Типы акцентуаций характера по е а личко: Типы акцентуаций — Психологос
Содержание Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 Глава 1. Определение и сущность характера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 1.1. Формирование характера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6 1.2. Понятие акцентуации характера и его сущность . . . . . . . . . . . . . 7 1.3. Виды акцентуаций в разных теориях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9 Глава 2. Сравнительный анализ акцентуаций характера по Леонгарду и Личко . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15 2.1. Основные типологии акцентуации характера по Леонгарду и Личко . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15 2.2. Сравнение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37 Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44 Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46 Эмоциональная жизнь человека находится под прямым влиянием характера. Характер человека связан с его интересами, потребностями и более всего проявляется в том, что для человека значимо. Поэтому правильно судить о характере человека можно, внимательно наблюдая за тем, как он себя ведет в значимых жизненных ситуациях, которые позволяют ему удовлетворять наиболее сильные и актуальные потребности.В настоящее время многие области трудовой деятельности человека связаны с нервно-психическим напряжением. Урбанизация, ускорение темпа жизни, информационные перегрузки, усиливая это напряжение, зачастую способствуют возникновению и развитию пограничных форм нервно-психической патологии, что и наталкивает на вопросы психогигиены человека. Решение этих проблем связано, прежде всего, с необходимостью с ранней диагностики субклинических проявлений такого рода состояний, в частности, нервотизации, психопатизации и предрасположенности к ним. В связи с этим объектом данной работы будет являться акцентуация характера личности человека. Предметом исследования – сопоставление типов акцентуаций характера по К. Леонгарду и А. Личко.Цель работы – сравнить типы акцентуаций характера по К. Леонгарду и А. Личко. Задачей этой работы является: «определить основную сущность акцентуаций характера…»; «проанализировать виды акцентуаций характера в разных теориях»; «охарактеризовать типы акцентуаций характера по К. Леонгарду»; «охарактеризовать типы акцентуации характера по А. Личко»; «сопоставить типы акцентуации характера К. Леонгарда и А. Личко». Методологическая основа работы: общенаучные принципы (разрабатывались Леонгардом и Личко), положение разработано в рамках клинической психологии. Методы данной работы: исторические и сравнительные. Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Глава 1. Определение и сущность характера Характер — это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер может обнаруживаться в особенностях деятельности, которыми человек предпочитает заниматься. Одни люди предпочитают наиболее сложные и трудные виды деятельности, для них доставляет удовольствие искать и преодолевать препятствия; другие выбирают наиболее простые, беспроблемные пути. Для одних существенно, с какими результатами они выполнили ту или иную работу, удалось ли при этом превзойти других людей. Для остальных это может быть безразличным, и они довольствуются тем, что справились с работой не хуже других, добились посредственного качества. В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения, в способах реагирования на действия и поступки людей. Манера общения может быть более или менее деликатной, тактичной или бесцеремонной, вежливой или грубой. Характер в отличие от темперамента обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием. Характер человека — это то, что определяет его значимые поступки, а не случайные реакции на те или иные стимулы или сложившиеся обстоятельства. Поступок человека с характером почти всегда сознателен и обдуман, может быть объяснен и оправдан, по крайней мере, с позиций действующего лица. Говоря о характере, мы обычно вкладываем в представление о нем способность вести себя самостоятельно, последовательно, независимо от обстоятельств, проявляя свою волю и настойчивость, целеустремленность и упорство. Бесхарактерный человек в этом смысле — тот, кто не проявляет подобные качества ни в деятельности, ни в общении с людьми, плывет по течению, зависим от обстоятельств, управляется ими. Некоторые черты характера, которые являются устойчивыми в течение всей жизни человека, обнаруживаются уже у детей раннего возраста, например, у дошкольников. Это значит, что истоки характера человека и первые признаки его стабилизации следует искать в самом начале жизни. Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его общение с окружающими людьми. В характерных для него поступках и формах поведения ребенок прежде всего подражает его близким взрослым людям. При помощи прямого научения через подражания и эмоциональные подкрепления он усваивает формы поведения взрослых. Сензитивным периодом жизни для становления характера можно считать возраст от 2-3 до 9-10 лет, когда дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками, открыты для воздействий со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем. Взрослые люди в это время пользуются безграничным доверием ребенка, имеют возможность воздействовать на него словом, поступком и действием, что создает благоприятные условия для подкрепления нужных форм поведения. Стиль общения взрослых друг с другом на глазах у ребенка, способ обращения с ним самим весьма важны для становления характера. Особенно это относится к обращению родителей с ребенком, в первую очередь матери. То, как действуют мать и отец в отношении ребенка, спустя много лет становится способом обращения его со своими детьми, когда ребенок становится взрослым и обзаводится собственной семьей. Раньше других в характере человека закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им качества: эгоистичность, черствость, безразличие к людям. Имеются данные о том, что начало формирования данных черт характера уходит вглубь дошкольного детства, к первым месяцам жизни и определяется способом обращения матери со своим ребенком (вспомним первую стадию личностного развития по Э. Эриксону). Те свойства характера, которые наиболее ярко проявляются и в труде – трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость, другие «деловые» качества, — складываются несколько позже, в раннем и дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх детей и доступных им видах домашнего труда. Сильное влияние на их развитие оказывает адекватная возрасту и потребностям ребенка стимуляция со стороны взрослых. В характере ребенка данного возраста сохраняются и закрепляются в основном такие черты, которые постоянно получают поддержку (положительные подкрепления). В начальных классах школы оформляются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Этому способствует расширение сферы общения ребенка с окружающими за счет множества новых школьных друзей, взрослых-учителей. Если то, что ребенок как личность приобрел в домашних условиях, получает в школе поддержку, то и способствующие черты характера у него закрепляются и чаще всего сохраняются в течение всей дальнейшей жизни. 1.2. Понятие акцентуации характера и его сущность Люди различаются между собой не только акцентуированными чертами. Даже не обнаруживая черт, выделяющих личность на фоне среднего уровня, люди все же не сходны между собой. Имеются в виду не особенности, которые придают человеку как таковому индивидуальные черты. Если мы задались целью понять, что же это такое акцентуация личности, необходимо познать эти отличительные черты. (К. Леонгард, 1999 г.). 1999 г.). Наибольшую известность получил термин К. Leongard (1968 г.) «акцентуированная личность». К. Leongard разработана концепция акцентуированной личности. Выделяются отдельные черты личности, которые сами по себе еще не являются патологическими, однако при определенных условиях могут претерпевать развитие в положительном или отрицательном направлении, достигая особой выраженности у психопатов и невротиков. Черты эти как бы являются заострением некоторых присущих каждому человеку неповторимых индивидуальных свойств. Однако правильнее говорить об «акцентуациях характера» (А. Е. Личко, 1977 г.). Рассматривать «акцентуацию характера» так как, по его мнению, личность является широким понятием, включающим в себя помимо характера и темперамента интеллект, способности мировоззрения.Отличиями между акцентуациями характера и психопатиями основываются на диагностических критериях П.Б. Ганнушкина (1933 г.), О.В. Кербикова (1962 г.). При акцентуациях характера может не быть ни одного из этих признаков: ни относительной стабилизации характера на протяжении жизни, ни тотальность его проявления во всех ситуациях, ни социальной дезадаптации вследствие тяжести аномалии характера. Во всяком случае, никогда не бывает соответствия всем этим трем признакам психопатии сразу. Как указывалось, обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются с повзрослением. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке. Скрытая акцентуация — эта степень, видимо, должна быть отнесена не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях, черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Даже при продолжительном наблюдении, разносторонних контактах и детальном знакомстве трудно бывает составить четкое представление об определенном типе характера. Однако черты этого типа ярко, порой неожиданно, выявляются под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые предъявляют повышенные требования к «месту наименьшего сопротивления». Наиболее благоприятный прогноз наблюдается гипертимической акцентуацией, наихудший прогноз – при явной неустойчивости акцентуации. Различают несколько видов относительно стойких изменений:
В некоторых случаях, черты вновь приобретенных акцентуаций могут даже доминировать над основной, иногда черты одной акцентуации могут «вытеснить», «заслонить» черты других акцентуаций. 1.3. Виды акцентуаций характера в разных теориях Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее известных и ранних из них явилась та, которая еще в начале нашего века была предложена немецким психиатром и психологом Э.Кречмером. Несколько позже аналогичную попытку предпринял его американский коллега У. Шелдон, а в наши дни — Э. Фромм, К. Леонгард и ряд других ученых. Все типологии человеческих характеров исходили из ряда общих идей. Основные из них следующие:
Э. Кречмер выделил и описал три наиболее часто встречающихся типа строения тела или конституции человека: астенический, атлетический и пикнический. Каждый из них он связал с особым типом характера (впоследствии оказалось, что должных научных оснований для этого у автора не было).
Тип строения тела, как было показано еще Кречмером и отчасти подтверждено новейшими исследованиями в области психогенетики, определенным образом коррелирует со склонностью к психическим заболеваниям. Например, маниакально-депрессивным психозом чаще всего болеют люди с крайне выраженными чертами пикника. К шизофреническим заболеваниям более склонны астеники и атлетики. Хотя типология Кречмера была построена умозрительным путем, она содержала в себе ряд жизненно правдивых наблюдений. Впоследствии действительно обнаружилось, что люди с определенным типом строения тела имеют склонность к заболеваниям, которые сопровождаются акцентуациями соответствующих черт характера. Более поздние классификации характеров строились в основном на описаниях этих акцентуаций. Одна из них принадлежит известному отечественному психиатру А.Е. Личко. Эта классификация построена на основе наблюдения за подростками. Акцентуация характера, по Личко, — это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. Такие акцентуации как временные состояния психики чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте. Объясняет этот факт автор классификации так: «При действии психогенных факторов, адресующихся к «месту наименьшего сопротивления», могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении».1 При взрослении ребенка особенности его характера, проявившиеся в детстве, остаются достаточно выраженными, теряют свою остроту, но с возрастом вновь могут проявиться отчетливо (особенно если возникает заболевание). Классификацию акцентуаций характера у подростков, которую предложил А. Е. Личко, мы подробно опишем в главе 2.1. «Основные типологии акцентуаций характера по К. Леонгарду и А. Личко». К классификации характеров, предложенной А.Е. Личко, следует относиться так же, как и к классификации Э. Кречмера. Она также построена на основе результатов наблюдений и их обобщения и в этом смысле не является научно точной (по собранным представлениями). Близкой к классификациям А.Е. Личко является типология характера, предложенная немецким ученым К. Леонгардом. Эта классификация основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми и представляет как самостоятельные типы характеров. Более подробно эту классификацию также рассмотрим в главе 2.1. Данная классификация относится в основном к взрослым людям и представляет типологию характеров преимущественно с точки зрения отношения к людям (напомним, что характер человека проявляется также в отношении к делу). Приведем еще одну интересную попытку представления типологии характеров, в основе которой отношение человека к жизни, обществу и нравственным ценностям. Ее вывел Э Фромм и обозначил как социальную типологию характеров1. «Социальный характер, — пишет автор, — содержит … выборку черт, существенное ядро структуры характера большинства членов группы, которое сложилось в результате основного опыта и способа жизни, общего для этой группы».2 Социальный характер определяет мышление, эмоции и действия индивидов, принадлежащих данному обществу. Различные классы и группы людей, существующие в обществе, обладают своим социальным характером. На его основе развиваются и приобретают силу определенные социальные, национальные и культурные идеи. Однако эти идеи сами по себе пассивны и могут стать реальными силами лишь тогда, когда отвечают особым человеческим потребностям. Обобщив данные наблюдений за социальным поведением различных людей, соотнеся их с практикой работы в клинике, автор представляемой типологии характеров вывел следующие их основные типы:
Интересно наблюдение Э. Фромма, утверждающего, что в этом типе людей наряду с мазохистскими склонностями почти всегда открываются и садистские тенденции. Они проявляются в стремлении ставить людей в зависимость от себя, приобретать над ними полную и безграничную власть, эксплуатировать их, причинять им боль и страдание, наслаждаться видением того, как они страдают. Такой тип человека называют авторитарной личностью. Э. Фромм показал, что подобные личностные свойства были присущи многим известным в истории деспотам. И включил в их число Гитлера, Сталина, ряд других известных исторических лиц.
Выведенная Э. Фроммом типология реальна в том смысле слова, что действительно напоминает поведение многих людей во время социальных событий, происходящих в нашей жизни, в нашей стране сейчас или имевших место в прошлом.Мы привели несколько видов типологий акцентуаций характера в разных теориях, наиболее известных и значимых, на наш взгляд, в настоящее время. Каталог: catalog Скачать 0,5 Mb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
Классификация отклонений и акцентуаций характера
Стремление расширить исследование индивидуальностей человека порождает интерес к ее пограничным формам, промежуточным между нормой и патологией, т.е. к материалу психиатрии. Для описания этих форм существует два основных понятия – психопатии (П.Б.Ганнушкин) и акцентуации личности и характера (К.Леонгард, А.Е. Личко).
Психопатии – это аномалии характера, которые а) определяют весь психический облик человека, б) не подвергаются значительным изменениям при его жизни, в) мешают ему правильно адаптироваться в окружающей социальной среде. Акцентуации представляют собой крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены (акцентуированы), вследствие чего человек болезненно уязвим по отношению к одним воздействиям, при относительной устойчивости – к другим.
Напомним, что отклонения и акцентуации характера рассматриваются психиатрами как резкие, обостренные проявления черт, присущих и нормальным людям. Поэтому не следует удивляться, если в описаниях психопатий кто-то узнает свои собственные черты, причем нередко не в одной, а сразу в нескольких различных группах.
Эмпирическое разделение психопатий на группы, так же как выделение типов акцентуаций, не имеет единого критерия. Главным из них остается содержательное сходство индивидуальных наборов черт с определенными психическими заболеваниями, не только циркулярным психозом или шизофренией, но и другими – паранойей, эпилепсией, истерией и т.д. Группы же циклоидов и шизоидов – сохраняются как отдельные, а иногда и как объединяющие несколько типовых отклонений. Рассмотрим кратко основные группы психопатий и типы акцентуаций, начиная с тех, которые близки к циклоидным и шизоидным (не повторяя, разумеется, описания последних). Заметим, что психопатические черты (по П.Б.Ганнушкину) характеризуют, прежде всего, взрослых людей, типы акцентуаций (по А.Е.Личко) – подростков, т.е. «переломный» возраст для становления характера и личности.
1. Конституционально-возбужденные (гипертимный тип) – люди, которые характеризуются постоянно приподнятыми, хорошим настроением, т.е. одним из двух крайних состояний циркулярного психоза. Жизнерадостные, общительные, приветливые, остроумные, они могут производить на окружающих самое благоприятное впечатление. Однако при резко выраженных формах симптоматика этой группы включает и характерные отрицательные черты. Стремление к лидерству (чаще – неформальному) делает конституционально-возбужденных заводилами шумных компаний, инициаторами масштабных начинаний, которые редко доводятся до конца. Энергичный гипертимный подросток обычно неусидчив, не систематичен в своих занятиях и обладает лишь поверхностными знаниями, интересами, при хороших способностях он, как правило, плохо успевает в школе, испытывая к тому же большие трудности при соблюдении дисциплинарных норм. В жизни конституционально-возбужденных возможны блестящие взлеты, хотя в деловых вопросах эти люди крайне ненадежны, и резкие падения, которые, впрочем, легко переносятся; гипертомики остаются находчивыми и изобретательными в любых затруднительных положениях. Их деятельная направленность может иметь, наконец, и асоциальные проявления (аферы, мошенничество и пр.).
2. Конституционально-депрессивные характеризуются вторым крайним состоянием циркулярного психоза – постоянно пониженным настроением, подавленностью, которые, как правило, определяют их общее самочувствие. Любая работа требует от них большого напряжения и поэтому быстро утомляет. Именно этих людей называют «тугодумами», несмотря на то, что их интеллектуальные возможности могут быть достаточно высокими. Трудности в общении у конституционально-депрессивных могут, с одной стороны, компенсироваться показным весельем на людях, а с другой – приводить к полной асоциальности, безразличию к окружающим. Показательным признаком данной группы психопатий являются постоянные самообвинения, чувство вины и собственной недостаточности, возникающее даже при незначительных проступках. В подростковом возрасте стабильных отклонений подобного рода обычно не выделяют, хотя по описаниям здесь достаточно близок им чувствительный, или сензитивный тип акцентуаций. Сензитивные подростки отличаются чрезмерной впечатлительностью, они пугливы, капризны (но беззлобны), до слез чувствительны к возможным насмешкам сверстников. В учебе старательны, но боятся любых проверок. Впрочем, подчас они стремятся изменить и даже сверхкомпенсировать свою «неполноценность», причем именно в тех сферах жизни (например, в общении), неудачи в которых переживаются ими особенно остро.
3. Лабильные (эмотивно-лабильные, реактивно-лабильные) отличаются изменчивостью настроения, его резкими перепадами по самым ничтожным поводам. Похвала и порицание, любые внешние события вызывают немедленные эмоциональные реакции, от чрезмерной радости до беспочвенного уныния. У них бывают «хорошие» и «плохие» дни, что нередко зависит от капризов погоды. Лабильных часто считают людьми легкомысленными, но это не так: они способны на глубокие постоянные чувства к родным, близким друзьям, любимому человеку.
Понятно, что к описанным типам примыкают и собственно циклоиды (в классификации П. Б.Ганнушкина все они объединяются в общую группу психопатий под данным названием). Шизоиды, как отдельная группа, определяются аутичностью в эмоциональной и познавательной сферах. Близкой к шизоидам по телесной конституции является группа астеников: речь идет об именно «психической астении», которую отличают два основных признака – раздражительность и утомляемость.
4. Неврастеники (астено-невротический тип) характеризуются чрезмерной возбудимостью, а также мнительностью в отношении своего здоровья. Частые болезненные ощущения соматических нарушений (сердца, органов пищеварения и др.) и повышенное внимание к ним отражают склонность к ипохондрии. Постоянные посетители врачебных кабинетов (подчас различных и сразу нескольких), неврастеники внушаемы и дают сильные психогенные реакции на любой возможный диагноз. Социальная дезадаптация неврастеников проявляется в смущении и робости, которые они могут пытаться скрыть под маской внешней развязности. Подростки астено-невротического типа обычно вспыльчивы, однако приступы бурной раздражительности быстро сменяются раскаянием. Часто они намеренно ищут собеседников, но в процессе общения – быстро устают.
5. Психастеники – другая разновидность астенической группы психопатий и отдельный тип акцентуаций (у подростков). Они отличаются чрезмерной нерешительностью, доходящей о полной неспособности принимать какие-либо решения. При этом длительное ожидание опасных событий в будущем (здоровье и участь близких, собственные неудачи и т.п.) травмируют их сильнее, чем события уже происшедшие. Постоянная тревога при необходимости выбора (даже в мелочах) компенсируется либо уходом в воображение, излишней мечтательностью и верой в приметы, либо – изобретением всякого рода ритуалов, выполнение которых «необходимо» для их осуществления. По тем же причинам психастеники часто склонны к самоанализу и рассуждениям, обстоятельным, но бесплодным.
6. Параноидная группа психопатий имеет своим главным признаком – склонность к образованию сверхценных идей. Особое (объективно неверное, завышенное) значение придает параноид собственной личности. Других людей он оценивает по отношению к своим высказываниям, мыслям, поступкам. Мышление параноидных психопатов характеризуется односторонностью, и понятное здесь резонерство (по сравнению, скажем, с шизоидами) не отличается богатством ассоциаций. В общении они недоверчивы, обидчивы, нередко мстительны и злопамятны. Неадекватны их реакции на успех: в житейских невзгодах (которые нередко возникают по собственной вине) они далеки от разочарования и остаются крайне некритичными к себе. Среди параноидов встречаются и фанатики (так их назвал П.Б.Ганнушкин), которые способны сделать конкретный вопрос (например, об определенной пищевой диете) едва ли не принципом мироздания и критерием моральных оценок. Интересно, что в подростковых типах акцентуаций характера аналог данного вида психопатий отсутствует.
7. Эпилептоидная группа психопатий (и соответствующий тип акцентуаций) характеризуется сочетанием трех основных признаков: а) крайней раздражительностью, вплоть до ярости; б) приступами аффективных расстройств (тоски, гнева, страха) и в) моральными дефектами (асоциальными установками). Впрочем, последняя особенность может быть скрытой и обнаруживаться, напротив, в преувеличенной гипер-социальности, в подчеркнуто строгом соблюдении моральных норм, доходящем до ханжества. Эпилептоиды обычно очень активны, напряженно деятельны, настойчивы и даже упрямы, в общении – эгоистичны, нетерпеливы и крайне нетерпимы к мнениям других, резко реагируя на любые возражения. Характерная для них страстность и любовь к сильным ощущениям нередко выражается в отсутствии чувства меры (в азартных играх, коллекционировании, обогащении и т.д.). Их мышление – инертно, вязко, нечувствительно к новому опыту. Эпилептоидные подростки отличаются аккуратностью, бережливостью, которая может переходить в жадность, ревность, требовательность при разделении как материальных благ, так и дружеского участия. В компаниях они стремятся к авторитарному лидерству, к власти, но если это не удается, жестокие к слабому, они заискивают перед сильными. Охотно упражняют свою физическую силу, тренируют ручные и др. навыки, предпочитая заниматься ими не в коллективе, а наедине и получая при этом особое чувственное удовольствие.
8. Истероиды (истероидный тип) отличаются, прежде всего, желанием обращать на себя постоянное внимание, для чего часто представляют себя и других намеренно неверно. Требующие признания, они любой ценой хотят казаться значительнее (как лучше, так и хуже), чем на самом деле. Это стремление выражается в эксцентричных поступках, оригинальных идеях, в рассказах о своих особых редко встречаемых (но объективно мнимых) заболеваниях, а также в демонстративных обмороках, припадках, попытках к суициду (как правило, «неудачных»). Их привязанности, интересы, чувства – поверхностны и во многом зависят от окружающих, так как рассчитаны на внешний эффект. Истероидные акцентуации часто встречаются у подростков, сопровождаясь инфантильностью и нередко смешиваясь с другими типами, например, гипертимным. Особую группу истероидов составляют (по П.Б. Ганнушкину) так называемые патологические лгуны, которые стремятся привлечь к себе внимание своей неумеренной фантазией.
9. Неустойчивые (неустойчивый тип) характеризуются полной реактивностью в поведении, которое целиком определяется внешней социальной средой. Не имея глубоких интересов и привязанностей, они скучают в одиночестве, но хорошо чувствуют себя в компаниях, умеют поддержать беседу. Неустойчивые легко внушаемы, в манере поведения часто берут пример с наиболее ярких своих приятелей. В работе они несамостоятельны, хотя и способны увлечься ею (но ненадолго), беспорядочны, неаккуратны и, наконец, ленивы. Неустойчивые особо склонны к приему наркотических и подобных им средств, под действием которых становятся, как правило, эгоистичными и жестокими, а по его окончании – горько раскаиваются, сетуя на случайные внешние обстоятельства. Слабоволие является основной чертой и неустойчивых подростков, оно делает их равнодушными к учебе, к любому, требующему усилий труду, к собственному будущему и требует постоянной, достаточно жесткой опеки.
10. Конституционально-глупые (конформный тип) – под этим названием сгруппированы психопатические индивиды с выраженной умственной недостаточностью. Однако это не единственный (а подчас и не главный) отличительный признак этой группы людей, которые, кстати, могут хорошо успевать в школе, средней и даже высшей, благодаря механическому запоминанию материала. Более точной является вторая ее характеристика – чрезмерная конформность, а именно – почти полное отсутствие собственной инициативы. Представители этой группы обычно ориентируются на свое непосредственное социальное окружение, однако не ищут в нем наиболее ярких примеров для подражания (как неустойчивые психопаты), но стремятся думать, действовать, «быть – как все». Неумение противостоять любому внешнему влиянию, внушаемость и консерватизм делают их ревностными слугами общепринятых мнений, дежурной моды и др., способными выражать банальные истины в напыщенной (нередко – усложненной) форме и с самым торжественным видом. Умелое и точное следование шаблону (например, модному фасону одежды или авторитетному, но, как правило, частному, лишенному констекста, предписанию) сопровождается ощущением собственной значительности, доходящим до горделивого самодовольства. Судьба подростков конформного типа определяется их средой, они могут становиться хорошими работниками (если их задания четко регламентированы), а попав в дурную компанию – втянуты в асоциальные действия из групповой «солидарности».
Терапевтическая работа с людьми, обладающими отклонениями или акцентуациями характера, направлена, прежде всего, на их социальную адаптацию. Основное значение приобретает, конечно, знание «уязвимых мест» этих людей. Такие «места», как мы видели, могут быть связаны с влиянием внешних условий или их внутренним тревожным ожиданием (мнительностью). К первым относится, например, отсутствие социальной поддержки со стороны ближайшего окружения (у сензитивов и конформных), ко второму -беспокойство о собственном здоровье (у неврастеников), в том числе – опасение «заразиться» (у эпилептоидов), или страх перед будущим – своим и своих близких (у психоастеников). Знание ситуаций, приводящим к болезненным расстройствам, позволяет моделировать благоприятные условия для нормальной жизни этих людей или их окружения. Так, если эти расстройства чисто реактивного характера, то нужно создать атмосферу доброжелательного, устойчивого социального отношения (для сензитивов и лабильных), допускающую смену основной деятельности (для гипертимиков), или, напротив, ее нормативную регламентацию (для неустойчивых). Если же отклонения и акцентуации характера имеют активные «природные» проявления (как, например, у параноидов и эпилептоидов), можно предупредить их нежелательные социальные последствия с помощью соответствующих фармакологических воздействий.
Завершая характеристику описательного подхода к анализу индивидуальности, можно выделить три его основные особенности.
Первая из них состоит в том, что реальность различных типов индивидуальности раскрывается перед исследователем (и понимается им) как непосредственная природная данность, существующая как бы «сама по себе». Не только потому, что она «живет» по своим законам, неизвестным эмпирику и независимым от него (хотя, быть может, именно поэтому индивидуальных типов характера достаточно много). Эта реальность представляется независимой от конкретного человека, которому дан тот или иной характер. Такие теоретические допущения имеют закономерные следствия в организации индивидуальной терапии. Терапевт (да и сам пациент) пытаются либо приспособиться к неподвластной им натуре, подбирая адекватные внешние условия, либо изменить ее, но также извне – путем внепсихических (например, фармакологических) влияний. Заметим, что при этом исследователь остается лишь участливым наблюдателем и выделяемые им эмпирические закономерности не имеют отношения к нему самому, и их последствия – происходят не с ним.
Вторая особенность касается представления о нормальной индивидуальности, т.е. о том, от чего отклоняется характер и с чем он сравнивается. В данном случае «норма» может быть получена путем статистического усреднения всех названных индивидуальных различий и является совершенно условным понятием. Действительно, поскольку совместить, найти промежуточный образец для столь многообразных индивидуальных отклонений, акцентуаций не представляется возможным, постольку так называемого «нормального характера» (по утверждению П.Б. Ганнушкина) просто не существует. Точнее, подобное усреднение и давало бы в результате – отсутствие характера, так как быть «бесхарактерным», значит не иметь никаких отличительных особенностей, что эмпирически – действительно пустая абстракция.
Третья особенность состоит в том, что в эмпирическую совокупность черт, составляющих ту или иную группу отклонений и акцентуаций, помещаются любые характеристики независимо от их функционального назначения и происхождения. Основные, базовые черты соседствуют здесь с различными своими модификациями, а их набор в целом разделяется, как правило, на черты первичные, т.е. врожденные, конституциональные, и вторичные, полученные при жизни. Полное же функциональное объяснение черт и их сочетаний (зачем и почему они складываются именно так), по существу, не входит в задачу исследователя, хотя и может иметь место в подходящих конкретных случаях.
Перечисленные особенности эмпирико-описательного, а по способу анализа – индуктивного подхода позволяют отличить его от подхода дедуктивного, направленного на выделение общих принципов построения типологии индивидуальностей. Не просто описать индивидуальные типы, но понять, объяснить необходимые закономерности их существования и, тем самым, раскрыть перед человеком возможность управления собственной индивидуальностью – такова общая цель этого подхода, к изложению которого мы и переходим. Понятно, что такая цель определяется радикально иными научно-теоретическими практическими установками
Похожие материалы в разделе Дифференциальная психология:
- Способности и интеллект
- Спорт и выносливость у мужчин и женщин
- Индивидные и личностные отличия людей
- Одаренность талант гениальность
- Способности и задатки
- Собственно психологические методы
- Гениальность — диагноз?
- Признаки одаренности
- Конституциональные особенности человека и темперамент
- Гендерные различия в психической деятельности и поведении
Профессиональные типы студентов экологических специальностей — Психолого-педагогические исследования — 2012.
Вып. 4, нет. 2 Психолого-педагогические исследования
2012. Том. 4, нет. 2
ISSN: 2587-6139 (онлайн)
‘; для (var i = 0; i
965
Аннотация
Проблема выявления факторов профессионального самоопределения, в частности в сфере экологического образования, на сегодняшний день весьма актуальна. Целью исследования было выявление и характеристика профессиональных типов студентов в области экологии и природных ресурсов. Общая гипотеза исследования заключалась в следующем: характерологические особенности оказывают большее влияние на выбор типа профессии в сфере экологии и природных ресурсов, чем склонности и интересы. Исследование влияния характерологических особенностей на профессиональный выбор проводилось в Московском государственном университете леса. В исследованиях приняли участие студенты различных факультетов: гуманитарного, лесного, экономического и внешних связей, машиностроения и химической технологии древесины, ландшафтной архитектуры. Всего приняло участие 488 студентов. Анализ эмпирических исследований влияния личностных характеристик на профессиональный выбор указывает на связь интересов и профессиональных склонностей с акцентированными чертами характера, их сочетание можно рассматривать как профессиональный тип личности, соответствующий профессиональным типам, выделенным на основе различия в предмете труда. Результаты исследования позволили выделить пять профессиональных типов (биономический, технономический, социономический, знакономический и артономический) студентов в области экологии и природных ресурсов, представленных сочетанием специфических черт характера и интересов.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессиональный выбор, профессионализация, акцентуация характера, профессионально важные качества, социализация
Рубрика журнала: Психология образования
Тип статьи: научная статья
Для цитирования: Крыжановская И. В. Профессиональные типы студентов экологических специальностей [Электронный ресурс]. Психологическая наука и образование psyedu.ru, 2012. Vol. 4, нет. 2 (на рус., реферат на англ.)
Каталожные номера
- Абульханова-Славская К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. СПб.., 2001.
- Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. №3.
- Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев.,1988.
- Дубовицкая Т.Д., Крылова А.В. . Методика исследования адаптированности студентов в вузе // Электронный журнал «Психологическая наука и образование» www.psyedu.ru. 2010. № 2.
Жалагина Т.А. Предпосылки изменения содержание мотивационной сферы специалистов в новых социально-экономических условиях// Вестник ТвГУ. 2008. № 11 (17).
- Климов Е. А. Профессиональная психология: Избранные психологические труды. М., 2003.
- Крыжановская И.В. Влияние акцентуаций характера на выбор профессии сферы экологии и природных ресурсов // Электронный журнал «Психологическая наука и образование» www.psyedu.ru. 2010. № 2.
- Крыжановская И.В . Психологические особенности формирование профессиональных интересов студенческих вузов экологической направленности // Вестник МГОУ. сер. Психологические науки. 2010. № 2.
- Леонгард К. Акцентуированные личности. М., 2001.
- Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатии у подростков. М., 1999.
- Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М., 2005.
- Пряжникова Е.Ю. Психологические «пространства» профессионального и личностного самоопределения // www.psyparents.ru
- Чистякова С.Н. . Методика формирования профессионального самоопределения школьников на разных возрастных этапах. Кемерово, 1996.
- Щедровицкий Г.П. Избранные труды. М., 1995.
Крыжановская Инга Викторовна, доцент кафедры педагогики и психологии Московского государственного университета леса, e-mail: [email protected]
обширный
Постановка онкологического диагноза, как травмирующая ситуация: пути психологической профилактики и коррекции
Одной из актуальных проблем современной психологической практики является помощь больным в преодолении травмирующей ситуации, связанной с постановкой онкологического диагноза. Как болезнь рак не угрожает ни психике, ни личности человека, но принятие диагноза влечет за собой наступление личностного кризиса, может стать серьезной стрессовой нагрузкой, привести к посттравматическому стрессовому расстройству. Неопределенный или неблагоприятный прогноз течения рака усугубляет состояние больного. Выявлены факторы, влияющие на степень поражения онкологических больных: возраст, характер локализации опухолей, стадии заболевания, применяемые методы лечения, соматическое состояние, степень психологической компенсации, особенности личности. Переживания физического и психологического дискомфорта во время кризиса неизбежно приводят к изменениям личности онкологического больного. Определены основные объективные и субъективные проявления такого рода изменений: астения, тревожно-депрессивные состояния, страхи, характер и патологические реакции, депривация целеполагания, изменение самооценки, снижение активности личности, фрустрация основных потребностей человека. и смысла жизни, что приводит к экзистенциальному кризису, нарушению социальных контактов и изменению поведенческих стереотипов.
Ключевые слова . Психотравма, онкопсихологическое исследование, рак, онкологический больной, кризис личности
Обзор современных исследований в области онкопсихологии подтверждает наличие специфических условий предотвращения (преодоления) психодрамы при постановке онкодиагностики, что позволяет установить целевые ориентиры преодоления травматического ситуация у онкологических больных (Балацкая, 2020; Гапова, Данченко, 2020).
Ежегодно увеличивается количество онкологических больных, увеличивается их средняя продолжительность жизни в связи с развитием современной медицинской помощи в области онкологии; поэтому возрастает внимание к этой категории лиц не только со стороны профессионального медицинского сообщества, но и общества в целом (Улыбина, Волкова, 2021).
Ученые установили, что рак сам по себе не угрожает психике человека или личности, но принятие диагноза и отношение к нему влечет за собой наступление личностного кризиса (Колосова, 2017). Диагностика и лечение рака могут существенно повлиять на физическое, психологическое, социальное и экзистенциальное благополучие пациента. Рак в клинической психологии считается примером экстремальной и кризисной ситуации: выявление у больного онкопатологии может стать серьезной стрессовой нагрузкой и привести к посттравматическому стрессовому расстройству (Загоскина и др., 2017; Балацкая, 2020). Причем в случае онкологического заболевания страдает не только онкобольной, но и его ближайшее социальное окружение.
Теоретическая основа
При изучении последствий онкологических заболеваний на психику человека большинство ученых опирается на теорию посттравматического стрессового расстройства (Фролова, 2007; Гапова, Данченко, 2020; Ивашкина и др., 2020) . Жизнь онкологического больного характеризуется резкой сменой социальной ситуации развития, ограничением вида деятельности, ведущими к возрасту, социальной депривацией и изоляцией, изменением структуры семьи, фрустрацией потребности в самостоятельности. Длительная госпитализация связана с изменением психологических показателей, таких как тревожность, самооценка, уровень притязаний, мотивов и реакций, способов переживания коммуникативных и эмоциональных трудностей (Щепановская, 2018).
Переживание физического и психологического дискомфорта и течения жизненного кризиса у онкологического человека неизбежно приводит к личностным изменениям (Вагайцева, 2015; Янкова, 2015). Личностная травматизация онкологического больного имеет следующие специфические объективные и субъективные проявления:
Затруднения или лишение человека долгосрочных целей, снижение активности личности, фрустрация основных человеческих потребностей и смысла жизни (Гапова, Данченко , 2020; Холт, 2015).
Экзистенциальный кризис: решение экзистенциальных проблем может привести как к позитивным (духовный рост), так и к негативным (духовный упадок) трансформациям личности (Bourdon, 2017).
Различные страхи: страх ампутации, инвалидности, потери социальных связей, страх пренебрежения обществом, социальная изоляция (Гапова, Данченко, 2020), страх рецидива и распространения рака (Mehnert et al., 2013; Holt, 2015) , страх смерти; появление этих страхов может вызвать значительное нарушение социального функционирования и повлиять на самочувствие и качество жизни.
Искажение микросоциальных и поведенческих стереотипов в связи с длительным пребыванием больного в медицинских учреждениях (Гапова, Данченко, 2020).
Пессимизм, астения, депрессия, соматизированные, агрессивные реакции, высокий риск суицида после постановки диагноза.
Изменение самооценки и отношения к собственной эффективности отражает субъективное представление о себе в ситуации меняющихся возможностей (Ширяев, Васильева, 2016).
Ученые выделяют факторы риска, сильно влияющие на степень травматизации пациентов с онкологическим диагнозом.
Возраст
Было отмечено, что молодой возраст является фактором, повышающим риск получения травм. По сравнению со взрослыми у детей недостаточно опыта для конструктивного выражения эмоций; кроме того, они не понимают, что с ними происходит, не всегда обладают достаточной информацией о болезни, не могут описать спектр собственных ощущений и переживаний, не имеют достаточно ресурсов, чтобы справиться с переживаниями, вызванными болезнью, при эмоциональном напряжении преодолевать чувство психического дискомфорта — их травматизация будет происходить в большей степени (Дмитриева, 2022).
Характер локализации опухоли
У больных с нелокализованными заболеваниями (например, злокачественными лимфомами) продолжительность принятия заболевания увеличена, а отрицание заболевания также более выражено по сравнению с больными с локализованными опухолями (Порошина и др. , 2017).
Стадия течения болезни
Чем ниже стадия распространения болезни, тем выше вероятность частичной или полной реабилитации, более благоприятен прогноз, меньшая степень личностной травмы (Гапова и Данченко, 2020). Также выделены закономерности степени психологической травмы по этапам лечения: наиболее сильная — на диагностическом этапе, послеоперационный этап: астения, ресурсное истощение, ипохондрия, формирование комплекса неполноценности при калечащей операции — все это приводит к психологическая травма (Ширяев, 2016).
Используемые методы лечения
Например, при лечении химиотерапией у пациентов наблюдается более низкий уровень эмоционального стресса и беспокойства, чем при методе трансплантации (Hain, 2015). Уровень психологической травмы ниже у больных, имеющих возможность выбора метода лечения (терапевтического, хирургического).
Соматическое состояние
Уровень переживания травмы выше у больных, ощущающих физиологические проявления болезни. Определяющую роль в травме, вызванной заболеванием, играет наличие у больного послеоперационной стомы (Хаин, 2015), у данной категории лиц формируется эмоциональная неустойчивость; отмечается снижение самооценки, повышение уровня аутоагрессии, социальная дезадаптация (Semke et al., 2008). В связи с увеличением продолжительности эмоционального принятия болезни у больных с нелокализованными заболеваниями (например, злокачественными лимфомами) у них отмечается большая степень отрицания болезни по сравнению с больными с локализованными опухолями, что влечет за собой повышенный риск травматизма. (Порошина и др., 2017).
Степень психологической компенсации и использование конструктивных копинг-стратегий
Среди копинг-стратегий в качестве ситуационно используемых можно выделить следующие: бегство-избегание, позитивная переоценка, планирование решения проблемы, дистанцирование; и стратегии, не соотносимые с ситуацией: самоконтроль, поиск социальной поддержки, конфронтация, принятие на себя ответственности (Александрова, 2019).
Осведомленность о болезни и глубина и достоверность знаний о болезни
Степень травматизации личности определяют по оценке онкобольным тяжести заболевания. При этом тяжесть необходимо рассматривать в двух аспектах — объективном и субъективном. Объективная тяжесть (в связи со сложностью количественной оценки тяжести заболевания ученым предлагается давать объективную оценку, исходя из критериев летальности, вероятности инвалидизации, утраты способности продолжать привычный образ жизни). Субъективная тяжесть представляет собой «внутреннюю картину болезни» понятие о болезни, нозологию, отражает представления больного о болезни на трех уровнях: когнитивном — знания о болезни, методах лечения, прогнозах выздоровления и т. д., реляционном — обработка информации о своем уникальном положении, осознание собственных эмоций; и поведенческие — формирование на основе приведенных выше поведенческих паттернов, отражающих совладающее поведение (Зинченко и др., 2014).
Характерные черты, черты личности и собственно тип личности больного
Выделены на основе изучения акцентуаций его характера (Григорьева, Чалов, 2015). Больные тревожного типа (по классификации А. Е. Личко) чрезвычайно ранимы; проявляют излишнюю подозрительность и озабоченность течением болезни, методами лечения, компетентностью лечащего врача, адекватностью его воздействия. Больные с циклоидной акцентуацией наиболее адекватно реагируют на заболевание. Психастеники демонстрируют наибольшую интенсивность переживаний, что сказывается на появлении вторичных соматических симптомов. Наиболее подвержены самоизоляции лица с шизоидной акцентуацией; лица с эпилептоидной акцентуацией чаще других проявляют агрессию и суицидальное поведение (Гнездилов, 19 лет).96).
Отношение Личности к Болезни
При этом фиксируется дезадаптивный тип реагирования на болезнь и, соответственно, высокая степень травматизма при наличии смысловой пустоты, негативной оценки настоящего момента жизни, сужение перспективы будущего, а также нарушение целеполагающей функции процесса самоопределения (Сотников, 2015).
Отношение к заболеванию в референтной группе (социальный фактор)
Высокий уровень психологического напряжения связан с такими характеристиками онкологического больного, как инвалидность (в связи с сужением спектра социальных связей больного, ухудшением материального положения), отсутствием супруга (супруги) партнер часто призывает пациента обратиться за медицинской или психологической помощью) (Holm et al. , 2013).
При адаптации к трудной жизненной ситуации важны как субъективные оценки (как ее воспринимает больной), так и объективные обстоятельства, помогающие или препятствующие адаптации. Целью психологической поддержки онкобольного в адаптации к заболеванию является улучшение качества жизни (на любой стадии заболевания): обеспечение физического и психологического комфорта, преодоление депривации общения, удовлетворение духовных потребностей больного (Александрова , 2019).
Дискуссия
Обзор современных исследований в области онкопсихологии подтверждает наличие современных условий профилактики (преодоления) психотравм при онкодиагностике. Они следующие.
Ориентация на личные достоинства и положительные личностные ресурсы пациента. Важна система представлений больного о раке, реакции на болезнь на протяжении всего периода болезни, возможности адаптации к болезни (Шарова, 2017). Ситуация рака связана с личностным кризисом; при эффективном его преодолении происходит переоценка жизненных приоритетов, целей, экзистенциальных проблем, позитивные личностные изменения влекут за собой появление новых смыслов, а позитивные изменения в личности больного также могут вызывать, например, посттравматический рост (Costa et al. , 2016).
Оптимизация типов реагирования на болезнь, изменение неконструктивного отношения к болезни, дезадаптивный тип реакции на болезнь, адаптация к болезни, повышение мотивации к лечению и выздоровлению (Зинченко и др., 2014).
Включение в общение с больным в социальную среду, заключающееся в выражении сочувствия, нахождении рядом, поддержке со стороны семьи и друзей, со стороны персонала, проявляющейся в честности, представлении доступной информации, позитиве и сочувствии, участии больного в встречи групп поддержки (Richardson et al., 2019).
Изменения в обществе в отношении к раку и социальные стереотипы в отношении злокачественных опухолей транслируются обществом, а отношение к онкологическим заболеваниям складывалось в конкретных социокультурных условиях (Улыбина, Волкова, 2021).
Честная доступность информирует пациента о диагнозе, заболевании и прогнозе выздоровления уже на этапе диагностики, находя возможности для активного обсуждения пациентом эффективности лечения (Вагайцева, 2015). При этом важно определить стратегию информирования пациента о диагнозе — решение этического вопроса (Усманова и др., 2015).
Обучение пациентов использованию конструктивных копинг-стратегий и снижение уровня алекситимии, ситуации, связанной с раком, является проявлением экстремального уровня стресса, активизируются личностные ресурсы, что помогает больному переориентироваться в применении копинг-стратегий ( Шарова, 2017).
Снижение уровня социальной фрустрации, сохранение интеграции пациента в семейную и общественную жизнь, осознание необходимости сохранения социального статуса и профессиональных функций, возвращение к привычному образу жизни (Балацкая, 2020).
Заключение
С учетом коррекционно-профилактических целей можно выделить основные направления преодоления травмирующей ситуации средствами психологической помощи онкологическим больным:
Обеспечение взаимодействия медицинских структур, психологических служб, общества, в ходе сопровождения онкологических больных, начиная с диагностического этапа.
Индивидуализация путей психологической поддержки онкологических больных.
Популяризация среди населения современных научных исследований об эффективных методах лечения онкологических заболеваний и прогрессивных разработок в этой области.
Преодоление социальной стигматизации онкологических больных путем искоренения стереотипов о личной вине в возникновении болезни, ее заразности, социальной и личностной неполноценности онкологических больных.
Литература
Александрова О.В., Богданова Е.И., Мамаенко Ю.С. В. (2019). Копинг-поведение и детско-родительское взаимодействие матерей на разных стадиях онкологического заболевания у ребенка. Герценовские чтения: Психологические исследования в образовании, 2 , 39-45. https://herzenpsyconf.ru/wp-content/uploa ds/2019/12/pr4-2019.-Alexandrova-Bogdanova-Mamaenko.pdf
Балацкая Н. Ю. (2020а). Модель организации психологической помощи женщинам с онкологическим диагнозом. СМАЛЬТА , 3, 89-97. http://smalta-ckt.ru/article/view/29
Коста Д.С., Мерсика-беббер Р., Резерфорд К., Габб Л. и Кинг М. (2016). Влияние рака на психологические и социальные последствия. Австралийский психолог, 51 (2), 89-99. doi.org/10.1111/ap.1 2165
Дмитриева Н.Ю. (2020). Детская психосоматика: Почему болеют наши дети? Москва: Феникс.
Фролова Ю.А. Г. (2007). Реакция личности на болезнь: опыт качественного исследования. Философия и социальные науки, 2 , 75-80.
Гапова Л.Г., Данченко С.А. (2020). Отношение к болезни и актуальные психические состояния онкологических больных. Личность в экстремальных условиях и кризисных жизненных ситуациях, 10 , 79-86.
Гнездилов А.В. (1996). Анализ суицидальных признаков у онкологических больных. Юбилейная травка к 50-летию Городского онкологического диспансера, СПб., 279-281.
Григорьева Ю.А. О., Чалов В.Н. (2015) Невротические состояния человека в акцентуациях характера как фактор формирования соматических реакций. Международный журнал экспериментального образования, 11 (6), 829-832.
Холм, Л.В., Хансен, Д.Г., Ларсен, П.В., Йохансен, К., Ведстед, П., Бергхольдт С.Х., Крагструп, Дж., и Сондергаард, Дж. (2013) Социальное неравенство в реабилитации после рака: когортное исследование. Acta Oncologica , 52 (2), 410-422. doi.org/10.3109/0284186X.2012. 745014
Холт, К. А., Могенсен, О., Дженсен, П. Т., и Хансен, Д. Г. (2015). Целеполагание онкологической реабилитации и связь с качеством жизни женщин с гинекологическим раком, Acta Oncologica, 54 (10), 1814-1823. doi.org/10.3109/0284186X.2015.1037009
Ивашкина М.Г., Чернов Д.Н., Беляков К.В. (2020). Взаимосвязь типа отношения к болезни и отношения к родителям у подростков, страдающих онкогематологическими заболеваниями. Международный исследовательский журнал, 3 (95), 211-213. doi.org/10.236 70/IRJ.2020.95.5.123
Хаин А.Е. (2015). Психологические аспекты трансплантации гемопоэтических стволовых клеток (ТГСК) у детей . Консультативная психология и психотерапия, 1 , 116–125.
Колосова Е. В. (2017). Особенности эмоций у подростков, страдающих онкологическими заболеваниями. Инновационное Развитие, 12 (17), 208-210.
Менерт А., Кох У., Сандерманн К. и Динкель А. (2013) Предикторы страха перед рецидивом у пациентов через год после реабилитации от рака: проспективное исследование. Acta Oncologica, 52 (6), 1102-1109. doi.org/10.3109/0284186X.2013.765063
Олссон-Нево, Э., Алкебро, И., и Альгрен, Дж. (2019) Интерес больных раком к участию в реабилитации от рака. Acta Oncologica , 58 (12), 1676-1683. doi.org/10.1080/0284 186X.2019.1633017
Порошина Е.Г., Вологдина И.В., Пестерева Е.В. (2017). Психологические особенности и качество жизни у онкологических больных с сочетанной сердечно-сосудистой патологией. Вестник Северо-Западного государственного медицинского университета, 9 (1), 83-88. https://cyberleninka.ru/article/n/p sihologicheskie-osobennosti-i-kachestvo-zhizni-u-onkologicheskih-bolnyh-s-sochetannoy-serdechno-sosudistoy-patologiey/viewer
Ричардсон, А. Э., Мортон, Р., и Бродбент, Э. (2015). Потребности в психологической поддержке больных раком головы и шеи и лиц, ухаживающих за ними. Качественное исследование, психология и здоровье , 30 (11), 1288-1305. doi.org/10.1080/08870446.2015.1045512
Щепановская Е. М. (2018). Современный медицинский дискурс и психотерапевтические аспекты онкологии. Медицинская психология в России , 10 (4). https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-medits inskiy-diskurs-i-psihoterapevticheskie-aspekty-onkologii
Семке В.Я., Чоинзонов Э.Л., Куприянова И.Е., Балацкая Л.Н. (2008). Развитие сибирской психоонкологии . Томск: Изд-во Томского университета.
Шарова О.Н., Важенин А.В. (2017). Ценности в модели биопсихосоциальной реабилитации лиц с онкологическими заболеваниями. Паллиативная медицина и реабилитация, 4 , 32-39.
Ширяев О.Ю., Васильева Ю.В. Э. (2016). Психоонкология – наука нашего времени. Психология и педагогика 21 века: теория, практика и перспективы. Материалы IV Междунар. Научно-практ. конф. (Чебоксары, 22 января 2016 г.). Чебоксары: CNS Interactive Plus, 455-460.
Сотников В. А. (2015). Критерии психологической адаптации личности женщины к критической жизненной ситуации онкологического развития. Сборник тезисов VII Всероссийского съезда онкопсихологов, 55-58.
Улыбина Е.В., Волкова О.В. (2021). Введение в проблему организации медико-психологической поддержки онкобольных детей и их родителей. Вестник Красноярского государственного педагогического университета. В.П. Астафьев , 2(56), 179–187. https://www.elibrary.ru/ip_restricted.asp?rpage=https%3A%2F%2Fwww%2Eelibrary%2Eru %2Fite m%2Easp%3Fid%3D46189298
Улыбина Е.В., Волкова О.В. (2021). К вопросу об определении понятия категории лиц, больных раком. Медицинская психология в России: сетевой научный журнал , 13 , 6. http://mpzrj.ru/arc hiv_ global/2021_6_71/nomer02.php
Усманова Е.Б., Сушенцов Е.А., Щелкова О.