Типы и виды общения: Типы общения и виды межличностного общения

Типы и виды общения: Типы общения и виды межличностного общения

Типы и виды общения


Типологические особенности общения. Типы общения — это различия в общении по его характеру, т. е. по специфике психического состояния и настроения участников коммуникативного акта.


Типологические разновидности общения носят парный и одновременно альтернативный характер. Таковы пары общения:

  • делового и игрового;
  • безлично-ролевого и межличностного;
  • духовного и утилитарного;
  • традиционного и инновационного.

Специфика делового и игрового общения. При всей относительности различий названных типов они качественно альтернативны по своему характеру.

Так, особенностью делового в отличие от игрового общения является высокая степень регламентированности и однозначности первого.

В деловом общении заранее задано почти все — от сценария отношений между взаимодействующими индивидами, сути выполняемых ими ролей, норм их активности, дистанции отношений до достаточно высокой степени определенности ожидаемых результатов.

В игровом же общении нет такой жесткости в регламентации отношений, складывающихся в ходе взаимодействия субъектов. Участники игровой коммуникации могут меняться ролями, уровень их доминирования находится в зависимости от хода игры. Столь же неопределенным, т. е. непрогнозируемым оказывается часто и результат игрового общения.

Особенностью игрового общения является и многозначность ролевых отношений, складывающихся между его участниками. Если отступление от определенности и однозначности передаваемой в деловом общении информации может его осложнить, то в игровом общении, наоборот — чем выше уровень многозначности (неопределенности и подтекста), тем выше эффект его эмоционально-стимулирующего воздействия как на самих участников, так и на зрителей.

Неопределенность результата игрового общения — во многом продукт его незаданности и степени включенности участников игры в ее ход. Отсюда же и более высокий уровень психологической вовлеченности, состязательности и азарта в игровом в отличие от делового общения.

Ролевое и межличностное общение. Если в основе различий делового и игрового общения лежит прежде всего степень их регламентации или заданности, то специфика психологии функционально-ролевого и межличностного типов общения связана с их различием по характеру направленности внимания субъектов данного процесса.

В эпицентре внимания субъектов функционально-ролевого взаимодействия находятся выполняемые ими в рамках той или иной организации роли и обязанности, степень полноты их реализации, адекватность реагирования на те или иные условия, складывающиеся в организации, и требования, которые она предъявляет к роли или статусу индивида в ситуации делового общения. При этом личность, тем более индивидуальность участников делового общения может в полной мере и не приниматься в расчет. Особенно если это касается отношения старшего к младшему по должности субъекту.

Альтернативность межличностных отношений функционально-ролевым состоит в том, что здесь в центре внимания оказывается как раз прежде всего личность, даже индивидуальность участников взаимодействия.

В отличие от могущих быть совершенно безличными, т. е. не опосредованными вниманием друг к другу как к индивидуальности, функционально-ролевых отношений, отношения, складывающиеся в ситуации межличностного контакта сфокусированы прежде всего на личности партнера по общению.

Это предполагает поддержание и развитие взаимного интереса к мотивации и целям взаимодействия, степени взаимного понимания друг друга как уникальных индивидов и партнеров по общению.

При этом наиболее высокой формой межличностного общения является непосредственность, естественность, независимость ни от каких других факторов и интересов того внимания, которое общающиеся уделяют и проявляют в отношении друг друга.

Относительность различий ролевого и межличностного общения. Несмотря на обозначенные выше качественные различия рассматриваемых типов общения, они могут находится в отношениях не оппозиции, а взаимодействия и усиления друг друга.

Так, наиболее высокой и продуктивной формой функционально-ролевых отношений в отличие от их безличной модификации являются личностно-опосредованные деловые отношения.

Равно как и наоборот, межличностные по своей природе отношения могут только выиграть, когда они дополняются общностью и деловых интересов, и соответствующего этому общения.

Традиционное и инновационное общение. Традиционное общение, как и функционально-ролевое, регламентировано. Однако здесь степень регламентации является значительно более высокой. Если в деловом общении регламентированы только функции и рамки роли, то в традиционном общении, например при исполнении свадебного обряда, детально регламентирована вся процедура, весь ритуал коммуникативного поведения как молодых, так и членов их ближайшего окружения, т. е. сам способ исполнения роли, а не только она сама.

Естественной типологической альтернативой традиционному общению является общение инновационное. В этом жанре общения предусмотрено достижение наивысших ступеней внутреннего, психологического раскрепощения мысли и воображения его участников.

Варианты инновационного общения многообразны, но в основе своей они всегда имеют диалогическое взаимодействие партнеров.

Если цель традиционного общения

состоит в сохранении и воспроизводстве раз и навсегда заданного стандарта коммуникативного поведения, то цель инновационного общения прямо противоположна — разрушение любых сложившихся представлений и стереотипов, если они препятствуют достижению нового знания.

Одной из наиболее популярных и эффективных форм организации инновационного общения является диспут, полемика, в частности ее игровой вариант, известный как мозговая атака. Этот вариант инновационного общения интересен прежде всего тем, что он исключает какое бы то ни было осуждение или даже критику выдвигаемых в процессе дискуссии идей. Тем самым дается мощный психологический импульс творческому воображению участников, создается благоприятная атмосфера для поиска и предложения новых, оригинальных решений обсуждаемых проблем.

С аналогичной точки зрения можно смотреть и на такие типологически различные пары общения, как духовное и утилитарное, праздничное и будничное и др.

Виды общения. Если типологические особенности общения обусловлены их характером, то видовые различия общения — их предметной направленностью. Так, правомерно говорить о психологической специфике политического или религиозного, научного или экономического общения и др.

Здесь психологические особенности коммуникативного поведения партнеров задаются их предметной принадлежностью. Так, психология политического общения характеризуется исключительным многообразием форм и масштабов, динамичностью, остротой, способностью перерастать из одного состояния в другое и ломать сложившиеся рамки отношений, традиций и институтов.

В отличие от него религиозное общение протекает, как правило, в рамках давно сложившихся традиционных ритуалов и канонов. Если в политическом общении чаще всего проявляется энергетика противоборства, мятежности и непримиримости, то в религиозном общении — скорее дух смирения и умиротворенности.

Аналогичным образом можно говорить об особенностях научного общения, где должен доминировать дух разума, и вечного стремления к постижению сущности окружающего мира, к истине, где критерий истинности — аргументы и доказательства, а не вера, как в религиозном общении.

В экономическом общении доминирует игра и расчет, риск и взвешенность, дальновидность и азарт, холодный рассудок и влечение к обладанию и богатству.

Необходимо, конечно, различать специфику общения и по критерию его масштабности от межличностного до группового, коллективного и массового.

Микрообщение, его возможности и границы. Одной из форм удовлетворения потребности людей в непосредственном эмоциональном контакте, во взаимном понимании и сопереживании друг другу является так называемое микрообщение или преимущественно межличностное общение «лицом к лицу» (faсe to faсe). Варианты микрообщения — диада, триада, небольшая группа, не превышающая численность участников более 10— 12 человек.

Общение, происходящее в небольшой группе людей, если оно носит сравнительно устойчивый характер, основано на общности интересов, их моральной ценности, открывает большие возможности для эмоциональной наполненности складывающихся отношений.

Здесь возникают условия, как правило, благоприятные для более полного самовыражения личности, для психологической совместимости людей, для их полного взаимопонимания и взаиморасположения.

Этот вид общения существенно отличается от тех форм связей, которые несут на себе печать непродолжительности, безличности, стандарта, формальности, фрагментарности и спешки.

В отличие от многообразных форм массового общения в ситуации эмоционально-непосредственного межличностного контакта достигается его высокая степень персонифицированности, стабильности, психологической раскрепощенности и комфорта.

Потребность в глубоком, духовном, личностном контакте особенно остро переживается в юношеском возрасте, когда стремление подростка к осознанию своей индивидуальности, к самовыражению требует как зеркала (другого Я), так и проявления соучастия.

Но и общение в микросреде не всегда может гарантировать удовлетворение потребности личности в полном понимании, в глубоком эмоциональном отклике, в сочувствии, соучастии и сопереживании. Даже при самом тесном дружеском общении люди далеко не всегда адекватно понимают и оценивают друг друга.

Как показывают исследования и повседневный опыт, на пути взаимопонимания людей лежит немало препятствий, преодоление которых требует и знаний (в частности учета возрастных и характерологических особенностей личности), и умения (в частности умения говорить с человеком и слушать его, умения адекватно воспринимать и оценивать его состояние и поступки, умения адекватно реагировать на действия людей и т.

д.).

Авторы учебника под редакцией А. Сухова и А. Деркача выделяют такие виды общения, как межличностное, групповое и межгрупповое, массовое, доверительное и конфликтное, интим­ное и криминогенное, деловое и личное, прямое и опосредован­ное, терапевтическое и ненасильственное.

«Виды и типы общения»

«Вида и типы общения»

Тула

Оглавление

Введение

1. Понятие и сущность общения

2. Структура и функции общения

3. Виды и типы общения

Заключение

Список литературы

Введение

Проблемы общения всегда были актуальны, но именно сегодня они все чаще становятся специальным предметом исследований. Такое внимание к проблемам общения совершенно не случайно: общение пронизывает по существу все стороны жизни общества и человека, оно начинает осознаваться и как ценность, и как «белое пятно» многих гуманитарных наук. Все чаще проявляется осознание того факта, что «частная» проблема общения приобретает все большую значимость в современном мире и от плодотворности ее решения в теории и на практике во многом зависит решение многих и многих жизненно важных человеческих проблем и даже отчасти будущее культуры и цивилизации.

Ни для кого не является секретом, что общение является важной частью ведения дел. Мы регулярно общаемся с коллегами, начальниками, подчиненными, клиентами. Через общение мы узнаем их нужды, показываем себя, представляем свои результаты. Деловое общение определенно является искусством, в котором существенную роль играет чувство такта и ощущение контакта с партнером. В то же время уже появились определенные приемы и наработки, рекомендующие как правильно и доступно излагать свои мысли. Какие слова наилучшим образом подходят для выбранной темы. В каких случаях стоит делать акценты на личности партнера, а в каких — на его деятельности.

В жизни человека практически нет периода, когда он находится вне общения. Общаться нам приходится письменно и устно, в личной встрече и по телефону. Для каждого вида общения существуют свои приемы и методы.

Цель работы: рассмотреть основы общения: понятие, сущность, виды.

  1. Понятие и сущность общения

Общение — процесс взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, осуществляемый с помощью средств речевого и неречевого воздействия и преследующий цель достижения изменений в познавательной, мотивационной, эмоциональной и поведенческой сферах участвующих в общении лиц (рис.1).

Рисунок 1 — Понятие и сущность общения

В общении реализуются социальные отношения людей. В ходе общения его участники обмениваются не только своими физическими действиями или продуктами, результатами труда, но и мыслями, намерениями, идеями, переживаниями и т.д.

В повседневной жизни человек учится общению с детства и овладевает разными его видами в зависимости от среды, в которой живет, от людей, с которыми взаимодействует. Причем происходит это часто стихийно, в ходе накопления житейского опыта. В большинстве случаев этого опыта бывает недостаточно, например для овладения особыми профессиями (педагога, актера, диктора, следователя), а иногда и просто для продуктивного и цивилизованного взаимодействия. По этой причине в знании его закономерностей, накоплении навыков и умений их учета и использования необходимо постоянно совершенствоваться.

Каждая общность людей располагает своими средствами воздействия, которые используются в разнообразных формах коллективной жизни. В них концентрируется социально-психологическое содержание образа жизни. Все это проявляется в обычаях, традициях, обрядах, ритуалах, праздниках, танцах, песнях, сказаниях, мифах, в изобразительном, театральном и музыкальном искусстве, в художественной литературе, кино, радио и телевидении. Эти своеобразные массовые формы общения обладают мощным потенциалом взаимовлияния людей. В истории человечества они всегда служили средствами воспитания, включения человека через общение в духовную атмосферу жизни.

Человек как существо социальное находится в центре влияния всей совокупности проявлений и форм общения.

2. Структура и функции общения

Общение характеризуется: содержанием, функциями и средствами.

Специфика межличностной коммуникации раскрывается в ряде процессов и феноменов: психологической обратной связи, наличии коммуникативных барьеров, коммуникативном влиянии и существовании различных уровней передачи информации.

Целью информационного обмена в общении является выработка общего смысла и приход к согласию. Выделяют два типа коммуникативного воздействия: авторитарную и диалогическую коммуникацию. В случае авторитарного воздействия реализуется установка «сверху — вниз», в случае диалогического — установка на равноправие.

Распространение информации проходит через своеобразный фильтр доверия-недоверия. Подобный фильтр действует так, что истинная информация может оказаться непринятой, а ложная — принятой. Кроме того, существуют средства, способствующие принятию информации и ослабляющие действие фильтров. Совокупность этих средств называют фасцинацией. Примером фасцинации может быть музыкальное, пространственное или цветовое сопровождение речи.

Феномен общения монолитен и все, что его определяет, существует в неразрывном единстве, однако исследователи пытаются все-таки вычленить отдельные составляющие его элементы. Изучение процесса общения показало, насколько это сложное, многообразное явление. Так, например психологи выделяют познавательный, эмоциональный и поведенческий компоненты в структуре общения.

Б.Д. Парыгин выделяет 3 параметра общения:

1) содержание и направленность: общение может быть идентифицирующим и обособляющим, содействующим и противодействующим;

2) форма: вербальное и невербальное общение, непосредственное, межличностное и опосредованное;

3) способы связи содержания и формы в процессе общения: подражание, заражение, убеждение.

Б.Ф.Ломов определяет структуру общения через функции: информационно-коммуникативная; регулятивно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная.

Г.М. Андреева выделяет три взаимосвязанных стороны общения:

коммуникативную сторону общения — состоит в обмене информацией между людьми, передаче и приеме знаний, мнений, чувств;

интерактивную сторону общения — заключается в организации взаимодействия между людьми, т. е. когда участники общения обмениваются не только знаниями, идеями, но и действиями. Например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника;

перцептивную сторону общения — которая проявляется через восприятие, понимание и оценку людьми друг друга.

По своему назначению общение многофункционально. Выделяют шесть функций общения:

1) прагматическая функция общения отражает его потребностно-мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. При этом само общение очень часто выступает самой важной потребностью;

2) функция формирования и развития отражает способность общения оказывать воздействие на партнеров, развивая и совершенствуя их во всех отношениях. Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность. В общем виде общение можно определить как универсальную реальность, в которой зарождаются, существуют и проявляются в течение всей жизни психические процессы, состояние и поведение человека;

3) функция подтверждения дает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя;

4) функция объединения-разъединения людей, с одной стороны, посредством установления между ними контактов способствует передаче друг другу необходимых сведений и настраивает их на реализацию общих целей, намерений, задач, соединяя их тем самым в единое целое, а с другой стороны, она может способствовать дифференциации и изоляции личностей в результате общения;

5) функция организации и поддержания межличностных отношений служит интересам налаживания и сохранения достаточно устойчивых и продуктивных связей, контактов и взаимоотношений людей в интересах их совместной деятельности;

6) внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, достроенную по типу диалога). Такое общение может рассматриваться как универсальная форма мышления человека.

Понятия структуры и функций общения самым непосредственным образом связаны с различными классификациями видов и типов общения.

3. Виды и типы общения

Общение чрезвычайно многогранно и классифицирует по самым разным основаниям: по характеру, по содержанию, целям, средствам, функциям, видам и формам, по месту, по времени, по сферам деятельности, по степени опосредованности, по направленности, по глубине проникновения, по типам субъектов, по профессиональным характеристикам и т.д. и т.п. Так, по характеру общение разделяют на продуктивное (творческое) и непродуктивное (формальное), по целям — на утилитарное и неутилитарное, по направленности — на гуманистическое и манипулятивное, по формам проявления — на непосредственное и опосредованное, формальное и неформальное, по степени искренности — на открытое и закрытое, по сферам деятельности — деловое, семейное, спортивное.

Общаясь друг с другом, мы слушаем не только словесную информацию, но и смотрим в глаза друг друга, слышим тембр голоса, интонацию, видим мимику и жесты. При этом слова передают нам логическую информацию, а жесты, мимика, голос информацию дополняют.

Получая письменное сообщение, мы видим не только слова, но и конверт, марку, бумагу, расположение и выделения текста, шрифт. Все это создает впечатление от письма, либо усиливая словесное содержание, либо ослабляя его.

При характеристике психологических целей и свойств общения выделяют следующие виды общения.

«Контакт масок». В процессе общения нет стремления понять человека, не учитываются его индивидуальные особенности, поэтому данный вид общения принято называть формальным. В ходе общения используется стандартный набор масок, которые стали уже привычными (строгость, вежливость, безразличие и т. п.), а также соответствующий им набор выражений лица и жестов. В ходе беседы часто применяются «расхожие» фразы, позволяющие скрыть эмоции и отношение к собеседнику.

Примитивное общение. Данный вид общения характеризуется «нужностью», т. е. человек оценивает другого как нужный или ненужный (мешающий) объект. Если человек нужен, с ним активно вступают в контакт, мешает — «отталкивают» резкими репликами. После получения от партнера по общению желаемого теряют дальнейший интерес к нему и, более того, не скрывают этого.

Формально-ролевое общение. При таком общении вместо понимания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли. В жизни каждый из нас играет множество ролей. Роль — это способ поведения, который задается обществом, поэтому продавцу, кассиру сберегательного банка не свойственно вести себя как военачальнику. Бывает, что в течение одного дня человеку приходится «играть» несколько ролей: компетентный специалист, коллега, руководитель, подчиненный, пассажир, любящая дочь, внучка, мать, жена и т. д.

Деловое общение. В этом виде общения учитываются особенности личности, возраст, настроения собеседника, но интересы дела являются более важными.

Светское общение. Общение беспредметное, люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Вежливость, такт, одобрение, выражение симпатий — основа данного вида общения.

Специалисты выделяют следующие формы общения.

Непосредственное общение — исторически первая форма общения людей друг с другом. Оно осуществляется с помощью органов, данных человеку природой (голова, руки, голосовые связки и т. д.). На его основе в более поздние периоды развития цивилизации возникли различные виды опосредованного общения. Непосредственное общение является наиболее полноценным видом взаимодействия, потому что индивиды получают максимальную информацию.

Опосредованное общение — это взаимодействие при помощи дополнительных специальных средств и орудий (палка, след на земле и т. п.), письменности, телевидения, радио, телефона и более современных средств для организации общения и обмена информацией.

Прямое общение — это естественный контакт «лицом к лицу», при котором информация передается лично одним собеседником другому по принципу: «ты — мне, я — тебе».

Косвенное общение предполагает участие в процессе общения «посредника», через которого передается информация.

Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Оно подразумевает знание индивидуальных особенностей партнера и наличие совместного опыта деятельности, сопереживания и понимания.

К особому виду общения относится массовое общение, определяющее социальные коммуникативные процессы. Массовое общение — это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации (телевидение, радио, журналы, газеты и т. д.). Массовое общение может быть прямым и опосредованным. Прямое массовое общение происходит на различных митингах, во всех больших социальных группах: толпе, публике, аудитории. Опосредованное массовое общение чаще всего носит односторонний характер и связано с массовой культурой и средствами массовой коммуникации.

Выделяют также межперсональное и ролевое общение. В первом случае участниками общения являются конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и организации совместных действий. В случае ролевой коммуникации ее участники выступают как носители определенных ролей (покупатель-продавец, учитель-ученик, начальник-подчиненный). В ролевом общении человек лишается определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой ролью. В процессе такого общения человек проявляет себя уже не как индивидуальность, а как некоторая социальная единица, выполняющая определенные функции.

Общение может быть доверительным и конфликтным. Первое отличается тем, что в его ходе передается особо значимая информация. Доверительность — существенный признак всех видов общения, без чего нельзя осуществлять переговоры, решать интимные вопросы. Конфликтное общение характеризуется взаимным противостоянием людей, выражениями неудовольствия и недоверия.

Общение может быть личным и деловым. Личное общение — это обмен неофициальной информацией, а деловое — процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность.

В соответствии с установившейся традицией, в отечественной социальной психологии выделяют три различных по своей ориентации типа межличностного общения: императив, манипуляцию и диалог.

Императивное общение — это авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером по общению с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям. Партнер по общению в этом случае выступает пассивной стороной. Конечная незавуалированная цель императивного общения — принуждение партнера. В качестве средств оказания влияния используются приказы, предписания и требования. Выделяют следующие сферы деятельности, где достаточно эффективно используется императивное общение: отношения «начальник-подчиненный», воинские уставные отношения, работа в экстремальных условиях, в чрезвычайных обстоятельствах. Можно выделить и те межличностные отношения, где применение императива неуместно. Это интимно-личностные и супружеские отношения, детско-родительские контакты, а также вся система педагогических отношений.

Манипулятивное общение — это форма межличностного взаимодействия, при которой влияние на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. Вместе с тем манипуляция предполагает объективное восприятие партнера по общению, скрытым же выступает стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. При манипулятивном общении партнер воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определенных, «нужных» манипулятору свойств и качеств. Однако человек, выбравший в качестве основного именно этот тип общения с другими, в итоге часто сам становится жертвой собственных манипуляций. Самого себя он также начинает воспринимать фрагментарно, переходя на стереотипные формы поведения, руководствуется ложными мойвами и целями, теряя стержень собственной жизни.

Манипуляция используется непорядочными людьми в бизнесе и других деловых отношениях, а также в средствах массовой информации, когда реализуется концепция «черной» и герой» пропаганды. При этом владение и использование средств манипулятивного воздействия на других людей в деловой сфере, как правило, заканчивается для человека переносом таких навыков и в остальные сферы взаимоотношений. Сильнее всего разрушаются от манипуляции отношения, построенные на принципах порядочности, любви, дружбы и взаимной привязанности.

Объединенные вместе на основе общих признаков, императивная и манипулятивная формы общения составляют различные виды монологического общения, поскольку человек, рассматривающий другого как объект своего воздействия, по сути ела общается сам с собой, не видя истинного собеседника, игнорируя его как личность. В свою очередь, диалогическое общение — это равноправное субъект-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению. Оно позволяет достичь глубокого взаимопонимания, самораскрытия партнеров, создает условия для взаимного развития.

Г.А.Ковалев дает свою классификацию типов общения, основанную на трехкомпонентной модели общения (табл. 1).

Таблица 1Классификация типов общения

Остановимся кратко на следующих видах общения, представленные на рис. 2. В процессе общения обмен информацией между его участниками осуществляется как на вербальном, так и невербальном (неречевом) уровне.

Рисунок 2 — Виды общения

Невербальное общение — это общение без помощи слов, которое часто возникает бессознательно. Оно может дополнять и усиливать словесное общение или ему противоречить, ослабляя его. Хотя невербальное общение и является часто бессознательным процессом, но для достижения нужного эффекта его можно контролировать.

Невербальное общение — наиболее древняя и базисная форма коммуникации. Наши предки общались между собой при помощи наклона тела, мимики, тембра и интонации голоса, частоты дыхания, взгляда. Мы и сейчас часто понимаем друг друга без слов.

Вербальное (словесное) общение возникло вместе с абстрактным (логическим) мышлением. В этом аспекте два этих вида мышления обладают фундаментальными различиями.

Эмоции и чувства мы легко передаем без слов. Без слов мы можем попросить исполнить несложные действия, например, подозвать кого-нибудь. Передача же сложной информации, равно как и выполнение совместной непростой работы, требует общения при помощи слов. Словесное общение опирается на язык и грамматику и может заключаться как в устной, так и письменной речи. Эмоции и чувства мы легко передаем без слов, например, без слов мы можем попросить исполнить несложные действия, то есть подозвать кого-нибудь. Передача же сложной информации, равно как и выполнение совместной непростой работы, требует общения при помощи слов.

Невербальное общение не так сильно структурировано, как вербальное. Не существуют общепринятые словари и правила компоновки (грамматика) жестов, мимики, интонации, при помощи которых мы в состоянии однозначно передать свои чувства. Невербальное общение, как правило, спонтанно и непреднамеренно. Его нам подарила природа как продукт многих тысячелетий естественного отбора. Поэтому невербальное общение очень емко и компактно. Овладевая языком невербального общения, мы приобретаем эффективный и экономичный язык, например, моргнув глазом, кивнув головой, помахав рукой, мы передаем свои чувства быстрее и лучше, чем сделали бы это при помощи слов.

Свои чувства и эмоции мы можем передавать без слов. Невербальный язык используется и при словесном общении, и с его помощью мы:

подтверждаем, поясняем или опровергаем передаваемую словесным путем информацию;

— передаем информацию сознательно или бессознательно;

— выражаем свои эмоции и чувства;

— регулируем ход разговора;

— контролируем и воздействуем на других лиц;

— восполняем недостаток слов.

Разговаривая с партнером, мы видим его мимику, жесты, которые нам говорят, что действительно думает и чувствует наш собеседник. Невербальный язык помогает нам составлять более четкое и адекватное мнение о партнере: так, постукивание пальцами по рукоятке кресла свидетельствует о нервном напряжении, а сжатые в замок руки — о закрытости.

Таким образом, общение — это сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.

Заключение

Итак, общение — это взаимодействия и взаимоотношения, возникающие между различными субъектами: между отдельными личностями, личностью и группой, личностью и обществом, группой (группами) и обществом.

Общение — это чрезвычайно тонкий и деликатный процесс взаимодействия людей. В общении наиболее разнообразно раскрываются индивидуальные особенности всех участников этого процесса. Ключевыми словами в понимании сущности общения являются: контакт, связь, взаимодействие, обмен, способ объединения.

Общение имеет свои функции, средства, виды и типы, каналы, фазы. По своим формам и видам общение чрезвычайно разнообразно (непосредственное, опосредованное общение; межличностное и массовое общение; межперсональное и ролевое общение и др.).

Особое внимание исследователи уделяют двум аспектам (видам, языкам) общения — вербальному (речевому) и невербальному (неречевому).

Современные средства массовой коммуникации способствовали возникновению новых направлений исследования специфических форм общения разного типа (телефон, телевидение, радио, Интернет и т. п.).

Список литературы

общение

1. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М.Андреева. — М.: Аспект Пресс, 2007. — 363 с.

2. Вердербер Р. Общение: интенсивный курс / Р. Вердербер, К. Вердербер. — СПб.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. — 412

3. Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций. — СПб.: Издательство Союз, 2000. — 355 с.

4. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. — СПб.: Питер, 2009 — 576 с.

5. Крысько В.Г. Социальная психология: Курс лекций / В.Г. Крысько. — М.: Омега-Л, 2006. — 352 с.

6. Кузнецов И.Н. Риторика / И.Н. Кузнецов. — Минск: Амалфея, 2000. — С.178-179.

7. Лунева О.В. Общение / О.В. Лунева // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — №4. — С. 157-159.

8. Сафьянов В.И. Этика общения: Учебное пособие М.: Изд-во МГУП «Мир книги», 2000. — 164 с.

Виды связи: подробное обсуждение

Сушанта Маити 0 Комментарии общение, коммуникативные навыки, управление

Общение является очень важной частью нашей жизни, которая помогает нам выражать себя, общаться с другими, удовлетворять наши потребности и достигать наших целей. Мы постоянно общаемся каждый момент — от ответов на телефонные звонки, кивания головой в знак согласия и написания заявки до презентации бизнес-проекта. В нынешнюю эпоху общение стало сердцем любой организации. Все работы вращаются вокруг и являются результатом хорошего общения. На профессиональном уровне сильные коммуникативные навыки помогают нам эффективно выполнять свою работу и достигать поставленных целей.

Чему ты собираешься научиться?

Определение коммуникации

Что касается определения, мы можем сказать, что коммуникация — это успешная передача или обмен информацией, идеями или чувствами между двумя или более людьми (отправитель и получатель) из одного места другому, используя средство (например, речь или письмо) .

Или,

Передача или обмен информацией посредством разговора, письма или использования какого-либо другого средства называется коммуникацией.

Или,

Коммуникация — это процесс, посредством которого информация передается или обменивается между людьми посредством общей системы символов, знаков или поведения.

Компоненты коммуникации

Коммуникация состоит из трех ключевых компонентов, а именно — отправителя, сообщения и получателя. Эти три компонента используют следующие шаги, чтобы сделать коммуникацию успешной:

  1. Отправитель генерирует и кодирует информацию, идеи или эмоции, т.е. е. сообщение .
  2. Затем сообщение помещается на носитель для передачи назначенному лицу или группе.
  3. Приемник декодирует переданное сообщение и дает соответствующую обратную связь.

Только правильное и плавное выполнение вышеуказанных шагов может сделать весь процесс общения успешным и эффективным. Такие помехи, как легкое непонимание сообщения со стороны получателя или искажение в среде, приведут к неудачному общению.

Типы общения

Мы общаемся разными способами. Хотя в некоторых ситуациях мы используем единственную форму общения, часто возникают ситуации (например, при проведении презентации в PowerPoint), когда нам нужно использовать сочетание нескольких типов общения. Теперь поговорим о различных видах общения.

1. Вербальное общение

Это самый общий тип общения, который включает использование языка и слов для передачи сообщения. Вербальную коммуникацию можно снова разделить на следующие четыре категории:

  • Внутриличностное общение Внутриличностное общение, также известное как внутреннее общение, представляет собой общение внутри нас посредством самоанализа, самоанализа, рефлексии, одиночного разговора, самосознания, оценки и т. д. Оно связывает нас с наше внутреннее состояние ума, и второй человек не требуется в качестве получателя.
  • Межличностное общение Межличностное общение, также известное как вербальное общение один на один, происходит непосредственно между двумя людьми с использованием или без использования какого-либо технологического устройства. Он включает личный разговор, онлайн-режимы общения, телефонный разговор и так далее.
  • Устное общение Общение, в котором для обмена сообщениями используются произнесенные слова, голос и звук, называется устным общением. Этот тип связи использует только один канал, то есть звук, для передачи информации. Он предоставляет средства для получения быстрой обратной связи и немедленного устранения сомнений.
  • Связь с общественностью – В этом типе связи один отправитель (или говорящий) посылает сообщение (или речь) массе людей или аудитории, лицом к лицу или используя технологические устройства, такие как радио, телевидение и т. д. Однако шансы получить вербальную обратную связь в публичном общении ограничены, хотя можно ожидать и невербальной обратной связи.
Примеры вербального общения
  • Личный разговор
  • Выступление с речью
  • Телефонный разговор
  • Отправка голосовой заметки
  • брать интервью
  • Групповое обсуждение на рабочем месте
Преимущества вербального общения
  • Это экономит много времени, денег и энергии.
  • Благодаря ясности метода вероятность путаницы меньше.
  • Информация, передаваемая при устном общении, легко воспринимается, так как сомнения сразу рассеиваются.
  • После доставки сообщения ответ поступает быстро.
  • Это очень надежная форма связи, поэтому люди во всем мире предпочитают ее другим видам связи.
  • Вербальная коммуникация является наиболее удобным способом коммуникации благодаря своей простоте и понятности.
  • Любой человек, говорящий на каком-либо языке, может легко общаться в устной форме и не нуждается в каком-либо материале для передачи сообщений.
Недостатки вербального общения
  • Языковые различия – Если получатель не знает языка отправителя, общение невозможно. Итак, разница в языке и диалекте — это большой барьер на пути эффективного общения.
  1. Отсутствие записей – Нет средств для постоянной записи информации, если не используется какое-либо современное устройство хранения. Следовательно, нельзя ссылаться на сообщение позже.
  2. Не подходит для длинных сообщений – Когда нужно передать длинное сообщение, эта форма связи совершенно не подходит. Важные моменты могут быть упущены, а длинные абзацы могут быть неправильно истолкованы получателем.
  3. Пробел в коммуникации – При передаче сообщений в устной форме может быть включено несколько несущественных и неважных сведений. Это может привести к коммуникативному разрыву и, таким образом, замедлить эффективность коммуникации.
  4. Нет исправлений – Речь – это спонтанный процесс, и в процессе может произойти несколько ошибок, если их не принять во внимание. Нет места для исправления после отправки сообщения.

2. Невербальное общение

Невербальное общение — это пассивная форма общения, при которой информация, мысли и чувства передаются с помощью жестов, языка тела, тона голоса, мимики, сигналов и символов. Это бессловесное общение, которое в основном помогает вербальному общению, давая подсказки и дополнительную информацию. Невербальное общение подразделяется на следующие различные типы:

  •   Кинесика или движения тела Интерпретация невербального поведения, связанного с любой частью нашего тела или всего тела, например, выражение лица, жесты рук, кивание головой и т. д., называется кинесикой. Это один из ключевых и самых простых элементов невербальной коммуникации.
  • Параязык Изучение того, «что мы говорим и как мы это говорим», называется параязыком. Он включает в себя невербальные элементы общения, такие как высота и интонация голоса, скорость речи и ударение в словах, чтобы передать смысл информации и связанные с ней эмоции. Одно и то же сообщение может передавать разные значения в зависимости от разницы в тоне и высоте голоса.
  • Проксемика или физическое пространство Термин «проксемика» был введен американским антропологом Эдвардом Холлом, который пытался понять и объяснить, как люди используют пространство вокруг себя в общении. Он определяет уровень комфорта или близости человека с другими людьми. Это зависит от культуры, а также от настроек.
  • Тактильные ощущения Взаимодействие или обмен информацией посредством осязания называется тактильным. Это очень важная форма общения, особенно невербального общения. Это очень эффектно и может передать чувства и намерения человека. Например, «рукопожатия» свидетельствуют о позитивном настрое и уверенности; «объятия» вызывают дружеские и теплые чувства.
Пример невербального общения
  • Одобрительно кивая головой
  • Показывает знак «большой палец вверх», чтобы выразить положительные чувства
  • Улыбаться кому-то
  • Уверенное рукопожатие как приветственный жест
  • Обнять, чтобы показать привязанность
  • Говорить на повышенных тонах в гневе
Преимущества невербального общения
  • Дополнительный Невербальное общение дополняет вербальное общение, добавляя подсказки и дополнительную информацию для лучшего понимания сообщения.
  • Простая презентация Использование жестов, мимики, знаков и других аудиовизуальных средств невербальной коммуникации делает презентацию очень легкой. Это приводит к более быстрой и эффективной коммуникации.
  • Полезно для неграмотных Устные или письменные способы общения становятся сложными и трудными для неграмотных людей. Итак, использование жестов, знаков и мимики.

мимика, прикосновения и т. д. очень помогают им в общении.

  • Полезно для людей с ограниченными физическими возможностями Люди с ограниченными физическими возможностями, особенно глухие и немые, могут успешно общаться с помощью жестов. Слепые люди могут получать сообщения с помощью прикосновений и звуков. Для таких людей невербальное общение оказывается лучшим способом общения.
  • Экономия времени С помощью знаков и символов мы можем передавать сообщения быстрее, чем другие формы коммуникации. Это снижает потери времени.
Недостатки невербального общения
  • Неточные и ненадежные Жесты, выражения и знаки могут иметь разное толкование для разных людей. Они в значительной степени зависят от культуры, контекста и намерений и поэтому не имеют фиксированного, точного или универсального значения. Поэтому многие люди считают невербальное общение ненадежным из-за отсутствия точности.
  • Трудно понять У всех людей может быть разная умственная склонность к пониманию знаков, символов и других невербальных элементов. Поэтому им трудно понять, и поэтому им нужно много повторений в невербальном общении.
  • Нет места для долгих разговоров Невербальная коммуникация может происходить мгновенно для передачи короткого и быстрого сообщения. Но длительные беседы с использованием кинесики, проксемики, знаков и символов невозможны, как невозможны пространные объяснения и обсуждения.
  • Искажение истинного смысла Поскольку невербальное общение очень зависит от культуры и контекста, сообщение, закодированное отправителем, может быть искажено при декодировании получателем, что приведет к нежелательному результату.
  • Связанные с культурой Хотя некоторые жесты и символы являются универсальными, большая их часть отличается в разных культурах. То, что считается положительным в одной культуре, может быть непристойным в другой культуре. Таким образом, теряется истинный и существенный смысл сообщения.

3. Письменное общение

Акт передачи и обмена информацией посредством письменных букв, символов и слов называется письменным общением. Это самая распространенная и эффективная форма делового общения.

Образец письменного сообщения
  • Письма и заявления
  • Электронная почта
  • Памятки и отчеты
  • Бюллетени и реклама
  • Брошюры, листовки и листовки
  • Мгновенные онлайн-сообщения
  • Бланки и анкеты
  • Приглашения
Преимущества письменного общения
  • Постоянная запись Письменные документы могут быть зарегистрированы и храниться постоянно в качестве доказательств и доказательств для использования в будущем.
  • Точность Письменные документы, скорее всего, будут точными, поскольку существует широкий спектр повторяющихся проверок, исправлений и аутентификации.
  • Позволяет вести длительную и сложную коммуникацию Длинные сообщения можно очень легко передавать посредством письменного общения. Он также облегчает передачу сложных официальных распоряжений, повесток дня, руководств, распределения обязанностей и т.п.
  • Приемлемость Письменная форма информации широко распространена, поскольку считается достоверной и устраняет любые недоразумения и конфликты.
  • Многообразный и единый подход Большое количество людей может одновременно получать информацию посредством письменного общения. Письменный документ также обеспечивает единообразие информации, направляемой каждому лицу.
  • Медленный и устойчивый процесс Письмо может выполняться медленно, осторожно и осознанно, путем проверки и исправления ошибок, в отличие от вербального общения, которое более спонтанно и подвержено ошибкам. Таким образом, письменное общение становится более эффективным, чем любая другая форма общения.
  • Креативность Наличие большего количества времени позволяет отправителю проявить творческий подход в своем письме. Это повышает качество общения, тем самым открывая лучшие и более эффективные результаты.
Недостатки письменного общения
  • Отнимает много времени По сравнению с устной речью, письмо занимает много времени и становится более трудным для тех, кто борется за свои навыки письма.
  • Бесполезно для неграмотных Неграмотные не умеют ни читать, ни писать. Таким образом, письменное общение для них совершенно бесполезно.
  • Отсутствие личного контакта – Письменная форма общения не может отображать выражение лица, чувства, эмоции и тон голоса. Следовательно, сообщения не могут быть получены в их совокупности и могут вызвать недопонимание.
  • Замедленная обратная связь Обратная связь — очень важный элемент коммуникации. Он предоставляет отправителям замечания, которые помогают им завоевать доверие или понять ошибки и недостатки в сообщении и внести необходимые коррективы. В отличие от устного общения, в письменном общении отсутствует немедленная обратная связь.
  • Небрежность увеличивается с увеличением длины Поскольку письменное сообщение обычно включает подробные объяснения и полную информацию, оно становится очень длинным. По этой причине получатель теряет интерес и склонен пролистывать длинные абзацы, упуская из виду важные моменты.

4. Визуальная коммуникация

Визуальная коммуникация является очень важным видом коммуникации, так как вы должны хорошо знать фразу – «Картинка стоит тысячи слов». Это в основном повышает эффективность общения, поскольку люди дольше сохраняют визуальные образы и лучше понимают их, когда они подкреплены вербальной и слуховой информацией вместе с другими звуками.

Таким образом, из самого термина мы можем сделать вывод, что акт передачи информации с использованием визуальных элементов, таких как рисунки, знаки, типографика, цвета, формы, графический дизайн, иллюстрации, анимация и т. д., известен как визуальная коммуникация.

Примеры визуальной коммуникации
  • Реклама
  • Преподавание и обучение
  • Презентации PowerPoint
  • Плакаты
  • Диаграммы и графики
  • Дорожные карты
  • Визуальные отчеты
  • Руководства
Преимущества визуальной коммуникации
  • Прямо и по делу Глядя на визуальные эффекты, аудитория может получить и понять сообщение непосредственно и мгновенно. В случае какой-то сложной информации, например статистики, донести посредством изображений гораздо проще и быстрее, чем словесные или письменные пояснения. Картинки и диаграммы передают точную информацию, упрощая общение.
  • Гибкость Изображение способно сломать все культурные, географические, этнические и языковые барьеры и донести универсальное послание до самых разных аудиторий. В отличие от устной и письменной коммуникации, визуальная коммуникация гораздо более гибкая, поскольку она имеет смысл для каждой отдельной аудитории.
  • Полезно для неграмотных Картинки и знаки более понятны неграмотным получателям. Они могут легко понять сообщение, и общение может быть более эффективным.
  • Легкое и простое объяснение Эта функция сделала визуальную коммуникацию более популярной. Любой и каждый может легко объяснить себя с помощью простых рисунков и визуальных презентаций. Получатели также легко понимают сообщение, создавая успешный и плодотворный процесс общения.
  • Сокращает потери времени Поскольку кодирование и декодирование сообщений происходит очень быстро при визуальной коммуникации, экономится много времени.
  • Привлечение внимания и вовлечение Визуальные элементы мгновенно привлекают внимание и вызывают интерес у аудитории. Они, как правило, больше увлечены визуальным представлением, чего не могут достичь устные и письменные способы.
Недостатки визуальной коммуникации
  • Дороговизна Подготовка диаграмм, графиков, рисунков, анимации и т. д. требует больших затрат. Более того, каналы и технические устройства, используемые для проецирования или доставки иллюстраций и презентаций, также являются дорогостоящими. Таким образом, весь процесс визуальной коммуникации становится довольно экстравагантным.
  • Возможность неправильного толкования Хотя визуальные образы нравятся любой аудитории, они могут быть подвержены неправильному толкованию. Поскольку некоторые изображения могут иметь несколько значений, получатель может иметь интерпретацию, отличную от интерпретации отправителя. Получатель может даже неверно оценить основное значение передаваемого сообщения.
  • Занимает много времени Обдумывание изображений, а затем их подготовка занимает много времени. Это также требует реализации творчества, что опять-таки требует много времени.
  • Неполный метод Визуальная коммуникация не считается полным и успешным методом без вербальной или устной коммуникации. Изображения недостаточны для передачи убедительного сообщения, если они не подкреплены устной или письменной информацией.

5. Умение слушать Общение

Умение слушать — очень важный элемент навыков эффективного общения. Сообщения легко понять неправильно без активного слушания. Способность внимательно и точно воспринимать звуки и информацию в процессе общения, а также интерпретировать их называется аудированием. Можно сказать, что умение слушать — это ключ к любому эффективному общению.

Примеры прослушивания
  • Личный разговор
  • Запись классных лекций
  • Прослушивание новостей по радио
  • Демонстрация беспокойства
  • Использование кратких утверждений к сообщениям
  • Перефразирование, чтобы показать понимание
Преимущества общения на слух
  • Предотвращает потерю информации При активном слушании вероятность потери информации меньше. Мы можем лучше понимать разные темы. Таким образом, мы можем получить больше знаний, которые будут полезны как в нашей личной, так и в профессиональной жизни.
  • Повышение ясности Внимательное слушание способствует лучшему пониманию и, следовательно, дает возможность избежать путаницы, непонимания и потенциального конфликта. Мы получаем четкую картину сообщения в нашем сознании.
  • Улучшение отношений Активное слушание других создает связь, уважение и добрую волю в отношениях. Сочувствие другим и их признательность могут улучшить отношения и вызвать чувство взаимного доверия. Активный слушатель также может помочь в повышении самооценки и разрешении конфликтов.
  • Укрепление уверенности – Достигнув лучшего понимания нашего окружения и других людей, мы чувствуем себя сильнее. Расширение прав и возможностей укрепляет доверие к нам. Эта уверенность, подкрепленная уважением, симпатией и доверием к людям, прививает нам лидерские качества.
Недостатки общения на слух
  • Затраты энергии и времени Активное слушание требует много энергии, а иногда и времени.
  • Необходимо больше усилий Основным требованием активного слушания являются непрерывные, дисциплинированные и настойчивые усилия. Становится довольно трудно иметь такую ​​упрямую концентрацию.
  • Перебивания Пытаясь активно слушать и добиться четкого понимания, слабые слушатели могут довольно часто перебивать говорящего. Это нарушение речи является основным недостатком общения на слух.
  • Повторы Все люди плохо умеют слушать. Таким образом, они не могут получить полного понимания информации и могут потребовать повторения и разбивки сообщения.

Типы связи PDF

Щелкните здесь, чтобы скачать PDF>>>

Похожие темы:

Какие существуют типы связи?

Что такое общение?

Коммуникация обычно определяется как «обмен мыслями, идеями, чувствами, информацией, мнениями и знаниями».

  • WH Newman и CF Summer Jrn предлагают другое четкое определение: «общение — это обмен фактами, идеями, мнениями или эмоциями между двумя или более людьми».
  • Питер Литтл также определяет коммуникацию как «процесс, посредством которого информация передается между отдельными лицами и/или организациями, что приводит к взаимопониманию».

Слово «коммуникация» происходит от латинского слова «communis», что означает «общий». Поэтому, когда вы пытаетесь общаться, вы пытаетесь установить «общность» с другим человеком или с группой. При этом вы в основном пытаетесь поделиться.

Почему общение важно

Общение является основным условием жизни. Вот несколько причин, по которым общение необходимо:

  1. Обеспечивает обмен информацией

    Общение является двусторонним процессом. Таким образом, он направлен на обмен информацией между двумя или более людьми. Это может быть индивидуальный или организационный уровень.

  2. Это непрерывный процесс

    Процесс общения динамичен — постоянно меняется. Люди, с которыми мы общаемся, его содержание и характер, а также обстановка, в которой проходит общение, подвержены постоянным изменениям.

  3. Прокладывает путь к взаимопониманию

    Основная цель общения – достижение взаимопонимания. Получатель должен получить и понять сообщение так, как задумал отправитель.

  4. Это приводит к ответу или реакции

    Общение всегда приводит к некоторому ответу или реакции. Сообщение становится сообщением только тогда, когда получатель понимает или подтверждает его, а также отвечает или реагирует на него.

  5. Это социальная деятельность

    Общение связано с усилиями людей, которые вступают в контакт друг с другом и делают так, чтобы другие понимали их. Таким образом, процесс, посредством которого люди пытаются разделять смысл и устанавливать отношения друг с другом, является социальной деятельностью.

Типы связи

Существует два основных типа связи. К ним относится вербальное общениеОткрывается в новом окне