Типы характера по фромму: Психологические типы по Э. Фромму, Психология – Гештальт Клуб

Типы характера по фромму: Психологические типы по Э. Фромму, Психология – Гештальт Клуб

Психологические типы по Э. Фромму, Психология – Гештальт Клуб

Эрих Фромм рассматривал личность человека в социальном контексте насущных проблем общества потребления, бегства от ответственности и свободы, отчуждения, садомазохистических отношений между эксплуатирующими и эксплуатируемыми и рыночного дискурса современной культуры.

 

В качестве главных потребностей человека он выделял: 1) потребность в подлинных и наполненных смыслами связях с другими людьми; 2) потребность в том, чтобы превозмогать собственное животное начало; 3) потребность в принадлежности к окружающему миру и укоренённости в нём; 4) потребность в самотождественности и идентичности; 5) потребность в чётко определённой системе ценностных ориентаций.

 

Поскольку Э. Фромм является неофрейдистом, в основе его типологии характеров лежит стадиальная модель психосексуального развития З. Фрейда, которую Фромм модифицировал, опираясь на гуманистические ценности. Среди всех характеров он выделил четыре деструктивных и один продуктивный тип по принципу способности к любви, подлинности, жизни в модусе бытия, а не обладания и способности к живому обмену с окружающим миром вне культа ценностей рынка, обладания, потребления и эксплуатации.

Продуктивный тип является гуманистическим идеалом человека, к которому стоит стремиться, но который вряд ли может быть достижим в полной мере, поскольку конструктивные и деструктивные черты находятся в диалектическом противостоянии в психике человека.

 

В своей типологии Э. Фромм выделял следующие характерологические типы:

 

1) Рецептивный тип. В качестве его прототипа выступает оральный тип у Фрейда, который

отличается слабым доступом к собственному ресурсу. Ощущение собственной слабости и беспомощности коррелирует у такого типа со слабостью рук, отмеченной у таких людей психологами биодинамического и телесного направления (А. Лоуэн). У Фромма такой тип личности настроен на пассивное потребление, подобное поведению младенца, который занимается только тем, что пьёт материнское молоко, не проявляя признаков самостоятельности и активной вовлечённости в происходящее. Такой тип склонен впитывать всё, что его окружает, в том числе и информацию, порой не успевая её переваривать и относиться к ней с критикой.

Рецептивный тип личности вечно голоден, и это неудовлетворимый голод, похожий на чёрную дыру, в которую без разбора проваливается то, что он поглощает, но оно никогда не насыщает эту болезненную жадность. Характер таких людей часто отличается излишней наивностью и доверчивостью, что подвергает их риску манипуляций со стороны других людей, а также окружающего социума, культуры и средств массовой информации.

 

Таким людям свойственно искать источник удовлетворения своих потребностей именно вовне, а не внутри себя, надеясь на то, что существует некий более могущественный Другой (человек или Бог), который сможет напитать их энергией. В отношениях с другими рецептивные личности занимают принимающую позицию и, скорее, предпочитают не любить, а быть любимыми, нарушая баланс взаимоотношений.

Людям с оральным или рецептивным характером в большинстве ситуаций сложно принять ответственность за свою жизнь, т.к. в их психике заряжена мечта о вечном рае и «кормящем Другом», который когда-нибудь восполнит их внутренний голод.

 

Оральным или рецептивным личностям свойственно находить источник успокоения своей тревоги в пищевых, химических зависимостях или созависимых отношениях. Их неутолимый голод граничит с депрессивным отчаянием, т.к. его корни уходят в ситуацию раннего опустошения психических ресурсов в попытках добиться материнского тепла и признания.

 

Во взрослом возрасте такие люди могут быть чрезвычайно коммуникабельны, внимательны, отзывчивы и заботливы по отношению к другим, но часто за этой заботой стоит стремление покрепче привязать к себе других людей, поставив их в зависимость от себя.

 

2) Эксплуатирующий тип. Эксплуатирующий тип также формируется на оральной стадии развития, но позже, когда у ребёнка уже появляются зубы, и он становится способным к проявлениям оральной агрессии.

 

Эксплуатирующий тип личности характеризуется высокой степенью подозрительности, недоверия, враждебности и цинизма по отношению к другим людям, что роднит его с паранойяльным или параноидным типом в других типологиях. Такой человек склонен к болезненной зависти, и то, что есть у других, для него всегда куда привлекательнее того, чем он располагает. Людей он оценивает с точки зрения прагматической пользы, которую возможно из них извлечь, и теряет к ним всякий интерес, если не имеет возможности их использовать.

 

В романтических отношениях эксплуатирующей личности свойственно выбирать партнёров, которые уже вовлечены в другие отношения. Таким людям доставляет удовольствие кого-то у кого-то отнимать, поскольку именно так они утверждают себя.

 

В интеллектуальной сфере деятельности они нередко крадут чужие идеи, несмотря на то, что способны продуцировать свои собственные. Эксплуататорская ориентация блокирует внутренний творческий ресурс человека из-за тенденции недооценивать собственные возможности и переоценивать то, что есть у других.

В отличие от рецептивного типа характера, эксплуатирующий тип не надеется получать блага чудесным образом волшебного дарения со стороны могущественного Другого, а занимает агрессивную позицию веры в исключительность собственных прав на то, чтобы отнимать чужие ресурсы и пользоваться наработками других людей.

 

3) Накопительский тип. Во фрейдистской типологии накопительскому типу соответствует анальный тип, который формируется в период приучения ребёнка к горшку. Фиксация на анальной стадии задаёт такие черты характера, как упрямство, закрытость и патологическую жадность. Такой человек крайне болезненно относится к собственным границам и ресурсам, строя защитные стены от внешнего мира и переживая панический ужас перед необходимостью чем-либо с кем-либо делиться.

 

Накопительский тип страдает от чувства небезопасности окружающего мира в связи с трагическим переживанием ограниченности или конечности ресурса. Такой человек не умеет обмениваться с миром, отдавая и получая, поэтому он боится, что тех ресурсов, которые у него есть, не хватит для его жизни, превращая их защиту в свою жизненную стратегию и жизненный смысл. Накопительский тип не верит, что в случае необходимости он сможет получить некий ресурс, поэтому он редко оказывается в позиции сидящего на закрытом сундуке, не пользуясь тем, что у него есть, и ничего не отдавая другим.

Этот человек жаден не только до вещей и денег, его жадность распространяется также на выражение мыслей, чувств и эмоциональную отдачу.

 

В романтических отношениях накопительскому типу свойственна стратегия обладания. Эти люди живут в модусе «иметь», а не «быть», стремясь полностью завладеть объектом своего обожания и контролировать каждый его шаг. Замечательный пример подобной личности приведён в книге Дж. Фаулза «Коллекционер», в которой главный герой похищает понравившуюся ему девушку и держит её в заточении в подвале своего дома, не позволяя ей как-либо контактировать с внешним миром и претендуя на исключительное право на владение ей, как одной из своих вещей, венцом своей коллекции. Когда личность с накопительской ориентацией влюбляется в кого-либо или во что-либо, она испытывает потребность заточить то, что она любит, в клетку и закрыть на замок.

 

За счёт ригидности, косности и страсти к постоянству, упорядоченности и регламентированности жизни личность с накопительской ориентации сохраняет исключительную верность и преданности однажды выбранному ей пути, несмотря на то, что в дальнейшем он может причинять ей значительные неудобства. Из-за страха перед любыми переменами блокируется творческий ресурс накопительской личности, и она становится способной лишь цепляться за прошлое и воспроизводить старое вместо того, чтобы продуцировать новое.

 

4) Рыночный тип. Человек с рыночной личностной ориентацией близок к истерическому и нарциссическому типам в других типологиях, поскольку ему свойственно акцентировать внимание на внешнем, обесценивая внутренние переживания и межличностные связи, проявлять демонстративность в том, что касается успеха и социального статуса, а также переживать чувство внутренней пустоты в связи с тем, что такой человек жертвует всем, что есть в нём индивидуального и уникального, для того, чтобы успешно продать себя на рынке товаров и услуг.

 

Рыночной личности свойственно оценивать себя и другим по критериям успешности, эффективности и производительности, поэтому такой человек не может формировать хоть сколько-нибудь устойчивые внутренние ориентиры и ценности, т. к. он стремится к полному соответствию непостоянной моде, которая подразумевает погоню за чем-то мимолётным и крайне непостоянным, а также жертву своей индивидуальностью в пользу социального признания и получения выгоды.

Данная личность характерна для современной экономической ситуации, в которой для успеха важно уметь обзаводиться полезными социальными связями и использовать любую возможность для извлечения корыстных выгод. Рыночному типу не свойственно строить глубокие и подлинные отношения с другими людьми, поскольку товарно-рыночный подход подразумевает поверхностное взаимодействие на уровне взаимного обмена услугами, после которого функциональный контакт естественным образом исчерпывает себя.

 

Рыночный тип воспринимает, как товар, не только окружающих людей, но и себя, что порождает отчуждение от своего творческого начала, а также от всего, что делает такой человек. Он стремится выставить себя в выгодном свете, завернуть себя в социально-желательную упаковку, соответствующую изменчивым ценностям общества потребления и спектакля.

 

5) Продуктивный тип. Продуктивный характер представляет собой гуманистический идеал того, какой должна быть самоактуализирующаяся личность. Этот тип характера близок к тому, что понимал З. Фрейд под генитальным характером, главными критериями которого Фрейд считал умение любить и работать. Такое понимание продуктивности является достаточно упрощённым и схематичным, и Э. Фромм предлагает более широкое описание продуктивного характера.

 

Согласно Э. Фромму, человек с продуктивной направленностью личности испытывает острую внутреннюю потребность в том, чтобы творить, производить и обмениваться с окружающим миром не только на уровне материального производства, но обмениваться всеми ресурсами, которые у него есть, — мыслями, идеями, чувствами. Он живёт в модусе бытия, а не обладания, не пытаясь расширять своё «эго» за счёт имеющихся у него вещей и статусов, а окружающих людей он воспринимает, как самоценность, не пытаясь властвовать над ними и диктовать им своё восприятие мира. Уважая любую уникальность, самобытность и индивидуальность, он способен к построению искренних и подлинных отношений с другими людьми, основанных на заботе и участии.

 

Продуктивный тип отличается чутким, внимательным и живым восприятием того, что его окружает, со всей ответственностью, вовлечённостью и осмысленностью. Он открыт по отношению к новому опыту и стремится преобразовывать, совершенствовать, наполнять и обогащать мир своей созидательной деятельностью.

 

Относясь к другим людям с теплом, принятием и заботой, он преодолевает отчуждение, выстраивая глубокие и эмоционально насыщенные социальные связи. 

 

Ссылка на статью «Типология Э. Фромма»

Теги: самоактуализация самоактуализированные личностигуманистическая психологияэрих фроммстадии развитиятипы личноститипы людей психотипыхарактер

Классификация социальных характеров по Э. Фромму

Э. Фромм ввел понятие социального характера, указывая, что в него «входит лишь совокупность черт характера, которая присутствует у большинства членов данной социальной группы и возникла в результате общих для них переживаний и общего образа жизни».

«Характер — это специфическая форма человеческой энергии, возникающая в процессе динамической адаптации человеческих потребностей к определенному образу жизни в определенном обществе» (Э. Фромм). Субъективная функция социального характера состоит в том, чтобы направлять действия человека в соответствии с его практическими нуждами и давать ему психологическое удовлетворение от выполняемой деятельности. Приспосабливаясь к социальным условиям, человек развивает в себе черты, побуждающие его захотеть действовать именно так, а не иначе.

Как отмечает Фромм, «если структура личности большинства людей в данном обществе, т. е. социальный характер, приспособлена к объективным задачам, которые человек должен выполнять в этом обществе, то психологическая энергия людей превращается в производительную силу, необходимую для функционирования этого общества».

Социальный характер способствует интериоризации внешней необходимости и тем самым мобилизует человеческую энергию на выполнение задач данной социально-экономической системы. Если возникают новые экономические условия, когда прежние черты личности становятся бесполезными, а люди стремятся действовать в соответствии со своим складом характера, их поведение превращается в помеху для достижения возникших целей либо они просто не в состоянии поступать согласно своей «природе». Социальный характер формируется всем образом жизни данного общества, однако его доминантные черты становятся созидательными силами, влияющими на социальный процесс.

Изменение социальных условий приводит к изменению социального характера — к появлению новых потребностей и тревог. В свою очередь, те порождают другие идеи, усиливающие и укрепляющие новый социальный характер и направляющие человеческую деятельность в иное русло.

Характер — это модель поведения, характерная для данного человека. Он позволяет ему последовательно действовать и освобождаться от бремени принимать каждый раз новые и обдуманные решения, а также выполняет функцию отбора идей и ценностей.

От социального характера следует отличать индивидуальный, позволяющий отличать людей внутри одной культуры. Различия отчасти обусловлены качествами личности родителей, отчасти психическими и материальными условиями, в которых растет ребенок, и особенностями конституции и темперамента.

Фромм выделяет несколько типов социальных характеров, имеющих плодотворные либо неплодотворные ориентации.

Рецептивная неплодотворная ориентация (рецептивная структура характера). Человеку этого типа представляется, что все блага приходят извне. По его мнению, единственный способ обрести желаемое — получить его из такого внешнего источника. Материальные вещи, любовь, знания, удовольствия — все ожидается от окружающих людей.

При такой ориентации человек хочет быть любимым, а не сам любить. В интеллектуальном отношении он склонен воспринимать идеи, но не создавать их. Первая его мысль — найти кого-нибудь, кто предоставит нужную информацию, не прилагая ни малейших усилий самостоятельно. Если это человек религиозный, он ждет всего от Бога и ничего не делает.

Люди с подобной структурой характера нуждаются в других, обеспечивающих им безопасность, дающих необходимые блага, поэтому они легко попадают в зависимость, соглашаются. Они чувствуют себя потерянными, когда оказываются предоставленными самим себе, поскольку считают, что ничего не способны делать без посторонней помощи.

Тревожность и подавленность они пытаются преодолеть, переедая и злоупотребляя спиртным. Вместе с тем верят, что жизнь и окружающие люди должны дарить им все хорошее. В основном оптимистичны и дружелюбны, хотя и приходят в смятение и панику, если возникает угроза утратить источник дохода и заботы. Они часто сердечно расположены к другим и желают им помочь, но поступают так, чтобы добиться расположения людей.

Эксплуататорская ориентация. Люди этого типа также считают, что все необходимые блага находятся во внешней среде и ничего нельзя создать самому, но они не верят, будто от других что-либо получишь в дар. По их мнению, желаемое надо забрать силой или хитростью, отнять. Влечение они испытывают только к тем, кого отбивают у другого человека. Идеи не продуцируют, а заимствуют или крадут (плагиат, парафраз).

Отобранное у окружающих всегда кажется им лучше созданного самими. Они используют и эксплуатируют любого, из кого возможно что-либо выжать. Их девиз: «Краденый плод — самый сладкий». Установка людей этого типа враждебна, они склонны к манипулированию окружающими, циничны, подозрительны, завистливы и ревнивы. Каждый человек рассматривается ими как объект эксплуатации и оценивается по его полезности.

Стяжательская ориентация. Человек с подобной структурой характера не верит, что получит из внешнего мира что-то новое, поэтому надо беречь и экономить имеющееся. Он как бы окружает себя защитной стеной, и главная цель — по максимуму собирать в своем укрытии и по минимуму оттуда отдавать.

Он стремится полностью завладеть любимым, рассматривают его как свою собственность. В быту стяжатель, жаден, склонен к сверхэкономии и педантичной аккуратности. У стяжателя всегда в порядке мысли, чувства, воспоминания; он терпеть не может, если вещи не на своем месте. Маниакальная чистоплотность — выражение потребности отстраниться от контакта с внешним миром; вещи за пределами его собственного мира воспринимаются опасными и нечистыми.

Если внешний мир воспринимается как источник опасности, упрямо стоять на своем — таков ответ на угрозу извне. Поэтому эти люди упрямы, подозрительны, несговорчивы, держатся в стороне или стремятся полностью обладать другим человеком. Их лозунг: «Мое — это мое, а твое — твое».

Рыночная ориентация. Как доминирующая появилась только в современную эпоху с развитием рыночного общества. Ориентация характера, коренящаяся в восприятии себя товаром, а собственной ценности — меновой, и называется рыночной. Материальный успех в современном рыночном обществе зависит от признания человека со стороны тех, кто платит за услуги или нанимает на работу за жалованье.

Успех зависит от того, насколько человек хорошо сумеет продать себя на рынке, сумеет подать себя максимально привлекательно, т. е. индивид начинает воспринимать себя как товар. От каждого требуется определенный тип личности, который вне зависимости от потребностей человека должен удовлетворять одному условию — пользоваться спросом. Ему необходимо вступить в состязание со многими другими, он заботится не о своей жизни и счастье, а о том, чтобы стать востребованным товаром, а для этого нужно знать, какой тип личности пользуется повышенным спросом. Кино, мода формируют образ желаемой личности, какую и пытается воплотить собой всякий человек рыночного типа.

Если ценность человека определяется не его качествами, а успехом в рыночной конкуренции (преуспевает — значит ценен; не преуспевает — лишен ценности) с ее постоянно меняющимися условиями, самооценка оказывается шаткой и постоянно будет нуждаться в подтверждении со стороны других людей. «Если превратности рынка являются мерилом ценности человека, чувства собственного достоинства и самоуважения разрушаются. Если человек вынужден все время пробиваться к успеху и любая неудача являет жестокую угрозу его самооценке, то результатом будет чувство беспомощности, неуверенности и неполноценности», — отмечает Э. Фромм. Девиз такого человека: «Я — то, чего изволите!»

Престиж человека, его успех, положение, известность становятся замещением подлинного чувства идентичности. Такая ситуация ставит его в полную зависимость от восприятия другими и вынуждает придерживаться роли, однажды уже принесшей успех. Различие между людьми сводится к простому количественному показателю большей или меньшей успешности, привлекательности. Индивидуальность, оригинальное и уникальное в человеке лишается ценности.

Если же индивидуальным Я пренебрегают, взаимосвязи между людьми становятся поверхностными, потому что отношения складываются как бы между взаимозаменяемыми товарами. «Люди, предоставленные сами себе, страшащиеся неудачи, жаждущие угодить: в этой борьбе не щадят и не ждут пощады», — указывает Фромм.

Мышление человека с рыночной ориентацией должно быстро ориентироваться в ситуациях, чтобы с успехом ими манипулировать, для чего достаточно знать лишь поверхностные свойства вещей и не требуется проникать в суть. У таких людей нет устойчивых взглядов, установки изменчивы, развиваются только те качества, которые можно пустить на продажу. Человек заинтересован не в сохранении своего достоинства, а в том, сколько за него дадут на рынке. Рыночная личность пуста, устойчивых черт характера нет, поскольку в один прекрасный день они могут вступить в конфликт с требованиями рынка.

Все ориентации существуют в человеческом жизнеустройстве, но доминирующее положение одной из них в большей степени зависит от особенностей культуры, в которой живет индивид. Так, рецептивную ориентацию часто можно обнаружить в обществах, где за одной группой закреплено право эксплуатировать другую. «И если эксплуатируемая группа не имеет сил изменить положение, то она склонна почтительно взирать на эксплуататоров как на своих благодетелей, от которых она получает все то, что может дать жизнь», — подчеркивает Фромм.

Советская культура формировала по преимуществу именно рецептивную ориентацию характера. Необходимость приспосабливаться и угождать сочеталась с ожиданием людей, что в каждой сфере деятельности есть эксперт, который может сказать им, как обстоят дела и как надо действовать. В результате люди считали: все, что от них требуется, — слушаться эксперта и доверяться его идеям.

Эксплуататорская ориентация с девизом «Я беру то, что мне нужно», по мнению Фромма, присуща нашим предкам, а также пиратам, феодалам, магнатам-грабителям, авантюристам. Он также указывал: «Свободный рынок, как он сложился на основе конкуренции в XVIII и XIX вв., взрастил этот тип людей». По-видимому, аналогичные процессы происходят в современной России, где формируется свободный рынок. Рыночная же ориентация преобладает и в современных западных обществах.

Фромм противопоставляет описанным выше типам характера плодотворную ориентацию, являющуюся целью человеческого развития.

Плодотворная ориентация личности означает фундаментальную установку, способ отношений во всех сферах опыта. Это способность использовать свои силы и реализовать имеющиеся у человека возможности. Такой человек руководствуется в своих действиях разумом: необходимо знать свои силы и куда их приложить.

Понятия плодотворный и активный не совпадают. Можно быть активным в состоянии гипноза, однако это не плодотворность, поскольку в этом случае человека к активности побуждают силы, неподвластные ему. Нельзя говорить о плодотворности, если человек активен, деятелен, но находится под влиянием какого-то авторитета, поступая согласно его желаниям. В этом случае он чувствует и делает лишь то, что ему полагается чувствовать и делать, и его активность зависит не от его собственного ментального или эмоционального состояния, а от внешнего источника.

Плодотворность предполагает наличие здоровой зрелой личности, способности силой разума проникнуть в глубь явлений и познавать их сущность, силой любви разрушать стену, отделяющего одного человека от другого, понимать самого себя, свое назначение, которое отличает данного человека от других и делает его тем, кто он есть. Это стремление стать тем, кем он является потенциально, развитие собственных сил, способностей и возможностей.

Э. Фромм пишет, что «плодотворные отношения с миром могут осуществляться посредством деятельности и посредством постижения. Человек производит вещи, и в процессе созидания он применяет свои силы к материи. Человек постигает мир ментально и эмоционально, при помощи любви и разума».

Плодотворная любовь предполагает заботу, ответственность, уважение и знание. Любить человека — значит заботиться о нем и чувствовать ответственность за его жизнь, не только за его физическое существование, но и за развитие всех его человеческих сил. Уважение — способность видеть человека таким, каков он есть, понимать его уникальность и индивидуальность. Плодотворно мысля, индивид проявляет интерес к объекту, взаимодействует с ним, проявляя о нем заботу и объективно, уважительно относясь к нему. Он видит объект, каков тот есть на самом деле, а не каким хотелось бы.

Лень и вынужденная активность противоположны плодотворности. Плодотворная деятельность характеризуется ритмичной сменой активности и отдыха. Такого рода труд, любовь и мышление возможны, когда человек в случае необходимости остается в покое, наедине с самим собой.

Фромм выделяет виды отношений между людьми:

  • симбиотический союз;
  • отстраненность;
  • деструктивность;
  • любовь.

В симбиотическом союзе человек соединен с другими, но утрачивает свою независимость; он бежит от одиночества, сближаясь с другим человеком, словно бы поглощаясь им или его поглощая в себе. Эта тенденция — попытка человека избавиться от индивидуальности, убежать от свободы и обрести безопасность, привязываясь к другому человеку (благодаря долгу, любви, жертвенности).

Стремление поглотить других, активная форма симбиотического союза, — своеобразное проявление садизма, направленное на приобретение полного господства над окружающими. Даже благосклонная власть — под маской любви и заботы — такое же проявление садизма.

Фромм отмечает, что чувство индивидуального бессилия преодолевается посредством отстраненности от других людей, воспринимаемых как угроза. Ее эмоциональный эквивалент — чувство безразличия к другим, подчас сочетающееся с огромным самомнением. Отстраненность и безразличие не всегда проявляются открыто, осознанно, они нередко скрываются за поверхностным интересом и общительностью.

Активная форма отстраненности — деструктивность, когда энергия направлена на разрушение жизни, импульс к которому проистекает из страха быть разрушенным другими людьми.

Рыночная ориентация также основывается на отдаленности от людей, которая, правда, принимает обычно не деструктивную форму, а относительно дружественную, поскольку предполагается легкость контактов, поверхностность связей, отдаленность же от других достигается в более глубокой эмоциональной сфере.

Любовь — плодотворная форма отношений к другим и к самому себе. Она предполагает заботу, ответственность, уважение и знание, а также желание, чтобы другой человек рос и развивался.

Фромм систематизировал описываемые типы социальных характеров (табл. 6.3).

Таблица 6.3

Типы социальных характеров

Лень и вынужденная активность противоположны плодотворности. Плодотворная деятельность характеризуется ритмичной сменой активности и отдыха. Такого рода труд, любовь и мышление возможны, когда человек в случае необходимости остается в покое, наедине с самим собой. Фромм выделяет виды отношений между людьми:

  • симбиотический союз;
  • отстраненность;
  • деструктивность;
  • любовь.

В симбиотическом союзе человек соединен с другими, но утрачивает свою независимость; он бежит от одиночества, сближаясь с другим человеком, словно бы поглощаясь им или его поглощая в себе. Эта тенденция — попытка человека избавиться от индивидуальности, убежать от свободы и обрести безопасность, привязываясь к другому человеку (благодаря долгу, любви, жертвенности).

Стремление поглотить других, активная форма симбиотического союза, — своеобразное проявление садизма, направленное на приобретение полного господства над окружающими. Даже благосклонная власть — под маской любви и заботы — такое же проявление садизма.

Фромм отмечает, что чувство индивидуального бессилия преодолевается посредством отстраненности от других людей, воспринимаемых как угроза. Ее эмоциональный эквивалент — чувство безразличия к другим, подчас сочетающееся с огромным самомнением. Отстраненность и безразличие не всегда проявляются открыто, осознанно, они нередко скрываются за поверхностным интересом и общительностью.

Активная форма отстраненности — деструктивность, когда энергия направлена на разрушение жизни, импульс к которому проистекает из страха быть разрушенным другими людьми.

Рыночная ориентация также основывается на отдаленности от людей, которая, правда, принимает обычно не деструктивную форму, а относительно дружественную, поскольку предполагается легкость контактов, поверхностность связей, отдаленность же от других достигается в более глубокой эмоциональной сфере.

Любовь — плодотворная форма отношений к другим и к самому себе. Она предполагает заботу, ответственность, уважение и знание, а также желание, чтобы другой человек рос и развивался.

Фромм систематизировал описываемые типы социальных характеров (табл. 6.3).

Таблица 6.3

Типы социальных характеров

Нет человека, чья ориентация полностью была бы плодотворной или напрочь лишенной плодотворности.

Детали неплодотворных ориентаций могут входить в структуру характера, где доминирует плодотворная, соединясь в различные комбинации, и каждая из них качественно изменяется соответственно уровню плодотворности. Ориентации действуют с различной силой в материальной, эмоциональной или интеллектуальной сферах.

Заметки о маркетинговой личности

Это дополнение к вчерашней статье (и моей колонке Frieze) о «мистиках новых левых» Эрихе Фромме. Сегодня я хочу рассмотреть типологию личности, которую он разработал в своих книгах «Человек для себя, иметь или быть?». и Анатомия человеческой деструктивности. Прежде всего, меня интересует личность, которую он ассоциировал с современным капитализмом, Личность Маркетолога.

В модели Фромма есть два основных типа людей: продуктивные и непродуктивные. Продуктивный человек «биофилен», влюблен в жизнь. Этот человек эмоционально зрел, в основном способен работать и любить. Все остальные типы невротичны в той или иной степени, оттеняясь до самого больного типа, «некрофила», человека, влюбленного в смерть и разрушение. Дик Чейни или, может быть, школьный стрелок.

Между биофильным ангелом Фромма и его некрофильным дьяволом есть четыре типа, уходящие корнями в разные исторические периоды:

Восприимчивый : Происходит от орального инкорпоративного типа Фрейда, это пассивная личность, ожидающая, что ее накормят.
Эксплуататорский : Это происходит от орального садистского типа Фрейда и представляет кого-то, кто манипулирует другими.
Накопление : От анального ретентивного типа Фрейда накопитель сохраняет и хранит патологическим образом. Некоторые сравнивали накопителя с викторианским собственником, развитием «протестантского капиталиста», описанного Максом Вебером.
Маркетинг : Маркетинговый тип — единственный, который Фромм придумал сам, без ссылки на Фрейда. Маркетинговые типы доминируют в нашем собственном обществе, где каждый должен думать о себе как о товаре. Типы маркетинга непостоянны, причудливы, поверхностны и конформистски настроены.

Вот Нил Кларк в The Guardian:

«В «Здоровом обществе» (1955) Фромм утверждал, что общество, в котором «потребление стало фактической целью», само по себе больно. Он выдвинул свою теорию социального характер: что «каждое общество производит характер, в котором оно нуждается». Ранний кальвинистский капитализм породил «характер накопления», который копит как имущество, так и чувства: классический викторианский человек-собственник. Послевоенный капитализм, как утверждал Фромм, породил другого, столь же невротического тип: «маркетинговый персонаж», который «приспосабливается к рыночной экономике, отрываясь от подлинных эмоций, правды и убеждений». Для маркетингового персонажа «все превращается в товар, не только вещи, но и сам человек, его физические энергию, его навыки, его знания, его мнения, его чувства, даже его улыбки». (В качестве идеального примера «маркетингового персонажа» достаточно вспомнить нынешнего жителя Даунинг-стрит, 10). [В то время Тони Блэр.] Современный глобальный капитализм в изобилии требует маркетинговых персонажей и гарантирует, что он их получит. Между тем идеальный тип характера Фромма, зрелый «продуктивный характер», человек без маски, любящий и созидающий, для которого быть важнее, чем иметь, обескураживает»9.0003

Я думаю, мы все должны признать Маркетинговую Личность как хотя бы частично точное описание того, кто и как мы есть. Самозанятым определенно внушают, что мы должны продавать себя как товар, конкурируя с другими товарами (другими словами, с людьми). Причудливые изменения моего героя-подростка, Дэвида Боуи, можно рассматривать как бесконечные повторные запуски продукта, вампирские переделки угасающего бренда. Я определенно умело продвигал себя на протяжении многих лет и, возможно, даже делаю это прямо сейчас.

Вы можете пройти небольшую викторину — не совсем научную или серьезную, но основанную на типологии Фромма — под названием «Какая из личностных ориентаций Эриха Фромма вы?». Я получил:

Вы оценены как маркетолог
«Вы, вероятно, «маркетолог». Маркетинговый персонаж отмечен крайним желанием соответствовать нормам, созданным семьей, обществом и культурой. Они модны, динамичны и готовы идти на компромисс больше, чем любой другой персонаж. Они часто обнаруживают, что мораль мешает их образу жизни и целям и часто бывает беспринципной. Маркетинговый персонаж всегда будет искать способ изменить себя, прежде чем требовать социальных изменений ».

Здесь вы можете посмотреть видео, в котором Эрих Фромм рассказывает о Маркетинговой Личности. Вот соответствующий раздел стенограммы:

УОЛЛАС : В письме о мужчинах в Америке вы часто говорили — вы часто говорили — о том, что вы называете «маркетинговой ориентацией». Что вы подразумеваете под «ориентацией на маркетинг», доктор Фромм?

FROMM : Под этим я подразумеваю, что наш основной способ отношения к другим таков, как вещи относятся к вещам на рынке. Мы хотим обменять нашу собственную личность — или, как иногда говорят, нашу «индивидуальную упаковку» — на что-то. Теперь, это не так верно для физического работника. Работник физического труда не должен продавать свою личность. Ему не нужно продавать свою улыбку. Но то, что вы могли бы назвать «толкателями символов», то есть все люди, которые имеют дело с цифрами, с бумагой, с людьми, которые манипулируют — если использовать лучшее или более красивое слово — манипулируют людьми, знаками и словами. Все те сегодня должны не только продавать свои услуги, но вдобавок они должны продавать свою личность, более или менее. Есть исключения.

УОЛЛАС : Таким образом, его чувство собственной ценности должно, следовательно, зависеть от того, сколько рынок, в этом смысле, готов заплатить за него… не может быть продан из-за недостаточного спроса, с экономической точки зрения бесполезен. И если бы сумочка могла мыслить, у нее было бы ужасное чувство неполноценности, потому что, не будучи купленной, она чувствовала бы себя бесполезной. Так поступает и человек, считающий себя вещью, и если ему не удается продать себя, он чувствует себя неудачником.

Вот как доктор К. Джордж Бори описывает маркетинговую ориентацию:

«Маркетинговая ориентация рассчитана на продажу. Успех зависит от того, насколько хорошо я могу продавать себя, упаковывать себя, рекламировать себя. Моя семья, мое образование, моя работа, моя одежда — все это реклама и должно быть «правильным». Если один из нас не выполнит свою часть договоренности, брак считается недействительным — никаких обид (возможно, мы все еще можем быть лучшими друзьями!). ориентация современного индустриального общества, это наша ориентация!0003

«Этот современный тип происходит из семейства хладнокровных и замкнутых, и склонен использовать автоматное подчинение для бегства от свободы. Адлер и Хорни не имеют эквивалента, но Фрейд может: это по крайней мере половина расплывчатой ​​фаллической личности. , тип, который живет жизнью флирта. В крайнем случае, маркетолог оппортунист, ребячлив, бестактен. Менее экстремален, и он или она целеустремлен, молод, общителен. Обратите внимание на сегодняшние ценности, как они представлены нам нашими средствами массовой информации: Мода, фитнес, вечная молодость, приключения, смелость, новизна, сексуальность. .. вот что волнует «яппи» и его или ее менее состоятельных поклонников. Поверхность — это все».

Вот толкование Дина Сэйерса:

«Маркетинговая ориентация описывает образ мышления, при котором человек постоянно формирует себя в образе общества, чтобы соответствовать ожидаемым нормам общества. символизирует добро и желание, в то время как старое становится для него уродливым и бесполезным. Фромм описал это мышление как высказывание «новое прекрасно», в отличие от исторического мышления, которое заключалось в сохранении и поддержании собственности для последующего использования, ориентированного на товар: «старое красиво»

«Маркетинговые персонажи проявляют признаки крайней конформности и решают свои проблемы, как если бы они были просто проявлением рынка. Эти люди ищут партнеров как товар, который нужно тщательно исследовать на предмет положительных черт, которые могут иметь мало общего с любовью, и создают барьеры между сами и другие определяются такими абстракциями, как религиозность, денежная стоимость и социальный статус. Семьи, которые владеют бизнесом или управляют им, или поощряют конформизм и школьную направленность на рынок труда — то есть большинство семей в сегодняшних индустриальных странах — имеют тенденцию создавать маркетинговые персонажи. Эта личность, по словам Фромма, только начала появляться в современном обществе и в его стремлении к рынку».

Преподаватель психологии Виктор Дэниелс:

«Маркетинговая экономика говорит, что мы должны продавать себя, превращать себя в объект, товар. Существует одержимость «упаковкой», нашим фасадом. Человек с маркетинговой ориентацией стремится продавать себя успешно на рынке. Этот человек не ощущает себя активным агентом и в значительной степени отчужден от своих человеческих сил. Ощущение себя проистекает из социально-экономической роли, которую он играет. «Человеческие качества как дружелюбие, обходительность, доброта превращаются в товар, в активы «пакета личности», которые могут принести более высокую цену на рынке личности». рынка о ценности человека».

Бизнес-писатель Майкл Маккоби:

«Вскоре после того, как Фрейд описал свои три типа личности в 1931 году, немецкий психоаналитик Эрих Фромм предложил четвертый тип личности, который стал особенно распространенным в сегодняшней экономике услуг. Фромм назвал этот тип «маркетинговой личностью». «, и это иллюстрируется главным героем фильма Вуди Аллена «Зелиг», человеком, которым настолько руководит его потребность в том, чтобы его ценили, что он становится точно таким же, как люди, с которыми он случается рядом. менее склонны укреплять тесные связи. Ими также в меньшей степени движет совесть, чем навязчивыми. Вместо этого ими движет тревога, похожая на радар, которая пронизывает все, что они делают. продавать себя другим

Дружелюбный к маркетингу Маккоби добавляет свой положительный оттенок к типу:

«Непродуктивным маркетологам не хватает направления, а также способности посвятить себя людям или проектам. команды и сосредоточение внимания на добавлении ценности, как это определяют клиенты и коллеги. Как и одержимые, маркетологи являются активными потребителями книг по саморазвитию. Как и нарциссы, они не привязаны к прошлому. кризиса. Им не хватает смелости, необходимой для инноваций, и они слишком реагируют на текущие, а не на будущие требования клиентов».

Это похоже на маркетинговый тип, описывающий маркетинговые типы, что поднимает вопрос: если этот тип личности — это то, чем нас сделал капитализм, как мы вообще его увидим? Разве это не казалось бы нам «человеческой природой» — по крайней мере, до тех пор, пока наша система не начала разрушаться?

Другие вопросы, которые приходят мне в голову : Соответствует ли упадок рабочих профессий на Западе увеличению количества маркетологов? Являются ли самозанятые люди и люди в искусстве лучшими самопродвижителями? Что, если у вас есть отдел маркетинга, который будет заниматься маркетингом за вас, освобождает ли это вас от других дел? Можете ли вы снова стать «настоящим» и продуктивным после того, как когда-то были маркетологом? Какие типы маркетинга нравятся кому не разделяют «автоматного соответствия» Фромма, но вместо этого продают именно их упрямые эксцентричности? Так лучше или хуже?

Является ли моя любовь к уличной моде всего лишь любовью к ловкому саморекламе? Является ли Обама маркетологом? И как на это влияет культурная разница между западным и восточным капитализмом? Несомненно, азиаты скорее скромничают, чем рекламируют себя; их общества более коллективистские, чем наши. Возможно, Маркетинговый Тип доминировал только во второй половине 20-го века, а сейчас он уходит, чтобы быть замененным Солидарным Типом (капиталистическим, но все еще коллективистским)?

5 типов личности по Эриху Фромму

5 типов личности по Эриху Фромму основаны на принципе продуктивности . По мнению известного психоаналитика, только одна из этих пяти типологий способна инвестировать в собственную свободу, завоевать собственную эмоциональную и личностную независимость. Остальное, с другой стороны, представляло бы собой экзистенциальную философию более заинтересованного типа, материалистическую и непродуктивную.

Существует множество теорий личности. На самом деле, даже в этот момент возможно, что несколько человек могут почувствовать некоторое противоречие между собой. У нас есть теория личности Юнга, теория Карла Роджерса, Кеттелла, Айзенка или Косты и теория личности «Большой пятерки» Маккрея. Значит ли это, что сегодня наука о поведении еще не согласилась определять характер и особенности человеческой личности?

«Эгоистичные люди не способны любить других и себя».

-Эрих Фромм-

Каждое течение, каждая школа психологии и каждый автор формулирует из своих теоретических моделей то или иное определение личности. Итак, типология, разработанная Эрихом Фроммом в свое время, была основана на интересном подходе, основанном на гуманистической философии, которая, верим мы в это или нет, действительно делает ее полезной сегодня.

Если бы этот социальный психолог и автор книги Искусство любить или Страх перед свободой было чем-то, то это было твердой обязанностью человека достичь истинной автономии , инвестировать в свою независимость, уважая что у других. По словам Эриха Фромма, достижение этой цели является синонимом продуктивности.

Содержание

  • 1 Типы личности по Эриху Фромму
  • 2 1. Перцептивная личность
  • 3 2. Личность эксплуататора
  • 4 3. Личность накопителя
  • 5 4. Меркантильная личность
  • 6 5. Производительная личность
  • 7 Какова ваша личность согласно эннеаграмме?

Теория личности Эриха Фромма, неофрейдистского психоаналитика, основана на двух основных потребностях: потребности в свободе, какой мы ее знаем, и потребности в принадлежности. Таким образом, когда мы читаем его работы, есть факт, который обычно привлекает наше внимание: Фромм несколько негативно относился к человеку, он считал его слишком пассивным и движимым исключительно своей потребностью в потреблении.

По этой причине большая часть его работ побуждает нас способствовать нашему личному развитию, отбросить нашу зависимость от внешних факторов, материальных благ или потребности в триумфе и признании инвестировать в такие качества, как любовь, уважение, творчество или смирение.

Таким образом, и несмотря на то, что человеческий характер и личность имеют глубокие корни и их трудно изменить, нам было бы достаточно немного больше осознавать свои тенденции и отношения, чтобы взять на себя обязательство измениться. Давайте посмотрим, что представляют собой эти пять типов личности по Эриху Фромму.

1. Перцептивная личность

Рецептивный тип характеризуется постоянной потребностью в одобрении и признании со стороны окружающих. Однако, что больше всего поражает в этом профиле личности, так это то, что поддержка, которую они получают, обычно не возмещается, нет вклада в другого или взаимного внимания.

Также им часто свойственны низкие социальные навыки, трудности в принятии решений и явная недооценка собственного человеческого потенциала.

2. Личность эксплуататора

Из 5 типов личности по Эриху Фромму это, несомненно, один из самых распространенных по мнению самого автора. Он относится к такому типу профиля , который строит отношения и отношения с другими из чистого интереса , для собственной выгоды и даже, как сказал тогда Фромм, «из коммерческого интереса».

Эксплуататорский тип готов лгать и манипулировать, чтобы получить то, что ему нужно, и он делает это, фокусируя свой интерес на людях с низкой самооценкой, чтобы эксплуатировать их.

3. Личность накопителя

Профиль накопления или накопления относится к людям, у которых есть только одна цель, одна потребность: дорожить материальными благами , владеть все большим и большим количеством вещей, все большим количеством объектов …

Таким образом, чем больше вы делаете, тем увереннее вы себя чувствуете, тем более независимыми вы становитесь и тем больше, по вашему мнению, можете достичь личного удовлетворения. Однако следует отметить, что эта нездоровая привязанность к материальному никогда не насыщается, потому что всегда чего-то не хватает, счастье никогда не бывает полным или хуже, с рынка все еще выходит что-то новое, что требуется для накопления, которое он должен добыть. .

«Только тот, кто верит в себя, способен верить в других».

-Эрих Фромм-

4. Меркантильная личность

Среди типов личности, по мнению Эриха Фромма, она наиболее распространена на нашем рынке труда по понятным причинам: это люди, которые устанавливают отношения с другими в с целью получения экономической выгоды. Это ссылки, основанные на четкой финансовой или деловой цели.

То, что на первый взгляд может показаться нормальным или ожидаемым, на самом деле больше всего вредит нерушимому принципу человеческой свободы, отстаиваемому Фроммом. Эти торговые связи стремятся установить различия в социальном статусе, где одни достигают престижа и власти, а другие подчиняются первым.

5. Продуктивная личность

До сих пор мы видели те типы личности, которые определены Фроммом как «непродуктивные», то есть профили, которые не инвестируют в свою собственную свободу и личную автономию, не говоря уже о в этом др. Однако отнюдь не потерявшись, далеко не оставшись с этим несколько пессимистическим взглядом на человека, мы можем сказать, что есть этот пятый профиль, в центре которого находятся наша надежда и наша личная цель.

  • Продуктивный тип — это человек, который направляет все свои усилия и свой интерес на то, чтобы посвятить себя человеку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *