Виды межличностного общения виды общения: 2. Типы межличностного общения

Виды межличностного общения виды общения: 2. Типы межличностного общения

Содержание

Виды общения 2 (стр. 1 из 3)

Виды общения

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно поделить на несколько видов.

1. По содержанию оно может быть:

1.1 Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности)

1.2 Когнитивное (обмен знаниями)

1.3 Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями)

1.4 Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями)

1.5 Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками)

2. По целям общение делиться на:

2.1 Биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма)

2.2 Социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида)

3. По средствам общение может быть:

3.1 Непосредственное (Осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу – руки, голова, туловище, голосовые связки и т. д.)

3.2 Опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий)

3.3 Прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения)

3.4 Косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди).

Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество. Чтобы общение как взаимодействие происходило беспроблемно, оно должно состоять из следующих этапов:

· Контакт масок — формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, учтивости, безразличия, скромности, участливости и т.п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.

· Светское общение – его суть в беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникации. Например: формальная вежливость, ритуальное общение.

· Формально-ролевое общение – когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

· Деловое общение – это процесс взаимодействия в общении, при котором происходит обмен информацией для достижения определенного результата. Т.е. это общение целенаправленное. Оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности. При деловом общении учитывают особенности личности, характера, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

· Духовное межличностное общение (интимно-личностное) – раскрываются глубинные структуры личности.

· ВИДЫ ОБЩЕНИЯ— типологические составляющие, позволяющие правильно оценить его сущность, содержание и полноту проявления. Общение чрезвычайно многогранно, может быть различных видов.

· Различают межличностное и массовое общение. Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Массовое общение — это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.

· Выделяют также межперсональное и ролевое общение. В первом случае участниками общения являются конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и организации совместных действий. В случае ролевой коммуникации ее участники выступают как носители определенных ролей (покупатель—продавец, учитель—ученик, начальник—подчиненный). В ролевом общении человек лишается определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой ролью. Общение может быть доверительным и конфликтным. Первое отличается тем, что в его ходе передается особо значимая информация. Конфликтное общение характеризуется взаимным противостоянием людей, выражениями неудовольствия и недоверия.

· Общение может быть личным и деловым. Личное общение — это обмен неофициальной информацией. А деловое общение — процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность.

· Общение бывает прямое и опосредованное. Прямое(непосредственное) общение является исторически первой формой общения людей друг с другом. На его основе в более поздние периоды развития цивилизации возникают различные виды опосредованного общения. Опосредованноеобщение — это взаимодействие при помощи дополнительных средств (письма, аудио- и видеотехники).

· В социальной психологии многообразие общения может быть охарактеризовано и по типам. Императивное общение — это авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером по общению с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям. Партнер в этом случае выступает пассивной стороной. Конечная незавуалированная цель императивного общения — принуждение партнера. В качестве средств оказания влияния используются приказы, предписания и требования. Сферы, где достаточно эффективно используется императивное общение: отношения «начальник—подчиненный», воинские уставные отношения, работа в экстремальных условиях, в чрезвычайных обстоятельствах. Можно выделить и те межличностные отношения, где применение императива неуместно. Это интимно-личностные и супружеские отношения, детско-родительские контакты, а также вся система педагогических отношений.

· Манипулятивное общение — это форма межличностного взаимодействия, при которой влияние на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. Вместе с тем манипуляция предполагает объективное восприятие партнера по общению, скрытым же выступает стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. При манипулятивном общении партнер воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определенных, «нужных» манипулятору свойств и качеств. Однако человек, выбравший в качестве основного именно этот тип отношения с другими, в итоге часто сам становится жертвой собственных манипуляций. Самого себя он тоже начинает воспринимать фрагментарно, переходя на стереотипные формы поведения, руководствуется ложными мотивами и целями, теряя стержень собственной жизни. Манипуляция используется непорядочными людьми в бизнесе и других деловых отношениях, а также в средствах массовой информации, когда реализуется концепция «черной» и «серой» пропаганды. При этом владение и использование средств манипуля-тивного воздействия на других людей в деловой сфере, как правило, заканчивается для человека переносом таких навыков и в остальные сферы взаимоотношений. Сильнее всего разрушаются от манипуляции отношения, построенные на принципах порядочности, любви, дружбы и взаимной привязанности.

· Объединенные вместе на основе общих признаков, императивная и манипулятивная формы общения составляют различные виды монологического общения, поскольку человек, рассматривающий другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, не видя истинного собеседника, игнорируя его как личность. В свою очередь, диалогическоеобщение — это равноправное субъект-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению. Оно позволяет достичь глубокого взаимопонимания, самораскрытия партнеров, создает условия для взаимного развития.

В жизни человека практически нет периода, когда он находится вне общения. Общение классифицируется по содержанию, целям, средствам, функциям, видам и формам.

Специалисты выделяют следующие формы общения.

Непосредственное общение является исторически первой формой общения людей друг с другом. Оно осуществляется с помощью органов, данных человеку природой (голова, руки, голосовые связки и т. д.). На основе непосредственного общения на более поздних этапах развития цивилизации возникли различные формы и виды общения. Например, опосредованное общение, связанное с использованием специальных средств и орудий (палка, след на земле и т.п.), письменности, телевидения, радио, телефона и более современных средств для организации общения и обмена информацией.

Прямое общение – это естественный контакт «лицом к лицу», при котором информация передается лично одним собеседником другому по принципу: «ты – мне, я – тебе». Косвенное общение предполагает участие в процессе общения «посредника», через которого передается информация.

Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах. Оно подразумевает знание индивидуальных особенностей партнера и наличие совместного опыта деятельности, сопереживания и понимания.

Массовое общение – это множественные связи и контакты незнакомых людей в обществе, а также общение с помощью средств массовой информации (телевидение, радио, журналы, газеты и т. д.).

Специалисты в сфере торговли и обслуживания в своей повседневной деятельности сталкиваются с проблемами межличностного общения.

В психологии выделяют три основных типа межличностного общения: императивное, манипулятивное и диалогическое.

1. Императивное общение – это авторитарная (директивная) форма воздействия на партнера по общению. Его основной целью является подчинение одним из партнеров себе другого, достижение контроля над его поведением, мыслями, а также принуждение к определенным действия и решениям. В данном случае партнер по общению рассматривается как бездушный объект воздействия, как механизм, которым надо управлять; он выступает пассивной, «страдательной» стороной. Особенность императивного общения в том, что принуждение партнера к чему-либо не скрывается. В качестве средств влияния используются приказы, указания, требования, угрозы, предписания и т. п.

Психология межличностного общения — Виды межличностного общения

Оглавление:

Социальные взаимодействия воспринимаются неоднозначно в разных школах психологии. Например, Фрейд рассматривал контакт с обществом как источник конфликта. Противоречия в интересах людей, по его мнению, неизбежно ведут к соперничеству, а их общая эгоистическая ориентация делает невозможным достижение подлинно кооперативных отношений. В гуманистической школе общество рассматривается как возможный фактор давления на судьбу человека, иногда преграждающий путь к самореализации. Сторонники когнитивного направления указывают на трудности в общении, вызванные искажением информации при передаче от одного человека к другому. В поведенческой концепции общество позиционируется как необходимая часть жизни человека, которая определяет его существование и формирует его личность. Скорее всего, контакты между людьми следует рассматривать как спектр различных взаимовыгодных, конкурентных и откровенно враждебных отношений. Хотя соперничество может быть основой для конкуренции и последующего самосовершенствования, в ситуациях, требующих совместных действий, оно часто снижает эффективность работы и может привести к полному невыполнению плана. В коллективе важно поддерживать отношения сотрудничества, уважения и избегать споров и конфликтов.

Успех в любой медицинской профессии напрямую зависит от взаимопонимания и качества межличностных отношений: с пациентами и их семьями, с коллегами, учителями и наставниками, начальством. Учитывая это, ниже более подробно рассматриваются некоторые аспекты человеческих отношений.

Одной из серьезных проблем межличностного общения является отсутствие взаимопонимания. Люди постоянно сталкиваются с ситуациями, когда собеседник неверно истолковывает их слова или даже искажает их смысл до полной противоположности. Источниками таких ошибок могут быть предвзятость, страх быть обманутым, собственные личные комплексы (низкая или слишком высокая самооценка) и многие другие факторы. Однако даже при искреннем стремлении к взаимопониманию люди часто совершают ошибки, потому что процесс общения слишком сложен, это многоуровневая система.

Известный специалист по психологии межличностного общения Пол Вацлавик (1921-2007) сравнивал человеческое сознание с компьютером и выделял два уровня в потоке информации: цифровой и аналоговый.

  • Цифровая информация — слова, которые могут быть записаны на бумаге в соответствии с правилами грамматики.
  • Аналоговая информация — это неформатированный поток образов (ме-тазмов), которые подразумеваются при общении, но не могут быть точно выражены словами.

Мы понимаем, насколько важна аналоговая информация, когда пытаемся выразить важные для нас чувства в письменном виде. Именно поэтому при общении через Интернет люди так часто используют смайлики, которые передают мета-смысл сказанного. С особой осторожностью следует относиться к текстам, отправленным коллегам и переданным пациентам. Во многих случаях упоминание иностранного научного термина несет в себе ужасающий мета-смысл для неспециалиста, поэтому хорошей идеей будет включить в заключение несколько слов, которые формально не несут никакой информации, но оказывают эмоциональное воздействие. Например, вместо сухого заключения «астенический синдром» лучше сформулировать диагноз так: «Нет признаков психического заболевания». Возникает реакция, связанная со стрессом, в виде астении».

Невербальное (несловесное) общение, выражающееся в мимике, жестах, позе и интонации, является наиболее важным способом передачи мета-сообщений. Считается, что по крайней мере половина смысла устного языка передается с помощью невербальных знаков.

Виды межличностного общения

Существует три типа межличностного общения: императивное, манипулятивное и диалогическое.

Императивное общение — это авторитарная, директивная форма воздействия на партнера по общению с целью получить контроль над его поведением и заставить его совершать определенные действия.

Здесь конечная цель общения — принуждение партнера, средства — приказ, указания, требования.

Существует множество видов социальной деятельности, в которых оправдано использование императивного типа общения (военно-уставные отношения, вообще отношения «начальник — подчиненный», в сложных и экстремальных условиях).

Но есть и такие сферы межличностных отношений, где использование императива неуместно, неэтично. С помощью заповедей, приказов и безусловных запретов можно добиться внешнего послушания, выполнения требований, но они не становятся частью внутренних личных убеждений человека. Императивное общение также нежелательно в профессиональной деятельности журналистов; такой тип отношений мешает производству достоверной информации.

Манипуляция — это очень распространенная форма межличностного общения, которая предполагает воздействие на партнера, основанное на личных скрытых мотивах. Как и императив, это воздействие для достижения собственных целей, но в отличие от императива, здесь партнер не информирован об истинных целях общения. Они скрываются от него или заменяются другими. Существуют сферы межличностного взаимодействия, где такая форма надуманного общения иногда уместна (например, сфера бизнеса, деловых отношений, символом такого типа отношений стала концепция общения Д. Карнеги и его многочисленных последователей). В то же время существует опасность переноса навыков манипулятивного воздействия на другие сферы межличностных отношений, где подлинность общения чрезвычайно важна как часть самоконтроля, ответственности за собственную жизнь. Сфера журналистики, от которой по праву можно ожидать подлинной помощи в социальной ориентации, конечно же, не является местом манипуляций, поскольку здесь повышается ответственность за результат воздействия на аудиторию.

Императивный и манипулятивный способы общения, при всех их различиях, внутренне схожи. Это варианты так называемой «монологической коммуникации»; человек, рассматривающий другого как объект своего воздействия, на самом деле общается сам с собой, имеет в виду только собственные цели и намерения и игнорирует собеседника. Эти разновидности взаимодействия можно достаточно условно классифицировать как коммуникацию.

Диалоговое общение — это реальная альтернатива первым двум типам отношений между людьми, упомянутым выше. Диалог строится на принципиально иных основаниях, чем монологическая коммуникация. Возможны три варианта такого взаимодействия:

  • Доверие к намерениям партнера;
  • Восприятие партнера как равного и имеющего право на собственное мнение и решение;
  • Персонификация общения — речь от своего имени, представление своих истинных чувств и желаний.
    В диалогическом общении инициатива исходит от обоих участников процесса. Они активно помогают друг другу установить контакт. Конечно, в любом деле есть установки на воздействие, на поведение собеседника, поэтому можно сказать, что почти в каждом разговоре есть определенный манипулятивный момент. Однако в диалогическом общении он не является доминирующим. Важнее открытость и готовность идти на контакт, а не приказной тон или игра на чувствах, как в императивном общении и манипуляции.

Общение может быть многомерным, иногда собеседники преследуют разные цели. Но ценность подлинного общения заключается опять же в открытости собеседников, их готовности идти на контакт. Общение нужно нам для передачи информации, совместной деятельности, взаимной поддержки.

Одной из областей, где преимущества межличностного, диалогового общения реализуются в полной мере, является, конечно же, журналистика. В этом контексте необходимо прояснить особенности профессионального общения журналистов в сравнении с методами получения информации в личном общении в других профессиях.

Психология межличностного воздействия

В предыдущих разделах были подробно рассмотрены проблемы межличностного восприятия и формирования межличностных отношений с партнером по общению, что в целом является благоприятным условием для психологического воздействия на партнера.

Психологическое воздействие — это направленная передача информации от одного человека к другому с целью вызвать изменение психологических характеристик, поведения и других особенностей партнера по общению. Передаваемая информация может быть вербальной или невербальной. В большинстве случаев психологический эффект основан на взаимном обмене информацией, влиянии и взаимовлиянии, взаимном действии. Роль психологического воздействия в практике очень велика (например, с его помощью можно управлять людьми в реальной жизни). В связи с этим психологическое воздействие часто может быть конечной целью общения, что подразумевает формирование определенных убеждений и мотивации партнера по межличностному контакту. По содержанию психологическое воздействие может быть воспитательным, управленческим, идеологическим и т.д.

В последнее время в социально-психологической литературе стали использоваться узкие понятия «личное влияние» и «личностное влияние». Интересное определение личного влияния дает В. М. Погольша, который трактует его не как процесс, а как «способность воздействовать на другого побуждающим, сдерживающим, успокаивающим или другим развивающим способом, изменяя не только поведение человека, но и установки, мотивы, сознание и даже характер». Личное влияние, по ее мнению, проявляется практически в каждом акте человеческого общения и взаимодействия в обществе, когда удовлетворяются потребности в безопасности, любви, власти и самоуважении. Когда реализуются высшие потребности (самоактуализация, мотивация к росту и помощи, служение другим), проявляется способность к личному влиянию. Оно может быть ненаправленным (например, через влияние авторитарного человека) и направленным. В последнем случае он совпадает с психологическим воздействием.

В России изучение проблемы психологического влияния традиционно рассматривалось в теоретическом плане как изучение методов влияния, а в прикладном — в педагогической и идеологической деятельности. В последнее время особенности акмеологического воздействия рассматривались в профессиональной деятельности А. В. Кириченко. За рубежом наиболее известными являются эмпирические исследования Йельского университета -K. Ховланд, посвященный комплексному изучению различных условий, влияющих на принятие человеком информации, касающейся его самого. Кроме того, в зарубежной психологической литературе исследуются тактики влияния и манипулирования, эффективность которых зависит от статуса и положения человека, психологических характеристик взаимодействующих лиц, ситуации и так далее. Психологическое влияние может быть направлено на других людей и на себя (психическое самовлияние — уверенность в себе, саморегуляция, самопрограммирование и т.д.), но это явление не является предметом данной темы. Психологическое воздействие может происходить на разных уровнях психики: сознательном и бессознательном. Мы также не рассматриваем методы и средства сублиминального воздействия для изменения поведения людей, хотя они широко используются в жизни (например, в рок-культуре, поп-арте, рекламе и т.д.).

Системный подход к психологическим воздействиям схож с межличностным восприятием. Она включает в себя субъект, объект и процесс психологического воздействия. Выделение вышеперечисленных элементов необходимо для глубокого и тщательного анализа. В реальной жизни инициатива влияния может переходить от субъекта к объекту и наоборот. Того, кто первым инициировал серию воздействий, можно назвать субъектом (инициатором), а того, кто испытал его воздействие, — объектом (адресатом воздействия, реципиентом).

Понятие «межличностные отношения»

Концепция межличностных отношений. Межличностные отношения тесно связаны с различными типами социальных отношений. Г. М. Андреева подчеркивает, что существование межличностных отношений в рамках различных форм общественных отношений — это реализация безличных (общественных) отношений в деятельности конкретных людей, в актах их общения и взаимодействия (Андреева, 1999).

Общественные отношения — это официальные, формально установленные, объективированные, эффективные отношения. Они являются лидерами в регулировании всех типов отношений, включая межличностные.

Межличностные отношения переживаются объективно, с разной степенью осознания отношений между людьми. Они основаны на разнообразных эмоциональных состояниях взаимодействующих индивидов. В отличие от деловых (инструментальных) отношений, которые могут быть или не быть формально зафиксированы, межличностные отношения иногда называют экспрессивными, что подчеркивает их эмоциональное содержание. Взаимосвязь между деловыми и межличностными отношениями научно недостаточно разработана.

Межличностные отношения включают в себя три элемента — когнитивный (гностический, информационный), аффективный и поведенческий (практический, регулятивный).

Когнитивный элемент подразумевает осознание того, что нравится или не нравится человеку в межличностных отношениях.

Аффективный аспект выражается в различных эмоциональных чувствах, которые люди испытывают по поводу отношений между ними. Аффективный компонент обычно является ведущим. «В основном это положительные и отрицательные эмоциональные состояния, состояния конфликта (внутриличностные, межличностные), эмоциональная чувствительность, удовлетворенность собой, партнером, работой и т. д.».

Эмоциональное содержание межличностных отношений (иногда называемое валентностью) меняется в двух противоположных направлениях: от конъюнктивного (положительного, объединяющего) к индифферентному (нейтральному) и дизъюнктивному (отрицательному, разъединяющему) и наоборот. Разновидности проявлений межличностных отношений огромны. Конъюнктурные чувства выражаются в различных формах положительных эмоций и состояний, демонстрация которых указывает на готовность к сближению и совместной деятельности. Индифферентные чувства подразумевают проявления нейтрального отношения к партнеру. Это может быть апатия, безразличие, равнодушие и т.д. Дисфункциональные чувства выражаются в проявлении различных форм негативных эмоций и состояний, что воспринимается партнером как нежелание дальнейшего сближения и общения. В некоторых случаях эмоциональное содержание межличностных отношений может быть амбивалентным (противоречивым).

Конвенциональные проявления эмоций и чувств в формах и способах, характерных для групп, представители которых вступают в межличностный контакт, могут, с одной стороны, способствовать взаимопониманию между коммуникантами, а с другой — препятствовать взаимодействию.

Поведенческий компонент межличностных отношений реализуется в конкретных действиях. Если один из партнеров нравится другому, то поведение будет доброжелательным, помощь и продуктивное сотрудничество. Однако если объект не нравится, то интерактивная сторона общения будет затруднена. Между этими полюсами поведения существует множество форм взаимодействия, реализация которых обусловлена социокультурными нормами групп, к которым принадлежат коммуниканты.

Межличностные отношения устанавливаются по «вертикали» (между руководителем и подчиненным и наоборот) и «горизонтали» (между людьми, занимающими одинаковый статус). Эмоциональные проявления межличностных отношений обусловлены социокультурными нормами групп, к которым они принадлежат, и индивидуальными различиями, которые варьируются в рамках этих норм. Межличностные отношения могут формироваться с позиций доминирования-равенства-подчинения и зависимости-независимости.

Принципы и методы диагностики межличностных отношений

Сфера межличностных отношений охватывает практически всю сферу человеческого существования. Можно утверждать, что даже когда человек находится в полном одиночестве, он продолжает основывать свои действия и мысли на своих представлениях о ценностях, значимых для других. Не случайно возникли и продолжают демонстрировать свою теоретическую и практическую ценность психологические теории, в которых межличностным отношениям приписывается первостепенное значение для всех компонентов личности.

Межличностные отношения проявляются в самых разных областях человеческого существования, которые заметно отличаются друг от друга и в которых действуют различные психологические факторы. В настоящее время в психологии существует большое количество конкретных методических приемов для изучения межличностных отношений, и даже беглый обзор их не уместился бы в рамки целой книги.

Систематизация методик для психодиагностической оценки межличностных отношений возможна по нескольким основаниям:

  1. на основе объекта (диагностика отношений между группами, внутригрупповых процессов, диадических отношений и т. д.).
  2. на основе задач, решаемых исследованием (выявление групповой сплоченности, совместимости и т.д.).
  3. на основе характеристик используемых методик (анкетирование, проективные методики, социометрия и т.д.)
  4. на основе исходного ориентира для диагностики межличностных отношений (методики субъективных предпочтений, методики выявления субъективного отражения межличностных отношений и т.д.).

Возможны и другие критерии для систематизации техник.

Одна из самых известных методик психологической диагностики межличностных отношений принадлежит Р. Бейлсу, который разработал схему, позволяющую фиксировать различные виды взаимодействия в группе по единому плану. Согласно этой схеме, обученный наблюдатель может проанализировать любое взаимодействие в любой малой группе на основе 12 показателей, сгруппированных в четыре более общие категории: область положительных эмоций, область решения проблем, область постановки проблем и область отрицательных эмоций. С помощью этой формализованной процедуры наблюдения можно определить различные уровни групповой динамики, статус и роль взаимодействующих сторон и т. д. Например, человек, получивший высокий балл в области решения проблем, считался бизнес-лидером, а в области положительных эмоций — эмоциональным лидером. Схема Р. Бейлза и ее критика описаны в отечественной литературе.

Перспективным направлением в психологической диагностике межличностных отношений является наблюдение за игровым ограничением конкретной жизненной ситуации. Наблюдение за поведением человека в ситуационном тесте позволяет хорошо диагностировать его в межличностных отношениях, прогнозировать их развитие в реальной жизненной ситуации. Таким образом, специально разработанные настольные игры используются для оценки совместимости, лидерства, конкуренции и сотрудничества в диадических больших взаимодействующих группах.

+Диагностика индивидуальных особенностей человека, влияющих на межличностные отношения. Для диагностики межличностных отношений чрезвычайно важно выявить те индивидуальные личностные особенности взаимодействующих сторон, которые проявляются в процессах общения и влияют на них. Для этого создаются тесты и шкалы для измерения таких характеристик, как стиль руководства, авторитарность, соглашаемость, тревожность, личностные ценности и т.д. Существуют попытки объединить различные шкалы в комплексные психологические опросники, составить специальные тестовые батареи для изучения межличностных отношений.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

  • Здесь темы рефератов по психологии

Читайте дополнительные лекции:

  1. Вербальное поведение
  2. Аутизм — Дети с аутизмом
  3. Виды психических процессов: речь
  4. Принцип систематичности и последовательности
  5. Задачи экспериментальной психологии
  6. Особенности работы психолога с клиентами, переживающими расставание с партнером — Особенности переживания расставания с партнёром
  7. Архетип матери — Архетипы бессознательного по К. Юнгу
  8. Формирование просоциального поведения у дошкольников с разным социометрическим статусом
  9. Особенности эмоционального развития ребенка раннего возраста
  10. Жесты рук

Межличностные отношения и их виды (6 класс, обществознание)

4. 3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 1199.

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 1199.

Человек считается личностью только при условии обитания, общения и взаимоотношения с другими людьми, которые его окружают. Данный материал посвящен теме межличностных отношений, которая изучается на уроке в 6 классе обществознания. С помощью этой статьи можно повторить изученную тему, подготовить дополнительную информацию к уроку.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Александровой Екатериной Валерьевной.

Опыт работы учителем истории и обществознания — 11 лет.

Понятие «межличностные отношения»

Каждый из нас имеет свои принципы, жизненные ценности, моральные устои, приоритеты и взгляды на жизнь. Взаимодействие одной личности с окружающими ее людьми, способность устанавливать связь с ними называют межличностными отношениями.

Существует понятие «число Донбара», которое обозначает максимальное комфортное количество связей человека. Его значение колеблется от 100 до 230, в среднем – 150 контактов.

Жизнь в обществе бывает разной, поэтому и взаимоотношения разнообразны. Их разновидность зависит от многих факторов и классифицируется на такие типы:

  • неформальные\формальные;
  • деловые\личные;
  • практичные\эмоциональные;
  • субординационные\паритетные.

Рассмотрим каждый тип межличностных отношений подробно далее.

Типы отношений

  • Формальные\неформальные;

Все формальные (официальные) контакты устанавливаются законодательством и складываются только на правовой основе. На такие взаимосвязи не влияют личные привязанности и чувства. Они могут устанавливаться между членами коллектива или начальством и подчиненным.

Неформальные (неофициальные) отношения складываются с учётом личных симпатий и чувств.

Типы взаимосвязей между личностью и окружающими людьми тесно переплетаются друг с другом, поэтому сложно сделать четкие разграничения.

  • Личные;

К ним относят: любовь и дружбу, приязнь и уважение, ненависть и антипатию, вражду и неприязнь. Данные связи устанавливаются вне зависимости от совместной деятельности.

  • Деловые;

Профессиональное общение складывается на основе профессиональных интересов и не зависит от личных привязанностей. Так, например, одноклассники продолжают учиться в одном классе вне зависимости от личных чувств внутри данного коллектива.

  • Практичные\эмоциональные
    ;

Практичные отношения устанавливаются, когда можно вынести пользу из взаимосвязи. Ими руководят здравый смысл или расчёт.

Эмоциональные связи выстраиваются при наличии глубоких чувств между членами коллектива.

  • Субординационные\паритетные;

Субординационные контакты выстраиваются между двумя личностями, один из которых имеет высшее положение по статусу (начальник – подчинённый).

Паритетные связи устанавливаются на основе равноправия между всеми членами коллектива.

Виды межличностных отношений

Существуют такие виды межличностных отношений:

  • Знакомство – имеет три этапа:
  • узнавание в лицо;
  • узнавание и приветствие друг друга;
  • приветствие и наличие общих интересов и тем для разговора.
  • приятельство – обоюдная симпатия и наличие общих интересов;
  • товарищество – деловые отношения на основе общих целей;
  • дружба – устанавливается между теми, кто умеет дружить, то есть умение разделить радость, помочь в беде, вызывать доверие;
  • любовь – наивысшая форма взаимосвязи.

Роль чувств

Все контакты устанавливаются на основе испытываемых чувств к окружающим. Они могут быть как положительными, так и отрицательными. Первые чувства основываются на внешних данных знакомого и лишь со временем оцениваются личные качества и черты характера.

На искажение чувств могут повлиять такие факторы:

  • неумение отличать истинные намерения от мотивации;
  • умение объективно оценивать нового знакомого;
  • определение установок навязанных самостоятельно или обществом;
  • стереотипы;
  • форсирование событий, неумение разобраться в человеке до конца;
  • не восприятие чужого мнения.

Что мы узнали?

Межличностные отношения – это взаимодействие между людьми, которое основывается на установленных моральных принципах, жизненных устоях личности. Существует несколько типов взаимосвязей: формальные и неформальные, личные и деловые, паритетные или субординационные, практичные и эмоциональные. Все они тесно переплетаются друг с другом и выстраиваются в такой последовательности: знакомство – приятельство – товарищество – дружба – любовь.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

Оценка доклада

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 1199.


А какая ваша оценка?

примеров и как их разработать

Области разработки

Опции обучения

для вашей команды

Home

>

Блог

>

Карьера

>

Навыки связи

>

. коммуникативные навыки

НАПИСАЛ:

ЭМИ РИГБИ

От телефонных звонков до электронных писем и сообщений Slack — нравится вам это или нет, но никто из нас не смог бы выполнять свою работу без навыков межличностного общения.

Межличностное общение относится к обмену информацией между людьми. Примеры включают встречи один на один, конференц-связь, электронные письма, текстовые сообщения или рукописные письма (кто-нибудь все еще отправляет их?).


И хотя вы, вероятно, не задумываетесь об этом на регулярной основе, факт в том, что вы используете межличностное общение каждый день на работе. Так что было бы разумно освоить его, чтобы делать свою лучшую работу.

Содержание

Почему межличностное общение имеет значение? Какие существуют 4 типа межличностного общения? Станьте мастером межличностного общения

Почему межличностное общение имеет значение?

Это делает вас привлекательным (что помогает вам получить то, что вы хотите)

На рабочем месте овладение навыками межличностного общения особенно важно, если вы хотите достичь целей и получить то, что хотите. Умение четко и эффективно выражать свои чувства и сообщения может помочь людям полюбить вас больше, а когда вы людям больше нравитесь, они с большей вероятностью будут сотрудничать.

В ходе нашего исследования мотивации мы обнаружили, что те, у кого высокая мотивация по отношению к людям, очень заинтересованы в том, чтобы ладить с другими, поэтому межличностное общение особенно важно, если вы относитесь к этому лагерю. Чтобы быть уверенным в своих мотивах на рабочем месте, зарегистрируйтесь в нашем бесплатном инструменте аналитики персонала и получите подробный отчет.

Это причина, по которой робот не может взять на себя вашу работу

Кроме того, важны навыки межличностного общения, поскольку это единственная область, которую нельзя передать машинам. Вы не можете вывести «человека» из межличностного; это уникально для людей. Таким образом, хотя роботы способны автоматизировать сложные навыки, они не имеют ничего общего с нами, когда речь идет о мягких навыках! (Узнайте больше о разнице между жесткими и мягкими навыками.

Это делает вас желанным кандидатом на работу

В отчете об опросе корпоративных рекрутеров за 2017 год было опрошено 959 работодателей, чтобы узнать, что они ищут при наборе выпускников бизнес-магистров. Когда их попросили ранжировать наборы навыков в зависимости от их важности при найме на должности среднего уровня, работодателей назвали коммуникативных навыков наиболее важными.

Теперь, когда вы понимаете, насколько важны коммуникативные навыки, давайте рассмотрим четыре типа межличностного общения и то, как вы можете использовать их для повышения своей карьеры.

Какие существуют 4 типа межличностного общения?

1. Устное общение

Устное общение — это все, что связано с устной речью, от слов, которые вы выбираете, до вашего тона голоса, когда вы их произносите. Этот тип межличностного общения, вероятно, получает наибольшее внимание на рабочем месте.

Устное общение жизненно важно для вашей работы и может даже сделать вас более привлекательным. В одном исследовании исследователи Джулиана Шредер и Николас Эпли обнаружили, что работодатели и рекрутеры с большей вероятностью захотят нанять кандидата на работу, когда они слушают аудиозапись презентации кандидата, а не когда читают или смотрят ее. Это говорит о том, что только голос может убедить.

Примеры пероральной связи
  • публичные выступления
  • телефонные звонки
  • Аудио сообщений
  • подкасты
  • Радио -интервьюирующие
  • Собрания
Как улучшить общение
999999999080
  • 7. Интонация, также известная как высота тона, означает повышение и понижение голоса. Вообще говоря, ваш голос падает в конце утверждения, чтобы показать, что вы закончили говорить, и повышается в конце утверждения, когда вы задаете вопрос. Там 9Однако 0099 — это , что-то, известное как разговор или разговор, и недавнее исследование Аманды Ричарт и Амалии Арванити предполагает, что это может быть способом удержать слово.
  • Опустите или сократите словесные наполнители. Вербальные наполнители — это такие вокализации, как «гм», «э-э», «вы знаете» и «нравится». Они полезны тем, что помогают другим понять, что вам есть что сказать, и вы просто пытаетесь подобрать слова. Это особенно полезно, когда вы разговариваете по телефону, потому что, если вы молчите слишком долго, люди на другой линии могут подумать, что звонок прервался. Когда используются вербальные наполнители слишком много , хотя они могут быть неприятными для слушателя. Поэтому, если вы должны их использовать, сведите их к минимуму.
  • Меняйте скорость речи в зависимости от ситуации. То, насколько быстро или медленно вы говорите, может влиять на вашу аудиторию. Согласно результатам одного исследования Университета Южной Калифорнии, быстрая речь может быть более убедительной. С другой стороны, если говорить медленно, это может показаться более добрым. В исследовании, опубликованном в Journal of Clinical Oncology , исследователи Моника МакГенри и ее коллеги обнаружили, что онкологи, которые замедляли скорость речи при сообщении плохих новостей, были оценены слушателями как «более заботливые и сочувствующие».
  • 2. Письменное общение

    Письменное общение включает слова и символы (например, эмодзи и знаки препинания), которые печатаются или отмечаются ручкой, карандашом или другим пишущим инструментом.

    Угадайте, что? Это означает, что грамматика является формой общения! И что ваша грамматика говорит о вас? Что ж, это может отметить вас как желаемого сотрудника. В 2013 году Grammarly провела исследование, проанализировав 100 профилей LinkedIn в индустрии потребительских товаров. Все специалисты, включенные в исследование, были носителями английского языка. Вот что нашел Grammarly: , наличие меньшего количества грамматических ошибок в своих профилях было связано с достижением более высоких должностей и повышением по службе.

    Когда вы работаете удаленно, письменное общение особенно важно, потому что оно составляет большую часть вашего повседневного общения, будь то сообщения Slack, Google Docs или электронная почта.

    Примеры письменного сообщения
    • Электронная почта
    • Сообщения в Slack
    • Текстовые сообщения
    • Отчеты
    • Предложения
    • Должностные инструкции
    • Оценка эффективности
    • Грамматика
    • PowerPoints
    Как улучшить ваше письменное общение
    • Будьте осторожны с сарказмом. Сарказм — одна из самых сложных вещей для письменного общения. К счастью, ученые нашли способ сделать это проще. В исследовании, опубликованном в The Quarterly Journal of Experimental Psychology , исследователи Рут Филик и ее коллеги обнаружили, что смайлики лучше передают сарказм, чем знаки препинания. В частности, подмигивающее лицо 😉 и говорящее лицо 😛 помогают донести сарказм до глубины души, когда утверждение двусмысленно. Кроме того, исследователи обнаружили, что сарказм притупляет эмоциональное воздействие письменных заявлений, делая критику менее негативной, а похвалу менее позитивной. В частности, включение подмигивающего смайлика с буквальной похвалой сделало его менее позитивным, а включение его с буквальной критикой сделало его менее негативным.
    • Дополняйте письменные сообщения смайликами и GIF-файлами. Пока это является частью культуры вашей компании, использование смайликов и GIF-файлов может быть полезным при попытке передать тон вашего письменного сообщения. Это особенно верно во время случайных разговоров, например, между вами и вашим другом по работе в чате в Slack. Смайлики и GIF-файлы могут добавить юмора и эмоций в устаревшее общение. Однако, если вы пишете электронное письмо новому клиенту, вероятно, сейчас не время и не место для включения GIF.
    • Знайте ограничения письменного общения. Мы довольно плохо делаем выводы о чувствах людей по написанному тексту. Если в вашем сообщении большую роль играют эмоции, то лучше всего позвонить по телефону. Дополнительная возможность слышать свой голос значительно увеличит шансы того, что ваш собеседник уловит эмоции, которые вы пытаетесь передать. И, как мы видели ранее, услышать ваш голос может быть более убедительно.

    3. Невербальная коммуникация

    Невербальная коммуникация включает любую коммуникацию, которая не использует слова: жесты рук, зрительный контакт, выражение лица, поза, одежда и даже предметы на вашем столе передают сообщение вашей аудитории.

    В ходе нашего исследования мотивации на рабочем месте мы обнаружили, что когда дело доходит до общения, люди попадают в диапазон от нейтрального до эмоционального. Невербальное общение — это то, где сияют аффективные коммуникаторы! Они являются экспертами в чтении невербальных сигналов, что делает их мастерами чтения комнаты во время переговоров, и они, как правило, обладают высоким эмоциональным интеллектом.

    Примеры невербального общения
    • Видео
    • Рукопожатие
    • Зрительный контакт
    • Выражение лица
    • Одежда
    • Высота голоса
    Как улучшить невербальное общение
    • Включите видео в свои удаленные рабочие встречи. В то время как нейтральные коммуникаторы хорошо справляются с телефонными звонками или электронными письмами, потому что они сосредотачиваются на словах, чтобы понять сообщение, аффективные коммуникаторы могут действительно пострадать без невербальных сигналов, таких как выражение лица. Чтобы приспособиться к обоим типам, попробуйте включить больше видео в свои собрания.
    • Используйте это крепкое рукопожатие. Да, этот вековой совет о крепком рукопожатии все еще актуален. Исследование Университета Алабамы, проведенное Уильямом Чаплином и его коллегами, показало, что люди с крепким рукопожатием производят более благоприятное впечатление. Исследование 2012 года под руководством Флорина Долкоса показало, что первое рукопожатие может усилить положительные эффекты , а уменьшить негативные последствия социального взаимодействия.
    • Не сутультесь. Мало того, что сутулость вредна для спины, она также может сделать вас менее уверенным в себе. В исследовании 2018 года, проведенном в Государственном университете Сан-Франциско, профессор Эрик Пепер и его коллеги предложили студентам проходить тесты по математике, сидя прямо или сгорбившись. После математических тестов 56% учащихся сказали, что им легче выполнять вычисления, сидя прямо, чем сгорбившись. Таким образом, избегание сутулости может быть простым способом сообщить себе: «Эй, я чувствую себя уверенно!» Это может быть особенно полезно перед презентацией или выступлением с речью, так как вы хотите, чтобы ваша аудитория выглядела уверенно.

    4. Прослушивание

    Лучшее я оставил напоследок! Слушание — это форма общения, потому что без него у вас не будет настоящего общения. Кроме того, акт слушания, который сигнализируется такими вещами, как кивание головой, зрительный контакт и произнесение «м-м», посылает говорящему сообщение: «Вы привлекли мое внимание, и ваше сообщение важно для меня».

    Слушание выходит за рамки простого слушания того, что кто-то говорит; это включает в себя активные попытки понять и обдумать то, что они говорят. Еще одна интересная вещь, особенно в эпоху цифровых технологий, заключается в том, что прослушивание не обязательно означает наличие аудиокомпонента. Если вы общаетесь с кем-то через сообщения Slack, вы будете «слушать» их (то есть обращать внимание на их слова и пытаться понять), но на самом деле их не слышите.

    Если вам нужен мгновенный способ повысить свою привлекательность, то это слушание. В одном исследовании гарвардские исследователи Карен Хуанг и ее коллеги обнаружили, что задавание вопросов, особенно уточняющих вопросов, сделало говорящего более привлекательным для собеседника. Это связано с тем, что задавание вопросов

    связано с отзывчивостью, характеристикой которой является слушание.

    Как улучшить свои навыки слушания
    • Не поддавайтесь желанию вмешаться. Вы знаете ситуацию: ваш товарищ по команде описывает проблему, с которой он столкнулся во время проекта, и у вас есть что-то блестящее , чтобы добавить к разговору. Как бы ни было заманчиво выболтать это — постойте. Подождите, пока они закончат говорить, и , затем возьмут слово.
    • Делайте заметки. У меня есть подруга, которая записывает что-то, пока я с ней разговариваю, например, когда я упоминаю прочитанную хорошую книгу или просмотренный фильм, и мне всегда приятно, что то, что я говорю, настолько важно, что она хочет делать заметки об этом!

      Ведение заметок имеет два преимущества: оно показывает, что вы слушаете, и гарантирует, что позже вы запомните важные моменты.

      Когда вы делаете заметки во время видеозвонков, обычно угол камеры настолько мал, что вы не можете видеть ручку и бумагу. Это просто выглядит так, как будто вы смотрите за кадром и, возможно, не обращаете внимания. В этом случае обязательно скажите участникам, что вы записываете заметки о том, что они говорят, чтобы они не чувствовали себя проигнорированными.

    • Практикуйте эмпатию. Когнитивная эмпатия включает в себя «принятие точки зрения», когда вы представляете себя на месте другого человека. Это может помочь вам немного почувствовать, через что проходит этот человек, и воздержаться от осуждения. Это делает вас лучшим слушателем, потому что вместо того, чтобы слушать, чтобы исправить или противостоять им, вы слушаете, чтобы понять их. В конце концов вы можете не согласиться, но у вас будет гораздо более плодотворный разговор, если вы попытаетесь понять, откуда они исходят.
    • Вместо видеочата можно позвонить по телефону. При удаленной работе прослушивание становится особенно сложным, когда в дело вступают буферизация видео и нестабильное интернет-соединение. Если из-за плохого соединения сложно слушать во время видеозвонка, спросите, можно ли вместо этого переключиться на телефонный звонок.

    Станьте мастером межличностного общения

    Теперь, когда вы знаете четыре типа межличностного общения, используйте то, что вы узнали, чтобы стать более привлекательным на работе, построить более крепкие отношения с коллегами и донести свою мысль с меньшим стрессом.

    Улучшите свои навыки межличностного общения с помощью бесплатной персонализированной программы обучения с первым в мире тренером с искусственным интеллектом! Начать сейчас.

    Улучшите свои навыки межличностного общения за 15 минут в неделю.

    Наши программы разработаны тренерами с мировым именем, занятия длятся всего 5-15 минут. Начните бесплатно с индивидуальной программы прямо сейчас, написав в чате в поле ниже:

    Любимый:

    Мой план тренировок:

    Наши опытные инструкторы разработали сверхэффективные программы, которые помогут

    улучшить навыки межличностного общения.

    Тренер Марли (ваш удивительный личный тренер с искусственным интеллектом) проанализирует ваши уникальные черты и цели, чтобы сообщить вам, с какой программы начать (и если есть какие-то, которые вы должны пропустить)!

    В число рекомендуемых программ входят:

    Мыслитель общей картины

    Мышление общей картины лежит в основе хорошего общения. Повысьте свой комфорт и используйте абстрактное и стратегическое мышление, чтобы сформулировать видение, свое «большое почему», приоритеты и более широкую перспективу. Масштабное мышление является ключом к вдохновению других и эффективному общению.

    5–15 минут

     за сеанс

    8 недель

    Показать больше программ

    Скрыть

    Целеуказатель

    Вдохновляйте себя и других на то, чтобы видеть и достигать грандиозных целей и замыслов. Сосредоточенность на целях особенно полезна для вдохновения других, эффективного общения, поддержания связи в течение долгого времени и для согласования ясности и ожиданий.

    5–15 минут

     за сеанс

    8 недель

    Увеличить эквалайзер

    Укрепите свой эмоциональный интеллект (EQ) и улучшите общение и отношения. Осознание своих и чужих эмоций является ключом к «чтению людей», руководству другими, эффективному общению и установлению подлинных связей на работе и в жизни.

    5–15 минут

     за сеанс

    8 недель

    Умножьте свое влияние

    Улучшите свое общение с помощью опыта и отзывов других. В течение этой восьминедельной программы тренер Марли поможет вам развить в себе искреннюю признательность за эксперименты и данные, а также готовность изучить мнения, отзывы и идеи внутри вашей команды и других людей в вашей жизни.

    5–15 минут

     за сеанс

    8 недель

    Размышления и терпение

    Развивайте мастерство «шага назад», приобретайте различные точки зрения и становитесь стратегическим коммуникатором. Размышления и терпение являются основой консолидации обучения, стратегического мышления, постоянного совершенствования и высокоэффективного общения.

    5–15 минут

     за сеанс

    8 недель

    Начните быстро

    Удобство начала разговора является ключом к эффективному общению. Сократите разрыв между вашими великими идеями и воплощением их в жизнь. Усильте свой комфорт и мотивацию, чтобы начинать разговоры, которые вдохновляют, а также приносят удовлетворение и успех в работе и в жизни.

    5–15 минут

     за сеанс

    8 недель

    Доверяйте своей интуиции

    Исследуйте, укрепляйте и укрепляйте уверенность в своей точке зрения. Доверие к своему внутреннему ощущению и точке зрения особенно полезно для повышения самосознания, результативного общения, согласования ожиданий, удовлетворения личных потребностей и для того, чтобы жить подлинной и значимой жизнью.

    5–15 минут

     за сеанс

    8 недель

    Vital Wellbeing

    В рамках этой высокоэффективной девятинедельной программы тренер Марли поможет вам заложить основу для общего благополучия, а также поможет вам преодолеть самосаботаж и развить пожизненные навыки управления личными границами и эмоциональной устойчивостью, все важные навыки для поддержания здорового общения и счастливые отношения. Наслаждайтесь еженедельными передовыми научными материалами о благополучии от Marlee и нашего партнера по благополучию Blisspot.

    5 — 15 минут

     за сеанс

    8 недель

    Отзывы

    Это какой-то текст внутри блока div.

    «Наше стремительное общество заставляет нас пренебрегать нашей очень человеческой потребностью сделать паузу и подумать. Марли помогла мне вернуться к этому, и это сотворило чудеса с моим психическим здоровьем!»

    Это какой-то текст внутри блока div.

    «Программа Team Building стала отличным инструментом для знакомства с моей командой и изучения того, как мы можем улучшить наши методы работы»

    Показать больше отзывов

    Скрыть

    Это какой-то текст внутри блока div.

    «Изменения, которые я сделал с Марли, сразу же повлияли на динамику отношений, над которой я работал в программе»

    Это какой-то текст внутри блока div.

    «Единственный способ двигаться вперед — это разработать следующее действие, а затем запланировать время для его выполнения!»

    Это какой-то текст внутри блока div.

    «Всегда заставляет задуматься и стоит моего времени»

    Это какой-то текст внутри блока div.

    «Я смог увидеть, что по-прежнему хотел бы более эффективно направлять и создавать свои решения»

    Это какой-то текст внутри блока div.

    «Я научился быть организованным и четко понимать свою цель»

    Это какой-то текст внутри блока div.

    «Эта коучинговая программа действительно помогла мне увидеть ценность целей и научиться лучше их ставить. Это очень положительно повлияло на мою карьеру!»

    Start Personal Coaching бесплатно

    Share:

    Мой план коучинга:

    Наши экспертные тренеры создали следующий план, который поможет

    Улучшить навыки общения:

    Muldly Muldly

    . Ваше влияние

    Размышление и терпение

    Начните быстро

    Доверьтесь своей интуиции

    Жизненно важное благополучие

    Начните бесплатно

    Инструментарий

    НАПИСАЛ: 

    Эми Ригби

    Развивайте своих людей, развивайте свою компанию.

    Наши инструменты, которым доверяют такие команды, как Canva, помогают улучшить:

    Благополучие

    Производительность

    Динамика команды

    Привлечь и удержать таланты

    См. пример из практики Canva

    Взломай мир первыми

    1 Тренер!

    Начните бесплатно с личного (или командного) коучинга.

    Программы разработаны всемирно известными тренерами и проводятся нашим невероятным (с искусственным интеллектом) тренером Марли.

    Сеансы занимают всего несколько минут и на 100% персонализируются в соответствии с вашими уникальными качествами и целями.

    Встречайте своего личного тренера!

    • Guides

    • F4S App

    • Case Studies

    • 10-min Coaching Videos

    • Motivational Traits

    • Free Demo

    • Quick Tip Videos

    • App Часто задаваемые вопросы

    • Мастер-классы

    Что такое межличностное общение? Навыки, типы и примеры

    Как бы вы определили межличностное общение? Это просто, правда. Самое простое, основное значение межличностного общения — это «общение лицом к лицу». Но есть гораздо больше эффективного межличностного общения.

    На самом деле существует целый ряд навыков межличностного общения, и мы собираемся подробно изучить эту тему. Вы увидите, как навыки общения и межличностного общения составляют ценную часть успеха на рабочем месте, особенно для таких должностей, как руководители проектов. Мы даже предоставим вам несколько примеров межличностного общения, отвечая на вопрос «что такое межличностное общение?»

    Что такое межличностное общение?

    Межличностное общение — это обмен информацией, смыслами, чувствами и мнениями между двумя или более людьми с помощью вербальных и невербальных средств. Хотя ранее мы упоминали общение «лицом к лицу», современные технологии вынуждают нас расширить его определение, включив в него средства массовой информации, такие как телефонные звонки и обмен сообщениями в Интернете.

    Что насчет внутриличностного общения?

    Возможно, вы слышали термин «внутриличностное общение» и задавались вопросом, связано ли оно с межличностным общением. На самом деле слова противоположны. «Интер» относится к сделкам между людьми, группами или другими субъектами (например, межконтинентальными, международными). «Внутренний», с другой стороны, описывает действия внутри человека или группы. Например, интранет — это частная цифровая сеть, существующая исключительно внутри компании или организации.

    Внутриличностное общение описывает, как мы общаемся с самими собой, включая точное представление о нашем восприятии, ожиданиях и концепциях.

    Типы межличностного общения

    Первый шаг к ответу на вопрос «что такое межличностное общение?» разбивает его на четыре различных типа.

    • Вербальный: Другими словами, говорящий. Этот термин охватывает слова, которые вы используете, насколько убедительно вы говорите, язык, который вы используете, на какие слова вы делаете ударение, и даже использование утвердительных звуков и коротких фраз, таких как «Ага» или «Угу».
    • Умение слушать: вы можете убедительно доказать, что умение слушать является наиболее важным навыком межличностного общения.
      Он охватывает способность внимательно слушать, независимо от того, используете ли вы свои уши для прослушивания «лично» или каким-либо другим способом, например, через Интернет. Аудирование также включает в себя специальные техники, такие как размышление и разъяснение. Лучшие слушатели — это люди, которые могут сосредоточить свое внимание на говорящем, чтобы последний почувствовал себя единственным и самым важным человеком в комнате.
    • Письменное слово: благодаря эпохе Интернета и ситуациям, требующим изоляции (например, пандемия), хорошие навыки письменного общения стали преимуществом. Независимо от того, находитесь ли вы в социальных сетях, на рабочем месте или даже отправляете текстовые сообщения на свой телефон, вы должны знать, как донести свою точку зрения в письменной форме. Этот тип включает смайлики, грамматику, ясность, тон и даже пунктуацию. В конце концов, между «Поедим, бабушка!» огромная разница. и «Съедим бабушку!»
    • Невербальный: этот последний тип охватывает язык тела, выражение лица, тон голоса и жесты. Опять же, очень важно, чтобы слушатель улавливал и правильно интерпретировал невербальные сигналы.

    Элементы межличностного общения

    Теперь, когда мы установили типы межличностного общения, мы можем сделать следующий шаг в понимании этой концепции, разбив ее на шесть отдельных элементов, чтобы ответить на вопрос «что такое межличностное общение?».

    • Общающиеся стороны: Нет связи без отправителя и получателя. Однако многие ошибочно назначают для разговора только одного говорящего и одного слушателя. Эффективное межличностное общение требует, чтобы все стороны брали на себя обе роли, отправляя и получая сообщение в соответствующее время.
    • Само сообщение: этот элемент охватывает информацию во всех возможных формах, включая речевое и невербальное общение.
    • Посторонний шум: Шум включает в себя все, что мешает, искажает или подавляет сообщение. Этот элемент включает в себя все, от звуков физического характера (например, звуков уличного движения, кричащего ребенка за соседним столиком) до более абстрактных трудностей, таких как культурное непонимание, раздутый корпоративный жаргон, проявление незаинтересованности или неуместный язык тела.
    • Обратная связь: этот элемент стирает грань с идеей «отправитель и получатель», но он достаточно отчетлив, чтобы считаться отдельными. Обратная связь ограничивается немедленными реакциями на отправленное сообщение. Обратная связь может быть любой: от вербальной (например, «Я согласен» или «Я сбит с толку; что вы имеете в виду?») до невербальной (например, выражение лица, изменение языка тела/позиции).
    • Контекст: Вы когда-нибудь слышали фразу «Читай комнату!»? Это означает, что говорящий должен обращать внимание на общее настроение и атмосферу слушателей и на то, где они находятся. Контекст включает физическое местоположение, настроение/эмоциональный климат аудитории и социальный контекст.
    • Канал. Этот элемент охватывает передачу сообщения от отправителя к получателю и относится к зрению и речи.

    Что такое межличностное общение? Четыре принципа межличностного общения

    У нас есть еще один набор поломок. Всякий раз, когда вы общаетесь с людьми, вы должны помнить об этих четырех принципах. Если вы это сделаете, ваша техника межличностного общения улучшится, а ваши сообщения станут более эффективными.

    • Это неизбежно: если вы не отшельник, живущий в пещере, вы неизбежно будете так или иначе взаимодействовать с другими людьми. Даже если вы замкнутый человек, благодаря чему-то вроде карантина у вас все равно будет возможность для межличностного общения (например, по телефону, скайпу, переписке).
    • Это необратимо: возможно, вам знакома фраза «Я не могу это развидеть». Вы не можете взять обратно то, что вы написали или сказали. Даже если вы загладите свою вину извинениями или попытаетесь отказаться от своих комментариев, люди не так легко забывают слова. И помните, интернет-контент — это навсегда.
    • Это сложно: можно подумать, что говорить и слушать не составит труда. К сожалению, повседневная жизнь сложна, и межличностное общение полно подводных камней. Не у всех одинаковая система отсчета или они одинаково хорошо улавливают тонкие подсказки или намеки. Некоторые ораторы предполагают, что все, что они говорят, воспринимается правильно, потому что слушатели, очевидно, должны быть на той же волне, что и они (спойлер: это не всегда так).
    • Это зависит от контекста: иногда мы не можем контролировать то, что люди слышат наше сообщение, где они находятся, их настроение и мышление, а также уровень их понимания. Но, опять же, это относится к разделу, посвященному элементам межличностного общения, особенно контексту.

    Примеры межличностного общения

    Вот несколько типичных примеров межличностного общения. Вы заметите, как они ссылаются на различные типы межличностного общения.

    • Электронная почта: этот пример — повсеместная форма межличностного общения в нашу эпоху активного использования Интернета. К сожалению, мы не всегда можем передать нюансы и тон, что приводит к недопониманию. Следовательно, вам нужны хорошие навыки письменного общения.
    • Телефонные звонки: Да, люди все еще используют свои смартфоны для реальных разговоров! Однако, поскольку в большинстве телефонных звонков отсутствуют визуальные подсказки, вы должны обладать сильными навыками вербального общения.
    • Презентации
    • : вы знаете, что это значит, если вы когда-либо слушали лекцию или были на деловой встрече. Презентации обычно включают все виды межличностного общения. Оратору необходимы хорошие речевые навыки, он эффективно использует жесты и мимику, обращается к письменным текстам и другим визуальным средствам, а также понимает, что аудитория чувствует и воспринимает сообщение.
    • Текстовое сообщение: Вы знали, что мы коснемся этого, верно? Текстовые сообщения менее формальны и структурированы, чем электронные письма, поэтому коммуникатор должен овладеть навыками непринужденной беседы.

    Использование межличностного общения

    Мы неизбежно используем межличностное общение во многих различных ситуациях и контекстах, будь то на работе или дома. Мы используем этот жизненно важный навык, чтобы:

    • Передача и сбор информации
    • Влияние на отношение и поведение других
    • Создавайте контакты, заводите друзей и поддерживайте отношения
    • Осмыслить наш мир и лучше понять наш опыт в нем
    • Выражайте свои личные потребности и понимайте потребности других
    • Принимать решения и решать проблемы
    • Установить социальные и профессиональные границы
    • Предоставлять и получать необходимую эмоциональную поддержку
    • Предвидеть и предсказывать поведение людей
    • Регулировать баланс сил на рабочем месте или в кругу общения

    Важность межличностного общения

    Межличностное общение является ценным «коммуникативным навыком» во многих должностных инструкциях. Сильные навыки межличностного общения помогают людям лучше выражать свои эмоции и мысли и развивать более сильное чувство сочувствия к другим.

    Межличностное общение также является жизненно важной частью командного игрока или лидера группы, что всегда важно для рекрутеров.

    Если у вас есть прочные навыки межличностного общения, вы можете четко выражать свои намерения и мысли, обогащая свои профессиональные отношения и личную жизнь.

    Так много конфликтов происходит из-за простого недопонимания. Сильные навыки межличностного общения помогают снизить вероятность этих недоразумений, что впоследствии снижает риск споров, обид, обид и проблем с моральным духом.

    Хотите стать опытным менеджером проектов? Получите нужные навыки с сертификационной программой по управлению проектами и преуспейте в своей карьере, начиная с сегодняшнего дня!

    Хотели бы вы стать менеджером проекта?

    Посмотрим правде в глаза; не всем дано быть лидерами. К сожалению, людей часто назначают на руководящие должности, потому что у них есть опыт работы и сложные навыки, но они не знают, как разговаривать с людьми, мотивировать их и поддерживать неизменно высокую групповую сплоченность и моральный дух.

    Руководителям проектов нужны хорошие навыки межличностного общения. Если вы хотите стать менеджером проекта, Simplilearn может помочь вам приобрести многие из ваших навыков, чтобы эффективно выполнять эту роль. Сертификационный курс для аспирантов по управлению проектами предлагает живые интерактивные онлайн-классы и мастер-классы от UMass Amherst и Harvard Business Publishing.

    Курс соответствует PMI-PMP и IASSC-Lean Six Sigma и охватывает разработку стратегии и различные аспекты управления, такие как проект, программа, риск и качество. Вы также изучите управление сложностью, цифровую трансформацию, ориентированную на клиента, внедрение PMO и навыки Agile и Scrum.

    По данным Glassdoor, менеджеры проектов могут зарабатывать в среднем 97 656 долларов США в год в США и 800 000 фунтов стерлингов в Индии. Так что посетите Simplilearn сегодня и получите ценный старт на треке управления проектами!

    Межличностное общение | Inc.com

    Хотя межличностное общение охватывает все формы общения, устные, письменные и невербальные, этот термин обычно применяется к устному общению, которое происходит между двумя или более людьми на личном, личном уровне. Некоторые из типов межличностного общения, которые обычно используются в бизнес-организации, включают собрания персонала, официальные обсуждения проектов, обзоры эффективности сотрудников и неформальные чаты. Межличностное общение с теми, кто не работает в бизнес-организации, также может принимать различные формы, включая встречи с клиентами, собеседования при приеме на работу или торговые визиты. Чтобы понять принципы эффективного межличностного общения, полезно взглянуть на основной процесс общения.

    Основной процесс общения начинается с наблюдения факта или идеи, сформулированной одним человеком. Этот человек (отправитель) решает перевести наблюдение в сообщение, а затем передает сообщение через какое-либо средство связи другому человеку (получателю). Затем получатель должен интерпретировать сообщение и предоставить отправителю обратную связь, указывающую, что сообщение было понято и были предприняты соответствующие действия.

    К сожалению, ошибки могут возникать на любом этапе процесса связи. Например, недопонимание может возникнуть, когда отправитель не имеет четкого представления о сообщении, которое он или она пытается передать, или имеет четкое представление, но не может хорошо его выразить. Ошибки в процессе также могут возникать, когда получатель невнимательно слушает, делает вывод, отличный от того, что имел в виду отправитель, или не может предоставить обратную связь. В конечном счете, нечеткое, неточное или невнимательное деловое общение может привести к пустой трате драгоценного времени, оттолкнуть сотрудников или клиентов и подорвать расположение руководства или бизнеса в целом.

    СТИЛИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ

    В общих чертах межличностное общение можно классифицировать как одностороннее или двустороннее. Односторонняя связь возникает, когда отправитель передает информацию в виде указания, не ожидая обсуждения или обратной связи. Например, менеджер может зайти к рабочему столу сотрудника, чтобы сообщить ему, что определенный проект должен быть выполнен на следующий день. Одностороннее общение быстрее и проще для отправителя, потому что ему или ей не приходится иметь дело с потенциальными вопросами или несогласием со стороны получателя, но, как правило, им злоупотребляют в деловых ситуациях.

    Напротив, двустороннее общение предполагает обмен информацией между двумя или более сторонами в конструктивном обмене. Например, менеджер может провести собрание персонала, чтобы установить сроки выполнения ряда проектов. Участие в двустороннем общении указывает на то, что отправитель восприимчив к обратной связи и готов предоставить ответ. Хотя это более сложно и требует больше времени для отправителя, чем одностороннее общение, оно, как правило, обеспечивает более четкий обмен сообщениями с участием обеих сторон.

    В дополнение к тому, что межличностное общение классифицируется как одностороннее или двустороннее, его также можно разделить на различные стили или специализированные наборы моделей поведения. Бейтман и Цейтамль определили шесть основных стилей межличностного общения, которые используются в бизнес-среде: контролирующий, эгалитарный, структурирующий, динамичный, отказ и уход. «Разные люди используют разные стили общения», — отмечают авторы. «Коммуникатор должен понимать, что в определенных ситуациях одни стили более эффективны, чем другие».

    Контроль

    Стиль контроля — это форма одностороннего общения, используемая для того, чтобы направлять других и добиваться их согласия. Менеджеры, использующие этот стиль, обычно не хотят обратной связи, и они склонны использовать власть и даже манипулировать, чтобы усилить свое сообщение. Хотя контролирующий стиль может быть эффективным, когда он используется время от времени уважаемыми людьми, особенно во время кризиса, он также может оттолкнуть работников.

    Эгалитарный

    Напротив, эгалитарный стиль представляет собой форму двустороннего общения, которая предполагает обмен информацией, а не управление поведением. Он используется, чтобы стимулировать других выражать свои идеи и мнения для достижения взаимопонимания. В большинстве ситуаций — особенно когда необходимо сотрудничество — он более эффективен, чем контролирующий стиль.

    Структурирование

    Стиль структурирования межличностного общения используется для установления графика или организации. Менеджеры, использующие этот стиль, скорее всего, будут ссылаться на стандарты или правила компании. Хотя стиль структурирования может быть необходим для информирования других о целях или процедурах, когда сложные задачи должны выполняться группой, его обычно следует уравновешивать эгалитарным стилем.

    Динамический

    Динамический стиль — это энергичный подход, в котором используются вдохновляющие мольбы, чтобы побудить другого человека к действию. Этот стиль может быть эффективен в кризисных ситуациях, но обычно он неэффективен, когда получатели не имеют достаточных знаний или опыта, чтобы предпринять необходимые действия.

    Отказ

    Отказ в межличностном общении скорее почтительный, чем директивный. Он очень восприимчив к идеям других, вплоть до перекладывания ответственности за общение на получателя. Например, менеджер, использующий этот стиль, может позволить своим сотрудникам обсуждать и разрабатывать окончательное решение проблемы, не делая при этом никаких комментариев. Этот стиль особенно эффективен, когда получатели имеют знания, опыт и готовность взять на себя ответственность.

    Изъятие

    Стиль ухода больше похож на недостаток общения. Руководители, использующие этот стиль, стараются избегать использования своего влияния и могут указывать на незаинтересованность или нежелание участвовать в обсуждении.

    Наконец, часто упускаемый из виду элемент межличностного общения — умение хорошо слушать, что включает в себя развитие навыков слушания. Умение слушать может иметь жизненно важное значение для решения проблем или успешных продаж. Слушание включает в себя проявление интереса к говорящему, концентрацию на сообщении и задавание вопросов для обеспечения понимания. Одним из полезных приемов слушания является размышление или попытка повторить и уточнить сообщение другого человека, а не немедленно ответить на него своим собственным сообщением. При правильном использовании рефлексия может позволить руководителям рассматривать проблемы с точки зрения их сотрудников. Некоторые другие ключи к эффективному слушанию включают в себя: сохранять непредубежденность, а не позволять эмоциям вмешиваться; найти часть предмета, которая может иметь отношение к вашему собственному опыту; и сопротивление отвлекающим факторам, таким как манеры или одежда говорящего. Это также помогает подготовиться к обсуждению, делать записи по мере необходимости и обобщать заявления докладчика.

    Сильные навыки межличностного общения с использованием различных стилей и методов особенно важны для владельцев малого бизнеса, которые должны контролировать работу других. Бейтман и Цайтхамл описали некоторые характеристики руководителей, которые получают высокие оценки от своих сотрудников. Во-первых, эти менеджеры, как правило, общаются больше, чем другие менеджеры, объясняя причины решений и заранее предупреждая об изменениях. Во-вторых, они склонны использовать эгалитарный, а не контролирующий стиль в общении с подчиненными, прося, а не требуя от них подчинения.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *