Упражнения на развитие зрительного восприятия: Игры и упражнения на развитие зрительного восприятия – Методическая разработка по психологии на тему: Сборник упражнений для развития восприятия младших школьников

Упражнения на развитие зрительного восприятия: Игры и упражнения на развитие зрительного восприятия – Методическая разработка по психологии на тему: Сборник упражнений для развития восприятия младших школьников

Коррекционные упражнения на развитие зрительного восприятия

Игры на развитие зрительного восприятия

Упражнение: «Помоги забраться в домик»
Цель:

• Развитие зрительной ориентировки при восприятии формы, величины 
• развитие умения узнавать и называть величину, форму предметов
Ход упражнения:
Ребятам предлагается найти «Домики» для каждого вкладыша, соотнося выемку и вкладыш по размеру и цвету. «Домики» должен найти каждый ребенок.
В случае возникновения затруднения при выполнения задания, детей нужно стимулировать к самостоятельному выполнению упражнения.

Упражнение: «Выбери нужные цвета»
Цель:
 
• Развитие зрительной ориентировки при восприятии цвета
• Развитие умения узнавать и называть цвет
• Развитие слухового восприятия, зрительной памяти
Ход упражнения:
Педагог предлагает детям определить цвет ленточек, затем — цвет выемок. Если при выполнении задания у детей возникают затруднения, педагог помогает им. 

Затем дети находят цвета ленточек, соответствующие цветам выемок. Если при выполнении этого задания у детей возникают затруднения, педагог помогает детям найти правильные соответствия.

Упражнение: « От большого круга к маленькому » 
Цель:
• Развитие зрительной ориентировки при восприятии величины предмета
• Развитие умения узнавать и называть цвет, величину, форму предметов
• Развитие зрительной памяти, слуховой ориентации
Ход упражнения:
Педагог предлагает детям собрать сенсорное панно «Вкладыши», начиная свою работу с самого большого круга и заканчивая самым маленьким. «Домик» должен найти каждый ребёнок. 
В случае возникновения затруднений при выполнении задания, педагог стимулирует детей к самостоятельному выполнению упражнения.

Упражнение: « От маленького к большому кругу»
Цель:

• Развитие зрительной ориентировки при восприятии величины предмета
• Развитие умения узнавать и называть цвет, величину, форму предметов

• Развитие зрительной памяти, слуховой ориентации
Ход упражнения:
Педагог предлагает детям собрать сенсорное панно «Вкладыши», начиная свою работу с самого маленького круга и заканчивая большим. «Домик» должен найти каждый ребёнок. В случае возникновения затруднений при выполнении задания, педагог стимулирует детей к самостоятельному выполнению упражнения.

Упражнение: « Чего не стало»
Цель
:
• Развитие зрительной памяти, зрительной ориентировки при восприятии цвета, формы, величины предмета 
Ход упражнения:
Педагог показывает детям панно «Вкладыши», полностью собранное. Затем дети закрывают глаза. Педагог прячет один круг и спрашивает у детей, какого круга не стало ( по цвету, величине).

Упражнение: «Запомним и повторим»
Цель:

• Развитие зрительной ориентировки при восприятии цвета, формы, величины предметы
• Развитие умения узнавать и называть цвет, величину, форму предметов
• Развитие слухового внимания, памяти

Ход упражнения:
Педагог показывает детям, как собрать панно «Вкладыши». Дети должны в точности повторить последовательность сборки панно.
Задание выполняет каждый ребёнок. Пре повторении упражнения количество собранных вкладышей увеличивается.

Упражнение: « Поймай взглядом»
Цель:

• Активизация зрительного восприятия
• Формирование фиксации взора, концентрации внимания
Ход упражнения:
Педагог обращает внимание детей на трубку с пузырьками: как трубка меняет цвет, что в ней плавает (рыбки, пузырьки).
Дети внимательно рассматривают, происходящее в трубке.

Упражнение: «Посчитаем пузырьки»
Цель:

• Активизация зрительного восприятия
• Формирование фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания, зрительно- моторного координации. 
Ход упражнения:
Педагог обращает внимание детей на трубку с пузырьками: как трубка меняет цвет, что в ней плавает (рыбки, пузырьки). Обращается к детям: « Ребята, смотрите, сколько пузырьков плавает, давайте их посчитаем ».

Дети вместе с педагогом считают пузырьки, прослеживая пальчиками их движения.

Упражнение: « Поймай пальчиком»
Цель:

• Активизация зрительного восприятия
• Формирование фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания, зрительно- моторного координации. 
Ход упражнения:
Педагог обращает внимание детей на трубку с пузырьками: и как меняет цвет, что в ней плавает (рыбки, пузырьки). Обращается к детям: «Давайте поймаем рыбку».
Каждый ребёнок «ловит» рыбку определенного цвета (следит пальчиком по ребристой поверхности трубки за движениями рыбок).
Дети «ловят»рыбок, то правой, то левой рукой.

Упражнение: « Найти такую же рыбку»
Цель:

• Активизация зрительного восприятия
• Формирование фиксации взора, концентрации внимания, зрительной памяти, зрительно- моторного координации
• Развитие тактильной чувствительности. 

Ход упражнения:
Педагог обращает внимание детей на отражение трубки в зеркале, подчеркивает, что в той трубке, которая отражается, плавают такие же рыбки. Обращается к детям «Давайте поймаем рыбок». 
Дети «ловят» одну и ту же рыбку сначала в трубке, потом в её отражении, анализируя поверхность (гладкая, ребристая). 

Упражнение: «Вверх-вниз»
Цель:

• Активизация зрительного восприятия
• Формирование фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания, зрительно-моторной координации
• Совершенствование ориентировке в пространстве
Ход упражнения:
Педагог обращает внимание детей на трубку с пузырьками, как трубка меняет цвет, что в ней плавает (рыбки, пузырьки) Обращается к детям: «Ребята, куда поднялся этот пузырек?»
Дети определяют расположение пузырьков.

Упражнение: «Кто в зеркале»
Цель:

• Активизация зрительного восприятия
• Формирование фиксации взора
• Развитие тактильных ощущений, самосознания.

Ход упражнения:
Педагог обращает внимание детей на зеркало и просит посмотреть на себя в зеркале, потрогать свое отражение.
Затем педагог рисует на лицах детей точки: на носике, щечках. Подбородке – и снова предлагает посмотреть им на свое отражение в зеркале.

Упражнение: «Оставим след»
Цель:

• Активизация зрительного восприятия
• Формирование фиксации взора
• Развитие тактильных ощущений, мелкой моторики.
Ход упражнения:
Педагог обращает внимание детей на зеркало. Он просит посмотреть на себя в зеркало, потрогать свое отражение
После того как дети дотронуться до зеркала, педагог обращает внимание на след, оставленный на зеркале. Затем он предлагает детям оставить след на зеркале красками. Дети выбирают краски, печатают следы на зеркале пальчиком, кистью, ладошкой.
Педагог обращает внимание детей на то, что следы на зеркале от краски светятся в темноте. Потом включает свет.

Упражнение: «Нарисуем себя»
Цель:

• Активизация зрительного восприятия
• Формирование фиксации взора
• Развитие тактильных ощущений, самосознания и мелкой моторики.
Ход упражнения:
Педагог обращает внимание детей на зеркало: «Посмотрите, на себя в зеркало, потрогайте свое отражение».
Затем педагог раздает детям краски и просит каждого ребенка нарисовать на зеркале себя. Ребенок обводит на зеркале контур своего лица, рисует части лица: глаза, брови, губы и т.д.
После рисования дети рассматривают свои рисунки без света и при свете.

Упражнение: «Рисуем эмоции»
Цель:

• Активизация зрительного восприятия
• Формирование фиксации взора
• Развитие тактильных ощущений, самосознания и мелкой моторики, эмоционального мира детей
Ход упражнения:
Педагог обращает внимание детей на зеркало и просит их посмотреть на себя в зеркале, потрогать свое отражение.
Затем педагог показывает в зеркале веселую улыбку и спрашивает у детей, какая это эмоция.

Назвав эмоцию, дети должны изобразить ее на зеркале красками. В ходе упражнения дети изображают одну какую-либо эмоцию.
При повторении упражнения следует усложнить задачу – изобразить несколько эмоций, свое эмоциональное состояние, а также состояние педагога, другого ребенка.

Упражнение: «Нарисуй фигуру».
Цель:

• Активизация зрительного восприятия
• Закрепление цвета, формы, величины.
• Развитие мелкой моторики.
Ход упражнения:
Педагог обращает внимание детей на зеркало и краски. Он предлагает детям нарисовать на зеркале: зеленый круг, красный квадрат, оранжевый треугольник и т.д.
При повторении упражнения следует усложнить задачу – нарисовать красный круг, маленький, треугольник зеленый, большой и т.д.

Дидактические игры и упражнения на развитие зрительного восприятия детей с нарушением зрения

Дидактические игры и упражнения на развитие зрительного восприятия детей с нарушением зрения

Эбер Е.Е.,

учитель-дефектолог

(тифлопедагог)

Дети с нарушениями зрения испытывают серьезные трудности в определении цвета, формы, величины и пространственного расположения предметов, в овладении практическими навыками, в выполнении практических действий, в ориентировке на своем теле, рабочей поверхности, в пространстве.

Недостатки зрительного восприятия, обуславливая формирование нечетких, недифференцированных образов-представлений, отрицательно влияют на развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.), что значительно затрудняет развитие познавательной деятельности.

Дети испытывают трудности, связанные как с темпом учебной деятельности, так и с качеством выполнения заданий.

Наличие перечисленных трудностей у детей с нарушениями зрения неизбежно приводит к снижению познавательной деятельности и успеваемости в школе. Постоянная ситуация неуспеха становится источником отрицательных эмоций, зачастую перерастает в негативные эмоциональные состояния, что снижает формирование положительной мотивации учебной деятельности и может явиться причиной формирования отрицательных качеств личности таких детей.

Оказание поддержки не только позволит в значительной степени нивелировать возникающие трудности в познавательной деятельности, но и поможет оказать положительное воздействие на кору головного мозга и тем самым ослабить зависимость становления зрительных функций от зрительных нарушений.

Большое значение имеют игры и упражнения со слабовидящими детьми на развитие зрительного восприятия.

  1. Улучшение функциональных возможностей зрительного анализатора.

Развитие предметности восприятия.

1) «Наложенные изображения»
Ребенку предъявляют 5—10 контурных изображений (предметов, геометрических фигур, букв, цифр), наложенных друг на друга. Необходимо назвать все изображения.

2)  «„Зашумленные“ изображения»
 Предъявляют контурные изображения предметов, геометрических фигур, цифр, букв, которые зашумлены, т. е. перечеркнуты линиями различной конфигурации. Требуется их опознать и назвать.

3) Узнавание контурных и силуэтных изображений предметов.

— Какие предметы изображены? Назови их. Наложи силуэтное изображение на контурное изображение предмета.

4) Узнавание точечных или пунктирных изображений предме­тов, геометрических фигур, букв, цифр и др.

— Какие предметы изображены? Назови их.

2. Различение величины предметов.

1) «Разложи по полочкам».

Ребенок получает набор матрешек разной величины. Ему предлагается выставить больших матрешек на верхнюю полку, матрешек среднего размера – на среднюю полку, а маленьких матрешек – на нижнюю полку.

2) «Помоги девочке зайти в домик»

— Художник забыл нарисовать ступеньки возле дома и девочка не может зайти в него. Помогите девочке, постройте ступеньки. Для этого необходимо с правой стороны дома выложить полоски разной длины снизу вверх от самой длинной до самой короткой.

3) «Посади дерево возле дома»

На рисунке расположены 6 домов разной высоты. Отдельно выдаются цветные трафареты 6-ти деревьев, отличающихся по высоте. Предлагается показать самый высокий дом, самый низкий, по порядку от самого высокого к самому низкому (и наоборот), подобрать и «посадить» возле каждого дома дерево соответствующей высоты.

4) «Провези машинку по дорожке»

Ребенку дается рисунок с дорожками разной ширины и машинки разной величины. Предлагается найти и показать самую широкую дорожку, самую узкую, среднюю по ширине, самую большую машинку (маленькую, среднюю). Предлагается подумать, какая машинка сможет проехать по какой дорожке и провезти ее.

5) «Подбери клетку для животного»

Задание: В цирке случилась беда. Животные убежали из своих клеток. Помоги дрессировщику посадить их обратно в клетки. Соедини линиями изображение животного и клетку, подходящую по величине.

6) «Измеряем на глазок»

Детям предлагается внимательно посмотреть на какой-нибудь предмет и нарисовать его на доске в полную величину. Ребята сами оценивают результаты, сравнивая рисунки с самим предметом, используя метод приложения. Победителем считается тот ученик, чей рисунок наиболее близок по величине к оригиналу.

3. Различение формы предметов.

1) «Отгадай фигуру»

Ребенку предлагается опустить руку в «волшебный мешочек» и на ощупь определить геометрическую фигуру, ответить на вопросы:

— Какая это геометрическая фигура?

— Как ты узнал, по каким признакам?

— Какие предметы похожи на треугольник? (квадрат, круг, прямоугольник)

2) «Покажи дорожку»

Задание: посмотреть внимательно на таблицу из геометрических фигур, помочь герою сказки добраться по дорожке к нужному ему месту, для этого необходимо закрыть фишками все треугольники (квадраты, круги и т.д.).

3) «Исправь ошибки художника»

Детям предлагается рассмотреть рисунок, на котором: солнце – квадратной формы, облака – прямоугольные, подсолнух – треугольной формы, яблоко на ёжике – квадратное, колеса у машины – пятиугольники, окна дома – трапеции, а двери – в форме ромба.

4) «Найди геометрические фигуры»

Детям предлагаются карточки с рисунком, состоящим из геометрических фигур

Задание: определите, сколько на карточках треугольников, квадратов, кругов, ромбов, прямоугольников и т.д.

hello_html_m33bb6507.jpg

4. Формирование сенсорной функции различения по цвету.

1) «Посади бабочку на цветок».

Необходимо наложить бабочку определенного цвета на изображение цветка такого же цвета и назвать цвет.

2) «Помоги куклам одеться на прогулку»

Задание: подберите куклам туфли и зонтик под цвет платья каждой из них и назовите цвет.

3) Фиксация по насыщенности цвета: «Кораблик»

Дhello_html_1102b93b.jpgетям раздаются карточки с изображением цветного кораблика с контурами трех кружков (огоньков) и по три цветных кружочка (красного цвета разных оттенков: темно – красный, красный, светло – красный). Ребенку даются карточка и три кружочка: «Рассмотрите кораблик, на нем изображены огоньки. Помогите «зажечь огоньки»: разложите кружки на кораблике от темного к светлому».

4) «Гусеница»

Пhello_html_m5a845400.jpgеред детьми лежат изображения гусеницы и кружки зелёного цвета различные по насыщенности. Задание: разложи кружочки зеленого цвета разных оттенков от самого светлого к самому тёмному.

5. Развитие анализирующего наблюдения.

1) Поиск отличий в сходных изображени­ях.

— Найди отличия в рисунках.

2) Поиск в предметных или сюжетных картинках недостающих или неадекватных деталей.

— Что не нарисовал художник?

— Какие ошибки сделал художник?

3) «Найди заплатку»

Ребёнку предлагается рисунок коврика, в котором часть узора вырезана, и набор заплаток. Необходимо подобрать заплатку точно с таким узором, как на коврике.

4) «Опиши по алгоритму фрукты и овощи»

hello_html_m34fb0bcc.png

Предлагается описать натуральные фрукты или овощи. Затем, дается задание дать сравнительное описание (например: яблока и лимона, помидора и огурца, моркови и лука, и др.)

6. Выделение пространственных отношений между предметами.

1) «Что, где было? Что изменилось?» Задание: показать и назвать, что находится над – под, выше – ниже, за – перед, справа – слева данного объекта или предмета. Затем дети отворачиваются, а педагог вносит изменения в расположение предметов. Необходимо объяснить, что изменилось.

2) «Кто (что) где?» Задание: рассмотреть рисунки и рассказать, как расположены предметы относительного заданного, пользуясь полными предложениями, с использованием слов выше – ниже, ближе – дальше, справа – слева.

3) «Нарисуй фигуры»

Ребенка просят на листе бумаги в клетку нарисовать в центре —  круг, слева — квадрат, выше круга — треугольник, ниже —  прямоугольник, над прямоугольником  — 2 маленьких кружка, под прямоугольником —  маленький кружок. Задание ребенок выполняет последовательно.

4) «Внимательно слушай и рисуй».
— Нарисуй в центре листа домик, справа от домика — дерево. Под деревом – три цветка, на дереве – бабочку, за деревом – ведерко, перед деревом – мячик, слева от домика — елочку, под елкой – грибок, перед елкой – ежа.

7. Развитие тактильного восприятия.

1) «Приготовим винегрет».

Детям предлагаются для обследования натуральные овощи: свекла, морковь, лук, картофель, огурец. Необходимо с закрытыми глазами на ощупь определить и назвать овощ. Предложить ребенку описать овощ: какой он формы, величины, какая у него поверхность (твердая, мягкая, гладкая, шершавая и т.д.)

2) «Овощной магазин».

На «витрине» лежат муляжи свеклы, огурца, моркови, лука, картофеля.

Правило: продают овощи в том случае, если ребёнок правильно определит на ощупь предмет.

3) «Узнай овощ по выпуклому контуру».

Дети находят овощи, совершая движения рукой по выпуклому контуру предмета, определяя его форму, величину.

4) «Подбери такую же поверхность».

Перед ребенком кладут карточку размером А-4 с наклеенными на нее различными поверхностями ( гладкая, шершавая, мягкая, ворсистая, холодная, тёплая и т.д.), набор отдельных маленьких карточек с такими же поверхностями, фланелевые очки. Необходимо на ощупь подобрать такую же поверхность и назвать качество поверхности.

5) «Разложи отдельно: деревянное, металлическое и стеклянное»

Перед ребенком лежат небольшие предметы из дерева, металла, стекла. Необходимо с закрытыми глазами разложить их на группы: слева – деревянные, справа – металлические, перед собой – стеклянные.

8.Развитие памяти и целенаправленного внимания.

1) «Фотограф»

Детям предлагается войти в комнату и быстро осмотреть ее обстановку, стараясь получить хорошую мысленную фотографию возможно большего числа предметов, цвета обоев, числа окон и дверей, стульев, столов, игрушек и т. д. Затем ребята выходят из комнаты и описывают увиденное. Далее сравнивают описание с оригиналом.

2) «Рисуем фигуры по памяти»

Задание: внимательно рассмотреть рисунок, проговорить какая фигура, где находится (в центре, в верхнем правом углу, в верхнем левом углу, в нижнем правом углу, в нижнем левом углу), по памяти нарисовать.

3) «Спички» Оборудование: коробок спичек. Разложить на столе спички в виде своеобразного узора. Ребёнок должен внимательно посмотреть на узор и постараться запомнить его. Затем он закрывает глаза, а узор на столе изменяется. В его задачу входит восстановление узора в первоначальном виде.

hello_html_3f6b46dc.jpghello_html_18438228.jpg

Картотека упражнений для развития восприятия у детей с УУО

Игровые задания по коррекции и развитию зрительного

восприятия

Для формирования активного и дифференцированного характера зрительного восприятия, его целостности и константности можно рекомендовать следующие игры и упражнения:

Наложенные” изображения.

Предъявляются 3-5 контурных изображений (предметов, геометрических фигур, букв, цифр), наложенных друг на друга. Необходимо назвать все изображения.

hello_html_28a65bc6.gif hello_html_m7ac32b7b.png

Точечные” изображения.

Предъявляются изображения предметов, геометрических фигур, буквы, цифры, выполненные в виде точек.

hello_html_m41342eab.png hello_html_67570413.gif hello_html_m333de81f.jpg

Спрятанные” изображения.

Предъявляются фигуры, состоящие из элементов букв, геометрических фигур. Требуется найти все “спрятанные” изображения.

hello_html_586bf69b.png

Зашумлённые” изображения.

Предъявляются контурные изображения предметов, геометрических фигур, букв, цифр, которые “зашумлёны”, т.е. перечёркнуты линиями различной конфигурации. Требуется их опознать. Изображения можно опознавать, пересчитывать, обводить пальцем или фломастером или копировать через кальку.

hello_html_68f01a7f.jpg hello_html_m210c157f.jpg hello_html_m12fa8715.gif

Парные” изображения.

Предъявляются два предметных изображения, внешне очень похожи друг на друга, но имеющих до 5-7 мелких отличий. Требуется найти эти отличия.

hello_html_m49730a6.jpghello_html_45983ff9.png hello_html_m554fa62.jpg

Незаконченные” изображения.

Предъявляется изображение с недорисованными элементами, например, птица без клюва, рыба без хвоста, цветок без лепестков, платье без рукава и т.д. Нужно назвать недостающие детали (или дорисовать).

hello_html_7ec6f1e0.jpg hello_html_m4347f487.png hello_html_m2b9eefef.png

Перевернутые” изображения.

Предъявляются схематические изображения предметов, буквы, цифры, повёрнутые на 90-180°. Требуется их назвать.

hello_html_m1f61fee8.pnghello_html_59cf63cf.jpg hello_html_m4891e724.jpg

Разрезанные” изображения.

Предъявляются части 2-3 изображений (например, овощей разного цвета или разной величины). Требуется собрать из этих частей снова целые изображения.

hello_html_412f581d.jpg hello_html_m29a6dd79.jpg hello_html_m4b613b7c.jpg

Перекрытые” изображения.

Предъявляются карточки со словами, цифрами, схематическими изображениями предметов, верхняя или нижняя части которые скрыты за полоской бумаги. Учащимся предлагается угадать, какое изображение находится на карточке.

hello_html_m2a852e01.png

Обобщённые схематические изображения.

Предъявляются фигуры, представляющие собой схематические изображения предметов.

Необходимо угадать, что это может быть.

Изображения подбираются в зависимости от учебного предмета (счёт, письмо, Человек и мир и т.д.) и темы урока.

hello_html_667876.png

Игровые задания по коррекции и развитию слухового

восприятия.

Для развития дифференцированного и осмысленного слухового восприятия можно рекомендовать проводить на уроках (в виде минутного отдыха) следующие игры и упражнения.

Кто что слышит? Учащимся предлагается закрыть глаза и прислушаться к звукам и шумам, доносящимся с улицы или коридора. Рассказывать об их источнике.

Что я делаю? учащиеся с закрытыми глазами по характерным звукам, шумам и стукам определяют действия, производимые учителем (листает книгу, переливает воду, роняет на пол линейку и т.д.).

Кто тебя позвал? Учащегося просят закрыть глаза и предлагают по голосу узнать того, кто назвал его имя.

Весёлые человечки. Учащимся предлагаются картинки со схематическими изображениями человечков. Фигурки отличаются друг от друга различным расположением рук и ног. Нужно повторить данное движение.

hello_html_6deb8619.jpg hello_html_197f2c11.jpg

Куда пойдешь и что найдешь? В классе в различных местах прячут предметы или их изображения.

Учитель предлагает выполнить ряд действий по их поиску, например:

Вперед пойдешь – книгу найдешь…

Куда ты хочешь пойти, что ты хочешь найти?

Найти спрятанный предмет. Какой — либо предмет прячут. Ученик ищет его, руководствуясь инструкциями учителя, например:

“Сделай шаг вперёд, сделай два шага вправо, еще шаг вперед” и т.д. до тех пор, пока предмет не будет найден.

Указанное упражнение можно применять (в виде минутки отдыха) на любом уроке.

Игровые задания по коррекции и развитию тактильно-двигательного восприятия

Чудесный мешочек. В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры , пластмассовые буквы и цифры). Ученику предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет или предметы (согласно теме урока).

Ходьба по контуру фигуры. На полу ниткой изображают геометрические фигуры, буквы, цифры. Ученику предлагают пройти по контуру фигуры .

Вариант игры – ученик сам задумывает фигуру или букву и «проходит» ёё.

Ничего не вижу. С закрытыми глазами выполнить какое –либо знакомое действие (убрать учебные принадлежности в портфель, написать мелом на доске слово, подойти к окну и т.д.).

Достань шарик. Педагог с ребенком рассматривают и ощупывают шарик и кубик. На дно емкости с водой педагог выкладывает несколько шариков и кубиков и предлагает ребенку достать только шарики. Затем шарики и кубики прячутся в емкости с песком. Ребенку предлагается выкопать только круглый «клад» руками.

Тактильное различие цифр или букв. Учащийся отводит руки назад ладонями наружу. На его ладони прописывается цифра или буква, которые затем должны быть угаданы учеником. Это задание может выполняться учениками в парах. 

Дидактическая игра «Что бывает…( пушистое)». Скажи, что ты увидел на доске с картинок пушистое? (кот, шуба, одуванчик..)

Поймай киску. Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребёнка, а ребёнок закрытыми глазами определяет где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы- колючего ёжика, мокрую рыбку..

hello_html_m69ae241.jpg hello_html_m18e4c128.jpg

Картотека

игровых заданий

по коррекции и развитию

восприятия детей с УУО.

hello_html_m784bdca8.jpghello_html_m36961e75.jpg

Материал на тему: Упражнения на развитие зрительного восприятия

Зрительное восприятие

Зрительное восприятие — это упражнения, направленные на выработку правильности чтения, на воспитание внимания к зрительному образу слова, на совершенствование способа и темпа чтения.

Упражнения

 на развитие зрительного восприятия

  1. Для воспитания у детей зоркости к буквенной стороне слова можно проводить тренировочные упражнения, начиная с буквенного периода.
  • Какая буква лишняя?            А У Р О Ы
  • Какой слог лишний?            МА РА НА ЛЫ
  • Что общего в словах?          Мел — мель      мол — мял        мыл — мил
  • Чем слова различаются?    Река — речка —- ручка — ручей — ручеек
  1. После приобретения учениками навыка быстрого «схватывания» одного-двух слов можно перейти к прочтению более сложных слов.

Переведи слова с марсианского.

Гирт (тигр)

     Соли (слон)

Чукар (ручка)

В дальнейшем подобную работу можно проводить на небольших текстах.

                                                   На келыбар.

Ратеяб лоишп  тиволъ  убры.  аСаш ёсн  дочуки. Кляо и аСаш лизяв тьес. аСаш  мойпал  кенуой.

                                                  На рыбалке.

Ребята пошли ловить рыбу. Саша нёс удочки. Коля и Саша взяли сеть. Саша поймал окуней.

  1. Задания на развитие мышления, внимания, восприятия.

Цели: овладеть комплексом упражнений, воздействующих на развитие внимания, мышления, восприятия.

1.

  • Сколько спряталось слов?    Волчишкоткрытоященокночь
  • Поставь слоги на место.

РА     КО     БЛИК                     РЕ         МО                   РО МАТ СЫ

2.Найди слова, в которых спрятался слог  КРА:

краска                 кран                       искра                 

крапива           красота                 украл

красный           краб

3.Расшифруй слова:

МАшиКАн ткВыа огЕЦуР роДога ЧОКсунДУ ЗИНАкор

  1. Прочитай слова справа налево.

 Из какой сказки данные персонажи?

 Кого здесь не хватает?

ьдевдем цяаз клов асил комерет

6. Прочитай предложения слева направо.

! ьтатич ьтему ошорох каК

  1. Чтобы помочь детям научиться читать целыми словами, использую прием “ фотоглаз ”.

 Цель этого вида работы: развитие поля зрения, зрительного восприятия слов. Этот прием вводился с периода обучения грамоте, постоянно усложняя его:

а) за короткое время ученик должен воспринять слово, несколько слов, предложение;

б) за отведенное время ученик должен “сфотографировать” столбик слов и ответить на вопрос, есть ли в нем данное слово.

Дети очень любят этот вид работы, для них это как бы игра. А результатом является то, что медленно читающие слова в тексте ученики, быстро их “фотографируют” и произносят. Влияет прием и на совершенствование устойчивости внимания, оперативной памяти.

Итак, к ошибочному чтению ведут такие факторы, как:

1) несовершенство зрительного восприятия;

2) неразвитость (недостаточная гибкость) артикуляционного аппарата;

З) нехватка дыхания;

4) незнание орфоэпических норм;

5) незнание лексического значения слова;

6) “догадка”, вызванная субъективным типом чтения.

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти на индивидуальных занятиях в рамках программы  «РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРНЫХ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ»

  • Формирование произвольности зрительного восприятия; дорисовывание незаконченных изображений.
  • Развитие зрительной памяти в процессе рисования по памяти. Запоминание 5-6 предметов, изображений и воспроизведение их в исходной последовательности. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (2-3 предметные или сюжетные картинки). Выделение нереальных элементов «нелепых» картинок.
  • Профилактика зрения. Гимнастика для глаз.

При использовании приведенных упражнений и видов работ процесс формирования оптимальной техники чтения идет легче и быстрее, совершенствуется устойчивость внимания, оперативная память. При ежедневном использовании фонетической зарядки формируется культура звуковой речи, вырабатывается зрительная память и умение читать без напряжения. В результате работы снимается трудность в чтении, страх и неуверенность учащихся, сокращается количество ошибок при чтении, улучшаются показатели навыков чтения.

Картотека по коррекционной педагогике: «Подборка игр и упражнений для развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста».

«Дидактические игры и упражнения

для развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста».

         

                                            Вторая младшая группа

Задачи: развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет, формировать действия с предметами, воспитывать интерес к окружающему миру.

Формировать у детей зрительные способы обследования предметов: различать и называть форму геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал) и соотносить их форму с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, куб, конус и т. д.), соотносить, находить их форму в реальных объемных предметах.

Дидактические игры и упражнения: «Предметное лото», «Найди и назови такую же игрушку», «Чудесный мешочек», «Угадай, что это», «Подбери одинаковые по форме», «Собери кубики», «Собери матрешку», «Собери грибок».

Задачи: различать и называть основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный), соотносить сенсорные эталоны цвета с цветом реальных предметов.

Дидактические игры и упражнения: «Подбери по цвету», «Соедини разноцветные воздушные шары с соответствующими по цвету ниточками», «Составь цветной коврик из квадратов», «Сравни и назови цвет», «Собери цветы».

Задачи: различать, выделять и сравнивать величину предметов (большой-маленький), зрительно сравнивать величину предметов путем наложения, приложения; находить большие и маленькие предметы (игрушки, мебель, одежда и т. п.).

Дидактические игры и упражнения: «Найди большие и маленькие предметы», «Что больше, что меньше?», «Составь пирамидку», «Собери корзинки», «Составь башенку», «Найди такой же предмет», «Собери матрешку».

Задачи: учить видеть движущиеся объекты: мяч катится, летит; машина, санки едут с горки; «Мы едем медленно — быстро, бежим очень быстро» и т. д. Наблюдать на улице за движением транспорта, ходьбой, бегом людей, животных. Учить выполнять движения в разном темпе: быстро бежать, медленно идти, поднимать руки и т. п.

Задачи: учить детей различать, называть и сравнивать предметы с изображением на картинке, последовательно выделять основные признаки (например: мячик круглый, как шар, синего и красного цвета; этот большой, а этот маленький).

Дидактические игры и упражнения: «Что больше, что меньше?», «Найди пару. Чем похожи два предмета?», «Назови, что нарисовано», «Какого цвета нарисованные предметы?», «Подбери предмет по картинке», «Посмотри на картинку через цветное стекло», «Обведи по контуру мяч, шар, флажок».

Задачи: учить соотносить изображения на картинке с реальным объектом по силуэтному и контурному изображению: находить реальный предмет: пирамидка подбирается вначале по цветному, затем по силуэтному, а позже по контурному изображению.

Дидактические игры и упражнения: «У кого такой предмет?», «Найди такую же картинку», «Что это?», «Найди и назови», «Где предмет?».

Задачи: учить заполнять прорези с изображением геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) соответствующими фигурами по размеру, цвету; закреплять умения измерять два предмета путем наложения и приложения. Развивать глазомер. Учить выбирать из группы предметов самый большой и самый маленький, группировать однородные предметы по одному из сенсорных признаков (форме, величине, цвету).        

Дидактические игры и упражнения: «Выбери зеленые, желтые, красные», «Дай все круглое», «Подбери большие и маленькие», «Найди кубики», «Соберем большие зеленые листья», «Найди красные маленькие листочки».

Задачи: закреплять умения соотносить разнородные предметы, осуществлять выбор заданных сенсорных эталонов (цвет, форма, величина).

Дидактические игры и упражнения: «Найди все синее», «Дай красные квадраты», «Дай желтые большие круги».

Задачи: закреплять знания детей о сенсорных свойствах и качествах предметов в условиях различных видов деятельности, используя предметы, мозаику разной величины, формы, цвета в процессе изображения простейших предметов; соотносить соответствующие сенсорные качества с реальным предметом: красная мозаика — флажок, ягода, грибок; желтая мозаика — солнышко, цветочек, репка; овальная мозаика — огурец, яйцо, орех, грибок и т. д.

Сформировать у детей представление об окружающих реалиях (одежда, обувь, мебель, посуда, транспорт, здания). Обучать детей способам обследования на осязание, слух, обоняние, вкус.

Для развития зрения и осуществления взаимосвязи занятий по развитию зрительного восприятия и лечения зрения проводить визуальные упражнения по активизации и стимуляции зрительных функций, развитию различных способностей зрения, цветоразличения у движения глаз, фиксации, локализации, конвергенции и аккомодации и т. д.

Дидактические игры и упражнения: «Проследи, как летит бабочка», «Прокати шар в ворота», «Проследи за движением флажка», «Посмотри, как качается фонарик», «Составь целую картинку»^ «Собери пирамидку», «Составь узор», «Наложи на контур цветное изображение или черный силуэт», «Вложи в прорези фигуры», «Обведи по контуру круг», «Нарисуй квадрат (овал, круг, треугольник) по трафарету», «Закрась контур изображения (предмета или геометрической фигуры)», «Зажги фонарик», «Какого цвета горит огонек?», «Дорисуй дорожку», «Найди предмет», «Собери шары на нитку (с настоящими бусинками заданного размера)», «Кто скорее; соберет цветные палочки», «Подбери пару», «Проведи дорожку в картинке от елочки к домику», «Кто играет, а кто спит?», «Подбери одинаковые картинки», «Попади, не промахнись (в процессе рисования)», «Ближе — дальше».

Задачи: обучение ориентировке в пространстве. Начинать ознакомление с пространственными положениями предметов следует с выделения и называния частей своего тела, особое внимание уделять симметричным органам: руки (левая, правая), ноги (левая, правая), уши (левое, правое), глаза (левый, правый). Далее следует учить детей выделять в одежде и называть словом стороны (левая, правая, верхняя, нижняя), например: карманы (левый, правый), шапка (задняя, передняя части), шуба (передняя, задняя части) и т. д.

Учить детей выделять правую и левую стороны по отношению к себе (впереди, сзади, справа, слева).

Средняя группа

Задачи: закреплять у детей умение анализировать основные признаки предметов: форму, цвет, величину и пространственное положение.

Формировать способы зрительного восприятия предметов окружающей деятельности, различать и называть форму геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник).

Дидактические игры и упражнения: «Угадай, что это», «Чудесный мешочек», «Найди предмет такой же формы», «Геометрическое лото», «Составь узор», «Найди то, что я покажу», «Составь из частей целое», «Поручения», «Найди свой значок», «Найди пару», «Дополни изображение».

Задачи: уметь использовать эталоны формы (геометрические фигуры) при выделении основной формы и формы деталей реальных предметов в окружающей обстановке.

Дидактические игры и упражнения: «Найди такой же», «Найди игрушку, похожую на прямоугольник, круг, квадрат», «Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник вокруг нас», «Найди пару», «Составь изображение», «На что похоже?», «Чего не хватает?», «Составь узор».

Задачи: развивать цветовосприятие, закреплять знание основных цветов спектра, умение узнавать и называть цвет реальных предметов.

Дидактические игры и упражнения: «Подбери по цвету», «Составь узор», «Коврик надо украсить», «Найди свой домик», «Что у нас красное, синее, зеленое?», «Раскрась предмет, нарисуй радугу», «Окрась воду», «Цветной волчок», «Морские волны», «Волшебные цветы», «Телевизор», «Подбери все зеленые предметы», «Закончи узор», «Разноцветные сарафаны», «Разноцветные странички», «Оденем куклу».

Задачи: знать, называть и сличать величину предметов путем наложения и приложения.

Дидактические игры и упражнения: «Цветные круги», «Найди такой же величины», «Составь пирамиду», «Дорожки разной длины», «Нарисуй ниточки и ленточки разной длины», «Построй заборчик», «Цветной диск», «Каждый предмет — в свою коробку», «Кто выше, кто ниже», «Найдите в группе самые высокие и самые низкие предметы», «Что изменилось?», «Угадай по описанию», «Поставь по следу».

Задачи: различать движущиеся предметы, понимать, называть словом скоростные качества движения (быстро, медленно).

Дидактические игры и упражнения: «Кто быстрее добежит до флажка?», «Чей шаг длиннее?», «Прокати мяч в ворота», «Что быстрее покатится — мяч или тяжелый шар?», «Пойдем быстро, побежим медленно», «Набрось кольцо на движущийся предмет», «Что едет быстро, что медленно?», «Прокати мячик, машину, санки с горки», «Какие санки едут дальше (пустые или с детьми)?», «Чей мяч взлетит выше?».

Задачи: продолжать учить детей правильно воспринимать картинки по заданному плану, сличать изображения с реальными предметами в играх: «Найди по картинке такой же предмет в комнате», «Подбери пару» и т. д.

Учить группировать предметы по одному из признаков (форме, цвету, величине) в играх: «Подбери все зеленые предметы», «Найди все круглые, треугольник», «Найди шары» и т. д.

Учить сличению контурных, силуэтных, реальных изображений и соотносить их с реальными предметами. Учить пользоваться при рассматривании оптическими средствами коррекции: лупами, биноклями.

Дидактические игры и упражнения: «Подбери к предмету его изображение (силуэтное, контурное, цветное)», «Чем похожи и чем отличаются изображения?», «Составь из частей целое изображение», «Разложи предметы и их изображения по величине», «Совмести контурное и силуэтное изображение», «Вложи в прорези предметные изображения», «Найди предмет в группе по контурному и силуэтному изображениям», «Раскрась картинку».

        Задачи: В процессе наблюдения окружающего мира активизировать сохранные анализаторы, стимулировать предметные действия детей.

Дидактические игры и упражнения: «Угадай, какой предмет в руках», «Чудесный мешочек», «Калейдоскоп», «Прозрачные картинки», «Где звенит колокольчик», «Угадай по голосу, кто я», «Кто как кричит», «Что дальше, что ближе».

Задачи: на занятиях по развитию зрительного восприятия и ориентированию в пространстве способствовать активизации, стимуляции и упражнению зрительных функций.

Дидактические игры и упражнения: «Составь целый предмет», «Проследи, по какой дорожке идут зверушки», «Раскрась изображение», «Обведи по контуру», «Найди предметы в группе», «Составь башенку», «Прокати шары», «Попади в цель», «Что дальше, что ближе?», «Чего ты стоишь?», «Что у тебя слева, что справа?», «Разрезные картинки», «Составь узор», «Найди узор по образцу».

Старшая группа.

Задачи: закреплять умения зрительного обследования и умения анализировать, классифицировать предметы по их основным признакам. Учить использованию оптики (линзы, лупы, бинокли) при рассматривании. Зрительно различать и называть группы предметов с однородными признаками (форма, цвет, величина и пространственное положение).

Дидактические игры и упражнения: «Здесь все круглые предметы», «Одинаковые по величине», «Все зеленое».

Задачи: учить отличать основные оттенки цвета, насыщенность, контрастность цветов, светлоту. Узнавать цвет реальных предметов в животном и растительном мире. Создавать цветные панно, картины по образцу, словесному описанию, по схеме, рисунку с использованием фланелеграфа и вырезанных по контуру цветных и одноцветных изображений. Замечать цвет движущихся объектов: «Едет зеленая машина», «Бежит рыжий кот», «Летит желтый лист» и т. д.

Дидактические игры и упражнения: «Подбери по цвету и оттенкам», «Составь узор», «Найди свой цвет или оттенок цвета», «Раскрась картинку», «Кто скорее соберет палочки определенного цвета?», «Что изменилось?», «Что в рисунке неправильно (цвет предметов)?», «Кто скорее соберет цветной узор?», «Назови, что вокруг тебя зеленое, желтое, серое, розовое, голубое и т. д.», «Составь по контурному образцу цветное изображение».

Задачи: учить отличать геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник) и объемные фигуры (шар, эллипсоид, конус, куб, призма). Обучать использованию их формы как эталона. Для анализа основной формы реальных предметов. Использовать лекала, трафареты для изображения и дорисовывания предметов.

Дидактические игры и упражнения: «На что это похоже?», «Найди в группе круглые, овальные, конусные, призматические предметы», «Найди свой значок», «Дорисуй предмет», «Дополни изображение до целого», «Что изменилось?», «Составь из частей целое», «Чудесный мешочек», «Парные картинки», «Подбери по образцу», «Составь картинку», «Нарисуй по трафарету», «Обведи по контуру», «Обведи по силуэту», «Найди предмет такой же формы».

Задачи: учить зрительному анализу формы и величины предметов, отбирать предметы по убывающей и возрастающей величине. Выделять и словесно обозначать величину реальных предметов, устанавливать взаимосвязь между предметами по величине: «Окна выше двери», «Шкаф выше стола», «Вова выше Кати, но ниже Толи» и т. д. Знать и словесно обозначать ширину, длину, высоту в предметах, соотносить эти признаки в разных по величине предметах: «Большой стол шире, выше и длиннее, чем маленький стол», «Эта книга толще, длиннее и шире, чем та», «Этот дом выше, шире и длиннее, чем тот» и т. д.

Располагать на фланелеграфе, столе предметы и изображения по убывающей (возрастающей) величине, упражнять глазомер у детей.

Дидактические игры и упражнения: «Разложи предметы по величине», «Найди для каждого свой домик (для предмета— коробку)», «Найди для каждого шара свою лузу», «Обведи предметы по величине», «Найди в групповой комнате большие, высокие, широкие, узкие, низкие предметы», «Нарисуй большой, маленький мяч», «Расставь по следу».

Задачи: учить видеть, понимать и словесно обозначать аналогичное рас-положение натуральных объектов в реальной обстановке в процессе наблюдений и дидактических игр и упражнений: «Что стоит за столом?», «Что находится за вазой?», «Где спрятался зайчик?», «Изобрази на фланелеграфе деревню, улицу, комнату, лес (по описанию, по образцу)», «Дом большой, ближе к нам, за домом деревья, вдалеке лес, по небу летит птица», «Спрячься за дерево, чтобы было видно голову, правую руку» и т. д.

Задачи: учить целенаправленному осмысленному зрительному наблюдению предметов и явлений окружающей действительности, формировать заинтересованность и положительное отношение к наблюдению, поиску, анализу воспринимаемых объектов. Уметь выражать в слове признаки, связи, зависимости в предметном мире. Учить детей описывать предметы и находить их по описанию, уметь оперировать не только зрительно воспринимаемыми предметами, но и отмечать признаки, воспринимаемые на слух, осязанием, обонянием и т. д.

Находить по части предмета целый, составлять из частей целое.

Дидактические игры и упражнения: «Загадай — мы отгадаем», «Составь из частей целое», «Угадай, что спрятано», «Дополни предмет, изображение целого», «Дорисуй изображение», «Узнай по запаху, по вкусу».

Задачи: упражнять, стимулировать и активизировать зрение детей соответственно требованиям лечебно-восстановительной работы по гигиене зрения.

Дидактические игры и упражнения: «Обведи по контуру через кальку», «Дополни изображение», «Найди половину», «Дорисуй половину», «Совмести изображения», «Собери бусы», «Составь узор из мозаики», «Проследи по следу зайца, птицу», «Узнай по следу», «Посчитай, сколько раз зажглась лампочка», «Калейдоскоп», «Прозрачные картинки», «Совмести прозрачные узоры», «Проследи за фонариком», «Куда летит бабочка?», «Что дальше, что ближе?», «Расставь предметы по следу, по образцу, по описанию», «Найди игрушку», «Пройди по извилистой дорожке», «Перешагни через черточки на дорожке», «Пробеги по прямой», «Набрось кольцо», «Найди по схеме», «Найди предмет по описанию», «Кто скорее составит узор по образцу?», «Что на картине верно?», «Помоги выбраться из лабиринта», «Кто таким мячом играет (лабиринт)?», «Расставь по следу», «Составь картинку-сюжет», «Чей маршрут длиннее?».

Настольные игры: «Хоккей», «Футбол», «Бильярд», «Кольцебросы», «Баскетбол», «Бадминтон», «Серсо».

Подготовительная к школе группа

Задачи: расширять представления детей о предметах и явлениях окружающей действительности, развивать скорость и полноту зрительного обследования, формировать зрительно-двигательные умения обследовать планомерно и целенаправленно предметы, картинки, выделять главные признаки, учить пользоваться оптическими средствами (лупами, линзами, биноклями) при рассматривании предметов.

Учить создавать из геометрических фигур узоры, предметные изображения, сложные геометрические фигуры (два треугольника — ромб; треугольник и квадрат — пятиугольник и т. д.).

Знать основные цвета и оттенки, правильно использовать эталоны цвета при описании, классификации групп предметов. Различать цвет движущегося объекта и нескольких объектов. Создавать узоры, цветные композиции на фланелеграфе, магнитной доске, из мозаики.

Учить чтению иллюстраций, пониманию заслоненности, зашум¬ленности изображения (круг находит на квадрат, дерево на фоне до¬ма, пересечение линий, полос и др.). Понимать изображение перспективы в рисунке. Создавать на фланелеграфе сюжетные изображения в перспективе и срисовывать их.

Дидактические игры и упражнения: «Что на рисунке ближе, дальше?», «Что выше, ниже на рисунке и так ли это в жизни?», «Создай на фланелеграфе изображение леса», «Подбери к дереву листья», «Составь по части весь рисунок», «Подбери вторую половину», «Перечисли, что изображено на запутанном (зашумленном) рисунке», «Найди близкий путь из лабиринта», «Что на рисунке слева, справа?».

Задачи: учить замечать величину реальных предметов; зрительно анализировать длину, ширину, высоту предметов; проводить размеры с помощью условных мер; сличать размеры разных предметов.

Дидактические игры и упражнения: «Кто выше?», «Чей ботинок больше?», «Какой шкаф выше?», «Что дальше, что ближе к нам в группе?», «Как узнать, поместится ли шкаф в простенок?».

Задачи: называть в процессе наблюдения близкие и дальние, высокие и низкие, толстые и тонкие, широкие и узкие объекты. Создавать на основе наблюдений за натурой из плоскостных изображений композиции на фланелеграфе с учетом пространственных положений и отношений, например: «Расставь предметы на фланелеграфе так, как видишь их на столе в группе», «Составь натюрморт, как видишь», «Перенеси изображение предметов так, как они стоят в шкафу».

Находить, где детали, где целый предмет, составлять и дополнять из частей целый предмет, сюжетное изображение. Дать детям представление о мебели, одежде, обуви, игрушках, о транспорте, ближайшем окружении. Учить группировать предметы по их признакам (форма, цвет, размер, материал).

Осуществлять работу по стимуляции, упражнению и активизации зрительных функций и гигиене зрения в соответствии с требованиями лечебно-восстановительной работы.

Дидактические игры и упражнения: «Обведи изображение и заштрихуй», «Обведи изображение по лекалу, трафарету», «Составь узор из фигур», «Подбери листья к дереву», «В чем ошибся художник?», «Узнай, что нарисовано», «Соедини детали», «Расставь предметы по следу», «Помоги выйти из лабиринта», «Кто с каким предметом играет?», «Проследи по линиям, кто что любит есть», «Составь изображения из прозрачных картинок», «Дорисуй по точкам».

Настольные игры: «Колпачки», «Бильярд», «Хоккей», «Футбол», «Кольцеброс», «Поймай рыбку», «Лабиринты», «Серсо», разные мозаики, «Геометрическое лото».

Задачи: учить детей созданию изображений макетов (на фланелеграфе по образцу, замыслу детей). Например: «Наша групповая комната», «Квартира», «Физкультурный зал», «Лес», «Огород» и др.

Создавать из вырезанных геометрических фигур шахматную доску, узор, коврик.

Развивать глазомер у детей в упражнениях типа: «Найди линейку такой же длины», «Подбери одинаковые по форме и величине предметы», «Нарисуй квадрат, прямоугольник такой же величины», «Составь из частей целый предмет», «Размести на схеме соответствующие фигуры», «Раздели квадрат, круг, прямоугольник на две, четыре части».

Упражнять детей в сличении изображений по принципу сходства и различия, группировать предметы по отдельным признакам (форма, цвет, величина или пространственное положение).

Дидактические игры и упражнения: «Найди в картинке, что изображено неверно», «Сколько здесь одинаковых предметов?», «Чего ь предмете недостает?», «Сколько округлых, квадратных, прямоугольных форм в рисунке?», «Где находятся на рисунке синие, зеленые, красные объекты?», «Какие предметы ближе, а какие дальше?».

Задачи: учить детей анализу формы предметов соответственно эталонам (у яблока форма может быть круглой или овальной, вверху у него ямка и внизу также углубление).

Учить детей познанию окружающего мира с помощью всех органов чувств. Учить ориентироваться в реальной действительности в соответствии со зрительными возможностями, использовать слух, осязание, обоняние там, где нельзя увидеть полностью объект.

На занятиях по развитию зрительного восприятия осуществляется работа по упражнению, активизации и тренировке зрительных функций.

Учить детей выделять различные признаки и свойства предметов, тренируя зрительные функции различения, локализации, фиксации, конвергенции, аккомодации, прослеживания.

Дидактические игры и упражнения: «Проследи за движением объекта», «Найди в окружающей обстановке круглые, зеленые, квадратные, красные, большие, маленькие круги», «Угадай по следу», «Чего больше — мячей или матрешек?», «Сколько здесь будет мерок?», «Зажги фонари», «Кто скорее заштрихует квадраты?», «Кто больше кругов закрасит?», «Изобрази на фланелеграфе лес», «Подбери предметы, равные по величине», «Что толще, тоньше, дальше, больше?», «Попади в цель», «Кто скорее соберет фигуру?», «Составь изображение из частей», «Нарисуй схему», «Обведи по контуру», «Нарисуй по трафарету», «Найди в рисунке ошибки», «Найди спрятанную игрушку», «Пройди по лабиринту», «Найди правильный путь», «Чего недостает в схеме, рисунке?», «Где спрятался заяц?».

Картотека (подготовительная группа) по теме: Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения

Приложение 3

Картотека дидактических игр и упражнений по развитию зрительного восприятия у старших дошкольников.

Д/и «Моя любимая одежда»

Цель: уточнить знания детей об одежде, уточнить цвет и фактуру материала.

Оборудование: мяч.

Ход игры: Дети передают друг другу мяч. Педагог произносит слова:

Ты катись веселый мячик,

Быстро, быстро по рукам…

У кого веселый мячик,

Про любимую одежду

Быстро все расскажет нам

Раз, два, три – говори.

Дети по очереди рассказывают о своей любимой одежде, уточняя цвет и фактуру материала.

Д/и «Что обуваем»

Цель: уточнить знания детей об обуви.

Оборудование: картинки с временами года, картинки с обувью.

Ход игры: Педагог показывает детям картинки с разными временами года, необходимо подобрать обувь к различным погодным условиям.

Д/и «Четвертый лишний»

Цель: научить детей классифицировать предметы по назначению.

Оборудование: предметные карточки.

Ход игры: Перед детьми расположены карточки с изображением четырех предметов, один из которых лишний. Дети называют лишний предмет, объясняют, почему он лишний.

Д/и «Подбери бантик к платью по цвету»

Цель: умение соотносить предметы по цветам (как по основному признаку).

Оборудование: платья (из картона) и банты (из картона) различных цветов.

Ход игры: На карточках справа изображены четыре платья разной расцветки, слева – бантики, соответствующие платьям по цвету. Педагог предлагает детям найти платье и бантик к нему и провести дорожку.

Дид. упражнение «Обведи по пунктирной линии контур»

Цель: учить детей обводить по контуру, не отрывая руки, продолжать учить классифицировать предметы по их прямому назначению.

Оборудование: картинки(пунктиры) с изображением одежды, обуви, головных уборов.

Ход упражнения: Педагог предлагает детям обвести по пунктирной линии контур, определить, что изображено на рисунке. (Дети называют предметы одежды, обуви, головных уборов, называют обобщающее слово.)

Д/и «Геометрические мозаики»

Цель: развивать умение составлять из геометрических фигур целостный предмет.

Оборудование: геометрические фигуры (из картона).

Ход игры: Дети составляют из различных геометрических фигур друга для Солнышка. (В ходе игры детям задаются вопросы о том, какие геометрические фигуры они используют для создания животного).

— Посмотри, кто у нас получился? (заяц).

Д/и «Портрет»

Цель: развивать умение выкладывать различные предметы из геометрических палочек.

Оборудование: счетные палочки, схема-солнышко.

Ход игры: Педагог предлагает детям сделать из геометрических палочек портрет Солнышка.

«Посмотрите, какие красивые палочки лежат у нас на столе. Выложите из них такое же солнышко, как на этой схеме».

Детям предъявляется схема с изображением солнышка.

Д/и «Лабиринт»

Цель: развитие прослеживающей функции глаза.

Оборудование: лабиринт.

Ход игры: Педагог предлагает детям помочь Зайчику.

«Посмотрите, Зайчик приготовил для Солнышка морковку, но не может найти к нему дорогу. Давай поможем Зайчику отнести морковку Солнышку».

Лабиринт «Мышка и сыр»

Цель: развитие прослеживающей функции глаза.

Оборудование: лабиринт.

Ход игры: Педагог предлагает детям узнать, по какому пути нужно пройти мышке, чтобы мышка нашла сыр (возьмите самый яркий карандаш и закрасьте путь, по которому мышка нашла сыр). Посмотрите, сколько путей у мышки?

Давайте посчитаем?

Д/и «Мозаика»

Цель: составление целого изображения из частей.

Оборудование: разрезные картинки «овощи».

Ход игры: Необходимо из частей разрезной картинки, составить целое изображение перца (любого другого овоща).

Д/и «Узнавание формы предмета»

Цель:

Оборудование: объемные геометрические фигуры, муляжи продуктов питания.

Ход игры: Педагог предлагает детям сравнить муляжи продукт питания с геометрическими фигурами.

«Вам нужно показать, какой продукт питания похож на эти геометрические фигуры?»

(Ваня, покажи какой продукт питания похож на круг?)

Д/и «Сосчитай фигуры»

Цель: развитие счетных навыков.

Оборудование: геометрические фигуры (из картона).

Ход игры: Детям предлагается посчитать, какое количество геометрических фигур задействовано для изготовления поезда.

— Сейчас мы с Вами отправимся в другой город.

— Скажите, на чем мы можем это сделать? (ответы детей).

— Мы с вами отправимся в Геометрический город на поезде!

— Посмотрите, из чего состоит поезд? Сосчитайте, сколько кругов? Треугольников, квадратов, прямоугольников? Сколько желтых фигур, красных?

Д/и «Построй домик»

Цель: развивать умение детей по образцу составлять целостный предмет (из геометрических фигур).

Оборудование: Образец домика из геом.фигур, геометрические фигуры (из картона).

Ход игры: — Педагог сообщает детям, что они прибыли в Геометрический в город, в гости к местному жителю, дедушке Геометриусу. У него случилась беда и ему нужна помощь.

— Недавно в этом городе прошел сильный ураган и сломал домик дедушки Геометриуса, давайте построим ему новый дом, такой же как у соседа. (Выкладывание домика по образцу).

— Молодцы ребята. Построили новый дом для дедушки.

Д/и «Новогодняя гирлянда»

Цель:

Оборудование: лист белой бумаги (на каждого чел). с недорисованной гирляндой, цветные карандаши.

Ход игры: Педагог предлагает детям сделать новогоднюю гирлянду из геометрических фигур.

— Скажите, какой скоро праздник? На новый год, что мы делаем с нашими домами? Украшаем, какие новогодние украшения вы знаете?

— И мы с вами сделаем новогоднюю гирлянду. (Раздаю детям недорисованную гирлянду.) Но сначала гирлянду нужно дорисовать, приготовьте желтый, синий, красный, зеленый, оранжевый карандаши и свои ушки. Слушайте внимательно и рисуйте на ниточке фигуры.

— Желтый круг, красный квадрат, синий треугольник, зеленый круг, оранжевый треугольник. Желтый круг, красный квадрат, синий треугольник, зеленый круг, оранжевый треугольник, дальше продолжите последовательность сами.

Д/и «Перечисли, что спряталось на рисунке»

Цель: развивать навыки представления целостного изображения предмета.

Оборудование: картинки с недорисованными предметами для зимних видов спорта.

Ход игры: — Внимательно рассмотрите рисунок, назовите, какие предметы нужны зимой для игр и развлечений. Уточните, для какой игры или развлечения они нужны. Если ребёнок отвечает правильно – получает картинку с изображением данного зимнего вида спорта или развлечения. (Дети катаются на лыжах, на санках, на коньках,  лепят снеговика, играют в снежки.)

Д/и «Что на рисунке ближе, дальше?»

Цель: развивать понятия «ближе» — «дальше».

Оборудование: картинки на зимнюю тематику.

Ход игры: Педагог предлагает детям внимательно рассмотреть картинки, которые расположены на столах. Ответить на вопросы по их содержанию.

— Рассмотрите внимательно и назовите кто, что расположено ближе к вам на картинке?

— Что, кто нарисован на картинке дальше?  

— Что, кто нарисован вдали?  

— Найдите на своих картинках приметы зимы (выслушивает ответы детей по порядку).

Д/и «Назови фигуру»

Цель: называние геометрических фигур, различение их по цветам, соотнесение фигур с реальным объектом.

Оборудование: конверт с геометрическими фигурами.

Ход игры: — Ребята, сейчас я открою конверт, который мне передали по дороге в сад. Что в нем?

(Это геометрические фигуры).

— Сейчас я каждому из вас дам фигуру. Назовите цвет и форму, а еще любой предмет, который имеет такую форму.

 (дети отвечают по очереди).

Это зеленый круг. Мяч круглый (помидор, апельсин, яблоко).

Это желтый треугольник. Крыша треугольная (флажок, пирамидка).

Это красный квадрат. Платок квадратный (домик, окно).

— Молодцы, ребята! А теперь посмотрите, есть ли в нашей комнате такие же фигуры?

Д/и «Тени разбежались»

Цель: соотнесение с силуэтным изображением и называние геометрических фигур.

Оборудование: силуэтное изображение геометрических фигур, изображение с цветными геометрическими фигурами.

Ход игры: Перед детьми силуэтное изображение геометрических фигур. Не все силуэты соответствуют цветным изображениям. Дети должны назвать фигуры, у которых нет теней и какие тени лишние.

— Ребята, а сейчас вам нужно к геометрическим фигурам подобрать соответствующую тень.

— Ко всем ли фигурам подходят тени? (Ответы детей).

Д/и «Помогите детенышам найти свою маму»

Цель: развивать соотносить взрослых животных с их детенышами.

Оборудование: картинки с изображением животных и их детенышей.

Ход игры: — Ребята, животные со своими детками гуляли на лужайке, малыши заигрались и потерялись. Помогите детенышам найти своих мам и назовите их.

Д/и «Кто что ест?»

Цель: умение соотносить животных и то, чем они питаются.

Оборудование: картинки с животными и с тем, чем они питаются.

Ход игры: Педагог предлагает детям по картинкам определить, чем питаются животные.

Д/и «Кормушка»

Цель: развивать знания о зимующих и перелетных птицах.

Ход игры: Рядом с кормушкой разместить: зимующих птиц: воробей, синица, ворона, сорока, снегирь, дятел и перелетных птиц: кукушка, ласточка).

— Посмотрите, как много птиц к нам прилетело!

— Назовите птиц, которые прилетели (дети перечисляют птиц).

— Есть ли птицы, которые не должны были прилететь к кормушке? Какие это птицы? (Кукушка, ласточка)

— Почему они не должны были прилететь к кормушке? (Потому что они перелетные). (Педагог убирает Кукушку и ласточку). (Остаются зимующие птицы)

— Назовите, одним словом, какие птицы остались? (зимующие) — Как вы думаете, почему одних птиц называют зимующими, а других перелетными? (Перелётные птицы питаются насекомыми, зимой их нет, поэтому птицы улетают в тёплые края. А зимующие остаются зимовать, потому что они могут найти себе корм).

— Правильно!

Педагог убирает изображение зимующих птиц.

Д/и «Зашумленный фон»

Цель: умение различать птиц на зашумленном фоне.

Оборудование: птицы на зашумленном фоне.

Ход игры: Педагог показывает зашумленный фон (раздает детям птиц на зашумленном фоне, дети рассматривают)

Ночью темной в тишине

Кто- то спрятался во тьме.

Секрет нам надо разгадать,

И кто там спрятался — узнать!

(Дети называют птиц).

Д/и «Покорми птиц»

Цель: умение соотносить птиц и то, чем они питаются.

Оборудование: изображение птиц, изображение корма для птиц.

Ход игры: Педагог говорит слова:

Ветер дует, завывает все кормушки заметает.

Птицам очень голодно,

Они дрожат от холода.

Птиц нам нужно покормить!

Чем они лакомятся определить

Фломастер откройте, в руки возьмите

Всех птиц с любимым кормом соедините!

(Дети соединяют птиц с кормом.)

— Молодцы, всех птиц покормили?

Что из корма любит синица, воробей и т.д? (ответы детей)

Д/и «Найди по контуру» Игра «Угадай голос».

Цель: умение соотносить контурное изображение птиц с голосом птиц.

Оборудование: контурное изображение птиц, запись с голосами птиц.

Ход игры: Перед детьми контурное изображение птиц. Педагог включает запись с голосами птиц, дети определяют их и показывает на картинке)

Звучит стук дятла — Это кто? (дятел). Ребята, что делает дятел? (стучит).

Звучит стрекотание сороки — Это кто? Ребята, что делает сорока? (стрекочет).

Звучит пение воробья — Это кто? Ребята, как поет воробей? (чирикает).

Звучит воркование голубя — Это кто? Ребята, что делает голубь? (воркует).

Звучит карканье вороны — Это кто? Ребята, что делает ворона? (каркает).

Д/и «Таинственные невидимки»

Цель: умение соединять подводных обитателей по точкам.

Оборудование: карточки с точечными рисунками.

Ход игры: Детям предлагаются карточки с точечным рисунком, которые необходимо соединить, для получения рисунка.

Д/и «Сколько рыбок спряталось?»

Цель: развитие счетных навыков.

Оборудование: картинки с зашумленным изображение рыб.

Ход игры: Педагог показывает картинку с «зашумленными» рыбами.

Детям необходимо сосчитать, сколько рыбок спряталось на картинке (закрашивание).

Д/и «Кто оказался удачливей?»

Цель: развитие прослеживающей функции глаза.

Оборудование: лабиринт.

Ход игры: Детям раздаются карточки с изображением детей, которые пытаются поймать рыбку. Кто из них окажется удачливей (задание выполняется по типу «лабиринта»).

Д/и «Укрась цветок»

Цель: развитие мелкой моторики рук, функция «глаз-рука».

Оборудование: прищепки (разноцветные), солнышко без лучей, цветок без лепестков.

Ход игры: С помощью прищепок детям предлагается сделать солнышку лучики, цветку – лепестки.

Д/и «Угадай, кто придет к мишке в гости»

Цель: умение определять кто изображен на силуэтных картинках.

Оборудование: силуэтное изображение Маши, лисы, зайца, волка, ежа.

Ход игры: — По силуэтам необходимо определить, кто придет к Мишке в гости (лисичка, зайчик, Машенька, волк, ежик).

Детям предлагается без зрительной опоры вспомнить, кто придет в гости, закрыть глаза и вслух повторить гостей.

— Сколько зверей придет в гости?

— А сколько людей?

— Сколько всего гостей будет у Мишки?

Д/и «Помоги Маше добраться до Мишкиного дома»

Цель: развитие прослеживающей функции глаза.

Оборудование: лабиринт.

Ход игры: Детям предлагают схему пути к домику мишки. Используя слова, обозначающие пространственные понятия, дети рассказывают, как дойти до дома медведя.

-Молодцы, сейчас Маша сможет легко добраться до Мишки.

Д/и «Сюрприз»(«Чудесный мешочек).

Цель: определение и называние объемных геометрических фигур, соотнесение с реальным объектом.

Оборудование: объемные геометрические фигуры.

Ход игры: Дети должны назвать лежащие на подносе объемные геометрические фигуры.

-Мишка приготовил для своих друзей сюрприз. Хотите узнать, какой?

Детям предлагается назвать лежащие на подносе объемные геометрические фигуры (прямоугольник, куб, цилиндр).

-Я знаю, что сюрприз имеет форму цилиндра. Попробуйте его найти в «чудесном мешочке».

Ребенок достают баночку с мыльными пузырями.

— Я знаю, что сюрприз имеет форму шара (круга). Попробуйте его найти в «чудесном мешочке».

Ребенок достает маленький мяч.

Я знаю, что сюрприз имеет форму прямоугольника. Попробуйте его найти в «чудесном мешочке».

Ребенок достает коробку с красками.

Д/и «Зажги фонари»

Цель:________

Ход игры: Проводится по подобию игры «Гирлянда».

Д/и «Найди скорую помощь»

Цель: соотнесение контурного изображения с реальным изображением.

Оборудование: контурное изображение машин, картинка с изображением машины.

Ход игры: Среди контурных изображений машин, необходимо выбрать подходящий контур а/машины «Скорой помощи».

Д/и «Укрась узором»

Цель: развитие зрительного восприятия.

Оборудование: изображение каравая, цветные карандаши. Картинка с изображением пекаря.

Ход игры: Педагог предлагает детям украсить каравай разными узорами.

— Всю ночь работают хлебозаводы. Ведь хлеб надо испечь к утру и развести по магазинам, а печёт хлеб пекарь. Ночью пекарю не до сна. Пекари настоящие мастера своего дела. Они выпекают такие караваи – всем на загляденье! Давайте украсим каравай разными узорами.

Д/и «Перенеси фигуру»

Цель: развитие прослеживающей функции глаза.

Оборудование: картинки с изображением геометрических фигур.

Ход игры: Педагог предлагает детям нарисовать справа фигуру, соответствующую фигуре слева (проводится по подобию «лабиринта»).

— Ребята, вы должны помочь фигуре пройти по лабиринту и нарисовать справа такую же фигуру.

Д/и «Узнай на ощупь»

Цель: учить определять фигуры наощупь.

Оборудование: объемные геометрические фигуры.

Ход игры: Инструкция педагога:

— Ребята, закройте глаза и ощупайте фигуры, которые лежат перед вами, запомните их расположение  и выложите их точно так же. Будьте внимательны, перед вами есть и лишние фигуры.

Д/и «На что похоже?»

Цель: умение соотносить названный предмет с реальным объектом.

Оборудование: мяч.

Ход игры: Инструкция педагога:

 — Я бросаю вам по очереди мяч и называю какой-либо предмет, а вы возвращаете мне мяч и называете, на какую геометрическую фигуру он похож:

— Окно

— На квадрат

— Дверь

— На прямоугольник

— Часы

— На круг

— Флажок

— На треугольник  

Д/и «Собери фигуру»

Цель: умение составлять целый предмет из частей (с образцом и без).

Оборудование: геометрические фигуры, разрезанные на части.

Ход игры: Инструкция педагога:

— Ребята, у вас в конверте лежит разрезанная на части фигура, соберите и назовите ее.

Д/и «Зверюшки спрятались»

Цель: умение называть животных по контурному изображению.

Оборудование: картинка со спрятавшимися зверюшками.

Ход игры: Инструкция педагога:

— Посмотри, пока мы с вами выполняли задания, зверюшки убежали в лес и спрятались. Давайте их найдем.

(Детям предъявляется картинка с контурным изображением деревьев и животных. Они должны показать и назвать всех животных).

Д/и «Угадай следы животного»

Цель: умение соотносить силуэтное изображение с реальным предметом.

Оборудование: изображение следов животных, силуэтное изображение животных.

Ход игры: Инструкция педагога:

— Ой, смотрите, кто то оставил свои следы. Никого не видно! Животные решили поиграть с нами в прятки.

— Какие животные могли оставить эти следы? (предположения детей).

(Перед детьми лежит коробка с силуэтными изображениями животных).

— А теперь давайте посмотрим, правы ли вы были?

— Как ты догадался, что это следы слона? Жирафа? Зебры?

Д/и «Что изменилось?»

Цель: развитие зрительной функции глаза.

Оборудование: изображение животных жарких стран, изображение коровы.

Ход игры: Инструкция педагога:

— Посмотрите внимательно и запомните всех животных, которые будут с вами играть, запомните, кто где из животных находится (где находится зебра, кто стоит после слона).

(Дети закрывают глаза, педагог меняет местами животных).

_ Что изменилось?

Дети закрывают глаза, педагог подставляет корову.

—  Что изменилось? Кто в этом ряду лишний? Почему?

Д/и «Кто скорее дорисует жирафа?»

Цель: умение рисовать животных по точкам.

Оборудование: лист бумаги (в клетку), инструкция педагога для графического диктанта.

Ход игры: Педагог предлагает детям нарисовать жирафа по точкам.

— А сейчас, ребята, давайте с вами нарисуем и раскрасим жирафа.

Д/упражнение «Строим ракету»

Цель: умение составлять целостный предмет по схеме.

Оборудование: схематичное изображение ракеты, геометрические фигуры (из картона), либо объемные фигуры.

Ход игры: Инструкция педагога:

 – Вы готовы отправляться в путешествие. На чем мы можем полететь в космос?
До луны не может птица,
Долететь и прилуниться,
Но зато поможет это
Сделать быстрая…ракета.

– Я предлагаю каждому из вас построить свою маленькую ракету. Для строительства вам потребуется чертеж. Дети получают конверты с «чертежами».

– Внимательно рассмотрите чертеж. Перед вами схема строительства космического летающего аппарата.

Дети самостоятельно подбирают нужные для строительства детали, строят свои ракеты.

– Проверьте друг у друга, правильно ли собрана ракета, соответствует ли постройка чертежу.

Д/и «Карта звездного неба»

Цель: выкладывание фигур по словесной инструкции педагога.

Оборудование: геометрические фигуры (из картона).

Ход игры: Инструкция педагога:

– Выложите в центре поля красный шар. Это солнце.

– Вокруг солнца три орбиты: желтая, оранжевая и красная.

– По оранжевой орбите движется круглая синяя планета.

– Между красной и оранжевой орбитами летит конусообразная комета.

– По желтой орбите летает цилиндрический космический корабль.

– На самой дальней от солнца орбите кружит большой многоугольный астероид.

– Между желтой и оранжевой орбитой движется куб-спутник.

Д/и «Большой космический корабль»

Цель: составление целого предмета из частей.

Оборудование: геометрические фигуры (объемные).

Ход игры: Инструкция педагога: (составление космического корабля из геометрических фигур):

– Внимание, на орбиту мы отправляемся на космическом корабле, но он стал разрушаться. Необходимо срочно произвести починку. Все обломки находятся здесь, давайте произведем починку, поставив все на место.

Д/упражнение «Найди тень»

Цель: соотнесение силуэтного изображения с реальным изображением объекта.

Оборудование: силуэтное и реалистичное изображение бабочек,

Ход игры: Найди «на глаз» тень каждой бабочки.

Инструкция: «Посмотрите внимательно на картинки, бабочки потеряли свои тени, давайте поможем им найти их. Посмотрите и скажите где тень первой бабочки, второй, третьей, четвертой».

Д/упражнение «Лабиринт: Бабочка и цветок»

Цель: развитие прослеживающей функции глаза.

Оборудование: лабиринт.

Ход игры: Инструкция: «Ребята помогите бабочке добраться до цветочка».

Д/упражнение «Самый внимательный»

Цель: учить детей выделять изображения из наложенных картинок.

Оборудование: наложенное изображение бабочек.

Ход игры: Перед детьми наложенные изображения бабочек.

Инструкция: «Кто окажется самый внимательный и скажет, сколько бабочек здесь изображено. Обведите глазками контуры бабочек и сосчитайте их кол-во». Детям, испытывающим трудность, помогаю.

Д/и «Рисуем бабочку»

Цель: умение дорисовывать частичное изображение предмета до целостного изображения.

Оборудование: недорисованное изображение бабочки.

Ход игры: Детям раздаются карточки с недорисованными бабочками и дается инструкция: «симметрично нарисуй бабочке правую часть. Чаще смотри на образец».

Упражнения по развитию зрительного восприятия

Упражнения для развития зрительного восприятия младших школьников

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ ФОРМЫ ПРЕДМЕТОВ, НА СООТНЕСЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ ПО ВЕЛИЧИНЕ

1. «Отгадай фигуру»

Задание: ребёнку предлагается набор геометрических фигур. На доске или перед ребёнком изображения тетради, пенала, ластика, красок, точилки. Ребёнку предлагается назвать все нарисованные предметы и подобрать к ним обобщающее слово. Затем закрыть глаза и на ощупь определить какую геометрическую фигуру дал психолог, ответить на вопросы: -Какой предмет похож на треугольник? (квадрат, круг, прямоугольник) -Из чего он сделан?

2 «Воспроизведение геометрических фигур » Задание: внимательно рассмотреть рисунок, проговорить какая фигура, где находится, по памяти нарисовать.

3 «Покажи дорожку» Задание: посмотреть внимательно на таблицу из геометрических фигур, помочь герою сказки добраться по дорожке к нужному ему месту, для этого покажи или закрой фишками слева направо: а) все треугольники (квадраты, круги), б) все заштрихованные треугольники (круги, квадраты).

4 Упражнение «Геометрические фигуры»

Детям предлагаются карточки с рисунками, состоящими из геометрических фигурами (Приложение 1, рис.1)

Задания учащимся: определите, сколько на карточках треугольников, квадратов, кругов, ромбов, прямоугольников и т.д.

5 Игра » Что в свертке».

Для участия в игре дети разбиваются на две команды. К игре команды должны заранее подготовиться. Члены обеих команд должны принести из дома 5-6 предметов необычной формы, завернутые в бумагу, чтобы трудно было догадаться, что в сверстке. Ощупывают каждый предмет все члены команды. За правильно названный неразвернутый предмет каждой команде дается фишка. 

 

6 Игра «Развиваем наблюдательность»

Играющие делятся на две команды, и участникам игры предлагается в течение 10 минут записать как можно больше предметов, группируя их по следующим признакам: форме, цвету, сделанные из одного материала, начинающиеся с одной буквы. Педагог дает задание составить список предметов: красного цвета, круглых, деревянных, начинающихся на букву К и т.п. За более длинный список предметов по каждому из признаков команде начисляются баллы.

7 Упражнение  «Дорисуй фигуры» Ученику показывают рисунки, на которых линиями изображены различные геометрические фигуры, но они не дорисованы. Попросите ребенка дорисовать их.

8 «Срисовывание по клеточкам» Задание: посмотри внимательно на рисунок, на нём изображена фигура, состоящая из линий, нарисуй точно такую же фигуру по клеточкам, по окончании проговорить с ребёнком, как он это рисовал.

9 «От маленького к большому»

Оборудование: карточки с изображением обуви разных размеров, матрёшек, домиков и других предметов. Задание: разложи предметы от самого маленького к большому.

10 «Сравни по длине, ширине, высоте» Оборудование: изображения предметов различных по высоте, ширине, длине. Ребёнку предлагается показать и назвать самое длинное (широкое, высокое) изображение, затем самое короткое (узкое, низкое). Положить картинки (или игрушку) на самое длинное (широкое, высокое и т. д.) изображение.

11 «Назови, сколько. . .»

Ребёнку предлагается назвать, сколько на рисунке треугольников, квадратов, овалов, прямоугольников

3

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *