Типы личности социально психологические: Типы личности по социально-психологическим качествам

Типы личности социально психологические: Типы личности по социально-психологическим качествам

Типы личности по социально-психологическим качествам

Психология насчитывает большое количество типологий индивида. Каждый вид делит людей на определенные типы. Представленная типология базируется на социально-психологических качествах (общительность, уровень ответственности, самостоятельности и прочее). Далее мы кратко расскажем о 12 основных типах, в которых можно узнать самого себя или близкого человека.

Содержание:

  • 1 Застревающая личность
  • 2 Интровертированная личность
  • 3 Педантичная личность
  • 4 Возбудимая личность
  • 5 Демонстративная личность
  • 6 Дистимичная личность
  • 7 Тревожно-боязливая личность
  • 8 Циклотимическая личность
  • 9 Гиперактивная личность
  • 10 Эмотивная личность
  • 11 Экзальтированная личность
  • 12 Конформная личность

Застревающая личность

Такой человек несговорчив, склонен к продолжительной ссоре. Часто ему отводится роль агрессора во время конфликта. Он разделяет окружающих на врагов и друзей. Отличается устойчивыми взглядами, гипертрофированным чувством  справедливости, которое может доходить до фанатизма, а также принципиальностью. Яркая черта застревающей личности — склонность к предъявлению высоких требований к себе.

Интровертированная личность

Характеристика такого человека включает такие черты, как малая общительность, замкнутость, скрытность и ранимость. Такие люди не делятся личным с другими, никого не пускают в собственный мир, мало привязаны к близким, спокойные, сдержанные.

Педантичная личность

Данная разновидность подразумевает надежность, аккуратность, добросовестность и серьезность. Представители такого типа не проявляют занудность, навязчивость, не стремятся четко соблюдать формальности, но пытаются сделать так, чтобы за них важные вопросы решали другие.

Возбудимая личность

Этот тип имеет слабый контроль над своими эмоциями, действиями, желаниями и отличается высокой социальной импульсивностью. Из-за этого у таких людей зачастую появляются трудности в общении. Раздражительность и вспыльчивость может отталкивать других. У них могут быть вспышки гнева, а также проявления услужливости и лицемерия.

Демонстративная личность

Данная типологизации применяется к личностям, которым свойственна чрезмерная агрессия и подозрительность. Такие люди стремятся всегда быть в центре внимания, а привлекают они его разными активными методами (ложь, скандалы и прочее).

Дистимичная личность

Человек этого типа зачастую бывает грустным, тоскливым, ему характерны пессимизм, замкнутость и немногословность. Таким людям свойственна серьезность, высокий уровень нравственности, добросовестность и справедливость, но им сложно находить новых друзей.

Тревожно-боязливая личность

Такие люди всегда слишком болезненно переживают любые негативные события. Им свойственна неуверенность в себе, чрезмерная робость, пугливость, мнительность. Кроме того, они достаточно дружелюбны и исполнительны. Но из-за собственной беззащитности и боязливости могут с ранних лет становиться объектом насмешек окружающих.

Циклотимическая личность

Такого человека узнать просто по резким перепадам настроения: часто наблюдаются подъемы и спады. У него противоречивая манера поведения, трудно что-либо предвидеть, часто ввязываются в авантюру. Во время подъема он может быть энергичным, настойчивым, а на спаде проявляется острая и болезненная реакция на любую проблему.

Гиперактивная личность

Представителей данного типа выделяет регулярная смена настроения, одна их эмоция быстро переходит в другую. При этом основной эмоцией остается счастье или тревога. Таким людям свойственна самостоятельность, энергичность, у них ярко проявляются лидерские качества. Но также они могут быть слишком раздражительными, безответственными и легкомысленными.

Эмотивная личность

Эмотивный человек довольно чувствителен и впечатлителен. Таким людям свойственна сильная ранимость, им трудно переживать разнообразные жизненные неурядицы. Они опасаются поражений, на них плохо действует любая критика, у них небольшой круг общения, куда входят только единомышленники. Обиду держат в себе, при этом они искренне радуются за успех другого, проявляют жалость, сострадательность.

Экзальтированная личность

У таких людей изменчивое настроение, они легко отвлекаются. Для них характерны альтруизм, чувство сострадания, художественный взгляд. Они не могут существовать без друзей и строят прочные коммуникации.

Конформная личность

Такой человек довольно общителен, можно сказать болтливый. У него нет собственного мнения, самостоятельности, он легко подстраивается под другого. Конформная личность желает слиться с общей массой и не выделяться. Такой человек не занимает лидерские позиции, высокие должности.

Какой психотип подходит вам? Попробуйте понять. А также советуем проанализировать поведение окружающих и найти подходящий для них тип личности. В этом поможет курс «Менталист».

НОУ ИНТУИТ | Лекция | Социология личности

Аннотация: Цель лекции: показать специфику социологического изучения личности, практическое значение социологии личности, раскрыть содержание понятий социальные и идеальные типы личности, социальные качества личности.

Ключевые слова: педагогика, Личность, ядро, устойчивость, достоверность, деятельность, множества, группа, значимость, Лес, комплексный подход, значение, пространство, ПО, элементарный тип

Понятие личности употребляется в различных науках (философии, соционике, социологии, психологии, педагогике, экономике, политологии, культурологии и др.) в контексте специфике задач, решаемых каждой из них. Личность – это общежитейский и научный термин, обозначающий: 1) устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности; 2) индивидуального носителя этих черт как свободного и ответственного субъекта сознательной волевой деятельности.

Понятие личности, употребленное в этом значении, нужно отличать от понятия индивидуальности, подразумевающего своеобразие, особенности данного лица. В нашей житейской практике мы в понятие личности вкладываем зачастую именно такой смысл («Вот это личность!»), отказывая тем самым другим быть личностью. Личность не означает лишь выраженность или уникальность психических свойств человека.

Философа интересуют проблемы сущности человека, соотношения в нем социального и биологического, места человека в объективном мире и смысл его жизни. Психолог изучает психические свойства человека, интегрирующее начало, ядро, обеспечивающее единство психических процессов, устойчивость, последовательность его поведения. Социально-психологический подход к проблеме личности заключается в исследовании психических свойств человека, обусловленных фактом его принадлежности к той или иной социальной группе и обществу в целом. Каков же предмет социологии?

Те, кто заполнял социологические анкеты, обратили, очевидно, внимание на напоминание в инструкции об анонимности опроса. Это связано не только с необходимостью обеспечить достоверность ответов. Для социолога фамилия респондента с профессиональной точки зрения не представляет никакой информационной ценности. Социологию интересует не личность отдельно взятых индивидов, а, условно говоря, образ личности, «обобщенный портрет» личности. Иначе говоря, предметом социологии является не социально-индивидуальные, а социально-типические свойства человека. Конкретный, «живой» человек, разумеется, не может быть описан лишь путем выявления типических черт, свойств, без учета его уникальности, неповторимости, и социолог не стремится к такому описанию. Социология изучает не конкретную личность, а то общее, устойчивое, типическое, присущее той или иной совокупности людей. В этом отношении социология «родственна» статистике, поскольку, как и последняя, интересуется средними показателями (средний доход, средняя продолжительность жизни, средний уровень образования и т.д.). Но в отличие от статистики, социология оперирует не только количественными, но и качественными показателями (мотивы, ценностные ориентации, образ и стиль жизни, творчество и т.д.).

Таким образом, предметом социологии являются социальные типы личности.

Под этим понимается система качеств личности, характеризующих ее как члена той или иной социальной группы (класса, нации, социально-демографических, социально-территориальных, профессиональных общностей, коллектива, семьи и т.д.), позволяющих осуществлять социальную деятельность в социальных системах. Конечно, качества личности и свойства социальных групп, в которые входит личность, далеко не тождественны. Во-первых, личность является членом не одной, а множества социальных групп. Во-вторых, качества личности всегда разнообразнее, богаче, сложнее.

Социальный тип как категория социальных дисциплин имеет несколько основных смыслов. В первом понимании (традиционно социологическом) под социальным типом подразумевается совокупность качеств, обусловленных принадлежностью к определенной социальной группе. Как известно, человек одновременно входит в несколько групп, а в течении жизненного пути он осуществляет социальную мобильность. Иначе говоря, личность меняет свою социально-типологическую принадлежность.

Таким образом, в первом смысле социальный тип — это подвижное, изменчивое, динамичное образование.

Во втором значении социальный тип — это идеальный тип, комплекс устойчивых качеств и свойств личности, который с наибольшей четкостью проявляется в социуме (социотип). Это константа личности, устойчивое ядро природных качеств. Более точное обозначение должно бы звучать так: биопсихосоциотип, ибо речь идет об интегральном единстве интеллектуальных, биогенных, психогенных и социогенных свойств личности. Социотип или тип интеллекта является предметом соционики

В третьем смысле социальный тип означает устойчивую информационную структуру любой группы, организации, научной идеи, политического движения, профессии, идеологии. Каждая группа, организация, идеология имеют устойчивую социально-типологическую характеристику. Тип общности изучают соционическая социология , а также интегральная соционика.

Каждый социотип изначально предназначен для выполнения своей миссии и определенной социальной роли. Наиболее оптимальным для личности и общества является положение, когда человек входит в группу (главный социальный статус), работает в профессиональной сфере и организации, социальный тип которых идентичен, близок или совместим с устойчивым ядром его природных качеств. В этом случае возможна максимальная самореализация личности.

Социальная значимость каждого типа личности неодинакова. Можно выделить 16 основных специализаций в социуме:

  • Генератор идей.
  • Объективный анализ и стремление к справедливости.
  • Практический энтузиазм во внедрении нового.
  • Создание комфорта.
  • intuit.ru/2010/edi»>Пропаганда идеологии, мобилизация боевого духа
  • Предчувствие будущего, предупреждение окружающих.
  • Организация масс.
  • Контроль и поддержание порядка.
  • Практическая предприимчивость.
  • Критика скрытых дефектов социальных систем.
  • Гибкая политика.
  • Хранение моральных и материальных ценностей.
  • Выявление и реклама способностей и талантов.
  • Милосердие, деятельная доброта.
  • Качественная работа, технологическое совершенство.
  • Создание предметов по законам эстетики и целесообразности.

Логичен следующий вопрос: в чем заключается смысл исследования социальных типов личности? Не лучше ли изучать личность конкретного индивида? За деревьями иногда не виден сам лес. Так же, изучая весь «набор» личностных качеств каждого индивида, мы рискуем оказаться в неведении относительно закономерностей и тенденций развития личности, не выявим существенных сторон в социальных качествах личности, следовательно, не сможем познать и само общество.

Но есть и другая опасность. В общей картине леса исчезают из поля зрения отдельные деревья. То есть мы можем изучить среднестатистическую, усредненную личность (средний уровень образования, зарплаты и т.д.), что в целом не позволит увидеть конкретную личность в социальных системах. Эта опасность будет реальной, если социология будет претендовать на роль науки о науках об обществе и человеке, т.е. подменять собой психологию, социальную психологию, историю и другие науки. Поэтому социологический подход к изучению личности должен быть дополнен данными других наук. Сегодня, в условиях дифференциации и специализации наук необходим комплексный подход к исследованию проблем личности.

Для социолога тип личности представляется в качестве определенной модели, схемы, образа или образца. Эти модели необходимы для описания и классификации различных множеств личностей. Существует два уровня исследования типов личности – теоретический и эмпирический. На уровне теоретического исследования выделяются конкретно-исторические и идеальные типы личности.

Конкретно-исторические социальные типы обозначают систему тех качеств личности, которые обусловлены исторической эпохой, уровнем цивилизации. Так, например, античная личность аккумулирует в себе наиболее общие черты древних эллинов, римлян. На античную личность непохожа средневековая личность, совершенно иным типом является личность эпохи Возрождения.

В тоже время внутри каждого исторического типа личности обнаруживаются и свои подтипы (личности раба и рабовладельца, патриция и плебея, крестьянина и феодала, рыцаря и монаха, джентльмена и буржуа), которые прекрасно описаны мировой художественной литературой. В основе типизации личности ее принадлежность (следовательно, усвоение присущих им качеств) различными социальными слоям и группам. Поэтому разновидностями конкретно-исторических типов являются кастовые, сословные, корпоративные, классовые, этнические, профессиональные, социально-демографические (женщины, мужчины, поколения), социально-территориальные (городские и сельские, региональные) и иные типы личности.

Идеальные типы личности строятся на основе сконструированных самим социологом статистических моделей различных показателей социальных качеств людей. Так, идеальные типы могу формироваться путем набора ценностных ориентаций в процессе труда или иной деятельности, мотивов, потребностей, стиля жизни и т. д. Например, социолог может поставить перед собой целью изучить, в какой степени труд является для определенной совокупности людей самоценностью, а в какой степени – средством достижения иных ценностей. Тогда он может выделить два идеальных типа личности – ориентированных на труд как на самоценность или как ценность-средство и при помощи этих моделей исследовать конкретно-исторические типы личности. Понятно, что подобные «рафинированные» типы личности служат лишь инструментом в познавательной деятельности.

В эмпирических исследованиях имеет значение типологизация – группировка испытуемых, сходных с неким «усредненным» образом. Выделение многочисленных характеристик, показателей, черт личности… позволяет построить многомерное пространство ее признаков – «личностное пространство». При этом некоторые авторы рассматривают в качестве типа личности лишь группировки испытуемых с помощью различных приемов классификации. Собственно, в эмпирических исследованиях в социологии и социальной психологии под типом личности понимают сконструированные с помощью определенной методики группы, с признаками которых соотносят показатели обследуемого лица, с тем чтобы отнести его к той или иной категории

intuit.ru/2010/edi»>Структура личности излагается в большинстве учебников социологии по концепции З.Фрейда, созданной 100 лет назад и являющейся логической неполной. Логически полной является структура личности у К.Г.Юнга, который выделял помимо Эго, Персону, Анимус и Тень – личное сознание, коллективное сознание, коллективное бессознательное и индивидуальное бессознательное. Социомодель личности, развернутую на 8 позиций, впервые построила А.Аугустинавичюте (1978). Структурно-функциональную модель с учетом идей К.Юнга и Т.Парсонса описал В.В.Гуленко (1998). Сегодня научный уровень позволяет отказаться от устаревшей и структурно неполной теории личности З.Фрейда.

Учет элементарных типов личности позволяет продуктивно разрешить противоречие между пониманием личности как автономного индивида, имеющего природные социальные и интеллектуальные качества. Иначе говоря, социоанализ личности позволяет каждому индивиду выполнить роль наиболее адекватную структуре ее социомодели. Следовательно, нужно отказаться от психологических концепций вчерашнего дня и включить в оборот социологической науки достижения новой социальной науки в исследовании личности. Было бы странно, если бы жители 21 века ездили по дорогам в автомобилях первых моделей, созданных в начале 20 века. Социология личности зачастую передвигается на давно устаревших психологических моделях.

Так, З.Фрейд и А.Адлер отрицали разнотипную природу человеческой личности. По этой причине З.Фрейд подверг научному остракизму К.Г.Юнга, изгнав его из своих рядов. Фрейд нивелировал все многообразие типов личности, сведя его к человеку сексуальному. Адлер наделил всех людей комплексом власти как компенсации комплекса неполноценности. Действительно, комплексы неполноценности и сексуальности широко распространены, но это только два типа, а на самом деле набор человеческих типов гораздо обширнее (у Юнга – 8, в типоведении и соционике – 16).

intuit.ru/2010/edi»>Э. Фромм писал, что не все экономические и социально-политические условия позволяют личности реализовать свою природу, что превращает свободу в невыносимое бремя. Пропасть между «свободной от» и отсутствием возможностей для гуманистической реализации позитивной свободы и индивидуальности привела к установлению тоталитарных режимов . Кстати, тоталитарные режимы обречены на гибель именно потому, что они жестко ориентированы только на 1-2 личностных модели, отличаются негибкостью и низкой адаптивной способностью. В современном обществе плюрализма и многообразия тотальный тип политического управления может одержать победу только в слаборазвитом социуме.

Личность – это система социальных качеств человека, которая позволяет ему действовать как субъекту и объекту социальных отношений. .Социальные качества следует рассматривать в единстве с духовными и интеллектуальными качествами. Так уровень успеваемости учащегося – это и духовное и социальное качество одновременно.

Рассмотрим структуру социальных качеств личности. Фундаментальные качества личности – потребности и способности. Они определяют, что хочет и что может личность в социальных взаимодействиях. Однако важно, чтобы у общества также были возможности и необходимость (общественные способности и общественные потребности).

Целенаправленные, концентрированные способности и потребности мы назовем интересами личности. Интересы личности, вбирающие в себя целенаправленные способности и потребности, образуют личностный потенциал. Побудительные способности и потребности личности называются мотивами. Внешние для личности побуждения называют стимулами. Стимулы могут быть как поощряющими, так и наказывающими.

Личностью человек является тогда, когда у него обнаруживается какое-то устойчивое, внеситуативное качество. В житейском обиходе часто употребляют термин «стержень личности». Способность и потребность строить устойчивую, неизменную линию поведения в социологической литературе называют социальной ориентацией (направленностью) личности. Если мотивы представляют собой необходимое для конкретной ситуации качество личности, то направленность (ориентация) – качество, необходимое для сохранения целостности личности в долговременной перспективе.

Способности и потребности, характеризующие готовность, предрасположенность личности к свершению стандартных действий в стандартных ситуациях, называют установками.

Перечисленные качества личности – потребности, способности, интересы, являются социальными в той мере, в какой они необходимы в процессе взаимодействия с другими индивидами, группами и обществом в целом. Социальные качества личности в своем взаимодействии образуют нечто единое целое, систему. Каждое социальное качество выполняет свою функцию. Социальные потребности, способности и интересы, выполняют функцию личностного потенциала. Социальная ориентация, мотивы и установки выполняют регулятивные функции.

Социальные качества личности можно изобразить и в виде иерархической структуры. Универсальными базовыми социальными качествами, определяющими все другие, являются социальные потребности и способности личности. Социальные интересы также являются базовыми качествами, но производными от потребностей и способностей. Социальные ориентации (направленность), мотивы и установки представляют надстроечные качества личности.

Иерархия социальных качеств личности


Краткие итоги:

  1. Предметом социологии являются социальные типы личности
  2. Тип интеллекта или социотип — это предмет соционики. Социотип – это социальная, а не номинальная реальность.
  3. intuit.ru/2010/edi»>Идеальные типы личности строятся на основе конструирования статистических моделей
  4. Социальные качества — свойства личности, которые проявляются во всех сферах жизни общества и характеризуют человека как субъекта и объекта социальных отношений
  5. Знание социальных типов, социальных моделей и социотипов личности позволяет менеджеру и политику оперативно принимать стратегические управленческие решения.

Набор для практики

Вопросы:

  1. Что означает понятие личность?
  2. Приводит ли изменение статуса личности к изменению социальных качеств ?
  3. Всегда ли художественные образы дают полные представления о социальных типах личности?
  4. ru/2010/edi»>Каково соотношение понятий социальный тип личности и конкретная, реальная личность?
  5. Каково соотношение понятий социальный тип личности и социотип?

Темы для курсовых работ, рефератов, эссе:

  1. Природа социальных качеств личности
  2. Социобиологический индивид
  3. Структура социальных качеств личности
  4. Соционическая социология личности
  5. Равноценность социальных типов
  6. Социальная модель личности
  7. Социальная типология личности
  8. Идеальные типы М.Вебера
  9. intuit.ru/2010/edi»>Типы личности К.Г.Юнга

Разница между социальной психологией и психологией личности

Социальная психология имеет сходство с психологией личности. Оба они изучают поведение на социальном и индивидуальном уровнях, но подходят к своим исследованиям с противоположных точек зрения. Психология личности в основном фокусируется на внутренних личных факторах, в то время как социальная личность в основном фокусируется на меж личных факторах.

Сходства между социальной психологией и психологией личности

Социальная психология и психология личности являются типами экспериментальной психологии, что означает, что они, как правило, больше озабочены развитием и расширением теорий, чем применением этих теорий в конкретном повседневном мире. Психологи-экспериментаторы тратят большую часть своего времени на проведение лабораторных экспериментов и на написание научных статей.

Психологи-экспериментаторы предоставляют теории и необработанные данные своим коллегам в прикладных областях психологии для практического использования. Например, многие из теорий, разработанных социальными психологами и психологами личности о человеческой природе, используются клиническими психологами при лечении пациентов.

Экспериментальные психологи обычно не лечат пациентов; вместо этого они изучают их, проводя над ними эксперименты, опрашивая их, наблюдая за ними или изучая их реакции на различные раздражители. Психологи-экспериментаторы также проводят эксперименты на животных и организмах. Психологи личности изучают людей как отдельные личности, а социальные психологи изучают людей как членов социальных групп.

Социальная психология и психология личности имеют прикладные направления, в которых применяются теории, но их основное внимание уделяется исследованиям.

Психология личности

Психология личности изучает развитие личности и индивидуалистических черт. Личностные психологи рассматривают людей как личностей, а не как членов общества. Цель психологии личности состоит в том, чтобы выяснить, почему люди отличаются друг от друга в своих убеждениях, отношениях и личности. Психологи-личностные психологи стремятся понять, как такие факторы, как пол, культура и генетика, влияют на личность и как личные убеждения и установки влияют на поведение.

Некоторые из должностей в области прикладной психологии личности включают:

  • разработку и проведение личностных тестов
  • работу консультантами в торговых компаниях
  • работу в качестве экспертов по найму для отделов кадров
  • обучение персонала стрессовых ситуаций
  • консультационные корпорации или правительственные агентства, которым необходимо понять, что заставляет людей тикать

Вот краткое описание нескольких основных направлений психологии личности и их теорий личности.

Психоаналитические теории во многом основаны на открытии Зигмунда Фрейда, который считал, что человеческая личность состоит из трех основных компонентов: Ид (принцип удовольствия), Эго (принцип реализма) и Супер-Эго (принцип нравственности). ). По Фрейду, направление сексуального либидо также играло важную роль в развитии личности. Психоаналитические психологи подчеркивают важность бессознательных мотивов человека, часто используя методы свободных ассоциаций, чтобы попытаться раскрыть эти мотивы.

Бихевиоризм, , также называемый поведенческой психологией, подчеркивает важность наблюдения за внешним поведением; бихевиористы считают изучение внутренних когнитивных функций второстепенным или даже бесполезным, поскольку познание носит слишком субъективный характер. Бихевиористы считают, что любое поведение приобретается в результате взаимодействия с окружающей средой.

Когнитивные теории подчеркивают ментальную сторону в развитии личности. Они считают, что мыслительные процессы ребенка сильно отличаются от мыслительных процессов взрослого человека.

Гуманистическая психология считает, что люди по своей природе хороши и имеют внутреннее стремление к самореализации и творчеству. Гуманисты придерживаются целостного мировоззрения, поощряя самопознание и духовное стремление.

Социальная психология

Социальная психология изучает влияние социальных ситуаций на поведение и образ мыслей людей. В то время как психологи личности исследуют индивидуалистическую сторону человеческой личности, социальные психологи рассматривают социальный аспект человеческой личности.

Хотя социальные психологи заимствуют теории и вдохновение у социологии, социальные психологи в основном сосредотачиваются на взаимодействии человека с небольшими группами, в то время как социологи в основном сосредотачиваются на вовлечении человека в общество в целом.

Социальные психологи изучают взаимодействие людей в небольших группах, таких как семьи, церковные группы, банды, клубы и кружки дружбы; они изучают, как эти группы влияют на каждого отдельного члена. Социальные психологи изучают конформизм и «групповое мышление» в ситуациях, когда люди думают и действуют не так, как в одиночестве. Социальные психологи также изучают влияние социальных сетей, в частности телевидения, на людей.

Социальные психологи изучают формирование личных убеждений в отношении социальных ситуаций, таких как личные предубеждения, предубеждения и стереотипы; они также изучают влияние круга друзей на формирование этих убеждений.

Хотя социальная психология в основном занимается экспериментальным изучением и формированием теорий, она имеет и прикладную сторону. Многие теории социальной психологии применяются в таких областях, как реклама, правоохранительные органы и уголовное правосудие. Социальные психологи также помогли смягчить расизм, стереотипы и дискриминацию по признаку пола при трудоустройстве, судебных системах, правоохранительных органах и других государственных учреждениях.

Социальные психологи иногда работают в рекламе или в качестве свидетелей-экспертов в судебных системах. Другие проводят личностные тесты, помогают разрабатывать образовательные курсы, преподают или выступают в качестве консультантов для правительств или корпораций.

Связанная литература

  • Разница между социальной и общей психологией
  • Разница между когнитивной психологией и социальной психологией

Область социальной психологии и психологии личности – общая психология

Перейти к содержимому

Психологические основы

Цели обучения

  • Описать основные интересы и приложения социальной психологии и психологии личности

Социальная психология

Социальная психология — это научное исследование того, как на мысли, чувства и поведение людей влияет фактическое, воображаемое или подразумеваемое присутствие других людей. Эта область психологии связана с тем, как создаются такие чувства, мысли, убеждения, намерения и цели, и как эти психологические факторы, в свою очередь, влияют на наше взаимодействие с другими.

Рисунок 1 . Социальная психология и психология личности включают изучение человеческих групп и их взаимодействия, развитие и анализ личности, переживание и интерпретацию эмоций и мотивацию.

Социальная психология обычно объясняет человеческое поведение как результат взаимодействия психических состояний и непосредственных социальных ситуаций. Таким образом, социальные психологи исследуют факторы, заставляющие нас вести себя определенным образом в присутствии других, а также условия, при которых происходит определенное поведение, действия и чувства. Они сосредоточены на том, как люди истолковывают или интерпретируют ситуации и как эти интерпретации влияют на их мысли, чувства и поведение (Ross & Nisbett, 19).91). Таким образом, социальная психология изучает людей в социальном контексте и то, как ситуационные переменные взаимодействуют, чтобы повлиять на поведение.

Некоторые социальные психологи изучают крупномасштабные социокультурные силы в культурах и обществах , которые влияют на мысли, чувства и поведение людей. К ним относятся такие силы, как отношение, практика воспитания детей, дискриминация и предрассудки, этническая и расовая идентичность, гендерные роли и нормы, структура семьи и родства, динамика власти, региональные различия, религиозные верования и обычаи, ритуалы и табу. Несколько областей психологии стремятся изучить эти социокультурные факторы, влияющие на психическое состояние и поведение человека; среди них социальная психология, культурная психология, культурно-историческая психология и кросс-культурная психология.

Рисунок 2 . Исследование Стэнли Милгрэма показало, как далеко люди зайдут, подчиняясь приказам авторитетной фигуры. Эта реклама использовалась для набора испытуемых для его исследований.

Есть много интересных примеров социально-психологических исследований, и вы прочитаете о многих из них позже в этом курсе. А пока вы познакомитесь с одним из самых спорных психологических исследований, когда-либо проводившихся. Стэнли Милграм был американским социальным психологом, который наиболее известен своими исследованиями послушания. После Холокоста в 19 г.61 декабря предстал перед судом нацистский военный преступник Адольф Эйхман, обвиненный в совершении массовых зверств. Многие люди задавались вопросом, как немецкие солдаты способны пытать заключенных в концентрационных лагерях, и их не удовлетворяли оправдания солдат, что они просто выполняли приказы. В то время большинство психологов соглашались с тем, что немногие люди захотят причинять такую ​​необычайную боль и страдание просто потому, что подчиняются приказам. Милгрэм решил провести исследование, чтобы определить, правда это или нет.

Как вы прочитаете далее в тексте, Милгрэм обнаружил, что почти две трети его участников были готовы нанести то, что они считали смертельным током, другому человеку, просто потому, что они были проинструктированы сделать это авторитетной фигурой (в этом случай, мужчина в лабораторном халате). И это несмотря на то, что участники получали оплату просто за то, что пришли на исследование, и могли решить не причинять боль или более серьезные последствия другому человеку, отказавшись от участия в исследовании. На самом деле никто не пострадал и не пострадал никоим образом, эксперимент Милгрэма был хитроумной уловкой, в которой использовались сообщники исследователей, те, кто притворялся участниками исследования, которые на самом деле работали на исследователя и имели четкие, конкретные указания о том, как действовать. вести себя во время исследования (Hock, 2009). Исследования Милгрэма и других, которые включали в себя обман и потенциальный эмоциональный вред участникам исследования, стали катализатором разработки этических принципов проведения психологических исследований, которые препятствуют использованию обмана субъектов исследования, если только нельзя утверждать, что он не причиняет вреда и, в целом, требует информированное согласие участников.

Психология личности

Другой важной областью изучения социальной и личностной сферы является, конечно же, . Личность относится к давним чертам и образцам, которые побуждают людей постоянно думать, чувствовать и вести себя определенным образом. Наша индивидуальность – это то, что делает нас уникальными личностями. У каждого человека есть идиосинкразический образец устойчивых, долгосрочных характеристик и манеры, в которой они взаимодействуют с другими людьми и окружающим миром. Наши личности считаются долгосрочными, стабильными, и их нелегко изменить. Психология личности фокусируется на

  • построение целостной картины личности и ее основных психологических процессов.
  • исследование индивидуальных психологических различий.
  • исследование человеческой природы и психологического сходства между людьми.

Несколько человек (например, Фрейд и Маслоу), которых мы уже обсуждали в нашем историческом обзоре психологии, а также американский психолог Гордон Олпорт внесли свой вклад в ранние теории личности. Эти ранние теоретики пытались объяснить, как развивается личность человека с его или ее заданной точки зрения. Например, Фрейд предположил, что личность возникает, когда конфликты между сознательной и бессознательной частями разума происходят на протяжении всей жизни. В частности, Фрейд предположил, что человек проходит различные стадии психосексуального развития. Согласно Фрейду, взрослая личность будет результатом разрешения различных конфликтов, сосредоточенных на перемещении эрогенных зон (или производящих сексуальное удовольствие) зон от полости рта (рта) к анусу, фаллосу и гениталиям. Как и многие теории Фрейда, эта конкретная идея была спорной и не поддавалась экспериментальной проверке (Персон, 19 лет).80).

Совсем недавно в изучении личности стал использоваться более количественный подход. Вместо того, чтобы объяснять, как возникает личность, исследования сосредоточены на выявлении , измерении этих черт и определении того, как эти черты взаимодействуют в конкретном контексте, чтобы определить, как человек будет вести себя в той или иной ситуации. Черты личности представляют собой относительно последовательные модели мышления и поведения, и многие предполагают, что пяти параметров черт достаточно, чтобы уловить различия в личности, наблюдаемые у разных людей. Эти пять измерений известны как «большая пятерка» или пятифакторная модель и включают в себя измерения добросовестности, доброжелательности, невротизма, открытости и экстраверсии (показаны ниже). Было показано, что каждый из этих признаков относительно стабилен в течение жизни (например, Rantanen, Metsäpelto, Feldt, Pulkinnen, and Kokko, 2007; Soldz & Vaillant, 19). 99; McCrae & Costa, 2008) и находится под влиянием генетики (например, Jang, Livesly, and Vernon, 1996).

Рисунок 3 . Каждое из измерений пятифакторной модели показано на этом рисунке. Предоставленное описание будет описывать кого-то, кто набрал высокие баллы по данному параметру. Кто-то с более низким баллом по данному параметру может быть описан в противоположных терминах.

Попробуй

Лицензии и атрибуты (Нажмите, чтобы развернуть)

Контент с лицензией CC, оригинальный

  • Модификация, адаптация и оригинальный контент. Предоставлено : Lumen Learning. Лицензия : CC BY: Attribution

Контент с лицензией CC, ранее опубликованный

  • Современная психология. Автор: : Колледж OpenStax. Расположен по адресу : https://openstax.org/books/psychology-2e/pages/1-3-contemporary-psychology. Лицензия : CC BY: Attribution .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *