Упражнения на развитие восприятия: Сборник упражнений для развития восприятия младших школьников | Методическая разработка по психологии на тему:

Упражнения на развитие восприятия: Сборник упражнений для развития восприятия младших школьников | Методическая разработка по психологии на тему:

Упражнения на развитие восприятия

Упражнение “Дорисуй фигуры”

Цель: развитие восприятия геометрических фигур, тонкой моторики (умения пользоваться линейкой).

Материал: распечатанные бланки методики, простой карандаш, линейка.

Инструкция:

1-й этап: ребенку предлагается рассмотреть рисунок с изображением различных геометрических фигур (см. Бланк №1). Попросите его назвать те фигуры, которые он знает. В случае затруднений, подскажите ему названия тех фигур, с которыми он еще пока не знаком.

2-й этап: ребенку дают распечатанный Бланк №2, где изображены те же самые геометрические фигуры, но только они не дорисованы до конца. Задание: дорисовать фигуры.

Примечание: многие из изображенных фигур легче дорисовать, используя линейку.

У вас есть прекрасная возможность научить ребенка ей пользоваться. Покажите ему, как необходимо правильно прикладывать линейку для того, чтобы продолжить сторону фигуры, как найти точку пересечения смежных сторон.

Работа с Бланками №№ 3 и 4 проводится аналогичным образом, только там еще надо часть фигур заштриховать.

 

Задание: необходимо найти в каждом ряду лишнюю фигуру и объяснить, почему именно она лишняя.

 

Задание: “Найди спрятанные предметы”

Упражнение “Маршруты”

Цель: развитие тонкой моторики.

Материал: распечатанный бланк методики, простой карандаш.

Инструкция: ребенку дают распечатанный бланк методики и просят его карандашом провести путь по каждому из маршрутов, стараясь не задевать “стены”.

 

 

Задание “Как пройти к зайке?”

 

Цель: развитие наглядно-образного мышления у ребенка.

Материал: распечатанные бланки методики.

Инструкция: Ребенку по очереди (с 1-го по 6-ой) предъявляются распечатанные бланки методики. На каждом бланке нарисованы разветвленные дорожки. В местах разветвления дорожек расставлены ориентиры: елочки, лиственные деревья, грибы, цветы. У нижнего конца дорожки (начало поиска) нарисована травка. Набор ориентиров и разветвление дорожек на каждом бланке разные.

Внизу на каждом бланке также даны по две схемы пути. Каждая схема представляет собой ломаную линию, которая начинается от входа в лес (травки), проходит между несколькими ориентирами, меняет направление и заканчивается около какой-нибудь елочки, под которой спрятан зайка. Схемы варьируют по количеству поворотов (от 2 до 5).

Перед началом игры взрослый, показывая ребенку 1-ый бланк, говорит, что в этом лесу под одной из елочек спрятался зайка. Он нарисовал дорожку, по которой его можно найти. Взрослый показывает ребенку первую схему пути. Они вместе рассматривают схему, отмечают, мимо чего проходит дорожка к зайке (сначала от травки прямо до елочки, потом сворачивает направо до цветочка, затем идет вниз к елочке, под которой и сидит зайчик). По первой схеме взрослый помогает ребенку искать зайчика. Следующие схемы ребенок уже проходит самостоятельно.

Примечание: в приложении к методике дается картинка-раскраска с изображением зайчика. После того как ребенок справится со всеми заданиями данной методики, ему в качестве “приза” можно дать раскрасить эту картинку.

Задание “Разные дома”

Цель:

Научить ребенка сравнивать рисунок и чертеж предмета.

Материал:

  1. Карточки с контурными изображениями построек сложной формы (дома с разными крышами, пристройками). Ребенку предлагаются 4 схемы.

 

  1. По 3 детализированные картинки к каждой схеме. В каждой картинке есть небольшое расхождение со схемой: отличие в форме крыши одной из пристроек, в расположении пристроек, в их высоте и ширине и т.п. (см. Бланк)

Руководство:

Взрослый рассказывает ребенку, что однажды строители строили по чертежу дом и допустили небольшие ошибки. И хотя дома получились красивые, они все же немного отличались от чертежа. Ребенку предлагается рассмотреть каждую постройку и найти неточности. Взрослый показывает ребенку первую схему и картинку к ней. Ребенок находит ошибку. Затем взрослый показывает следующую картинку к этой же схеме, потом – третью. Далее переходят ко второй схеме и рассматривают последовательно еще 3 картинки. Если ребенок не может найти правильный ответ, взрослый помогает ему. Точно также рассматриваются остальные рисунки и чертежи.

Задание: сложи целую картинку из частей.
Примечание: предварительно необходимо разрезать рисунок чайника на 5 частей по указанным линиям.

 

Упражнения на развитие зрительного и пространственного восприятия.

Упражнения на развитие зрительного и пространственного восприятия

Чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен свободно ориентироваться  в пространстве и владеть основными пространственными понятиями. Пространственные представления необходимы для обучения ребенка счету, письму, рисованию, чтению и многим другим дисциплинам, которые основаны на установлении соотношений между предметами и явлениями, их последовательности, а значит, их пространственных возможностей. Расстановка точек, заголовки, названия упражнений, правильное оформление работы практически для всех маленьких детей представляют сложный момент школьной жизни. Работа в тетради  требует жесткой дисциплинированности.

Формирование графического навыка как технической стороны письма во многом зависит от умения ориентироваться на листе бумаги. Это связано с тем, что формы букв определяются не только составом входящих в них элементов, но и их количеством, размером и расположением относительно рабочей строки. Следовательно, для того, чтобы ребенок приобрел графический навык, он должен сознательно усвоить зрительный образ буквы, ясно представлять себе, из каких элементов она состоит и в каких пространственно-количественных отношениях эти элементы объединены в каждой отдельной букве.

Упражнения на развитие зрительного и пространственного восприятия помогают формированию и совершенствованию ориентировки на листе бумаги и навыка движения по нему руки. Работа проводится на листе большого формата и опирается на  активную деятельность детей с игрушками и геометрическим материалом.Прежде всего необходимо объяснить значение выражений в центре, посередине, справа, слева, сбоку, по верхней, по нижней, по боковой стороне справа, по боковой — слева, левый (правый) верхний угол, левый (правый) нижний угол, верхняя (нижняя) строчка и др.

1.      «Снежинки падают»(развитие умения различать верх и низ листа.) Дети выкладывают снежинки, сделанные из бумаги в верхнюю часть листа. Затем берут каждую снежинку и показывают, куда она падает (в низ листа). Свои действия  сопровождают словами: «сверху вниз».

2.      «Бабочки летят» (развитие умения различать верх и низ листа). Выполняется также, как и первое упражнение. Опираясь на показ взрослого и его словесные указания, а затем лишь по его словесным инструкциям дети перемещают бабочку по листу бумаги, комментируя свои движения: «вверх – вниз», «снизу вверх».

3.      «Самолет», «Машина»(развитие умения различать правую и левую стороны листа). Самолет «разбегается» по взлетной полосе, машина  «едет» из дома в гараж. Свои действия дети сопровождают указанием направления движения: «слева направо».

4.      «Геометрический  диктант».

Вариант 1.  Детям предлагаются карточки с различными фигурами (квадрат, круг, точка, крестик) и задания к ним. Например:

— Написать букву (нарисовать фигурку) справа или слева от вертикальной линии.

— Положить кружок, справа от него — нарисовать крестик, слева от крестика поставить точку.

— Нарисовать точку, ниже точки — крестик, справа от точки — кружок.

— Нарисовать квадрат, справа от него — крестик, выше крестика поставить точку.

Вариант 2. Дети  рассматривают готовую композицию орнамента, анализируют его и воспроизводят по памяти, пользуясь заранее заготовленными геометрическими фигурами. Например, квадрат разместить в центре листа, круг – в верхней части, овал – в нижней, треугольник – по правому краю, многоугольник – по левому. Или: синий круг в центре листа, красный – в левом верхнем углу, зеленый – в левом нижнем, желтый – в правом верхнем, черный – в правом нижнем.

Вариант 3.Взрослый говорит, где какие фигуры следует разместить, но ничего не показывает. Например, положить квадрат на середину листа бумаги, вокруг разместить восемь треугольников (острым углом к квадрату), между треугольниками — маленькие круги, а над треугольниками — квадраты; в левом верхнем и нижнем углу разложить круги, соединив их между собой прямой линией.

5.       «Полет в космосе».По листу бумаги темного цвета (космос) дети перемещают кружок (космический корабль) в соответствии с указанным направлением (маршрутом космического корабля): из середины (центра) в левый верхний угол, затем в правый нижний и т. д.

6.       «Назови соседей».  Для этого используется лист бумаги, на котором хаотично расположены изображения различных предметов.

Вариант 1:взрослый просит найти изображение какого-то предмета и определить:

— что изображено справа от него,
— что нарисовано под ним,
— что находится вверху справа от заданного предмета, и т.п.

Вариант 2:взрослый просит назвать или показать предмет(ы), который(е) находятся:

— в правом верхнем углу,
— вдоль нижней стороны листа,
— в центре листа, и т.п.

7. «Лабиринт». Взрослый дает ребёнку лист, на котором нарисован лабиринт и стрелочной указано начало пути. Затем ребенку предлагается помочь найти дорогу из лабиринта.

8.  «Я еду на машине». Перед детьми лист бумаги (А3) и маленькая машинка. Дети, слушая инструкции взрослого, передвигают машинку в нужном направлении. Например, в правом нижнем углу листа – гараж, оттуда мы поедем по нижней стороне листа в школу. Она находится в левом нижнем углу, а после школы мы поедем в зоопарк, который находится в правом верхнем углу, и т.д.

9. «Укрась ёлку».На листе нарисована ёлка, но все шарики на ней белые. Необходимо  раскрасить шарики по инструкции взрослого. «В центре – синий шар, справа от него – желтый, внизу – красный и т.п.»

10. «Клеточка».Детям предлагается обвести клетку в любом месте листа, затем обвести клетки через одну до конца страницы, получилась строка; обвести клеточки через одну вниз до конца страницы, получился столбик. Сначала дети действуют по подражанию взрослому, затем по устной инструкции. Используйте в орнаментах разные элементы: точки, палочки (вертикальные, горизонтальные, диагональные – длиной в одну клетку). В сложных узорах дети учатся определять закономерность расположения рисунка (чередование элементов). Полезно приучать к рисованию непрерывных узоров, не отрывая руки (подготовка к безотрывному письму).

11. «Графический диктант».На листе бумаги в клетку дети в соответствии с инструкцией взрослого проводят линии: «Одна клетка вправо, две вниз, три вправо, две вверх». Фигуры диктантов вначале должны быть простыми, а затем постепенно усложняться. Диктанты можно выполнять как правой рукой (если она ведущая), так и левой, а затем двумя вместе.

Графические диктанты целесообразно либо рисовать одновременно с детьми на своем листе, либо предлагать после рисования правильный образец для сравнения. Сравнение и анализ полученного рисунка помогут развитию у детей критичности к результатам своей деятельности и самоанализа.

Для более полного и глубоко усвоения материала во всех играх можно использовать такой интересный прием – передать  «учительские» функции ребенку, поскольку в результате преподавания лучше всего обучается сам учитель.

Еще один вариант усложнения работы с данными играми – это последующее «чтение» получившихся узоров. Ребенку необходимо рассказать, где  какие фигуры он разместил или каким образом нарисовал получившийся узор.

 

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/40432-uprazhnenija-na-razvitie-zritelnogo-i-prostra

Развитие зрительного восприятия | Познание мира

Под зрительным восприятием, принято понимать не классический процесс, при котором глаза анализируют многочисленные раздражители. Этому феномену стоит придавать гораздо большее значение. Ведь чем более хорошее развитие имеет зрительное восприятие, тем разнообразнее ощущения, получаемые индивидуумом, по своей силе и качеству. За счет этой функции человеку в мозг попадает наибольшее количество информации.

В зрительном процессе принимает участие множество элементов:

  • константность;
  • целенаправленность информационного потока;
  • произвольность восприятия сведений;
  • объем;
  • аналитическая деятельность анализатора;
  • зрительно-моторная координация;
  • обследование.

Восприятие посредством зрительных органов выступает в качестве основной функции у маленьких детей, ведь за счет нее происходит узнавания ребенком самого себя и мира, который его окружает. Владея развитым зрительным восприятием, человек чувствует себя уверенно.

Особого внимания заслуживает процесс узнавания формы и цвета окружающих объектов и действительности. Ведь эти признаки являются определяющими в ситуации, когда более сильные явления не получили сигнального значения.

Внимание! В процессе выбора лидирующего признака восприятия стоит обратить внимание на задачу, стоящую перед малышом.

Чтобы ребенок мог развиваться полноценно и обладать качественным зрительным восприятием, необходимо играть с ним в специальные игры.

Игра №1 «Помоги оказаться в домике»

Целью этого игрового процесса является развитие у ребенка зрительного ориентирования в ходе восприятия формы и величины предмета.

Ход игры заключается в поиске «домика» для каждого из вкладышей, т. е. игрокам необходимо соотносить выемку и вкладыш в соответствии с цветовыми и размерными характеристиками.

Важно! При возникновении сложностей в процессе выполнения этого задания педагогу необходимо дать детям мотивацию к самостоятельному мыслительному процессу и оказать помощь.

Игра №2 «Подбор необходимых цветов»

Цель мероприятия состоит в развитии цветового восприятия, навыков узнавания цветов и визуальной памяти, а также слуховых функций.

Основная суть процесса заключается в необходимости определения ребенком цвета ленточек, а впоследствии – выемок. Т. е. ребенку нужно отыскать цвет ленточки, соответствующий цвету выемки. В процессе выполнения заданий есть риск появления затруднений, воспитатель должен помочь в их преодолении.

Игра №3 «От большого круга к малому»

Цель заключается в формировании зрительного ориентирования, развитии визуальной памяти и слухового восприятия.

В ходе игры педагог просит детей собрать панно с вкладышами, начиная с большого круга, заканчивая малым кругом. Воспитателю необходимо добиться такого результата, чтобы «домик» был найден каждым из детей. Если возникнут сложности, учитель должен оказать помощь на всех этапах игры, пока не будет достигнут желаемый результат, и усвоен соответствующий навык.

Перед их организаторами стоят другие цели, заключающиеся в ознакомлении учащихся с пространственным восприятием.

Игра №1 «Возьми игрушку»

Целевая задача, стоящая перед педагогом – ознакомление учащихся с отношениями в пространстве и выраженными словами («рядом», «близко», «далеко»). Помимо этого, цель заключается в развитии глазомера, определении направления, в котором располагается тот или иной предмет.

Материалы, с которыми придется иметь дело в процессе игры – всевозможные игрушки.

Ход игрового процесса заключается в следующем: организатор должен усадить двух участников за стол и вручить им по одному предмету, попросив с ними поиграть какое-то время.

Затем следует сказать детям, чтобы те закрыли глаза и положили игрушки. После этого останется только открыть глаза и взять игрушки без необходимости вставания со стульев.

На следующем этапе игры необходимо сначала положить одну игрушку в зоне видимости, а другую – немного дальше. Затем обе игрушки складываются таким образом, чтобы их взятие вызывало некоторые затруднения.

Важно! По завершении игры следует подвести итог: «игрушки трудно достать потому, что они располагаются далеко, а после того как мы их подвинули, они стали ближе, и до них можно легко дотянуться».

Игра №2 «Спрячься в домик»

Целью этого мероприятия является ознакомление всех участников с пространственными отношениями, которые выражаются посредством слов «снаружи», «внутри».

Для игры потребуется игрушечный домик. Можно соорудить его из покрывал и стульев самостоятельно.

Суть игры состоит в том, что по команде педагога «внутрь» или «наружу» дети соответственно залезают в домик и выходят из него.

В этой группе развивающих практик также существует несколько эффективных игр.

Игра №1 «Верни фигуру»

Всем участникам процесса предоставляется набор, состоящий из геометрических фигур. Перед ребенком дошкольником также должны быть изображены определенные предметы. Например, это может быть ручка, линейка, фломастер, карандаш, тетрадка. Учащимся нужно рассказать, какие именно изображения присутствуют на доске, а затем подобрать подходящее обобщающее слово. После этого педагог просит игроков закрыть глаза, пощупать геометрическую фигуру, врученную специалистом, и дать ответы на некоторые вопросы:

  • какой из предметов имеет сходство с треугольником, прямоугольником, квадратом, кругом;
  • из какого материала сделан предмет.

Игра №2 «Воспроизведи фигуру»

Основное условие заключается в том, что ребенок должен посмотреть на рисунок и запомнить его детали. После этого воспитатель забирает изображение и просит участника предоставить о фигуре больше информации и изобразить ее по памяти.

Игра №3 «Покажи дорожку»

Условия заключаются в том, что ребенок должен внимательно ознакомиться с таблицей, в которой представлены геометрические фигуры, а затем оказать помощь главному сказочному герою в пути к необходимому месту, показав дорогу, или закрыв определенные клетки с фигурами фишками по направлению слева направо.

Практика показывает, что многие дети, начав посещать общеобразовательную школу, нередко путаются в пространстве. Например, на тетрадном листе. Им проблематично понять, что находится слева или справа, сверху или снизу.

В процессе чтения среднестатистический ребенок часто допускает ошибки в виде смешения букв, схожих по принципу написания, их перестановки в слоге, неверного изображения отдельных элементов букв и зеркального отражения.

Важно! В процессе прохождения по программе цифрового счета выясняется, что у многих детей имеются проблемы в математике.

В этом случае немаловажную роль играет развитие пространственного восприятия, которое у школьников должно быть нацелено на профилактику подобных сложностей. Лучше всего заняться проведением занятий до того, как ребенок начнет посещать школу. Такая практика позволит решить одновременно несколько задач.

  1. Укрепить пространственные представления. А также пополнить словарный запас пространственными терминами.
  2. Обеспечить навык ориентирования в рамках плоскости листа или школьной доски.
  3. Улучшить процесс слухового сосредоточения и координации схемы «ухо — рука».
  4. Сформировать соответствующее зрительное сосредоточение на принципе «глаз – рука».
  5. Выявить и развить способность ребенка к ориентированию в трехмерном пространстве.

Программа включает в себя 4 года обучения и предполагает освоение учащимися определенных навыков по годам.

  1. Первый год обучения (для детей дошкольников 3-4 лет). На этом этапе осуществляется развитие зрительной реакции на всевозможные предметы, относящиеся к окружающему миру, их цветовые характеристики, формы. Педагоги обучают ребят взаимодействию с различными предметами и способам проведения их обследования. Немаловажную роль играет обучение соотнесению форм геометрических фигур с формами изображений на плоскости и объемных тел.
  2. Второй год (для детей 4-5 лет). У дошкольников на этом этапе закрепляется навык анализа базовых признаков того или иного предмета. Также они обучаются использованию различных способов визуального восприятия.
  3. Третий год (для учащихся 5-6 лет). На этом этапе обычно происходит закрепление умения проводить визуальное обследование и последующий анализ предметов. Еще одно умение, которым наделяется дошкольник, заключается в классификации объектов по ключевым признакам. В 5-6 лет дети применяют оптику и зрительно различают группы предметов, а также в состоянии их назвать и идентифицировать по признакам.
  4. Четвертый год (ученики 6-7 лет). Это последний этап программы, который приводит к видимым результатам в плане создания узоров из геометрических фигур, оформления изображений предметов, различения отдельных тонов, оттенков, понимания зашумленности и засоленности изображения.

Важно! Так, за 4 года программы дети могут освоить базовые навыки визуального восприятия и улучшить собственное ориентирование в пространстве.

Под тактильным восприятием принято понимать одну из форм, в которой происходит познание окружающей действительности. Тактильное ощущение – это одно из пяти чувств, способствующее изучению индивидуумом мира, лежащее в основе его чувственного познания. Пальцы и ладони – основные органы, которые обеспечивают запуск механизма мыслительной работы и дают всестороннее представление об окружающем мире. Чем более утонченным является это чувство, тем более детально ребенок может провести сравнительную параллель между окружающими предметами, явлениями. А это, в свою очередь, приводит к упорядочиванию мыслительного процесса.

В качестве основополагающего средства для управления визуальным восприятием выступает обучение всевозможным вариантам видения. В ходе прохождения специализированных занятий ребенок обучается общим дидактическим методам – словесному, наглядному, практическому. Каждый из них помогает воспитателю добиваться решения тех или иных задач.

Соответственно, на начальном этапе, в ходе приобретения ребенком первостепенных знаний и умений, в качестве ведущего выступает наглядный метод. Когда наступает стадия обобщения, в игру вступает словесный способ. Но эффективным обучение может стать только в том случае, если использовать эти методики комплексно.

Процедура проведения обучающих мероприятий многогранна. Даже возникновение у ребенка первостепенных навыков требуется профессионального практического подхода, чтобы новые умения закрепились, усвоились и стали выученными на долгие годы.

Важно! Выбор ведущей обучающей методики преимущественно пребывает в зависимости от этапа обучения. Что касается характера использования дополнительных мер, он зависит от поставленных целей и задач, а также от способов, посредством которых детям легче дается усваивание материала программы.

Зрительные образы, являясь отчасти психическими, обладают многомерностью. Помимо этого, они крайне сложны и состоят из трех базовых уровней отражения:

  • сенсорно-перцептивный;
  • представления;
  • вербально-логический.

Все эти положения отражены в издании Б. Ф. Ломова 1985 г. и версии В. А. Пономаренко 1986 г. Абсолютно каждому уровню достается важнейшая роль в процессе развития познания и эмоционального фона, а также в ходе освоения навыков. У детей, у которых наблюдается нарушение зрения, нередко формируются образы, которые не устойчивы и деформированы. Для таких учащихся характерна пассивность, стереотипность и шаблонность мышления, малая подвижность, ригидность. Факт нарушения зрительной функции негативно сказывается на всем процессе возникновения образов.

Для визуального восприятия у таких детей характерна избирательность, т. е. намеренное выделение объектов, пребывающих в сфере интересов индивидуума. Если зрение, в свою очередь, носит остаточный характер, и ребенок слабо видит, в его зрительной системе происходит неполное и неточное отражение стимулов, что приводит к ослаблению интереса к окружающей действительности, снижению активности в целом.

Орган зрения человека наделен множеством познавательных функций и возможностей относительно следующих параметров:

  • величина;
  • цветовая характеристика;
  • фактура;
  • материал;
  • степень привлекательности;
  • общая конструкция.

В рамках этого восприятия имеются определенные сенсорные эталоны. В отношении цвета они представлены 7-ю красками спектра и их всевозможными оттенками по степени светлоты и насыщенности. В отношении формы имеются различные геометрические фигуры – прямоугольник, треугольник, круг, овал, квадрат. В отношении величин можно выделить целую метрическую систему мер и т. д. Процесс коррекции зрительного восприятия включает в себя несколько базовых задач:

  • распознание цветовых характеристик;
  • определение формы;
  • развитие навыка всматриваться в предметы;
  • проведение детального сравнительного анализа и группировки в соответствии с внешними признаками объектов;
  • формирование выборочного визуального восприятия (интерпретация видимых объектов и понимания их отдельных элементов).

Основа учебной базы – использование образцов различных материалов. К ним относится цветная бумага, пластмасса, ткани, дощечки, мозаика, конструктор. В целях проведения рациональной коррекции визуального восприятия используются специальные картинки, которые содержат ошибки в размерах предметов, где изображения перевернуты. Учащиеся должны их выявить и назвать.

Кроме того, детям предлагается узнать целое по его фрагменту, сложить сборно-разборные игрушки, использовать основополагающие методики зрительного моделирования.

Важно! В последнее время популярность обрела практика разглядывания магических стерео картинок для проведения коррекции, ведь считается, что использование цветовых палитр полезно для освоения новых навыков.

Чтобы ребенку не составило труда развить в себе эту область, родителям необходимо позаботиться о некоторых моментах заблаговременно:

  • обучить их различению предметов на ощупь;
  • сформирование навык по выделению отличительных признаков;
  • научить соотнесению по величинам;
  • оказать помощь в освоении способов распознающего наблюдения;
  • развить уровень наблюдательности;
  • обучить внимательному и последовательному рассмотрению конкретного явления и предмета;
  • помочь в осмыслении связи между несколькими объектами;
  • сформировать навык по составлению одного целого из нескольких частей;
  • научиться выбирать предметы и осуществлять их соотнесение по ряду критериев;
  • помочь в различении базовых признаков времен года;
  • научить ориентированию в пространстве посредством использования плана-схемы;
  • способствовать закреплению пространственных представлений, в частности, по следующим словам: «справа», «слева», «сверху», «снизу», «перед», «за», «внутри», «снаружи», «рядом», «между»;
  • сформировать ключевые эталоны формы;
  • развить умения по анализу определенного предмета и выделению его мельчайших деталей.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Процедура проверки восприятия

Процедура проверки восприятия

Трехчастная гармония Заявление о проверке восприятия — это сообщение, которое вы создаете, чтобы проверить свое понимание чьих-либо слов или поведения.

Преимущества утверждений проверки восприятия включают:

а) помогает нам более точно декодировать сообщения : наша цель — взаимопонимание

б) снижает обороноспособность и вероятность конфликта: помогает нам избегать слишком многого.

Проверка восприятия состоит из 3 частей:
  1. Описание — дайте описание поведения, которое вы заметили.
  2. Интерпретация — предоставьте две возможные интерпретации поведения.
  3. Разъяснение — запросите у человека разъяснения относительно поведения и ваших интерпретаций.

Примеры проверки восприятия

Пример проверки восприятия 1

а) Описание замеченного поведения

Когда вы вышли из комнаты, не сказав «до свидания»… »

б) Две возможные интерпретации поведения

« Я не знал, злились ли вы на меня »

« или если вы торопились и забыли ».

c) Запрос о разъяснении

«Что случилось?»

Пример проверки восприятия 2

а) Описание замеченного поведения

«Вы не звонили несколько дней»

б) Две возможные интерпретации поведения

Не уверен, что вы на меня огорчены

или ты был занят

в) Запрос разъяснений

Что происходит, ? »


Пример видео

В этом видео вы увидите, как студенты практикуют навык проверки восприятия. Он предоставляет несколько примеров проверки восприятия в действии.

Видео пользователя YouTube JTIsaac


По лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 2.5 License

Предоставлено вам CReducation.org

Глаголы рабочих листов восприятия



Высококачественные планы уроков ESL — бесплатные образцы — членство в размере 26 долларов США
Будь лучшим учителем! Сотни планов уроков в формате PDF. Грамматика, чтение, словарный запас, разговорная речь. Все с подробными заметками для учителя. Не требуется времени на подготовку. Также доступны планы уроков по аудированию с файлами в формате mp3. Плюс карточки. Воспользуйтесь преимуществами пятнадцатилетнего опыта ESL. Используйте код купона «ESLPR» при регистрации на скидку!


Обучение детей, которые не умеют читать? С Kiz Phonics все просто:
Мы предлагаем тщательно разработанные рабочие листы по акустике, игры, видео и флеш-карты, которые вы найдете на нашем сайте.Все, что вам нужно, чтобы помочь ребенку научиться читать по фонетике: расшифровываемые рассказы, упражнения на слушание и т. Д. Посетите эту страницу сейчас!


Живые листы
Рабочие листы, которые слушают. Рабочие листы, которые говорят. Рабочие листы, которые мотивируют студентов. Рабочие листы, которые экономят бумагу, чернила и время.


Уроки английского для детей — видео, распечатки, игры, онлайн-тесты
Обучайте детей с помощью увлекательной программы смешанного английского. Многоуровневая учебная программа по английскому языку с мультипликационными видеороликами, увлекательными играми, интерактивными тестами и счетчиком прогресса. Совершите экскурсию прямо сейчас!

Реклама здесь

Рабочие листы по грамматике

Словарный запас

Рабочие листы для прослушивания

Разговорные листы

Рабочие листы для чтения

Письменные листы

Рабочие листы кино и телевидения

Рабочие листы по играм

Рабочие листы с песнями

Учебные ресурсы

Импровизационные игры и упражнения для развития эмоционального интеллекта

С сентября компания Lifestage предлагает ежемесячные обучающие семинары, посвященные использованию импровизации для развития эмоционального интеллекта. Эти семинары были ориентированы на работу, проделанную клиницистами, преподавателями и инструкторами, которые направляют процесс личных изменений или профессионального развития, но, как оказалось, мы наслаждались некоторым интересным разнообразием среди участников — менеджеров, владельцев бизнеса, как сотрудников, так и клиентов. , общественные активисты и исполнители.
Ниже представлена ​​коллекция упражнений, которые мы использовали на семинарах, а также некоторые исследования, подтверждающие их использование.


Почему импровизация?
Импровизация — мощный способ узнать о ментальных привычках и шаблонах.Размышление о наших внутренних переживаниях после выполнения упражнения по импровизации дает возможность решить, являются ли наши умственные привычки эффективными и полезными или самоограничивающими и устаревшими. Напряженность творческого процесса и такого рода межличностное взаимодействие — быстрый путь к большему самосознанию, связанному с высоким эмоциональным интеллектом. «Следуя за страхом» сознательно и целенаправленно, мы становимся более осведомленными о наших ментальных структурах и защитах и ​​в то же время переживаем, какой могла бы быть жизнь, если бы мы были менее обременены ими и более спонтанными.
Наши автоматические, подсознательные структуры и защиты почти сразу бросаются в глаза в процессе импровизации. Просто нет знание того, что будет дальше в сцене, например, или присоединение к игре, которая кажется глупой и бессмысленной, может вызвать и действительно вызывает напряжение, и по этой причине это может быть неудобно. Но правильно построенные импровизационные упражнения обманчиво глубоки. Они могут раскрыть нам наши реакции и позиции по умолчанию, когда мы сталкиваемся с изменениями любого рода, информацию, которая в основном скрыта от нашей повседневной осведомленности, но играет огромную роль в наших повседневных взаимодействиях и решениях.Процесс развития эмоционального интеллекта точно такой же — осознание защиты и самозащиты, которые мы используем, чтобы почувствовать психологическую безопасность, и сознательный выбор того, как ими управлять.

В статье на веб-сайте Harvard Business Review под названием «Для более гибкой рабочей силы нанимайте знающих себя людей» ссылки выше самосознание к способности быть гибким и изменяться в ответ на изменения ситуации. «Понимание того, что у человека есть определенные тенденции, ведет к признанию что эти тенденции в одних ситуациях служат лучше, чем в других.Тот признание, в свою очередь, приводит к готовности оценить ситуацию и скорректировать подход к этому, если требуется … Самосознание — это тысячелетняя область учеба — афоризм «познай себя» восходит как минимум к Сократу. Почему это важно для эффективности организации? По словам Гэри Юкла, исследователь лидерства: «Самосознание помогает понять собственные потребности и вероятные реакции на определенные события, тем самым облегчая оценка альтернативных решений.Он определяет концепция как включающая «Понимание собственных потребностей, эмоций, способностей и поведения», указывает на то, что человек способен определить свои сильные стороны и слабые стороны будут более эффективными ». УЛУЧШЕНИЕ ИГР и УПРАЖНЕНИЙ

Я СДЕЛАЛ ЭТО! УПРАЖНЕНИЯ: СЛОВА И МУЗЫКА
  • Размышляйте о личном опыте «следования за страхом», который оказался удачным и демонстрирует один из принципов как импровизации, так и эмоционального интеллекта;
  • Повышение сплоченности группы через личное общение;
  • Ощутите групповую поддержку и «музыку» взаимодействия, которая играет центральную роль в понимании эмоционального интеллекта;


— Просмотрите «крючок» музыкальных тем из фильмов, которые узнает большинство людей, включая фильмы, показать героев, которые делают невероятные вещи, e.g .: Миссия невыполнима, Тема из Супермен, Тема из Рокки, Тема из Великолепной семерки; отношения или межличностные проблемы: Тема из «Странной пары»; Пойте каждую тему вместе репетировать.
Инструктировать участники должны потратить 5 минут на обзор того, что было достигнуто за свою жизнь, на которую они не рассчитывали. Определите: какова была цель? Какие были препятствия? Каково это, достигнув этого?

Каждый участник может выбрать, какую музыкальную тему они хотели бы, чтобы группа пела как они занимают центральное место.Пойте с энергией, чтобы поддержать человека, когда он этап. Каждый делится от 3-4 минут.

Вы! Цели:

  • Нарушение автоматического ментального построения;
  • Сосредоточьтесь на настоящем моменте;
Базовый узор: Все встают в круг. Фасилитатор начинает игру указав на кого-то в круге говоря «ты». Затем этот человек указывает на кого-то еще, говоря «ты». Игра продолжается, пока все не опускают руки и не говорят кому-то «ты». — повторы не допускаются — последний человек указывает на фасилитатора и передает «Ты» обратно к нему / ей. Спросите участников, помнят ли они, кого получили «вы» и кому они его передали, потому что собираются придерживаться эти люди. Сыграйте еще два раунда, чтобы всем было удобно и поощряйте группу двигаться быстрее. Секунда шаблон: Скажите участникам, что теперь они собираются практиковать другой шаблон. Укажите на кого-нибудь (не в первом раунде) и скажите что-нибудь в категория, например ваша любимая еда / блюдо на завтрак. Повторяйте процедуру до тех пор, пока все указали на кого-то и сказали, что любимый завтрак (нет повторение указаний на людей или еды). Начните шаблон «вы» и примерно через 30 секунд начните режим завтрака, чтобы у вас было два шаблона в то же время. Ss обычно бросает один.Поощряйте их концентрироваться и сохраняйте динамику с обоими. Третий шаблон: Теперь представьте третий шаблон с другой категорией, например, животное, супергерой, цветок, страна. Начните узор «ты», затем 2 и один, затем третий.

БЕСШУМНЫЙ КРУГ ОПОРЫ

Цели:

  • Способствовать сплочению группы;
  • Продемонстрируйте основной принцип импровизации «заботьтесь друг о друге»;
  • Обеспечение безопасного и поддерживаемого переживания дезориентации, которое способствует творчеству и открытости для развития нового мышления и навыков;

Каждый участник по очереди идет с закрытыми глазами по кругу, составленному из остальной группы. Он начинается с нескольких поворотов с закрытыми глазами в центре круга, а затем идет прямо вперед. Группа несет ответственность за обеспечение безопасности идущего человека и заботу о нем. Всегда существует риск, что кто-то в кругу совершит ошибку или что люди в кругу не будут работать вместе согласованным образом (хотя я еще не видел, чтобы это произошло). Это всегда может произойти, особенно с детьми, и мы должны быть готовы обработать все, что пойдет не так, если это произойдет. ПОПАДАНИЕ В ГЛАЗА / ОТСУТСТВИЕ ПОПАДАНИЯ В ГЛАЗА
Цели:
  • Испытайте воздействие зрительного контакта при безмолвном взаимодействии с другими;
  • Испытайте влияние зрительного контакта на эмоциональное состояние и эмоциональную связь;
Группа или лидер предлагает группе представить себе, что групповое пространство — это какое-то открытое общественное пространство. художественная галерея или вокзал. Участники ходят по пространству, не глядя никому в глаза. 1-2 мин. Предусмотрены стикеры, позволяющие участникам записывать любые чувства, которые они осознают во время этого упражнения, и вывешивать их в определенном месте на стене. Затем группе дается указание ходить по пространству таким же образом, только на этот раз для поиска зрительного контакта с другими, но сразу же отводить взгляд при установлении зрительного контакта. 1-2 мин. Ощущения снова записываются на стикер, помещенный в другое место. Затем группе предлагается пройтись по пространству, найти зрительный контакт и объединиться с первым человеком, который ответит взаимностью.Идите бок о бок с этим человеком, и оба партнера не смотрят друг другу в глаза. Ощущения записаны. Группа возвращается в большой круг. Опущенные глаза смотрят на туфли. На счет 3 каждый смотрит вверх и ищет с кем-нибудь зрительный контакт. Если установлен зрительный контакт, дайте партнеру пять.

ОБРАБОТКА:

Какие чувства вызывает каждый этап упражнения?

Что вам нравится, что плохо или что-то среднее и почему?

Каким образом это применимо к жизни в реальном мире?г. каковы наши эмоции

реакция на людей, которые смотрят в сторону, а не смотрят в глаза?

Что для контакта между клиентом и учеником может означать постоянный зрительный контакт?

Как зрительный контакт влияет на взаимодействие?


ДОКАЗАТЕЛЬСТВА:
Зрительный контакт и социальное взаимодействие, PsyArticles.com
В этом исследовании, опубликованном в журнале Psychological Science, , в котором изучалась важность небольших межличностных сигналов, таких как краткий зрительный контакт даже с незнакомыми людьми, Эрик Д.Вессельманн из Университета Пердью и соавторы Флоренсия Д. Кардосо из Национального университета Мар-дель-Плата в Аргентине, Саманта Слейтер из Университета Огайо и Киплинг Д. Уильямс из Purdue «описывают исследование, проведенное с целью выяснить, насколько маленькая реплика может помочь. кто-то чувствует себя связанным. ПОДРОБНЕЕ « Зрительный контакт укрепляет доверие у постели больного: врачи, которые смотрят в глаза, кажутся пациентам более чуткими» В исследовании, опубликованном в журнале « Journal of Participatory Medicine », анализировались видеозаписи визитов врачей и подтверждается мнение о том, что невербальное социальное общение является важной частью врачебной деятельности. / терпеливые отношения, которыми следует тщательно управлять.

ИГРА: ЧТО Я ДЕЛАТЬ?

ЗАДАЧИ:

  • Повышение спонтанности;
  • Создает диссонанс разума и тела *, который усиливает креативность;

Первый игрок линия переходит в круг и начинает имитировать действие.Как только активность ясна, игрок 2 спрашивает: «Что ты делаешь?» Первый игрок отвечает на то, что ничего общего с тем, что он на самом деле делает. Например. если игрок 1 режет чьи-то волосы, когда его спросили, что он делает, он мог сказать: «Я читаю газета «. Второй игрок начинает имитировать действие заявил предыдущий игрок. Третий игрок подходит к игроку 2, спрашивает, что он делает и так далее. Играйте до тех пор, пока все не изобразят что-нибудь, вопрос.


Я ДЕРЕВО ЗАДАЧИ:
  • Попрактиковаться в принятии предложений идей в сотрудничестве с другими *
  • Для развития предложений, сделанных другими;
  • Рассказывать историю шаг за шагом, что увеличивает сплоченность в команде;

Один человек начинает сцену со сцены, говоря: «Я дерево. «Другой человек присоединяется к ним, выбирая что-то или кого-то для взаимодействовать с деревом. Они могут сказать: «Я голубая сойка, зовущая с дерева. ветка »и обхватите человека за руку дерева. Или, может быть, они говорят: «Я вода бегая под корнями дерева »и лягте на пол, чтобы покачиваться под ногами человека на дереве. Затем к первым двум присоединяется третий человек, выбирая свою собственную идентичность и действие: «Я — любовники, кора дерева », образуя сердце на туловище человека-дерева.В в этот момент человек, начавший сцену — здесь дерево — выбирает один из другие взять с собой со сцены («Я возьму любовную резьбу»), и они оставьте третьего человека в покое на сцене. Этот человек повторяет свою личность («Я меня зовет синяя сойка с ветки дерева ») и еще двое выходят на сцену, чтобы найди подключенные тож к , что человек. Этот человек, которого оставили один этап — во второй раз, сойка — теперь выбирает одного из своих вне стадии, и цикл начинается снова.При необходимости повторите.
*
«Мы не становимся социально компетентными, когда авторитетные лица говорят нам, как себя вести, мы приобретаем эти навыки, взаимодействуя с нашими сверстниками, узнавая, что приемлемо, а что нет».
«Хотя исследования обычно подчеркивают положительное влияние игры на развивающийся мозг, они обнаружили, что это важно и для взрослых. Без игры взрослые могут в конечном итоге выгореть от« суетливого бизнеса », которым все мы занимаемся. «, — говорит Марк Рекофф, биолог-эволюционист из Университета Боулдера.Взрослые, которые не играют, могут оказаться несчастными и истощенными, не понимая, почему именно.
«Я считаю, что игра является основным механизмом социализации высших отделов мозга». «The Serious Need For Play » Scientific American Mind Специальное коллекционное издание, зима 2014 г .:

УПРАЖНЕНИЕ ПО ПРОСЛУШИВАНИЮ: ЧТО ВЫ ГОВОРЯЕТЕ….
  • Сосредоточьтесь на том, чтобы слушать без интерпретации того, что другой человек говорит;
  • Развивать творческое мышление;
  • Развивать навыки внимательного межличностного общения слушать и отвечать без суждения

Шаг Первый: выбирается тема, по которой люди могут занимать противоположные позиции.это Лучше всего выбрать тему, которая не достаточно для создания весьма спорным эмоциональные реакции, позволяющие сосредоточиться на упражнении и развитии навыков, например «Я люблю торговые центры» против «Торговые центры ужасны». Два партнеры смотрят друг на друга. Каждый партнер высказывает свое мнение по одному предложению за раз, не касаясь другой человек, например Партнер 1. В торговых центрах есть все необходимое в одном месте.
Партнер 2: Торговые центры — это энергоресурсы. Партнер 1: Если я хочу пойти в Sears, или Macy’s, или моим детям что-то нужно, это все прямо там.Партнер 2: Они тратят пространство и вредны для окружающей среды. Партнер 1: И вы можете пойти на обед или в кино прямо здесь. Партнер 2: Торговые центры — это дьявол. Этот продолжается 90 секунд. Шаг Три: каждый партнер делится своим мнением по одному предложению за раз, и партнер отвечает, перефразируя предложение, не используя ничего из того же слова, начинающиеся с «Итак, вы говорите …» Партнер 1: Некоторые из моих лучших воспоминаний о детях произошли в торговых центрах. Партнер 2: Итак, вы говорите, что есть счастливые времена, о которых вам нравится думать и что многие из них произошли в местах, где все магазины находятся внутри одного большого Здание окружает огромная автостоянка.Если партнер 1 говорит «да, это то, что я сказал», затем партнер 2 делится высказыванием и партнер 1 перефразирует. Некоторые вопросов для обработки этого упражнения: какая это было похоже на попытку слушать кого-то еще в то же время, что и вы говоришь? Мочь вы думаете о случаях, когда вы пытаетесь слушать другого человека, пока вы собственные мысли скачут? какая Было ли это как поделиться, когда ваш партнер не ответил на то, что вы сказали? какая это как перефразировать то, что сказал ваш партнер? какая мешает представить то, что говорит человек? Вы знали о ваша собственная предвзятость, суждения или восприятие мешают просто повторять их точка зрения?
Подход / избегание Цели:
  • Для изучения процесса защитного эмоционального дистанцирования или эмоциональной близости посредством физического движения;
  • Кому наблюдать эмоциональные реакции на попытки других убедить;
  • Для наблюдения за эмоциональными реакциями когда кого-то с нашей «стороны» уговаривают приблизиться к «другой стороне»
Группы из 3 человек смотрят друг на друга на расстоянии нескольких футов друг от друга.Настроить конфликт между 2 группами (может быть между 2 людьми), например, выходить на пиццу или остаться на ужин; Секретный Санта или не секретный Санта? Каждая команда делает положительные заявления о свою позицию в попытке убедить другую команду. Когда что-то убеждает, участники подходят ближе к человеку, сделавшему заявление. Когда что-то отговаривает, участники отходят от человека, сделавшего заявление.

Цели:

  • Для определения различных психологических защит и способы их выражения через движение и слова;
  • Чтобы изучить динамику между влиятельным лицом и человеком кто выражает свое нежелание вносить изменения посредством защитного поведения и разговор;

Психологическая защита (отрицание, проекция, рационализации, обвинения, компенсации, перемещения) написано на куске бумагу и выдается одному актеру в сцене из двух человек.Актер №1 — влиятельный человек и дается начальная строка, например «Иди переодень рубашку». Актер №2 защитник, который отвечает словами и действиями, выражая защиту на бумага. Влиятельный человек должен попытаться адаптировать свои слова и поведение к защитник так, чтобы победить защищаемого. Обработка: Какую защиту использовали защитник? Как еще можно выразить защиту? Как это было столкнуться с этой защитой? Были ли попытки влиятельного человека достичь защитник успешен, и если да, то почему?

ПЕРЕДАЧА ЭМОЦИЙ Цели:
  • Попрактиковаться в выражении определенных эмоций в живом общении;
  • Развивать умение слушать и получать эмоциональную информацию от партнера в сцене;
  • Продемонстрировать феномен эмоционального заражения
Два актера назначаются контрастирующие эмоции, роли в обстановке и повседневная тема для обсудить выражение эмоции, которую им назначили.В какой-то момент сцены актеры переключают эмоции с одного игрока на другого. Игроки должны сделайте решительный выбор в начале сцены, чтобы противопоставить эмоции. В переход лучше всего ценится, если он сделан тонко, и передача каким-то образом оправдано в контексте сцены. Это может быть сделано с персонажами высокого / низкого статуса в сцене или персонажами равного положение дел.
«Восприятие эмоционального выражения может заставить зрителя имитировать элементы этого выражения и, следовательно, испытать связанное с ним чувственное состояние.Эмоциональное заражение — это множество определенных психофизиологических, когнитивных, поведенческих и социальных явлений, в которых возбуждающие стимулы исходят от одного человека, действуют на одного или нескольких других и вызывают эмоциональные реакции, которые совпадают (например, улыбка на улыбки) или дополняют друг друга. (например, отказ от угрожающего удара) на вызывающие раздражители. Ответы могут включать переживания, физиологические и / или поведенческие изменения, характерные для имитируемого эмоционального выражения.Восприимчивость к эмоциональному заражению
, следовательно, может быть измерена как частота, с которой эмоциональные стимулы вызывают эмоциональное выражение, характерное для вызывающей эмоции. Эмоциональная реакция может быть выражена когнитивно (переживания, оценки, оценки, фантазии и взгляды на перспективу), физиологически (нейрофизиологическое возбуждение и паттернированная активность ВНС) и поведенчески (экспрессивное и инструментальное поведение).
Доэрти, Р. У. (1997). Шкала эмоционального заражения: мера индивидуальных различий. Журнал невербального поведения , 21, стр. 131-154. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЗАРАЖЕНИЕ

Цели:

  • Экспериментируйте с выражением разных эмоциональных состояний;
  • Продемонстрировать феномен эмоционального заражения с помощью импровизационной игры, которая включает адаптацию к новым эмоциональным тонам, входящим в продолжающееся взаимодействие;
  • Поэкспериментируйте, поделившись одним и тем же контентом или материалом с разными эмоциональными тонами;

3-4 члена группы выбирают сами, чтобы стать классом или какое-то собрание, согласованное группой или лидером группы.Другой участник самостоятельно выбирает роль лидера или учителя этой группы. Тема обсуждение или чтение, если выбрано (на в нашем семинаре я использовал отрывок из книги Дэниела Гоулмана, чтобы сохранить тема эмоционального интеллекта и вставьте часть информации, которую мы хотим чтобы охватить фактическое упражнение, но выберите любую информацию, которую вы хотите группа для работы), которую учитель или лидер поделится с группой. Спросить группа для эмоции. Каждый участник ролевой игры должен воспринимать эту эмоцию как начинается импровизация.Примерно через минуту другие участники группы отмечают один из игроки, займите их место и представьте новую эмоцию. Теперь все игроки должны принять эту новую эмоцию и как можно лучше оправдать переход. После разыгрывается ряд различных эмоций, лидер или игрок называет «сценой».



СТРОКА ИСТОРИИ или СТРОКА ЖЕМЧУЖИНЫ
Цели:
  • Полное вовлечение других в творческий процесс;
  • Практиковать навыки слушания, принятия и использования чужого вклада;
  • Развитие самосознания через наблюдение за реакциями на напряжения этого процесса ;
Игрок дает первую строку истории в заявлении о декларативном действии, e.г. «Я вылезай в окно ». A 2 nd игрок идет в противоположный конец комнаты и выполняет декларативное действие заявление, которое служит последней строкой рассказа, например «Я иду спать.» Игроки должны заполнить декларативные заявления о действиях между 1 st и последняя строка, которая конкретизирует историю по одной идее за раз. Каждый раз, когда в цепочку входит «новая жемчужина», все в очереди повторяют свою линию в том порядке, в котором они стоят, пока история не будет завершена. В каждое новое заявление следует добавлять информацию, объясняющую, что уже в рассказе, заполняя необходимые пробелы, пока история не станет завершенной.Цель состоит в том, чтобы опираться на то, что было дано, позволить группе работать вместе развить историю, даже если это означает, что она идет в другом направлении, чем ожидалось.



Джуд Тредер-Вольф — тренер / консультант и писатель / исполнитель. Она является ведущей и создателем (в основном) повествовательного слэма TRUE THINGS.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *