Виды самооценка: понятие, виды, уровни и функции самооценки, коррекция. – что это, виды и уровни самооценки

Виды самооценка: понятие, виды, уровни и функции самооценки, коррекция. – что это, виды и уровни самооценки

Содержание

понятие, виды, уровни и функции самооценки, коррекция.

В течение жизни человек регулярно получает оценку своей личности со стороны окружающих людей. Обсуждению подлежат и внешность, и слова, и поступки. При этом мы и сами имеем о себе мнение, в соответствии с которым действуем в социуме.

Самооценка

Что такое самооценка

Самооценка — это уровень понимания человеком самого себя, своих положительных и отрицательных качеств, оценивание своей личности, часть Я-концепции.

Самовосприятие неразрывно связано со степенью любви к себе. Чем сильнее человек любит себя, тем адекватнее и выше его самооценка.

Самооценка личности является очень значимым показателем и оказывает влияние на то, как сложится жизнь человека. Уверенность в своих достоинствах, вера в собственные силы позволяет добиваться успеха. И напротив, уничижение, чувства вины и стыда, неоправданная стеснительность мешают проявляться внутренним потребностям и реализовывать их. Базовая самооценка формируется в самом детстве, но это та категория, которая может изменяться со временем и подлежит коррекции.

Виды самооценки личности в психологии

В психологии выделяют три вида самооценки. Классификация проводится на основе степени соответствия самомнения человека объективным данным. Чем реальнее личность оценивает себя, тем удачнее складываются взаимоотношения с людьми и выше успехи во всех сферах жизни.

Адекватная самооценка

При данном виде восприятия себя оценка человека совпадает с реальной действительностью. Человек трезво осознает свои сильные и слабые стороны, знает возможности и потребности, определяет внутренний потенциал.

Такая личность способна к самокритике и работе над ошибками. Недостатки устраняются, а сильные характеристики культивируются.

Неадекватная самооценка

Искаженная самооценка предполагает, что мнение человека о себе далеко от объективного. Радикальное самовосприятие может быть завышенным или заниженным, когда человек либо не принимает себя совсем, либо полагает, что обладает теми качествами, которые ему на самом деле не присущи. Неадекватная самооценка мешает коммуникациям и профессиональным достижениям.

Смешанная самооценка

В данном случае человек в разные периоды жизни относится к себе по-разному, то проявляет больше уверенности, то становится слабым и закомплексованным.

О смешанном виде также можно говорить, если мы реально смотрим на себя в части одних качеств, и неадекватно в отношении других характеристик. К примеру, мы уверенно реализуемся в профессии, а в личной жизни считаем себя недостойными подходящего партнера.

Виды

Уровень самооценки

Уровень самооценки зависит от степени любви человека к себе и сравнения с другими людьми.

Заниженная

Человек с заниженной самооценкой относится к себе без особой теплоты, он не удовлетворен тем, как складывается его жизнь.

Во внешних проявлениях у такого индивида выражены:

  • частая самокритика;
  • регулярно возникающее чувство вины;
  • желание угодить другим людям;
  • боязнь сделать что-то неправильно.

При этом объективные данные у человека хорошие, потенциал есть, но из-за страха совершить ошибку они часто не реализуются.

Низкая

Самый нежелательный уровень оценки собственной личности, не позволяющий выстроить успешные отношения и добиваться результатов.

Человека с низкой самооценкой выдают следующие проявления:

  • извинения к месту и не к месту;
  • невротическое чувство вины;
  • постоянные оправдания своих слов и поступков;
  • отсутствие инициативы из-за полной неуверенности в своих силах.

При низкой самооценке всегда присутствует «комплекс самозванца». Если человек добился успеха, что-то хорошо сделал, он будет говорить, что это случайность и его заслуги в этом нет никакой.

Его речь изобилует такими фразами как: «Не уверен», «Я не смогу, у меня не получится». К слову, перфекционизм – это проявление низкой и заниженной самооценки. Все знают примеры, когда девушки, казалось бы, с идеальной внешностью, о которой многие могут только мечтать, истязают себя диетами, ложатся под нож пластических хирургов и зарабатывают тяжелые патологии.

Нормальная

Иметь нормальную самооценку личности – большая удача для человека! Люди полностью осознают свои плюсы и минусы, принимают как данность свои достоинства и грехи, последние стараются исправить. Человек себя уважает и любит.

Во внешних проявлениях такое самовосприятие выражается следующим образом:

  • способность принимать решения и нести за них ответственность;
  • спокойное выражение своего мнения;
  • стрессоустойчивость;
  • адекватное восприятие критики со стороны;
  • реалистичность ожиданий.

Нормально оценивающая себя личность живет легко, спокойно, гармонично, у нее много друзей, есть все возможности для успешной личной жизни. Мала вероятность появления психических и психосоматических заболеваний. Чувством вины человек себя не грызет, ошибки осознает, исправляет и идет дальше.

Высокая, завышенная

Суть высокой и завышенной самооценок одна – искаженное представление о себе в сторону восхваления достоинств и игнорирования недостатков. Завышенное самовосприятие для человека лучше, чем заниженное, поскольку позволяет двигаться вперед. Но близких друзей у таких людей немного, часто они остаются в одиночестве.

Высокая

Характеристики человека с завышенной самооценкой:

  • нарциссизм, самолюбование;
  • непереносимость любой критики;
  • непоколебимая уверенность в своей правоте;
  • обвинение в неудачах окружающих;
  • отсутствие привычки просить прощения, даже если виноват;
  • постоянное соперничество с коллегами и друзьями;
  • отсутствие желания и навыков слушать оппонента.

Такому человеку не интересны люди, в принципе. Он часто похваляется, говорит о своих успехах, считает себя недооцененным. Индивид полагает, что весь мир должен крутиться вокруг него, он не просит, а приказывает.

Функции самооценки

Описание и содержание функций самооценки личности, как базового понятия в психологии приведены в таблице.

ФункцииОписание
СтимулирующаяМотивирует человека на поступки, которые могут повысить самооценку.
Пост прогнознаяБлокирует поступки, которые могут сказаться на самооценке.
РегулирующаяОбеспечивает принятие личностью задач и выбора решений.
ЭмоциональнаяПозволяет человеку удовлетворять потребности и получать удовольствие от жизни.
ЗащитнаяФормирует стабильность личности.
КонтролирующаяОбеспечивает самоконтроль в ходе выполнения человеком задач, осуществления действий.
РазвивающаяМотивирует к саморазвитию, совершенствованию.

Что влияет на формирование самооценки

Самооценка закладывается у человека с раннего детства.

  • Имеет значение как родители показывают свою любовь к ребенку. Если любовь безусловна, не зависит от хорошего поведения, такой ребенок вырастает с нормальной или высокой самооценкой. Когда он понимает, что его будут любить только за что-то (убрал игрушки, получил отличную отметку, вынес мусор), то во взрослом возрасте человек будет полагать, что его нельзя любить просто так, а хорошее отношение нужно заслужить.
  • Большую роль играет отношение родителей к успехам и провалам малыша. Положительную роль в формировании самооценки имеют такие оценочные суждения родителей как: «Ты справишься с этим», «Такой смышленый малыш обязательно это сделает».

Соответственно, высказывания в духе: «Тебя не спрашивают», «Много ты понимаешь», «Ну вот, как всегда, ты безрукий» на долгие годы закладывают у человека установку о том, что он «плохой», ни на что не годный, глупый, неумеха и т.д.

Самооценка может упасть уже в зрелом возрасте. К примеру, человек старается построить карьеру, много работает, повышает квалификацию, а служебного роста не происходит. Личность начинает сомневаться в своих способностях. Если самооценка изначально была нормальная, причина неудачи будет найдена. Невысокая самооценка может упасть еще ниже.

Женщин часто намеренно обесценивают мужчины, с которыми они состоят в близких отношениях. Закомплексованный партнер специально унижает жену или подругу, чтобы иметь возможность навязывать ей свою волю. Женщина начинает недоумевать и анализировать, что с ней не так. Если родителями привиты уважение и любовь к себе, то с токсичным партнером девушка расстанется, если нет — будет страдать и доказывать свою нужность неподходящему мужчине.

Женская самооценка

Способы коррекции самооценки

Повышать самооценку нужно обязательно. Учиться любить себя, принимать со всеми недостатками никогда не поздно. Это та характеристика, которая при усердных целенаправленных занятиях хорошо поддается коррекции.

  1. Желательно заниматься саморазвитием, получать новые знания, навыки и впечатления. Чем сильнее прокачан интеллект и шире кругозор, тем больше человек уверен в себе. Кроме того, он становится интересным собеседником и люди это замечают, тянутся к нему, начинают говорить комплименты.

  2. Кстати, о комплиментах. Научитесь принимать их с видом английской королевы. Не нужно оправдываться на фразу «Как ты хорошо выглядишь!», лучше ответьте: «Что есть, то есть!».

  3. Злоупотреблять оправданиям не стоит никогда. Человек с хорошей самооценкой уверен в себе, поэтому он отвечает за все свои действия и извиняться у него необходимости нет.

  4. Учитесь создавать себе хорошее настроение, улыбаться и хвалить себя по любому поводу. Встала с дивана, чтобы помыть пол? «Какая же я молодец!». Но если не встали, то ругать себя не нужно. Скажите: «Пусть мои шикарные ножки немного отдохнут».

  5. Прощайте себя за ошибки, их совершают все. От чувства вины нужно избавляться, это агрессия, направленная против себя.

В процессе работы над повышением самовосприятия избавьте себя от общения с токсичными людьми, которые критикуют и обесценивают, пусть они выливают свой яд в другую сторону. Когда полюбите себя, их мнение станет вам безразличным либо вы сможете адекватно ответить.

Смотреть видео

что это, виды и уровни самооценки

Приветствую Вас, друзья!

Правильная самооценка играет большую роль в нашей жизни. Она добавляет нам уверенности в собственных силах и помогает поверить, что мы достойны получить всё, чего желаем. От неё зависят все наши решения – как повседневные, так и судьбоносные. То, как человек воспринимает самого себя, определяет всю его жизнь. И сегодня мы подробно разберемся с тем, что такое самооценка, на что она влияет, от чего зависит и можно ли её изменить, чтобы более точно и адекватно оценивать собственные силы при принятии решений.

Что такое самооценка

Самооценка – это комплексная характеристика, показывающая, как человек воспринимает самого себя. Это его представление о собственной внешности, физических данных, интеллектуальных способностях и уровне образования. Самооценка влияет на мечты и амбиции, стиль одежды, поведение в обществе, манеру общения и прочие аспекты жизни. И довольно часто она бывает искажена, в результате чего человек может испытывать страдания.

Самооценка бывает завышенной или заниженной. В обоих случаях это мешает адекватно воспринимать собственные способности. Но люди с заниженной самооценкой всё же испытывают гораздо больше проблем. Они постоянно упускают шансы изменить свою жизнь в лучшую сторону, поскольку боятся рисковать или просто не уверены в собственных силах. Ещё хуже то, что они обычно осознают свои проблемы с самовосприятием, но отказываются решать их, поскольку уверены, что не заслуживают лучшей судьбы.

Как формируется самооценка?

Наибольшее влияние на самовосприятие человека оказывают первые годы его сознательной жизни. Поэтому родителям следует крайне внимательно следить за своими высказываниями и избегать слишком выразительных сравнений. Если они не понимают, что такое самооценка и насколько она важна для ребенка, то часто пытаются воспитывать его, приводя в пример более успешных сверстников. И это худший способ воспитания.

Каждое напоминание о том, что какой-то одноклассник «лучше учится и хорошо ведёт себя в школе» разрушает мотивацию ребенка и снижает его уверенность в себе. Чтобы он больше старался и был более успешен, ему нужна поддержка, а вовсе не порицание.

Однако и с этим следует быть осторожнее. Нельзя перехваливать его, поскольку это также приведёт к формированию неправильной самооценки.

Отражение в зеркале

Если убедить ребенка, что он очень талантлив, но учителя в школе просто не замечают его способностей, это может повлиять на его взрослую жизнь. Наверняка вам встречались люди, которые искренне уверены, что они очень умны и способны, но мир к ним несправедлив. Обычно они не особо успешны, поскольку неадекватно воспринимают собственные способности из-за завышенной самооценки.

Повзрослев, такие инфантильные дети оказываются неготовыми к суровой реальности. Они просто не способны видеть собственные недостатки. У них сохраняется детская уверенность в том, что они безмерно талантливы, но окружающие просто не могут разглядеть в них эти таланты. Они приходят к выводу, что мир по отношению к ним особенно несправедлив. Следствием этого становятся озлобленность, депрессия и другие психические расстройства.

Для полного понимания того, что такое самооценка, важно учитывать, что это динамический показатель. Она не кристаллизуется в детском возрасте, а продолжает формироваться и меняться на протяжении всей жизни. На неё влияют успехи и неудачи в школе, отношения с учителями и одноклассниками, учеба в вузе, работа, материальное положение, отношения с друзьями и прочие аспекты жизни. Факторы, влияющие на самооценку, обычно меняются на протяжении жизни, а вместе с ними меняется и то, как человек воспринимает самого себя.

Какой может быть самооценка: классификация

В психологии рассматривается две основных характеристики самооценки: её вид и уровень. По виду самооценка может быть адекватной, искаженной и смешанной, а по уровню – нормальной, низкой и высокой. Рассмотрим оба способа классификации подробнее.

Виды самооценки

1. Адекватная. Человек, воспринимающий себя адекватно, отчетливо понимает свои реальные возможности. Он знает, какие у него имеются сильные и слабые стороны, знает, что у него хорошо получается. При этом он прекрасно понимает, что может на равных общаться с окружающими, независимо от должности и социального статуса. Таким людям свойственна здоровая самокритика.

2. Искаженная. Если самооценка искажена, человек не может объективно воспринимать собственные возможности. Он неадекватно оценивает свои качества, таланты и способности. Такие люди часто испытывают проблемы в общении, не могут нормально строить отношения и продвигаться по карьерной лестнице, независимо от того, в какую сторону отклонена их самооценка.

3. Смешанная. Некоторые люди по-разному воспринимают себя на разных этапах своей жизни. Иногда их самооценка становится вполне адекватной и объективной, но сильные впечатления выводят их из этого равновесия. Бывает и так, что у человека нормальная самооценка в жизни и личных отношениях, но большие проблемы с профессиональным самовосприятием (или наоборот).

Уровни самооценки

Данный показатель не является строго дискретным. Самооценка может быть нормальной, слегка отличаться от нормы или очень сильно выходить за её пределы. Для упрощения в психологии принято выделять три уровня самооценки:

1. Низкая. Это худший вариант, поскольку люди с низкой самооценкой обычно наименее успешны во всех сферах. Им свойственен целый набор комплексов и психических проблем. Они обидчивы, склонны к тревожности и депрессиям, болезненно воспринимают критику, но при этом не верят, что достойны похвалы. Практически все методики коррекции самооценки ориентированы именно на эту форму её искажения. О том, как повысить самооценку самостоятельно, читайте в этой статье.

2. Нормальная. По сути, адекватная и нормальная самооценка – это одно и то же. Данный уровень подразумевает, что у человека нет проблем с восприятием себя и собственных возможностей. Он достаточно объективен, умеет замечать и анализировать свои ошибки, обладает хорошим чувством юмора и нормально воспринимает шутки в свой адрес. Адекватно оценивая своё место в обществе и коллективе, он не позволяет окружающим злоупотреблять его добротой. Именно к этому уровню следует стремиться, работая над самооценкой.

3. Высокая. Если человек уделяет повышенное внимание своим плюсам, игнорируя при этом недостатки, такая самооценка называется высокой. Она также способна доставить массу неудобств. Слишком самоуверенный человек часто не замечает собственных ошибок, поэтому не может развиваться, а качество его работы обычно заметно ниже, чем у коллег.

Заключение

Самооценка – это показатель того, как человек воспринимает самого себя, свои возможности и достижения. Она не является постоянной величиной, а непрерывно меняется под влиянием обстоятельств, условий жизни, окружения и прочих факторов. Данную особенность можно использовать себе во благо, намеренно корректируя свою самооценку. Это позволит более адекватно воспринимать собственные возможности, добиваясь значительно больших успехов во всех сферах жизни.

Самооценка — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Самооценка — это представление человека о важности своей личности, деятельности среди других людей и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или даже закрыто.

В качестве основного критерия оценивания выступает система смыслов и не смыслов индивида.

Функции самооценки:

  • Регуляторная – обеспечивает принятие личностью задач и выбора решений.
  • Защитная – обеспечение относительной стабильности личности и её независимости.
  • Развивающая – стимулирует личность к развитию и совершенствованию.
  • Отражающая (или сигнальная) – отображает реальное отношение человека к себе, своим поступкам и действиям, а также позволяющая оценить адекватность своих действий.
  • Эмоциональная – позволяет человеку ощущать удовлетворенность собственной личностью, своими качествами и характеристиками.
  • Адаптационная – помогает человеку приспосабливаться к социуму и окружающему миру.
  • Прогностическая – регулирует активность человека в начале выполнения деятельности.
  • Корригирующая – обеспечивает контроль в процессе выполнения деятельности.
  • Ретроспективная – обеспечивает возможность оценки человеком своего поведения и деятельности на заключительном этапе её выполнения.
  • Мотивирующая – побуждает человека действовать для получения одобрения и позитивных самооценочных реакций (удовлетворенности собой, развития самоуважения и гордости).
  • Терминальная – заставляет человека остановиться (прекратить деятельность), если его действия и поступки способствуют появлению самокритики и недовольства собой.

Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих и достижения индивида. В теории, самооценка — это оценивание человеком самого себя.

Самосознание — не только познание себя, но и известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам, то есть самооценка. Человек как личность — самооценивающее существо. Люди могут оценивать себя, свои поступки и действия. Без самооценки трудно и даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка предполагает критическое отношение к себе, постоянное примеривание своих возможностей к предъявляемым жизнью требованиям, умение самостоятельно ставить перед собой осуществимые цели, строго оценивать течение своей мысли и её результаты, подвергать тщательной проверке выдвигаемые догадки, вдумчиво взвешивать все доводы «за» и «против», отказываться от неоправдавшихся гипотез и версий. Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение и не только. Адекватное или неадекватное отношение к себе ведет либо к гармоничности духа, обеспечивающей разумную уверенность в себе, либо к постоянному конфликту, порой доводящему человека до невротического состояния. Самооценка обычно заключается в проекты и т.д.

В современной психологии есть три вида самооценки:

  • заниженная
  • адекватная
  • завышенная

Неуверенность в себе, стеснительность и т.п.

источники формирования, основные и посредственные виды и функции самооценки

Этим термином обозначается определенная степень ценности, приписываемую каждым индивидом к своим личностным качествам, поступкам, положению в обществе. Основным критерием оценки выступает система личных смыслов – того, что человеку кажется действительно значимым.

Термин самооценка еще интерпретируется, как состояние, при котором человек оценивает себя в различных обстоятельствах, анализирует каждое отдельное качество. Уровень самооценки определяет отношения с обществом, самокритику и требовательность по отношению к успехам или неудачам.

Нахождение в окружение людей способствует регулярной оценки себя и других представителей общества, это касается успехов в делах, учебе, отношениях, внешних данных, способностей и прочего.

Источниками для формирования того или иного вида самооценки человека выступают:
  1. Собственный образ – сопоставляются восприятие реального образа с идеальным.
  2. Притязания личности – определяется путем математического вычисления, где определяется разрыв между обособленностью и реальным положением.
  3. Интериоризация – поступление полученных от общества оценок в среду собственных.
  4. Собственные результаты – проявление самооценки происходит в сознании, где каждый индивид сопоставляет свои достижения и оценивает их самостоятельно (доволен/недоволен).
  5. Значимые люди – сравнение происходит с авторитетами и другими важными лицами, входящими в состав ближайшего окружения человека.

Виды самооценки человека: источники формирования, основные и посредственные виды и функции самооценки

Такое социальное существо, как человек, на протяжение всей свой жизни окружен как отдельными людьми (друзья, знакомые, родственники), так и общественным слоем в целом. От каждого из них исходит определенные оценки, анализы поступков, качеств или действий конкретного человека. Их совокупность играет важную роль в построении самооценки отдельно взятой личности, которая, в свою очередь, влияет на контроль и дисциплину.

Под видом самооценки человека принято считать собственную личностную оценку каждого с действительностью.

На основании этого специалисты подразделяют виды самооценки человека на следующие категории:
  1. Адекватная.
  2. Неадекватная.

Этим определением называют отдельный вид самооценки человека, подразумевающий соответствие поведения ожиданием людей и случившегося обстоятельства. Обладая такой самооценкой, индивид уверен в себе, инициативен, предприимчив, способен легко адаптироваться к разным факторам, ставить задачи и достигать успеха в них.

Адекватная самооценка показывает, что отдельная личность достигла зрелости. Чем более зрелым индивидом является человек, тем адекватнее его самооценка.

Этим термином или по-другому самолюбием называют необъективный анализ и присваивание ценностей личным качествам или способностям, сочетающиеся с ревностным отношением и чувствительностью к тому, что думают окружающие.

Самолюбие – качество, присущее каждому человеку, но у всех оно выражается по-разному. Не всегда высокая самооценка – плохое качество. Иногда, когда высокая оценка собственных способностей совмещается с привычкой для реализации поставленных целей – сильное достоинство личности. А внимательность к мнению окружающих касательно собственной персоны – полезное качество.

Однако, чаще встречаются случаи, когда индивид болезненно реагирует на критику и замечания в свой адрес. Отказ или причины, ставшие следствием ущемленного и задетого самолюбия, порождают неосознанное или вполне осознанное мщение обидчику.

Если у самолюбивого человека проявляется болезненная реакция на критику и недовольства окружающих, единственным способом побороть это является умение грамотно воспринимать критику в собственный адрес.

Если же повышенная самооценка встречается у кого-то из ближайшего окружения, то без помощи квалифицированного психолога не обойтись. Собственными силами, к сожалению, ничего не добиться. Максимум что могут сделать друзья и родные – найти подходящего врача, уговорить на посещение курсов, записать на тематические тренинги, что ускорит процесс восстановления самооценки.

Этим термином называется состояние, при котором индивид искажает реальные достижения собственными вымыслами о низком уровне своих способностей. Иногда, данный вид самооценки человека также называют комплексом неполноценности.

Индивид с подобной самооценкой часто склонен к негативным генерализациям, обвиняет себя во всех неудачах и собственные качества: бездарность, глупость, неумение справляться с трудностями, а достигнутые успехи списывает на удачное стечение обстоятельств или помощь со стороны.

Комплексы неполноценности и низкий вид самооценки человека чаще всего встречается у подростков, переживающих о своей внешности, росте, весе, одежде, фигуре и прочем. Чем дольше человек прибывает в подобном состоянии, тем реальней и адекватней становится его оценивание самого себя.

Причин, из-за которых проявляется пониженная оценка, достаточно много. Чаще всего, подобное формируется в раннем детстве под родительским влиянием и оцениванием качеств.

Влияют на снижение уровня утверждения о негодности детей, применение физической силы, прививание гиперответственности, сравнивания с отцом или матерью, что способствует формированию определенного эталона. Если удается реализоваться и достичь построенной в голове модели идеала, то личность будет хорошей и правильной, но чаще всего, достижение поставленной задачи невозможно, из-за чего у ребенка и возникает разница между тем, какой он есть, и каким должен быть. Чем больше эта разница, тем хуже/ниже анализируются и оцениваются качества.

В зрелом возрасте происходит поддержание подобного уровня тогда, когда люди уделяют внимание какому-то определенному событию, либо, когда возникает мнение, что они проигрывают на фоне окружающего социума.

Неадекватной называется состояние человека, при котором он либо недооценивает собственную значимость, либо, наоборот, превозносит себя до недостижимого уровня.

Отсюда происходит подразделение на 2 вида самооценки человека:
  • высокая;
  • низкая.

Построение подобного вида самооценки человека начинается еще в детстве, когда родные сверх меры перехваливают детей. Ребенок воспринимает все похвалы в качестве реальной шкалы достижений, но в действительности его успехи не столь значимы.

В подобных ситуациях необъективная родительская оценка создает диссонанс. Когда же у детей проявляются собственные критерии оценки приходит осознание того, что родные завышали его достижения, и их оценка не соответствует реальности. В итоге это приводит к серьезной психологической травме, чем позднее пришло осознание, тем серьезнее будут последствия.

В современной психологии имеется ряд техник и методик, способствующих повышению самооценки. Подбирается определенная из них в соответствии с личными особенностями каждой личности.

Однако практически все методики строятся на общей концепции:
  1. Поиск положительных качеств. Записываются 5-10 личностных качеств человека, за которые его ценят окружающие.
  2. Избавление от жалости к самому себе. На этом этапе человек должен перестать принимать факт того, что он беспомощен и неспособен справится с чем-либо. Право на ошибку есть у всех, но ответственность лежит на каждом человеке.
  3. Запись успехов. Заводится журнал, куда личность с заниженной самооценкой вписывает собственные достижения.
  4. Построение плана дел. На каждый день составляется распорядок, который позволит избежать ситуаций, выводящих из равновесия.
  5. Стимул. Каждый индивид придумывает для себя вознаграждение, которое причитается ему за выполнение действия, решение задачи и прочее.
  6. Поиск преимуществ в неудачах. В случае неудачи, человеку необходимо осознать происходящее и выявить из случившегося новые, открывшиеся в следствии преимущества. К примеру, потеря работы освобождает время для чтения, путешествий, занятий любимым делом и подобное.
Кроме базовой классификации, психологами предлагается и другое подразделение видов самооценки человека, которые основаны на различных критериях:
  1. Высокая, средняя, низкая.
  2. Конфликтная и бесконфликтная.
  3. Прогностическая, актуальная и ретроспективная.
  4. Устойчивая и неустойчивая.
  5. Общая и частная.
  6. Оптимальная и неоптимальная.

Вне зависимости от вида самооценки человека, она направлена на выполнение определенных функций. В их число входят:

Развитие видов самооценки человека осуществляется в соответствии с совокупностью анализа и оценки окружающих людей и реакции социума в целом по отношению к конкретному индивиду. Однако, важно помнить, что самооценка – непостоянная величина, а динамичная, она способна регулярна меняться под действием возникающих факторов, определенных ситуаций или жизненных обстоятельств, окружающих условий и действительностей отдельного человека.

Каждому присуще право на совершение ошибки, всегда достигать успеха – невозможно, а неудачи – не менее ценный опыт. Кроме того, каждый человек наделен собственной индивидуальностью, которая уникальна и неповторима.

Самооценка: виды и уровни — адекватная самооценка

виды самооценки.jpg

Что такое самооценка

Психология определяет самооценку как совокупность понимания человеком своих возможностей и перспектив. Он оценивает себя, сопоставляя с окружением, как бы наблюдая со стороны за собой и примечая способности и недостатки, формируя мнение об истинном «Я», в течении всей жизни.

Сравнение с другими идет на уровне «похуже», «получше», «обычный» — все происходит инстинктивно, если даже человек не хочет себя сопоставлять другим. На первое место выходят качества, которые ценятся в современном социуме. 

В 19 веке юноша дворянского происхождения мог похвалиться тем, что он лучше, чем князь Волконский, бьется на шпагах. Он сравнивал себя с человеком своего сословия и замечал, что превосходит его, тем самым повышая самооценку. Такое качество было актуальным для 19 века, в современном мире свои приоритеты, и никто не станет самоутверждаться за счет фехтования.

Этот пример нам показывает, что оценка своих способностей и недостатков зависит от приоритетов общества. Ценности, которые культивирует социум, в котором существует человек, являются мерилом для самооценки.

Самооценкой человек занимается постоянно: то он доволен и готов похвалить себя, гордиться своими поступками, то напротив, недоволен и переживает за свои действия, ругает себя за какой-либо проступок. Оценка своей личности дает человеку понять себя, пусть она меняется в зависимости от ситуации, но именно она регулирует и выстраивает мнение о себе.

 Рассмотрим два варианта оценки своего какого-то действия людьми с разной самооценкой:

1. Совершив ошибку, человек с высокой самооценкой признается себе: «Тут я был не прав, но как же это получилось, ведь я всегда поступал правильно» и тут же забудет неприятный инцидент и пойдет дальше.

2. Человек с низкой самооценкой может зациклиться на своей ошибке, будет долго вспоминать свои действия, корить себя, даже может решить, что он ни на что не способен, как всегда, у него все выходит не так.

Виды и уровни самооценки

Психологи отмечают два вида самооценки:

· адекватная;

· неадекватная.

Также можно услышать и другую классификацию: оптимальная и неоптимальная, когда речь идет о чуть завышенной самооценке, что само по себе не критично. Вот только грань, где заканчивается оптимальная и начинается неоптимальная, очень тонка.

заниженная самооценка и завышеная самооценка.jpg

Адекватная самооценка

Когда самооценка у человека адекватная, он видит себя со стороны и оценивает свои возможности почти так, как есть на самом деле. Идеальных людей, наверное, не бывает и каждый по-своему воспринимает себя в этом мире и в социуме. 

Характеризуя себя, кто-то завышает возможности, а кто-то недооценивает. Когда погрешности по сравнению с реальностью немного, самооценку называют адекватной. 

Если человек признается, что его руки растут не с того места, он не страдает заниженной самооценкой, просто он хочет сказать, что не любит или не умеет что-то делать своими руками.

Адекватная самооценка показывает, что индивид может разумно оценивать свое и чужое поведение, взгляды. 

Человек с такой самооценкой воспринимает мир следующим образом:

1. Его «хочу» и «могу» соответствуют возможностям.

2. Дает себе правильные и достижимые установки, не витая в облаках на счет своего потенциала.

3. Может критически оценить себя, убирая «розовые шторы» с глаз.

4. Он знает, к чему приведут его действия.

Кто готов трезво посмотреть на себя, не будет против услышать и чужое мнение о себе любимом. Его не покоробит точка зрения других, ведь он сам прекрасно знает свои плюсы и минусы, и не зацикливается на мнении со стороны.

Неадекватная самооценка

Отличают два вида неадекватной самооценки: завышенная и заниженная. Они, в свою очередь, различаются по степени неадекватности. Если человек оценивает себя немного пониже нормы, или повыше – это никак не отражается на его характере и повадках, он нормально общается с окружением, у него не возникает проблем с адаптацией и нормами социума. 

Неадекватную самооценку, чуть превышающую средний показатель, невозможно выявить без психологического тестирования человека. Немного завышенная самооценка даже не требует корректировки, это всего лишь чувство собственного достоинства, которое помогает человеку жить и ценить собственные достижения.

Другое дело, если самооценка зашкаливает в ту или иную сторону. Это сразу видно по поведению человека, она мешает жить, создает проблемы в социализации личности, приводит к конфликтным ситуациям.

Индивидуальные особенности людей с завышенной самооценкой

Если самооценка завышена, человек постоянно старается выделиться, он несколько заносчив, всегда высказывается по любому поводу, даже если не компетентен в вопросе, ставит себя выше других и пытается командовать.

 Отличительные черты таких людей:

· У них на первом месте собственное «Я», придают большое значение своей персоне.

· Неадекватно реагируют на замечания со стороны, им не понравится мнение, отличающееся от их собственного.

· Они авторитарны, смотрят на других с высока.

· Не приемлют помощи со стороны, отвергая его, даже если нуждаются в ней.

· По их мнению, у них нет слабостей, свои отрицательные качества видят в положительном свете, пытаются выдать за достоинства.

· Эгоцентричны, самолюбивы, думают только о себе, забывая о других.

· У них проявляется манерность в поведении, нарочито поступают во многих случаях.

Иногда можно услышать, что завышенная самооценка лучше, чем заниженная. Это утверждение не всегда верно характеризует ситуацию, общаться и существовать рядом с человеком, у которого слишком завышенная самооценка, не всегда приятно и комфортно.

Заниженная самооценка

Люди с заниженной самооценкой не любят выделяться, они существуют в своем тихом мире и стараются вести себя так, чтобы их не заметили. 

На первый взгляд, они просто скромны и деликатны, но если узнать их получше, выявятся черты, не совсем пригодные для нормального существования:

· Бесконечные колебания по любому поводу, нерешительность.

· Они постоянно оборачиваются на других, не могут брать инициативу в свои руки.

· Не любят брать обязательства, стараются переложить риски на других.

· Не видят в себе перспективы, чувствительны, уязвимы, не могут найти точки соприкосновения с окружением или не хотят.

· Дотошны и капризны, стремятся к безупречному поведению и от других требуют того же.

· Щепетильны, злопамятны, ревнивы.

· Их поступки иногда невозможно понять, они стремятся всем доказать свою значимость, и это выливается в ненормальные выходки.

Люди с сильно неадекватной самооценкой со знаком минус, также являются эгоцентричными, но уже по другому поводу. Они могут не обращать внимание на окружающих, полностью уйти в свою проблему. От этого проигрывают близкие, ведь за своими «страданиями» человек не замечает тех, кто рядом. Среди них есть те, кто ни разу в жизни не любил серьезно, у них нет ощущения уважения к другим, зацикленность на себе мешает этим чувствам.

что это значит, виды, определение, условия ее формирования

Многим известно состояние, когда человек перестает верить в свои силы. Чаще всего такие ощущения возникают при ответственном решении, в общении с начальником, проявляются в виде боязни перед публичными выступлениями. В этот момент главными для личности становятся вопросы: «Получится или нет?», «Смогу я или провалюсь?». По мнению психологов, основная причина такого состояния – низкая самооценка.

Низкая самооценка негативно влияет на психологическое состояние человека

Низкая самооценка негативно влияет на психологическое состояние человека

Самооценка личности в психологии

Самооценка – это в психологии представление человека о своей значимости среди окружающих, субъективное впечатление о самом себе, личных достоинствах и недостатках. В дополнение к общему понятию рассматривается такой вопрос, какие бывают виды самооценки с точки зрения адекватности/неадекватности. При адекватном (соответствующем) принятии себя индивид находится в стабильном эмоциональном состоянии, уверен в достижении поставленных целей.

Противоположной считается неадекватная (несоответствующая) оценка. При условии завышенного уровня у индивида отмечается чрезмерная самоуверенность, негативно влияющая на его положение в обществе. При низком уровне на первый план выходят внутренние переживания индивида, неверие в свои силы, что приводит к появлению таких черт, как неуверенность и замкнутость.

Важно! Специалисты утверждают, что заниженная самооценка чаще всего родом из детства. Сами родители, порой не замечая этого, вселяют в ребенка неуверенность в своих силах, боязнь в принятии решений, неспособность найти свое место в коллективе сверстников. Наверняка, многие слышали в детстве или сами во взрослом состоянии говорили ребенку: «Тебя никто не полюбит, потому что ты не умеешь».

Считается, что взрослому человеку повысить самооценку не так просто, поэтому психологи обращают внимание на важность формирования правильного отношения к себе как можно раньше.

Определение и особенности личностной оценки

Определение термина «самооценка», помимо представления о себе, означает еще и уверенность/неуверенность в своей способности принимать важные решения. Чаще всего человек оценивает эту способность на основании произошедших событий. На первый взгляд они кажутся достоверными, но на самом деле это заблуждение. Такая оценка означает всего лишь самомнение, которое сложилось из каких-либо конкретных ситуаций. Пример – если человеку не удается выполнить большую часть задуманного, самомнение меняется в сторону снижения: «Какой я невезучий, ничего не получается».

Если план вообще не удалось осуществить, отношение к себе еще больше ухудшается. Таким образом, негативная личностная оценка складывается из-за того, что люди слишком въедливо сосредотачиваются на своих слабостях и неудачах, обесценивая положительные стороны. Наоборот, при достижении хороших результатов в своей деятельности самооценка у человека резко повышается: «Я могу, когда захочу».

Личности с адекватной самооценкой более успешны в жизни и профессиональной деятельности, чем люди с необъективным отношением к себе

Личности с адекватной самооценкой более успешны в жизни и профессиональной деятельности, чем люди с необъективным отношением к себе

Еще одной важной характеристикой самооценки является ее связь со всеми сторонами человеческого бытия, включая профессиональную деятельность и отношения с людьми. Замечено, что люди с нормальной самооценкой счастливы и жизнерадостны, быстро делают карьеру, активно решают жизненные задачи, довольны своим положением в обществе.

Важно! Исходя из того, что функция самооценки заключается в составлении мнения о себе, признание своих сильных и слабых сторон поможет индивиду не только принять себя таким, какой он есть, но при необходимости скорректировать нежелательные черты.

Главное во всем этом – понимать закон жизни: отношение окружающих к человеку и его вера в свои силы зависят от его собственного мировоззрения. Чем более личность внутренне уверена в себе, тем больше людей готово доверять такому человеку, сотрудничать и взаимодействовать с ним.

Виды и уровни самооценки личности

Изучая вопрос, что такое самооценка, надо говорить о ее структуре. С целью правильного определения позиции личности выделены следующие виды и уровни самооценки:

  • Адекватная, соответствующая двум позициям: средний уровень и выше среднего;
  • Неадекватная, с позициями завышенного или заниженного уровня.

В психологической характеристике наличие того или иного вида оценки является важным и определяющим, так как именно от ее уровня зависит, насколько личность будет здраво оценивать собственные силы, поступки, качества, действия.

К сведению. Что значит уровень самооценки, полезно знать каждому человеку, чтобы составить качественную характеристику самому себе и правильно воспользоваться своими способностями, искоренить недостатки. Практической психологией разработано много разных рекомендаций, как повысить самооценку и вывести ее на нормальный уровень.

По мнению психологов, объективно уровень определяется соотношением психических процессов: познавательного и защитного. Первый влияет на адекватность, второй в ситуациях пониженной самооценки направляется на защиту внутреннего психологического комфорта.

И завышенная, и заниженная самооценка может навредить человеку в межличностных отношениях

И завышенная, и заниженная самооценка может навредить человеку в межличностных отношениях

Важно! Многие полагают, что завышенный уровень – это хорошо, якобы он помогает полюбить себя. Однако такое мнение является ошибочным, так как отклонения самооценки в ту или иную сторону вводят человека в заблуждение относительно себя и снижают качество жизни.

Так, личности с завышенным уровнем способны переоценить собственный потенциал и считать, что окружающие незаслуженно их недооценивают. Вследствие этого они проявляют к людям высокомерие, недружелюбие, иногда агрессию. Кроме того, завышенный уровень притязаний превышает их реальные возможности и ведет к неудачам.  Плохо, что у таких индивидов культивируются стремление к превосходству, неуживчивость, из-за чего многие стремятся избегать общения с ними. В подобном состоянии у индивида наблюдаются истерическое поведение и невротические реакции, в конечном итоге приводящие к неврозам.

К сведению. Специалисты отмечают, что личность с завышенной самооценкой имеет характерный внешний вид: голова высоко поднята, прямая осанка, продолжительный и прямой взгляд, командный голос.

Низкий уровень самооценки проявляется в тревожном, застревающем типе акцентуации характера. Как правило, такой человек становится неуверенным, никому не доверяет и, как никто другой, нуждается в постоянной поддержке окружающих.

Индивид с заниженной самооценкой часто попадает под влияние коллег или близких, идет у них на поводу. Такие личности, как правило, преувеличивают свои неприятности, становятся чрезмерно самокритичными, завистливыми, подозрительными. Нередко рассуждения о своих недостатках приводят их к мнению о себе, как неудачнике, из-за чего неправильно оцениваются лучшие качества. Заниженная самооценка начинает формироваться в детском возрасте, но нередко и во взрослом состоянии может трансформироваться из адекватной, как следствие постоянного сравнения себя и своих достижений с окружающими.

К сведению. Для внешнего вида человека с заниженной самооценкой характерны: втянутость головы в плечи, нерешительная походка, нежелание смотреть в глаза собеседнику, слабый голос или затянувшееся молчание.

По внешнему виду человека можно составить впечатление, каков уровень его самооценки

По внешнему виду человека можно составить впечатление, каков уровень его самооценки

Формирование и развитие самооценки

Если рассматривать, как происходит формирование самооценки, то надо выделить наиболее важные факторы, на нее влияющие:

  • собственное отношение к окружающей действительности,
  • отношение окружения к личности,
  • успешность или неуспешность в профессии, любви или семейных отношениях.

Становление самооценки идет параллельно с развитием личности, то есть уже в раннем детстве. Главное – этот процесс происходит под влиянием оценок окружающих и личных достижений индивида, поэтому дети часто определяют свои способности и возможности так, как говорят взрослые: «Молодец, умеешь делать», «Некрасивый и неаккуратный, поэтому с тобой не дружат», находят свое место в коллективе сверстников так, как его определили окружающие.

Следующий важный этап развития самооценки – подростковый. Это трудный период в жизни подрастающего человека, так как идет пересмотр ценностей, мировоззрения, которые до этого момента были незыблемы. В подростковом возрасте адекватность самооценки постепенно увеличивается, отмечается резкий переход от недостаточно четкого видения себя к относительно полной Я-концепции. Кроме того, растет объективное осознание своих достоинств и недостатков. Начинает играть большую роль внешность. Например, в сочинениях старшеклассников часто указывается на важность внешности, как определяющего аргумента в социальном признании, в соответствие со стандартами, принятыми среди сверстников. Поддержкой подростка в этот период являются родители, учителя, одноклассники.

К сведению. Самооценка не является постоянной величиной, она подвергается влиянию жизненных обстоятельств и активных действий со стороны самой личности. Например, школьник, успешно сдав экзамен, считает себя способным. Но такая оценка может легко поколебаться при малейшем срыве в дальнейшей учебе.

Подростковый период самый сложный в становлении самооценки, так как многое зависит от мнения окружающих и внешних данных

Подростковый период самый сложный в становлении самооценки, так как многое зависит от мнения окружающих и внешних данных

Как отмечают психологи, осознанная и стабильная самооценка формируется в период ранней взрослости к 25 годам. К этому времени приходит осознание того, что оценки окружающих – это чужие оценки, важно иметь личное понимание себя.

Изучение самооценки личности

Мнение относительно себя можно рассматривать со всех сторон, так как разработано много различных способов, позволяющих досконально изучить, что означает та или иная самооценка. Если говорить кратко, наиболее значимыми критериями оценки являются:

  • Уровень притязаний сопоставляется с объективными результатами;
  • Идет сравнение своей личности с другими людьми.

Важно! Следует учитывать следующие условия: чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить; успех или неудача в какой-либо деятельности влияет на оценку способностей: провал снижает притязания, а успех повышает их.

Не менее важен и момент сравнения: при оценке индивид сопоставляет себя с другими людьми, примеривает к ним собственные достижения. На общую самооценку личности сильно влияют также ее индивидуальные особенности и то, насколько важно для нее оцениваемое качество или деятельность.

Психология предлагает ряд методик измерения самооценки индивида, составления ее количественной и качественной характеристик:

  1. Популярное исследование Дембо-Рубинштейн рассчитано на изучение самооценки подростков, которая складывается из следующих показателей: ум, здоровье, характер, авторитет у сверстников, практические умения, внешность, уверенность в себе. Основными параметрами для получения результатов являются высота, устойчивость и реалистичность восприятия самого себя.
  2. Доступной для людей разных возрастов является методика «Три оценки», предложенная А.И. Липкиной. Аргументы самооценки, представленные в методике, помогают оценить себя и определить уровень устойчивости/неустойчивости личности.
  3. Не менее популярный тест «Оцени себя сам» помогает узнать, каким уровнем самооценки обладает человек: нормальной адекватной, неадекватной завышенной или заниженной.
Для самостоятельного изучения самооценки можно воспользоваться популярными методиками

Для самостоятельного изучения самооценки можно воспользоваться популярными методиками

Методика самооценки личности С.А. Будасси

Среди самых распространенных исследований самооценки личности наиболее известна методика С.А. Будасси. Она помогает количественно измерить личностную самооценку. Описание данной методики следующее:

  1. Респонденту предлагается список из 48 понятий, которые обозначают личностные качества. Из них по ранжиру выбирается 20 качеств, с наибольшей степенью характеризующих представление респондента об идеальной личности, то есть эталон.
  2. Во второй серии опроса из выбранных двадцати слов отмечаются наиболее важные качества личности, сначала предпочтительные для респондента, затем менее привлекательные.
  3. Третья серия посвящена тому, чтобы из этих же понятий проранжировать качества, которые характерны для респондента, вначале наиболее ярко выраженные, затем менее.

Метод Будасси основан на том, что статистической нормой является закономерное несовпадение Я-реального и Я-идеального. Понятие «реальное Я» – это представление личности о себе. Идеальная Я-концепция – это представление личности о себе в соответствии с желаниями («каким бы я хотел быть»). Рассогласованность между реальным и идеальным может стать как источником внутриличностных конфликтов, так и толчком к саморазвитию личности.

Полезно уяснить, что уровень и качество жизни человека зависят от того, какая самооценка сформировалась в процессе его становления как личности. Адекватно осознавая и принимая себя, человек может строить планы, определять свое место в обществе, тем самым регулировать уровень удовлетворенности своей жизнью.

Видео

Виды самооценки

виды самооценки

Самооценка – это, пожалуй, одно из наиболее значимых в жизни человека качеств. Она начинает формироваться в достаточно раннем детстве и формирует дальнейшая жизнь человека. Именно благодаря ей зачастую определяется наша успешность в обществе, достижения желаемого, гармоничное и бесконфликтное сосуществование с самим собой.

Самооценка – это оценивание человеком своих достоинств и недостатков, поступков и действий, определение для самого себя своей значимости в обществе. Для более точной характеристики личности существуют различные виды самооценки, о которых и пойдет речь.

Какие виды самооценки существуют?

  1. Адекватная/неадекватная самооценка. Пожалуй, самые важные виды самооценки личности, так как определяют насколько здраво и верно оценивает человек свои силы, поступки и качества.
  2. Высокая/средняя/низкая самооценка. Здесь определяется непосредственно уровень оценки. Проявляется в придании излишней значимости или наоборот – незначительности собственным достоинствам и недостаткам. Крайние виды самооценки редко способствуют продуктивному развитию человека, так как низкая блокирует решительность действий, а завышенная – подсказывает, что всё и так прекрасно, и ничего делать, в общем-то, не нужно.
  3. Стабильная/плавающая самооценка. Определяется тем, зависит ли самооценка человека от его настроения или успешности в тот или иной ситуациивиды самооценки личности (периоде жизни).
  4. Общая/частная/конкретно-ситуативная самооценка. Указывает область, на которую данная оценка распространяется. Оценивает ли человек себя по физическим или умственным данным, в конкретной сфере: бизнес, семья, личная жизнь. Порой же это может касаться лишь определённых ситуаций.

Всё это – основные виды самооценки в психологии. Поскольку здравое и адекватное отношение к себе закладывается в детстве, стоит внимательно относиться к данному моменту у детей – сформировать адекватную самооценку в раннем возрасте гораздо проще и значит это гораздо больше.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *