знаний, мастерства и навыков.

4) нормативная власть: основана на нормах, правилах, согласно которым носитель власти имеет право контролировать соблюдение определённых правил поведения и если надо настаивать на них.

5) информационная власть: когда некто владеет информацией, представляющей для других ценность; для обладания корой необходимо пойти на уступки в отношении желаний обладателя.

6) власть вознаграждения определяется ожиданием удовлетворения потребностей: материальных, нематериальных.

7) референтная власть основана на идентификации подчинённого с носителем власти и желанием быть похожим на него.

3. Политическая власть зарождается и утверждается в обществе , как необходимая форма отношений между социальными группами и сообществами с одной стороны и обществом и общественными организациями с другой. Власть закрепляет приоритетность ценностей, интеграцию определенных социальных групп, как общих обязательных для всех. По сути это способность субъекта проводить свою волю через правовые и политические нормы, опираясь на принуждение и специфический аппарат принуждения.

Высшей формой политической власти является власть государственная, которая обладает монополией на издание законов, обязательных для всего населения и обеспечивает их соблюдение посредством силовых структур.

Государственная власть отличается от других рядом характерных черт:

— легальностью использования силы в пределах государственности.

— верховенством, обязательностью ее решений для всего общества и соответственно для всех других видов власти.

— публичностью, т.е. возможностьюдействовать на основании права от имени всего общества.

— моноцентричностью, существованием общегосударственного центра.

— богатством ресурсов, способностью задействовать любые. Без исключения ресурсы или влиять на них.

Разумеется, политическая власть реализуется не только государством и не только принуждением. В политике достаточно активно может задействоваться значительная часть населения через разного рода негосударственные политические объединения. Обычно они абсолютно формально участвуют в формировании политической власти, в отношениях солидарности или соперничества.

Механизм власти в современном демократическом обществе строится таким образом: формально, первичным источником и субъектом власти выступает народ, который передаёт свои властные функции государству, как своему официальному представителю. Государство в свою очередь, распределяет полномочия по горизонтали (законодат., исполнит., судебн.) и по вертикали(центр и регион. местные органы власти).

Механизм осуществления политической властивключает:

— принуждение, которое закрепляется в государственных нормативно- правовых актах.

— управление и организация- упорядочение деятельности различных социальных групп, учреждений, политических (неполитических) организаций.

— руководство- определение и законное закрепление стратегии развития общества, выбор средств, осуществление задач, целей.

— контроль за осуществлением властных решений, оценка результатов, внесение коррективов.

4. Идея системы разделения властей была высказана Дж. Локком и разработана Ж. Монтескье, который полагал, что только независимость друг от друга законодательной, исполнительной, судебной власти может обеспечить правильное функционирование государству. Впервые этот принцип был записан в Конституции США 1778г. и документах Великой Французской революции 1789г.

Законодательная власть поддерживает интересы общества, автономию и свободу личности. Имеет право принимать законы, её носитель – избираемый народом Парламент: определяет основы внутренней и внешней политики, утверждает государственный бюджет, контролирует выполнение закона. Верховенство законодательной власти ограничивается принципом Конституции.

Исполнительная власть –административная система, государственное обеспечение. Её основная задача : обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти. Она представлена деятельностью Правительства, которое состоит из министерств и ведомств, курирующих различные направления жизнедеятельности общества. Решает задачи хозяйствования, планирования, финансирования социального обеспечения и защиты. Имеет право издавать нормативные акты и выступать с законодательными инициативами.

Конституционный строй поддерживает судебную власть. Она осуществляет правосудие , вносит правовое суждение о законе и обеспечивает его соблюдение. Судопроизводство в демократических государствах осуществляется на основе независимости суда, подчиняя его только закону коллегиальности, неприкосновенности судей, публичности судебного разбирательства и равенства участников процесса. Выделяют, как правило, Конституционный суд, который вносит разрешение о соответствии решений и Конституции страны. Верховный суд- контрольная деятельность различных органов судебной власти, даёт им юридическую оценку , ведает уголовной, гражданской ответственностью граждан. Высший Арбитражный Суд контролирует деятельность арбитражных судов низших инстанций в сфере экономических отношений между юридическими лицами.

Сегодня говорят о наличии четвёртой власти в СМИ, которая действительно оказывает всё большее влияние на принятие политических решений.

5. Легитимность власти – её признание , одобрение и поддержка гражданским обществом. По сути, власть является легитимной только тогда, когда население оценивает её положительно, признаёт право на управление и согласно подчиняться. Легитимность связана с наличием у власти авторитета, а также с верой подавляющего числа граждан, что данный порядок является наилучшим для данного государства, при этом оказывается , что оправдываются даже самые непопулярные действия власти. Но лишь в том случае, если они принимаются для достижения принятых народом основополагающих политических целей и ценностей. Государственная власть – всегда легальна, поскольку сама создаёт законы, но не всегда легитимна, так как, может не поддерживаться населением.

Значительный вклад в теорию легитимации власти внёс крупный философ социолог Макс Вебер. Он считает легитимность власти – главным условием стабильности общества и создал теорию легитимного господства. Господство – политический порядок, при котором индивид или социальная группа (субъект власти) получают нормативно закреплённое право на реализацию властных функций. По Веберу легальность, законность этого права создают внешнюю гарантию устойчивости власти. Признание же и одобрение гражданами власти, как правильной является внутренней гарантией равновесия социальной системы, то есть, речь в данном случае идёт о специфическом политическом консенсусе между народом и властью.

Вебер выделил три типа легитимного господства:

Традиционноегосподство- опирается на веру в традиционность, незыблемость, священность существующих порядков, характерно для монархий. Подчиняться властителям принято по традициям, а властители по традиции должны заботиться о своём народе. Вебер даже предлагал для стабильности демократии сохранять наследного монарха.

Харизматическое господство– ( харизма – особый личный дар оказывать влияние на людей ) — также опирается на веру , но исключительные качества- чудесный дар вождя, она основывается на эмоциональном личностном отношении вождя и масс. Харизмой обладали все исторически значимые личности, пророки, герои, вожди (для ХХ в. — Ленин, Сталин, Рузвельт, Гитлер, Черчиль и т.д.). Но гораздо чаще харизма является искусственной- через СМИ- созданной политической системой для проведения своей деятельности. Чаще это бывает в период радикальных реформ, когда нельзя опереться на традиции , поскольку их ломают на поддержку большинства, поскольку коренная ломка бьёт на грань жизни большинства населения, на положительные результаты перемен, поскольку их ещё нет, тогда культивируются величия определённой личности. Её авторитетом оправдывается , легитимируется деятельность власти.

Рационально — легальное господство– опирается на рациональную мотивацию. Доверие народа относится не к отдельной личности, а к разумному устройству государства, то есть, к справедливым , правомерным и удобным законам, к господству права.

Помимо приведённых существует значительное число других типов легитимности, из которых самые значимые: идеологическая легитимность, религиозная легитимность, сословно-классовая легитимность, этно-национальная легитимность.Они оказывают наибольшее влияние на отношение масс к деятельности власти.

Сегодня, самой внедряемой и распространенной формой признания населением правомерности власти, является демократическая легитимность.

Однако, легитимность власти явление временное. На ряду с доверием , которое одни оказывают, может идти процесс делегитимации ,когда другие в доверии власти отказывают. Уровень легитимации может простираться от всеобщего одобрения до всеобщего отрицания. Степень легитимности эмпирически обычно проявляется посредством опросов общественного мнения.

Наиболее распространённые причины делегитимации:

— неэффективность власти, то есть, невыполнение ею своих социальных функций и общественно-значимых задач и целей.

— противоречие между доминирующими ценностями, которые приняты в обществе и эгоистическими интересами властных элит и связанных с нею социальных групп (чиновники).

— углубление социального неравенства- массовое обнищание населения.

— недоверие интеллектуалов так же подрывает легитимность власти и ,как правило, приводит к появлению оппозиции, которая выдвигает альтернативное видение социального порядка.

— бюрократизация и коррумпированность власти происходит, когда невозможно осуществить контроль снизу и намеренно не осуществляется контроль сверху.

— потеря правящей элитой- внутренней организованности и единства, возникновение внутри неё острых противоречий, вплоть до столкновения различных ветвей власти.

— для многонациональных государств — введение политики национализма.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *