Тест шварцландера: Тест «Самооценка уровня притязаний по методике Шварцландера»

Тест шварцландера: Тест «Самооценка уровня притязаний по методике Шварцландера»

Содержание

Тест «Самооценка уровня притязаний по методике Шварцландера»

  «Самооценка уровня притязаний по методике Шварцландера»

Инструкция

1. Подумайте, сколько «плюсиков» вы сможете нарисовать за 10 секунд, и это число предполагаемых «плюсиков» укажите в блан­ке 1; поставьте цифру рядом с УП (уровень притязаний). Затем по сигналу экспериментатора «Пуск» начинайте рисовать «плюсики» в каждом квадратике бланка 1, а по сигналу «Стоп» — прекратите ри­совать. Подсчитайте число реально нарисованных вами «плюсиков» и укажите в бланке 1 рядом с УД (уровень достижений).

2. Учитывая ваш предыдущий опыт и диапазон ваших возможно­стей (можете ли вы больше, быстрее нарисовать «плюсики»), укажи­те в бланке 2 ваш уровень притязаний и затем по сигналам экспери­ментатора «Пуск» и «Стоп» повторите опыт, подсчитайте и запиши­те в бланк 2 ваш уровень достижений.

3. Данную процедуру опыта повторите для третьего, а затем для четвертого бланка. (Примечания для экспериментатора см. ниже.)

Обработка данных 1. Вычислите ваш уровень притязаний по формуле:


где УП (2) — уровень притязаний из бланка 2; УД (1) — уровень до­стижений из бланка 1 и т. д. в соответствии с указанными в скобках номерами бланков.

2. Полученные значения уровня притязаний сравните с психодиагностической шкалой.



Уровень притязаний (методика разработана Шварцландером)

Бланк 1

УП 15

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УД 13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бланк 2

УП 16

+

+

+

+

•+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+•

 

 

УД 18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бланк 3

УП

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бланк 4

УП

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Психодиагностическая шкала к тесту 8.3

Уровень притязаний (УП) равен 5 и выше — нереалистично высо­кий;

УП = 3 -/- 4,99 — высокий; УП = 1 -/- 2,99 — умеренный; УП = -1,49 -/- 0,99 — низкий, УП = -1,50 и ниже — нереалистично низкий.



Уровень притязаний характеризует степень трудности тех целей, к которым стремится человек и достижение которых представляется ему привлекательным и возможным. На уровень притязаний оказы­вает влияние динамика удач и неудач на жизненном пути, динамика успеха в конкретной деятельности. Бывают адекватные уровни при­тязаний (человек ставит перед собой те цели, которых реально может достичь, которые соответствуют его способностям и возможностям) и неадекватные: завышенные (претендует на то, чего не может дос­тичь) или заниженные (выбирает легкие и упрощенные цели, хотя способен на большее). Чем адекватнее самооценка личности, тем адекватнее уровень притязаний.

Лица с нереалистично завышенным уровнем притязаний, переоце­нивая свои способности и возможности, берутся за непосильные для них задачи и часто терпят неудачи. Люди с высоким, но реалистич­ным уровнем притязаний стремятся постоянно к улучшению своих достижений, к самосовершенствованию, к решению все более и более сложных задач, к достижению трудных целей. Лица с умеренным уровнем притязаний стабильно и успешно решают круг задач сред­ней сложности, не стремясь улучшить свои достижения и способно­сти и перейти к более трудным целям. Лица с низким или нереали­стично заниженным уровнем притязаний выбирают слишком легкие и простые цели, что может объясняться: а) заниженной самооценкой, неверием в свои силы, «комплексом неполноценности», либо б) «со­циальной хитростью», когда, наряду с высокой самооценкой и само­уважением, человек избегает социальной активности и трудных, от­ветственных дел и целей.

Примечание для экспериментатора: 1) размеры таблиц 10х3 см, размеры маленьких квадратиков в таблицах 1х1 см; 2) длительность 1-го, 2-го, 4-го опытов 10 секунд, а в 3-м опыте — 8 секунд для искусст­венного создания ситуации неудачи.

Тест Шварцландера

Тест Шварцландера

«Исследование уровня притязаний»

Задание дается как тест на моторную координацию. Испытуемому предлагается бланк с четырьмя прямоугольными секциями по количеству проб в эксперименте. В инструкции субъекту формулируется задача поставить крестики (x) в максимальном числе маленьких квадратов одного из прямоугольников, выполняя эту задачу за определенное время. Испытуемого просят назвать количество квадратов, которое он сможет заполнить за 10 с. Свой ответ он заносит в верхнюю большую ячейку первого прямоугольника. На рисунке (см. рис. 1) испытуемый планирует поставить 17 крестиков.

Рис. 1

После пробы, начинающейся и заканчивающейся по команде экспериментатора, испытуемый подсчитывает количество поставленных элементов и отмечает его в нижней большой ячейке первого прямоугольника (см. рис. 2).

X

X

X

X

X

X

17

_____

16

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

Рис. 2

Далее по той же схеме осуществляются следующие пробы с уменьшением времени на выполнение на 1 с (от 10 с до 7 с).

Это задание обращено к анализу целевого расхождения. Сопоставляется число графических элементов, намеченное для исполнения, с реализуемым в каждой пробе. Средняя величина целевого отклонения (ЦО) подсчитывается по формуле, предполагающей сравнение уровня притязаний (УП) и уровня достижений (УД).

(УП2-УД1)+(УП3-УД2)+(УП4-УД3)

ЦО = ————————————————-

3

где УП1, УП2, УП3 — уровни притязания в пробах №№ 1, 2, 3;

УД2, УД3, УД4 — уровни достижений в пробах №№ 2, 3, 4.

Стандарты целевого отклонения:

5 — нереально высокий уровень притязаний

3  4,99 — высокий уровень притязаний (внутри нормы)

1  2,99 — умеренный уровень притязаний (внутри нормы)

— 1,49  0,99 — низкий уровень притязаний

 -1,50 — нереально низкий уровень притязаний

Данное задание является экспресс-методикой для оценки УП, позволяющую получить соответствующую информацию в течение нескольких минут. В связи с этим может быть рекомендована для весьма широкого контингента испытуемых.

Тест Шварцландера, методика н. Шмальта.

Тест Шварцландера «Исследование уровня притязаний» (вариант В. и И. Буяновых) представляется как проверка моторной координации. Этот тест является экспресс-методикой и позволяет быстро (буквально за несколько минут) определить уровень притязаний человека.

Испытуемому предлагается бланк с четырьмя прямоугольными секциями по общему количеству проб. Ему необходимо поставить крестики в максимальном количестве квадратиков в одном из прямоугольников за определенное время. Предварительно его просят назвать количество квадратов, которое он предполагает отметить за 10 секунд. После каждой пробы испытуемый подсчитывает количество реально отмеченных им квадратиков. Время от пробы к пробе уменьшается на 1 секунду.

При обработке результатов сопоставляется количество крестиков, которое испытуемый предполагал отметить, с их реальным количеством. Таким образом – по специальной формуле – определяется целевое отклонение. В зависимости от него выявляется уровень притязаний человека – чем меньше целевое отклонение, тем выше уровень притязаний (от нереально низкого до нереально высокого).

Есть и другие методики, направленные на диагностику уровня притязаний. Например, тест «Решетка мотивации достижений» Н. Шмальта позволяет рассчитать показатель «чистой надежды», по которому можно судить о том, что преобладает у данного испытуемого – надежда на успех или боязнь неудачи, или же они сбалансированы.

    1. Опросники.

Кроме экспериментальных методик исследования уровня притязаний в распоряжении психологов имеются специально разработанные опросники.

В качестве примера можно привести вариант методики В. Гербачевского, предложенный К. Малышевым и предназначенный для оценки уровня притязаний руководителя. С ее помощью можно определить мотивационные компоненты, связанные с уровнем притязаний, непосредственно в ходе эксперимента. Методика позволяет выявить опорные мотивы, на основе которых происходит вовлечение «Я» индивида в ту или иную деятельность и формирование его уровня притязаний, а также роль разнообразных когнитивных и регулятивных процессов, составляющих вместе с мотивами внутренний механизм притязаний.

Эта методика включает в себя 54 вопроса-утверждения. Испытуемый заполняет опросник во время выполнения той или иной деятельности – после выполнения какого-то ее этапа. Инструкция и сам опросник выдаются испытуемым до начала эксперимента. При обработке результатов ответы переводятся в баллы с помощью специального ключа для каждого из 18 компонентов мотивационной структуры и происходит их диагностика. Анализ результатов проводится с учетом того, что при решении проблемы актуализируются различные потребности и мотивы. Исходя из них, человек оценивает трудность задания и прогнозирует свой успех или неудачу.

Достоинством этой методики является ее высокая надежность и валидность, а недостатком – отсутствие нормативных данных. Результаты каждого теста по себе ничего не говорят, для получения выводов они сопоставляются с результатами данной группы.

Методики Т. Элерса – «Диагностика личности на мотивацию к успеху» и «Диагностика личности на мотивацию к избеганию неудач» также являются опросниками. Первый состоит из 41 вопроса. Ответы обрабатываются в соответствии с ключом. В зависимости от количества набранных баллов определяется уровень мотивации к успеху – от низкой до слишком высокой. Второй опросник включает в себя список слов из 30 строк по 3 слова в каждой строке. Испытуемый должен выбрать одно из 3-х слов, которое наиболее точно его характеризует. Для подсчета баллов дается ключ. Чем больше сумма полученных баллов, тем выше мотивация к удаче. Результаты, полученные по этим двум опросникам, рекомендуется анализировать в совокупности. Тогда можно получить общую картину уровня притязаний человека. Исследования, проведенные с помощью этих и других методик исследования уровня притязаний, показывают, что эта характеристика личности действительно является одной из самых значимых, именно поэтому она часто диагностируется при профотборе.

Самооценка уровня притязаний по методике Шварцландера


⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2

Примечание для экспериментатора:

1) размеры таблиц 10 х 3 см, размеры маленьких квадратиков в таблицах 1 х 1 см;

2) длительность 1-го, 2-го, 4-го опытов 10 секунд, а в 3-м опыте – 8 секунд для искусственного создания ситуации неудачи.

Инструкция

1. Подумайте, сколько «плюсиков» вы сможете нарисовать за 10 секунд, и это число предполагаемых «плюсиков» укажите в бланке 1; поставьте цифру рядом с УП (уровень притязаний). Затем по сигналу экспериментатора «Пуск» начинайте рисовать «плюсики» в каждом квадратике бланка 1, а по сигналу «Стоп» – прекратите рисовать. Подсчитайте число реально нарисованных вами «плюсиков» и укажите в бланке 1 рядом с УД (уровень достижений).

2. Учитывая ваш предыдущий опыт и диапазон ваших возможностей (можете ли вы больше, быстрее нарисовать «плюсики»), укажите в бланке 2 ваш уровень притязаний и затем по сигналам экспериментатора «Пуск» и «Стоп» повторите опыт, подсчитайте и запишите в бланк 2 ваш уровень достижений.

3. Данную процедуру опыта повторите для третьего, а затем для четвертого бланка. (Примечания для экспериментатора см. ниже.)

Обработка данных

1. Вычислите ваш уровень притязаний по формуле:

где УП (2) – уровень притязаний из бланка 2; УД (1) – уровень достижений из бланка 1 и т. д. в соответствии с указанными в скобках номерами бланков.

2. Полученные значения уровня притязаний сравните с психодиагностической шкалой.

Психодиагностическая шкала к тесту

Уровень притязаний (УП) равен 5 и выше – нереалистично высокий;

УП = 3 ÷ 4,99 – высокий;

УП = 1 ÷ 2,99 – умеренный;

УП = -1,49 ÷ 0,99 – низкий,

УП = -1,50 и ниже – нереалистично низкий.

Уровень притязаний характеризует степень трудности тех целей, к которым стремится человек и достижение которых представляется ему привлекательным и возможным. На уровень притязаний оказывает влияние динамика удач и неудач на жизненном пути, динамика успеха в конкретной деятельности. Бывают адекватные уровни притязаний (человек ставит перед собой те цели, которых реально может достичь, которые соответствуют его способностям и возможностям) и неадекватные: завышенные (претендует на то, чего не может достичь) или заниженные (выбирает легкие и упрощенные цели, хотя способен на большее). Чем адекватнее самооценка личности, тем адекватнее уровень притязаний.

Лица с нереалистично завышенным уровнем притязаний, переоценивая свои способности и возможности, берутся за непосильные для них задачи и часто терпят неудачи. Люди с высоким, но реалистичным уровнем притязаний стремятся постоянно к улучшению своих достижений, к самосовершенствованию, к решению все более и более сложных задач, к достижению трудных целей. Лица с умеренным уровнем притязаний стабильно и успешно решают круг задач средней сложности, не стремясь улучшить свои достижения и способности и перейти к более трудным целям. Лица с низким или нереалистично заниженным уровнем притязаний выбирают слишком легкие и простые цели, что может объясняться: а) заниженной самооценкой, неверием в свои силы, «комплексом неполноценности», либо б) «социальной хитростью», когда, наряду с высокой самооценкой и самоуважением, человек избегает социальной активности и трудных, ответственных дел и целей.

БЛАНК

К методике «Уровень притязаний»

Бланк 1

УП

                   
                   
                   

УД

Бланк 2

УП

                   
                   
                   

УД

Бланк 3

УП

                   
                   
                   

УД

Бланк 4

УП

                   
                   
                   

УД


ТЕСТ «СЛТ»

Тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера)

Вводные замечания.Измерение тревожности как свойства личности особенно

важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, ч уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения.

Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.

Большинство из известных методов измерения тревожности позволяет оценить только или личностную, или состояние тревожности, либо более специфические реакции. Единственной методикой, позволяющей дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние является методика, предложенная Ч. Д. Спилбергером. На русском языке его шкала была адаптирована Ю. Л. Ханиным.

Шкала Спилбергера — Ханина состоит из 40 вопросов, в том числе из 20 вопросов, характеризующих реактивную тревожность (опросник А) и еще 20 вопросов, характеризующих личностную тревогу (опросник Б). В зависимости от задач исследования каждый из опросников может применяться самостоятельно либо оба вместе. В последнем случае реактивная тревожность измеряется первой.
Опрос может проводиться индивидуально или в группах, без ограничения времени.
Испытуемому предлагается ответить на вопросы, указав, как он себя чувствует в данный момент (реактивная тревожность, 1-20 вопросы) и как он себя чувствует обычно (личностная тревожность, 21-40 вопросы). На каждый вопрос возможны 4 варианта ответа по степени интенсивности реактивной тревожности и по частоте выраженной личностной тревожности.

 

 

Опросник «А»

Шкала ситуативной тревожности (СТ)

Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже утверждений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет. Помните, что в каждой строке должна быть зачеркнута только одна цифра!

 

Утверждения Вовсе нет Пожалуй, так Верно Совершенно верно
1. Я спокоен
2. Мне ничто не угрожает
3. Я нахожусь в напряжении
4. Я испытываю сожаление
5. Я чувствую себя спокойно
6. Я расстроен
7. Меня волнуют возможные неудачи
8. Я чувствую себя отдохнувшим
9. Я встревожен
10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения
11.Я уверен в себе
12. Я нервничаю
13. Я не нахожу себе места
14. Я взвинчен
15.Я не чувствую скованности, напряженности
16. Я доволен
17. Я озабочен
18. Я слишком возбужден и мне не по себе
19. Мне радостно
20. Мне приятно

 

Опросник «Б»


⇐ Предыдущая12

Рекомендуемые страницы:

ТЕСТ «Самооценка уровня притязаний по методике Шварцландера» — Студопедия

Инструкция

1. Подумайте, сколько «плюсиков» вы сможете нарисовать за 10 секунд, и это число предполагаемых «плюсиков» укажите в блан­ке 1; поставьте цифру рядом с УП (уровень притязаний). Затем по сигналу экспериментатора «Пуск» начинайте рисовать «плюсики» в каждом квадратике бланка 1, а по сигналу «Стоп» — прекратите ри­совать. Подсчитайте число реально нарисованных вами «плюсиков» и укажите в бланке 1 рядом с УД (уровень достижений).

Бланк 1

УП

                   
                   
                   

УД

2. Учитывая ваш предыдущий опыт и диапазон ваших возможно­стей (можете ли вы больше, быстрее нарисовать «плюсики»), укажи­те в бланке 2 ваш уровень притязаний и затем по сигналам экспери­ментатора «Пуск» и «Стоп» повторите опыт, подсчитайте и запиши­те в бланк 2 ваш уровень достижений.

Бланк 2

УП

                   
                   
                   

УД


3. Данную процедуру опыта повторите для третьего, а затем для четвертого бланка.

Бланк 3

УП

                   
                   
                   

УД

Бланк 4

УП

                   
                   
                   

УД

Диагностика личности. Уровень притязаний — презентация онлайн

Диагностика личности
Диагностика личности
Уровень притязаний
Уровень притязаний
Уровень притязаний личности – свойство, характеризующееся степенью
трудности задач, которые ставит перед собой человек.
Понятие уровня притязаний личности было введено Тамарой
Дембо – сотрудницей Курта Левина – для обозначения
стремления индивида к цели такого уровня сложности,
который, по его мнению, соответствует его способностям.
Он определяется двумя факторами: стремлением к успеху и боязнью неудачи.
Стремление к успеху выражается в уверенности человека в возможности достичь
намеченной цели.
Боязнь неудачи связана с опасением, что ожидания не оправдаются, и человек
испытает разочарование.
Рассмотренные способы диагностики:
➔ Методика Хоппе,
➔ Тест Шварцландера,
➔ МД-решетка Шмальта,
➔ Методика Т.Эслера,
➔ Тест Шуберта.
Методика Хоппе
Методика Хоппе: описание
Испытуемому предлагается последовательно выбрать для решения
фиксированное количество однотипных задач, ранжированных по степени
трудности.
На столе разложен стимульный материал. Испытуемый имеет право взять карточку
из любого ряда. Содержание задач большого значения не имеет. Деятельность
испытуемых никак не регламентируется, им дается минимум предписаний.
От сложности задания зависит количество баллов – оно равно номеру ряда. Баллы
испытуемый набирает только в случае успешного выполнения задания.
Цель – получить наибольшее количество баллов. Время решения ограничено
(две минуты на каждое задание).
Эта информация доводится до сведения тестируемого до начала эксперимента.
Методика Хоппе: процедура исследования
В качестве стимульного материала выступают карточки с напечатанными на них
заданиями, воспринимаемых как тест на общую эрудицию. Перед началом
тестирования испытуемому дается следующая инструкция:
«Перед Вами разложены два ряда карточек от 1 до 12 и от 1а до 12а. Каждая
карточка содержит задание, сложность которого возрастает соответственно номеру
карточки. Карточки с одинаковыми номерами имеют задания одинаковой
сложности. Вы можете поочередно выбирать карточку с любым номером и
давать ответ на задание в карточке. Время решения строго ограничено и
фиксируется по секундомеру».
Психолог может по своему усмотрению увеличивать или уменьшать время для
выполнения задания и тем самым произвольно создавать ситуацию “успеха” или
“неудачи”. Порядок выбора (№ карточек) фиксируется в протоколе. Выполненные
задания отмечают знаком «+», невыполненные — знаком «-».
Методика Хоппе: интерпретация результатов
Уровень притязаний определяется степенью трудности выбираемых
тестируемым заданий, экспрессивными проявлениями, прямыми указаниями
испытуемым на уровень притязаний, его поведением в зависимости от
успешного и неуспешного их решения.
➔ При нормальном уровне притязаний человек после успешно решенной задачи
обычно выбирает для решения более трудную, а после неудачи – более
легкую.
➔ Человек с низким уровнем притязаний после успешно решенной задачи
поступает также, а вот после неуспеха – выбирает либо более легкую задачу,
либо – очень трудную, чтобы оправдать свои неудачи сложностью заданий.
➔ Человек со слишком высоким уровнем притязаний всегда выбирает задачи
повышенной трудности.
Тест Шварцландера
Тест Шварцландера: описание
Экспресс-методика.
координации.
Испытуемому
представляется
как
проверка
моторной
Предлагается бланк с четырьмя прямоугольными секциями по общему количеству
проб. Необходимо поставить крестики в максимальном количестве
квадратиков в одном из прямоугольников за определенное время.
Предварительно испытуемого просят назвать количество квадратов, которое он
предполагает отметить за 10 секунд (УП). После каждой пробы испытуемый
подсчитывает количество реально отмеченных им квадратиков (УД). Время от
пробы к пробе уменьшается на 1 секунду.
УП
УД
Тест Шварцландера: процедура исследования
Инструкция: «Необходимо за 10 секунд проставить как можно больше
крестиков в квадраты прямоугольной секции. Прежде определите, сколько
квадратов Вы сможете заполнить. Запишите это число в верхней большой ячейке
данной прямоугольной секции. Начинайте расставлять крестики по сигналу.»
Вторая проба проводится по той же схеме. Перед ее началом дается такая
инструкция: «Подсчитайте количество заполненных Вами квадратов и
запишите свой результат в нижнем прямоугольнике первой секции. После этого
подумайте и определите, сколько Вы расставите крестиков в следующей
таблице. Запишите это число в верхней большой ячейке второй прямоугольной
секции.»
На третьей пробе время выполнения задания уменьшается до 8 секунд. После ее
проведения точно так же проводят четвертую пробу.
Тест Шварцландера: обработка результатов
Цель – получить среднюю величину целевого отклонения. Целевое отклонение
(ЦО) – разность между количеством графических элементов, которые испытуемый
намечал расставить, и реально расставленным количеством элементов. Они
отмечаются на бланке в графах «УУ» и «УД». При этом «УУ» – это число,
находящееся в верхней большой ячейке той или иной прямоугольной секции, а
«УД» – в нижней. Чем меньше целевое отклонение, тем выше уровень
притязаний. Целевое отклонение подсчитывают по формуле:
УУ2, УУ3, УУ4 – величины уровней притязаний в расстановке крестиков в
квадраты каждой из 2-ой, 3-ей и 4-ой проб;
УД1, УД2, УД3 – величины уровня достижения в 1-ой, 2-ой и 3-ей пробах
соответственно.
Тест Шварцландера: интерпретация результатов
Целевое отклонение — уровень притязаний: 5 и более — нереалистично высокий; 3 4,99 — высокий; 1 — 2,99 — умеренный; -1,49 — 0,99 — низкий; -1,5 и ниже нереалистично низкий.
➔ Высокий
нереалистичный
требовательность
к
окружающим,
ипохондричность, трудности в реализации собственных жизненных планов.
➔ Высокий — уверенность в ценности собственных действий, стремление к
самоутверждению, наличие устойчивых жизненных планов.
➔ Умеренный — лица не ищущие самоутверждения, настроенные на успех,
самоизмеряющие свои усилия с ценностью достигаемого.
➔ Низкий уровень притязаний зависит во многом от установки на неудачу.
➔ Низкий нереалистичный — неясные планы на будущее, ориентация на
подчинение и проявление беспомощности.
Решетка мотивации достижения Х.Д. Шмальта
МД-решетка Шмальта: описание
Позволяет судить о том, что преобладает у испытуемого – надежда на успех или
боязнь неудачи. Стимульный материал содержит 18 картинок-изображений и
список из 18 утверждений соответствующей тематики.
Предназначен для школьников 9—11 лет. В этом возрасте происходит
интенсивное развитие мотивации достижения, обуславливающей позитивное
отношение к труду, менее выраженную тревожность, более высокие академические
успехи студентов. В русле мотивации достижения разработана схема анализа
содержания рассказов, при помощи которой описывается поведение, направленное
на достижение.
Можно выделить три тенденции:
«надежда на успех» — НУ;
«боязнь неудачи в связи с ощущением собственной неспособности» — БН1;
«боязнь социальных последствий неудачи» — БН2.
МД-решетка Шмальта: стимульный материал
МД-решетка Шмальта: процедура исследования
Тестовый материал представлен в виде тетради, каждый из 18 листов которой
включает изображение ситуации со списком утверждений. Испытуемые вносят
свои ответы прямо в тетрадь.
Порядок предъявления изображений фиксирован. Инструкция к тесту находится
в начале тестовой тетради на одном развороте с первой стимульной ситуацией.
Психолог зачитывает инструкцию вслух, а испытуемые в это время следят за
печатным текстом. Инструкция составлена таким образом, чтобы уточняющие
вопросы после зачитывания инструкции были редкостью.
Продолжительность выполнения теста составляет примерно 45 минут.
Экспериментатор должен прилагать усилия к созданию нейтральной рабочей
атмосферы. Следует избегать ситуаций, которые могут оказать влияние на
актуализацию мотива достижения.
Проведение тестирования начинается с раздачи тестовых тетрадей.
МД-решетка Шмальта: обработка результатов
Совместим данные, получится своеобразная решетка 18 на 18 клеток. Строки
этой матрицы соответствуют утверждениям теста. Столбцы соответствуют
рисункам — в порядке их предъявления.
Обработка начинается с суммирования первичных тестовых результатов по
основным мотивационным тенденциям: НУ, БН1 и БН2. Получаем их показатели:
НУ = сумма крестов в утверждениях 4, 9, 14, 15, 17.
БН1 = сумма крестов в утверждениях 2, 6, 8, 12, 16, 18.
БН2 = сумма крестов в утверждениях 5, 7, 11, 13.
МД-решетка Шмальта: интерпретация результатов
Надежда на успех, боязнь неудачи, или же они сбалансированы?…
➔ Мотивированные на успех сводят успех к способности (таланту) и большому
старанию. Неудача списывается ими на недостаточность приложенных усилий.
➔ У мотивированных на неудачу списывается на недостаток способностей. Это
выглядит так, как будто мотивированные на успех оценивают вообще свои
способности выше, чем мотивированные на неудачу.
Высокая мотивация формируется у детей в семьях, где родители постоянно
повышали уровень своих требований к детям и одновременно умели оказывать им
ненавязчивую помощь и поддержку, а также отличались мягкостью и теплотой в
общении с детьми. В семьях, где родители либо игнорировали своих детей, либо
осуществляли очень жесткий надзор, опеку у детей возникало стремление
избегать неуспеха, и, следовательно, формировался низкий уровень мотивации
достижения в целом.
Методика Т.Элерса
Методика Т.Элерса: описание
«Диагностика личности на мотивацию к успеху» и «Диагностика личности на
мотивацию к избеганию неудач» являются опросниками.
Первый состоит из 41 вопроса, на которые нужно ответить «Да» или «Нет».
Ответы обрабатываются в соответствии с ключом.
Второй опросник включает в себя список слов из 30 строк по 3 слова в каждой
строке. Испытуемый должен выбрать одно из 3-х слов, которое наиболее точно
его характеризует. Для подсчета баллов дается ключ.
Результаты, полученные по этим двум опросникам, рекомендуется
анализировать в совокупности. Тогда можно получить общую картину уровня
притязаний человека.
Методика Т.Элерса: процедура исследования
Инструкция к методике мотивации к успеху:
«Вам будет предложен 41 вопрос, на каждый из которых ответьте «да» или
«нет». Если между двумя вариантами есть выбор, его лучше сделать быстрее, чем
откладывать на потом.»
Инструкция к методике избегания неудач:
«Вам предлагается список слов из 30 строк, по 3 слова в каждой строке. В каждой
строке выберите только одно из трех слов, которое наиболее точно Вас
характеризует, и отметьте выбранное Вами слово, на выданном рабочем листе.»
Методика Т.Элерса: обработка результатов
Ключ опросника мотивации к успеху.
По 1 баллу начисляется за:
ответ «да» на вопросы: 2–5, 7–10, 14–17, 21, 22, 25–30, 32, 37, 41;
ответ «нет» на вопросы: 6, 13, 18, 20, 24, 31, 36, 38 и 39.
Ответы на вопросы 1, 11, 12, 19, 23, 33–35 и 40 не учитываются.
Ключ к опроснику избегания неудач.
По 1 баллу начисляется за ответы:
1/2; 2/1; 2/2; 3/1; 3/3; 4/3; 5/2; 6/3; 7/2; 7/3; 8/3; 9/1; 9/2; 10/2; 11/1; 11/2; 12/1;
12/3; 13/2; 13/3; 14/1; 15/1; 16/2; 16/3; 17/3; 18/1; 19/1; 19/2; 20/1; 20/2; 21/1; 22/1;
23/1; 23/ 3; 24/1; 24/2; 25/1; 26/2; 27/3; 28/1; 28/2; 29/1; 29/3; 30/2.
Первая цифра (перед чертой/) — номер строки, вторая (/после черты) – номер
столбца, в котором отмеченное слово.
Другие выборы баллов не получают.
Методика Т.Элерса: интерпретация
Чем больше сумма баллов по соответствующему тесту, тем выше уровень
мотивации к достижению успеха или избеганию неудач.
Интерпретация методик мотивации к успеху:
➔ от 1 до 10 баллов — низкая мотивация к успеху;
➔ от 11 до 16 баллов — средний уровень мотивации;
➔ от 17 до 20 баллов — умеренно высокий уровень мотивации;
➔ более 21 — слишком высокий уровень мотивации к успеху.
Интерпретация методики избегания неудач:
➔ от 2 до 10 баллов: низкая мотивация к защите;
➔ от 11 до 16 баллов: средний уровень мотивации;
➔ от 17 до 20 баллов: высокий уровень мотивации;
➔ более 20: слишком высокий уровень мотивации к избеганию неудач, защите.
Тест Шуберта
Тест Шуберта: описание
Тест “Готовность к риску” (PSK) позволяет оценить личностную степень
готовности к риску, который понимается как действие наудачу в надежде на
счастливый исход, или как возможная опасность; как действие, совершаемое в
условиях неопределенности.
Люди, умеренно и сильно ориентированные на успех, предпочитают средний
уровень риска. Кто боится неудач, предпочитают малый или, наоборот,
слишком большой уровень риска.
Чем выше мотивация человека к успеху — достижению цели, тем ниже
готовность к риску. При этом мотивация к успеху влияет и на надежду на успех:
при сильной мотивации к успеху, надежды на успех обычно скромнее, чем при
слабой мотивации к успеху.
Тест Шуберта: процедура исследования
Испытуемым предлагается бланк с двадцатью пятью вопросами и ответами:
Инструкция: “Оцените степень своей готовности совершить действия, о которых
Вас спрашивают. При ответе на каждый из 25 вопросов отметьте тот, из
предложенных ответов, который, по вашему мнению, больше всего Вам
подходит.”
Тест Шуберта: обработка результатов
Результаты подсчитываются как сумма выбранных ответов:
«полностью согласен», «полное да» — 2 балла;
«больше да, чем нет» — 1 балл;
«ни да, ни нет», «нечто среднее» — 0 баллов;
«больше нет, чем да» — 1 балл;
«полное нет» — 2 балла.
Тест Шуберта: интерпретация
Значение от -50 до +50 баллов:
➔ меньше -30 баллов — излишняя осторожность.
➔ -10 — +10 баллов — средние значения.
➔ свыше +20 баллов — склонность к риску.
При интерпретации стоит учитывать:
с возрастом готовность к риску падает;
у более опытных работников готовность к риску ниже, чем у неопытных;
у женщин готовность к риску ниже, чем у мужчин;
у руководителей предприятий готовность к риску выше, чем у студентов;
в ситуации внутреннего конфликта растет готовность к риску;
в условиях группы готовность к риску проявляется сильней, чем при действиях в
одиночку, и зависит от групповых ожиданий.
Резюме
Резюме
Используя любые методики, следует помнить, что уровень притязаний, все-таки,
зависит от некоторых внешних факторов.
Мотивы к достижению успеха и избеганию неудач встречаются у всех людей. Их
изучение позволяет направить деятельность человека в сторону максимально
успешной реализации. Проводя внутреннюю работу над собой для осознания
своих мотивов, можно адаптироваться ко всякой проблеме.
Нужно вести внутриличностную работу для осознания своих мотивов с учётом
собственных особенностей. Под внутриличностной работой понимается
переключение мотива «избегания неудач» на мотив «к успеху». Это повысит
ориентацию «на результат» и повлияет на остальные базовые компетенции решения
жизненных задач.
Позитивный взгляд на мир можно сформировать, научившись менять своё
отношение к происходящему и мобилизовать себя к переменам.
Удачной внутриличностной работы!
Удачной внутриличностной работы!
Благодарим за внимание!

Тест 8.3. Самооценка уровня притязаний по методике Шварцландера

Инструкция

1. Подумайте, сколько ʼʼплюсиковʼʼ вы сможете нарисовать за 10 секунд, и это число предполагаемых ʼʼплюсиковʼʼ укажите в бланке 1; поставьте цифру рядом с УП (уровень притязаний). Далее по сигналу экспериментатора ʼʼПускʼʼ начинайте рисовать ʼʼплюсикиʼʼ в каждом квадратике бланка 1, а по сигналу ʼʼСтопʼʼ – прекратите рисовать. Подсчитайте число реально нарисованных вами ʼʼплюсиковʼʼ и укажите в бланке 1 рядом с УД (уровень достижений).

2. Учитывая ваш предыдущий опыт и диапазон ваших возможностей (можете ли вы больше, быстрее нарисовать ʼʼплюсикиʼʼ), укажите в бланке 2 ваш уровень притязаний и затем по сигналам экспериментатора ʼʼПускʼʼ и ʼʼСтопʼʼ повторите опыт, подсчитайте и запишите в бланк 2 ваш уровень достижений.

3. Данную процедуру опыта повторите для третьего, а затем для четвертого бланка. (Примечания для экспериментатора см. ниже.)

Обработка данных

1. Вычислите ваш уровень притязаний по формуле:

где УП (2) – уровень притязаний из бланка 2; УД (1) – уровень достижений из бланка 1 и т. д. в соответствии с указанными в скобках номерами бланков.

2. Полученные значения уровня притязаний сравните с психодиагностической шкалой.

Психодиагностическая шкала к тесту 8.3

Уровень притязаний (УП) равен 5 и выше – нереалистично высокий; УП = 3 ÷ 4,99 – высокий; УП = 1 ÷ 2,99 – умеренный; УП = -1,49 ÷ 0,99 – низкий, УП = -1,50 и ниже – нереалистично низкий.

Уровень притязаний характеризует степень трудности тех целœей, к которым стремится человек и достижение которых представляется ему привлекательным и возможным. На уровень притязаний оказывает влияние динамика удач и неудач на жизненном пути, динамика успеха в конкретной деятельности. Бывают адекватные уровни притязаний (человек ставит перед собой те цели, которых реально может достичь, которые соответствуют его способностям и возможностям) и неадекватные: завышенные (претендует на то, чего не может достичь) или заниженные (выбирает легкие и упрощенные цели, хотя способен на большее). Чем адекватнее самооценка личности, тем адекватнее уровень притязаний.

Перейти к основному содержанию Поиск