Участники общения: Раздел 3. Роли и стили участников общения (19 часов)

Участники общения: Раздел 3. Роли и стили участников общения (19 часов)

Раздел 3. Роли и стили участников общения (19 часов)

Отнесение семейных, статусных и ситуативных ролей участников общения к социально-ролевым структурным компонентам вербальной и невербальной коммуникации. Рассмотрение используемых в этом контексте стилевых механизмов общения.

Статусные роли участников общения.

Понятие (социальный феномен) «статусная роль», указывающее на поведение (предполагающее собою определённое поведение), предписанное человеку его семейным положением, гражданским социальным положением и/или возрастным, половым, профессиональным, должностным социальным статусом.

Анализ того, что в самом начале конкретного коммуникативного акта, от его участников требуется понимание собственной социальной роли и роли партнёра. Это необходимо для того, чтобы сориентироваться в ситуации и выбрать соответствующую манеру вербального и невербального поведения. Не случайно, когда представляют друг другу незнакомых людей, то называют одну из основных социальных ролей применительно к ситуации и/или относительно того, кто именно представляет человека.

Например, – «… знакомьтесь, это Дима – мой однокурсник», остальные роли в таком случае опознаются по внешнему виду человека или предполагаются сопутствующими названной роли.

Ситуативные роли участников общения.

Раскрытие того, что по ходу общения (в течение всего процесса общения) могут быть выделены и ситуативные роли коммуницирующих, существенно влияющие на характер общения. В числе ситуативных ролей:

1. «лидер», – стремящийся вести разговор, контролировать и направлять его ход и т.п.;

2. «посредник», – внимательно следящий за общим ходом беседы, уравновешивающий интересы различных людей и т.п.;

3. «капризный ребенок», – внешне нарушающий любые запреты, выступающий с независимыми суждениями и т.п.;

4. «гибкий человек», – всегда готовый приспособиться к различным социальным ситуациям и т.п.

Стилевые механизмы, использующиеся в общении.

Стилевые характеристики участников общения, проявляющиеся в особенностях речевого и неречевого стиля поведения коммуникантов, в применяемых ими коммуникативных стратегиях и тактиках.

Ранжирование речевых стилей общения по степени внимания говорящих (общающихся) к своей речи.

«Одностильно» говорящий (общающийся) как тот, кто вступает в речевое общение, уделяя выбору вербальных (языковых) средств общения минимальное внимание; в разных ситуациях и с разными партнерами он не способен проявить языковую (речевую) гибкость.

«Разностильно» говорящий (общающийся) как человек, обладающий высоким уровнем языковой (речевой) компетенции, и, с одной стороны, стремящийся сохранить свой уникальный стилевой облик в разных коммуникативных ситуациях, а с другой стороны – умеющий выполнять в общении различные речевые роли, умеющий использовать разностильный речевой (языковой) репертуар в зависимости от обстоятельств общения и от личности собеседника.

Анализ стилей слушания, которые так же можно расположить между двумя крайними позициями: от умения (желания) до неумения (нежелания) слышать и слушать.

Рассмотрение того, что помимо индивидуальных особенностей говорящих и слушающих, выбор стиля речевого поведения зависит от социального контекста.

Указание на то, что обращение к речи официальной или поэтической, научной или бытовой, деловой или публицистической, – «задано» социальной ролевой ситуацией.

Речь как средство утверждения социального статуса.

Описание того явления, что в социально ориентированном общении социальные роли говорящих и слушающих выступают в качестве важнейшего фактора речевого поведения. Освещение того, что вместе с тем, существует следующая функциональная зависимость: не только ролевая ситуация задает характер речевого поведения её участников, но и выбранные языковые средства конструируют, подтверждают социальную ситуацию. Видение того, что язык, безусловно, является одним из инструментов утверждения социального статуса участников общения.

Рассмотрение того феномена, что для адекватного понимания речевого сообщения участники коммуникации стараются различными способами обозначить социальные отношения, в структуре которых предполагается развернуть общение. Раскрытие того, что кроме прямых представлений, когда называются наиболее значимые для общения социальные роли собеседников, существуют косвенные, – социально-символические средства демонстрации социального статуса и ролевых репертуаров общающихся.

Социально-символические средства речевого сообщения.

1. Выбор формы обращения. Выявлено, что форма обращения выявляет социальную иерархию, а при равенстве социальных статусов выражает личное отношение к партнёру по общению. Меняя формы обращения, можно подчеркнуть формальность или не формальность отношений, задать социальную дистанцию. Сравним обращения: «дамы и господа», «коллеги», «товарищи», «друзья». Сходную функцию могут выполнять и выбранные формы приветствий или прощаний, например: «здравствуйте», «здорово, ребята», «приветствую Вас», «пока», «до свидания», «до встречи». В русском языке гражданский и социальный статус человека чётко обозначается обращением: «Иван Петрович», «товарищ Иванов», «гражданин Иванов», «господин Иванов».

2. Намеренная имитация произношения. Исследователями отмечено, что мы «приспосабливаем» наш язык, произношение к языку и произношению партнёра в том случае, если он нам нравится. Так, родители часто подстраивают свой язык под «детскую речь» при разговоре с малышом (что не правильно с психолого-педагогических позиций анализа оптимального развития ребёнка, подражающего родителям в своей речи).

С другой стороны, когда мы хотим психологически отделиться от другого человека или группы, тогда мы можем подчеркнуть различия в нашей речи. Так, особо подчёркивая свой сленг, иногда специально говорят подростки в присутствии взрослых, или наоборот, как умышленно говорят школьные учителя, использующие и подчёркивающие в разговоре с подростками правила русского литературного языка.

3. Выбор стиля речевого поведения. Исследователи сферы общения выделяют так называемые высокий и низкий, влиятельный и невлиятельный стили.

Для т.н. высокого стиля характерно подчёркнуто правильное употребление слов и построение предложений; он воспринимается как официальный, более формальный, дистанцированный. Для т.н. низкого стиля характерны такие особенности как разговорная речь, насыщенная жаргонными словами, использование сленга; он воспринимается как неформальный, дружеский.

Те, кто говорит, что называется влиятельно, используют высказывания, сама структура которых как бы направляет действие адресата. Например, фраза «Давайте поужинаем вместе сегодня вечером» звучит, конечно, более влиятельно, нежели чем фраза «Не согласились ли бы Вы со мной поужинать?».

Исследователи в области коммуникации выделяют несколько форм так называемых невлиятельных сообщений

: 1) уклончивые фразы, отражающие субъективность: «Я думаю», «Я предполагаю», «Мне кажется» и т. п.; 2) нерешительность, лингвистическое «заикание» (использование разъединяющих междометий типа «э», «гм», «вы знаете», «ну», «значит», «это самое» и т.д.): «Гм, могли бы вы уделить мне минутку вашего времени?» и т.п.; «Ну, мы могли бы попытаться»; «Я хочу, э-э, если вы позволите, предложить…» и т.п.; 3) подчёркнуто вежливые формы так называемых обращений-вступлений, – «Простите …», «Извините …», «Будьте любезны …», «Если Вас не затруднит …» и т.п.; 4) так называемые вопросы-концовки: «Мы уже можем начать, как вы считаете?», «Здесь жарко, правда?», «Откроем окно, Вы не против?» и т.п.; 5) так называемые интенсивные, эмоционально «заряженные» слова (понятия): «отлично», «великолепно», «замечательно», «удивительно», «прекрасно» и т.п.

Смена стиля обращения, в частности, смена в общении манеры использования формы «ты»/«Вы» в обращении, сама по себе может быть приёмом, направленным на «повышение» или «понижение» статуса собеседника. «Ты–форма», как правило, ассоциируется с неформальными, дружескими отношениями, а «Вы–форма», – с формальными и эмоционально нейтральными или более холодными отношениями. Переход от «ты» к «Вы» является стратегией/тактикой дистанцирования, обратное переключение является стратегией/тактикой принятия.

Таким образом, для речевого поведения в социальном взаимодействии основное значение имеет речевое оформление социально-ролевого статуса участников коммуникации, достаточно жёсткий контроль за содержанием и формой посылаемых сообщений и личностное начало.

«Взаимное влияние участников делового общения»

Реферат: «Взаимное влияние участников делового общения»

Народное образование. Педагогика

Другие учебные работы

Вуз: Орловский государственный университет (ОГУ)

ID: 61eeba96e4dde50001bcb81d

UUID: a224fa80-5f51-013a-4019-0242ac180005

Язык: Русский

Опубликовано: около 1 года назад

Просмотры: 53

Find:

Highlight allMatch case

Current View

Current View

Automatic ZoomActual SizeFit PageFull Width50%75%100%125%150%200%300%400%

Enter the password to open this PDF file:

File name:

File size:

Title:

Author:

Subject:

Keywords:

Creation Date:

Modification Date:

Creator:

PDF Producer:

PDF Version:

Page Count:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. С. ТУРГЕНЕВА» Социальный факультет Кафедра методики и технологии социальной педагогики и социальной работы РЕФЕРАТ по дисциплине: «Психолого-педагогическое взаимодействие субъектов социально-педагогического процесса» на тему: «Взаимное влияние участников делового общения» Выполнила: студентка группы 11ППОмн-мз Богайскова Алиса Вениаминовна Проверила: к.п.н., доцент Бондарева Татьяна Владимировна Орел 2022

Содержание Введение………………………………………………………………………………………… 3 1. Психологическое влияние в процессе делового общения………………. 4 2. Стратегия и тактика взаимного влияния участников делового общения………………………………………………………………….… 7 Заключение………………………………………………………………… 10 Список литературы..……………..…….…………………………………. 11

Введение Процесс взаимного влияния участников делового общения является одной из важнейших проблем. Успешная и эффективная коммуникация предполагает построение общения с учетом особенностей личности собеседника, его отношения к говорящему и текущего эмоционального фона. Деловое общение представляет собой процесс формирования и налаживания коммуникации между собеседниками в процессе их сотрудничества. Основным звеном процесса взаимного влияния участников делового общения являются сами участники этого процесса. Индивидуальные особенности личности оказывают прямое влияние и накладывают отпечаток на дальнейшее выстраивание деловых отношений. Психологически воздействовать на собеседника можно с помощью вербальных и невербальных средств влияния. Эффективность взаимного влияния в первую очередь зависит от внушаемости личности собеседника. Важно подчеркнуть, что совместная деятельность участников делового общения определяется их объективной взаимозависимостью. 3

1. Психологическое влияние в процессе делового общения Деловое общение представляет собой процесс формирования и налаживания коммуникации между собеседниками в процессе их сотрудничества. Суть делового общения заключается во взаимном обмене информацией и знаниями для достижения определенных целей. Деловое общение как раз и отличается от других видов общения тем, что служит средством только лишь для достижения конкретной цели. В процессе коммуникации собеседники оказывают влияние друг на друга с помощью определенных психологических приемов, благодаря которому происходит психическое воздействие на состояние собеседника (Рис. 1). Рис. 1. Приемы взаимного влияния в деловом общении Основным звеном процесса взаимного влияния участников делового общения являются сами участники этого процесса. Эффективность коммуникации в большей степени зависит от взаимной совместимости собеседников в различных аспектах: физиология, психо-физиология, 4

психология, социальный статус и пр. Психологическая совместимость очень важна при взаимном влиянии участников коммуникации, особенно при слаженной работе в коллективе. Люди разного склада могут совершенно по-разному проявлять себя в одинаковых ситуациях. Некоторым комфортно находиться в обществе, другим нужно уединение и индивидуальная работа. Как раз и важно учитывать психологическую совместимость для формирования и комфортного общения в деловой среде. Индивидуальные особенности личности оказывают прямое влияние и накладывают отпечаток на дальнейшее выстраивание деловых отношений (Рис. 2). Рис. 2. Личностные особенности, влияющие на психологическую совместимость участников делового общения Как видно из рисунка, психологическая совместимость участников делового общения с разными индивидуальными особенностями личности с трудом находят общий язык друг с другом и это важно учитывать для 5

формирования и комфортного общения. Исключением, пожалуй, являются только экстраверты и интроверты, они могут эффективно взаимодействовать между собой. В психологическом влиянии участников делового общения выделяют несколько видов:  Функционально-ролевой – заключается в апелляции к социальной роли собеседника.  человека, Направленное его ценности, влияние – учитывается мировоззрение, характер специфические личности особенности личности.  Ненаправленное влияние – охватывает широкую аудиторию, объединенную общими целями. В контексте ненаправленного влияния их личные убеждения, цели, темперамент не учитывается, поскольку нужно охватить как можно больше людей.  Прямое влияние – открытое, незамаскированное влияние на субъект. Чаще всего реализуется через способ убеждения.  Косвенное влияние – связано не с собеседником, а с условиями его деятельности.  Поощрение – стимулирование человека к действиям через обещание награды за успешное его выполнение.  находится Принуждение – работает только в случае, когда человек в зависимом положении. Собеседник осознает, что за невыполнение требований последуют санкции или наказание. Каждый из видов влияния зависит от личности собеседника и его готовности выслушать противоположную точку зрения. 6

2. Стратегия и тактика взаимного влияния участников делового общения Действия, влияющие на собеседника для достижения определенной цели являются стратегией влияния. Тактика влияния зависит от поставленных целей (Табл. 1). Таблица 1 Виды тактик влияния Виды Определение Сотрудничество Оба собеседника способствуют друг другу в достижении индивидуальных и общих целей совместной деятельности Противоборство Собеседники противодействуют друг другу в достижении индивидуальных целей, ориентируясь лишь на цели без учета целей партнера Компромиссное взаимное Собеседники в чем-то способствуют, а в чем-то влияние противодействуют друг другу Уклонение от взаимного Собеседники стараются избегать активного влияния взаимодействия, избегают контактов, идут на риск недостижения собственных целей для того, чтобы сделать невозможным выигрыш другого Контрастное взаимное Один из собеседников пытается способствовать влияние другому, а второй прибегает к стратегии активного противодействия первому Однонаправленное Один из собеседников приносит в жертву содействие собственные цели и способствует достижению целей другого, уклоняющегося от сотрудничества Стремление доминировать, подчинять себе других, управлять ситуацией и поведением других в общении обусловлены курсом на контроль. Курс на понимание в общении предполагает равноправие, осознание ситуации и поведения собеседника, желание избежать конфликта для достижения взаимных целей. Взаимодействие выбранных курсов в общении позволяет выявить некоторые закономерности, так стремящийся к контролю и избегающий 7

конфликта придерживаются противоположных стратегий влияния в общении (Табл. 2). Таблица 2 Стратегии влияния Стратегия «контролера» Стратегия «понижателя» Стремление заставить собеседника Предполагает адаптацию к принять свой план взаимодействия, собеседнику, желание лучше навязать свое понимание ситуации. взаимодействовать. Довольно часто эта стратегия действительно позволяет достичь контроля. Из этого можно сделать вывод, что стратегию «контролера» выбирают люди властные, называемая стремящиеся «вертикаль доминировать власти». А выбор над собеседником, стратегии так «понижателя» осуществляют для комфортной горизонтальной коммуникации. Успешная и эффективная коммуникация предполагает построение общения с учетом особенностей личности собеседника, его отношения к говорящему воздействовать и текущего на эмоционального собеседника можно с фона. помощью Психологически вербальных и невербальных средств влияния (Табл. 3). Таблица 3 Психологические средства влияния в деловом общении Вербальные средства Невербальные средства Слова. При воздействии словом Паралингвистические значение и смысл могут быть характеристики речи и язык разными для разных людей и телодвижений. Эти сигналы могут оказывать самое разное влияние, изменять воздействие произносимых которое зависит от особенностей слов, в одних случаях усиливая или характера человека, уровня его ослабляя его, а в других – изменяя их самооценки, интеллектуальных смысл. Вся невербальная способностей, темперамента и других информация имеет знаковый личностных особенностей. характер и влияет на настроение, поведение, степень доверия собеседника. 8

Большая часть участников коммуникации обдумывает свои слова, но не следит за действиями, а ведь невербальные сигналы человека считываются собеседником в первую очередь. Инициатор влияния – собеседник, проявляющий инициативу к общению. Адресат влияния – собеседник, который испытывает влияние инициатора общения. Дальнейшая коммуникация может предполагать переход инициативы от одного собеседника к другому, в соответствии с этим собеседники будут меняться ролями. Деловое общение предполагает постоянное взаимное влияние его участников друг на друга, один из собеседников может являться инициатором и адресатом одновременно. 9

Заключение Исходя из вышеизложенного, можно сделать выводы, что успешное взаимное влияние участников очень важно для построения делового общения. Эффективная коммуникация зависит от личностных особенностей собеседника и эмоционального фона. Участники процесса делового общения являются его основным звеном. На собеседника оказывают воздействие вербальные и невербальные средства влияния, индивидуальные особенности личности также накладывают отпечаток на дальнейшее выстраивание деловых отношений. Процесс формирования и налаживания деловой коммуникации между собеседниками очень важен для дальнейшего сотрудничества, карьерного роста, повышения квалификации и достижения поставленных целей. 10

Список литературы 1. Душкина, М.Р. Психология влияния в деловом общении и социальных коммуникациях: учебник для вузов / М.Р. Душкина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во Юрайт, 2020. – 228 с. 2. практикум Лавриненко В.Н. Психология делового общения: учебник и для вузов / В.Н. Лавриненко [и др.]; под редакцией В.Н. Лавриненко, Л.И. Чернышовой. – М.: Изд-во Юрайт, 2021. – 350 с. 3. Свободная энциклопедия Википедия: [Официальный сайт]. – https://ru.wikipedia.org/ 11

Определение связи с участниками | Law Insider

  • означает сообщение, которое:

  • означает «письменное или устное сообщение, относящееся к кампании по выдвижению или избранию на государственную должность или должность политической партии или кампании по какому-либо меру».

  • означает каждое уведомление, требование, сообщение, информацию, документ и другой материал, переданный, размещенный или иным образом сделанный или переданный по электронной почте, электронному факсу, модулю кредитного управления системы PNC PINACLE® или любому другому эквивалентному электронному услуга, согласованная с Агентом, независимо от того, принадлежит ли она, управляется или размещается Агентом, любым Кредитором, любым из их Аффилированных лиц или любым другим Лицом, которую любая сторона обязана или иным образом решает предоставить Агенту в соответствии с настоящим Соглашением или любым Другим документом. , включая любые финансовые отчеты, финансовые и другие отчеты, уведомления, запросы, сертификаты и другие информационные материалы; при условии, что Утвержденные электронные сообщения не должны включать в себя какие-либо уведомления, требования, сообщения, информацию, документы или другие материалы, которые Агент специально поручает Лицу доставить в физической форме.

  • означает хранителя, который предоставляет пользователю возможность отправлять или получать электронные сообщения.

  • означает Сеть электронных коммуникаций, полностью или в основном предназначенную для предоставления Услуг электронной связи представителям общественности;

  • означает заявление, устное или записанное, устное или невербальное, которое делается во время посредничества или делается с целью рассмотрения, проведения, участия, инициирования, продолжения или повторного созыва посредничества или найма посредника.

  • означает сеть электронной связи, используемую полностью или в основном для предоставления общедоступных услуг электронной связи, которые поддерживают передачу информации между точками завершения сети;

  • означает системы передачи и, где применимо, коммутационное или маршрутизирующее оборудование и другие ресурсы, включая неактивные сетевые элементы, которые позволяют передавать сигналы по проводам, радио, оптическим или другим электромагнитным средствам, включая спутниковые сети, стационарные (с коммутацией каналов и пакетов, включая Интернет) и мобильные наземные сети, электрические кабельные системы, в той части, в которой они используются для целей передачи сигналов, сети, используемые для радио- и телевизионного вещания, и сети кабельного телевидения, независимо от типа передаваемой информации;

  • означает любое уведомление, требование, сообщение, информацию, документ или другой материал, который любая Сторона по Займу предоставляет Административному агенту в соответствии с любым Заемным документом или предусмотренными в нем сделками, которые распространяются среди Агентов или Кредиторов с помощью электронных средств связи. в соответствии с Разделом 10.01(b).

  • означает линию передачи, соединяющую место передачи данных и место получения данных.

  • ‘означает устное или письменное сообщение, не являющееся общедоступным, в отношении которого не было направлено разумное предварительное уведомление всем сторонам, но оно не должно включать запросы отчетов о статусе по любому вопросу или процессуальному действию, охватываемому настоящим подпунктом. — глава.

  • означает члена или специального члена, который соответствует условиям Операционного соглашения, Приложения 1, раздел 1.5A и параллельным положениям Тарифа, Приложение K, раздел 1.5A, для участия в PJM Interchange Energy Market и/или Рынки вспомогательных услуг за счет снижения спроса. Экономический максимум:

  • означает услугу, обычно предоставляемую за вознаграждение, которая полностью или в основном состоит в передаче сигналов по сетям электронной связи, включая телекоммуникационные услуги и услуги по передаче в сетях, используемых для вещания, но исключая предоставление услуг или осуществление редакционного контроля более, контент, передаваемый с использованием сетей и услуг электронных коммуникаций; он не включает услуги информационного общества, как они определены в статье 1 Директивы 9. 8/34/EC, которые не заключаются полностью или главным образом в передаче сигналов по сетям электронной связи;

  • означает любой способ электронной связи, включая, помимо прочего, компьютеры, сотовые телефоны, КПК или Интернет.

  • означает информацию, касающуюся содержания или значения электронного сообщения, к которому применяются все следующие положения: компьютерные средства или соответствующее электронное оборудование для электронного хранения таких сообщений;

  • означает любую звуковую передачу, осуществляемую полностью или частично с использованием средств передачи сообщений с помощью проводов, кабелей или других подобных соединений между пунктом происхождения и пунктом приема (включая использование такого соединения в коммутационной станции), предоставленной или эксплуатируемой любым лицом, занимающимся предоставлением или эксплуатацией таких средств для передачи межгосударственных или иностранных сообщений или сообщений, затрагивающих межгосударственную или иностранную торговлю;

  • означает любое устное или письменное общение с потенциальными инвесторами, осуществляемое на основании Раздела 5(d) Закона о ценных бумагах.

  • означает такие инструкции, руководства или политики, условия которых включены в настоящий документ, которые должны быть установлены в соответствии с Разделом 4.10 и соблюдаться Администратором, а также применяться и предоставляться Участникам, имеющим Учетные записи, ориентированные на участников.

  • означает любой способ связи, кроме письменного электронного письма контактному лицу, указанному для данного RFP.

  • означает «финансового посредника» согласно определению в Правиле 22c-2 Закона об инвестиционных компаниях.

  • означает передачу информации с использованием электронных или аналогичных носителей и запись информации с использованием электронных носителей.

  • означает информацию, которая идентифицирует каждое лицо, с которым пользователь имел электронное общение, время и дату общения, а также электронный адрес лица.

  • означает излучение или получение по путям, которые не обеспечены какой-либо материальной субстанцией, сконструированной или предназначенной для этой цели, электромагнитной энергии с частотой, не превышающей трех миллионов мегагерц, являющейся энергией, которая либо —

  • означает сообщение, передаваемое посредством средства электронного устройства, включая, помимо прочего: телефон, сотовый телефон, компьютер или пейджер.

  • означает общение посредством электронной связи, конференц-телефона, видеоконференции, Интернета или других средств, с помощью которых лица, физически не находящиеся в одном и том же месте, могут общаться друг с другом практически одновременно.

  • Коммуникационные модели | Коммуникация для профессионалов

    Как происходит общение? Краткий обзор эволюции моделей, визуализирующих процесс коммуникации, показывает, как развивалось наше представление о коммуникации:

    • от коммуникации как линейного процесса с отправителем, посылающим сообщение получателю (Модель передачи),
    • к коммуникации как двустороннему процессу, когда информация и обратная связь передаются между отправителем и получателем и понимаются через призму контекста каждого участника (интерактивная модель),
    • к общению как к почти мгновенному процессу, в котором участники одновременно создают и обсуждают значение (модель транзакции).

    Линейная/трансмиссионная модель коммуникации

    Линейная или трансмиссионная модель коммуникации описывает коммуникацию как односторонний процесс, в котором отправитель намеренно передает сообщение получателю (Ellis & McClintock, 1990). Эта модель фокусируется на отправителе и сообщении в рамках коммуникативной встречи. Хотя получатель включен в модель, эта роль рассматривается скорее как цель или конечная точка, а не как часть текущего процесса. Нам остается предположить, что получатель либо успешно принимает и понимает сообщение, либо нет. Ученые, разработавшие эту модель, находились под влиянием появления и распространения новых коммуникационных технологий того времени, таких как телеграфия и радио, и вы, вероятно, можете увидеть эти технические влияния в модели (Shannon & Weaver, 19).49). [1] Подумайте о том, как человек в радиостудии передает вам радиосообщение, которое вы слушаете в своей машине. Отправитель — это диктор, который кодирует устное сообщение, которое передается радиовышкой через электромагнитные волны (канал) и в конечном итоге достигает ваших ушей (получателя) через антенну и динамики для декодирования. Диктор на самом деле не знает, получили вы его сообщение или нет, но если аппаратура работает и на канале нет помех, то есть большая вероятность, что сообщение было успешно получено.

    Хотя модель передачи может показаться нам сегодня простой или даже недоработанной, создание этой модели позволило ученым по-новому исследовать процесс коммуникации, что в конечном итоге привело к более сложным моделям и теориям коммуникации.

    Интерактивная модель коммуникации

    Интерактивная или интерактивная модель коммуникации описывает коммуникацию как процесс, в котором участники чередуют позиции отправителя и получателя и генерируют смысл, отправляя сообщения и получая обратную связь в физическом и психологическом контексте (Schramm, 19). 97). Вместо того, чтобы иллюстрировать коммуникацию как линейный односторонний процесс, интерактивная модель включает в себя обратную связь, которая делает коммуникацию более интерактивным, двусторонним процессом. Обратная связь включает сообщения, отправленные в ответ на другие сообщения. Например, инструктор на рабочем месте может ответить на вопрос, поднятый вами во время обсуждения. Включение цикла обратной связи также приводит к более сложному пониманию ролей участников коммуникативной встречи. Вместо того, чтобы иметь одного отправителя, одно сообщение и одного получателя, в этой модели есть два отправителя-получателя, которые обмениваются сообщениями. Каждый участник чередует роли отправителя и получателя, чтобы общение продолжалось. Хотя это кажется ощутимым и преднамеренным процессом, мы переключаемся между ролями отправителя и получателя очень быстро и часто неосознанно.

    Интерактивная модель также меньше ориентирована на сообщения и больше ориентирована на взаимодействие. В то время как линейная модель сосредоточена на том, как сообщение было передано и было ли оно получено, интерактивная модель больше связана с самим процессом коммуникации. На самом деле эта модель признает, что одновременно отправляется так много сообщений, что многие из них могут даже не быть получены. Некоторые сообщения также отправляются непреднамеренно. Таким образом, в этой модели общение не считается эффективным или неэффективным на основании того, было ли успешно передано и получено одно сообщение.

    Интерактивная модель учитывает физический и психологический контекст. Физический контекст включает в себя факторы окружающей среды при общении. Например, размер, расположение, температура и освещение помещения могут влиять на личное общение, так же как расположение и интерфейс цифрового инструмента могут влиять на цифровое общение. Будь то размер комнаты или другие факторы окружающей среды, важно учитывать роль, которую физический контекст играет в нашем общении. Психологический контекст включает в себя психические и эмоциональные факторы коммуникативной встречи. Стресс, тревога и эмоции — это лишь некоторые примеры психологических воздействий, которые могут повлиять на наше общение. Кажущиеся положительными психологические состояния, такие как переживание чувства любви, также могут влиять на общение. Обратная связь и контекст помогают сделать модель взаимодействия более полезной иллюстрацией процесса коммуникации.

    Пример

    Исследователи рассмотрели идею о том, что каждый из нас конструирует собственную интерпретацию сообщения. Как говорится в народной поговорке: «То, что я сказал, и то, что вы услышали, может отличаться». Интерактивная модель коммуникации, с конструктивистской точки зрения, фокусируется на согласованных значениях или общих основаниях, достигнутых благодаря двойной роли участников в качестве отправителя и получателя (Pearce & Cronen, 1980). [4]

    Представьте, что вы посещаете Атланту, штат Джорджия, и идете в ресторан на ужин. Когда вас спросят, хотите ли вы «колу», вы можете ответить «конечно». Затем официант может снова спросить вас: «Какого сорта?» и вы можете ответить: «Кока-кола в порядке». Затем официант может в третий раз спросить: «Какой безалкогольный напиток вы предпочитаете?» Недоразумение в этом примере заключается в том, что в Атланте, где находится компания Coca-Cola, большинство безалкогольных напитков обычно называют «колой». Когда вы заказываете безалкогольный напиток, вам необходимо указать его тип, даже если вы хотите заказать напиток, который не является колой или даже не произведен компанией Coca-Cola. Для кого-то из других регионов Соединенных Штатов слова «поп», «газированная вода» или «газировка» могут быть знакомым способом обозначения безалкогольного напитка; не обязательно бренд «Coke». В этом примере и вы, и официант понимаете слово «Кока-кола», но каждый из вас понимает, что оно означает что-то свое. Чтобы общаться, каждый из вас должен понимать, что этот термин означает для другого человека, и установить точки соприкосновения, чтобы полностью понять запрос и дать ответ.

     

    Транзакционная модель коммуникации

    По мере изучения коммуникации модели расширялись, чтобы учитывать больше коммуникативного процесса. Многие ученые рассматривают общение как нечто большее, чем процесс, который используется для ведения разговоров и передачи смысла. Мы не отправляем сообщения, как компьютеры, и мы не переключаемся четко между ролями отправителя и получателя по мере развития взаимодействия. Мы также не можем сознательно прекратить общение, потому что общение — это больше, чем отправка и получение сообщений. Модель транзакции существенно отличается от моделей передачи и взаимодействия, включая концептуализацию коммуникации, роль отправителя и получателя и роль контекста (Barnlund, 19).70).

    Трансакционная модель коммуникации описывает коммуникацию как процесс, в котором коммуникаторы создают социальные реальности в социальном, реляционном и культурном контекстах. В этой модели мы не просто общаемся, чтобы обмениваться сообщениями; мы общаемся, чтобы создавать отношения, формировать межкультурные союзы, формировать наше представление о себе и вступать в диалог с другими для создания сообществ. Таким образом, трансакционная модель рассматривает коммуникацию как мощный инструмент, который формирует нашу реальность за пределами индивидуальных коммуникативных встреч.

    Роли отправителя и получателя в транзакционной модели связи значительно отличаются от других моделей. Вместо того, чтобы обозначать участников как отправителей и получателей, люди, участвующие в коммуникативной встрече, называются коммуникаторами. В отличие от интерактивной модели, которая предполагает, что участники чередуются позициями отправителя и получателя, транзакционная модель предполагает, что мы одновременно являемся отправителями и получателями. Это важное дополнение к модели, потому что оно позволяет нам понять, как мы можем адаптировать наше общение — например, вербальное сообщение — в середине его отправки на основе сообщения, которое мы одновременно получаем от нашего партнера по общению.

    Модель транзакций также включает более сложное понимание контекста. Модель взаимодействия изображает контекст как физические и психологические воздействия, которые усиливают или препятствуют общению. Хотя эти контексты важны, они сосредоточены на передаче и приеме сообщений. Поскольку транзакционная модель коммуникации рассматривает коммуникацию как силу, которая формирует нашу реальность до и после конкретных взаимодействий, она должна учитывать контекстуальные влияния за пределами одного взаимодействия. Для этого трансакционная модель рассматривает, как социальные, реляционные и культурные контексты формируют и влияют на наши коммуникативные встречи.

    Пример

    Представьте, что вы находитесь в Ливане, культуре высокого контекста. Когда вас представляют профессионалам, с которыми вы встречаетесь, все стоят за пределами конференц-зала. Другой профессионал опаздывает, когда собрание уже началось и все расселись за столом для переговоров. Когда вас представляют, вы чувствуете нерешительность в его словах и языке тела.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *