Упражнения на восприятие: Игры и упражнения на развитие восприятия у дошкольников

Упражнения на восприятие: Игры и упражнения на развитие восприятия у дошкольников

Игры и упражнения на развитие восприятия у дошкольников

Восприятие – это сложный психический процесс познания окружающей действительности с помощью органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса, тактильных ощущений. Целостный образ предметного мира формируется при участии всех инструментов исследования окружающего мира. В этой статье мы расскажем об особенностях восприятия дошкольников и способах его развития.

Виды и механизм восприятия

Восприятие – это основа для других познавательных процессов (речи, памяти, мышления, внимания, воображения).

Как происходит процесс восприятия:

  • окружающий малыша мир состоит из предметов, которые можно потрогать, увидеть, послушать, понюхать, попробовать на вкус;
  • при помощи органов чувств мы узнаем характеристики предмета и складываем целую картинку;
  • от органов чувств информация поступает в мозг, где в симбиозе восприятия органов чувств формируется целостная картина мира;
  • на восприятие также влияет жизненный опыт, если ребенок уже знаком с яблоком, ему необязательно пробовать его на вкус, чтобы догадаться, что это.

По мнению психологов, у каждого из нас есть свой ведущий канал получения информации об окружающем мире. Обычно это слух, зрение, осязание.

Обратите внимание, в какой форме ваш ребенок лучше всего усваивает информацию – именно она является основополагающей при обучении.

Как воспринимают мир дошкольники

Как правило, к 4-5 годам дети отлично воспринимают предметный мир:

  • хорошо различают минимум 7 цветов;
  • знают стандартные геометрические фигуры;
  • различают предметы по величине;
  • начинает формироваться понятие времени;
  • хорошо различают вкусовые и тактильные ощущения.

Малыши владеют базовыми навыками восприятия, но еще не могут применять знания об абстрактных понятиях в жизни. Восприятие родителей и окружающих людей происходит в процессе отношений их с малышом. Например, мама всегда воспринимается как самая красивая и добрая.

Игры и упражнения для развития восприятия у детей дошкольного возраста

В дошкольный период главной деятельностью малыша, через которую он познает окружающий мир, является игра. Именно поэтому такое огромное значение имеют упражнения на развитие восприятия.

Эффективные методики развития восприятия:

  1. Сортировка предметов по величине, форме, цвету. В качестве материала могут выступать любые вещи из домашнего обихода. Например, пуговицы, кубики, детали конструктора, мозаики, карандаши, крупы и т.д. организовать игру можно любыми способами: раскладывать предметы по кучкам, мисочкам, в мешочки.
  2. Игра «Чего не хватает». Упражнение хорошо развивает зрительное восприятие, внимание к деталям, мышление. На листе бумаги нарисуйте несколько животных или предметов и попросите ребенка дорисовать их до конца.
  3. «Путаница». Покажите малышу рисунок, на котором изображены несколько наложенных друг на друга предметов. Попросите его найти и нарисовать каждый из предметов. Это могут быть геометрические фигуры, контуры цветов, фруктов, животных.
  4. Разрезанные картинки и пазлы. Отлично развивают зрительное восприятие игры, в которых требуется собрать и восстановить целостность картинки.
  5. «Угадай по запаху». Из имеющихся в доме продуктов можно создать радугу ароматов. Например, лимон, огурец, кофе, корица, шоколад, лук, чеснок, ягоды и т.д. попросите малыша с закрытыми глазами угадать что это за предмет и попросите нарисовать его.
  6. «Чей звук?». Можно с помощью предметов воспроизводить различные звуки и просить малыша угадать их. Например, стук ложками, звон колокольчика, шуршание пакетом, переливание воды.
  7. «Волшебный мешочек». В большой мешок складываются все игрушки, взрослый предлагает малышу с закрытыми глазами на ощупь вытащить тот или иной предмет.

Регулярные занятия, игры и упражнения помогут сформировать высокий уровень всех видов восприятия.

Необходимо регулярно уделять внимание на развитие восприятия, ведь от уровня его развития зависит способность ребенка к обучению.

Центр раннего развития «УмНяша» в Солнцево приглашает малышей и их родителей на творческие занятия, которые способствуют развитию восприятия у дошкольников.

2020-10-20 / Блог / УмНяша

Упражнения на восприятие

Цель: развитие восприятия геометрических фигур, тонкой моторики (умения пользоваться линейкой).

Материал: распечатанные бланки методики, простой карандаш, линейка.

1.Упражнение на развитие восприятия геометрических фигур

Ребенку предлагается рисунок с изображением различных геометрических фигур (рис. 1) Попросите назвать фигуры, которые знает ребенок, подскажите ему названия тех фигур, которые он еще не знает. В следующий раз попросите его нарисовать те фигуры, которые вы ему назовете (круг, квадрат, прямоугольник, четырехугольник, треугольник, эллипс).   

2. Упражнение на развитие точности восприятия

 «Дорисуй фигуры»

Ребенку показывают рисунки (рис 2), на которых линиями изображены различные геометрические фигуры, но они не дорисованы.

Попросите ребенка дорисовать их.

3.Упражнение на развитие восприятия длительности временного интервала

Цель: Выявить восприятие длительности временного интервала.

Покажите ребенку секундомер или часы с секундной стрелкой, пусть он проследит движение стрелки по кругу и поймет, что такое 1 минута. Затем попросите его отвернуться и посидеть тихо в течение 1 минуты. Когда минута, по его мнению, пройдет, он должен сообщить об этом (ребенок не должен видеть часы или секундомер). Далее предлагаете ему проделать три задания, каждое — за 1 минуту:

Каждый раз даете команду к началу действия, а ребенок сам должен прекратить выполнение, как только, по его мнению, минута прошла.

4.Дидактическая игра: «Узнай предмет»

Цель: учить сравнивать предметы между собой, развивать восприятие у детей 4 – 6-летнего возраста.

Оборудование: полотняный мешочек, мелкие предметы: пуговицы разной величины, напёрсток, катушка, кубик, шарик, конфета, ручка, ластик и т.

д.

Ход игры:

Предложить ребёнку определить на ощупь, что это за вещи. Если в игре участвуют несколько детей, то надо попросить одного ребёнка описывать каждый предмет, ощупывая его, а второго (если детей несколько, то всех остальных) – угадать, назвать и зарисовать вещь по предлагаемому описанию.

5.Дидактическая игра «Найди такой же предмет»

Цель: развивать восприятие формы у детей 6 лет.

Оборудование: картинки с изображением эталона лампы и ещё несколько рисунков ламп различной формы.

Ход игры:

Ребёнку предлагаются картинки (рис 3), среди которых он должен найти такую же, как эталон. Задание ограничено во времени, на изучение картинок даётся только 30 секунд. После этого ребёнок должен дать ответ.

Для старших детей эталон следует просто закрыть листом белой бумаги. Такой вариант позволит развивать не только восприятие ребёнка, Но и память, и внимание.

6.Тест «Что не дорисовано?»

Ребенку предлагаются 7 рисунков (рис. 4), на каждом из которых не хватает какой-то важной детали, либо что-то нарисовано неправильно. Фиксируется время, затраченное на выполнение всего задания с помощью секундомера.

Оценка результатов

10 баллов (очень высокий уровень) – ребенок назвал все 7 неточностей менее чем за 25 секунд.

8-9 баллов (высокий) – время поиска всех неточностей заняло 26-30 секунд

4-7 баллов (средний) – время поиска заняло от 31 до 40 секунд

2-3 балла (низкий) – время поиска составило 41-45 секунд

1 балл (очень низкий) – время поиска больше 45 секунд

6 Увлекательные упражнения и игры для взрослых

by Manpreet Singh

зрительная оценка (также называемая обработкой визуальной информации) и зрительно-моторная интеграция. Способность мозга понимать и обрабатывать то, что видит человеческий глаз, называется навыками визуального восприятия. Эта способность имеет решающее значение, поскольку она необходима для выполнения нескольких повседневных задач, таких как вождение автомобиля, чтение, игра, письмо и т. д. 

Исследования показали, что зрительно-перцептивные способности людей ухудшаются с возрастом, что делает еще более важной работу с областями мозга, которые постоянно контролируют эти способности. Упомянув об этом, в статье перечислены несколько видов деятельности, которые могут оказаться полезными для умственной тренировки для взрослого населения. Они могут быть полезны для преодоления разрыва между видением и восприятием и поддержания функциональности этих навыков.

Зрительное восприятие – пример из реальной жизни
  • Вождение автомобиля — это повседневная деятельность, в которой навыки визуального восприятия используются на нескольких уровнях. Это требует таких сложных навыков, как перестроение, восприятие расстояния между транспортными средствами вокруг и даже чтение перевернутых знаков, таких как знаки скорой помощи.
  • Для эффективной работы охраннику необходимы быстрые и хорошо отработанные навыки визуального восприятия, чтобы иметь возможность одновременно контролировать камеры видеонаблюдения.
  • Художники используют навыки визуального восприятия в своей повседневной жизни. Когда художники добавляют размеры к своим произведениям искусства, это показывает использование навыков визуального восприятия, чтобы пространственное расположение 1-D картины выглядело как 3-D.

Упражнения для совершенствования навыков визуального восприятия

Зрительное восприятие имеет решающее значение в художественных работах, таких как живопись или графический дизайн. Если вам нравится рисовать реалистичный квадрат, вы должны использовать свое зрительное восприятие, чтобы выбрать каждый цвет и идеально нарисовать каждую линию. Ниже приведены некоторые действия, которые вы можете попробовать.

1. Категоризация дня 

Необходимые материалы: Список рутинных задач, ручка, бумага, блокнот, 

Что делать: 

  1. Участники могут составить список различных дел, которые они делают в течение всего дня, и записать их на бумаге.
  2. Далее им потребуется определить различные категории, к которым относятся эти задачи. Например: бег на 2 км, покупка продуктов и печать документов будут включать физическую активность на свежем воздухе.
  3. Как только человек создаст не менее 5 таких категорий, ему будет предложено разделить ежедневные задачи под этими заголовками.

Это помогло бы определить восприятие человеком задач и визуальное понимание прилагаемых усилий, а также восстановить навыки восприятия парных пар.

2. Двойное действие

Необходимые материалы: мел, доска и маска для глаз

  • Затем их попросят провести разминку по рисованию кругов каждой рукой, но обеими руками по часовой стрелке.
  • Точно так же, как часть разминки, они должны будут нарисовать два круга одновременно, но на этот раз против часовой стрелки.
  • Теперь им будет предложено выбрать каждую руку для определенного направления, например, правая рука для движения по часовой стрелке, а левая — против часовой стрелки.
  • Теперь они должны будут делать круги одновременно, но один по часовой стрелке, а другой против часовой стрелки.
  • Это упражнение поможет улучшить навыки зрительной памяти наряду с навыками зрительно-моторной интеграции, что позволит человеку оценить связь своих моторных и зрительных навыков.

    3. Узкая стрелка

    Необходимый материал : Квадратные листы бумаги, черный маркер

    Как это сделать :

    Модератор или кто-либо из группы должен помочь с этим заданием.

    1. Модератор создаст сетку 12×12 с квадратными листами бумаги.
    2. Теперь модератору будет предложено нарисовать на каждом квадрате стрелку в разных линейных направлениях (по диагонали, вправо, влево, вверх, вниз).
    3. После того, как на всех квадратах будут стрелки, это будет выглядеть как беспорядочная сетка из стрелок без выхода.
    4. Здесь участник должен будет начать свою работу и манипулировать стрелками от начала до конца таким образом, чтобы создать выход из сетки.
    5. Однако будет условие, которого участник должен будет придерживаться, то есть он не сможет найти путь, просто используя стрелки одного или двух рядов. Им придется использовать каждую стрелку в каждой строке и каждом столбце, чтобы выбраться из сетки.

    Это упражнение направлено на развитие зрительно-пространственных навыков человека при оценке его чувства направления и восприятия объекта в целом.

    4. Зеркальные наклейки

    Необходимые материалы: Зубочистки, карточки, цветные ручки

    Как это сделать:

    1. с возрастающей сложностью, которая может начинаться от чего-то такого простого, как знак плюс, до чего-то столь же сложного, как совпадающие восьмиугольники.
    2. Модератор должен убедиться, что для обозначения перекрывающихся областей рисунков используется ручка другого цвета.
    3. Теперь участнику необходимо просмотреть карточку в течение 45 секунд за один раз и зеркально отразить фигуру, используя зубочистки для их создания.
    4. Участник может попросить просмотреть карточку не более 3 раз с возрастающей сложностью.
    5. Если он/она не сможет отразить это, ему будет предложено перейти к следующему рисунку.

    Это упражнение может оказаться полезным для улучшения навыков визуального восприятия человека, сосредоточив внимание на его навыках пространственной организации с помощью зубочисток для преобразования 1D-изображения в 2D-фигуру.

    5. Грелка

    Необходимый материал : игрушки из пенопласта, фигурки из пенопласта, корзина

    1. В этом упражнении один взрослый будет стоять за линией, а другому человеку будет разрешена определенная область движения, но относительно большая.
    2. Участник деятельности, требующей зрительно-перцептивной практики, будет стоять в зоне движения вместе с корзиной.
    3. Другого человека попросят начать бросать объекты из пенопласта в сторону участника, не показывая, куда он будет бросать их.
    4. Затем участник должен будет воспринять пространственное движение объекта и его направление и обязательно поймать его в своей корзине.
    5. Это будет продолжаться с повышенной сложностью, после чего при 10 успешных ловлях предметы будут выбрасываться парами с промежутком в 2 секунды и так далее.
    6. Упражнение будет продолжаться до тех пор, пока участнику не удастся поймать объект три раза подряд.

    6. Соедините тени

    Необходимый материал: 24 квадратных листа, маркеры

    Как это сделать: 

      карты. Например, если мы планируем нарисовать фиолетовый квадрат, то на 2 листах из 24 будет фиолетовый квадрат.
    1. Аналогичным образом будут нарисованы парные фигуры, и как только все 24 листа будут готовы, они будут размещены на столе чистой стороной вверх.
    2. Участник должен будет просматривать по одному листу за раз.
    3. Они выбирают просмотр листа в произвольном порядке, однако цель этого действия — исключить пары.
    4. Как только участник просмотрит один лист, он оставит его стороной с изображением вверх, однако после того, как он решит просмотреть другой лист и рисунок, который не соответствует уже просмотренному листу, оба листа вернутся к исходное положение пустой стороной вверх.
    5. Это будет продолжаться до тех пор, пока участник не определит пару фигур, а затем эта пара листов будет удалена из сетки.

    Это задание направлено на развитие зрительной памяти и навыков визуального различения, создавая возможности для значительного улучшения зрительно-перцептивных навыков человека.

    Заключение                                                                        

    Мы воспринимаем то, что видим, но так ли это на самом деле? Концепция визуального восприятия помогла нам поверить в то, что то, что мы видим, представляет собой нечто большее, и огромная часть нашего восприятия зависит от нашей визуализации взгляда. То есть наша способность визуализировать трехмерность фактической одномерной картины.

    Таким образом, важно держать эти навыки под контролем по мере нашего роста, и действия, упомянутые выше, могут помочь человеку активировать эти области мозга с помощью строгости и логики, смешанных с небольшим количеством удовольствия.

    Как улучшить отношения с помощью упражнения на восприятие

    Я люблю оптические иллюзии, а вы? Они показывают нам, что разум не видит реальность такой, какая она есть, а скорее интерпретирует информацию, которая затем придает ей смысл. Это всего лишь интерпретация некой абстрактной концепции, но самой сенсорной информации, на которой мы основываем наш опыт и которую считаем реальной (для себя и других).

    Некоторые интересные иллюзии

    Бросают вызов нашему восприятию и помогают нам смотреть на вещи с разных точек зрения. Вот некоторые интересные:

    Вы видите старуху или девушку?

    Это намного интереснее, когда вы делитесь этим с кем-то и смотрите, что они видят. Это довольно распространенные изображения, которые с некоторым объяснением большинство людей могут видеть в обоих ракурсах. Вот последнее изображение, создающее шторм:

    Некоторые люди видят изображение сине-черным, а другие — бело-золотым. Удивительно то, что большинству людей трудно увидеть другой цвет, как бы они ни старались. Они совершенно слепы к тому, что видят другие, старайтесь изо всех сил!

    Применение сильных сторон

    Оптические иллюзии – метафора нашего восприятия

    Какое отношение оптические иллюзии имеют к сильным сторонам? Это прекрасная иллюстрация того, как разные люди могут иметь разные реальности и как это вызывает конфликты, если мы предполагаем, что то, что мы видим, должно быть реальным для всех. Эти иллюзии показывают нам, что люди видят вещи по-другому, весело и практично. Точно так же наши таланты — это фильтры, с помощью которых мы интерпретируем события нашей жизни и придаем им смысл. Это влияет на наш опыт, и осознание этого может кардинально повлиять на наши отношения и на то, как мы работаем с другими людьми.

    Реакция на различия — платье

    В то время как первые несколько оптических иллюзий создают пространство для того, чтобы увидеть вещи по-другому, последнее изображение часто вызывает у людей другую реакцию. Я слышал, что люди часто задают вопрос, когда видят разные цвета:

    «Что с тобой не так?!»

    Конечно, позже люди узнали, что на самом деле с человеком все в порядке, но на самом деле разум пытается сбалансировать пересвет изображения, а значит, интерпретирует изображение по-разному. В отличие от первых двух иллюзий, большинство людей не пытаются увидеть то, что видит другой человек, потому что это кажется «очевидным». «Это ОЧЕВИДНО сине-черное (или бело-золотое), что с тобой не так?»

    Реагирование на различия – в жизни

    Реакция на разных людей в нашей жизни не кажется такой уж разной. Что-то очевидно для нас, что должно быть очевидно и для других людей… только это не так.

    «Очевидно, что вы должны определить все риски, прежде чем прыгать в них!» Говорит г-н Совещательный г-же Активатор.

    «Видно, что тебе наплевать на мои чувства!» Говорит г-н Эмпатия г-ну Командующему

    Конечно, это всего лишь обобщения, но если мы оглянемся на свой собственный опыт, скорее всего, мы обнаружим, что этот опыт не является чем-то необычным в нашей собственной жизни.

    Практический пример

    Недавно я провел семинар с несколькими группами лидеров, и в одной из групп большинство из них обсуждали тему «ответственность». Глядя на Team Grid, я спросил одного из них, как человек видит тех, у кого нет темы ответственности. Ответ был коротким и по существу: «О, они просто недостаточно привержены делу».

    Ой.

    Такое восприятие может оказать сильное влияние на группу, особенно потому, что большинство из них имеют Тему Ответственности и взаимодействуют друг с другом определенным образом. Существует негласное ожидание ответственности за задачу, которое возлагается на всех, даже на тех, кто не несет ответственности в своих доминирующих темах. Это может привести к тому, что тех, у кого нет Темы Ответственности (меньшинство), будут судить те, у кого она есть (большинство), и это восприятие может вызвать большие риффы, если кто-то не созрел в управлении этим.

    Как только было указано на предвзятость их восприятия, она была принята, и мы все поняли, что нам нужно уметь ценить каждого человека таким, какой он есть, и понимать, как мы видим других через наши собственные фильтры и как другие действуют через их.

    К счастью, с StrengthsFinder это значительно упрощает понимание фильтров друг друга.

    Заявление

    Если есть кто-то, с кем вам сложно работать, вот несколько способов взглянуть на это:

    1. Каковы темы ваших собственных талантов и как они влияют на ваше восприятие ситуации или человека?
    2. Каковы темы талантов другого человека и как они влияют на восприятие другим человеком ситуации или на его восприятие вас?
    3. Как помочь друг другу увидеть точку зрения друг друга?
    4. В некоторых случаях (например, в примере с платьем) мы просто не можем видеть точку зрения другого человека. Как вы даете пространство друг другу и цените различия друг друга, даже если вы не можете видеть то, что видит другой человек?

    Как понимание восприятия и понимание возможности вашей слепоты по отношению к точке зрения другого человека влияет на то, как вы относитесь к другим? Как вам может помочь знание своих собственных талантов и талантов других? Поделитесь своими мыслями в комментариях ниже!

    Нравится:

    Нравится Загрузка.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *