Теория джеймса: Теория эмоций Джеймса — Ланге — Википедия – Теория эмоций Джеймса-Ланге — Психологос

Теория джеймса: Теория эмоций Джеймса — Ланге — Википедия – Теория эмоций Джеймса-Ланге — Психологос

Содержание

Теория эмоций Джеймса — Ланге — Википедия

Теория эмоций Джеймса — Ланге — гипотеза о происхождении и природе эмоций. Теория основывается на том, что эмоции являются следствием осознания человеком рефлекторных физиологических изменений в организме.[1] Вместо того, чтобы чувствовать эмоции и последующее физиологические (телесные) реакции, теория предполагает, что физиологические изменения являются первичными, а эмоции проявляются тогда, когда мозг реагирует на информацию, полученную через нервную систему организма. То есть, согласно этой теории, эмоциональное переживание — это совокупность ощущений, которые произошли вследствие физиологических изменений. Является одной из самых ранних теорий эмоций, которые рассматривает современная психология. Её разработали независимо друг от друга двое учёных в 1880—1890 годах, Уильям Джеймс и Карл Ланге.

Теория была подвергнута критике и модифицирована в течение времени. Современные теоретики построили на ней свои идеи, предположив, что опыт эмоций модулируется в качестве физиологической обратной связи и другой информации, а не состоит исключительно из телесных изменений, как это было предположено Джеймсом.

В 1884 году журнал Mind опубликовал статью Уильяма Джеймса «Что такое эмоция». В статье он говорит: «Обыкновенно принято думать, что в грубых формах психическое впечатление, воспринятое от данного объекта, вызывает в нас душевное состояние, называемое эмоцией, а последняя влечёт за собой известное телесное проявление. Согласно моей теории, наоборот, телесное возбуждение следует непосредственно за восприятием вызвавшего его факта, и осознание нами этого возбуждения в то время как оно совершается и есть эмоция».[2] Сравнивая эмоции и инстинкты, он пришёл к выводу, что эмоции — это стремление организма чувствовать, а инстинкты — это побуждение к действию при наличии раздражающего фактора.

Врач Карл Ланге разработал аналогичную идею независимо от Уильяма Джеймса в 1885 году.[3] Обе теории определяют, что эмоции являются следствием физиологических изменений, вызванных раздражителем, но сосредоточены на различных аспектах эмоций. Хотя Джеймс действительно говорил о физиологии, связанной с эмоциями, он был больше сосредоточен на осознании эмоций и их переживаниях. Например, человек грустит, потому что плачет, испытывает гнев, потому что дрожит, а не наоборот. Карл Ланге переосмыслил теорию Джеймса. Он связывает эмоции с сосудисто-двигательной системой: состоянием иннервации и просветом сосудов и трактует их как субъективные образования, возникающие в результате нервного возбуждения. Тем не менее, оба согласились, что если исключить физиологические ощущения, то не будет никакого эмоционального опыта.

Согласно этой теории, у человека есть возможность управлять своими внутренними чувствами и эмоциями. Совершая физические действия, характерные той или иной эмоции, человек начнёт это ощущать и чувствовать.

Ранняя критика[править | править код]

С момента создания теории ученые нашли доказательства того, что не все аспекты этой теории релевантны и истинны[4]. Эта теория была оспорена в 1920-х годах психологами по имени Уолтер Кеннон и Филипп Бард, которые разработали альтернативную теорию эмоций, известную как теория Кеннона — Барда, в которой физиологические изменения следуют в результате чувств и эмоций. Уолтер Кеннон отметил, что эмоциональные изменения в организме человека происходят не после физических реакций, а до них.[5] Кеннон также подчеркивал, что висцеральные реакции возникают как при ощущении множества различных эмоций, так и в отсутствие их. Например, одни и те же висцеральные реакции, такие как увеличение частоты сердечных сокращений, потливость, расширение зрачков, а также выброса адреналина могут быть связаны с чувством страха или гнева. Тем не менее, они также связаны с такими состояниями, как лихорадка, чувство холода и затруднение дыхания. Кеннон утверждал, что висцеральные реакции являются медленными и недостаточно чувствительными, чтобы вызвать эмоциональную реакцию, то есть происходит большая задержка между стимуляцией внутренностей и физиологической реакцией.

Современная критика[править | править код]

Лиза Фельдман Барретт указывает на то, что при тестировании этой теории электрической стимуляцией, нет ответа и взаимнооднозначного соответствия между поведением и категорией эмоций. «Стимулирование одного и того же участка в результате даёт различные психические реакции в зависимости от предшествующего состояния человека, а также непосредственного контекста».[6] Она приходит к выводу, что происходит большая реакция, когда человек чувствует эмоции, чем просто физиологически имитирует их: должна произойти некоторая обработка между физиологической реакцией и восприятием эмоций.

Барретт также говорит, что испытание эмоций носит субъективный характер. Нет никакого способа для того, чтобы распознать, чувствует человек грусть, гнев или нечто иное, не полагаясь на восприятие эмоций. Кроме того, люди не всегда проявляют эмоции, используя одни и те же модели поведения. Она говорит, что эмоции являются более сложным явлением, чем просто физические ощущения.

  1. ↑ Cannon, Walter (December 1927). «The James-Lange Theory of Emotions: A Critical Examination and an Alternative Theory». The American Journal of Psychology. 39: 106—124.
  2. ↑ У.Джеймс «Что такое эмоция»
  3. ↑ Dalgleish, T. (2004). «The emotional brain» (PDF). Nature Reviews Neuroscience. 5 (7): 583—589.
  4. ↑ Cannon, Walter (December 1927). «The James-Lange Theory of Emotions: A Critical Examination and an Alternative Theory». The American Journal of Psychology. 39: 106—124
  5. ↑ Dalgleish, T. (2004). «The emotional brain» (PDF). Nature Reviews Neuroscience. 5 (7): 583—589.
  6. ↑ Feldman Barrett, Lisa (2012). «Emotions are Real». American Psychological Association.
  • Сидоров П. И., Парняков А. В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов
  • Клейнман Пол. Психология. Люди, концепции, эксперименты.
  • Dalgleish, T. (2004). «The emotional brain» (PDF). Nature Reviews Neuroscience. 5 (7): 583—589.
  • У.Джеймс «Что такое эмоция»
  • В. В. Мироненко, под редакцией профессора А. В. Петровского. Хрестоматия по психологии. Москва «Просвещение» 1987

Теория эмоций Джеймса-Ланге - Психологос

Теория Джеймса-Ланге сформулирована в конце 19 века. Ее авторы - американский философ и психолог Вильям Джеймс и датский медик и анатом Карл Ланге не были знакомы друг с другом и пришли к одинаковым взглядам независимо друг от друга.

В 1884 г. в журнале Mind была опубликована статья Вильяма Джеймса «Что такое эмоция». В ней автор выдвинул неожиданную и парадоксальную гипотезу: если отсечь от эмоции ее внешнее проявление, то от нее вообще ничего не останется. Более того - наблюдаемые признаки есть не столько следствие эмоции, сколько ее причина. В ответ на изменение окружающих условий в организме безотчетно возникает рефлекторная физиологическая реакция - повышается секреция желез, сокращаются определенные группы мышц и т. п. Сигнал об этих изменениях в организме поступает в центральную нервную систему, тем самым порождая эмоциональное переживание. То есть мы плачем не потому, что опечалены, но впадаем в грусть, стоит лишь нам заплакать или даже нахмуриться.

Как использовать эту теорию

Чтобы вызвать приятное переживание, надо вести себя так, словно оно уже наступило. Если у вас плохое настроение - улыбайтесь! Приучайте себя улыбаться, и вы чаще на самом деле будете чувствовать себя жизнерадостным.

Своей улыбкой или хмуростью вы формируете окружение вокруг себя, а это окружение уже влияет и на вас. Люди безотчетно сторонятся хмурых лиц. У каждого хватает своих проблем, и не хочется сталкиваться еще и с чужими. А вот человек с оптимистичной улыбкой на лице всегда встречает отклик и взаимное расположение.

Сильные стороны этой теории

Многие эксперименты ее подтверждают. Например, испытуемых просили оценить предъявлявшиеся им анекдоты и карикатуры. При этом требовалось держать во рту карандаш. Но одни испытуемые должны были удерживать его зубами, невольно изображая подобие улыбки, а другие — губами, отчего лицо принимало хмуро-напряженное выражение. Первая группа сочла предъявлявшиеся им истории и картинки гораздо более смешными.

Немецким психологом Вера Биркенбил предлагала испытуемым в минуту озабоченности или огорчения ненадолго уединиться и попытаться придать лицу радостное выражение: сделайть над собой усилие, заставить уголки губ приподняться и удержать в этом положении 10-20 секунд. Биркенбил утверждает: не было случая, чтобы изначально натужная гримаса не переросла в настоящую улыбку.

Можно уверенно утверждать, что кинестетические ключи запуска эмоций являются действенными. См.→

Слабые стороны этой теории

Набор эмоциональных переживаний человека гораздо богаче и шире, чем спектр телесных реакций.

Одна и та же органическая реакция может сочетаться с самыми разными чувствами. Так, достоверно установлено, что выброс в кровь гормона адреналина вызывает возбуждение. Но это возбуждение может получить различную эмоциональную окраску в зависимости от внешних обстоятельств. В одном эксперименте испытуемым помимо их ведома искусственно повышали содержание адреналина в крови. При этом одна группа испытуемых находилась в обстановке непринужденного веселья, другая - в угнетающей и тревожной атмосфере. Соответственно и эмоциональные проявления оказались различны: в первом случае это была радость, во втором - гнев.

Человек может дрожать от страха (по Джемсу, «мы боимся, потому что дрожим»). Но известно и то, что дрожь может быть вызвана гневом или даже сексуальным возбуждением. Аналогично, слезы - символ горя и печали. Но бывают слезы от злости и даже слезы радости.

Эмоциональные проявления во многом определяются культурными нормами.

Например, в Японии проявление печали и боли в присутствии лиц более высокого положения рассматривается как демонстрация непочтительности. Поэтому японец, которому делается выговор, должен выслушать его с улыбкой (у нас это, наоборот, сочли бы дерзостью). В Китае издавна принято сообщать старшим и вышестоящим лицам о своем горе с улыбкой, дабы преуменьшить значение несчастья и не беспокоить им почтенное лицо. У жителей Андаманских островов принято плакать при встрече после долгой разлуки, а также при примирении враждующих сторон.


Теория эмоций Джеймса-Ланге (англ. James—Lange theory of emotion) - психологическая теория эмоций, выдвинутая одновременно и независимо друг от друга В. Джеймсом (1884) и датским анатомом Г. Ланге (1885).

Восприятие возбуждающего факта (печальное известие, опасность и т.п.) непосредственно, рефлекторным путем вызывает телесные изменения (кровообращения, дыхания, мимики), а наше чувствование (ощущение) этих изменений есть эмоция. Вместо выдвигавшейся обычно последовательности: причина (стимул) - чувствование - внешнее выражение, эта теория указывает иную последовательность: причина (стимул) - телесное изменение - чувствование; то, что принимается за причину (чувствование), оказывается само следствием (результат телесных изменений). «Мы огорчены, потому что плачем; разгневаны, потому что наносим удары; испуганы, потому что дрожим» (Джеймс). Ланге особенно выдвигал роль сосудодвигательной системы в возникновении эмоций и приписывал ей первостепенное значение, без нее мы не знали бы «ни радости, ни гнева, ни забот, ни страха».

Сформулированная как закон Джеймса-Ланге, эта теория говорит о возможности управления внутренними чувствами и эмоциями: совершая действия, характерные для того или иного внутреннего чувства, мы обычно начинаем вызывать и само чувство.

Критика Д.—Л. т. э. физиологами (Ч.С. Шеррингтон, У. Кеннон и др.) основана на данных, полученных в экспериментах с животными. Главные из них свидетельствуют о том, что одни и те же периферические изменения происходят при самых разных эмоциях, а также при состояниях, с эмоциями не связанных. Л.С. Выготский подверг эту теорию критике за противопоставление «низших», элементарных эмоций, как обусловленных сдвигами в организме, «высшим», истинно человеческим переживаниям (эстетическим, интеллектуальным, нравственным и др.), будто бы не имеющим никаких материальных оснований.

Подробнее

Джеймс был наделен необычайным даром самонаблюдения и удивительно точного описания его данных. Наблюдая за эмоциональными переживаниями, он обратил внимание на одно важное обстоятельство, основываясь на котором он сделал выводы, характерные для психологической мысли того времени, но совершенно непонятные и удивительные с точки зрения обычных, устоявшихся веками психологических представлений.

Джеймс обратил внимание на то, что, пытаясь описать какую-либо эмоцию, например эмоцию страха, не принимая во внимание и изымая из описания телесные процессы — сердцебиение, бледность, специфические изменения мышечной системы и пр., обычно сопутствующие переживанию страха, оказывается, что, собственно говоря, описывать нечего. Страх представлен в сознании в виде процессов, происходящих в организме испуганного человека: в сознании не подтверждается наличие чего-либо такого, что позволило бы отличить страх, как специфическое эмоциональное переживание, от этих процессов. То, что мы называет страхом, возникает примерно следующим образом: субъект воспринимает нечто опасное, скажем, встречается лицом к лицу со страшным зверем. Это восприятие тотчас же, рефлекторным путем, вызывает в организме изменения, которые принято считать проявлением страха — мышечное напряжение, сердцебиение, стоящие дыбом волосы... Эти телесные изменения, превращаясь во внутреннее раздражение, вызывают внутренние ощущения. Но они переживаются не в виде отдельных ощущений, а вместе, в комплексе; именно это переживание и называется страхом. Стало быть, страх — это комплекс внутренних ощущений, возникающих на почве исходящего из телесных изменений раздражения. Не будь этого раздражения, не появились бы соответствующие внутренние ощущения и, следовательно, не возник их комплекс, то есть страх. Таким образом, страх появился потому, что у субъекта участилось сердцебиение, волосы встали дыбом, он приготовился убежать.

Согласно Джеймсу, сказанное о страхе можно распространить на все остальные эмоции; исходя из этого, понятно, что имел в виду Джеймс, столь парадоксально формулируя свою теорию: Мы огорчены потому, что плачем, разгневаны потому, что наносим удар, испуганы потому, что дрожим, а не наоборот — мы плачем, наносим удар и дрожим потому, что огорчены, разгневаны или испуганы.

Следовательно, по мнению Джеймса, эмоция представляет собой отражение телесных процессов в сознании; эмоция — всего лишь комплекс внутренних ощущений и не более.

Принципиально так же рассуждает и Ланге. Он тоже убежден в том, что основу эмоций составляют чисто периферические соматические процессы, что эмоции, в сущности, следует считать психическим отражением этих процессов. Однако, по его мнению, в этом случае решающую роль выполняет расстройство иннервации кровеносных сосудов. Из-за аномального расширения или сужения кровеносных сосудов объем кровотока в тех или иных органах нашего тела ненормально увеличивается или уменьшается, и это следует считать первичной причиной так называемых эмоциональных переживаний. Возьмем, например, грусть: Устраните усталость и вялость мускулов, пусть кровь прильет к коже и мозгу, и вы увидите, что появится легкость в членах, а от грусти ничего не останется, — говорил Ланге.

Таким образом, согласно взглядам как Джеймса, так и Ланге, эмоция строится на основе чисто периферических телесных процессов, она по сути представляет собой определенный комплекс ощущений, поэтому нет никакой необходимости наряду с познавательными психическими процессами допускать существование принципиально отличных от них эмоциональных процессов.

В пользу теории Джеймса приводятся следующие соображения:

1. При отсутствии чувствительности внутренних органов — так называемой висцеральной анестезии человек становится эмоционально совершенно индифферентным. Помимо этого, обычный опыт также свидетельствует о влиянии задержки телесных проявлений эмоциональных переживаний на саму эмоцию — обычно в сторону ее ослабления.

2. Воздействие алкоголя или опиума улучшает настроение, а брома — ухудшает. Следовательно, в данном случае эмоциональное переживание возникает исключительно на основе телесных процессов.

3. Болезням вазомоторной системы обычно сопутствуют эмоциональные переживания без какой-либо иной причины: неврастеник переживает совершенно обычный страх, не имея на то абсолютно никаких оснований.

Но все эти аргументы опровергают данные, полученные в ходе экспериментальных исследований последних лет — прежде всего известными физиологами Шеррингтоном и Кенноном.

Шеррингтон перерезал собаке спинной мозг в шейной области и нерв вагус, почти полностью исключив возможность возникновения каких-либо внутренних ощущений. Следовательно, коль скоро теория правомерна, у такого животного не должны возникать какие-либо эмоциональные состояния. Но, как оказалось, животное на соответствующие условия отвечало привычными эмоциональными реакциями: на угрожающую ситуацию — страхом, а на приятную — удовольствием.

На основании этого Шеррингтон пришел к выводу, что эмоциональное переживание возникает без органических ощущений, постольку сущность эмоций никоим образом не может быть сведена к висцеральным процессам.

Аналогичный вывод был сделан и Кенноном. Оперативным путем он полностью вырезал у кошки часть нервной системы, ответственной за висцеральные реакции, сопутствующие эмоции страха или гнева, исключив тем самым возможность возникновения органических ощущений. Затем он поместил подопытное животное в ситуацию страха (показал собаку). Выяснилось, что в этих условиях кошка реагирует точно так же, как до операции — выявляет выраженную реакцию страха, то есть теория Джеймса—Ланге еще раз была опровергнута.

Вводное занятие Университета

Теория личности Уильяма Джеймса

Уильям Джеймс (William James) - американский психолог, один из основателей и ведущий представитель прагматизма и функционализма.

По мнению американского психолога Уильяма Джеймса, человек обладает непрерывным мышлением и селективным сознанием. Под селективностью он понимал то, что наше сознание всегда интересуется одной частью предмета больше, нежели другой. Именно такой психологический механизм лежит в основе нашего внимания и формирования привычек.

Прежде чем опыт будет пережит, ему нужно уделить внимание. Мой опыт - это то, на что я согласился обратить свое внимание. Мое мышление и ум формирует то, что я заметил.

Привычка
это автоматический ответ на усвоенный опыт. Привычка отличается от инстинкта тем, что может сознательно изменяться.

У. Джеймс постулирует, что вся наша жизнь - это сумма привычек: практических, интеллектуальных, ментальных. Привычек, организованных в систему и, на определенном уровне, формирующих нашу судьбу.

Прежде чем человек примет какой-либо опыт или идею, необходимо выполнение двух критериев, двух видов потребностей:

  • Во-первых, теория должна быть интеллектуально воспринимаемой, то есть логически гладкой.
  • Во-вторых, опыт должен быть эмоционально приемлемым, побуждать нас думать и действовать удовлетворительным и допустимым для нас способом.

Чувство рационального - это эмоциональная нагрузка, сопровождаемая оцениваемую идею прежде, чем мы принимаем или не принимаем ее.

О чем бы не думал человек, в то же время он всегда, в той или иной степени, будет осознавать самого себя, свое личное существование. Это осознание участвует в принятии жизненно важных решений в каждую минуту времени. Осознаваемая информация является частью нашей личности и не может рассматриваться отдельно от опыта человека.

Составные элементы личности

  • Физическая личность - это наши части тела, одежда, семья (отец, мать, жена, дети), дом, произведения кровного труда.
  • Социальная личность - все люди имеют прирожденную склонность производить впечатление и обращать на себя внимание других. Человек поддерживает и воспринимает столько социальных личностей, сколько признают в нем окружающие его люди. Мы совершенно разные перед родителями дома и сверстниками на дискотеке.
  • Духовная личность - это объединение отдельных состояний сознания, некоторых духовных свойств и способностей.

Формула личности по У. Джеймсу

Сознание есть познание, а это и отношение, и поведение.

Теория эмоций Джеймса Ланге: история, критика и примеры

В конце XIX века была сформулирована теория, авторы которой не были знакомы друг с другом, но одновременно пришли к одному заключению. Это были Вильям Джеймс и Карл Ланге. Их теория описывала эмоции и соответствующие проявления в человеке. О чем говорят ученые? Как можно применить знания, описанные в этой теории?

Происхождение

Вильям Джеймс – американец. Он занимался философией и психологией.

Вильям Джеймс

Карл Ланге – датский анатом и медик. Два ученых независимо друг от друга, в одно и то же время, пришли к одинаковым выводам в сфере эмоций человека.

В итоге была сформирована теория эмоций Джеймса Ланге, завоевавшая умы многих последователей. В 1884 году журнал Mind опубликовал статью Джеймса с названием «Что такое эмоция?», где автор показывает, что, отсекая от эмоции ее внешние проявления, от нее ничего не остается. Стоит отметить, что эта гипотеза была достаточно неожиданной и парадоксальной для этой сферы научных знаний. Вильям Джеймс предположил, что те признаки, которые мы наблюдаем и относим к следствиям от эмоции, являются ее причиной.

Наш организм реагирует на изменение окружающей среды, ее условий и, как следствие, в нем безотчетно возникают рефлекторные физиологические реакции.

разные эмоции

К ним относится повышение секреции желез, сокращение определенных групп мышц и подобные проявления. Об этих всех изменениях в организм поступает сигнал. Он направлен непосредственно в ЦНС (центральную нервную систему). Как следствие, рождаются эмоциональные переживания. А значит, как говорит нам теория эмоций Джеймса Ланге, человек плачет не от печали, а наоборот, он впадает в грусть, как только заплачет или всего нахмурится.

Применение знаний

Если человек желает, чтобы у него были приятные переживания, ему необходимо вести себя так, будто это уже состоялось. Если случается плохое настроение – значит нужно начать улыбаться! Необходимо приучить себя улыбаться. Только таким образом человек начнет себя чувствовать жизнерадостной личностью.

улыбка меняет настроение

Смысл, который вкладывает теория эмоций Джеймса Ланге в такие действия, заключается в том, что своими внешними выражениями (улыбкой, хмуростью) человек формирует свое окружение. Только уже после этого само окружение оказывает определенное влияние на человека.

Нетрудно заметить, что люди бессознательно сторонятся нахмуренных лиц. И это понятно. У каждого человека достаточно своих проблем. Ему не очень хочется сталкиваться с чужими. Если же у кого-то мы видим улыбку на лице, которое выражает оптимизм, то он нас располагает и вызывает отклик в душе.

Какие сильные стороны показала теория эмоций Джеймса Ланге из экспериментов?

Люди, которые участвовали в испытательном процессе, должны были оценить предложенные карикатуры и анекдоты. Во рту они держали карандаш. Смысл был в том, что одни держали его зубами, а другие губами. Те, у кого карандаш был в зубах, невольно изображали улыбку, а другие наоборот – хмурость и напряженность. Так вот, те, у кого была улыбка, сочли предложенные карикатуры и анекдоты более смешными, чем вторая группа.

Выходит, что периферическая теория эмоций Джеймса Ланге имеет под собой почву. Она говорит нам о том, что эмоциональные состояния – это вторичное явление. Оно проявляется, как осознание приходящих в мозг сигналов, которые производит изменение во внутренних органах, мышцах и сосудах. В свою очередь эти изменения возникают в момент реализации поведенческого акта, как последствия эмоциогенного раздражителя.

стимулирование эмоционального состояния

Подтверждение

Вера Биркенбил, немецкий психолог, предлагала людям, принимавшим участие в экспериментах, при наступлении огорчения или озабоченности, на некоторое время уединяться и попытаться придать радостное выражение своему лицу. Для этого можно было приложить усилие и заставить уголки губ приподняться, а затем удержать их в этом положении от 10 до 20 секунд. Психолог утверждает, что не было случая, чтобы эта натянутая улыбка не переросла в настоящую.

Таким образом, практическое применение периферической теории эмоций Джеймса Ланге показывает, что кинестетические ключи, запускающие эмоции, действуют.

Какие слабые стороны у теории?

Спектр реакций тела у человека более скудный, чем набор эмоциональных переживаний. Одна органическая реакция способна сочетаться с очень различными чувствами. Известно, что при выбросе гормона адреналина в кровь, человек возбуждается. Однако это возбуждение способно получить разную эмоциональную окраску. Оно зависит от внешних обстоятельств.

Но, в соответствии с теорией эмоций Джеймса Ланге, это не совсем правильно, когда эмоциональное состояние зависит от внешних обстоятельств. Значит теория имеет все-таки и слабые стороны.

Участникам одного эксперимента, помимо их ведома, повышали искусственным путем, адреналин в крови. В этом испытании людей разделили на две группы: первая находилась в непринужденной веселой обстановке, а вторая – в тревожной и угнетающей атмосфере. В итоге, их эмоциональное состояние проявлялось по-разному: радость и гнев соответственно.

чувства человека выраженные в эмоциях

Получается, что теория эмоций Джеймса Ланге, кратко говоря, показывает, что человек начинает бояться, потому что дрожит. Однако известно, что дрожь в теле возникает и от гнева, сексуального возбуждения и некоторых других факторов. Или возьмем, к примеру, слезы – это символ печали, злости, горя и, одновременно, радости.

Традиции стран

Часто эмоциональные проявления определяются нормами культуры. Если взять к рассмотрению такую страну, как Япония, то можно увидеть, что проявление боли, печали в присутствии лиц более высокого положения – это проявление непочтительности. В связи с этим, японец при вынесении ему выговора вышестоящим лицом, должен слушать его с улыбкой. В славянских странах, такое поведение подчиненного сочтется за дерзость.

В Китае тоже не принято беспокоить своим горем вышестоящих, почетных лиц. Там издавна принято сообщать старшему по возрасту и положению человеку о своей беде с улыбкой, чтобы преуменьшить значение горя. А вот жители Андаманских островов, согласно своим традициям, плачут после долгой разлуки, когда состоится встреча. Так же они реагируют и на примирение после ссор.

слезы человека

Критика

Получается, что периферическая теория эмоций Джеймса Ланге, кратко говоря, не совсем работает. Хотя, безусловно, психологи применяют ее в своей практике. Результат, как правило, чаще всего положительный. Однако им всегда приходится учитывать происхождение человека, культурное наследие и его место обитания.

Эта теория показывает возможность управления эмоциями и внутренними чувствами. Человек действительно способен при определенном настрое совершать действия, характерные для того или иного внутреннего чувства. Таким способом он вызывает и сами чувства.

Эту теорию критиковали физиологи: Шеррингтон Ч. С., Кеннон У. и другие. Они основывались на данные, полученные в экспериментах с животными, которые свидетельствовали, что одни и те же периферические изменения, происходят при разных эмоциях и состояниях, не связанных с эмоциями. Выготский Л. С. тоже подверг эту теорию критике из-за противопоставления элементарных (низших) эмоций истинным переживаниям человека (высшим, эстетическим, интеллектуальным, нравственным).

Теория Джеймса-Ланге - James–Lange theory

Теория Джеймса-Ланге является гипотезой о происхождении и природе эмоций и является одним из самых ранних теорий эмоций в рамках современной психологии. Она была разработана независимо друг от друга двумя учеными девятнадцатого века, Уильям Джеймс и Карл Ланге . Основная предпосылка теории состоит в том, что физиологическое возбуждение подстрекает опыт эмоций. Вместо того , чтобы чувствовать эмоции и последующий физиологический (телесный) ответ, теория предполагает , что физиологические изменения первично, и эмоция , то испытала , когда мозг реагирует на информацию , полученной с помощью нервной системы организма. Он предполагает , что каждая конкретная эмоция прикрепляются к уникальной и разной форме физиологического возбуждения и эмоционального поведение в реакции из - за возбуждающий стимул.

Теория была подвергнута критике и модифицирована в течение времени, как один из нескольких конкурирующих теорий эмоций. Современные теоретики построили на его идеи, предложив опыт эмоций модулируются как физиологическая обратной связью и другой информацией, а не состоящие исключительно из телесных изменений, как это было предложена Джеймс. Психолог Тим Далглейш утверждает , что большинство современных аффективных неврологов поддержат такую точку зрения. В 2002 году научно - исследовательская работа по вегетативной нервной системе заявил , что теория была «трудно опровергнуть».

теория

Эмоции часто считаются суждения о ситуации , которые вызывают чувства и физиологические изменения. В 1884 году, психолог и философ Уильям Джеймс предположил , что физиологические изменения действительно предшествуют эмоции, которые эквивалентны нашему субъективному опыту физиологических изменений, и воспринимаются как чувства. По его словам, «наши чувства те же изменения , как они происходят в эмоции.» Джеймс утверждал:

Если кажется, некоторые сильные эмоции, а затем попытаться абстрагироваться от нашего сознания, от него все чувства его характерных телесных симптомов, мы находим у нас ничего не осталось позади, никакого «ума материал», из которого эмоции могут быть образованы, и что холодное и нейтральное состояние интеллектуального восприятия все, что осталось. ... Какие эмоции страха остался бы, если чувства ни Ускоренных сердечных ударов, ни от поверхностного дыхания, ни один из дрожащих губ, ни ослабленных конечностей, ни один из гусиного мяса, ни висцеральных побуждениями, присутствовали, то совершенно невозможно думать. Можно ли фантазии состояния гнева и не картина не кипения его в груди, не гиперемия лица, не дилатация ноздри, не сжимание зубов, не импульс к активным действиям, но вместо них вялых мышц, спокойное дыхание и безмятежное лицо? Настоящий писатель, для одного, конечно, не может. Ярость, как полностью испариться как ощущение его так называемых проявлений.

Врач Карл Ланге разработал аналогичные идеи независимо в 1885. Оба теоретиков , определенных эмоции , как чувство физиологических изменений , вызванный раздражитель, но теоретики сосредоточены на различных аспектах эмоций. Хотя Джеймс сделал говорить о физиологии , связанной с эмоциями, он был более сосредоточен на сознательных эмоциях и сознательного переживании эмоций. Например, человек , который плачет причины , по которым он должен быть грустным. Lange переосмыслил теорию Джеймса путем претворения его. Он сделал теорию Джеймса более проверяемой и применима к реальным примерам жизни. Тем не менее, оба согласились , что если физиологические ощущения могут быть удалены, то не было бы никакого эмоционального опыта. Другими словами, физиологическое возбуждение вызывает эмоции.

По словам Джеймса, когда человек осознает физиологическое возбуждение их тела и эмоциональное поведение их эмоции показаны. Он не думал, что идея общих реакций чувств были реальными, но что каждая эмоция вызвала определенную физиологическую реакцию. Например, когда кто-то слышит звон разбитого стекла, и они думают, что кто-то нарушает в их сердце начинает стучать, и они дрожат, Джеймс утверждают, что они испытывают эту физиологическую реакцию, потому что у них есть чувство страха или Потенциальный грабитель. Или, если человек слышал, разбивание стекла и думал, что это был их сосед по комнате быть небрежным и неуклюжи, они бы стучит сердце и повышенное кровяное давление из-за их предмета гнева, по словам Джеймса.

Джеймс утверждает, что последовательность событий в переживании эмоций:

Emotion стимул -> Физиологический Response Pattern -> Эмоциональный опыт.

Сама теория подчеркивает, как физиологическое возбуждение, за исключением эмоционального поведения, является Определитель эмоциональных чувств. Он также подчеркивает, что каждое эмоциональное чувство имеет отчетливый, уникальный образец физиологических реакций, связанных с ним. Он должен отвечать двум критериям, которые включают в себя (а) по меньшей мере, две эмоции должны быть вызываемым и (б) наличие каких-либо эмоций, должны быть проверены с помощью других мер, таких как выражения лица или словесных отчетов. Примером может служить проведение эксперимента для измерения счастья и гнева. Одно исследование измеряет счастье, но дает плоды спорадически через вне эксперимента в то время как другие исследования является измерение гнева, давая участникам очень сложный кроссворд головоломки, чтобы решить. Их физиологические реакции будут измерены - которые кровяное давление и Электродермальная ответы. Вербальные и выражения лица также будут рассмотрены, чтобы определить ни счастья, ни гнева. По словам Джеймса, результаты показывают, что физиологические структуры, кровяное давление и Электродермальная ответы, будут отображаться различные шаблоны для различных эмоций.

Другие исследователи также обнаружили, что существует несколько специфических физиологических различий между дискретными эмоций. Например, исследования показали, что частота сердечных сокращений всегда выше у людей, испытывающих гнев и страх, скорее тех, кто испытывает счастье или даже печаль. Он также показывает, что кровяное давление также выше в тех, кто испытывает гнев, чем тех, кто испытывает страх, печаль и счастье. Он также показал, что Электродермальные ответы были выше у людей, испытывающих страх, а не во время печали. Но были времена, когда физиологические закономерности не дифференцируются в котором делается вывод, что эта теория не является 100% точной, и что не является уникальным образцом для каждых основных и отчетливых эмоций. Что привело их винить вегетативную нервную систему, так как вегетативная реакцию нервной системы на глобальные моды, а не показывая эти различные реакции в эмоции индуцирующих ситуаций и люди, также как правило, только те изменения уведомления в их вегетативной нервной системе, а не какие-либо конкретные физиологические изменения. Что в конце концов приходит к выводу, что наши собственные представления о физиологических реакциях нашего организма не дают достаточно доказательств и доказательства, чтобы определить предмет характера эмоционального опыта.

Конкретный путь участвует в опыте эмоций также был описан Джеймсом. Он заявил , что объект оказывает влияние на орган чувств , который ретранслирует информацию он получает в кору головного мозга . Мозг посылает эту информацию в мышцы и внутренние органы , что приводит к их реагировать. Наконец, импульсы от мышц и внутренностей отправляются обратно в кору головного мозга, превращая объект из «объект-просто задержан» на «объект-эмоционально чувствовал.»

Джеймс объяснил, что его теория пошла против здравого смысла. Например, в то время как большинство думает, что порядок эмоционального опыта будет то, что человек видит медведь, пугаются и убегает, Джеймс подумал, что первый человек имеет физиологическую реакцию на медведь, такие как дрожь, а потом пугается и работает. По словам Джеймса, физиологический ответ приходит первый, и это воспринимается как эмоция и последующая реакция.

критика

Ранняя критика

С момента создания этой теории, ученые нашли доказательства того, что не все аспекты теории имеют отношение или правда. Теория была оспорена в 1920 - х годах психологи , такие как Уолтер Кэннон и Филипп Бард , который разработал альтернативную теорию эмоций , известные как теория Cannon-Бард , в котором физиологические изменения следуют эмоции. Третья теория эмоций Шехтер и Сингер теория два фактора эмоций . Эта теория утверждает , что познание используется для интерпретации значения физиологических реакций на внешние события. Эта теория отличается тем , что эмоции развиваются не только от познания, но в сочетании с физической реакцией.

Кэннон подчеркнул , что внутренностей был отделен от центральной нервной системы , не оказывая влияния на эмоциональное поведение в экспериментах на животных. Он сказал , что это противоречит теорию Джеймса-Ланге , потому что Джеймс считал , что внутренности были центром эмоций. Cannon исследовались исследования на собака , выполненных Шеррингтон , который отделял спинной мозг и блуждающие нервы от всех связей в остальной части тела, и обнаружили , что выражение эмоций не изменилось, предполагая , что внутренности не имеют заметное влияние на определенном эмоциональное поведение у собак.

Пушка также подчеркнула , что висцеральные реакции возникают , когда испытывает множество различных эмоций, и в отсутствии эмоций. Так , например, одни и те же висцеральные реакции , такие как увеличение частоты сердечных сокращений , потливость, расширение зрачков, и выброс адреналина могут быть связаны с опытом страха или гнева. Тем не менее, они также связаны с такими состояниями, как лихорадка, чувство холода, и возникли трудности с дыханием. Таким образом, физические эмоциональные реакции , которые до сих пор были задокументированы являются слишком общими , чтобы быть связаны с определенной эмоцией.

Кэннон утверждал , что висцеральные реакции медленны и не достаточно чувствительны , чтобы вызвать эмоциональную реакцию. Ю.Н. Лэнгли показал , что был период от двух до четырех секунд между тем, когда хорда барабанной нерв стимулировали и когда слюнной железы , связанная с этим нерва ответил. Таким образом, Кэннон утверждал , что существует слишком много задержки между стимуляцией внутренностей и физиологической реакцией на это должно предшествовать эмоции.

Стимулирующее внутренностей , чтобы произвести определенную эмоцию был признан неэффективным врачом Грегорио Мараньон . В одном из своих исследований, участники адреналин впрыскивается в их жилах, давших физиологические изменения , как ожидается, будут связаны с эмоциями. Тем не менее, эмоции никогда не производится. Единственное заметное изменение участников были физическим, такими , как активация симпатического нерва импульса, который создает сужение кровеносных сосудов и дилатацию из бронхиол . Кэннон заявил , что это исследование опровергло представление , что физиологические реакции являются единственной причиной для опыта эмоций.

Теория Джеймса-Ланге был широко обсуждается среди интеллигенции в Америке и Великобритании в конце девятнадцатого века. В « The Little White Bird » (1902) JM Барри обсуждает психологические способности фей с его молодым товарищем, Дэвид. Он комментирует: «Давид говорит мне , что феи никогда не говорят:„Мы чувствуем себя счастливыми“: то , что они говорят:" Мы считаем , dancey. »Это, а также связанные с ними тексты, предполагают , что JM Барри был знаком с теорией Джеймса-Ланге. Барри, который написал Питер Пэн историю, был хорошим другом Генри Джеймс , брат Уильяма и встретил Уильям Джеймс .

Современная критика

В 2017 году было сообщено о том, что теория Джеймса-Ланге был создан ни Уильям Джеймс , ни Карл Ланге. Он действительно был назван философом Джоном Дьюи , который бы исказил идеи Джеймса на эмоции. Джеймс никогда не писал , что каждая категория эмоций (страх, гнев и т.д.) имеет ярко выраженный биологическое состояние. Он писал , что каждый экземпляр эмоций может иметь отчетливое биологическое состояние. Предполагается , ошибка Дьюи «представляет собой 180-градусный инверсии [Джеймс] означающего, как будто [Джеймс] утверждали существование эмоций эссенций, когда по иронии судьбы он спорил с ними.» Для Лизы Фельдман Барретт , роль Дьюй в этих ошибках в значительной степени забыта.

Лиза Фельдман Барретт указывает на то , что при тестировании этой теории с электрической стимуляцией, есть не ответ один-к-одному между поведением и категории эмоций. Другими словами, «стимуляция одного и того же сайта производит различные психические состояния через случаях, в зависимости от предыдущего состояния человека , а также непосредственный контекст.» Она приходит к выводу , что это означает , что там больше происходит , когда человек чувствует эмоцию , чем просто физиологический ответ: какое - то обработка должно происходить между физиологической реакцией и восприятием эмоций.

Барретт также говорит , что опыт эмоции субъективно. Там нет никакого способа , чтобы расшифровать ли грустить, злиться, или иным образом, не полагаясь на восприятие человека эмоций человека. Кроме того , люди не всегда проявляют эмоции , используя одни и те же модели поведения; люди могут уйти , когда гнев, или бороться из - за страха. Она говорит , что эмоция является более сложным , чем просто физическое ощущение. По словам Барретта концептуального акта модели эмоций , человек должен сделать смысл физической реакции на основе контекста, предшествующего опыта и социальных сигналов, прежде чем они знают , что эмоции прилагается к ситуации. Barrett и Джеймс Гросс рассмотрели целый ряд альтернативных моделей в теории Джеймса эмоций.

Исследование, проведенное в 2009 году показало, что пациенты, которые имели повреждения в вентрамедиального префронтальной коры имели нарушение эмоциональных переживаний, но неповрежденные вегетативные реакции в то время как пациенты с поражением в правой соматосенсорной коры была нарушена вегетативные реакции без пострадавших эмоциональных переживаний. Это утверждал, что вегетативные реакции диссоциируют с эмоциональными переживаниями.

Исследователи утверждают , что эта диссоциация между вегетативными реакциями и эмоциональными переживаниями столкнулись с утверждением Джеймса о том , что физиологические реакции должны испытывать эмоции.

Смотрите также

Рекомендации

Теория Джеймса – Ланге. Психология. Люди, концепции, эксперименты

Теория Джеймса – Ланге

Эта теория эмоций была практически одновременно выдвинута в 1920?х годах сразу двумя учеными: датским физиологом Карлом Ланге и американским психологом Уильямом Джеймсом. Согласно теории, эмоции представляют собой результат физиологической реакции на значимое событие. Теорию Джеймса – Ланге можно разбить на следующую последовательность:

Последовательность возникновения эмоции как физиологическая реакция

При воздействии внешнего раздражителя включается определенная физиологическая реакция, на ее основе возникает эмоция или эмоциональная реакция, всецело зависящая от интерпретации физиологической реакции. Например, при встрече со львом ваше сердце, скорее всего, начнет бешено колотиться, а тело дрожать. По теории Джеймса – Ланге, далее разум интерпретирует физическую реакцию и приходит к заключению, что вы испуганы.

Надо сказать, впоследствии был выдвинут целый ряд убедительных доводов, опровергающих теорию Джеймса – Ланге, и в современном научном мире у нее мало сторонников. И все-таки психологи и сегодня считают ее весьма ценной и даже приводят примеры в подтверждение ее правоты, например механизм развития фобии или панического расстройства. Скажем, если у человека на какое-либо событие возникла негативная физиологическая реакция, например тошнота, она вполне может переродиться в реакцию эмоциональную, в частности в чувство тревоги, и между этими двумя состояниями возникнет четкая ассоциация. Впоследствии этот индивид, скорее всего, будет стараться избегать любых ситуаций, которые могут привести к негативной эмоции.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Эмоции. Теория Джеймса-Ланге. - nlpt — LiveJournal


Эмоции. Теория Джеймса-Ланге
Одна из первых теорий, пытавшихся связать
эмоции
и вегетативные сдвиги
в организме человека,
сопровождающие эмоциональные переживания
Сформулирована
Когда?
в конце 19 века
Кем?
американским философом и психологом
Вильямом Джеймсом
датским медиком и анатомом
Карлом Ланге
Она предполагает, что
после восприятия события, вызвавшего эмоцию,
человек переживает эту эмоцию как ощущение
физиологических изменений
в собственном организме,
т.е. физические ощущения
и есть сама эмоция
" мы грустим, потому что плачем,
сердимся, потому что наносим удар,
боимся, потому что дрожим"
Подтверждение:
1.
Эксперимент:
испытуемых просили оценить предъявлявшиеся им анекдоты и карикатуры
При этом требовалось держать во рту карандаш
Но
одни испытуемые должны были удерживать его зубами, невольно изображая подобие улыбки,
а другие — губами, отчего лицо принимало хмуро-напряженное выражение
Первая группа сочла предъявлявшиеся им истории и картинки гораздо более смешными
2.
При отсутствии чувствительности внутренних органов — так называемой висцеральной анестезии
человек становится эмоционально совершенно индифферентным
опыт также свидетельствует о влиянии задержки телесных проявлений эмоциональных переживаний на саму эмоцию
— обычно в сторону ее ослабления
3.
Воздействие алкоголя или опиума улучшает настроение, а брома — ухудшает.
Следовательно, в данном случае эмоциональное переживание возникает исключительно на основе телесных процессов
4.
Болезням вазомоторной системы обычно сопутствуют эмоциональные переживания без какой-либо иной причины:
неврастеник переживает совершенно обычный страх, не имея на то абсолютно никаких оснований
Критика:
Физиологами
Ч.С. Шеррингтоном
который перерезал собаке спинной мозг в шейной области и нерв вагус,
почти полностью исключив возможность возникновения каких-либо внутренних ощущений.
Следовательно, коль скоро теория правомерна, у такого животного не должны возникать какие-либо эмоциональные состояния.
Но, как оказалось, животное на соответствующие условия отвечало привычными эмоциональными реакциями:
на угрожающую ситуацию — страхом,
а на приятную — удовольствием.
У. Кенноном и др.
Оперативным путем он полностью вырезал у кошки часть нервной системы, ответственной за висцеральные реакции, сопутствующие эмоции страха или гнева,
исключив тем самым возможность возникновения органических ощущений.
Затем он поместил подопытное животное в ситуацию страха (показал собаку).
Выяснилось, что в этих условиях кошка реагирует точно так же, как до операции — выявляет выраженную реакцию страха
1.
отмечалось, что ошибочно само исходное положение, в соответствии с которым
каждой эмоции соответствует
свой собственный набор физиологических изменений
Экспериментально было показано, что
одни и те же физиологические сдвиги
могут сопровождать разные эмоциональные переживания
физиологические сдвиги
имеют слишком неспецифический характер
и потому сами по себе не могут определять
качественное своеобразие
и специфику эмоциональных переживаний
2.
вегетативные изменения в организме человека обладают определенной инертностью,
т.е. могут
протекать медленнее
и не успевать следовать за той гаммой чувств, которые человек способен иногда переживать почти одномоментно
Например:
страх и гнев
или страх и радость
3.
Эмоциональные проявления во многом определяются культурными нормами
Пример:
В Японии проявление печали и боли в присутствии лиц более высокого положения рассматривается как демонстрация непочтительности
Поэтому японец, которому делается выговор, должен выслушать его с улыбкой
У нас это, наоборот, сочли бы дерзостью
Л.С. Выготский подверг эту теорию критике за противопоставление
«низших», элементарных эмоций,
как обусловленных сдвигами в организме, «высшим»,
истинно человеческим переживаниям (эстетическим, интеллектуальным, нравственным и др.),
будто бы не имеющим никаких материальных оснований.
Источник: Лекции Чуриловой Татьяны Михайловны, к.б.н
Mind Map: © Ольга Виноградова 2016

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о