Виды общения функции общения психология: 16. Виды и функции общения

Виды общения функции общения психология: 16. Виды и функции общения

Виды и функции общения — Студопедия

Поделись  

ЭТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

План

3.1. Виды и функции общения.

3.2. Коммуникативные барьеры.

3.3. Техника общения и приемы преодоления коммуникативных барьеров.

Ключевые слова: коммуникация, психология, коммуникативный барьер, информация.

Известны два основных вида социальных контактов: деятельность и общение. Между общением и деятельностью, как видами человеческой активности, существуют различия. Результатом деятельности является обычно создание какого-либо материального или идеального предмета, продукта (например, формулировка мысли, идеи, высказывания). Итогом общения становится взаимное влияние людей друг на друга. И деятельность и общение следует рассматривать как взаимосвязанные стороны развивающей человека социальной активности.

В реальной жизнедеятельности человека общение и деятельность как специфические формы социальной активности выступают в единстве, но в определённой ситуации могут быть реализованы и независимо друг от друга.

Содержание категории общения многообразно: это не только вид человеческой деятельности, но и условие, и результат этой же деятельности; обмен информацией, социальным опытом, чувствами, настроениями.

Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становится осознанным и опосредствованным речью. В жизни человека нет даже самого непродолжительного периода, когда бы он находился вне общения, вне взаимодействия с другими субъектами.

Содержание общения – это информация, которая в межиндивидуальных контактах передаётся от одного живого существа к другому. Содержанием общения могут быть сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии живого существа. Содержанием общения может стать информация о состоянии внешней среды, например, сигналы об опасности или о присутствии где-то поблизости положительных, биологически значимых факторов, например пищи.

У человека содержание общения значительно шире, чем у животных. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире: богатый, прижизненно приобретенный опыт, знания, способности, умения и навыки. Человеческое общение многопредметно, оно самое разнообразное по своему внутреннему содержанию.

По содержанию общение может быть представлено как:

— Материальное – обмен продуктами и предметами деятельности, которые в свою очередь служат средством удовлетворения актуальных потребностей субъектов.

— Когнитивное – обмен знаниями.

— Деятельное – обмен действиями, операциями, умениями, навыками. Здесь от субъекта к субъекту передаётся информация, расширяющая кругозор, совершенствующая и развивающая способности.

— Кондиционное – обмен психическими или физиологическими состояниями.

— Мотивационное – обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями. Мотивационное общение имеет своим содержанием передачу друг другу определённых побуждений, установок или готовности к действиям в определённом направлении.

Цель общения – это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Если у животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения актуальных для них биологических потребностей, то у человека они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.

По целям общение делится на биологическое и социальное:

— Биологическое – это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей.

— Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида.

Существует столько частных видов общения, сколько можно выделить подвидов биологических и социальных потребностей.

Основные виды общения:

— Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир.

— Личностное общение, напротив, сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека; поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта.

— Инструментальное – общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения.

— Целевое – это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае – потребности в общении.

Средства общения можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения от одного живого существа другому.

Кодирование информации – это способ передачи её от одного к другому. Информация может передаваться с помощью прямых телесных контактов: касанием тела, руками и т. п. Информация может передаваться и восприниматься людьми на расстоянии, через органы чувств (наблюдение со стороны одного человека за движением другого или восприятие производимых им звуковых сигналов). У человека, кроме всех этих данных от природы способов передачи информации, есть немало таких, которые изобретены и усовершенствованы им самим.

Это – язык и другие знаковые системы, письменность в её разнообразных видах и формах (тексты, схемы, рисунки, чертежи), технические средства записи, передачи и хранения информации (радио – и видеотехника; механическая, магнитная, лазерная и иные формы записей). По своей изобретательности в выборе средств и способов общения человек намного опередил все известные нам живые существа, обитающие на планете Земля.

Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения.

Различают четыре основные функции общения:

— Инструментальная функция характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия.

— Интегративная функция раскрывает общение как средство объединения людей.

— Функция самовыражения определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста.

— Трансляционная функция выступает как функция передачи конкретных способов деятельности, оценок и т. д.

Среди других функций общения можно назвать: экспрессивную (функция взаимопонимания переживаний и эмоциональных состояний), социального контроля (регламентации поведения и деятельности), социализации (формирования навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др.

Общение чрезвычайно разнообразно по своим формам. Можно говорить о прямом и косвенном общении, непосредственном и опосредствованном, массовом и межличностном.

Современному специалисту сферы торговли и обслуживания приходится в своей повседневной деятельности наибольшее внимание уделять межличностному общению, а потому сталкиваться с определёнными проблемами как вербального, так и невербального характера.

В соответствии с установившейся традицией, в отечественной социальной психологии выделяют три типа межличностного общения: императив, манипуляцию и диалог.

Императивное общение – это авторитарная, директивная форма воздействия на партнёра по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками, принуждения к определённым действиям или решениям. В данном случае партнёр по общению рассматривается как объект воздействия, выступает пассивной, «страдательной» стороной. Особенность императива в том, что конечная цель общения – принуждение партнёра – не завуалирована. В качестве средств оказания влияния используются приказ, указания, предписания и требования.

Манипуляция – это распространённая форма межличностного общения, предполагающая воздействие на партнёра по общению с целью достижения своих скрытых намерений. Как и императив, манипулятивное общение предполагает объектное восприятие партнёра по общению, который используется манипулятором для достижения своих целей. Роднит их и то, что при манипулятивном общении также ставится цель добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Коренное отличие состоит в том, что партнёр не информируется об истинных целях общения; они либо просто скрываются от него, либо подменяются другими.

Диалогическое общение – это общение, позволяющее перейти от эгоцентрической, фиксированной на себе установки к установке на собеседника, реального партнёра по общению.

Диалог возможен лишь в случае соблюдения следующих непреложных правил взаимоотношений:

— Психологический настрой на актуальное состояние собеседника и собственное актуальное психологическое состояние. В данном случае речь идёт об общении по принципу «здесь и сейчас» с учётом тех чувств, желаний и физического состояния, которые партнёры испытывают в данный момент.

— Безоценочное восприятие личности партнёра, априорное доверие к его намерениям.

— Восприятие партнёра как равного, имеющего право на собственное мнение и собственное решение.

— Содержанием общения должны являться не прописные истины и догмы, а проблемы и нерешённые вопросы (проблематизация содержания общения).

— Персонификация общения – разговор от своего имени, без ссылки на мнения и авторитеты, презентация своих истинных чувств и желаний.

Общение богаче, чем коммуникативный процесс. Оно связывает людей не только передачей информации, но и практическими действиями, элементом взаимопонимания.

Информация в общении не просто передаётся от одного партнёра к другому (лицо, передающее информацию, принято называть коммуникатором, а получающего эту информацию – реципиентом), а именно обменивается.

Обратная связь – это информация, содержащая реакцию реципиента на поведение коммуникатора. Цель обратной связи – помощь партнёру по общению в понимании того, как воспринимаются его поступки, какие чувства они вызывают у других людей.

В процессе общения обмен информацией между его участниками осуществляется как на вербальном, так и невербальном (неречевом) уровне.

На основном, вербальном, уровне в качестве средства передачи информации используется человеческая речь. Именно речь, как проявление активности воли и сознания говорящего, является условием духовного преобразования личности.

К невербальной коммуникации относятся воспринимаемый внешний вид и выразительные движения человека – жесты, мимика, позы, походка и т. д. Они во многом являются зеркалом, проецирующим эмоциональные реакции человека, которые мы как бы «считываем» в процессе общения, пытаясь понять, как другой воспринимает происходящее.



Основные функции общения в психологии

Определение

Общение – многогранный процесс. Его рассматривают в рамках социологии, психологии, философии, лингвистики, педагогики и др. наук.

Отношение к данной теме определяется той формой, которую сегодня приобретает мировое сообщество. В конкретном социальном пространстве и времени, в условиях тесных контактов оказываются системы, которые занимают совершенно разные ступени научно-технического и экономического развития. Таким образом, общение нужно понимать гораздо шире, чем непосредственные контакты между людьми. Но в любом случае оно не минует и межиндивидуальные связи, которые всегда остаются «ядерными структурами».

Функции языка в общении между различными системами (культурными, политическими и социальными) выстраиваются в формы, которые и представляют собой задачи для исследования. Язык — это система словесных знаков, которая выступает средством общения людей. С его помощью мы изъявляем чувства, мысли и свою волю. Язык – нечто общее для данной социальной группы в конкретном периоде времени. Таким образом, основная функция языка в общении – быть средством для реализации этого взаимодействия.

Что же касается общения между гражданами разных национальностей – межнационального общения – язык функционирует здесь также как средство для контактов. Чаще всего им выступает государственный язык, но могут быть и региональные.

Основные функции общения

Общение – это полифункциональный процесс.

Психологи рассматривают это явление в разных контекстах:

  • информационном;
  • эмоциональном;
  • социализирующем;
  • трансляционном;
  • как механизм для самовыражения (А. А. Брудный), самопознания (А. В. Мудрык), самоопределения (А. Б. Добрович) и т. д.

Современная психология чаще всего рассматривает функции общения через взаимодействие «человек-деятельность-общество». Разработаны классификации, предлагающие разные виды функций общения. Чаще всего выделяют пять фундаментальных функций. Рассмотрим эти функции общения человека детально.

Внутриличностная функция. Она раскрывается в обращении человека к самому себе и реализуется как универсальный способ мышления. Этот процесс не прерывается и тогда, когда человек остается наедине с собой.

Межличностная функция. Она проявляется на самых разных уровнях – от интимного и сокровенного до делового. В рамках этой функции рассматривается оценивание собеседников, а также установление с ними различного рода эмоциональных связей.

Формирующая функция. Общение – это не просто механический процесс передачи неких знаний. Это более сложное явление. Во время общения происходит взаимное влияние и изменение. К примеру, обогащение либо истощение.

Ценность формирующей функции общения хорошо иллюстрируется тем фактом, что мы получили навыки речи, письма, этикета, вождения авто и пр. именно через взаимодействие с другими людьми.

При этом общение ребенка и взрослого – сложный процесс взаимного изменения и влияния, а не просто процесс передачи знаний и навыков, которые механически усваиваются. Значение общения ярко демонстрируется в следующем примере. В 30-хх гг. прошлого века в двух клиниках США, в которых детей лечили от серьезных заболеваний, были организованы примерно одинаковые условия. С одним существенным различием: в одной малыши общались и играли с родителями в определенное время, в другой же родственников не пускали к детям, опасаясь передачи инфекции. Спустя несколько месяцев сравнили эффективность лечения. В первом отделении все дети были живы и продолжали лечение, во втором, где малыши получали идентичную терапию, коэффициент смертности был близок к одной трети.

Подтверждающая функция. Чтобы познать себя, утвердиться в самоценности, прочувствовать факт своего существования, люди ищут опору в других людях. Этот принцип реализуется в нашем ежедневном общении через приветственные ритуалы, фразы и действия при знакомстве, различные знаки внимания и т. д. Английский психиатр Р. Д. Лейнг видел именно в неподтверждении универсальный источник многих психических недугов, в особенности шизофрении.

Прагматическая функция. Общение – главное условие объединения людей при их совместной деятельности. Нарушения этой функции носят крайне деструктивный характер. Это показано в библейском сюжете, который повествует о строительстве Вавилонской башни.

Общение позволяет людям организовывать совместную деятельность и удовлетворять свою потребность в живом контакте с другими людьми.

Вывод 1. С помощью общения человек может организовывать совместную деятельность с другими людьми и удовлетворять свои потребности в живых контактах.

Разновидности общения

Общение классифицируют по таким параметрам: контакт с собеседником, длительность и уровень передачи информации.

Анализируя условия контакта с собеседником, можно говорить о таких типах общения:

По пространственно-временной дистанции:

1) Непосредственное или прямое общение. В прямом контакте люди находятся в непосредственной близости, они могут использовать как речь, так и мимику, жесты. Такой контакт считается полноценным ввиду того, что субъекты могут получать наиболее достоверную информацию друг о друге. Непосредственное общение обладает большой силой внушения, эмоционального воздействия. Здесь особенно важны устная речь, а также язык жестов и мимики. Ведь именно в них закреплены определенные социальные значения.

2) Опосредованное или косвенное общение. В этом случае люди могут быть разделены временем или находиться далеко друг от друга. С точки зрения психологии этот контакт считается неполным, особенно если есть нарушения в обратной связи. Примеры косвенного общения: переписка, телефонный разговор, восприятие произведений искусства, СМИ и т. д. Преимущественно такое общение одностороннее, но при этом оно способно обогатить всю систему отношения личности к миру, позволяет индивиду быть причастным к мировым событиям, разным странам, эпохам, поколениям.

По количеству взаимодействующих людей:

  • Массовое общение. Оно реализуется в многочисленных контактах людей, которые между собой не знакомы. Это могут быть прямые контакты (демонстрации, митинги, собрания в аудиториях и различные многочисленные скопления людей) и косвенные, носящие односторонний характер (средства коммуникации в массовой культуре и прочие).
  • Межличностное общение можно разделить на диалогическое и монологическое: если субъект-объектное взаимодействие носит равноправный характер, его цель при этом состоит во взаимном познании и удовлетворении потребностей каждого из собеседников, мы имеем дело с диалогическим общением; при неравноправных позициях собеседников мы имеем дело с монологическим общением, которое бывает двух видов. По степени равноправия партнеров межличностное общение разделяют на:
  • Императивное общение, которое подразумевает авторитарное (директивное) воздействие на собеседника. Цель этого влияния – контроль над его действиями, мыслями и установками, а также склонение объекта к принятию каких-либо решений, либо к выполнению действий. При императивном общении его цель остается открытой, она не скрывается.
  • Манипулятивное общение – это такая форма взаимодействия, при которой воздействие на собеседника также выполняется для достижения личных целей говорящего, но эти намерения и цели скрыты.

По типу коммуникации:

  • Ролевое общение, которое зависит от статусов собеседников. Это может быть беседа между учеником и учителем, подчиненным и начальником и т. д. В обществе приняты правила и специфика общения для различных ролей.
  • Личностное общение определяется индивидуальными особенностями собеседников и тем, какие между ними установлены отношения.

Общение зависит от многих факторов: целей собеседников, вида их деятельности, индивидуальных нюансов каждого, симпатий и антипатий субъектов и т. д. Беседа также может быть длительной и краткосрочной. Она осуществляется через вербальное (с использованием речи) и невербальное (тембр голоса, громкость, поза, мимика и жесты говорящего и. д.) взаимодействие.

Нет времени решать самому?

Наши эксперты помогут!

Контрольная

| от 300 ₽ |

Реферат

| от 500 ₽ |

Курсовая

| от 1 000 ₽ |

Уровни общения

Эта характеристика определяется ценностями и культурой собеседников, их индивидуальными и личностными характеристиками, различными аспектами самой ситуации, влиянием среды, отношением субъектов друг к другу.

Выделяют следующие уровни общения:

  • Фактический. Это несложная беседа, которая состоит из реплик, лишенных глубокой смысловой нагрузки. К примеру, обмен фразами только лишь для поддержания разговора.
  • Информационный уровень предполагает более содержательное общение. Оно уже представляет интерес для участников и выступает источником активности личности (поведенческой, эмоциональной, мыслительной).
  • Личностный. На этом уровне уже происходит глубокое раскрытие себя, постижение своей сущности и личности собеседника, явлений окружающего мира. Этот уровень можно назвать высокодуховным, он базируется на уважении и внимании к себе, к другим людям, к окружающей среде.

Под общением можно понимать сложный процесс установления контактов между людьми и группами. В результате этой связи происходит взаимное влияние. Используя общение, люди организовывают свою деятельность, достигают взаимопонимания, обмениваются информацией и реализуют межличностные отношения.

2.1 Определение коммуникации – психология, коммуникация и канадское рабочее место

Связь определена

Прежде чем мы приступим к изучению различных форм общения, важно, чтобы у нас было общее понимание того, что мы подразумеваем под словом общение .

Для наших целей в этой книге мы определим коммуникацию как процесс создания значения путем отправки и получения вербальных и невербальных символов и знаков, на которые влияет множество контекстов.

Это определение основано на других определениях коммуникации, которые были перефразированы и уточнены на протяжении многих лет. Фактически, с тех пор как немногим более ста лет назад в колледжах и университетах началось систематическое изучение коммуникации, было опубликовано более 126 определений коммуникации (Dance & Larson, 1976).

Различные типы связи

Связь можно разделить на три основных типа:

  1. устное общение, при котором вы слушаете человека, чтобы понять его смысл;
  2. письменных сообщений, в которых вы читаете их значение; и
  3. невербальное общение, при котором вы наблюдаете за человеком и делаете вывод о его значении.

Каждая из этих форм общения важна на рабочем месте, и у каждой есть свои преимущества, недостатки и даже подводные камни.

1. Устное общение

Вербальное общение в бизнесе происходит по телефону или лично. В дополнение к рутинным телефонным звонкам и личным беседам вербальное общение является важным инструментом для создания общих ценностей внутри организации посредством рассказывания историй и общения в критических ситуациях. Давайте рассмотрим эти два примера подробнее.

Рассказывание историй

Рассказывание историй показало себя как эффективная форма вербального общения; он выполняет важную организационную функцию, помогая создавать общие значения для отдельных лиц внутри организации. Истории могут помочь прояснить ключевые ценности и продемонстрировать, как что-то делается внутри организации, а частота, сила и тон историй связаны с более высокими организационными обязательствами (McCarthy, 2008). Качество историй, которые рассказывают предприниматели, связано с их способностью обеспечить капитал для своих фирм (Martens et. al., 2007). Истории могут служить для укрепления и сохранения культуры организации.

Важные разговоры

Хотя процесс может быть таким же, важные коммуникации требуют больше планирования, размышлений и навыков, чем обычные повседневные взаимодействия на работе. Примеры коммуникационных мероприятий с высокими ставками включают просьбу о повышении или представление бизнес-плана венчурному капиталисту. В дополнение к этим событиям в нашей профессиональной жизни часто случаются важные разговоры — дискуссии, в которых не только высоки ставки, но и где мнения расходятся, а эмоции сильны (Patterson et. al., 2002). Одна из наиболее последовательных рекомендаций экспертов по коммуникациям — работать над использованием «и» вместо «но», когда вы общаетесь в этих обстоятельствах. Кроме того, следите за своим стилем общения и практикуйте гибкость; именно в стрессовых ситуациях стили общения могут стать наиболее жесткими.

2. Письменное сообщение

В отличие от устного общения, письменное деловое общение представляет собой печатные сообщения. Большинство рабочих мест в той или иной степени связаны с письмом. Примеры письменных сообщений включают служебные записки, предложения, электронные письма, письма, учебные пособия и операционные политики. Они могут быть напечатаны на бумаге, написаны от руки или отображены на экране. Как правило, вербальное общение происходит в режиме реального времени. Письменное общение, напротив, может быть построено в течение более длительного периода времени. Письменное общение часто асинхронный (возникающий в разное время). Письменное сообщение также может быть прочитано многими людьми (например, всеми сотрудниками отдела или всеми клиентами). Это общение «один ко многим», в отличие от устного разговора один на один. Конечно, есть исключения: голосовая почта — это устное сообщение, которое является асинхронным. Конференц-связь и выступления представляют собой устное общение «один ко многим», а электронная почта может иметь только одного получателя или многих.

3. Невербальное общение

То, что вы говорите, является жизненно важной частью любого общения. Но то, что вы не говорите, может быть еще важнее. Исследования также показывают, что 55% личного общения происходит за счет невербальных сигналов, таких как выражение лица, положение тела и тон голоса. Согласно одному исследованию, только 7% понимания основано на реальных словах человека; 38 % основаны на параязыке (тон, темп и громкость речи), а 55 % основаны на невербальных сигналах (язык тела) (Mehrabian, 1981).

Исследования показывают, что невербальные сигналы также могут повлиять на то, получите ли вы предложение о работе. Судьи, изучавшие видеозаписи реальных соискателей, смогли оценить социальные навыки кандидатов на работу с выключенным звуком. Они наблюдали за скоростью жестикулирования, временем, потраченным на разговоры, и формальностью в одежде, чтобы определить, какие кандидаты будут наиболее успешными в социальном отношении на работе (Gifford et. al., 19).85). По этой причине важно учитывать то, как мы выглядим в бизнесе, а также то, что мы говорим. Мышцы нашего лица передают наши эмоции. Мы можем отправить молчаливое сообщение, не говоря ни слова. Изменение выражения лица может изменить наше эмоциональное состояние. Например, перед собеседованием, если мы сосредоточимся на том, чтобы чувствовать себя уверенно, наше лицо передаст эту уверенность интервьюеру. Улыбка (даже если мы чувствуем стресс) может снизить уровень стресса в организме.

Чтобы быть эффективными коммуникаторами, нам нужно привести язык тела, внешний вид и тон в соответствие со словами, которые мы пытаемся передать. Исследования показывают, что когда люди лгут, они чаще моргают, переносят свой вес и пожимают плечами (Siegman, 19 лет).85).

Еще одним элементом невербального общения является тон. Другой тон может изменить воспринимаемое значение сообщения, демонстрируя, насколько ясно это может быть правдой, будь то устное или письменное общение. Если бы мы просто прочитали эти слова без дополнительного ударения, мы бы удивились, но ударение показывает нам, как тон передает большой объем информации. Теперь вы видите, как изменение тона голоса или письма может спровоцировать или устранить недопонимание.

Не используй этот тон со мной!

Примеры тонов. Изменение тона может кардинально изменить смысл

Акцент Что это значит
Я  не сказал Джону, что вы опоздали. Кто-то еще сказал Джону, что вы опоздали.
Я не    не сказал Джону, что вы опоздали. Этого не произошло.
Я не сказал Джону, что ты опоздал. Возможно, я подразумевал это.
Я не сказал Джону ты опоздал. Но, может быть, я сказал Шарон и Хосе.
Я не сказал Джону что ты  опоздал. Я говорил о другом.
Я не сказал Джону, что ты опоздал. Я сказал ему, что вы все еще опаздываете.
Я не сказал Джону, что ты опоздал на . Я сказал ему, что ты идешь на другое собрание.

Источник : Основано на идеях Kiely, M. (1993, октябрь). Когда «нет» означает «да». Маркетинг , 7–9.

 

В дополнение к тону голоса, вот несколько примеров невербальных сигналов, которые могут поддержать или отвлечь внимание от сообщения коммуникатора:

Язык тела

Простое эмпирическое правило заключается в том, что простота, прямота и теплота выражают искренность. И искренность является ключом к эффективному общению. Крепкое рукопожатие, сделанное теплой сухой рукой, — отличный способ установить доверие. Слабое липкое рукопожатие свидетельствует об отсутствии доверия. Закусывание губ говорит о неуверенности. Прямая улыбка выражает уверенность.

Контакт с глазами

В бизнесе стиль и продолжительность зрительного контакта, которые считаются уместными, сильно различаются в зависимости от культуры. В Северной Америке смотреть кому-то в глаза (около секунды) считается признаком доверия.

Выражение лица

Человеческое лицо может отображать тысячи различных выражений. Эти выражения были расшифрованы экспертами как соответствующие сотням различных эмоциональных состояний (Ekman et. al., 2008). Наши лица передают основную информацию внешнему миру. Счастье ассоциируется с вздернутым ртом и слегка прикрытыми глазами; страх с открытым ртом и широко раскрытыми глазами. Порхающие («бегущие») глаза и поджатые губы говорят об отсутствии доверия. Эффект мимики в разговоре мгновенный. Наш мозг может зарегистрировать их как «чувство» по поводу чьего-то характера.

Поза

Положение нашего тела по отношению к стулу или другому человеку — еще один мощный безмолвный вестник, который передает заинтересованность, отстраненность, профессионализм — или их отсутствие. Голова вверх, спина прямая (но не жесткая) предполагает прямоходящий характер. В ситуациях интервью эксперты советуют отражать тенденцию интервьюера наклоняться и откидываться на спинку кресла. Тонкое повторение позы другого человека показывает, что мы слушаем и отвечаем.

Сенсорный

Значение простого прикосновения различается у разных людей, полов и культур. В Мексике, занимаясь бизнесом, мужчина может поймать себя на том, что другой мужчина схватил его за руку. Отстранение считается грубым. В Индонезии прикосновение кого-либо к голове или к чему-либо ногой считается крайне оскорбительным. Канадцы часто придают большое значение крепкому рукопожатию. Но рукопожатие как состязательный вид спорта («костная дробилка») может показаться излишне агрессивным как дома, так и за границей.

Космос

Антрополог Эдвард Т. Холл ввел термин проксемика для обозначения различных видов дистанции, возникающей между людьми. Эти расстояния варьируются между культурами. На рисунке ниже показаны основные проксемики повседневной жизни и их значение (Hall, 1966):

Рисунок 2.1 Межличностные расстояния. Изображение адаптировано из «Принципов управления для коммуникации с лидерами» Миннесотского университета. CC BY-NC-SA 4.0. Цвет изменен с оригинала. [Нажмите, чтобы увеличить]

Если вы стоите слишком далеко от коллеги (например, расстояние публичных выступлений более семи футов) или слишком близко к коллеге (близкое расстояние для объятий) может помешать эффективному устному общению в бизнесе.

  • Типы общения включают устное, письменное и невербальное.
  • Вербальное общение имеет преимущество непосредственной обратной связи, лучше всего подходит для передачи эмоций и может включать рассказывание историй и важные разговоры.
  • Письменные сообщения имеют преимущество асинхронности, охвата многих читателей и лучше всего подходят для передачи информации.
  • Как устное, так и письменное общение передает невербальные сообщения посредством тона; вербальное общение также окрашивается языком тела, зрительным контактом, выражением лица, позой, прикосновением и пространством.
  1. Когда вы видите записку или электронное письмо, полное опечаток, грамматических ошибок или неполных предложений, как вы реагируете? Влияет ли это на ваше восприятие отправителя? Почему или почему нет?
  2. Насколько хорошо вы понимаете свой собственный язык тела? Ваш язык тела когда-нибудь доставлял вам неприятности, когда вы общались с кем-то?
  3. Если смысл словесного общения составляет всего 7% слов, что это значит для письменного общения?

Ссылки

Этот раздел адаптирован из:

Коммуникация в реальном мире Университета Миннесоты под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4. 0 International License, если не указано иное.

Принципы управления коммуникациями с лидерами Университета Миннесоты под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License, если не указано иное.

Dance, FE X, & Larson, CE (1976). Функции человеческого общения: Теоретический подход. Холт, Рейнхарт и Уинстон.

Экман, П., Фризен, В. В., и Хагер, Дж. К. (2008). Система кодирования лицевых движений (FACS). http://face-and-emotion.com/dataface/facs/manual.

Гиффорд Р., Нг С.Ф. и Уилкинсон М. (1985). Невербальные сигналы на собеседовании при приеме на работу: связь между качествами кандидата и суждениями интервьюера. Журнал прикладной психологии , 70 , 729–736.

Hall, ET (1966). Скрытое измерение . Даблдэй.

Мартенс, М.Л., Дженнингс, Дж.Э., и Деверо, Дж.П. (2007). Приносят ли истории, которые они рассказывают, нужные им деньги? Роль предпринимательских рассказов в приобретении ресурсов. Журнал Академии управления , 50 , 1107–1132.

Маккарти, Дж. Ф. (2008). Короткие истории на работе: рассказывание историй как показатель организационной приверженности. Управление группой и организацией , 33 , 163–193.

Меграбян А. (1981). Тихие сообщения . Уодсворт.

Паттерсон К., Гренни Дж., Макмиллан Р. и Свитцлер А. (2002). Важные разговоры: инструменты для разговоров, когда ставки высоки . Макгроу-Хилл.

Siegman, AW (1985). Многоканальные интеграции невербального поведения . Лоуренс Эрлбаум.

Человеческое общение и мозг · Границы для молодых умов

Реферат

Если человек на улице спрашивает вас, как пройти в кинотеатр, возраст человека или наличие велосипеда вместо автомобиля является лишь одним из множества факторов. контекстуальные элементы, которые повлияют на ваш ответ. Вы можете решить говорить более четко, использовать более простые слова или дать конкретные указания, как добраться туда на велосипеде. Тем не менее, несмотря на легкость, с которой мы гибко подстраиваемся под человека, с которым общаемся, остается загадкой, как нам удается это делать быстро. Новое исследование показывает, что определенная часть нашего мозга, называемая префронтальной корой, особенно важна для тонкой настройки общения в зависимости от человека, с которым мы общаемся. Пациенты с повреждением префронтальной коры все еще могут общаться. Однако, в отличие от здоровых людей и пациентов с повреждением головного мозга в другом месте, префронтальные пациенты не могут приспособить свое общение к способностям человека, с которым они общаются.

Финеас Гейдж был строителем железной дороги в 1800-х годах, который попал в ужасную аварию. Во время работы взрыв пробил ему лоб железным стержнем толщиной в дюйм, как показано на рис. 1. Вы можете подумать, что в результате этого несчастного случая он будет серьезно ранен или, что еще хуже, мертв! Но нет, несмотря на разрушение частей передней части его мозга, это ужасное событие, на удивление, очень мало подействовало на него [1, 2]. Финеас Гейдж пришел в себя сразу после аварии. И, несмотря на зияющую дыру во лбу, он все еще мог ходить и говорить, и прожил еще почти 12 лет. Может ли это неожиданное наблюдение означать, что префронтальная кора , область мозга прямо над нашими глазами, просто не важна для повседневного функционирования? Или у префронтальной коры есть 90 264 других 90 265 функций, которые мы до сих пор не понимаем? К сожалению, не так много доказательств, которые могли бы дать нам представление о том, изменила ли авария поведение Финеаса Гейджа. Мы знаем, что по неизвестным причинам железнодорожная компания отказала ему в повторном приеме на работу после аварии. Кроме того, несколько существующих историй о поведении Финеаса Гейджа после аварии предполагают, что его личность и отношение к другим каким-то образом изменились, а друзья говорят, что Гейдж «больше не Гейдж».

  • Рисунок 1. Финеас Гейдж держит железный прут, пронзивший его лоб.

Неврология (наука, изучающая работу мозга) продолжает учить нас новым вещам о роли префронтальной коры в нашей повседневной жизни. Спросите себя: стали бы вы рассказывать совершенно незнакомому человеку то же самое, что вы рассказываете своей семье и друзьям, например, о заветном воспоминании? Ученые обнаружили, что у пациентов с серьезным повреждением префронтальной коры рассказывал ли незнакомым людям эти личные вещи, хотя впоследствии им было стыдно [3]. Но почему больные не учли, что разговаривают с незнакомцем? Может ли быть так, что префронтальная кора необходима для настройки нашего общения в зависимости от человека, с которым мы общаемся?

Использование компьютерной игры для исследования коммуникации

Как мы можем выяснить, необходима ли префронтальная кора для корректировки нашего общения (как мы говорим с другими и что мы им говорим) в зависимости от человека, с которым мы общаемся? Один из способов найти ответ на этот вопрос — измерить, как люди приспосабливаются к общению, когда они общаются с разными людьми, а затем посмотреть, могут ли люди с префронтальной повреждение головного мозга (разрушение клеток головного мозга в префронтальной коре, для краткости называемое префронтальными пациентами) делают это иначе, чем люди с нормальным мозгом. Чтобы измерить изменения в общении, мы разработали компьютерную игру, в которой участники использовали жетон птицы для общения с другим человеком через экран компьютера, не имея возможности на самом деле видеть этого партнера или разговаривать с ним. Эта «онлайновая» форма общения имеет для нашего эксперимента два преимущества. Во-первых, движения птицы на экране компьютера позволяют точно измерить коммуникативное поведение каждого участника. Это дает нам способ определить, корректируется ли это поведение в зависимости от того, с кем общается участник. Во-вторых, тот факт, что участники не могут видеть или слышать своего партнера, позволяет нам сказать им, что они будут играть по очереди двумя разных партнеров, а на самом деле только один ! Таким образом, мы можем убедиться, что «два партнера» ведут себя одинаково, что позволяет нам быть уверенными в том, что любые различия, которые мы видим в способах общения участников, проистекают только из различий в том, с кем, по их мнению, они общаются.

Коммуникационная игра представлена ​​на рисунке 2. Цель этой компьютерной игры состоит в том, чтобы участник объяснил партнеру, где на игровом поле находится желудь. Желудь может быть на любом из белых кругов. Участник может «объяснить», где находится желудь, перемещая жетон птицы по игровому полю. Партнер может видеть движения птицы участника на своем отдельном экране в режиме реального времени, а затем может переместить белку в круг, где, по его мнению, участник пытается сказать ему, что желудь спрятан. Когда партнер делает свой выбор, оба игрока получают обратную связь о том, успешно ли они пообщались и нашли местонахождение желудя.

  • Рисунок 2. Коммуникационная игра и два вымышленных партнера.
  • Цель игры состоит в том, чтобы участник объяснил своему партнеру, где взять желудь с цифрового игрового поля. В данном конкретном случае желудь расположен на одном из белых кругов в нижнем центральном квадрате. Касаясь квадратов на экране пальцем, участник может перемещать жетон птицы по игровому полю, начиная и заканчивая каждый ход у птичьего гнезда в центре. Птица может перемещаться только в центр каждого из девяти квадратов и только посредством вертикальных или горизонтальных движений (см. фильм S1). Партнер может видеть движения птицы и использовать компьютерную мышь, чтобы переместить свою белку в круг на игровом поле, где, по его мнению, находится желудь, основываясь на том, что участник говорит ему, используя птицу. Участникам сказали, что они будут по очереди играть в игру со взрослым и с 5-летним ребенком. На самом деле, обоих партнеров играл только один человек, и этот человек не знал, думал ли участник, что он ребенок или взрослый. Это помогло нам убедиться, что любые различия, которые мы видели в общении участника, были связаны с типом человека, с которым, по мнению участника, он общался, а не с разными выступлениями двух партнеров.
  • Фильм S1 — Коммуникативное поведение префронтального пациента.

Участникам сообщили, что они будут играть в коммуникативную игру с двумя разными партнерами, ребенком и взрослым, которые будут сидеть в отдельной комнате со своими экранами компьютеров. На самом деле участники взаимодействовали с одним человеком, который работал с исследователями. Этот партнер не знал, думал ли участник, что он играет против ребенка или взрослого, поэтому мы могли убедиться, что поведение партнера было одинаковым в обоих случаях. Более раннее исследование с использованием этой игры показало, что представления участников о возрасте и способностях их партнера могут изменить способ их общения с партнером. В этом исследовании 5-летние дети задерживались рядом с птицей над местом нахождения желудя в течение более длительного периода времени, когда они думали, что общаются с 2-летним малышом, чем когда они думали, что общаются с кем-то из своего возраста. [4]. Мы вносим эти коррективы в общение и в нашу повседневную жизнь! Вы когда-нибудь замечали, что говорите медленнее или используете более простые слова при общении с кем-то, кто намного моложе вас?

В нашем исследовании мы изучали, смогут ли префронтальные пациенты изменить способ общения с партнерами, которые, по их мнению, были разного возраста. Степень повреждения головного мозга у этих пациентов можно увидеть на рисунке 3, где цветовая кодировка указывает, у скольких людей имеется повреждение префронтальной коры головного мозга. Чтобы убедиться, что любые изменения, которые мы наблюдаем в общении, относятся к префронтальным повреждениям головного мозга, мы сравнили коммуникативное поведение префронтальных пациентов с поведением пациентов, у которых были повреждения где-то еще в мозгу (мы назвали это «контролем поражения»). и у них были повреждения частей мозга, называемых височными, затылочными или теменными областями). Мы также сравнили поведение префронтальных пациентов с поведением людей без повреждения головного мозга (называемых «здоровой контрольной группой»).

  • Рисунок 3. Карта перекрытия для пациентов с префронтальным повреждением головного мозга.
  • Изображение слева представляет собой вид мозга с левой стороны головы. Цветная полоса в левом нижнем углу показывает, у скольких людей повреждена префронтальная кора головного мозга (отмечена белым прямоугольником) вокруг той же области, где Финеас Гейдж получил травму железным стержнем толщиной в дюйм. Белые горизонтальные линии соответствуют горизонтальным сечениям мозга, показанным справа. Эти горизонтальные сечения показывают мозг сверху, а не слева. Видно, что префронтальная кора расположена прямо над глазами.

Префронтальные пациенты общаются по-другому

Префронтальные пациенты могли сообщать своим партнерам местонахождение желудя точно так же, как и здоровые люди из контрольной группы. Например, посмотрите фильм S1, в котором пациенту с префронтальным повреждением мозга удается сообщить своему партнеру, где находится желудь. Обратите внимание, что этот пациент проводит с птицей больше времени на месте желудя, чем на любом другом месте на игровом поле, точно так же, как здоровый человек сделал бы акцент на этом месте для своего партнера. Все три группы — префронтальные пациенты, контрольная группа с повреждениями и здоровая контрольная группа — вели себя одинаково. Но мы заметили важное различие между коммуникативным поведением префронтальных пациентов и поведением двух других групп. Как вы можете видеть на рисунке 4, больные и здоровые участники контрольной группы проводили больше времени над местом нахождения желудя, когда считали, что общаются с ребенком, чем когда думали, что общаются со взрослым партнером. Такой разницы во времени зависания над кругом с желудем у префронтальных пациентов не наблюдалось.0264 не дольше зависал над этим местом при общении с ребенком по сравнению со взрослым партнером.

  • Рисунок 4. Корректировки связи, сделанные тремя группами участников.
  • На этом графике разница во времени, проведенном с жетоном птицы на месте желудя во время игры, показана отдельно для каждой группы участников (префронтальные пациенты, контроли с поражением и здоровые контроли). Розовые полосы показывают группы участников, которые провели больше времени (в процентах) с птицей в том месте, где находился желудь, при взаимодействии с вымышленным ребенком, чем с вымышленным взрослым партнером. Это показывает нам, что люди с повреждением префронтальной коры общаются иначе, чем две другие группы. Обратите внимание, что создается впечатление, что префронтальная группа внесла коррективы в обратном направлении. Эта обратная корректировка, однако, не была достаточно сильной, чтобы считаться реальным эффектом.

В совокупности наши результаты показали, что наш прогноз был верным — люди с префронтальным повреждением мозга больше не регулируют свое общение в соответствии с человеком, с которым они общаются. Интересно, что повреждение префронтальной области вовсе не ухудшает способность или мотивацию к общению, как привыкли думать люди. Префронтальные пациенты по-прежнему эффективно общаются и проводят больше времени, зависая над важными кругами на игровом поле. Однако они делали это независимо от того, думали ли они, что общаются с другим ребенком или со взрослым, в то время как контрольные группы настраивали свое общение в зависимости от того, думали ли они, что общаются с ребенком или со взрослым. Эти результаты говорят нам о том, что префронтальная кора не является необходимой для общения, как мы видели в случае с Финеасом Гейджем. В то же время результаты объясняют, почему люди с префронтальным повреждением головного мозга могут демонстрировать социально неуклюжее поведение в повседневной жизни, например, сообщать незнакомцу личную информацию, которой вы обычно делитесь только с семьей и друзьями [3]. Итак, в следующий раз, когда вы будете общаться с кем-то, помните, что вы используете префронтальную кору, область мозга прямо над вашими глазами, чтобы приспособить свое общение к этому человеку.

Заявление об этике

Все участники дали информированное согласие в соответствии с Хельсинкской декларацией и Этическим комитетом факультета психологии Болонского университета.

Глоссарий

Префронтальная кора : Область мозга прямо над глазами, участвующая в управлении сложным поведением.

Общение : Акт передачи мысли или идеи от одного человека к другому.

Повреждение головного мозга : Разрушение клеток головного мозга, нарушающее нормальное функционирование области мозга. Повреждение головного мозга может произойти из-за внешней силы (травмы), внутренней силы, например, в случае давления опухоли или неврологического заболевания.

Заявление о конфликте интересов

Авторы заявляют, что исследование проводилось при отсутствии каких-либо коммерческих или финансовых отношений, которые могли бы быть истолкованы как потенциальный конфликт интересов.


Благодарности

Я благодарю своих коллег Джулию Кам и Анат Перри, а также редакторов Нину Дронкерс и Боба Найта за полезные комментарии к этой статье. Исследование, приведшее к этим результатам, получило финансирование от Нидерландской организации научных исследований.


Исходная статья

Столк, А., Д’Империо, Д., ди Пеллегрино, Г., Тони, И. 2015. Измененные коммуникативные решения после вентромедиальных префронтальных поражений. Курс. биол. Доступно по адресу: http://www.cell.com/current-biology/abstract/S09.60-9822(15)00410-8


Каталожные номера

[1] Дамасио, Х.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *