Теория фромма: Социализации гуманистическая теория Э. Фромма » Социология молодежи. Электронная энциклопедия

Теория фромма: Социализации гуманистическая теория Э. Фромма » Социология молодежи. Электронная энциклопедия

Теория Эриха Фромма о «социальном характере»

Александр Тарасов, «Наследие Эриха Фромма для радикала конца XX — начала XXI века»
Статья размещена по адресу: http://sceDsis.net/librarv/id 501.html

По Фромму, «социальный характер» — это явление, присущее самым широким слоям населения (в первую очередь Фромм исследовал «социальный характер» «среднего класса», мелкой буржуазии; как сказали бы мы, пользуясь тем, что в русском языке есть это слово, «обывателя» — в западных языках просто нет такого слова: с такой, как у нас, оценочной нагрузкой, умеренно или неумеренно отрицательной). Точнее сказать, «социальный характер» — это явление, распространенное на широкие слои населения, поскольку «социальный характер» этим слоям навязан. «Социальный характер» создаётся системой образования, религией, одобренными институтами культуры и плюс к тому — воспитанием в семье. При этом надо иметь в виду, что в семье ребенок воспитывается, в первую очередь, теми методами, которые тоже санкционированы, одобрены существующей культурой, считаются обычными, нормальными, естественными. «Социальный характер», по Фромму — это результат адаптации человека к той конкретной культуре, в которой он живёт, к конкретному типу организации общества. Поскольку Фромм считает, что никакие из известных ему обществ не дают возможности личности реализовать себя полностью, и, следовательно, личность находится в изначальном противоречии с таким обществом, «социальный характер» — это механизм, который позволяет личности безнаказанно существовать в этом несовершенном и враждебном личности обществе. Естественно, что такая адаптация происходит с искажением личности, в ущерб ей и с подчинением её этому несовершенному, патологическому обществу. Фромм пришел к выводу, когда занимался исследованием «социального характера» (в том числе — и полевыми исследованиями, и не только в США, но и, например, в Мексике), что «социальный характер» — это такой защитный механизм, механизм ответа особи (здесь неправильно, я полагаю, говорить «личности», но именно — индивида, особи) на фрустрирующую ситуацию, на ту социальную среду, которая не даёт возможности человеку развивать себя как личность и полностью проявить заложенные в него природой возможности. И в принципе, естественно, механизм формирования «социального характера» является репрессивным механизмом (в современном мире, то есть в репрессивном обществе) в отношении каждой отдельной особи, которой этот «социальный характер» прививается. И поэтому, поскольку он все-таки прививается, «социальный характер», как показал Фромм, является социально стабилизирующим фактором. То есть с того момента, как особям привит «социальный характер», эти особи становятся в принципе безопасны (или в основном потенциально безопасны) для окружающей их социальной системы.

По Фромму получается, что различным обществам, различным классам внутри общества присущ свой «социальный характер». Но поскольку правящие классы и слои имеют возможность транспортировать вниз — в целом на общество — выгодный им «социальный характер», то они, естественно, прививают тем классам, которые не допущены к власти, выгодные им, правящим классам и слоям, «социальные характеры». То есть, как бы мы сейчас сказали, происходит навязывание чуждого классового характера — Фромм просто такими терминами не пользовался, он пользовался терминами психоанализа и терминами Франкфуртской школы (поскольку термин «социальный характер» употреблял и Адорно). Фромм полагал, что «социальный характер» играет важную роль «фильтра», то есть те, кому «социальный характер» уже навязан, в принципе не способны воспринять такие идеи и идеалы, которые не соответствуют этому «социальному характеру». И не потому, что они понимают (то есть сознательно, аргументированно рассматривают) эти идеалы как чуждые себе, а потому, что они эти идеалы не могут понять, у них совершенно иное мышление, у них другой внутренний язык. То есть ты можешь обращаться к этим людям с пропагандой, но они не поймут тебя — «социальный характер» уже создал барьер, который запрещает им понимать тебя, воспринимать предлагаемые тобой образы, идеи и аргументы. Если же ты пробился сквозь этот барьер, то ты тем самым создал для носителя «социального характера» невыносимые условия, поскольку ты ему объяснил, что на самом деле он — скотина. Очень тяжело жить, осознав себя скотиной. Защитные механизмы для того и существуют, чтобы не допускать таких вещей, не подвергать конкретную особь такому стрессу, — не потому, что это её невротизирует (она и так неизбежно невротизирована в современном обществе), а потому, что это загоняет её уже на уровень психоза, то есть полностью выбивает из нормального состояния. А вот те идеи и идеалы, которые вырастают на почве определенного «социального характера», они, напротив — укрепляют его, интенсифицируют. Таким образом, получается, что «социальный характер» — это механизм, самоподдерживающийся с того момента, как он зародился.

Фромм вывел несколько вариантов «социального характера».

Первый тип «непродуктивного» «социального характера» — рецептивная ориентация. Фромм говорит, что человек, отличающийся рецептивной ориентацией, полагает, что источник всех благ находится во внешнем мире, и считает, что единственный способ обрести желаемое (неважно что — что-то материальное или любовь, знания, удовольствие…) — это путь получения этого желаемого извне.

Второй типэксплуататорская ориентация. Он также основан на постулате, что источник всех благ находится вовне, что всё, что человеку хотелось бы получить, он должен искать вовне, а не создавать собственными силами. В отличие от рецептивного типа, эксплуататорский тип не ожидает получения желаемого как дара, а отбирает силой или обманом. И это проявляется во всех сферах человеческой деятельности: в области любви и чувств, например, люди эксплуататорской ориентации имеют тенденцию захватывать и воровать, они испытывают влечение только к тем, кого можно отнять у другого; в отношении интеллектуальной деятельности такие люди стремятся не продуцировать идеи, а красть их.

Третий типнакопительская ориентация. Отличается от первых двух: те направлены на внешний источник получения благ, а накопительская ориентация характеризуется недоверием ко всему новому, приходящему извне. Безопасность в сознании людей этой ориентации основывается на накоплении и на сохранении уже накопленного, тогда как трата воспринимается ими как угроза. Эти люди как бы ограждают себя от внешнего мира («мой дом — моя крепость»), и главная их цель — накопить как можно больше внутри этой «крепости» и дать как можно меньше из нее изъять. Эта скупость у них одинаково распространяется на деньги, на чувства, на мысли. .. Любовь для них — овладение, обладание. Они не отдают свою любовь, а стараются овладеть «возлюбленными».

Четвертый тип, которому Фромм специально уделяет много внимания, подробно критикует и который, по его мнению, становится преобладающим при капитализме, — это рыночная ориентация (рыночная ориентация становится преобладающей в современном капитализме, капитализме XX века; на более ранних стадиях, по Фромму, буржуазия отличалась накопительской ориентацией). Рыночная ориентация основана на том, что личность, особь, индивид превращается в товар, в один из товаров, которые циркулируют на рынке. Соответствующим образом эта личность и оценивается — именно как товар. Принцип оценки одинаков и для рынка товаров, и для рынка личностей: на одном на продажу предлагаются товары, на другом — личности, а больше разницы, сточки зрения представителей этой ориентации, нет никакой. Соответственно, такой человек и должен строить себя как товар. Фромм говорит, что, подобно чемодану, человек должен быть в моде на рынке, а чтобы быть в моде, он должен знать, какого рода личности пользуются спросом на рынке. То есть происходит полный отказ личности от себя в угоду моде и стремлению себя продать. Иначе говоря, этот человек заявляет: «Я таков, каким вы хотите меня видеть», где «вы» — это покупатели. Этот человек низводит себя до уровня проститутки. Причем отношение к другим у него тоже ничем не отличается от отношения к себе, поскольку другие тоже воспринимаются как товар и они сами выступают не такими, какие они есть сами по себе, а предъявляют ту часть себя, которая пользуется товарным спросом.

Если ваше поведение совпадает с теми типами поведения, которые общество предписывает носителю «социального характера» (сегодня это — рыночный тип, но в принципе речь идёт о всех «непродуктивных» типах «социального характера» — рецептивном, эксплуататорском, накопительском), то это — минус, от такого поведения надо избавляться. Если не совпадает, то вы в этой системе не подчинены внешнему миру, вы уже сопротивляетесь, вы уже превращаетесь в революционера (хотя бы потенциального).

При этом надо иметь в виду, что революционер — это не обязательно бунтарь. Дело в том, что для рыночного «социального характера» одной из масок, одним из имиджей, одной из продажных ипостасей сейчас может выступать и образ бунтаря. На бунтаря есть товарный спрос, на него есть спрос в СМИ, бунт оплачивается по такой-то цене, на нём можно сделать деньги, его можно сфотографировать, его можно показать по TV, он хорошая (то есть хорошо продающаяся) картинка.

Революционер же не позволит извлечь из себя прибыль; вот тем он от бунтаря и отличается, что его нельзя сделать товаром, он часто незаметен внешне, ему абсолютно неинтересно, до какой степени лично он освещен в СМИ или до какой степени его образ продаётся или не продаётся. Он самодостаточен и его интересует лишь то, до какой степени успешно он подрывает, подрывает и подрывает это общество. Он отличается от бунтаря приблизительно так, как отличается уличный оратор от профессионального разведчика. Уличный оратор у всех на виду, какие бы радикальные лозунги он ни произносил, он в значительной степени сам нейтрализует свой разрушительный потенциал — тем, что, во-первых, всем сразу становится известно и понятно все, что он предлагает (то есть он сам раскрывает свои планы противнику), а во-вторых, тем, что его не надо специально искать и, следовательно, можно в любой момент обезвредить. А вот профессионального разведчика не видит никто — что он там делает в своем профессиональном подполье, никто не знает, но результат может быть совершенно катастрофическим для противника. Именно тем он и опасен, что он невидим для Системы…

Метки: Социальный характер, Тарасов А., Фромм Э.

Теория Фромма (Fromm’s theory) | это… Что такое Теория Фромма (Fromm’s theory)?

Толкование

Теория Фромма (Fromm’s theory)

В поисках ответа на вопрос о сущности челов. природы Эрих Фромм интересовался различными аспектами этой проблемы. Объединив несколько гуманистических подходов, он определил челов. природу как динамическую и диалектичную по своей сути. Главным в чел. является его способность свободно действовать и воспринимать любовь как объективное взаимодействие. В основе своей все люди одинаковы, каким бы ни был их соц. статус и к какому бы полу они ни принадлежали.

Осознание себя, рассудок и воображение разрушают гармонию, характерную для жизни животных. Возникновение этих отличительных черт превращает человечество в аномалию, в некий каприз Вселенной. Составляя часть природы, подчиняющейся физ. законам и не способной изменить их, человечество превзошло всю остальную природу и вышло за ее пределы. Имея представление о самих себе, мы осознаем свою беспомощность и пределы своего существования. Мы живо представляем наш собственный финал — смерть.

Фромм обращался к потребностям, обусловленным особенностями челов. существования. К ним относится и потребность в общении, поскольку одиночество ведет к дезинтеграции точно так же, как истощение ведет к смерти. Люди испытывает также и потребность в трансценденции, в преодолении пассивности и случайностей нашего существования, что делает нас оригинальными и стремящимися к свободе. Потребность в трансценденции открывает перед нами возможность выбора: мы можем творить или разрушать, любить или ненавидеть. Удовлетворение потребности в творчестве становится источником счастья, гибели или страданий. Третья потребность — это потребность в осознании наших корней, дающая нам ощущение безопасности и помогающая нам избежать чувства тревоги и одиночества. Четвертая потребность — стремление к идентификации; она дает нам понимание самих себя, так как мы нуждаемся в том, чтобы чувствовать и говорить: «Это я сам». Пятая потребность — потребность в ориентации — представляет собой специфическую потребность, основанную на нашей экзистенциальной ситуации, на нашем гуманизме, воображении и разуме, и отражает стремление найти смысл существования или понять его ценность.

По Фромму, соц. характер формируется вследствие адаптации свободных индивидуумов к соц. условиям, благодаря к-рым у каждого чел. развиваются характерные отличительные черты, заставляющие его вести себя так же, как ведет себя большинство людей, принадлежащих к той же культуре. Соц. характер интернализирует внешние потребности, ориентируя конкретных людей на задачи, стоящие перед социоэкономической системой.

См. также Экзистенциализм

Р. Нуньес

.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

  • Теория социального обмена (social exchange theory)
  • Теория Хорни (Horney’s theory)

Полезное


Search results for «Erich fromm»

From New World Encyclopedia

Jump to:navigation, search

Results 1 – 22 of 34

  • Content pages
  • Multimedia
  • Everything
  • Advanced

Возможно, вы имели в виду: Rich from

Заголовок страницы соответствует

  • Эрих Фромм

    … Изображения OK Представлены epname Фромм, Эрих Изображение:Эрих Фромм 1974.jpg в рамке Эрих Фромм »’Эрих Фромм»’ (23 марта 19 г.00 &ndash …

    15 КБ (2267 слов) — 20:09, 16 февраля 2021 г. epname Фромм, Эрих Изображение:Эрих Фромм 1974.jpg в рамке Эрих Фромм »’Эрих Фромм»’ (23 марта 1900 г. &ndash…

    15 КБ (2267 слов) — 20:09, 16 февраля 2021 г.

  • Любовь

    … распространенное заблуждение о любви: истолковывать любовь как чувство. Согласно Эриху Фромму и М. Скотту Пеку, популярное использование слова «любовь…»

    70 КБ (11 122 слова) — 04:14, 4 ноября 2022

  • Дэвид Рисман

    … опасность ядерной войны. Интеллектуально на него больше всего повлияли Эрих Фромм, а также Карл Фридрих, Ханна Арендт, Лео Левенталь… . . . Его работа, наряду с другими, такими как Карен Хорни, Эрих Фромм и Эрик Х. Эриксон, заложила основу для понимания личности…

    14 КБ (2051 слов) — 16:03, 3 августа 2017

  • Истина

    … Философская энциклопедия». Проверено 3 ноября 2007 г. Фромм Эрих Фромм считает, что попытка обсуждать истину как «абсолютную истину…

    67 КБ (9 872 слова) — 17:28, 5 ноября 2022 г.

  • Эго, суперэго и ид заботиться о составляющих его членах Таким образом, как заметил Эрих Фромм, Ид и Супер-Эго не нужно рассматривать как противоборствующие силы. ..

    18 КБ (2717 слов) — 15:50, 21 декабря 2021

  • Франкфуртская школа

    … Теодор В. Адорно, Вальтер Беньямин, Герберт Маркузе, Эрих Фромм и Юрген Хабермас применили и развили свои исследования в …

    23 КБ (3 268 слов) — 07:47, 6 октября 2022

  • Идеология

    … вдохновение. Теоретики Франкфуртской школы, такие как Хоркхаймер, Адорно и Эрих Фромм, были сосланы в Соединенные Штаты нацистами…

    17 КБ (2562 слова) — 22:34, 24 февраля 2018

  • Религия

    … Комплекс, Иллюзия), Карл Юнг (Универсальные архетипы), Эрих Фромм (Желание, Потребность в стабильном каркасе), Уильям Джеймс (Личные…

    54 КБ (7 808 слов) — 16:57, 8 июня 2021

  • История психологии

    … работы Альфреда Адлера, Эрика Х. Эриксона, Карла Юнга, Эриха Фромма , Отто Ранк, Мелани Кляйн и др. Эти теоретики сосредоточили внимание…

    60 КБ (8 587 слов) — 16:31, 11 января 2018 г.

  • Карл Маркс

    . .. Социальные исследования в Германии, среди них Макс Хоркхаймер, Теодор Адорно, Эрих Фромм и Герберт Маркузе. Как группа, эти авторы часто …

    39 КБ (5 964 слов) — 14:36, 29 ноября 2022 г.

  • Психологи

    … ) Карл фон Фриш (австрийский этолог-этолог) Эрих Фромм (немецко-американский психоаналитик) грамм Сэр …

    15 КБ (1557 слов) — 12:26, ​​15 июня 2009 г.

  • Абрахам Маслоу

    … многие ведущие европейские психологи Европы, включая Альфреда Адлера и Эриха Фромма. В 1951 году Маслоу стал председателем отдела психологии …

    21 КБ (3208 слов) — 22:49, 8 апреля 2021 г.

  • Р. Д. Лэнг

    … написал свою самую популярную книгу «Политика». опыта», которую Эрих Фромм критиковал за то, что он рассматривал адаптацию к обществу как критерий …

    25 КБ (3891 слов) — 09:37, 17 июня 2019

  • Гуманистическая психология

    … Альфреда Адлера, Эрика Х. Эриксона, Карла Юнга, Эриха Фромма, Отто Ранка, Мелани Кляйн и других. Эти теоретики сосредоточились…

    22 КБ (2999 слов) — 19:41, 19 января 2018

  • Юрген Хабермас

    … среди членов которой были Хоркхаймер, Адорно, Вальтер Бенджамин, Эрих Фромм и Герберт Маркузе. В «Диалектике Просвещения…»

    27 КБ (3751 слов) — 21:47, 4 октября 2022 г.

  • Sándor Ferenczi

    … гуманистическая психология, предшественница таких психологов, как Эрих Фромм и Карл Роджерс. Основные публикации Ferenczi, Sandor …

    10 КБ (1403 слова) — 11:37, 15 января 2020

  • Томас Мертон

    … Аббатство от известных людей, таких как Борис Пастернак, Джеймс Болдуин, Эрих Фромм и Джоан Баэз. Однако многие из изолированных монахов…

    21 КБ (3 278 слов) — 18:58, 3 марта 2020 г.

  • Хосе Ортега-и-Гассет

    … других теоретиков «массового общества», таких как Карл Мангейм, Эрих Фромм и Ханна Арендт. Ортега критически относился к примитивизму…

    25 KB (3,932 слова) — 01:34, 8 сентября 2022

  • Иоганн Якоб Бахофен

    . .. был вдохновлен Бахофеном посвятить свою карьеру мифологии) Эрих Фромм , Роберт Грейвз, Райнер Мария Рильке, Джозеф Кэмпбелл, Отто…

    10 КБ (1351 слов) — 14:47, 1 августа 2022

  • Карен Хорни

    … подружился с известными психологами и учеными, такими как Эрих Фромм и Гарри Стэк Салливан. Живя в Brooklyn Horney…

    26 КБ (3913 слов) — 07:12, 5 октября 2022

Просмотр (предыдущие 20 | следующие 20) (20 | 50 | 100 | 250 | 500)

Mass Невроз через жизнь и призму Эриха Фромма

Родившийся 23 марта 1900 года во Франкфурте-на-Майне, Германия, Эрих Фромм был воспитан как ортодоксальный еврей, по его словам, «крайне невротичными» родителями. Фромм, не колеблясь, признался, что сам он «вероятно, довольно невыносимый, невротический ребенок» (Фанк, 19 лет).99).

Эрудированная вера его отца и ожидания его семьи относительно развития его веры были значительными формирующими силами, против которых он выступал. Фромм (1944) пришел к выводу: «Именно поражение в борьбе с властью составляет ядро ​​невроза».

Религиозное образование и Ветхий Завет

Интерес Фромма к массовому поведению оказал огромное влияние на его выводы о неврозах, а его собственное религиозное образование внесло основной вклад в его теорию массового поведения:

«[Фромм] был особенно очарован пророками Исайей, Амосом и Осией, потому что они обещали всеобщий мир. В молодости он изучал Талмуд с раввином Дж. Горовицем, а позже, будучи студентом университета, он обучался у Салмана Рабинкова в Гейдельберге и у Нехемии Нобеля и Людвига Краузе во Франкфурте. Влияние этих учителей было значительным: социалистическая и мистическая ориентация Рабинкова тематически присутствуют в трудах и областях интересов Фромма». (Фанк, 1999)

Раннее знакомство Фромма с пророческой литературой Ветхого Завета составляет один из самых ярких вкладов в его интерес и понимание социального движения или массового поведения.

Первая мировая война и «официальная идеология»

Немецкие солдаты в вагоне по дороге на фронт в начале Первой мировой войны, снимок 1914 года.

Источник: Неизвестный немецкий военный фотограф/Wikimedia Commons сдвиг в мышлении Фромма развился как побочный продукт второго фактора, повлиявшего на развитие теории Фромма: Первой мировой войны и ее психосоциальных отголосков в немецких общинах.

Симпатии Фромма к пророкам и их мессианским видениям гармоничного сосуществования всех наций были глубоко поколеблены Первой мировой войной, что сделало его все более недоверчивым ко всем официальным доктринам, в том числе и к тщеславному национализму:

«Когда закончилась война В 1918 году я был глубоко обеспокоенным молодым человеком, одержимым вопросом о том, как возможна война, желанием понять иррациональность массового поведения людей, страстным стремлением к миру и международному взаимопониманию. с подозрением относитесь ко всем официальным идеологиям и декларациям и исполнены убеждения, что «во всем следует сомневаться»» (Фромм, 9).0238 За цепями иллюзий

, 1962)

Из-за этого разочарования Фромм начал рассматривать определенную социальную динамику как невротическую, а ее влияние на человека как проекцию социальной дисфункции. С этого момента дело его жизни заключалось в том, чтобы лучше понять причину и природу социальной дисфункции и то, как она влияет на отдельных людей.

Влияние Карла Маркса

Третий большой вклад Фромма в развитие теории был сделан не в результате семейного давления или социальных потрясений, а в результате его собственного усердного исследования, в котором он стремился понять, может ли быть надежда для общества в все. Ни в коем случае не его единственное литературное увлечение, работа Карла Маркса, вероятно, была его самым влиятельным интересом. Именно в этом исследовании его политические и социальные интересы углубились и сформировались как никогда прежде.

Фромм утверждал, что в работах Маркса он видел «ключ к пониманию истории и проявлению, в светских терминах, радикального гуманизма, который выражался в мессианском видении ветхозаветных пророков» (Landis & Tauber, 1971). ). Это возродило надежду Фромма на международный мир, который, как он пришел к выводу, должен быть достигнут усилиями очень многих людей, придерживающихся гуманистического мышления.

Фромм был мотивирован возможным «пониманием того, что нынешняя историческая ситуация решит, возьмет ли человечество разумную власть над своей судьбой или падет жертвой разрушения в результате ядерной войны» (Fromm, 19).60).

Эрих Фромм, 1974

Источник: Müller-May / Rainer Funk / Wikimedia Commons

Характерологии

За годами политической и социальной активности Фромма последовали годы интенсивных усилий, направленных на то, чтобы пролить свет на взаимосвязь между социологическим и психологическим. В разгар тех лет он разработал основу для ряда важных характерологий. Возможно, его самым важным — и, безусловно, самым известным — было прямое следствие этого исследования воздействия социально-экономических структур на человеческие потребности как на психические потребности: 9 Фромма.0238 с

и с типом символов .

Характеристики типа «бытия», типа, охватывающего те самые идеалы, на которые Фромм очень желал воздействовать в обществе, включают жизнерадостность, продуктивную активность, творчество, переживание себя через собственные силы, содержащие гуманистический религиозность и любовь к жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *