Упражнения для развития креативного мышления: 30+ упражнений для развития креативного мышления

Упражнения для развития креативного мышления: 30+ упражнений для развития креативного мышления

30+ упражнений для развития креативного мышления

Приветствуем вас, уважаемые читатели!

Сегодня мы поговорим о развитии творческого мышления. Если вы не имеете к творчеству никакого отношения, не спешите закрывать статью. Творческое (креативное) мышление отвечает не только за написание гениальных картин и музыкальных произведений. Оно помогает вырваться из привычных закостенелых шаблонов и начать генерировать качественно новые идеи.

В статье вы найдете упражнения для развития креативного мышления.

Для чего нужно развивать креативное мышление

Мышление взрослого человека изобилует шаблонами и стереотипами. Они значительно облегчают жизнь, когда нужно действовать по уже известной схеме. Реакции и действия отработаны до автоматизма, поэтому мы тратим на них гораздо меньше сил и времени.

Рабочий день среднестатистического человека состоит из знакомых действий и манипуляций.

Мы приходим в офис, садимся в родное кресло, просматриваем электронную почту, выполняем ряд рутинных задач. И так изо дня в день.

Под все эти действия у нас в мозге образованы прочные нейронные сети.

Но жизнь не всегда идет по намеченному сценарию. Когда возникает ситуация, которая не вписывается в привычный шаблон и требует качественно новых действий, мы впадаем в ступор. Отойти от привычных стереотипов невероятно сложно. Это как съехать с глубокой колеи на проселочной дороге.

Человек, способный быстро перестраиваться и приспосабливаться к меняющимся условиям, оказывается в несколько раз более эффективным. Поэтому и нужно развивать креативное мышление. Оно делает ум более гибким, пластичным, вариативным. И позволяет успешно решать не только знакомые рутинные задачи, но и качественно новые.

Развитое креативное мышление – неотъемлемая характеристика человека, чья деятельность связана с творчеством в том или ином виде. И это не только художники, писатели и музыканты. Под эту категорию попадает множество современных модных профессий: маркетолог, PR-менеджер, дизайнер, копирайтер, контент-менеджер и другие.

Мир меняется и требует от человека умения быстро адаптироваться к этим изменениям.

Упражнения

Развитие креативного мышления – процесс увлекательный и несложный.

Основное препятствие, с которым вам предстоит столкнуться, – ваш внутренний критик. Некоторые упражнения будут казаться вам глупыми, бессмысленными, придурковатыми. Смело отметайте все эти мысли.

Позвольте себе хотя бы на время тренировок быть несерьезным и дурачиться от души.

Представленные задания подойдут взрослым и подросткам. Помните, что у них нет правильных вариантов решения. Поэтому вопрос о том, так ли вы все делаете, не должен беспокоить вас.

Некоторые упражнения мы сопроводили комментариями и поделилась своими вариантами выполнения. Призываем вас тоже делиться в комментариях к статье.

Ассоциации

Возьмите в руки книгу, откройте ее на произвольной странице и ткните пальцем в любое слово не глядя. Теперь придумайте как можно больше ассоциаций к нему.

Начните с самых очевидных, а затем постарайтесь как можно дальше уйти от них.

В конце списка у вас будут ассоциации, понятные только вам. И это нормально.

Если вам попалось слово “тетрадь”, ваш ассоциативный ряд с ним может выглядеть так: слова, листы, бумага, линии, белый, дневник, сочинение, цифры, математика, четыре, шуршание, пятно, крошки, карман, рана.

Парадоксальные связи

Выберите два слова, никак не связанных между собой. Можете снова воспользоваться книгой. А теперь постарайтесь придумать предложение, в котором будут логично употреблены оба слова.

Инструкции

Возьмите любой предмет и постарайтесь придумать как можно больше способов его применения. Чем необычнее и интереснее они будут, тем лучше.

Когда у вас будет готовый список, придумайте инструкцию для одного из способов использования. Примерно это может выглядеть следующим образом.

Берете зубную щетку, помещаете ее в правую руку и плотно обхватываете всеми пятью пальцами. Заносите руку за спину и начинаете совершать движения вверх-вниз по спине в том месте, где ощущается зуд.

Продолжаете до тех пор, пока зуд не пройдет. При необходимости выполните несколько подходов.

Ограниченный рассказ

Суть упражнения в том, что нужно придумать рассказ, состоящий из определенного количества слов.

Это количество вы задаете заранее. Например, 100 слов, 50 или 200. Пробуйте разные варианты.

Нельзя отступать от заданного количества ни на слово!

Рассказ должен быть стройным и логичным. В нем должны присутствовать все необходимые элементы повествования: начало, кульминация и развязка.

Новый язык

В детстве многие любили придумывать новые буквы и слова. Как оказалось, это отличная тренировка креативности. Попробуйте создать собственный язык. Начните с составления алфавита, затем переходите к словам и предложениям.

Джон Толкин, автор трилогии “Властелин Колец”, очень увлекся, выполняя это упражнение. В результате им был создан эльфийский язык, на котором до сих пор говорят почитатели его творчества.

Биография

В следующий раз, когда окажетесь в людном месте, понаблюдайте за людьми. В общественном транспорте или в очереди выберите себе одну “жертву” и постарайтесь составить ее биографию. Что это за человек, кем он работает, чем увлекается, какие скелеты хранит в шкафу.

Генератор идей

Ваша задача – придумать как можно больше идей, чем заняться в отпуске. Пусть будет 100. Представьте, что ваш начальник расщедрился и выделил вам целый год на отдых. Что вы будете делать все это время?

За и против

Возьмите какую-нибудь мысль, идею или утверждение и устройте своеобразные дебаты. Сначала сформулируйте все доводы за.

Затем примите другую сторону и придумайте аргументы против.

Утверждение может быть совершенно бессмысленным и парадоксальным. Например: “Синие киты умеют летать”.

Соответственно, аргументы могут казаться глупыми, надуманными, детскими.

Не обращайте внимания на эти мысли. Одна из основных целей развития креативности – победить внутреннего критика. Именно он ставит жесткие ограничения на наш образ мыслей.

Сочинения

Мысленно вернитесь в школу и вспомните уроки литературы. Только не спешите кидать в нас тапком за такие советы! Мы не заставим вас расписывать на четырех листах смысл письма Татьяны к Евгению Онегину. Темы для своих сочинений можете брать абсолютно любые. Главное, чтобы можно было вдоволь порассуждать и поумничать.

Вот вам список готовых тем, если фантазия подводит:

  1. Почему холодная сторона подушки приятнее, чем теплая.
  2. В чем смысл выражения “Назвался груздем, полезай в кузов”.
  3. Нравственная подоплека песни Ольги Бузовой “Мало половин”.
  4. Почему болгарин – житель Болгарии, а болгарка – инструмент.

Сценарист

Начните смотреть фильм, который до этого не смотрели. Дойдя до середины, поставьте запись на паузу и попробуйте предсказать развитие сюжета. Подумайте, что случится с ключевыми героями, какой будет финал истории. Лучше всего это сделать письменно, а потом сравнить с оригиналом.

Сказочные твари

Что будет, если ежу приделать крылья? А носорогу прирастить хобот? Придумайте несколько странных несуществующих животных и поразмышляйте, как бы они жили в дикой природе. Для пущего эффекта можете нарисовать их на бумаге или создать в графическом редакторе. Это будет отличным тренингом для креативного мышления.

Буквенный бенефис

Ваша задача – придумать предложение, все слова в котором будут начинаться на одну букву. Чем длиннее оно получится, тем лучше. Постарайтесь, чтобы оно было осмысленное, но слишком сильно к смыслу не придирайтесь.

Может получиться вот что: “Веселая ворона ворковала в Воронеже, вертясь волчком вопреки всему”.

Дорисовка

Это командное упражнение.

Можете выполнять его в компании друзей.

Один человек должен нарисовать на листе бумаги какую-то деталь: линию, штрих, фигуру, закорючку. Следующий продолжает рисовать на том же листе что-то свое, за ним дорисовывает другой. И так далее.

Словарик

Одно из наших любимых упражнений. Нужно придумывать новые слова на основе уже имеющихся. И сделать это так, чтобы можно было понять их смысл.

Приведём несколько примеров:

  1. Самохвал – человек, который сам себя хвалит.
  2. Поздномаркет – магазин, который работает по ночам.
  3. Пчелокот – кот в черно-желтую полоску.
  4. Обижаба – жаба, которая все время обижается.
  5. Трамвася – Вася, который любит ездить на трамвае.

Множественные решения

Это упражнение не только развивает креативное мышление, но и помогает найти наилучший выход из непростых ситуаций. В следующий раз, когда столкнетесь с реальной проблемой, устройте мозговой штурм. Сядьте и накидайте как можно больше вариантов решения.

Даже самые нелепые и бредовые идеи записывайте. Возможно, одна из них сможет обойти тот самый камень преткновения, о который вы бились не один день.

Недавно мы прочитали в интернете забавную историю.

Парень никак не мог заставить соседа по комнате в общежитии навести порядок. Тогда он зарегистрировался на сайте знакомств от имени девушки и познакомился там с этим неряхой. Виртуальный роман развивался стремительно, и вскоре сосед пригласил новую знакомую в гости. Получив согласие, он принялся убираться. Вскоре комната сияла чистотой. Вот такой вот нестандартный и креативный способ решения проблемы.

Аббревиатуры

Напишите несколько коротких слов по 3–5 букв. Затем к каждому слову придумайте расшифровку, как будто это аббревиатура.

Например:

  1. РОТ – Рыбный Омлет с Тмином;
  2. ГОРА – Грустный Омбудсмен, Работающий Автомехаником;
  3. НИК – Научно-Исследовательская Колбаса;
  4. ЛЕВ – Лучшая Европейская Валюта.

Чем забавнее, удивительнее и парадоксальнее будут аббревиатуры, тем лучше.

Задом наперед

Прогуливаясь по улице, читайте слова на вывесках и рекламных баннерах наоборот. Например, не магазин, а “низагам”, не остановка, а “аквонатсо”. Когда приноровитесь к словам, можно браться за словосочетания и предложения.

Нелогичное чтение

Попробуйте необычным способом читать художественные произведения. Начинайте не с начала, а с середины. Все, что будет непонятно, додумывайте по ходу повествования сами.

Загляните в нашу подборку книг про мышление.

Крылатые выражения

Русский язык богат крылатыми выражениями, поговорками, красочными эпитетами, идиомами. Некоторые из них у всех на слуху, а о существовании некоторых знают не все филологи. Предлагаю пораскинуть мозгами и попытаться придумать объяснение не самым известным русским поговоркам. А затем загуглить реальное значение и оценить работу своей фантазии.

Итак, погнали:

  1. Бела береза, да деготь черен.
  2. Один сын – не сын, два сына – полсына, три сына – сын.
  3. Жалует царь, да не жалует псарь.
  4. До Бога высоко, до царя далеко.

Что на картинке

Вбейте в строке поисковика фразу “непонятные фотографии” и наслаждайтесь плодами человеческого безумия. Выберите парочку самых странных изображений и попробуйте объяснить, что на них происходит. Желательно, чтобы объяснение было такое же безумное, как и сама картинка.

Нам очень понравилась вот эта фотография, можете начать с нее.

Вырезанный фрагмент

Это упражнение поможет расшевелить мозг и отучить его мыслить шаблонами. Найдите в интернете репродукцию всем известной картины, распечатайте ее и вырежьте ножницами изображение ключевого персонажа. Да хоть ту же Мону Лизу.

Придумайте, в какую обстановку могла бы органично вписаться муза Леонардо да Винчи. Можно, например, вообразить ее сидящей в кресле парикмахера. Или представить в роли психотерапевта, который выслушивает жалобы клиента. Вариантов море. Самые одаренные могут попробовать эту обстановку нарисовать на листе, а в центр поместить вырезанного персонажа.

Обратная перемотка

Учитесь мыслить в обратном направлении, а именно: строить логическую цепочку не от начала к концу, а от конца к началу.

Если вы умеете играть в шахматы, можете применить это свое умение. Расставьте фигуры на доске произвольно и попытайтесь представить, какие ходы могли привести к такой расстановке.

Счастливая случайность

Каждый раз, когда перед вами стоит какая-то проблема, прибегайте к помощи слова. Возьмите любую книгу, ткните в первое попавшееся слово и попытайтесь отыскать в нем ключ к решению.

Не факт, что у вас получится, но это и не столь важно. Главная цель упражнения – сдвинуть свои мысли с накатанных шаблонных рельсов в сторону креативного мышления.

Перестановка

Для этого упражнения нам понадобится парочка новостных заголовков. Можете поискать их в газетах или на новостных порталах в интернете. Когда найдете стоящий вариант, поменяйте в нем местами существительные.

Например, было: “Голикова сообщила о росте смертности в России”, а стало: “Смертность сообщила о росте Голиковой в России”. Или было: “Ученые изобрели лекарство от коронавируса”, а стало: “Коронавирус изобрел лекарство от ученых”.

Полученный вариант покажется вам чушью.

Ваша миссия – наполнить его смыслом настолько, насколько это возможно.

Например, коронавирус мутировал до разумной деятельности и придумал, как истребить ученых, сражающихся с ним (тьфу-тьфу, пойду постучу по дереву).

Вечные вопросы

Вспомните себя в детстве.

С помощью бесконечных вопросов, обращенных к взрослым, вы пытались докопаться до самой сути вещей и процессов.

– Почему дерево качается?

– Потому что ветер дует.

– Почему ветер дует?

– Потому что температура меняется.

– Почему температура меняется?

– Отстань, надоел со своими вопросами!

Сегодня взрослый – это вы, а значит, вопросы можно обращать к себе. Каждый раз, когда у вас в голове возникает какой-то вопрос, не ограничивайтесь только им. Стройте цепочку дальше. После 3-4 вопроса вы осознаете, как мало на самом деле знаете. Отличный повод начать расширять кругозор.

Двойной взгляд

Наверняка вам встречались картинки, на которых можно разглядеть два разных изображения, меняя фокус внимания.

Ваша задача – нарисовать подобную картинку. Отговорки “я не умею рисовать” не принимаются. Возьмите что-нибудь простенькое, хотя бы вазу и два лица.

В процессе рисования вы задействуете правое полушарие мозга. Как известно, именно оно отвечает за творческие способности.

Рисование обеими руками

Еще одно упражнение для развития правого полушария и улучшения межполушарной передачи импульсов. Возьмите в каждую руку по ручке или карандашу. Одной рукой начните чертить круг, а другой – треугольник. Делать это нужно одновременно.

Сначала у вас не получится нормально нарисовать ни одну из двух фигур. Тренируйтесь до тех пор, пока не научитесь совершать независимые движения обеими руками.

Абстрактные картины

Проходили когда-нибудь тест Роршаха на исследование личности? Испытуемым нужно смотреть на абстрактные чернильные пятна и выбирать, на что они похожи. Мы с вами будем делать нечто похожее.

Возьмите лист бумаги и краски. Хорошенько смочив кисть, оставьте на листе несколько смачных клякс.

Можете использовать несколько цветов. Затем согните лист пополам, чтобы пятна отпечатались симметрично на обеих частях листа. У вас должно получиться нечто подобное.

Советуем сделать сразу несколько разных экземпляров. А потом засесть за расшифровку.

Посмотрите на каждое изображение по очереди. Что вы видите на них? Попробуйте придумать сразу несколько вариантов. Чем сложнее они будут, тем лучше. Например, не бабочка, а два карабкающихся по пальме медведя с зонтиками в зубах.

Расфокусировка

Творческое мышление не терпит жесткости и напряжения. Мозг должен быть в легком и полурасслабленном состоянии, чтобы мыслить по-новому. Сейчас мы будем учиться создавать такое состояние.

Начните воспринимать сигналы сразу от всех органов чувств. Прислушайтесь к звукам за окном, вдохните запах, доносящийся с кухни, осмотритесь вокруг, почувствуйте прикосновение теплого одеяла к ногам. В этот момент мозг придет в расфокусированное состояние и как бы зависнет. Попытайтесь сохранить это состояние хотя бы на несколько минут. С каждым разом увеличивайте время.

Странное искусство

Это упражнение поможет вам не только развить креативное мышление, но и познакомиться с мировыми шедеврами живописи.

История знает множество художников, которые создавали картины, далекие от художественного реализма. Самый попсовый – Сальвадор Дали. Кроме него есть Рене Магритт, Василий Кандинский, Макс Эрнст, Жоан Миро и множество других.

Начните знакомиться с творчеством одного из них.

Внимательно рассматривайте картины, ищите объяснение увиденному, размышляйте над смыслом, который хотел вложить автор. Это поможет расширить границы сознания и научиться смотреть на вещи под разными углами.

Наш фаворит – нидерландский художник конца XV века Иероним Босх. На его картинах множество деталей, символов, зашифрованных посланий. Их можно разглядывать часами.

Знакомство с проблемой

В следующий раз, когда столкнетесь с проблемой, попробуйте поближе познакомиться с ней.

Задайте себе следующие вопросы:

  1. Какой вкус был бы у проблемы, если бы ее можно было съесть?
  2. Если бы она была живым существом, то каким? Аргументируйте свой ответ.
  3. Если бы проблема могла говорить, что она рассказала бы вам?
  4. Есть ли у проблемы братья или сестры? Какие у нее взгляды на жизнь? Чем она занимается в свободное время?

Овеществление абстрактных понятий

Мы используем в речи множество слов, которые не имеют материального выражения.

Это абстрактные понятия и категории, существующие только в нашем сознании, например: вдохновение, менталитет, духовность, доказательство, смятение и др.

Можете сами продолжить этот ряд.

Попробуйте изобразить эти слова на листе бумаги.

С чем они у вас ассоциируются? На что похожи?

Будет здорово, если вы подойдете к этому упражнению со всей фантазией и создадите цветные детальные изображения.

Кстати, тренировать креативное мышление можно и онлайн с помощью специальных приложений. У нас на сайте как раз есть обзор самых эффективных.

Заключение

Вы только что освоили три десятка упражнений по развитию творческого мышления. Это первый уверенный шаг на пути к освобождению своего мозга от закостенелых шаблонов. Если хотите достичь серьезных результатов, заниматься нужно регулярно.

Возьмите за правило выполнять хотя бы по 2-3 упражнения в день. Для них даже не нужно выделять специальное время. Занимайтесь в транспорте по пути на работу, во время скучного ожидания, лежа в кровати перед сном. Всего неделя вам понадобится, чтобы заметить первые результаты. Ум станет более гибким и восприимчивым к новым идеям.

Всего хорошего!

8 упражнений для тренировки творческого мышления

Часть 1: немного теории

Если верить словарям — а если не им, то кому вообще остается верить в этой стране? — слово «креативность» означает способность сознания создавать а) нечто новое и б) обладающее ценностью. Вторая часть определения очень важна. Потому что ясно же, что практически любой человек может придумать виниловый слезопромокатель или слово «калиплюк» — но эти новинки никому не будут нужны. В латыни есть глагол creare («создавать, производить»), но применяли его только к богам. Считалось, что человек ничего не придумывает сам: стихи, дизайн туники и чертеж катапульты ему нашептывают духи, которых греки называли демонами, а римляне — гениями. Впервые назвать «креа­тивной» козявку по имени человек дерзнул в XVII веке польский поэт Мацей Казимир Сарбевский. Это была история — сдать и забыть. Дальше пойдет информация, без которой нашим учебником нельзя будет воспользоваться.

Сегодня есть множество теорий, объясняющих, почему одни умники могут сочинять шутки, песни и нано­роботов, а другие — нет. Трое самых известных теоретиков креативности — Алекс Осборн (создатель мозгового штурма), Эдвард де Боно (придумавший латеральное мышление) и наш, несмотря на фамилию, соотечественник Генрих Альтшуллер (автор ТРИЗ, теории решения изобретательских задач). Все они писали о разном и породили массу школ в практической психологии, но в целом мысли их сводились примерно к одному и тому же. Мы воспользуемся метафорами де Боно.

1. Мышление человека можно сравнить с песочницей. Если лить воду на песок, то сначала она растечется­ по небольшой площади, а потом начнет углублять ямку и собираться там. То же самое и с головой. Проблемы (и вообще данные) — это вода, которая оставляет следы. Ямка — это мыслительный шаблон.

2. Шаблоны помогают распознавать ситуацию и быстро реагировать на нее. Достаточно один раз уколоться о кактус, чтобы перестать их покупать.

3. Собравшись вместе, шаблоны образуют вертикальное мышление («поле проб и ошибок»). Оно помогает при решении повседневных рутинных задач. Попадая в ямку-шаблон, информация стекает вниз, углубляя ее.

4. Вертикальное мышление убивает креативность. Человек, мыслящий шаблонами, не может придумать ничего нового. Потому что для этого нужно выйти за рамки привычной трактовки, сломать шаблон, освоить новые горизонты данных.

Все вышеперечисленные исследователи разработали свои методики развития нестандартной, творческой мысли. Де Боно учил пускать «воду» вбок, отсюда и название его метода — латеральное мышление (от латинского слова «боковой»). Альтшуллер создал 76 протоколов для того, чтобы вывести мысль за пределы привычного. Осборн полагался на коллективный разум, считая, что группа людей, выкрикивающих разную фигню, в итоге оказывается умнее каждого из ее членов, всерьез размышляющего над проблемой.

Но довольно уже об этом. Готовьте мозг, будем его тормошить.

Часть 2: много практики

А вот и обещанные упражнения. Каждое из них направлено на развитие определенного аспекта мышления. Если прочесть и исчеркать карандашом не только статью, но и указанные в ней книги, можно стать умнее и даже, в частности, научиться рисовать. Кроме шуток.

Рисунок 1

Аспект 1: отсуствие самокритики

Де Боно считал, что люди становятся глупее с возрастом. Происходит это потому, что взрослые начинают вводить ограничения для мысли. Многие варианты решения проблемы отметаются как «глупые» или «детские». Вот, например, знаменитый тест с фигурой (рис. 1). Когда Эдвард показывал ее детям и просил сказать, что это, любой школьник называл около40 вариантов: домик без трубы, заготовка для бумажного самолетика, обкусанная плитка шоколада. Взрослые называли максимум 10 вариантов. Они, как правило, загоняли себя в шаблон геометрии и описывали фигуру как квадрат с треугольником наверху или усеченный прямоугольник.

Представляете? Человек способен отсечь три четверти вариантов решения задачи (а любой образ — это уже задача, материал для интерпретации) просто потому, что они несерьезные и якобы недостойны мыслящего человека! Взрослые даже не произносят эти варианты, опасливо глядя по сторонам и ожидая удара степлером. Люди критикуют сами себя заранее! Де Боно говорил, что от этого комплекса нужно избавляться в первую очередь.

Упражнение 1

Попробуйте соединить девять точек четырьмя отрезками (рис. 2). Отрывать карандаш от бумаги нельзя. При этом линия может проходить через каждую из точек всего один раз.

Упражнение 2

А вот этим можете заниматься всю жизнь. Возьмите за правило смотреть на картинки (например, рекламу в журнале) и придумывать один-два варианта происходящего в кадре. Вот, например, женщина, у которой на лице выложена буква «Т» из таблеток. Почему? Она пыталась спрятать синяк от столкновения с чугунной вывеской «Товаров для дома»? Она — одна из участниц (третья слева) марша «Мы требуем увеличения срока беременности!»? А может быть… Впишите свои три варианта. Пусть получается глупость. Но ваша задача — научиться думать именно «глупо», непривычно, как ребенок. И не чувствовать вину за это. Это — начало креативности.

Рисунок 2

Аспект 2: сдвиг точки входа

Еще один тест де Боно (рис. 3) выглядит так: участникам предлагается нарисовать фигуру, которую можно одним движением разрезать на четыре равные части. 35% участников тут же сдаются­, выдвигают идею креста­, очень узкого в цен­тральной части­, около 3% выдают уникальный результат (Эдвард их коллекционирует). В среднем 12% оставшихся решают задачу не запредельно творческим, но все же интересным способом — потому что подходят к решению с конца. То есть сначала вырезают из бумаги четыре одинаковых куска, а потом пытаются совместить их в фигуру. Это и есть сдвиг точки входа. Кто сказал, что проблему нужно решать последовательно? А что если сразу представить себе результат? Или попытаться связать ее со случайным словом? Или с картинкой?

Упражнение 3

Откройте www. dzen.yandex.ru. Найдите кнопку «Найти». Задумайте какую-нибудь проблему: муж играет в покер, на каблуках-шпильках порвалась кожа, никак не придумываются сюжеты для корпоративного календаря. Нажмите на кнопку. Поисковая машина выдаст вам случайный результат: слово и картинку. Попробуйте связать ее с вашей проблемой. Как соотносятся проблемы с результатом поиска? Например, вам выпала «оплетка руля». Может быть, опасное хобби мужа можно заменить на безопасное, подарив (или сломав) ему машину? А каблуки оплести? И так далее. Спросите совета у «Дзен-Яндекса» (только не вслух, чтобы не чувствовать себя совсем ребенком). Чем бредовее будет ответ, тем сильнее он станет разрушать шаблон мышления. И помните, никакой самокритики!

Рисунок 3

Аспект 3: бесконечность вопросов

Еще один навык творческого мышления, которым дети владеют лучше взрослых, это ниспровержение основ. Почему гром гремит? Потому что тучи сталкиваются друг с другом. А почему они сталкиваются­? Потому что наверху дует ветер.  А почему они не могут разъехаться? Задача ребенка — не столько утомить вас (он может и не понимать, какое удовольствие приносят издевательства над взрослым), сколько докопаться до шаблона. Дети не выносят ответов вроде «так всегда было» или «так надо». «Кому надо?» — продолжают они свой допрос. Это и позволяет им выдавать по сто абстрактных и парадоксальных суждений в день, типа «мама пришла пьяная, потому что боится ездить в лифте». Вы тоже так можете.

Упражнение 4

Задачка для тех, кто умеет играть в шахматы, — ну или хотя бы знает, как ходят фигуры и что пешка превращается в любую фигуру, дойдя по последней линии. Условие: черные начинают и в один ход ставят мат белому королю. Вертикальный перебор ходов не поможет (рис. 4).

Упражнение 5

Вам наверняка знакома такая игра: ведущий рассказывает ситуацию. Например, человек приходит в бар и просит стакан воды. Бармен наставляет на него пистолет. Человек говорит «спасибо» и уходит. Или: муж с женой останавливаются на пустынной дороге, муж идет за бензином, жена запирается. Когда муж возвращается, она мертва, рядом с ней в машине незнакомец, двери закрыты изнутри. Задавая однозначные вопросы (на «да» и «нет»), участники игры должны восстановить картину событий. Этих задач полно в интернете — они называ­ются «данетки». Они учат задавать вопросы до последнего, не сдаваясь. Если компьютерная игра не увлекает, тренируйтесь на живых людях, до последнего обсуждая проблему с коллегами или родными. Отказывайтесь принимать в качестве ответов «нельзя» и «так принято».

Рисунок 4

И довольно об этом

В то время как ТРИЗ, годящаяся в основном для решения инженерных задач, стала забываться после смерти ее создателя, метод мозговых штурмов получил развитие. Сегодня существует масса методик (например, процедура Янга или метод 3-6-5 — они есть в Google) для творческого решения проблем в коллективе­. Де Боно и вовсе жив и продолжает писать по книге в год. Его учебники можно купить на сайте www.debono.ru. Особенно хороши «Серьезное творческое мышление» и «Нестандартное мышление. Самоучитель».

До и после

Аспект 4: правополушарное мушление

Эта статья была бы еще более неполной, если бы мы не упомянули, что некоторые специалисты связывают креативность с правым полушарием мозга. До 50-х годов XX века оставалось неясным, зачем человеку носить в голове грецкий орех — и почему бы мозгу не быть идеальным шаром или кубом. Первые ответы получил Р. Сперри из Калифорнийского технологического института. В результате опытов над животными он выяснил, что полушария работают независимо друг от друга. Потом подтянулись и другие ученые, в частности Дж. Леви, работавший с эпилептиками, перенесшими комиссуро­томию — операцию по разделению полушарий. Леви выяснил, что левое полушарие — вербальное, временное, аналитическое. Правое — образное, вневременное, синтетическое. Задним числом его работы объяснили случай Ловиса Коринта — профессионального художника, который разучился рисовать, когда в его правом полушарии выросла опухоль.

Но довольно сопутствующей теории. Профессор Б. Эдвардс еще в 60-х годах разработала метод обучения рисованию, основанный на правополушарном мышлении. Ее курс позволяет человеку научиться рисовать за пару месяцев. А также улучшить почерк, научиться радоваться красоте и посмотреть на своего мужчину свежим незамутненным взглядом. А еще улучшить память и видеть связи между явлениями.

Если вы хотите научиться рисовать хотя бы как автор этой статьи, купите книгу Эдвардс «Откройте в себе художника». К счастью, ее недавно выпустили заново, так что совсем незачем скачивать старое издание с сайта www.booksgid.com.

Упражнение 6

Вам наверняка попадались картинки-иллюзии: два лица образуют вазу (рис. 5, но в интернете их гораздо больше). Рисование подобных парадоксов помогает найти связь со своим правым полушарием и понять разницу между двумя типами мышления. На левой стороне листа нарисуйте лицо, проговаривая про себя его части: лоб, глаза, нос, губы. Соедините крайние точки горизонтальными линиями с правой стороной листа. А теперь — внимание! Вам нужно нарисовать зеркальное отражение лица. Теперь попробуйте не вести с собой мысленный диалог, а просто медленно проводить линию, повторяя в зеркальном отражении все изгибы. Эта техника включит ваше правое полушарие.

Рисунок 5(1)

Рисунок 5(2)

Упражнение 7

Самый простой способ освоить правополушарное рисование — копировать перевернутые вверх ногами контурные рисунки (поиграйте с рис. 6). Проблема людей, думающих, что они не умеют рисовать, в том, что они рисуют символы, а не образы. То есть пользуются левым полушарием для рисования (а это грубейшая ошибка). Садясь рисовать лицо, они на самом деле рисуют схему: кружок, два глаза, палочка-нос, палочка-рот. Поэтому и копировать рисунки в режиме работы левого полушария не получается: мозг подгоняет каждую линию под готовый символ. Но стоит перевернуть рисунок — и у мозга пропадают ассоциации. Включается правая половинка — и все начинает получаться. Попробуйте сами!

Рисунок 5(3)

Упражнение 8

Ну а если вы хотите всерьез встряхнуть мышление, улучшить обмен электроимпульсами между полушариями — попробуйте следующий трюк. Возьмите две ручки (лучше, если одна из них будет карандашом) в разные руки. Попробуйте, не торопясь, рисовать одной рукой треугольник, а другой — круг. Первые минуты три у вас будут получаться кругольники или треукруги, но потом руки найдут нужный ритм и смогут обособиться. Если в этот момент заболит голова — бросайте это дело и возвращайтесь к нему спустя час-другой или день. Когда освоите рисование двумя руками, попробуйте писать слова. Они должны быть разными, но состоять из одного и того же количества букв.

Рисунок 6

Ну вот и все. Точнее, все только начинается. Растормаживайте мышление, не критикуйте себя, сдвигайте точку входа, рисуйте! Мы не знаем, как это поможет вам быть хорошим бухгалтером или женой, — но для чего-то же вы начали читать эту статью, узнав о том, что она повышает либидо и креативность.  

Фото: Getty Images, архивы пресс-служб

Marie Claire Editorial

5 упражнений на творческое мышление для развития творческих способностей при работе дома — PILGRIM SOUL CREATIVE

5 упражнений на творческое мышление для развития творческих способностей при работе из дома

Работа на дому привела к значительным изменениям в повседневной жизни многих людей. И хотя удаленная работа, безусловно, может иметь свои преимущества, человеческая связь и интуиция не входят в их число. Исследования показывают, что отвлекающие факторы, обычно связанные с рабочей средой, помогают вдохновиться и более эффективно решать творческие задачи. Раньше поездки на работу и работа вне дома давали людям вдохновение и идеи, которые подсознательно подпитывали их творчество.

Однако по мере того, как удаленная работа становится все более распространенной, люди осознают, что творческое мышление становится все более сложной задачей в этих изолированных условиях. Поскольку мы продолжаем терять опыт, который раньше помогал облегчить творческое мышление, мы должны адаптироваться к новым способам, которые вдохновляют нас и помогают нам действительно медитировать с творчеством.

Удаленная работа дает творческим мыслителям возможность узнать, что именно помогает вдохновить на нестандартное мышление и идеи. Красота творчества в том, что оно не зависит от других; это исходит от человека; вам просто нужно бросить себе новый вызов, чтобы заново открыть его.

Для всех креативных мыслителей, которые все еще адаптируются к необходимости работать дома в одиночестве, ознакомьтесь с этими пятью творческими упражнениями, которые идеально подходят для вдохновения творчества, не выходя из дома:

1. Пройдите тест на неполную фигуру  

Инструкции по упражнению Нарисуйте небольшой простой каракуль, например полукруг или петлю. Затем найдите способ превратить эти каракули в полноценный рисунок с максимальной детализацией.

Пособие по упражнениям:  Люди — существа привычки, как и наши мыслительные процессы. Тест на неполную фигуру  используется, чтобы помочь нам вырваться из этих естественных мыслительных процессов. Мы привыкаем мыслить определенными линейными способами, и это упражнение может стать способом вырваться из этого стереотипа. Наш мозг приспособлен видеть каракули, но затем наш разум должен работать, чтобы построить связи и превратить этот предвзятый рисунок в узнаваемую фигуру. Это упражнение может познакомить вас с новыми способами мышления, которые часто оказываются гораздо более динамичными.

2. Напишите словарную историю

Инструкции по упражнению Произвольно   выберите слово из словаря. Используйте слово, которое вы выбрали, слово над ним и слово под ним, чтобы создать короткий рассказ от начала, от середины до конца.

Польза от упражнения:  Написание рассказа из этих случайных слов может помочь людям с творческим мышлением развить нелинейные модели мышления. Это упражнение поможет людям найти связь между тремя совершенно случайными словами. Работая над поиском этой связи, вы можете улучшить свою способность устанавливать несвязанные связи таким образом, чтобы объединить их в связную идею. Написание этой истории, по сути, направлено на развитие навыков дивергентного мышления, необходимых для создания действительно оригинальных идей.

3. Сделать что-то новое из чего-то бывшего в употреблении

Инструкции по упражнению Возьмите два разных продукта и найдите способ объединить их в один новый, инновационный продукт. Кроме того, спроектируйте целевой рынок для нового продукта, который вы создали.

Преимущество упражнения:  Хотя создать что-то из ничего может быть сложно, в этом, по сути, и заключается суть творчества. Создание чего-то нового из двух существующих продуктов позволяет людям развивать и укреплять свои навыки дивергентного мышления. Это упражнение идеально подходит для формирования образа мышления, необходимого для установления неясных связей. Дивергентное мышление может стать основой творчества, и это упражнение позволяет людям понять, как превратить нетрадиционные отношения в творческие идеи.

4. Eidetic Landscaping

Инструкции по упражнению :

  1. Представьте себе пейзаж вашей мечты, вымышленный или реальный.

  2. На листе бумаги нарисуйте пейзаж, который вы себе представляете, только по памяти.

  3. Постарайтесь наполнить свой пейзаж как можно большим количеством деталей.

Преимущество упражнения:  Eidetic Landscaping помогает творчески мыслящим людям представить, что они хотят создать. Мечтательность, воображение и воображение — все это взаимосвязанные навыки, которые работают вместе, чтобы сделать возможным творческое мышление. Воображая что-то в своей голове и работая над тем, чтобы перенести это на бумагу, люди могут научиться брать идеи у себя в голове и воплощать их в реальном мире. Это упражнение помогает людям лучше познакомиться с творческим процессом, понимая, что нужно, чтобы воплотить идею в реальный мир.

5. Тридцать кругов и счет

Инструкции по упражнению Начертите на листе бумаги 30 кругов одинакового размера. Цель состоит в том, чтобы превратить как можно больше пустых кругов в узнаваемые, как правило, круглые объекты (например, циферблаты часов, Землю и т. д.).

Преимущество упражнения: 30 кругов предназначены для тренировки вашей интуиции и навыков мышления. Поскольку упражнение дает людям 30 чистых листов, люди вынуждены следовать своим инстинктам и заполнять каждый круг первой исходной идеей, которая приходит им в голову. Как правило, люди склонны самокритично относиться к своим действиям; однако суждение может быть одним из основных убийц творчества. Таким образом, упражнение помогает людям чувствовать себя более комфортно, проявляя творческий подход, менее предвзятый или критический подход. Результат 30 кругов может показать людям, что доверие своим инстинктам почти всегда может привести к творческому мышлению.

Если вам и вашим навыкам творческого мышления пригодились эти упражнения, рассмотрите возможность заглянуть в Original Creative Thinking Journal, журнал с пошаговыми инструкциями, специально разработанный для повышения вашей креативности и выработки более продуктивных привычек с помощью более 50 упражнений на творческое мышление.

3 простых упражнения для развития творческих способностей

Подпишитесь на Entrepreneur за 5 долларов

Подписаться

К Надя Гудман

Мнения, выраженные участниками Entrepreneur , являются их собственными.

Изображение предоставлено: Shutterstock

Ваша задача как предпринимателя — быть на шаг впереди рынка и всегда быть готовым к следующей большой идее. Если вы хотите разработать новый продукт или изменить рынок, вам нужно уметь придумывать творческие решения проблем повседневной жизни.

Творчество часто ускользает от нас, потому что мы привыкли к определенным нормам. «Мы очень социализированы и имеем фиксированные представления о том, как выглядит мир», — говорит Барри Стоу, организационный бихевиорист из Калифорнийского университета в Беркли.

«Вы должны попытаться представить себе другой мир».

Для этого Став предлагает серию упражнений, которые помогут вам рассмотреть более широкий спектр вариантов во время мозгового штурма.

См. также: 3 креативных способа выйти из зоны комфорта

Выполняя каждое из этих упражнений, как можно дольше сопротивляйтесь осуждению своих идей. «Творческий человек готов отложить свои предостережения на более длительный период времени», — говорит Став. Процесс выбора может затянуться — творчество требует свободы.

Чтобы размять свои творческие мускулы, попробуйте три простых упражнения:

1. Представьте себе знакомую ситуацию. Чтобы мыслить более творчески, рассмотрите альтернативы очевидным выборам. Если вы предполагаете, что ресторан купит и приготовит ингредиенты для вашего блюда, составьте список других вариантов. Возможно, клиенты приносят свои собственные ингредиенты для приготовления шеф-поваром, или ресторан предоставляет ингредиенты, которые клиенты готовят на своих столах.

«Подумайте о противоположностях или радикальных различиях, — говорит Став.

Это упражнение может привести к новым интересным бизнес-идеям. Например, такие компании, как Bag Borrow или Steal и Rent the Runway, которые позволяют клиентам брать напрокат товары высокой моды, начинались как альтернатива предположению, что мы должны владеть своим гардеробом.

2. Тренируйтесь нарушать правила. «Чтобы научиться действовать творчески, нужно нарушать нормы», — говорит Став. Потренируйтесь нарушать правила безобидными нарушениями, которые могут быть смущающими или неудобными, например, попросить прочитать стихотворение через громкоговоритель в продуктовом магазине или предложить помощь проводнику в раздаче программ на спектакле.

Ничего страшного, если вас подстрелят — смысл в том, чтобы чувствовать себя комфортно, пробуя варианты, которые большинство людей сразу бы исключило. Став называет это «уроками наглости», потому что они помогают вам собраться с духом, чтобы пойти на творческий риск. Простое размышление о правилах, которые можно изменить, способствует творчеству, потому что вы заставляете свой мозг выйти из зоны комфорта.

Связанный: Как развить творческий ум

Вы также можете искать способы, которыми другие нарушают нормы. Например, сын Став обнаружил, что девочкам-подросткам нравятся носки разного цвета, поэтому он создал LittleMissMatched, красочную линию одежды для подростков.

3. Составьте список того, что вас беспокоит. В течение дня Став предлагает составить «список ошибок» или список раздражающих факторов. Вы можете перечислить медленный интернет или шумные кондиционеры. «Обычно, если вас что-то беспокоит, это означает, что в сервисе есть дыра», — говорит Став.

Думая о возможных решениях, вы можете наткнуться на возможность продукта. Например, один разочарованный изобретатель создал шнур для бокалов, чтобы бокалы не трескались в посудомоечной машине.

Realted: Секрет творческого решения проблем

Каковы ваши методы развития творчества? Расскажите в комментариях.

  • Эти друзья используют недооцененную стратегию, чтобы запустить мясную лавку, которая должна заработать не менее 80 000 долларов в декабре

  • Я редактор деловых новостей, и даже я стал жертвой интернет-мошенничества, которое обошлось мне в 300 долларов

  • Переход на 4-дневную рабочую неделю звучит как отличная идея. Но может ли это на самом деле усугубить эмоциональное выгорание?

  • Что такое Lensa AI? И вызывает ли это конфиденциальность и этические проблемы?

  • Художник, заработавший более 1 миллиона долларов на онлайн-курсах, рассказывает, как заработать большие деньги в 2023 году

  • Вот почему вы должны пить кофе перед сном

  • региональных фаворитов и национальных компаний возглавили рейтинг лучших сетей ресторанов Америки за 2023 год.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *