Теория зигмунда фрейда: Психоанализ: в чём состоит теория Фрейда и работают ли его методы

Теория зигмунда фрейда: Психоанализ: в чём состоит теория Фрейда и работают ли его методы

Содержание

Психоанализ: в чём состоит теория Фрейда и работают ли его методы

О психоанализе Зигмунда Фрейда, наверное, слышал каждый. Но мало кто понимает, что это действительно такое.

Что такое психоанализ

Психоанализ — это психологическая теория и основанный на ней метод психиатрического лечения. Основные положения концепции и сам термин «психоанализ» были созданы австрийским психиатром Зигмундом Фрейдом на рубеже XIX–XX веков.

Психоанализ основан на вере в существование бессознательных мыслей, чувств, желаний и воспоминаний. В качестве терапии его часто используют для лечения депрессии, фобий, панических атак, обсессивно‑компульсивных и посттравматических стрессовых расстройств. Психоанализ тесно связан с психодинамической терапией.

Также под психоанализом можно понимать любую из ряда теорий о человеческой личности, которые на основе анализа бессознательного в разуме человека пытаются найти глубинные причины психических проблем. Наиболее просто можно описать этот метод как «глубинную психологию».

Общей психоаналитической теории лечения не существует.

Ещё психоанализ можно считать формой самопознания, источником новых духовных переживаний. Если человек годами делится самым сокровенным с тем, кто помогает ему интерпретировать эту информацию, то может взглянуть на себя с совершенно другой стороны.

Ну и наконец, психоанализ нередко рассматривают как научно‑философскую концепцию. Сам Фрейд считал, что психоанализ не является ни психологией, ни философией. Он называл свою теорию метапсихологической и верил, что однажды она станет наукой. Но этому не суждено было сбыться.

Во многом психоанализ был попыткой примирить разошедшиеся направления в психологии того времени: философскую и научную. В конце концов он превратился в сложный набор идей и представлений, ищущих альтернативный ответ на вопрос «Что такое человек?»

Как появился психоанализ

Основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд родился в 1856 году в Австрии и большую часть своей жизни провёл в Вене. Он поступил в медицинский институт и получил образование невролога в 1881 году. Вскоре открыл частную практику и стал лечить людей с психологическими расстройствами.

Внимание Фрейда привлёк случай, описанный его коллегой — австрийским врачом и физиологом Йозефом Брейером. Пациентка Брейера по имени Берта Паппенхейм, известная в литературе как «Анна О.», страдала от физических недомоганий без видимых на то причин. Но она почувствовала себя лучше, когда Брейер помог ей вспомнить о пережитых травматических переживаниях. Этот случай потом не раз будет описан Фрейдом и другими авторами.

Фрейд заинтересовался бессознательным и в 1890‑х годах вместе с Брейером начал изучать состояние невротических пациентов под гипнозом. Коллеги пришли к выводу, что состояние пациентов улучшалось, когда они с помощью гипноза узнавали о реальных источниках своих проблем.

Также Фрейд заметил, что многие пациенты ощущают эффект от такой терапии и без гипноза. Тогда он разработал технику свободных ассоциаций: пациент говорил психоаналитику всё, что первым приходит ему в голову, когда он слышит слова, такие как «мать», «детство».

Фрейд также увидел закономерность: чаще всего наиболее болезненные переживания его пациентов были связаны с сексом. Он предположил, что эти тревожные ощущения — следствие подавленной сексуальной энергии (либидо), проявляемой в различных симптомах. А те, согласно Фрейду, представляют собой механизмы психологической защиты.

С помощью техники свободных ассоциаций Фрейд стал изучать значения снов, оговорок, забывчивости. Он считал, что травмы и конфликты детства порождают сексуальные желания и агрессию у человека во взрослом возрасте.

Целью психоаналитической терапии Фрейда было высвобождение этих подавленных эмоций и переживаний, то есть попытка сделать бессознательное сознательным. Такое излечение получило название «катарсис».

Фрейд настаивал, что уменьшения симптомов недостаточно, проблема не будет решена, пока не устранить её причину.

Во время сеансов психоаналитической терапии пациент ложился на специальную кушетку, а сам Фрейд сидел позади, делая записи. Это помогало обоим освободиться от социальных ограничений. Для достижения положительного результата порой приходилось проводить от двух до пяти сеансов в неделю в течение нескольких лет. Иногда пациенты, по словам самого Фрейда, переживали воспоминания и ассоциации так ярко, словно на самом деле возвращались в прошлое. Хотя по сути психоаналитическая терапия — это просто откровенный разговор.

Кушетка Фрейда. Изображение: Robert Huffstutter / Wikimedia Commons

Как психоанализ повлиял на развитие психологии

В течение XX века психологи заимствовали многие идеи и наблюдения Фрейда. Особенно это касается концепции уровней сознания, защитных механизмов и стадий психологического развития.

Так, до Фрейда сны считались не заслуживающим внимания науки явлением. Однако его книга «Толкование сновидений» и изложенная в ней концепция вызвали бурный интерес к этой области человеческой жизни, сохраняющийся до сих пор.

В дальнейшем разработки Фрейда использовались, например, для создания теории детского психоанализа. Первопроходцами в этой области стали Мелани Кляйн и Анна Фрейд, дочь Зигмунда Фрейда.

В несколько иной форме дело Фрейда продолжил его ученик Карл Юнг, создатель аналитической психологии. Он разошёлся с учителем в вопросах природы либидо (энергии, лежащей в основе человеческих устремлений и действий) и бессознательного, а также причин человеческого поведения.

Фрейд рассматривал либидо только как источник сексуальной энергии, в то время как Юнг утверждал, что оно гораздо шире и включает мотивы от секса до творчества.

Также Юнг не разделял представление Фрейда о том, что поведение человека продиктовано лишь опытом прошлого. Он считал, что будущие устремления тоже играют весомую роль.

Работы Юнга лежат в основе большинства современных психологических теорий и концепций. Например, он ввёл в оборот такие общеизвестные сегодня термины, как «архетипы личности» и «коллективное бессознательное».

В середине прошлого века психоанализ вошёл в тесное взаимодействие с искусством, гуманитарными науками и философией. Например, он оказал большое влияние на немецкий экспрессионизм, а тот, в свою очередь, во многом определил появление киножанра ужасов. Концепция Фрейда сильно повлияла на творчество таких режиссёров, как Альфред Хичкок, Федерико Феллини, Микеланджело Антониони, Паоло Пазолини. Также фрейдизм играет значительную роль в фильмах «Основной инстинкт», «Вечное сияние чистого разума», «Антихрист», «Остров проклятых».

Посмотрите 📽😱🔪

  • Почему нам нравится смотреть страшное кино и нормально ли это

Какие положения лежат в основе психоанализа

Сознание и бессознательное

Фрейд предложил модель человеческого разума, состоящую из трёх слоёв:

  1. Сознание — наши текущие мысли, чувства и устремления.
  2. Подсознание (или предсознание) — всё, что мы помним или в состоянии вспомнить.
  3. Бессознательное — хранилище того, что управляет нашим поведением, в том числе примитивные и инстинктивные желания.

Фрейд считал бессознательное особой областью психики, совершенно не похожей на реальность. Согласно ему, бессознательное оторвано от моральных установок и предубеждений, оно — хранилище тайных желаний и скрытых переживаний. Позднее Фрейд уточнил, дополнил и структурировал эту трёхчастную модель. Так появилась концепция «оно», «я» и «сверх‑я».

«Оно», «я» и «сверх‑я»

Изучение и интерпретация свободных ассоциаций привели Фрейда к новой концепции структуры личности из трёх составляющих: «оно», «я» и «сверх‑я».

  • «Оно» (ид) — это побуждения и импульсы, связанные с инстинктивными стремлениями к продолжению жизни и разрушению. Ид существует только на уровне бессознательного.
  • «Я» (эго) — это та часть личности, которая наиболее тесно связана с реальностью и помогает человеку воспринимать окружающий мир, узнавать новое и удовлетворять потребности. Она работает на сознательном и предсознательном уровнях и формируется в младенчестве.
  • «Сверх‑я» (суперэго) — это идеалы и ценности человека, которые он усвоил из семьи, окружающей среды и внешнего мира. Суперэго выступает цензором функций эго, указывая, как поступать морально приемлемо. По большей части действует на уровне сознания.

В рамках фрейдистской концепции конфликты между этими составляющими личности приводят к возникновению тревоги. Чтобы защититься от неё, у человека есть специальные механизмы, усвоенные из семьи или культуры.

Защитные механизмы

Фрейд считал, что составляющие разума находятся в постоянном конфликте, потому что каждая имеет свою цель. Когда конфликт выходит за некоторые пределы, эго человека запускает защитные механизмы, среди которых есть следующие:

  • Подавление — эго вытесняет тревожные или опасные мысли из сознания. Человек может просто «забыть» о реальной причине своего беспокойства — например, о травмирующем событии в детстве.
  • Отрицание — эго заставляет человека не верить в происходящее или отказаться его признавать. Так, родители, которые потеряли ребёнка, нередко не хотят верить в реальность случившегося.
  • Проекция — эго приписывает мысли и чувства человека кому‑то другому. Например, переносит скрытые фантазии и социально неприемлемые желания на других людей.
  • Смещение — человек перенаправляет свою реакцию и меняет объект, вызывающий напряжение, на другой — более безопасный. Наиболее простой пример — сотрудник, на которого накричал начальник, вымещает свою злость на более слабом — подчинённом, ребёнке или собаке.
  • Регрессия — человек откатывается назад в развитии в ответ на негативные эмоции. Например, шокированный взрослый ведёт себя как ребёнок.
  • Сублимация — подобно смещению подменяет бессознательные устремления человека работой или хобби. Самый известный пример — перенаправление сексуальной энергии на занятия творчеством.

Когда эти механизмы мешают нормальной жизни человека в обществе, они, согласно психоанализу, становятся патологическими.

Интерпретация

Психоанализ избегает оценивания, его суть — в пояснении, а не в осуждении или одобрении. Психоаналитик не наставник, он «пустой экран». Это нужно для того, чтобы клиент мог работать над своим бессознательным без чужого вмешательства.

Для получения данных о скрытых переживаниях и их интерпретации аналитик может использовать различные инструменты:

  • Тест Роршаха («чернильные пятна»). Сами по себе кляксы на изображениях абстрактны и ничего не значат. Важно, что в них увидит, спроецировав своё бессознательное, каждый конкретный человек.
  • «Фрейдистские оговорки» (парапраксы). В психоанализе считается, что в оговорках проступают наши скрытые бессознательные желания. Например, ошибка в имени сексуального партнёра выдаёт реальный объект фантазий оговорившегося.
  • Свободная ассоциация идей. Фрейд использовал этот метод для анализа первой (бессознательной) реакции человека на слова.
  • Анализ сновидений. Фрейд признавал этот метод очень важным, так как считал, что сознание менее бдительно во сне и пропускает «наружу» подавленные переживания. У снов, согласно фрейдизму, есть явное (то, что мы помним или думаем) и скрытое (о чём это говорит на самом деле) значения.

После получения данных клиент и аналитик совместно высказывают гипотезы о символах и скрытых за ними конфликтах и переживаниях. Обычно задача терапевта состоит в том, чтобы указать пациенту на защитные механизмы в его разуме и причины, из‑за которых они появились.

Психосексуальное развитие

Фрейд предположил, что развитие ребёнка связано с изменением источников удовольствия. На основании этого он выделил пять стадий психосексуального развития.

  1. Оральная: ребёнок ищет удовольствие ртом (например, от сосания).
  2. Анальная: ребёнок получает удовольствие от ануса (например, терпя нужду или опорожняясь).
  3. Фаллическая: ребёнок получает удовлетворение от пениса или клитора (например, во время мастурбации).
  4. Латентная (скрытая): сексуальная мотивация ребёнка в получении удовольствия слабо выражена или вовсе отсутствует.
  5. Генитальная: развитие подходит к логическому завершению; юноши и девушки получают удовольствие от пениса или влагалища (например, от секса).

Согласно Фрейду, чтобы стать психологически здоровым человеком с полностью сформированными эго и суперэго, нужно пройти все эти стадии. В противном же случае можно «застрять» на одной из них, а это приведёт к эмоциональным и поведенческим проблемам во взрослом возрасте.

Комплексы

Детские проблемы, которые, по мнению Фрейда, становились причинами сложностей во взрослой жизни, австрийский психолог структурировал в концепции комплексов. Самым известным среди описанных Фрейдом стал эдипов комплекс, когда сын бессознательно желает занять место отца. Аналог эдипова комплекса у девочек — комплекс Электры.

Какие направления психоанализа существуют сегодня

Между теориями Фрейда и современным психоанализом есть существенные различия. Например, сегодня в психологии не делается такой сильный акцент на сексе и связанном с ним поведении. Но при этом всё ещё большое внимание уделяется опыту раннего детства.

Во второй половине XX века к концепции психоанализа призвал вернуться французский психоаналитик Жак Лакан, предложив её новое прочтение. Он по‑другому взглянул на бессознательное и, в отличие от основателя психоанализа, больше внимания уделил языку.

Лакан пришёл к выводу, что именно реальное, а не бессознательное нужно признать главным уровнем человеческого разума. Тревожность же, по мнению Лакана, возникает из‑за того, что человек не может контролировать окружающую его действительность.

Так как психоанализ оказал огромное влияние на массовую культуру, некоторые ведущие представители неофрейдизма (Жак Лакан, Славой Жижек) проводят психоаналитические изыскания на её произведениях. Например, одна из книг Жижека называется «То, что вы всегда хотели знать о Лакане (но боялись спросить у Хичкока)».

В качестве другого примера неофрейдистской концепции можно привести межличностный психоанализ. Он связан с именами таких исследователей, как Гарри Стэк Салливан и Эрих Фромм. Они отводят особое место в становлении личности окружению ребёнка: родителям и другим людям, особенно сверстникам.

Ещё одно современное направление фрейдистской теории — это нейропсихоанализ. Он стремится объединить психоаналитическую концепцию с достижениями нейробиологов в изучении человеческого мозга. Таким образом исследователи пытаются найти основы эмоций, фантазий и бессознательного.

Почему психоанализ критикуют

Изначально разработки Фрейда приняли в штыки, и его концепцию сопровождала скандальная слава. В частности против неё выступили Карл Ясперс, Артур Кронфельд, Карл Поппер и Курт Шнайдер.

Хотя сегодня у концепции психоанализа немало сторонников, она подвергается серьёзной критике. Оппоненты психоанализа сомневаются в его эффективности, а некоторые исследователи и вовсе объявляют фрейдистскую концепцию псевдонаукой.

Острой темой критики стала концентрация психоанализа на сексуальных мотивах. Например, ряд исследователей считает, что «грубое копание в сексуальной жизни» пациентов может привести к неблагоприятным последствиям для психики.

Оспаривается и концепция эдипова комплекса Фрейда.

Также есть сомнения в эффективности психоаналитической терапии. В 1994 году группа немецких учёных провела исследование 897 работ по психоанализу. Учёные пришли к выводу, что долговременное посещение психоаналитика неэффективно для пациента и что психоаналитическая терапия увеличивает риск ухудшения его состояния. Только некоторые слабовыраженные расстройства, согласно статье, частично отступают после сеансов психоанализа. При этом поведенческая терапия оказалась в два раза эффективнее.

Отмечается также, что гипотезы и положения психоанализа трудно проверить опытным путём, так как этот подход слишком мало внимания уделяет сознательному в человеческом поведении.

Также психоаналитическую теорию критикуют за её корни, уходящие в сексистские взгляды Фрейда, неприменимость в культурах, отличных от западной, и чрезмерную страсть сводить всё к патологиям.

Оппоненты критикуют и методы психоанализа. Например, психолог Беррес Фредерик Скиннер считал метод «чернильных пятен» субъективным и ненаучным.

Кроме того, самого Фрейда упрекают в подтасовке фактов. В 1972 году канадский психиатр и историк медицины Генри Элленбергер выяснил, что никакого улучшения состояния у «Анны О.» не произошло. То есть самый первый случай излечения с помощью психоанализа в действительности оказался фейком. Последующие исследования установили, что Брейер пичкал пациентку морфием и хлоралгидратом, сделав её в конечном итоге наркоманкой. Из‑за этого она ещё три года отходила от последствий «катарсиса».

Сегодня известно, что «Анна О.» страдала от заболевания зубов. Этот же недуг был и у пациентки самого Фрейда — «Цецилии М.» (Анны фон Либен), которой он упорно ставил диагноз истерического невроза. Здесь также стоит упомянуть о показательном случае «Доры» (Иды Бауэр). Фрейд считал, что её боли связаны с нервными переживаниями, хотя на самом деле Иду мучил рак прямой кишки.

Существуют и субъективные факторы, из‑за которых сложно определить, эффективна психоаналитическая терапия или нет.

  • Она требует большого количества времени, денег и мотивации и не гарантирует быстрого «выздоровления».
  • Человек во время сеансов может вскрыть подавленные болезненные воспоминания, что причинит ему ещё большие страдания.
  • Психоанализ подходит не для всех людей и не для всех недугов.

Однако существует и противоположная точка зрения. Например, канадо‑американский психолог Джереми Сафран считает, что некоторые методы психоанализа в связке с современными исследованиями доказали свою эффективность. А Американская психологическая ассоциация включает психоанализ в число признанных ею практик и направлений подготовки специалистов.

Какие есть альтернативы психоанализу

Психоаналитики в отличие от психологов не ориентируются на модель естественных наук в оценке человеческого поведения. В психоанализе человек — это не объект, а субъект изучения, то есть он изучает сам себя. Поэтому, как считают сторонники психоаналитической теории, для исследования каждого отдельного случая неприменимы уже накопленные знания.

Фактически альтернативой психоанализу стала психотерапия. Она опирается на доказательные методы и меньше конкретизирует каждый отдельный случай. И если психотерапевт может использовать несколько видов лечения, то психоаналитик обычно придерживается только психоанализа.

Методы альтернативной психоанализу терапии (когнитивная, когнитивно‑поведенческая, проблемная) сосредотачиваются на снижении негативных эффектов. Психоанализ же стремится помочь человеку полностью преодолеть деструктивное влияние бессознательного, обнаружив первоисточник проблемы.


Психоанализ оказал огромное влияние на психологию и психиатрию, но нужно понимать, что он был продуктом своего времени. Концепции Фрейда крайне недоставало доказательств эффективности — их пришлось искать ученикам австрийского психолога. И хотя фрейдизм активно критикуют, именно он послужил фундаментом для доказательной психологии, которая так популярна сейчас.

Читайте также 🧐

  • 8 мифов о психическом здоровье, которые пора выбросить из головы
  • 6 мифов о ментальных расстройствах, в которые многие до сих пор верят
  • Как отличить настоящую психологию от шарлатанства

Психоанализ Фрейда кратко — основные положения теории

Психоаналитическая теория Фрейда предполагает, что поведение обусловливается психологическими силами, согласуясь с положением психического детерминизма. Бессознательные силы часто пересиливают сознательные, продуцируя симптомы неврозов, сновидения и ошибки в повседневной жизни. Сновидения могут интерпретироваться в процессе поиска их символических значений (латентное содержание). Бессознательное развивается, когда вытесняются неприемлемые мысли. Личность можно описать с точки зрения трех структур. Ид функционирует согласно первичному процессу и принципу удовольствия, находясь в бессознательном поиске немедленного удовлетворения биологических стимулов, и является источником психической энергии (либидо). Эго действует согласно вторичному процессу и принципу реальности; оно адаптируется к реальности, используя защитные механизмы, чтобы уладить внутрипсихический конфликт. Суперэго представляет ограничения общества и дает чувство вины и эго-идеал.

Личность развивается, проходя через пять стадий психосексуального развития. Основное формирование происходит в течение оральной, анальной и фаллической стадий, от рождения и до 5 лет. Латентная стадия представляет собой «затишье» перед финалом — генитальной стадией взросления. Фиксация, особенно на первых трех стадиях, препятствует развитию и может продуцировать симптомы, которые излечиваются при помощи психоанализа. Основной техникой психоанализа являются свободные ассоциации, позволяющие раскрыть бессознательный материал. К другим важным элементам лечения относятся толкование сновидений, катарсис и инсайт. Раскрытие памяти в терапии представляет собой спорную технику, использование которой может в результате привести к возникновению ложных воспоминаний.

Хотя многие психоаналитики разделяют убеждение Фрейда, что наблюдения за психоаналитическим лечением предоставляют достаточно свидетельств, подтверждающих теорию, другие все же в процессе изысканий предпринимают попытки эмпирической верификации исследования, но с разным успехом. Предлагались и альтернативные объяснения феноменов бессознательного, например когнитивное (вместо динамического) бессознательное.

Глоссарий

Основные понятия психоаналитической теории З. Фрейда

Анальная стадия — вторая стадия психосексуального развития, от 1 до 3 лет.

Анальный характер — тип личности, сформировавшийся в результате фиксации в возрасте от 1 до 3 лет, характеризующийся склонностью к порядку, скупости и упрямству.

Бессознательное — психические процессы, неосознаваемые человеком.

Боязнь кастрации — страх, мотивирующий развитие мальчиков от 3 до 5 лет.

Внутрипсихический (интрапсихический) конфликт — Конфликт внутри личности между желаниями ид и ограничениями суперэго.

Вторичный процесс — сознательное психическое функционирование, при котором преобладает эго; характеризуется логическим мышлением.

Вытеснение — защитный механизм, при котором неприемлемые импульсы становятся бессознательными.

Генитальная стадия — зрелая стадия психосексуального развития.

Генитальный характер — здоровый тип личности.

Замещение — защитный механизм, при котором энергия переносится с одного объекта или вида деятельности на другой.

Защитные механизмы — стратегии эго, направленные на преодоление бессознательного конфликта.

Ид — наиболее примитивная структура личности, источник психической энергии.

Идентификация — защитный механизм, при котором человек «объединяется» с другой личностью или копирует ее.

Изоляция — защитный механизм, при котором вызывающий конфликт материал хранится несвязанным с другими мыслями.

Инсайт — осознанное узнавание своей мотивации и бессознательных конфликтов.

Интеллектуализация — защитный механизм, при котором человек сосредоточен на размышлении и избегает чувств.

Катарсис — терапевтический эффект, возникающий при раскрытии эмоций, когда ранее вытесненный материал выходит в сознание.

Катексис — направленность психической энергии на объект.

Конверсионная истерия — форма невроза, при которой психологический конфликт проявляется в физических симптомах (но без физических повреждений).

Конденсация — сочетание двух или более образов; характеристика первичного процесса (например, в сновидении).

Контртрансфер — реакция аналитика на пациента, искаженная нерешенными конфликтами.

Либидо — психическая энергия, проистекающая из сексуальности.

Оральная стадия — первая стадия психосексуального развития, с рождения до года.

Оральный характер — тип личности, возникающий в результате фиксации на первой стадии психосексуального развития; характеризуется оптимизмом, пассивностью и зависимостью.

Отрицание — примитивный защитный механизм, при котором материал, продуцирующий конфликт, просто вытесняется.

Ошибка по Фрейду — психологически мотивированная ошибка в речи, поведении и так далее (например, забывание дня рождения нелюбимого родственника).

Парапраксис — психологически мотивированная ошибка, обычно называемая «ошибка по Фрейду».

Первичный процесс — бессознательное психическое функционирование, в котором преобладает ид; характеризуется нелогичным символическим мышлением.

Предсознательное — психическое содержание, неосознаваемое человеком, но которое может легко выйти в сознание.

Принцип реальности

— модель функционирования эго, при котором устанавливается соответствующий контакт с внешним миром.

Принцип удовольствия — мотивация ид к получению удовольствия и избежанию боли.

Проективный тест — тест, представляющий неоднозначные стимулы, например кляксы или картинки, таким образом, что реакция человека, выполняющего тест, будет обусловлена бессознательным.

Проекция — защитный механизм, при котором собственный неприемлемый импульс неправильно приписывается другому.

Психоанализ — теория Фрейда и ее применение в терапии.

Рационализация — защитный механизм, при котором предлагаются различные сознательные объяснения, а не истинные мотивации бессознательного.

Реактивное образование — защитный механизм, при котором человек думает или ведет себя «от противного» — к неприемлемому бессознательному импульсу.

Свободные ассоциации — психоаналитическая техника, при которой пациент говорит все, что приходит в голову, позволяя раскрыться бессознательным связям.

Скрытое содержание — спрятанное бессознательное значение сновидения.

Сознание, познание — психические процессы, позволяющие человеку осознавать, познавать.

Сублимация — защитный механизм, при котором импульсы выражаются в социально приемлемой форме.

Суперэго — структура личности, «внутренний голос» ограничений общества и родителей.

Танатос — инстинкт смерти.

Трансфер — в терапии: перенос на терапевта чувств пациента, основанных па его ранних переживаниях.

Фаллическая стадия — третья стадия психосексуального развития, от 3 до 5 лет. Фиксация — остановка нормального развития на определенной психосексуальной стадии.

Эго — наиболее зрелая структура личности; служит связующим звеном в интрапсихическом конфликте и средством совладания с внешним миром.

Эдипов комплекс — конфликт, переживаемый мальчиком в возрасте от 3 до 5 лет, включая сексуальную любовь к матери и агрессивное соперничество с отцом. Эрос — инстинкт жизни.

Явное содержание — лежащее на поверхности значение сновидения.

Психоанализ З. Фрейда кратко и доступно

Читайте также:

Психоанализ Зигмунда Фрейда

Психоанализ и научные методы. Эксперименты Силвермана

Лечение в психоанализе. Техники психоаналитической терапии

Стадии психосексуального развития по З. Фрейду

Краткая биография Зигмунда Фрейда

Что такое теории Зигмунда Фрейда? Объяснение теорий Зигмунда Фрейда

Изображение предоставлено: OpenStax

В этой статье

  1. Кем был Зигмунд Фрейд?

  2. Sigmund Freud’s Major Works

  3. Freud’s Structure of the Human Mind

  4. A Selection of Key Freudian Theories

  5. Criticism of Freud’s Theories

  6. Freud’s Importance

Кем был Зигмунд Фрейд?

Есть определенные личности, чьи имена занимают столь важное место в популярном понимании их области, что кажется, будто они обозначают ее целиком. Зигмунд Фрейд — одно из таких имен. Фрейд родился в 1856 году в Австрийской империи и был неврологом, особенно интересовавшимся невропатологией. Благодаря своей терапевтической практике и своим теоретическим работам Фрейд был движущей силой появления психоанализа, метода понимания человеческого разума и его недугов, который оказал и в определенном смысле продолжает оказывать глубокое влияние на широкий круг деятельности, выходящей за рамки психического здоровья.

Основные труды Зигмунда Фрейда

За свою пятидесятилетнюю карьеру Фрейд написал более дюжины книг и сотни эссе и статей. Давайте быстро взглянем на четыре текста, которые выделяются как особо значимые в его обширном творчестве.

В «Толкование сновидений»   (1899 г.), одной из своих самых ранних книг, Фрейд представил идею, благодаря которой он остается наиболее известным: бессознательный ум, зона умственной деятельности за пределами нашего сознательного доступа, к которой он верил. держал ключ к пониманию широкого круга психических заболеваний. Фрейд утверждал, что сны открывают уникальное окно в бессознательное, и исследовал эту неизведанную территорию, разделив сны на явное содержание (поверхностные детали и сюжетная линия сна) и латентное содержание (психологическое значение сна).

В следующей крупной работе Фрейда, Психопатология повседневной жизни (1901), он продолжал исследовать бессознательную психическую деятельность, обращая внимание на вытесненные воспоминания и то, что мы узнали как оговорки по Фрейду. Оговорка по Фрейду — это случайность в речи, действии или воспоминании, которая, по мнению Фрейда, раскрывает содержание бессознательного. Например, если подросток уехал в лагерь и спрашивает: «Папа приедет?» вместо «придет ли Дэнни?» Фрейд мог бы утверждать, что эта оговорка указывает на то, что они бессознательно желают, чтобы с ними был их отец, а не их друг Дэнни.

В Будущее иллюзии (1927), короткой, но насыщенной книге, Фрейд перевел свое внимание с личности на более широкую социальную динамику, поскольку он применил свои психоаналитические теории к религии. Хотя он в конечном итоге отвергает организованную религию как социально вредную иллюзию, Будущее иллюзии в основном касается понимания того, почему религия остается таким устойчивым институтом.

Фрейд вернется к религии и другим масштабным социальным силам в одной из своих самых популярных книг, Цивилизация и ее недовольство (1930). Здесь он начинает с того места, на котором остановился Будущее иллюзии , исследуя религию через «океаническое чувство», индивидуальное стремление к ощущению целостности с миром, которое, по мнению Фрейда, восходит к самым ранним моментам жизни. . Затем он переходит к более подробному исследованию напряженности, существующей между другими желаниями человека и цивилизацией, частью которой они являются.

Структура человеческого разума Фрейда 

Если вы когда-либо обвиняли в чем-то бессознательное желание, вы должны благодарить за это Фрейда. Как упоминалось выше, Фрейд предположил, что в уме существуют сознательный и бессознательный миры. Сознательный разум является домом для повседневной умственной деятельности, которую мы обычно просто называем «мышлением». Напротив, бессознательный разум (и его менее обсуждаемый сосед, предсознательный разум) являются местом огромной умственной деятельности, недоступной для нас. Далее он разделил пред- и бессознательный разум на id , эго и суперэго . Ид представляет наши самые основные побуждения, мотивированные удовольствием; суперэго — это наша совесть; а эго является посредником между нашими примитивными желаниями и нашими идеалами. Ид подобен ребенку, не беспокоящемуся о последствиях и движимом удовольствием; Суперэго — это ангел на нашем плече, наш моральный компас.

Фрейд считал, что неврозы возникают, если кто-то неуравновешен — если его Ид или Супер-Эго имеют слишком большой контроль. Он считал, что эго работает над восстановлением баланса между ид и суперэго, используя ряд различных защитных механизмов. Они действуют бессознательно, защищая нас от необходимости испытывать сознательный дискомфорт из-за конфликта между нашим Ид и Супер-Эго.

Хотя Фрейд определил множество защитных механизмов, вот несколько ключевых из них, с которыми вы, возможно, сталкивались раньше:

  • Отрицание : отказ принять реальность у обвинителя действительно есть

  • Рационализация : использование приемлемо звучащих причин для оправдания чего-либо вместо признания реальных, менее приемлемых причин

  • Регрессия : использование копинг-стратегий на менее зрелых стадиях развития

  • Сублимация : использование социально приемлемых каналов для перенаправления неприемлемых желаний . В то время как отрицание, как правило, не очень конструктивно (вы не можете вечно жить в мире фантазий), сублимация иногда может быть вполне здоровой (кто-то чувствует побуждение к измене и сублимирует эти сексуальные побуждения в упражнения, становясь здоровее, сохраняя отношения, которые они заботиться о).

    Подборка ключевых теорий Фрейда

    Разговорная терапия

    Первые попытки Фрейда заняться разговорной терапией были предприняты во время работы со своим коллегой Йозефом Брейером, венским врачом и пациенткой Брейера, известной под псевдонимом Анна О. Брейера с симптомами «истерии». Хотя диагноз «истерия» больше не считался приемлемым, в то время он был общим термином для многих болезней, от которых страдали женщины (одна из которых носила явно сексистский подтекст). Доктор Брейер и Анна О. обнаружили, что простой разговор о тревожных событиях в жизни Анны помог облегчить ее симптомы. Анна О. назвала это явление «лечением разговором».

    Хотя сам Фрейд никогда не разговаривал с Анной О. , он нашел работу Брейера увлекательной и вместе с ним написал книгу под названием « Исследования истерии » (1895). Фрейд продвигал результаты работы Брейера дальше и утверждал, что симптомы Анны О. были вызваны сексуальным насилием, которое она подавляла в детстве. Доктор Брейер не согласился с Фрейдом, и пара распалась, и Фрейд с головой погрузился в развитие разговорной терапии и анализа бессознательного.

    Психосексуальное развитие

    Фрейд рассматривал личность через призму развития. Он сосредоточился на опыте раннего детства и теоретизировал о том, как этот опыт формирует нашу взрослую личность. Он разделил развитие на пять психосексуальных стадий: оральная , анальная , фаллическая , латентная и генитальная стадии. Он считал, что если в эти периоды о нас не позаботятся должным образом, мы можем зациклиться на сцене. Классический вопрос терапевтической беседы — «расскажи мне о своей матери» — был попыткой выяснить, на каком этапе твоя мать могла подвести тебя.

    Для Фрейда оральная стадия длилась от младенчества до одного года. На этом этапе ребенка необходимо отучить от груди. У взрослого, чье отлучение от груди пошло не так, вы можете увидеть пристрастие к курению или еде — оральную фиксацию.

    Анальная стадия , в возрасте от одного до трех лет, посвящена приучению к туалету. Если у ребенка возникают проблемы на этом этапе, взрослый может быть анально сдерживающим (слишком аккуратным и напряженным) или анально извергающим (грязным и склонным к вспышкам). Кто знал, что приучение к туалету может повлиять на чистоту вашего дома во взрослом возрасте?

    В возрасте от трех до шести лет мы находимся на фаллической стадии . Здесь дети узнают о разнице между женским и мужским телом. У маленьких мальчиков развивается Эдипов комплекс, при котором они испытывают влечение к своим матерям и ревность к отцам. Эта ревность сочетается с появлением страха кастрации, возникающего из-за страха, что отец отомстит, кастрировав своего сына, лишив его недавно обнаруженного отличия. Если маленький мальчик не разрешит свой Эдипов комплекс, идентифицируя себя с отцом (как способ косвенно возжелать свою мать), он может оказаться честолюбивым и тщеславным.

    А маленькие девочки? Конечно, они также осознают разницу между мужским и женским телом, и для Фрейда их реакция была столь же сложной. В отличие от мальчиков, которые переживают, что у них отнимут что-то , девочки переживают, что что-то уже было . Эта «зависть к пенису», как назвал ее Фрейд, приводит к тому, что молодые девушки злятся на своих матерей за то, что они не снабдили их пенисом, что приводит к длинному ряду тревог, которые обычно разрешаются только через замужество или материнство. Младший коллега Фрейда, Карл Юнг, исследовал эту динамику более подробно, в конце концов назвав ее комплексом Электры (термин, который сам Фрейд отверг).

    С шести лет до полового созревания мы отдыхаем от психосексуального безумия, когда входим в латентный период . В это время дети работают над отношениями со сверстниками и гендерными ролями и ненадолго забывают о сексе.

    Наконец, от полового созревания до взрослой жизни, мы оказываемся на стадии гениталий . В этот период Фрейд полагал, что наши инцестуозные желания по отношению к нашим родителям вновь проявляются, и мы берем эти побуждения и направляем их вовне на более подходящие цели (… людей нашего возраста, которые напоминают нам о наших родителях). На этом этапе, если вы успешно прошли другие этапы, вы хорошо приспособленный взрослый. Фу!

    Критика теорий Фрейда 

    В медицинских и научных кругах теории Фрейда, как правило, не выдержали испытания временем. Одна из самых больших проблем работы Фрейда заключается в том, что ее невозможно опровергнуть — невозможно доказать, что она ошибочна. При использовании научного метода ваши гипотезы должны быть фальсифицируемыми. Иначе как их проверить? Рассмотрим Эдипов комплекс: Фрейд утверждает, что ребенок бессознательно желает свою мать. Как мы могли бы доказать или опровергнуть такое бессознательное желание? По самой своей природе бессознательное желание скрыто. Мы не можем просто спросить ребенка, потому что, даже если он противоречит теории, Фрейд сказал бы, что он просто не осознает своего скрытого желания. Мы не можем измерить его объективно, поэтому невозможно сказать, присутствует ли это предполагаемое бессознательное желание у ребенка или нет.

    Еще одна часто встречающаяся критика связана с тем, что Фрейд разработал свои теории на основе небольшого числа тематических исследований. Мало того, почти все его пациенты в рамках этой небольшой выборки были представителями венской буржуазии, которую мы сегодня назвали бы высшим средним классом. , однородные исследовательские популяции.

    Фрейд также подвергался критике за игнорирование сил культуры и обучения в некоторых теориях, поскольку он уделял большое внимание раннему детству, биологии и бессознательным влечениям. Несмотря на этот узкий личный и социальный контекст, Фрейд регулярно делал широкие выводы, предназначенные для применения ко всему человечеству, на основе материала, полученного в результате его анализа. Если сравнивать его с современными медицинскими и научными стандартами, его доказательства могут показаться недостаточными и не поддающимися обобщению.

    Наконец, Фрейда критиковали за продвижение сексистских идей о женщинах. В его трудах есть указания на то, что он, как и многие в его время, считал женщин менее способными, более пассивными и в целом уступающими мужчинам. Фрейд был против женской эмансипации, и некоторые из его идей, такие как его теория зависти к пенису, показывают, что он был человеком XIX века, когда дело касалось прав женщин.

    Важность Фрейда 

    Хотя его работа была предметом резкой критики со всех сторон — предыдущий раздел едва касался поверхности — наследие Фрейда остается значительным как в области психологии, так и за ее пределами. Его новаторский взгляд на разум, рассмотрение бессознательного и использование разговорной терапии оказали длительное влияние на то, как сегодня выглядят терапия и психология. Работу многих ведущих психологов 20-го века, в том числе Карла Юнга, Альфреда Адлера, Эрика Эриксона, Мелани Кляйн и Карен Хорни, невозможно представить без фундамента, заложенного его работой (даже если во многих случаях фундамент, который он заложил, был явно отклонен). Но можно утверждать, что его наследие было еще большим за пределами психологии, поскольку его психоаналитический метод — процесс копания под поверхностью, чтобы найти скрытые значения — оказал глубокое влияние на ряд мыслителей и общественных интеллектуалов века, включая Вальтера Беньямина. , Мишель Фуко, Жак Деррида, Герберт Маркузе, Франц Фанон и Сьюзан Зонтаг.

    Узнайте об отмеченных наградами курсах Outlier For-Credit

    Outlier (от соучредителя MasterClass) собрал лучших в мире преподавателей, дизайнеров игр и кинематографистов для создания будущего онлайн-колледжа.

    Ознакомьтесь с родственными курсами:

    Введение в психологию

    Изучите курс

    Введение в психологию

    Наука о разуме.

    Обзорный курс

    Введение в философию

    Изучение курса

    Введение в философию

    Рассмотрение больших вопросов.

    Изучить курс

    Введение в астрономию

    Изучить курс

    Введение в астрономию

    Наша Вселенная, исследована.

    Изучить курс

    Введение в микроэкономику

    Изучить курс

    Введение в микроэкономику

    Почему маленькие решения имеют большое влияние.

    Изучить курс

    5 основных психологических теорий Зигмунда Фрейда

    Когда мы рассказываем нашим друзьям о сумасшедшем сне, который нам с ними приснился, или когда мы используем такие термины, как эго и свободные ассоциации, мы имеем в виду Зигмунда Фрейда.

    Спустя более 80 лет после его смерти теории Фрейда о человеческом бессознательном и о том, как оно влияет на наше поведение, продолжают проникать в западную культуру. Новаторские теории Фрейда, представленные миру на рубеже 20-го века, изменили наши представления о человеческом разуме. Его теории повлияли не только на психологическую теорию, но и на то, как мы ведем себя в повседневной жизни, в семейной жизни и на работе.

    Такие термины, как анализ сновидений, свободные ассоциации, Эдипов комплекс, оговорка по Фрейду и вечно присутствующее эго, а также ид и суперэго, вплетены во многое из того, что мы делаем, думаем и говорим.

    1. Анализ сновидений

    В современном обществе мы часто говорим о своих снах. Если вы погуглите «цитаты о мечтах», то, кажется, их бесконечный запас. От шутки автора бестселлеров Эрмы Бомбек: «Требуется много мужества, чтобы показать свои мечты кому-то другому» до слов американского рэпера и актера Тупака Шакура: «Реальность неверна. Мечты реальны». Но именно Фрейд раскрывает, что такое сон — альтернативная реальность, которую мы переживаем, когда спим.

    «Толкование сновидений — это высший путь к познанию бессознательной деятельности ума», — пишет Фрейд.

    Теории Фрейда о сновидениях и его книга «Толкование сновидений» были революционными. До его публикации в 1899 году ученые считали сны «бессмысленными». Фрейд считал, что сны были «замаскированным исполнением подавленных детских желаний».

    В то время как массовая культура восприняла теории Фрейда и прикладные значения — например, когда снится, что вы летите, вы подсознательно думаете об амбициях, — Фрейд никогда не писал словаря снов. На самом деле он уклонялся от такой конкретики. Он настаивал на том, что, хотя сны символичны, они специфичны для человека и не могут быть определены в целом для всего общества.

    2. Свободные ассоциации

    Теории сновидений Фрейда напрямую связаны с его теорией свободных ассоциаций. Основываясь на теории о том, что сны и их значения индивидуальны, Фрейд позволял своим пациентам самим интерпретировать сны, вместо того чтобы высказывать им свое собственное мнение. Он назвал свой процесс свободной ассоциацией. С каждой новой особенностью сновидения во время сеанса психоанализа Фрейд предлагал своим пациентам расслабиться и — используя современный термин — выплюнуть то, что, по их мнению, означало. Пациенты выбрасывали идеи по мере их поступления, какими бы тривиальными они ни были.

    3. Оговорка по Фрейду

    Одной из самых популярных фраз из теорий Фрейда является оговорка по Фрейду. Он считал, что «оговорка» — произнесение чего-то, чего мы не собираемся говорить, — показывает, о чем мы думаем, подсознательно. Фрейд представил свою теорию оговорки по Фрейду в своей книге 1901 года «Психопатология повседневной жизни» и предположил, что эти словесные (а иногда и письменные) ошибки коренятся в «бессознательных побуждениях» и «невыраженных желаниях». Кроме того, Фрейд считал, что неспособность что-то вспомнить — например, чей-то адрес или имя — связана с нашей потребностью или желанием подавить это. Современной науке еще предстоит объяснить, почему случаются оговорки по Фрейду.

    4. Эдипов комплекс, зависть к пенису и зависть к матке

    Эксперты считают Эдипов комплекс самой спорной теорией Фрейда. По Фрейду, это бессознательное желание, которое начинается на фаллической стадии развития, в возрасте от трех до шести лет. Ребенок испытывает сексуальное влечение к своему родителю противоположного пола и ревнует к своему родителю того же пола.

    Популярная культура использует комплекс Эдипа в качестве общего термина для обозначения фазы как для мальчиков, так и для девочек. Но Фрейд постулировал, что мальчики испытывают Эдипов комплекс, а девочки — комплекс Электры. Это когда девочка бессознательно сексуально привязывается к отцу и враждебно относится к матери.

    Фрейд считал Эдипов комплекс «центральным явлением сексуального периода раннего детства», но нет никаких научных доказательств, подтверждающих его теорию.

    «Зависть к пенису» выросла из теории эдипова комплекса Фрейда, и Фрейд опубликовал ее в 1908 году. Фрейд считал, что осознание женщиной того, что у нее нет пениса, приводит к сильной зависти, лежащей в основе женского поведения.

    «Фрейд утверждал, что единственный способ, которым они могли преодолеть эту зависть к пенису, — это завести собственного ребенка — вплоть до предположения, что они хотели ребенка мужского пола в своих усилиях получить пенис», — пишет British Psychological Общество. Психоаналитик Карен Хорни, современница Фрейда, чьи теории привели к движению феминистской психологии, считала зависть к пенису чисто символической.

    Хорни постулировал, что зависть не к самому фаллосу, а к пенису больше связана с положением женщины в обществе и «стремлением к социальному престижу и положению, которые испытывают мужчины. Таким образом, женщины чувствовали себя неполноценными из-за свободы и социального статуса, которых им не хватало из-за их пола, а не из-за буквального отсутствия у них фаллоса», — пишет Британское психологическое общество.

    Кроме того, Хорни вводит термин «зависть к матке» и объясняет, что на мужчин негативно влияет их неспособность иметь детей и они завидуют «биологическим функциям женского пола», включая грудное вскармливание и беременность.

    5. Эго, Ид и Суперэго

    Некоторые считают человеческую психику самой устойчивой теорией карьеры Фрейда. Фрейд опубликовал свою теорию личности в 1923 году, в которой выдвигается гипотеза о том, что человеческая психика делится на три части — Эго, Ид и Супер-Эго. И все они развиваются на разных этапах нашей жизни. Важно отметить, что Фрейд считал, что это не физические объекты в нашем мозгу, а скорее «системы».

    В то время как слово «эго» используется в популярной культуре гораздо чаще, чем «ид» и «суперэго», эти три понятия связаны между собой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *