Трансцендентальная апперцепция: Трансцендентальная апперцепция | Понятия и категории

Трансцендентальная апперцепция: Трансцендентальная апперцепция | Понятия и категории

трансцендентальное единство апперцепции | это… Что такое трансцендентальное единство апперцепции?

ТолкованиеПеревод

трансцендентальное единство апперцепции

        ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО АППЕРЦЕПЦИИ — одно из центральных понятий критической философии И. Канта. В отличие от первоначально-синтетического единства апперцепции как субъективного единства самосознания, состоящего в сопровождении суждения «я мыслю» всех представлений обладающего этим единством, Т. е. а. является объективным единством самосознания и состоит в том единстве, «благодаря которому все данное в созерцании многообразное объединяется в понятие об объекте» (Кант И. Критика чистого разума. М., 1994. С. 104). Если при помощи первоначально-синтетического единства апперцепции ее носитель способен считать все имеющиеся у него представления своими собственными, то на основе Т. е. а. оказывается возможным объективное знание, связь представлений именно в объекте, а не в случайных субъективных состояниях. Трансцендентальность такого единства апперцепции означает, что на его основе возможны иные априорные знания. Благодаря первоначально-синтетическому и Т. е. а. возможны все иные виды синтеза, которые Кант выделяет в своей критической философии. Т. е. а. является у него пустой бессодержательной формой, не носящей субстанциального характера; из нее невозможно дедуцирование какого-либо содержания. В послекантовской же философии в силу различий первого и второго издания «Критики чистого разума», некорректных истолкований и иных причин различия между первоначально-синтетическим и Т. е. а. были размыты; и первое, и второе стали рассматриваться как некая единая трансцендентальная апперцепция, являющаяся высшим пунктом кантовской

трансцендентальной философии, хотя сам Кант усматривал «высший пункт» применения рассудка, логики и трансцендентальной философии в первоначально-синтетическом единстве апперцепции ( Т а м же.
С. 101). Уже у И.Г. Фихте наметилась тенденция толковать чистую апперцепцию Канта как созерцание самого себя в интеллектуальной интуиции в процессе акта возникновения Я — дела — действия. Из получаемого таким образом Я Фихте дедуцирует всю полноту знания, что было принципиально невозможно для Канта. В. Виндельбанд центральным тезисом трансцендентального идеализма называл утверждение, что все предметы порождены трансцендентальной апперцепцией как общезначимым синтезом и кроме них ничего не существует. В последующей философии понятие трансцендентальной апперцепции Канта тесно связали с его же понятием трансцендентального субъекта. Для самого Канта трансцендентальный субъект являлся постоянным логическим субъектом мышления, субстанциальным в себе, чем-то вообще = х, «Я в собственном смысле, как оно существует само по себе, или трансцендентальный субъект» (Там же. С. 306), о котором мы «не можем иметь ни малейшего понятия» (Там же. С. 243) и «в отношении которого ни одна из категорий не находит условий для своего применения» (Там же.
С. 299). Однако в 20 в. широко распространились воззрения, согласно которым трансцендентальный субъект Канта тождествен с трансцендентальной апперцепцией, чистой апперцепцией или с Т. е. а., либо же является их носителем.

        А.Я. Круглое

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И.Т. Касавин. 2009.

Игры ⚽ Нужен реферат?

  • трансцендентальное
  • трансцендентальный метод

Полезное


НОУ ИНТУИТ | Лекция | Философия И.Канта

Аннотация: В данной лекции будет рассмотрены следующие вопросы: идеализм Канта. Иммануил Кант родоначальник немецкой классической философии. Два периода в философском развитии Канта. Учение Канта о теоретическом разуме (чувственность, рассудок и разум). Этика Канта. Соотношение теоретического и практического разума.

Ключевые слова: атом, ПО, сила притяжения, определение, значение, знание, вывод, объект, предикат, математика, расстояние, пространство, истина, поток, опыт, мышление, диалектика, умозаключение, целый

intuit.ru/2010/edi»>Цель лекции: познакомить студента с философией Канта, стоявшего у истоков немецкой классической философии.

Немецкая классическая философия является особенным феноменом в истории философской мысли. Немецкая философия завершает этап классической философии. На основе немецкой классической философии возникло множество течений и философских школ, которые существуют и в современное время — а именно, философия марксизма и ленинизма, философия жизни, позитивизм, экзистенциализм, фрейдизм и неофрейдизм.

Главными представителями немецкой классической философии были пять великих философов: Иммануил Кант (1724-1804), Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814), Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775-1854), Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) и Людвиг Фейербах (1804-1872).

И.Кант родился и жил в Кенигсберге (Калининграде). Он окончил местный университет, где жил и работал большую часть своей жизни.

В философском творчестве Канта выделяют два периода:

  • докритический период его творчества
  • критический период его творчества.

Докритический длится примерно до начала 70-х годов 18 в. Рассмотрим некоторые идеи этого периода.

В отличие от Лейбница, который создал «монадологию» — учение об идеальных духовных сущностях, которые лежат в основе мира, Кант считал, что монада это физический атом, физический элемент мира, а не духовная субстанция. Эти монады, Кант наделял двумя силами — силой притяжения и силой отталкивания, которую он ассоциировал с непроницаемостью и упругостью.

Отдельное внимание в этом периоде следует уделить космогонической гипотезе Канта о происхождении вселенной, солнечной и других звездных систем.

Формирование звездной системы Кант пояснял так. Вначале во вселенной был хаос из рассеянных материальных частиц. Эти частицы находились в постоянном движении. В процессе движения материальные частицы стали притягиваться друг к другу и двигаться по направлению друг к другу. Постепенно формировались сгустки притяжения, как их называл Кант. Эти сгустки притяжения представляли собой материальные образования с большой плотностью и большим удельным весом за счет чего они притягивали более легкие частицы. Сгустки более маленького размера также притягивались в сторону сгустков более тяжелых и плотных. Однако, материальным частицам присуща не только сила притяжения, но и сила отталкивания. Сила отталкивания приводила к отклонению от прямолинейного движения, т.е. от вертикального падения, как писал Кант. В результате получилось вращательное движение материальных сгустков, а именно физических монад вокруг центров притяжения. В результате центробежного движения большая часть материальных образований стали двигаться по круговым орбитам вокруг центра тяжести.

В материальном образовании, которое формировалось в самом центре сгустка, были легкие элементы, которые стали воспламеняться. Так образовались звезды, а вокруг них планеты. Следовательно, исходя только из одних сил притяжения и отталкивания, Кант создал космогоническую гипотезу. Тезис Канта можно сформулировать так — дайте мне материю, и я построю из нее весь мир. Декарт, для сравнения говорил — дайте мне материю и движение, и я построю из нее весь мир. Кант сформулировал космогоническую гипотезу без обращения к деизму или теологии.

Основные произведения критического периода следующие: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Пролегомены про всякое будущее метафизики, которая может стать строгой наукой», и четвертое — «Критика способности суждения». Рассмотрим философские идеи его следующих трудов «Критика чистого разума», «Критика практического разума», а также «Пролегомены».

Одна из центральных проблем этих произведений — это этика. Что значит этика в понимании И.Канта?

С одной стороны Кант считал, что этика — это критика односторонней догматической метафизики. Вообще, понятие критики Кант понимал достаточно широко. Под критикой понимал критику объективного идеализма Беркли. Также под критикой Кант понимал определение предела познавательных способностей человека, которые стоят у основ той или иной научной дисциплины. Еще одно значение термина критика в его философии связана с исследованием и выявлением границ, за которые не распространяется компетенция как чистого разума, так и компетенция практического разума, а также философия искусства и философия природы.

Гносеология. Гносеологическая проблематика особо разработана в произведении «Критика чистого разума». В этом произведении Кант ставит три основные вопроса.

  • Как возможна чистая математика?
  • intuit.ru/2010/edi»>Как возможно чистое естествознание?
  • Как возможна метафизика как наука ? (возможна ли метафизика как наука?)

В отношении математики и естествознания никто не сомневался, что они являются науками. В отношении метафизики того времени у отдельных мыслителей возникали сомнения. Для ответа на эти вопросы Кант использует термин «чистое». Что же понимал под этим термином Кант? Чистыми знаниями Кант называл те знания, которые не опираются на эмпирическое. Кант подверг формальному логическому анализу утверждения математики и естествознания и заключил, что истины математики и истины естествознания являются научными истинами. Главный критерий истинности знания, которые выделяет Кант — это всеобщность и необходимость. Кант считал, что этим критериям всеобщности и необходимости удовлетворяет только априорное, синтетическое знание. Кант рассмотрел основные виды суждений, которыми оперируют в математике и естествознании.

Такие суждения Кант поделил на четыре вида. Априорные суждения, апостериорные, аналитические и синтетические.

Априорное суждение — это безусловное знание, независимое от всякого опыта.

Пример: Квадрат является прямоугольником. К этому выводу мы приходим из определения квадрата, а не из чувственного опыта.

Апостериорное суждение — это суждение, обусловленное опытом.

Пример: вы приходите в зоопарк и видите белого медведя. Из этого вы делаете вывод, что некоторые медведи белые.

Аналитические и синтетические суждения разделяются в зависимости от связи между субъектом суждения и предикатом суждения. Суждение состоит из субъекта суждения и предиката суждения. Субъектом суждения является некоторый объект, о котором нечто сказывается. Предикат суждение — это характеристика субъекта суждения, некоторое определение, которое дается субъекту. В буквальном смысле предикат суждения — это сказываемое. В том случае, если предикат имманентен (внутренне присущий), то такое суждение называется аналитическим.

Пример: все тот же — квадрат -прямоугольный. Это выводится все определения самого квадрата.

Синтетические суждения характеризуются тем, что предикат субъекта не выводится из анализа субъекта суждения, предикат присоединяется к нему. Поэтому эти суждения называются синтетическими.

Пример. Есть черные лебеди. Это суждение синтетическое, потому что из понятия лебедь и анализа этого понятия не выходит понятие черный.

Кант считает, что такие теоретические науки как математика или естествознание состоят из априорных синтетических суждений. Поэтому такое знание истинно научно. Такое априорное синтетическое знание является всеобщим, необходимым и истинным. Апостериорные суждения, которые образуются за счет анализа опытных данных, не являются общим и необходимым знанием, поскольку невозможно поставить эксперимент на любое суждение. Следовательно, знание, которое исходит из апостериорных суждений, носит относительный, вероятностный характер.

Более того, Кант считает, что аналитические суждения не приносят нового знания. Такие суждения носят поясняющий характер. Таким образом, выше приведенные вопросы можно переформулировать так

  • Каким образом возможны априорные чистые суждения в математике?
  • Каким образом возможны априорные синтетические суждения в чистом естествознании?
  • Возможны ли априорные синтетические суждения в метафизике?

Во времена Канта математика была синтезом алгебры и геометрии. Предшественники Канта, такие как Лейбниц или Юм, считали, что всеобщность и необходимость знания в математике обеспечивается за счет аналитичности. Однако, Кант считает, если бы знания в математике были бы только аналитическими, то не было бы приращения знания. Но это не подтверждает практика. Кант приводит следующий пример. Кратчайшее расстояние между двумя точками — прямая. Это суждение априорное и синтетическое, так как из определения двух точек не выводится количественное определение расстояния. Как тогда получаются такие суждения? Кант считает, что такие определения возможны за счет наличия чувственных представлений, чувственных геометрических представлений в сознании математика. В геометрии, как считает Кант, базисом является пространственные представления и само понятие «пространство». Пространство, как считает Кант, есть априорная форма чувственности (или чувственного созерцания). По мнению Канта, пространство не может быть эмпирическим, т.е. выводится из опыта. Если бы они были эмпирическими, то они были бы относительные и вероятные, а не всеобщие и необходимые. Поэтому пространство в категории Канта — это реальное и априорное суждение.

Априорные суждения возможны и в арифметике. Кант приводит такой пример. Допустим, 1+3=4. Такое суждения, как и все другие в арифметике является синтетическим, поскольку понятие 4 не выводится из понятия 1 или 3, так как в 4 есть свойства, которые не заключены в 1 или 3. Например, 4=22 или log24=2, и так далее. Так вот этими свойствами обладает число 4, но не 1 и не 3.

По мнению Канта, такие суждения в арифметике возможны из-за временных представлений. Время — это базисное понятие в арифметике, поскольку для любых арифметических действий нужна последовательность моментов счета, то есть время. При этом время не является эмпирической категорией. Если бы время носило эмпирический характер, то оно не смогло бы стать основой для априорных суждений в арифметике. Тогда суждения арифметики выполнялись бы не всегда и это знание не было бы всеобщим и необходимом. Поэтому время Кант также называет априорной формой чувственности (априорную форму чувственного созерцания).

Следовательно, Каким образом возможна математика как наука? Математика возможна как наука за счет всеобщности и необходимости знаний математики. Это обеспечивается за счет категорий пространства и времени, которые являются базисом геометрии и арифметики, и априорными формами чувственности.

Объяснение «трансцендентального единства апперцепции» Канта – Спросите философа

Ответ Джеффри Клемпнера

Я попытаюсь дать простое изложение понятия Канта о трансцендентальном единстве апперцепции и той роли, которую оно играет в его философии. Вы правы, сомневаясь в «объективности», которую может объяснить эта теория.

Начнем с вопроса: чем отличается одно «я» от двух «я»: меня и тебя, например? Ну, у тебя свои мысли и чувства, а у меня свои. У тебя есть свое тело, а у меня свое. Однако для меня было бы логически возможным иметь ваше тело так же, как и мое собственное, ваши мысли и чувства, а также мои собственные. Тогда мы бы смотрели на человека, Фила-Г.К., который кажется другим только как два отдельных человека.

Или можно предположить, что я страдаю радикальной формой множественного расстройства личности. В этом случае два человека, GK1 и GK2, «делят» мое тело.

В любом случае существуют различные способы эмпирической проверки того, что Фил и GK «слились», чтобы стать Phil-GK, или что человек, известный как «GK», на самом деле является двумя людьми, GK1 и GK2.

Возможности научной фантастики в сторону, здесь дело в том, что в некотором смысле данно и, следовательно, «априори» или известно до любой эмпирической проверки, что самость есть единство. Даже Юм со своей «теорией пучков» самости признает, что в любой момент времени, если «идеи» x и y находятся в одном и том же наборе, а идеи y и z находятся в одном и том же наборе, то x и z находятся в одном и том же наборе. тот же пучок.

И что? Декарт сделал знаменитый вывод о том, что самость — это мыслящая субстанция. В этом и состоит его тождество. Это заблуждение, по Канту. (Он очень подробно показывает это в разделе «Критики», озаглавленном «Паралогизмы трансцендентальной психологии».) Вкратце, вывод состоит в том, что теория субстанции объясняет все и ничего. Может быть, ГК — это две мыслящие субстанции или сотня мыслящих субстанций, и я никогда не узнаю. Или, может быть, моя мыслящая субстанция меняет свою идентичность каждую секунду, каждая субстанция передает свои состояния следующей субстанции, когда та «умирает», как линия сталкивающихся шаров для бильярда.

Теперь самое интересное. Мы хотим, чтобы идея единства выполняла какую-то работу, в противном случае это будет просто свободный ход, «ручка, которая крутится, хотя вместе с ней ничего не крутится», как говорит Витгенштейн об аналогичном вопросе в «Философских исследованиях» .

Кант понял, что единственный способ придать идентичности самости значимую роль — это логически ограничить виды опыта, которые возможны . Декартовская мыслящая субстанция может иметь любой вид «опыта», потому что для Декарта весь опыт в основе своей есть ряд восприятий, растянутых во времени. Но наш опыт не такой. Это «как» мир объектов в космосе.

Что если, думал Кант, мы одновременно построим историю о себе и ее продвижении в мире, а также историю о мире и объектах в нем? «Трансцендентальное единство апперцепции» теперь становится логическим ограничением того, какие виды опыта возможны. Драматический вывод, который Кант принял как ответ на скептицизм, выраженный в «Первом размышлении» Декарта, состоит в том, что опыт возможен только в том случае, если он является опытом «как» мира объектов в пространстве.

История мира объектов в космосе и личности, прокладывающей путь через этот мир, является теорией . Необработанный опыт (или «интуиция») является доказательством этой теории. Если это не так, то это не «опыт» в каком-либо осмысленном смысле. Если я знаю, что существую как субъект с личностью, то я знаю, что существует мир объектов в пространстве («Опровержение идеализма», 2-е изд.).

Но что, собственно, доказал Кант? «Мир» — это теория. Это моя теория. Все, что я когда-либо испытаю, связано с опытом бытия субъектом в мире. Но все это могло бы быть правдой, если бы все, что существовало в абсолютной реальности, было сырым опытом вместе с таинственной силой объединять его в «историю мира». Другими словами, вы можете быть полноправным солипсистом и принимать все, что говорит Кант о необходимом существовании внешнего мира.

http://www.philosophypathways.com/vita.html

 

Нравится:

Нравится Загрузка…

Член-учредитель Международного общества философов (ISFP) Просмотреть все сообщения Джеффри Клемпнера

сообщите об этом объявлении

Отправьте свой вопрос в Ask a Philosopher Наслаждайтесь Ask a Philosopher без рекламы
Ask a Philosopher 2011-2021 Джеффри Клемпнер

сообщите об этом объявлении

Enjoy Ask a Philosopher без рекламы a Ask Philosopher 2009–2011, Джеффри Клемпнер Наслаждайтесь «Спросите философа» без рекламы
«Спросите философа» 1999–2001, Джеффри Клемпнер

сообщите об этом объявлении

Подать заявку на бесплатное пожизненное членство в Международном обществе философовПоиск:
  • klempner. co.uk
  • www.geoffreyklempner.net
  • isfp.sdf.org
  • philosophypathways.com
  • Electronic Philosopher
  • Essays by Pathways students
  • Ethical Dilemmas
  • Pathways to Философия на Амазоне
  • Философские связи
  • Десять больших вопросов
  • Электронный список путей

сообщить об этой рекламе0001

Задавать вопрос

спросил

Изменено 9 лет, 7 месяцев назад

Просмотрено 3к раз

Во-первых, немного исторического контекста:

Термин апперцепция происходит от Рене Декарта в форме слова apercevoir в его книге Traité des страстей . Лейбниц ввел понятие апперцепции в более техническую философскую традицию в своей работе «Принципы основания природы и благодати »; хотя он употребил это слово практически в смысле современного внимания, посредством которого объект схватывается как «не-я» и тем не менее в отношении к себе.

Иммануил Кант отличал трансцендентальную апперцепцию от эмпирической апперцепции.

В википедии путаница с остальными, но с отдельной записью о трансцендентальной апперцепции

  1. Всякий опыт есть последовательность разнообразного содержания (идея взята у Дэвида Юма).

  2. Чтобы вообще быть пережитым, последовательные данные должны быть объединены или удерживаться вместе в единстве для сознания.

  3. Таким образом, единство опыта подразумевает единство себя.

  4. Единство себя — такой же объект опыта, как и все остальное. Следовательно, опыт как самого себя, так и его объектов основывается на актах синтеза, которые, поскольку они являются условиями любого опыта, сами по себе не переживаются.

  5. Эти предварительные синтезы стали возможными благодаря категориям. Категории позволяют нам синтезировать себя и объекты.

Во-первых, является ли это хорошим обобщением того, что Кант имеет в виду под трансцендентальной апперцецией? Во-вторых, что такое эмпирическая апперцепция и на каком основании Кант ввел это различие?

  • метафизика
  • кант
  • идеализм

Когда эмпирическая апперцепция функционирует, она позволяет вам концептуально признают тот или иной конкретный объект, как единый объект. Вы чувствуете множество вещей, но способны объединить то, что вы чувствуете, в объект (скажем, уникальную чашку кофе). Кант утверждает, что это предполагает трансцендентальную апперцепцию, которая сама по себе не может иметь никаких объектов, но обуславливает и применяет правила, которые позволяют распознавать объект как объект.

Эта запись из Kant Lexicon Дж. Дж. Мэтти, кажется, проводит четкое различие. Я выделяю его части:

Понятие апперцепции вводится в Трансцендентальном Дедукция категорий понимания и играет центральную роль. роль в нем.

(…)

Вообще апперцепция для Канта есть самосознание . Оно может быть либо эмпирическим, либо чистым. В первом издании (A) Дедукция (А107), Кант отождествляет эмпирическое самосознание с внутренним восприятие или внутреннее чувство, объектом которого является последовательность состояний сами вовремя. «Это сознание самого себя является лишь эмпирическим и всегда изменчив; оно не может дать нам постоянного или устойчивого «я» в поток внутренних проявлений».

Напротив, чистая апперцепция не имеет ничего переживаемого как его объект . Более того, в отличие от эмпирической интуиции она производительный . Во втором издании (B) «Дедукция» Кант утверждает, что он «производит презентацию, я думаю» (B132). Оно также «неизменно» (в отличие от эмпирической апперцепции, описанной в А107). Он «численно идентичен» (А132) или «один и тот же в все сознание» (В132). Еще одна особенность заключается в том, что «нельзя сопровождается любым дальнейшим представлением» (B132). Из-за этих особенности, чистая апперцепция называется также «исходной» апперцепцией.

Одной из важнейших черт чистой апперцепции является ее единство или личность. Единство чистой апперцепции описывается как «трансцендентным», потому что это априорное условие для представление объектов. Вторая ключевая особенность чистой апперцепции является его необходимость. Единство апперцепции может быть как аналитическим, так и синтетический.

Согласно этой очень подробной записи в Стэнфордской энциклопедии философии, важные отрывки, связанные с апперцепцией, «невероятно трудны». В статье Стэнфорда также оспаривается, что мы можем приравнять апперцепцию к самосознанию.

Трансцендентальная апперцепция — это «я думаю», сопровождающая все мои представления. То есть, когда я воспринимаю стол, я знаю, что представления принадлежат одному «Я». С другой стороны, эмпирическая апперцепция состоит в признании тождества между феноменом стола и моим представлением о столе.

С уважением.

РЕДАКТИРОВАТЬ: и да, я думаю, что это описание довольно хорошее.

РЕДАКТИРОВАТЬ 2: Апутсиак правильно заметил одну ошибку в моем ответе: «эмпирическая апперцепция имеет отношение к внешнему чувству». Это совершенно неверно для Канта:

Unsere Vorstellungen mögen entspringen, woher sie wollen, ob sie durch den Einfluß äusserer Dinge, oder durch innere Ursachen gewirkt seyn, sie mögen a priori, oder empirisch als Erscheinungen entstanden сейн; so gehören [99] sie doch als Modificationen des Gemüths zum innern Sinn, und als solche sind alle unsere Erkentnisse zulezt doch der formalen Bedingung des innern Sinnes, nemlich der Zeit unterworfen, als in welcher sie insgesamt geordnet, verknüpft und in Verhältnisse gebracht werden müssen.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *