Теория личности по зигмунду фрейду: 404 — Категория не найдена
Теория личности З. Фрейда (стр. 1 из 5)
Курсовая работа
«Теория личности Зигмунда Фрейда»
Во второй половине ХIХ века, когда психология выделилась как отдельная наука, главной ее целью стало раскрытие основных элементов человеческой психики методом интроспекции в лабораторных условиях. В этом направлении начала работать первая в то время лаборатория, возглавляемая В. Вундтом. В качестве основной задачи психологии Вундт выдвигал разложение процессов сознания на основополагающие элементы и изучение закономерных связей между ними. Именно поэтому появление радикально иного подхода к изучению людей, разработанного молодым венским врачом Зигмундом Фрейдом, вызвало ошеломляющий эффект. Вместо того, чтобы ставить в центр психической жизни человека сознание, Фрейд сравнил ее с айсбергом, ничтожно малая часть которого выступает над поверхностью воды. В противоположность господствовавшему в ХIХ веке взгляду на человека как на существо разумное и осознающее свое поведение, он выдвинул иную теорию: люди находятся в состоянии беспрестанного конфликта, истоки которого лежат в другой, более обширной сфере психической жизни – в неосознаваемых побуждениях.
Почему же теория личности З. Фрейда не теряет актуальности и в наше время?
Среди психологов ХХ века доктору Зигмунду Фрейду принадлежит особое место. С тех пор, как его первый труд «Толкование сновидений» увидел свет в 1900 году, в психологии восходили, сменяя друг друга, различные научные авторитеты. Но ни один из них не вызывает поныне такой негаснущий интерес, как Фрейд, как его теория. Объясняется это тем, что его работы, изменившие облик психологии в ХХ столетии, осветили коренные вопросы устройства внутреннего мира личности. Не ограничиваясь изучением и лечением невропатов, упорной работой по восстановлению их психического здоровья, Фрейд создал теорию, объяснявшую переживания и поведение не только больного, но и здорового человека. Эта теория приобрела в странах Запада столь великую популярность, что многие там и в наши дни убеждены, что «психология – это и есть Фрейд». Фрейдовская теория во многих зарубежных странах прочно вошла в учебники не только по психологии, психотерапии, психиатрии; она также оказала влияние и на другие науки о человеке – социологию, педагогику, антропологию, этнографию, а также на искусство и литературу.
Фрейд одним из первых представил психику человека как вечное противостояние между непримиримыми силами инстинкта, рассудка и сознания. Его психоаналитическая теория служит примером психодинамического подхода. Понятие динамики в его теории подразумевает, что поведение человека полностью детерминировано, и бессознательные психические процессы имеют большое значение в регуляции поведения человека. Его теория является первой развернутой теорией личности.
Трудно дать оценку современным теориям личности, не отдав должного признания теории Фрейда. Независимо от того, принимаем мы или отвергаем какие-то (или все) его идеи, невозможно оспорить тот факт, что влияние Фрейда на западную цивилизацию было глубоким и прочным. Можно утверждать, что во всей истории человечества очень немногие идеи оказали столь широкое и мощное воздействие. Это, конечно, сильное утверждение, но трудно представить, что у Фрейда найдется много конкурентов. Его взгляд на природу человека нанес ощутимый удар господствовавшим в то время представлениям викторианского общества; он предложил трудный, но притягательный путь к достижению понимания таких аспектов психической жизни человека, которые считались темными, скрытыми и, по-видимому, недоступными.
Главной целью данной работы является изучение основных положений теории личности З. Фрейда. Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
— Изучить основные концепции, принципы, а также предпосылки возникновения психоанализа как основы теории личности;
— Рассмотреть основные стадии развития личности;
— Дать представление о топографической модели уровней психики;
— Дать представление о структурной модели личности, охарактеризовав основные элементы и взаимосвязь между ними;
— Рассмотреть защитные психические механизмы как средство смягчения и подавления конфликтов, постоянно возникающих между уровнями личности.
Данная работа состоит из двух глав. В первой главе представлены предпосылки возникновения психоанализа, его основные концепции и принципы, также предлагается краткая биография основоположника психоаналитического учения – Зигмунда Фрейда. Во второй главе изложены основные положения психодинамической теории личности.
1. Психоанализ как основа теории личности З. Фрейда
1.1 Предпосылки возникновения психоанализа. Зигмунд Фрейд
В 1895 году заведующий кафедрой нервных болезней Венского университета Зигмунд Фрейд, работая над «Проектом программы научной психологии», пришел к необходимости теоретически осмыслить свой опыт врача невропатолога, который не укладывался в рамки традиционной трактовки сознания. Психоанализ Фрейда оказал явно или неявно влияние почти на все современные психологические теории.
Ортодоксальный психоанализ был основан Зигмундом Фрейдом на рубеже XIX и XX столетий, т.е. именно в период ломки традиционных для того времени представлений о психике и психических процессах. Господствующий методологический принцип в психологии и медицине отражал локализационистский подход фон Вирхова, т.е. поиск конкретного «полома», соответствующего любому болезненному явлению.
Возникновение новых направлений в психологии, социологии и философии обнажало узкое, примитивное толкование причинно-следственных связей локализационистского подхода. Проблема неосознаваемых (бессознательных) психических процессов становится предметом пристального внимания исследователей различных специальностей.
И. Кант говорил о бессознательном в психике человека, описывая «смутные» представления, которыми рассудок пытается овладеть, так как он не способен «избавиться от тех нелепостей, к которым его приводит влияние этих представлений…». Гегель рассматривает бессознательный тайник, в котором «сохраняется мир бесконечно многих образов и представлений без наличия их в сознании». А. Шопенгауэр продвигается несколько дальше, формулируя вывод о примате бессознательного над сознанием в своем произведении «Мир как воля и представление». Ф. Ницше уже пытается наполнить бессознательное определенными сюжетными механизмами, такими как «бессознательная воля к власти». К концу XIX века проблемой бессознательного занимаются не только философы, но и представители экспериментального направления в науке. В 1868 году английский физиолог Карпентер выступает с сообщением, посвященным бессознательной мозговой деятельности человека. Этот доклад, прослушанный в Лондонском королевском институте, вызвал оживленную дискуссию. В 1886 году Майерс высказывает мысль о существовании «подкоркового сознания», функционирующего во многих актах жизнедеятельности человека. Эти факты и послужили объективным фоном для создания З. Фрейдом знаменитой психоаналитической теории.
Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 года в городе Фрейбурге (бывшая Моравия), входившим в состав Астро-Венгрии (ныне – Чехия). Рос в буржуазной семье среднего достатка. В автобиографии (1925) он писал: «Мои родители были евреями, и я остался евреем». В 1873 году поступает на медицинский факультет Венского университета, где проявляет интерес к таким наукам, как сравнительная анатомия, гистология, физиология. З. Фрейд, будучи студентом, под руководством Брюкке, выполняет ряд вполне самостоятельных исследований по перечисленным дисциплинам. С 1882 года работает врачом в отделении внутренних болезней Венской общей клиники, далее – в психиатрической клинике под руководством Мейнерта.
В 1885 году Фрейд уезжает на годичную стажировку к Шарко в клинику «Сальпетриер» (Париж). Там же он овладевает методом гипнотерапии. По возвращении прослушал курс лекций по психологии философа Франца Брентано, после чего отмечает возникновение интереса к психической жизни человека и его законам. До этого совместно с Карлом Колером открывает местноанестезирующее действие кокаина. Начинает заниматься вопросами патогенеза истерии, публикует первые клинические статьи, работает вместе с Брейером, в основном используя гипнотерапию. Параллельно продолжает исследования чисто неврологического характера (проблемы детского паралича, афазий, локализации мозговых функций).
К 1895 году, совместно с Брейером, З. Фрейд разработал метод гипнокатарсиса. После ряда клинических публикаций в 1895 году пишет монографию «Проект», в которой совершается первая попытка умозрительно разработать закономерности деятельности мозга человека.
В 1886 году женится на Марте Бернэй. К 1901 году (год публикации монографии «Толкование сновидений») полностью отказывается от метода гипноза и разрабатывает оригинальную методику свободных ассоциаций. В 1904–1905 годах публикует «Психопатологию обыденной жизни», «Остроумие и его отношение к бессознательному», «Три очерка в теории сексуальности» и другие известные монографии. К моменту I Мировой войны З. Фрейд сосредотачивается на разработке философских и историко-социологических аспектов жизни общества, т.е. начинает создавать «метапсихологическую» теорию. В 1908 году проходит I Международный психоаналитический конгресс в городе Зальцбурге. В 1909 году выходит в свет первый международный психоаналитический журнал. В 1909 году совместно с К. Юнгом посещает США, читает курс лекций в Массачусетском университете, по окончании курса получает степень почетного доктора права. В 1910 году создается международная психоаналитическая ассоциация. В 1920 году открывается первый психоаналитический институт в Берлине. В 1930 году З. Фрейд получает международную премию им. Гете. В 1936 году становится почетным иностранным членом Королевского научного общества Англии. В 1939 году публикует последний крупный труд «Моисей и единобожие», в котором продолжает развитие своих культурно-исторических концепций[1].
1. Психоаналитическая теория з.Фрейда
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Психоаналитическая теория З.Фрейда
2. Структура личности
3. Защитные механизмы личности
ВЫВОД
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
Психологическое познание столь же древне, как сам человек. Он не мог бы существовать, не ориентируясь в мотивах поведения и свойствах характера своих ближних.
В последнее время растет интерес к вопросам человеческого поведения и поискам смысла человеческого существования. Руководители изучают, как работать с подчиненными, родители посещают курсы по воспитанию детей, супруги учатся общаться друг с другом и “грамотно ссориться“, преподаватели изучают как помочь справиться с эмоциональным волнением и чувством растерянности своим студентам и учащимся других учебных заведений.
Наряду
с интересом к материальному благосостоянию
и к бизнесу многие люди стремятся помочь
себе и понять, что значит быть человеком.
Когда психологи обращаются к изучению личности, что, пожалуй, первое, с чем они сталкиваются, это многообразие свойств и их проявлений в ее поведении. Интересы и мотивы, склонности и способности, характер и темперамент, идеалы, ценностные ориентации, волевые, эмоциональные и интеллектуальные особенности, соотношение сознательного и несознательного (подсознательного) и многое другое — вот далеко неполный перечень характеристик, с которыми приходится иметь дело, если мы пытаемся нарисовать психологический портрет личности.
Обладая
многообразием свойств, личность вместе
с тем представляет собой единое целое.
Отсюда вытекают две взаимосвязанные
задачи: во-первых, понять все множество
свойств личности как систему, выделив
в ней то, что принято называть
системообразующим фактором (или
свойством), и, во-вторых, раскрыть
объективные основания этой системы.
Разработанную З.Фрейдом психоаналитическую теорию личности, весьма популярную в странах Запада, можно отнести к типу психодинамических, неэкспериментальных, охватывающих всю жизнь человека и использующих для описания его как личности, внутренние психологические свойства индивида, в первую очередь его потребности и мотивы. Он считал, что лишь незначительная часть того, что на самом деле происходит в душе человека и характеризует его как личность, актуально им осознается.
Одной из ведущих идейных, теоретических и методологических основ западной психологии и социологии классического периода, и в особенности ее психологического направления, стал комплекс доктрин З.Фрейда, оказавших значительное воздействие на всю социальную мысль.
Наиболее
существенная часть психоаналитической
социологии Фрейда — учение о человеке,
представляющее собой совокупность
разнопорядковых концепций о природе и
сущности человека, его психике,
формировании, развитии и структуре
личности, причинах и механизмах
деятельности и поведения человека в
различных социальных общностях.
По мысли Фрейда, началом и основой психической жизни человека являются различные инстинкты, влечения и желания, изначально присущие человеческое организму.
Недооценивая сознание и социальное окружение в процессе формирования и бытия человека, Фрейд утверждал, что ведущую роль в организации жизнедеятельности человека играют различного рода биологические механизмы. В частности, он полагал, что в каждом человеке от рождения заложены влечения инцеста (кровосмешения), каннибализма и жажда убийства, которые оказывают большое влияние на всю психическую деятельность человека и его поведение. Фрейд настаивал на том, что духовное развитие индивидуума вкратце повторив т ход развития человечества в силу того, что в своих психических структурах каждый человек несет бремя переживаний отдаленных предков.
По
Фрейду, особо важную роль в формировании
человека в его жизни играют два всеобщих
космических инстинкта: Эрос (сексуальный
инстинкт, инстинкт жизни, инстинкт
самосохранения) и Танатос (инстинкт
смерти, инстинкт агрессии, инстинкт
деструкции).
Представляя человеческую жизнедеятельность как результат борьбы двух вечных сил Эроса и Танатоса, Фрейд считал, что эти инстинкты являются основными двигателями прогресса. Единство и борьба Эроса и Танатоса не только обуславливают конечность бытия индивида, но и весьма существенно определяют деятельность различных социальных групп, народов и государств.
Согласно концепции Фрейда, носителем полового инстинкта является всеобщая психическая энергия, имеющая сексуальную окраску (либидо), которая иногда трактовалась им как энергия сексуального влечения или половой голод.
Концепции либидо принадлежит весьма важная роль. Вместе с тем, Фрейд не сумел выработать однозначной трактовки либидо и в зависимости от тех или иных поворотов теоретических изысканий истолковывал либидо то в одном, то в другом смысле.
В
одних случаях он говорил о либидо как
о меняющейся количественно силе и
заявлял, что это либидо мы отличаем от
энергии, которую следует положить вообще
в основу душевных процессов.
Бессознательные
(в первую очередь сексуальные) стремления
личности образуют ее потенциал и основной
источник активности, задают мотивацию
ее действий. В силу невозможности
удовлетворения инстинктивных потребностей
в их естественно-природной форме из-за
социальных нормативных ограничений
человек вынужден постоянно искать
компромисс между глубинным влечением
и общественно приемлемой формой его
реализации. Модель личности, созданная
Фрейдом, представляет собой трехуровневое
образование: низший слой (Оно, или Ид),
представленный бессознательными
импульсами и “родовыми воспоминаниями”
, средний слой (Я, или Эго) и верхний слой
(Сверх-Я, или Супер-Эго) — нормы общества,
воспринятые человеком. Наиболее жесткие,
агрессивные и воинственные слои — Оно
и Сверх-Я. Они с обеих сторон атакуют
психику человека, порождая невротический
тип поведения.
Раскрывая сущность концепции Фрейда, следует отметить, что ученый считал, — наиболее важная роль в формировании и жизнедеятельности человека играет также комплекс Эдипа. Исследуя сновидения своих пациентов, Фрейд обратил внимание на то, что значительная часть их с возмущением и негодованием сообщали ему о сновидениях, основным мотивом которых была половая связь с матерью (инцест). Усмотрев в этом определенную тенденцию, Фрейд приходит к выводу, что первое социальное побуждение человека направлено на мать, в то время как первое насильственное желание и ненависть направлены на отца.
В
комплексе Эдипа, как полагал Фрейд,
“завершается инфантильная сексуальность,
оказывающая решающее влияние своим
действием на сексуальность взрослых.
Каждому новорожденному предстоит задача
одолеть Эдипов комплекс, кто не в
состоянии это сделать, заболевает
неврозом”.
Таким образом, Эдипов комплекс является, по Фрейду, базисом человеческого бытия, в то время как три сферы личности находятся в постоянном взаимодействии и оказывают влияние на функциональную деятельность друг друга. Одно из важнейших отношений такого рода — взаимоотношение “Оно” и “Я”.
Постоянное
противоборство трех сфер личности в
значительной мере смягчается специальными
“защитными механизмами” (“механизмами
защиты”), образовавшимися в результате
эволюции человека. Важнейшими из
неосознаваемых “защитных механизмов”,
призванных обеспечить известную
целостность и стабильность личности в
условиях конфликта противоречивых
импульсов и установок, Фрейд считал
“сублимацию” (процесс преобразования
и переадресования сексуальной энергии
в различные формы деятельности, приемлемые
индивидом и обществом), “вытеснение”
(бессознательное устранение индивидом
мотивов своих действий из сферы сознания),
“регрессию” (переход на более примитивный
уровень мышления и поведения), “проекцию”
(неосознанное перенесение, “приписывание”
собственных ощущений, представлений,
желаний, мыслей, влечений и зачастую
“постыдных”, бессознательных стремлений
другим людям), “рационализацию”
(бессознательное стремление индивида
к рациональному обоснованию своих идей
и поведения даже в тех случаях, когда
они иррациональны), “реактивное
образование” (изменение неприемлемой
для сознания тенденции на более приемлемую
или противоположную), “фиксацию
поведения” (тенденцию “Я” к сохранению
апробированных, эффективных стереотипов
поведения, известное изменение которых
может привести к патологическому
навязчивое стремлению к повторениям)
и др.
Настаивая на изначальной противоречивости и конфликтности сфер личности, Фрейд особенно акцентировал динамические моменты бытия личности, что явилось сильной стороной его концепции,
Придавая важное значение всем сферам личности и механизму их взаимодействия, Фрейд вместе с тем стремился увязать с теорией личности многие свои гипотезы и концепции. Примером тому могут служить его концепции творчества и учение о характерах, которые действительно согласуются с его конструкцией личности и дополняют ее.
Анализ свободных ассоциаций пациентов привел 3. Фрейда к выводу, что болезни взрослой личности сводятся к переживаниям детства. Детские переживания, по 3. Фрейду, имеют сексуальную природу. Это чувство любви и ненависти к отцу или матери, ревность к брату или сестре и т.п. 3. Фрейд считал, что этот опыт оказывает неосознанное влияние на последующее поведение взрослого, а также играет определяющую роль в развитии личности.
Личность,
по 3. Фрейду, — это взаимодействие взаимно
побуждающих и сдерживающих сил. Либидозная
энергия, которая связана с инстинктом
жизни, является также основой развития
личности, характера человека. Фрейд
говорил о том, что в процессе жизни
человек проходит несколько этапов,
отличающихся друг от друга способом
фиксации либидо, способом удовлетворения
инстинкта жизни. При этом Фрейд уделяет
большое внимание тому, каким именно
способом происходит фиксация и нуждается
ли человек при этом в посторонних
объектах. Исходя из этого, он выделяет
несколько стадий — стадий психического
генеза в течение жизни ребенка.
Оральная
стадия (0-1 год). Оральная стадия характеризуется
тем, что основной источник удовольствия,
а, следовательно, и потенциальной
фрустрации, сосредоточивается на зоне
активности, связанной с кормлением.
Оральная стадия характеризуется двумя
последовательными либидонозными
действиями (сосание и укус). Ведущая
эрогенная область на этой стадии — рот,
орудие питания, сосания и первичного
обследования предметов. На оральной
стадии фиксации либидо у человека, по
мнению 3.Фрейда, формируются некоторые
черты личности: ненасытность, жадность,
требовательность, неудовлетворенность
всем предлагаемым. Уже на оральной
стадии, согласно его представлениям,
люди делятся на оптимистов и пессимистов.
Анальная
стадия (1-3 года). На этой стадии либидо
концентрируется вокруг ануса, который
становится объектом внимания ребенка,
приучаемого к опрятности. Теперь детская
сексуальность находит предмет своего
удовлетворения в овладении функциями
дефекации, выделения. Здесь ребенок
встречается со многими запретами,
поэтому внешний мир выступает перед
ним как барьер, который он должен
преодолеть, и развитие приобретает
здесь конфликтный характер. По отношению
к поведению ребенка на этой стадии можно
сказать, что полностью образована
инстанция «Я», и теперь она способна
контролировать импульсы «Оно».
Социальное принуждение, наказания
родителей, страх потерять их любовь
заставляют ребенка мысленно представлять
себе, интериоризировать некоторые
запреты. Таким образом, начинает
формироваться «Сверх-Я» ребенка
как часть его «Я», где в основном
заложены авторитеты, влияние родителей
и взрослых людей, которые играют очень
важную роль в качестве воспитателей в
жизни ребенка. Особенности характера,
формирующиеся на анальной стадии, по
мнению психоаналитиков, — аккуратность,
опрятность, пунктуальность; упрямство,
скрытность, агрессивность; накопительство,
экономность, склонность к коллекционированию.
Фаллическая
стадия (3-5 лет) характеризует высшую ступень
детской сексуальности. Ведущей эрогенной
зоной становятся генитальные органы.
До сих пор детская сексуальность была
аутоэротичной, теперь она становится
предметной, то есть дети начинают
испытывать сексуальную привязанность
к взрослым людям. Первые люди, которые
привлекают внимание ребенка, — это
родители. Либидонозную привязанность
к родителям противоположного пола 3.
Фрейд назвал Эдиповым комплексом для
мальчиков и комплексом Электры для
девочек, определив их как
мотивационно-аффективные отношения
ребенка к родителю противоположного
пола. По мнению 3. Фрейда, фаллической
стадии соответствует зарождение таких
черт личности, как самонаблюдение,
благоразумие, рациональное мышление,
а в дальнейшем утрирование мужского
поведения с усиленной агрессивностью.
Латентная стадия (5-12 лет) характеризуется снижением полового интереса. Психическая инстанция «Я» полностью контролирует потребности «Оно»; будучи оторванной от сексуальной цели, энергия либидо переносится на освоение общечеловеческого опыта, закрепленного в науке и культуре, а также на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за пределами семейного окружения.
Генитальная
стадия (12-I8 лет) — характеризуется возвращением
детских сексуальных стремлений, теперь
все бывшие эрогенные зоны объединяются,
и подросток, с точки зрения З. Фрейда,
стремится к одной цели — нормальному
сексуальному общению. Однако, осуществлении
нормального сексуального общения может
быть затруднено, и тогда можно наблюдать
в течение генитальной стадии феномены
фиксации или регрессии к той или другой
из предыдущих стадий развития со всеми
их особенностями. На этой стадии инстанция
«Я» должна бороться против агрессивных
импульсов «Оно», которые вновь дают
о себе знать. Так, например, на этом этапе
может вновь возникнуть Эдипов комплекс,
который толкает юношу к гомосексуальности,
предпочтительному выбору для общения
лиц своего пола. Чтобы бороться против
агрессивных импульсов «Оно»,
инстанция «Я» использует два новых
механизма защиты. Это аскетизм и
интеллектуализация. Аскетизм с помощью
внутренних запретов тормозит этот
феномен, а интеллектуализация сводит
его к простому представлению в воображении
и таким путем позволяет подростку
освободиться от этих навязчивых желаний.
Описаны два наиболее ярких типа характера,
формирующихся на этой стадии; психическая
гомосексуальность и нарциссизм. В чем
же секрет огромного влияния 3. Фрейда
на всю современную психологию вплоть
до наших дней? Во-первых, это динамическая
концепция развития, во-вторых, это
теория, которая показала, что для развития
человека главное значение имеет другой
человек, а не предметы, которые его
окружают.
3. Фрейд был впереди своего
века и, подобно Ч. Дарвину, разрушил
узкие, ригидные границы здравого смысла
своего времени и расчистил новую
территорию для изучения человеческого
поведения.
1
Первый слайд презентации: ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ З.ФРЕЙДА. «ПСИХОАНАЛИЗ»
Работу выполнили: студентки 1 курса стоматологического факультета, 6 гр. Никифорова Виктория Поярова Виктория Преподаватель: Ульяновская Т. Н.
Изображение слайда
2
Слайд 2: Психодинамическое направление в теории личности З.Фрейда
З.Фрейд выдвинул теорию: люди находятся в состоянии беспрестанного конфликта, истоки которого лежат в другой, более обширной сфере психической жизни — в неосознаваемых сексуальных и агрессивных побуждениях. Фрейд первым охарактеризовал психику как поле боя между непримиримыми силами инстинкта, рассудка и сознания. Термин «психодинамический» указывает именно на эту непрекращающуюся борьбу между разными аспектами личности.
Изображение слайда
3
Слайд 3
Изображение слайда
4
Слайд 4
За почти 45 лет активной научной деятельности и клинической практики Фрейд создал:
1) первую развернутую теорию личности;
2) обширную систему клинических наблюдений, основанных на его терапевтическом опыте и самоанализе;
3) оригинальный метод лечения невротических расстройств;
4) метод исследования тех психических процессов, которые почти невозможно изучить какими-либо другими способами.
Изображение слайда
5
Слайд 5: Биография
Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 года в маленьком австрийском городке Фрайберге, Моравия.
Поступил на медицинский факультет Венского университета в 1873 году.
После получения медицинской степени в 1881 году Фрейд занял должность в Институте анатомии мозга и проводил сравнительные исследования мозга взрослого человека и плода.
В 1885 году он получил исследовательскую стипендию.
Работы: «Толкование сновидений» (1900), «Психопатология обыденной жизни» (1901), «Три эссе о сексуальности» (1905) и «Юмор и его отношение к бессознательному» (1905).
Наиболее важными являются:«Лекции по введению в психоанализ» (1920), «По ту сторону принципа удовольствия» (1920), «Я и Оно» (1923), «Будущее одной иллюзии» (1927), «Цивилизация и недовольные ею» (1930), «Новые лекции по введению в психоанализ» (1933) и «Очерк истории психоанализа», опубликованный посмертно в 1940 году.
Изображение слайда
6
Слайд 6: Психоанализ
Психоанализ — метод психотерапии и психологическое учение, ставящее в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации. Психоана́лиз — психологическая теория, разработанная в конце XIX — начале XX века австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом. Основные положения психоанализа заключаются в следующем: человеческое поведение, опыт и познание во многом определены внутренними и иррациональными влечениями; эти влечения преимущественно бессознательны; попытки осознания этих влечений приводят к психологическому сопротивлению в форме защитных механизмов; помимо структуры личности, индивидуальное развитие определяется событиями раннего детства; конфликты между осознанным восприятием реальности и бессознательным материалом могут приводить к ментальным нарушениям освобождение от влияния бессознательного материала может быть достигнуто через его осознание
Изображение слайда
7
Слайд 7: Психоанализ: основные концепции и принципы
теория личности и психопатологии метод терапии личностных расстройств метод изучения неосознанных мыслей и чувств индивидуума «психоанализ»
Изображение слайда
8
Слайд 8: Уровни сознания: топографическая модель
З. Фрейд выделял три уровня психической жизни:
Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые вы осознаете в данный момент времени.
Область предсознательного, «доступная память», включает в себя весь опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание или спонтанно, или в результате минимального усилия.
Область бессознательного представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавлены или вытеснены в область бессознательного.
Изображение слайда
9
Слайд 9: Структура личности
З. Фрейд ввел в анатомию личности три основные структуры: ид, эго и суперэго. Связь структурной модели с уровнями сознания
Изображение слайда
10
Слайд 10: ИД
Слово «ид» происходит от латинского «оно» и, по Фрейду, означает исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Ид функционирует целиком в бессознательном и тесно связано с инстинктивными биологическими побуждениями (еда, сон, дефекация, копуляция), которые наполняют наше поведение энергией. Ид сохраняет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей его жизни. Будучи примитивным в своей основе, оно свободно от всяких ограничений. Является самой старой исходной структурой психики.
Изображение слайда
11
Слайд 11: ЭГО
Эго (от лат. «ego» — «я») — это компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Эго стремится выразить и удовлетворить желания ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Принцип реальности дает возможность индивидууму тормозить, переадресовывать или постепенно давать выход грубой энергии ид в рамках социальных ограничений и совести индивидуума. Принцип реальности вносит в наше поведение меру разумности. Эго является «исполнительным органом» личности и областью протекании интеллектуальных процессов и решения проблем.
Изображение слайда
12
Слайд 12: Суперэго
Суперэго (от лат. « super » — «сверх» и « ego » — «я»). Суперэго — последний компонент развивающейся л ичности. Для того, чтобы человек эффективно функционировал в обществе, он должен иметь систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в его окружении. Фрейд разделил суперэго на две подсистемы: совесть и эго-идеал. Совесть включает способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины у ребенка. Поощрительный аспект суперэго — это эго-идеал. Он ведет индивидуума к установлению для себя высоких стандартов.
Изображение слайда
13
Слайд 13: Инстинкты — движущая сила поведения
По Фрейду, психические образы телесных потребностей, выраженные в виде желаний, называются инстинктами. В инстинктах проявляются врожденные состояния возбуждения на уровне организма, требующие выхода и разрядки. Фрейд утверждал, что любая активность человека (мышление, восприятие, память и воображение) определяется инстинктами.
Изображение слайда
14
Слайд 14: Сущность жизни и смерти
Фрейд утверждал: «Целью жизни является смерть». Инстинкт жизни (Эрос) — поддержание жизненно важных процессов и обеспечивает размножение вида. Инстинкт смерти (Танатос) — лежит в основе всех проявлений жестокости, агрессии, самоубийств и убийств.
Изображение слайда
15
Слайд 15: Что собой представляют инстинкты в действительности
ИНСТИНКТ Источник инстинкта — состояние организма или потребность Цель инстинкта — устранении или редукции возбуждения Объект – любой человек, предмет или что-то в собственном теле индивидуума Стимул -количество энергии, силы или давления
Изображение слайда
16
Слайд 16: Развитие личности: психосексуальные стадии
Психосексуальное развитие — это биологически детерминированная последовательность, развертывающаяся в неизменном порядке и присущая всем людям, независимо от их культурного уровня. Социальный опыт индивидуума, как правило, привносит в каждую стадию определенный долговременный вклад в виде приобретенных установок, черт и ценностей.
Фрейду принадлежит гипотеза о четырех последовательных стадиях развития личности: оральной, анальной, фаллической и генитальной.
Изображение слайда
17
Слайд 17: Оральная стадия
Оральная стадия длится от рождения приблизительно до 18-месячного возраста. В этот период область рта наиболее тесно связана и с удовлетворением биологических потребностей. Поэтому полость рта — включая губы, язык и связанные с ними структуры — становится главным средоточием активности и интереса младенца. Оральная стадия заканчивается, когда прекращается кормление грудью. Типы: орально-пассивный (веселый и оптимистичный, ожидает от окружающего мира «материнского» отношения к себе) орально-агрессивный (любовь к спорам, пессимизм, цинизм )
Изображение слайда
18
Слайд 18: Анальная стадия
Анальная стадия начинается в возрасте около 18 месяцев и продолжается до третьего года жизни. В течение этого периода маленькие дети получают значительное удовольствие от задерживания и выталкивания фекалий.
Типы: анально-удерживающий — необычайно упрям, скуп, методичен и пунктуален; анально-выталкивающий — склонность к разрушению, беспокойство, импульсивность и даже садистическую жестокость.
Изображение слайда
19
Слайд 19: Фаллическая стадия
Между тремя и шестью годами интересы ребенка сдвигаются в новую эрогенную зону, в область гениталий. Стадия символизирует неосознанное желание каждого ребенка обладать родителем противоположного пола и одновременно устранить родителя одного с ним пола Фрейд выделил фаллические типы : мужчины — стремятся добиваться успеха и постоянно пытаются доказывать свою мужественность и половую зрелость; женщины – флирт, обольщение, самоуверенность, главенство над мужчиной.
Изображение слайда
20
Слайд 20: Генитальная стадия
Репродуктивные органы достигают зрелости, выброс гормонов эндокринной системой ведет к появлению вторичных половых признаков (например, оволосение лица у мужчин, формирование молочных желез у женщин). Генитальный характер — это идеальный тип личности в психоаналитической теории. Это человек зрелый и ответственный в социально-сексуальных отношениях.
Изображение слайда
21
Слайд 21: Защитные механизмы
Защи́тный механи́зм — понятие глубинной психологии, обозначающее неосознаваемый психический процесс, направленный на минимизацию отрицательных переживаний. Механизмы: Замещение Реактивное образование Компенсация Вытеснение Отрицание Проекция Сублимация Рационализация Регрессия
Изображение слайда
22
Слайд 22: Психоанализ в стоматологии
В работе стоматолога возможно оценивание пациента согласно теории З. Фрейда. Например, оценивая его бессознательное начало, которое во многом определяет его поведение.
Изображение слайда
23
Слайд 23: Список литературы
Гринсон Ральф Р. »Техника и практика психоанализа» Ребер Артур. «Большой толковый психологический словарь» Хьелл Л., Зиглер Д. «Теории личности»
Изображение слайда
24
Последний слайд презентации: ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ З.ФРЕЙДА. «ПСИХОАНАЛИЗ»
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
Изображение слайда
Скрытая личность по Зигмунду Фрейду и Карлу Роджерсу
Питер Превос |
1636 слов | 8 минут
Поделиться этим контентом
Наука
Психология
Личность – сложное явление в психологии. Зигмунд Фрейд (1856–1939) и Карл Роджерс (1905–1987) широко известны как два самых влиятельных психотерапевта двадцатого века. Оба теоретизировали, что у людей есть скрытая личность, о которой они не подозревают. Хотя обе теории разработаны на основе многолетнего клинического опыта, они основаны на очень разных предположениях. В этом эссе будут обсуждаться эти предположения о скрытой личности, и утверждается, что теория Роджерса предпочтительнее фрейдистской модели, потому что она больше соответствует результатам современных научных исследований.
Зигмунд Фрейд
Основным допущением психоаналитического взгляда Фрейда на человека является энергетическая система, в которой все психические процессы рассматриваются как энергетические потоки, которые могут течь свободно, а могут отклоняться в сторону или блокироваться. Фрейд утверждает, что целью любого поведения является снижение напряжения за счет высвобождения энергии, что приводит к удовольствию. Люди действуют по гедонистическим принципам, стремясь к безудержному удовлетворению всех желаний. Однако бесконечная погоня за счастьем противоречит обществу и цивилизации, поскольку недопустимо неконтролируемое удовлетворение удовольствия. По мнению Фрейда, людьми в первую очередь движут сексуальные и агрессивные инстинкты. Сексуальная и агрессивная энергия, лишенная выражения, более непосредственно преобразуется в культурную деятельность, такую как искусство и наука. Энергия, используемая для культурных целей, однако, более недоступна для сексуальных целей, и Фрейд приходит к выводу, что цена цивилизации — нищета, утрата счастья и чувство вины (Pervin 19).97).
Теория личности Фрейда основана на идее, что многое в человеческом поведении определяется силами, находящимися вне сознания. Отношения между личностью и обществом контролируются примитивными побуждениями, зарытыми глубоко внутри нас, составляющими основу скрытого «я». Фрейд утверждает, что большая часть нашей психической энергии расходуется либо на поиск приемлемых выражений бессознательных идей, либо на сохранение их в бессознательном состоянии. Фрейд построил свою концепцию бессознательного на основе анализа оговорок, сновидений, неврозов, психозов, произведений искусства и ритуалов (Pervin 19).97). В психоаналитической теории психическая жизнь делится на три уровня осознания. Наиболее значительная часть ума формируется бессознательной системой и лишь крошечная часть сознательным. Предсознательная система стоит как перегородка между бессознательной системой и сознанием. (Экстром, 2004). Сознательный разум подобен верхушке айсберга, самая значительная часть которого — бессознательное — скрыта под водой. Психоаналитическая теория по своей сути является мотивационной теорией человеческого поведения. Фрейд утверждал, что «психоанализ нацелен и не достигает ничего, кроме открытия бессознательного в психической жизни» (цит. по: Pervin 19).97: 71).
Карл Роджерс
Психолог-гуманист Карл Роджерс выступил против психоаналитической теории личности. Он был недоволен «бесчеловечным характером» этой школы мысли (Pervin 1997). Центральный принцип гуманистической психологии заключается в том, что у людей есть побуждения, которые побуждают их заниматься деятельностью, приносящей личное удовлетворение и вносящей вклад в общество: тенденция актуализации. Эта тенденция присутствует во всех организмах и может быть определена как мотивация, присутствующая в каждой форме жизни, чтобы максимально развить свой потенциал. Гуманистическая психология основана на оптимистическом взгляде на человеческую природу, а направление движения людей в основном направлено на самореализацию. Некоторые могут критиковать Роджерса как наивного оптимиста и указывать на жестокую историю человечества. Роджерс защищает свою точку зрения, ссылаясь на тот факт, что его теория основана на более чем двадцатипятилетнем опыте психотерапии (Pervin 19).97).
Личность человека формируется через ряд личных переживаний. Эти переживания отражают то, как индивид воспринимается как самим собой, так и внешним миром — феноменологическим полем. У людей также есть опыт, о котором они не подозревают, а феноменологическое поле содержит как сознательные, так и бессознательные восприятия. Однако, согласно Роджерсу, понятие «я» в первую очередь является сознательным. Наиболее важными детерминантами поведения являются те, которые осознаются или способны осознаваться. Роджер утверждает, что определение личности, которое включает в себя ссылку на бессознательное (как у Фрейда), не может быть объективно изучено, поскольку оно не может быть познано непосредственно (Pervin 19).97).
Теория личности Роджера различает две личности. Реальное «я» создается тенденцией актуализации, это то «я», которым можно стать. Однако требования общества не всегда поддерживают актуализирующую тенденцию, и мы вынуждены жить в условиях, не соответствующих нашим предпочтениям. Идеальное Я – это идеал, созданный требованиями общества. Роджерс не видит в этом стремления к форме (то есть истинному я), а в качестве навязанного нам стандарта, которого мы никогда не сможем полностью достичь (Boeree 19). 98). Взгляд Роджерса на «скрытую» личность относится к человеку, которому могут быть предоставлены правильные обстоятельства в обществе, и для того, чтобы человек был по-настоящему счастливым (и для реализации самоактуализации), его публичное и личное «я» должны быть как можно более похожими. . Для того, чтобы человек был по-настоящему счастлив и чтобы самоактуализация состоялась, публичное и скрытое «я» должны быть как можно более идентичными. Роджерс считал, что когда все аспекты жизни человека, его окружение и мысли находятся в гармонии и, таким образом, достигается идеальное состояние конгруэнтности (Pervin 19).97).
Основы личности
Теории личности Фрейда и Роджера основаны на совершенно разных предположениях. Их представления о человеческой природе и роли рациональности в человеческой мотивации диаметрально противоположны. Хотя обе теории включают скрытую личность, обе концепции сильно различаются тем, что для Фрейда это наше естественное состояние. В то же время для Роджерса это Я, созданное требованиями общества.
Человеческая природа
Фрейд предположил, что у людей есть бессознательное, которое, если бы ему позволили, проявилось бы в инцесте, убийстве и других действиях, которые в современном обществе считаются преступлениями. Фрейд считает, что невротизм является результатом напряженности, вызванной подавлением наших бессознательных влечений, которые в своей основе агрессивны по отношению к другим (Pervin 1997).
Роджерс соглашается с тем, что временами мы можем вести себя агрессивно и агрессивно, но в такие моменты мы невротичны и не функционируем как полностью развитые человеческие существа (Pervin 19).97). Роджерс переворачивает концепцию Фрейда о невротизме и считает, что то, что Фрейд интерпретировал как наше естественное состояние бытия, на самом деле является неестественным и нездоровым поведением. Для Роджерса ядро нашей природы по существу позитивно и направлено на самореализацию, в то время как для Фрейда нами движут исключительно сексуальные и агрессивные инстинкты. Недавние исследования подтверждают точку зрения Роджерса, поскольку они показали, что люди с оптимистичным стилем мышления, как правило, более эффективно справляются со стрессом, чем люди с пессимистичным настроем (Gray 2002).
Причина в поведении человека
Революции в истории науки имеют одну общую черту: они деконструируют наши убеждения о собственной важности. Коперник перенес наш дом из центра вселенной на ее периферию, Дарвин отнес нас к происхождению из животного мира, а Фрейд открыл бессознательное и разрушил миф о полностью рациональном разуме (Ekstrom 2004). С точки зрения Фрейда, люди в своей основе иррациональны, а бессознательный разум алогичен. Нами вечно движут иррациональные, практически неконтролируемые бессознательные инстинкты, которые являются конечной причиной всякой деятельности (Первен 19).97).
Роджерс считает людей в основном рациональными, а поведение контролируется разумом. Рациональность и актуализирующая тенденция неразрывно связаны в образе личности Роджерса (Ziegler 2002). Человеческое поведение, по словам Роджерса, «изысканно рационально, движется с тонкой и упорядоченной сложностью к целям, которых пытается достичь организм» (Цит. по Ziegler 2002: 82). Однако естественный ход актуализирующей тенденции часто блокируется психосоциальными условиями. Когда это происходит, люди отдаляются от своей истинной природы и могут вести себя иррационально, проявляя антиобщественное и деструктивное поведение.
Скрытая личность
Фрейдистская концепция бессознательного так и не была экспериментально проверена им и осталась теоретической конструкцией. Критические вопросы о том, что доступно непосредственному наблюдению и что происходит бессознательно, Фрейд никогда не мог дать в полной мере, поскольку он не обладал никакими современными техническими возможностями. С помощью современной когнитивной науки было обнаружено, что большая часть наших мыслей на самом деле бессознательна, не в фрейдовском смысле вытеснения, а в том смысле, что она действует ниже уровня когнитивного осознания, недоступна сознанию и действует слишком быстро, чтобы сфокусироваться. на (Экстром 2004).
Бессознательная обработка происходит в уме людей не потому, что мы должны отфильтровывать угрожающие стимулы и импульсы, а потому, что многие когнитивные операции происходят без сознательного участия. Мозг работает таким образом, чтобы не перегружать сознательную часть разума впечатлениями. Бессознательное — это тип процесса, форма конструирования восприятия, воспоминаний и других видов познания, а не часть разума (Экстром, 2004). Этот взгляд согласуется с концепцией бессознательного Роджера, который предположил, что бессознательное является лишь частью феноменологического поля и не контролирует нашу личность.
Вывод
Теории личности Фрейда и Роджерса основаны на некоторых фундаментальных предположениях и занимают противоположные концы спектра взглядов на человеческую мотивацию. При сравнении обоих подходов с современными исследованиями в области когнитивной психологии личность Роджерса предпочтительнее фрейдовской модели.
использованная литература
Boeree, CG (1998).
Теории личности: Карл Роджерс.
Экстром, С. Р. (2004). Разум за пределами нашего непосредственного осознания: фрейдовские, юнгианские и когнитивные модели бессознательного. Журнал аналитической психологии , 49, 657–682.
Грей, П. (2002). Психология (4-е изд.). Нью-Йорк: издательство Worth.
Первин Л. и Оливер О., 1997). Личность: теория и исследования (7-е изд.). Нью-Йорк: Джон Уайли.
Зиглер, Д. Дж. (2002). Фрейд, Роджерс и Эллис: сравнительный теоретический анализ. Журнал рационально-эмоциональной и когнитивно-поведенческой терапии , 20 (2), 75–9.1.
Поделиться этим контентом
История психологии — психоаналитическая теория и гештальт-психология
Цели обучения
- Описать влияние Фрейда на психологию и его основные теоретические вклады
- Опишите основные принципы гештальт-психологии
Рисунок 1 . (а) Зигмунд Фрейд был очень влиятельной фигурой в истории психологии. (б) Одна из его многочисленных книг, «Общее введение в психоанализ», поделилась его идеями о психоаналитической терапии; она была опубликована в 1922.
Возможно, одной из самых влиятельных и известных фигур в истории психологии был Зигмунд Фрейд. Фрейд (1856–1939) был австрийским неврологом, который был очарован пациентами, страдающими «истерией» и неврозами. Истерия была древним диагнозом расстройств, в первую очередь у женщин с широким спектром симптомов, включая физические симптомы и эмоциональные расстройства, ни одно из которых не имело очевидной физической причины. Фрейд предположил, что многие проблемы его пациентов возникают из-за бессознательного. С точки зрения Фрейда, бессознательный разум был хранилищем чувств и побуждений, о которых мы не догадываемся. Таким образом, получение доступа к бессознательному имело решающее значение для успешного решения проблем пациента. Согласно Фрейду, доступ к бессознательному можно получить с помощью анализа сновидений, изучения первых слов, пришедших в голову людям, и с помощью, казалось бы, невинных оговорок. Психоаналитическая теория фокусируется на роли бессознательного человека, а также на опыте раннего детства, и именно эта точка зрения доминировала в клинической психологии на протяжении нескольких десятилетий (Thorne & Henley, 2005). Психоаналитическая теория часто используется взаимозаменяемо с психодинамической теорией, но психодинамическая теория обычно применяется к более широкой области исследований, основанной на теориях Фрейда, а также на теориях его последователей.
Рисунок 2 . Теория бессознательного Фрейда. Фрейд считал, что мы осознаем лишь небольшую часть активности нашего разума и что большая ее часть остается скрытой от нас в нашем бессознательном. Информация в нашем бессознательном влияет на наше поведение, хотя мы этого не осознаем.
Ид, Эго и Суперэго
Структурная модель личности Фрейда делит личность на три части: Ид, Эго и Супер-Эго. Ид — это бессознательная часть, которая является котлом сырых влечений, таких как секс или агрессия. Эго, имеющее сознательные и бессознательные элементы, является рациональной и разумной частью личности. Его роль состоит в том, чтобы поддерживать контакт с внешним миром, чтобы держать человека в контакте с обществом, и для этого он выступает посредником между конфликтующими тенденциями Ид и Супер-Эго. Суперэго — это совесть человека, которая развивается в раннем возрасте и перенимается у родителей, учителей и других людей. Подобно эго, суперэго имеет сознательные и бессознательные элементы. Когда все три части личности находятся в динамическом равновесии, человек считается психически здоровым. Однако, если эго не может быть посредником между ид и суперэго, считается, что возникает дисбаланс в форме психологического дистресса.
Психосексуальная теория развития
Теории Фрейда также уделяли большое внимание половому развитию. Фрейд считал, что каждый из нас должен пройти через ряд стадий в детстве, и что если нам не хватает надлежащего воспитания на определенной стадии, мы можем застрять или зациклиться на этой стадии. Психосексуальная модель Фрейда включает пять стадий: оральную, анальную, фаллическую, латентную и генитальную. Согласно Фрейду, стремление детей к удовольствию сосредоточено на разных участках тела, называемых эрогенными зонами, на каждой из этих пяти стадий. Психологи сегодня оспаривают, что психосексуальные стадии Фрейда дают законное объяснение того, как развивается личность, но что мы можем вынести из теории Фрейда, так это то, что личность в какой-то степени формируется под влиянием переживаний, которые мы получаем в детстве.
Идеи Фрейда оказали влияние, и вы узнаете о них больше, когда будете изучать развитие на протяжении жизни, личность и терапию. Например, многие терапевты твердо верят в бессознательное и влияние переживаний раннего детства на всю оставшуюся жизнь человека. Метод психоанализа, в котором пациент рассказывает о своем опыте и себе, хотя и не был изобретен Фрейдом, безусловно, был популяризирован им и используется до сих пор. Однако многие другие идеи Фрейда противоречивы.
Попробуйте
Вертхаймер, Коффка, Келер и гештальт-психология
Рисунок 3 . Когда вы смотрите на это изображение, вы можете увидеть утку или кролика. Сенсорная информация остается той же, но ваше восприятие может сильно различаться.
Макс Вертхаймер (1880–1943), Курт Коффка (1886–1941) и Вольфганг Келер (1887–1967) были тремя немецкими психологами, иммигрировавшими в Соединенные Штаты в начале 20 века, спасаясь от нацистской Германии. Этим людям приписывают знакомство психологов в Соединенных Штатах с различными принципами гештальта. Слово «гештальт» примерно переводится как «целостное». основной акцент гештальт-психологии касается того факта, что, хотя сенсорный опыт можно разбить на отдельные части, то, как эти части соотносятся друг с другом в целом, часто является тем, на что человек реагирует в восприятии. Например, песня может состоять из отдельных нот, сыгранных на разных инструментах, но подлинный характер песни воспринимается в сочетаниях этих нот, образующих мелодию, ритм и гармонию.![](/800/600/http/psy-files.ru/wp-content/uploads/b/9/7/b97cae2113634652f1f76f2ef3b5fe3c.jpeg)
Рисунок 4 . «Невидимый» треугольник, который вы видите здесь, является примером гештальт-восприятия.
К сожалению, переехав в Соединенные Штаты, эти люди были вынуждены отказаться от большей части своей работы и не смогли продолжать проводить исследования в больших масштабах. Эти факторы, наряду с ростом бихевиоризма (описанного далее) в Соединенных Штатах, помешали принципам гештальт-психологии быть столь же влиятельными в Соединенных Штатах, как они были в их родной Германии (Thorne & Henley, 2005). Несмотря на эти проблемы, некоторые принципы гештальта по-прежнему очень влиятельны сегодня. Рассмотрение человеческой личности как целого, а не как суммы индивидуально измеренных частей, стало важной основой гуманистической теории в конце века. Идеи гештальта продолжали влиять на исследования ощущений и восприятия.
Структурализм, Фрейд и гештальт-психологи так или иначе занимались описанием и пониманием внутреннего опыта. Но другие исследователи были обеспокоены тем, что внутренний опыт может быть законным предметом научного исследования, и предпочли вместо этого изучать исключительно поведение, объективно наблюдаемый результат психических процессов.
Попробуйте
Подумай об этом
Фрейд, пожалуй, одна из самых известных исторических фигур в психологии. Где вы встречали ссылки на Фрейда или его идеи о роли бессознательного в детерминации сознательного поведения?
Глоссарий
психоаналитическая теория: акцент на роли бессознательного в воздействии на сознательное поведение
Поддержите!
У вас есть идеи по улучшению этого контента? Мы будем признательны за ваш вклад.
Улучшить эту страницуПодробнее
Побуждения, структурные и топографические модели » AllPsych
Согласно Зигмунду Фрейду, есть только два основных побуждения, которые мотивируют все мысли, эмоции и поведение. Этими двумя влечениями являются, проще говоря, секс и агрессия. Также называемые Эрос и Танатос, или жизнь и смерть, соответственно, они лежат в основе любой мотивации, которую мы, люди, испытываем.
По мере того, как вы будете больше узнавать о теориях Фрейда, вы начнете замечать развитие сексуального паттерна, в котором секс рассматривается как главная движущая сила человеческой природы. Хотя иногда это может показаться преувеличением, помните, что представляет собой секс. Сексуальная активность — это средство продолжения рода, зарождения жизни и, следовательно, обеспечения продолжения нашей родословной. Даже у других животных секс является основной силой, обеспечивающей выживание вида.
Агрессия или инстинкт смерти, с другой стороны, служит прямо противоположной цели. Агрессия — это способ защитить нас от тех, кто пытается причинить вред. Стремление к агрессии — это средство, позволяющее нам размножаться, в то же время уничтожая наших врагов, которые могут попытаться помешать нам в этом.
Хотя это звучит очень примитивно, на это нельзя смотреть просто как на сексуальную активность и агрессивные действия. Эти влечения влекут за собой весь инстинкт выживания и, возможно, могут быть объединены в одно влечение: стремление остаться в живых, размножаться и не дать другим остановить или уменьшить эти потребности. Глядя на царство животных, легко увидеть, что эти силы управляют большей частью, если не всем, их поведением.
Давайте рассмотрим несколько примеров. Почему взрослый решил получить высшее образование? Согласно Фрейду, мы стремимся к самосовершенствованию, чтобы стать более привлекательными для противоположного пола и, следовательно, привлечь лучшего партнера. С лучшим партнером у нас больше шансов произвести потомство и, следовательно, продолжить родословную. Кроме того, диплом колледжа, скорее всего, принесет более высокий доход, предоставляя преимущества перед другими людьми, которых мы можем рассматривать как наших противников.
Структурные и топографические модели личности Фрейда
Теория Зигмунда Фрейда довольно сложна, и хотя его труды о психосексуальном развитии заложили основу развития нашей личности, это была лишь одна из пяти частей его общей теории личности. Он также считал, что на этих этапах развиваются различные движущие силы, которые играют важную роль в том, как мы взаимодействуем с миром.
Структурная модель (ид, эго, суперэго)
Согласно Фрейду, мы рождаемся с нашим ид. Ид является важной частью нашей личности, потому что, будучи новорожденными, он позволяет нам удовлетворять наши основные потребности. Фрейд считал, что ид основан на нашем принципе удовольствия. Другими словами, Ид хочет того, что ему нравится в данный момент, не принимая во внимание реальность ситуации. Когда ребенок голоден, Ид хочет есть, и поэтому ребенок плачет. Когда ребенка нужно переодеть, ид плачет. Когда ребенку неудобно, ему больно, ему слишком жарко, слишком холодно или он просто хочет внимания, Ид говорит до тех пор, пока его или ее потребности не будут удовлетворены.
Ид не заботится о реальности, о чужих потребностях, только о собственном удовлетворении. Если подумать, дети не очень внимательны к желаниям своих родителей. Они не заботятся о времени, спят ли их родители, отдыхают, обедают или моются. Когда id чего-то хочет, все остальное не важно.
В течение следующих трех лет, по мере того как ребенок все больше и больше взаимодействует с миром, начинает развиваться вторая часть личности. Фрейд назвал эту часть Эго. Эго основано на принципе реальности. Эго понимает, что у других людей есть потребности и желания, и что иногда импульсивность или эгоизм могут навредить нам в долгосрочной перспективе. Работа эго — удовлетворять потребности ид, принимая во внимание реальность ситуации.
К пяти годам, или к концу фаллической стадии развития, развивается Супер-Эго. Суперэго является моральной частью нас и развивается из-за моральных и этических ограничений, наложенных на нас нашими опекунами. Многие приравнивают суперэго к совести, поскольку она диктует нашу веру в правильное и неправильное.
У здорового человека, по Фрейду, Эго является самым сильным, чтобы оно могло удовлетворять потребности Ид, не расстраивать Супер-Эго и при этом учитывать реальность каждой ситуации. В любом случае это непростая работа, но если Ид становится слишком сильным, импульсы и самоудовлетворение берут верх над жизнью человека. Если суперэго станет слишком сильным, человек будет руководствоваться жесткой моралью, будет осуждающим и непреклонным в своем взаимодействии с миром. Продолжая читать, вы узнаете, как эго сохраняет контроль.
Топографическая модель
Фрейд считал, что большая часть того, что мы переживаем в своей жизни, лежащие в основе эмоции, убеждения, чувства и импульсы недоступны нам на сознательном уровне. Он считал, что большая часть того, что нами движет, скрыто в нашем бессознательном. Если вы помните Эдипов комплекс и комплекс Электры, они оба были вытеснены в бессознательное, вне нашего сознания из-за крайней тревоги, которую они вызывали. Однако, погребенные там, согласно Фрейду, они продолжают оказывать на нас сильное влияние.
Роль бессознательного — это только часть модели. Фрейд также считал, что все, что мы осознаем, хранится в нашем сознании.