Виды общение и его функции: 16. Виды и функции общения

Виды общение и его функции: 16. Виды и функции общения

Общение и его функции — Психология общения (Психология)

Вопрос 1. Общение и его функции

Ü Общение — один из важнейших инструментов социализации человека, способ его существования, удовлетворения и регулиро­вания основных потребностей, главный канал взаимодействия людей.

В повседневной жизни человек учится общению с детства и овладевает разными его видами в зависимости от окружающей его среды, от людей, с которыми взаимодействует. Это происхо­дит стихийно, в житейском опыте. Для профессиональной дея­тельности, особенно связанной с людьми и передачей информа­ции, знаний, данного опыта недостаточно, необходимо овладеть теоретическими знаниями.

Понятие «общение», как любое другое понятие в психоло­гии, разрабатывалось многими исследователями и имеет разнообразные трактовки. В отечественной психологии сложилась устойчивая традиция связывать понятия «общение» и «дея­тельность».

На наш взгляд, объемно это понятие представила Л. П. Буева. Она определяет общение «…как процесс взаимосвязи и взаи­модействия общественных субъектов (личностей, групп), ха­рактеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также ре­зультатами деятельности; как одно из необходимых и всеоб­щих условий формирования и развития общества и личности». Это определение носит общий характер, нацелено на изучение любых взаимосвязей между людьми, социальными группами и т.д.

Однако понятие «общение» может анализироваться и как са­мостоятельное: «Общение взаимодействие двух или более лю­дей, состоящее в обмене между ними информацией познава­тельного или аффективно-оценочного характера» (Психологи­ческий словарь / под ред. В.В. Давыдова и В.П. Зинченко, 1996). При этом в структуре общения выделяют три компонента: когни­тивный (познавательный), аффективный (эмоциональный), пове­денческий.

Ü В психологическом словаре (под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского, 1990) общение рассматривается как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выра­ботку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понима­ние людьми друг друга.

Данное определение выделяет основное содержание обще­ния, рассмотренное Г.М. Андреевой (схема 1), а именно: переда­чу информации (коммуникация), взаимодействие (интеракция), познание людьми друг друга (перцепция).

Наиболее полно общение может быть изучено в единстве всех трех аспектов, однако важно рассмотреть каждый из них в отдельности..

Общение всегда рассматривалось как полифункциональ­ный процесс.

? Можно выделить пять основных его функций

Информация в лекции «4.5 Вопросы, задания и тесты» поможет Вам.

v В прагматической функции общение выступает как важ­нейшее условие объединения людей в процессе любой совмест­ной деятельности. О том, какие разрушительные последствия для деятельности людей имеет невыполнение этого условия, повест­вуется в знаменитом библейском сюжете о строительстве Вави­лонской башни.

v Большая роль принадлежит формирующей функции обще­ния. Общение ребенка и взрослого — это не просто процесс пе­редачи первому суммы умений, навыков и знаний, которые он механически усваивает, а сложный процесс взаимного влияния, обогащения и изменения. Жизненно необходимая роль общения ярко проявляется в следующем примере. В тридцатых годах в США был проведен эксперимент в двух клиниках, в которых де­ти лечились от серьезных, трудно излечимых заболеваний. Усло­вия в обеих клиниках были одинаковые, но в одном они различались: в одной больнице родственников к малышам не пускали, опасаясь инфекции, а в другой — в определенные часы родители могли пообщаться и поиграть с ребенком в специально отведен­ной комнате. Через несколько месяцев сравнили показатели эф­фективности лечения. В первом отделении коэффициент смерт­ности приблизился к одной трети, несмотря на усилия врачей. Во втором отделении, где малышей лечили теми же средствами и методами, не умер ни один ребенок.

v Функция подтверждения в процессе общения дает возмож­ность познать, утвердить себя. Желая утвердиться в своем суще­ствовании и своей ценности, человек ищет точку опоры в другом человеке. Повседневный опыт человеческого общения изобилует процедурами, организованными по принципу подтверждения: ритуалы знакомства, приветствия, именования, оказание различ­ных знаков внимания. Известный английский психиатр Р.Д. Лейнг видел в неподтверждении универсальный источник многих пси­хических заболеваний, прежде всего шизофрении.

v Организация и поддержание межличностных отношений для любого человека связано с оцениванием людей и установле­нием определенных эмоциональных отношений — либо позитив­ных, либо негативных. Поэтому эмоциональное отношение к дру­гому человеку может быть выражено в терминах «симпатии — ан­типатии», что накладывает свой отпечаток не только на личност­ное, но и на деловое общение.

v Внутриличностная функция рассматривается как универ­сальный способ мышления человека. Л.С. Выготский отмечал в связи с этим, что «человек и наедине с самим собой сохраняет функцию общения».

Итак, ведущее значение общения в жизнедеятельности чело­века состоит в том, что оно является средством организации со­вместной деятельности людей и способом удовлетворения по­требности человека в другом человеке, живом их контакте.

Понятие «общение», его функции и виды


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации



Лекции по психологии общения.
Тема: Понятие «общение», его функции и виды.
Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения.
Антуан де Сент-Экзюпери
Общение – важнейший фактор психического и социального развития личности. Навыки общения необходимы каждому человеку для полного и качественного взаимодействия с другими людьми, для адаптации в социуме. Минимальные навыки общения у нас у всех имеются, но как показывает жизнь – их часто бывает недостаточно для решения разного рода проблем и задач, с которыми нам приходится сталкиваться в повседневной жизни.
Следовательно, эти навыки необходимо развивать и совершенствовать.
Потребность в общении, относится к числу основных (базовых) потребностей человека.
Значимость общения как базовой потребности определяется тем, что «она диктует поведение людей с не меньшей властностью, чем, например, так называемые витальные (жизненные) потребности». Общение является необходимым условием нормального развития человека как члена общества, как личности, условием его духовного и физического здоровья, способом познания других людей и самого себя. Хотя человеческое общение всегда лежало в основе социального бытия людей, прямым объектом психологического и социально-психологического анализа оно стало только в XX в.
Общение
– это процесс взаимодействия людей, социальных групп, общностей, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности.
Психология общения
– это наука, которая изучает и решает проблемы общения и взаимоотношений между людьми. Она включает в себя такие темы, как вербальное [речевое] и невербальное [неречевое] общение, формы и средства общения, язык общения, искусство проведения переговоров и многие другие полезные темы.
У всего должны быть цель и смысл, которые определяют необходимость действия. Если человек с кем-то общается, он должен понимать – почему и для чего он это делает, какая цель у этого общения, какой в нем смысл, какие у него перспективы. Ведь часто проблемы, как во время, так и после общения, возникают из-за того, что люди просто не контролируют этот процесс, он для них является в большей степени спонтанным и в меньшей степени организованным, что делает его непредсказуемым, а значит и не полностью удовлетворяющим интересам и потребностей общающихся людей, или кого-то одного из них. Это только с виду кажется, что все люди общаются друг с другом по делу, осмысленно, с полным пониманием того, для чего они это делают. На деле это не так. Я вам со всей ответственностью заявляю, что даже деловое общение, к которому люди готовятся заранее – может в итоге оказаться бесцельным и бессмысленным.
Содержание категории общения многообразно — это не только определенный вид человеческой деятельности, но и многогранный процесс, включающий в себя:
— формирование определенных образцов и моделей поведения;
— взаимодействие людей;
— взаимное влияние людей друг на друга;
— обмен информацией;
— формирование отношений между людьми;
— взаимное переживание и понимание друг друга;
— формирование образа внутреннего «Я» человека.
В психологии общение определяется как процесс взаимодействия между людьми, состоящий в обмене между ними информацией познавательного или эмоционально-оценочного характера, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения.
Содержание общения — это та информация, которая передается в процессе общения от одного человека к другому. Хотя человеческое общение многопредметно и носит самый разнообразный характер, по своему содержанию оно может быть представлено как:



2
— материальное — обмен продуктами и предметами деятельности;
— когнитивное — обмен знаниями;
— деятельное — обмен действиями, операциями, умениями;
— кондиционное — обмен психологическими или физиологическими состояниями;
— мотивационное — обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями.
Цель общения — это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Цели общения могут быть самыми разнообразными.
Цель общения может заключаться в нем самом, тогда общение выступает самоцелью, средством удовлетворения потребности в общении.
Цель общения может находиться вне самого взаимодействия субъектов, тогда мы имеем дело с деловым общением, служащим способом организации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, коммерческой и т. д.
Целью общения может выступать и приобщение партнеров по общению к ценностям и опыту друг друга, как это представлено в личностном общении, которое сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко затрагивают личность человека.

Каталог: wp-content -> uploads -> 2020
2020 -> Программа по Истории России
2020 -> Сердечно-легочная реанимация (слр)
2020 -> Ю. Б. Можгинский Агрессивность детей и подростков
2020 -> Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство»


Скачать 0,53 Mb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Речевые ресурсы: Функции общения

Эмили Дикхофф, MS, CCC-SLP

Что такое коммуникативные функции?

Общение связано с взаимодействием, и мы взаимодействуем по разным причинам. Эти причины являются коммуникативными функциями, которые являются целями, с которыми мы общаемся во время повседневного взаимодействия с окружающим миром!

Мы все используем эти коммуникативные функции, но важно отметить, что особенно для пользователей AAC (Augmentative Alternative Communication) для изучения языка, необходимого для общения по разным причинам, им нужно видеть, как это делают другие! Мы можем демонстрировать и моделировать их системы AAC, разговаривая с ними во время повседневного взаимодействия. Мы можем показать, как мы передаем разные сообщения по разным причинам, используя устройства AAC, делая это на регулярной и надежной основе. Итак, каковы различные причины, по которым мы общаемся?

1. Запрос товаров/мероприятий

Эта форма общения предназначена для получения желаемого предмета или действия. Как правило, именно с этого мы начинаем обучение коммуникативным функциям, так как для многих детей это наиболее подкрепляющая функция. Многие люди могут действительно хорошо спрашивать о предметах/действиях. Они могут просить о своих любимых блюдах, видео, местах, куда пойти, любимых игрушках и т. д. Просьбы мотивируют многих детей и обычно являются одной из первых причин, по которым они начинают общение. Вот некоторые примеры:

  • Ребенок указывает на крекер, чтобы получить крекер
  • Ребенок произносит: «Можно мне взять мяч?»
  • Ребенок выбирает значок «сок» на устройстве, генерирующем речь, чтобы получить сок

Идеи для практики запроса предметов:

  • Уберите необходимые предметы во время игры, рукоделия или деятельности.
  • Уберите предметы, которые хочет ребенок, вне досягаемости. Эти ситуации дают ребенку возможность просить.

Язык и общение — это гораздо больше, чем просто просьба. Есть еще столько причин, почему мы общаемся! Включение различных типов общения сделает изучение языка более увлекательным, увлекательным и мотивирующим!

2. Отказ или отказ от предметов/действий

Вот как это звучит! По сути, он запрашивает, чтобы что-то исчезло. Вот некоторые примеры:

.
  • Ребенок отталкивает игрушку на столе
  • Человек говорит «уходи!»
  • Ребенок выбирает «нет» на своем речевом устройстве, когда его спрашивают «Хочешь перекусить?»

Идеи для практики отказа/отказа

  • Назовите нежелательные действия или предметы и смоделируйте такие слова, как «стоп», «нет», «все готово».

3. Запрос внимания

Это другой тип запроса, но он отличается от вышеуказанных запросов, поскольку включает компонент социального взаимодействия. Вот некоторые примеры:

  • Ребенок похлопывает собеседника по плечу, чтобы привлечь его внимание
  • Ребенок тянется к отцу, чтобы тот поднял его
  • Человек, зовущий «мама!» когда он хочет поговорить с ней

Идеи для практики привлечения внимания:

    • Образцовые слова, такие как «смотри» или «наблюдай за мной», когда кажется, что ребенок ищет внимания.

4. Маркировка и описание

Обозначение и наименования вещей важны для построения языка! Это позволяет вам говорить о вещах и действиях. Прилагательные, наречия и предлоги облегчают описание вещей и рассказ о событиях и ситуациях. Описание элементов может помочь с более конкретными запросами и комментариями. Вот некоторые примеры:

  • Ребенок видит птицу и говорит «птица»
  • При чтении книги ребенок говорит «там большой кот» и указывает на кота в книге.

Идеи для практики маркировки и описания:

  • Оглянитесь вокруг и назовите и/или опишите то, что вы видите!
  • Отправляйтесь на поиски мусора, маркируйте и описывайте предметы, которые вы найдете

5. Комментарии

Это включает в себя предоставление информации, иногда просто для обмена информацией о ситуации в социальных сетях.
Мы часто используем его как способ получить социальное взаимодействие или поделиться опытом. Вот некоторые примеры:
  • Человек говорит «горячо» после того, как откусил кусочек пищи
  • Ребенок выбирает значок «глупый» на устройстве, генерирующем речь, после того, как кто-то рассказывает шутку
  • Ребенок говорит: «Мне не нравится эта игра»

Идеи для практики комментирования:

  • Опишите текущую деятельность (например, весело, хорошо, скучно), включая мнения (мне это нравится! мне это не нравится).

6. Вопросы и ответы

Важной коммуникативной функцией является возможность отвечать и задавать множество различных вопросов. Да/нет, кто, что, где, когда, почему и как все типы вопросов, которые люди задают и на которые отвечают в повседневной деятельности, чтобы получить или предоставить больше информации. Вот некоторые примеры:

  • Друг спрашивает Сколько тебе лет? И ребенок говорит «9» на своем речевом генераторе.
  • Ребенок спрашивает: «Куда мы идем?»

Идеи для практики ответов на вопросы:

    • Читайте книги, задавайте и отвечайте на вопросы о картинках или тексте. Покажите ребенку, как задавать вопросы и/или отвечать на них во время чтения рассказа.

7. Выражение чувств

Это включает в себя возможность описать свои чувства во время повседневного взаимодействия с окружающими. Примеры включают:

  • Ребенок говорит «Я голоден» прямо перед обедом
  • Ребенок заявляет: «Я расстроен», когда его игрушка сломалась

Идеи для практики выражения чувств

    • Моделируйте свои чувства в течение дня
    • Отметьте, как выглядит ребенок

8. Участие в общественной жизни

К ним относятся социальные взаимодействия, происходящие в повседневных ситуациях.

Примеры:

  • Подросток говорит: «Эй, как дела!»
  • Взрослый спрашивает: «Как дела?» а партнер по общению отвечает «Я в порядке»

Идеи для практики социальной жизни:

  • Назначьте время в течение дня, чтобы практиковать разговорные навыки. Например, моделирование и показ того, как сказать «привет», когда вы кого-то приветствуете.

Существует еще больше коммуникативных функций, но эти функции, примеры и практические идеи являются отличной отправной точкой для поддержки и расширения коммуникативных и языковых навыков. Включение различных типов коммуникативных функций сделает изучение языка более увлекательным, увлекательным и мотивирующим!

Каталожные номера:

Бейкельман, Дэвид Р. и Пэт Миренда. Дополняющая и альтернативная коммуникация: поддержка детей и взрослых со сложными коммуникативными потребностями . Паб Пола Х. Брукса, 2013.

.

«Что такое коммуникативные функции и как их расширить?» Autism Classroom Resources , 23 октября 2016 г., www.autismclassroomresources.com/communicative-functions/.

Последнее обновление: Morgan McClellan, .

22 ноября 2019 г., Морган Макклеллан

TechnoFunc — Функции коммуникации

Коммуникация выполняет множество функций, таких как информирование и повышение осведомленности, обучение, убеждение, мотивация, развлечение и т. д. Функциями коммуникации в организации являются информирование, убеждение и мотивация. Сотрудники должны иметь эффективную организационную коммуникацию, чтобы добиться отличной производительности труда. Коммуникация между высшим руководством и работником должна быть эффективной для повышения культуры труда.

Обмен информацией:

Информация является ключом к прогрессу в любой организации. Деловое общение — это общение, которое продвигает продукт, услугу, маркетинг или организацию; передает информацию в рамках бизнеса или функционирует как официальное заявление компании. Основная цель коммуникации в менеджменте — передать информацию — инструкции, политики, процедуры, решения и т. д., чтобы слушатель услышал, прочитал, понял сказанное, согласился и принял сообщение и отреагировал так, как задумал менеджер или отправитель сообщения.

Коммуникация играет важную роль в распространении информации, касающейся любой формы человеческой деятельности. Коммуникация – это процесс обмена сообщениями, идеями, фактами, мнениями или чувствами. Функции коммуникации в организации заключаются в информировании, убеждении и мотивации. Сотрудники должны иметь эффективную организационную коммуникацию, чтобы добиться отличной производительности труда. Коммуникация предоставляет нам информацию об окружающей среде, в которой мы находимся. Она помогает формировать наше мнение, формулировать решения и, в свою очередь, делать «осведомленный выбор» для защиты наших интересов, а также интересов команды или организации. Коммуникация является фундаментальным механизмом, с помощью которого члены группы демонстрируют свое удовлетворение и неудовлетворенность. Коммуникация, таким образом, обеспечивает эмоциональное выражение чувств и удовлетворение социальных потребностей.

Процесс принятия решений:

Общение приводит к обмену информацией, что, в свою очередь, делает сотрудников знающими и, следовательно, продуктивными. Коммуникация предоставляет информацию, необходимую отдельным лицам и группам для принятия решений, путем передачи данных, необходимых для определения и оценки выбора. Таким образом, общение помогает облегчить принятие решений. Принятие решений является ядром процесса управления. Отношения между коммуникацией и принятием решений неразрывны, поскольку принятие решений должно опираться на информацию. Решение является пусковым механизмом общения. Менеджер принимает решения. Но все решения основаны на доведении информации до руководства.

Обучение и повышение квалификации сотрудников

Обучение персонала является непрерывным процессом, и общение играет важную роль в ориентации и обучении сотрудников. Степень обучения в значительной степени зависит не только от содержания обучения, но и от того, насколько эффективно происходит обмен информацией и навыками. Как мы знаем, знания могут быть построены посредством взаимодействия между учащимися и сверстниками, а также других источников информации. Следовательно, эффективное общение приводит к эффективному обучению и обучению.

Создание сетей и социализация:

Для благополучия организации, общества, нации и культуры крайне важно, чтобы мы подвергались воздействию различных точек зрения, чтобы мы понимали и ценили необходимость плюрализма идей и разнообразия взглядов. Общение способствует ощущению единства в обществе, подвергая различные социальные группы различным взглядам. Он развивает потребность разделять и понимать чувства, эмоции, надежды, стремления и ожидания различных групп в социальной системе.

Мотивация:

Мотивированный человек играет полезную и активную роль в организации. Коммуникация способствует мотивации, разъясняя сотрудникам, что они должны делать, насколько хорошо они это делают и как они могут улучшить свою работу, если производительность не соответствует норме. Коммуникация мотивирует и убеждает людей для достижения взаимно согласованных целей. Обмен историями успеха тех, кто преодолел трудности и смог достичь своих целей, может сделать это. Эта функция общения, хотя она актуальна во всех сферах жизни, более выражена в бизнесе и промышленности, где общение все чаще используется в качестве инструмента мотивации. Формирование конкретных целей, обратная связь о прогрессе в достижении целей и вознаграждение за желаемое поведение стимулируют мотивацию и требуют общения.

Убеждение:

Еще одна важная функция общения — убеждать. Это может быть направлено на то, чтобы повлиять на нас в отношении новой идеи, техники или продукта, а также убедить нас купить эти продукты. Менеджер, вероятно, пожелает повлиять на сотрудника или убедить его таким образом, чтобы поддерживать благоприятные отношения. Другими мотивирующими целями или задачами управленческого общения могут быть социальный обмен, личное продвижение и самовыражение. И наоборот, сотрудник также имеет аналогичные цели общения в организации. Промышленные и корпоративные дома и рекламные агентства, распространяя информацию о новых продуктах среди потенциальных потребителей повсюду, широко использовали эту функцию. Для этого используются различные средства массовой информации.

Сохранение культуры организации:

Культура — это набор норм, ценностей и принципов, разделяемых людьми в организации. Коммуникация помогает сохранить культуру и наследие организации и компании. Посредством общения высшее руководство и руководство делятся культурой и ценностями организации с сотрудниками. Передача ценностей сверху вниз происходила через внутренние коммуникации, информационные бюллетени и мэрии, а также через письменные электронные письма. В современном мире эту функцию взяли на себя различные средства массовой информации. Эффективное общение имеет важное значение для позитивной культуры на рабочем месте. Прозрачность в общении обязательна на всех уровнях для лучшего понимания работы и лучшего общения между людьми.

Ссылки по теме

< Предыдущая Далее >

Дата создания 7 октября 2020 г., среда Просмотров 200723

Вам также может понравиться

  • Распознавание стресса и его источников

    Как человек, вы почти наверняка знаете, что такое стресс. Стрессоры — это события или ситуации, к которым люди должны приспосабливаться. Стрессоры могут быть физическими или психологическими по своей природе. Уровень серьезности стресса определяется не только воздействием, но и интенсивностью, продолжительностью и частотой стрессоров. Источников стресса много. Они возникают из нескольких областей как у человека, так и у окружающей среды.

    Читать больше

  • Навыки общения

    Общение определяется как процесс осмысленного взаимодействия между двумя или более людьми с целью достижения общего смысла и понимания. Существуют разные виды общения, и они используются в разных случаях. В этом разделе, посвященном коммуникативным навыкам, компания Technofunc предоставит вам навыки, наиболее необходимые на современном динамичном и требовательном рабочем месте.

    Читать больше

  • Оцените ценности своей карьеры

    Лучший выбор карьеры — тот, который соответствует вашим ценностям. У каждого человека есть несколько важных для него ценностей. Эти ценности очень личные, и их знание дает более четкое представление о том, что для вас наиболее важно в жизни и карьере. Карьерные ценности — это убеждения, которые вы считаете важными с точки зрения работы. Ценности помогают понять, чего вы хотите от работы? Изучите несколько примеров рабочих ценностей, которые могут повлиять на карьерный рост и удовлетворенность работой.

    Читать больше

  • Процесс общения

    Основной целью общения является передача смысла. Процесс коммуникации успешен только тогда, когда получатель понимает идею так, как ее задумал отправитель. Как сообщение или идея передается от одного человека к другому? Чтобы передать наше сообщение, мы участвуем в чувствительном и сложном процессе коммуникации с различными элементами, такими как отправитель, сообщение, каналы, получатель, шум и обратная связь.

    Читать больше

  • Функции коммуникации

    Коммуникация выполняет множество функций, таких как информирование и повышение осведомленности, обучение, убеждение, мотивация, развлечение и т. д. Функциями коммуникации в организации являются информирование, убеждение и мотивация. Сотрудники должны иметь эффективную организационную коммуникацию, чтобы добиться отличной производительности труда. Коммуникация между высшим руководством и работником должна быть эффективной для повышения культуры труда.

    Читать больше

  • Барьеры на пути к общению

    Многие думают, что общаться легко. Говорят, что общение никогда не может быть завершено на сто процентов. В процессе общения задействовано множество факторов, и всегда что-то может пойти не так с одним или несколькими из них. Становится трудным и сложным, когда мы ставим барьеры в общении. Распознавайте барьеры в межличностном общении и изучайте конкретные стратегии преодоления этих барьеров.

    Читать больше

  • Что такое общение?

    Вы когда-нибудь замечали, как мы выражаем себя или взаимодействуем друг с другом? Вы когда-нибудь задумывались, что такое общение и какую роль оно играет в нашей жизни? Кто-то может задаться вопросом, если общение так вездесуще и является неотъемлемой частью нашей жизни, зачем вообще изучать общение? Нам необходимо изучать коммуникацию, потому что это сложный процесс, который состоит из многих элементов, а также сталкивается с рядом барьеров, и необходимо устранить барьеры, чтобы процесс коммуникации был эффективным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *