Виды индивидуальности человека: Виды индивидуальности — Психологос

Виды индивидуальности человека: Виды индивидуальности — Психологос

Понятие индивидуальности в психологии

Понятие личности и индивидуальности

В последнее время психологами часто рассматривается проблема личности (например, сильная или слабая личность). Наряду с этим чаще стали говорить и об индивидуальности человека. Подобно тому, как понятия «индивид» и «личность» нельзя считать тождественными, личность и индивидуальность, в свою очередь, не тождественны, а образуют единство.

Индивидуальность подразумевает определенную особенность человека, то, чем он отличается от других людей. Общеизвестным является факт, что личность каждого человека основана на совокупности присущих ей черт и особенностей, образующих ее индивидуальность. Другими словами, индивидуальностью можно считать сочетание психологических особенностей индивида, которые составляют его уникальность, своеобразие.

Индивидуальность в психологии находит проявление в разных чертах характера, темперамента. Ее основу можно увидеть в привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательного процесса, в способностях, индивидуальном стиле деятельности.

Нельзя найти двух людей, обладающих одинаковым сочетанием рассматриваемых психологических особенностей, поэтому личность человека можно считать неповторимой в своей индивидуальности.

Определение 1

Индивидуальность – это мера усвоения мировой культуры. Она является особенной, не похожей на других личностью, включающей полноту ее духовных и физических свойств.

Индивидуальные психологические особенности остаются «немыми» до момента их необходимости в системе межличностных отношений, где человек как личность выступает в качестве субъекта. Таким образом, индивидуальность можно считать только одной из аспектов личности. В большинстве случаев понятие «индивидуальность» используют в отношении какой-либо главенствующей особенности личности, которая делает ее непохожей на окружающих. Индивидуальным может быть каждый, но индивидуальность одного человека проявляется очень ярко, выпукло, другого – малозаметно. Индивидуально человек может проявляется в интеллектуальных, эмоциональных или волевых сферах, так и во всех сразу.

Оценка индивидуальности

Стороны личности человека представляют собой его индивидуальность в качестве одной из сторон личности человека. По этой причине описание и оценка представляют трудности по причине отсутствия универсальных критериев, поскольку каждая культура или научная система обладает разными способами оценки поступков и действий. Критерии оценки в разной степени характерны для отдельных личностей. Например, кто-то назовет поступок выражением упрямства, другой в то же время может счесть его проявлением принципиальности.

В основе оценки индивидуальности лежат 2 подхода – обыденный и типологический. С точки зрения обыденного подхода индивидуальность включает самые устойчивые черты, заметно выделяющие человека в разных ситуациях. Типологический подход рассматривает индивидуальность в качестве устойчивого склада личностных характеристик. Эта концепция способна дать быструю ориентировку в психологических особенностях другого человека. В соответствии с ней происходит выделение индивидуальных особенностей в проявлении дифференциации людей по типу темперамента, локусу контроля, акцентуациям (чрезмерная выраженность отдельных черт) и др.

Каждый человек по-своему осуществляет классификацию личности. В обыденной жизни человек для ориентировки производит оценку других и подводит их под определенный тип. В соответствии с этим упрощенным подходом к человеку как бы приклеиваются «ярлыки», с помощью которых объясняется его поведение. Наряду с этим, данный подход можно считать универсальным по причине возможности подведения человека под тот или иной тип, представляя ориентировку и прогноз поведения других людей.

Общее и различное между личностью и индивидуальностью

Таким образом, понятия «личность» и «индивидуальность» нельзя считать совпадающими, они лишь используются в общей области при обозначении индивидуальности личности. Посредством индивидуальности выражается неповторимое своеобразие психики и личности, характеризуя человека в его социально значимом отличии от окружающих. Индивидуальность может характеризовать, как индивида, так и личность. На уровне индивида с помощью индивидуальности можно выразить биологические отличия между людьми, которые способны облегчить или затруднить социальные компоненты и процесс деятельности. Особенно это характерно для людей, имеющих отклонения от «нормального» развития и демонстрирующих необычные индивидные характеристики.

Личность включает индивидуальность, но вместе с этим и социально-типичное, обусловленное сходством личности с другими людьми. Человек похож на всех живущих людей уровня цивилизации, культуры, в которой он живет. Он подобен людям, которые включены в малые группы его интеграции. Именно социально-типичное дает возможность определить общее, идентифицироваться, ведь индивидуальность отделяет от других. Социум всегда ценил и будет ценить индивидуальность, но иногда она воспринимается отрицательно. Индивидуальность обладает противоречиями. С одной стороны она способствует гармоничным отношениям с другими, с другой — препятствует им. Она может как давать импульс для развития других, так и тормозить самостоятельную активность.

Вывод

Понятия «личность», «индивид» и «индивидуальность» в соответствии со своим содержанием нельзя считать тождественными. Каждая категория способна раскрыть специфику индивидуального бытия.

Личность можно понять лишь в структуре устойчивых межличностных связей, которые опосредованы содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельностью каждого участника. Индивидуальность же представляет собой только одну грань личности человека.

Решение задач от 1 дня / от 150 р. Курсовая работа от 5 дней / от 1800 р. Реферат от 1 дня / от 700 р.

Автор: Анна Коврова

Преподаватель факультета психологии кафедры общей психологии. Кандидат психологических наук

Личность и индивидуальность | Psylist.net

Индивидуальность – это своеобразие отдельного человека, совокупность только ему принадлежащих особенностей. В психологии проблема индивидуальности ставится в связи с целостной характеристикой отдельного человека в многообразии его мыслей, чувств, проявлений воли, способностей, мотивов, желаний, интересов, привычек, настроений, переживаний, качеств персептивных процессов, интеллекта, склонностей, способностей и других особенностей.

Вопрос об индивидуальности рассматривается с учетом анализа темперамента и характера человека, поиска оснований для выделения типов людей и ставится как проблема соотношения в человеке типологических черт и индивидуальных различий, поэтому индивидуальность описывается как набор признаков, присущих данному человеку. Предпосылки человеческой индивидуальности заложены в анатомо-физиологических задатках, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего социально обусловленный характер, порождая широкую вариативность проявлений индивидуальности.

Только что родившиеся дети, так похожие друг на друга, с первых минут своей жизни демонстрируют свою индивидуальность в поведении и восприятии окружающего мира. Пусть это проявляется в реакции на приход и уход мамы, особенностях подачи самых примитивных сигналов окружающим или выражении негативного отношения к чему-либо. Ребенок проявляет свободную волю, которая приобретает все более конкретные формы в ходе его развития. По мере взросления индивидуальность претерпевает изменения под влиянием внешних и внутренних факторов.

Индивидуальность реализуется как через поведение человека в ситуации общения, так и через культивирование им различных способностей в деятельности.

Неповторимость психики человека определяется органическим единством и целостностью процесса развития его потребностей и способностей, формирующихся в деятельностном общении с носителями культуры (в широком смысле этого слова).

Термин «индивидуальность» употребляется как синоним слова «индивид» для обозначения неповторимой совокупности признаков, присущих отдельному организму и отличающих данный организм от всех других, принадлежащих к тому же виду.

Индивидуальность, таким образом, есть личность в ее своеобразии. Когда говорят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность личности. Обычно словом «индивидуальность» определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую ее непохожей на окружающих. Индивидуален каждый человек, индивидуальность одних проявляется очень ярко, выпукло, других – маловыразительно, малозаметно. Иногда пики внешних проявлений оригинальности личности приходятся на ранние стадии развития человека (от 3 до 5 лет), а затем стихают или приобретают скрытый характер.

Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфере или сразу во всех сферах психической деятельности.

Оригинальность интеллекта, например, состоит в способности видеть то, что не замечают другие, в особенностях переработки информации, т. е. в умении ставить проблемы (интеллектуального и морального характера) и решать их, в большой подвижности эмоций. Особенности воли проявляются в силе воли, удивительном мужестве, самообладании. Оригинальность может состоять в своеобразном сочетании свойств конкретного человека, придающем особый колорит его поведению или деятельности.

Значительную роль в современном процессе развития индивидуальности личности играют средства массовой информации. Телевизионные программы и передачи например побуждают личность к несколько одностороннему, стандартизированному развитию. Яркие образы восприятия угнетают такие функции мышления, как анализ и самоанализ. Часто акценты в предоставляемых телевидением программах уже расставлены и как бы подталкивают зрителя к определенным выводам. Особенно это опасно для развивающейся личности, которая только начинает свой процесс социализации и часто принимает любую авторитетно заявленную теорию за истину.

Индивидуальность характеризует личность конкретнее, детальнее и тем самым полнее. Она является постоянным объектом исследования при изучении как психологии личности, так и других направлений психологии.

Одним из важнейших, определяющих свойств индивидуальности является способность, выражающаяся в степени качества выполнения той или иной деятельности. Способности – это такие индивидуально-психологические особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения одной или нескольких деятельностей. Основой для развития способностей могут быть всевозможные комбинации общих и специальных индивидуально-психологических качеств. Среди самых распространенных можно назвать такие способности, как трудоспособность, выносливость и т.д. Э.А. Голубева выяснила, что сочетание природных предпосылок социальных способностей составляет сложные системокомплексы. Так, например, при развитых лингвистических способностях люди отличаются пассивностью, преобладанием зрительной памяти над всем другим, развитыми второсигнальными функциями. Люди с коммуникативными склонностями запоминают информацию большей частью на слух, в качестве общих характеристик у них наблюдается подвижность психики и нервной системы.

При способностях к музыкальному самовыражению на первый план выходят лабильность нервной системы в разных возрастах, большая восприимчивость и чувствительность, а также преобладание непроизвольного уровня регуляции.

Способности – это те особенности психологии человека, которые определяют продуктивность получения различных навыков и умений, но наличие способности к чему-то не означает изначального обладания уже заложенными умениями и навыками. Способности человека выступают только тенденцией к более легкому освоению тех или иных знаний. Так же, как засеянное поле является лишь возможностью по отношению к будущему урожаю, который может вырасти из семян, но лишь при благоприятных условиях, способности человека являются лишь возможностью для приобретения знаний и умений.

В том случае, когда определенный набор свойств личности совпадает с требуемыми в данной сфере труда, а освоение профессии происходило достаточно легко и в установленные сроки, есть смысл говорить о наличии у данного человека способностей к этой конкретной деятельности.

Поскольку человек отличается от другого как раз своими способностями, этот набор качеств можно назвать индивидуально-психологическими особенностями. Система способностей, присущих человеку, включает в себя качества основные (свойства, непосредственно относящиеся к преобладающей деятельности (музыкальный слух певца или зрительная память художника)) и дополнительные (свойства, не имеющие прямого отношения к выполняемой основной деятельности, но помогающие справляться со своими обязанностями достаточно качественно (хороший глазомер у строителя или выносливость у водителя-дальнобойщика)).

Но и ведущие, и вспомогательные компоненты образуют единство, обеспечивающее качественный уровень обучения и воспитания, и вместе с тем определяют особенные способы и методы, связанные с личными качествами педагога.

К числу общих качеств личности, которые в условиях конкретной деятельности могут выступать как способности, относятся индивидуально-психологические характеристики, определяющие принадлежность индивида к одному из трех типов людей. И.П. Павлов классифицирует их как «художественный», «мыслительный» и «средний» типы. Эта типология образована в процессе учения о том, что высшая нервная деятельность определяется существованием в ней двух сигнальных систем:

  • образной и эмоциональной;
  • сигнализации образов посредством слова – сигнала сигналов.

Художественный тип характеризуется преобладанием сигналов первой сигнальной системы, мыслительный – относительным преобладанием сигнала сигналов, средний тип людей – равным наличием обеих сигнальных систем.

Например, художественному типу присуща красочность образов, формируемых непосредственным воздействием реального впечатления, переживаний, эмоций. Мыслительному типу – абстрактное восприятие и построение логических систем, теоретизирование. Но в то же время наличие у человека например художественных способностей вовсе не означает, что он должен стать или станет в дальнейшем выдающимся или даже посредственным художником. Просто представителю этого типа легче, чем другому, освоиться в деятельности, требующей впечатлительности, эмоционального отношения к событиям, образности и живости фантазии. Поэтому часто существуют стереотипы представлений о той или иной профессии, которые в реальной жизни очень часто подтверждаются.

Способности мыслительного типа дают возможности для наиболее благоприятного развития деятельности, связанной с оперированием абстрактным материалом, понятиями, математическими выражениями и др. Применение своим способностям представители этого типа могут найти в таких предметах, как математика, философия, физика, языкознание и т.д. Здесь должны пригодиться перечисленные качества для овладения основами этих наук, а возможно, и для достижения некоторых высот в них.

В заключение надо сказать, что присутствие у человека ярко выраженных предпосылок конкретного типа не означает его полной бездарности в других областях. Можно говорить лишь об относительном преобладании одних компонентов психики над другими. Но при этом все же вторая сигнальная система абсолютно преобладает над первой, поскольку языковые и мыслительные свойства имеют решающее значении в профессиональной деятельности, а творческое отражение мира опосредуется мыслями, выраженными словесно. Областью преобладания первой сигнальной системы можно назвать эмоциональные образные реакции, переживаемые человеком во сне, здесь осознанные процессы мышления теряют свою силу.

Похожие материалы в разделе Общая психология:

  • Классификации психопатий
  • Речь. Основные свойства речи.
  • Эмоции. Значение эмоций и чувств в деятельности человека. Проявление эмоций и чувств. Виды эмоций и чувств. Стенические и астенические эмоции.
  • Общая характеристика восприятий. Характерные особенности восприятий.
  • Принцип единства сознания и деятельности
  • Эмоции в процессах мышления
  • Основные направления психологии
  • Формы переживания чувств
  • Мышление. Основные виды мыслительных операций. Качества ума.
  • Индивидуальные различия в памяти

ISFP: Интровертное восприятие Чувство Восприятие

РЕКЛАМА

Интровертное восприятие Чувство Восприятие

ISFP первыми слышат другого барабанщика. Многие охотно погружаются в новую моду, авангардный опыт, «модные» тренды, а некоторые даже задают тренды.

Больше контактируя с реальностью своих чувств, чем их INFP-коллеги, ISFP живут здесь и сейчас. Их импульсы жаждут свободы и часто дают волю, когда другие меньше всего этого ожидают. ISFP, который постоянно подавляет эти импульсы, чувствует себя «мертвым внутри» и может в конце концов сбежать. (Один друг ISFP за последние несколько лет стал неамбулаторным. Он по-прежнему импульсивно покидает дом посреди ночи и отправляется в Лас-Вегас или куда-то еще, несмотря на трудности своего физического состояния.)

ISFP могут быть довольно обаятельными и заискивающими при первом знакомстве, осыпая комплиментами, которые могут быть (или не быть) заслуженными. В других случаях тот же человек может быть отчужденным и отстраненным. Некоторые мужчины ISFP очень конкурентоспособны, особенно в спортивных или настольных играх, и им может быть очень трудно проиграть. Этот соревновательный характер, также наблюдаемый в других типах SP, иногда способствует «везению», «интуитивным» чувствам и готовности идти на риск.

Организованное образование затруднено для большинства ISFP, и многие бросают учебу, не закончив среднюю школу. Их интерес можно лучше поддерживать с помощью экспериментального обучения, в котором многие преуспевают. ISFP будут практиковаться в игре на музыкальном инструменте или оттачивать любимый навык часами, не столько ради практики, сколько ради удовольствия от полученного опыта.

Дифференциальный диагноз:

ISFP менее ориентированы на фантазии, чем INFP. Эти типы часто путают, однако INFP сильно склоняются к мечтам, поэзии, прозе и более философским занятиям; ISFP часто проживают переживания «идентификатора», а не пишут или даже говорят о них.

ISFJ руководствуются условностями, «должен» и «должен»; ISFP усваивают свое Чувство (по своей природе функцию суждения), которое спонтанно прорывается наружу и уходит так же быстро и таинственно, как и появилось.

Из-за этих вариантов выражения чувства суждения ISFP иногда путают с ESFJ, но они держатся более отчужденно, чаще скрывая чувства, которые ESFJ так склонны раскрывать.

ESFP охотнее (и, в основном, искуснее) выражают мысли. ISFP могут превосходно работать в центре внимания, но, как правило, мало что могут сказать о производительности. Например, немногие ISFP будут диск-жокеями, а эта область широко представлена ​​ES_P.

Каков ваш тип личности? Пройди тест!

РЕКЛАМА

На основе концепции когнитивных функций Юнга

Интровертное чувство

Чувство, необузданное внешними силами общества и вещества, доминирующая функция. ISFP спонтанно разрабатывают свои собственные кодексы и credos, о которых они говорят довольно трезво и интенсивно. ISFP — это квесторы, стремление найти чистое и идеальное, как личное и индивидуальное определение. Чувство может временно обратиться вовне, но не может долго поддерживаться за пределами его замкнутый дом.

Если у человека есть ценности выше, чем он сам, чувство может выражать себя в доблестных актах самоотверженности. Однако обратившись к себе, оно становится беспринципной, капризной загадкой, способной даже на гнусные поступки обмана и предательства.

Экстравертное восприятие

ISFP держат руку на пульсе здесь и сейчас. они больше искусно делать, чем думать, действовать, чем размышлять, в дегустация, чем удивление. Как и большинство SP, ISFP остро чувствуют цвет. Звук, текстура и движение. Для ISFP нет ничего необычного в том, чтобы преуспеть в сенсорные, моторные или кинестетические способности.

ISFP лелеют свои импульсы. Одни из самых красивых, грациозных, и художественные выступления являются результатом этого стремления к физическому, чувственное выражение.

Интровертная интуиция

Третичная интуиция лучше всего работает на фоне внутреннего опыта ISFP. Мир. Возможно, это является источником «интуитивного чутья», с которым консультируются СП в дело случая. Каким бы «везучим» ни был ISFP, интуиция как средство связи — плохой слуга, о чем свидетельствуют спунэризмы и нелогичные и смешанные метафоры.

Экстравертное мышление

ISFP может использовать экстравертное мышление во внешних ситуациях. требующие закрытия. Как и в случае с подчиненными функциями, такие Мышление ведет себя по принципу «все или ничего». Таким образом, как и с другими FP типы, Экстравертное Мышление ISFP находится под угрозой из-за отсутствия контекст и пропорции. В большинстве случаев лица этого типа пользуются большее удобство, работающее в открытом стиле восприятия, подразумевая мнения о чувственных ценностях косвенным образом Характеристика интровертных функций.

(Джо Батт — опубликовано по лицензии)

Какой у вас тип личности? Ученые утверждают, что вы 1 из 4

Наука

Сара Слоут

Когда Inverse впервые сообщил об этом открытии, соавтор исследования и научный сотрудник Мартин Герлах, доктор философии. сказал нам, что «в дополнение к нашему тщательному вычислительному анализу самым сильным аргументом [в пользу типов личности] является то, что мы можем найти одни и те же типы в четырех разных наборах данных, которые используют разные вопросы и были собраны разными исследователями».

Эти четыре фракции возникли на основе ответов на опросы 1,5 миллиона человек, живущих по всему миру. Эти респонденты ответили на анкеты, специально разработанные для проверки того, насколько близко они соответствуют «Большой пятерке» — общепринятым основным чертам личности. Это невротизм, экстраверсия, открытость, покладистость и добросовестность.

Черты в паре со «средним». Northwestern University

По мере того, как команда анализировала эту огромную кучу ответов, начали появляться четыре очень плотных кластера личностей. Когда они приступили к воспроизведению результатов, снова появились четыре кластера — здесь они называются типами.

В то время как ненаучные тесты типов личности могут сказать вам что-то забавное, например, что вы хаффлпаффец или INFP, это исследование типа личности здесь, чтобы сказать вам это прямо. Показательный пример: большинство из нас попадает в «средний» кластер. Эта группа имеет несколько более высокие баллы по невротизму и экстраверсии, чем по покладистости и добросовестности, но в основном характеризуется средним баллом по всем признакам. В видео в верхней части этой статьи соавтор Луис Амарал, доктор философии. профессор химической и биологической инженерии, говорит, что «мало что можно сказать о среднем».

Между тем, у «образцов для подражания» низкий уровень невротизма и высокий уровень всех остальных качеств, а сдержанные люди не очень невротичны и наиболее эмоционально стабильны. Авторы объясняют, что эгоцентричная группа — это неприятные экстраверты, которые не очень трудолюбивы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *