Виды памяти у дошкольников: Виды памяти у детей и способы ее развития

Виды памяти у дошкольников: Виды памяти у детей и способы ее развития

Содержание

Виды памяти у детей и способы ее развития

Память и внимание – это две важнейшие составляющие успешного обучения. Учитывая то, что большую часть знаний человек приобретает еще в детстве, развивать эти способности нужно с ранних лет. Но для этого родителям нужно знать основные виды памяти, которые задействуются у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также понимать, как правильно их тренировать.

Виды детской памяти

Человеческая память – это интеллектуальная способность со сложной структурой, имеющая множество классификаций. Так специалисты выделяют следующие виды памяти у детей и взрослых:

  • по способу восприятия: слуховая, зрительная, моторная, тактильная, вкусовая, обонятельная, эмоциональная и другие. Для продуктивного обучения нужно делать акцент на зрительной и слуховой памяти, так как именно через эти способы запоминания ребенок усваивает большую часть информации в школе.
  • по цели деятельности: произвольная, когда человек делает над собой усилие, чтобы запомнить информацию, и непроизвольная, когда знания усваиваются в автономном режиме. Тренировать необходимо именно произвольную память, чтобы малыш мог вовремя сосредоточиться и хорошо запомнить нужные данные.
  • по продолжительности хранения информации: долговременная и кратковременная. Обучение предполагает, что получаемые знания ребенок будет помнить продолжительное время, так как они необходимы для образовательного процесса в дальнейшем. Поэтому именно долговременная память нуждается в тренировке.

Отдельно стоит отметить важность развития внимания, так как эта способность напрямую отражается на качестве усвоения материала. Если ребенок может сохранять концентрацию внимания длительное время, то ему намного легче сосредоточиться на занятиях. Поэтому развитие памяти у детей дошкольного и школьного возраста должно проходить одновременно с тренировкой внимательности. Только так удастся сделать образовательный процесс максимально эффективным. Поговорим о том, как правильно развивать эти способности в зависимости от возраста детей.

Развитие памяти у дошкольников

В раннем детстве ребенок постоянно развивает свои способности, и память не является исключением. С рождения и примерно до года он познает мир, используя преимущественно моторную и тактильную память. Сначала малыш учится управлять своим телом: хватает предметы, удерживает их, учится сидеть, ползать и ходить. Параллельно с этим он изучает окружающие его объекты тактильно: получает информацию об их фактуре и форме.

В 1-2 года ему становится интересно изучать все вокруг визуально, поэтому именно с этого возраста начинает активно развиваться зрительная память. Также малыши начинают вслушиваться в то, что говорят им взрослые, потихоньку учатся произносить отдельные слова, запоминают их значение.

Для развития памяти у детей до 5-6 лет не требуется каких-либо сложных упражнений. Достаточно разговаривать с ними, показывать им картинки и рассказывать о том, что на них изображено, читать для них сказки и учить небольшие стишки. Это позволит не только улучшить способность запоминать информацию, но и разовьет кругозор малыша.

Нужно помнить, что даже в 5-6 лет ребенок запоминает информацию непроизвольно, поэтому развитие памяти должно проходить правильно. Ни в коем случае нельзя перегружать дошкольника, заставлять его заниматься. Малыш только тогда будет усваивать информацию, когда процесс обучения ему интересен, а для этого занятия должны проходить в игровом режиме.

Развитие памяти у школьников

Когда малыш приходит в первый класс, он сразу же попадает в незнакомую для себя обстановку. Уже с первых дней учебы в школе ему приходится запоминать большие объемы информации. По мере взросления школьника и учебная нагрузка будет повышаться. Если он не обладает хорошей памятью и вниманием, то учеба будет даваться ему все сложнее с каждым годом. Именно поэтому нужно уделять особое внимание развитию памяти у ребенка старше 7 лет.

Важно научить его сохранять сосредоточенность на уроках и произвольно запоминать ту информацию, которую он получает из лекций учителя и текстов учебников. Для этого нужно регулярно выполнять различные упражнения, которые направлены на повышение навыков восприятия и усвоения новых знаний. Не менее полезным для развития памяти будет чтение и обсуждение книг, заучивание стихотворений, написание изложений – то есть те задания, которые и так включает в себя школьная программа.

Иногда таких несложных тренировок вполне достаточно для того, чтобы улучшить память и внимание. Но если ребенку все еще непросто справляться с учебной нагрузкой и запоминать большие объемы материала, то с ним нужно заниматься дополнительно.

Методики для развития и тренировки памяти

Чтобы увидеть положительный результат от тренировки любых интеллектуальных способностей, нужно сделать занятия регулярными и системными. Если обучение подчинено определенной программе, то совершенствование навыков происходит последовательно и более эффективно, и развитие памяти и внимания у детей не является исключением.

Но в домашних условиях не всегда удается сделать обучение продуктивным, ведь родителям приходится не только подбирать для ребенка упражнения, но и контролировать то, как часто он занимается. Такой подход отнимает много времени и сил, но не гарантирует, что занятия принесут заметный результат. Поэтому лучше совершенствовать способности школьников в детских центрах, где обучение ведется под контролем опытных педагогов по проверенной временем программе.

Одним из таких курсов является Меморика – методика развития памяти и внимания от академии развития интеллекта AMAKids. Она представляет собой эффективную программу тренировки интеллектуальных способностей, которая подходит детям от 7 до 16 лет. В ходе обучения ребята осваивают разные приемы запоминания информации и учатся применять их на практике. Все это поможет не только во время обучения в школе, но и во взрослой жизни, ведь полученные на занятиях навыки сохранятся навсегда.

Как развить память у ребенка — развитие памяти у дошкольников

Что такое память

Все события, переживания, чувства и эмоции, которые ощущает каждый человек за свою жизнь, обязательно отражаются на его личности. Память — это наше удивительное и загадочное свойство. Это запоминание, сохранение и воспроизведение прошлого опыта.

Почему мы помним обрывки песен из далёкого детства, но иногда забываем, за чем шли в соседнюю комнату? Для чего наш мозг хранит телефонные номера или даты, которые давно не актуальны? Один лучше запоминает лица, другой — имена. От чего это зависит?

Всё дело в том, какую именно память мы используем.

Виды памяти

Все виды можно условно разделить на три группы:

  1. Что запоминает человек — задействуется двигательная, эмоциональная, словесно-логическая или образная память.
  2. Как он это делает (случайно или намеренно) — работает
    произвольная
    или непроизвольная память.
  3. Сколько хранится воспоминание — оно отправляется в кратковременную, долговременную или оперативную память.

Двигательная (или моторная) память — всё, что связано с движением. Ходьба, письмо, езда на велосипеде и другие навыки. Если мы чему-то научились однажды, то дальше это происходит как бы “на автомате”. У детей этот вид памяти возникает уже в первые месяцы жизни.

Эмоциональная память помогает сохранять чувства и эмоции, пережитые в разных ситуациях. Чем ярче окрашено событие, тем лучше оно запомнится.

Словесно-логическая (по-другому — вербальная) память есть только у человека. Выражается в запоминании мыслей, суждений и неразрывно связана с речью. Мы не помним начало своей жизни как раз потому, что не умели говорить.

Образная память соответствует пяти органам чувств. Слуховая, зрительная, обонятельная, вкусовая, тактильная — у каждого из нас они развиты неравномерно.

Складывая воспоминания в произвольную память, человек прилагает определённые усилия и приёмы. Непроизвольно же мы запоминаем то, что нам интересно. Этот процесс происходит сам собой.

Кратковременная память хранит информацию или события от нескольких секунд до нескольких минут. Дальше воспоминания либо переходят в долговременную память (и хранятся там месяцы, годы или всю жизнь), либо забываются. Оперативная же нужна для конкретных действий, для совершения одной “операции”.

Почему важно развивать память у детей с раннего возраста?

Не зря новорождённых детей сравнивают с белым листом, на котором ещё ничего не написано. Ведь память — это воспоминания о пережитом опыте, а его у малышей пока нет. Но взрослея, буквально с первых месяцев, младенцы накапливают разные чувства, ощущения, умения и навыки, многие из которых сохранятся на всю жизнь.

На сегодняшний день люди придумали множество способов “сохранения” важных дат, событий, списков и т.д.: от удобных планеров и чек-листов до приложений-напоминалок на телефоне и компьютере. Оно и понятно — ведь это гораздо проще, чем хранить информацию у себя в голове. Именно поэтому так важно “прокачивать” свою память самостоятельно. Это поможет вашему ребёнку:

  • легко запоминать факты, события, тексты и т.д.;
  • успешно учиться в школе;
  • мыслить нестандартно;
  • и даже находить выход из сложных жизненных ситуаций!

Нужно только помнить, что “плохую” память у детей часто путают с недостаточно развитой.

А исправить это можно регулярными занятиями и тренировками.

Особенности развития памяти в разном возрасте

Возрастные особенности развития памяти можно разделить на несколько периодов.

До 2 лет

Память ребёнка начинает проявляться уже примерно в три месяца. Он учится запоминать лица и голоса родных, рассматривает окружающие его предметы, игрушки. Очень важно уже в этот период комментировать действия, называть предметы, играя с ребёнком. Это будет тренировать и зрительную, и слуховую память малыша.

Из всех видов первоначально развивается двигательная память, она к концу первого года жизни достигает уровня, который необходим для усвоения речи.

Около полугода у ребёнка проявляется и эмоциональная память. Он может расплакаться, лишь увидев то, что раньше его расстраивало. И, конечно, лучше всего запоминаются наиболее яркие моменты.

В полтора-два года возникают и образные воспоминания — слуховые, вкусовые и прочие представления.

От 2 до 6 лет

Время быстрого формирования и укрепления памяти. Запоминание в этом возрасте происходит автоматически. Дети легко и с большим интересом схватывают новые знания. Это период “почемучек”, которым всё любопытно.

Примерно с трёх лет активно развивается долговременная память. Ребёнок непроизвольно запоминает всё, что было очень эмоционально для него. Это самое благодатное время, когда вы можете использовать фантазию малыша, тренируя навык пересказа и составления рассказов.

Лучше всего откладывается в памяти информация с сюжетом. Причем сохраняется всё в кратковременную память, но при регулярном повторении воспоминания сформируют долговременную память. Если же воздействовать на разные органы чувств, то знания усвоятся ещё быстрее и лучше!

От 6 до 12 лет

Долговременная память в этот период становится более качественной. Уже перед школой дети способны к произвольному запоминанию, они понимают, что нужно постараться, чтобы запомнить то, что им задают. Но, по-прежнему, проще сохраняются знания, которые интересны.

После 12 лет

У подростков от 12 лет и старше мозг работает, как у взрослых. Память развивается только при получении и сохранении новых знаний и опыта. Поэтому важно уделять время не только школе, но и разным хобби, полезным увлечениям и спорту.

Как можно развивать память у ребёнка?

Сейчас существует огромное количество курсов и тренингов по развитию и улучшению памяти. Но вы как родитель сможете и без специальных знаний помочь в этом своему ребёнку. Есть множество упражнений на развития памяти у дошкольников в игровой форме, которые легко выполнять в домашних условиях. Вот некоторые из них:

  • Читайте книги. Читать детям нужно уже с полугодовалого возраста. Доказано, что дети запоминают не только сюжет, но и действия персонажей. С детьми 3-4 лет можно придумывать сказки самим — начало говорит взрослый, а ребёнок придумывает финал.
  • Играйте в прятки. Взрослый раскладывает несколько предметов или карточек, а после того, как малыш закрывает глаза, — убирает один предмет. Ребёнок должен отгадать, что “спряталось”.
    Усложнённый вариант: не убираем игрушку, а меняем несколько из них местами. Нужно восстановить правильный порядок.
  • Тренируйте внимательность. Для дошкольников отлично подойдут парные картинки “найди отличия”. Или различные лабиринты. Или картинки, на которых нужно найти определённое количество предметов.
    Для школьников — задачки по разным учебным предметам на внимание.

Поробуйте решить задачу Умназии прямо сейчас!

Попробовать

Окружающий мир

Анна Андреевна попросила первоклассников подготовить к уроку репродукции картин, на которых изображена весна.
Посмотри на репродукции, которые принесли в класс ребята. Везде ли здесь действительно нарисована весна?

Выбери ответ:

На всех этих картинах весна.

Только на Б не весна.

Только на Г не весна.

Только на Д не весна.

На Б и Д не весна.

ответить

Логика решения:

На картине Б изображены корзины с грибами, люди лежат в траве.

Это лето. На картине Д деревья стоят жёлтые, это осень.

Названия всех картин приведены ниже.

А) Алексей Саврасов «Грачи прилетели».
Б) Аркадий Пластов «Летом».
В) Архип Куинджи «Ранняя весна».
Г) Алексей Венецианов «На пашне. Весна».
Д) Исаак Левитан «Золотая осень».

  • Придумывайте ассоциации. Расскажите ребёнку, что это такое, и для начала придумайте вместе, как связать запоминаемое слово с чем-то знакомым или смешным. Чем ярче ассоциация — тем легче запомнить слово.
    Этот метод также пригодится, когда нужно сохранить в памяти набор слов, к примеру. Объедините слова в предложение — и вот уже перед вами не хаос, а логичная последовательность.

Курсы Умназии по памяти

На нашем сайте ваш ребёнок сможет не только заниматься на тренажере или участвовать в олимпиадах, но и прокачать такой важный навык, как «ПАМЯТЬ». Программа состоит из четырех курсов:
1. «Как быстро и хорошо учить стихи»;
2. «Как запоминать иностранные слова, имена и лица»;
3. «Как быстро и правильно запоминать информацию»;
4. «Практическая мнемотехника».

Выбирайте наиболее интересный или прокачайте все виды памяти! (при покупке набора из 2-х или 4-х курсов вас будет ждать приятный подарок)

Развитие памяти у детей 6-13 лет

Развиваем способность быстро запоминать и надолго удерживать большое количество нужной информации

узнать подробнее


Заключение

Развитие памяти ребёнка — такая же важная задача, как и обучение счёту, письму и другим навыкам. Однако достичь успехов здесь гораздо проще. Уделяйте тренировке памяти хотя бы 5-10 минут, но каждый день. Занимайтесь, играя, — и результат не заставит себя долго ждать!

Если вы хотите перейти к регулярным занятиям и увидеть результат, приглашаем на наш новый курс «Память», который поможет детям легко и быстро учить стихи, запоминать иностранные слова и лица, а также во время занятий расскажем про интересные мнемотехники, которые значительно упростят процесс запоминания любой информации!

 

Понимание типов памяти у детей

 

Понимание различных типов памяти

Существует множество типов памяти. Ребенок может хорошо запоминать один тип памяти, но не другой. Понимание типов памяти полезно для родителей, чтобы понять поведение вашего ребенка в обучении.

Мы знаем, что когда мы сохраняем память, мы сохраняем информацию. Что это за информация и как долго мы ее сохраняем, определяет тип памяти. Есть 2 основных типа памяти – долговременная память и кратковременная память в зависимости от того, как долго хранится память.

В долговременной памяти есть 2 основных подтипа, а именно, явная и неявная память. Эксплицитная память требует сознательного мышления, например, вспомнить, кто пришел на ваш день рождения в прошлом месяце, или назвать все тропические фрукты. Воспоминание о том, кто был на вечеринке по случаю вашего дня рождения в прошлом месяце, далее классифицируется как эпизодических воспоминаний , поскольку оно включает в себя припоминание определенного события, переживания или эпизода. Запоминание названий всех тропических фруктов попадает в категорию семантическая память или «память знаний» и является ключевой памятью, которая тестируется в школах. Имплицитная память , с другой стороны, не требует сознательного мышления. Это позволяет вам делать что-то наизусть, например, завязывать шнурки на ботинках или кататься на велосипеде.

Кратковременная память и рабочая память — это системы памяти, которые хранят информацию только в течение короткого промежутка времени. Кратковременная память описывает очень короткое время, в течение которого вы что-то держите в уме, прежде чем либо отбросить это, либо передать в долговременную память, например, вспомнить телефонный номер достаточно долго, чтобы записать его. Рабочая память, также называемая «психическим рабочим местом» мозга, включает не только хранение информации, но и активное манипулирование ею. Примером рабочей памяти является ситуация, когда вам нужно вспомнить номер телефона и произнести его в обратном порядке.

Рабочая память в последние годы привлекла значительный интерес исследователей, поскольку ученые пришли к пониманию ее огромной важности для обучения и производительности. Было обнаружено, что увеличение рабочей памяти улучшает способность решать проблемы (особенно в вопросах понимания отрывков и задач по математике), успеваемость в школе и даже общий интеллект (IQ). Теперь мы понимаем, что рабочая память состоит из 3 частей: фонологического цикла, который обрабатывает слуховую или языковую информацию, визуального блокнота, который обрабатывает визуальную информацию, и центрального исполнительного органа, который отвечает за поддержание фокуса. Наличие такого понимания позволяет нам узнать, как укрепить рабочую память с помощью соответствующих упражнений.

Вот мои 5 советов по «памяти» для родителей:

  • Все воспоминания разные – Поймите, что ребенок не может быть одинаково сильным или слабым во всех типах памяти. Некоторые родители жалуются, что их ребенок может вспомнить событие со всеми его мучительными подробностями, но не может вспомнить список правописания, выученный накануне вечером! Когда родители поймут, что эти два типа воспоминаний различны и расположены в разных областях мозга, они поймут, что их ребенок не «ленится», когда дело доходит до запоминания информации, связанной со школой, а что одна область мозга может просто быть «лучше», чем другие!
  • Правописание. Запоминание написания слов является разновидностью семантической или «знаниевой» памяти. Орфография, в частности, требует от учащихся сильной фонологической памяти или запоминания звуков букв. В дошкольном возрасте, помимо обучения названиям алфавитов, развитие у детей высокой чувствительности к звукам букв и слов полезно для развития фонологической памяти и формирования основы правописания.
  • Сон. Все мы знаем, что хороший ночной сон помогает нам чувствовать себя бодрее и поднимает настроение, но знаете ли вы, что сон также помогает нам укрепить память? Многие думают, что мозг пассивен и отдыхает, когда мы спим, но это совсем не так. Когда мы спим, наш мозг активно «заполняет и организует» — отбрасывает неважную информацию и сохраняет важную. Обеспечение того, чтобы ваш ребенок хорошо высыпался каждую ночь, очень полезно для обучения и формирования памяти.
  • Тренировка рабочей памяти. Рабочая память или «мыслительная» память — это ключевой двигатель, который активно работает, когда мы решаем проблему. Рабочая память помогает нам обратить внимание на проблему и в то же время искать в нашем долгосрочном хранилище знаний факты и формулы, которые помогут решить проблему. Оперативную память можно активно тренировать с помощью упражнений. Одним из примеров упражнения на рабочую память является воспроизведение строки цифр или букв в обратном порядке (не записывая их!). Вы также можете получить помощь от BrainFit, если вашему ребенку требуется тренировка рабочей памяти.
  • Изучение стратегий запоминания. Техники запоминания могут быть очень полезными, помогая лучше запоминать информацию, чтобы ее запоминание и припоминание были более успешными. Мы обсудим методы и стратегии запоминания в нашей следующей статье.

Различные типы памяти | Руководство по методам обучения

Человеческая память включает в себя сохранение и восстановление информации, которую мы узнали или испытали (Cherry, 2020). Как учителя, лучше понимая, как работает память и взаимосвязь между памятью и обучением, мы можем разрабатывать наиболее эффективные методы обучения. В этой статье рассматривается процесс запоминания, различные типы памяти и то, как они связаны с обучением. Затем мы предложим некоторые стратегии и советы по максимальному развитию памяти в классе и, в частности, по поддержке детей, испытывающих трудности с рабочей памятью.

Используйте содержимое ниже, чтобы перейти к определенному разделу статьи.

  • Какие существуют типы памяти?
  • Процессы памяти
  • Связь между памятью и обучением
  • Почему так важна рабочая память?
  • Как можно поддерживать память при преподавании и обучении?
  • Стратегии улучшения рабочей памяти в классе

  • Какие существуют типы памяти?

    Существует множество теорий, касающихся различных типов памяти и процессов, которые ее формируют. Хотя многое еще неизвестно, большинство ученых считают, что существует по крайней мере четыре основных типа памяти.

    Сенсорная память

    Это немедленная информация, воспринимаемая вашими органами чувств . Сенсорная память невероятно мимолетна и обычно не сохраняется, если не уделять особое внимание этим сенсорным входам. Например, вряд ли вы смогли бы перечислить все звуки, которые вы слышали за последние 30 минут, но вы можете вспомнить звонок в дверь десять минут назад, если бы вам пришлось на него ответить.

    Кратковременная память

    Этот тип памяти позволяет вспомнить ограниченное количество информации на короткое время , прежде чем оно исчезнет. Например, если вы попросите ребенка запомнить последовательность из семи слов, а затем повторить ее вам, он будет использовать свою кратковременную память. Если мы обратим внимание на кратковременные воспоминания, они могут затем перейти к нашей долговременной памяти.

    Рабочая память

    Это похоже на кратковременную память, но в рабочей памяти информация обрабатывается для получения новой информации. Теория рабочей памяти была выдвинута в 19 в. 74 психологов Алана Баддерли и Грэма Хитча, которые предположили, что рабочая память состоит из трех компонентов:

     

    • Центральный исполнитель (который управляет всей системой).
    • Визуально-пространственный блокнот (который хранит и обрабатывает визуальную или пространственную информацию).
    • Фонологический цикл (который хранит и обрабатывает письменную и устную информацию).

    В 2000 году компания Badderley добавила в эту модель еще один компонент — буфер эпизодов. Именно здесь информация, как визуальная, так и фонологическая, объединил и интегрировал вместе с соответствующей информацией из долговременной памяти.

    Вы можете встретить исследования, в которых термины «кратковременная память» и «рабочая память» используются взаимозаменяемо. Хотя исследования выявили пересечение между ними, как учителю полезно проводить различие между хранением кратковременной памяти и когнитивным процессом рабочей памяти , который одновременно сохраняет и обрабатывает информацию.

    Многие дети испытывают трудности с оперативной памятью, которые мы рассмотрим позже более подробно.

    Долговременная память

    Наша долговременная память хранит большую часть наших воспоминаний (если вы можете вспомнить что-то, что произошло более 30 секунд назад, это будет извлечено из вашей долговременной памяти). Обычно мы не осознаем эти воспоминания до тех пор, пока нам не понадобится вызвать их в нашу рабочую память.

     

    Например, вы можете знать, что растения используют фотосинтез для выработки энергии. Эта информация хранится в вашей долговременной памяти, но не постоянно в вашей голове. Когда вам понадобится доступ к этой информации — чтобы спланировать урок естествознания или ответить на вопрос викторины — вы вызовете ее в свою рабочую память.

    К некоторым долговременным воспоминаниям легко получить доступ, а к другим сложнее.

    Долговременную память можно дополнительно разделить на:

    • Эпизодическая память – воспоминания о событиях или переживаниях. Эти воспоминания основаны на контексте и месте.
    • Семантическая память – наши общие знания о мире. Мы помним факты или события не потому, что пережили их, а потому, что узнали о них. Это обучение происходит от слов, символов и абстрактных понятий.
    • Процедурная память — они помогают нам выполнять повседневные задачи, такие как вождение. Сначала мы должны научиться делать эти вещи, сосредоточившись на каждом конкретном задействованном навыке, но со временем, когда они становятся частью нашей процедурной памяти, они становятся автоматическими. Процедурную память, основанную на обучении с помощью двигательных навыков, часто называют «мышечной памятью».
    • Рефлексивная память – это эмоционально. Если ребенок расстроен из-за сверстника, он может запомнить это надолго, а затем, если произойдет подобное событие, вернуться к тому первоначальному происшествию.

    Некоторые исследователи рассматривают их как этапов памяти . В такой модели память начиналась бы как сенсорная память, затем переходила бы в кратковременную память, а затем могла бы переходить в долговременную память человека (Villines, 2020). Одной из целей обучения является сохранение информации в долговременной памяти ребенка, чтобы он мог извлекать ее и применять в различных контекстах своей жизни.

    К началу


     

    Процессы памяти

    Обычно считается, что процесс запоминания разбит на следующие части:

    • Получение – информация от ваших органов чувств.
    • Кодирование – процесс преобразования информации в пригодную для использования форму. Внимание, которое может вызывать затруднения у некоторых детей, играет большую роль на этом этапе.
    • Хранение – после кодирования информации ее можно сохранить.
    • Извлечение – это жизненно необходимо, так как если вы не можете восстановить воспоминания, от них толку мало!

    Хотя точный механизм извлечения воспоминаний до конца не ясен, считается, что это творческий процесс, состоящий в объединении различной релевантной информации, а не просто извлечении информации из хранилища.

    Когда воспоминания кодируются и хранятся в мозгу, они образуют нейронные пути. Каждый раз, когда информация извлекается, эти пути укрепляются. Чем чаще вам нужно получать доступ к информации, тем прочнее путь и тем быстрее, как считается, память может быть восстановлена.

    Воспроизведение можно разделить на несколько типов, и, как учителю, знание этого может помочь вам планировать эффективные задания, чтобы оптимизировать процессы поиска детьми.

    Ключевые элементы:

    • Воспоминание – простое запоминание без подсказок. Вы спросите – Кто был монархом Англии во времена Реформации? Если ребенок может ответить на вопрос Генриха VIII, он использует припоминание.
    • Распознавание – процесс извлечения ранее известной информации после просмотра вещи. На уроке можно показать изображение Генриха VIII – если, увидев картинку, ребенок сможет назвать его, это признание.
    • Воспоминание – объединение или восстановление памяти. Чтобы вспомнить подробности прошлогоднего Дня Тюдоров, ребенок может использовать частичные воспоминания, подсказки (например, фотографии) и логику.
    • Повторное обучение — как следует из названия, это повторное изучение ранее изученной, но не запомненной информации. Ребенок может не помнить имен жен Генриха VIII, но знать, что они знали об этом раньше. Предоставление возможностей для повторного обучения невероятно важно, так как переобучение укрепляет связи в мозгу.

    Многое из того, что мы просим детей делать в классе, включает в себя элементы поиска информации, тем более что наши учебные программы направлены на развитие того, чему учили ранее. Существует множество различных факторов, которые могут повлиять на эффективность поиска. К ним относятся особые образовательные потребности и/или инвалидность (SEND), пол, физическое и психическое здоровье, уровень активности и даже потребление пищи — мы знаем, как завтрак может повлиять на учебный потенциал ребенка!

    Вернуться к началу


     

    Связь между памятью и обучением

    Существует множество различных теорий и определений обучения, но одна из влиятельных теорий, которая лежит в основе текущей системы контроля Ofsted, основана на памяти.

    Целью всех инструкций является изменение долговременной памяти. Если в долговременной памяти ничего не изменилось, значит, ничего не выучено.

    (Киршнер, Свеллер и Кларк, 2006 г.)

    Если цель состоит в том, чтобы изменить долговременную память, то как учителя мы должны убедиться, что мы планируем возможности для:

    • Эффективного приобретения новых воспоминаний, которые могут быть закодированы и в конечном итоге сохранены в долговременной памяти учащихся. воспоминания.
    • Повторное извлечение этих воспоминаний.
    • Стратегии, которые необходимо внедрить для поддержки детей, которые испытывают трудности на любом этапе процесса.
    Долговременная память и обучение – схемы

    В долговременной памяти информация хранится в диапазоне схем . Схемы — это структуры, которые связывают знания и создают смысл (Ofsted, 2019). Они накапливаются с течением времени, становясь все более сложными по мере изучения новых знаний. У ребенка в 1-м классе может быть довольно простая схема, относящаяся к «умножению» — возможно, связанная с тем, что он знает о сложении, и визуальными образами массивов. По мере того, как этот ребенок будет продвигаться в школе, эта конкретная схема будет становиться все более сложной, поскольку с ней связаны другие области обучения (таблицы умножения, дроби, десятичные числа, формальные процедуры, алгебра и т. д.).

    Разрабатывая учебные планы и программы обучения, которые учитывают, как эти схемы строятся и укрепляются с течением времени, как внутри предметов, так и в рамках всей учебной программы, можно максимально увеличить потенциал обучения. Спиральная учебная программа (где элементы регулярно пересматриваются) может дополнительно оптимизировать поиск, целенаправленно выделяя время для «забывания» и «восстановления».

    Рабочая память и обучение – теория когнитивной нагрузки

    Как мы уже видели, прежде чем что-то сможет попасть в долговременную память или изменить ее, информация должна быть закодирована и обработана рабочей памятью. Рабочая память имеет ограниченный объем. Если учебная деятельность оказывает слишком большое давление на рабочую память учащегося (представляет слишком высокую когнитивную нагрузку), то обучение не может происходить. Эта информация не будет добавлена ​​в их схемы.

    Структура Ofsted рекомендует планировать занятия для детей, которые не требуют от учащегося использования слишком большого объема рабочей памяти, пока они не приобретут достаточно знаний, чтобы свести к минимуму обработку.

    С практической точки зрения это может означать включение подмостков, чтобы убедиться, что деятельность сосредоточена на том, что ребенок должен выучить, и не несет дополнительной нагрузки на его рабочую память.

    При обучении пунктуации в речи вы можете сначала дать им предложения, в которых нужно ставить знаки препинания. Необходимость строить предложения одновременно представляла бы слишком большую когнитивную нагрузку. Вы также можете добавить несколько наглядных пособий, чтобы еще больше снизить нагрузку или сузить фокус задачи (например, пропустить только кавычки).

    Позже, когда знания станут более устоявшимися и вы захотите, чтобы они попрактиковались в извлечении информации, вы уберете некоторые леса, пока в конечном итоге они не обретут знания для самостоятельного применения всех аспектов речевой пунктуации.

    По сути, вы должны очень четко понимать, что такое «обучение», а затем, принимая во внимание конкретного ребенка и его текущие знания, спланировать, как наилучшим образом облегчить это обучение. Вы уже будете делать это как часть своей повседневной хорошей преподавательской практики, хотя, возможно, вы не рассматриваете это в явном виде в свете процессов памяти или связанных с ними теорий.

    Вернуться к началу


     

    Почему так важна рабочая память?

    Рабочая память — это когнитивный процесс, который позволяет нам использовать информацию, не теряя из виду то, что мы делаем.

    Если вы написали 15 + 8 = ? на доске, чтобы ребенок мог решить, ему нужно получить доступ, помнить и манипулировать следующей информацией:

    • Что означают цифры 1, 5 и 8.
    • Что означают цифры в их позиционном значении здесь.
    • На что указывает +.
    • К чему относится =.
    • Что за ? просит их.
    • Что влечет за собой понятие сложения.
    • Каковы их изученные методы сложения.
    • Какой метод следует использовать в этом случае.
    • Должны ли они решить это в уме или могут использовать письменные методы.
    • Как они должны дать ответ.

    Как видите, то, что кажется невероятно простым заданием в классе, на самом деле довольно сложное. По мере того, как дети будут больше практиковаться в такого рода задачах, обработка станет быстрее и будет меньше влиять на рабочую память.

    Рабочая память, пожалуй, самый важный элемент процесса, который следует учитывать в классе. Было обнаружено, что он даже лучше предсказывает будущую успеваемость, чем IQ (Alloway & Alloway, 2014). В дополнение к формальной учебной деятельности дети должны использовать свою рабочую память, чтобы следовать всем данным им инструкциям.

    10% детей страдают от проблем с рабочей памятью (Gathercoe, 2008), а объем рабочей памяти у разных людей разный. Если рабочая память ребенка перегружена или он отвлекается, информация из рабочей памяти может быть безвозвратно утеряна. Поэтому важно, чтобы учителя знали о планировании оптимальной когнитивной нагрузки и о том, как выявлять признаки проблем с рабочей памятью.

    Какие могут быть признаки проблем с оперативной памятью?

    У ребенка или подростка с потенциальными проблемами с рабочей памятью могут быть:

    • Плохая академическая успеваемость и успеваемость в некоторых или во всех областях.
    • Трудно следовать инструкциям, особенно сложным.
    • Проблемы с доступом к задачам, требующим более одного шага.
    • Трудности с расстановкой – потеря следа того, что они делают.
    • Внешний вид невнимательного или легко отвлекаемого.
    • Трудности с планированием и организацией.
    • Трудности с применением того, что они узнали, к новым ситуациям или окружению.
    • Проблемы с мышлением и действиями одновременно.
    • Трудно участвовать в групповых мероприятиях, часто кажется сдержанным.
    • Трудно следить за разговором с друзьями.
    • Низкая самооценка.

    Проблемы с памятью классифицируются в рамках более широкой области потребностей Трудности с познанием и обучением (Свод правил SEND 2015 г.). Как и во всех SEND, области потребностей в значительной степени пересекаются, и для эффективной поддержки SEN в классе необходимо учитывать сильные стороны и трудности каждого ребенка в отдельности.

    Имеются данные о том, что дети с нейроразнообразием, такие как дети с расстройствами аутистического спектра или особыми трудностями в обучении (включая дислексию, диспраксию и дискалькулию), могут испытывать трудности с аспектами исполнительной функции, включая рабочую память.

    Поскольку внимание играет неотъемлемую роль в кодировании воспоминаний, дети с расстройствами, влияющими на внимание, такими как синдром дефицита внимания (СДВ) или синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), также могут испытывать проблемы с рабочей памятью.

    Хотите узнать больше об отправке?

    Узнайте больше о распространенном SEND на наших специальных учебных курсах, от Осведомленности об аутизме до тренинга по СДВГ. Загляните в нашу библиотеку курсов, чтобы просмотреть полный список доступных курсов.

    Вернуться к началу


     

    Как можно поддерживать память при преподавании и обучении?

    Есть несколько общих стратегий, которые могут помочь нам адаптировать наше обучение в свете взаимодействия между памятью и обучением.

      • Не «учите на пробу» — чем шире учебная программа, тем больше у детей возможностей увидеть ссылки и установить схемы.
      • Выделите время для закрепления знаний учащимися – это должно включать возможности для повторного обучения.
      • Разработайте учебный процесс, чтобы уменьшить «нагрузку» на рабочую память — эта помощь способствует усвоению схемы (Heik, 2017).
      • Разбейте информацию и обучение на удобные для учащихся фрагменты.
      • Используйте мультисенсорный подход. Предоставление визуальной и вербальной информации (двойное кодирование) увеличивает возможности для хранения этой информации.
      • Помощь в формировании схемы путем явной демонстрации шаблонов, связей и взаимосвязей между новым и старым обучением (Willis, 2019). Это можно сделать разными способами и на разных уровнях — от спирального учебного плана до использования концептуальных карт и повторения содержания предыдущего урока.
      • Включите чередующуюся практику – смешивайте виды деятельности и меняйте результаты.
      • Включите регулярное практическое тестирование (Dunlosky et al, 2013) — в том числе викторины или практические оценки. Чтобы быть наиболее эффективным, это должно быть «низкие ставки». 
      • Поощряйте культуру метапознания в классе. Предоставление детям возможности подумать о том, как они изучают , оказалось эффективной стратегией. В нашей статье «Метапознание в классе» этот вопрос рассматривается более подробно.
      • Поощряйте благополучие детей и будьте внимательны к любым признакам психического заболевания. Стресс и тревога могут значительно ухудшить память.
      • Расскажите детям о привычках, которые помогают нашему мозгу нормально функционировать, таких как сон, использование экрана, физические упражнения и питание.

    Вернуться к началу


     

    Стратегии улучшения рабочей памяти в классе

    В дополнение к описанным выше общим рекомендациям существуют дополнительные стратегии, которые можно применить для улучшения памяти учащихся. Эти стратегии могут быть адаптированы для детей всех возрастов, и их применение с раннего возраста может повысить их эффективность.

    Стратегии преподавания и обучения
    • Адаптируйте свой язык – помните о сложности ваших инструкций. Убедитесь, что они как можно короче и даны в том порядке, в котором они должны быть выполнены.
    • Обучение сверстников – объясняя новые знания кому-то другому, дети извлекают и повторяют информацию, укрепляя нейронные пути этой памяти.
    • Используйте письменные или визуальные подсказки для сопровождения устных инструкций. Некоторым детям могут быть полезны личные визуальные платформы, такие как управление задачами или доски «сейчас и дальше», чтобы уменьшить нагрузку на их рабочую память. Особенно для детей младшего возраста вы также можете использовать действие, чтобы закрепить обучение.
    • Наглядный справочный материал в классе — рабочие стены можно использовать для представления шагов, которые необходимо предпринять для успешного выполнения задания, и примеры того, как выглядит хороший ученик (WAGOLL), чтобы показать детям, к чему они стремятся производить.
    • Виртуальные учебные среды – для задания домашних заданий используйте среду с функцией списка дел. Это может помочь поддержать самоорганизацию учеников и следить за тем, что им нужно делать.
    • Создание процедур — они могут снизить когнитивную нагрузку и особенно полезны для задач, связанных с обучением (таких как сбор оборудования или презентация работы).
    • Индивидуальные стратегии для улучшения памяти – подробно научите детей стратегиям самостоятельного использования. Это может быть ведение заметок, использование графических органайзеров или создание мнемоники. Познакомившись с различными методами, дети могут найти то, что лучше всего подходит для них.
    • Опыт — спланируйте некоторые действия, чтобы учащиеся могли «прочувствовать» информацию и закрепить обучение с помощью эпизодической памяти. Это могут быть ролевые игры и другие драматические действия, групповые занятия или дебаты. Просьба детей препарировать сердце после того, как они узнали о различных камерах, укрепляет их семантическую память (запоминание названий и местонахождений камер сердца) эпизодической памятью (опыт вскрытия сердца) в дополнение к добавлению мультисенсорного элемента.
    • Вербализация – регулярно позволяйте детям озвучивать свои задачи – спрашивайте: «Что ты сейчас делаешь?» Что ты будешь делать дальше?»
    • Играйте в игры на память – это могут быть игры для всего класса, небольшой группы или индивидуальные, онлайн или офлайн.
    Методы запоминания для обучения

    Многие из этих стратегий преподавания и обучения также могут помочь детям старшего возраста и молодым людям улучшить память при повторении или проведении самостоятельного изучения.

    К ним относятся:

     

    • Разделение информации на части и возврат к предметам вместо изучения большими блоками.
    • Установление связей — используйте органайзеры знаний или интеллект-карты, чтобы визуально связать полученную информацию.
    • Поощрение визуализации понятий – рисование диаграмм или рисунков для представления обучения.
    • Поощрение активного обучения и чтения – это включает формулирование собственных вопросов и ведение заметок. Однако было обнаружено, что простое выделение заметок малоэффективно (Dunlosky et al, 2003).

    Вернуться к началу


     

    Память и обучение идут рука об руку, поэтому полезно иметь представление о том, как формируются воспоминания, какие существуют типы памяти и как ваши методы обучения могут максимизировать возможности обучения.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *